Экологический коэффициент воды равен. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Экологический коэффициент воздуха составляет

состояния атмосферного воздуха (К, я ) и почвы (К")

Регион РФ

Наименование республик, областей, краев

Северный

Респ. Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Мур­манская обл.

Северо-Западный

Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининград­ская обл.

Центральный

Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Кост­ромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская обл., Московская область

Волго-Вятский

Нижегородская, Кировская обл.; Респ. Марий Эл, Мордо­вия, Чувашская Республика

Центрально-Черноземный

Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбов­ская обл.

Поволжский

Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Ас­траханская, Пензенская обл.; Респ. Татарстан, Калмыкия

Уральский

Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Че­лябинская обл.; Респ. Башкортостан, Удмуртская Респ.

Коэффициенты К э а, К э п могут увеличиваться для городов и крупных промышленных центров на 20%. Например, для Москвы К э а = 1,9-1,2. В случае выбросов от пожаров на полигонах, расположенных в зо­нах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территориях национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, а также на территориях, попадающих под действие международных конвен­ций, К э а, К э п п увеличиваются в 2 раза.

Так как удельный экономический ущерб в нормативных документах приводится в руб./усл. т, целесообразно массу i-го загрязнителя выражать в тоннах на тонну горючего (т/тгор). Как правило, концентрация загрязни­телей в воздухе при пожарах выражается в иной размерности: в % об., мг/м, ррт и т.д. В этом случае известную концентрацию i-го загрязнителя переводят в искомую т/тгорюч (тонны на тонну горючего). Если концентра­ция загрязнителя в продуктах горения приводится в мг/м, то это делают путем умножения массы сгоревшего материала (т) на концентрацию -го загрязнителя в единице объема воздуха (т/м) и на полный объем продук­тов горения (м /т), выделяемых единицей массы горючего материала. Дан­ные об объеме продуктов горения, выделяемых при сгорании тонны горю­чего, можно найти в табл. 2.12, а также в справочной литературе или рас­считать по формулам, если известен элементный состав или химическая формула горючего материала.

Если концентрация загрязняющих веществ в продуктах горения при­водится в г/кг или в мг/кг, то задача упрощается, и данные об объеме про­дуктов горения не требуются. Следует лишь перевести концентрацию в искомую размерность (т/тгорюч) и учесть массу сгоревшего материала.

Общее количество вредных веществ с учетом их токсичности опреде­ляют как сумму произведений массы сгоревшего материала на величину удельной массы i-го загрязнителя и на показатель относительной опасно­сти.

Массу сгоревшего материала О г, т, находят по фактическим данным, указанным в соответствующих документах. Если такие данные отсутству­ют, то используют справочные данные, регламентирующие условия хране­ния, обращения и транспортировки горючих материалов на объектах тех­носферы.

Ущерб от загрязнения водоемов в результате попадания АХОВ (аварийно химические опасные вещества), несгоревших материалов, огнетушащих и иных химических средств, используемых для ликвидации последствий пожаров и аварий, определяют по формуле

У э-э в = К а · К э в ·∑ у уд в (1/ ПДК рхi ·М i)

где К а - коэффициент аварийности, равный 10;

К э в - коэффициент эколо­гической ситуации и экологической значимости состояния водного бассейна в регионе, где произошли пожар или авария (Бассейн реки Волга 1,16);

у уд а -удельный экономический ущерб от выбросов загрязняющих веществ в водоемы, руб./усл. т (см. ниже). Его изменение связано с инфляционными процессами в стране и ежегодно корректируется;

ПДК рх – предельно допустимая концентрация загрязнителя в водоеме, используемая для рыбохозяйственных целей, мг/л; М i - масса i-го загрязнителя,т

При загрязнении поверхности суши в результате разливов ГЖ, ЛВЖ и АХОВ размер ущерба определяют путем умножения соответствующих удельных ущербов на массу каждого вида загрязнителя с учетом его класса опасности (табл.6) и суммирования полученных произведений по видам загрязнителей с учетом коэффициента экологической ситуации и экологической значимости почв на месте аварии (К э п) и коэффициента аварийности (Ка =10):

У п э-э = 10 К э п ∑ у уд n М i (2.11)

где у уд n - удельный экономический ущерб от загрязнения почв, руб./т (с учетом класса токсичности загрязнителя), (см.ниже); М i - фактическая масса i-го загрязнителя, т. Если фактическое количество загрязнителя ука­зано в кубических метрах, то его масса находится с учетом плотности вещества.

Возмещение ущербов, рассчитанных по приведенной методике, по­зволяет компенсировать затраты на возврат ОС в доаварийное состояние. Например, при загрязнении водных объектов нефтью плата за причинен­ный ущерб используется на проведение работ по локализации разлива, сбору нефти с поверхности, очистке береговой линии, спасению животных и т. д.

Термин АХОВ введен вместо употребляемого ранее СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества).

Удельный экономический ущерб у уд с учетом коэффициента индексации цен. Для воздуха -2,12, для водоемов- 265,7; почва - 444.

Кэ - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости для данной территории, примем равным 1,7;

σ - показатель опасности загрязнения, учитывающий тип загрязняемой территории, примем равным 0,6.

Пн = 27550 × 1,085 × 1,7 × 0,6 × 0,000252 = 7,68 руб.

Таблица 21

Эффективность очистки

.2 Определение условного экономического эффекта в результате внедрения очистных сооружений

Учитывая среднюю эффективность очистки по видам загрязняющих веществ 99,9 % условно плата за загрязнение до внедрения очистных сооружений составила бы 230493,58 руб.

Тогда условная экономия составит:

Эу = П’год - Пгод = 230501,26 - 7,68 = 230493,58 руб.

Учитывая периодичность осуществления сбросов условный эффект может сокращаться.

.3 Определение условного срока окупаемости первоначальных капитальных вложений

Ток = К /Эу+ Эзп ,

где К - первоначальные капитальные вложения;

Эзп - экономическая выгода при сокращении рабочей смены, руб.

Эзп = З”осн - Зосн

Эзп = 1150503,9 - 656853,6 = 493650,3 руб.

Ток = 738000/ 493650,3 + 230493,58 = 1,019 года.

Для экологических проектов такой срок окупаемости можно считать приемлемым.

7.4.4 Определение эколого-экономического эффекта

Эколого-экономический эффект по рассматриваемому проекту можно определить как отношение экономии по выплатам за загрязнение окружающей среды к приведенным затратам.

Ээ-эк = 421247/660008 = 0,63

то есть 1 рубль вложений в капиталовложения, приходящиеся на 1 год и в эксплуатацию системы позволяет получить 0,41 рубль в экономии платы за загрязнение окружающей среды.

Заключение

Предлагаемое устройство для очистки сточных вод содержащих нефтепродукты является экономически эффективным, так как его установка позволяет получить условный годовой экономический эффект в размере 650027,8 рублей при условном сроке окупаемости первоначальных вложений 13 месяцев, что для экологических проектов считается приемлемым.

Размер первоначальных капитальных вложений, необходимых для реализации проекта составит 738000 рублей.

Издержки по эксплуатации установки в год составят 1970743,2 рубля, что значительно меньше, чем эксплуатационные издержки имеющихся очистных сооружений, которые составляют 2207534,3 рубля.

Удельная себестоимость очистки 1 м3 промышленных сточных вод составит 70,05 руб., что значительно меньше существующей себестоимости, которая составляет 97,97 руб.

Сравнительная характеристика Европейских и украинских стандартов качества питьевой воды
В Европе стандарты качества питьевой воды максимально приближены к рекомендациям ВОЗ, так более половины стандартов качества ЕС полностью дублируют рекомендуемые показатели ВОЗ, а чуть мен...

Перспективы и вопросы сохранения биоты и биоресурсов шельфа на Дальнем Востоке
Тихоокеанские воды России протянулись на тысячи километров с севера на юг, создавая условия для существования чрезвычайно разнообразной морской флоры, фауны и экосистем: от субтроп...

Канализационные очистные сооружения производительностью 3 тыс. м3сут
При проектировании очистных сооружений канализации необходимым условием является защита окружающей среды (водного и воздушного бассейнов) от загрязнений, образующихся в процессе оч...

Климат и погода как действующие факторы внешней среды
Различные сочетания физических факторов окружающей среды, атмосферного воздуха формируют погоду и климат, обеспечивают жизнедеятельность человека, его здоровье. Социально-политиче...

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования .

Все хозяйствующие субъекты могут иметь в собственности или арендовать автомобили. В офисе и в производственном помещении образуются бытовые и производственные отходы. Кроме того, субъекты могут осуществлять сброс сточных вод (например, от котельной) в водный объект. Все это образует следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

Выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

Выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

Размещение отходов.

При этом база начисления определяется отдельно для каждого вида платы. По данному показателю можно выделить три вида экологических платежей:

Нормативная плата – такая плата за загрязнение, фактические объемы которого не превышают допустимые нормативы;

Лимитная плата – плата за загрязнение, фактические объемы которого превышают допустимые нормативы, но менее установленных лимитов;

Сверхлимитная плата – плата за сверхлимитное загрязнение, т. е. загрязнение, фактический объем которого выше установленных лимитов.

Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимиты размещения отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую природную среду подлежат утверждению МПР России.

Порядок расчета платы также зависит от вида платежа, а именно:


Нормативная плата определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения;

Лимитная плата определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми объемами загрязнения;

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактических объемов загрязнения над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в настоящее время установлены постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 № 344. По каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) установлены два норматива платы – за загрязнение в пределах допустимых нормативов (нормативное загрязнение) и за загрязнение в пределах установленных лимитов (лимитное загрязнение). Подлежащая применению к конкретному виду загрязнения ставка платы складывается из двух составляющих – соответствующего норматива платы и коэффициента, учитывающего экологические факторы. Кроме этого, предусмотрены дополнительные коэффициенты: дополнительный коэффициент 2 применяется для особо охраняемых природных территорий, районов Крайнего Севера (приравненных к ним местностей) и зон экологического бедствия, а также дополнительные коэффициенты для отдельных видов загрязнения.

Конечная сумма платежа определяется путем суммирования полученных произведений по каждому виду загрязнения.

Формулы исчисления экологических платежей

Для платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками и платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты:

В данном случае под предельно допустимым объемом загрязнения подразумевается установленный допустимый норматив загрязнения, т. е. некий утвержденный уровень загрязнения, свыше которого экологические платежи исчисляются как лимитные, а ниже – как нормативные.

Оксид азота

Рассчитаем размер платы за выбросы в атмосферный воздух по каждому вредному веществу.

Плата по оксиду углерода рассчитывается как нормативная:

50 x 0,6 x 1,9 х 1,2 х 2,05 = 140,22 руб.,

Величина

Характеристика

Норма

Приложение № 1 к постановлению № 344

Коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха) для Центрального экономического района РФ

Коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов

Коэффициент к нормативам платы(*)

Пункт 3 ст. 3 Федерального закона от 01.01.2001 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (п. 23 Методических рекомендаций)

(*) Норматив платы за выброс диоксида серы в пределах ПДВ был установлен в 2005 г., поэтому к нему применяется поправочный коэффициент 1,67 (п. 24 Методических рекомендаций)

Плата по окиси азота рассчитывается как лимитная:

((35 x 35) + (35 x (40 – 38) x 5)) х 1,9 х 1,2 х 2,05 = 7361,55 руб.,

Величина

Характеристика

Норма

Фактический объем выбросов за отчетный квартал, т

Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов

Плата по диоксиду азота рассчитывается как сверхлимитная:

((50 x 52) + ((130 – 50) x 260) + (130 – (50 + 75) x 260 х 5)) x 1,9 х 1,2 х 2,05 = ,6 руб.,

Величина

Характеристика

Норма

Фактический объем выбросов за отчетный квартал, т

Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов

Приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 01.01.2001 № 344

Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов выбросов

Приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 01.01.2001 № 344

Пятикратный коэффициент за сверхлимитное загрязнение

Значение коэффициента, учитывающего экологические факторы, для атмосферного воздуха по Центральному экономическому району

Приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 01.01.2001 № 344

Итоговая сумма фактически начисленных за первый квартал 2012 г. экологических платежей таким образом составит:

140,22 + 7 361,55 + ,6 = ,37 руб.

ВАЖНО В РАБОТЕ

При отсутствии нормативов масса считается сверхлимитной и начисляется в 25-кратном размере.

Плата за выбросы загрязняющих веществ в воздух от передвижных источников

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников негативного воздействия определяется путем умножения соответствующих нормативов платы по конкретному виду используемого топлива на количество такого топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период, и суммирования полученных результатов (абз. 3 пп. 2 п. 26 Методических рекомендаций). Количество израсходованного топлива определяется на основании первичных документов бухгалтерского учета (путевых листов). На это, в частности, указывает письмо Ростехнадзора от 01.01.2001 № 04-09/1037.

Норматив платы для передвижных источников загрязнения устанавливается за тонну израсходованного топлива в зависимости от его вида (абз. 2 пп. 2 п. 26 Методических рекомендаций). Норматив платы при использовании 1 т неэтилированного бензина был установлен постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 № 410. Указанный норматив платы корректируется в данном случае путем умножения на поправочные коэффициенты (п. 18, формула (4) пп. 2 п. 26 Методических рекомендаций).

Норматив установлен за 1 т топлива . Но так как расход бензина измеряется в литрах, его переводят в тонны, для этого используется показатель плотности топлива. В соответствии с разъяснениями налоговых органов в зависимости от марки автомобильного бензина можно использовать следующие средние значения плотности (письмо ФНС России от 01.01.2001 № 03-3-09/0412/23@):

Для АИ-92 – 0,735 г/куб. см (т. е. 0,735 кг/л);

Для АИ-95 – 0,750 г/куб. см. (т. е. 0,750 кг/л).

Пример 2.

Расход бензина АИ-92 за I квартал равен 0,2205 т = (300 л x 0,735 кг/л: 1000 кг).

Расход бензина АИ-95 составит 0,525 т = (700 л x 0,750 кг/л: 1000 кг).

Плата за выбросы компаниями, использующими бензин АИ-92, равна 1,34 руб. = (1,3 x 1,9 x 1,2 x 1,93 x 2,05 х 0,2205 т).

Плата за выбросы компаниями, использующими бензин АИ-95, составляет 3,19 руб. = (1,3 x 1,9 x 1,2 x 1,93 x 2,05 х 0,525 т).

В результате общая сумма платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения в I квартале 2012 года составила:

1,34 руб. + 3,19 руб. = 4,53 руб.

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

Плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты подразделяется на:

    плату в пределах установленных нормативов сбросов; плату в пределах установленных лимитов сбросов; плату за сверхлимитные сбросы (за превышение установленных нормативов сбросов или установленных лимитов сбросов, а также за сбросы при отсутствии разрешительной документации).

Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты также установлены постановлением Правительства РФ № 344. Им же определены значения коэффициентов, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек.

Фактическая масса годовых сбросов загрязняющих веществ указывается природопользователем в ежегодной государственной статистической отчетности по форме 2-тп (водхоз), составленной на основании обработки результатов журналов первичной отчетности (ПОД-11, ПОД-12 и ПОД-13).

Плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю допустимые нормативы сбросов, определяется по следующей формуле:


Пн вод – плата за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов сбросов (руб.);

Снi вод – норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленных нормативов выбросов (руб.);

Мнi вод – допустимый сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного норматива (т).


Плата за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов рассчитывается по следующей формуле:

где: i – вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3...n);
Пл вод – плата за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов выбросов (руб.);

Мi вод – фактическая масса сброса i-го загрязняющего вещества (т);

Мнi вод – допустимый сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного норматива (т);

Млi вод – сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т);
Кз вод – коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек. Для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется дополнительный коэффициент, равный 2;
Кин – коэффициент индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду. Устанавливается ежегодно законом о бюджете Российской Федерации.

Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

где: i – вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3...n);
Псл вод – плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ (руб.);
Слi вод – норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов выбросов (руб.);

Мi вод – фактическая масса сброса i-го загрязняющего вещества (т);
Млi вод – допустимый сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т);

Кз вод – коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек. Для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется дополнительный коэффициент, равный 2;
Кин – коэффициент индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду. Устанавливается ежегодно законом о бюджете Российской Федерации.

Плата за сброс сточных вод на поля фильтрации не взимается при соблюдении установленных природопользователю норм нагрузки сточных вод и загрязняющих веществ и правил эксплуатации сооружений. При несоблюдении этих условий плата определяется как за сброс в водный объект в пределах установленных лимитов. Если нарушение правил эксплуатации сооружений и несоблюдение норм нагрузки сточных вод и веществ приводит к загрязнению подземных вод, платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.

Плата за сброс сточных вод на земледельческие поля орошения при соблюдении установленных природопользователю норм нагрузки сточных вод и загрязняющих веществ определяется как за сброс в водный объект в пределах допустимых нормативов. При несоблюдении правил эксплуатации и норм нагрузки, а также в случае загрязнения подземных вод платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.

В случае поступления со сточными водами на поля фильтрации, земледельческие поля орошения загрязняющих веществ, не предусмотренных при согласовании проекта, плата взимается как за сверхлимитное загрязнение.

При сбросе загрязняющих веществ в специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), балки и т. д., через которые сточные воды попадают в водный объект, плата определяется как за сброс в пределах допустимых нормативов. В случае сброса загрязняющих веществ на рельеф местности без соответствующего разрешения платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.

Коэффициент, применяемый к нормативу платы при сбросе взвешенных веществ, рассчитывается по следующей формуле:

С_ф + С_доп.

где С_ф – фоновая концентрация взвешенных веществ в воде водного объекта, использованная при расчете предельно допустимого сброса;

С_доп. – допустимое увеличение содержания взвешенных веществ для водного объекта.

Пример.

С_доп. = 0,25 мг/дм3 для водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение первой категории, а также для водных объектов, использующихся для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения .

Общая плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты определяется по формуле:

Пример 3.

Произведем начисление платежей на примере сброса железа, взвешенных веществ, нефтепродуктов в водный объект, имеющий рыбохозяйственное значение второй категории.

Наименование загрязняющих веществ

Фактический объем сбросов, т

Допустимый норматив сброса,

Лимит сброса, т

Взвешенные вещества

Сульфаты

Рассчитаем размер платы за сбросы в водный объект по каждому вредному веществу.

Плата по взвешенным веществам рассчитывается как нормативная :

К= ---- = 0,096

9,7 + 0,75 мг/дм3

3,368 х 20,39 х 0,096 х 1,17 х 2,05 = 15,81 руб.

3,368 – фактический объем выбросов за отчетный квартал;

20,39 – норматив платы за сбросы 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов (приложение № 1 к постановлению № 344);

1,17 – коэффициент, учитывающий экологические факторы для Центрального экономического района РФ (п. 19 Методических рекомендаций; постановление № 344);

2,05 – коэффициент к нормативам платы, установленный п. 3 ст. 3 Федерального закона от 01.01.2001 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (п. 23 Методических рекомендаций).

Плата по хлоридам рассчитывается как лимитная:

(34,8 x 0,9 + 0,9 x (34,8 – 8,893) x 5) х 1,17 х 1 х 2,05 = 354,74 руб.,

34,8 – фактический объем выбросов за отчетный квартал, т;

0,9 – норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов (приложение № 1 к постановлению № 344);

1 – дополнительный коэффициент 2 со значением 1 (постановление № 344);

Характеристики коэффициентов 1,17 и 2,05 смотри выше.

Плата по сульфатам рассчитывается как сверхлимитная:

(0,029 x 2,8 + (0,052 – 0,029) x 14 +0,052 – (0,029 + 0,022) x 14х5) x 1,17 х 1 х 2,05 = 1,14 руб.,

0,029 – фактический объем выбросов за отчетный квартал, т;

2,8 – норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов (приложение № 1 к постановлению № 344);

14 – норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов выбросов (приложение № 1 к постановлению № 344);

5 – пятикратный коэффициент за сверхлимитное загрязнение;

Характеристики коэффициентов 1, 1,17 и 2,05 смотри выше.

Итоговая сумма фактически начисленных за I квартал 2012 г. экологических платежей, таким образом, составит:

15,81 + 354,74 + 1,14 = 371,69 руб.

Плата за размещение отходов

В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 № 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.

Требования к обращению с опасными отходами установлены в п. п. 3, 4 ст. 14 Закона № 89-ФЗ.

Объекты, облагаемые водным налогом, перечислены в п. 1 ст. 333.9 НК РФ. Налогом облагаются следующие виды водопользования: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики ; использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения водным налогом: забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков , земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

ПОДВАЛ – К СВЕДЕНИЮ

Налогоплательщиками водного налога согласно ст. 333.8 НК РФ признаются, в частности, организации, осуществляющие специальное и(или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Не признаются налогоплательщиками организации, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных или принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Как отмечено в письме Минфина России от 01.01.2001 № /14, согласно Водному кодексу, действовавшему до 01 января 2007 г., нормативным правовым актам , принятым в его развитие, и Закону Российской Федерации от 01.01.2001 № 2395-1 «О недрах» специальное и(или) особое водопользование осуществлялось исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществлялось на основании лицензии на водопользование и договора пользования водными объектами, выдаваемой и заключаемого в соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации, а пользование подземными водными объектами – на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в соответствии с требованиями Закона «О недрах».

Таким образом, плательщиками водного налога до 01 января 2007 г. являлись организации и физические лица, осуществлявшие пользование водными объектами на основании указанных лицензий.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Водным кодексом РФ, вступившим в силу с 01 января 2007 г., отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Согласно ст. ст. 9–11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, т. е. в рамках договорных гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 20 ВК РФ за пользование водным объектом на основании договора взимается плата неналогового характера. В связи с этим п. 2 ст. 12 Федерального закона от 01.01.2001 № 73-ФЗ ст. 333.8 НК РФ дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие ВК РФ.

Однако следует отметить, что данные положения ВК РФ и НК РФ относятся к пользованию поверхностными водными объектами. Что касается пользования подземными водными объектами, то после вступления в силу ВК РФ нормативная база взимания водного налога в отношении такого водопользования не изменилась, поскольку на основании ч. 3 ст. 9 ВК РФ право пользования подземными водными объектами физические и юридические лица приобретают по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Таким образом, пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с гл. 25.2 «Водный налог» НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 01 января 2007 г., так и после этого срока.

ПОДВАЛ – К СВЕДЕНИЮ

Согласно ст. 10 Закона «О недрах» участки недр для добычи подземных вод предоставляются в пользование на определенный срок – до 25 лет.

Предоставление недр в пользование оформляется разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ст. 11 Закона «О недрах»). Положение о порядке лицензирования пользования недрами утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 01.01.2001 № 3314-1.

Форма бланка лицензии на пользование недрами приведена в приложении 4 к Административному регламенту Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр. Названный документ утвержден приказом Минприроды России от 01.01.2001 № 315.

Объектом налогообложения водным налогом согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ признается, в частности, такой вид пользования водными объектами, как забор воды из водных объектов.

Из положений ВК РФ следует, что забор воды представляет собой изъятие воды из водных объектов. Как мы отметили в самом начале статьи, водные объекты подразделяются на поверхностные и подземные, при этом к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах, что следует из ст. 5 ВК РФ.

Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственного водоснабжения, причем для этих целей должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (ст. ст. 37, 43 ВК РФ).

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, что следует из п. 2 ст. 333.10 НК РФ. Налоговым периодом по водному налогу является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Объем забранной воды определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

Водозаборные узлы оснащены водоизмерительным оборудованием, счетчиками воды, поэтому при заборе воды из подземных источников объем забранной воды следует определять по показаниям водоизмерительных приборов, отражаемым в журнале учета использования воды.

Налоговые ставки, по которым исчисляется водный налог, определены ст. 333.12 НК РФ, согласно п. 3 которой ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта.

Итак, как показывает анализ ст. 333.12 НК РФ, в отношении водозабора, осуществляемого для водоснабжения населения, установлена самая низкая налоговая ставка, которую с полным правом могут применять организации ЖКХ , осуществляющие водоснабжение населения.

Позиция контролирующих и судебных органов по вопросу применения ставки налога в размере 70 руб. за 1 куб. м воды

Как указано в письме Минфина России от 01.01.2001 № /24, плательщиками водного налога при заборе воды из подземных водных объектов, имеющими право применять указанную ставку водного налога, могут быть признаны, в частности, организации, осуществляющие забор воды из подземных водных объектов на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод с указанием целевого использования добываемых подземных вод (водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжение жилищного фонда)) и разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды из подземного водного объекта. Данная ставка применяется к объемам воды, забранной из водного объекта, фактически используемой для водоснабжения населения.

При отсутствии в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством), водный налог уплачивается по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 НК РФ.

Осуществление водопользования без лицензии в период переоформления лицензии на водопользование (при условии направления соответствующих документов на переоформление до истечения срока действия предыдущей лицензии) не является нарушением правил водопользования.

С таким мнением Минфина России не согласны судебные органы, что подтверждается целым рядом судебных решений.

Налоговым органом при проверке была выявлена неуплата водного налога организацией ЖКХ вследствие неправомерного применения при исчислении ставки водного налога в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды для водоснабжения населения при отсутствии у организации лицензии на право осуществления водопользования. По мнению налоговиков, организация ЖКХ должна была исчислить налог по ставке, установленной п. 1 ст. 333.12 НК РФ.

Как следует из постановления ФАС Волго-Вятского округа от 01.01.2001 № А/8, суд правомерно отклонил доводы налогового органа о том, что при отсутствии лицензии на водопользование налогоплательщик не вправе применять льготную налоговую ставку. Глава 25.2 НК РФ не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, осуществляющего забор воды из водных объектов для водоснабжения населения при отсутствии у него лицензии на водопользование, уплачивать налог по общей ставке.

Теперь несколько слов о потерях воды. Налоговики, проведя проверку правильности исчисления налогов налогоплательщиком, доначислили сумму водного налога, основанием для чего послужил вывод о том, что ставка в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м применяется только в целях водоснабжения населения исходя из объема реализованной воды без учета потерь воды при передаче воды населению. В свою очередь, по мнению налоговиков, потери облагаются по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Не согласившись с таким решением налогового органа, организация обратилась в суд.

Суд удовлетворил требование организации о признании недействительным решения налогового органа, при этом в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.01.2001 № Ф08-7518/2008 указал, что при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. При этом объем забранной из водного объекта воды определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

Из вышеприведенных норм следует, что общая налоговая база по водному налогу определяется как сумма объемов забранной за налоговый период воды для водоснабжения населения и для иных нужд. Суд сделал вывод, что налоговая база определяется и налоговая ставка устанавливается исходя из объема забранной из водных объектов воды, а не доставленной потребителям, т. е. с учетом потерь воды, имеющих место при ее заборе, очистке и доставке. По смыслу п. 3 ст. 333.12 НК РФ льготная ставка водного налога применяется ко всем объемам забранной воды для водоснабжения населения, а не к объемам фактически потребленной населением воды.

Исчисление водного налога в соответствии со ст. ст. 333.10 и 333.12 НК РФ предполагает учет цели забора воды из источника, а не объем фактически реализованной воды.

Положение п. 2 ст. 333.12 НК РФ, устанавливающее пятикратное увеличение налоговой ставки при заборе воды сверх установленных лимитов, к ставке налога, определенной п. 3 названной статьи, не применяется. Об этом еще в 2005 г. сообщила ФНС России в письме от 01.01.2001 № 21-3-05/32. В частности, в письме сказано, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличение в пятикратном размере налоговых ставок водного налога гл. 25.2 НК РФ не предусмотрено. Такая позиция налоговиков подтверждается и судебной практикой. В частности, в постановлении ФАС Московского округа от 01.01.2001 № КА-А указано, что плата за сверхлимитное водопользование установлена п. 2 ст. 333.12 НК РФ только для водопользователей, применяющих ставки, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ. НК РФ не предусмотрено увеличение ставки налога за сверхлимитное водопользование для водоснабжения населения.

Организации ЖКХ, осуществляющие забор воды из подземных источников для водоснабжения населения, самостоятельно исчисляют сумму налога, которая определяется как произведение налоговой базы (объем забранной воды по показаниям водоизмерительного оборудования) на ставку налога (70 руб. за 1 тыс. куб. м воды) (ст. 333.13 НК РФ).

Сумма налога подлежит уплате по местонахождению объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 333.14 НК РФ).

В этот же срок, т. е. в срок, установленный для уплаты налога, в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения должна быть представлена налоговая декларация . Если организация ЖКХ отнесена к категории крупнейших налогоплательщиков, то налоговую декларацию следует представить в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Пример 5.

Приведем пример начисления водного налога для предприятия ЖКХ.

Фактически забрано воды – 10 000 м3, в т. ч.:

Для предприятий – 3000 м3, лимит – 3000 м3;

Для населения – 7000 м3, лимит – 50 000 м3.

360 руб. х 3 = 1080 руб. – для предприятий;

70 руб. х 7 = 490 руб. – для населения.

Итого: 1080 + 490 = 1570 руб.,

360 руб. – плата за 1 тыс. м3 для предприятий, 70 руб. – плата за 1 тыс. м3 для населения.

Таким образом, пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с гл. 25.2 «Водный налог» НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 01 января 2007 года, так и после этого срока.

Коэффициент экологической значимости региона – до недавнего времени обязательный коэффициент, учитываемый при расчете экологических платежей. Его величина зависела от федерального округа, в котором работает предприятие, а также от места выброса отходов. Если предприятие располагалось на берегу водоема (реки, моря), и отходы сбрасывались в воду, то при расчете экологических платежей коэффициент значимости региона зависел от территориального расположения относительно воды. Если предприятие использовало в качестве места хранения отходов почву или воздух, то необходимо было применять показатель для этой среды.

Нормы, по которым определялись коэффициенты экологической значимости региона (это Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 и Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 N 1219), с 22 сентября 2016 года отменены. Сейчас предприниматели должны пользоваться положениями Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 N 913. В этом документе прописаны конкретные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительный коэффициент к ним, который применяется только в исключительных случаях.

В приложении к постановлению указаны ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ (отходов производства и потребления) на ближайшие три года – 2016 – 2018 гг. При этом они отличаются в зависимости от того, куда сбрасываются отходы, - в атмосферу или в воду. Кроме того, дополнительно уточняются ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Что касается дополнительного коэффициента, то его необходимо применять при расчетах экологических платежей только в том случае, если выбросы отходов осуществляются на территориях или в объекты, находящиеся под особой охраной, в соответствии с федеральными законами. В таком случае организации должны пользоваться коэффициентом 2.

При расчете платежей природопользователям важно помнить, что Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ вводит дополнительные коэффициенты для стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводить мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду:

  • 0 - при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова;
  • 0,3 - при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
  • 0,5 - при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
  • 0,67 - при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
  • 0,49 - при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
  • 0,33 - при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

Если при расчете экологических платежей у вас появились какие-то сложности, рекомендуем обратиться в региональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и уточнить, какие дополнительные коэффициенты необходимо использовать, если ведется конкретная предпринимательская деятельность.

Условные обозначения

ОС – окружающая среда

ЗВ – загрязняющее вещество

ИЗА – индекс загрязнения атмосферы: низкий (<5), повышенный (5-6), высокий (7-13), очень высокий (>13)

ПГ – продукты горения

ПХДХ/ПХДФ – полихлорированные дибензо(п)хлордиоксины / полихлорированные дибензохлорфураны

ЧС – чрезвычайная ситуация

ЭБ – экологическая безопасность

– коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха

и – среднегодовые валовые выбросы ЗВ в атмосферу от стационарных и передвижных источников соответственно, т/год

– общая масса выбросов ЗВ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, т/год

– масса выброса i-го ЗВ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, т/год

, , – удельные показатели загрязненияатмосферы стационарными и передвижными источниками, отдельно и вместе (масса выбросов в атмосферный воздух в расчете на одногочеловека и на один га территории), т/чел, т/га

– масса выбросов продуктов горения, т (кг, мг)

– годовая масса всех выбросов продуктов горения при пожарах в жилье, т пг /год

– удельный выброс продуктов горения в расчете на человека в год, т пг /чел.

– удельный выброс продуктов горения в расчете на 1 га зоны загрязнения при пожарах, т пг /га

– удельная масса i-го продукта горения в составе выбросов от пожаров, т пг /т гн (табл. 6 Приложения)

и – предельно допустимые концентрации i-го ЗВ в атмосферном воздухе: среднесуточная и максимально разовая соответственно, мг/м 3 (табл. 1 Приложения)

– фоновая концентрация i-го ЗВ в атмосферном воздухе населенного пункта, мг/м 3 или ед. ПДК

– концентрация i-го продукта горения в составе выбросов от пожаров, мг/м 3

– масса j-го материала (вещества) в составе горючей нагрузки, кг гн /м 2 (т гн /га)

– удельная масса всей горючей нагрузки, кг гн /м 2 (т гн /га)

μ – доля материалов и веществ в составе горючей нагрузки

– удельная масса всей сгоревшей нагрузки, кг гн /м 2 (т гн /га)

– количество всех материалов сгоревших на одном пожаре в жилом секторе, т гн /пож.

– объем продуктов горения, образующийся при сгорании 1 т горючей нагрузки, м 3 /т гн

η – коэффициент полноты горения

c – плотность населения, чел./га

n все пож. ·10 -3 – число всех пожаров в расчете на 10 3 человек в N-м населенном пункте

n жертв все пож. ·10 -5 – число жертв в расчете 10 5 человек в N-м населенном пункте, (10,1-12,4)/10 5 , на жертва/чел. год)

– расчетное число всех пожаров в населенном пункте, пож./год (табл. 2 «Задания»)

– расчетное число пожаров в жилье, пож./год

– фактическое число всех пожаров в населенном пункте, пож./год (табл. 2 «Задания»)

– фактическое число пожаров в жилье, пож./год

S – площадь населенного пункта, км 2 (га)

– средняя площадь пожара, м 2

– средняя площадь зоны загрязнения вокруг очага пожара, га

– площадь зоны загрязнения при пожарах в жилье за год, га/пож.·год

Z – численность жителей населенного пункта, чел./год

– абсолютное число умерших от всех видов болезней, чел./год

– относительное число умерших на 10 3 чел от всех видов болезней, чел./год

– относительная заболеваемость жителей населенного пункта в расчете на 10 3 чел. (в том числе ), чел./год

– фактическое количество жертв (погибших) на пожарах, чел./год

– расчетное количество жертв (погибших) на пожарах, чел./год

– расчетное количество жертв пожаров в жилье, чел./год

– число умерших на пожарах в жилом секторе по экологическим причинам чел./год

– число людей, оказавшихся в зоне загрязнения продуктами горения при пожарах в жилье за год чел./год

– потенциальное число заболевших от отравления при пожарах в жилье за год, чел./год

– риск смерти от всех болезней жителей за год

– риск смерти людей по экологическим причинам от всех болезней

– риск всех заболеваний за год

– риск всех заболеваний по экологическим причинам за год

– риск заболеваний органов дыхания по экологическим причинам за год

– риск смерти от всех причин при пожарах за год

– риск смерти по экологическим причинам при пожарах за год

– риск заболеваний по экологическим причинам при пожарах за год

– риск заболеваний органов дыхания по экологическим причинам при пожарах за год

– эколого-экономический ущерб от загрязнения атмосферы выбросами от стационарных источников и/или транспорта в штатных ситуациях

- эколого-экономический ущерб от загрязнения атмосферы выбросами от пожаров

Удельный экономический ущерб от выбросов ЗВ в воздух, руб./т

К а - коэффициент аварийности, равный 25

Коэффициент экологической ситуации и состояния атмосферы

Глоссарий

Благоприятная ОС – среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Вредное вещество химическое соединение, вызывающее при контакте с организмом человека отклонения в состоянии здоровья, заболевания в процессе работы и в отдаленные сроки (ГОСТ 12.1.007-76).

Вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Токсичное вещество – химическое соединение, вызывающее нарушения процессов обмена.

Загрязнение ОС – поступление вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на среду (Федеральный закон РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду (Федеральный закон РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Качество ОС – состояние среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (Федеральный закон РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

– концентрация, которая не оказывает на человека прямого или косвенного вредного воздействия неопределенно долго (в течение всей жизни), мг/м 3 .

Пострадавшие, погибшие. Под числом погибших и пострадавших понимается количество людей, которые погибли или получили ущерб здоровью в результате чрезвычайной ситуации (Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 2640).

Риск для здоровья – вероятность развития угрозы жизни или здоровью человека либо угрозы жизни или здоровью будущих поколений, обусловленная воздействием факторов среды обитания.

Риск индивидуальный – оценка вероятности развития неблагоприятного эффекта у экспонируемого индивидуума; например, риск развития рака у одного индивидуума из 1000 лиц, подвергавшихся канцерогенному воздействию (риск 1 на 1000 или 1·10 -3). При оценке риска, как правило, оценивается число дополнительных по отношению к фону случаев нарушений состояния здоровья, т.к. большинство заболеваний, связанных с воздействием среды обитания, встречаются в популяции и при отсутствии анализируемого воздействия (например, рак).

Экологическая безопасность (ЭБ) – совокупность действий, состояний, процессов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде, отдельным людям, человечеству (Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник).

Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Экологические нормативы:

медицинские (санитарно-гигиенические) – характеризуют уровень угроз здоровью человека (ПДК, ПДУ, ЛК, ЛД, размер СЗЗ);

технологические – устанавливают лимиты воздействия на ОС и должны обеспечить безопасность жизнедеятельности при штатной деятельности технообъектов (ПДС, ПДВ, ВСВ, ВСС);

научно-технические – характеризуют возможность средств контроля обнаруживать фактический уровень физического и химического загрязнения биообъектов и ОС.

Последствия аварии или пожара – количество пострадавших из числа проживающих или работающих на территории, прилегающей к объекту, на котором осуществляется деятельность с использованием пожаро-взрывоопасных веществ и АХОВ или транспортировка указанных веществ трубопроводным транспортом.

Классификация уровней риска («Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (СанПиН Минздрава России, Москва, 2003) *

Коэффициент экологической ситуации и экологической значимости

состояния атмосферного воздуха (К э а)

Регион РФ Наименование республик, областей, краев
Северный Респ. Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Мурманская обл., Ненецкий АО 1,4
Северо-Западный Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининградская обл.; г. СПб 1,5
Центральный Брянская, Белгородская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская обл. 1,9
Москва и города Московской обл.* 2,28
Волго-Вятский Нижегородская, Кировская обл.; Респ. Марий Эл, Мордовия, Чувашская Республика 1,1
Центрально-Черноземный Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская обл. 1,5
Поволжский Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская, Пензенская обл.; Респ. Татарстан, Калмыкия, 1,9
Северо-Кавказский Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская обл.; Респ. Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия-Алания; Ингушская, Чеченская 1,6
Уральский Свердловская, Томская, Челябинская, Тюменская обл., Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО 2,0
Западно-Сибирский Кемеровская, Курганская Новосибирская, Омская, Томская обл.; Алтайский край, респ. Алтай 1,2
Восточно-Сибирский Р. Бурятия, Тыва, Хакасия, Иркутская, Читинская обл., Красноярский край, Бурятский АО, Таймырский АО, 1,4
Дальневосточный Р. Саха (Якутия), Приморский, Хабаровский край, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская обл.; Еврейская АО, Корякский, Чукотский АО 1,0

Примечание. При выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов применяется с дополнительным коэффициентом 1,2.

Удельный экономический ущерб (У уд. , руб./т) от загрязнения ОС