Награжден красными революционными шароварами. Красные революционные шаровары. Почему без них нельзя представить наградные списки гражданской войны. Человек садится на лошадь

Знаком последнего вместо прежних крестов украшалось появившееся по сути в прямое продолжение царской традиции холодное наградное оружие РСФСР. Еще до официального его учреждения первым получил «золотую» шашку от Президиума ВЦИК главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Сергей Каменев. Таких же, названных «Боевым золотым оружием со знаком ордена Красного Знамени», в том же 1919 году удостоились командармы Василий Шорин, Семен Буденный и Михаил Тухачевский. Интересно, что трое в этой четверке – бывшие офицеры Русской императорской армии. Исключение – Буденный.

“ Шашка имела позолоченный эфес с барельефом Карла Маркса ”

Официально наградное холодное оружие с вызолоченным эфесом (шашка в РККА и кортик в РККФ) было введено декретом ВЦИК от 8 апреля 1920 года. Документ гласил: «Почетное революционное оружие, как награда исключительная, присуждается за особые отличия». Шашка имела позолоченный эфес с барельефом Карла Маркса в навершии рукояти. Знак ордена Красного Знамени размещался в верхней части ножен. На рукояти крепился красный темляк. Правом награждать таким оружием наделялись ВЦИК и Реввоенсовет Республики.

В числе удостоенных – только лица высшего комсостава, среди них Михаил Фрунзе, Климент Ворошилов и Григорий Котовский. Командиров рангом пониже и рядовых бойцов Красной армии, бывало, награждали шашками обыкновенными, без позолоты и орденского знака.

К почетному революционному оружию относилось и огнестрельное – легендарные маузеры К-96. Знаки ордена прикреплялись к их рукояткам. Кроме того, на серебряных накладках рядом с фирменным маузеровским клеймом указывалось, кто именно (например «Семену Михайловичу Буденному»), когда («1921») и кем («В.Ц.И.К.») награжден. Наградные К-96 были у Буденного, Каменева и Троцкого. Недаром сами немцы, зная пристрастие красных к маузерам этой модели, прозвали ее «боло» – от «большевик».

12 декабря 1924-го ЦИК СССР придал почетному революционному оружию общесоюзный статус, при этом введя вместо наградного маузера наган образца 1895 года со знаком ордена Красного Знамени на рукоятке и серебряной накладкой с деперсонифицированной надписью «Честному воину Р.К.К.А. от Ц.И.К. С.С.С.Р.». В связи с принятием на вооружение Красной армии и войск других ведомств унифицированной кавалерийской шашки образца 1927 года аналогичное наградное исполнение было принято и для нее. На клинке, декорированном позолоченным растительным орнаментом, пятиконечной звездой с серпом и молотом, гравировалась надпись «Честному воину Р.К.К.А. от Р.В.С. С.С.С.Р.» (на кортиках – соответственно «Р.К.К.Ф.»). Навершие позолоченной рукояти украшалось знаком ордена Красного Знамени, а в верхней части ножен на золоченой металлической оковке красовался государственный герб Союза.

Комкор Степан Вострецов, чьи войска разгромили китайцев во время конфликта на КВЖД в 1929-м, стал последним советским военачальником, награжденным почетным революционным оружием. Всего в списке его обладателей 21 военачальник. Один из них – командующий Второй конной армией Филипп Миронов, бывший войсковой старшина (казачий подполковник) и человек драматической судьбы, в годы Первой мировой войны был награжден и Георгиевским оружием.

«Кто был ничем, тот станет всем!» - эту цитату из революционной песни «Интерна­ционал» можно было бы использовать в качестве эпиграфа к материалу об истории брюк. Равно как и библейское «и последние станут первыми». Обычные штаны могут служить отличным примером того, как сомнительное становится нормальным, социально неприемлемое - социально одобряемым. «Эта, на первый взгляд, простая вещь имеет тем не менее необычную историю: ведь брюки - это не только одежда, это ещё и символ», - пишет французский культуролог Кристин Бар в книге «Политическая история брюк», которая несколько лет назад ­вышла на русском языке. Эта работа ограничена ­историей Франции последних двух веков и проблемой женского равноправия. Мы же посмотрим на брюки с высоты всей человеческой цивилизации.

Человек садится на лошадь

// VI–I тыс. до н. э. Они были первыми

Штаны - не такая уж банальная штука. Возможно, эта инновация так и не была бы внедрена, если бы человек не начал одомашнивать лошадь. Скакать верхом удобнее, когда ноги прикрыты отдельными брючинами. Наверное, первые конники казались странными людьми. Но спустя столетия именно кавалерия станет ударной силой армии, а орды кочевников будут наводить ужас на всю Евразию. Самыми древними считаются шерстяные штаны, найденные недавно во время раскопок на западе Китая. Их предположительный возраст - 3 000 лет. Скорее всего, они принадлежали азиатскому кочевнику.

Возвышение Ассирии

// IX век до н. э. Женские шаровары

Ассирия. В IX веке до нашей эры это государство переживает свой второй расцвет, превращаясь в первую в мире империю. Именно ассирийцы начинают системно использовать в войнах конницу. Считается, что тогда и появились женские брюки. Их носила легендарная правительница Семирамида (её исторический прототип - ассирийская царица Шаммурамат). Во время конных походов она перетягивала длинный подол одежды ремнями, и получалось нечто вроде шаровар. Модный тренд сохранялся на Востоке многие столетия. «И старуха взяла вещи и ушла, оставив женщину в рубахе и штанах…» - читаем мы в сказках «Тысячи и одной ночи». Скорее всего, речь идёт именно о шароварах - широких полупрозрачных штанах, собранных на щиколотках.

Закат Римской империи

// III–V века. Варварские брюки

Поздний Рим. Границы империи трещат под напором варваров: германцев, славян, пришедших из глубин Азии гуннов. Некоторые из них включаются в римскую жизнь - становятся военными, чиновниками. Про таких коренные граждане презрительно говорят: «Недавно штаны снял» - по смыслу это нечто среднее между «из грязи в князи» и «понаехали тут». Дело в том, что штаны считались сугубо варварской одеждой, которую не должен носить приличный патриций. Однако вскоре военные стали надевать под традиционную тунику короткие шерстяные брюки: в прохладное время это спасало от простуды, да и всадники одобрили. А потом Римская империя рассыпалась. И дикие варвары в штанах принялись строить Европу.

Французская революция

// 1789–1793 годы. Простолюдины делают историю

На улицах Парижа бушует Великая французская революция. Свобода, равенство, братство и прочие красивые слова. Главная действующая сила - санкюлоты. Первоначально это была презрительная кличка, которую аристократы дали представителям черни. Слово происходит от французского sans culotte, то есть «без кюлот». В XVII–XVIII веках мужчины-аристократы носили кюлоты - короткие, ­застёгивающиеся под коленом обтягивающие штаны из бархата или замши. А простолюдины (быдло по-современному) надевали длинные брюки из ­грубой материи вроде тех, что сейчас носят все. Потом аристократам ­начали методично рубить головы, а слово «санкюлоты» стали упо­треблять с гордостью - для обозначения восставшего народа. «Костюм и образ санкюлота по праву остаются в памяти республиканцев и рабочих, ведь они символизируют переход от одного мира к другому, от одной сис­темы ценностей к другой. Распространение одного предмета одежды, в данном случае брюк, по социальной лестнице снизу вверх - само по себе достаточно редкое событие, и уже поэтому не стоит пренебрегать его символическим содержанием», - пишет Кристин Бар в своей «Политической истории брюк».

Европа: корабли и фабрики

// Вторая половина XIX века. Случайная складка

Западная Европа превращается в фабрику мира. Промышленная революция касается и производства одежды - её теперь можно ­делать больше, быстрее, качественнее. Британия и другие страны активно экспортируют свою продукцию по морю, благо почти весь глобус уже покрыт колониями. Для экономии места в трюмах брюки складывают вдвое и укладывают максимально плотно. Образовавшиеся складки-­стрелки разглаживаются с трудом. Тогда-то предприниматели и превращают мелкий недостаток в модную новинку (современные программисты в таких случаях говорят, что это не баг, а фича).

Эпоха ковбоев и пароходов

// 60–90-е годы XIX века. Рождение джинсов

Посмотрите вокруг: наверняка вы увидите хотя бы одного человека в синих или голубых джинсах, которые стали одним из самых массовых видов одежды за всю историю человечества. Считается, что первые джинсы создал ­Левай Страусс в 1853 году. Но вряд ли они приобрели бы такую популярность, ­если бы не совпало сразу несколько факторов. Во-первых, золотая лихорадка на западе США (1848–1860) - первыми покупателями были именно старатели. Во-­вторых, массовое распространение пароходов (с середины XIX века) - освобо­дились мощности фабрик, производивших паруса. В-третьих, синтез искусственного индиго (1880) - это обеспечило дешевизну красителя. В-четвёртых, окончание Гражданской войны в США и начало эпохи ковбоев (1865–1885), минимум треть которых были освобождёнными неграми, - именно с ковбоями стали со временем ассоциироваться джинсы… А потом ещё реклама, фильмы, обучающие ранчо для детей. И всё та же тенденция: первыми потребителями джинсов были нищие пастухи и золотоискатели - сейчас эта одежда считается нормальной даже для миллионеров.

Октябрьская революция и Гражданская война

// 1917–1922 годы. Красные шаровары

«Красноармеец Трофимов за выдающиеся успехи в боевой и политической подготовке, а также за понимание текущего момента награждается красными революционными шароварами!» - объявляет голос за кадром, и на лице молодого бойца появляется широкая улыбка. С этого эпизода начинается советский фильм «Офицеры». Откуда взялись эти шаровары? В годы Гражданской войны надо было как-то награждать красноармейцев, но своих медалей ещё не было, а часов и личного оружия хватало не всем. Тогда смекалистые большевики вспомнили, что на складах царской армии осталась уйма красных кавалерийских штанов! Ими-то и стали награждать за ратные подвиги. «Красные революционные шаровары» выделяли своего счастливого обладателя, к нему относились с особым уважением. К таким штанам даже документ прилагался, удостоверяющий право на их ношение.

Новые победы феминизма

// 60-е годы XX века. Брюк хватит на всех

«Служить их телу, их жестам, их позам, их жизни. Я хотел сопровождать их в этом великом освободительном движении, - писал ­знаменитый модельер Ив Сен-Лоран. - Я говорю себе, что это я придумал ­гардероб современной женщины, что это я участвовал в ­преобразованиях своего времени». Именно он ввёл в моду стиль унисекс, в том числе женские брюки. Консервативное общество сопротивлялось. Дам в брюках не пускали в рестораны, во время установления диктатуры ­Пиночета в Чили за ношение брюк могли арестовать, а то и расстрелять. Но эмансипация победила. Этому способствовали молодёжные ­бунты 60-х и технологический прогресс. «Валентина Терешкова становится первой женщиной-­космонавтом: в 1963 году она проводит больше двух дней в космическом пространстве, будучи одетой в комбинезон оранжевого цвета. Во время тренировок и прыжков с парашютом, в которых ей нет равных, она всегда в брюках», - пишет Кристин Бар. Сейчас большая часть человечества относится к женским брюкам спокойно. Исключение составляют разве что религиозные фундаменталисты, как мусульманские, так и христианские.

Товарный дефицит в СССР

// 60–80-е годы XX века. Дело фарцовщиков

Весь западный мир уже ходил в джинсах, но в СССР они оставались страшным дефицитом. Чтобы приобрести заветные голубые штаны, нужно было либо выехать за границу (что было делом крайне непростым), либо обратиться к нелегальным торговцам - фарцовщикам. Государство с ­ними нещадно боролось. В 1961 году были расстреляны Ян Рокотов, Владислав Файбишенко и Дмитрий Яковлев. Их обвиняли в торговле валютой и иностранными товарами, в том числе джинсами. По нынешним меркам это вовсе не преступление, а скорее социально одобряемый бизнес, и уж по крайней мере не основание для смертной казни, которая тем более в России де-факто отменена. В память о расстрелянных фарцовщиках в США в 2013 году начали выпускать марку джинсов Rokotov.

В последнее время среди левой молодёжи становится модной атрибутика гражданской войны.
Самому креативному студенту досталась особая награда - знаменитые красные революционные штаны. В этом году им стал председатель жилищно-бытовой комиссии профкома студентов, автор проекта «Ориентир жизни» Владислав Шварев.


Как же появились эти штаны? Как они выглядели на самом деле?

К сожалению подавляющее большинство фотографий этого периода были чёрно- белыми, и трудно разобрать на ком эти геройские штаны. Поэтому привожу иллюстрацию.

Комбриг Котовский

Красные революционные штаны выдавались немногим, отличившимся в боях красноармейцам, и человек, носивший их, качественно выделялся из толпы, имел привилегии. Чтобы избежать мошенничества, к шароварам прилагался документ, удостоверяющий право на их ношение.
В Киеве после ухода немцев в 1918г, на складах осталась униформа австрийских гусар. Предполагаю, что штаны из этой униформы и использовались для награждения.

На этой картинке двое в венгерской униформе

Скорее всего, для награждения использовался более нарядный вариант с вышивкой, что подтверждает боец Попандопуло, в отрывке видео из художественного кинофильма "Свадьба в Малиновке". Фильм вышел на экраны в 1967г, когда было живо ещё много участников той войны и они отмечали, что хотя по сюжету этого кино, его отряд (банда) был белогвардейский, скорее всего это был один из того множества украинских отрядов, которые периодически были то красноармейскими, то независимым. Если бы носитель таких штанов попал в руки белогвардейцев, или националистов, то неминуемо был бы расстрелян.

Отрывок из видео.

Надеюсь, что эта публикация позволит комсомольцам установить верный исторический фасон легендарных штанов.

Красный комиссар Дункевич в бою 1929г

Из дневника И.Бабеля о польском походе Будённого, из которого видно, что красными штанами, в большинстве награждались не простые красноармейцы.

"Шоссе, проволока, вырубленные леса, и уныние, уныние без конца. Есть нечего, надеяться не на что, война, все одинаково плохи, одинаково чужие, враждебные, дикие, была тихая и главное исполненная традиций жизнь.
Буденновцы на улицах. В магазинах - только ситро, открыты еще парикмахерские. На базаре у мегер - морковь, все время идет дождь, беспрерывный, пронзительный, удушающий. Нестерпимая тоска, люди и души убиты…
…В штабе - красные штаны, самоуверенность, важничают мелкие душонки, масса молодых людей, среди них и евреи, состоят в личном распоряжении командарма и заботятся о пище…"

Встречаются упоминания, что и лично сам Троцкий награждал такими штанами.

10Ноя

1917-2017. Штаны или орден?

Сейчас многие эти предметы кажутся забавными. Но они рассказывают о событиях, которые сто лет назад были какими угодно, только не смешными. Красные революционные шаровары, агитационная посуда — эти раритеты хранились в волгоградских семьях, теперь гордость музея.

Фото Александр Кирьянов

Листовки и плакаты, награды и оружие, фотографии и документы того времени представляют трагедию населения России, попавшего в топку революции и гражданской войны. Куратор выставки, заведующая отделом истории края Ирина Талдыкина рассказала мне о самых интересных экспонатах. Все эти предметы сегодня показывает Волгоградский областной краеведческий музей на выставке «Россия на историческом повороте» (из истории двух революций 1917 года).

Красные галифе

Чем только не награждали – орденами и медалями, оружием, часами, одеждой. Все поснят «красные революционные шаровары» красноармейца Трофимова из фильма «Офицеры»… А почему награждали именно штанами, а не медалями и орденами? Красные галифе выдавались немногим отличившимся в боях красноармейцам. Носившие их выделялись из толпы, имели привилегии. Во избежание мошенничества (!) к брюкам прилагался документ, удостоверяющий право на их ношение.

Красные галифе приравнивались к ордену Красного Знамени. Вот так – или штаны, или орден.

— Галифе кумачового цвета поступили в краеведческий музей в 1968-м от Затямина Тимофея Яковлевича, участника гражданской войны на Украине, уроженца села Салтынь Урюпинского района, — рассказала Ирина Талдыкина, — После Гражданской он был на партийной работе в Урюпинском районе Сталинградской области.

В Киеве после ухода немцев в 1918-го на складах осталась униформа австрийских гусар. Доказано – красные галифе именно из этой униформы использовались для награждения. Если бы владелец таких штанов попал в руки белогвардейцев, расправы было бы не миновать. В стречаются упоминания, что лично Троцкий награждал такими красными галифе.

Агитационный фарфор

Сервиз с надписью РККА – Рабоче-Крестьянская Красная армия. Попал в музей в конце прошлого века. Передан в дар жителями уже Волгограда. Первая агитационная посуда выпускалась еще в 1920-е, но такой в музее нет. Это — 1930-е.

Интересна история статуэтки красноармейца. Ее выкопала на своем огороде Сталина Александровна Ямщикова из села Песковатка Дубовского района Волгоградской области. Три года назад предмет был передан в дар краеведческому музею.

Посуду с изображением Ленина стали выпускать сразу после его смерти. Этот фарфор тоже 1930-х.

Награды Белого движения

Материал для выставки предоставил один из самых известных волгоградских специалистов по Гражданской войне и Белому движению Виктор Викторович Комягин. Например, п одлинную полковую икону «Вмч. Георгий Победоносец», п огоны младшего унтер-офицера Корнилова, бомбардира Корнилова, унтер-офицера Марковского пехотного полка, капитана Корнилова, вольноопределяющегося Алексеевского пехотного полка. Шевроны, нашивки, форму корниловского штабс-капитана.

Конечно, награды и знаки.

  1. Орден Бермонтт-Авалова.
  2. Орден «2-ой поход на Петроград».
  3. Крест «Спасение Дона».
  4. Знак ордена «Особождение Сибири».
  5. Крест Екатеринославского похода.
  6. Крест «Особого Манчжурского отряда» 2 ст.
  7. и 12. Знак первого Кубанского (Ледяного) похода 1 и 2 ст.
  8. Крест «За степной поход».
  9. Крест для моряков, эвакуированных в Бизерту.
  10. Крест для воинов, эвакуированных на остров Лемнос.
  11. Кокарда унтер-офицера.

1. Знак первого Кубанского (Ледяного) похода 2 ст. на владимирской ленте. 2. Крест «Особого Манчжурского отряда» 1 ст. 3. Крест Бермонт-Авалова 1 ст. 4. Крест «За Великий Сибирский поход» 1 ст. 5. Крест похода генерала Бредова. 6. Медаль дроздовцев. 7. Крест Булак-Булаховича. 8. Крест «Особого Манчжурского отряда». 9. Крест «Освобождение Сибири». 10. Крест «Особого Манчжурского отряда» 1 ст. 11. Крест Бермонт-Авалова. 12. Кокарда Бермонт-Авалова. 13. Крест для чинов яхты «Лукулл». 14. Крест для воинов, эвакуированных в Галлиполи.

На выставке можно посмотреть материалы о председателе Царицынского совета рабочих и солдатских депутатов, первом городском голове Царицына С. К. Минине; организаторе и руководителе Царицынского пролетарского Красного хора И. М. Перегудове; экспонаты из частных коллекций по истории красного и белого движения, уникальные музейные предметы по истории частей особого назначения (ЧОН) Царицынской губернии; подлинные знамена, оружие, награды и знаки, царицынские боны «мининки», революционные газеты.

Выставка «Россия на историческом повороте» работает в Волгоградском областном краеведческом музее со 2 ноября 2017 года до конца 2018 года.