Коммунисты просят президента отметить годовщину свержения в россии царской власти. Иностранная пресса о россии и не только

В столетнюю годовщину трагических событий 1917 года протоиерей Александр Лебедев обращается к причинам и последствиям великой русской трагедии. В его размышлениях и переживаниях с болью за Отечество и Церковь звучит голос русского зарубежья.

«Не предаждь же нас до конца имени Твоего ради и не разори завета Твоего, и не отстави милости Твоея от нас, яко, Владыко, умалихомся паче всех язык и есмы смирени по всей земли днесь, грех ради наших, и несть во время сие начальника, пророка и вождя.»

Сто лет назад произошла страшная трагедия русского народа, т.н. «февральская революция», во время которой государь, царь-мученик Николай Александрович, предательски был лишен престола, Россия осталась без главного печальника-Удерживающего, и вся страна обрушилась в бездну.

И самым страшным последствием было то, что православный русский народ перестал молиться за царя.

Священное Писание совершенно ясно говорит о необходимости молиться за царя.

Святой апостол Павел в своем Послании к Тимофею пишет: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2,1-4).

И это было написано в то время, когда царь, т.е. император Римский, был язычником и преследователем христиан! Насколько более важно молиться за царя православного — помазанника Божия.

Однако русский народ забыл про эту заповедь и в феврале-марте 1917-го года перестал молиться за царя.

И произошло то, о чем предупреждал апостол: пресеклась тихая и безмятежная жизнь, проводимая во всяком благочестии и чистоте, и вся страна поверглась в кровавую бездну, принося в жертву миллионы людей.

Многие из нас как-то не придают значения февральской революции, сосредоточивая свое внимание на событиях октября — т.е. на большевистском перевороте.

Однако следует нам понять и твердо помнить: без февраля не было бы октября.

Большевики сами признаются в этом. Например, Лев Троцкий ясно это определил, написав в своем труде «История русской революции»: «Февральская революция была только оболочкой, в которой скрывалось ядро Октябрьской революции».

Развал русской армии, освобождение из заключения и ссылки опасных революционеров (и вместе с ними — огромного числа уголовных преступников), закрытие церковно-приходских школ, разграбление церковного имущества, расправа над духовенством и хранителями порядка — вот плоды февральской революции.

Но горше всего была утрата Богом установленной симфонии между Церковью и государством, между царем и народом.

Государь являлся печальником российской земли. Он молился за свой народ, и народ молился за него.

Все это было разрушено в печальные дни февраля-марта 1917 г. Как писал прот. Сергий Булгаков, совсем не монархист по убеждениям, в своих воспоминаниях: «Россия вступила на свой крестный путь в день, когда перестала молиться за царя».

В наши дни, наоборот, многие ставят в вину царю-мученику императору Николаю II происшествия февральской революции и пишут, что Россия из-за царя оказалась на краю пропасти.

Противопоставим их мнению другую точку зрения.

«Теперь, когда исполнилось пятьдесят лет со времени гибели Российскаго Царства, нашему взору открывается через минувшие полвека, с полной ясностью, как первопричина гибели нашего отечества — февральская революция. Она встает пред нами, как величайшее злодеяние, когда либо совершенное в русской истории, ибо приведшее русский народ, через полгода, к мрачной бездне полного извращения человеческих чувств и человеческой совести.

Не станем выносить свой суд и мерить своим мерилом злодеяние февраля 1917 года, а обратимся к объективному свидетелю тех событий, — тогдашнему военному министру Англии, Уинстону Черчиллю, который в своей книге «Русская катастрофа — Россия и её царь» так оценил эпоху февральской революции:

‟Положительно ни к одной нации судьба не была столь жестока, как к России. Её корабль пошел ко дну уже в виду пристани; она попала в бурю, когда все было кончено, все жертвы принесены и последнее усилие сделано. Отчаяние и предательство похитили власть как раз в то время, когда труд был завершен. Длительное отступление было остановлено, прекращен снарядный голод, оружие стало поступать в избытке, более сильная, увеличенная армия, прекрасно снабженная, охраняла величайший фронт, и резервы изобиловали храбрыми людьми. Уже не предстояло трудных действий. Чтобы без особого напряжения удерживать уже ослабевшие силы врага, — выжидать, — вот все, что предстояло России до достижения плодов общей победы... Теперь принято поверхностно отметать царский режим, как близорукую, испорченную и неспособную тиранию. Но наблюдение за его 30-месячный период войны должно исправить это неглубокое мнение и уяснить действительное положение. Мы можем судить о могуществе Российской Империи по тем боям, которые она выдерживала, по пережитым ею бедствиям и по тому, как она оправилась. В жизни государства на его главу ложится позор или честь результата борьбы за существование государства.

Почему же в этом строгом испытании отказывать императору Николаю II? Он совершал ошибки, но какой же правитель их не совершал? Он не был ни великим полководцем, ни великим властелином, а был лишь обыкновенным человеком, правдивым, милостивым, поддерживаемым во всей Своей повседневной жизни верою в Бога. Но тяжесть высших решений сосредоточивалась на нем. Ему приходилось быть компасной иглой: война или мир; наступать или отступать; демократизовать или держать крепко; уступить или настаивать, — вот поле сражения Николая II. Почему же он за это не заслуживает чести? Покорное наступление русских армий, спасшее в 1914 г. Париж; преодоленныя мучения безоружного отступления; победы на Карпатах; вступление России в кампанию 1917 года непобежденной, сильнее, чем когда либо, — разве во всем этом нет ему славы? Несмотря ни на какие ошибки, режим, который он олицетворял и собою завершал и придавал жизненную силу, — в то время уже выиграл войну для России. Но его собрались свергнуть. Вмешалась темная рука, управляемая безумием. Ушел царь… Предайте его все и все, что он любил, предайте его ранам и смерти, преуменьшайте его заслуги, извращайте его поступки, предавайте память его поруганию, — но скажите, — кто другой явился способным после него? Кто повел Русское государство? Оно упало после него навзничь...”

Строки британского министра дают объективно-деловитую оценку безумия февральской революции».

Петр Мар, «Февральская революция в исторической перспективе», Православная Русь, 1967, № 3, стр. 6.

Об отречении государя много сейчас пишут. Не нам давать оценку историческим событиям. Оставим это дело историкам. Однако по вопросу об отречении государя следует прислушиваться к голосу великого святителя, Патриарха Тихона Московского. Он писал по случаю получения известия об убийстве государя Николая II:

«Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего государя: беспристрастный суд над ним принадлежит истории, а он теперь предстоит пред нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что он, отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией».

Следует отметить, что многие проповедники благочестия на Руси (напр. преп. Серафим Саровский, св. прав. Иоанн Кронштадский и др.) видели в своем царе — помазаннике Божием предреченного в Священном Писании «Удерживающего», о котором говорится во Втором Послании св. апостола Павла к Фессалоникийцам: Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес. 2, 7).

Однако Господь не оставил русский народ без печальника-молитвенника, даже при утрате, по грехам нашим, Удерживающего.

И послал Он нового печальника в том же роковом 1917-м году — святителя Тихона, Патриарха Московского, который бесстрашно обличал богоборцев и их приспешников и боролся за свою боголюбивую паству.

Не всем известны Послания святого Патриарха Тихона. Они во время их написания, в большинстве случаев, не были опубликованы.

О бесстрашии святителя и исповедника Патриарха Тихона можно судить по следующим словам из вышеприведенного Слова, произнесенного 8/21 июля 1918 г. в Церкви Казанской Божией Матери на Красной Площади напротив Кремля, по случаю получения известия об убиении царя-мученика (в то время большевики еще скрывали, что вместе с государем была убита вся царская семья):

«Он [Государь] ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе... и вдруг он приговаривается к расстрелу где-то в глубине России небольшой кучкой людей не за какую-либо вину, а за то только, что его будто бы кто-то хотел похитить. Приказ этот приводят в исполнение, и это деяние — уже после расстрела — одобряется высшей властью. Наша совесть примириться с этим не может, и мы должны во всеуслышание заявить об этом как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточают в тюрьму, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в уповании, что и к нам будут отнесены слова Спасителя нашего: Блажени слышащии слово Божие и хранящии е (Лк. 11,28)

О необходимости поминать и молиться за царей напомнил нам совсем недавно Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II на торжественном акте по случаю 70-летия Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшаго Патриарха Кирилла.

В своей речи Патриарх Илия II сказал:

«От лица Грузинской Православной Церкви и от себя лично сердечно поздравляю Вас с семидесятилетним юбилеем! Отмечая такие даты, мы всегда анализируем пройденный путь и внимательно всматриваемся в будущее.

Помню, в день моей интронизации ко мне подошел один мудрый человек и сказал: «Господь возложил на Вас тяжелый крест, и для того, чтобы облегчить его, поминайте ваших царей и Патриархов — они помогут в несении этой непосильной ноши».

С тех пор я исполняю это и всегда ощущаю их помощь. Да помогут и Вам, Ваше Святейшество, цари и Патриархи земли Русской!»

В наше время, спустя сто лет после событий февральской революции, необходимо всем нам молитвенно поминать царей и Патриархов земли Русской, да не повторится страшная трагедия, постигшая Россию, переставшую в тяжкое время молиться за царя. И необходимо со скорбью отмечать, что грех цареубийства — убиение помазанника Божия — остается нераскаянным грехом большинства русского народа.

Вспомним слова самого царя-мученика, написанные в его дневнике в день мнимого отречения: «Кругом измена, трусость, и обман.»

Остановимся, вдумаемся в эти слова.

По моему мнению, нет ни одного разумного человека, который не содрогается при чтении этих слов.

Итак, спрашивают, какова причина февральской революции и последующих бедствий?

Ответ на этот вопрос дал великий печальник и исповедник Церкви Российской Святой Патриарх московский Тихон, который в 1919 году выступил с Посланием ко всем верным чадам Православной Российской Церкви, призвав к всенародному покаянию в грехах, 26 июля (8 августа) 1918 г.

«Смиренный Тихон, Божией милостью Патриарх Московский и всея России, всем верным чадам Православной Российской Церкви.

Возлюбленные о Господе братие и чада!

Долг архипастырской любви, объемлющей болезни и скорби всего православного народа русского, повелевает Нам снова обратить к вам Наше отеческое слово. Вместе с вами Мы страждем сердцем при виде непрекращающихся бедствий в нашем Отечестве; вместе с вами молим Господа о том, чтобы Он укротил Свой гнев, доныне поддающий землю нашу.

Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего её.

Где же причина этой длительной болезни, повергающей одних в уныние, других — в отчаяние?

Вопросите вашу православную совесть, и в ней найдете ответ на этот мучительный вопрос. Грех, тяготеющий над нами, — скажет она вам, — вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и злоключений. Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех сделал то, что Господь, по слову пророка, отнял у нас и посох и трость, и всякое подкрепление хлебом, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливого и старца (ср. Ис. 3,1-2). Грех помрачил наш народный разум, и вот мы ощупью ходим во тьме без света, и шатаемся, как пьяные (ср. Иов 12,25).

Грех разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинной кровью, проливаемой братской рукой, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою.

Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу. Мы не отвергли этого искушения, как отверг его Христос Спаситель в пустыне. Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог (же) поругаем не бывает (Гал. 6,7).

И вот мы алчем, жаждем и наготуем в земле, благословленной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на сам народный труд и на все начинания рук наших.

Грех — тяжкий, нераскаянный грех — вызвал сатану из бездны, изрыгающего ныне хулу на Господа и Христа Его и воздвигающего открытое гонение на Церковь. О, кто даст очам нашим источники слез, чтобы оплакать все бедствия, порожденные нашими всенародными грехами и беззакониями, — помрачение славы и красоты нашего Отечества, обнищание земли, оскудение духа, разорение градов и весей, и поругание храмов и святынь, и все это потрясающее самоистребление великого народа, которое сделало его ужасом и позором для всего мира.

Где же ты, некогда могучий и державный, русский православный народ? Неужели ты совсем изжил свою силу? Как исполин, ты, великодушный и радостный, совершал свой великий указанный тебе свыше путь, благовествуя всем мир, любовь и правду. И вот, ныне ты лежишь, поверженный в прах, попираемый твоими врагами, сгорая в пламени греха, страстей и братоубийственной злобы. Неужели ты не возродишься духовно и не восстанешь снова в силе и славе своей? Неужели Господь навсегда закрыл для тебя источники жизни, погасил твои творческие силы, чтобы посечь тебя, как бесплодную смоковницу?

О, да не будет сего. Одна мысль об этом повергает Нас в трепет.

Плачьте же, дорогие братие и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах вашего Отечества, пока оно не погибло до конца. Плачьте о себе самих и о тех, кто по ожесточению сердца не имеет благодати слез. Богатые и бедные, ученые и простецы, старцы и юноши, девы, младенцы, соединитесь все вместе, облекитесь, подобно Ниневитянам, во вретище и умоляйте милосердие Божие о помиловании и спасении России. Отложите тогда житейские заботы и попечения и спешите в Божии храмы, чтобы восплакать перед Господом о грехах своих, чтобы восскорбеть печалью вашей перед лицом нашей Заступницы усердной и всем сонмом великих угодников Божиих.

Пусть каждый из вас попытается очистить свою совесть пред духовным отцом и укрепится приобщением животворящего Тела и Крови Христовых.

Да омоется вся Русская земля, как живительной росой, слезами покаяния, и да процветет снова плодами духа. Господи Человеколюбче! Приими очистительную жертву кающихся пред Тобой людей Твоих, отыми от нас дух малодушия и уныния и Духом владычним, Духом силы и крепости утверди нас. Возсияй в сердцах наших свет Твоего разума, и посети виноград сей, и сверши и, егоже насади десница Твоя (Пс. 79,15-16). Аминь».

Пастырская совесть призывает меня в эти скорбные дни обратиться ко всем с призывом к покаянию во спасение душ наших.

В чем да поможет вам Господь Бог и Пресвятая Богородице, наипаче же благоверный царь-мученик Николай II и все новомученики и исповедники Церкви Российской!

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов собирается попросить Владимира Путина отметить на государственном уровне столетие Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Об этом коммунист рассказал «Газете.Ru» в преддверии встречи президента России с парламентскими фракциями.

По словам Зюганова, это очень важные даты, значение которых население «должно правильно понимать». Помочь ему в этом могло бы массовое документальное кино, которое еще Владимир Ленин называл важнейшим для большевиков искусством, показанное на федеральных телеканалах страны. Очевидно, что предложение лидера российских коммунистов может найти поддержку президента, который уже дал распоряжение Российскому историческому обществу и Министерству культуры подготовить к этой исторической дате план праздничных мероприятий.

Начнут с «Авроры»

«Эта дата должна быть отмечена не только в нашей стране, но и во всем мире. К ней надо тщательно готовиться. Мы, например, подготовили целую серию фильмов и о ленинско-сталинской модернизации, о народных предприятиях, реформах в Китае лидера коммунистов Дэн Сяопина и многом другом. Эти фильмы очень хорошо сделаны и должны быть показаны по центральному российскому телевидению», — рассказал «Газете.Ru» о своих предложениях Геннадий Зюганов.

Лидер коммунистов убежден, что, посмотрев просветительское кино, россияне могли бы многому научиться, в том числе узнать, как победить экономический кризис.

«В феврале власть в стране захватило буржуазное правительство, среди представителей которого не был масоном только министр железнодорожного транспорта. Фактически эти люди предали Россию, завалив все. И лишь воля большевиков — Ленина и его команды — спасла страну. Именно они сумели ее мирно и демократично собрать под знамена труда, справедливости и дружбы народов», — изложил свой взгляд на события столетней давности «Газете.Ru» Зюганов.

По его мнению, именно на октябрьском съезде большевиков в 1917 году распавшаяся Российская империя собралась в новой форме — советского социалистического государства.

Сами коммунисты к праздничной годовщине уже вовсю готовятся: объявили призыв в ряды КПРФ в честь Великого Октября и начали подготовку международной встречи коммунистических партий со всего мира. Как рассказал «Газете.Ru» глава комитета по делам СНГ, член КПРФ Леонид Калашников, к участию в праздничных мероприятиях будут приглашены представители более 70 стран, в том числе Китая, Индии, Вьетнама, Франции, Германии, Великобритании, Белоруссии и других.

«Мы начнем свои мероприятия в Санкт-Петербурге, где прозвучал исторический сигнальный выстрел крейсера «Аврора» (25 октября корабль сделал холостой выстрел по Зимнему дворцу. — «Газета.Ru»), а продолжим в Москве, где пройдет международная конференция, посвященная 100-летию. Сейчас мы решаем эти организационные вопросы. Пока сложно сказать, сколько будет человек», — пояснил Калашников, отметив, что все расходы партия берет на себя.

Красных и белых пора помирить

Как отнесется к идее КПРФ отметить праздник на государственном уровне Владимир Путин, пока неизвестно. Выступая с посланием Федеральному собранию 1 декабря, глава государства призвал не допустить спекуляций на трагических страницах российской истории и не вносить раскол в общество. По его словам, «недопустимо спекулировать на трагедиях, которые коснулись практически каждой семьи в России, по какую бы сторону баррикад ни оказались наши предки».

В минувший понедельник Владимир Путин подписал распоряжение о подготовке и проведении мероприятий в связи со 100-летием революции. Какой именно — Февральской или Октябрьской — в документе, правда, не уточняется. В тексте Российскому историческому сообществу, которое возглавляет глава СВР Сергей Нарышкин, рекомендуется создать организационный комитет по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, а также в месячный срок со дня его образования разработать и утвердить план проведения мероприятий. Также к работе оргкомитета должны быть привлечены Минкульт и — на своем уровне — власти субъектов.

Как рассказали «Газете.Ru» в руководстве Российского исторического сообщества, работа над поручением президента уже началась и ровно в указанные сроки план юбилея будет представлен.

«Какие именно это будут мероприятия, пока сказать сложно, это могут быть и всевозможные научные лекции, конференции, и выпуск исторической литературы»,

— рассказал «Газете.Ru» сопредседатель РИО академик РАН Анатолий Деревянко.

По его словам, данные мероприятия важно провести так, чтобы помирить белых с красными, потому что они в равной степени правы.

«Самые страшные войны — конфессиональные и гражданские войны, где нет ни побежденных, ни победителей. И нам давно нужно отразить весь трагизм этих лет. Нам нужно сделать все, чтобы перестать делить одних и других. Это ненужная вредная процедура оценки исторического события: кто за, а кто — против», — считает Деревянко. Академик также подчеркнул, что любая революция, с одной стороны, это новый виток развития общества, а с другой — трагедия.

Впрочем, по мнению политологов, в российском обществе уже давно нет разногласий по поводу событий 1917 года — они просто не волнуют россиян.

«Думаю, что раскол общества на красных и белых — это миф, причем уже довольно старый.

Понятно, что в обществе существуют расколы и разломы по разным основаниям, но все-таки тема революции и Гражданской войны 1917 года уже совершенно не актуальна», — рассуждает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, отмечающий, что внуки участников тех событий уже никак не конфликтуют.

По его словам, к этому юбилею не нужно относиться ни как к празднику, ни как к трагедии, это просто событие, которое было в истории России, как, например, Отечественная война 1812 года.

КТО КОГО ПРЕДАЛ?

В потоке антисоветчины, которая ежедневно льется с экранов ТВ и других СМИ появилась новая тема с подачи президента в 2014 году в 100-летнюю годовщину начала Первой мировой войны, которая с тех пор раскручивается и регулярно озвучивается различными политическими проходимцами и прохиндеями от сына юриста и до штатных и нештатных политиков и политиканов, опирающимися на мнение президента о предательстве большевиков.

7 ноября 2017 года исполняется 100 лет Великой Октябрьской социалистической революции, изменившей и перевернувшей мир в ХХ веке. 100-летняя годовщина революции используется как повод для очередной антисоветской промывки мозгов русскому народу. К сожалению, действительно, в России выращено поколение людей, которые мало что знают не только о Великой революции и Первой мировой войне, но и о Великой Отечественной войне, чем пользуется современный режим в России и обслуживающие его СМИ, чтобы впаривать «дорогим россиянам» любые фальсификации и инсинуации, обеляющие царизм и пришедшую на его место буржуазную республику и очерняющие советскую власть, вроде заявления президента РФ о предательстве большевиков в Первой мировой войне.

100-летняя годовщина Великой Октябрьской социалистической революции - очередной повод для либералов и «патриотов» продемонстрировать свою ненависть и свою глупость по адресу большевиков и Советской власти, в том числе и за отказ большевиков использовать русских в качестве пушечного мяса для защиты западных демократий от «тевтонов», чего либералы не могут забыть и простить до сих пор большевикам, и за мир без аннексий и контрибуций - отказ от Царьграда и проливов Босфор и Дарданеллы, чего не могут забыть и простить большевикам современные, не шибко просвещенные, «ура-патриоты».

«Странное и чудовищное», как писал когда-то Ленин, беспамятство демонстрируют современные хулители большевиков в своем стремлении к месту и не к месту лягнуть советскую власть. И хотя они родились в великой стране лет через несколько десятков лет после заключения БРЕСТСКОГО МИРА 3 марта 1918 года и его аннулирования 13 ноября того же года, но как пепел Клааса стучит в их сердцах Брестский мир, который они с видом знатоков позволяют себе свысока глумливо называть Брест-литовской капитуляцией, предательством, демонстрируя политическое невежество и элементарную безграмотность, а, вернее, злонамеренную клевету - родовые отметины всех антисоветчиков, будь-то «демократы» или «патриоты».

На наших глазах произошла величайшая трагедия. Уничтожено великое государство, идет вымирание русского народа. историческая Россия превратилась в исторический нонсенс под именем РФ. Это преступление по масштабам и последствиям для миллионов людей превосходит все вместе взятые деяния и преступления и белых, и красных, и фашистской Германии, но это не волнует «русских патриотов» и либералов, не дает им покоя именно Брестский мир - этот кратковременный вынужденный эпизод в истории, спасший страну от полного разгрома немцами. Они не знают, что большевики не только разгромили и изгнали всех хотевших прихватить лакомые куски Российской империи - немцев, американцев, японцев, англичан, французов и разных поляков и их белых приказчиков - Деникиных, Врангелей, Юденичей, Колчаков, Красновых и прочих Семеновых с Унгернами, но и воссоздали Великую Россию в лице Советского Союза, разгромили гитлеровскую Германию во Второй мировой войне, превратили страну в супердержаву, освоили космос, создали ракетно-ядерный щит и, между прочим, стали мировой морской державой с мощным океаническим флотом. Конечно же, все это они прекрасно знают. За исключением, может быть, совершенно отмороженных. Этого они и не могут простить большевикам.

Нет больше великой сверхдержавы… Но «патриотов» и либералов это не интересует и не волнует, возмущаются они до сих пор только вынужденным заключением большевиками Брестского мира. Антисоветские политические наперсточники ловко перевешивают антисоветскую лапшу, навешенную им самим Волкогоновыми, Радзинскими, Солоухиными, Коротичами, Сванидзе, Карауловыми, Млечиными и прочими правдюками, на неокрепшие уши русской молодежи и развесистые уши выживших из ума пенсионеров.

Обратимся к истории реальной, а не выдуманной антисоветчиками, тоскующими по патриархально-лапотной России, чтобы понять какая альтернатива Брестскому миру была и была ли она у России. Вот свидетельство человека, монархиста и убежденного борца с Советской властью, Василия Витальевича Шульгина, активнейшего участника российской истории, лично (в качестве представителя Государственной Думы) принявшего отречение от престола Николая II и в 1918 году вступившего в Белую (Добровольческую) армию:

«Представим себе, что Ленин стал бы на нашу точку зрения:

- Война до победного конца !

Примем во внимание, что Февральская революция имела своей главной причиной утомление от войны. На этой почве Государственная Дума поссорилась с Короной. Монархия пала. В то мгновение, когда это случилось, сломалась ось, вокруг которой крутилось русское колесо. И все развалилось. Колесница безнадежно стала, мало того - увязла в болоте анархии. Как я теперь понимаю, продолжать войну было безумием. Пусть это безумие продиктовано было высокими чувствами, но все же это было безумие. Фактически войну уже нельзя было продолжать . Февральская революция была военным мятежом в столице, который передался на фронт. Известно, что для подавления этого мятежа с фронта была снята одна из лучших дивизий и послана на Петроград. Но она взбунтовалась по дороге. Взбунтовался также и личный конвой Государя, два батальона, состоявших исключительно из георгиевских кавалеров. Он также был отправлен на усмирение под командой популярного генерала Иванова.

Временное правительство пыталось овладеть фронтом. Но наше наступление 18 июня 1917 года, вдохновляемое лично Керенским, кончилось позорным бегством наших войск. Россия ужаснулась, узнав о безобразиях, учиненных бежавшими солдатами под Калишем.

Утомление войной сказалось еще раньше. В 1916 году нам было доложено в Особом совещании по обороне цифры наших потерь и потерь противников. Наши потери по немецким подсчетам, исчислялись в восемь миллионов убитых, раненых и пленных. Цифра сдавшихся в плен была очень велика. Потери противника были четыре миллиона. Немцев-германцев было у нас в плену 300 тысяч, но австрийцев неизмеримо больше. Это были главным образом славяне, не желавшие воевать с Россией. Но и русских солдат было в плену и противника чрезвычайно много. То был серьезный показатель.

Война была ошибкой. Нельзя было посылать русских пахарей на смерть ради суверенитета Сербии и за наш престиж на Балканах . Для безграмотных людейсуверенитет и престиж были понятия совершенно непонятные. И это сказалось. Надо сказать, что посылать разложившеюся русскую армию против армии немецкой, не потерявшей дисциплины, - это уже нельзя было назвать войной. Если бы наши пошли, это означало бы их истребление.

Сохранился (он был в немецких газетах) рассказ одного немецкого офицера. Он говорил:

Русские иногда предпринимали разрозненные, беспорядочные, а потому безнадежные попытки идти на нас. Однажды мне пришлось видеть в бинокль то, что я сначала не понял. Несмотря на наш сильный огонь, они приближались, делая перебежки согласно правилам наступления. Перебежав, они ложились, как полагается. Но мы заметили, что перед каждой новой перебежкой, лежа, они поднимали одну руку. Сделав это, вскакивали и делали новую перебежку. И, наконец, мы поняли. Несчастные голосовали! Поднимая руки, они решали, делать ли новую перебежку. Если было большинство, они ее делали.

Поэтому найдем в себе мужество признать, что после февральской революции воевать «до победного конца» было утопией. Можно было только добиваться «похабного конца».

Ленин взял на себя этот позор. И он не скрывал ни от самого себя, ни от своих союзников, что такое Брестский мир. Ведь выражение «похабный мир» ему и принадлежит.

Но под этой «похабностью», рассуждая спокойно, можно разглядеть нечто, что могло оправдывать потерю Россией своего Юга. И это нечто - кровь человеческая. Каков бы не был мир, но он прекратил бойню на русском фронте, сохранив много жизней».

Не будем забывать, что заключению 3.03.1918 года «похабного» Брестского мира предшествовало заключение 15.12.1917 года Советским правительством перемирия с Германией и ее союзниками, что тоже сохранило тысячи русских жизней. А что же произошло бы тогда на русско-германском фронте, если бы Советская Россия не заключила сепаратный мир с немцами?

«Если не произойдет чуда, - сказал он, покашляв, - то мы погибли. Армии больше не существует... Фронт бежит... Солдаты уезжают на крышах вагонов... остановить разрушение фронта нет человеческой возможности... Это отлив океана... русский солдат потерял представление, за что он воюет, потерял уважение к войне, потерял уважение ко всему, с чем связана эта война, - к государству, к России. Солдаты уверены, что стоит крикнуть: «Мир», - в тот же самый день войне конец... И не хотим замиряться только мы - господа... Понимаете, - солдат плюнул на то место, где его обманывали три года, бросил винтовку, и заставить его воевать больше нельзя... К осени, когда хлынут все десять миллионов... Россия перестанет существовать как суверенное государство» (А.Н.Толстой. Хождение по мукам).

Может быть, вот такая альтернатива? Впереди был еще целый 1918 год, ведь Германия капитулировала только в ноябре 1918 года.

«... Я везу план военному министру. Несколько господ генералов составили план спасения фронта... Оригинально... Во всяком случае, союзникам нельзя будет упрекнуть наших генералов в отсутствии желания воевать. План такой: объявить полную демобилизацию в быстрые сроки, то есть организовать бегство и тем спасти железные дороги, артиллерию, огневые и продовольственные запасы. Твердо заявить нашим союзникам, что мы войны не прекращаем. В то же время выставить в бассейне Волги заграждение из верных частей - таковые найдутся; в Заволжье начать формирование совершенно новой армии, ядро которой должно быть из добровольческих частей; поддерживать и формировать одновременно партизанские отряды... Опираясь на уральские заводы, на сибирский уголь и хлеб, начать войну заново...

Открыть фронт немцам... Отдать родину на разграбление! - крикнул Телегин.

Родины у нас с вами больше нет, - есть место, где была наша родина. - Рощин стиснул руки, лежавшие на скатерти. - Великая Россия перестала существовать с той минуты, когда народ бросил оружие... Как вы не хотите понять, что уже началось... Николай-угодник вам теперь поможет? - так ему и молиться забыли... Великая Россия теперь навоз под пашню... Все надо заново: войско, государство, душу надо другую втиснуть в нас...» (А.Н.Толстой. Хождение по мукам).

«Близкий дыбился фронт. Армии дышали смертной лихорадкой, не хватало боевых припасов, продовольствия; армии многоручно тянулись к призрачному слову «мир»; армии по-разному встречали временного правителя республики Керенского и, понукаемые его историческими криками, спотыкались в июньском наступлении; в армиях вызревавший гнев плавился и вскипал, как вода в роднике, выметываемая глубинными ключами…» (М.Шолохов. Тихий Дон).

Август 1917. В кулуарах Большого театра, во время перерыва в заседании членов Московского государственного совещания Корнилов в беседе с Калединым:

«Единый фронт, сплоченность безусловно необходимы. Без проведения в жизнь указанных мной мероприятий нет спасения. Армия органически не способна драться. Такая армия не только победы не даст, но и не сумеет выдержать сколько-нибудь значительного натиска. Части растлены большевистской пропагандой. А здесь, в тылу? Вы видите, как рабочие реагируют на всякую попытку найти меры к их обузданию? - забастовки и демонстрации. Члены совещания должны идти пешком… Позор! Милитаризация тыла, установление суровой карающей руки, беспощадное истребление всех большевиков, этих носителей маразма, - вот ближайшие наши задачи…

Сняли намордник, а теперь сами трусят своей революционной демократией, просят двинуть с фронта к столице надежные воинские части и в то же время, в угоду этой демократии, боятся предпринимать что-либо реальное. Шаг вперед, шаг назад… Только при полной консолидации наших сил, сильнейшим моральным прессом мы сможем выжать из правительства уступки, а нет - тогда посмотрим! Я не задумаюсь обнажить фронт, - пусть их вразумляют немцы!..

Вам надо иметь под рукой надежные казачьи части, чтобы обеспечить себя от всяких случайностей изнутри. По возвращению в Ставку я поговорю с Лукомским, и мы, наверное, изыщем возможность отправить с фронта на Дон несколько полков…»

«Час спустя Каледин, донской атаман, выступал перед затихшей аудиторией с «Декларацией двенадцати казачьих войск».

По Дону, по Кубани, по Тереку, по Уссури, по казачьим землям от грани до грани, от станичного юрта до другого, черной паутиной раскинулись с того дня нити большого заговора». (М.Шолохов. Тихий Дон)

Так, кто кого предал?

«Фронт рушился . Если в октябре солдаты уходили разрозненными, неорганизованными кучками, то в конце ноября с позиций снимались роты, батальоны, полки; иные уходили налегке, но большей частью забирали полковое имущество, разбирали склады, постреливали офицеров, попутно грабили и раскованной, буйной полноводной лавиной катились на родину.

В сложившейся обстановке было бессмысленно назначение 12-го полка задерживать дезертиров, и полк - после того как его вновь кинули на позиции, тщетно пытаясь затыкать те дыры и прорехи, которые образовывала пехота, бросавшая свои участки, - в декабре снялся с позиций, походным порядком до ближайшей станции и, погрузив все полковое имущество, пулеметы, запасы патронов, лошадей, тронулся внутрь перекипавшей в боях России…

Глубокой осенью 1917 года стали возвращаться с фронта казаки…

Каледин, успевший к этому времени (ноябрь-декабрь 1917 года -С.Е.) стянуть на Дон почти все казачьи полки, бывшие на румынском и австро-венгерском фронтах, расположил их по железнодорожной магистрали Новочеркасск - Чертково - Ростов - Тихорецкая… Наиболее сохранившиеся полки - 27-й, 44-й, и 2-й запасной - находились находились на станции Каменской. Туда же в свое время были отправлены из Петрограда Лейб-гвардии Атаманский и Лейб-гвардии казачий полки. Пришедшие с фронта полки 58-й, 52-й, 43-й, 28-й, 12-й, 29-й, 35-й, 10-й, 39-й, 23-й, 8-й и 14-й и батареи 6-я, 32-я, 28-я, 12-я и 13-я были расквартированы в Черткове, Миллерове, Лихой, Глубокой, Звереве, а также в районе рудников. Полки из казаков Хоперского и Усть-Медведицкого округов прибывали на станции Филоново, Урюпинская, Серебрякова, некоторое время стояли там, потом рассасывались.

Властно тянули к себе родные курени, и не было такой силы, что могла бы задерать казаков от стихийного влечения домой. Из донских полков лишь 1-й, 4-й и 14-й были в Петрограде, да и те задержались там ненадолго…»(М.Шолохов. Тихий Дон).

Так, кто кого предал?

Впереди был еще целый 1918 год, ведь Германия капитулировала только в ноябре 1918 года. А это значит, оккупация европейской части России германскими войсками до конца 1918 года. И такой вариант мог иметь место, в том числе и для того, чтобы германскими штыками подавить революцию в России. Тем более, что такой опыт уже был у генерала Корнилова, когда им 3 сентября 1917 года была сдана немцам Рига с этой целью. Такая же судьба могла постигнуть и Петроград, и Москву.

Современным обвинителям и очернителям большевиков, по большому счету, глубоко наплевать и на кровь человеческую, и на жизни русских мужиков в серых шинелях, сохраненные большевиками. Я думаю, что они даже горько сожалеют об этом, ведь большинство сохранивших жизнь мужиков встали под Красные знамена большевиков и не только разбили господ и ваших благородий и их иностранных помощников, но и воссоздали великое государство Российское в виде «добровольного и честного союза народов России» - Советского Союза. Сожалеют они до сих пор о том, что еще в 1918 году не удалось немецкими штыками уничтожить большевиков и подавить Революцию в России. Они надеялись, что, не встречая сопротивления, ведь старая армия разбежалась, казачьи части были атаманами сняты с фронта и вернулись к себе домой, части старой армии на Украине и Закавказье переподчинялись силой новым национальным властям, не считавших немцев врагами и не собирающимися с ними воевать, немецкая армия захватит Петроград, где их ждал антибольшевистский свет, Москву и дойдет до Волги и покончит с властью большевиков. Немцы были не враги, а союзники в борьбе с общим врагом большевиками. Этого не произошло тогда, зато теперь антибольшевики могут компенсировать свое тогдашнее поражение грязными обвинениями большевиков в предательстве России в Первой мировой войне.

Отвечая на обвинения «белых» однокашников, бывший начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Бонч-Бруевич писал: «Суд истории обрушится не на нас, оставшихся в России и честно исполнявших свой долг, а на тех, кто препятствовал этому, забыв интересы своей Родины и пресмыкаясь перед иностранцами, явными врагами России в ее прошлом и будущем».

«Многие считали вначале, что дело революции безнадежно. Полный развал армии, массовое бегство с фронта, отсутствие снарядов, вот что досталось нам в наследие от Керенского. Российский пролетариат сумел скрепить, сплотить разрозненные силы, создав единую, стойкую Красную Армию». В. И. Ленин (Соч., т. 30, стр. 488)

Ну да ладно, большевики злодеи, а что же белые, так любезные «ура-патриотам»? Не признали Брестский мир, бросились на защиту единой и неделимой? Как бы не так.

«В газетах - о начавшемся наступлении немцев. Все говорят: «Ах, если бы!»... Вчера были у Б. Собралось порядочно народу - и все в один голос: немцы, слава Богу, продвигаются, взяли Смоленск и Бологое... Слухи о каких-то польских легионах, которые тоже будто бы идут спасать нас... Немцы будто бы не идут, как обычно идут на войне, сражаясь, завоевывая, а «просто едут по железной дороге» - занимать Петербург... После вчерашних вечерних известий, что Петербург уже взят немцами, газеты очень разочаровали... В Петербург будто бы вошел немецкий корпус. Завтра декрет о денационализации банков... Видел В.В. Горячо поносил союзников: входят в переговоры с большевиками вместо того, чтобы идти оккупировать Россию »- писал Бунин в «Окаянных днях».

Пусть придут любые иностранцы - немцы, англичане, французы, финны, поляки, все равно кто! Пусть захватят Москву и Кремль, Петербург и Зимний дворец! Пусть оккупируют хоть всю Россию, только бы избавили от русской «черни», «полудикарей», от большевиков. «Лучше черти, чем Ленин!..» - считал Бунин...

Так, кто кого предал?

Не бросились, а сотрудничали активно с немцами, как атаман Краснов, который откровенно пишет об этом:

«Историю борьбы донцов с большевиками можно разделить на следующие три периода.

Период первый - народная война казачьей народной армии против разбойничьих шаек большевиков - красной гвардии.

Период второй - народная война казачьей народной армии против красной рабоче-крестьянской НАРОДНОЙ армии за целостность своих границ.

Период третий - классовая война Добровольческой армии, в которую влились, как части, казачьи армии, против рабоче-крестьянской Красной армии.

Первые два периода были при косвенной ПОМОЩИ ГЕРМАНЦЕВ, последний - ПОД РУКОВОДСТВОМ и при материальном участии союзников - французов и англичан...(П.Краснов. Всевеликое Войско Донское).

Так, кто кого предал?

Или сосуществовали вполне комфортно под защитой германских штыков. Помните героев «Белой гвардии» любимого писателя советской антисоветской интеллигенции Булгакова? Кому они служили? Правильно! Гетману Скоропадскому и незалежней Украине, позабыв про единую и неделимую, а гетман опирался на германские штыки. А когда приперло, куда побежали? В Берлин. Вот вам и враг. А кому служили белые в Прибалтике, когда совместно с немцами и местными буржуазно - националистическими силами в 1918-1919 гг. боролись с советскими войсками, способствуя отделению Прибалтики от Советской России?

Так, кто кого предал?

И, конечно же, война не была ни Второй отечественной, ни Великой отечественной, хотя в кругах близких к императору и в либерально-патриотических кругах пытались так ее называть, но поддержки в народе не нашли. Оккупация части западной территории Российской империи немцами было явно недостаточно для объявления войны войной отечественной.

Генерал Данилов писал:

«Император Николай II любил исторические параллели, и потому сравнение минувшей войны с отечественной его соблазняло давно...».

Но мало назвать войну отечественной, надо суметь создать в сердцах всего народа соответствующую волю к сопротивлению и борьбе не только на фронте в рядах армии, но и в тылу захватчиков в партизанских отрядах. Но фронта за линией фронта не было. Война не стала отечественной войной.

Хотел бы также заметить, что не очень вяжется со всенародной поддержкой войны 2 миллиона дезертиров, и обратить внимание на то, где проходила линия фронта к моменту свершения Октябрьской революции. А проходила она по территории Российской империи по линии Рига - Двинск - оз. Нарочь - Молодечно - Пинск - Луцк - Тернополь - Каменец-Подольский…, а, отнюдь, не по территории Германской империи, несмотря на патриотический подъем, высокую подготовку и техническую оснащенность, по мнению современных апологетов царизма и буржуазно-помещичьей России, русской армии. И это притом, что Восточный фронт не был главным для Германии и там было задействована только пятая часть германских вооруженных сил. И вообще в странах-победительницах революций не бывает, а по мнению президента Россия должна была быть победительницей да предатели-большевики помешали со своим Брестским миром. Если бы не Брестский мир, то немцы бы дошли до Волги и отстранили бы большевиков от власти. А там бы западные союзники нанесли поражение Германии, принудили ее к капитуляции и Россия вошла в число победителей, как Франция в 1945 году. На чужом горбу в рай… Предполагаю, что так думает президент и его присные...

Так, кто кого предал?

Отбросим большевиков - предположим, что не было Октябрьской Революции. Что ждало бы в этом случае Россию? Катастрофа - вот что ждало Россию, потому что предшествовала Революции война, приведшая к экономической разрухе, как следствие - Февральская революция (большевики отношения к ней не имели). Далее - экономический кризис и хаос, крестьянские бунты, захват помещичьих усадеб, прибавим к этому сепаратистские движения по всем окраинам России с объявлением независимости от России. Гражданская война и фактический развал Российской империи начался не в 1918 году, а в 1917 году и большевики здесь ни при чем. Несколько вариантов, но в любом случае Гражданская война. Война за передел земли или война за сохранение страны, или война за то и за другое. Либо полная капитуляция перед крестьянами, что маловероятно, либо отказ от «единой и неделимой» и превращение в аналог Российской Федерации, что тоже маловероятно. Революция спасла Россию от катастрофы и превратила ее в Великую сверхдержаву.

Так, кто кого предал?

Не проходит недели, чтобы и президент РФ В.В.Путин не ляпнул что-нибудь нелицеприятное и оскорбительное в адрес Ленина, большевиков и нашей Советской Родины. На днях он пнул советский патриотизм, противопоставив его своему «путинскому» патриотизму, предложенному им в качестве национальной идеи РФ. Я ничего не имею против Российского патриотизма - понимания, осознания факта неестественного, принудительного разделения России и русского народа и непринятие этого разделения, поддержка безусловного права России на восстановление в границах исторической России (Советского Союза) и воссоединения русского народа. Вот, что только может быть основой национальной идентичности, что может объединить всех настоящих патриотов России - и белых и красных, и левых и правых, и русских по рождению и русских по духу, верующих и атеистов. К сожалению, в России насаждается как основа национальной идентичности антисоветизм и клерикализм.

Ленин и Октябрьская Революция спасли Россию от катастрофы и превратила ее в Великую сверхдержаву. Не пристало президенту России судить Ленина, наших дедов, отцов, создавших и защитивших в тяжких трудах и кровавых боях нашу Советскую Родину, становясь на скользкий путь «душки» Керенского, желавшего осудить Ленина, но еле унесшего ноги от восставшего русского народа. Можно поскользнуться… История имеет свойство повторяться.

Так, кто кого предал?

Мы находимся на пороге очередной годовщины Октября 1917 г., которому в текущем году исполняется ровно 100 лет. В данной связи издание Akhbare-rooz готовит специальные выпуски, в которых вы сможете прочесть интервью с Маноло Монро, одним из лидеров испанского движения «Подемос» [исп. Podemos, «Мы можем!», движение левых активистов в Испании, основанное в 2014 г. — прим. перев.], а также с Саидом Рахнама, Парвизом Садакатом, Мухаммадом Карагезлю, Мухаммадом Малджу, Мехрдадом Ваххаби, Насером Мухаджером и Сухрабом Мобашшери [активисты левого движения Ирана, писатели, публицисты, экономисты и пр. — прим. перев.].

Итак, ровно век минул после свершения Революции 1917 г. Мы отдаем дань памяти тем событиям, поскольку до сегодняшнего дня они так и остались в истории как величайшая попытка Человечества покончить с всевластием капитала и после этого построить совершенно новый мир — мир социальной справедливости. И в настоящий момент мы можем видеть, что причины, по которым кто-то является убежденным сторонником революции, а кто-то — наоборот, ее противником, мало чем отличаются от тех, что изначально разделяли ряды согласных или категорически несогласных с ее идеями. И это в целом неудивительно. Потому как Октябрь 1917 г. ставил людей перед выбором: или приступить к началу строительства нового мира, в котором не будет места господству капитала и эксплуатации человека человеком, или же навсегда согласиться с тем, что капитализм, в различных его вариациях, является судьбой человечества, или же, своеобразным «концом истории».

Революционные дни Октября 1917 г. действительно, согласно словам одного известного журналиста, потрясли весь мир. И, в то же время, они стали отправной точкой новой эпохи в истории Человечества. Во-первых, в те дни политика уже окончательно перестала быть уделом или монополией аристократии, богатых землевладельцев или фабрикантов — ее полноправными участниками стали также и трудящиеся массы. Во-вторых — те события оказали колоссальное влияние на повседневную жизнь людей. Искусство, литература, философия, право на труд, система юстиции и демократические институты, народное хозяйство, образование и воспитание, отношения государства и граждан, религии и государства, социальное равенство и права женщин, окружающая среда, мир и безопасность, освободительные движения, права [наций — прим. перев.] на самоопределение — все эти сферы и явления социального и политического бытия разных народов и государств стали во многом ориентироваться на те идеалы, которые привнес в жизнь человечества Октябрь 1917. Во всех этих сферах стал заметнее, ощутимее тот контент, который ранее был словно скрыт, контент, связанный с жизнью и бытом простых, обычных людей.

Контекст

Запад слеп и не способен принять Россию

IL Fatto Quotidiano 30.09.2017

Октябрьская революция в сознании американцев

Rebelion 16.09.2017

Пьяный Ленин изменил Россию

Saut al-Iraq 03.09.2017

Февральская революция - заговор капиталистов

Sankei Shimbun 16.03.2017 Октябрьская революция была только первым опытом человечества в деле строительства общества социальной справедливости и государства, основанного на принципах социализма, и потому этот опыт не достиг конечной цели и даже завершился поражением. Причины этого поражения еще предстоит осмыслить с разных точек зрения, что и будет сделано в коллективном интервью, о чем шла речь выше в данной статье.

Однако опыт Октября 1917 г. никоим образом нельзя отделять от всей истории мирового коммунистического и вообще левого движения, как и нельзя его вообще отбросить в сторону — это то, что мы с уверенностью можем утверждать уже сейчас. Ни одна попытка строительства социалистического общества или общества социальной справедливости не будет реализована, если она не будет опираться на опыт, накопленный Октябрем. Без учета этого опыта невозможно будет пойти дальше, невозможно будет устранить возникшие противоречия, просчеты и недостатки, а достижения и позитивные результаты, напротив, нельзя будет укрепить и развивать их дальше. Только используя весь накопленный опыт, можно будет построить тот социализм, который окажется и более справедливым и более гуманным, чем тот, который существовал в первом в мире социалистическом государстве.

Почти три десятка лет прошло после распада СССР. Однако вопрос о построении общества социальной справедливости отнюдь не потерял актуальности — напротив, наш современный мир нуждается в этом, пожалуй, как никогда. Наш мир, который разного рода деструктивные силы, фанатики и радикалы, а вместе с ними и приверженцы постоянной погони за прибылью, в поисках новой наживы и капиталов и так уже поставили на грань разрушения. Итоги господства капиталистического общества — это не только лишь присвоение результатов чужого труда, или попросту грабеж других людей, тех, кто трудится и создает материальные блага, не только постоянное воспроизводство бедности, нищеты и социального расслоения. Вместе со всем этим, уже самой жизни на планете они сулят самые мрачные прогнозы и перспективы.

Для подготовки этой серии публикаций [посвященной 100-летию Октября 1917 г. — прим. перев.] мы обсудили самый широкий круг вопросов с нашими экспертами и комментаторами, которые находятся как у нас в стране, так и за ее пределами. Вопросы разбираются и рассматриваются в форме интервью и диалога. Хотим также выразить благодарность всем авторам и тем, кто способствовал и помогал нам при подготовке этой серии публикаций. Статьи и материалы нашей серии, посвященной столетию Октябрьской революции 1917 г., вы сможете прочесть в дальнейших выпусках Akhbare-rooz на специальной полосе.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Щипцы для льда за 36 000 рублей, салфетница за 32 000, бежевый плед за 124 000, икорница за 83 000, или же чайная ложка за 14 000 рублей - такие цифры привел политик Алексей Навальный в своем видео , говоря о предметах интерьера одной из дочерних структур «Роснефти», крупнейшей российской нефтяной компаний. Однако необязательно знать, сколько стоит посуда или столовые приборы в офисах топ-менеджеров государственных сырьевых компаний, чтобы понимать масштабы неравенства в России.

Согласно докладу Global Wealth Report , подготовленному экспертами швейцарского банка Credit Suisse, в 2016 году уровень неравенства в России был одни из самых высоких: на 10% самых богатых российских домохозяйств приходится 89% активов страны, в то время как в США и Китае цифры меньше - 78% и 73% соответственно. Это значительно больше, чем в начале 20-века накануне революции 1905 года, которая стала прелюдией к потрясениям 1917 года.

Так, в 1904 году 10% населения владели примерно 32% всех богатств по стране в европейской части России, согласно исследованию американских экономистов Стивена Навзигера и Питера Линдерта. О проблеме неравенства накануне 1917 года, которая стала одной из причин революции, говорили также на Гайдаровском форуме в январе этого года. Маринэ Восканян, координатор по международной работе Московского экономического форума, отмечала, что сегодня уровень неравенства к 2017 году в России больше, чем в начале прошлого столетия.

Призрак 1917-го

Проведение параллелей между 2017 и 1917 является упрощением. Однако в год 100-летней годовщины революции нельзя об этом не говорить, тем более на фоне возрождения протестных настроенных настроений, вызванных действиями властей (программа реноваций в Москве, введение системы взимания платы «Платон»), коррупцией и тем же неравенством. Согласно проведенным в марте опросам центра «Левада», 50% респондентов полагают, что тяжелое положение трудящихся стало главным триггером октябрьской революции 1917 года, однако 45% считает, что слабость властей стала причиной исторической трагедии.

«Основной мотив для проведения таких параллелей: сходство фаз развития внутренней политики России и системы международных отношений в 1917 и 2017 годах, - считает Иван Цветков, историк из Санкт-петербургского государственного университета. - Международная конфронтация в сочетании с ригидностью политического режима в России привели к революции 1917 года. Но из этого не следует, что схожие обстоятельства приведут к тому результату в 2017-ом».

Сегодня 59% Россия не верят, что революционные события могут повторится, в то время как 28% думают иначе, согласно опросу «Левада». Не верят в возможность повторения революции и политологи, так как считают, что ситуации в 1917 и 2017 - очень разные. «Если оценивать сегодняшнее положение в классических ленинских терминах, то верхи не могут, низы не хотят: у нас нет революционной ситуации, - говорит Андрей Колесников, руководитель программы внутренней политики России Московского центра Карнеги. - Протесты слишком разнонаправленны, имеют слишком разную природу, чтобы быть общей политической платформой, хотя их масштабы и география становятся более значимыми».

Кроме того, новые политические обстоятельства - зависимость населения от благ цивилизации и страх их потерять в случае политических потрясений, а также мощная государственная пропаганда и высокие рейтинги российского президента Владимира Путина - пока не дадут восторжествовать революционной стихии, добавляет Иван Цветков. «Но экономический кризис подтачивает уверенность обывателей в завтрашнем дне, авторы информационной политики чаще запутываются в собственной лжи, а Путин неизбежно стареет. Все это заставляет смотреть в будущее с тревогой», - добавляет Цветков.

Складывается парадоксальная ситуация, когда в повторение революции 1917 года не верят, но тем не менее готовятся в 2017-ом. 100-летний юбилей можно прожить без потрясений, но что будет дальше - вот в чем вопрос. Возможно, поэтому сегодня появляется множество проектов, которые помогают переосмыслить события 1917-го и извлечь уроки как обществу, так и властям.

Проект 1917

100-летний юбилей революции стал главной темой «Ночи в музее», в которой 21 мая приняло участие около 200 московских музеев и галерей, а по России - более двух тысяч. Государственный центральный музей современной истории посетителям пройти квест на знание событий 1917 года. Равным образом, журналисты и историки запускают научно-популярные проекты, цель которых приобщить общество к истории и помочь понять события вековой давности в контексте современности.

«1917. Свободная история» - проект российского журналиста Михаила Зыгаря, бывшего главного редактора телеканала «Дождь». Он реализован в формате социальной сети - как «сериал»: заходя на сайт, читатели ежедневно могут следить 1917 года в режиме реального времени. «Это абсолютно документальный проект: вы не найдете здесь ни капли вымысла, - говорится на сайте . - Все тексты, написанные от лица героев, взяты из их писем, воспоминаний, дневников и других документов эпохи».

В проекте задействованы шесть научных консультантов, специализирующихся на истории, культуре, литературе, искусстве того времени. Его сильная сторона в том, что в нем нет навязывания определенной повестки - читатель сам делает вывод. Сам Зыгарь отмечает, что его цель - научиться обсуждать историю без эмоций и идеологии.

Виктория Журавлева, профессор американистики в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) и профессиональный историк считает, что подобного рода инициативы «благое дело, поскольку они позволяют погрузиться в истерическое прошлое и почувствовать дух эпохи». Это отличный способ заинтересовать молодежь, по ее мнению. «При этом проект мозаичен - здесь много информации, мыслей, идей, персонажей, - добавляет Журавлева. - С одной стороны, это неплохо, но с другой стороны, затрудняет восприятие событий и смыслов для неискушенного читателя и формирование целостной картины».

Просветительский сайт Arzamas, который публикует аудиолекции историка Бориса Колоницкого о революции 1917 года. Между тем, документальный проект российского фотографа Михаила Мордасова и американского писателя Пола Ричардсона «Дети 1917 года» может помочь посмотреть на события вековой давности глазами ровесников, которые дожили до 2017 года.

Одна из героинь проекта - долгожитель из Великого Новгорода Антонина Куслеева, семья которой была родом из Башкирии, но после революции всех раскулачили и отправили в Сибирь. «Наша главная цель - через истории людей, родившихся в 1917 году, через судьбы их предков и потомков рассказать о последнем столетии в жизни нашей страны. Столетие революции - это отличный повод об этом поговорить. Две основные трудности - поиск финансирования и поиск героев», - говорит Михаил Мордасов.

Вместе со своим коллегой Ричардсоном он запустил кампанию на краудфандинговой платформе Kickstarter, чтобы привлечь средства для проекта. Часть интервью с героями уже отснято, но проект еще далек до завершения. «Мы сейчас ищем героев, договариваемся с ними об интервью, пишем сценарии, составляем план поездки, - продолжает Мордасов, который убежден, что тема революции 1917 еще далеко не исчерпана. - Любой может обратиться к ней с важными для него вопросами: хоть сугубо личного характера, хоть вселенского».

Американский интерес

Тема столетней годовщины революции привлекла внимание и американских русистов, которые с прошлого года активно проводят конференции и круглые столы, а также публикуют книги и статьи (например, книга Марка Стейнберга «Русская революция. 1905-1921»). В прошлом году известные американские историки Норман Сол и Бен Уайзенхант инициировали международный проект «Американцы в революционной России».

«Главная цель этого проекта - подготовить к переизданию публицистические работы тех американцев, которые стали очевидцами Русской революции 1917 года, рассказывает один из участников этого проекта Виктория Журавлева. Истории этих американцев позволяют понять то, как они воспринимали Русскую революцию, говорит она. Подобный интерес Журавлева объясняет тем, что трагические события 1917 года радикально повлияли не только на последующую историю России и на ее народ, но и на судьбу всего мира и российско-американские отношения. «До падения СССР Русская революция изучалась в США не столько сама по себе, сколько с точки зрения того, что она могла сказать о коммунизме и советском режиме», - поясняет историк РГГУ.

Американцы должны извлечь уроки из Русской революции, считает Дэвид Фоглесонг, историк из Универсета Ратгерс в Нью-Джерси (Rutgers University). 1917 год показал, что иногда благие стремления к демократическим свободам (Февральская революция) приводят к обратным результатам (Октябрьская революция), что история развивается не по тому сценарию, который хочется воплотить в жизнь. «Американцы не должны полагать, что они знают, какая судьба ждет Россия и что демократия в России будет развиваться по такой же модели, что и в США», - сказал Фоглесонг.

1917: Уроки для Кремля

Впрочем, российское руководство тоже должно извлечь для себя уроки из событий 1917 года. Одни эксперты считают, что февраль 1917 года - это напоминание России, что она еще не готова к свободе и ответственности, чтобы стать настоящей демократией. Другие полагают, что события вековой давности говорят о необходимости приходить к компромиссам, выстраивать политическую дискуссию в стране, забыть об авторитаризме и развивать институты и демократию.

Между тем, Михаил Зыгарь считает, что в феврале 1917 года осмысленное гражданское общество попыталось взять инициативу в свои руки. «Урок заключается в том, что каждый член общества влияет на историю, каждый человек является частью исторического (и политического) процесса», - подчеркивает он, отмечая, что политическая апатия населения частично связана с тем, что российская история, по большей части, строилась как история российского государства и правителей.

Главный урок 1917 года сводится к словам известного российского писателя начала XX века Василия Розанова: «Русь слиняла в три дня», считает Андрей Колесников из Московского центра Карнеги. «Это о том, что все может произойти внезапно и быстро, иной раз - с непоправимыми последствиями», - поясняет он. «В интересах власти - пройти юбилей так, чтобы его никто не заметил».