Психология труда как отрасль научного знания. Введение в психологию труда. Психология трудовой деятельности

История (бред по Климову):

Все начинается с донаучного периода. Сначала это разрозненные представления народа.

В пословицах многих народов отражены явления, характеризующие именно психологическую сторону труда, роль средств труда и самого субъекта деятельности и др.

Пример: Назначили осла кузнецом – он первым делом себя подковал. Или: Не котел варит, а стряпуха.

Отношения в коллективе также отражены в народной мудрости.

Например: Берись дружно - не будет грузно.

Также психологическое знание о труде выражено в таких памятниках культуры, как “Повесть временных лет”, “Слово о полку Игореве” и др. Там описаны психологические характеристики людей в основном в связи с ратным трудом.

Например: А мои ти куряни сведомси къмети (Для тех, кто не понял, къметь – это воин) подъ трубами повити, подъ шеломы възлелеяни, концъ копия въскрмлени…

Из всего этого Климов делает только один вывод: все эти произведения на самом-то деле написаны не о чем-нибудь, а о связи свойств личности с деятельностью человека J!

Далее рассматривается “Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича”. Там, как выяснил Климов, рассматривается идея о том, что особенности личности как субъекта деятельности определяются воспитанием.

Затем приходит великий Ломоносов. В его работах отражены его психологические знания о труде, а именно: Вопросы волевой регуляции труда Проектирование средств труда с учетом психологических особенностей людей. В сочинениях М.В. много предложений технических средств труда со ссылками на особенности психики человека. Вопросы оптимизации межлюдских отношений в труде. Пишет о том, что нужно помогать друг другу, утешать другого при неудачах и одобрять его действия.

Нил Сорский:

O У него есть некоторое ученое о продлении нежелательных психических состояний, страстей.

O Описаны требования к крестьянину, которого выбирают на роль старостыJ: надо выбирать “человека добра, душею пряма… не вора и не бражника, и не миропродавца…” Климов называет это первой нормативной профессиограммой.

Радищев и его “Путешествие из Петербурга в Москву”. Акцентирована идея уважения ко всякому труду. Описан феномен социогенной непригодности человека к труду (честный человек должен был покинуть службу, так как не мог совместиться с сослуживцами). Образец беседы как метода выявления мотивов труда

Чернышевский со своим вечным “Что делать?”

Идея проектирования рабочего места труженика сельского хозяйства в целях оптимизации его труда.

А теперь по-русски:

Психология труда развивалась по 2 направлениям: практические задачи (психология труда сложилась в писхотехнике в начале ХХ века.) и задача по производству самих психологических знаний (фундаментальные модели личности, деятельности и др.)

Отрасль психологии труда как науки формируется именно из “сгустков” области психологического знания о труде. Это выражается в том, что должностные лица берут на себя функции психологического анализа труда и становятся специалистами-человековедами. Постепенно появляются целенаправленные публикации на темы, появляется специализированный язык, формируются группы людей, которые специально занимаются этими вопросами.

Даже сейчас психологические знания о труде переплетаются со знаниями из смежных наук и практики. Раньше это был обычный бардак, а теперь это назвали “синтетичность” или “интегрированность”. Все это вместе Климов обзывает “нестерильностью”.

Короче говоря, психология труда существует как множество взаимодействующих подходов, направлений, школ, концепций. Стоит помнить, что авторы концепций относятся к ним ревностно, пристрастно→ при несоответствии концепции фактам обесценивают саму практику, “подгоняют” ее под теорию.

Все это безобразие схематически делится на: теоретический поиск, “разведка” целенаправленные фундаментальные исследования прикладные исследования пригодные для непосредственного практического использования разработки (это высший уровень полезности)

Психология труда – отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

Психология труда как профессия.

Где может работать человек, образованный в психологи труда?

Понятие «психология» возникло на рубеже XVI-XVII вв.; ее автором чаще всего считают немецкого богослова Гоклениуса. Этимологически это слово происходит от древнегреческого psyche (душа) и logos (учение, знание, наука). В научно-философский язык его впервые ввел немецкий ученый Христиан Вольф в XVIII в.

Примечательно, но затруднения в определении объекта и предмета научной дисциплины испытывают многие науки. Выделению более или менее признанного учеными объекта и предмета исследования научной дисциплины обычно предшествует многолетняя активная научная полемика, но и позже эти вопросы остаются одними из наиболее теоретически трудных. Такое состояние науки периодически повторяется. Так, например, было в отношении объекта и предмета общей психологии (П.Я. Гальперин, В.Н. Дружинин, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), психологии личности (А.Г. Асмолов), социальной психологии (Г. М. Андреева) и других областей.

В психологии труда эта проблема в определенной степени обусловлена молодостью психологии как науки (официальной датой ее рождения принято считать 1879 г., когда в Лейпциге Вильгельмом Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория); недостаточно обширной областью общепризнанных знаний («жесткого каркаса» знаний, по П.Я. Гальперину); тесной зависимостью науки от динамичности развития общества, промышленных сил, культуры; исторических особенностей социального заказа; объективной сложностью психики как высшей формы движения материи.

Под объектом науки чаще понимается область реальности, на изучение которой направлена данная наука. Предметом называют те стороны реальности, которыми представлен в данной науке ее объект, являющиеся областью пристального интереса ученых в данный исторический период. Так, например, человек может быть объектом изучения ряда естественных и гуманитарных наук, психология -- лишь одна из них. Но даже сильно сужая объем изучаемой реальности и выделяя, например, психику человека в качестве объекта исследования, мы должны признать, что и психика также может быть объектом изучения многих наук. Понятно, что достаточно сложно определить (определить) совокупность процессов и явлений, представляющих собой онтологическую целостность, функциональное единство и устойчивость; совокупность структурных, функциональных и системных связей, изучением которой достаточно полно и успешно можно заниматься в рамках и возможностях отдельной научной дисциплины.

В психологии труда ученые чаще говорят о ее предмете и реже -- о ее объекте (что объясняется вышеуказанными обстоятельствами); характеризуя дисциплину, чаще говорят о «комплексе наук о труде»

По мнению Е А. Климова, психология труда есть «система психологических знаний о труде как деятельности и трудящемся как ее субъекте» В рамках дисциплины можно говорить о «фактах и закономерностях психики человека, занятого трудом, трудящегося или человека, формирующегося в качестве субъекта труда» Е. А. Климов акцентирует внимание на динамичности дисциплины, полагая, что она представляет собой «множество взаимодействующих, возникающих и "сходящих на нет", дифференцирующихся и интегрирующихся течений, подходов, научных направлений, школ, концепций. И важнейшая задача здесь -- не взывать к абстрактной логике, а реально строить глубоко эшелонированную систему, включающую, как минимум, четыре звена: теоретический поиск, целенаправленные фундаментальные исследования, прикладные исследования и... пригодные для практического внедрения разработки». Психология труда является именно научной дисциплиной -- как отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда. «Иллюзия только лишь прикладного характера психологии труда возникает в связи с тем, что труд по своей природе -- условие и звено общественной практики... но это не исключает или тем более делает излишним фундаментальный подход к его психологическому изучению»

Важнейший предмет изучения науки -- человек как субъект труда. Понятие «субъект» подчеркивает роль человека как активного начала, как творца по отношению к противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, материального мира, а не только лишь «исполнителя» внешне заданных отношений; как интегрирующий компонент системы «субъект-объект», обеспечивающий взаимодействие всех ее компонентов.

Е.А. Иванова рассматривает труд исключительно в контексте понятия «деятельность»: «основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной (предметной) деятельности»

Н.С. Пряжников предметом психологии труда считает один из компонентов системы «субъект-объект»: «...предмет психологии труда -- это субъект труда, т. е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности» При этом субъект (индивид или социальная группа) понимается как носитель предметно-практической деятельности и познания, как источник активности, направленной на объект. Под объектом труда понимается «конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль)». Иначе, под объектом науки подразумевается второй компонент системы «субъект-объект», выступающий в качестве цели воздействия В целом, однако, исследователь понятийно не уравновешивает содержание основных компонентов дисциплины -- есть определение ее предмета, но адекватно объект науки не определен.

Прежде чем мы определимся с ключевыми компонентами науки -- ее объектом и предметом, обратимся к самому феномену «труд», его философскому, экономическому, культурному и психологическому содержанию.

Понимание К. Марксом сущности общественного производства и человека как субъекта деятельности легло в основу всей методологии отечественной психологической науки. Такое понимание разных социальных, социатьно-психологических и психологических феноменов красной нитью проходит в теориях многих отечественных ученых. Поэтому целесообразно сразу прямо представить эти положения, с тем чтобы в последующем лишь обозначать эти «исходные положения», обращая внимание читателя на методологические и логические первоисточники того или иного понимания обсуждаемых в книге феноменов.

Труд в отечественной психологии рассматривается как процесс, в котором человек посредством своей деятельности «опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой».

Труд есть сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности.

Основными чертами труда человека принято считать: его опосредствующую роль в процессе обмена веществ между человеком и природой; его целесообразность; значение идеального представления о результате, который предвосхищает трудовой акт; активизацию всех познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, представления, воображения) в планировании и осуществлении трудовой деятельности. По мере усложнения техники роль этих процессов все более возрастает. Объективные и субъективные препятствия в процессе труда предполагают проявление человеком определенных волевых усилий, сформированной и формирующейся в процессе мотивационной и смысловой сферы. Труд является основным источником формирования и проявления разнообразных чувств человека, которые во многом определяются степенью удовлетворенности трудом, самим процессом и его результатами.

Рассматривая труд как сложное историческое, социальное, экономическое и культурное явление, для лучшего понимания его сущности необходимо различать два разных аспекта этого единого феномена. Под трудом в узком смысле слова мы будем понимать совместную целесообразную деятельность человека, направленную на поддержание своего физического существования, на удовлетворение своих естественных потребностей; деятельность, предполагающую ее разделение на отдельные действия, их регламентацию, координацию активности отдельного человека и групп людей. Труд в широком смысле есть общественный по характеру процесс взаимодействия людей как по преобразованию ими внешнего мира, так и собственной природы человека, процесс его становления и развития как личности, индивидуальности, активного субъекта своей жизнедеятельности.

Итак, первая сторона труда -- определенное отношение человека к природе. Преобразуя внешнюю среду, человек тем самым преобразует свою природу. Труд включает в себя следующие ключевые моменты:

1) целесообразную деятельность, или сам труд;

2) предметы труда;

3) средства труда;

4) результат труда.

В историческом процессе происходит формирование отношения к труду, в котором и создаются его ключевые понятия. Зрелое отношение к труду -- это не только процесс поддержания физического существования, но и социальная активность человека ради самой потребности в труде. Становление труда как такового было фундаментальным основанием выделения человека из животного мира и его формирования как общественного индивида.

Вторая сторона труда -- общественный характер отношений людей в процессе, условиях и результатах деятельного отношения к природе (кооперация, разделение, специализация труда и др.). Труд есть преобразование внешнего мира с позиции участвующего в нем человека, а производство -- с позиции результата, продукта этого преобразования. При разных типах исторического развития труд выступает в различных формах

Понятно, что психология труда может быть лишь частью разнообразных знаний о труде. При историческом анализе легко установить серьезную эволюцию представлений о труде. В целом труд - явление общекультурное, более того -- это явление прежде всего этическое .

Итак, признавая действительную сложность разработки понятийного аппарата науки, в настоящей работе определимся с основными рабочими понятиями данной научной дисциплины в ее современном состоянии.

Объектом психологии труда будем считать труд как социальную активность человека в качестве субъекта трудовой деятельности. Предмет психологии труда -- это процессы, психологические факты и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека, его развитием и функционированием в качестве индивида, субъекта, личности и индивидуальности.

В широком смысле психологией труда будем называть комплекс научных дисциплин о труде как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, «системообразующего фактора».

В узком смысле психология труда есть комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях.

Главная задача психологии труда -- «изучать и помогать человеку строить оптимальную мотивацию и содержательную насыщенность труда»

ТЕМА 1.2. Психология труда как отрасль науки, учебная дисциплина и профессия

Психология труда как отрасль научного знания о труде и трудящихся, изучающая условия и разрабатывающая пути и методы решения практических задач в области формирования и функционирования индивидуальных и групповых субъектов труда.

Психология труда как профессия и учебная дисциплина. Смежные области психологического и междисциплинарного научного знания о человеке и труде. Связь психологии труда со всеми отраслями психологии.

Все отрасли психологии, изучающие человеческую деятельность, в том числе и психология труда, опираются на психологическую теорию деятельности. Являясь частью психологической науки, психология труда занимает особое место в ее структуре, т. к. предметом психологии труда является деятельность, занимающая одно из центральных мест в системе психологических понятий. Этим объясняется связь психологии труда со всеми отраслями психологии и другими науками. Место психологии в системе наук определяется местом и ролью человека в природе и обществе, которая заложена в его биосоциальной природе.

Например, в модели Б.М. Кедрова, психология занимает центральное место в системе наук. Психология расположена в центре равнобедренного треугольника. Углы у основания треугольника означают биологические и социальные науки, так как человек – биосоциальное существо. В вершине треугольника – технические науки, благодаря им создана искусственная техническая среда для человека и общества с более совершенными условиями для существования и развития, которые позволили человеку усилить свои возможности в изменении природы и приспособления к ней.

Отмечая интегральный характер дисциплины и нередко нечеткость границ между собственно психологией труда и другими смежными дисциплинами, Е. А. Климов выделяет три категории наук, характеризующихся разной степенью взаимосвязи с психологией:

  1. экономика труда, социология труда, физиология труда, гигиена труда, области медицины, связанные с изучением профессиональных заболеваний и экспертизой трудоспособности, профессиональная педагогика.
  2. технические дисциплины, предметом которых являются теория, расчет и конструирование машин и приборов, иначе – орудийное оснащение трудовых процессов;
  3. области объектов человеческой деятельности – биологические, технические, знаковые, социальные системы, искусство.

Особенности понимания и изучения труда и его субъекта в разных науках отражаются в их понятийном аппарате. Приведем несколько примеров.

Философия и политическая экономия: субъект труда, объект труда, орудия труда, процесс труда, необходимый труд, овеществленный труд и т. п.

Социология труда: труд как процесс, формирующий человека и общество, функции общественного труда, социальные факторы выбора профессии, труд в условиях технического прогресса, отношение к труду и др.

Экономика труда: трудовые ресурсы, производительность, организация труда, нормирование, оплата, планирование труда и т. д.

Законодательство о труде: трудовой договор, продолжительность рабочего дня, отпуск, обязанности, права, льготы разных категорий работников, процедуры трудовых споров.

Физиология, гигиена труда, производственная санитария: режим труда и отдыха, работоспособность.

Таким образом, анализ содержания смысловых категорий и рабочих понятий отражает определенную односторонность отображения в разных науках феноменов человеческого труда, оперируя при этом обезличенным субъектом. Человек как активный субъект деятельности (труда) в совокупности своих социальных, психологических, физиологических, анатомических особенностей наиболее полно представлен лишь в психологии труда, активно интегрирующей достижения естественных и гуманитарных наук.

Взаимосвязь психологических наук наглядно представлена в модели, предложенной А.В. Петровским. В ней все отрасли психологии делятся по трем основаниям. Первое основание, которое объединяет науки, направленно на изучение конкретных видов человеческой деятельности, – это конкретная деятельность (это психология труда; инженерная психология, изучающая систему « человек – машина »; авиационная, космическая, медицинская, педагогическая, военная, юридическая, спортивная, научная и др.). Вторым основанием является развитие (объединяет возрастную психологию и ее ответвления (психологию детства, подросткового возраста, юности, геронтологию), а также психологию обучения и умственного развития, специальную психологию с ее комплексом наук (олигофренопсихологию, патопсихологию, тифлопсихологию, сравнительную психологию, зоопсихологию). Третье основание модели – отношения личности в обществе (изучаются социальной психологией с ее отдельными отраслями: психологией групп, наций, психологией личности).

Дифференциация психологии на различные отрасли не исключает обратных процессов их взаимодействия, интеграции. Особенно это касается психологии труда, которая изучает человека в условиях деятельности, где объективно взаимоувязаны разные аспекты, обусловленные биосоциальной природой человека, его многогранностью и обширностью связей с окружающим миром.

Объединяющим началом для всех отраслей психологии является общая психология, которая изучает общие закономерности психики человека и животных. Тесная связь психологии труда с общей психологией заключается в применении психологических знаний к изучению трудовых процессов, проявлению в них основных закономерностей психики человека, особенностей его мышления, внимания, памяти, восприятия, эмоций, воли и других свойств. Психология труда обогащает общую психологию новыми фактами об особенностях человеческой психики в условиях деятельности, что способствует развитию психологической теории деятельности, которая является ведущей в системе теоретических знаний в отечественной психологии.

Возрастная психология обогащает психологию труда знаниями о возрастных особенностях человека в разные периоды жизни, которые учитывает психология труда при анализе и совершенствовании организации труда, профотборе и обучении. Психология труда вносит вклад в развитие малоразработанных разделов возрастной психологии, психологии взрослого человека и геронтологии (психологии старения), психологии обучения, обогащая их новыми научными фактами о динамике психических изменений в процессе профессионального роста и факторах, влияющих на нее.

Отрасли специальной психологии, изучающие отклонения психики от нормы, оказывают помощь психологии труда в сфере профотбора, трудовой экспертизы в плане организации коррекции и предупреждения нарушений психики в условиях трудовой деятельности, связанных с экстремальными условиями (научных экспедиций, экспериментов, военных действий, аварийных ситуаций, катастроф, опасных трудовых условий и др.). Наблюдается и обратная связь, психологии труда, позволяет предупредить и своевременно откорректировать возможные отклонения психики с помощью специальных приемов и требований.

Социальная психология вносит вклад в организацию коллективного труда людей. Ее положения применяются психологией труда при исследовании характера труда в различных видах трудовых коллективов: творческих группах, аварийных и спасательных бригадах, в изолированных от среды командах. Особенности различных областей и условий человеческой деятельности, которые изучает психология труда, позволяют получить новые психологические факты о раскрытии возможностей человека при его взаимодействии с другими людьми.

Связь психологии труда со всеми отраслями психологии опирается на психологическую теорию деятельности и общие закономерности психики человека, которые выражены в принципах психологии. Принцип – это основное правило, центральное понятие, которым руководствуются в познании и практике. Основными в отечественной психологии являются: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности.

1. Принцип детерминизма – заключается в том, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Согласно этому принципу, способ производства и материальные условия жизни влияют на психику человека, т. е. психика человека, ее особенности обусловлены общественно-историческими условиями, а также условиями и характером его трудовой деятельности. Высшим уровнем развития психики является сознание человека, более совершенный способ отражения окружающего мира.

2. Принцип единства сознания и деятельности – раскрывает взаимосвязь между сознанием и деятельностью: с одной стороны, сознание развивается в деятельности, с другой – сознание определяет характер и содержание деятельности, так как деятельность создается человеком, и он может ее совершенствовать. Этот принцип отличает отечественную психологию от других психологических теорий зарубежной психологии, поскольку выделяет деятельность, как психологическую категорию. Благодаря психологии труда он получил более глубокое развитие, а также расширил свое действие на другие отрасли психологии.

3. Принцип развития психики в деятельности – раскрывает поступательную закономерность формирования и совершенствования психических функций, процессов и свойств личности при овладении человеком различными видами деятельности: трудом, игрой, учебной, спортивной, художественной деятельностью, общением. В процессе освоения любой деятельности человек осваивает опыт человечества, под его влиянием развивается психика.

Изучение процесса взаимодействия человека с внешней средой требует участия различных наук (технических, социальных, естественных). Такое сложное взаимодействие психологии труда с другими науками и отраслями психологии придает особую важность принципам психологии, которые ориентируют исследования всех наук в едином подходе. Кроме основных принципов психологии, в этих исследованиях важное значение имеют еще три принципа, которые сформировались и активно влияют на исследования деятельности и на интерпретацию научных данных.

4. Принцип системности – общий методологический подход к анализу психических явлений, в котором явление рассматривается как система, не сводимая к сумме элементов, обладающая ценностной структурой и новыми качествами. Каждая система является элементом другой, более сложной системы. Этот принцип направляет научное исследование на изучение элементов системы деятельности в психологии труда, функций элементов системы, их связей, динамики развития. Принцип системности требует всестороннего изучения того или иного предмета; для этого реализуется последовательность изучения, включающая следующие основные этапы: структурное, функциональное, генетическое исследование, а также исследование системных качеств изучаемого предмета. В настоящее время его можно считать всеобщим для современной науки; преимущественное развитие в психологии он получил при изучении деятельности человека.

5. Принцип антропоцентризма фиксирует центральное, главное положение человека в структуре деятельности, его активную позицию по отношению к окружающей среде. Результатом активного взаимодействия человека со средой в процессе деятельности является преобразование среды и изменение самого человека. Посредством своей активности человек преодолевает внешние и внутренние ограничения и способен подняться над ситуацией, найти эффективный способ преобразования среды в условиях дефицита информации, времени и возможностей.

6. Принцип специфичности предполагает учитывать особенности характера и форм различных видов деятельности, которые обусловлены специфическими для каждой деятельности условиями и требованиями к человеку. Каждый вид деятельности, имея общую структуру с другими видами деятельности, реализует ее особым образом, характерным для конкретной деятельности.

««Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов» Волков В.Ю. доктор педагогических наук, профессор...»

«Профессионально-прикладная физическая подготовка

(ППФП) студентов»

Волков В.Ю. доктор педагогических наук, профессор

н/п Название раздела Стр.

1 Основные понятия 1

2 Историческая справка об использовании физических 2

упражнений для подготовки к труду

3 Личная и социально-экономическая необходимость подготовки 3

человека к труду

4 Место ППФП в системе физическоговоспитания студентов 5 5 Основные факторы ППФП 6 6 Дополнительные факторы ППФП 6 7 Средства ППФП 6 8 Организация и формы ППФП в вузе 7 9 Контроль ППФП студентов 10 Факторы, определяющие содержание 8 ППФП выпускников факультета 11 Физическая культура в будущей профессиональной 9 деятельности бакалавра и специалиста 12 Литература 12 13 Контроль знаний 14

1.Основные понятия Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Формы (виды) труда – условно подразделяются на умственный и физический по физиологическим и психологическим признакам преимущественного проявления в процессе деятельности.

Условия труда – воздействие на работника внешней среды производственного и климатического характера, продолжительность и особенность режима рабочего времени.



Характер труда – определяется степенью и особенностями нагрузки в течение трудового процесса, разнообразием умений и навыков, применяемых им в процессе труда.

Прикладные знания – приобретаются в процессе занятий физической культурой, могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Прикладные умения и навыки – необходимы в конкретной профессиональной деятельности, могут быть сформированы в процессе занятий определенными видами спорта.

Прикладные физические качества – это те качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость), которые имеют наибольшее значение для эффективного выполнения конкретной профессиональной деятельности.

Прикладные психические качества – те качества личности, которые способствуют эффективному выполнению профессиональных видов работ.

Могут быть сформированы в процессе занятий физической культурой.

Прикладные специальные качества – способность человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды (низкие и высокие температуры, укачивание, недостаток кислорода и др.).

Прикладные виды спорта – те виды (или их элементы), которые развивают, формируют профессионально-прикладные знания, психофизические и специальные качества, умения и навыки.

–  –  –

На начальных стадиях развития человеческого общества использовалось простое копирование физических нагрузок и технических приемов труда в простейших играх, ритуальных состязаниях. В дальнейшем люди перешли к более широкой тематике игр с определенными правилами, к созданию спортивно-игровых снарядов. Это был один из способов совершенствования трудовых навыков.

При рабовладельческом и феодальном строе получила широкое развитие военно-прикладная физическая подготовка для определенных слоев общества.

В позднем средневековье начали разрабатываться системы воспитания молодежи, где присутствуют элементы ППФП. Это системы Ф.Рабле, Д.Локк, И.Песталоцци и др. Именно здесь зародилось направление ППФП.

XIX-XX вв. в США получила развитие система организации труда («тейлоризм»), в основе которой было применение достижений науки и техники с целью извлечь максимум прибыли за счет использования функциональных возможностей человека.

3.Личная и социально-экономическая необходимость подготовки человека к труду В настоящее время разрабатывается самостоятельное направление – специальная психофизическая подготовка человека к конкретному виду труда или ППФП, когда учитывается личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях.Это обусловлено:

Влиянием современнойтехнизации труда ибыта на жизнедеятельность человека;

Изменением места и функциональной ролив современном производственном процессе;

Влиянием необходимости перемены и разделениятруда на содержание ППФП будущего специалиста;

Обеспечением высокого уровня интенсивностии индивидуальной производительности трудабудущих специалистов;

Обеспечением психофизической надежностибудущих специалистов в избранном видепрофессионального труда.

Влияние современнойтехнизации труда и быта на жизнедеятельность человека «В обществе нет другого средства, кроме физической культуры, с помощью которого можно было бы физически готовить людей к новому производству»(Н.И.Пономарев) Медики обращают внимание на основные факторы, отрицательно влияющие не только на здоровье человека, но и на его профессиональную работоспособность:

Детренированность организма из-за недостаточной двигательной активности;

Напряженное эмоциональное состояние в условиях повседневного труда;

Неблагоприятное влияние внешней среды.

Профилактикой негативных факторов занимаются в том числе и специалисты физической культуры. Они исследуют функциональные возможности здорового человека и резервы повышения работоспособности (напр., изучают высокий уровень подготовленности космонавтов, выдающиеся достижения спортсменов). Этот опыт применения средств физической культуры важно использовать при подготовке молодежи к современному труду.



Изменение места и функциональной роли в современном производственном процессе

Современное производство изменило структуру труда:

Уменьшило долю простого физического труда;

Темп, ритм труда задает теперь не сам человек, а технология производства;

Объектом усилий человека становятся все усложняющиеся машины, автоматизированные системы;

Значительно повышена ответственность работника;

Повышена требовательность к чувствительно-двигательной сфере (устойчивость внимания, быстрота и точность реакции и др.);

Специалисты высокой квалификации руководят высококвалифицированными людьми (по статистике, именно работа с людьми утомляет больше всего).

Все это требует специальной психофизической подготовленности средствами физической культуры. Спортивные игры, единоборства и др. виды спорта моделируют разнообразные жизненные ситуации взаимодействия людей, здесь развиваются не только физические качества, но и психологические свойства личности, способствующие лучшей адаптации людей в коллективе, выполнению роли лидера, руководителя.

Влияние необходимости перемены и разделения труда на содержание ППФП будущего специалиста обусловлено двумя факторами:

Постоянным преобразованием производства и изменением ориентиров в экономике и политике нередко требующих изменения профессии.

Такая смена требует как разносторонних способностей, так и хорошей физической подготовленности, которую можно достичь в процессе ППФП.

Узкая специализация труда, при которой достигается значительная экономическая эффективность, как правило, делает труд монотонным, увеличивает число профессиональных заболеваний.

ППФП в подобной ситуации способствует:

Профилактике профессиональных заболеваний, снятию утомления и более быстрому освоению смежных специальностей.

Физиологические границы интенсивности труда человека весьма эластичны и могут изменяться под влиянием средств физической культуры.

У занимающихся физической культурой и ведущих активный образ жизни уровень функциональных возможностей организма, физическая и эмоциональная устойчивость, координация движений значительно выше средних величин. Эти люди обладают быстрой врабатываемостью, способностью к длительному сохранению оптимального темпа, скорости и экономичности рабочих движений и действий.

4. Место ППФП в системе физического воспитания студентов

Задача Вуза - обеспечить психофизическую надежность будущих специалистов в избранном виде профессионального труда.

Понятие «качество специалиста» включает не только знания и умения в профессии, но и психофизическую надежность, которая зависит от уровня физической подготовленности.

Слабая физическая подготовленность неблагоприятно влияет как на учебный труд студента, так и на выполнение требований учебной и производственной практики, таких выпускников вуза часто нельзя использовать по специальности на разных участках производства, проявляется также их недостаточная профессиональная «отдача», вынужденная смена профессии, что приводит к экономическим и моральным издержкам.

Проблема ППФП является наиболее актуальной именно в вузе. Студент должен заблаговременно подготовить себя к избранной профессии, развить те физические и психические качества, которые определят его психофизическую надежность и успех в будущей профессии.

Цель и задачи ППФПсостоят в формировании:

Прикладных знаний;

Прикладных умений и навыков;

Прикладных физических качеств;

Прикладных специальных качеств.

5. Основные факторы ППФП Для определения ППФП составляется профессиограмма специалиста, т.е. тот объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, психофизических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности, а именно:

Формы (виды) труда;

Условия труда;

Характер труда;

Режим труда и отдыха;

Динамика работоспособности.

6. Дополнительные факторы ППФП

Дополнительные факторы:

Индивидуальные особенности будущих специалистов;

Географо-климатические условия региона, где предстоит работать.

Успешность подготовки к профессии зависит от физиологической и психологической пригодности к профессии, т.е. от индивидуальных способностей, поэтому усилия и время для освоения ППФП у каждого свои.

Важно ориентироваться и на возрастные изменения организма человека.

Наиболее продуктивный возраст для ППФП от 18 до 35лет.

Продуктивную работу в географо-климатических условиях можно достичь повышенной устойчивостью к холоду, жаре, солнечной радиации, температурным колебаниям и т.д. средствами закаливания, выполнением гигиенических мероприятий.

–  –  –

Средства ППФП студента можно подразделить:

Прикладные физические упражненияи элементы видов спорта;

Прикладные виды спорта (их целостное применение);

Закаливание и гигиенические факторы;

Вспомогательные средства (тренажеры).

–  –  –

Организация ППФП:

Специальная подготовкав учебное время;

Специальная подготовкав свободное время.

Организация ППФП на учебных занятиях определяется программой по «Физической культуре», программа отражает особенности будущей профессии студентов каждого факультета. Для расширенной ППФП в основном отделении организуются группы по ППФП, в спортивном отделении – группы по прикладным видам спорта.

ППФП проводится в форме теоретических, практических и контрольных занятий. Цель теоретических занятий – дать прикладные знания в области выбранной профессии, практических – прикладные умения, навыки, психофизические и специальные качества.

Формы ППФП в свободное время:

Секционные занятия в вузе поприкладным видам спорта;

Самодеятельные занятия поприкладным видам спорта вне вуза (туристические клубы и т.д.);

Самостоятельные занятия всвободное время.

9.Контроль ППФП студентов

Кафедры физической культуры и спорта разрабатывают специальные требования, нормативы по ППФП.

Нормативы и требования являются обязательными для каждого студента. В каждом семестре рекомендуется выполнять не более 2-3 зачетных тестов (студенты специального отделения выполняют тесты по ППФП, доступные им посостоянии здоровья). Студенты должны выполнить тесты по ППФП не ниже «удовлетворительно».

Итоговая аттестация проводится в форме устного опроса, включающая и вопросы раздела ППФП.

10. Факторы, определяющие содержание ППФП выпускников факультета Материал темы студент готовит самостоятельно, в зависимости от специфики своей будущей профессии. Конкретные материалы можно найти в литературе по:

Теории и методике физического воспитания студентов;

Физиологии и психологии труда;

Эргономике (изучает условия и характер труда, чтобы организация производства соответствовала возможностям человека);

- «Технике безопасности»;

Организации производства.

Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП выпускников факультета:

Возраст;

Состояние здоровья;

Типичные профессиональные заболевания;

Географо-климатические условия;

Национальные традиции.

При занятии физической культурой необходимо учитывать:

Влияния форм и видов тренировки бакалавра и специалиста на содержание ППФП;

Влияния условий труда выпускника факультета на содержание ППФП;

Характер труда специалистов и его влияние на содержание ППФП;

Влияния особенностей динамики утомления специалистов на содержание ППФП.

Сегодня имеется материал, характеризующий особенности труда многих профессий (см. представленный список литературы).

Используя эти материалы, студент будет знать, какие качества и умения необходимо в себе развивать, что нужно для обеспечения профессионального долголетия.

11. Физическая культура в будущей профессиональной деятельности бакалавра и специалиста Основные понятия.Производственная физическая культура (ПФК) – система методически обоснованных физических упражнений, физкультурнооздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности.

Производственная гимнастика – комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повышать и восстанавливать общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики возможных заболеваний.

Профессиональное утомление – объективное снижение работоспособности, характер которого во многом связано с профессиональной деятельностью.

Профессиональное заболевание – возникает в результате влияния условий, характера и режима трудовой деятельности.

Профессиональный травматизм – производственные повреждения, травмы, статистически достоверно фиксирующиеся у представителей определенной профессии вне зависимости от причин.

Производственная физическая культура (ПФК), цель, задачи Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда.

Задачи ПФК:

Подготовить организм к оптимальному включению в работу;

Поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

Проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов работ;

Профилактика возможного влияния на человека неблагоприятных факторов профессионального труда.

Методические основы ПФК. Основа ПФК – теория активного отдыха.

И.М.Сеченов доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее во время активного отдыха, когда движения выполняются другими, неутомленными частями тела.

Методика ПФК находится в зависимости не только от характера и содержания труда, но имеет «контрастный» характер:

Чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

Чем меньше в процесс труда включены большие мышечные группы, тем больше они подключаются в процесс ПФК;

Чем больше эмоциональное и умственное напряжение в процессе труда, тем меньше оно должно быть в разнообразных средствах ПФК.

ПФК путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды (перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ).

Формы, методы, средства ПФК. ФормыПФК:

В рабочее время;

В свободное время.

При выборе средств и методов ПФК важно учитывать:

Условия труда (рабочая поза, разнообразие движений, загруженность отдельных функциональных систем);

Динамику, характер и степень развивающегося утомления в течение рабочего дня, недели, месяца, года.

ПФК в рабочее время реализуется через формы:

Вводная гимнастика;

Физкультурная пауза;

Физкультурная минутка;

Микропауза активного отдыха.

При построении комплексов производственной гимнастики необходимо учитывать:

Рабочую позу, положение туловища;

Рабочие движения;

Характер трудовой деятельности;

Степень и характер усталости по субъективным показателям;

Возможные отклонения в здоровье;

Санитарно-гигиеническое состояние места занятий.

Вводная гимнастика (ВГ).

ВГ проводится до начала работы, состоит из 5-8-ми общеразвивающих и специальных упражнений и занимает 5-7 мин.

Цель вводной гимнастики – активизировать функции организма, играющие ведущую роль при выполнении работы.

Вводная гимнастика позволяет:

Легче включиться в рабочий ритм;

Сократить период врабатывания;

Увеличить эффективность в начале рабочего дня;

Снизить отрицательное воздействие резкой нагрузки в начале рабочего дня.

Вводная гимнастика включает специальные упражнения, по своей структуре и характеру имитирующие рабочие действия.

Для ВГ используют упражнения с возрастающим темпом движений.

При выполнении комплекса ВГ необходимо соблюдать правила:

Создается легкое тонизирующее состояние основных работающих мышц;

Конец комплекса ВГ снимает излишнее возбуждение и настраивает на предстоящую работу;

После выполнения комплекса ВГ не должно возникать желания отдохнуть.

Физкультурная пауза.Физкультпауза проводится для активного отдыха, предупреждения или ослабления утомления в течение рабочего дня.

Комплекс состоит из 7-8 упражнения, выполняемых за 5-10 мин.

Место физкультпаузы зависит от продолжительности рабочего дня, динамики работоспособности. При обычном 7-8 час.рабочем дне рекомендуется проводить 2 физкультпаузы: через 2-2.5 час. после начала работы и за 1-1.5час до ее окончания (рис.).

Задачи физкультпаузы:

Дать дополнительную нагрузку на системы организма, не принимающие активного участия в работе;

Снять напряжения с систем организма, утомленных работой.

Вводная гимнастика (ВГ) при различной форме труда. При тяжелом физическом труде комплекс ВГ включает простые по координации движения динамического характера, вовлекающие в работу различные мышечные группы. Нагрузка увеличивается постепенно.

При работе средней тяжести включаются динамические упражнения с широкой амплитудой для групп мышц, незадействованных в работе.

Максимальная нагрузка приходится на середину комплекса.

При работе с малыми физическими нагрузками, но с большой концентрацией внимания, интенсивным умственным трудом рекомендуются комбинированные динамические упражнения на различные мышечные группы. Максимум нагрузки приходится на первую треть комплекса.

При работе в неблагоприятных условиях труда рекомендуются упражнения профилактической направленности (напр. при работе с постоянным наклоном туловища вперед необходимы упражнения, укрепляющие осанку).

Физкультурная минутка. Физкультминутка – индивидуальная форма кратковременного отдыха для локального воздействия на утомленные группы мышц (2-3 упражнения по 1-2 мин. несколько раз в течение рабочего дня).

Выполняются упражнения именно тогда, когда работник ощущает потребность в кратковременном отдыхе.

Упражнения связаны чаще всего с:

Выпрямлением спины и отведением плеч назад;

Выпрямлением ног в положении сидя, смена позы;

Упражнения в расслаблении, восстановительные позы;

Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук, ног;

Маховые движения, вращения головой, плечами;

Элементы массажа.

Занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв. В обеденный перерыв (особенно при «сидячей» работе) необходимо значительно увеличить объем двигательной активности за счет прогулки, пробежки, игры.

Хорошие результаты дает игра в обеденный перерыв в настольный теннис (по экспериментальным данным частота пульса у квалифицированных спортсменов за игру достигает 200 уд/мин.).

Профилактика профессиональных заболеваний и травм. Основная задача упражнений профилактической направленности – повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов труда.

К ним относится:

Перенапряжение от тяжелой физической работы;

Ограничение количества и объема движений;

Монотония;

Неудобная рабочая поза;

Нервное перенапряжение;

Вибрация, укачивание, неблагоприятные санитарные условия.

Роль личности руководителя во внедрении ПФК. Степень внедрения ПФК во многом зависит от того, насколько сам руководитель осознает роль и значимость ПФК для профессиональной дееспособности.

Руководитель при решении вопросов ПФК анализирует «+» и «-» внедрения, сопоставляя гуманистические аспекты с экономическими возможностями производства.

Современными исследованиями доказано, что внедрение средств ПФК способствует:

Снижению общей заболеваемости;

Уменьшению травматизма и профессиональных заболеваний;

Повышению эффективности производства;

Улучшению общего самочувствия работников и т.д.

Дополнительная:

–  –  –

Обязательная:

Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. – М.: Высшая школа, 1989.

Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. – М.: Высшая школа, 1978.

Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. – М.: Высшая школа, 1985.

Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов/ Под общ. Ред.

В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 2003.

Дополнительная:

Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие. – М.: Изд. РУДН, 1999. – 165 с.

Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. – М.: Знание, 1987.

Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей занятых малоподвижным трудом. – М.: Советский спорт, 1993.

Профессионально-прикладная подготовка студентов: Учебное пособие/Т.Н.Михонина и др.. – СПб., СПбГУ, 1997. – 48 с.

Физическая культура: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Коваленко. – М.: Изд.

АСВ, 2000. – 432 с.

Физическая культура и здоровье: Учебник/Под ред. В.В.Пономаревой. – М.:

ГОУ ВУНМЦ, 2001. – 352 с.

–  –  –

Предлагаем примерные контрольные вопросы по теме: «Профессиональноприкладная физическая подготовка (ППФП) студентов»:

Современное производство характеризуется в основном … 1.

а) увеличением доли психического напряжения и простого физического труда

б) уменьшением доли простого физического труда и ответственности работника

в) увеличением взаимодействия людей, повышенной ответственностью всех работников

г) упрощением взаимодействия с автоматизированными системами, более низкими требованиями к быстроте и точности реакции работника Направление профессионально-прикладной физической подготовки 2.

(ППФП) возникло …

а) в первобытном обществе

б) в позднем средневековье

в) ХIХ-ХХ вв. в США г) 20-30–е годы ХХ века в нашей стране ППФП в вузе проводится в форме каких занятий?

а) теоретических

б) практических

в) контрольных

г) всех вышеперечисленных Факторы, отрицательно влияющие на профессиональную 4.

работоспособность …

а) недостаточная двигательная активность

б) стресс, экология

в) профессиональные заболевания

г) все вышеперечисленные факторы Характеристика особенностей труда, в частности в сельском хозяйстве, 5.

свидетельствует, что на I месте в необходимых умениях и навыках стоит…

а) ориентироваться на местности

б) управлять авто-, мото-, вело- … транспортом

в) плавать

г) ходить на лыжах Профессиограмма специалиста включает перечень … 6.

а) основных профессиональных заболеваний

б) необходимых знаний и качеств профессии

в) смежных специальностей

г) должностей профессионального роста Профессионально-прикладная физическая подготовка студента в вузе 7.

является …

а) обязательной

б) дополнительной

в) факультативной

г) элективной Способность человека противостоять специфическим воздействиям 8.

внешней среды (низкие и высокие температуры, укачивание, недостаток кислорода и т.п.) – это …

а) прикладные физические качества и прикладные виды спорта

б) прикладные психические качества

в) прикладные умения и навыки

г) прикладные специальные качества Как называется отрасль науки, изучающая условия и характер труда?

а) кибернетика

б) агломерация

в) эргономика

г) эклектика

10. Что входит в основные факторы, определяющие содержание ППФП?

а) условия труда

б) режим труда и отдыха

в) все представленные варианты верны (а, б, г)

г) динамика работоспособности

11. В задачи ППФП входит формирование прикладных качеств …

а) физических

б) психических

в) специальных

г) всех вышеперечисленных

12. По статистике какая самая популярная форма ППФП?

а) туризм

б) плавание

в) различные виды бега

г) занятия на тренажерах

13. В ППФП важен практический опыт выполнения физических упражнений, например, физиологически правильно поднимать груз нужно путем …

а) разгибания спины

б) сгибания рук

в) за счет разгибания ног с прогнутой спиной

г) все способы правильны

14. Наиболее продуктивный возраст для профессионально-прикладной физической подготовки …

а) до 20 лет б) 20-35 лет в) 35 и более

г) в любом возрасте

15. Что входит в понятие «качество специалиста»?

а) знания профессии

б) умения профессии

в) психофизическая надежность

г) все вышеперечисленное

16. Кто из ученых обосновал эффективность активного отдыха, используемого в основе производственной физической культуры (ПФК)?

17. Что отвечает правилам вводной гимнастики как средства ПФК?

18. Как называется самая короткая форма производственной гимнастики?

19. При монотонной работе какие упражнения ПФК должны использоваться в первую очередь?

20. Каковы дополнительные средства повышения работоспособности?

21. Виды производственной гимнастики и их особенности?

22. Как правильно поднимать тяжелый груз от земли?

23. Какие методы используются для укрепления мышц глаз, развития периферического зрения человека?

24. К чему повышает устойчивость организма применение ПФК?

25. От чего зависит подбор специальных упражнений ПФК?


Похожие работы:

«Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365 © М. М. Шертаев, У. К. Ибрагимов, С. Х. Икрамова, Ф. Т. Якубова, К. У. Ибрагимов DOI: 10.15293/2226-3365.1501.07 УДК 616.058 + 616.538.19 МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ТКАНЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ИШЕМИИ М. М. Шертаев, У. К. Ибрагимов, С. Х. Икрамова, Ф. Т. Якубова (Ташкент, Узбекистан), К. У. Ибрагимов (Санкт-Петербург, Россия) Противоречивость данных об особенностях...»

«УДК 502(07) КОМФОРТНОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГО-ГЕОХИМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ) Соткина С.А., Кривдина И.Ю., Никитина О.А. ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия (903005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1), e-mail: [email protected] При обосновании перехода к устойчивому развитию среди методологических и методических проблем важнейшим является...»

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ученые ВГПУ – магистрантам, аспирантам, молодым преподавателям Е.П. Белозерцев, В.Я. Барышников ОБРАЗОВАНИЕ: КАК ИЗУЧАТЬ И ПОНИМАТЬ. Тезисы к фундаментальной теме МОНОГРАФИЯ ВОРОНЕЖ Воронежский госпедуниверситет УДК 371.2 ББК Ч30/49 Б43 Серия «Ученые ВГПУ – магистрантам, аспирантам, молодым преподавателям» основана в 2010 году Главный редактор серии А.С....»

«Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Солнышко» г. Омутнинска Кировской области Материалы на Всероссийский конкурс профессионального мастерства воспитателей и педагогов дошкольных образовательных учреждений «Современный детский сад 2015» Методическая разработка Описание серии интегрированных занятий по формированию основ экологической культуры для детей младшего дошкольного возраста (номинация: Лучший педагог современного детского сада)

«А.А. Житенев ПОЭЗИЯ НЕОМОДЕРНИЗМА Научный редактор д-р филол. наук, проф. Никонова Т.А.Рецензенты: д-р филол. наук, проф. Автухович Т.Е. д-р филол. наук, проф. Барковская Н.В. Житенев А.А. Поэзия неомодернизма: монография. СПб.: ИНАПРЕСС, 2012. В книге исследуются принципы трансформации модернистской и авангардной традиций в русской поэзии 1960-2000-х гг. Книга адресована литературоведам, лингвистам и всем, кто интересуется современной поэзией. Данное исследование осуществлено в рамках работы...»

«Суворова Ирина Михайловна КОРАБЛЬ ДУШЕВНЫЙ, ИЛИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В статье рассматривается проблема аксиологической разобщенности российского общества, которая активно обсуждается в современной гуманитаристике. Особую роль в формировании ценностной сферы культуры автор отводит отечественной образовательно-воспитательной системе. Философский анализ ценностной сферы древнерусской культуры позволяет выявить роль и место образования в проблеме...»

«1 А.В.Федоров Медиаобразование будущих педагогов А.В.Федоров Медиаобразование будущих педагогов Монография Таганрог Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. c. В монографии рассматриваются вопросы теории и методики медиаобразования (то есть образования на материале средств массовой коммуникации – телевидения, прессы, радио, кинематографа, видео, интернета и т.д.) в педагогических вузах. Даются характеристики наиболее известных медиаобразовательных...»

«Содержание ХАБИБУЛЛИН Загид Валеевич (20 IX (3 Х) 1910, Орск) композитор и скрипач ХАВТОРИН Борис Порфирьевич (22 Х 1953, Оренбург) педагог, организатор высшего музыкального образования ХАЙКИН Борис Эммануилович (1904 1978) дирижер ХАЙРИ, наст. фамилия Хайретдинов, Гайнан Бадретдинович (2 (15) VI 1903 -15 XII 1938) башкирский писатель ХАЙРУЛЛИН Барый Хабиевич (1 II 1955, с. Кузбаево Буравского района Башкирии) религиозный деятель. 2 ХАЙРУТДИНОВ Мингаз Хайрутдинович (15 VIII 1905 4 II 1970, с....»

«Л.Е.Тихомирова п. Боголюбово, Владимирская обл., МБОУДОД «Боголюбовская детская музыкальная школа им. И.И. Лукашова» Самореализация музыкальных способностей детей в творческих заданиях и сочинении музыки. Одна из самых актуальных педагогических проблем современной школы – это проблема организации занятий детей на основе творчества, которые помогали бы познанию учеником собственной индивидуальности на основе творческой деятельности. Творчество – это универсальный способ саморазвития. Процесс...»

«Курсы тыдаушылары: азастан Республикасы Техникалы жMне кMсіптік білім беру жйесіні басшы кадрлары (Колледж директорлары жMне директорды орынбасарлары). ткізілген уаыты: 2013 жылы 18-29 наурыз аралыы. ткізілген орны: «рлеу» біліктілікті арттыру лтты орталыы» А филиалыны Р Білім беру жйесіні басшы жMне ылымипедагогикалы ызметкерлеріні біліктілігін арттыруды республикалы институты (Алматы.). Есеп беруші: Зиятлы Жанболат, Астана аласы Mкімдігіні «оамды таматандыру жMне сервис колледжі» МКК-ны...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Н. В. Третьякова, В. А. Федоров КАЧЕСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ Монография Екатеринбург РГППУ УДК 371.7 ББК Ч400.55 Т66 Третьякова, Наталия Владимировна. Т66 Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технологии обеспечения: монография / Н. В. Третьякова,...»

«ISSN 2075-2067 ВЕСТНИК ЮРГТУ (НПИ). 2011. № 1 КНИГА ОБ ОБРАЗОВАНИИ. И НЕ ТОЛьКО Коатс, Джули. Поколения и стили обучения. / Пер. с англ. Л. Е. Колбачева. – М.: МАПДО – Новочеркасск: НОК, 2011. – 121 с., ил. Идея непрерывного образования, образования на протяжении всей жизни стала необычайно актуальной на рубеже ХХ и ХХI веков. Она выражает потребности развития цивилизации в целом, и каждого отдельного человека. Первым о том, что всякий возраст предназначен для обучения, заговорил Я. А....»

«Одобрено решением Ученого совета МТУ СИ 26.11.2015 Приложение УТВЕРЖДЕНО приказом МТУСИ от /$, # Ш6/-Р ПОРЯДОК замещения должностей профессорско-преподавательского состава МТУСИ 1. Настоящий Порядок разработан на основании Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорскопреподавательскому составу, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23 июля 2015 г. № 749, Трудового кодекса Российской Федерации, Устава и с учетом Положений о СКФ МТУСИ и ВВФ...»

«ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО АНГЛОЯЗЫЧНОГО АУДИРОВАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ © Гупка-Макогин Н.И. Тернопольский национальный педагогический университет им. В. Гнатюка, Украина, г. Тернополь В статье рассматривается вопрос повышения мотивации будущих специалистов международной экономики к овладению английским языком, а также умениями англоязычного профессионально ориентированного аудирования. Представлены результаты анкетирования,...»

«Библиотека ВГМХА Справочно-информационный отдел Он был нашим ректором Ученые ВГМХА Лобанов Валентин Тихонович (29.01.1913 10.01.1993) Посвящается 100-летию со дня рождения выдающегося педагога, ученого, профессора Валентина Тихоновича Лобанова. За свою трудовую деятельность внес значительный вклад в развитие теории и практики племенного дела в животноводстве. Ученые ВГМХА Лобанов Валентин Тихонович родился в 1913 г. в г. Шигры, Курской области, в семье учителя. Свой трудовой путь начал в 1929...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

«Трудовое воспитание» - «Труд – всегда был основой для человечества и культуры. Д.Ушинский. Что такое трудовое воспитание? Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов» А.С.Макаренко. Что такое труд? Формирование системы трудового воспитания в условиях школы – интерната.

«Трудовая деятельность» - Строгое выполнение технологических норм называется технологической дисциплиной. Материально-производственная деятельность человека. Бездумный исполнитель - плохой работник. Современный работник. Особенности трудовой деятельности. Гуманизация труда. Дегуманизация труда проявилась в системе американского инженера Ф.У. Тейлора (1856-1915.г).

«Детский труд» - Исследование проблемы детского труда в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Дневной заработок детей в Санкт-Петербурге. В общем массиве опрошенных детей 83 человека были детьми мигрантов. Оценка экспертами численности работающих детей в Санкт-Петербурге. Условия и характер труда детей. Рассмотрена роль общественного мнения, общественных организаций в борьбе с эксплуатацией детей.

«Психология труда» - Различают абсолютную и относительную П.П. … Пособие издано при организационной и финансовой поддержке государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Карьера». Психология труда. ПОИСК РАБОТЫ – вид активности с целью трудоустройства. Дёмин Андрей Николаевич Доктор психологических наук, профессор.

«Гигиена труда» - Производственная санитария. Классификация условий труда. Общетоксические Раздражающие Сенсибилизирующие Канцерогенные Мутагенные, Влияющие на репродуктивную функцию. Классификация вредных веществ. Производственная пыль. Классификация по степени воздействия на организм. Классификация пыли по способу образования.

«Экономическая деятельность подростков» - Автор: Сергеева Тамара Владимировна, учитель МОУ сош № 9, г. Бакала. Принудительный труд запрещён. Что такое работодатель? Вознаграждение независимо от пола, национальности, возраста. Что такое работник? Согласно Конституции труд в нашей стране свободен. 1. Труд с точки зрения КЗоТ и Конституции. Ежегодный оплачиваемый отпуск 31 день в летнее время 4 и 6 часов день.