Война застигла Блока в Шахматове. Он встретил ее как новую нелепость и без того нелепой жизни. Он любил Германию, немецкие университеты, поэтов, музыкантов, философов; ему трудно понять, почему народы должны сражаться в угоду своим властителям. Самый тяжелый и позорный мир лучше, чем любая война. Любовь Дмитриевна сразу же выучилась на сестру милосердия и отправилась на фронт. Михаил Терещенко отказался от всякой литературной деятельности.
В 1921 году Бунин записал: Печаль пространства, времени, формы преследует меня всю жизнь. И всю жизнь, сознательно и бессознательно, то и дело преодолеваю их. Но на радость ли? И да - и нет. Я жажду и живу не только своим настоящим, но и своей прошлой жизнью и тысячами чужих жизней, современный мне, и прошлым всей истории всего человечества со всеми странами его. Я непрестанно жажду приобретать чужое и претворять его в себе.
Для Блока все непросто даже в эти первые месяцы революции. Есть вещи, которые его смущают: он не может их не замечать и оставаться безучастным. На Украине русские солдаты братаются с немцами, но к северу, на Рижском фронте, немцы стремительно наступают. Не хватает хлеба, по ночам постреливают, вдали грохочет пушка.
Разделы: Начальная школа , Конкурс «Презентация к уроку»
Класс: 3
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока : читательское освоение обучающимися литературного произведения и создание читательской интерпретации.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с новым произведением;
- помочь им раскрыть тему и идею стихотворения;
- учить читать вдумчиво, формировать технику чтения;
- вооружить приёмами понимания и анализа текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;
- воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
- формирование эстетического вкуса;
- развитие речи (в том числе обогащение словаря);
- овладение речевой и коммуникативной культурой;
- развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности).
Планируемые результаты:
Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Личностные результаты |
Воспринимать на слух текст в исполнении учителя и одноклассников |
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Учиться высказывать своё предположение, разгадывать, толковать, извлекать тайное, оставшееся за строками |
Учиться эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей (автора), сочувствовать, сопереживать |
Размышлять о характере и поступках героев, формулировать идею произведения Умение определять жанр произведения, его художественные особенности. учиться эмоционально переживать текст, выражать свои эмоции |
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Учиться работать в паре |
Высказывать свое отношение к прочитанному (что почувствовал, о чем захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор) |
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную,
На землю просится.Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.Под ветром воющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.Лежит пушистая
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
ХОД УРОКА
1. Вступительная беседа.
Прочитаем эпиграф к уроку: «Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира». Л.Н.Толстой. (Слайд № 1)
Как вы понимаете это высказывание?
Сегодня на уроке литературного чтения нам предстоит общение с талантливым, мудрым русским поэтом. Предположите, как мы будем общаться?
Отгадав загадки, вы поймёте, на какую тему будет происходить наше общение.
(Слайд № 2)
Загадка 1:
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки! (Зима)
Загадка 2:
Она, кружась, сверкает,
А в ладошке быстро тает.
Станет капелькой в руке,
Как слезинка на щеке. (Снежинка» (Слайд № 3)
Вот вы и назвали тему нашего разговора.
А какие литературные произведения вам вспомнились при упоминании о зиме и снеге?
Отгадайте, чьи это строки?
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает..
Стозвоном сосняка… /Есенин/ (Слайд № 4)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. /А. Пушкин/ (Слайд № 5)
Вот моя деревня
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой… /И.Суриков/ (Слайд № 6)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои. /Н.Некрасов/ (Слайд № 7)
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою чудной жизнью он блестит… /Ф.И.Тютчев/ (Слайд № 8)
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула. /? / (Слайд № 9)
Ребята, возможно, кто-то из вас уже читал стихи этого поэта? Что вы знаете о нем?
Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провел в деревне. Отец поэта – тихий, добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В пять лет он научился читать, а в девять лет мальчик начал писать стихи. Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. (Слайд № 10) «Ты почувствуешь, как я всегда люблю Россию и как мысль о нашей природе владеет мною. <…> Одно слово „брусника“ или „донник“ вызывает в моей душе такое волнение, что одного слова достаточно, чтоб из задрожавшего сердца вырвались стихи», - писал поэт 19 августа 1925 года дочери Нине Бруни, посылая ей новые стихотворения.. (Слайд № 11) Во всех стихах поэта чувствуется искренность, светлый тон, любовь к природе, красоте. И сегодня мы с вами в этом убедимся.
Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию. Как они между собой связаны? (будем читать о снежинке)
2. Определение цели урока и постановка задач учащимися с помощью учителя .
Совместно составим план работы на уроке: (Слайд № 12)
- научиться…
- развивать умение…
- размышлять…
- высказывать…
- понимать…
- общаться…
3. Работа над стихотворением.
3.1. Чтение стихотворения учителем (можно под соответствующую тихую музыку)
3.2. Повторное чтение детьми.
- Прочитайте стихотворение молча, постарайтесь представить картины, описанные автором, вчитайтесь, чтобы вместе затем поразмышлять, воссоздать в своем воображении те образы, которые воссоздал поэт с помощью слова и художественных средств (дети читают).
3.3. Филологическое («медленное») чтение, осмысление содержания стихотворения, составление системы образов, работа над выразительностью чтения .
Какие картины представили? (падающую снежинку. Это произошло потому, что автор изобразил это падение словами, создал образ падающей снежинки).
Как вы считаете, какие чувства испытывает поэт, описывая снежинку? (Восторг, грусть, нежность, восхищение). Да, он восторгается ею. А как автор указывает на то, что он действительно восторгается снежинкой? (Стихотворение начинается и заканчивается восклицательным предложением, передающим восторг; тут же для усиления эмоций Константин Дмитриевич использует еще один прием – повтор).
Зачитаем эти строфы и сами попробуем передать этот восторг.
Какой эпитет указывает на мягкость, воздушность, легкость снежинки? (светло-пушистая). (Слайд № 13)
Какие эпитеты использовал автор еще? (белая, чистая, смелая, умелая, сохранно-белая). Что у человека может быть белым, чистым? (Внешний вид, душа, совесть). Что помогают описать и ярко нам представить эти эпитеты? (Внешний вид и характер). Если у снежинки есть характер, то какая она? (Живая, настоящая). Как называется литературный прием, когда неживые предметы сравниваются с живыми? (Прием олицетворения). Да, снежинка живая, она находится в движении, она смелая. Почему она смелая, попытаемся разобраться, читая следующие строфы.
2 строфа.
Какие слова одушевляют снежинку? (олицетворения – просится, проносится). Объясните значение слова» проносится» (двигается очень быстро – стремительно); «просится»« (Она стремится по собственной воле)
Что значит «бурная дорога»? (трудная, опасная). (Слайд № 15) Подберите синоним к слову «дорога» (Путь). Жизненный путь, жизненная дорога, значит, жизнь у снежинки бурная, трудная, опасная. Удается ли "героине" преодолевать трудности? Какие слова убеждают нас в этом? (Дорогой бурною легко проносится, она смелая ). Откуда держит путь наша снежинка?
3 строфа.
Что такое лазурь? Какой она имеет цвет? (Небо, голубой). Куда она стремится?(На землю). Что для нее земля? (Неизведанная страна). Зачитайте слова, из которых мы узнаем, что снежинка отправилась в неизвестную страну (… в безвестную страну…). Как вы думаете, почему Константин Бальмонт использовал слово «низринула»? Как вы его понимаете? (От слова « низко»; а, возможно, от слова «незримо» - темно). Глагол «низринуть» удачно выбран автором (в сравнении с глаголами «спускаться», «лететь»), т.к. привносит в описываемую поэтом картину тревогу, неизвестность, опасность, риск). Какие звуки передают это? (Лазу рь чу десную она покину ла, себя в безвестную страну низрину ла). (Слайд № 16) Такой специальный подбор гласных звуков для более точного изображения художественного образа, определенной картины называется в литературе – ассонанс. Как вы думаете, снежинка переживает, отправляясь в неизвестность? С какой интонацией следует произносить эти строки? (С беспокойством за нее, переживанием).
4 строфа.
Какая картина рисуется в вашем воображении? (Движется снежинка легко, скользит вниз, умело преодолевая опасности, когда рядом другие снежинки тают, превращаются в хлопья; наша же снежинка остается «сохранно-белой»). На этом трудном жизненном пути есть ли у нашей героини помощник? (Слайд № 17) Перечитаем следующие две строфы.
5 и 6 строфы.
Кто же он? (Ветер; и хотя под ветром снежинка дрожит, взметается, он ее любит, лелеет, качает, утешает, развлекает и закаляет в бешеном кружении с метелями). Какой художественный прием талантливо использует поэт, чтобы помочь нам услышать шум ветра и лучше представить картину общения ветра со снежинкой (аллитерация, или звукопись: [в, щ, ш х, ж, др, з, ч] и другие). Прочитайте эти строчки, выделяя голосом соответствующие звуки. Как и почему надо читать эти строфы? (Движения становятся более резкими, неровными, их направление изменяются то вверх, то вниз – это надо показать интонационно при чтении)
7 строфа.
Но вот дорога подошла к концу, и на Землю спустилась, невредимая прекрасная снежинка. Для поэта – она не простая снежинка, а нечто большее - «звезда кристальная». С помощью какого художественного средства автору удалось убедить нас в этом? (метафора – скрытое сравнение. автор с помощью метафоры создает яркий образ снежинки, вносит эмоциональную окраску, позволяет увидеть больше). (Слайд №18)
Почему Константин Бальмонт использует глагол «касается»(показать нежность и величественность, безболезненность приземления, отсутствие травматизма, удовлетворенность пройденным жизненным путем…). Перечитаем строфу, передавая сказанное с помощью интонации.
Физкультминутка.
(Слайд № 19-21)
Смелая снежинка приземлилась, пора и нам отдохнуть (Офтальмологическая музыкальная физкультминутка с танцующей стилизованной снежинкой).
3.4. Осмысление идеи произведения .
К. Бальмонт создал образ снежинки, которой он восхищается, любуется; образ любящего, заботливого, сильного ветра. Попробуем предположить, о ком или о чем думал поэт, создавая эти образы? Белая, нежная, чистая, смелая снежинка – любимая девушка, невеста в подвенечном наряде, которая, не боясь трудностей, пускается в совместный неизведанный жизненный путь с небогатым человеком нелегкой судьбы. Любящий, заботливый, надежный, активный и жизнедеятельный ветер, спутниками которого часто являются метели, – сам поэт, встретивший на своем бурном жизненном пути прекрасную спутницу. Вместе они радуются жизни, вместе им веселее жить, легче преодолевать житейские невзгоды. В этом и заключается главная мысль стихотворения – идея. (Слайд № 22-23)
3.5. Подготовка партитуры к выразительному чтению, репетиция в выразительном чтении. Работа в парах. Проверка (логическое ударение, логические паузы, ритм, настроение…). (Слайд № 24-26)
3.6. Выразительное чтение стихотворения .
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Ребятам так сказал поэт:
«Я вам хочу открыть секрет.
Не каждый взрослый знает это:
Есть у стихов свои секреты».
«А что стихи таят в секрете?» –
Спросили у поэта дети.
Но на такой вопрос поэт
Не захотел давать ответ.
Тогда опять спросили дети:
«Как открывать секреты эти?»
И он ответил:
«Чем смогу, я вам охотно помогу».
Как вы считаете, удалось ли нам раскрыть секреты этого чудесного стихотворения, и как помог нам в этом удивительный талантливый русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт? Что вы о нем узнали?
Удалось ли нам достичь цели, поставленной в начале урока? Как удалось решить поставленные задачи: (Слайд № 27)
- научиться…
- развивать умение…
- размышлять…
- высказывать…
- понимать…
- общаться …
Что особенно понравилось вам на уроке, затронуло ваши чувства, эмоции, переживания?
- снежинка синего цвета – настроение отличное, открыл новые знания, «секреты» стихотворения, общение с К.Д.Бальмонтом было полезным;
снежинка зеленого цвета – настроение хорошее, открыл новые знания, не все «секреты» стихотворения открыл, общение с К.Д.Бальмонтом было полезным; - снежинка розового цвета – настроение хорошее, открыл новые знания, «секреты» стихотворения понять пока сложно, общение с К.Д.Бальмонтом было полезным, но прочитать «между строк» удается не всегда.
5. Домашнее задание. (Слайд № 29)
- Выучить стихотворение наизусть; читать выразительно, понимая автора, представляя себе картину, которую он видел и передает нам, читателям, в тексте, и разделяя его отношение к тому, что он изображает, его чувства;
- Задание - по желанию: представившуюся в вашем воображении картину попытайтесь изобразить красками с помощью изобразительных средств.
6. Урок окончен . (Слайд № 30).
Стихи о зиме
Константин Бальмонт
Светло-пушистая, Дорогой бурною
Лазурь чудесную
В лучах блистающих
Под ветром веющим
Его качелями
Но вот кончается
Лежит пушистая,
ЗИМНЕЕ УТРО Мороз и солнце; день чудесный!
*** ПОРОША Еду. Тихо. Слышны звоны. Заколдован невидимкой, Понагнулась, как старушка, Скачет конь, простору много, БЕРЕЗА Белая береза На пушистых ветках И стоит береза А заря, лениво Поет зима - аукает, А по двору метелица Озябли пташки малые, И дремлют пташки нежные (Сергей Есенин) Дело было в январе Дело было в январе, Вот как-то раз, Кому охота в Новый год Десять маленьких зайчат (А. Барто) (А. Барто)
Бусы в два ряда. Пусть не гаснет ёлка, Пусть горит всегда! |
|
Афанасий Фет
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"
Вот север, тучи нагоняя...
...Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, и - вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов. Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(А.С. Пушкин)
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Зима
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала.
Труженик-крестьянин вытащил санишки,
Снеговые горы строят ребятишки.
Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,
И избу соломой он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,
Не надули б снега вьюги и метели.
Он теперь покоен - все кругом укрыто,
И ему не страшен злой мороз, сердитый.
И. Суриков
***
Зима приближается. Сызнова
Какой-нибудь угол медвежий
По прихоти неба капризного
Исчезнет в грязи непроезжей.
Домишки в озерах очутятся.
Над ними закурятся трубы.
В холодных объятьях распутицы
Сойдутся к огню жизнелюбы.
Обители севера строгого,
Накрытые ночью, как крышей.
На вас, захолустные логова.
Написано: "Сим победиши.
Люблю вас, далекие пристани
В провинции или в деревне.
Чем книга чернее и листанней.
Тем прелесть ее задушевней.
Обозы тяжелые двигая,
Раскинувши нив алфавиты,
Россия волшебною книгою
Как бы на середке открыта.
И вдруг она пишется заново
Ближайшею первой метелью,
Вся в росчерках полоза санного
И белая, как рукоделье.
Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный,
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.
(Борис Пастернак)
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Снаружи вьюга мечется
И все заносит в лоск.
Засыпана газетчица
И заметен киоск.
На нашей долгой бытности
Казалось нам не раз,
Что снег идет из скрытности
И для отвода глаз.
Утайщик нераскаянный, -
Под белой бахромой
Как часто вас с окраины
Он разводил домой!
Все в белых хлопьях скроется,
Залепит снегом взор, -
На ощупь, как пропоица,
Проходит тень во двор.
Движения поспешные:
Наверное, опять
Кому-то что-то грешное
Приходится скрывать.
(Борис Пастернак)
***
Выпал снег - и все забылось.
Чем душа была полна!
Сердце проще вдруг забилось.
Словно выпил я вина.
Вдоль по улице по узкой,
Чистый мчится ветерок,
Красотою древнерусской
Обновился городок.
Снег летит на храм Софии.
На детей, а их не счесть.
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть.
Снег летит - гляди и слушан!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу...
Ну и ладно! И добро.
(Н. Рубцов)
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою.
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован.
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой ЛУЧ косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
(Ф. Тютчев.
)
СНЕГ ИДЕТ
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятенье,
Всё пускается в полет, -
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятенье:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
(Борис Пастернак)
Самуил Маршак
Открываем календарь -
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу во дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
Самуил Маршак
КРУГЛЫЙ ГОД. ФЕВРАЛЬ
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка.
Над Кремлевскою стеной -
Самолетов звенья.
Слава армии родной
В день ее рожденья!
***
Сергей Михалков
БЕЛЫЕ СТИХИ
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег - упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник, только дворник
Говорит: - Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас - беда!
Целый день скребок скребет,
Целый день метла метет.
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело!
Снег! Снег! Снег!
Первый снег
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
И. Бунин
Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка брзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни чёрной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне...
Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
А. С. Пушкин
Зима
Зима негаданно-нежданно
Пришла на черные поля.
Еще вчера была туманна
Дождем одетая земля.
Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли...
И вдруг метели налетели
И сколько снега намели!
И тени медленно ложатся
На сад, на кровли, на скамью,
Снежинки вьются и кружатся
И рвутся в комнату мою.
Они летят, легки и ломки
И ослепительнее звезд,
Как будто в синие потемки
Дрожащий перекинут мост.
Е. Благинина
Зимний вечер
А. С. Пушкин
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
К. Д. Бальмонт (1867 - 1942 гг.) родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика.
Первые 10 лет жизни провел в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова.
Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом.
Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка» написано в 1903 году. Именно с 1900 по 1903 годы написаны те произведения поэта, которые считаются самыми лучшими стихами, которые помогли создать имя поэта.
Каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту.
Снежинка
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.Летит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Попробуем разобраться, как поэту удалось создать эту хрупкую красоту. Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при восприятии текста:
Бурною - резкий, стремительный.
Лазурную - цвет лазури, светло синий.
Веющим - дуть, обдувать дуновением.
Взметается - подниматься высоко кверху.
Лелеющем - нежить, заботливо ухаживать за кем-то.
Утешена - успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе.
Звезда - геометрическая фигура, а так же предмет с треугольными выступами по окружности (в данном случае «звезда кристальная» - построенная в форме кристалла).
Данное произведение относится к роду - лирика, это пейзажная лирика. Главные образы в этом стихотворении - это образы природы. Автор использует характерный для пейзажной лирики психологический параллелизм , сравнивая снежинку с чем-то чистым, прекрасным. При прочтении стихотворения возникает ассоциация снежинки с душой новорожденного или ребенка раннего возраста, так как дети еще не успели в своей жизни нагрешить - они чисты.
Обращает на себя внимание, что Константин Бальмонт смог увидеть снежинку в потоке снега, индивидуализировав неодушевленный предмет, используя такое выразительное средство языка как олицетворение .
Главной героиней явилась снежинка, автор смог ее оживить, представив яркий, движущийся, эмоциональный образ. Несмотря на то, что жизнь снежинки столь скоротечна, в ее жизни есть насыщенный событиями период, в котором раскрываются взаимоотношения с ветром. Ветер не только помогает снежинке достичь цели - земли, но и как бы общается с ней, играет, в то же время, защищая и успокаивая:
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем лелеющем,
Светло качается.Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Само стихотворение имеет неоднозначную эмоциональную окраску : проследив путь снежинки, читатель переживает за главную героиню, ведь вот-вот она может растаять, и улыбается, когда, достигнув цели, снежинка остается «пушистой», «смелой», «белой».
Название стихотворного произведения «Снежинка» наталкивает на мысль о том, что Бальмонт переживал в процессе написания прекрасное чувство , которое можно соотнести (сравнить) с чувством любви.
Чтение и анализ стихотворения Бальмонта вдохновили меня написать собственные строки:
Какие синонимы взяты…
Просты и красивы слова,
Ведь вроде снежинка - обычна,
Но здесь и смела, и чиста.Прочитав у Бальмонта «Снежинку»,
Захотелось стихи написать,
Как чудесная белая льдинка
Пожелала на землю попасть….
С душою сравнима, кристальна звезда,
И ведь у Бальмонта бела и чиста…Такая душа есть не у каждого в мире,
Ведь годы прошли - мы ее загрязнили.
В младенчестве чистой считаем ее,
Поэтому снежинкой ее назовем.
Для данного анализа пользовалась определениями из книг:
1. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. - М: Рольф, 2000,
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок.60 000слов и фразеологических
выражений/ С. И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. Л. И. Скворцова. - 25-е изд.,
испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и
Образование»», 2008. - 976с.
3. Урок из газеты «первое сентября»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальная,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Анализ стихотворения «Снежинка» Бальмонта
К. Д. Бальмонт родился в усадьбе Гумнищи, первые 10 лет жизни прожил в деревне. Отец поэта привил сыну любовь к русской природе, а мать обучила пониманию красоты музыки. Стихотворение «Снежинка» было написано в 1903 году. Именно в этот период написаны произведения, которые признаны самыми лучшими, которые создали ему имя.
Стихотворение «Снежинка» — это попытка автора погрузится в мир переживаний и ностальгии от увиденного зимнего пейзажа. Данные ощущения всегда вызывают восторг и чувство гармонии. Бальмонт эмоционально характеризует частицу зимнего пейзажа, спускающуюся на землю. Он выбирает одну из снежинок, придавая ей признаки, которые присущи живому миру. В этих моментах проявляется его внимательность и любовь к родному краю.
С самой первой строчки заметно особое отношение автора к частице снега. Он с особо нежностью и сочувствием изображает ее падение с неба. Благодаря поэтому, мы наблюдаем легкость и светлые оттенки снежинки. За счет пушистой поверхности объект стихотворения кажется мягким, структура напоминает звезду. Благодаря этим деталям взгляд останавливается на объекте стихотворения. Частица снега проделала большой путь, препятствием для нее была сила зимнего ветра. Зародившись высоко в небесах, она «дорогой бурной» медленно спустилась на землю. Ее хаотичные движения, неорганизованное направление зависит от потока ветра. Но автор наделяет снежинку смелостью, которая помогает ей «крутиться бешено».
При прохождении через неблагоприятные условия, она занимает положение на земле в первозданном виде.
Образу присущ прозрачный символизм. Ее можно прировнять к другим образам, которые преодолевают многие препятствия. В конце наблюдается покой и умиротворенность, что указывает на достижение цели.
В произведении преобладают олицетворения, с их помощью автор придал снежинке человеческие качества. Это выделило ее из массы подобных. Также проводится сравнение со звездами, имя в виду особенности геометрии снежинки. Также подчеркивается и легкость при падении. В стихотворении преобладают светлые тона и лазурные цвета.
К.Бальмонт с помощью образа снежинки передал свое отношение к наблюдаемому пейзажу и родному краю. Он подчеркнул неповторимость природы зимой. Благодаря яркому изображению непогоды в стихах, поэт превратил обычное явление в необычное событие. Вьюга из унылого явления становится предметом восхищения.