Функциональная асимметрия в деятельности парных сенсомоторных органов. Сенсорная асимметрия. Асимметрии в онтогенезе

1

В статье поднимается проблема связи профиля функциональной асимметрии с уровнем развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выявлено, что у детей первого периода детства преобладает правый профиль сенсомоторной асимметрии, при этом с возрастом количество детей с доминированием левого полушария возрастает. Результаты исследования в группе младших дошкольников и школьников показали, что сенсомоторное развитие речи достоверно выше у детей с доминантным правым полушарием, по сравнению с испытуемыми, у которых ведущим является левое полушарие. Установлено, что у старших дошкольников с леволатеральным и со смешанным профилями асимметрии более высокий уровень звукового оформления высказываний, выразительности речи, чем у детей с правым профилем. Исследование показало, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста с праволатеральным типом сенсомоторной асимметрии, в отличие от испытуемых с левым и смешанным профилями, достоверно выше речи, активного словаря и навыков словообразования, уровня связности речи. Показатели разнообразия лексических средств, грамматической правильности и связности речи у детей старшего дошкольного возраста с правым профилем сенсомоторной асимметрии оказались достоверно выше, чем у испытуемых с левым профилем. Таким образом, общий уровень развития речи у детей с праволатеральным профилем достоверно выше, чем у детей со смешанным и леволатеральным профилями сенсомоторной асимметрии.

младшие школьники

дошкольники

уровень развития речи

профиль функциональной асимметрии

1. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. – М.: Медицина, 1988. – 240 с.

2. Кураев Г. А., Пожарская Е. Н., Глумов А. Г. Межполушарное распределение функций // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. –1996. – № 2. – С. 56-63.

3. Мешкова Т. А. Онтогенез функциональной асимметрии мозга человека // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – С. 144-151.

4. Назын-оол М. В., Будук-оол Л. К. Функциональная асимметрия мозга и обучение: этнические особенности. – Москва: Академия Естествознания. – URL: http://www.monographies.ru/71.

5. Ротенберг В. С. Межполушарная асимметрия, ее функция и онтогенез // Руководства по Функциональной Межполушарной Асимметрии. – Москва. – URL: http://www.rjews.net/v_rotenberg/glava6.html#.Ucfo0jvjfPY.

6. Труш В. Д., Фишман М. Н. О взаимоотношениях между полушариями в процессе онтогенетического становления функций // Проблемы нейрокибернетики. Механизмы функциональной межполушарной асимметрии мозга. – Элиста, 1985. – С. 11-20.

7. Хомская Е. Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В. и др. Нейропсихология индивидуальных различий. – М., 1997. – 284 с.

8. Хризман Т. П., Еремеева В. Д., Белов И. М. Функциональная асимметрия мозга и ее связь с развитием речи у детей // Вопросы психологии. – 1983. – № 5. – С. 110-116.

9. Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 277 с.

10. Molfese D. L., Molfese V. J. Cortical responses of preterm infants to phonetic and nonphonetic speech stimuli // Develop. Psychol. – 1980. – Vol.16. – P. 574-581.

Введение

Функциональная асимметрия мозга является биологической основой индивидуально-психологических различий в реализации психических функций, в том числе речи . Экспериментальные и клинические данные свидетельствуют о том, что левая гемисфера доминирует в регуляции экспрессивной и импрессивной речи, а также в мозговой организации всех связанных с речью психических функций - категориальным восприятием, вербальной памятью, логическим мышлением и пр. Правое полушарие контролирует автоматизированный уровень речевой функции, ее эмоциональную окраску, оно имеет ведущее значение в высших зрительно-пространственных функциях, синтезе ощущений различной модальности в целостные образы . Таким образом, нормальная психическая деятельность человека реализуется при участии обоих полушарий головного мозга, но каждое из них вносит свой вклад в ее организацию, обеспечивает свою сторону этой деятельности.

Несмотря на то, что само явление межполушарной функциональной асимметрии мозга уже неопровержимо доказано , по-прежнему дискуссионным остается вопрос о сроках и механизмах ее формирования, особенностях проявления в онтогенезе. Существуют две основные концепции возрастной динамики межполушарных функциональных различий: эквипотенциальности полушарий и прогрессивной латерализации . Согласно первому подходу существует изначальное абсолютное равенство больших полушарий по отношению ко всем функциям, в том числе к развитию речевых функций. А формирование доминантности полушария по речи происходит уже в процессе онтогенеза . Сторонники второй концепции утверждают, что специализация полушарий происходит еще при рождении, при этом у праворуких она проявляется как генетически запрограммированная способность нервного субстрата левого полушария развивать языковые функции . Методом вызванных потенциалов было установлено, что уже в первые часы жизни речевые звуки избирательно активируют левое полушарие младенцев. Это позволило авторам предположить, что мозговые механизмы, чувствительные к речевым стимулам, латерализуются уже в процессе внутриутробного развития . Различные анатомо-морфологические исследования также подтверждают факты асимметрии речевых зон коры больших полушарий (задних областей височной доли, planum temporale) .

Относительно вопроса о появлении функциональной асимметрии мозга в онтогенезе также нет единого мнения. Согласно некоторым исследованиям, на ранних этапах онтогенеза существует определенная полушарная симметрия в регуляции двигательных произвольных действий, которая под действием внешних факторов сменяется асимметрией . Наиболее рано после рождения начинает проявляться моторная асимметрия. В исследованиях показано, что первые проявления мануальной асимметрии обнаруживаются у детей 7-9 месяцев, ее проявления увеличиваются и становятся отчетливыми к трем годам, в дальнейшем происходит ее стабилизация . Согласно В. Д. Труш, М. Н. Фишман специализация гемисфер не присуща человеческому мозгу от рождения, а является развивающимся процессом, проходящим в течение всего онтогенеза, и начинается у ребенка с периода овладения языком. Наблюдения, проведенные Ф. Сперри и М. Газанигой (1967) у детей с полностью изолированными полушариями в результате пересечения мозолистого тела, передней и задней комиссур мозга, показали, что до четырехлетнего возраста речевая функция представлена довольно равномерно в обоих полушариях. В дальнейшем она постепенно латерализуется и у правшей становится левосторонней .

В настоящее время нет единого представления и о возрасте завершения латерализации. Согласно некоторым источникам , в норме индивидуальный профиль функциональной асимметрии должен сформироваться к 6-7 годам. Однако в других исследованиях указывается, что процесс латерализации полушарий завершается в период полового созревания . Следовательно, функциональная межполушарная специализация коры головного мозга происходит постепенно, в основном после рождения, при этом срок ее окончательного формирования соответствует окончательному созреванию специфических корковых областей .

Таким образом, согласно мнению большинства авторов, функциональная межполушарная асимметрия в качестве фундаментального свойства мозга появляется и нарастает в детстве, достигает максимума в зрелом возрасте и нивелируется в позднем онтогенезе .

Учитывая вышесказанное, целью исследования явилось изучение индивидуальных особенностей развития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с разным типом сенсомоторной асимметрии.

Материал и методы исследования

В качестве испытуемых нами были отобраны дети дошкольного возраста (3-6 лет) и младшего школьного возраста (7-8 лет) (n=60). Для определения типа межполушарной асимметрии были подобраны методики оценки моторной и сенсорной асимметрии и рассчитан индивидуальный профиль асимметрии, который позволил разделить испытуемых на три группы. В первую группу вошли дети с односторонним доминированием правых парных органов (правый профиль), во вторую - левых парных органов (левый профиль), в третью - с любыми другими комбинациями (смешанный профиль). Для диагностики уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста по показателям сенсомоторного уровня речи, грамматическому строю речи, словаря и навыков словообразования, а также уровню связной речи применялись методика Г. А. Урунтаевой, Н. В. Серебряковой. Определение уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста по показателям разнообразия лексических средств, грамматической правильности, звуковому оформлению высказываний, способам связи между предложениями и частями высказывания, выполнялось по методике диагностики речевого развития дошкольников Шороховой О. А. Диагностика уровня развития речи у детей младшего школьного возраста проводилась с помощью тестовой экспресс-диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой, которая включает исследование сенсомоторного уровня речи, грамматического строя речи, словаря и навыков словообразования, связной речи. Оценка достоверности различий в группах осуществлялась с помощью критерия Манна - Уитни. Минимальный уровень значимости принимался при p<0,01.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение показателей сенсорной и моторной асимметрии в группе детей младшего дошкольного возраста показало, что у 60 % испытуемых по результатам тестирования ведущим является левое полушарие. Для 25 % младших дошкольников характерен смешанный профиль сенсомоторной асимметрии. По результатам исследования у 15 % испытуемых ведущим является правое полушарие.

Исследование функциональной асимметрии мозга в группе детей старшего дошкольного возраста позволило установить, что 50 % испытуемых в тестах проявили признаки доминирования левого полушария. У 30 % старших дошкольников был выявлен смешанный, а у 20 % испытуемых - левый профиль сенсомоторной асимметрии.

Оценка показателей сенсомоторной асимметрии у младших школьников позволила выделить 25 % детей с леволатеральным и 75 % с праволатеральным фенотипом.

Следовательно, с переходом от младшего дошкольного к младшему школьному возрасту изменяются межполушарные отношения в сторону доминирования одного из полушарий. При этом у большинства испытуемых ведущей является левая гемисфера.

Нами была выполнена диагностика уровня развития речи в группах детей с разным типом функциональной асимметрии мозга (см. таблица 1).

Таблица 1

Показатели развития речи младших дошкольников

Показатели речевого развития

Дети с правым профилем

Дети со смешанным профилем

Дети с левым профилем

Уровень развития грамматического строя

Уровень развития активного словаря и навыков словообразования

очень низкий

Результаты исследования в группе младших дошкольников показали, что сенсомоторное развитие речи достоверно выше у детей с доминантным правым полушарием, по сравнению с испытуемыми, у которых ведущим является левое полушарие (U эмп =0 (U к p 0,01 =2)). Это указывает на то, что у «левшей» высокий уровень звукоразличения и звукопроизношения, более точные речевые реакции на воспринятое и интонационная выразительность речи. Было установлено, что у детей праволатерального типа, в отличие от испытуемых с левым (U эмп =0 (U к p 0,01 =2)) и смешанным профилями сенсомоторной асимметрии (U эмп =2,5 (U к p 0,01 =11)), достоверно выше уровень развития грамматического строя речи, активного словаря и навыков словообразования, уровня связности речи. Они отличаются более развернутой правильно оформленной фразовой речью, использованием всех частей речи, правильным употреблением различных грамматических форм.

Анализ результатов речевого развития детей старшего дошкольного возраста (см. таблица 2) показал, что у испытуемых с правым профилем сенсомоторной асимметрии достоверно выше, чем у испытуемых с левым профилем, показатели развития разнообразия лексических средств, грамматической правильности и связности речи (U эмп

Таблица 2

Показатели развития речи старших дошкольников с разным профилем сенсомоторной асимметрии

Показатели речевого развития

Дети с правым профилем

Дети со смешанным профилем

Дети с левым профилем

Разнообразие лексических средств

средний уровень

низкий уровень

низкий уровень

Грамматическая правильность

средний уровень

низкий уровень

низкий уровень

Звуковое оформление высказываний

низкий уровень

средний уровень

средний уровень

Связность речи

высокий уровень

низкий уровень

низкий уровень

Результаты исследования в группе младших школьников показали, что у детей с правым типом сенсомоторной асимметрии, в отличие от испытуемых с левым профилем (U эмп =2,5 (U к p0,01 =11)), достоверно выше уровень развития грамматического строя и связности речи, активного словаря и навыков словообразования (см. таблица 3).

Таблица 3

Показатели развития речи младших школьников с разным профилем функциональной асимметрии

Показатели речевого развития

Дети с правым профилем

Дети с левым профилем

Уровень сенсомоторного развития речи

Уровень развития грамматического строя

Уровень развития словаря и навыков словообразования

Уровень развития связности речи

Уровень сенсомоторного развития речи при этом достоверно выше оказался у детей с доминантным правым полушарием, по сравнению с испытуемыми, у которых ведущим является левое полушарие (U эмп = 2 (U к p0,01 =11)). Следовательно, у детей дошкольного и младшего школьного возраста с доминантным левым полушарием уровень развития речи выше по многим показателям по сравнению с «левшами» и лицами, имеющими смешанный профиль асимметрии.

В целом, полученные нами результаты согласуются с данными литературы , согласно которым регуляция речевой функции рассматривается преимущественно связанной с функционированием левого полушария, и явление праворукости считается сопряженным с доминированием левого полушария по речи. Оно обеспечивает богатство речи, ее словарный и грамматический строй, речевую активность субъекта. При этом правое (субдоминантное) полушарие обеспечивает образность и конкретность речи, выполняет анализ интонационно-голосовых компонентов при восприятии чужой речи и интонирование собственной речи, регуляцию голоса в процессе речеобразования.

Выводы

Таким образом, проведенное исследование позволило установить, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет место преобладание правого профиля сенсомоторной асимметрии, при этом с возрастом количество детей с доминированием левого полушария возрастает. Уровень развития речи детей с праволатеральным фенотипом достоверно превышает показатели развития речи у детей со смешанным и левым профилями сенсомоторной асимметрии.

Рецензенты:

Генинг Татьяна Петровна, доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой физиологии и патофизиологии, Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск.

Поляков Сергей Данилович, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», г. Ульяновск.

Библиографическая ссылка

Белозерова Л.А., Сафукова Н.Н. УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ ТИПОМ ПРОФИЛЯ СЕНСОМОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9574 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Каждый человек индивидуален, отличаясь по характеру, темпераменту, специфической памяти и мышлению, манерам и умениям от другой личности. Несомненно, серьезный след оставляют воспитательный процесс и социум, однако основной причиной считается функционирование центральной нервной системы. Функциональная асимметрия мозга определяет особенность полушарий касательно эмоциональных проявлений, высокой психической деятельности.

Функциональная асимметрия головного мозга характеризуется размещением функций психики относительно правой и левой гемисферы. Доказано, что деятельность левого полушария заключается в оперировании значимыми сведениями, чтении и счете. Работа правого состоит из оперирования образами, ориентировки на местности, различения звуков в музыке; опознавания объектов, внешности людей; а также воспроизведения снов. Полушария работают взаимосвязано, представляя свою индивидуальность на функциональность мозга.

По рассуждениям ученых, асимметрия гемисфер является прорывом эволюции, указывающим на большой показатель деятельности разума человека. В своей сущности асимметрия владеет генетическими корнями, то есть ей свойственна родовая передача.

Ее формирование происходит в близкой связи с обществом при публичном развитии личности. Полушарие, которое несет ответственность за работу речевого аппарата, положено рассматривать как доминантное. Большинство людей, согласно данной теории, владеет доминантой в качестве левой гемисферы и считаются правшами. У левши, наоборот, имеется зеркальное отражение в действии их мышления.

Исходя из доминирующих полушарий, всех людей разделяют на 3 категории:

  1. Левополушарные – составляют 42 % от общей численности.
  2. Правополушарные – 10 – 20 % населения.
  3. Равнополушарные – владеют равным формированием двух полушарий мозга, составляя 40 %.

Левши (правополушарные) всегда порождали интерес у общественности по причине своей индивидуальности. Раньше таких людей опасались, внося в это нелестное значение. При этом никакого заболевания, чтобы быть левшой, не существует. Психологические нарушения у людей не наблюдаются, считаясь индивидуальной чертой человека.

По статистике, левши зачастую становятся литераторами, журналистами, деятелями искусства, организаторами. А вот среди правшей часто появляются инженеры, математики, философы, лингвисты.

Самым простым методом определить принцип асимметрии мозга считается сравнение формирования левой и правой верхних конечностей. Люди, которые пишут правой рукой, относятся к правшам и, разумеется, к левополушарной категории. У левшей все наоборот. Есть небольшое количество людей, которые имеют умение одинаково проворно владеть обеими конечностями. Данную особенность называют амбидекстрией с врожденным и приобретенным проявлением.

У каждого человека определенность доминантности полушария и принципы размещения своеобразных функций посреди них достаточно индивидуальны.

Разделение функциональных обязательств посредине полушарий заложено генетически. При этом из-за влияния социальных причин происходит изменение функциональной асимметрии мозга. Функция полушарий относительно несложной работы (органов чувств, мускулатуры скелета) рассмотрена учеными как условно эквипотенциальная. Отделы симметрии гемисфер равноценно способствуют движению и определенной ощутимости. Вместе с тем данное усреднение не обходится без высшей корковой работы, эмоциональных проявлений, активационных процессов и привыкания.

Межполушарная асимметрия бывает:

  • анатомической – проявляется в морфологической смешанности гемисфер;
  • биохимической – выражается в различии реакции клеток, наличии нейромедиаторов;
  • психологической – моторная, сенсорная, когнитивно-эмоциональная.

Функциональная асимметрия между полушариями обуславливает ответственность левого полушария за результат вербального информирования, правого – за изменение зрительных и образных правомерностей.

Разделение функциональных нагрузок

У каждого из полушарий имеется своя тенденция работоспособности, производящая при общем действии единственное и своеобразное сочетание личности. Преимущество в работоспособности мозга одного из полушарий приводит к увеличению личностных характеристик в одну из сторон.

Людям с правополушарной асимметрией свойственна созерцательность, тонкая чувствительность, расположение бросаться в дебри воспоминаний. У человека с преимущественной работой правого полушария нередко проявляется медлительность, неразговорчивость. Для левополушарных людей характерно проявление к аналитическому мышлению, железной логике. Теоретические знания им даются легко, у них развит немалый словарный запас, они активные и целеустремленные.

Главные признаки левого полушария:

  • логические и важные аналитические способности мозга;
  • соображение по абстрактному виду;
  • возможность усваивать события, даты, имена;
  • функция речи с проверкой устного диалекта и способностью к изучению иностранных языков;
  • способность определять схожесть среди объектов;
  • возможность проделывать нелегкие двигательные акты;
  • способность вспоминать прошлые моменты, согласно абстрактного, обобщенного и инвариантного типа;
  • возможность давать оценку временным соотношениям;
  • умение определять схожесть по названиям.

Признаки правого полушария следующие:

  • соображение по типу конкретики;
  • музыкальный дар;
  • умение замечать эмоциональный тон и принадлежность речи другого человека;
  • способность давать правильную оценку характеру неречевых звуков;
  • умение воспринимать конкретный зрительный объект;
  • возможность распознавать определенные происшествия;
  • одновременное целостное и общее восприятие;
  • умение давать оценку пространственным отношениям;
  • возможность устанавливать отличительные особенности среди объектов;
  • умение обозначать сходство относительно физических стимулов;
  • предположения, мечты.

И то, и другое полушария взаимосвязаны в воздействии, предоставляя человеку целостный ряд качеств. Однако каждое из них придает собственную долю неповторимости.

На этапе формирования первого года жизни происходит доминирование правой гемисферы над левой гемисферой относительно ее работы. На 2-м году жизни левое полушарие его догоняет. Когда проходит некоторое время, возникает чередование превосходств друг перед другом в формировании. Гемисферы объединены мозолистой плотью, служащей переправой посреди них и доходящей до остаточного формирования в 25-летнем возрасте. У женского пола она большого размера.

Суждения симметричности в человеческом организме не существует. Асимметрия гемисфер близко взаимосвязана с симметричностью лица. Человеческое лицо является несимметричным, что считается нормой. Заметна связь между лицом и асимметрией гемисферы.

Зачастую у правшей нос отклонен на правый бок, когда у левшей – на левую сторону. Если поднята одна бровь, это свойственно узкой части лицевой области, а искривленная улыбка говорит о более широком участке лица.

Совершенствовать каждую гемисферу нужно, и это возможно. Более действенно это возникает, когда человек сам понимает, какова его форма взаимосвязи гемисфер, присутствует ли главенство, в какой мере оно проявлено.

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга способствует выполнению гармоничной работы церебральных систем, чаще всего благодаря реципрокным отношениям. При этом возможно расположение функционального давления между 2 гемисфер, совмещение информации и наблюдение за 1 из полушарий.

Асимметрическая связь с полами

Существует близкий контакт асимметрии с полом. Среди заикающихся, леворуких, косоглазых, невротиков и детей с дислексией на 1 девочку доводится 5 мальчишек. Доказано, что имеется отчетливая связанность между данными проявлениями, и все они непосредственно соединены с мозговой асимметрией.
К примеру, если принудительно переучивать леворукого ребенка писать правой рукой, у него нередко проявляются представленные отклонения, а также они становятся умственно отсталыми, у них возникают психозы, нарушения в речи.

Понимание об отличиях полов, функции мозга первоначально построены на итогах клинических и бихевиористических экспериментов. Если повреждена левая гемисфера по причине кровопотери, злокачественного образования либо хирургического вмешательства элемента височной доли относительно эпилептических припадков, нехватка вербальной работы у мужского пола случается часто.

Подобные нарушения правой гемисферы тоже ведут к сильной нехватке работы невербального течения у мужчин относительно женского пола. Заболевание по причине повреждения левой гемисферы происходит у мужчин в 3 раза больше с тяжелым течением. Отсюда было представлено заключение, что языковые и пространственные женские умения представлены симметричнее, по сравнению с мужским полом.

С отличиями полов в мозговой латерализации сопряжен психологический диморфизм:

  1. Различные умения и расположенности у полов.
  2. Разнообразная профпригодность, преференция.
  3. Неодинаковая обучаемость, находчивость.

К примеру, относительно вербальных умений (речевой аппарат, быстрота речи, орфография, непродолжительное запоминание, комфортность мысли во всех классах) – большой показатель у женского пола. У них хорошо развито обоняние, которое с годами не так атрофируется.

У мужского пола хорошо развернута зрительная возможность. В учебном заведении они больше девочек разбираются в геометрических концепциях. Также гораздо значительнее мужчины добиваются успехов в шахматах, музыке, творчестве. Немного женщин, которые становятся сатириками, юмористками, комиками.

Вследствие асимметрии происходит согласованная работа конституции мозга. Из-за того, что отдельная из деятельностей мозга разделена касательно 2 гемисфер, клиническое течение при нарушении одного из гемисфер будет различаться. Это дает возможность выделить функциональную асимметрию как результативное положение, чтобы выявить большое количество неврологических недугов. Только единая функция 2 гемисфер, их асимметричная работа, позволит дать гарантию жизни и деятельности человека.

Принципы системного подхода в изучении и оптимизации трудовой деятельности человека определяют необходимость исследования особенностей полифункциональных процессов в организме, интегративных свойств личности. Одним из таких системных свойств является функциональная асимметрия парных органов.

В настоящее время имеется обширный экспериментальный материал, свидетельствующий о том, что функционально-структурные особенности парных органов существенно различаются и определяют степень профессиональной пригодности в некоторых видах деятельности и эффективность адаптации организма к неблагоприятным факторам труда.

Под функциональной асимметрией человека понимается совокупность признаков неравенства его правых и левых парных органов (рук, ног, органов чувств, полушарий мозга) в нервно-психической деятельности . Сущность функциональной асимметрии заключается в том, что практически идентичные в морфологическом отношении парные органы проявляют различия в функциональном обеспечении активных форм поведения человека. Все описанные к настоящему времени признаки функциональных асимметрий условно разделяют на моторную, сенсорную и психическую асимметрию.

Психическую асимметрию определяют как выражение неравного функционального вклада правого и левого полушария головного мозга в формирование психики человека и его нервно-психическую деятельность. Сущность функциональной асимметрии полушарий мозга состоит в специализации левого полушария в языковых, речевых и основанных на них психических процессах, включая чтение, письмо, счет, абстрактное мышление, память, координированное сознательное действие (праксис), осознание своей личности и окружающего мира. Правое полушарие специализировано в обеспечении зрительно-пространственного восприятия, в интеграции сенсорной информации на конкретном, образном уровне, в организации тех психических функций, которые протекают в чувственном, наглядном плане . Кроме того, отмечаются различия в организации психических процессов, обеспечиваемых правым и левым полушариями мозга: с опорой на прошлое время – правое полушарие и на будущее время – левое полушарие.

Психическая асимметрия тесно связана со всеми другими видами асимметрии человека. Различным сочетаниям и неодинаковой выраженности моторной и сенсорной асимметрии сопутствуют разное качество и структура психической деятельности. Некоторые авторы отмечают, что хорошо выраженная асимметрия полушарий мозга обнаруживается только у праворуких; у леворуких и амбидектров функциональная асимметрия мозга выражена слабее, у них отмечаются более низкие результаты при воспроизведении по памяти зрительной информации, восприятия времени и особенно пространства.


По наблюдениям зарубежных исследователей, среди летного состава имеется от 5 до 8% леворуких летчиков . Случаев аварийности и заболеваемости у них в 2–4 раза больше, чем среди остального летного состава. Обращается внимание на то, что леворукие пилоты чаще, чем пра-ворукие, допускают перепутывание направления полета, вместо правого двигателя выключают левый и наоборот, ошибаются в порядке цифр при считывании приборной информации, испытывают затруднения в пространственной ориентировке. Однако наличием только этой функциональной асимметрии нельзя объяснить некоторые профессиональные неудачи пилотов. Наряду с известными факторами, влияющими на эффективность и безопасность полета, очевидно, необходимо учитывать возможные проявления других функциональных асимметрий, в частности зрения, слуха, полушарий головного мозга, а также их сочетания.

Особый интерес проявляется к проблеме функциональной асимметрии полушарий головного мозга в связи с накопленными к настоящему времени данными о роли меж-полушарных отношений в переносе и хранении следов обучения, эмоциональной устойчивости, адаптации человека к условиям среды и др. .

На современном этапе развития учения о функциональной асимметрии достаточно полно изучена феноменология этого явления, которая в определенных видах человеческой деятельности может ограничивать или, напротив, расширять пределы психических и физических возможностей человека.

Особенности функционально-структурной организации парных органов человека могут рассматриваться как профессионально значимое свойство для некоторых видов деятельности и должны изучаться и оцениваться в процессе психологической экспертизы профессиональной пригодности. Следует отметить, что важным является не только характер функционального доминирования (преобладание функций правой или левой руки, ноги, глаза, уха, полушария мозга), но и определенное сочетание организации различных парных органов у одного и того же человека.

Асимметрия в функциях полушарий впервые была обнаружена в 19 веке, когда обратили внимание на различные последствия повреждения левой и правой половин мозга. Марк Дакс - сельский врач, в 1836 г. установил связь между повреждением левого полушария и потерей речи у 40 больных. Позже Поль Брока обнаружил, что «центр» речи локализован в левой лобной доле. Роджер Сперри (Нобелевский лауреат 1981 г.) открыл, что каждое из полушарий является ведущим в реализации определенных психических функций.

С внедрением в 60-е годы прошлого столетия методик по расщеплению мозга и исследования каждого из полушарий в отдельности, появилась возможность выяснения взаимосвязи между функциями полушарий и такими феноменами, как мышление, способность к обучению, особенности познавательных процессов, адаптация и так далее (Сиротюк А.Л., 2001).

Проблема функциональных асимметрий мозга в настоящее время активно разрабатывается специалистами различных областей науки: психологии, физиологии, медицины, в которых широко используются понятия: функциональная асимметрия мозга, профиль межполушарной асимметрии мозга.

Межполушарная асимметрия мозга - это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями (Психофизиологическая диагностика.., 2001).

Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенного латерального фенотипа (латерализации).

Латерализация - процесс, посредством которого различные функции и процессы связываются с одной или другой стороной мозга (Бехтерева Н.П., 1971).

Индивидуальный латеральный профиль (профиль латеральной организации) - индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии (Психофизиологическая диагностика.., 2001).

В зависимости от требований конкретной среды и ситуации каждый индивид должен был бы иметь одинаковые потенциальные способности включать в переработку информации либо правое, либо левое полушарие. Однако в реальной действительности имеется относительное доминирование одного из них (Sperry R.W., 1962; Лурия А.Р., 1963; Спрингер С., Дейч Г., 1983).

Результаты изучения нейрохимических различий правого и левого полушарий мозга выявили отчетливую межполушарную нейрохимическую асимметрию, а именно, связь активности левого полушария с работой катехоламинергической системы, а правого - серотонинергической (Поляков В.М., Кораидзе Л.С., 1983; Симерницкая Э.Г., Поляков В.М., Московичуте Л.И., 1986).

К настоящему времени установлено, что среди обитателей нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди, то есть с преобладанием левого полушария. Остальное человечество делится на две неравные части: примерно от 5% до 20% составляют левши, у которых отмечаются доминирование правого полушария, и около 2-3% населения составляют амбидекстры - люди с одинаково развитыми руками. Естественно, что ведущая рука отражает доминирование полушарий мозга, поэтому правильно говорить о ведущем полушарии. Функциональная асимметрия больших полушарий человеческого мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она обнаруживается и в работе других органов, в первую очередь, органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка. И в строении тела проявляется достаточно отчетливая асимметрия: у правшей правая рука чуть длиннее, чем левая, нос отклоняется вправо, завиток волос на голове закручен по часовой стрелке и так далее.

Таким образом, выявленные асимметрии принято разделять на моторные и сенсорные. Моторная асимметрия - асимметрия функционирования рук, ног, мышц лица. Моторная асимметрия является неустойчивой и может изменяться в период адаптации (Леутин В.П. Николаева Е.И., 1988).

Сенсорная асимметрия - асимметрия функционирования органов чувств. Сенсорная асимметрия является более четкой и постоянной характеристикой деятельности центральных систем. Этот вид асимметрии сохраняется и закрепляется в течение всей жизни (Брагина Н.Н., 1976). Различают асимметрию глаз, уха, вкуса, обоняния и осязания. Информация, воспринимаемая сенсорными системами, поступает в правое и левое полушарие, а ее обработка и хранение происходит в гемисфере, адаптированной к данному виду информации (Спрингер С., Дейч Г., 1983).

У здоровых людей профиль асимметрии, правый по всем четырем изученным парным органам (руки, ноги, зрение, слух), обнаружен только у 39,6%. Это означает, что много праворуких здоровых людей являются левосторонними в функционировании других парных органов. Так, у 7,3% здоровых испытуемых выявлена левая асимметрия слуха в дихотическом прослушивании слов. Левая асимметрия зрения обнаружена у 22,6% здоровых лиц (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1981). У большинства людей бинокулярный акт зрения осуществляется при явном преимуществе одного глаза: ведущий глаз определяет ось зрения, он первым устанавливается к предмету, в нем раньше заканчивается процесс аккомодации, изображение его преобладает над изображением подчиненного глаза (Сергиевский Л.И., 1951).

Бинауральное восприятие акустических сигналов человека также характеризуется асимметрией. При слухо-пространственном различении выявляется преимущество правого уха (Ананьев, 1961).

Разработка проблемы функциональной асимметрии мозга продолжается уже не одно десятилетие, тем не менее, она еще далека от своего окончательного решения, что связано с рядом трудностей теоретического и методического характера.

Работы Э.А. Костандова (1977, 1985) показали, что обработка информации начинается в правом полушарии, так как оно воспринимает и анализирует поступающие сигналы быстрее.

Однако существуют различные мнения относительно обработки информации полушариями. Так считается, что без тренировки в обоих полушариях обработка информации идет последовательно, а по мере тренировки левое полушарие переходит на параллельную обработку. Из всего потока информации каждое полушарие выбирает для обработки преимущественно ту часть информации, для которой оно предназначено или одну и ту же информацию, но тем способом, которым оно владеет (Додонова Н.А., Зальцман А.Г., Меерсон А.Я., 1984). В работах Э.А. Костандова (1977, 1985) было показано, что обработка зрительной информации начинается в правом полушарии, так как оно воспринимает и анализирует поступающие сигналы быстрее, чем левое.

Возрастной генез функциональной асимметрии мозга

Различные точки зрения высказываются относительно появления функциональной асимметрии мозга в онтогенезе. В литературе описаны очень ранние проявления моторных асимметрий. Так, B. Melekian (1981) обнаружил, что уже в первые сутки у новорожденного, поддерживаемого вертикально с сомкнутыми ножками, первый шагательный рефлекс (движение вперед) осуществляется чаще правой ножкой. В первые недели после рождения преобладают повороты головы вправо. У большинства младенцев голова, установленная в положении прямо, поворачивается вправо, и у этих детей в последующем отмечается праворукость, а у тех, у кого преобладают повороты головы влево, в последующем отмечается леворукость (Michel G., 1981). D.V. Bishop (1990) показал, что первые проявления предпочтения руки обнаруживаются у детей 7-9 месяцев. Разница между сторонами сначала слабая, затем увеличивается и становится отчетливой в три года, а затем стабилизируется.

Однако В.Д. Труш, М.Н. Фишман (1985), изучая вызванные потенциалы головного мозга у разновозрастных групп людей, считают, что полушарная специализация не присуща человеческому мозгу от рождения, а есть развивающийся процесс, проходящий через весь онтогенез и правильнее говорить о специализации полушарий лишь в связи с определенной функцией, с определенным возрастом и с определенными условиями тестирования.

Некоторые авторы считают, что латерализация начинается у ребенка с периода овладения языком (Lennenberg E.H., 1976; Cernacek J., 1979; Bryson S., Monenon L., 1980; Lewandowski L., 1982; Falcon D., Loder K., 1984). На ранних этапах онтогенеза отмечается превалирование активности правого полушария, и это, совершенно закономерно, ибо целостное непосредственное восприятие мира, ощущение неразрывной слитности с ним является необходимым и первоочередным условием взаимодействия со средой, приспособление к ней и поэтому должно предшествовать любому анализу. Необходимость в этом у ребенка возникает с его социализацией (Обидина Т.Г., Гершкович Н.Я., 1980; Маньковский Н.Б., Полюхов А.М., Белоног Р.П., 1984; Merola J., Liederman J., 1985). Электрофизиологические межполушарные различия, очевидно, не сформированы сразу после рождения, а развиваются в процессе постнатального онтогенеза. Среди детей младшего возраста доминируют лица с преобладанием правополушарного доминирования. В возрасте 10 - 14 лет отмечается резкое увеличение индивидов с левополушарным типом, и такое соотношение сохраняется во всех других возрастных группах.

Интересны публикации о динамике асимметрий в более позднем онтогенезе. В частности, говорится об уменьшении асимметрии рук (Полюхов А.М., Войтенко В.П., 1976), об увеличении числа праворуких и уменьшении числа амбидекстров в зрелом возрасте (Полюхов А.М., 1982).

Споры также идут и о возрасте завершения латерализации. Отмечается, что в норме индивидуальный профиль латеральной организации должен сформироваться к 6 -7 летнему возрасту (Сиротюк А.Л., 1998). Наиболее ярко это проявляется в этом возрасте, так как в силу социальных причин ребенок меняет свой образ жизни и поставлен в такие условия, когда наибольшая нагрузка ментальной деятельности падает на левое полушарие мозга, правое же полушарие с его преимущественно эмоциональными функциями, несколько подавляется (Кураев Г.А., 2001).

Другие считают, что процесс латерализации мозга завершается в период полового созревания, когда утрачивается способность, находясь в соответствующем окружении, овладеть новым языком и говорить на нем без акцента (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д. и др., 1997; Леутин В.П., Николаева Е.И., 2005).

Существует мнение о влиянии пола на сроки становления функциональной асимметрии мозга в зависимости от пола. Показано, что у мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек - правое. У мальчиков уже к 5 - 6 годам преобладает правое полушарие, а у девочек только к 7 годам (Силина Е.А., Евтух Т.В., 2005).

Таким образом, можно сделать заключение о том, что в онтогенезе, по крайней мере, у человека асимметрия мозга усиливается: она минимальна у новорожденных и становится четче с возрастом (Геодакян В.А., 2005); выявляется постоянное развитие функциональной асимметрии мозга по мере взросления человека (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988). Также в онтогенезе прослеживается смена отношений между исходно доминирующим восприятием мира преимущественно структурами правого полушария и становлением доминирования левого полушария, однако, этот переход не обязательно осуществляется через смешанный тип асимметрии (Ушаков Г.К., Айрапетянц В.А., 1976).

Половые различия функциональной асимметрии мозга

Н.П. Абаскалова, Н.Н. Пыжьянова (2002) выявили разницу в распределении межполушарной асимметрии среди здоровых подростков: среди девочек правый профиль асимметрии выявляется чаще, чем у здоровых мальчиков, тогда как смешанный профиль - чаще у мальчиков, чем у девочек. Кроме того, И.Ю Варвулева (2000) показала, что в течение первых лет обучения в школе изменения моторной асимметрии по руке отмечаются только у мальчиков, а изменения моторной асимметрии ног и сенсорной асимметрии глаза и уха затрагивают обе половые группы. Это свидетельствует о том, что у девочек быстрее, чем у мальчиков формируется правый профиль мозга (Соболева Н.В., Казараева Н.К., 2000).

У мальчиков уже в к 6-летнему возрасту правое полушарие специализируется в формировании пространственных представлений, воображения, поэтому мальчики лучше ориентируются в пространстве, чем девочки (Orsini A. et al., 1982). До 10 лет девочки лучше запоминают цифры и решают задачи, превосходят в речевых способностях. В возрасте 7 - 8 лет мальчики успешнее решают наглядные задания, а девочки - словесные (Степанов В.Е., 1981).

Большинство исследователей склоняется к точке зрения, что среди женщин больше лиц с правополушарным типом, а смешанный тип, наоборот, встречается чаще у мужчин, чем у женщин (Бериташвили И.С, 1969; Геодакян В.А., 1984; Кураев Г.А., Соболева И.В., 1996). Мужчины, как правило, лучше женщин решают пространственные задачи. Они лучше выполняют тесты, в которых требуется мысленно вращать предмет или каким-либо образом манипулировать им. Они превосходят женщин в тестах, требующих математических рассуждений (Кимура Д., 1992).

Также было показано, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин, как по вербальным, так и невербальным функциям (McGlone J.,1980). Дж. Леви считает, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, т.е. отличается пониженной (по сравнению с мозгом мужчины-правши) специализацией полушарий (Levy J., 1978). Автор считает, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что привело к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин обусловлены тем, что она воспитывает детей, а это требует словесного общения.

В 1965 году В.А. Геодакян выдвинул новую концепцию, рассматривающую дифференциацию полов, как выгодную для популяции форму информационного контакта со средой, как специализацию по двум главным альтернативным аспектам эволюции: сохранения и изменения. Первый - генетический аспект (передача информации от поколения к поколению), обеспечивает сохранение. Второй - экологический аспект (получение информации от среды), обеспечивает изменения. Половой диморфизм - это дистанция между мужским и женским полом на пути эволюции признака. Мужской пол - эволюционный «авангард», эволюционные преобразования затрагивают, прежде всего, мужской пол: утрачивая совершенство, он приобретает прогрессивные черты, осуществляет поиск и пробы (изменения). Миссия же женского пола - сохранение, отбор и закрепление. Это придает женскому полу черты совершенства, которые, однако, оплачиваются неизбежной инерционностью и некоторым отставанием. Таким образом, мужской пол - «авангард», женский пол - «арьергард».

Исходя из этой концепции, которая продолжала, уточняться в последующие годы (Геодакян В.А., 1972; 1983; 1986), существование полового диморфизма по асимметрии мозга говорит о том, что асимметрия - признак не стабильный, а эволюционизирующий. Большая степень асимметрии мозга у мужских особей говорит о том, что эволюция идет от симметричного мозга к асимметричному. Согласно онтогенетическому правилу полового диморфизма в онтогенезе асимметрия мозга должна нарастать (по крайне мере до достижения дефинитивного возраста).

Генез функциональной асимметрии мозга

В литературе пока нет единого мнения о генезе функциональной асимметрии мозга. Существуют исследования, в которых показано влияние генотипа на формирование асимметрии (Богданов Н.Н., 1997; Bishop D.V., 1990), а также несколько генетических моделей, описывающих возможные варианты наследования ведущей руки (Levy J., Nagylaki T., 1972; Annet M., 1995).

Большинство авторов считает леворукость, а, следовательно, и праворукость, наследственным признаком, так как леворукие люди чаще рождаются в семьях леворуких. Семейная леворукость отмечена у 72% леворуких мужчин и 78% леворуких женщин (Двирский А.Е., 1983).

Семейные исследования мануальной асимметрии дают немало оснований утверждать, что в определении ведущей руки решающую роль играют факторы генотипа. D.V. Bishop (1990) при изучении рукости приемных детей, усыновленных в младенчестве, показал, что приемные родители (в отличие от биологических) оказывают мало влияния на установление ведущей руки у детей.

П. Бэкан считает, что леворукость имеет чисто патологическое происхождение вследствие родовых травм (Bacan P. et al., 1973). Другие авторы учитывают как патологические, так и наследственные факторы, различая, таким образом, патологическую и генетическую леворукость (Satz P., 1972, 1973; Satz P. et al., 1985).

Таким образом, исследование формирования мануальной асимметрии свидетельствует о том, что общественные традиции и система воспитания задают преимущественный выбор ведущей руки (Аршавский В.В., 1988; Безруких М.М., 1998; Laland K. et all, 1995).

Важно отметить, что сравнительно позднее установление дефинитивной формы латерализации отнюдь не означает его средовую обусловленность

Таким образом, предпосылки к становлению функциональной асимметрии мозга передаются генетически, но сама она формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.

Происхождение леворукости традиционно связывается с действием трех групп факторов: средовых (социоэкологических), генетических и патологических.

Функциональная специализация больших полушарий головного мозга человека тесно связана со становлением речевой деятельности и связанного с ней сознания. Специализация у человека левого полушария для речевых функций приводит в процессе филогенетического и онтогенетического развития к структурно-функциональной реорганизации обоих полушарий (Геодакян Э.А., 1993).

А.М. Полюховым (1982) сформулирована «онтогенетическая гипотеза межполушарной асимметрии мозга». Согласно этой гипотезе происхождение асимметрии и особенности ее проявления в процессе онтогенеза определяются следующими факторами. Фактор негенетической природы, под влиянием которого левая половина тела, а значит, и левое полушарие мозга имеет некоторое преимущество в скорости эмбрионального развития. Фактор генетической природы, через который формируется билатеральный признак. Пренатальные средовые влияния (стресс, инсульт и т.д.), вызывающие возникновение патологической межполушарной организации, в частности, леворукости. Средовые систематические (культуральные) влияния, способствующие формированию церебральной организации и специализации полушарий и увеличивающие частоту праворукости. Средовые стохастические влияния, которые увеличиваются с возрастом и проявляются дестабилизацией межполушарных отношений.

В.А. Москвин (1990; 2002) на основе своих результатов исследования предлагает следующую классификацию генеза латеральных признаков: наследственная или генетическая; патологическая латеральность, которая может быть обусловлена пре- и перинатальными поражениями); вынужденная латеральность (связанная с утратой или дефектом ведущей конечности или периферического отдела анализатора); функциональная латеральность (обусловленная особенностями сенсомоторного координирования или социокультурыми причинами).

Функциональная асимметрия мозга наряду с генетическими механизмами развития испытывает сильное влияние культурно - средовых факторов. Как считает В.В. Аршавский (1980, 1988), можно полагать, что у представителей определенных этнических групп, из поколения в поколение подвергающихся воздействию определенных факторов среды, в процессе группового отбора, культуральной преемственности и наследования формируется и закрепляется такой тип полушарного доминирования, который обеспечивает функционирование субъекта и популяции в целом применительно к условиям данной среды.

Таким образом, согласно вышеизложенным исследованиям их можно представить в виде трех гипотез происхождения и функционирования асимметрии мозга. Первая гипотеза основана на том, что если у животных существует функциональная асимметрия мозга, то можно более основательно считать ее врожденной у человека и биологически заданной.

Другое предположение основывается на исследованиях функциональной асимметрии мозга и связано с гипотезой о том, что функциональная асимметрия мозга появилась тогда, когда появилась языково-символическая психика (психика человека), т.е. функциональная асимметрия мозга есть результат спецификации головного мозга, основанной на культурных изменениях характера психических процессов. Третье предположение объединяет две предыдущие гипотезы и сводится к тому, что функциональная асимметрия мозга есть результат взаимодействия наследственно-биологических и культурных факторов.

Функциональная асимметрия мозга и адаптация человека к условиям среды

Известно, что среди коренных жителей Севера возрастает количество синистральных личностей, те есть лиц, у которых ведущим является правое полушарие, либо оба полушария равноценны (Кривощеков С.Г., Леутин В.П., Чухрова М.Г., 1998). Среди жителей Таймыра - нгасанов больше лиц левшей и амбидекстров, чем среди жителей умеренных широт (Хаснулин В.И. и др., 1983). Подобно и у коренных жителей Чукотки (Аршавский В.В., 1988), у селькупов (Леутин В.П., Осипова Л.П., Кривощеков С.Г., 1996) и вахтовых рабочих в северных регионах (Кривощеков С.Г., Леутин В.П., Чухрова М.Г., 1998). Высокую частоту левосторонних реакций у северных хантов отметил В.П. Пузырев (1991).

По мнению этих авторов, правополушарность в высоких широтах связана с адаптивными перестройками в организме человека, а естественный отбор, закрепляя преобладание этих особенностей в популяции коренных жителей, живущих под постоянным воздействием экстремальных факторов среды (Кривощеков С.Г., Леутин В.П., Чухрова М.Г., 1998).

В процессе адаптации к изменившимся климатогеографическим условиям среды действительно выявлена эмоциогенная активация правого полушария. В.П. Леутин и Е.И. Николаева (1988) полагают, что у вахтовиков с абсолютным или преимущественно праволатеральным профилем хроническая активация правого полушария на фоне незавершенного адаптационного процесса влияет непосредственно на диэнцефалический отдел мозга, обуславливая появление гипертензии.

Частота встречаемости латерального фенотипа, оцениваемого по характеру сенсомоторных асимметрий и межполушарных различий ЭЭГ, обнаруживает связь с особенностями экологических условий (Хаснулин В.И. и др., 1983; Аршавский В.В., 1988). Предполагается, что увеличение доли левшей и амбидекстров в северных популяциях свидетельствует об их активной биологической адаптированности к жизни в тех условиях, а естественный отбор закрепил преобладание этих особенностей в популяции коренных жителей, живущих под постоянным воздействием экстремальных факторов среды. Возможно, большая доля леворуких среди этих групп населения отчасти обусловлена тем, что давление культурных традиций, направленное на преимущественное использование правой руки, в указанном регионе, всегда было слабее, чем в средней полосе России. Высказывается также точка зрения, что правополушарный фенотип вообще более характерен для популяций близких к природе и менее приобщенных к научно-техническому прогрессу (Казначеев В.П., 1983).

Относительное доминирование одного из полушарий в процессе восприятия и переработки информации делает насущным изучение вопроса о характере адаптации различных популяций, обитающих в регионах с неодинаковой экологической средой, что требует преимущественного участия либо пространственно-образного, либо логико-вербального (Березин Ф.Б., Варрик Л.Д., Горелова Е.С., 1976; Аршавский В.В., 1988) типа обработки информации.

В исследовании скорости линейного кровотока при гипоксии у испытуемых с различными межполушарными профилями В.П. Леутиным (2005) было показано, что люди с левым и симметричным профилем эффективно адаптируются в экстремальных климатогеографических условиях. В комфортных климатографических условиях, в стереотипной среде, преимущество получают правопрофильные индивидуумы.

Е.Л. Ковалева и К.Б. Магнитская (1997) отмечают, что при жизни последних 3 - 4 поколений существенно изменилась среда обитания. Эти изменения, с которыми не встречались ранее ни индивид, ни вид в целом (урбанизация, рост общей плотности населения, изменились качество воды, воздуха, пищи и т.д.). В изменившихся условиях организму необходимо: быстрая ориентация, целостное восприятие информации, выбор соответствующей тактики поведения. И именно эти качества может обеспечить доминирующее правое полушарие. Вероятно, происходит сдвиг функций в эту сторону: наблюдается рост «ручного» левшества, увеличивается количество иммунных заболеваний, аллергий, меняется поведение людей, оно становится более агрессивным. Согласно данным этих авторов, детей с ведущим левым глазом больше в промышленных городах, чем в деревнях, в экологически «грязных» районах больше, чем в чистых. На основании этих данных авторы делают вывод о том, что в местах с различными социально-экологическими условиями обнаруживается разная степень доминирования правого полушария.

Проблема исследования особенностей функциональной асимметрии мозга имеет большую актуальность для дифференциальной психофизиологии в плане решения диагностических задач для решения вопросов оптимизации учебного процесса, профессионального отбора и изучения этнопсихологических особенностей различных групп населения. Следует сказать, что закономерные связи латеральных профилей с некоторыми психическими процессами (когнитивными, регуляторными) уже установлены, то индивидуальные этнические особенности организма человека еще находятся в стадии интенсивного изучения.

Этнические особенности функциональной асимметрии мозга

Векторная направленность межполушарного доминирования возможно обусловлена культуральными и этнопсихологическими особенностями среды (Milner B., 1962; Kleinfeld J., 1971; Bogen J.E. et. al., 1972; Bakan P., Dibb G., 1973), способствующей закреплению доминирования по механизму группового отбора или преемственности, что обеспечивает удовлетворительную психическую адаптацию (Березин Ф.Б. и др., 1980). Представители различных этнических групп неодинаково используют функциональные способности левого и правого полушарий для восприятия и переработки информации, а каждый индивид может быть оценен по преимущественному использованию того или иного полушария (Zikmund V., 1977; Ornstein R., 1977, 1978; Irvin A., 1977, Hatta T., 1979; Hatta T., Dimond S.J., 1984). В связи с этим, у представителей различных этнических групп обнаружена специфика межполушарных отношений (Русалов В.М., 1979; Булаева К.Б., Дубинин Н.П., Шамов И.А. и др., 1985; Gupta B.S., 1984).

Особенности развития нашей современной цивилизации, с ее акцентом на анализ однозначных причинно-следственных связей и устремленностью к активному изменению мира, способствуют развитию логико-знакового мышления. Некоторые восточные цивилизации ориентированы на возможности образного мышления и способствуют его развитию. По мнению R. Ornstein (1977), благодаря этому может выявляться специфика межполушарных отношений у представителей различных этнических групп и диссоциация между яркой самобытностью в поэзии и других видах искусства, менее социально-зависимых.

Неизвестно, какие конкретные факторы природной и социальной среды обусловили в свое время становление межполушарных отношений у большинства представителей этнической группы (Коул М., Скрибнер С., 1977). По предположению авторов, после того как доминирующий тип мышления уже определился, он, по-видимому, передавался из поколение в поколение по принципу культурального наследования, опираясь на функциональные возможности мозга и формирование различных типов межполушарных отношений.

Предположение о культуральной обусловленности преобладания у казахов правополушарного доминирования, по отношению к русским высказывает Б.К. Жумангалиева (2002).

Язык, усваиваемый в детстве, определяет особый способ видения и структурирования мира (Садохин А.П., 2001). Язык - это не просто средство выражения мыслей, а форма, от которой зависит образ мыслей человека. В силу этого образ мира, его восприятие различны у разных народов. Тип мышления, менталитет восточных культур отличается от европейского, так как для восточных народностей присуща созерцательная направленность, неотделенность законов мышления от эмоций, чувственных аспектов познания мира. Так, менталитет тувинцев, основанный на мироощущении неразрывности связей человека и природы, как отмечает З.В. Анайбан (1999), до сих пор достаточно устойчив среди сельского и городского населения.

Как уже указывалось выше, адаптация к экстремальным условиям среды связана с особенностями функциональной специализации мозга. В связи с этим, данные изучения таких этносов как долган, нганасан, ненцев, селькупов, также жителей Чукотки, Тувы, Алтая демонстрируют, что среди населения Сибирского Севера и высокогорья преобладают синистральные лица.

Среди коренных жителей взрослого контингента Тувы выявлена повышенная частотность встречаемости левшей и амбидекстров по сравнению с русскими, проживающими там же (Леутин В.П. и др., 1997; Леутин В.П., Чухрова М.Г., Кривощеков С.Г., 1999). Так, среди здоровых русских индивидов с леволатеральными признаками - 6,2%, амбидекстров - 7,9%, смешанных - 56,4%, праволатеральных 29,5%. У здоровых тувинцев отмечено нарастание доли амбидекстров (24,7%) и леволатеральных индивидов (11,8%).

В исследованиях, проведенных Е.А. Ыжиковой (2001), отмечается, что среди детей южных алтайцев 14 -15 лет чаще встречались синистралы и амбидекстры, среди русских - лица, с преобладанием праволатеральных показателей. Автор отмечает, что проявляющаяся неправорукость среди детей алтайской национальности могла быть обусловлена, с одной стороны, культурально, с другой - климатическими условиями проживания (большая часть обследованных детей - алтайцев постоянно проживала в высокогорной и среднегорной зонах, отличающихся более суровым климатом).

Е.А. Ыжиковой (2001) также было установлено, что среди южных алтайцев больше тех, чье мышление основывается на пространственно-образном восприятии, а для усвоения новой информации необходимо подключение зрительных, тактильных, т.е. невербальных сигналов. Не случайно, отмечает автор, среди алтайцев личностей, нашедших себя в искусстве (живопись, музыка, актерство, резьба по дереву, изготовление национальных атрибутов и др.), литературе больше, чем тех, кто проявляет себя в области точных наук. Тот факт, что представители малочисленных народностей выбирают нетрадиционную профессию, считает Е.А. Ыжикова, вероятно, обусловлен социальной стимуляцией общества. Переоценка своих возможностей при поступлении в вузы и техникумы, тем более, без учета психофизиологических характеристик и доминирующего типа межполушарного реагирования, по мнению этого автора, возможно, является главной причиной неуспеваемости студентов, особенно среди лиц коренной национальности (алтайцев).

Г.В. Суховерковой (2002) было показано, что средние значения левополушарных признаков повышаются у студентов от 1 к 5 курсу при этом у алтайских студентов они ниже, чем у русских студентов. У студентов 5 курса русской национальности преобладали левополушарные (полное правшество), а среди девушек алтаек увеличивался процент с доминантным левым полушарием, т.е. возрастает выраженное правшество. Автор объясняет это результатом определенной системы обучения в университете, вследствие которого, среди лиц алтайской национальности начинает доминировать левое полушарие.

Конечно, различия культур не сводятся к особенностям психофизиологических закономерностей, но конкретный механизм, через посредство которого реализуется культуральное наследование, в значительной степени определяется характером межполушарных отношений (Коул М., Скрибнер С., 1977; Gupta B.S., 1984).

Кросскультурные исследования убедительно свидетельствуют о том, что особенности культурной среды также влияют на соотношение право- и леворуких в популяции. Среди школьников Китая и Таиланда только 3,5 и 0,7 % соответственно используют для письма левую руку (Hung C.C., at al., 1985). В тоже время 6,5 % детей - выходцев из восточных стран, обучающихся в школах США (где давление в сторону использования правой руки ослаблено), предпочитают левую руку (Hardyck C., Petrinovich L., Goldman R., 1976). Среди японских школьников 7,2 % не являются праворукими, а если учесть и переученных, то эта цифра увеличится до 11 % (Shimizu A., Endo M., 1983). В течение ХХ столетия пропорция индивидов, пишущих левой рукой, в США, Австралии и Новой Зеландии увеличилась с 2 до 12 % (Laland K. et. al., 1995).

Функциональная асимметрия мозга как признак индивидуальности личности

Проблема индивидуальности и индивидуальных различий является важнейшей в изучении личности. Индивидуальность человека может быть описана в единстве проявления психофизиологических, личностных и социальных характеристик его психики. Влияние полушарной асимметрии на личностные характеристики людей весьма специфично и его трудно изучить «напрямую», так как оно опосредуется наследственными и культурными факторами. До сих пор невозможно ответить на вопрос о роли врожденных особенностей мозга и приобретенных особенностей психики и становления функциональной асимметрии мозга.

Изменчивые и неоднозначные отношения функциональной асимметрии мозга с психологическими процессами, функциями и состояниями указывают на проблему оценки функциональной асимметрии мозга.

Выявляется несколько возможных уровней анализа и оценки функциональная асимметрия мозга. Конституционально-генетический указывает на признаки асимметрии, проявляющиеся в строении тела, анатомических пропорциях, дерматоглифических показателях, являющихся наиболее устойчивыми признаками индивидуальности (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Мглинец В.А., Иванов В.И., 1993; Захаров В.М., 1987 и др.). Морфофункциональный уровень характеризуется относительно стабильными поведенческими предпочтениями, асимметрия которых связана более или менее явно с различием морфологии и функции симметричных зон мозга и формирующимися, модифицирующимися в процессе онтогенеза (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Леутин В.П., Николаева Е.И., 1988). Измеряемая с помощью тестов функциональная асимметрия мозга говорит только об особенностях конкретных поведенческих проявлений и не всегда коррелирует с общей функциональной асимметрией (правая рука - левая нога или правая рука доминирует по силе, а левая по скорости (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988). Динамический (ситуативный) уровень отражается в динамичных, изменчивых, реактивных параметрах. К ним относятся латентные периоды реакций, кожные потенциалы, биоэлектрические ритмические процессы, отражающие ситуативную активность (Айрапетянц В.А., Суходолец В.А., Гиров В.И., 1990).

В современных нейронауках активно ведутся работы по изучению особенностей функциональных асимметрий мозга не только при локальных поражениях мозга, но и у больных разных нозологических групп. Изучение нормы и связи индивидуально-психологических особенностей с функциональной асимметрии мозга привело к возникновению такого нового направления, как нейропсихология индивидуальных различий (Москвин В.А., 1990; Хомская Е.Д. и др., 1997).

Одним из важных прогностических признаков индивидуальности личности является характер взаимодействия полушарий головного мозга. Одна из первых работ в области изучения связи функциональной асимметрии мозга человека с индивидуальными различиями принадлежит нейрохирургу Дж. Богену. При психологических исследованиях больных, перенесших комиссуротомию, им было выявлено, что два полушария функционируют независимо и обнаруживают разные стратегии мышления и сознания - «пропозиционное» и «оппозиционное» (Bogen J. et all., 1972). Этот факт был отмечен еще И.П. Павловым (1949), который в зависимости от преобладания свойств полушарий или их сбалансированности выделил два типа высшей нервной деятельности (ВНД), характерных для человека, - мыслительный и художественный, определяемых преобладанием второй и первой сигнальных систем.

Б.Г. Ананьев (1977) указывал на наличие проблемы связи функциональной асимметрии мозга с индивидуальными различиями и выделял два класса индивидных свойств - возрастно-половых и индивидуально-типических. Он считал, что «во второй класс входят конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии - асимметрии, функционирования парных рецепторов и эффекторов)».

В.М. Русалов (1979) также отмечает необходимость исследования связи функциональной асимметрии мозга с индивидуальными различиями.

Как указывает А.Г. Кураев и И.В. Соболева (1996) к признакам, коррелируемым с профилем функциональной асимметрии мозга, относятся:

  • особенности основных свойств нервной деятельности;
  • устойчивость организма к утомлению;
  • характер течения заболевания связанных с нарушением регуляторных функций мозга;
  • половые различия функциональной асимметрии мозга;
  • особенности вегетативной регуляции у индивида;
  • адаптационные свойства личности;
  • типологические особенности личности;
  • особенности анализа пространства - времени.

Авторами было проведено исследование субъективных и объективных типологических характеристик у испытуемых с разным профилем функциональной межполушарной асимметрии (ФМА) мозга. Средние показатели силы нервных процессов были примерно одинаковыми у испытуемых с разным профилем ФМА, наиболее низкая подвижность нервных процессов отмечалась у испытуемых с левым профилем ФМА, а показатели силы тормозного процесса были наиболее высокими у испытуемых с правым профилем ФМА по сравнению со смешанным и левым профилем ФМА. Показатели как объективного, так и субъективного тестирования типологических свойств личности свидетельствует о преимуществе правого профиля ФМА по сравнению со смешанным и, особенно, левым профилем.

У возбудимых психопатических личностей показано уменьшение праволатеральных признаков (по моторным функциям) «рукости» и по функциям слухового и зрительного анализаторов по сравнению со здоровыми испытуемыми (Москвин В.А., 2002).

Отмечается также связь леворукости с повышенной тревожностью и эмоциональной нестабильностью (Orme J. E., 1970; Hicks R.A, Pellegrini R.J., 1978). Ф.Б. Березин (1976) показал, что коэффициент соотношения силы правой и левой рук увеличивается при состоянии тревоги, напряжения (усиливается активность правой руки - левого полушария).

Нарастание дисбаланса личностных свойств и снижение устойчивости к эмоциональному стрессу происходит по мере сглаживания функциональной асимметрии мозга. Было установлено, что по мере нарастания левосторонних признаков увеличивается «нейротизм», «депрессия», «психотизм» (Москвин В.А., Клейн В.Н., Чуприков А.П., 1986).

Преобладание левого полушария предрасполагает к формированию индивидуальных особенностей конвенционального типа (ригидности, консерватизма, зависимости, склонности к канцелярской работе и расчетам), а преобладание правого полушария - к профессиям «человек-природа», «человек-художественный образ» (Силина Е.А., Евтух Т.В., 2005). Правое полушарие, как, более генетически детерминированное и поэтому консервативное, способно к установлению более устойчивых, прямолинейных отношений со свойствами темперамента, которые должны обеспечить более гибкое, чем нервная система, приспособление к среде. В левом полушарии имеется больше возможностей для гибкого реагирования на среду, и это совпадает с приспособительной функцией свойств темперамента (Евтух Т.В., 2002). Левое полушарие выступает как орган приспособления к социокультурной среде (Голицин Г.А., Петров В.М.,1991).

Б.И. Белый (1981), рассматривая «типы переживаний», обнаружил, что интроверсия может быть связана с преобладанием левого, а экстраверсия с преобладанием правого полушария. Однако автор сам отвечает, что такая трактовка противопоставляет друг другу правое и левое полушарие как целостные, не учитывает взаимоотношения между отдельными долями и исключает передне-задние функциональные отношения.

Исследования ряда психологов (Р. Кеттелла, Г. Айзенка, С. Ганта) позволили установить связь группы крови с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями. Отмечается, что иммуногенетические особенности индивида, проявляющиеся в группах крови, связаны с функциями головного мозга и обнаруживают корреляции с определенными индивидуально-психологическими особенностями (Данилова Н.Н., 1992). Нейропсихологический подход к проблеме индивидуальности различий позволяет считать, что различия в когнитивных, регуляторных и эмоциональных процессах связаны с вариативностью сочетаний признаков парциального доминирования определенных структур мозга, которые, в свою очередь, проявляются в виде индивидуальных профилей латеральности (Москвин В.А., 1990). Приведенные данные позволяют говорить не только о межполушарных нейрохимических особенностях человека, но также о наличии индивидуальной нейрохимической асимметрии, которая обусловлена парциальным доминированием структур мозга (Москвин В.А., 1997).

Измеряемая с помощью различных тестов функциональная асимметрия мозга говорит только об особенностях конкретных поведенческих проявлений и не всегда коррелирует с общей функциональной асимметрией. Известно, что существует много примеров перекрестной функциональной асимметрии (правая рука - левая нога и т.д.) или парциальной функциональной асимметрии для одного органа (правая рука доминирует по силе, левая - по скорости и т.д.). Показано, что чаще всего не удается обнаружить человека со всеми правыми признаками и «правши» - это люди с преимущественно правыми асимметриями. Более того, часто «левши» по руке имеют левополушарное представительство речевых функций (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Леутин В.П., Николаева Е.И., 1988 и др.).

Установлена связь асимметрии с чертами темперамента: леворукие мужчины (18 - 30 лет) имеют достоверно более высокие показатели по шкале «общая эмоциональность», «страх, гнев», «снижение уровня самоконтроля» Среди женщин у леворуких больше эмоциональность. Однако в возрастной группе 40 - 70 лет указанные отличия проявились менее четко (Harburg E., Roeper P., Ozgoren F., Fildstain A., 1981).

Психофизиологическое обследование людей с психологической дезадаптацией (Алейникова Т.В., Сороколетова Л.Г., Чораян И.О., 1998) выявило наиболее высокие способности к быстрой и прочной коррекции состояния у людей праволатерального профиля, что неудивительно, ибо этот профиль представлен в основном холериками и сангвиниками, в то время как леволатеральный профиль организован крайними типами (на две трети меланхоликами и одну треть холериками), амбидекстральный - средними типами (флегматики и сангвофлегматики), а смешанный оказался охватывающим всю эмоционально-типологическую шкалу (от холерика до меланхолика).

Е.Н. Пожарская (1996) в исследовании психофизиологических особенностей у лиц с разным профилем функциональной асимметрии мозга показала, что для праволатерального типа наиболее характерными типами темперамента являются сангвинический и холерический, для леволатерального - холерический и меланхолический, для амбидекстрального - флегматический, для равнораспределенного (моторные и сенсорные признаки разнесены по разным полушариям) - меланхолический, а для неравнораспределенного (и моторные и сенсорные функции разнесены по разным полушариям) - флегматический и меланхолический. Амбидекстральные типы асимметрии мозга отличались слабой подвижностью, а праволатеральные - наиболее сильной подвижностью нервной системы.

В.А. Москвин (1988) показал, что индивиды с правой пробой «перекрест рук» имеют более высокие «расторможенность», «общую активность», «общительность», «раздражительность», а также экстраверсию и эмоциональную стабильность (по Айзенку), более низкие показатели тревожности (по Спилбергеру - Ханину).

Т.А. Маляренко, С.В. Шутова (2000) обнаружили связь соматотипических признаков, типа нервной системы и функциональной асимметрии мозга в ответной реакции на музыку различных стилей. Показатели сенсомоторных реакций юношей эктоморфного типа телосложения, обладающих сильной нервной системой и функциональным доминированием левого полушария улучшились в большей степени под влиянием техномузыки. Мелодическая музыка оказала более сильное воздействие на функциональное состояние ЦНС юношей мезоморфного и эндоморфного соматотипов, чаще всего характеризующихся средней и слабой силой нервной системы и преобладанием правого полушария.

Люди с полным левым профилем оказались близки по психофизиологическим особенностям и адаптивным реакциям к испытуемым с симметричным профилем, а испытуемые к правым профилем - к тем, у кого он смешанный (Леутин В.П., Николаева Е.И., 2005).

Сенсорная асимметрия - это совокупность признаков нарушения равенства функций правой и левой частей парных органов чувств.

Оценка сенсорной асимметрии включает определение ведущего глаза, ведущего уха и латерализации тактильного восприятия.

Сенсорная асимметрия по мере взросления усиливается, а в пожилом возрасте нивелируется. Профессиональная деятельность может влиять на выраженность сенсорной асимметрии.

Асимметрия зрения проявляется в том, что в одном из глаз раньше включаются механизмы аккомодации, выше острота зрения, шире поле зрения, и информация, поступающая в мозг из этого глаза, является доминирующей. Все это признаки ведущего глаза.

Асимметрия глаз обнаруживается у 90% людей. При этом правый глаз доминирует примерно у 60% популяции, левый - у 30%.

Асимметрия зрения более выражена у правшей.

Асимметрия зрения нарастает к зрелому возрасту, а затем снижается.

Определение ведущего глаза

Ведущий глаз определяется с помощью теста «Подзорная труба» и пробы Розенбаха в модификации Брагиной - Доброхотовой.

Для проведения теста «Подзорная труба» может быть использована свернутая из бумаги трубка диметром 2-3 см и диной 20-30 см. Ее можно заменить листом плотной бумаги с отверстием диаметром 1 см. При проведении тестирования обследуемый должен держать используемое приспособление на расстоянии 20-25 см от лица и через отверстие поймать взглядом объект, находящийся на расстоянии более метра. Затем, поочередно закрывая глаза, нужно определить, при закрывании какого глаза объект перестает быть видимым. Этот глаз оценивается в данном тесте как ведущий.

Для проведения пробы Розенбаха может быть использован любой продолговатый предмет (например, ручка или карандаш). Этим предметом обследуемый загораживает условную цель, находящуюся от него на расстоянии более метра. Затем, поочередно закрывая глаза, нужно определить, при закрывании какого глаза объект остается видимым. Этот глаз оценивается в данном тесте как ведущий.

При определении ведущего глаза результаты каждого теста учитываются с равными весами.

Асимметрия слуха проявляется в том, что звуки, подаваемые в одно из ушей, человек лучше различает по высоте, громкости, длительности, тембру, локализации. Для сигналов, подаваемых в ведущее ухо, выше скорость реакции.

Асимметрия слуха обнаруживается более чем у 80% популяции. При этом у 70% чувствительность выше справа, а у 13% - слева.

Асимметрия слуха более выражена у правшей.

В усложненных условиях деятельности слуховая асимметрия усиливается.

Определение ведущего уха

Для определения ведущего уха используются тесты «Часы», «Телефон», а также дихотический тест.

Для проведения теста «Часы» необходимо механические часы положить на стол перед обследуемый и попросить его послушать, идут ли они. Заключение по данному тесту делается на основании того, каким ухом прислушивается обследуемый.

При проведении теста «Телефон» обследуемого просят снять трубку. Заключение по данному тесту делается на основании того, к какому уху подносится телефонная трубка.

Для проведения дихотического теста необходим компьютер с установленной звуковой картой, и головные телефоны (обращайте внимание на маркировку левого и правого наушников). Перед началом работы следует выровнять уровни интенсивности звука по левому и правому каналу, используя программные средства операционной системы по управлению звуковой картой. Тестирование проводится следующим образом. Синхронно в оба уха предъявляются различные наборы слов, которые обследуемый должен запомнить. После завершения предъявления обследуемого просят написать слова, которые ему удалось запомнить. Заключение по данному тесту делают на основании того, через какое ухо запомнилось больше слов.

При определении ведущего уха результаты каждого теста учитываются с равными весами.

Асимметрия осязания

Различают активное и пассивное осязание. Активное осязание работает при ощупывании предметов. Пассивное - при движении предметов по поверхности кожи.

Асимметрия осязания проявляется в том, что у правшей правая рука доминирует при активном осязании, а левая - при пассивном. У левшей тактильная асимметрия не выражена.

Определение тактильной асимметрии

Для определения тактильной асимметрии применяется тест на тактильное сопоставление фигур. Для проведения данного теста целесообразно использовать доску Сегена, которая состоит из базовой пластины и 10 фигурок (2 набора по 5 фигур). Фигурки из первого набора в случайном порядке закрепляют на доске. Фигурки из второго набора в случайном порядке даются обследуемому в тестируемую руку. Тестирование проводится с закрытыми глазами под наблюдением экспериментатора. Задача обследуемого - как можно быстрее совместить одинаковые по форме фигурки. Перед тестированием другой руки следует изменить расположение на доске фигурок-эталонов. Оценивается абсолютное преимущество для одной из рук по показателю времени выполнения теста. Желательно, чтобы обследуемый предварительно потренировался в выполнении теста с открытыми глазами.

Асимметрия обоняния и вкуса

Более чем у 80% людей обоняние и вкус асимметричны. Значительно чаще более чувствительной является левая сторона носа и левая половина языка. Однако эти показатели при определении сенсорной асимметрии, как правило, не учитываются.