С помощью каких художественных приемов бунин осуждает. Какие сатирические приемы использует бунин при описании господина из сан франциско. Тест по стихотворению

Владимир Маяковский широко известен прежде всего как поэт революции. Это и не удивительно - долгое время его стихи были своеобразным манифестом советской России. Поэт жил в очень сложное время, время социальных потрясений и больших перемен в обществе. Его творчество определялось как значительными событиями начала XX века, так и литературным развитием этого периода.
В творчестве Владимира Маяковского меня поражает неподдельная искренность этого человека. Она видна как в его политической поэзии, так и в любовной лирике. Но все-таки больше меня привлекает Маяковский-лирик, поэтому в своем сочинении о том, что мне нравится в его творчестве, я хочу остановиться прежде всего на его лирических произведениях.
В поэме “Облако в штанах”, написанной Маяковским в 1915 году, мы видим переживания молодого талантливого поэта, полюбившего красавицу Марию. Но это большое чувство приносит герою поэмы не радость, а страдания:

Помните?
Вы говорили:
“Джек Лондон,
деньги,
любовь,
страсть”, -
а я одно видел:
вы - Джиоконда,
которую надо украсть!
И украли.

Кто же украл Марию? В поэме нет явного соперника, того, кого любит Мария. Но в ней присутствует куда более сильный вечный соперник всех времен - это деньги и будущее благополучие:

Вошла ты,
резкая, как “нате!”,
муча перчатки замш,
сказала:
“Знаете -
я выхожу замуж”.

По-моему, эти строки очень хорошо передают как неловкость подобной ситуации, так и горестное разочарование молодого поэта, который мог предложить возлюбленной только свои собственные чувства. А они оказались ненужными. Поэтому не удивительно, что в предисловии к поэме мы встречаем гневный крик “Долой вашу любовь” - любовь, которую можно купить.
В этой поэме мне особенно нравятся такие строки, передающие силу чувств поэта:

АПо!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него жар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, - ему уже некуда
деться.

В любовной лирике Маяковского, как и в его творчестве в целом, мне нравятся поражающие воображение авторские метафоры. Например, как в стихотворении “Флейта-позвоночник”:

Я душу над пропастью натянул канатом, жонглируя словами,
закачался над ней.

Я сегодня буду играть на флейте,
На собственном позвоночнике.

Владимир Маяковский умеет создавать удивительнейшие образы, поражая читателя необычностью своего видения мира. Например, в стихотворении “Ночь” он использует неожиданное сравнение, уподобляя освещенные окна ночного города руке игрока с веером карт. В представлении читателя возникает образ города-игрока:

Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Раздали горящие желтые карты.

Возвращаясь к любовной лирике Владимира Маяковского, мне хотелось бы отметить, что поэт испытывал поистине глубокие чувства. Для того чтобы выразить их полноту, поэт использовал слова-гиганты: “громада любовь”, “любовища”. Он не может чувствовать
мелко:

Душу вытащу,
растопчу.
Чтоб большая.-
и окровавленную дам, как знамя...

А какой теплотой проникнуты такие строки поэта:

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

В письме Л. Брик Маяковский писал: “Любовь - это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи и дела и все прочее. Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем”. Мне кажется, что эти слова как нельзя более точно выражают смысл любовной лирики Маяковского. В ней - сама
жизнь.
Отвечая на вопрос сочинения, я остановлюсь также на сатире Владимира Маяковского. Мне она нравится своей остротой, а также точностью попадания в “кулаков и бюрократов, дураков и подхалимов”. Глубокой иронией проникнуты строки стихотворения “Гимн взятке”:

И нечего доказывать - идите и берите.
Умолкнет газетная нечисть ведь.
Как баранов, надо стричь и брить их.
Чего стесняться в своем отечестве?

Это стихотворение, написанное Маяковским в 1915 году, поражает своей актуальностью. Как бы ни не хотелось это признавать, но оно, наверное, еще надолго останется злободневным, потому что “все здесь, от младшего дворника до того, кто в золото заткан”.
Досталось от Маяковского и чиновникам, которые, подобно грибоедовскому Фамусову, сводили свои служебные обязанности к подписанию бумаг. В стихотворении “Фабрика бюрократов” Маяковский пишет:

Что угодно
подписью подляпает,
и не разберясъ:
куда,
зачем,
кого?
Собственную тетушку
назначит римским
папою,
Сам себе подпишет смертный
приговор.

Эти и многие другие сатирические произведения Владимира Маяковского - “кавалерия острот”, направленная против худших социальных явлений, - заставляют нас и улыбнуться, и задуматься.
Наверное, у каждого есть какие-либо любимые строки того или иного поэта. Что мне еще нравится у Маяковского? Вот эти ставшие широко известными строки:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда!

Маяковский В. В.

Сочинение по произведению на тему: Что мне нравится в творчестве Владимира Маяковского?

Владимир Маяковский широко известен прежде всего как поэт революции. Это и не удивительно - долгое время его стихи были своеобразным манифестом советской России. Поэт жил в очень сложное время, время социальных потрясений и больших перемен в обществе. Его творчество определялось как значительными событиями начала XX века, так и литературным развитием этого периода.
В творчестве Владимира Маяковского меня поражает неподдельная искренность этого человека. Она видна как в его политической поэзии, так и в любовной лирике. Но все-таки больше меня привлекает Маяковский-лирик, поэтому в своем сочинении о том, что мне нравится в его творчестве, я хочу остановиться прежде всего на его лирических произведениях.
В поэме “Облако в штанах”, написанной Маяковским в 1915 году, мы видим переживания молодого талантливого поэта, полюбившего красавицу Марию. Но это большое чувство приносит герою поэмы не радость, а страдания:

Помните?
Вы говорили:
“Джек Лондон,
деньги,
любовь,
страсть”, -
а я одно видел:
вы - Джиоконда,
которую надо украсть!
И украли.

Кто же украл Марию? В поэме нет явного соперника, того, кого любит Мария. Но в ней присутствует куда более сильный вечный соперник всех времен - это деньги и будущее благополучие:

Вошла ты,
резкая, как “нате!”,
муча перчатки замш,
сказала:
“Знаете -
я выхожу замуж”.

По-моему, эти строки очень хорошо передают как неловкость подобной ситуации, так и горестное разочарование молодого поэта, который мог предложить возлюбленной только свои собственные чувства. А они оказались ненужными. Поэтому не удивительно, что в предисловии к поэме мы встречаем гневный крик “Долой вашу любовь” - любовь, которую можно купить.
В этой поэме мне особенно нравятся такие строки, передающие силу чувств поэта:

АПо!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него жар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, - ему уже некуда
деться.

В любовной лирике Маяковского, как и в его творчестве в целом, мне нравятся поражающие воображение авторские метафоры. Например, как в стихотворении “Флейта-позвоночник”:

Я душу над пропастью натянул канатом, жонглируя словами,
закачался над ней.

Я сегодня буду играть на флейте,
На собственном позвоночнике.

Владимир Маяковский умеет создавать удивительнейшие образы, поражая читателя необычностью своего видения мира. Например, в стихотворении “Ночь” он использует неожиданное сравнение, уподобляя освещенные окна ночного города руке игрока с веером карт. В представлении читателя возникает образ города-игрока:

Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Раздали горящие желтые карты.

Возвращаясь к любовной лирике Владимира Маяковского, мне хотелось бы отметить, что поэт испытывал поистине глубокие чувства. Для того чтобы выразить их полноту, поэт использовал слова-гиганты: “громада любовь”, “любовища”. Он не может чувствовать
мелко:

Душу вытащу,
растопчу.
Чтоб большая.-
и окровавленную дам, как знамя.

А какой теплотой проникнуты такие строки поэта:

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

В письме Л. Брик Маяковский писал: “Любовь - это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи и дела и все прочее. Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем”. Мне кажется, что эти слова как нельзя более точно выражают смысл любовной лирики Маяковского. В ней - сама
жизнь.
Отвечая на вопрос сочинения, я остановлюсь также на сатире Владимира Маяковского. Мне она нравится своей остротой, а также точностью попадания в “кулаков и бюрократов, дураков и подхалимов”. Глубокой иронией проникнуты строки стихотворения “Гимн взятке”:

И нечего доказывать - идите и берите.
Умолкнет газетная нечисть ведь.
Как баранов, надо стричь и брить их.
Чего стесняться в своем отечестве?

Это , написанное Маяковским в 1915 году, поражает своей актуальностью. Как бы ни не хотелось это признавать, но оно, наверное, еще надолго останется злободневным, потому что “все здесь, от младшего дворника до того, кто в золото заткан”.
Досталось от Маяковского и чиновникам, которые, подобно грибоедовскому Фамусову, сводили свои служебные обязанности к подписанию бумаг. В стихотворении “Фабрика бюрократов” Маяковский пишет:

Что угодно
подписью подляпает,
и не разберясъ:
куда,
зачем,
кого?
Собственную тетушку
назначит римским
папою,
Сам себе подпишет смертный
приговор.

Эти и многие другие сатирические произведения Владимира Маяковского - “кавалерия острот”, направленная против худших социальных явлений, - заставляют нас и улыбнуться, и задуматься.
Наверное, у каждого есть какие-либо любимые строки того или иного поэта. Что мне еще нравится у Маяковского? Вот эти ставшие широко известными строки:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда!
http://vsekratko.ru/mayakovskiy/raznoe9

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин излишне подробно описывает маршрут планируемого путешествия семьи господина, распорядок дня на «Атлантиде». И нет незначительных мелочей, каждая несет смысловую нагрузку, подчеркивая иронию писателя над «вещными» интересами этих «хозяев жизни». Не потому ли так плачевно и скоро заканчивается тщательно продуманное путешествие, сулящее вначале безмятежную радость и удовольствия? «Господин из Сан-Франциско сел в глубокое кожаное кресло в углу, возле лампы под зеленым колпаком, надел пенсне и, дернув головой от душившего его воротничка, весь закрылся газетным листком...- как вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа... Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха - и дико захрипел...

» Писатель описывает смерть этого человека, не испытывая почтения к великому таинству, а лишь констатируя этапы, с излишним натурализмом раскрывая будничность происходящего. И странно, сцена перерастает в символическую.

Вот неизбежный и страшный конец каждого, и хорошо, если он происходит в кругу близких, в стенах родного дома, иначе унижения ждут теперь уже бездыханное тело. Никакие деньги, почет и уважение, сопутствующие господину из Сан-Франциско в жизни, не помогают ему после смерти. Неуловимо меняется лексика писателя. Теперь господин - это просто старик, вызывающий жалость. «Тело же мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света.

Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового пакгауза в другой, оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет». Кольцевая композиция рассказа лишь подчеркивает огромную разницу между первым и вторым путешествиями. Вначале кажется, что господин из Сан-Франциско крепко стоит на ногах, держит жизнь под уздцы. Теперь же это бездыханное тело, тщательно скрываемое от счастливых и беззаботных пассажиров, дабы не омрачить их путешествие.

Писатель тем самым подчеркивает иллюзорность счастья и благополучия в «вещном» мире. Все преходяще, кроме стихии океана, плещущей волны о борт «Атлантиды».

Все призрачно и обманчиво в безумном мире людей, как нанятая пара влюбленных, давно надоевших друг другу. Читая рассказ Бунина, постепенно понимаешь мелочность людских помыслов и мечтаний перед космосом, вечной природой, которые окружают нас, мудро принимая все наши притязания на исключительность.

Мы лишь песчинки в огромном мире, и, когда осознаем это, возможно, будем более счастливы, чем сейчас.

Одиночество - одна из ведущих проблем творчества И. Бунина. Она интересно интерпретирована в одноименном стихотворении, которое изучают в 11 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Одиночество» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1903 г. летом, когда поэт пребывал в Константинополе, посвящено Петру Нилусу.

Тема стихотворения – разрыв отношений и одиночество.

Композиция – Монолог лирического героя, именно такую форму выбрал автор для раскрытия темы, можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ и перекрестная АВАВ.

Метафоры «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи».

Эпитеты «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма» .

История создания

История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, другу-художнику Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин страдал от одиночества.

Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой очень ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в черствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.

Тема

В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы одиночества и разрыва отношений. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения - лирический герой и его возлюбленная.

Начинается произведение пейзажем, который создает печальную атмосферу одинокого пребывания на даче. Лирический герой с грустью смотрит на опустевший сад, погода тоже не радует: «и ветер, и дождик, и мгла» .

Пейзаж отображает внутреннее состояние героя. Мужчина говорит, что остался один на даче, где темно и ветрено. Эта деталь тоже подсказывает, что творится в его душе.

В следующих строфах читатель узнает о причине грусти лирического героя. Оказывается, его бросила женщина, которая стала для него женой. Мужчина знает, что пытаться вернуть возлюбленную бесполезно, поэтому отпускает ее, приговаривая: «Проживу и один - без жены…» .

Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.

В последней строфе А. Бунин демонстрирует свое знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер - затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.

В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.

Композиция

Для развития темы автор выбрал форму монолога лирического героя. Его можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму. Формально произведение состоит из четырех шестистиший.

Жанр

Жанр произведения - элегия с элементами послания: лирический герой с грустью рассказывает о том, что терзает его душу, а во второй строфе обращается к возлюбленной. Стихотворный размер - трехстопный анапест. В тексте используется перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка. Рифмы - мужские.

Средства выразительности

Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры - «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи» и эпитеты - «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма» .

Выразительности эмоциям лирического героя придает интонация. Автор использует оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения. Мрачное настроение передается и при помощи аллитерации : «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила - и стал ей чужой».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 36.

И. А. Бунин работал над циклом «Темные аллеи» в течение многих лет и считал эту книгу самым современным своим созданием. И действительно, все рассказы, вошедшие в сборник - образец величайшего таланта писателя.

Писатель совершил в этой книге беспрецедентную по художественной смелости попытку: он тридцать восемь раз (таково количество рассказов в книге) написал «об одном им том же». Главная тема, объединяющая весь цикл рассказов - тема любви. Но это не просто любовь, а любовь, которая раскрывает самые потайные уголки человеческой души, одновременно являясь и основой жизни и вечной мечтой о счастье, стремлением к нему. И которое, увы, мы так часто упускаем.

Для Бунина любовь - это неразгаданная тайна. Любовные переживания в изображении писателя связаны с небывалым взлетом всех эмоциональных способностей человека, позволяющим человеку видеть и воспринимать жизнь в особом измерении, которое контрастирует с будничным восприятием жизни. Это особое видение и восприятие жизни дано далеко не всем, а лишь избранным, тем, кому дана счастливая (и всегда единственная) возможность пережить мучительную радость любви.

Любовь в произведениях Бунина позволяет человеку принять жизнь как величайший дар, остро ощутить радость земного бытия, но эта радость для писателя - не блаженное и безмятежное состояние, а чувство трагичное, окрашенное тревогой. В этом чувстве радость и мука, печаль и ликование сплавлены в единое, нерасторжимое целое. «Трагический мажор» - так определял пафос бунинских рассказов о любви критик русского зарубежья Георгий Адамович: «У Бунина в самом языке его, в складе каждой его фразы чувствуется духовная гармония, будто само собой отражающая некий высший порядок и строй: все еще держится на своих местах, солнце есть солнце, любовь есть любовь, добро есть добро.»

Каждый герой бунинских произведений обладает своими индивидуальными чертами и качествами характера. И Бунин как истинный художник и мастер достигает совершенства в изображении индивидуальных характеров своих героев.

Какие же художественные средства использует автор для создания этих характеров? Для ответа на этот вопрос обратимся к самим произведениям и попытаемся их проанализировать.

Для анализа возьмём произведения, входящих в цикл «Темные аллеи». Это рассказы «Натали» и «Чистый понедельник».

Рассказ «Натали» входит в книгу «Темные аллеи», которую Бунин считал лучшей книгой из всех, созданных им.

Интересен замысел рассказа и его прототипы. Многие считали и даже близкие знакомые Бунина склонны были думать, что этот рассказ автобиографичен. Но сам автор писал так об этом: «Мне как-то пришло в голову... не выдумать ли Мне молодого человека, который поехал на поиски любовных приключений? И сперва я думал, что это будет ряд довольно забавных историй. А вышло совсем, совсем другой».

Рассказ повествует о возвышенных, поэтических переживаниях молодых людей, захваченных любовью как бы врасплох. Писателя волнует не просто «неожиданная» любовь, но прежде всего и, главным образом, истинная, человеческая, земная любовь, гармония телесного и духовного единства. Такая Любовь - огромное счастье, но счастье именно как зарница: вспыхнуло и исчезло. Рассказ ведется от первого лица. Главный герой - студент, который приехал к своему дяде в период летних каникул. Таким образом, все события в рассказе Воспринимаются читателем, через призму взгляда главного героя.

Основные сюжетные линии рассказа переплетаются:

Виталий - Натали

Виталия - Соня

Соня - Натали.

Как же автору удаются такие «хитросплетения» главных героев? Какими тайнами он обладал, чтобы дать какие яркие характеристики таким разным по содержанию людям? Попробуем провести анализ. Бунин, как известно, награждает своих героев какой-то определенной деталью, которая сопутствует им на протяжении всего рассказа.

Так «золотые волосы» Натали и ее «черные глаза» постоянно преследуют нас до последней главы, и мы, независимо от нашего желания уже создаем в своем сознании определенный образ. Кажется, это удача автора. Кроме того, характеристику героям дают сами герои. И это создает определенное доверие к характеристике. Автор через эту деталь хочет подсказать суть персонажа, его главную черту.

1. Характеристику Виталию дает Соня, которая сразу заметила, что он «вообще очень изменился, стал легкий, приятный. Вот только глаза бегают». Подчеркнем здесь два слова «глаза бегают», и сразу станет ясно, что это еще и неустойчивый характер, и неумение найти себя, и «поиски любовных встреч» - именно с этой целью и приехал наш герой в деревню к дяде.

2. Характеристику Натали дает тоже Соня: «Золотые» волосы и черные глаза. Эти «золотые» волосы и черные глаза" будут сопутствовать Натали на протяжении всего повествования.

3. Соня сама дает себе характеристику: «Характер у меня вовсе не такой милый, как можно думать!»

Вообще каждый характер раскрывается в его взаимодействие с другими характерами. И Бунин так сочетает между собой явления, что они дополняют друг друга: явление, характер становятся нам понятными именно в движении в развитии, в связи с другими явлениями. Легко заметить, что в этом рассказе не сразу вступают в действие все характеры, все детали. Автор вводит постепенно то характер, то отдельные свойства характер. Так образная композиция рассказа уже не косвенно участвует в изображении характера, а прямо «дорисовывает» портрет.

Все главы располагаются в следующем порядке и имеют следующее содержание:

1 - Приезд Виталия, Соня и Виталий.

2 - Встреча с дядей Виталия. Знакомство с Натали.

3 - Первый диалог с Натали. Проницательность Натали.

4 - Болезнь Сони. Монолог Виталия. Объяснение с Натали.

5 - «Загорается земля и небо» (кульминация).

6 - Через год... в Благородном собрании «И прошло еще полтора года» Похороны Мещерского

7 - Встреча с Натали через 3 года. Безысходность. Смерть.

Главная героиня рассказа Натали появляется лишь во второй главе и уже не сходит со страниц до конца рассказа. А Соня появляется в самом начале первой главы, но в шестой главе и седьмой главе - о ней не сказано ни слова.

Так на первый план среди всех героев рассказа выходит Натали. И хотя она не так часто и не так много говорит, мы знаем, что главным героем становится она именно потому, что все мысли и сердце Виталия заняты ею, и основную нагрузку рассказа несет Натали. Так композиция частей рассказа помогает нам понять глубину характера героев.

Что же руководит поступками наших героев? Что положено в основу их поведения? Какие мысли? Чувства? То есть чем мотивирован каждый из поступков. Возьмем конкретный пример: тайное свидание Сони и Виталия у него в комнате. Соня не только идет на этот поступок. Более того, она сама выступила с этой идеей, а теперь воплощает ее. Что заставляет Соню так поступать? Мотив ее души объясняется тем, что Соня, вырастая без матери, очень быстро повзрослела. И справиться со своей взрослостью она не может. И помочь некому.

Поэтому, используя сложившиеся обстоятельства, Соня выбирает этот путь. Но при этом оставляет за собой право решать главный вопрос ее жизни: надо найти... Соня надо „найти поскорее такого жениха. Что пошел бы к нам „во двор“, - говорит она сама. И нам понятно, что перед нами расчетливая, ищущая приключений девица, склонная к интриге, что было не таким уж редким явлением В России того времени. Бунин, конечно, знал хорошо обычаи дворян конца 19 века, начала 20 века, знал жизнь во всех ее подробностях и ему не составляло большого труда представить и создать вот такой характер, как Соня.

Ловкая и смелая в поступках, она сразу определила: «Натали нашему роману с тобой не помешает. Ты будешь сходить с ума от любви к ней, а целоваться будешь со мной. Будешь плакать у меня на груди от ее жестокости, а я буду тебя утешать» Конечно, читатель сразу догадался, что последняя фраза произнесена Соней скорее для большего эффекта, чем для реального действия, и все же Соня выступает как ярко очерченный женский тип, имеющий место не только в бунинской прозе, но и в жизни.

Соня продолжает свою „игру“ и во второй главе. Она находит место, время, чтобы шепнуть своему избраннику: «Изволь с нынешнего дня притворяться, что ты влюбился в Натали. И берегись, если окажется. Что тебе притворяться не надо». А что же толкнуло нашего молодого человека на эту двойную игру? Почему он так легко включился в нее? Всегда ли он одинаков? Или меняет позицию?

Наш главный герой студент Виталий „был счастлив тем особым счастьем начала молодой свободной жизни, что бывает только в эту пору“. Он жаждал приключений, когда понял, что жизнь не ограничивается только мечтаниями о любви, “ что настало время быть как все, нарушить свою чистоту, искать любви без романтики», а самой настоящей, с приключениями. Он смело подчинился предложению Сони, которая и сама не предполагала романа" в своих действиях: «это сумело бы нам много любовных утех,... если бы не Натали, в которую ты завтра же утром влюбишься до гроба».

А что ответил студент: «Вот ты говоришь Натали... Никакая Натали с тобой не сравнится...»

И тут же оба соглашаются, что «Натали нашему роману все-таки не помешает». А Натали? И здесь мы встречаемся с тем типом женщин, который так же характерен для Руси, что без них, таких святых. Не мыслится ни роман, ни жизнь. Бунин достигает большой удачи в обрисовке образа Натали благодаря не только используемому им приему-контрасту.

Все мотивы ее поступков - это строгость к себе, выработанная годами, такой же строгий анализ мыслей, слов и поступков других людей. Никаких таких поступков она не совершает, кроме одного, когда она увидела Соню и Виталия в его комнате, «бессознательно крикнула: „Соня, где ты? Я страшно боюсь...“ И тотчас исчезла».

Здесь - вся Натали. Увидела их она, конечно случайно, но благородство души не позволило ей выяснять отношения.

Она уходит от Сони, порывает с этим домом, унося с собой святое чувство первой любви. Единственное, что движет поступками Натали - это благородство ее натуры. Это тоже характер, тип.

Можно ли при этом утверждать, что молодой любовник - двуличен? Или в том и другом случае он поступает по совести? А ответ на этот вопрос дает время. Недаром Бунин не обрывает повествование на 5 главе, а дает возможность читателю увидеть своими глазами, кто есть, кто«

Встреча (если можно так назвать) Виталия с Натали в Благородном собрании, произвела на него такое впечатление, что он был «страшно бледный» и стал пить коньяк «чайными чашками, в надежде, что... разорвется сердце». И это еще не конец романа двух молодых людей.

И вот последняя встреча Виталия с Натали. Воспоминания. Объяснения. Вот что говорит он: «Что до моей страшной вины перед вами, то я уверен, что она уже давным-давно стала для вас безразлична и гораздо более понятна, простительна, чем прежде: вина моя была все-таки не совсем вольная и даже и в ту пору заслужила снисхождения по моей крайней молодости и по тому удивительному стечению обстоятельств, в которое я попал». В этих словах, конечно, чувствуется искренность и благородство. Он не стал винить Соню - это было бы не в его правилах, он не стал оправдываться. Но пожалел о своем приезде к Натали в один из моментов встречи: ... напрасно совершил я этот глупый, внезапный поступок, напрасно заехал, понадеялся на свое спокойствие«.

1. Значит любовь...

2. Значит, к Соне не было любви. Только порыв. Только повиновение ее воле!

Не последнюю роль в рассказе играет пейзаж, картины природы, явления природы. Обычным, характерным для Бунина, можно считать то, что природа - это спутница настроения, или явление, которое предваряет ожидаемое событие. В первый день приезда Виталия Мещерского в доме улана Черкасова случилось непредвиденное: когда Виталий вошел в темную комнату, на него метнулась летучая мышь. Эпитеты, которыми наделяет автор это существо, он хочет показать то «зловещее предзнаменование», которое, в сущности, сбылось: «мерзкая темная бархатистость и ушастая, курносая, похожая на смерть, хищная мордочка, потом с гадким трепетанием, изламываясь, нырнула в черноту открытого окна».

В течение всего повествования не часто видим мы пейзаж, и он не играет главенствующей роли в рассказе. Но отдельные моменты Бунин особо подчеркивает. Хотя бы такой момент в 4 главе, когда Виталий Петрович предполагает дождь, перемену погоды.

А читатель уже настораживается: «Что-то будет!» И вот как автор предваряет конфликтную ситуацию в отношениях между своими героями: «... комната озарилась вдруг до неправдоподобной видимости, на меня понесло свежим ветром и таким шумом сада, точно его охватил ужас: вот оно, загорается земля и небо! Я вскочил...

В данном описании волнение передается от природы к читателю: настораживают и «темнота от туч», и «шум сада», который «точно охватил ужас».

Это кульминация рассказа. Расставлены все точки над i ... Натали стала свидетелем любовной сцены Сони и Виталия.

Развитие действия достигает своего апогея. Соне ясно, что Натали убедилась в ее отношениях с Виталием, Натали ясно, что Виталий любит не только ее, но и Соню: А в представлении Натали двоих сразу нельзя любить. Виталию ясно, что он попался в капкан Натали. Если всем все ясно, то есть еще вопрос: кто как поступит? Но на самом интересном месте заканчивается пятая, самая короткая и самая сильная глава.

Автор находит верный тон. Он избавляет читателя от сцен неприличных объяснений друг с другом, опускает в рассказе описание дальнейших событий после неприятного столкновения наших героев. И переносит читателя и своих героев в Воронеж в благородное собрание.

О Соне - ни слова. Натали вышла замуж за Мещерского. Читатель догадался: Натали, эта цельная и гордая натура, с хорошо развитым чувством собственного достоинства, ни минуты не останется в доме, где ее предали.

Вот когда мы узнаем, на чьей стороне симпатии автора. Он отстаивает душевную чистоту и цельность натуры Натали. Вот почему, рассказ назван ее именем.

А теперь читатель непременно перелистает несколько страниц назад и отметит, что автор наградил свою главную героиню Натали еще и таким качествами как наблюдательность и умение анализировать события, поступки, обстоятельства.

Гл. 3. «... начала не то страдать, не то негодовать, чувствовать, что что-то есть между мной и Соней тайное. Натали».

Гл. 3. «Но вы же любите Соню!... Я покраснел, как пойманный мошенник...»

Гл. 4. Натали: «Но, слава богу, Соня уже здорова, скоро не будет скучать...»

То есть перед нами не просто образ, а тип женщины конца ХIХ в., которые составляли определенную плеяду русских, умеющих самоотверженно любить, женщин.

Основной способ раскрытия характера - контраст.

Бунин знаток и мастер создания персонажей и умело использует для их характеристики все богатства языка. Он не просто наделяет своих героев любым языком, а, подвергая язык обобщающей обработке, которая вообще является необходимым условием образного отражения жизни, отвергает в нем характерное, типичное. Индивидуальные формы речи являются выражением обобщений писателя по поводу определенного типа людей.

Так для людей типа Сони характерна речь с элементами цинизма: «... Ты за эти два года, что я не видела тебя, превратился из вечно вспыхивающего от застенчивости мальчишки в очень интересного нахала».

Для Натали характерна определенная сдержанность, отсутствие ярко выраженных эмоций, немногословие. Для ее речи так же характерно и то, что она говорит только то вслух, что хорошо обдумала: «Я в одном убеждена: в страшном различии первой любви юноши и девушки».

Виталий Петрович: «Натали, не нужно вам быть со мной светски любезной... и не чувствуйте неловкости - ведь все, что было - быльем поросло и прошло без возврата».

Прокомментируем этот кусочек с двух сторон.

Первая: Виталий Петрович «призывает» Натали вести себя раскрепощено. Почему? Что, Натали стесняется его присутствия? Но она достаточно сильна и умеет владеть собой! Она всегда была такой! Это характер, тип.

Вторая: речь главного героя. А он тоже все такой же воспитанный, обращается к Натали на «вы», как и принято в светском обществе.

Поразительны и эпитеты, которые играют большую роль как художественные изобразительные средства и слова, употребляемые в значении, далеко выходящими за рамки их первоначального значения.

Примеры: «Черные глаза» и даже не глаза, а «черные солнца», «золотистый цвет лица», «золотые волосы», «зловещее предзнаменование», «чудесный старик», «чудесный дом», «тайная соучастница», «тайное свидание», «блестящая чернота глаз», «тонкие, крепкие, породистые щиколотки», «темно- красный бархат розы», «иноческая стройность ее черного платья». Все эпитеты имеют экспрессивную окраску.

Почти все приведенные примеры относятся к главному лицу рассказа - Натали. Здесь Бунин оттеняет два цвета, чтобы подчеркнуть необычность натуры Натали: золотистый и черный. Черный - это как «зловещее предзнаменование», ведущее к трагедии.

Трагическое звучание рассказа усиливается его своеобразным финалом: Натали умирает.

«Натали» - это один из бунинских рассказов, но не единственный, который заканчивается трагически.

Действие рассказа «Чистый понедельник» происходит в старой России. Главная героиня - женщина, мятущаяся, страдающая, прелестная, погубившая свою жизнь, уйдя в монастырь: это живой, достоверный и очень русский характер. В композиционном отношения рассказ прост и последователен. И как все бунинские рассказы перед самой концовкой имеет кульминационный момент - высшую точку любовной истории, а затем, как развязка - трагедия души главного героя. Но и в начале рассказа есть маленький штрих, который так характерен для Бунина: умение завязать «начало», заинтересовать читателя: «Чем все это должно кончиться, я не знал и старался не думать, не додумывать: было бесполезно... она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем...»

Действие рассказа построено на контрасте двух действующих лиц. Каким же образом автору удается передать в главной героине рассказа несовместимость привычной жизни с внутренним состоянием ее души? Даже внешне, несмотря на то, что «оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что их «провожали взглядами», Бунин не избежал возможности оттенить красоту и внешность главной героини особенностями.

«А у нее красота была какая- то индийская, персидская». А дальше внешность ее тоже построена на контрастах цвета: «Черные волосы», «черные соболий мех», «черные, как бархатный уголь, глаза» и «бархатисто-пунцовые губы», гранатовое бархатное платье. Очень часто употребляется слово «бархатный». И это придает свой колорит нашей знакомой, которая уже успела и нам понравиться.

Контраст и в том, что он - разговорчив, она - молчалива, что тоже не один раз подчеркивает автор. Вкусы и взгляды ее тоже контрастны: то она «все разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты», то вдруг мы видим ее на «капустнике» художественного театра.

Пейзаж в рассказе играет определенно особую роль. И начинается рассказ с пейзажа. Здесь основную нагрузку несет цвет: «темнел серый день», «в сумраке видно было...», «зеленые звезды», «мутно чернеющие прохожие», и глаголы: «чернея, разгоралась; мчал» и т. д. - это все глаголы несовершенного вида. Они как бы повторяют все эти действия изо дня в день - так автор передает периодичность, незавершенность действия и, наконец, ритм. Но вернемся к пейзажу: не зря, значит, она снимала квартиру с видом на Москву из окна: «лежала вдали огромная картина заречной снежно - сизой Москвы: ... была видна часть Кремля... белела слишком новая громада Христа Спасителя...» И сразу повеяло стариной, той знакомой Русью, которую каждый из нас знает с детства из русских преданий и былин и так сочетается с этой стариной «экскурсия» наших героев на кладбище: «Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях, на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали галки, похожие на монашенок...» Весь этот пейзаж передает настроение Ее. И предчувствие чего - то необычного охватывает читателя.

И немой вопрос читателя: «Что это? Бунин впадает в мистику? Религию?» уже замечен автором, и он незамедлительно отвечает устами героини.

«Это не религиозность... Все время это чувство Родины, ее старины...» и благодаря желанию автора воздать должное старине. Он как бы ведет нас дорогой, где еще и в языке старину чувствуешь.

От этого рассказ насыщен архаизмами и церковно-славянскими терминами из церковных книг: обитель, архиепископ, лик, диаконы с рапидами и трикириями, соборы, клирос, Богородица троеручница.

А вот момент, которым нельзя не восторгаться: «А она говорила с тихим светом в глазах:

Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравиться, пока наизусть не заучу».

Здесь вся Она - русская и такая простая, и такая загадочная: «она была загадочна, непонятна для меня, странны были наши с ней отношения»

Выше уже говорилось, что Бунин - мастер детали. Деталь в этом рассказе выполняет очень разные функции.

Деталь отражает взгляды героя: «висел портер босого Толстого».

Деталь - передает предчувствие, настроение: «Все черное!» - Ведь завтра уже чистый понедельник, - сказала она, вынув из каракулевой муфты и давая мне руку в черной лайковой перчатке«.

Хотя мы не может сказать, что человек, ведущий повествование от первого лица легкомыслен, однако он - полная противоположность Ей. И таким образом, автору удается лучше оттенить все Ее достоинства. Особенно, когда они ведут философски- жизненные разговоры.

Когда он спросил: «Зачем?» Она пожала плечом: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?

Или: «Счастье, счастье... Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулась, а вытащить - ничего нету».

Как видим, женщина, а философски мыслить умеет не хуже, чем со вкусом одеваться. Автор, повествуя об этой интересной личности, считает излишним давать мотивы поступка героини (ухода в монастырь). Он оставляет это на суд читателя. А что испытывает Он после ее ухода в монастырь? Можно ли считать, что в Его душе произошел какой-то перелом?

Некоторые считают, что в книге «Темные аллеи» есть только женские характеры - типы, а мужские характеры отсутствуют, есть только их чувства и переживания. На мой взгляд именно в этом рассказе выведен характер. Во-первых, этот мужской образ отразил в себе все черты русского человека - любящего и бессильного что-либо сделать для любимой, и она, оказавшись сильнее его по натуре, поступает так, как задумала, потому что не смогла найти ответ на вопросы: «...что такое любовь», «что такое счастье», а он ей не помог. И, конечно, в душе его наступил перелом, Он «долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался. Всячески опускаясь на «дно» жизни... Рассказ заканчивается вопросом. Особенно вторая его часть значительна: «... как могла она почувствовать мое присутствие?»

Что дает такой открытый финал для восприятия рассказа читателем? Отсутствие ответа в рассказе художественно оправдано. Оно подчеркивает, что Она чистая, любящая натура, сердцем чувствует приближение любимого человека. Вот и такие типы женщины водятся на Руси: и любит, и мучается, и страдает одна. А автор? Какую позицию занимает он по отношению к своей героине? Автор явно любит свое создание. И сам в своем дневнике писал об этом.

Во всех этих рассказах Бунин нарисовал два женских типа и один мужской характер: каждый из них силен своей любовью и характером, которым наделил его автор. К книге «Темные аллеи», которую можно назвать «энциклопедией любви», можно присоединить еще рассказ «Солнечный удар», который предшествовал этой книге. В них автор исследует самые различные степени и состояния человека, начиная с возвышенных, поэтических переживаний («Натали»), вплоть до «заурядных» элементарных эмоций. Со «счастливой» любовью, когда уже нет боли, муки, Бунину просто нечего делать. Он никогда не пишет о ней.

«Пусть будет только то, что есть... лучше уж не будет...»

Рассказы цикла - образец русской психологической прозы, в которой автором была сделана попытка раскрыть одну из вечных жизненных тайн - тайну любви. Многие художники предпринимали попытку к ее раскрытию, но ближе всех к разгадке этой тайны подошел Бунин.

Используемая литература

1. Н. Любимов «Образная память» (Искусство Бунина).

2. В. Гейдеко «А. Чехов и И. Бунин».

3. О. Михайлов И. А. Бунин. «Жизнь и творчество».4.

4. Рассказы Бунина «Натали», «Чистый понедельник»