Ян национальный герой чехии 3 буквы. Ян Гус – проповедник-реформатор, национальный герой Чехии. «Золотой стиль» Альфонса Мухи

Напишите о Яне Гусе - кто такой, когда родился, где умер, когда умер, чем занимался, и всё такое и получил лучший ответ

Ответ от Неизвестно[новичек]
в википедии есть статья про него посмотри там.

Ответ от Kirrrrra [гуру]















Ответ от Василий дубовец [активный]
Ян Гус (чешск. Jan Hus, 1369 или 1371-1415) - национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Был священником и некоторое время ректором Пражского университета. 6 июля 1415 в Констанце был сожжён вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419-1434).
С 1401 года Гус читал проповеди в костёле св. Михаила, а в 1402 г. Гус был назначен настоятелем и проповедником частной Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке, на которые собиралось до трёх тысяч человек. В этих проповедях Гус не только часто затрагивал повседневную жизнь (что было необычно в то время) , но и открыто критиковал клир, феодалов и бюргеров. Хотя он критиковал церковь, он считал себя верным её членом, вскрывающим недостатки людей и служащим во благо церкви.
Еще в середине 1380-х в Чехии стали распространяться труды английского реформатора Джона Виклифа. Под влияние идей Виклифа попал и Гус. Во время Великого западного раскола (схизмы) в римско-католической церкви Гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборстующим сторонам.
Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной церковной догматики. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам.
Нельзя взымать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взымать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба в яму упадут» .
Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
Каждый христианин должен искать правды, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.
Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа.
В 1409 году в Пражском университете прошла острая дискуссия об учениях Виклифа, среди сторонников Виклифа был и архиепископ Праги, пригласивший Гуса выступить на заседание синода. Сильное сопротивление духовенства заставило архиепископа отказаться от поддержки Гуса.
В 1408 году были арестованы и обвинены в ереси друзья Гуса: Станислав из Знойма и Стефан Палеч, которые позже отказались от своих убеждений.
В 1409 г. папа издал буллу против Гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Осенью того же года были запрещены проповеди в частных часовнях, одной из которых была Вифлеемская часовня. Гус отказался выполнить приказ и апеллировал к Христу.
С 1411 году архиепископ Збинек прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень на университет и на короля Вацлава IV, который оказывал поддержку Гусу. Вацлав назвал заявление Збинека клеветой и приказал конфисковывать владения тех священников, которые распространяли эту «клевету» . Збинек бежал в Венгрию. Он умер в дороге 28 октября 1411.
В 1412 году папа Иоанн XXIII начал продажу индульгенций, так как хотел организовать поход против антипапы Александра V. Гус выступил как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. Иоанн XXIII наложил на Гуса проклятие и интердикт. Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус уехал в Южную Чехию, где шляхта не подчинялась решениям папы, где продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть.


Ответ от Kventin Torantino [активный]
все тупо скачали из википедии, молодцы граждане притворщики)


Ответ от Иван Фирсов [новичек]
Ян Гус - знаменитый теолог и церковный реформатор, основоположник движения гуситов, главный идеолог чешской Реформации.
6 июля 1415 года в немецком городе Констанца он был сожжён вместе со своими книгами.
Этому предшествовала критика Гусом церкви тех времён, хотя сам он называл себя её верным сыном.
Огромное влияние на Яна Гуса оказали труды британского реформатора Джона Виклифа.
Гус выступал против многих церковных сборов и говорил, что «собственность должна принадлежать справедливым», провёл реформу чешского правописания.
В результате, он быль объявлен еретиком, на него было наложено Папское проклятие и он был вынужден уехать из Праги в Южную Чехию.
После суда и отказа отречься от своих убеждений, Ян Гус был сожжён.
Его смерть привела к кровопролитным Гуситстким войнам между его сторонниками и католиками.
Католическая церковь до сих пор официально не реабилитировала Яна Гуса, но в 1999 году на симпозиуме в Риме католическая церковь признала Яна Гуса реформатором, а Папа Римский Иоанн Павел II выразил сожаление, что Гус был сожжен.
Папа Римский Бенедикт XVI во время визита в Прагу поставил Гуса в пример как принципиального борца и христианина, способного в наше время объединить христианские конфессии.
В настоящее время существует Чехословацкая гуситская церковь, официально основанная в 1920 году. Отношения с католической церковью остаются напряжёнными. Особенно католикам не нравится, что в гуситской церкви есть женщины-епископы.


Ответ от Оксана Кожохина [новичек]






Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.



В 1408 году были арестованы и обвинены в ереси друзья Гуса: Станислав из Знойма и Стефан Палеч, которые позже отказались от своих убеждений.
В 1409 г. папа издал буллу против Гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Осенью того же года были запрещены проповеди в частных часовнях, одной из которых была Вифлеемская часовня. Гус отказался выполнить приказ и апеллировал к Христу.


Ответ от Илья калинин [новичек]
Ян Гус родился в местечке Гусинец в Южной Чехии в 1369 г. Он поступил в Пражский университет, в 1396 г. получил степень магистра искусств и начал читать лекции. Через четыре года он принял священство и вскоре стал деканом философского факультета. Почти одновременно он начал и проповедническую деятельность.
С 1401 года Гус читал проповеди в костёле св. Михаила, а в 1402 г. Гус был назначен настоятелем и проповедником частной Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке, на которые собиралось до трёх тысяч человек. В этих проповедях Гус не только часто затрагивал повседневную жизнь (что было необычно в то время), но и открыто критиковал клир, феодалов и бюргеров. Хотя он критиковал церковь, он считал себя верным её членом, вскрывающим недостатки людей и служащим во благо церкви.
Ещё в середине 1380-х в Чехии стали распространяться труды английского реформатора Джона Уиклифа. Под влияние идей Уиклифа попал и Гус. Во время Великого западного раскола (схизмы) в римско-католической церкви Гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборствующим сторонам.
Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики Католической Церкви. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам.
Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.
Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными, и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Хорошо известен его латинский труд «Чешская орфография». Именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки (те, что пишутся над буквами).
В 1409 году в Пражском университете прошла острая дискуссия об учениях Уиклифа, среди сторонников Уиклифа был и архиепископ Праги, пригласивший Гуса выступить на заседании синода. Сильное сопротивление духовенства заставило архиепископа отказаться от поддержки Гуса.
В 1408 году были арестованы и обвинены в ереси друзья Гуса: Станислав из Знойма и Стефан Палеч, которые позже отказались от своих убеждений.
В 1409 г. папа издал буллу против Гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Осенью того же года были запрещены проповеди в частных часовнях, одной из которых была Вифлеемская часовня. Гус отказался выполнить приказ и апеллировал к Христу.
В 1411 году пражский архиепископ Збинек Зайиц прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень на университет и на короля Вацлава IV, который оказывал поддержку Гусу. Вацлав назвал заявление Збинека клеветой и приказал конфисковывать владения тех священников, которые распространяли эту «клевету». Збинек бежал в Венгрию. Он умер в дороге 28 октября 1411.
Гус выступал как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. Иоанн XXIII наложил на Гуса интердикт. Чтобы не подвергать интердикт

(ок. 1360 - 1424)

Чешский полководец, один из руководителей гуситского движения. Национальный герой Чехии.

В истории Чешского государства, пожалуй, нет более прославленной личности воина-героя, чем Ян Жижка, которого враги его отечества прозвали "страшным слепцом". Он родился в Южной Чехии, происходил из семьи разорившегося рыцаря, владельца небольшого деревянного замка в Тронцове. Рано проявил стремление к национальной независимости родной земли. К началу Гуситских войн в Чехии Жижка уже обладал большим боевым опытом, успев много повоевать за пределами Чехии.

Ян Жижка принимал участие в знаменитой Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года, в которой чешско-моравские отряды сражались на стороне польско-литовско-русской рати под командованием польского короля Владислава II Ягайло и великого литовского князя Витовта против немецкого Тевтонского ордена. В той битве две хоругви (отряда) Жижки отличились на левом фланге союзной армии, где были разгромлены рыцари-крестоносцы под начальством Лихтенштейна. Чешский рыцарь получил тяжелое ранение в голову и ослеп на левый глаз.

Легендарный чешский рыцарь был участником и другого большого сражения на европейских полях - при Азенкуре.

Жижка стал одним из ближайших соратников Яна Гуса (сожженного на Констанцском соборе на костре как еретика в 1415 году), руководителя Реформации 1400-1419 годов в Чехии. Его сторонников называли гуситами. Главными их требованиями были секуляризация огромной земельной собственности католической церкви в стране и лишение ее политической власти. По мере нарастания борьбы гуситское движение раскололось на два крыла: умеренное (чашники) и радикальное (табориты - от города Табор, центра их движения). Один из самых влиятельных военных деятелей гуситского движения, герой Грюнвальдской битвы Ян Жижка встал на сторону таборитов.

Он прославил себя в истории своего отечества тем, что явился организатором борьбы чешского народа против крестоносцев, обрушившихся на его родину в 1419-1434 годах.

Свою первую победу войско таборитов под командованием Яна Жижки одержало в бою у города Судомержа в 1420 году, где их отряд из 400 человек, отступавший от города Пльзеня, успешно отбился от 2-тысячного отряда королевской рыцарской конницы. Этот бой был примечателен тем, что табориты впервые применили здесь полевое укрепление из повозок, которое стало для конных рыцарей неодолимым препятствием. Этот тактический прием Жижка и другие предводители таборитов успешно применяли в ходе всех Гуситских войн.

После образования в 1420 году военного лагеря гуситов - Табора (ныне город в Чехии в 75 километрах от Праги) Ян Жижка стал одним из четырех гетманов гуситов, а фактически их главным полководцем. Три других гетмана не оспаривали его подлинную власть в армии и добровольно подчинялись ему.

В том же году войско гуситов одержало свою первую значительную победу при обороне Витковой горы (ныне Жижковой горы), когда решался исход битвы за чешскую столицу, город Прагу. Ее восставшие жители осадили в Пражской крепости королевский гарнизон. Узнав об этом, табориты поспешили им на помощь. К Праге спешил и император Священной Римской империи Сигизмунд I, возглавивший Первый крестовый поход на гуситскую Чехию, против противников власти католической церкви. Этот поход, как и все последующие (а их было всего пять), осуществлялся с благословения римского папы.

В армию императора вошли со своими отрядами бранденбургский, пфальцский, трирский, кельнский и майнский курфюрсты, итальянские наемники, а также австрийский и баварский герцоги. Крестоносцы наносили удар по Чехии с двух сторон - с северо-востока и с юга.

Ян Жижка во главе армии таборитов подошел к Праге намного раньше своих противников, но не стал располагать свои войска в самом городе за его крепостными стенами. Для походного лагеря он выбрал Виткову гору вблизи столицы, к которой она была обращена своим восточным склоном. Протяженность горы составляла 4 километра. Табориты укрепились на вершине Витковой горы, построив со стороны Праги два деревянных сруба, которые укрепили еще стенами из камня и глины, и выкопав глубокие рвы. Получилась небольшая полевая крепость. После этого чешские воины стали ждать нападения рыцарей-крестоносцев.

Первую неприятельскую атаку отбил отряд таборитов, вооруженный тяжелыми крестьянскими цепами для молотьбы зерна. Когда последовала вторая атака рыцарей на вершину горы, то на помощь войску Яна Жижки пришли жители Праги, среди которых оказалось большое число лучников. Пражане до этого наблюдали за ходом боя с крепостных стен и башен. В итоге сражение на Витковой горе закончилось полной победой таборитов и горожан.

После этой неудачи немало германских феодалов со своими отрядами покинуло императорское войско. Сигизмунд I счел за лучшее оставить Прагу и уйти в свои владения.

Победа чешских воинов у Витковой горы над превосходящими силами рыцарей-крестоносцев прославила военного вождя гуситов и продемонстрировала его полководческие способности.

Свое гетманство Ян Жижка начал с реорганизации войска таборитов. Под его руководством гуситы создали постоянную армию, набиравшуюся из добровольцев. Командиры отрядов - гетманы - были выборными.

Гуситская армия существенно отличалась от войск крестоносцев. Главной ее силой являлась не тяжеловооруженная рыцарская конница, а хорошо организованная пехота. Первичной тактической единицей гуситской армии стала повозка с "экипажем" в 18-20 человек: командир, 2 стрелка из аркебуз или пищалей, 4-8 лучников, 2-4 цепника, сражавшихся в бою тяжелыми крестьянскими цепами, 4 копейщика, 2 щитника, прикрывавших в бою большими деревянными щитами лошадей и людей, 2 ездовых, управлявших лошадьми и сцеплявших повозки на стоянке.

Повозки организационно объединялись в десятки с общим командиром, а десятки - в ряды, более крупные воинские отряды. Ряды как тактическая единица гуситской армии могли самостоятельно решать боевые задачи.

Вся пехота делилась на тактические единицы - полусотни. Гуситской пехотой командовал гетман. Конница у гуситов была легкая и немногочисленная, в отличие от вражеской, рыцарской. Она обычно составляла в сражении резерв главнокомандующего и использовалась для ведения контратак и преследования разбитого неприятеля.

Гордостью армии Яна Жижки была артиллерия, состоящая из полевых и осадных орудий. К первым относилась короткоствольная гауфница (гаубица), стрелявшая каменными ядрами, и длинноствольная "тарасница" на деревянном лафете, стрелявшая каменными и железными ядрами. Одно такое полевое орудие приходилось на 5 повозок. Главным осадным орудием являлись бомбарды калибром до 850 миллиметров (по одной на ряд) с дальностью стрельбы 200-500 метров. Гуситы с успехом применяли свою многочисленную артиллерию в столкновениях с тяжелой конницей неприятеля, которая на поле брани не отличалась маневренностью и являлась хорошей мишенью.

Обычно армия гуситов состояла из 4-8 тысяч человек - хорошо обученных, дисциплинированных и организованных. Однако в случае необходимости полководец Ян Жижка мог призвать под свои знамена значительно больше гуситских воинов, прежде всего ополченцев из ближайших городов и селений.

Необычным для того времени было боевое построение армии гуситов. В зависимости от условий местности они создавали различные укрепления из сцепленных между собой цепями и ремнями тяжелых повозок. Такое укрепление впоследствии получило название вагенбург. Артиллерийские орудия ставились между повозками, за которыми надежно укрывались пехота и конница. Рыцарям в таком случае приходилось спешиваться и атаковать гуситов в заведомо невыгодных условиях.

Армия гуситов была приучена вести боевые действия днем и ночью, в любую погоду. Согласно их воинскому уставу, полевые укрепления из сцепленных между собой повозок должны были упираться в естественные препятствия и по возможности устанавливаться на высоких местах.

Гуситы в сражении обычно выжидали атаки рыцарской конницы и встречали ее огнем своей многочисленной артиллерии, пулями аркебуз и пищалей, стрелами с тупыми бронебойными наконечниками. Когда дело доходило до рукопашной схватки, то тут в бой вступали цепники и копейщики. Разбитого неприятеля гуситы преследовали и уничтожали, в то время как рыцари после выигранного сражения не преследовали бежавших врагов, а грабили убитых, раненых и пленных противников.

Гуситы успешно осаждали рыцарские замки и храбро шли на их штурм. Летом 1421 года при осаде замка Раби гетман Ян Жижка был ранен и полностью потерял зрение, но остался во главе гуситской армии. Он видел поле битвы глазами своих ближайших помощников и отдавал верные приказы.

В январе 1422 года гуситские войска разгромили в решающем сражении у Габра (преследование разбитых крестоносцев велось до Немецкого Брода) главные силы европейского католического рыцарства, участвовавшего во Втором крестовом походе. В том же году Ян Жижка снял внезапным ударом блокаду с чешского города крепости Жатец (Заяц), осажденного крестоносцами императора Сигизмунда I, и затем удачно избежал неприятельского окружения у города Колин.

Затем крестоносцев постигла еще одна неудача, когда они окружили походный лагерь таборитов на горе Владарь недалеко от города Жлутиц. В этом бою табориты неожиданно для врага начали атаку с вершины вместе со своими повозками. Крестоносцы в страхе обратились в бегство, опасаясь бесславной гибели под колесами несущихся на них тяжелых повозок. Тех, кто избежал столкновения с повозками и не искал спасения в отступлении, разили пешие и конные табориты.

В 1422 году из Великого княжества Литовского на помощь таборитам пришла дружина, состоявшая из русских, белорусских и украинских воинов. Около восьми лет они сражались бок о бок с чехами против крестоносцев.

Разгром войска крестоносцев, которым командовал Рино Спана ди Озора, у Немецкого Брода и взятие гуситами укрепленного города Немецкий Брод были настолько впечатляющими, что Третий крестовый поход в Чехию состоялся только в 1426 году. В Священной Римской империи долго не могли забыть полного поражения Второго крестового похода.

На сей раз крестоносцы собрались в огромную 70-тысячную армию, которая, казалось, могла снести все на своем пути. Однако Ян Жижка во главе 25-тысячной армии таборитов решительно двинулся ей навстречу. У города Усти произошло большое сражение. Гуситский полководец в очередной раз применил привычную для него тактику ведения боя.

Рыцари, закованные в броню, и на этот раз оказались бессильными в атаке полевой крепости, построенной из 500 повозок, прочно скрепленных друг с другом, и против меткого огня чешской полевой артиллерии. Чашу весов в битве перевесила контратака гуситской конницы. Несмотря на свое почти трехкратное превосходство, крестоносцы оказались наголову разгромленными, и им пришлось отступить.

К тому времени в стане гуситов произошел новый раскол. Ян Жижка возглавил его левое крыло и основал в 1423 году в северо-восточной части Чехии так называемое Оребитское братство с центром в городе Градец-Кралове (Малый Табор). Теперь враги независимой Чехии получили хорошие шансы разгромить антикатолическое гуситское движение.

Чтобы предотвратить новые крестовые походы на Чехию, Ян Жижка перенес военные действия на территорию своего противника. В середине 1423 года он предпринял большой поход в Моравию и Венгрию. Перейдя Малые Карпаты, войско таборитов вышло к Дунаю. Затем оно углубилось на венгерскую территорию на 130-140 километров. Местные феодалы собрали большие силы для отражения нападения.

Во время похода таборитов венгры постоянно совершали на них нападения, но ни разу не смогли прорвать оборонительное кольцо из их повозок. Чешские воины в походе столь метко на ходу стреляли из пушек, что венгерской коннице пришлось прекратить параллельное преследование войска гуситов.

Во время Третьего и Четвертого крестовых походов - в 1427 и в 1431 годах - гуситская армия под предводительством своих гетманов успешно отразила нападения противника, и крестоносцам пришлось уйти из пределов Чехии. Третий поход закончился для них проигранным сражением близ Тахова, где гуситами командовали Прокоп Большой и Прокоп Малый.

Четвертый крестовый поход закончился большой битвой у Домажлица. Здесь сражалась огромная армия гуситов - 50 тысяч пехоты и 5 тысяч всадников. У гуситов было около 3 тысяч повозок и более 600 различных орудий. В их рядах уже не было их незрячего полководца, но оставались обученные им гетманы…

Последним победоносным сражением чешского полководца Яна Жижки стала Малешовская битва в июне 1424 года. На этот раз противниками первого гетмана были не немецкие и иные европейские рыцари-крестоносцы, а свои сограждане-чашники, бывшие союзники по Реформации.

Табориты привычно укрепились на вершине горы, имевшей пологие склоны. Жижка решил отдать инициативу неприятелю. Чашники первыми предприняли атаку вагенбурга таборитов на вершине горы, построившись в колонну. Когда та приблизилась к вагенбургу, Ян Жижка приказал спустить на идущих в гору атакующих чашников повозки, груженные камнями. Колонна неприятеля сразу же пришла в полное расстройство и попала под контрудар пехотинцев и конницы таборитов. В довершение чашников обстреляли из тяжелых бомбард. Малешовская битва завершилась полной победой войска Яна Жижки.

В том же году первый гетман гуситской армии умер во время эпидемии чумы в осажденном городе-крепости Пршибиславе в центральной части Чехии. Так армия таборитов осталась без своего прославленного полководца, одно только имя которого наводило страх на крестоносцев. Достойной замены Яну Жижке, чешскому национальному герою, в гуситской армии не нашлось. Это обстоятельство во многом и предопределило ее поражение.

Из книги Гуситские войны (Великая крестьянская война XV века в Чехии) автора Рубцов Борис Тимофеевич

Глава VI Разгром второго и третьего крестовых походов. Ян Жижка. Разрыв между таборитами и чашниками (1421–1424 годы) Победы гуситов весною 1421 года поставили под их власть большую часть территории страны. К этому времени в центре Чехии под контролем Праги находились города

Из книги Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях автора Мудрова Анна Юрьевна

Жижка Ян ок. 1360–1424Глава чешского реформаторского религиозного движения, принявшего революционные формы.Ян Жижка родился в Южной Чехии в обедневшей дворянской семье. В юном возрасте, продав оставшееся от родителей имущество, двинулся ко двору и провёл молодость пажом

Самый известный и любимый исторический герой Чехии – это Ян Гус (Jan Hus) – учёный, литератор, священник. Ян Гус был уроженцем города Гусинец (Husinec) (Южная Богемия). Он родился в 1371 году, в крестьянской семье. В Чехии стал национальным героем ещё при жизни. До сих пор, спустя столетия после смерти, Ян Гус пользуется огромным уважением. В народе […]

Самый известный и любимый исторический герой Чехии – это Ян Гус (Jan Hus) – учёный, литератор, священник.

Ян Гус был уроженцем города Гусинец (Husinec) (Южная Богемия). Он родился в 1371 году, в крестьянской семье. В Чехии стал национальным героем ещё при жизни. До сих пор, спустя столетия после смерти, Ян Гус пользуется огромным уважением. В народе его считают святым, хотя он и не был канонизирован. Папа Римский неоднократно выражал своё почтение к личности Яна Гуса, но причислить этого человека к Лику святых отказывался.

При жизни Гус проповедовал против зла, причиняемого народу церковью.
Он окончил Пражский университет, стал бакалавром, магистром, деканом факультета свободных искусств, а впоследствии – ректором университета. Он был учёным, писал научные работы по лингвистике. Его изыскания и сегодня используются в чешской грамматике. В то же время (в 1402 году) Гус служил проповедником и настоятелем пражской Вифлеемской часовни . Чтобы послушать проповеди священника-обличителя, в часовне собирались тысячи горожан. Гус беспощадно клеймил жадность богачей и мздоимство церкви.

Яна Гуса многие считают пламенным революционером, но он не совершал переворота – ни в политике, ни в религии. От церкви он добивался одного – чтобы она соблюдала Закон Божий и поступала согласно христианскому учению. Гус жёстко критиковал институт церкви. Его критике подвергалась продажа индульгенций, пьянство и разгульное поведение священников. Он описывал ужасные случаи из жизни священнослужителей. Так, один пражский кановник (высокий церковный чин), проиграл в кабаке деньги и одежду; вернулся домой ночью, практически голым. Стуком и криком он перебудил всю улицу. Такие загулы этот священник совершал три раза. Какой пример он мог подать прихожанам?

Именно такое поведение служителей церкви и критиковал Ян Гус. Сам он отнюдь не был святым, особенно грешил в студенчестве. В этом он позже честно признавался.

Много ведётся споров относительно внешности Яна Гуса. В XIX веке его часто изображали в облике Христа, хотя сам себя он называл толстым. Несколько сохранившихся изображений доказывают, что реформатор был довольно полным, лысым и не носил бороды.

Есть ещё одно заблуждение. Считается, что из-за Гуса был созван Констанский Собор . Это не так. Собор был созван для обсуждения вопросов веры, проходил он несколько месяцев. Эти сведения долго скрывались от народа. Только после восстания в Чехии всё изменилось. Стало общеизвестно, что Папа, который вынес Яну Гусу смертный приговор, был в прошлом пиратом. (Папа Ян XXIII бежал из Чехии. Его имя впоследствии принял другой Папа Римский, чтобы очистить его.)

Понятие «гуситские войны» многие связывают с личностью Яна Гуса. Однако Гуса сожгли 06.07.1415 года в городе Констанце . Гуситские же войны начались только в 1419 году (длились они до 1434 года). Ян Жижка – герой гуситских войн – не знал Яна Гуса. Теоретически, конечно, он мог посещать проповеди священника-реформатора в Вифлеемской капелле, но это ничем не доказано. А все истории в литературных произведениях о дружбе, которая существовала между двумя народными героями – всего лишь творческий вымысел.

Гус не желал войны и кровопролития. Он всего лишь хотел правды и добивался, чтобы все жили праведно. В своих научных трудах и проповедях он нередко ссылался на идеи англичанина Джона Уиклифа – профессора и священника. (Уиклифа очень почитали в Чехии.) Английский профессор резко критиковал церковь, в особенности, идею транссубстанцинации. Это относится к христианскому обряду мессы, во время которого верующим дают гостию (у православных – просфору) и вино. Считается, что во рту у верующего человека эти субстанции превращаются в тело и кровь Христовы. Джон Уиклиф называл чепухой эту идею.

Гус тоже критиковал практику причастия. В то время священники причащались вином и хлебом; мирянам во время мессы давали только хлеб. Гус пытался доказать, что во времена раннего христианства причащались все одинаково. Это были не просто подробности церковного ритуала – такой подход уравнивал простых прихожан со священниками. (Последователи Яна Гуса стали причащать мирян и хлебом, и вином).

В своё время Уиклифа тоже призывали на Собор. Гуса обвинили в следовании идеям англичанина. После осуждения Яна Гуса церковники решили «расправиться» и с Уиклифом. Поскольку английский профессор был уже давно мёртв, его кости выкопали из могилы и торжественно сожгли.

Католическая церковь до сих пор называет Джона Уиклифа опаснейшим еретиком. Из-за его идей Иоанн Павел II и отказался канонизировать Яна Гуса. Кроме связей с Уиклифом, Гуса обвиняют в критике католической церкви. Считается, что своими критическими высказываниями Ян Гус изменил сану священнослужителя.

Чешский народ считает Яна Гуса святым и национальным героем. Он оставил огромное литературное наследие, внёс вклад в чешский язык, его правописание и орфографию. Это способствовало распространению грамотности среди простых чехов.

Сочинения Гуса были доступны и понятны народу. Он выработал собственный стиль полемики, утвердив новый тип прозы в чешской литературе.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.