Судебные и политические речи как исторический источник. Исократ, Демосфен. Смотреть что такое "Исократ" в других словарях

Прекращай занятия, оставаясь в состоянии еще заниматься.
"К Демонику", 14
Приучайся быть не угрюмым, а сосредоточенным, ибо угрюмость создаст тебе репутацию надменного человека, сосредоточенность же – рассудительного.
"К Демонику", 15
Остерегайся клеветы, даже если она лжива, ибо большинство людей истины не знает, в своих суждениях же следует за молвой.
"К Демонику", 17
Упражняй себя добровольными трудами, чтобы при случае быть в состоянии переносить и вынужденные.
" К Демонику", 21
Многие сочувствуют своим друзьям в их несчастье, в счастье же – завидуют.
"К Демонику", 26
Будь доволен тем, что есть, однако стремись к лучшему.
"К Демонику", 29
Никого не попрекай неудачей, ибо судьба распоряжается всеми, и будущее неизвестно.
"К Демонику", 29
Часто, задев кого-либо словами, люди расплачиваются за это делами.
"К Демонику", 33
С кем хочешь подружиться, о тех отзывайся с похвалою перед людьми, которые могут передать о твоих словах. Ведь похвала – начало дружбы, поношение же – вражды.
"К Демонику", 33
Обдумывай решения медленно, приводи их в исполнение быстро.
"К Демонику", 34
Если намерен посоветоваться с кем-нибудь по поводу своих дел, посмотри сначала, как этот человек управляется с собственными.
"К Демонику", 35
Повинуйся царским законам, однако самым сильным законом считай царскую волю.
"К Демонику", 36
У многих язык опережает мысль.
"К Демонику",41
[Совет правителю:] Не делай ничего в гневе, однако делай вид, что ты раздражен, когда тебе это удобно.
"К Никоклу", 23
Так относись к более слабым государствам, как ты хотел бы, чтобы более сильные относились к тебе.
"К Никоклу", 24
В Афинах для приезжего всегда праздник.
"Панегирик", 46
Малым государствам можно прибегать к любому способу, чтобы выжить.
"Панегирик", 95
Наши мирные договоры бессмысленны: мы не прекращаем, а лишь откладываем войны.
"Панегирик", 172
Не будет между нами согласия до тех пор, пока мы не найдем себе общего врага.
"Панегирик", 173
Исократ, когда его на пирушке попросили сказать что-нибудь, (...) [ответил:] "В чем я силен, это сейчас не ко времени, а что сейчас ко времени, в том я не силен".
(Плутарх. "Застольные беседы", I, 1, 1)
Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своем деле, обрати прежде всего внимание на то, как он устраивает свои собственные дела.
Ученость – это сладкий плод горького корня.
Что постыдно делать, о том и говорить не считай приличным.
Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них.
Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесет великие блага.
Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо; потому что только в этих двух случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить.
Доверенные тебе тайны храни с большею тщательностью, нежели порученное тебе имущество, так как честные люди должны являться людьми, имеющими характер надежнее самой клятвы.
Не скоро становись другом, а сделавшись раз, старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно – не иметь ни одного друга и менять многих друзей.
Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей.
Друзья при счастливых обстоятельствах должны являться лишь по приглашению, – а в несчастьях – без приглашения, сами по себе.
Не делай частых и долгих посещений к одним и тем же лицам: ведь от всего бывает пресыщение.
К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.
Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести.
Люди плачут над вымыслами поэтов, а на подлинные страдания... взирают спокойно и равнодушно.

(436-338 гг. до н.э.) афинский оратор и публицист, учитель Демосфена, основатель знаменитой школы красноречия в Афинах

Прекращай занятия, оставаясь в состоянии еще заниматься.

Приучайся быть не угрюмым, а сосредоточенным, ибо угрюмость создаст тебе репутацию надменного человека, сосредоточенность же – рассудительного.

Остерегайся клеветы, даже если она лжива, ибо большинство людей истины не знает, в своих суждениях же следует за молвой.

Упражняй себя добровольными трудами, чтобы при случае быть в состоянии переносить и вынужденные.

Многие сочувствуют своим друзьям в их несчастье, в счастье же – завидуют.

Будь доволен тем, что есть, однако стремись к лучшему.

Никого не попрекай неудачей, ибо судьба распоряжается всеми, и будущее неизвестно.

Часто, задев кого-либо словами, люди расплачиваются за это делами.

С кем хочешь подружиться, о тех отзывайся с похвалою перед людьми, которые могут передать о твоих словах. Ведь похвала – начало дружбы, поношение же – вражды.

Обдумывай решения медленно, приводи их в исполнение быстро.

Если намерен посоветоваться с кем-нибудь по поводу своих дел, посмотри сначала, как этот человек управляется с собственными.

Повинуйся царским законам, однако самым сильным законом считай царскую волю.

У многих язык опережает мысль.

[Совет правителю:] Не делай ничего в гневе, однако делай вид, что ты раздражен, когда тебе это удобно.

Так относись к более слабым государствам, как ты хотел бы, чтобы более сильные относились к тебе.

В Афинах для приезжего всегда праздник.

Малым государствам можно прибегать к любому способу, чтобы выжить.

Наши мирные договоры бессмысленны: мы не прекращаем, а лишь откладываем войны.

Не будет между нами согласия до тех пор, пока мы не найдем себе общего врага.

Исократ, когда его на пирушке попросили сказать что-нибудь, (…) [ответил:] «В чем я силен, это сейчас не ко времени, а что сейчас ко времени, в том я не силен».

Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своем деле, обрати прежде всего внимание на то, как он устраивает свои собственные дела.

Ученость – это сладкий плод горького корня.

Что постыдно делать, о том и говорить не считай приличным.

Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них.

Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесет великие блага.

Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо; потому что только в этих двух случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить.

Доверенные тебе тайны храни с большею тщательностью, нежели порученное тебе имущество, так как честные люди должны являться людьми, имеющими характер надежнее самой клятвы.

Не скоро становись другом, а сделавшись раз, старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно – не иметь ни одного друга и менять многих друзей.

Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей.

Друзья при счастливых обстоятельствах должны являться лишь по приглашению, – а в несчастьях – без приглашения, сами по себе.

Не делай частых и долгих посещений к одним и тем же лицам: ведь от всего бывает пресыщение.

К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.

Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести.

Люди плачут над вымыслами поэтов, а на подлинные страдания… взирают спокойно и равнодушно.

Ораторское искусство с древнейших времен высоко ценилось греками. Установление же демократических форм жизни способствовало его развитию. Поэтому красноречие наивысшего расцвета достигло в Афинах и в городах Сицилии. Следуя принципам риторики, греческие ораторы говорили нараспев, их речь приближалась к ритмической, сопровождалась мимикой и актерскими телодвижениями.

Самым выдающимся деятелем в области разработки греческой ораторской прозы был уроженец Сицилии софист Горгий, современник Еврипида и Геродота . Он говорил, что задача оратора – заставить слушателей поверить ему. Для этого он должен очаровать аудиторию особыми ораторскими приемами, которые теперь принято называть «горгианскими фигурами». Сюда относятся метафоры, звуковые повторы и антитетически построенные фразы, когда одна половина фразы противопоставляется другой; при этом соблюдается особая симметрия: количество слов и. их расстановка в обеих частях фразы должны быть одинаковы.

Влияние теории Горгия распространилось на все виды греческой ораторской прозы: на судебное, торжественное и политическое красноречие.

Оратор Лисий

Наиболее известным судебным оратором Греции конца V – начала IV вв. до н. э. был Лисий .

На основании свидетельств древних можно заключить, что он родился в 459 г. и умер после 380 г. до н. э.

Лишь однажды Лисий непосредственно сам выступил на суде против одного из бывших олигархов Эратосфена, которого он считал виновником гибели своего брата. Все остальные – обвинительные и защитительные – речи были записаны этим греческим оратором в первом лице для других людей, которые, должны были сами выступать на суде с обоснованием своего дела. К нему обращались с заказами люди самого разнообразного общественного положения и образования и т. п., и Лисию приходилось в своих речах приноравливаться к культурному уровню и положению заказчика, для того чтобы эти речи звучали естественно в устах того или иного человека.

Из огромного количества приписываемых оратору Лисию речей до нас дошло 34. Они написаны простым языком, приближающимся к живой разговорной речи. В них чувствуется стремление к жизненной правде. Лисий – оратор-художник; в его речах мы находим живые и яркие картинки быта, выпуклые и психологически верные характеристики людей.

Лучшее в речах оратора Лисия – их повествовательные части, воссоздающие ситуацию. В этих частях он не только умел возбудить симпатию к подсудимому (если речь была защитительной), но и вплести в нее значительную часть аргументации, предупреждающую возможные возражения. При этом ни гнева, ни пафоса, характерного для речей некоторых других греческих ораторов, у Лисия нет: тон его удивительно спокоен, доводы ясны, выражения точны и конкретны. Уже древние отмечали чистоту его языка, отсутствие в нем как неологизмов, так и устаревших слов, а также конструкций, чуждых языку современников.

Насколько обширны повествовательные части речей Лисия, настолько кратки их эпилоги – иногда они состоят из нескольких слов.

Речи Лисия имеют значение не только как образец греческого ораторского искусства той эпохи; они вводят нас в житейские будни греков, знакомят с обычаями, с бытом, с моральными понятиями, правовыми установлениями своего времени. Ценные сведения об этом можно почерпнуть из любой речи Лисия. Примером может послужить «Речь, произнесенная в Ареопаге в защиту неизвестного, обвиненного в уничтожении священной маслины». Культура маслин в Греции была одним из главных источников благосостояния государства. Кроме деревьев, принадлежащих частным лицам, по всей Аттике были рассеяны маслины, якобы выросшие от удара копья Афины ; они считались священными, и срубить такое дерево значило совершить преступление против религии, которое каралось конфискацией имущества и изгнанием виновного. Во время Пелопоннесской войны многие деревья погибли или были повреждены.

Если бы нам не были известны эти факты, мы могли бы почерпнуть их из названной речи оратора Лисия. Он составил ее для человека, обвиненного сикофантами (доносчиками-шантажистами) в уничтожении священной маслины. Человек этот утверждает, что он купил свой участок земли после войны, и на нем не было маслин. В качестве свидетелей он приводит на суд лиц, которым он сдавал купленный участок в аренду. Лисий вкладывает в уста подсудимого многочисленные логические доказательства его невиновности. Подсудимый говорит, что уничтожение дерева принесло бы ему лишь убыток, а не выгоду и что, уничтожив маслину, он оказался бы в руках у собственных рабов: «...Разве я не был бы несчастнейшим в мире человеком, если бы мои слуги как свидетели такого преступления стали на всю мою жизнь не рабами мне, а господами? Таким образом, как бы сильно они не провинились передо мною, я не мог бы их наказать, вполне понимая, что от них зависит и мне отомстить и самим получить свободу за донос» (пер. С. И. Соболевского).

Подсудимый говорит, что для него, человека с усердием выполнявшего все государственные повинности, сражавшегося за отечество, не жалевшего денег на постройку кораблей и на устройство хоров, было бы величайшим несчастием лишиться гражданских прав.

Таким образом, мы узнаем из этой речи оратора Лисия и о том, что дела, связанные с религией, разбирались в ареопаге, а не в гелиэе , и о законе, освобождавшем на волю рабов за донос, и о том, кто такие сикофанты, и об обязанности богатых граждан субсидировать постройку флота и театральные представления и о многих других чертах древнегреческой жизни. Свидетельство очевидца представляет для нас большую ценность даже относительно тех фактов, которые нам известны из других источников.

Оратор Исократ

Самый яркий представитель торжественного (или эпидейктического) красноречия древней Греции – оратор (436–338 гг. до н. э.), ученик Горгия, основатель риторической школы в Афинах. Но риторика преподавалась в этой школе не как формальная дисциплина, обучающая только искусству ораторской речи, а как средство познания и распространения истины.

Исократ сам не произносил речей, а только обучал красноречию и писал речи, которые распространялись по Греции. Самая знаменитая его речь «Панегирик» представляет собой прославление Афин; оратор призывает греческие общины к объединению под гегемонией Афин и Спарты.

Оратор Исократ

Характерная черта ораторского стиля Исократа – пышность. Он является создателем так называемого периода – сложного предложения, представляющего собой совокупность подчиненных и подчиняющих предложений с ритмическим началом и ритмической концовкой и ставшего впоследствии нормой для художественной прозы. Этот греческий оратор также ввел правило, по которому следует избегать зияний – стечений гласных в составе слова или на стыке слов.

Гладкие, красивые, симметрично построенные периоды Исократа придавали его речам известную монотонность и холодность; форма в них превалирует над содержанием, и в них нет того одушевления, которое так характерно для самого выдающегося политического оратора Древней Греции – Демосфена.

Оратор Демосфен

(384–322 гг. до н. э.) был сыном владельца оружейной мастерской, но уже в детстве осиротел. Отец оставил ему большое состояние, но опекуны расхитили его. Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен подал в суд на своих опекунов, но, хотя процесс он выиграл, ему удалось вернуть себе лишь ничтожную часть наследства – дом и немного денег. Этот судебный процесс явился первым толчком к ораторской деятельности Демосфена – самого прославленного из представителей греческого красноречия. Имя его стало нарицательным именем вдохновенного оратора-борца. Время его жизни – IV в. до н. э.– представляло собой эпоху кризиса греческого демократического полиса. Поражение Афин в Пелопоннесской войне привело не только к глубокому упадку афинской демократии, но и к ослаблению связи между полисами, благодаря которой Греции удавалось противостоять экспансии извне. Теперь же города-государства, раздираемые внутренними противоречиями, с трудом сопротивляются новым силам, появившимся на политическом горизонте, в первую очередь, Македонии.

Демосфен задолго до завоевания Греции Македонией разгадал грозящую греческой независимости опасность и всю жизнь боролся в качестве оратора и государственного деятеля против македонской экспансии.

В Афинах была довольно большая партия, придерживавшаяся македонской ориентации, т. е. считавшая, что борьба против Македонии бесполезна и необходимо ей подчиниться.

Оратор Демосфен

Самым ярким из политических противников Демосфена был оратор Эсхин . В своей речи «О недобросовестном посольстве» Демосфен обвиняет Эсхина в предательстве интересов Эллады и в сговоре с македонским царем Филиппом. Эсхину удалось оправдаться, но ораторская борьба между ним и Демосфеном продолжалась несколько лет, и после блестящей речи Демосфена «О венке» , завершившей эту борьбу, Эсхин вынужден был уйти в изгнание.

С именем Демосфена связано представление о человеке огромной целеустремленности и железной воли. Плутарх и другие античные авторы рассказывают, что он обладал физическими недостатками, недопустимыми для греческого оратора: у него была плохая дикция, слабый голос и «короткое дыхание», заставлявшее его прерывать период, что мешало пониманию смысла фразы; во время декламации он дергал плечом – это отвлекало внимание слушателей.

Благодаря непрерывному и упорному труду Демосфен избавился от всех этих недостатков. Упражняясь в декламации, он говорил, набрав в рот мелких камешков, чтобы выработать четкую дикцию; будущий великий греческий оратор громко читал отрывки из поэтов на бегу, не останавливаясь на крутых подъемах, чтобы научиться произносить длинные фразы, не переводя дыхания; упражняясь в красноречии, он укреплял на крыше меч, направленный острием к его плечу: боязнь уколоться заставляла его усилием воли удерживаться от подергивания плечом и т. п.

Речи Демосфена как политического оратора были рассчитаны на большое скопление народа, и это сказалось на их структуре: стиль речей сжат и суров; чтобы не расхолаживать аудиторию, оратор, сделав краткое вступление, быстро переходил к сути дела. Рассказ его полон экспрессии и динамики, он прерывается риторическими вопросами, в нем много метафор, антитез, олицетворений, сравнений. Демосфен широко использует прозаический ритм и «фигуру умолчания», которая заключается в том, что оратор подчеркнуто умалчивает о том, что обязательно должно прозвучать в его речи, и чего ожидают слушатели.

Демосфен видел недостатки афинской демократии своего времени, боролся против злоупотреблений и предрассудков. В одной из речей (IX, 36) он сетует на то, что греки утратили свободолюбие, которое в свое время позволило им победить персов. Раньше они ненавидели взяточников, считали величайшим позором подкуп; виновного в нем сурово наказывали, не допуская ни заступничества за него, ни снисхождения, а теперь подкуп полководцев и ораторов в порядке вещей, и тот, кто признается в том, что принял взятку, вызывает только насмешки.

Наиболее знаменитые ораторские речи Демосфена – речи против Филиппа Македонского (так называемые «Филиппики»), покорившего Грецию в 338 г. до н. э. Как и другие речи Демосфена «Филиппики» замечательны силой аргументации и проникнуты страстным и мужественным пафосом борьбы.

В третьей речи против Филиппа он говорит, что в народных собраниях звучит лесть и угодничество, которые вредят политике любого греческого государства: «Свободу речи во всех других случаях вы считаете настолько общим достоянием всех живущих в государстве, что распространили ее и на иностранцев, и на рабов, и часто у нас можно видеть рабов, которые с большей свободой высказывают то, что им хочется, чем граждане в некоторых других государствах, но из совещаний вы ее совершенно изгнали» (Демосфен, IX, 3; пер. С. И. Радцига).

Уже из этих слов видно, что оратор Демосфен был безусловным приверженцем демократии, которую он считал единственным приемлемым государственным строем. Всякое единовластие представлялось ему противоестественным, враждебным свободе и законам. В речи «О преступном посольстве» он говорит: «Нет, нет на свете ничего такого, чего следовало бы бояться больше, чем такого положения, когда позволяют кому-нибудь становиться выше большинства» (Демосфен, XIX, 296; пер. С. И. Радцига).

После смерти Филиппа Демосфен боролся против его сына Александра Великого . В конце жизни, в 324–322 гг. до н. э., Демосфен был в изгнании. В 322 г. он принял участие в восстании Афин против Македонии , и когда афиняне потерпели поражение, он принял яд, чтобы не попасть в руки врагов, которые хотели взять живым прославленного оратора.

В 280 г. до н. э., через 40 лет после смерти Демосфена, греки почтили его память бронзовой статуей с надписью:

«Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум,
Власть бы в Элладе не мог взять македонский Арей»
(пер. М. Е. Грабарь-Пассек).

Исократ

(греч. Isokrates)

(436-338 до н. э.)

Афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Исократ выступал за просвещенную монархию и говорил о необходимости объединения всего эллинского мира перед лицом опасности персидской экспансии. Однако Исократу не удалось ни умерить амбиции македонского царя Филиппа II, ни добиться объединения греческих государств. Согласно преданию, Исократ покончил с собой после поражения греков у Херонее.

греческий оратор и публицист, выразитель интересов богатых слоев афинской рабовладельческой демократии. Ученик софистов Продика, Протагора, Горгия, а также Сократа. В 390 г. до н.э. основал в Афинах школу риторики. Был идейным вождем промакедон. партии в Афинах: мечтал о всеэллинском походе против Персии во главе с Филиппом II. Творческое наследие И. - судебные и политические речи.

Исократ. Речи. Письма / Пер. под ред. К.М. Колобовой // ВДИ. 1965. № 3, 4; 1966. № 1-4; 1967. № 1-4; 1968. № 1-4; 1969. № 1-2; Берухович В.Г., Фролов Э.Д. Публицистическая деятельность Исократа // ВДИ. 1969. № 2; Фролов Э.Д. Огни Диоскуров. Л., 1984. С. 168-190.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

др.-гр. оратор, учитель риторики, теоретик оратор, иск-ва. Жил в Афинах. Потеряв состояние, И. стал логографом. От почти 10-летней практики в этом кач-ве сохран. 6 речей (XVI - XXI) для части, судебных процессов. Затем И. занялся преподаванием, основав школу, к-рая стала крупнейшей в Элладе. В программной речи «Против софистов» (XIII) дал свой взгляд на обучение ораторов, считая, что риторика должна стать средством нравств. и полит, воспитания. Для этого в курс обучения было введено преподавание права, истории, лит., начал философии. По мнению И., для успешного овладения иск-вом красноречия необходимы три компонента: природное дарование, правильное обучение и практика. Образцом практических упражнений на мифолог, тему могут служить речи самого И. «Бусирис» (XI) и «Похвала Елене» (X). Одн. уже в этих речах И. высказывает нек-рые идеи, к-рые будет проповедовать в дальнейшем. Этапным в судьбе И. явл. «Панегирик» (380), напис. перед заключением 2-го Афинского морского союза. В этой первой собств. полит, речи И. говорит о необходимости для всех греков объединиться в борьбе против общего врага - персов. В дальнейшем, поняв, что ни Афины, ни Спарта не смогут возглавить борьбу с варварами, И. ищет среди монархов сильную личность, способную объединить греков, и находит ее в лице Филиппа Македонск., к к-рому обращается с призывом (V, XV) встать во гл. эллинов для борьбы с национальным врагом. В «Панафинейской речи» (XII), посл. из известных нам, призыв к единению окрашен трагич. предчувствием потери гр. полисами независимости. И. умер через неск. дней после битвы при Херонее в 338, означавшей крушение всех его надежд. Из творч. наследия И. до нас дошла 21 речь, 9 писем и неск. фр-тов из руководства по риторике. И. не мог выступать перед слушателями в силу слабости голоса и природной застенчивости. Он стал величайшим мастером письменного красноречия. По мн. И., оратор, проза должна быть соперницей поэзии. Отсюда - его ювелирная работа над словом. В тщательнейшем выборе простых слов, их употреблении в собств., а не в переносном знач. И. близок Лисию. Основой стиля И., как и Горгия, явл. период, но с более ясной и четкой конструкцией. Каждая фраза - худож. целое, смысловые части к-рого равномерно распределены и оформлены лексически. Плавный ритм речи И. достигается и тем, что он избегает зияния. Недостатком речи И. была нек-рая монотонность. И. можно считать завершителем классич. прозы и предтечей эллинизма. Он создатель жанра наставительной речи и прозаич. энкомия, послужившего образцом для панегириков в честь эллин, правителей и рим. императоров.

(Античная культура: литература, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)


Античный мир. Словарь-справочник . EdwART . 2011 .

Смотреть что такое "Исократ" в других словарях:

    ИСОКРАТ Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    ИСОКРАТ - (436 338 до н. э.) Афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Исократ выступал за просвещенную монархию и говорил о необходимости объединения всего эллинского мира перед лицом… … Список древнегреческих имен

    Исократ - (436 338 гг. до н.э.) афинский оратор и публицист, учитель Демосфена, основатель знаменитой школы красноречия в Афинах Прекращай занятия, оставаясь в состоянии еще заниматься. Приучайся быть не угрюмым, а сосредоточенным, ибо угрюмость создаст… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Исократ - Исократ, Isokrates, 436 338 гг. до н. э., греческий оратор. Сын владельца ремесленной мастерской, ученик софистов, Сократа и политика Терамена. Литературную деятельность начал в 403 г. с написания судебных речей на заказ. В 390 г. открыл в Афинах … Античные писатели

    ИСОКРАТ - (436 338 до н. э.) афинский оратор, публицист, противник демократии, сторонник объединения Греции под главенством Македонии для совместного завоевательного похода против персов … Большой Энциклопедический словарь

    Исократ - Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    Исократ - (436 338 до н. э.), афинский оратор, публицист, противник демократии, сторонник объединения Греции под главенством Македонии для совместного завоевательного похода против персов. * * * ИСОКРАТ ИСОКРАТ (лат. Isocrates, греч. Исократис) (около 436… … Энциклопедический словарь

    Исократ - (Isokrates) (436 до н. э., Афины, 338 до н. э., там же), древнегреческий публицист. Ученик софистов (См. Софисты), испытал также влияние Сократа. И. писал политические памфлеты, которым придавал форму речей. Последовательно отстаивал… … Большая советская энциклопедия

    ИСОКРАТ - (Isokratns) (436 338 до н.э.) др. греч. публицист, автор многочисл. речей и трактатов, главные из к рых: Панегирик, Платейская речь, Филипп, Архидам, Ареопагитик, О мире; ученик софистов. Выражал политич. идеал зажиточных слоев афин.… … Советская историческая энциклопедия

    Исократ - (Ίσοκράτης) афинянин, сын Феодора, ученик Горгия и других софистов, знаменитый учитель красноречия и ритор (436 338 г. до Р. Хр.). Из 28 его речей дошло до нас 21, а также 9 писем к нескольким историческим личностям: царю македонян Филиппу,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Малые аттические ораторы. Речи. Письма , Исократ. Книга содержит переводы речей и писем Исократа, а также ряда других древнегреческих ораторов, которых принято именовать малыми аттическими,- Гиперида, Ликурга, Динарха, Эсхина. Публичное…


  1. Исократ

    (Isokrates)
    (436 до н. э., Афины, - 338 до н. э., там же), древнегреческий публицист. Ученик софистов (См. Софисты), испытал также влияние Сократа. И. писал политические памфлеты, которым придавал форму речей.

  2. Исократ

    Исократ
    (436-338 до н. э.), афинский оратор, публицист, противник демократии, сторонник объединения Греции под главенством Македонии для совместного завоевательного похода против персов.

  3. Исократ

    (Isokrates)
    (436-338 до н.э.)
    древнегреческий оратор, педагог, моралист и политический мыслитель. Был слушателем Сократа. Ок. 390 открыл в Афинах школу красноречия (до нас дошли 21 речь и 9 писем И.). Преподаваемую им науку называл "философией".

    Педагогический терминологический словарь
  4. ИСОКРАТ

    ИСОКРАТ (436-338 до н. э.) - афинский оратор, публицист, противник демократии, сторонник объединения Греции под главенством Македонии для совместного завоевательного похода против персов.

    Большой энциклопедический словарь
  5. Исократ

    Isocrătes, Ίσοκράτης
    знаменитый афинский оратор. Он был сын зажиточного афинянина Феодора, который имел фабрику музыкальных инструментов. И. родился в 463 г. Отец дал ему приличное воспитание.

  6. Исократ

    (Ίσοκράτης) - афинянин, сын Феодора, ученик Горгия и других софистов, знаменитый учитель красноречия и ритор (436-338 г. до Р. Хр.).

  7. ИСОКРАТ

    (Isokratns) (436-338 до н.э.) - др.-греч. публицист, автор многочисл. речей и трактатов, главные из к-рых: "Панегирик", "Платейская речь", "Филипп", "Архидам", "Ареопагитик", "О мире"; ученик софистов. Выражал политич. идеал зажиточных слоев афин.

  8. Изократ

    См. Исократ .

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. Ликолеон

    Lycolĕon, Λυκολέων
    афинский оратор, ученик Исократа , живший, вероятно, ок. 376 г. до Р. X. Его речи, исключая одну (ὐπὲρ Χαβρίου), неизвестны.

    Словарь классических древностей
  10. Тисий

    риторики и составитель руководства о риторике, жил в 5 в. до Р. X. в Сиракузах, Фуриях и Афинах. Лисий, Горгий и Исократ считаются его учениками.

    Словарь классических древностей
  11. Кефисодор

    опекунов Демосфена в недобросовестном отношении к нему;
    2. ученик Исократа , вероятно, тот самый, который написал историю священной войны;
    3. поэт в Афинах.

    Словарь классических древностей
  12. Навкрат

    Naucrătes, Ναυκράτης
    1. из Сикиона, отец Дамотима. Thuc. 4, 119;
    2. ученик ритора Исократа

    Словарь классических древностей
  13. Леодам

    в школе Исократа . Aeschin. Ctes. 531. Demosth. Lept. 501. Он подвергся обвинению со стороны Фрасибула

    Словарь классических древностей
  14. Евтиной

    Euthynous, Εὐθύνοος
    1. афинянин, против которого Исократ написал теперь еще существующую речь;
    2

    Словарь классических древностей
  15. Феопомп

    Теопомп (Theopompos) (около 377–300 до н. э.), древнегреческий историк. Ученик Исократа . Противник

    Большая советская энциклопедия
  16. Феличиано Жан-Бернар

    "элоквенцию" в духе Исократа , касаясь в своих лекциях щекотливых политических и административных

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  17. Каттанео Джованни-Мария

    Исократа , "Прогимнасмата" Авфония; написал латинское стихотворение в похвалу города Генуи.

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  18. Евагор

    и платить дань персам. † 374 г. Исократ сочинил в память Е. надгробную речь, восхваляющую

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  19. Андротион

    Androtion, Ἀνδροτίων
    афинянин, сын Андрона, ученик Исократа . Жестокость его при взыскании

    Словарь классических древностей
  20. Тизий

    красноречия Лизий. В числе его учеников называют также Горгия и Исократа .
    Н. О.

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  21. Бусирис

    Apollod. 2, 5, 11). Исократ составил речь, в которой он его защищает по этому поводу. О нем упоминается только в греческом мифе. Arr. 3, 3, 1. Gell. 2, 6.

    Словарь классических древностей
  22. Халкондила Димитрий

    1525, Базель, 1546). Кроме того, он издал во Флоренции Гомера (1488, ed. princeps), в Милане Исократа (1493) и Свиду (1499).

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  23. Алкидамант

    Alcidămas, Ἀλκιδάμας
    из Елайи, современник Исократа , учитель красноречия. Его τέχνη, которая

    Словарь классических древностей
  24. Феодект

    Theodectes, Θεοδέκτης
    1. ликиец из Фаселиды, ученик Исократа , Платона и Аристотеля, жил в начале

    Словарь классических древностей
  25. Quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris

    дворце и др. общественных зданиях. Уже у Исократа встречается фраза: "если что-либо, будучи

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  26. Астидам

    Имена четырех личностей в Древней Греции: 1) поэт трагический в Афинах, ученик Исократа , жил в V

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  27. Афарей

    сын и зять оратора Исократа , афинский оратор и трагик; составлял речи совещательного и судебного

    Словарь классических древностей
  28. Никокл

    К нему адресованы были 2 речи Исократа (πρòς Νικοκλέα - об искусстве управлять и Νικοκλῆς "ή Κύπριοι

    Словарь классических древностей
  29. Мавзол

    приняли участие Феодект, Навкрат, Исократ и Феопомп; победил последний. Та же Артемизия выстроила

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  30. Дмитревский Иван Иванович

    " (с греч., М., 1781 г.); "Исократа , афинейского оратора и философа политич. речи" (с греч., СПб

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  31. Ефор

    до Р. Х. и был учеником Исократа , который направил Е. на исторические исследования. Его исторический

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  32. Эфор

    учился у Исократа и был наведен им на занятия древней историей. С большим усердием собирал он материалы

    Словарь классических древностей
  33. ФЕОПОМП

    Теопомп (Teopompos) (ок. 377- 300 до н. э.) - др.-греч. историк. Родом с о. Хиос. Ученик Исократа

    Советская историческая энциклопедия
  34. Продик

    Критием, Фукидидом, Фераменом, Еврипидом, Исократом , и некоторые из них не без основания считаются

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  35. Спевсипп

    до Р. X. Об его воспитании заботился Платон, его дядя; он, кажется, посещал школу Исократа

    Словарь классических древностей
  36. зоил

    своими бранными нападками на сочинения Платона, Исократа и особенно Гомера, за что, по преданию

  37. Дмитревский, Иван Иванович

    Климента, папы римского, к коринфянам послание" (с греч., М., 1781 г.); "Исократа , афинейского оратора

    Большая биографическая энциклопедия
  38. ЭФОР

    Eporos) (прибл. 405-330 до н. э.) - др.-греч. историк. Родом из Кум (М. Азия). Ученик Исократа

    Советская историческая энциклопедия
  39. Гиперид

    и Исократа , Г. в политическом отношении примыкал к народной партии Демосфена, судьбу которого разделил

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  40. Гиперид

    Демосфена, сын Главкинпа, из дема Колитта в Аттике. Он был учеником Платона и Исократа и в политическом

    Словарь классических древностей
  41. Феон

    были:
    1. Aelius Theon, платоник из Александрии, писал комментарии к Ксенофонту, Исократу и Демосфену

    Словарь классических древностей
  42. Алкидамант

    большею частью в Афинах, где соперничал с Исократом . Против последнего главным образом направлена

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  43. Спевсипп

    родился около 395 г. до Р. Х. Об его воспитании заботился Платон. С., кажется, посещал школу Исократа

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  44. Бласс Фридрих Вильг.

    Klassischen Altertumswissenschaft" (т. 1, Нёрдл. 1885), работал над новым изданием Исократа - Бензелера

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  45. Исей

    И. пользовался уроками Лисия и Исократа , затем писал речи для других, особенно в частных тяжбах (δικανικαί

    Словарь классических древностей
  46. Эпитафия

    выдающихся людей; так, нам известно, что Горгий, Лисий, Исократ , Гиперид и Демосфен составляли такие речи

    Словарь классических древностей
  47. Панегирик

    Όλυμπιακός и λόγοι πανηγυρικοί - Лизия, Πανηγυρικός - Исократа , Παναθηναϊκός - Аристида. Этот род

    Словарь классических древностей
  48. Изей

    он, вероятно, около 420 г. до Р. Хр. и, по преданию, был учеником Исократа . Профессией

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  49. Продик

    Еврипидом, Исократом . Большая часть этих мужей прямо называются его учениками, и нельзя отрицать большого

    Словарь классических древностей
  50. Антидосис

    Aphob. 2, 840 сл. Mid. 539 сл. Исократ написал особую речь περὶ ἀντιδόσεως.

    Словарь классических древностей
  51. Панегирик

    Олимпийская речь Цицерона Эллады, Лисия (род. ок. 445 д. Р. Х.) и знаменитый П. Исократа (486-338 до Р
    Х.) преследуют общественно-дидактические цели. Так, Исократ , восхваляя доблести своих
    и Афин. Исократ , по собственному признанию работал над своим П-ом свыше 10 лет (см. русские переводы
    А. Замятина 1883 и Н. Коренькова 1891). Той же теме посвящена Панафинейская речь Исократа

  52. Анаксимен

    слл. Собственно, призванием А. была риторика; в этой области он оспаривал теорию Исократа

    Словарь классических древностей
  53. Клеарх

    до Р. X. Хотя он и получил образование в Афинах у Платона и Исократа , однако был склонен

    Словарь классических древностей
  54. Байтер

    и работал над вторым изданием "Анналов", приготовил Исократа для Дидотовского собрания классиков и вместе

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  55. Аристид

    в произведениях Платона, Исократа , Демосфена, выработал свой природный ораторский талант
    подражание Исократу ), Ῥώμης ἐγκώμιον, Ῥοδιακός. Речи А. отличаются вообще большим обилием и глубиною мыслей

    Словарь классических древностей
  56. Хумн

    оригинальности, пустословием, слепым подражанием избранным образцам (X. подражает Исократу

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  57. Филиск

    на мифологическое содержание;
    3. ритор из Милета, ученик Исократа , писал речи и составил риторику

    Словарь классических древностей
  58. Тимофей, известный афинский полководец

    Сын и продолжатель дела Конона (см.), первой половины IV в. до Р. Х. Ученик и друг Исократа

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  59. чего в другом не любишь, того и сам не делай

    встречается в IV в. до Р.Х. у Исократа , также у Сенеки и в арабской сказке 1001 ночь.
    Ср. α πάσχοντες ύφ

    Фразеологический словарь Михельсона
  60. Панегирик

    Исократа (380 до н. э.). Практика и теория П. усиленно разрабатывалась античной риторикой (См

    Большая советская энциклопедия
  61. ПАЙДЕЙЯ

    предметом специальной рефлексии у Исократа и Ксенофонта и было разработано Платоном в диалогах «Государство

  62. Рейске

    раз трубить в трубу. Р. принадлежит также критическая обработка греческих ораторов (кроме Исократа ), издание

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  63. Феопомп

    мальчиком прибыл в Эфес и оттуда в Афины, где под руководством Исократа изучал ораторское

    Словарь классических древностей
  64. Риторы

    которого Цицерон (Cic. or. 11, 13. 61) считает Исократа и Феопомпа. В Риме красноречие явилось

    Словарь классических древностей
  65. Тимей из Тавромения

    в греческой историографии, получившему господство в Греции со времен Исократа и его ближайших учеников

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  66. Эвагор

    от руки тайного убийцы Diod. Sic. 15, 47. Афинский оратор Исократ справедливо восхваляет

    Словарь классических древностей
  67. ДЕМОКРАТИЯ

    для всех граждан право говорить в народном собрании и подавать голос), «исократия » (ἰσοκρατἰα – равновластие

    Новая философская энциклопедия
  68. Периойки

    сведений. Исократ сообщает (Panathen, 178, сл.), что П. были зависимы как рабы, что они были бедны

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  69. Риторика

    о метафорах, фигурах, аллитерации, параллелизмах, и затем о периоде (Исократ ). Характер этой школы

    Словарь литературных терминов
  70. ОРФИЗМ

    Алкея, Пинда-ра, Исократа , Платона, Аристотеля, Прокла, Павсания, Климента Александрийского и др

    Новейший философский словарь
  71. Тимофей

    отца и унаследованные богатства, но и высокое образование, полученное им у Исократа и Платона, обратили

    Словарь классических древностей
  72. ее предметом высшего образования. Исократ сделал Р. предметом, завершающим курс обучения, и тем самым
    поставил ее на службу энциклопедическому общекультурному образованию. В отличие от Исократа и других

    Словарь лингвистических терминов Жеребило
  73. ВАРРОН

    Платон, Исократ ) и римской (Катон) педагогической мысли и определил круг дисциплин, необходимых

    Новая философская энциклопедия
  74. "ФЕДР"

    к ней произносит свою 1-ю речь (в которой можно усмотреть некоторые намеки на Исократа ) (237b – 241d); 3

    Новая философская энциклопедия
  75. Эсхин, греческий оратор

    Антифонт, Лисий, Исократ и другие логографы - не писал. Кроме названных произведений, из которых

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  76. Феопомп, историк

    изучил ораторское искусство под руководством Исократа и приобрел славу выдающегося оратора, собрав вместе

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  77. Стесихор

    По поводу этого эпического стихотворения древние (Исократ и др.) рассказывают, что С., изобразив в одном