Анализ воспитательной работы по здоровьесбережению. Отчет по здоровьесбережению. Травмы и отравления

Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы!
Это слова Никиты Константиновича Смирнова, заведующего кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации работников образования.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.

Слайд 4

Одной из главных задач Программы развития ГБОУ ООШ с.Заволжье является:
создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования принципов здорового образа жизни.
А именно:
- сохранение100% числа учащихся, охваченных горячим питанием;
- продолжение внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
- обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства.

Слайд 5

В ГБОУ ООШ с.Заволжье с 2012-2013 уч. года реализуется программа по здоровьесбережению

«Здоровый ребенок – счастливый ребенок». Срок реализации программы: три года.

Слайд 6

В вопросах медицины Администрация школы взаимодействует с администрацией ЦРБ с. Приволжье и ФАПом с/п Заволжье. В сотрудничестве с данными учреждениями реализуется программа мониторинга физического здоровья и развития учащихся (ежегодные медосмотры); совместно с фельдшером ФАПа с.Заволжье Лактаевой Г.М. проводятся открытые мероприятия, консультации, классные часы. Детям и родителям раздаются памятки на тему здорового образа жизни и питания.

Слайд 7

Фото Дня ГО с Антоновой Н.Г. и Лактаевой Г.М.

Слайд 8

ГБОУ ООШ с.Заволжье взаимодействует с центром «Семья» по обеспечению детей санаторно-курортным лечением. Ежегодно социальные педагоги и психологи проводят диагностическую работу и тренинги по выявлению и профилактике психологических проблем учащихся.

Слайд 9

Фото с психологами центра «Семья»

Слайд 10

Ежегодно, в начале учебного года разрабатывается

Циклограмма работы по здоровьесбережению, которая включает в себя:

  • составление расписания уроков и занятий внеурочной деятельности;
  • составление графиков дежурства учителей по школе и учащихся по классам;
  • составление расписания работы кружков, секций и подвижных перемен;
  • проведение ежегодного мониторинга состояния здоровья и антропометрических данных учащихся.
  • разработку и реализацию планов внеклассных мероприятий по здоровьесбережению и физкультурно-оздоровительной работе с привлечением родителей и сельской общественности;
  • проведение ежегодного анкетирования учащихся на предмет их отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни (с последующим анализом и сравнением с результатами предыдущего года);
  • административные совещания и педагогические советы, в которые включены вопросы по здоровьесбережению:

Охрана труда и техника безопасности;

Питание и питьевой режим учащихся;

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и др..

Слайд 11

Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».
Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость.
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение”. Еще А.Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля”.

Слайд 12

Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
При поступлении детей в первый класс, каждый учитель начальных классов обязательно проводят мониторинг состояния здоровья первоклассников.
В последствии, так же классные руководители ежегодно следят за изменением состояния здоровья учащихся.

Эти сведения важны для каждого учителя, т.к. он выстраивает индивидуальную траекторию работы с учеником, предъявляет требования, адекватные состоянию здоровья ребенка.
После исследования состояния здоровья учащихся ГБОУ ООШ с.Заволжье за последние 5 лет мы получили следующие результаты…

Слайд 13

Год

исследования

Количество учащихся

Группы здоровья

Освобождены

Основная

Подготовительная

Кол-во

Кол-во

Кол-во

2008-2009

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Слайд 14

По словам профессора Никиты Константиновича Смирнова, “Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся ”.

Принципом «Не навреди» в своей работе руководствуются и педагоги нашей школы.

Слайд 15

В учебно-воспитательном процессе нашего ОУ используются три основные группы здоровьесберегающих технологий:

  1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и педагогами дополнительного образования.

Слайд 16

Гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

Слайд 17 (каб. биологии)

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, прежде всего, предполагают соблюдение требований СанПиНов.

Во всех кабинетах школы грамотно подобрана цветовая гамма, которая способствует нормализации эмоционального состояния. Почти во всех кабинетах высота парт соответствует росту учащихся.

Проведена цветовая маркировка мебели.

В классах соблюдается воздушно-тепловой режим.

Слайд 18 (каб. Антоновой Н.Г.)

Организован питьевой режим – в каждом классе есть кулер или помпа.
Все учителя следят за освещением и своевременно подают заявки на замену ламп.

Слайд 19 (фото аптечки в спортзале)

В классах химии, физики, технологии и спортзале собраны аптечки первой медицинской помощи.

Слайд 20 (фото)

Воспитание эстетического вкуса.

Слайд 21 (фото ген. уборки)
В классах чисто, в конце каждой недели силами учащихся и классных руководителей организуется генеральная уборка.

Слайд 22 (фото умывающихся детей)

Здоровый образ жизни включает в себя рациональное питание, личную гигиену. Перед столовой учащиеся всей школы обязательно моют руки.

Слайд 23

Большое значение имеет организация урока .
Педагоги нашей школы строят свои уроки в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся.

Слайд 24

Технологии оптимальной организации учебного процесса предполагают:
соблюдение гигиенических требований к расписанию, общему объёму учебной нагрузки, домашних заданий.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением «ступенчатого» режима, без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

Объем домашних заданий во 2-4 классах (по всем предметам) не превышает их выполнение (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 классе - до 3,5 ч.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

В середине учебного дня в те дни, когда нет в расписании урока физкультуры в 1 классе организована динамическая пауза продолжительностью 40 минут.

Слайд 25 (фото)

Динамическая пауза Ватрушкиной Т.А.

Слайд 26

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности педагоги стараются составить расписание так, чтобы четверг или пятница были облегченными учебными днями.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут.

Ранней осенью и поздней весной организованы подвижные перемены на открытом воздухе. В холодное время года подвижные перемены проводятся в спортзале и спортивных холлах.

Слайд 27 (с/зал и бег. дорожка)

Слайд 28 (теннисные столы)

Слайд 29 (шашечные столы)

Слайд 30
Несомненно, стиль общения наших педагогов с учащимися влияет на состояние здоровья школьников.
Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. создает благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Кроме того, внешняя мотивация стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Урок – должен быть зоной психологического комфорта.

Слайд 31

С этой целью в начале урока педагоги используют методы эмоциональной раскачки.

Упражнение «Комплименты».
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
Игра «Вам - сообщение».
По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя, видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.
Игра «Подарок».
Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
Методика «Утренний сбор».
Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.

Слайд 32
Число видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, списывание, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. должно быть 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Слайд 33
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности - 7-10 минут.
Число используемых видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. - не менее 3 за урок.
Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.
Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма.
В течение учебного года не менее трёх меняется расположение посадочных мест для каждого ученика. Трижды меняется и зрительное поле ученика, а это профилактика сохранения зрения.

Слайд 34
Одной из наиболее злободневных проблем образовательного процесса является утомляемость учащихся. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивая себя в движении, сидеть в наклонной позе, а это может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, поэтому рациональная организация учебной деятельности, проведение физкультминуток, которые включают физические и дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения для сохранения зрения на уроке способствует сохранению здоровья.
Обычно в течение урока проводится 2-3 физкультминутки.
Время начала физкультминутки определяет учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление.

Слайд 35 (фото Каштановой Т.Н.)

Учитель русского языка и литературы Каштанова Т.Н. (5-9 кл.) в своей практике успешно использует
упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для улучшения мозгового кровообращения; точечный массаж.

Слайд 36 (фото Савельевой Л.К.)

Детям начальных классов очень нравятся упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика);
упражнения для мобилизации внимания.

Слайд 37 (фото)

На уроках физкультуры учащиеся периодически выполняют упражнения, корректирующие осанку.

В 2011 году, в соответствии с требованиями ФГОС, в учебный план начальных классов введен третий (двигательный час) физической культуры, который, если позволяют погодные условия, проводится на свежем воздухе.

Слайд 38 (кабинеты Савельевой Л.К. и Савельевой В.П.)

Новый Стандарт определяет требования и к тому, как школа выстраивает свою образовательную деятельность и создаёт материально-технические, информационные условия его реализации. Предъявляет требования к созданию высокого уровня информационно-образовательной среды.
Кабинет информатики начальной школы оснащен современным оборудованием: ноутбуками, интерактивной доской и мультимедийным проектором. Составлено расписание работы данного класса для учащихся и педагогов, работающих по ФГОС нового поколения, а именно в 1-3 и 5 классах.

Кабинет информатики для 4 и 6-9 классов оснащен ноутбуками и моноблоком.

В школе есть кабинет медиатеки, оснащенный электронными носителями с учебными и развивающими программами. На спонсорские деньги школа приобрела еще один мультимедийный проектор и фотоаппарат.
Возможности мультимедийного проектора, интерактивной доски, ноутбуков и моноблока поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Слайд 39
При этом обязательно соблюдение требований к использованию ТСО.
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках можно увидеть на этой таблице.

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

Слайд 40, 41
Новые образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность.

Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.
Работа внеурочной деятельности организована по нескольким направлениям, одно из которых – спортивно-оздоровительное.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

на 2013-2014 учебный год для 1, 2 и 3 классов

(начальное образование, ФГОС второго поколения)

Учебные предметы

Кол-во часов

по классам

Вариативная часть

(внеурочная деятельность)

Спортивно-оздоровительное направление

Кружок «Здоровячок» (Динамическая пауза)

Кружок «Мы - славяне»

Кружок «Искорка»

Социальное направление

Кружок «Экологические капельки»

Кружок «Юные инспектора дорожного движения»

Кружок «Умелые руки»

Общекультурное направление

Кружок «Песенка»

Кружок «Родничок»

Кружок «Информика»

Кружок «Почемучки»

Итого:

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

на 2013-2014 учебный год для 5 класса

(основное общее образование, ФГОС второго поколения)

Предметные области

Учебные

предметы

Количество

часов в неделю

Вариативная часть

Общеинтеллектуальное направление

Кружок «Занимательная география»

Духовно-нравственное направление

Кружок «Мы - славяне»

Социальное направление

Кружок «Юный натуралист»

Общекультурное направление

Кружок «Домисолька»

Слайд 42
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Основной целью новых стандартов является личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время учёбы в школе.

Слайд 43
Психологические тренинги снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся, улучшают адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.
Этот прием также позволяет решить одновременно обеспечивают психологическую разгрузку учащихся и дают им сведения развивающего и воспитательного плана.

Слайд 44, 45

Участие педагогов и родителей в общешкольных мероприятиях, а так же сотрудничество с социумом способствует сближению и улучшению психологического микроклимата в школьном и сельском сообществе.

Слайд 46

В систему работы школы включены внеклассные мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Среди них можно выделить общешкольные мероприятия по здоровьесбережению:
о правильном питании «Здоровый ребенок в здоровой семье» и антинаркотический урок «Имею право знать».
Слайд 47

В нашей школе ведется большая внеклассная физкультурно-оздоровительная работа, которая включает массовые мероприятия для учащихся, родителей, праздники, походы.

Слайд 48

На слайде вам представлен план спортивно-оздоровительной работы на 2013-201 4 уч. год.

Слайд 49

Ежедневно дежурными учениками школы проводится утренняя зарядка.

Слайд 50

Осенний легкоатлетический кросс.

Слайд 51

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье соответствует основному принципу государственной политики РФ в области образования.

Слайд 52

Спортсмены нашей школы приняли участие в акции памяти детей Беслана «Мы помним». В сентябре в спортзале нашей школы прошли дружеские матчи по баскетболу.

Слайд 53, 54

Игра «Зарница», летняя и зимняя, стала традиционной и любимой игрой всех учащихся нашей школы.

Слайд 55

Слайд 56

Ежегодно 9 мая лучшие учащиеся нашей школы несут Почетный караул на митинге возле Памятника погибшему солдату.

Слайд 57 (расписание секции)

На протяжении многих лет на базе нашей школы от СП ДДТ ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье действует секция баскетбола, в которой ежегодно занимаются 30 учеников нашей школы (все, кроме 1 уч-ся класса).

Слайд 58 (Вывод)
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

Слайд 59

Коллеги, еще раз хотелось бы обратить ваше внимание на состояния здоровья учащихся
ГБОУ ООШ с. Заволжье. По итогам исследования было выявлено, что оно имеет положительную динамику.

Это свидетельствует о большой работе по здоровьесбережению, проводимой в нашей школе.
Слайд 60

Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни (по Н.К. Смирнову)
Смотрите на вещи оптимистично. Стремитесь побороть страх. Найдите время побыть наедине с собой. Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого. Не делайте вид, что вам нравится то, что вам неприятно. Не оказывайте давление на своих детей. Не говорите: «Я этого не могу сделать». Используйте возможность выступить с речью. Помните: маленькие радости в ваших руках. Не забывайте, что вы красивы.

Слайд 61

«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто». Сократ

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным.

Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие обучающихся. Причем, несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:

В учебном курсе внимание обучающихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.

Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.

Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

Нашей основной задачей является не только формирование у обучающихся системы знаний учебных дисциплин, но и содействие социализации выпускников средней общеобразовательной школы в сложных и динамично меняющихся условиях современной действительности. Личностно-ориентированная педагогика направлена на развитие у каждого обучающегося качеств, необходимых для его успешной самореализации. Проблемная экология, социальная напряженность, размывание нравственных ценностей части социума усложняют традиционные задачи школы. Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным.

Цель: Развивать потребность к здоровому образу жизни, формировать положительную мотивацию у детей к сохранению своего здоровья и пропагандировать здоровый образа жизни.

Задачи:

Сохранение состояния здоровья обучающихся в период пребывания в школе;

Достижение оптимально- допустимого уровня здоровья обучающихся;

Создание условий для формирования здорового образа жизни.

Основные мероприятия по решению задач:

Физкультурно-оздоровительная работа.

Педагогический коллектив школы уделяет большое внимание укреплению и сохранению здоровья обучающихся, строго следит за соблюдением норм СанПинов, обеспечивает режим проветривания учебных классов, следит за двигательной активностью детей, уделяют внимание детям с ослабленным здоровьем. В системе работы школы проводятся: Дни Здоровья, недели профилактики, соревнования по различным видам спорта. Кроме регулярных уроков физической культуры обучающихся школы могут развиваться физически на занятиях в спортивных секциях. Школьники активно участвуют в спортивной жизни микрорайона, района и области.

Реализация программы «Школьное молоко».

Для сохранения состояния здоровья обучающихся в период пребывания в школе действует программа «Школьное молоко».

Воспитательная работа с обучающимися и родителями, направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. В течение всего учебного года в школе проходят различные мероприятия:

Конкурсы плакатов и рисунков "Мы за здоровый образ жизни, посвященный Международному дню пострадавших от СПИДа»"(7 – 10 классы);

Конкурс статей "Я не курю – и мне это нравится" (8 – 9 классы);

Конкурс бюллетеней «Курение и заболеваемость» (6 – 7 классы);

Конкурсы поделок: «Школьное молоко» (1 – 5 классы);

«Золото осени» (1 – 10 классы);

«Эксклюзивная елочка» (1 – 10 классы);

Фотоконкурс «учитель, учитель, учитель» (9 – 10 классы);

Фотовыставка «Спорт глазами друзей» (1 – 10 классы);

Помимо спортивных секций ребята занимаются:

Вышивка крестом,

Бисероплетение

Краеведение

Русские шашки

Компьютерный мир

Занятость в кружках из года в год увеличивается. Лучшие детские работы отправляются на районные и городские выставки.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому важной проблемой является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Методами приобщения к здоровому образу жизни являются исследования путейповышения резервов здоровья человека, которые включают в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье. Это выражается на уроках ОБЖ, оздоровительных физкультминутках.

Занятия по темам:

- «Безопасность при пожаре», 2 – 5 классы

- «Не курил бы с детства дядя, был бы весел и здоров», 3 – 5 классы

Интеллектуальная игра «ЗОЖ», 3–6 классы

Методические разработки, творческие работы обучающихся активно используются учителями при проведении классных часов и других мероприятий, целью которых является формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.

В этом учебном году для обучающихся проводились:

Конкурс рисунков «Я за здоровый образ жизни» (2 – 7 классы);

Интеллектуальная игра «Здоровый образ жизни и мы» (5 – 7 классы);

Игровая программа о здоровом питании «Сохраняй здоровье смолоду» (1 – 5 классы);

«Режим дня школьника» (1 – 7 классы);

Игровая программа «Слабое звено» (1 – 5 классы).

Для учителей предметников и классных руководителей были проведены круглые столы на темы:

«Профилактика гриппа»;

«Профилактика зрения»;

«Профилактика сколиоза»

Для родителей: выходы в классы на родительские собрания с темой «Мифы и реальность об алкоголе».

В целях профилактики основ безопасности жизнедеятельности был создан кабинет ОБЖ. В этом кабинете проводятся уроки ОБЖ, занятия и мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности.

Профилактика и динамические наблюдения за состоянием здоровья.

Определяя это направление работы, мы исходим их того, что школа – не медицинское учреждение и подменять собой функции врачей не может и не имеет права. Однако необходимо установить тесное взаимодействие с медицинскими работниками школы, исключить ситуацию, когда школьная медицинская служба – сама по себе, учителя - сами по себе. Каждый учитель, работающий с детьми, должен быть хорошо информирован о состоянии здоровья обучающихся, и использовать эту информацию при организации индивидуальной и деффиренцированной работы с обучающимися. Для этого, обучающиеся, их родители, медицинский работник школы участвуют в проведении мониторинга, в ходе которого выявляются:

Общее состояние здоровье, наличие хронических заболеваний;

Текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

Режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

Характеристика системы психолого – социального сопровождения.

Морально-психологическая ситуация жизни ребенка как в школе (при взаимодействии с учителями и сверстниками), так и дома – это работа не была бы возможна без школьной психологической службы. Систематически проводятся индивидуальные занятия обучающихся с психологом и групповые тренинги с обучающимися и их родителями. В школе работает психолог и социальный педагог. Они проводят занятия в клубе «Семь-Я» с обучающимися среднего звена (категория трудных детей с девиантным поведением).

Современная социально-экономическая ситуация создает условия для попадания детей и подростков в «зону риска». Количество детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации не сокращается. Как правило, эти дети безнадзорны в семье, представлены самим себе. Их увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Социальному педагогу необходимо знать причины, механизмы возникновения такого поведения подростка и обеспечивать условия для процесса социальной реабилитации, а именно:

Создать педагогически целесообразную среду, учитывающую особенности развития ребенка;

Способствовать становлению ребенка как субъекта социальной жизни, адекватно воспринимающего возможности, нормы, ценности среды.

В целях профилактики ПАВ, правонарушений, сохранения и укрепления здоровья, обучающихся в школе были проведены следующие мероприятия:

Участие в акции «Здоровое поколение» (8,9,10 классы) презентация стенда, посвященного Международному дню памяти погибших от СПИДа;

Презентация стенда, посвященная Международному дню отказа от курения;

Проведение видеоуроков «Территория безопасности» (7-10 классы);

Конкурс статей «Я не курю и мне это нравится» (8, 9 классы);

Конкурс бюллетеней «Курение и заболеваемость» (6, 7 классы);

Выставка в библиотеке «Нет наркотикам»;

Ознакомление педагогов с методическими материалами интернет-сайта ФСКН РФ;

Подготовлены памятки классным руководителям 5-10 классов «Осторожно – наркотики!» для проведения классных часов и родительских собраний.

Устойчивыми видами работы по профилактике правонарушений и безнадзорности являются:

Посещение обучающихся на дому, рейды в семьи, составление актов обследования условий жизни семьи;

Индивидуальные беседы с обучающимися и родителями;

Ежедневный контроль посещаемости, оперативное выявление причин пропусков уроков.

В летний период все желающие, обучающиеся начальной и средней школы могли, поправить здоровье и отдохнуть в оздоровительных лагерях Азовского и Черного морей. Ребят здесь ждала интересная культурная и экскурсионная программы. Особенно популярны спортивные соревнования, веселые старты и подвижные игры.

АНАЛИЗ РАБОТЫ

ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ШКОЛЕ №1

ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель: провести анализ деятельности школы №1 в учебном году.
С 2008 года школа реализует программу «Здоровье».

В качестве обобщенных целей здоровьесберегающей деятельности школы были поставлены следующие:
- создание в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся, воспитанников;
- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей;
- развитие организационного, программного и материально-технического обеспечения дополнительного образования обучающихся, воспитанников в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга.
Задачи:
- улучшение материально-технических, организационно-педагогических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся, воспитанников (поставка нового оборудования, четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы);
- улучшение системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья (поставка нового оборудования в столовую, дополнительный штат работников столовой);
- усиление контроля за медицинским обслуживанием учащихся;
- обеспечение более широкого спектра услуг дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга.

Основные направления в работе:

- профилактика и оздоровление – физкультминутки во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, питание, физкультурно-оздоровительная работа;

- образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;

- информационно-консультативная работа – классные часы , родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: спортивные соревнования.

В течение учебного года школа принимала участие в областном конкурсе «Школа здорового образа жизни».

Наша школа имеет современную материальную, учебно-методическую и кадровую базу; со дня открытия созданы условия для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников школы.
Многие учебные классы школы оснащены самым современным оборудованием: компьютерами, видеомагнитофонами , телевизорами, музыкальными центрами, мультимедийными проекторами.
Все компьютеры в школе имеют высокоскоростной доступ во всемирную сеть Internet посредством оптоволоконного соединения.
В учебных кабинетах много зелени, позволяющей поддерживать естественный микроклимат внутри классных комнат.

Недалеко от школы расположена парковая зона для активного отдыха и спортивный стадион. Искусственные препятствия на дороге «лежачие полицейские», корректирующие движение автотранспорта на подъездах к территории школы, реализуют задачу сохранности жизни и здоровья школьников.
В новом здании помимо традиционных учебных кабинетов, лабораторий и помещений, оборудованы медицинский кабинет, процедурный кабинет, актовый зал, два спортивных зала.

На территории школы оборудованы игровая площадка для детей начальной школы, баскетбольная и волейбольная площадки, тир, министадион, автогородок

Все педагоги школы – это высококвалифицированные специалисты, имеющие высшее образование и стаж работы от 15 лет.
Школа по условиям обучения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Сюда относятся все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляция учебных помещений, полиграфические параметры учебников и т. д. – все, что подлежит гигиеническому нормированию.
Кроме того, все сотрудники школы прослушали лекции санитарного врача по новым «Санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02»», и сдали санминимум по итогам обучения.
Для всех детей занятия организованы в одну смену. Уроки школы имеют продолжительность 40 минут. Для питания учащихся отведены перемены по 20 минут, все остальные перемены 15-минутные, что позволяет учащимся восстановить умственные и физические способности до начала следующего урока.
В школе введено двухразовое (бесплатный завтрак и платный обед) питание для всех учащихся с 1 по 4 классы , остальные учащиеся имеют возможность питаться в течение учебной смены 1-2 раза (горячее питание) . В школе функционирует сырьевая столовая, обеспечивающая учащихся полными завтраками. Для проведения полноценных завтраков и обедов в школе созданы 20-минутные перемены. Основная масса питающихся завтракает после 2 и 3 уроков, обедает после 4 и 5 уроков.

В школе наряду с организованным питанием для всех учащихся работает буфет . В нем постоянно присутствует не только выпечка школьной столовой, но и салаты, соки.

Школа является экспериментальной площадкой по организации профильного обучения. С сентября 2008 года входит в число школ, работающих над реализацией областного проекта «Создание межведомственной системы медико-психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных учреждениях с использованием автоматизированных технологий». Заведена электронная база данных на учащихся 1,5,10-х классов. Данная программа позволяет вести мониторинг изменений здоровья школьников, выдаёт рекомендации родителям. Правда, большой проблемой для ОУ по-прежнему остаётся отсутствие постоянного медицинского работника, который должен работать с данной базой данных: заносить результаты мед. осмотра, анкетные данные на ученика и. т.п., поэтому данная работа возложена на плечи классных руководителей . Благодаря участию в данной программе в учебном году все учащиеся и педагоги (кто пожелал) прошли углублённый медицинский осмотр специалистами областной клинической больницы.

Сводная таблица заболеваний учащихся МОУ СОШ №1 на основании углублённого медицинского осмотра:

заболевания

1-11 классы

всего

% от общего количества

впервые

% от общего количества

1

Болезни органов дыхания

18

3,2

-

Болезни органов пищеварения - 1

Болезни глаз - 69

Болезни костно-мышечной системы - 97

Болезни нервной системы - 13

Болезни мочевыводящей системы

Болезни эндокринной системы - 7

Болезни крови

Болезни сердечнососудистой системы - 10

Болезни кожи - 2

Болезни лор-органов - 20

Травмы и отравления

итого

В течение учебного года медицинскими специалистами были проведены мероприятия: подбор медицинских карт по спискам классов, проведение антропометрии учащихся 1-х,5-,9-Х классов с записью в медицинские карты, проведение плановых прививок, осмотр на педикулез учащихся начальной школы после каникул в начале четвертей, проверка остроты зрения с записью в медицинскую карту (1-е,5-е,10-е классы).
Профилактика заболеваний носоглотки проводится с использованием дыхательной и звукоречевой гимнастики на уроках английского языка со второго класса.
Очень важно, что, наряду с профилактическими медицинскими мероприятиями, в школе есть возможность осуществлять и психологическое сопровождение ребенка.
Состояние психического здоровья наиболее чутко реагирует на учебные перегрузки, нерациональную организацию учебного процесса и другие школьные факторы риска.

Со дня своего основания школа успешно реализует здоровьесберегающие технологии.
В учебно-воспитательной работе решается задача гигиенического нормирования учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания. На уроках и во внеурочной работе применяется здоровьесберегающие технологии, в основе которых общеклассное взаимодействие и микрогрупповая работа. Сюда включены следующие аспекты работы:
· Школьная работа в рамках экспериментальной площадки;
· Применение новых педагогических технологий;
· Оптимизация двигательного режима и режима дня школьников.
В школе большое внимание уделяется способности выпускника в дальнейшей, взрослой жизни адаптироваться к окружающей действительности.
Создавая условия для реализации возможностей определения интересов выпускников школы в профессиональном плане, в учебный план введены профильные предметы.

Изучение данных предметов способствует приобретению учащимися качественных знаний и навыков для обучения на следующей после окончания школы образовательной ступени.
В учебном процессе поиск наиболее оптимальных путей предъявления информации и ее усвоение становится весьма актуальной задачей. В реализации межпредметных связей кроется один из факторов повышения эффективности учебного процесса.
В нашей школе разрабатываются разные педагогические технологии, сберегающие здоровье: игровые методики и развивающие уроки в начальной школе, проектная деятельность и уроки, использующие возможности персонального компьютера в учебном процессе.

Большую работу по охране здоровья и привитию интереса к спорту и здоровому образу жизни проводят учителя физкультуры и

В течение учебного года учащиеся школы показали отличные спортивные результаты:

Спортивные достижения

Участие школы (школьников) в соревнованиях.

Название конкурса

Уровень

2009-10 уч. г.

Участие детей. 2009-10 уч. г.

Результат

соревнования по баскетболу (девочки)

Знатоки олимпизма

Команда – 1 место

Макин Ев, Ищенко, Куракина А.

Товарищеская встреча по волейболу между школьниками и администрацией г. Приволжска, декабрь

Лыжные гонки, февраль

2м - Вагина А

1м-Бантюкова Ал

соревнования по баскетболу (мальчики)

соревнования по волейболу

(девочки)

(12 человек)

соревнования по волейболу

(мальчики)

(12 человек)

соревнования по баскетболу – Финал области на первенство Ивановской области

Областные зональные

Команда 12 человек

соревнования по плаванию «Весёлый дельфин»

1 место (команда)

Межрегиональный турнир по баскетболу (девочки) «Грани»

межрегиональный

2 место (12 человек)

Областные зональные соревнования «Президентские соревнования»

4 место команда 18 человек (уч-ся 7б)

Чемпионат Ивановской области по л\а

3м. Макин Ев.

2м. Кастрюлин Н.

Первенство области по л\а

1,2 место - Кастрюлин Н.,

3 место 0 Макин Ев.

Зональные соревнования по волейболу (девочки и мальчики)

Матчевая встреча городов центра России

всероссийский

2 м.- Макин Ев.

«Легкоатлетический кросс» - район, сентябрь, команда

Район, сентябрь

1м. Кастрюлин Н.

Мурычева Л.

Макин Ев.

Былинин А.

Попова К.

Кудрящов Ал.

Королёва Ан.

Мараракина Н.

Таланов Ал.

Крупин Ол.

Поршнев Ив.

Петухова А.

Черёмухина Д.

Районные соревнования по л\а

1м-Макин Ев, Савельева И, Таланов Ал.

2м.-Стрижов Н., Чучелкин И.

3м-Невольникова М.

Межрегиональный фестиваль «Грани»:

Турнир по л\а

межрегиональный

Зональные соревнования по баскетболу среди девочек

12 человек

Районные соревнования по баскетболу все возрасты

По 12 человек

Школьные соревнования по настольному теннису среди учащихся 5-7 классов

1м-Макин Ев.

2м-Тихомиров В.

3м-Васильев Ар.

(всего уч -12 человек)

Команда 12 человек

Педагоги провели также «Весёлые старты» в начальной школе, спортивные соревнования в параллелях в рамках месячника «Спорт против наркотиков» и недели физкультуры и спорта. Ведут активную пропагандистскую работу по здоровому образу жизни.
Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика.
Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться.
Динамические паузы в течение учебного дня и физкультурные минутки обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.
Уроки физического воспитания проходят по расписанию. Для создания оптимальных условий обучения и развития детей в школе уроки физкультуры во всех классах проводятся двумя педагогами, что позволяет сделать физическую нагрузку направленной на оздоровление учащихся. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры и некоторых других предметов проводятся на природе.

В школе в ряде классов (с5- по8) введён третий урок физкультуры.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования:
· Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
· Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
· Система школьного самоуправления;
· Развитие системы внеурочной занятости детей.
Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. В школе во второй половине дня для детей проходят занятия, включающие в себя подвижные игры на свежем воздухе, общеразвивающие упражнения, спортивные эстафеты, соревнования.
В школе регулярно проходят общешкольные Дни Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей.
В нашей школе сложилась система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов. Классным руководителям в этом помогают психолог, медицинские специалисты.
В учебных кабинетах силами учащихся оформляются Уголки культуры здоровья, отражающие здоровьесберегающую деятельность классных коллективов . В течение года было проведено анкетирование учащихся 9-11 классов о вредных привычках, позволившее выявить реальную наркогенную ситуацию в старших классах и дать рекомендации по антинаркотической профилактике школьников классным руководителям и педагогам предметникам.
Определенная работа ведется учителями по охране жизни и здоровья обучающихся основам безопасности жизнедеятельности . Лекции, классные часы, беседы, тренировочные эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций формируют у детей желание заботиться о своем здоровье.

Во второй половине дня для детей организованы занятия по интересам. Ученики посещают школьные спортивные секции и кружки, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, в организации экскурсий, походов и прогулок.
В летнее время в школе в лагере дневного пребывания «Солнышко» отдыхают до 40% учащихся начального и среднего звена, были организованы туристические смены, эколого-оздоровительный отряд.
Реализация интеграции базового и дополнительного образования учитывает приоритетный характер подхода к школе, как здоровьесберегающему ресурсу.
В нашей школе вопрос организации учебного процесса, режима дня, учебной и внеучебной нагрузки решен следующим образом:
- единое расписание;
- соединение базового и дополнительного образования;
- творческое развитие учащихся в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности ;
- программа « Здоровье» как средство и результат интеграции образовательного и оздоровительного процессов;
- формирование образовательного и воспитательного пространства;
- организация совместной работы с родителями;
- создание образовательного пространства школы как пространства выбора для учащихся;
- проектно-исследовательская деятельность в начальной школе и среднем и старшем звене;
- организация отдыха и досуга детей;
- разнообразие и качество работы кружков, секций, студий в системе дополнительного образования;
- создание максимально комфортных условий в школе.
В комплексе строится оздоровительно-профилактическая работа со всеми учащимися. В школе проводятся общеоздоровительные мероприятия, нацеленные на повышение резистентности организма детей и подростков. Ведется строгий контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в условиях школы. Большое внимание уделяется обеспечению рационального и полноценного питания учащихся.
В процессе оздоровительно-профилактической работы решаются следующие вопросы:
- диагностика психофизиологического здоровья школьников;

- обеспечение медицинских услуг в школе;

- профилактика и коррекция физического и психического здоровья учащихся.

В начале учебного года с самых первых дней совместно с педагогами отслеживается адаптация детей к школьным занятиям и в целом к школе, так как именно от этого зависит психическое здоровье детей.

Психолог школы проводит адаптационные занятия для детей первого класса с целью создания социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.
В соответствии с мероприятиями программы с детьми, испытывающими психологические трудности, проводятся тренинговые занятия. В результате совместной, кропотливой работы психолога, учителей и родителей первоклассники за короткий срок – два месяца адаптируются к школе.
У школьников 2-11 классов в системе дополнительного образования также предусмотрены занятия с психологом. На занятиях часто используются приемы релаксации и аутотренинга.
Без внимания не остаются учащиеся подросткового и старшего школьного возраста. Психологом проводятся тренинги, на которых часто используются приемы релаксации и аутотренинга.
Учащиеся 9-11-х классов проходят тесты на профориентацию. Им даются рекомендации по выбору профессии.
Проводится большая работа с родителями. Ориентация психолога направлена не только на учащегося, но и на его семью. Это позволяет более качественно и комплексно решать проблемы психологической помощи детям и подросткам.
Цель работы педагога-психолога помочь родителям грамотно и эффективно строить свои взаимоотношения с детьми. Способствовать тому, чтобы родители были активными союзниками в разрешении школьных психологических трудностей. Психолог выступает практически на каждом родительском собрании.
Одним из наиболее важных участков работы школьного психолога является совместная работа с учителем. Практика показывает, что существенное число внутришкольных конфликтов изначально порождается тем, что педагоги недостаточно углубляются в проблемы детей и их эмоциональное состояние. Результаты анкетирования учащихся и их родителей помогают психологам так построить систему работы, чтобы избежать конфликтных ситуаций и вовремя скорректировать взаимоотношения участников учебно-воспитательного процесса.
В течение года в школе было проведено: анкетирование учащихся и родителей по выявлению отношения к работе школы, анкетирование сотрудников школы по выявлению характера межличностных отношений в коллективе, анкетирование учащихся по вопросам здоровьесбережения, анкетирование родителей учащихся первых классов по вопросам школьной адаптации.
Сотрудничество психолога и педагога предусматривает ежегодное возрастное обследование школьников: адаптация к школе, переход в среднее звено, пубертатный период, адаптация к социуму и профориентация.
В течение года в школе было проведено: анкетирование родителей учащихся первых классов по вопросам школьной адаптации, исследование личностной тревожности и анкетирование «Волевые привычки» учащихся 5-х классов, анализ дозировки домашних заданий по данным педагогов и учащихся 2-11 классов с последующими рекомендациями педагогам-предметникам по соблюдению санитарно-гигиенических норм выполнения домашних заданий учащимися.
Кроме запланированных обследований проводятся индивидуальные и групповые обследования по заявкам администрации школы, учителей, классных руководителей. Так, в школе было проведено исследование познавательных процессов 8 «А» класса, изучение социально-психологического климата в 7 «А» классе, исследование межличностных отношений учащихся 5 «А» класса, анкетирование родителей 5-х классов по выявлению уровня сформированности волевых привычек школьников. Данные результатов исследования обсуждаются на родительских собраниях, где даются рекомендации родителям, классным руководителям и педагогам-предметникам.
Основой целостной деятельности нашей школы являются согласованные действия психолога и педагогического коллектива в школе. Психолог в комплексе с учителями-предметниками и классными руководителями работает над созданием положительного социально-психологического климата в школе.

Итак, в процессе оздоровительной работы школы в течение учебного года решены следующие вопросы:
- создание оптимальных условий для обучения школьников, соотношения учебной и внеучебной нагрузки и соблюдения режима дня;
- организация школьного питания;
- привлечение учащихся к системе дополнительных занятий;
- проведение оздоровительных профилактических мероприятий;
- профилактика и коррекция эмоциональной сферы, психического здоровья учащихся.
Кроме того, в течение учебного года школа принимала активное участие во внешкольных и внутришкольных мероприятиях по здоровьесбережению детей в образовательном процессе.
- На следующий учебный год с целью повышения эффективности обеспечения педагогического коллектива и родителей информацией о состоянии здоровья учащихся планируется:
· продолжить мониторинг состояния здоровья детей;
· По результатам мониторинга обеспечить индивидуальную оптимизацию для школьников педагогических технологий и нагрузок;
· Продолжить работу по созданию компьютерной базы данных по отслеживанию здоровья школьников в образовательном процессе в течение учебного года;
· Расширить спектр оздоровительных услуг и медицинских процедур на базе сотрудничества с Детской городской поликлиникой;
· Систематически доводить до сведения родителей информацию о психофизиологическом состоянии здоровья учащихся;
· Выстроить систему психолого-логопедо-медико-педагогической работы по результатам мониторинга состояния здоровья детей;
· Поддерживать систему полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья;

Для повышения результативности работы школы в рамках программы « Здоровье» следует продолжить реализацию поставленных целей и задач здоровьсберегающей деятельности.

Конец формы

В уч. г. следует уделять больше внимания просветительской работе по пропаганде здорового образа жизни, организовать работу по открытию школьного «Центра здоровья»; активизировать работу ученического самоуправления, классных самоуправлений для повышения доли участия школьников в формировании своего здоровья, создать творческие группы на уровне классных коллективов с выходом на общешкольный, продолжить информационно-консультативную работу для родителей с привлечением врачей-специалистов.

Зам. директора по ВР

Татьяна Осипова
Отчет по здоровьесбережению

Главная цель моей работы с детьми – сохранять и укреплять их здоровье .

В своей педагогической деятельности я использую здоровьесберегающие технологии .

Моя работа направлена на развитие физически и психически здоровых воспитанников .

Перед собой я ставлю такие задачи :

Обучить простейшим нормам и способам поведения, способствующим сохранению и укреплению здоровья .

Сформировать положительное отношение к собственному здоровью , здоровому образу жизни .

Закрепить полученные навыки, способствующие усвоению основ здорового образа жизни в группе, семье.

В своей работе я использую :

1. Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры - релаксации)

2. Упражнения на развитие эмоциональной сферы

3. Оздоровительная гимнастика (корригирующая, ортопедическая и др.)

4. Разные виды самомассажа.

5. Физкультминутки, динамические паузы.

6. Упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д.

7. Запланированные и ситуативные беседы о здоровом образе жизни

Планирование образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы в режиме дня. План воспитатально-образовательной работы на 17.04.2015г.

I. Утро. Прием, осмотр, утренняя гимнастика 7.00 – 8.00

1. Прием на свежем воздухе

2. Утренняя гимнастика «Белочка в гостях у детворы»

3. Индивидуальная работа с Машей Лаптевой, Таней Касмыниной : дидактическая игра «Найди нужный цвет» . Задачи : Учить детей применять знания о цветах, действовать по устной инструкции. Развивать внимание.

4. Беседа «Поведение за столом» . Задачи : Формировать культурно-гигиенические навыки, обращать внимание детей на соблюдение правил поведения за столом (не крошить хлеб, пережевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом).

5. Труд. Трудовые поручения : протираем листья фикуса. Задачи : Учить детей выполнять соответствующие трудовые действия. Поддерживать познавательный интерес к растениям.

7. Дежурства

II. Подготовка к завтраку, завтрак 8.10-8.35

Чтение потешек : во время умывания «Водичка, водичка…» , «Нужно мыться непременно…» во время еды : «Бери ложку, бери хлеб…»

Индивидуальная работа по воспитанию КГН Цель : продолжать учить держать ложку в правой руке.

III. Игры, подготовка к занятиям 8.50-9.00

Психогимнастика «Мышата» . Задачи : Предложить детям показать шаловливых, сердитых и веселых мышат, расширять представления о личностных качествах, о чувствах, испытываемых людьми, эмоциях. Учить понимать настроение собеседника.

IY. НОД Занятия по подгруппам 9.00- 9.40

Y. Игры, подготовка к прогулке 9.40-10.00

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» : игровая ситуация «Парикмахер готовит инструменты для работы» . Задачи : Учить детей выполнять игровые действия, знакомить с ролевым поведением в игре при ведущей роли воспитателя.

YI. 2-ой завтрак 10.00-10.10

YII. Прогулка 10.10-11.00. Во время одевания чтение потешки «Раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять»

1. Познание. Наблюдение за кошкой. Задачи : Расширять представления детей о домашних животных, учить описывать их внешний вид, называть части тела кошки. Пробуждать желание заботиться о животных.

2. Индивидуальная работа с Мишей Чаплюн и Аленой Князьковой Творческая мастерская : «Баранки» , лепка. Задачи : закреплять умение детей раскатывать пластилин прямыми движениями, соединять концы полученной палочки, выполнять на ее основе различные поделки. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

3. Игра-ситуация «Обед для кукол» .

4. Социализация. Подвижная игра «Солнышко и дождик» . Задачи : Учить детей рассказывать правила игры с опорой на вопросы, выполнять игровые действия. Поощрять активность и творчество в двигательной деятельности.

Подвижная игра «Лохматый пес» . Задачи : Учить детей правильно выполнять основные движения при беге. Развивать скоростные качества, координацию движений, способность ориентироваться в пространстве

Хороводная игра «Пузырь» (русская народная игра) . Задачи : Учить детей точно выполнять игровые действия (становиться в круг, делать его шире, уже, согласовывать свои движения с произносимыми словами. Обогащать двигательный опыт.

5. Трудовые поручения : убираем игрушки. Задачи : Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Учить видеть порядок на веранде "видеть результаты своего труда».

YIII. Возвращение с прогулки 11.00-11.15

1. Умывание. Во время умывания чтение потешки «Теплая водичка» .

2. Пальчиковая игра «Капустка» , гимнастика для глаз «Стрекоза» Цель : развивать мелкую моторику.

3. Чтение : А. Барто «Девочка чумазая» . Задачи : Приобщать детей к поэзии, учить понимать содержание произведения. Вызывать желание быть опрятными, учить сравнивать себя с образом, созданным поэтом.

IХ. Подготовка к обеду, обед 11.20-11.55 Использование художественного слова : «Час обеда подошел, сели деточки за стол»

Х. Умывание после обеда

ХI. Подготовка ко сну 11.55-12.20

ХII. Дневной сон 12.20-15.00

ХIII. Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика после сна. Хождение по массажным коврикам 15.00-15.15

ХIY. Полдник 15.15-15.25 Индивидуальная работа по воспитанию КГН

ХY. Игровая деятельность 15.25-15.50

1. Театрализованная игра «Репка» . Задачи : Учить детей передавать характерные действия персонажей сказки, следуя ее сюжету.

2. Сюжетно-ролевая игра «Автобус» . Задачи : Способствовать развитию сюжета игры, учить брать на себя знакомые роли, применять знания о правилах вежливого общения. Ввести новую роль – кондуктор, передавать эмоциональное состояние персонажей.

3. Индивидуальная работа с Валерией Сухоруковой и Данилом Дергачевым : Упражнение «Собери пирамидку» .

ХYI. Подготовка к прогулке15.50-16.05

ХYII. Прогулка, подвижные игры, самостоятельная деятельность, уход домой 16.05-17.30.

1. Игра-забава «Музыкальный волчок» или «Юла» . Задачи : Познакомить детей с новыми игрушками, вводить их названия в активный словарь. Способствовать профилактике эмоционального напряжения, обеспечивать условия для общения детей.

2. Подвижная игра «Бегите к флажку» . Усложнение : используются флажки трех цветов (красный, желтый, зеленый) . Задачи : Учить детей выполнять игровые действия, соблюдать правила, совершенствовать выполнение основных движений при беге. Повышать функциональные возможности организма детей.

3. Самостоятельная деятельность. Задачи : Поощрять участие детей в общих играх; объединение в мини-группы для совместных игр, деятельности.

4. Трудовые поручения : убираем игрушки после игр на участке. Задачи : Учить детей действовать рационально, помогать друг другу. Поощрять желание трудиться, вызывать положительные эмоции от совместного труда.