Воображение не влияет на реальность. Воображение реальности. Воображение и когнитивные процессы

Воображение традиционно считают неотъемлемой частью творческих людей.

И как-то так сложился стереотип о том, что «люди серьезные и успешные фантазиями не увлекаются».

Однако, как показывает практика, именно люди успешные и серьезные обязаны своим успехам отлично развитому воображению,
которое интуитивно находит выход в самых сложных ситуациях,
помогает им принимать верные решения,
находить подход к людям
и предотвращать конфликты и неприятности.

Воображение присуще каждому человеку. Правда, мы не всегда все его проявления осознаем именно как ресурс личности и далеко не всегда осознанно используем поистине безграничные его возможности.

Воображение - это способность представлять образы, символы, фантазии, грезы. Это «внутренние фильмы» и разворачивающиеся сюжеты, которые мы переживаем во сне или наяву, задумавшись или замечтавшись.

Во время таких периодов внимание переключается с внешнего мира на внутренний. И наше сознание изменяется - мы как будто погружаемся в себя. И оказываемся во внутреннем мире, в пространстве воображения. А пока происходит это «мысленное проживание» историй, нечто неуловимо меняется внутри нас, открываются источники новых ресурсов, улучшается состояние, сбрасывается напряжение и тревога.

  • Пространство воображения - совершенно особенное пространство,
    в котором есть свой собственный ландшафт, свои дороги и свой язык.

Это пространство целительно и для тела, и для психики. Ведь в нем каждый человек может встретиться со своей Душой, услышать голос и желания своего сердца.

Современная психотерапия хорошо знакома с воображением и законами его пространства. Это и работа с метафорическими картами, и кататимное переживание образов, и работа со снами в юнгианском подходе или при помощи dreamtending и многое другое. Со времен К. Г. Юнга проведено множество научных исследований и создано много эффективных практик и направлений для исцеления, основанных на силе и пространстве

  • Очень важно понимать, что простое фантазирование
    не является работой с управляемым воображением (!)

Для того, чтобы решить серьезную проблему, недостаточно просто фантазировать о том, как все само собой разрешается. К сожалению, само собой вообще крайне редко что-то происходит. Все изменения и трансформации становятся результатом усилий. Внутренняя работа, грамотно и серьезно проделанная в пространстве воображения, может дать значительные результаты.

Это и снятие тревоги и напряжения, и выход из стресса, и разрешение конфликтов, и выстраивание нового сценария жизни, гармонизация отношений в семье, и исцеление телесных заболеваний, и многое-многое другое.

Как правило, работа с образами включает в себя:

  • представление некоторого образа, отражающего актуальную ситуацию или проблему человека;
  • осознание связей этой ситуации с прошлым опытом человека и с системами, в которые он включен (семейная система, родовая система, культурная система);
  • выявление сценариев развития событий, паттернов поведения, блоков и ограничений, которые удерживают человека внутри травматичной ситуации;
  • коррекцию состояния, ситуации.

Условно можно выделить три ключевых шага в этой работе.

1). Осознание , что происходит и как человек создает эту ситуацию в своей жизни.

Часто бывает так, что в ситуации стресса человек не всегда видит, что происходит в его жизни на самом деле. В моменты сильных переживаний он склонен либо отстраниться от происходящего, либо закрывать глаза на какие-то важные аспекты, либо вытеснять происходящее в бессознательное. Так срабатывают защитные реакции, предохраняющие от восприятия, справиться с которым внутри человека не хватает ресурсов.

Работа с управляемым воображением позволяет на символическом или архетипическом уровне осознать и увидеть связи происходящего. При этом «взламывания» защиты не происходит, и работа идет абсолютно безопасно на том уровне, который подходит здесь и сейчас конкретному человеку.

С этой точки зрения работа с образами, символами и архетипами наиболее экологична и комфортна.

2). Понимание связей ситуации с другими областями жизни

Не бывает ситуаций, которые возникают в жизни из ниоткуда. Каждый человек является частью своей семейной системы, своей родовой системы, частью культуры. А также - частью своего опыта, своих переживаний травм, ошибок, побед и успехов.

Все события взаимосвязаны и являются одновременно следствием и причиной для всего происходящего. Для того, чтобы изменить сценарий, практически всегда важно обнаружить и скорректировать те связи, которые привели к негативной ситуации.

3). Исправление или изменение того, что необходимо изменить

Очень важно, чтобы все корректирующие воздействия проводились на необходимом и достаточном уровне с точки зрения готовности конкретного человека к таким изменениям. Профессиональный терапевт всегда будет выяснять, какие именно изменения человек готов принять в свою жизнь, какова цель данной конкретной работы.

Коррекция - изменение и гармонизация происходящего - будет происходить при помощи специальных методик, которые порекомендует психолог. Это может быть и прямая работа с телесными реакциями, и работа с рисунками, с метафорическими картами. Это может быть создание историй и сказок. А может быть - прямое изменение событийного ряда в тех образах, которые разворачиваются в воображении.

  • Почему при работе с управляемым воображением
    изменения потом происходят в реальной жизни?

Открытые в начале 90-х годов зеркальные нейроны помогают объяснить с точки зрения науки механизм того, каким образом и почему наш мозг не различает событий, реализовавшихся в реальности, от событий, происходящих в воображении.

Для человеческого сознания одинаково реальными будут и события в воображении, и события в той реальности, которую мы привычно считаем «настоящей».

Благодаря нейронным механизмам и особенностям функционирования мозга человек может учиться через подражание действиям других людей, мгновенно распознавать эмоции и правильно реагировать на них и так далее. И эту же способность мозга мы можем использовать для того, чтобы при помощи управляемого воображения корректировать сценарии собственной жизни:

  • завершать конфликты, которые трудно или невозможно разрешить в реальности;
  • прощаться и прощать тех, кого больше нет в нашей жизни;
  • выстраивать сценарии гармоничных отношений;
  • создавать карьерный успех;
  • прорабатывать внутренние барьеры и самоограничения.

Два стереотипа мешают эффективной работе с управляемым воображением.

    Стереотип о том, что «воображение - это несерьезно». Часто с работой воображения связывают сказки и истории.

    Это не совсем так. В наши дни истории часто становятся частью успешной терапевтической практики. Ведь сколько существует человеческая раса, столько существуют и истории, которые люди рассказывают себе и другим.

    На самом деле сказкам 2 миллиона лет. А образам, символам, которые приходят к нам во снах и грезах - еще больше.

    Доктор Стивен Айзенстат, архетипический психолог, ученик Д. Хиллмана, считает, что сновидит все живое на планете. Не только люди видят сны, но и все растения, животные, ландшафты и планета Земля встречаются в общем пространстве образов, в пространстве сновидений. Можно сказать, что искусству рождения образов в сновидениях - 2 миллиарда лет. Настолько древняя история у воображения и образов…

    Каждая судьба - это история жизни. В ней спрессован опыт человека, его эмоции, чувства, переживания. И - его преображение. И от того, как рассказать эту историю жизни, зависит, что будет происходить в ней дальше.

    Именно поэтому так эффективно работают методики со сказками и с метафорическими картами, в которых люди создают свои истории. Они помогают примириться с потерями, почувствовать новый вызов, увидеть новую мечту и найти смысл двигаться дальше.

    А еще такие истории дают надежду.

    Согласитесь, часто именно надежды нам не хватает, чтобы взять себя в руки и изменить то, что отравляет жизнь изо дня в день…

    Сказки и истории, которые мы рассказываем о себе и для себя, помогают преодолеть чувство беспомощности.

    Ведь создавая историю своей жизни - совместно с терапевтом или самостоятельно - человек ощущает себя творцом. И видит, как нить истории рождается его волей и намерением. И этот опыт можно перенести в реальную жизнь - создавая события в жизни так же, как и историю о ней.

    Так что, работа с воображением, с образами и снами - вовсе не открытие наших дней.

    Остальное находится в так называемой области бессознательного. Там хранятся наши инстинктивные реакции, ассоциативные связи, травмы, установки, эмоциональные заряды. Там же находятся наши ресурсы.

    Бессознательное - это огромный склад ресурсов, знаний, это инстанция, которая нас охраняет, работает круглосуточно, хранит весь наш опыт и интуицию и все наши способности. На каждую ситуацию у человека всегда есть ресурс, чтобы с нею справиться.

    Если сознание общается с нами на уровне речи - мысли и слова, то бессознательное общается с нами на уровне образов, символов, ощущений, эмоций. Мы получаем доступ туда при помощи своего воображения.

    Стереотип о том, что трансы, измененные состояния сознания - это нечто «пугающее и непонятное, этим занимаются маги, шаманы и гипнотизеры».

    В этом, конечно, есть доля истины. Но шаманский транс сильно отличается от так называемых бытовых трансов. И никакой магии в четко выстроенных алгоритмах работы с архетипами, со снами, с управляемым воображением и кататимным переживанием образов, нет.

    Это - эффективные, последовательные стратегии, которые помогают получить доступ к 100% своих внутренних ресурсов, синхронизировать работу обеих полушарий мозга. И именно за счет этого достичь исцеления или решения сложной жизненной ситуации.

Традиционно процессы логики и сознания связывают с левым полушарием, а процессы бессознательные, эмоции, принятие решений - связывают с правым полушарием. Каждое полушарие человека специализируется на своих видах восприятия, воспринимает мир по-своему.

Левое полушарие работает со словами и числами. Ему свойственно аналитическое мышление, линейные рассуждения. А правое полушарие - это наши образы и воображение, это предчувствия, интуиция, фантазии и способность к творчеству. Там живет наше воображение.

Для того, чтобы оба полушария работали синхронно и человек получил доступ ко всем своим ресурсам и возможностям на 100%, необходимо перейти в особое состояние. Такое состояние иногда называется трансовым.

Транс - состояние предельной концентрации внимания, максимальное погружение во внутренний мир и во внутренние процессы. Транс - это инструмент, который делает доступными ресурсы бессознательного.

Трансовые состояния являются частью природных, биологических ритмов, естественным образом встроенных в функционирование организма в процессе эволюции.

В повседневной жизни нам хорошо знакомы такие состояния.

  • Это и грезы наяву, и просоночное состояние, в котором мы находимся перед тем, как уснуть.
  • Это состояние, в котором мы иногда смотрим на мелькающий за окнами автомобиля или поезда пейзаж.
  • Это состояние молитвы или медитации.
  • Это инсайты и озарения, вдохновение и знаменитое «состояние потока», о котором писал М. Чиксентмихайя.
  • Это наблюдение за пламенем, повторяющиеся ритмичные действия (например, шитье, вязание).
  • Это состояние задумчивости во время фильма или чтения.

В науке существует понятие 90-минутного ритма активности, в течение которого примерно 80 минут - это обычное функционирование, а 10 минут - спонтанный транс.

В этом биоритме каждое полушарие по очереди достигает пика активности, а затем наступает момент синхронизации, в этот момент исчезает межполушарная ассиметрия.

И именно в этот момент синхронизации все ресурсы организма становятся доступны. Этот цикл продолжается и во время сна, и во время бодрствования, он похож на внутренние биологические часы человека, которые помогают наилучшим образом работать всему организму.

Некоторые виды работы с воображением связывают с измененными состояниями сознания и иногда называют трансами. Как правило, такие состояния характеризуются:

  • расслаблением тела;
  • спокойным и глубоким погружением в свой внутренний мир;
  • яркостью и значимостью переживаемых образов и историй, которые рождаются в воображении;
  • концентрации внимания на внутренних образах;
  • снижением остроты восприятия внешних объектов.

Они полностью безопасны и целительны для всей телесной системы человека.

Расслабление - это не какое-то занятие. Расслабление - естественная реакция, которой Вы просто позволяете происходить. Когда Вы перестаете напрягаться - остается расслабление.
Джоэль и Мищель Леви. «Медитация без мистификаций»

При работе с кататимным переживанием образов, с медитативными трансами, при работе с управляемым воображением клиенты в 99% случаев отмечают снижение тревожности и напряжения, состояние внутреннего покоя и гармонии. Часто во время такой работы они получают инсайты, лучшее понимание происходящего в их жизни и осознание верных решений.

Психотерапия дает нам все больше подтверждений воздействия внутренних образов на нашу физическую оболочку.
Рудигер Дальке. «Чудо воображения»

По мнению С. Гиллигена, одного из учеников М. Эрикссона, в этом состоянии наши самопроявления не требуют усилий - образы и решения приходят как будто сами собой. А мы находимся в состоянии переживающего участия, когда мы погружены в свои реальные ощущения, а не в идеи о них. Именно этот момент и позволяет нам изменять свои паттерны поведения, убирать блоки и мешающие установки из подсознания.

Фактически, во время такой работы терапевт предлагает клиенту сосредоточить внимание на своем внутреннем мире. И посредством символов и образов совершить путешествие в своем воображении. При такой работе мозг перестает обрабатывать миллионы сигналов от внешнего мира, переключается от «мыслеговорилки» на решение актуального вопроса. И эта сосредоточенность на главном, на том, что волнует человека, приводит к тому, что находится наилучшее решение именно для него.

Как считает Дэниэл Гоулман, внимание - это мускул, который требует постоянной тренировки. Работа с воображением обеспечивает такую тренировку.

Измененные состояния сознания и работа с воображением помогают быстро восстановить силы после высоких нагрузок и в состоянии стресса, ускорить выздоровление после операций и тяжелых соматических заболеваний, выходить из тяжелых психологических состояний.

Кроме того, состояние отдыха и расслабления, состояние полноты жизненных сил и внутренней энергии чрезвычайно приятно само по себе. Немного найдется таких медицинских препаратов и психологических инструментов, которые были бы одинаково эффективны и приятны.

ВООБРАЖЕНИЕ = УДОВОЛЬСТВИЕ + РЕШЕНИЕ

Тренируя свое воображение, осваивая методы управляемого воображения при помощи психотерапевта или самостоятельно, Вы будете значительно улучшать качество Вашей жизни и приближать свою мечту к реальности.

Может ли наше воображение создавать объективную реальность? Если мы не являемся приверженцами магических и волшебных искусств и стоим всеми имеющимися ногами на земле, считая себя материалистами, то, отвечая на поставленный выше вопрос, мы, скорее всего, скажем - нет. При этом основными нашими аргументами будут научные знания, согласно которым - это то, что существует независимо от нас, нашего сознания и воображения.

Следовательно, сколько ни воображай перед собой чемодан, набитый деньгами, он не появится. Максимум, что мы можем делать посредством воображения - это создавать чисто умозрительные образы, в том числе фантастического характера. Для того чтобы наше воображение сотворило что-то во плоти, необходимо использование рук и соответствующих инструментов.

Все вроде бы так, но если копнуть глубже, все выглядит не так однозначно, как это может показаться на первый взгляд. Оказывается, существуют объективно реальные явления, которые мы создаем исключительно силой своего воображения.

Рассмотрим несколько наглядных примеров, и начну я с явлений космического масштаба - созвездий. На первый взгляд нам кажется, что созвездия - это объективные явления, которые существуют независимо от нас как познающих субъектов. Но если мы достаточно внимательно исследуем процесс видения созвездий, то поймем, что в основе всех созвездий лежит наше воображение. Посудите сами: любое созвездие на небе - это некоторое количество звезд, соединенных воображаемыми линиями в определенную конфигурацию.

Линии, которые соединяют звезды в созвездие, невозможно увидеть воочию, их можно только представить или вообразить. Поэтому для того чтобы увидеть созвездия, недостаточно простого зрения, необходима, с одной стороны, способность к воображению, а с другой стороны, нужно еще пройти обучение астрологии или астрономии. В процессе обучения мы, глядя на рисунки созвездий, запоминаем их наглядные образы, которые потом, при разглядывании звездного неба, спонтанно возникают в нашем сознании. Таким образом, не имея способности воображения и не зная астрологии или астрономии, невозможно увидеть созвездия. В таком случае мы видели бы простое хаотическое скопление ярких точек - звезд, и ничего более.

Как же возникли созвездия? Очевидно, в древности, в сознании того или иного астролога при рассматривании звездного неба возникали воображаемые зрительные образы, которые ассоциировались с тем или иным реальным или мифическим существом. Этим образам были даны определенные названия, затем к ним искусственно, без каких-либо разумных доказательств, астрологи приписали те или иные качества и свойства. приписали одни качества, созвездию Стрельца - другие. Планете Марс приписали мужские качества, а планете Венера - женские. Таким образом возник искусственный, воображаемый мир, где звезды и созвездия стали «управлять» нашим материальным миром, влияя на судьбы людей и народов.

В дополнение к вышесказанному можно сказать, что наше воображение создает даже такие крупнейшие водные объекты как океаны, так как в реальности нет никаких границ, которые делили бы Мировой океан на отдельные океаны. Все границы созданы исключительно человеческим воображением. Для этого достаточно посмотреть на карту. Внизу, например, показаны границы Тихого и Атлантического океанов.

В следующем примере рассмотрим такие известные объективные явления, как восход и закат Солнца. На первый взгляд нам кажется, что эти природные явления существуют независимо от нашего сознания. Но на самом деле это не так. Представьте, что три наблюдателя в одно и то же время смотрят на Солнце из трех различных точек пространства.

Один наблюдатель, находясь, например, в Японии, может видеть закат Солнца. Другой наблюдатель, находясь в Европе, в то же самое время может видеть восход. Третий наблюдатель, находясь, например, в далеком космосе, будет в то же самое время видеть Солнце, находящееся вне процесса восхода или заката.

Так как Солнце само по себе не может в одно и то же время находиться в трех противоречащих друг другу состояниях, то получается, что явление восхода и заката Солнца существует только в сознании и воображении наблюдателей, находящихся в различных точках пространства. Следовательно, без субъекта познания не может быть и объективного явления - восхода или заката Солнца.

На мой взгляд, вышесказанного уже достаточно, чтобы сделать обоснованный вывод о том, что наше воображение может в тех или иных случаях создавать объективную реальность. Если кому-то этого недостаточно, то можно идти дальше и привести более сложное доказательство, основанное на известных науке случаях ментальной «слепоты». Она проявляется в тех парадоксальных ситуациях, когда мы в какой-то момент не видим то, на что смотрим, не слышим то, что слушаем, не чувствуем то, что трогаем и т.д. Я думаю, что каждый человек хоть раз сталкивался с таким феноменом, так как он лежит, например, в основе фокусов, иллюзий, мошенничества и т.п. Известным случаем здесь является научный эксперимент, когда зрители баскетбольного матча не видели человека, одетого в несмотря на то, что он периодически выбегал на спортивное поле и находился в поле зрения зрителей.

Во всех этих случаях наши органы чувств на физиологическом уровне функционируют нормально, но отсутствует по каким-либо причинам способность создавать образ объекта или явления. В науке этот феномен носит название «слепота невнимания» или «перцептивная слепота». Считается, что это неспособность обращать внимание на какой-либо объект, которая не относится к проблемам со зрением и носит исключительно психологический характер.

Рассмотрим конкретные примеры. Возьмем, в частности, такие объективные явления, как футбол или шахматы.

На первый взгляд нам может показаться, что для того, чтобы видеть игру, нам достаточно простого зрения. На самом деле это не так. Есть ситуация, когда мы можем смотреть на игру, но не видеть ее. Для того чтобы понять, как такое возможно, рассмотрим ситуацию, когда мы не знаем правил футбола или шахмат.

Очевидно, в этом случае мы будем видеть бегающих по полю людей или стоящие на доске шахматные фигуры, но саму игру мы не увидим до тех пор, пока не поймем правил игры. Это я знаю по себе, так как для меня такой «невидимой» игрой до сих пор является бейсбол. Когда я смотрю эту игру, то я вижу лишь игроков, бьющих палкой по мячу, и тех, кто этот мяч ловит. Но я не вижу самой игры, так как не понимаю ее сути, которая заключается в правилах игры.

Таким образом, чтобы увидеть бейсбол, футбол, хоккей и т.п., необходимо не только нормальное зрение, но и знание правил игры. В свою очередь, правила невозможно увидеть простым зрением, для этого нам необходимо использовать воображение, которое выстраивает умозрительную картину, где игроки (шахматные фигуры) разводятся по разным командам, и у каждого игрока (фигуры) появляется своя функция. Таким же умозрительным способом мы видим цель игры - забить гол или поставить противнику мат.

Отсюда со всей справедливостью можно сказать, что объективно игра существует только тогда, когда игроки своими интеллектуальными и физическими действиями "оживляют" эти правила. Причем если игроки очень часто будут нарушать, например, правила игры в футбол, то игры как таковой не будет. В этом случае на футбольном поле будут бегать игроки, но самого футбола уже не будет. То же самое относится к любой игре.

Отсюда выходит, что воображение необходимо, с одной стороны, для того, чтобы создавать объективные явления, с другой стороны, - для того чтобы видеть их. Если нет воображения, то нет возможности создавать наглядный образ или представление.

Поэтому ментальная слепота в первую очередь проявляется у детей, так как у них только начинает формироваться сознание и способность создавать те или иные образы.

Как правило, дети не видят того, что видят взрослые, обучающие их, пока не приобретут соответствующие знания. Например, дети до не могут видеть часы как объект, даже если будут смотреть на них. Дело в том, что у них нет еще соответствующего образа и понятия, которые могут появиться только в процессе обучения и при наличии необходимых умственных способностей.

Когда ребенок, наконец, будет видеть часы как объект, выделяя их из общего фона, он, до определенного возраста, не сможет видеть время, которое показывают часы, так как у него нет еще необходимого знания, которое проявляется в способности воображать время. Ведь время невозможно увидеть воочию.

Если у ребенка нет еще необходимой способности к воображению, то никакое обучение не приведет его к видению времени. Это длиться до тех пор, пока мышление не будет способно формировать необходимые для этого ментальные образы. Отсюда понятно, почему ребенок, например, может бесстрашно играть с боевой гранатой, бросая ее в костер. Дело в том, что он не видит боевой гранаты, так как у него нет еще соответствующего знания и наглядного образа. Он видит лишь какую-то интересную вещь и не более того.

Нечто подобное может происходить и со старыми людьми, так как у них в некоторых случаях разрушается способность создавать наглядные образы и понятия, причем, чем сложнее эти образы и понятия, тем труднее разуму их формировать. Можно сказать, что именно из-за этого возникает старческое слабоумие, когда человек, несмотря на хорошее зрение, слух и т.п., перестает осмысленно воспринимать то, что раньше он легко воспринимал. Сознание такого человека деградирует, и он, можно сказать, постепенно превращается в ребенка. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

У взрослых здоровых людей также возникает состояние ментальной слепоты. Причем она ярко проявляется в отношениях между мужчинами и женщинами, так как существует типично женская ментальная слепота, а есть типично мужская, когда некоторые объекты и явления быстрее и легче различают (узнают) мужчины, а некоторые женщины. Это связано с тем, что понятийные сферы мышления мужчины и женщины формируются по-разному и могут не совпадать по некоторым параметрам. Особенно это было заметно раньше, когда мужское и женское воспитание принципиально отличались друг от друга. Поэтому мужчины нередко удивляются, когда сталкиваются с женской слепотой в вопросах, касающихся, например, автомобилей, оружия или спорта. Женщины, наоборот, удивляются тому, насколько многие мужчины по-детски слепы и наивны в вопросах, касающихся, например, цветов одежды, драгоценностей и т.п.

Это можно объяснить тем, что у мужчин, как правило, нет многих наглядных образов, которые есть у женщин, и наоборот. Например, большинство мужчин, рассматривая орхидею-каттлею, не увидели бы ее, так как у них в сознании, скорее всего, нет соответствующего наглядного образа. Поэтому они увидели бы только то, о чем имеют представление - просто цветы. И наоборот, большинство женщин не увидели бы Мерседес GLR класса, так как у них нет нужного наглядного образа. Они, скорее всего, увидели бы просто легковой автомобиль. Некоторые увидели бы Мерседес, благодаря знанию известного всем символа. Не будь этого символа, я думаю, некоторые женщины не смогли бы дать правильное определение автомобилю.

Из вышесказанного следует, что для того, чтобы увидеть объективную реальность в виде, например, орхидеи или автомобиля, необходима способность воображения и наличие необходимых наглядных образов. Без этого мы можем сколько угодно смотреть на объект, но не видеть его.

На мой взгляд, этого уже достаточно, чтобы, с одной стороны, сделать обоснованный вывод о том, что способность воображения может в определенных ситуациях творить объективную реальность. С другой стороны, можно сделать вывод, что у есть определенные основания для того, чтобы считать свои идейные концепции правомерными.

Навести Лютика? – предложил Геральт, услышав, что Регису придется покинуть Туссент на неопределенное время из-за нарушения вампирского кодекса. – Он точно будет рад узнать, что ты жив. Травник помедлил, а потом покачал головой. Предложение старого друга было более чем заманчивым, но… после Тесхам Мутна воля Региса оказалась надломлена. Он достаточно восстановил самообладание, чтобы спокойно смотреть на самого Геральта и на окружающих людей, но к Лютику и раньше питал некоторую слабость и опасался своей реакции. И дело было не в том, что кровь барда была объективно лучше чьей-либо другой, скорее в особой симпатии вампира к нелепому, тщеславному, обладающему, наверное, сотней недостатков, но доброму и все равно милому Лютику. - Что так? – удивился ведьмак. – Мне казалось, дружеская поддержка сейчас будет кстати. Прости, если лезу не в свое дело. - Тебе не за что извиняться, друг мой, - в своей манере мягко улыбнулся Эмиель. – Наоборот, я благодарен тебе за беспокойство, и чуть позже, думаю, воспользуюсь твоим советом. Просто сейчас для этого не время. Геральт пожал плечами, принимая туманное объяснение. Он мало что понял, но предпочел не допытываться. В конце концов, это было личное. Как и отношение Региса к Лютику вообще. *** Вампир выжидал больше месяца, пока наконец не направился в Новиград. За это время, как он полагал, его воля окрепла достаточно, чтобы удержать в узде и жажду крови, и другие желания, имеющие отношение к одному знаменитому барду. *** - Регис?... – Лютик так и замер с открытым ртом, увидев его на пороге своего кабаре, когда смотрел очередную репетицию. – Но… ты же… - Как видишь, мой дорогой друг, я явился к тебе неожиданной, но, надеюсь, приятной вестью, - вампир чуть улыбнулся и наклонил голову. Он успел представить себе реакцию менестреля, и была она именно такой, как и ожидалось, от изумления на лице до шапочки с пером. – Прошу прощения, что не смог предупредить о своем визите, но боюсь, ты не поверил бы, если бы получил от меня письмо. - Регис! – Лютик отмер и бросился к нему, и чуть не расплакался, крепко обнимая. Эмиель осторожно приобнял его, чуть поглаживая по спине, мягко улыбаясь. Теплый и безумно эмоциональный Лютик… – Ты жив! Как… как это? Почему ты пришел только сейчас? Что с тобой было? А Геральт в курсе, что ты воскрес? - Я все расскажу, но история это долгая, - пообещал вампир, улучив момент, чтобы вставить слово между вопросами, льющимися с губ барда. – Боюсь, нам не обойтись без пары вечеров за мандрагоровой настойкой. - Тогда что же мы стоим? – наконец отпустил его Лютик и смахнул слезы радости. – Пойдем наверх! Любопытство обязательно погубит меня, если я немедленно не услышу хоть часть этой долгой истории! - Тебе бывает невозможно отказать, так что я в твоем полном распоряжении, - травник тихо засмеялся, позволяя увлечь себя вверх по лестнице под недоуменные взгляды танцовщиц, на которых бард разом перестал обращать внимание. Присутствие Лютика само по себе дарило некое чувство, напоминающее счастье или эйфорию, особенно после вынужденного… воздержания. Чувство всколыхнуло старательно сдерживаемые порывы, столь естественные для вампира. И Региса кольнуло сомнение – не мало ли он выждал, прежде чем направиться в Новиград. *** - Почему ты так долго ждал, прежде чем навестить меня? – осторожно поинтересовался бард, когда на третий вечер рассказ Эмиеля все же подошел к концу, как и повествование Лютика о собственных приключениях. – Это… - он замялся, но мандрагоровая настойка отлично развязывала его и без того болтливый язык, - как-то связано с тем, как ты на меня смотришь? Регис вздрогнул и отвел взгляд, который становился слишком уж пристальным и, возможно, жарким. Он-то позволял себе разглядывать Лютика, едва сдерживая желания, теша себя тем, что самовлюбленный бард наверняка ничего не заметит. Но Лютик видел полный какого-то странного жара взгляд, направленный на него. И под этим взглядом даже ему, привыкшему ко вниманию, становилось неловко. На трезвую голову бард несомненно сделал бы вид, что ничего не замечает. Не решился бы спрашивать прямо, потому что краем сознания все-таки понимал, к какому ответу все это может привести. Но алкоголь не давал удержать в узде природное любопытство. Регис отвел глаза, обдумывая ответ. Лютик нервно кусал губы в ожидании. - Связано, но не только с тем, о чем ты, несомненно, уже подумал, - не поднимая взгляд, проговорил наконец травник. – Виной тому так же и моя природа. - Поясни? – менестрель недоуменно вскинул брови, не совсем понимая, как относятся друг к другу вампиризм и… неоднозначные взгляды. Эмиель несчастно выдохнул. Он надеялся избежать этого разговора, но врать Лютику не мог. Да и, быть может, лучше ему было знать правду… даже если дружба на этом быстро закончится. - Видишь ли, особая привязанность к кому-либо может породить у вампира несколько повышенную жажду крови. Кровь объекта… кхм… вожделения, - подобрал вампир достаточно подходящее слово, - вызывает более сильные чувства, чем, например, обычно привык сдерживать я. Я выжидал, пока перестану быть для тебя опасен. После всего случившегося мне требовалось время, чтобы обрести самоконтроль. - И… у тебя получилось? – все еще немного нервно спросил поэт. – Получилось больше не хотеть моей крови? - Нет, - ответил Регис, все так же не поднимая головы. – Не хотеть – невозможно. Но я ни за что не причиню тебе вреда. Никаким образом, поверь... – впрочем, он не ждал, что Лютику хватит смелости ему немедленно поверить. Бард вздохнул, придвинувшись ближе. Может, все и утверждали, что он любит лишь себя, но такая сцена не могла его не трогать. Регис готов был страдать сам, только бы пальцем его не тронуть. Черт, да мало кто делал для Лютика что-то более значительное! Разве что Геральт, но это было совсем иное… - Я тебе верю, - касаясь чуть подрагивающих рук травника, тихо проговорил менестрель, пытаясь поймать его взгляд. – Даже если ты… не сможешь сдержаться, - выдохнул он. Вампир поднял глаза, по-прежнему полные странного чувства, в котором Лютик теперь мог распознать желание. Когда Регис коснулся его щеки тыльной стороной ладони, бард невольно вздрогнул. - Не искушай, - с мягкой полуулыбкой проговорил вампир. – Ты боишься. - Разве что чуть-чуть, - попытался храбриться Лютик. На деле ему было аж стыдно за собственную трусость. Ведь не съест же его Регис… наверное… Но Лютик вовсе не привык к таким взглядам – хотя бы потому, что обычно его одаривали «вожделением», как выразился Эмиель, лишь хорошенькие и не очень женщины. Не то, чтобы поэта шокировал сам факт, но никогда прежде ему не приходилось видеть страсть к себе в глазах мужчины. И вампира тем более. Регис осторожно провел кончиками пальцев по его шее, заставив менестреля зажмуриться, хоть тот и не отстранился. – Но лучше сделай что-нибудь, пока я не испугался окончательно. Эмиель усмехнулся. Да уж, Лютик скорее сам себя напугает. А это совсем не на пользу их… дружеским отношениям, верно? Вампир наклонился ближе и приник к его губам, мягко и нежно целуя. Бард выдохнул и даже попытался несмело ответить. Реальность оказалась ласковее и приятнее, чем он ожидал, а от этого страх быстро уступал место любопытству. Лютик потянулся сам, осторожно обнимая Региса, на что тот не замедлил мягко прижать его к себе, все еще не до конца веря в согласие менестреля. Но Лютик развеял сомнения, когда, на несколько секунд оторвавшись и будто задумавшись, поцеловал уже сам, с все таким же осторожным интересом. Поцелуи Региса сместились на щеку, ушко, коснулись шеи… и бард вздрогнул снова, напрягаясь в его руках. - Что такое? – вампир поднял голову, чтобы поймать взгляд менестреля, ласково касаясь его шеи кончиками пальцев, усилием воли приглушая жажду. - Лучше бы ты меня все-таки укусил… - пробормотал Юлиан, старательно отводя глаза. - Лютик… - Ты же знаешь, у меня очень живое воображение… - поежился поэт. – Уверен, то, что я невольно себе представляю, намного хуже реальности. А ты все равно хочешь моей крови, и… может, так будет лучше? - Это больно, - попытался отрезвить и его, и себя вампир. Сдерживаться было трудно и без готового поддаться барда. – А я обещал, что вреда тебе не причиню. - Я понимаю, - Лютик закусил нижнюю губу, встретившись с Регисом взглядом, полным мольбы и неуверенности. – Но я очень не хочу тебя бояться. А сделать с этим ничего не могу. Самоконтроль вампира под этим взглядом медленно таял. Останавливало то, что Лютик не знал, о чем просит. Впрочем, он мог вообразить себе и пострашнее, это вообще свойственно людям, тем более чувствительному барду… Жажда становилась все отчетливее… Регис наклонился к шее менестреля, поцеловал, медленно провел по ней языком, борясь с соблазном. Лютик совершенно замер, то ли доверчиво, то ли испуганно… Сопротивляться жажде больше не было никакой возможности. Даже зная, к чему это может привести для него, Эмиель не мог отказать поэту в его просьбе, пусть и глупой, но такой… заманчивой. Вампир медленно и аккуратно погрузил клыки в шею менестреля. Сладкая кровь, которой он так сильно желал, тут же попыталась вскружить ему голову. Так трудно удержаться… Но он обещал, что не причинит вреда. Лютик вцепился в плечи вампира, приоткрыв рот, чтобы вскрикнуть, но что-то неведомое его удержало. Будто в эту минуту вместе с прокатившейся по телу одурманивающей слабостью бард лишился и голоса. Если бы не эта слабость, Лютик непременно дернулся бы, инстинктивно пытаясь уйти от боли, и навредил сам себе. «Как… предусмотрительно» - пришло в голову поэта, несмотря на его положение. И да, было больно и немного пугающе, но по сравнению с тем, что мог себе представить бард, не так уж и страшно… Регис медленно отстранился, слизнув с ран от клыков капельки крови. Кто бы знал, чего ему стоило попробовать совсем немного… А хотелось намного больше. Только вот вампир отчетливо понимал, чем это кончится. Чем это могло кончиться и сейчас, будь его воля хоть немного слабее. Он быстро достал из торбы, которая всегда была при нем, все, что нужно, чтобы перевязать шею барда. Лютик тихонько охал, приходя в себя, но ничего не говорил. Не мог найти подходящих слов, несмотря на свой необыкновенно болтливый язык… Когда с перевязкой было покончено, их взгляды вновь встретились. - Прости… - полным сожаления голосом проговорил вампир. - Регис… - Лютик наконец отмер и потянулся было к нему, но тот уже превратился в туман. – Регис! – вампир растворился, вылетев в окно, оставляя барда в смятении. *** - У тебя уже был наш воскресший друг? – спросил Геральт. В очередной раз посещая Новиград, он не упустил случая заглянуть к Лютику. - Да, - Геральту показалось, что бард как-то неловко потупился. – Не так давно… - Лютик… - с подозрением нахмурился ведьмак. – Ты мне что-то недоговариваешь. - Ну… раз уж ты сам затронул эту тему, я хотел попросить тебя найти Региса и убедиться, что с ним все в порядке, - вздохнул поэт. - Так… - взгляд ведьмака стал еще тяжелее, и Геральт скрестил руки на груди. – Что у вас тут случилось? - Регис меня укусил, - скороговоркой произнес Юлиан, очень старательно не поднимая глаз. - Что? – ведьмак аж рот открыл. Он не мог представить, чтобы Регис, успешно державшийся невероятное по человеческим меркам количество лет, вдруг сорвался из-за… впрочем, это же был чертов Лютик, с которым все и всегда шло наперекосяк! - Я сам его вынудил, - бард еще ниже опустил голову. – И обстоятельства… Я не буду рассказывать тебе обстоятельства! – вдруг нервно заявил он, кажется, даже немного смутившись, хотя на этом свете барда до этого, кажется, ничего особенно не смущало. - Да плевать мне на твои обстоятельства! – рыкнул Геральт. – Ты хоть сам понял, что натворил?! Ты же знал, что у него раньше были проблемы с этим! А если все начнется снова?! Какого хрена, Лютик?! - Понял… - полным отчаяния голосом, будто признаваясь в самом страшном, ответил поэт, совсем поникнув. – Наутро, когда протрезвел. Пожалуйста, Геральт, поверь, я осознаю, что сделал. И что я легкомысленное, безответственное, эгоистичное трусло. Я просто прошу тебя убедиться, что с Регисом все хорошо, а потом можешь вернуться и наорать на меня еще раз. Ладно? Ведьмак хотел добавить что-то еще, но менестрель принял такой жалкий вид, что в голове Геральта всплывало только: «Лежачего не бьют». Чертыхнувшись, он направился к выходу: - Не будь ты моим другом, Лютик… - Я знаю… - перебил его поэт. – Спасибо. Ведьмак только кивнул. Рассиживаться ему вновь стало некогда. *** Найти Региса оказалось даже слишком просто – очевидно, потому что тот сам решил показаться Геральту, хотя ведьмак не ожидал справиться с задачей так быстро. Выглядел вампир, надо сказать, немногим лучше Лютика. Тоже подавленный и отводящий взгляд с самым виноватым видом. - Как ты? – осторожно спросил Геральт, внимательно присматриваясь к другу. – Лютик сказал мне то, что вызывает у меня беспокойство. - Мне приятно твое беспокойство, мой друг, - Эмиель вымученно улыбнулся. – Но я не опасен, не волнуйся. По крайней мере, не для тебя. Ведьмак с облегчением выдохнул. Кажется, самых страшных последствий Регису удалось избежать. Но сложно было сказать, чтобы самого вампира это радовало. - Что у вас там случилось? – тихо поинтересовался ведьмак. – Лютик на себя не похож, да и ты будто сделал что-то страшное, хотя он вполне жив и здоров. - Боюсь, моя откровенность не понравится тебе, Геральт, - травник покачал головой, вздохнув. – Пожалуйста, позволь мне не посвящать тебя. Не принимай это за недоверие, просто тебе может понадобиться на обдумывание какое-то время. А я не хотел бы сейчас же лишиться твоего общества, если так и будет. - Как хочешь, - покорно согласился ведьмак. – Но я могу еще кое-что спросить? - Конечно, - Регис благосклонно кивнул. - Ты сказал, что не опасен для меня. А для кого-то другого? - Профессиональное любопытство? – вампир чуть заметно усмехнулся. – Только для очень конкретного другого. И я не уверен, что мне стоит приближаться к нему, даже когда опасность минует. - Мда… - Геральт задумчиво выдохнул. – Знаешь, Лютик, конечно, дурень еще тот… Но он мало за кого переживает так глубоко и неподдельно, как сейчас за тебя. Какую бы глупость он ни натворил, каким бы он ни был, по его же выражению, «легкомысленным, безответственным и эгоистичным труслом», тебе стоит с ним поговорить, когда, как ты сказал, минует опасность. Эмиель внезапно улыбнулся, прикрыв глаза ладонью, услышав такую красочную характеристику, которую не мог не запомнить даже ведьмак, слышавший о своем друге всякое. Лютик, милый и добрый Лютик винил в произошедшем только себя. И страдал не от отвращения или страха перед вампирской сущностью Региса или его особой привязанностью, а от того, как повел себя, как попытался преодолеть собственную живую фантазию за его, Региса, счет. Хотя вампиру, прямо сказать, не то, чтобы не понравилось. - Спасибо, Геральт. Я думаю, что чуть позже воспользуюсь твоим советом. Ведьмак с облегчением вздохнул. Судя по улыбке вампира, почти счастливой, все скоро наладится. И беспокоиться уже не о чем. - Регис, - хитро усмехнулся Геральт. – А что ж у нас с тобой разговор уже в который раз сходится на Лютике? - Всему виной сложные биохимические реакции, друг мой, которые люди зовут чувствами и эмоциями, - ответил Эмиель тоном ученого. Ведьмак только хмыкнул в ответ. Не так уж много времени ему требовалось бы на осознание откровенности вампира, но смущать друга он совсем не хотел. *** - Лютик, - знакомый тихий и мягкий голос коснулся ушей задремавшего над отчетной книгой своего кабаре барда. Поэт недоуменно моргнул, просыпаясь, поднял голову и сфокусировал взгляд в нужном направлении. А сделав это, ахнул и бросился на шею к своему полуночному гостю: - Регис! - У тебя начинает входить в привычку так меня встречать, - мягко улыбнулся вампир. - Прости меня, - сбивчиво выпалил Лютик, с надеждой поймав взгляд Эмиеля. – За то, что я такой идиот, и за мою просьбу, и… за все разом. Я вообще не думал, чем это может для тебя обернуться. Ни о ком, кроме себя, как всегда… - менестрель почти всхлипнул, отводя глаза. - Ну-ну, - поспешил успокоить его Регис, прижимая к себе. – Все обошлось. - То есть, совсем обошлось? – осторожно произнес бард. - Мммм… Не скажу, чтобы у меня усилилась жажда крови вообще, - отведя взгляд, пояснил вампир. – Чего не скажешь о конкретно твоей крови. Но я не пришел бы, если бы не был способен держать себя в руках. - Прости… - Лютик уткнулся лбом в плечо травника. Поэт уже и вспомнить не мог, когда ему было так стыдно. Он вовсе не хотел подвергать волю Региса дополнительному испытанию, только чтобы быть рядом. «Я идиот». - И ты меня, - тихо ответил вампир. – Я сомневался, что ты захочешь снова увидеться со мной после произошедшего. - Почему? – бард удивленно поднял голову. – Это моя вина, не твоя. И… не так уж ужасно это было, - Лютик прикусил нижнюю губу. – Не то, чтобы я горел желанием это повторить, но даже если такое случится снова, то не отобьет у меня охоту тебя видеть. В конце концов, это же я пробудил у тебя такое… желание, - бард неловко повел плечами. – Будет честно, если я понесу за это какую-нибудь ответственность. Регис мягко и ласково улыбнулся, встретившись взглядом с Лютиком и коснувшись ладонью его щеки, с радостью отмечая, что в этот раз бард ничуть не дрогнул, лишь уголки его губ приподнялись в ответной улыбке. - Мое желание касается не только твой крови, - напомнил Эмиель. - Думаю, что и это не так страшно, как мне кажется, - ответил менестрель уже практически безмятежно. - Так выходит, дорогой мой, - в этот раз Регис решил не добавлять «друг», - что мне нравится развеивать твои страхи.

Воображение – это свойство психики создавать образы в сознании. Все процессы, которые протекают в образах, называются воображениями. Воображение как психический процесс составляет наглядно-образное мышление, благодаря которому человек может ориентироваться, искать решение задач без прямого вмешательства практических действий. Этот процесс очень существенен, особенно, в случаях, когда неисполнимо или затруднительно осуществить нужное практическое действие, или оно просто нецелесообразное.

Данный процесс отображает окружающий мир человека на высших психических уровнях. Самое популярное определение воображения – психический процесс, суть которого заключается в создании новых уникальных образов, через переработку воспринятого материала представлений, которые поступили с предшествующим опытом. Также оно рассматривается, как явление, как способность и как специфичная деятельность субъекта. Данный процесс имеет сложную функциональную структуру, поэтому Выготский определял его, как психологическую систему.

Функция воображения свойственна только человеку и имеет определенное значение в специфической профессиональной деятельности человека. Перед тем как приняться к исполнению определенной деятельности, он, воображает, какой вид будет в этого предмета и мысленно создает алгоритм действий. Таким образом, человек заранее конструирует образ будущего предмета или конечный результат деятельности. Развитое творческое представление играет великую роль в творческих профессиях. Благодаря, своим развитым творческим способностям люди зарабатывают большие деньги.

Существует несколько видов воображения: активное (произвольное), пассивное (непроизвольное), воссоздающее, творческое.

Воображение в психологии

Воображение является процессом познания окружающего мира. Внешний мир как будто отпечатывается в подсознании человека. Благодаря этому человек способен вспоминать давние и недавние события, программировать, представлять будущее. Часто данный процесс называют способностью представить себе в мыслях отсутствующие предметы, удержать их образ, манипулировать им в сознании. Иногда его смешивают с , но действительно это два разных психических процесса.

Воображение имеет свойство создавать образы, основываясь на памяти, а не на информации внешнего мира. Оно менее реальное, потому что имеет в себе компонент фантазии и мечты. Даже у самых прагматичных, скептических, занудных людей присутствует воображение. Человека, совершенно лишившегося такой функции приставить себе невозможно. Поведение этих людей управляется их принципами, логикой, фактами, они всегда делают все по правилам. Но сказать, что у них напрочь отсутствует творческое мышление или они никогда не мечтают, очень неправильно. Просто это такой тип людей, в которых эти процессы недостаточно развиты или они ими не пользуются, или не умеют пользоваться. Часто такие люди имеют монотонную типичную жизнь, которая каждый день повторяется одинаково и они действуют по определенному алгоритму, считая, что на большее у них нет времени. Таких людей, на самом деле, очень жаль, поскольку, их жизнь скучна, они не используют те способности, которые даны им природой. Творческое воображение делает из людей индивидуальных, неповторяющихся личностей.

Воображение как психический процесс имеет определенные функции, которые помогают человеку стать особенным.

Познавательная функция содержится в расширении кругозора человека, получении им знаний, конструировании поведения человека в неопределенной ситуации, руководясь догадками и соображениями.

Функция прогнозирования предполагает, что свойства воображения помогают человеку представить конечный результат при незавершенном действии. Именно эта функция способствует формированию у людей мечтаний и грез.

Функция понимания отображается в возможности человека предположить, что сейчас переживает человек, какие эмоции его переполняют, какие чувства испытывает. Сходной к этой функции есть состояние эмпатии, когда человек способен проникнуть в мир другого и понять, что того волнует.

Функция защиты предполагает, что прогнозируя будущие события, раздумывая над ходом действий и следствий этих действий, человек может предупредить неприятности, оградить себя от возможных проблем.

Функция саморазвития отображается в способности человека к фантазированию, придумыванию и творению.

Функция воспоминания выражается в способности человека вспомнить минувшие события, воссоздать в голове кадры прошлого. Оно сохраняется в виде образов и представлений.

Вышеперечисленные функции не всегда выражаются в полной мере у всех людей. У каждой личности доминирует определенная функция, которая часто определяет характер и поведение человека. Чтобы понять, как создаются образы и представления, необходимо проследить основные пути их создания. Каждый путь – это сложный многоуровневый психический процесс.

Агглютинация – это создание нереальных, совершенно новых, сказочных объектов или явлений, что появляются под воздействием свойств и внешнего вида какого-то существующего предмета, оценивая и анализируя свойства которого человек создает предмет ему подобный. То есть существует исходный предмет, на основе которого формируется прототип. Такой прием очень популярен в создании сказок или мифов.

Акцентирование – это процесс фиксирования на одной доминирующей характеристике, выделенной в каком-то объекте (человек, предмет, деятельность, явление) и ее гиперболизация. Акцентирование часто применяют в своих работах художники в создании шаржей и карикатур.

Типизация – это процесс выделения основных характеристик в нескольких объектах, и сотворении из них образа, совершенно нового, но имеющего в себе частичку каждого из них. С помощью такого приема создаются литературные герои, персонажи.

Все вышеперечисленные приемы воображения активно применяются в психологии, творчестве, даже научной деятельности. Например, в медицине, создают новые лекарства на основе уже имеющихся. Также современная техника, электроника, гаджеты, изобретения разрабатывались на базе существующих ранее знаний, схем, теорий и умений. Собрав из них самую главную информацию, переработав ее, ученые получают совершенно новый продукт. Если бы у людей отсутствовало воображение, человечество ни смогло бы прогрессировать во всех сферах и видах деятельности.

Воображение как психический процесс предполагает создание новых образов, основываясь на имеющемся существующем опыте. Идеи, проявляемые в изображениях в голове человека пока не начали воплощаться в жизнь, не существуют, но есть вероятность, что в будущем они смогут быть воплощены в жизнь. Данный процесс основывается на переформулировке сведений и впечатлений субъекта. Чем больше ситуация кажется непонятной и сложной, тем больше задействуется процесс воображения. Этот процесс обладает немалым значением в профессиональной деятельности человека. Также оно очень влияет на чувства и эмоции, и играет большую роль в развитии личности.

В творческом и рабочем процессе воображение дает возможность личности регулировать и управлять ее деятельностью, также контролировать свою речь, эмоции, внимание и память. Помогает создавать и использовать образы действительности. Оно улучшает психологическое состояние человека, предотвращает стрессы и состояния депрессии. С помощью воображения способен планировать свою будущую деятельность в уме, манипулируя образами. Воображение и индивидуальность являются критериями в оценке таланта и способностей человека, что немаловажно в трудовой деятельности.

Человек отражает окружающую реальность в основном образным способом. Образ — нестатическое явление, оно имеет свойство постоянно меняться. Данный процесс имеет динамичную связь с объектами окружающей действительности. Следовательно, воображение – это не какая-то абстракция, а конкретный процесс, связанный с реальной психической деятельностью субъекта. Эта деятельность по своей природе также динамическая.

Воображение является процессом самопознания человека, раскрытия своих способностей, других людей и окружающий мир, происходящие события. Это особенная форма человеческой психики, занимающая место между восприятием, памятью и процессами мышления. Наглядно-образное мышление и воображение дополняют друг друга, воображение является его основой и дает возможность проявлять находчивость в незнакомой ситуации, находить решение задачи, не применяя при этом никаких действий.

Виды воображения

Данный процесс, как сложный психический процесс бывает также несколько видов. Относительно особенностей процесса выделяют: непроизвольное, произвольное, воссоздающее, творческое, и мечтания.

Непроизвольное воображение также называется пассивным. Это самый простой вид и он заключается в создании и комбинировании представлений, их компонентов в новый образ, когда человек не имеет прямого намерения это делать, когда сознание слабое, и контроль над течением представлений небольшой.

Пассивное воображение встречается у детей младшего возраста. Оно проявляется чаще всего, когда человек пребывает в дремотном, полусонном состоянии, тогда образы возникают сами по себе (поэтому произвольное), одни меняются на другие, они соединяются, принимают самые нереальные формы и виды.

Не только в сонливом состоянии действует такое воображение, оно проявляется и в состоянии бодрствования. Не всегда новые представления появляются, когда человек целеустремленно направляет свое сознание на творение. Особенностью созданных образов есть их изменчивость в результате нестабильности следовых возбуждений мозга и легкости их взаимосвязи с процессами возбуждений в смежных мозговых центрах. Поскольку траектория возбуждения не фиксирована, от этого воображение становится таким легким. Особенно легкое оно у детей, в которых к тому же отсутствует критическое мышление, которое действует, как механизм фильтрации у взрослых, поэтому ребенок выдает иногда самые нереальные нафантазированные образы. Только приобретая жизненный опыт и формируя критическое отношение, постепенно приводится в порядок такое непреднамеренное воображение и руководит сознанием, поэтому формируется преднамеренное активное представление.

Произвольное воображение , также называемое активным, представляет собой намеренное построение представлений соответственно поставленной задачи в определенной деятельности. Активное воображение развивается, когда дети начинают играть в роли (врача, продавца, учителя). Когда они стараются отобразить свою роль, как можно точнее им приходится напрячь свой мозг, таким образом, задействовав воображение. Далее развитие этого процесса совершается, когда человек начинает действовать самостоятельно, проявляет инициативу и творческие усилия в процессе труда, требующих четких и точных представлений предмета, которые будут созданы из операций и которые должны быть выполненными.

Активное воображение больше всего проявляется в творческой деятельности человека. В этом процессе человек ставит перед собой задание, которое есть исходным для развития процесса воображения. Так как продукт этой деятельности – это предметы искусства, воображение управляется требованиями, которые следуют из специфических особенностей искусства.

Воссоздающий вид данного процесса содержится в том, что человек должен создать образ предмета, который никогда не видел, на основании определенных описаний.

Воссоздающее воображение по психологической структуре является переведением второсигнального раздражителя в перевосигнальный образ.

Воссоздающее воображение охватывает то, что создается то, что уже существует, и то, как оно существует. Оно не отдельное от реальности, а если от него немного отойти, то воображение не будет соответствовать целям познания – расширять область знаний человека, сводя описания к наглядным образам.

Воссоздающее воображение помогает человеку переноситься в другие страны, в космос, видеть исторические события и предметы, которые он никогда в жизни прежде не видел, но по воссозданию может себе представить. Данный процесс позволяет людям, читающим художественные произведения воссоздавать картины, события и персонажей в своей голове.

Творческое воображение также причисляется к активному воображению, оно задействуется в формировании новых образов в творческой деятельности, искусстве, науке, технической деятельности. Композиторы, писатели, художники прибегают к такому процессу, чтобы отображать жизнь в образах в своем искусстве. Они творят художественные образы, через которые отражают жизнь максимально правдиво, а не фотографически копировать события жизни. В этих образах также отражается индивидуальность творческой личности, его подход к жизни, художественный стиль.

Творческое воображение также применяется в научной деятельности, которую нельзя трактовать, как обычное механическое познание явлений. Построение гипотез – это творческий процесс, который потом подтверждается практикой.

Существует еще один своеобразный вид данного процесса – это мечта, как представление желанного в будущем. Она создается осмысленно, в отличие от непреднамеренных грез. Человек осознанно направляет свои мысли на образование желанных целей, планирование стратегий в достижении этих целей и воплощение их в реальную жизнь.

Мечтание может быть полезным, но и вредным тоже. Когда мечта является запредельной, нереальной, не связанной с жизнью, она расслабляет волю человека, снижает его активность и замедляет психологическое развитие. Такие мечты пусты, бессмысленны, они называются грезами. Когда же мечта связана с действительностью, и потенциально реальная, она помогает человеку мобилизоваться, объединить усилия и ресурсы для достижения цели. Такая мечта стимул к активным действиям и быстрому развитию самых лучших качеств индивида.

Воображение и творчество

Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.

Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению осуществляется преобразование этого представления.

Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему обусловливается с рождения, но его можно также развивать.

Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи. Второй этап предполагает вынашивание замысла. Человек размышляет о стратегиях воплощения идеи в действительность, мысленно усовершенствует ее. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизни.

Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности. В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым. Взрослый рассудок начинает управлять воображением, часто слишком большая критичность и практичность ослабевает процессы фантазирования, слишком переполняя их смыслом, нагружая их какой-то ненужной, на самом деле, информацией.

Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.

Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее. Или другой пример, вообразить себе грушу. Представить ее форму, размер, цвет. Задействовать тактильное восприятие, представить, ее, когда она в руке, ощутить ее поверхность, аромат. Можно мысленно откусить ее кусочек, представить вкус.

Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.

Развитие воображения

Развитие мышления – это целенаправленный процесс, основной задачей которого является развитие красочности и эффектности, оригинальности и глубины, и также продуктивность воображаемых образов. В своем развитии воображение как психический процесс, подчинен тем же законам, что и другие онтогенетические преобразования психических процессов.

Воображение дошкольника развивается очень быстро, оно представлено в двух формах: порождение идеи и стратегия ее реализации. Также воображение дошкольника выполняет, кроме познавательно-интеллектуальной функции, еще и аффективно-защитную, которая выражается в защите слабой личности ребенка от слишком тяжелых душевных переживаний. Познавательная функция помогает лучше узнавать мир, взаимодействовать с ним, решать поставленные задачи.

Развитие воображения у детей имеет зависимость от процесса опредмечивания образа действием. В ходе этого процесса ребенок пробует управлять созданными им образами, изменять их, совершенствовать, то есть брать под свой контроль. Но планировать воображение он еще не в состоянии, подобная способность вырабатывается к четырем или пяти годам.

Аффективное развитие воображения у детей происходит в возрасте 2,5 – 4 или 5 годам. Отрицательные переживания детей символически отображаются в персонажах, вследствие чего, ребенок начинает воображать ситуации, в которых снимается угроза. После чего появляется способность снимать эмоциональное напряжение, с помощью механизма проекции, когда отрицательные качества, которые действительно есть в ребенка, начинают приписываться другим объектам.

Развитие воображения у детей шести-семи лет, достигает такого уровня, на котором многие дети уже научились представлять себя и воображать жизнь в собственном мире.

Развитие воображения совершается в процессе онтогенеза человека, под влиянием жизненного опыта, в котором хранится накопленный запас представлений, как материал для создания новых образов. Развитие данного процесса тесно связано с индивидуальностью личности, ее воспитанием и остальными психическими процессами, и степенью их развития (мышления, памяти, воли). Очень трудно определить возрастные границы, которыми характеризуется динамика развития воображения. В истории известны случаи раннего развития воображения. Моцарт сочинил свою первую музыку, когда ему было четыре года. Но в таком развитии существует обратная сторона. Даже если развитие воображения будет запоздалым, это не будет значить, что в зрелые годы оно будет недостаточно развитым. Известным примером такого развития, есть пример Эйнштейна, который в детстве не отличался сильно развитым воображением, но со временем он его развил и стал признанным во всем мире гением.

В формировании воображения выделяются определенные закономерности, хотя сложно определить сами этапы его развития. Поскольку в каждого человека оно может происходить индивидуально. Первые проявления процесса воображения очень связаны с процессами восприятия. Хорошо приводить примеры на детях, поскольку в них процесс развития происходить более активно и ярче. Дети, которым полтора года не умеют концентрировать свое внимание на сказке или простых рассказов, когда взрослые читают им, они постоянно отвлекаются, засыпают, переключаются на другую деятельность, но любят слышать длинные рассказы о нем самом. Ребенок любит слушать рассказы о себе, своих переживаниях, поскольку четко может представить себе, о чем рассказывается в истории. Отношение восприятия и воображения также наблюдается и на следующих уровнях развития. Это заметно, когда ребенок в игре перерабатывает свои впечатления, изменяя в воображении предметы, которые были ранее воспринятыми. Например, коробка в игре становится домом, стол стает пещерой. Первые образы ребенка всегда имеют связь с его деятельностью. Ребенок воплощает созданный и переработанный образ в деятельность, даже если эта деятельность – это игра.

Развитие данного процесса также имеет связь с возрастом ребенка, в котором он овладевает речью. С помощью нового образования ребенок способен включать в воображение, как конкретные образы, так и более абстрактные представления. Речь дает возможность ребенку переключаться с представления образов к деятельности и выражению этих образов с помощью речи.

Когда ребенок овладевает речью, его практический опыт расширяется, более развивается внимание, это в свою очередь доставляет ребенку возможность с меньшим усердием выделять отдельные элементы предметов, которые воспринимаются ребенком, как самостоятельные и именно ими оперирует чаще всего в своем представлении. Синтез происходит с существенными искривлениями действительности. Не имея нужного опыта и достаточно развитого уровня критичности мышления, ребенок все еще не способен создать такой образ, который был бы достаточно близким к реальности. В ребенка появляется непроизвольное возникновение образов и представлений. Подобные образы чаще формируются соответственно к ситуации, в которой он перебывает.

На следующем этапе воображение дополняется активными формами и становится произвольным. Такие активные формы этого процесса возникли в связи с активной инициативой всех взрослых, участвующих в развитии ребенка. Например, если взрослые (родители, воспитатели, учителя) просят ребенка сделать какое-то действие, что-то нарисовать, сложить, изобразить, они побуждают его к конкретному действию, тем самым активизируя воображение. Чтобы сделать то, что попросил взрослый, ребенку первоначально необходимо создать в воображении образ того, что должно выйти в итоге. Этот процесс является уже произвольным, потому что ребенок способен его контролировать. Немного позже он начинает пользоваться произвольным воображением без участия взрослых. Такой прорыв в развитии воображения заключается в самом характере игры ребенка, которая становится более целенаправленной и сюжетной. Предметы, которые окружают ребенка, становятся для него уже непросто стимулами к предметной деятельности, а становятся материалом в воплощении образов воображения.

Когда ребенку ближе до пяти лет, он начинает строить, рисовать, комбинировать вещи в соответствии его замысла. Еще один яркий сдвиг в процессе формирования воображения проявляется в школьном возрасте. Способствует этому воспринимаемая информация, необходимость усваивать учебный материал. Чтобы успевать за одноклассниками, ребенку приходится активизировать свое воображение, это в свою очередь, способствует прогрессу развития способностей в переработке воспринятых образов в образы воображения.

Воображение - это инструмент нашей цивилизации. Его нужно иметь в доме и уметь им пользоваться. Только не стоит переоценивать его статус

Сегодня мы будем разоблачать миф. Чего стоит дискурс, который не стирает пыль и грязь с привычных понятий, ставших от этого не похожими на себя, не производит переоценку накопившегося хлама и не находит затерявшуюся в домашнем бардаке любимую варежку?

Итак, генеральная уборка мифов в нашей голове. Сегодня мы будем выколачивать палкой во дворе миф следующий.

«Воображение.... Что может быть лучше и достойней Человека, особенно - Интеллектуала и Художника? Развивайте воображение!»

Не развивайте воображение. Давайте на минутку остановимся и познакомимся со свежей и редкой точкой зрения, о которой не кричат на каждом углу.

Итак. Вот, что говорят некоторые философские, религиозные и мистические школы, а также некоторые психотерапевты.

Воображение - узурпировало власть в наши дни и в нашем обществе. Вы, считающие каждую копейку, экономные люди, пекущиеся о выгоде.

Знайте - воображение потребляет энергию . Оно потребляет слишком много энергии.

Воображение потребляет настолько много вашей энергии, что Реальность начинает казаться вам, уставшим, чем-то чужеродным.

Реальность как чужеродное переживание

То есть, происходит самое чудовищное из всего, что может произойти с человеком - Реальность начинает казаться ему - чужеродным переживанием.

Так происходит отчуждение Бытия от Человека.

Грубо говоря - человек умирает. (А что ещё можно сказать о человеке, отчуждённом от своего Бытия?)

Самая наглядная метафора Человека, который больше ценит своё воображение, чем Реальность - опиоман, лежащий в курильне на циновке и пребывающий в мирах своей галлюцинации.

Гурджиев и его ученики всячески осуждали примат воображения, привилегированную его роль в нашей культуре и образовании.

Они полагали воображение - пустой тратой энергии. И это несмотря на то, что сегодня, как и вчера, повсеместно раздаются упрёки от обычных учителей: «У вас не развито воображение».

Вы можете возразить - воображение нужно Художнику. Ах, это ещё один миф.

Вот как смотрит на это даосский трактат об искусстве, трактат Чжуан-Цзы:

Следование и не следование Дао

Старый марабу - стань коровой Му,

А ты, корова - старым марабу

«Зная, что ему никогда не создать ничего «от себя», из «верхних слоёв своего индивидуального сознания», Мастер послушно отказывается от себя и следует за материалом.

Мастер знает - среда, в которой он трудится, имеет свою собственную природу. Её нельзя игнорировать. Ей нельзя насильственно навязывать собственную волю.

Мастер становится послушным слугой и тогда - достигает совершенную свободу выражения себя в ремесле.

Жизнь - то же Искусство. Тот, кто стремится стать Совершенным Художником своей Жизни, должен следовать этому же порядку. Тому порядку, которым Художник или Скульптор или другой мастер своего дела достигают совершенства в своём ремесле».

И тем не менее,

У вас не развито - воображение

Временами люди лишь наполовину «здесь», они как бы «спят наяву»

Воображение - это та самая плотная «вторая реальность», которую построило себе человечество и в которой оно безвылазно живёт. В основном, мучаясь, А вы думаете - радуясь?

(Оставив животным первую реальность - Реальность, Бытие, человечество заблудилось в собственных умопостроениях, как в дурном сне).

Уроки любых мистиков и Учителей (и отнюдь не мистического Фрица Перлза тоже) начинаются с требования к человеку - проснуться. А значит - отключить воображение как телевизор и выглянуть в окно.

Чтобы затем, проснуться в реальности и наконец-то, попробовать её на вкус.

А уж сам Лао-Цзы говорил об этом максимально поэтично и точно, взвешивая на своих весах - Воображение и Реальность. Вот, послушайте:

  • «Обучение заключается в том, чтобы день за днём прибавлять к накопленному.
  • Постижение Дао в том, чтобы день за днём отнимать от накопленного.
  • Отнимай и снова отнимай - пока не достигнешь Недеяния».

Тем не менее, воображение - это инструмент нашей цивилизации. Его нужно иметь в доме и уметь им пользоваться. Только не стоит переоценивать его статус.

Елена Назаренко