Конспект занятия по развитию речи «Международный день русского языка. Памятка работы со словарём

Пояснительная записка

Итоговое логопедическое занятие «Звукослоговой анализ слов различной слоговой структуры». Работа над звукослоговым составом занимает большое место в логопедической работе. Те дети, которые не справляются в классе, более подробно в других вариациях осваивают этот материал на коррекционных занятиях. Беря в основу методику болгарского педагога Г.Лозанова – строим занятие, ориентируясь на уровень подготовленности обучающихся, на сложность речевого нарушения, на имеющийся потенциал ребёнка. В основу построения занятий легли следующие приёмы коррекции:

Ненапряжённая концентрация внимания (цвет - оранжевая шапочка, оранжевые ключи, «огоньки», кинезиологические упражнения, способствующие развитию межполушарных связей, активизируют запоминание, устойчивость внимания, улучшают внимание, правописание, ясное восприятие, речь, улучшают мыслительную деятельность, чтение).
- отсутствие усталости (частые физминутки, смена видов деятельности)
- использование резервных возможностей ученика, а именно 1) использование кинестетических ощущений - сложные слова не только можно увидеть и прочитать, но и взять их в руки (пособие «Ключи»), гласную - пощупать рукой и («огоньки»), а не просто посмотреть на неё. 2) видеть, как звучат согласные и гласные, чем отличается произнесение мягких согласных от твёрдых (наблюдение за артикуляцией в зеркале). 3)
- широкая вариация условий обучения (печатные тетради, письменные и устные работы, игровые моменты).
- ситуация свободного общения
- отсутствие оценок
- использование материала «бокового зрения» (оттенок общения, ритм урока фон, цветовая гамма)

Тема: «Звуко-слоговой слов различной слоговой структуры»

ЦЕЛИ: 1) Закрепить умение дифференцировать гласные и согласные по артикуляционным и акустическим признакам.
2) Учить различать твёрдые и мягкие согласные и обозначать их на письме.
3) Учить определять количество гласных в слове в зависимости от количества слогов.
4) Учить правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях.
5) Развивать фонематический слух, восприятие,
6) Расширение зрительного кругозора?
7) Воспитывать аккуратность, чистоплотность, бережное отношение к вещам.

ОБОРУДОВАНИЕ: сказочный герой гномик Ляпа, индивидуальные зеркала, сигнальные карточки «Огоньки», пособие «Буквы рассыпались», пособие «Ключи», дидактический материал на формирование звуко-слогового анализа и синтеза.
ХОД УРОКА: 1. Орг.момент.
Логопед: - Здравствуйте! Сегодня на занятии мы закрепим умение определять количество слогов и звуков в слове, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные и составлять из букв слова. Но проведём занятие в иной форме. Я предлагаю вам побыть в роли учителей, а вашим учеником будет маленький гномик Ляпа, который ещё не умеет правильно разговаривать и в своей речи допускает много ошибок.
2. Кинезиологическая разминка.
Логопед: - Но сначала мы наденем такую же шапочку, как у Ляпы, снимем, оденем,… (дети выполняют упражнение «Шапочка» - массаж ушных раковин, улучшает внимание, правописание, ясное восприятие, речь).).
- Теперь вы дадите ему первый урок – определение левой и правой стороны. Вытяните правую руку и сделайте горизонтальную восьмёрку вправо, влево, …
Теперь то же, но левой рукой, …Обеими руками. (упражнение «Ленивые восьмёрки» активизирует запоминание, устойчивость внимания).
- Молодцы, но больше всего Ляпе понравилось, как выполнял это задание …, поэтому гномик полежит у него на парте. А мы с вами откроем тетради и запишем число.
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: - Друзья, давайте вспомним, как произносятся гласные и согласные звуки.
Дети: - Гласные произносятся свободно, с открытым ртом, а согласные встречают преграду: губы, язык, нёбо, …(работа с индивидуальными зеркалами).
Логопед: - А как произносятся твёрдый и мягкий согласный?
Дети: - Мягкий произносится с «улыбкой».
Логопед: - Хлопните, когда услышите мягкий согласный (игра «Хлопушки»):
ла, сту, рё, дю, кло, дя, трэ, се, вы, спи.
- Очень хорошо справился … , и Ляпа отправляется к нему в гости.
4. Работа со звуками в односложных словах.
Логопед: - Давайте вспомним, как произносятся согласные звуки? (встречается преграда). В следующем задании мы научим Ляпу выделять согласный звук из слов. Я буду читать слова, вы - записывайте в тетради только первый и последний согласный, а мы с вашим учеником будем смотреть, кто как работает.
волк, слон, лев, крот, тигр
- Дайте общее название этим словам (звери).
- Где живут эти звери?(в лесу).
- Сейчас я назову предметы, которые тоже можно найти или услышать в лесу, а вы запишите второй согласный, слушайте внимательно:
дрозд, клён, ствол, прут, свист, стук, гриб.
- Оба задания очень хорошо сделал … , и Ляпа идёт к нему в гости.
5. Деление на слоги двусложных слов.
Логопед: - Ребята, лес – это то место, где живёт наш гномик. Его дом стоит на лесной опушке. А кто мне скажет, из каких частей состоит дом?
Дети: - Крыша, труба, окна, стены, крыльцо, двери, …
Логопед: - Давайте научим Ляпу считать слоги в словах (логопед называет слово, дети хлопками определяют количество слогов).
- Вы заметили, в этих словах по два слога. Значит при записи должны быть две гласные. Гласные – это красные, в каждом слове загорится два красных огонька. Первое слово запишет на доске … и обозначит гласные «огоньком» (пособие «огоньки»).
- Нашему герою так понравилось это задание, что он тоже захотел составить слова, но растерял буквы. Придётся помочь ему.
6. Кинезиологическая физминутка.
Логопед: - Чтобы увидеть потерявшиеся буквы, чтобы быть повнимательнее, выполним следующие упражнения:
- Кулачки вперёд, смотрим на меня, расставим пальчики и медленно раздвигаем руки. Когда не можем сосчитать пальчики, останавливаемся. Так 3-4 раза (упражнение «Кулачки», увеличивает зрительный объём, активизирует межполушарное взаимодействие).
- А теперь поищем буквы внизу. Опустите голову и медленно покачайте влево вправо (упражнение «Часики» улучшает мыслительную деятельность, чтение).
7. Составление из букв двусложных слов.
Логопед: - Рассыпанные буквы нашлись, а какие слова из них получатся? (пособие на листах «Буквы рассыпались»):
п, р, о, г, и
м, к, о, о, п, т
с, а, к, т, е, т, ь, р
- Запишите слова в тетради. Определите количество слогов. Самый догадливый оказался …, поэтому Ляпа отравляется к нему.
8. Составление словосочетаний из трёхсложных слов.
Логопед: - Вы заметили, какие слова придумал гномик? Наверное, он хочет пригласить нас в дом и угостить пирогом. Но зайти в дом нельзя без ключей. У нас с вами целая связка ключей со словами. Мы откроем замок, когда научим Ляпу составлять словосочетания. Подберите два таких, чтобы подходили по смыслу. Запишите словосочетания в тетрадь. Найдите слова, состоящие из трёх слогов, надпишите количество слогов над этим словом (пособие «Ключи», трёхсложные слова поделены на слоги, гласные выделены красным).
шторы на
о-кош-ки
оп-рят-ный
домик
пахнет
ка-пус-та
На окошке шторы, опрятный домик, пахнет капустой.
9. Словарная работа.
Логопед: - Кто знает из вас, что означает слово опрятный? Каким похожим словом можно заменить опрятный?
Дети: - Аккуратный, ухоженный, чистый.
Логопед: - Правильно. Составьте словосочетание с этим словом (опрятная комната, опрятная одежда, опрятный человек). Запишите словосочетание в тетрадь.
- А про кого из вас можно сказать, что он опрятный? Что вы делаете для этого?
Дети: - Убираем в комнате, ухаживаем за своими вещами, соблюдаем правила личной гигиены.
Логопед: - Гномику понравилось, как справился с этим заданием …, поэтому Ляпа посидит с ним.
Дети: - В опрятном домике пахнет капустой. Пирог, наверное с капустой. Давайте поделимся, как надо готовить капусту.
10. Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим, (постучали ребром ладони)
Мы капусту трём, (потёрли ладошки друг о друга)
Мы капусту солим, (посолили пальчиками)
Мы капусту жмём. (сжали-разжали кулачки)
11. Работа с дидактическим материалом.
Логопед: - Многому мы научили нашего друга. Покажем ещё, как мы работаем в печатной тетради. Там все те упражнения, которые мы выполняли на занятии, только в маленьком количестве. Выполняя задания, мы повторяем то, чему вы научили гномика. Пока вы делаете, мы с Ляпой учимся у вас.
12. Кинезиологическая физминутка.
Логопед: - Поработали – отдохнём. Поиграем в «Ухо- нос» (левая рука за нос, правая за ухо. Хлопок – поменяли руки. Так-3-5 раз).
12. Итог.
- Так чему мы учили маленького ученика?
- Какие упражнения запомнились вам?
- Спасибо за хороший урок, до встречи!

Используемая литература:

1. И.С.Лопухина «Логопедия. Звуки, буквы, слова»
2. Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии»
3. «Логопедия в школе», под ред. В.С.Кукушина.
4. С. А. Белолипецкий «Метод врождённой успеваемости»

Марина Маркина
Конспект занятия «Формирование слоговой структуры слов»

Тема : «Волшебное путешествие в лес» .

Цель : Формирование слоговой структуры слов .

Возраст : подготовительная группа.

Задачи :

1) Формирование слоговой структуры 3-х сложных слов с открытым слогом на материале слогов и слов ;

2) автоматизация звука «с» в слогах , словах ;

3) употребления в речи предлогов (в, на, под, существительных единственного и множественного числа

4) формирование просодической стороны речи.

Оборудование : картинки с грибами, картинки к артикуляционным упражнениям, карточки со слогами , картинки с гусеницами, корзинка, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент :

Логопед : Здравствуй, меня зовут Марина Андреевна, а как тебя зовут?

Ребенок : (отвечает ребенок)

Логопед : Очень приятно, сегодня мы с тобой отправимся в волшебное путешествие в лес. Для этого нам нужно закрыть глаза. Молодец, а теперь открывай. Посмотри, мы с тобой оказались в волшебном лесу на поляне. (на столе разложены картинки с грибами) . Что ты видишь?

Ребенок : Грибы.

Логопед : Правильно, молодец.

Под березой, у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

А теперь давай немного поиграем.

Игра «Чего много?» . Я положу в корзинку боровик, а ты? (а я боровичок) . Значит в корзинке будет много чего? (боровиков) (сыроежек, опят, подосиновиков) .

Логопед : А теперь давай немножко отдохнем и поиграем с нашим язычком, хорошо?

Ребенок : Хорошо.

Артикуляционные упражнения.

- «Почистим зубки»

- «Чашечка»

- «Качели»

- «Футбол»

- «Грибок»

Логопед : Пусть теперь наш язычок отдохнет, а мы поиграем с нашими пальчиками, давай?

Ребенок : Давай.

Мелкая моторика.

Пальчиковая игра «Грибы»

На полянке – толстячок.

(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)

Белый гриб – боровичок.

(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)

А под ним, дрожа немножко,

(Левая рука остаётся, правую убираем.)

Подняла улитка рожки.

(Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)

Логопед : Теперь пусть наши пальчики отдыхают, а мы поиграем с тобой в другую игру.

Игра «Произнеси слоги » .

СА-са-са (ребенок) – сани (картинка –логопед)

Со-со-со - сок

Су-су-су – суп

Сы-сы-сы – сын и т. д.

Логопед : Молодец. А сейчас давай поиграем в игру «Эхо»

Игра «Эхо» . Я произнесу слог , а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (СА-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы и т. д.)

Логопед : А тебе нравится играть с мячом?

Ребенок : Нравится.

Логопед : Тогда давай поиграем в очень интересную игру, которая называется «Один-много» . Для этого нам нужно встать из-за стола, взять мяч и стать на против друг друга. Я бросаю тебе мяч и называю названия гриба в единственном числе. А ты мне во множественном.

Физминутка с мячом. «Один-много» .

Сыроежка - ….(сыроежки)

Боровик - …

Лисичка - …

Опёнок - …

Мухомор - …

Логопед : Умница, теперь будем следующее задание.

Звуковой анализ. (АУ,УА,АИ,ИА,ИУ,УИ) .

Выделение первого звука

Выделение последнего звука

Определение количества звуков в звукосочетании.

Логопед : Молодец. Теперь мы будем играть в игру «Длинные и короткие слова »

Игра «Длинные и короткие слова » .

Я буду называть слова , а ты поднимать стрелочку : длинную, если слово длинное или короткую, если слово короткое :

Гриб, подосиновик, лес, дом, мухомор, опёночек, пень.

Логопед : А сейчас давай посмотрим на картинку. Что ты там видишь?

Ребенок : Гусеницу.

Логопед : А теперь давай посмотрим на картинки и скажем где она сидит.

Упр. «Где сидит гусеница?»

Под грибком

На грибке

В грибке

Около грибка

Логопед : Молодец. А сейчас найди грибы, к которым подходит слово «мой» (по картинкам) .

(боровик, лисичка, сыроежка, мухомор, подосиновик, опёнок)

Логопед : Какой ты молодец, справился со всеми заданиями. А теперь давай закроем глаза и отправимся обратно.

Вот мы и вернулись. Скажи, тебе понравилось сегодня играть со мной?

Ребенок : Понравилось.

Итог занятия .

Логопед : Тогда давай вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии ? (зарядку с язычком, пальчиками, произносили слоги , играли в «эхо» , играли с мячом в «один-много» , играли в игры «чего много» , «длинные и короткие слова » , рассказывали «где сидит гусеница» ).

Логопед : Молодец. Мне очень понравилось с тобой играть. Спасибо большое. До свидания.

Публикации по теме:

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития.

Как известно, у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Нарушение.

Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР» Работа с невербальным материалом 1. «Узнай музыкальный инструмент». Цель: Развитие слухового гнозиса. Материал: предметные картинки с изображением.

Конспект занятия: «Формирование слоговой структуры слова» (7 тип - трехсложные слова с закрытым слогом) Цель: 1. Учить четко, произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Учить ориентироваться в пространстве. 3. Развивать логическое мышление.

Коррекция слоговой структуры Овладение речью - это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат.

Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания.

Формирование слоговой структуры слов

Цель: Закрепить умение правильно произносить звук «р»

Задачи:

1) Учить произносить звук «р» в словах с открытыми слогами;

2) Продолжать формировать слоговую структуру 3-х сложных слов с закрытым слогом;

3) Продолжать учить делать звуковой анализ односложных слов;

4) Закрепить умение делить слова на слоги (2-3 слога);

5)Закрепить умение согласовывать существительные с числительными;

6) Развивать психпроцессы (память, внимание, лог. мышление).

Ход занятия:

1). Артгимнастика:

«Почистим верхние зубки», «Качели», «Грибок», «Лошадки».

2). Введение в тему.

Игра «4 лишний» (на слух). Назови лишнее слово: Маша, Оля, Люда, Рома.

Рубашка, плащ, пальто, шуба.

Велосипед, ракета, автомобиль, мотоцикл.

Баклажан, вишня, рыба, кабачок.

Л – д: Итак, лишние слова – Рома, рубашка, ракета, рыба. Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (р). Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить этот звук

3 ) . Игра «Произнеси слоги». Ребёнок произносит 3 слога, а логопед говорит слово и показывает картинку.

Ра – ра – ра – рак (ракета, рама, радуга, ранец)

Ро – ро – ро – рот (роза, робот, перо, ведро)

Ру – ру – ру – руки (рубашка, рубанок, парус, кенгуру)

Ры – ры – ры – рыба (рысь, горы, куры, комары)

4). Игра «Эхо». Я назову слог, а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (ра-ра-ра…)

5). Произнесение слогов с изменением ритмического рисунка (изменение ударения).

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро, ро-ро-ро. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, ры-ры-ры.

6). Договаривание предложений с опорой на картинки.

«На снегу сидит большая, серая …. (картинка вороны).»

«Пете купили новый … (барабан)»

«У мамы новое, зелёное …(ведро)».

«На голове у короля была золотая … (корона)».

7). Послушай слова (можно показать картинки): кукуруза, ромашка, корыто, топор, носорог, корова.

Что здесь может само двигаться? Что не может?

Какие из слов относятся к животным? Какие к растениям?

Физминутка. Игра с мячом «Скажи ласково». (слоговая структура)

Ветер – (ветерок) сахар – (сахарок) вечер – (вечерок)

Ручей – (ручеёк) катер – (катерок) веер – (веерок)

Город – (городок) пирог – (пирожок)

9). Работа с карточками.

Разложи карточки в столбик.

Назови слова в верхнем ряду слева направо;

Назови слова в нижнем ряду справа налево;

Выбери любые 2 карточки, запомни слова и назови их;

Найди слова с тремя слогами (частями), которые можно отхлопать 3 раза.

Найди предметы к которым подходит слово «мой».

10). Звуковой анализ слов: рак, рот (картинки и схема).

11). Игра «1,2,3,4,5». Согласование существительных с числительными. (воробей, пирамида, баран)

12). Игры на формирование слоговой структуры слов.

«Подумай и ответь» - « Чем рубят дрова?» - (топором.)

«Где растёт куст?» -(за забором)

«С чем пьют чай?» - (с сахаром)

«За чем ухаживает моряк?» - (за катером)

«Чем доволен музыкант?» - (гитарой)

«Чем бабушка угостила Нату?» - (кефиром)

«Чем дети угостили маму?» - (горохом)

«Чем мама обмахивается, когда ей жарко?» - (веером)

Игра «Слоговое лото».

13). Развитие мелкой моторики. «Сложи ракету»

Методическая разработка логопедического занятия.

Тема. Слоги. Слоговой состав слова. Знакомство с одно-, двух-, трех- и четырехсложными словами. Соотнесение со слоговой схемой.

Группа: Нарушение чтения и письма,обусловленное фонематическим недоразвитием речи

Класс:2 класс

(логопедическое коррекционно-развивающее групповое занятие).

Занятие №1

Тип занятия :

"Закрепление нового материала по теме слоговой состав слова. Соотнесение со слоговой схемой.

Цели: Определить

1. - Определить слогообразующую роль гласных в слове.

Учить детей делить на слоги слова, выделяя гласные.

2. - Понять важность последовательности слогов при чтении и письме.

3. - Уметь определять порядок слогов в слове;

Задачи:

1. Образовательные :

* знания (сформировать понятие о слогообразующей роли гласных в слове)

* умения (научить детей правильно делить на слоги слова, выделяя гласные; учить определять порядок слогов в слове); научить составлять графические схемы слоговой структуры слов

* общеучебные: владение основными видами ответов;

* умение делать сравнения, доказательства, определять цель работы;

* владеть способами контроля и взаимоконтроля, само-и взаимооценки;

* уметь коллективно работать.

. Воспитательная задача.

Воспитывать:

* усидчивость;

* сдержанность;

* дисциплинированность;

* организованность;

* уважение к коллективу.

3. Развивающая задача:

* развитие речи, мышления, зрительного восприятия и зрительной памяти;

* развивать орфографическую зоркость и фонематический слух;

* закреплять навыки умственных действий (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы);

* развивать мелкую моторику рук;

* формировать умение составлять развернутое учебное высказывание.

Оборудование к занятию:

* нетбуки по количеству детей

* рабочие тетради

* карточки на печатной основе

* компьютерная игра "Собери слово из слогов"

* дидактическая игра "Касса слогов на магнитах"

План занятия

Этап занятия

Методы и приемы

Время (мин)

Орг. момент. Постановка цели, мотивация учебной деятельности.

а) Методы передачи информации с помощью практической деятельности. Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

б) Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

в) Методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия.

г) Эмоциональные.

д) Познавательные.

е) Волевые.

ж) Социальные.

а) Беседа

б) Экспериментальная задача

Наблюдение

в) Практические упражнения

Компьютерная игра

г) Поощрения

Создание ситуации успеха

д) Создание проблемной ситуации

е) Предъявление учащимся требований

Информация об обязательных результатах обучения

ж) Создание ситуации взаимопомощи

II. Формирование понятий о слоговом составе слова.

Физминутка.

Работа по карточкам

a) Письменные

б) Самоконтроль

в) Устные

г) Методы передачи информации с помощью практической деятельности.

д) Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

е) Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

а) Индивидуальный опрос

Фронтальный вопрос

«Тихий опрос»

б) Самостоятельная работа

в) Самоконтроль по образцу

Форма организации занятия -разновозрастная

Развитие графических навыков.

Закрепление пойденного материала

Подведение итогов занятия.

Ход занятия

I . Орг. момент. Постановка цели, мотивация учебной деятельности.

Цель: правильно разделить слова на слоги.

Задача: определить тему занятия. Актуализировать информациюо том, из чего состоит наша речь, предложение, слово и слог.

Сядет тот, чье имя состоит из двух слогов, трех, четырех.

“Дети, что мы с вами только что делали? Как вы думаете, какая будет тема у нашего сегодняшнего занятия? Правильно, мы сегодня поговорим о слогах, делении слов на слоги.

Логопед предлагает вспомнить, что наша речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова - из слогов, а слоги - из звуков”.

II . Формирование понятий о слоговом составе слова.

Задание 1. Игра "Телеграф".

Цель: объяснить, какие есть способы деления слов на слоги. Вспомнить правило - "сколько в слове гласных, столько и слогов".

Задача: фoрмировать навыки слогового анализа.

Логопед предлагает детям назвать картинки и разделить эти слова на слоги. Произнести слова по слогам, выделяя голосом гласные – из односложных слов, из двусложных, из трехсложных. Отхлопать количество слогов. Ответить на вопрос: “Ребята, какими способами можно поделить слово на слоги?” (можно приставить руку к подбородку и посчитать количество толчков или проскандировать и хлопать в ладоши, но самый надежный способ - сосчитать количество гласных в слове).

Логопед вместе с учениками делает вывод: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

Перечень картинок : мох, сом, суп, шляпа, вата, усы, малина.

Задание 2. Графическое изображение слогов.

Цель: объяснить принцип составления графической схемы слоговой структуры слов. Вспомнить правило - "сколько в слове гласных, столько и слогов".

Задача: научить составлять графические схемы слоговой структуры слов.

Логопед: «Ребята, поставьте вопрос к слову лев. (Кто это? – лев). Слово «лев» обозначает предмет, графически изображаем его одной чертой. (Логопед показывает на доске, учащиеся – в тетрадях). Сколько гласных в слове? (Одна), значит в слове один слог: ___, какая гласная в слове? (е), значит графическая схема слова лев: е ».

Аналогично изображаются другие слова графически. Если в слове два гласных, значит в слове два слога, две части, если три гласных – три слога.

Логопед предлагает изобразить слова графически, надписать над каждым слогом соответствующую гласную. (Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют задание, остальные – в тетрадях).

Перечень слов : муха - у а, рубашка - у а а, пузыри - у ы и, торт - о,

музыка - у ы а, карп - а, попугай - о у а, муравей - у а е.

Цель: составить слова из слогов.

Задача: научиться правильно определять последовательность слогов с слове.

На доске записаны слоги. Ученики работают каждый за своим нетбуком. Логопед предлагает учащимся из слогов составить слова.

III . Физминутка.

1. Упражнения на перекрестную ориентировку:

Возьмитесь правой рукой за левое ухо, а левую руку поставьте на пояс;

Правую руку – на голову, а левую – за голову;

Левой рукой покажите правый локоть, а кисть правой руки положите на левое плечо.

2. Гимнастика для глаз.

Закрыли глаза, открыли, посмотрели вправо, влево, вверх, вниз.

Чтение за указкой.

Выразительно читаем.

3. Игра с мячом.

Перекидывая мяч друг другу, учащимся необходимо превратить односложные слова в двусложные, двусложные – в трехсложные. Например: шар – шары – шарики.

Перечень слов : дом, год, кот, слон, нос, сад, лось, сом, тигр, мышь, еж.

VI . Работа по карточкам. (каждый ученик получает карточку)

Задача: списать текст без ошибок.

Задание 1. Прочитайте текст по слогам. Найдите ошибки. Спишите текст правильно.

Лтом волк хдит сытый. А зимой ему глодно. Птиц улетя. Зври спрячутс. Змой глодные влки по лес рыщут, ищт добчу.

    Развитие графических навыков.

Цель: развивать зрительный гнозис, ориентировку в пространстве и на листе бумаги.

Задача: нарисовать по клеточкам фигуру зайчика, следуя инструкции логопеда.

VI . Закрепление пройденного материала.

Дидактическая игра "Что на картинке?"

Цель : закрепить умение определять правильный порядок слогов в слове.

Задача : вытянуть карточку с картинкой, определить, что на ней изображено и составить слово-ответ. Если все сделано правильно, игрок забирает карточку с картинкой себе, а карточки со слогами возвращает на место. Затем второй участник составляет слово к новой картинке. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек с картинками.

VII . Подведение итогов занятия.

Чему вы сегодня научились? Что узнали нового? Какие задания, предложенные на занятии, вызвали трудности?

Учебники и дополнительная литература

    З.Е. Агранович “Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей”, Санкт-Петербург, “Детство-Пресс”, 2001.

    С.Е. Большакова Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей, ТЦ"Сфера", Москва, 2007.

    В.Т. Голубь “Графические диктанты”, Москва, “Вако”, 2010.

    Л.Н. Ефименкова “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Москва “ВЛАДОС”, 2003.

    Л.Н. Ефименкова, И.Н.Садовникова "Исправление и предупреждение дисграфии у детей”, Москва, “Просвещение” 1972.

    Р.И.Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах», Москва, “ВЛАДОС”, 2001.

ТЕМА. Слоговая структура слова.

ЗАДАЧИ. Дать понятие о слогообразующей роли гласного. Учить выделять гласные из слов. Учить делить слова на слоги. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать усидчивость, аккуратность, ответственность, трудолюбие, дисциплину.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки: шар, лук, дом, утка, окна, астра; звуковая мозаика; тетради, ручки, линейки, карандаши; материал для составления схем слов, буквы на магнитах, магнитная доска; картинки: шарф, круг, розы, кукла, улитка, кукуруза; карточки с графическим упражнением; слова на доске; красные карандаши.

I . Оргмомент.

Послушайте слова, назовите гласный звук.

Шум, мак, сом, лист.

II . Артикуляционная гимнастика

Забор. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.

Часики. Тик-так, тик-так

Ходят часики вот так.

(Движения узкого языка влево - вправо).

Индюк. Производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад сначала без голоса, потом с голосом.

III . Повторение

1.- Посмотрите на картинки.

Назовите их. Выделите первый звук. Гласный он или согласный? Почему?

2. Звуковая мозаика.

Согласный

М О С У Т Ы К Э Р

Картинки: шар, окна, утка, дом, лук, астры; звуковая мозаика

IV . Сообщение темы, объяснение материала.

Послушайте, что я скажу. Ры. Понятно ли, что я хотела сказать? Ба. Понятно? Рыба. Понятно ли теперь? Сначала были произнесены части слова, поэтому было непонятно. Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом. Сколько слогов в слове «РЫБА»? Сколько гласных в этом слове? В слове всегда слогов столько же, сколько гласных. В каждом слоге есть один гласный.

Тема нашего занятия: «Слоговая структура слова».

Мы будем учиться делить слова на слоги, выделять гласные из слов, составлять схемы слов.

V . Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика Засолка капусты

Мы капусту рубим. (Резкие движения прямыми

кистями вниз и вверх)

Мы морковку трём. (Движения кулаков к себе

и от себя).

Мы капусту солим, («Посыпание солью из щепотки»).

Мы капусту жмём. (Сжимание пальцев в кулаки).

VI . Тренировочные упражнения.

Физминутка.

1. Послушайте слова. Назовите гласные. Определите количество слогов. Начертите слоговые схемы слов, надпишите гласные.

жуки у и бумага у а а

брат а ноты о ы

мост о рыбаки ы а и

2. Подберите картинки к схемам.

3. Спишите слова, разделяя их на слоги, подчеркните гласные: сани, ваза, палка, шарик, работа, картина, рука, рыбак, солдаты.

Тетради, ручки, линейки, карандаши, материал для составления схем слов, буквы на магнитах, магнитная доска.

Картинки: круг, шарф, розы, кукла, улитка, кукуруза; материал для составления схем слов, красные карандаши.