Чему учит сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? Сказка учит, что детям нужно слушаться старших. Дети должны понимать, что старшие – опытнее, мудрее, они уже знают, какие опасности может скрывать окружающий мир.
Умирают царь с царицей; их дети Аленушка и Иванушка отправляются путешествовать.
Дети видят возле пруда стадо коров. Сестра уговаривает брата не пить из этого пруда, чтобы не стать телёночком. Видят они у воды и табун лошадей, и стадо свиней, и стадо коз. Аленушка всюду предостерегает братца. Но тот в конце концов, ослушавшись сестру, пьёт воду и становится козлёночком.
Аленушка привязывает его за поясок и ведёт с собою. Они заходят в царский сад. Царь расспрашивает Аленушку, кто она такая. Вскоре он женится на ней.
На Аленушку, ставшую царицей, напускает порчу злая колдунья. Она же сама берётся лечить царицу: велит идти к морю и пить там воду. У моря колдунья топит Аленушку. Козлёночек, видя это, плачет. А колдунья принимает облик царицы Аленушки.
Мнимая царица обижает Иванушку. Она упрашивает царя, чтобы тот приказал зарезать козлёночка. Царь, хотя и с неохотой, соглашается. Козлёночек просит позволения сходить к морю. Там он просит сестру выплыть, но она отвечает из-под воды, что не может. Козлёночек возвращается, но потом просится на море ещё и ещё. Царь, удивясь, тайком идёт за ним. Там он слышит разговор Аленушки и Иванушки. Аленушка пытается выплыть, и царь вытаскивает ее на берег. Козлёночек рассказывает о происшедшем, и царь приказывает казнить колдунью.
Ивáнушка-дурачóк (Ивáн-дурáк)
Один из главных героев русской народной сказки. Имя Иванушка – уменьшительно-ласкательная форма самого распространённого в старину русского мужского имени Иван (см. русские имена).
Энциклопедическая справка
Иванушка-дурачок – младший, обычно третий, сын в крестьянской (см. крестьянин) семье. В отличие от старших братьев, он очень доверчив, бесхитростен, порою ленив и как будто глуповат. Однако это только в начале. Сказочный сюжет строится так, что Иванушке предстоит пройти испытания на храбрость (победить злые силы), на доброту (отдать последнее тому, кто в беде), на честность (выполнить данную клятву, не взять чужого) или на сообразительность. Из всех этих испытаний Иванушка выходит победителем. Не требуя для себя ничего, в конце сказки он за свою доброту и бескорыстие получает царскую (см. царь) дочь в жёны и полцарства в придачу.
Близок Иванушке-дурачку образ Емели из сказки «По щучьему веленью» (см. щука).
В культуре
Фольклорный образ Иванушки-дурачка часто трактуется как один из типов русского национального характера (см. русские).
Зрительный образ этого персонажа создан в широко известных иллюстрациях И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к русским народным сказкам.
Из народной сказки образ Иванушки-дурачка перешёл в авторскую. Иванушка – главный герой сказки П.П. Ершова «Конëк-Горбунок» (1834 г.). Под другими именами он узнаваем и в современных литературных сказках, например, в сказке Л.А. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца».
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Кто ты – Иванушка-дурачок (глупый или удачливый молодец) ? И Как он становится царевичем?
3 слайд
Описание слайда:
Что если, Иванушка–дурачок - глупый мужичок Он бездельник Братья имеют на него влияние Ленив и неопрятен Обладает волшебным даром Любит животных
4 слайд
Описание слайда:
1. Откуда взялся Иванушка-дурачок? 2. Почему его называют дурачком? 3. Какой у него характер? 6. Как и почему удача идет ему в руки? 4. Кто помогает Иванушке – дурачку? 5. Какие поступки и подвиги он совершает?
5 слайд
Описание слайда:
Должна научиться проводить анализ сказок Разбирать характеры главных героев сказок Подбирать нужную информацию Учиться делать выводы
6 слайд
Описание слайда:
Изучу данные энциклопедии об образе. Прочту много русских народных сказок. В библиотеке проведу опрос среди посетителей. Проведу анкетирование среди своих одноклассников. Опрошу своих родных. Воспользуюсь Интернетом. Просмотрю кинофильмы и мультфильмы с участием Иванушки – дурочка.
7 слайд
Описание слайда:
Иванушка – дурачок - Младший, третий сын у старика и старухи, у вдовы, у старика, у царя Не женат, а значит жених, нет детей Имеет низкий статус: крестьянский сын, купеческий, редко царский Беден, без наследства Некрасив, мал ростом, грязен Характер: простодушен, ленив, добр, незлоблив, сердечен, веселый, смекалистый, бесстрашный, справедливый Образ жизни: лежит на печи, плюет в потолок, ловит мух, бесцельно копается в золе, иногда гуляет по кабакам, выполняет бессмысленные и бесполезные поручения, нанимается на службу к братьям и к царю
8 слайд
Описание слайда:
Добивается богатств благодаря волшебным ворам: Конь, кот, журавль, козел, черт, леший, чудесная птица, мужичок с ноготок, чудо - юдо, рыбка волшебный дар: перстень, скатерть-самобранка, волшебная птица, волшебное кольцо или просто исполняют его желания мудрая жена, дух отца КТО? ЧТО?
9 слайд
Описание слайда:
суперагент Справляется с любой проблемой, способен осуществлять любой контакт, выиграть любые переговоры, совершает подвиги жрец Выполняет обязанности жреца. Предсказывает будущее, загадывает и отгадывает загадки, толкует что непонятно другим, его предсказания не понятны окружающим они направлены против здравого смысла поэт и музыкант Играет на дудочке, гуслях-самогубах, поет и благодаря поэтическому таланту получает богатство юродивый Ведет себя как безумный, отказ от ума, речь особая, заумная
10 слайд
Описание слайда:
Мифологизированный персонаж русских волшебных сказок. Взят из народного фольклора. С изменением жизни народа меняется и образ Иванушки в сказках. С древних времен младшие братья являлись хранителями семейного очага. Их обязанность осуществлять культовые обряды, связанные с поклонением духам семейного очага и предкам. Печь- олицетворение домашнего очага. Имеет прозвища в сказках: Иван Третьего, Третьяка, третий сын Иван Запечный, Запечник, лежит на печи Иван Попелов, Попел, копается в золе До принятия христианства была традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. «Взрослое» имя ребёнок получал в 10-13 лет. Распространение имели имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк, Другак, то есть «другой», следующий. Оно было самым популярным и в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека.
11 слайд
Описание слайда:
Иванушка - дурачок: дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава простодушен, но правдив веселый, добрый, удачливый победитель во всех жизненных невзгодах бывает и на земле и под водой и в воздухе играет на музыкальных инструментах В конце сказки наконец Дурень стал, то молодец! Получил богатство, славу, Царь - девицу в жены взял И царевичем ведь стал!
12 слайд
Описание слайда:
С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «неуму» Иванушка – дурачок успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: побеждает противника женится на царской дочери получает и богатство и славу становится Иваном Царевичем Простодушный и ленивый, добрый и справедливый, бесстрашный. Его поступки не всегда хорошие, бывают и жестокие, бессмысленные. Постепенное его превращение из глупого в умного молодца и царевича происходит благодаря его доброте и справедливости. По результатам анкетирования дети плохо знакомы с этим образом, путают его с другими героями и не могут назвать сказки.
Урок литературного чтения
Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героя сказки.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Продолжать знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения, воспитывать бережное отношение друг к другу; уважение к культуре русского народа.
Задачи:
познакомить с русской народной сказкой « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
учить характеризовать героя сказки по его поступкам;
учить рассказывать о книге на основе внетекстовой информации.
Межпредметные связи: Изобразительное искусство, тема «Художники – иллюстраторы русских народных сказок»
Планируемые результаты
Предметные:
рассказывать о книге на основе ее обложки, содержания;
знать содержание русской народной сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
характеризовать героя произведения по его поступкам
Метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
находить информацию о персонажах на основе выборочного чтения;
Учить работать в группе.
Личностные:
проявлять интерес к чтению русских народных сказок;
ценить в героях русских народных сказок доброту, честность, верность.
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Формируемые УУД
Самоопределение к деятельности. Психологический настрой учащихся на урок.
« Добро творить, как воздухом дышать –
Потребность, людям данная от Бога
Лучами солнца мир отогревать,
Что отдал много.»
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своем выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.
Личностные:
Настроить на работу;
Организация рабочего места.
Актуализация необходимых знаний
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас .
– О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)
– Чем этот жанр отличается от других?
– По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.
Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.
Сказки про животных – главные герои – животные.
Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.
Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки
Будь внимателен, дружок.
В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.
Костюм мальчика. - “Гуси-Лебеди”, “Мальчик с пальчик”, “Иванушка-Дурачок”.
Кукла девочки. - “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Крошечка-Хаврошечка”.
Камень. – “Иван-Царевич и серый волк”.
Вода. – “По щучьему веленью…”, “Лягушка-путешественница”, “Золотая рыбка”.
Козленок.– “Волк и семеро козлят”, “Волк и коза”.
А все эти предметы в какой сказке встречаются? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)
Сформулируйте цели урока:
познакомиться …
учиться отвечать на вопросы…
Ответы детей на вопросы учителя.
Учащиеся по предметам отгадывают названия сказок.
Самостоятельно определяют цели урока.
Коммуникативные:
Владение диалогической речью.
Познавательные:
Формирование умения извлекать информацию из текста;
Регулятивные:
Планировать свои действия.
Физминутка. Упражнения для глаз.
Мотивация познавательной деятельности
Организация чтения русской народной
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
Прочитайте начало сказки.
Какие сказки начинаются так же? Как они называются?
Могли ли события, описываемые в первой части, произойти в реальной жизни?
С какого действия начинается сказочное повествование?
Прочитайте, что случилось в сказке?
Чем закончилась сказка?
Как можно объяснить такой конец?
Обсуждение высказывания «Все сказки похожи друг на друга» (работа в парах)
Читают сказку с остановками, отвечают на вопросы по содержанию сказки, какая беда случилась, куда отправилась Аленушка, о чем просил ее братец, почему Аленушка не разрешала ему испить водицы из копытца, почему купец не распознал ведьму в Аленушке, а козленочек узнал, почему ведьма приказала зарезать козленочка. Читают заданные фрагменты сказки.
Выясняют, чем похожи сказки.
Коммуникативные:
Работа в парах;
Контроль оценки действия партнера;
Сотрудничество с товарищем;
Самооценка.
Познавательные:
Развитие умения находить ответы на вопросы, используя текст произведения.
Личностные:
Формировать умения видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.
Физминутка.
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли, (руки на пояс)
За природой наблюдали. (повороты головы влево, вправо)
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели. (поднялись на носочки)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присели)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Организация познавательной деятельности.
Исследовательская работа по сказке:
Определите, какая часть сказки самая страшная и почему, какие эпизоды из других сказок тоже вызывали страх, почему в любой сказке должен быть такой эпизод.
Характеристика Аленушки
Расскажите об Аленушке, какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая, найдите подтверждение в тексте.
Называют самую страшную часть сказки, вспоминают другие сказки со страшными эпизодами.
Рассказывают о характере Аленушки.
Познавательные:
Развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы.
Коммуникативные:
Умение формировать собственное мнение.
Подведение итогов
Докажите, почему данное произведение является сказкой, какой?
Вспомните другие волшебные сказки.
Чему учит сказка, с которой мы ознакомились сегодня?
Объясняют, почему это произведение можно отнести к волшебным сказкам, называют другие волшебные сказки.
Ответы детей.
Личностные:
Подведение итога урока;
Самооценка критериев успешности.
Коммуникативные:
Выражение своих мыслей;
Использование критериев для обоснования суждений.
Регулятивные :
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Познавательные:
- умение сформировать вывод по всему уроку.
Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок.
Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
Выразительное чтение сказки.
Русские народные сказки - это один из видов фольклорной прозы, который составляет значительную часть от всего народного устного творчества древней Руси. Сказки являются важной частью русской культуры и по праву могут считаться национальным достоянием.
Некоторые сказки относительно просты и понятны даже маленьким детям, например, «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и другие. Другие произведения имеют более сложный сюжет - к ним относится в том числе и сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо».
Краткий сюжет
Как и многие сказки русского народа, это произведение начинается традиционными словами «в некотором царстве, в некотором государстве…». Одними из второстепенных персонажей являются старик и старуха.
Главный герой - младший из трех их сыновей по имени Иванушка. Иван со своими братьями трудился на пашне и засевал хлеб, пока на его родину не напало Чудо-Юдо. Втроем братья решили сразиться с чудовищем и поехали на реку Смородину.
Дальнейший сюжет развивается так, что, вопреки ожиданиям, Иванушка в одиночку побеждает Чудо-Юдо, а также трех его жен и мать, желавших отомстить. После этого Иван возвращается домой. Сказка заканчивается словами «стали они жить да поживать...». В данном случае - «землю пахать да хлеб сеять».
Вопросы, которые можно составить к сказке
- Сколько детей было у старика и старухи и как звали младшего из них?
- Чем занимались братья до битвы с Чудом-Юдом?
- Как Чудо-Юдо хотело истребить людей и захватить царство?
- Кого братья встретили на пути к реке Смородине?
- Как Чудо-Юдо почувствовало присутствие Ивана?
- Что Иван приказал братьям перед битвой с чудовищем?
- Почему головы Чуда-Юда отрастали вновь, несмотря на то что Иван срубал их мечом?
- Как хотели отомстить жены и мать Чуда-Юда?
Характеристика Ивана - крестьянского сына
Задание написать характеристику одного из героев на уроках литературы может быть как самостоятельным, так и быть дополнительным заданием при написании сочинения или анализа сказки.
Так как в сказке не уделяется много внимания внешности персонажей, основную часть характеристики Ивана - крестьянского сына составляет описание характера и внутренних качеств.
Именем Иванушка в русских народных сказках зовут глупых персонажей, от которых остальные не ожидают ничего особенного. Но, вопреки ожиданиям, Иван оказывается самым умным, храбрым и ответственным из всех трех братьев. Он не побоялся вступить в бой с Чудом-Юдом, а во время битвы, помимо храбрости и отваги, проявил находчивость и смекалку, что помогло ему победить.