Методика диагностики оперативной оценки самочувствия. Методика «Самочувствие Активность Настроение» (САН). Файл: Стимульный материал

Методика САН (Самочувствие. Активность. Настроение) разработана в 1973 г. авторским коллективом (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, М. П. Мирошников, В. Б. Шарай) и направлена на изучение актуального самочувствия, настроения и активности испытуемого.

Методика применяется с целью отслеживания изменений в эмоциональном и функциональном состояниях испытуемого в начале и в заключение консультации; для изучения кривых работоспособности, диагностики утомления и других видов функциональных состояний. Методика может использоваться также в исследованиях по эргономике, физиологии, гигиене труда, при работе со студентами, спортсменами. Может использоваться в качестве метода экспресс-диагностики актуального функционального состояния.

Процедура диагностики

ИНСТРУКЦИЯ

«Вам необходимо выразить количеством баллов от 1 до 4 свое состояние, имея в виду, что баллы «1» и «2» соответствуют оценкам левого столбца, а баллы «3» и «4» - правого. Отвечать следует на каждый вопрос, считая, что баллы «1» и «4» более близки к предлагаемым оценкам, а баллы «2» и «3» означают меньшее согласие с предлагаемыми оценками».

БЛАНК ОПРОСНИКА

№ п/п

Оценки

Баллы

Оценки

Самочувствие хорошее

1 2 3 4

Самочувствие плохое

Чувствую себя сильным

1 2 3 4

Чувствую себя слабым

Пассивный

1 2 3 4

Активный

Малоподвижный

1 2 3 4

Подвижный

Веселый

1 2 3 4

Грустный

Хорошее настроение

1 2 3 4

Плохое настроение

Работоспособный

1 2 3 4

Разбитый

Полный сил

1 2 3 4

Обессиленный

Медлительный

1 2 3 4

Быстрый

Бездеятельный

1 2 3 4

Деятельный

Счастливый

1 2 3 4

Несчастный

Жизнерадостный

1 2 3 4

Мрачный

Напряженный

1 2 3 4

Расслабленный

Здоровый

1 2 3 4

Больной

Безучастный

1 2 3 4

Увлеченный

Равнодушный

1 2 3 4

Заинтересованный

Восторженный

1 2 3 4

Унылый

Радостный

1 2 3 4

Печальный

Отдохнувший

1 2 3 4

Усталый

Свежий

1 2 3 4

Изнуренный

Сонливый

1 2 3 4

Возбужденный

Желание отдохнуть

1 2 3 4

Желание работать

Спокойный

1 2 3 4

Взволнованный

Оптимистичный

1 2 3 4

Пессимистичный

Выносливый

1 2 3 4

Утомляемый

Бодрый

1 2 3 4

Вялый

Соображать трудно

1 2 3 4

Соображать легко

Рассеянный

1 2 3 4

Внимательный

Полный надежд

1 2 3 4

Разочарованный

Довольный

1 2 3 4

Недовольный

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты обрабатываются следующим образом: там, где стоит знак (X), осуществляется обратный подсчет баллов: вместо 1,2, 3,4 считается соответственно 4, 3, 2,1 баллов.

Минимальное количество баллов по каждому из трех параметров состояния - 10, максимальное - 40 (на каждый параметр - самочувствие, активность и настроение - имеется по 10 оценок). Для сопоставимости результатов самооценки вводится коэффициент Кх2. Тогда могут быть получены 4 обычные градации состояний по интервалам: 20-34,35-49, 50-64, 65-80. Условно они могут быть отнесены к ситуативным проявлениям меланхолии, флегматии, сангвинии и холерии соответственно.

Параметры

№ оценок

Самочувствие

1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26

Общая активность

3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28

Настроение

5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30

Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и чувств. Одним из эффективных способов определения самочувствия, настроения и общей активности является методика САН.

Описание методики «Самочувствие, активность, настроение»

Методика САН была предложена в 1973 году группой учёных 1 Московского медицинского института имени Сеченова. В состав разработчиков входили В. А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников. Тест представляет собой 30 пар слов, описывающих общие состояния, степень эмоциональной и физической активности и настроения человека. В качестве целей исследования учёные выделили:

  • оценку психического состояния испытуемого;
  • выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;
  • определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.
  • старт обучения в школе;
  • переход в среднее звено;
  • начало пубертатного периода;
  • поступление в старшие классы и окончание школы.

Таким образом, методика САН может использоваться для диагностики детей любого возраста.

Процедура тестирования САН

Возможен как групповой способ проведения диагностики, так и индивидуальный. Использование один на один с испытуемым рекомендуется в том случае, если ребёнок неуверенно читает и испытывает трудности с пониманием значения всех слов-состояний, на анализе которых и построен тест. Временных ограничений для детей нет, но стоит указать на то, что ответ должен быть дан быстро - первое пришедшее в голову. Только так можно рассчитывать на объективность результатов теста.

В работе с дошкольниками и младшими школьниками важно разбирать каждую пару слов, чтобы у испытуемого не возникло непонимания сути вопроса.

Инструкция по организации диагностики:

Файл: Стимульный материал

Обработка и интерпретация результатов (обсчёт)

Индекс 3, обозначающий неудовлетворительное состояние, оценивается в 1 балл, индекс 2 - 2 очка, 3 - 3 балла. За отметку 0 засчитываем ребёнку 4 очка. Индекс 1, обозначающий слабую выраженность положительного состояния, оценивается в 5 баллов, 2 - в 6, 3 - в 7. Таким образом, за негативное испытуемый получает низкие баллы, а за позитивное - высокие. После обсчёта нужно вывести общую сумму оценок, ориентируясь на таблицу (ключ):

По общей сумме - от 10 до 70 баллов - можно определить состояние испытуемого на текущий момент времени:

  • меньше 30 - плохой показатель;
  • от 30 до 50 - средний;
  • больше 50 - высокий.

Ряд источников предлагает несколько иную систему подсчёта: полученные результаты по каждой шкале нужно поделить на 10. В результате получится средний балл:

  • больше 4 - благоприятное состояние;
  • 5–5,5 - нормальные показатели;
  • меньше 4 - плохое значение.

Первые испытания методики состоялись на группе студентов 1 Московского медицинского института имени Сеченова. Средние показатели у испытуемых были в диапазоне от 5 до 5,5 баллов. В начале 2000-х эксперимент был повторён. У той же возрастной группы учащихся значения снизились до 3–3,5 баллов.

Обратите внимание, что для составления объективной картины психоэмоционального состояния ребёнка важно также учитывать соотношение показателей. Так, если малыш отдохнул, находится в хорошем расположении духа, то его оценки активности, настроения и самочувствия будут примерно одинаковы. А вот если усталость или напряжение нарастает, то значения самочувствия и активности будут существенно ниже, чем настроения.

Методика САН - удобный инструмент диагностики для определения психоэмоционального состояния школьника в разном возрасте. С помощью теста можно оценить не только психическое состояние испытуемого, но и выявить биологические ритмы, связанные с процессами в организме ребёнка.

Методика САН является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработан В. А. Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, В. Б. Шарай, М. П. Мирошниковым в 1973 г. При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений.

Самочувствие - это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей чувств и т.п. Самочувствие может быть представлено в виде некоторой обобщающей характеристики (плохое/хорошее самочувствие, бодрость, недомогание и т.п.), а также может быть локализовано по отношению к определенным формам ощущения (ощущение дискомфорта в различных частях тела).

Активность - 1) всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой, имеющее свою иерархию: химическая, физическая нервная психическая активность, активность сознания, личности, группы, общества. Активность строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положением в ней организма; 2) одна из сфер проявления темперамента которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным или стремительным.

Настроение - сравнительно продолжительные, устойчивые состояния человека которое может быть представлено как: 1) эмоциональный фон (приподнятое, подавленное) т.е. являться эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий; 2) четкое идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, восторг и пр.). Настроение в отличие от чувств всегда направлено на тот или иной объект. Настроение будучи вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.



Обработка результатов.

При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7 (крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары - в 7). При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются.

Вариант 1 . Полученные баллы группируются в соответствии с ключам в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие: 1, 2, 7, 8, 13, 14,19, 20, 25, 26.

Активность: 3, 4, 9, 10, 15,16, 21, 22, 27, 28.

Настроение: 5, 6,11, 12, 17, 18, 23, 24,29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.

Интерпретация. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого.Оценки ниже 4 баллов свидетельствуют о не благоприятном состоянии испытуемого.Оценки состояния лежащие в диапазоне 5,0-5,5 баллов свидетельствуют о нормальном состоянии испытуемого.Следует учитывать, что при анализе функционального состояния испытуемого важны не только значения отдельных показателей САН, но и их соотношение.

Вариант 2. Сумма баллов, набранная испытуемым по всем 30 шкалам, делится на 30.

Интерпретация.

1-3 балла - человек, у которого преобладает плохое настроение

3,5-4,5 балла - человек, у которого доминирует изменчивое настроение или такой человек, который сам не в состоянии оценить свое настроение как хорошее или плохое.

5-7 баллов - человек, у которого чаще всего доминирует хорошее настроение

Типовая карта методики САН

Инструкция : «Вам предлагается описать свое состояние в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».

Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

Глава 4. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС)

Результаты исследования по опроснику «САН»

Опросник САН

Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Достоинством методики является его повторимость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.

При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 - за 2; индекс 1 - за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).

Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие - 5,4; активность - 5,0; настроение - 5,1.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Результаты доэкспериментального исследования шкалы «Самочувствие»

Как видно на диаграмме (Рис1), особых различий в динамики самочувствия перед началом эксперимента не наблюдается. Отсюда можно сделать вывод, что все три группы испытуемых находятся в равных условиях перед началом эксперимента

Результаты доэкспериментального исследования шкалы «Активность»

В целом активность (Рис.2) находится на одном уровне, если не считать, что слегка превосходят по активности средняя группа, которая будет проходить курс тренинга по «Ключу». Опять же наглядно видно, что все три группы находятся в одинаковых условиях перед началом эксперимента.


Результаты доэкспериментального исследования шкалы «Настроение»

По шкале «Настроение» видно, что у контрольной группы фон настроения (Рис.3)слегка приподнят, относительно группы «ключ» и «АТ». Это можно объяснить воздействием факторов внешней среды, или наличием какого либо раздражителя.

Результаты исследования группы «АТ» Таблица 1

Испытуемый

Самочувствие 1

Самочувствие 2

Активность 1

Активность 2

Настроение 1

Настроение 2


Активность (Рис.5) тоже возросла, по сравнению с доэкспериментальными измерениями. Это можно объяснить тем, что поменялся начальник МОБ, и это могло сыграть свою роль.


Настр1 & Настр2

Настроение (Рис6)группы после занятий улучшилось значительно. Наблюдаются тенденции группового сплочения. Уменьшилась склочность коллектива, наблюдается толерантность, по отношению друг к другу.

Результаты группы КЛЮЧ. Таблица 2

Самочувствие 1

Самочувствие 2

Активность 1

Активность 2

Настроение 1

Настроение 2


Результаты экспериментального исследования шкалы «Самочувствие»

Наглядно видно (Рис.8), что с средней активности 3,8 до эксперимента, активность после проведения занятий выросла до 5,6.


Результаты экспериментального исследования шкалы «Настроение»

Настр1 & Настр2

Настроение (Рис.9) так же имеет положительную динамику с 4.0 до 5.3 после проведения занятий группа, занимавшаяся по системе «Ключ» имеет более высокую динамику позитивных сдвигов, нежели группа, занимавшаяся по методу «АТ»

Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и чувств. Одним из эффективных способов определения самочувствия, настроения и общей активности является методика САН.

Описание методики «Самочувствие, активность, настроение»

Методика САН была предложена в 1973 году группой учёных 1 Московского медицинского института имени Сеченова. В состав разработчиков входили В. А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников. Тест представляет собой 30 пар слов, описывающих общие состояния, степень эмоциональной и физической активности и настроения человека. В качестве целей исследования учёные выделили:

  • оценку психического состояния испытуемого;
  • выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;
  • определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.
  • старт обучения в школе;
  • переход в среднее звено;
  • начало пубертатного периода;
  • поступление в старшие классы и окончание школы.

Таким образом, методика САН может использоваться для диагностики детей любого возраста.

Процедура тестирования САН

Возможен как групповой способ проведения диагностики, так и индивидуальный. Использование один на один с испытуемым рекомендуется в том случае, если ребёнок неуверенно читает и испытывает трудности с пониманием значения всех слов-состояний, на анализе которых и построен тест. Временных ограничений для детей нет, но стоит указать на то, что ответ должен быть дан быстро - первое пришедшее в голову. Только так можно рассчитывать на объективность результатов теста.

В работе с дошкольниками и младшими школьниками важно разбирать каждую пару слов, чтобы у испытуемого не возникло непонимания сути вопроса.

Инструкция по организации диагностики:

Файл: Стимульный материал

Обработка и интерпретация результатов (обсчёт)

Индекс 3, обозначающий неудовлетворительное состояние, оценивается в 1 балл, индекс 2 - 2 очка, 3 - 3 балла. За отметку 0 засчитываем ребёнку 4 очка. Индекс 1, обозначающий слабую выраженность положительного состояния, оценивается в 5 баллов, 2 - в 6, 3 - в 7. Таким образом, за негативное испытуемый получает низкие баллы, а за позитивное - высокие. После обсчёта нужно вывести общую сумму оценок, ориентируясь на таблицу (ключ):

По общей сумме - от 10 до 70 баллов - можно определить состояние испытуемого на текущий момент времени:

  • меньше 30 - плохой показатель;
  • от 30 до 50 - средний;
  • больше 50 - высокий.

Ряд источников предлагает несколько иную систему подсчёта: полученные результаты по каждой шкале нужно поделить на 10. В результате получится средний балл:

  • больше 4 - благоприятное состояние;
  • 5–5,5 - нормальные показатели;
  • меньше 4 - плохое значение.

Первые испытания методики состоялись на группе студентов 1 Московского медицинского института имени Сеченова. Средние показатели у испытуемых были в диапазоне от 5 до 5,5 баллов. В начале 2000-х эксперимент был повторён. У той же возрастной группы учащихся значения снизились до 3–3,5 баллов.

Обратите внимание, что для составления объективной картины психоэмоционального состояния ребёнка важно также учитывать соотношение показателей. Так, если малыш отдохнул, находится в хорошем расположении духа, то его оценки активности, настроения и самочувствия будут примерно одинаковы. А вот если усталость или напряжение нарастает, то значения самочувствия и активности будут существенно ниже, чем настроения.

Методика САН - удобный инструмент диагностики для определения психоэмоционального состояния школьника в разном возрасте. С помощью теста можно оценить не только психическое состояние испытуемого, но и выявить биологические ритмы, связанные с процессами в организме ребёнка.