Адмирал бутаков сторожевой корабль. Григорий Иванович Бутаков: биография. Послевоенный период жизни

Из дворян Бутаковых; родился в семье капитана 1-го ранга Ивана Николаевича Бутакова, командира линейного корабля «Царь Константин», прославившегося своими подвигами у о. Крит и при блокаде Дарданелл во время войны с турками. Род Бутаковых известен с XVII столетия. Дядя Григория Ивановича Александр Николаевич окончил Морской корпус, стажировался в английском флоте, дослужился до генерал-майора. Пятеро братьев Григория Ивановича стали моряками, из них Алексей достиг чина контр-адмирала, Иван - вице-адмирала, а Григорий - полного адмирала.

Бутаков имел могущественных врагов и в конце жизни этот «беспокойный адмирал» оказался не у дел. Он поселился на даче в Финляндии и занялся переводом научных статей с английского языка.

В 1881 году о нём вспомнили и назначили командиром Петербургского порта, а на следующий год - членом Государственного Совета. Г. И. Бутаков крайне болезненно отреагировал на назначение членом Государственного совета, которое означало отставку от управления флотом и отказ от его принципов подготовки флота.

Вскоре он серьёзно заболел и 31 мая 1882 года скончался от апоплексического удара, переплывая на ялике Неву.

На его могиле был установлен памятник, средства на который пожертвовали моряки Балтийского флота. Бюст с памятника перенесён в Музей городской скульптуры, его автором был известный скульптор М.А. Чижов.

Семья

  • Супруга: Амалия (Мария) Арсеньевна, урождённая Рождественская (1835-1917). Убита большевиками в Кронштадте.
  • Дети:
    • Александр . Контр-адмирал (1861-1917). Расстрелян большевиками вместе с матерью на берегу Финского залива.
    • Алексей (1862-?)
    • Мария (1866-1942)

Послужной список

  • 6 мая 1831 - поступил в Морской кадетский корпус.
  • 9 января 1836 - окончил Морской кадетский корпус.
  • 1836-1838 - двухлетняя практика на кораблях Балтийского флота.
  • 1838 - мичман с назначением на линейный корабль «Силистрия» на должность флаг-офицера при главном командире Черноморского флота адмирале М. П. Лазареве .
  • Май 1838 - участвовал в высадке десантов у берегов Абхазии (награждён двумя орденами с надписью «За храбрость»).
  • 1838 - участвовал в бою при занятии местечка у р. Туапсе.
  • 1838 - на тендере «Луч» участвовал в сражении против горцев.
  • Сентябрь 1838 - август 1840 - на шхуне «Ласточка» плавал в Эгейском море.
  • Апрель 1843 - лейтенант (за отличную службу).
  • 1844 - на шхуне «Вестник» плавал в Средиземном море.
  • Осень 1846-1851 - командир тендера «Поспешный»
  • Лето 1847-1850 - вел обширные гидрографические работы в Черном море (награждён орденом св. Анны III степени и бриллиантовым перстнем).
  • 1850 - капитан-лейтенант.
  • 27 марта 1851 - направлен в Англию для приема строящегося корабля «Дунай» и привел его в Севастополь .
  • 3 декабря 1852-1854 - командир 11-пушечного пароходофрегата «Владимир».
  • 5 (17) ноября 1853 - захватил 10-пушечный турецкий пароход «Перваз-Бахри» (первый в истории бой паровых кораблей; Г. И. Бутаков был произведен в капитаны 2-го ранга и награждён орденом Св. Георгия 4-й степени).
  • 24 октября 1854 года командовал артиллерийским огнем парохода во время сажения при Инкермане, а 24 ноября участвовал с «Владимиром» и пароходом «Херсонес» в вылазке против англо-франко-турецких судов в Песочой и Стрелецкой бухтах. 12 декабря награжден орденом Св. Анны 2-й степени с мечами.
  • 1854-1855 - участвовал в обороне Севастополя, командовал отрядом пароходофрегатов, огнем с кораблей поддерживал сухопутные войска, отличился в боях за Малахов Курган.
  • 9 октября 1854 - впервые в истории русской морской артиллерии организовал стрельбу по невидимой цели.
  • 31 августа 1855 - командовал затоплением пароходофрегатов.
  • Март 1855 - капитан 1-го ранга.
  • Сентябрь 1855 - флигель-адъютант, начальник штаба Черноморского флота.
  • Август 1856 - контр-адмирал с зачислением в императорскую свиту, главный командир Николаевского порта и военный губернатор Николаева и Севастополя.
  • 1860 - переведён на Балтику начальником отряда винтовых кораблей.
  • 5 сентября 1860 - Орден св. Станислава I степени с мечами.
  • 1861-1862 - командир отряда винтовых лодок.

Григорий Иванович Бутаков

Бутаков Григорий Иванович , военно-морской деятель, адмирал (1878), основоположник тактики парового броненосного флота. В 1836 окончил морской кадетский корпус. Служил на Балтийском флоте, с декабря 1837 - на Черноморском флоте. В 1847-1850 командовал тендером «Поспешный», проводил обширные гидрографические работы; совместно с И. А. Шестаковым составил первую систематизированную лоцию Черного моря. В Крымской войне 1853-1856 командовал пароходофрегатом «Владимир». В бою 5(17) ноября 1853 (первый в истории бой паровых кораблей) захватил турецкий пароход «Перваз-Бахри». Во время обороны Севастополя (1854-1855) командовал несколькими пароходофрегатами, корабельной артиллерией поддерживал сухопутные войска. С 1856 заведующий морской частью в Николаеве, главный командир Черноморского флота, военный губернатор Николаева и Севастополя. С 1860 служил на Балтийском флоте. В 1863-1867 военный атташе в Англии, Франции и Италии. Проводил исследования основ тактики парового броненосного флота, автор трудов «Новые основания пароходной тактики» и «Правил маневра парового корабля». В 1867-1877 командовал эскадрой броненосных кораблей на Балтийском море, в 1878-1881 начальник береговой и морской обороны крепости Свеаборг, а с 1881 главный командир Петербургского порта. С 1882 член Государственного совета. Методы боевой подготовки, введенные Бутаковым, основывались на принципах готовить флот для боя, проводить практические занятия и учения в условиях, {102} максимально приближенных к боевым. Награжден орденами Св. Александра Невского, Белого Орла, Св. Анны 1, 2, 3 и 4 степени, Св. Владимира 3 и 4 степени, Св. Георгия 4 степени, Св. Станислава 3 степени, золотым оружием.

Использованы материалы кн.: Военный Энциклопедический Словарь. М., 1986.

БУТАКОВ Григорий Иванович , русский адмирал (1878), основоположник тактики парового броненосного флота. Род. в семье мор. офицера. В 1836 окончил Мор. кадет, корпус. Служил на Балт. и Черномор, флотах. В 1847-50 - ком-р корабля «Поспешный», проводил обширные гидрогр. работы; совместно с И. А. Шестаковым составил первую систематич. лоцию Чёрного м. Участвовал в Крымской войне 1853-56. Будучи ком-ром пароходофрегата «.Владимир», провёл первый в истории бой паровых кораблей и 5(17) нояб. 1853 одержал победу над тур. пароходофрегатом «Перваз-Бахри». Во время героич. обороны Севастополя (1854-55) осуществлял общее командование неск. пароходофрегатами, огнём кораб. арт-и умело поддерживал сухопут. войска. С 1856 - контрадмирал, гл. ком-р Черномор, флота, воен. губернатор Николаева и Севастополя. Проводил исследования основ тактики парового броненосного флота. В 1863 опубликовал труд «Новые основания пароходной тактики», к-рый явился крупным вкладом в теорию военномор. искусства и получил признание во всех.флотах мира. В 1867-77 командовал эскадрой броненосных кораблей на Балтийском м., а с 1881 - гл. ком-р Петерб. порта. Б. придерживался передовых взглядов на развитие ВМФ, усовершенствовал организацию и заложил основы тактики рус. парового флота, поновому организовал боевую подготовку офицеров и матросов.

Введённые Б. прогрессивные методы боевой подготовки основывались на принципах:

1) готовить флот не для смотров и парадов, а для войны, для боя, исход к-рого зависит от мастерства офицеров и матросов;

2) больше плавать, проводить практич. занятия и учения в условиях, максимально приближ. к боевым;

3) главное в обучении и воспитании - развитие у лич. состава смелости, инициативы, находчивости и творческой изобретательности;

4) готовить флот к совместным действиям с сухопут. войсками.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии.

Бутаков Григорий Иванович (27.IX.1820 - 31.V.1882) - русский военно-морской деятель, адмирал (1878). Родился в Риге в семье морского офицера. В 1836 году окончил Морской кадетский корпус, служил на Балтийском, с декабря 1837 года - на Черноморском флоте под начальством адмирала М. П. Лазарева. В 1847-1850 годы составил первую систематическую лоцию Черного моря. В Крымскую войну 1853-1856 годы Бутаков командовал пароходом-фрегатом "Владимир", захватившим в первом в истории морском поединке паровых судов турецкий пароход "Перваз-Бахри", и героическим пароходом-фрегатом "Херсонес" в обороне Севастополя 1854-1855 годы. С 1856 года Бутаков - контр-адмирал, главный командир Черноморского флота и военный губернатор Николаева и Севастополя. С 1860 года служил на Балтийском флоте. В 1863-1867 годы был командирован для изучения состояния ВМФ в Англию и Францию. В 1867-1877 годы командовал броненосной эскадрой Балтийского флота. С 1881 года - главный командир Петербургского порта. Бутаков первым из русских адмиралов перестроил организацию и тактику морскх сил в соответствии с развитием парового флота. Труд Бутакова "Новые основания пароходной тактики" (1863), удостоенный полной Демидовской премии и переведенный на английский, французский, итальянский и испанский языки, создал переворот в военно-морском искусстве. Разработанные Бутаковым "Правила маневра парового корабля" получили признание и применение на всех флотах мира.

В. Н. Багров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Сочинения: Лоция Черного м., ч. 1-2, 2 изд., Николаев, 1867; Новые основания пароходной тактики, СПБ, 1863; Проект систематич. собрания мор. эволюции, 2 изд., СПБ, 1881.

Литература: Лурье А. и Маринин А., Адмирал Г. И. Бутаков, М., 1954; Березин Е., Адмирал Г. И. Бутаков, 2 изд., СПБ, 1884; Общий морской список, ч. 9, СПБ, 1897, с. 335-42.

Бутаков Григорий Иванович (1820-1882) Адмирал. Григорий Бутаков вошел в отечественную историю как герой Севастопольской обороны и организатор российского парового броненосного флота. Родился он 27 сентября 1820 г. в Риге, в семье морского офицера. Обучался в Петербурге в Морском кадетском корпусе, по выпуску из него был произведен в мичманы и два года плавал на Балтийском море. Так как его отец командовал в это время одной из флотских дивизий на Черном море, Бутаков-младший перевелся на юг, плавал на различных парусных судах. Способный офицер скоро обратил на себя внимание главного командира Черноморского флота вице-адмирала М. Лазарева и был назначен к нему личным флаг-офицером. Боевое крещение Бутаков получил в 1838 г. в экспедиции к кавказским берегам, где принял участие в боях с горцами у устья реки Туапсе.

В 1843 г. Григорий Иванович за отличную службу был произведен в лейтенанты и назначен командиром тендера "Поспешный". В этой должности он оставался до 1850 г., занимаясь почти исключительно гидрографическими работами - исследованием берегов Черного моря. Вместе с И.Шестаковым, своим товарищем по кадетскому корпусу, Бутаков составил "Лоцию Черного моря с 36-ю литографированными планами портов". Оба они получили в награду ордена святой Анны 3-й степени и бриллиантовые перстни. В 1850 г. Григорий Бутаков был послан в Англию для приема строящегося корабля "Дунай" и благополучно привел его в Севастополь. С 1852 г. он командовал 11-пушечным "Владимиром" - одним из первых и лучших пароходофрегатов Черноморского флота, получившим благодаря своему отличному командиру громкую славу в Крымской войне 1853 - 1856 гг.

В конце октября 1853 г. "Владимир" в составе отряда кораблей под общим командованием вице-адмирала В. Корнилова вышел на разведку противника и рекогносцировку берегов турецкой Болгарии. Утром 5 ноября на "Владимире" заметили сзади и слева от курса 10-пушечный турецкий корабль "Перваз-Бахри" ("Морской вьюн"). Решительно пойдя на сближение, Бутаков отдал приказ об атаке. Это был первый в истории бой паровых кораблей. Пользуясь некоторым преимуществом в ходе и заметив отсутствие у неприятеля кормовой артиллерии, Бутаков маневрировал таким образом, что "Владимир" постоянно держался в кормовых курсовых углах противника. Когда же турки пытались лечь на пересечку курса, Бутаков переводил свой корабль на параллельный курс и продолжал поражать неприятеля с борта. Меткими выстрелами русские комендоры вывели из строя рулевое управление вражеского парохода, разрушили ходовой мостик, повредили несколько орудии. Наконец, приблизившись почти на 90 метров, "Владимир" начал осыпать неприятеля картечью. После трехчасового боя "Перваз-Бахри" вынужден был спустить флаг. Турки потеряли 58 человек, в том числе капитана, потери экипажа Бутакова составили двое убитых и трое раненых. Захваченный корабль на буксире был доставлен в Севастополь.

Находившийся на "Владимире" Корнилов в донесении главнокомандующему А.С. Меншикову писал: "Капитан, офицеры и команда парохода "Владимир" вели себя самым достойным образом. Капитан-лейтенант Бутаков распоряжался как на маневрах ". За эту победу Григорий Иванович был произведен в капитаны 2-го ранга и награжден орденом святого Георгия 4-й степени.

После возвращения в Севастополь Бутаков нес крейсерскую службу на других кораблях, так как "Владимир" нуждался в ремонте, затем вновь плавал на своем пароходе. С началом осады Севастополя Григорий Иванович влился в ряды активных защитников города. В начале октября 1854 г. отряд пароходофрегатов под командованием Бутакова принял деятельное участие в подавлении сухопутных и морских батарей противника, готовивших артиллерийскую поддержку штурма Севастополя. Благодаря своевременному обстрелу позиций противника был сорван план" неприятеля овладеть Севастополем путем ускоренной атаки.

После гибели Корнилова Бутаков был назначен начальником штаба Черноморского флота, от которого после затопления большей части судов оставалось лишь несколько пароходофрегатов. В марте 1855 г. стал капитаном 1-го ранга. Под его руководством пароходофрегаты производили смелые атаки на суда противника, державшиеся недалеко от входа в Севастопольскую бухту. Большую помощь пароходофрегаты оказывали и в перевозке войск с целью маневра силами. Постоянную заботу о Бутакове проявлял возглавивший оборону города вице-адмирал П. Нахимов , который, сберегая Григория Ивановича для будущего, не пускал его на Малахов курган и другие бастионы, где шли жестокие бои.

В августе 1855 г. англо-франко-турецкие войска в шестой раз предприняли штурм Севастополя, наконец, принесший им успех. В ночь с 30 на 31 августа "Владимир" вместе с другими уцелевшими судами был затоплен, чтобы не стать добычей врага. С глубоким чувством боли прощался Бутаков со своим любимым кораблем.

В сентябре 1855 г. Григорий Иванович был пожалован во флигель-адъютанты и назначен начальником штаба в Николаев, ставший после падения Севастополя главной морской опорой России на юге. В следующем году он был произведен в контр-адмиралы с зачислением в свиту его императорского величества и назначен командиром Черноморского флота, военным губернатором Николаева и Севастополя (последний, по Парижскому мирному договору , был возвращен России).

Так как России после поражения в войне запрещалось иметь на Черном море военный флот, Григорий Иванович досадовал: "...Надо же было мне попасть на свою должность в такое время". Он повел борьбу с коррупцией среди интендантов, а когда выяснил, что ее следы ведут в Морское министерство, вступил с последним в конфликт. В начале 1860 г. "беспокойный адмирал" был переведен на Балтику, что он расценил так: "Меня хватили по лбу именно за то, что приобрел нерасположение сволочи... "

Впрочем, вступив на Балтике в командование отрядом винтовых кораблей, 40-летний Бутаков с интересом переключился на новое дело - вождение винтовых судов. Плавая со своей эскадрой, он обучал экипажи боевому маневрированию, заодно вел исследование законов движения винтовых судов, позже завершившееся написанием труда "Пароходные эволюции". В 1863 - 1866 гг. Бутаков в качестве военно-морского представителя находился за границей - в Англии, Франции и Италии.

В 1866 г. Григорий Иванович был произведен в вице-адмиралы с назначением начальником эскадры броненосных судов Балтийского моря, в 1868 г. стал старшим флагманом Балтийского флота. С этого времени он всецело занялся боевой подготовкой парового военного флота. Настало время "железных флотилий", но даже после Крымской войны многие в морском ведомстве России этого не понимали, уповая на традиции знаменитых моряков-парусников Лазарева и Нахимова . Винтовой железный корабль, нарезное замковое оружие, стальная броня и другие технические новшества выдвинули много вопросов в боевой подготовке. Обладая богатыми знаниями и боевым опытом, Григорий Иванович с присущей ему энергией взялся за подготовку своей броненосной эскадры, ставя во главу угла ее боеготовность. "Мы должны готовиться к бою всегда, постоянно, безотлагательно, немедленно, - говорил он, - готовиться к тому получасу, для которого мы, можно сказать, существуем и в который нам придется показать, что Россия содержит флот не без пользы ".

Бутаков разработал основы тактики парового броненосного флота, которые он изложил в труде "Новые основания пароходной тактики", удостоенном от Академии наук Демидовской премии. Он разработал и издал также "Правила маневра парового корабля", "Книгу эволюционных сигналов" и "Свод морских военных сигналов", получившие признание во многих флотах мира. Не менее замечательны инструкции и приказы Бутакова по эскадре, исключительные по содержательности, глубине и широте высказываемых в них мыслей и наставлений и справедливо названные современниками "библией моряка". Вводимые Бутаковым прогрессивные методы боевой учебы основывались на принципах: готовить флот не для смотров и парадов, а для боя, исход которого зависит от выучки экипажей; больше плавать, проводить практические занятия; главное в обучении и воспитании - развитие у матросов смелости, инициативы и находчивости.

Бутаков высмеивал "китайские церемонии" на флоте, связанные с ритуалами чинопочитания, встреч и проводов старших начальников: "Поставьте, если можете, команду хоть вверх ногами, чтобы показать, как вы ужасно почитаете вашего начальника, но уважения ваш флаг от этого не приобретет ". Требуя от подчиненных высокого профессионализма, он говорил: "Помните, что наша служба основана на чуть-чуть: чуть-чуть в одну сторону - так скажут "молодец", а чуть-чуть в другую - "слепец" ".

Создавая в морской учебе экипажей обстановку, близкую к боевой, Бутаков ввел таранные бои на специальных судах, организовывал стрельбы, в которых суда производили настоящие бои между собой, поражая артиллерийским огнем щиты, привязанные на коротком буксире за кормой, заставлял офицеров и матросов под ядрами плавать на шлюпках, приучая к свисту и разрыву снарядов. Основоположник тактики парового флота был также инициатором специальных "военно-морских игр" и составил для них правила. В короткое время Григорий Иванович поднял боевую подготовку своей эскадры до такой высоты, что иностранные державы посылали своих морских офицеров учиться у него. В эскадре Бутакова был воспитан С.О. Макаров , тогда офицер "Русалки", ставший впоследствии гордостью российского флота.

Бутаков пришел к выводу, что "типы военных судов устаревают иногда прежде окончательной достройки их", и был недоволен российским кораблестроением, резко критиковал его. Хотя Григорию Ивановичу в 1878 г. и дали чин адмирала, почти одновременно он был фактически понижен в должности - назначен начальником береговой и морской обороны крепости Свеаборг. Вскоре главный начальник флота и морского ведомства великий князь Константин Николаевич и вовсе отстранил "беспокойного адмирала" от дел, и тот два года прожил на своей финляндской даче, занимаясь воспитанием детей. "Скоро в этом флоте не останется ни одной личности", - писал об отставке Бутакова один из его бывших сослуживцев.

В 1881 г. адмирал все же получил назначение на должность главного командира Петербургского порта, но уже в следующем году получил новую отставку. Причиной этого стала его непримиримая борьба со взяточничеством в кораблестроении. Управляющий Морским министерством И.Шестаков, его давний друг, на этот раз ничем ему не помог.

Назначенный членом Государственного совета, куда определяли обычно престарелых сановников, Бутаков тяжело переживал несправедливость. Это отразилось на его здоровье. 31 мая 1882 г. адмирал скончался от апоплексического удара, переплывая на ялике Неву.

Использованы материалы кн.: Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века. М. 1997 г.

Бутаков Григорий Иванович. Именно Г.И. Бутаков, служивший на флоте в период перехода от парусного к паровому броненосному флоту, не только на практике руководил первыми боевыми действиями паровых судов, но и создал признанную в мире тактику их использования.

Григорий Бутаков родился 27 сентября 1820 года в Риге и происходил из семьи морского офицера Ивана Николаевича Бутакова, завершившего жизнь вице-адмиралом. 6 мая 1831 года Григорий поступил в Морской кадетский корпус и 9 января 1836 года успешно окончил курс. После 2-летней практики на Балтике мичмана направили на Черное море флаг-офицером к адмиралу М.П. Лазареву, главному командиру Черноморского флота и портов. Он попал в знаменитую “лазаревскую морскую школу”: много ходил в море, участвовал в боевых действиях у берегов Кавказа, за храбрость, находчивость и умение неоднократно получал награды. В 1847-1850 годах командиром тендера “Поспешный” лейтенант Бутаков проводил с лейтенантом И.А. Шестаковым опись отечественных и турецких берегов Черного моря и Босфора. За отличное выполнение задания оба были произведены в капитан-лейтенанты и награждены орденами Св. Анны 3-й степени, за составление лоции, которая вышла из печати в 1851 году, - пожалованы бриллиантовыми перстнями.

27 марта 1851 года Бутакова командировали в Англию, где он наблюдал за постройкой парохода “Дунай”, привел судно в Николаев и 3 года командовал им. Тогда же моряк получил благоприятный отзыв на предложенный им компас с наклонной стрелкой. 3 декабря 1852 года он стал командиром лучшего пароходофрегата Черноморского флота “Владимир”. На нем капитан-лейтенант в первом бою паровых судов 5 ноября 1853 года овладел турецким пароходом “Перваз-Бахри”. Он, закладывая основы пароходной тактики, маневрировал так, чтобы расстреливать “Перваз-Бахри” с кормы, где у того не было пушек.

Из-за повреждения машин “Владимир” не участвовал в знаменитом Синопском сражении. Но Бутаков перешел на “Одессу” и временно заменил командира этого пароходофрегата, буксируя до Севастополя поврежденный корабль “Великий князь Константин” под флагом П.С. Нахимова.

В начале 1854 года англо-французский флот под предлогом защиты Турции вступил на Черное море. К весне все чаще неприятельские корабли стали появляться у берегов Крыма. “Владимир” не раз в разведке встречался с английскими и французскими пароходами, но уходил от них. Вести бой с неприятелем в одиночку единственный пароходофрегат специальной постройки не мог. Когда осенью 1854 года союзники высадили в Крыму десант с огромной парусно-паровой эскадры, русские парусники не могли этому помешать. После начала осады Севастополя активной частью флота оставались пароходы, в первую очередь “Владимир”.

Бутаков воевал умело. Он применил искусственный крен пароходофрегата, что увеличило дальнобойность его пушек до 4-5 километров и позволило подавить батарею на Киленбалочных высотах. 9 октября 1854 года орудия “Владимира” впервые в истории русской морской артиллерии вели огонь по невидимой цели. Следующим летом, когда Бутаков внедрил усовершенствования в орудийных станках, удавалось вести огонь по берегу во время хода. Моряки “Владимира” внесли немало усовершенствований, в том числе блиндирование важнейших частей парохода.

Роль флота не ограничивалась обороной. 24 ноября 1854 года П.С. Нахимов приказал Бутакову отогнать французский пароход “Мегара”, с которого наблюдали из Песочной бухты за рейдом. Капитан 1-го ранга, чтобы отвлечь внимание противника, направил пароходофрегат “Херсонес” для обстрела противника у Стрелецкой бухты. Сам Бутаков вышел первым и атаковал “Мегару”, бежавшую к своему флоту, а затем поддержал “Херсонес”. Когда же на отходе русские корабли вступили в бой с двумя английскими и французским пароходами, командир “Владимира” увлек одного из неприятелей под огонь береговых батарей. После этой дерзкой вылазки союзники постоянно держали у входа в бухту несколько больших пароходов.

“Владимир” вместе с другими кораблями не раз открывал огонь, прикрывая фланг русских укреплений и отражая атаки. При отступлении на Северную строну Севастополя корабль за два рейса перевез 2490 человек. В ночь на 31 августа его зажгли и затопили вместе с другими еще уцелевшими судами Черноморского флота.

26 августа 1856 года контр-адмирала Г.И. Бутакова назначили главным командиром Черноморского флота и портов. Однако Парижский мирный договор запретил России и Турции иметь крупные военно-морские силы на Черном море. Пришлось вместо восстановления флота заниматься сокращением учреждений и численности моряков. А в начале 1860 года Бутакова перевели на Балтийский флот начальником практической эскадры винтовых кораблей, которую создали для подготовки моряков парового флота. Контр-адмирал заставил серьезно учиться морскому делу всех. На кораблях были введены офицеры-дальномерщики, приборы для измерения дальности, для передачи с мостика на батарею данных о прицелах, учреждены сигналы для сообщения на другие корабли о скорости. Экспериментируя, контр-адмирал добился того, что разнотипные корабли научились двигаться согласованно. 5 сентября 1860 года его за отличную службу наградили орденом Станислава 1-й степени с мечами.

Осенью 1860 года моряка командировали в Англию и Францию для изучения развития кораблестроения и морского дела. Он уведомлял генерал-адмирала о том, что узнал нового, а также о своих разработках по теории пароходных эволюций, еще не известных за границей.

Назначенный весной 1861 года начальником эскадры винтовых канонерских лодок, Бутаков использовал их для проверки своих идей. В том же году он опубликовал книгу “Несколько отрывков из опыта начальных оснований пароходной тактики”, с которой до кампании успели ознакомиться офицеры эскадры. Обучение он начал с проверки механиков, подготовка которых оставляла желать лучшего. По мере готовности лодки переводили на буксире в Гельсингфорс. В приказе от 11 июля 1861 года Бутаков сформулировал основные задачи обучения: превратить эскадру в стройную силу и освоить шхеры, в которых эскадре предстояло действовать. Избегая внешнего лоска, Бутаков добивался от командиров бесстрашного управлению кораблями. К концу кампании лодки сплавались, хорошо держались в строю и совершали сложные маневры. Следующим летом Бутаков усложнил обучение, занявшись маневрированием при таранных ударах. За кампанию 1862 года моряки научились решительно ходить и действовать в шхерах, уверенно осуществляли все преобразования.

По окончании кампании Бутаков участвовал в успешных испытаниях шестовой мины, а затем был командирован для изучения опыта других флотов в Англию. Контр-адмирал познакомился с современными башнями, артиллерийскими орудиями. В начале 1863 года он вернулся и был назначен военно-морским атташе в Англию и Францию. Моряк способствовал отправке из Англии броненосной батареи “Первенец”, посылал информацию о французской разборной канонерке, о подводной лодке и предложил в качестве средства борьбы с ней сети. Он пришел к мысли использовать электрические фонари в качестве боевых прожекторов и со временем применил на практике эту идею.

В 1863 году из печати вышел капитальный труд “Новые основания пароходной тактики”, в котором моряк суммировал свои размышления и расчеты, проверенные в кампаниях предшествующих лет. За этот труд Академия наук присудила Г.И. Бутакову полную Демидовскую премию. Вскоре труд был переведен на французский, английский и испанский языки.

28 октября 1866 года Г.И. Бутакова произвели в вице-адмиралы. При открытии Всемирной Парижской выставки 1867 года он был избран председателем экспертной морской комиссии.

6 февраля 1867 года вице-адмирала назначили начальником эскадры броненосных судов, построенных в 1865-1866 годах. Чтобы за кампанию сделать эскадру боеспособной, он применил новую систему боевой подготовки. В отличие от парусного флота, для технически сложных кораблей следовало до начала кампании готовить экипажи на берегу, затем на стоянке, после чего следовала одиночная подготовка корабля на рейде и в море. Лишь потом можно было начинать эскадренные учения. В июне, закончив подготовку одиночных кораблей, эскадра собралась на Транзундском рейде. К концу кампании разнородные броненосные корабли научились удерживаться в строю. Моряки с любовью относились к своему делу, стремились совершенствовать свои знания, соревнуясь друг с другом. Летом 1868 года флагман усложнил подготовку. Две канонерские лодки переоборудовали в суда для таранных учений. Бутаков считал необходимым учить артиллеристов, чтобы они могли действовать исходя из требований боя. Моряки успешно стреляли с ходу по неподвижным треугольным щитам, учились попадать в щиты движущиеся. Когда в 1870 году на вооружение поступили нарезные орудия, Бутаков ввел учения по стрельбе во время качки. Моряков учили плавать. Флагман на переходах между портами проводил эволюции эскадры, действуя как в военном крейсерстве.

В первый месяц кампании 1869 года Бутаков практиковал крейсерства, при которых суда, двигаясь полным ходом, по очереди огибали суда, стоявшие на рейде, выписывая сложные восьмерки. Флагман добивался слаженности в маневрах отрядов однотипных судов.

Бутаков поддерживал внедрение предложений офицеров, сам нередко предлагал усовершенствования. По его инициативе началась подготовка минеров и опыты с минным оружием. Осенью 1869 года вице-адмирал основал минную школу для офицеров, в первую очередь добровольцев. С кампании 1870 года учения с атаками минных катеров на броненосцы стали систематическими. С 1873 года для отражения минных атак начали применять введенные Бутаковым на некоторых кораблях электрические прожекторы. В 1874 году на флоте была учреждена должность заведующего минной частью, а 1 октября были открыты минные офицерские классы и минная школа для матросов. Во многом это была заслуга Г.И. Бутакова.

По проекту Бутакова в 1874 году впервые оснастили броненосный фрегат “Петропавловск” противоминной артиллерией.

Проводились учения и по использованию тарана; чертежи эволюций после кампании раздали офицерам для руководства.

В 1877 году Бутаков подготовил и подал записку, в которой утверждал, что Россия не имеет ни броненосного, ни крейсерского флота, располагая массой прекрасных, но единичных судов. Он предложил строить крейсера и броненосцы сериями, проектируя их в соответствии с предполагаемыми задачами флотов, и готовить для них кадры.

С началом русско-турецкой войны 1877-1878 годов броненосную эскадру Балтийского флота принял генерал-адмирал. Бутакову поручили командование отрядом эскадры. В начале войны этот отряд установил минные заграждения у Выборга, Динамюнде и Свеаборга. Когда весной 1878 года возникла опасность появления британского флота, вице-адмирал предложил держать отряды минных катеров в Кронштадте, Свеаборге, Роченсальме, Бьорке, Нарве, послать в Свеаборг отряд броненосцев, создать на побережье линии оптического телеграфа, связав им наблюдательные пункты со столицей, установить минные банки в разных местах Финского залива. Он показал слабость обороны Кронштадта и Санкт-Петербурга. По рекомендации флотоводца совещание приняло решение усилить минные заграждения, прикрыв их артиллерией береговых батарей и кораблей, дополнительно оснащенных мортирами.

16 апреля Бутакова произвели в адмиралы и вскоре назначили начальником береговой и морской обороны Свеаборга. Моряк привел в базу отряд старых броненосцев. Он занимался многочисленными работами по усилению крепости, подготовке мин заграждения и т.п. Пришлось исправлять многие недочеты мирного времени, в том числе и следствия злоупотреблений.

Занимаясь вопросами подготовки судов, стоявших в Свеаборге, летом 1878 года Бутаков приказом ввел первый в мире шлюпочный трал для обнаружения и уничтожения якорных мин. В 1879-1880 годах он разработал и организовал морскую игру.

В начале 1881 года Г.И. Бутакова назначили главным командиром Петербургского порта. Однако, защищая интересы флота, он оказался в конфликте с вышестоящим руководством, был снят с поста и назначен в Государственный совет. Адмирал тяжело переживал свое увольнение и в ночь на 31 мая 1882 года скончался от апоплексического удара.

Бутаков явился связующим звеном между моряками лазаревской школы, преимущественно парусниками, привыкшими добиваться побед физическими силами матросов и собственным мужеством, и новым поколением офицеров, для которых важнейшее значение имело техническое образование. Его книга “Новые основания пароходной тактики” стала пособием для моряков разных стран.

Использованы материалы с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Сочинения:

Новые основания пароходной тактики. Спб., 1863;

Проект систематического собрания морских эволюции... Изд. 2-е. Спб., 1881.

Лоция Черного м., ч. 1-2, 2 изд., Николаев, 1867;

Литература:

Березин Е., Адмирал Г. И. Бутаков, 2 изд., СПБ, 1884;

Березин Е.В., Де-Ливрон А.К. Адмирал Григорий Иванович Бутаков. - 2-е изд. - СПб.: тип. Мор. мин-ва, 1884. - 93 с.

Бутаков Г.И. Новые основания пароходной тактики. - СПб.: тип. Мор. мин-ва, 1863. - 239 с.: ил.

Бутаков Г.И. Проект систематического собрания морских эволюций...-2-е изд.-СПб.: тип. Мор. мин-ва, 1881.-181 с.

Бутаков Григорий Иванович // Березовский Н.Ю„ Доценко В.Д., Тюрин Б.П. Российский императорский флот 1696 - 1917: Воен.-ист. справочник. - М.: Изд-во "Рус. мир", 1993. -С. 59-61.

Григорий Иванович Бутаков (1820 - 1882): [Галерея рос. флотоводцев] // Мор. сборник. - 1994. -№ 9.-С. 32+цв. портр.

Доценко В.Д. Морской биографический словарь / Под ред. И.В. Касатонова. - СПб.: Изд-во "Logos", 1995. -С. 82-83.

Лурье А., Маринин А. Адмирал Г.И. Бутаков (1820 - 1882). - М.: Воениздат, 1954.-179 с.

Максимов П-В. Основатель тактики броненосного флота// Мор. сборник. - 1970. -№9.-С. 64-66.

Общий морской список, ч. 9, СПБ, 1897, с. 335-42.

Практические плавания броненосной эскадры Г.И. Бутакова в 1867 - 1877 гг. // Морской Атлас. Т. 3: Воен.-исторический. Ч. 1.- [М.]: Изд. Гл. Штаба ВМФ, 1959. - С. 595- 602.

Федоров М.Р. Вклад адмирала Г.И. Бутакова в кораблестроение и тактику парового флота // Судостроение. - 1979. -№ 4.-С. 62-64.

Русский адмирал Г.И. Бутаков родился 27 сентября (9 октября) 1820 года в Риге в семье морского офицера. Его отец, Иван Николаевич Бутаков, командир военного корабля "Царь Константин", прославился в войне с турками своими подвигами у Крита и при блокаде Дарданелл, завершил жизнь вице-адмиралом. 6 мая 1831 года, в возрасте 11 лет, Григорий Бутаков поступил в Петербургский Морской кадетский корпус, а 9 января 1836 года успешно окончил курс. Два года он плавал на Балтийском море на фрегате "Александр Невский", в 1838 году произведен в мичманы. Так как его отец командовал в это время 5-й флотской дивизией на Черном море, Бутаков-младший перевелся на юг, в чине мичмана был назначен на "Силистрию" флаг-офицером к знаменитому адмиралу М.П. Лазареву, главному командиру Черноморского флота. Боевое крещение он получил в 1838 году, в экспедициях к кавказским берегам, где принял участие в боях с горцами у устья реки Туапсе, состоя на парусном тендере "Луч". За эти боевые операции Бутаков был награжден двумя орденами с надписью "За храбрость".

С сентября 1838 года по август 1840 года на шхуне "Ласточка" плавал в Эгейском море, а в 1844 году на шхуне "Вестник" - в Средиземном море. В апреле 1843 года Бутаков за отличную службу был произведен в лейтенанты и назначен командиром тендера "Поспешный". В этой должности он оставался до 1850 года, занимаясь гидрографическими работами - исследованием отечественных и турецких берегов Черного моря и Босфора. Вместе со своим товарищем по кадетскому корпусу лейтенантом И.А. Шестаковым (командиром тендера "Скорый"), Бутаков составил "Лоцию Черного моря с 36-ю литографированными планами портов". За отличное выполнение задания оба были произведены в капитан-лейтенанты и награждены орденами Св. Анны 3-й степени, а за составление лоции, которая вышла из печати в 1851 году - пожалованы бриллиантовыми перстнями. 27 марта 1851 года Бутакова командировали в Англию, где он наблюдал за постройкой парохода "Дунай", привел судно в Николаев и почти 3 года командовал им. С тех пор его служба проходила на паровых, а не парусных, судах, за исключением короткого периода командования бригом "Аргонавт" в 1851 году. Он становится специалистом в области использования парового военного флота. 3 декабря 1852 года капитан-лейтенант Г.И. Бутаков назначен командиром лучшего на Черноморском флоте пароходофрегата "Владимир", получившего благодаря своему командиру громкую славу в Крымской войне 1853-1856 годов.

В октябре 1853 года началась Крымская война. Выйдя на разведку и рекогносцировку берегов турецкой Болгарии - рейдов Балчика, Варны и Бургаса, "Владимир" в составе отряда кораблей под общим командованием вице-адмирала В.Корнилова 5 (17) ноября 1853 года встретил в районе Пендераклии турецкий 10-пушечный пароход "Перваз-Бахри". По приказанию Корнилова "Владимир" решительно вступил в бой с неприятельским пароходом. Заметив, что у турецкого парохода нет носовой и кормовой артиллерии, Бутаков, избегая бортового огня противника, стал держать свой пароходофрегат в кильватер кораблю противника. Всякий раз, когда последний пытался ввести в дело свою бортовую артиллерию, Бутаков неизменно занимал выгодное для себя положение за кормой противника и вел по нему огонь из бомбических пушек. В результате трехчасового боя противник, имея большие потери в личном составе и значительные повреждения, был вынужден прекратить огонь и спустить флаг. Турки потеряли 58 человек, в том числе капитана, у Бутакова было двое убитых и трое раненых. 7 ноября 1853 года "Перваз-Бахри" был приведен в Севастополь, отремонтирован и вступил в строй под названием "Корнилов". Находившийся на "Владимире" В.А. Корнилов с восхищением писал про Бутакова в донесении главнокомандующему А.С. Меншикову: "Капитан, офицеры и команда парохода "Владимир" вели себя самым достойным образом. Капитан-лейтенант Бутаков распоряжался как на маневрах". Это был первый в истории флотов мира бой двух паровых кораблей и закончился он победой русских. За этот бой Г.И. Бутаков был произведен в капитаны 2 ранга и награжден орденом Георгия 4 степени.

Из-за повреждения машин "Владимир" не участвовал в знаменитом Синопском сражении 18 (30) ноября 1853 года. Но Бутаков перешел на "Одессу" и временно заменил командира этого пароходофрегата, буксируя до Севастополя поврежденный корабль "Великий князь Константин" под флагом П.С. Нахимова.

В начале 1854 года англо-французский флот под предлогом защиты Турции вошел в Черное море. К весне все чаще неприятельские корабли стали появляться у берегов Крыма. "Владимир" не раз встречался с английскими и французскими пароходами, но уходил от них. Вести бой с неприятелем в одиночку единственный пароходофрегат специальной постройки не мог. Когда осенью 1854 года союзники высадили в Крыму десант, русские парусники не могли этому помешать. После начала осады Севастополя активной частью флота оставались пароходы, в первую очередь "Владимир". В начале октября 1854 года отряд пароходофрегатов под командованием Бутакова принял деятельное участие в подавлении сухопутных и морских батарей противника, готовивших артиллерийскую поддержку штурма Севастополя. Благодаря своевременному обстрелу позиций противника был сорван план неприятеля овладеть Севастополем путем ускоренной атаки. Бутаков воевал умело. Он применил искусственный крен пароходофрегата, что увеличило дальнобойность его пушек до 4-5 километров и позволило подавить батарею на Киленбалочных высотах. 9 октября 1854 года орудия "Владимира" впервые в истории русской морской артиллерии вели огонь по невидимой цели. Следующим летом, когда Бутаков внедрил усовершенствования в орудийных станках, удавалось вести огонь по берегу во время хода. Моряки "Владимира" внесли немало усовершенствований, в том числе блиндирование важнейших частей парохода.

Роль флота не ограничивалась обороной. 24 ноября 1854 года П.С. Нахимов приказал Бутакову отогнать французский трехмачтовый пароход "Мегара", с которого наблюдали из Песочной бухты за рейдом. Капитан 1-го ранга, чтобы отвлечь внимание противника, направил пароходофрегат "Херсонес" для обстрела противника у Стрелецкой бухты. Сам Бутаков вышел первым и атаковал "Мегару", а затем поддержал "Херсонес". Когда же на отходе русские корабли вступили в бой с двумя английскими и французским пароходами, командир "Владимира" увлек одного из неприятелей под огонь береговых батарей. После этой дерзкой вылазки союзники постоянно держали у входа в бухту несколько больших пароходов. "Владимир" вместе с другими кораблями не раз открывал огонь, прикрывая фланг русских укреплений и отражая атаки. С декабря 1854 года и до сдачи Севастополя Бутаков участвовал в его обороне как командир "Владимира". Во время осады Севастополя, пароходофрегаты под общим руководством Г.И. Бутакова оказали значительную поддержку русским батареям. В самые опасные моменты неприятельского обстрела Бутаков упрашивал вице-адмирала П.Нахимова, возглавившего оборону города, перевести его на какую-нибудь батарею. Но Нахимов наотрез отказал: "Нельзя-с, - заявил он Бутакову. - Вас нужно сохранить для будущего флота".

После гибели вице-адмирала В.А. Корнилова, Бутаков в феврале 1855 года был назначен начальником штаба Черноморского флота, от которого после затопления большей части судов оставалось лишь несколько пароходофрегатов. В марте 1855 года Бутаков стал капитаном 1-го ранга. Под его руководством пароходофрегаты смело атаковали суда противника, державшиеся недалеко от входа в Севастопольскую бухту. Искусные и смелые маневрирования "Владимира" возбудили общее удивление не только своих, но и врагов. В августе 1855 года англо-франко-турецкие войска в шестой раз предприняли штурм Севастополя, наконец, принесший им успех. До последнего дня обороны Севастополя Бутаков оставался на "Владимире". В ночь с 30 на 31 августа 1855 года Бутаков, по приказу адмирала Новонильского, снял команду со своих пароходофрегатов, зажег и затем затопил их. "Владимир" вместе с другими уцелевшими судами был затоплен, чтобы не стать добычей врага.

Вскоре после окончания войны, 26 августа 1856 года Г.И. Бутаков, произведенный в контр-адмиралы с зачислением в свиту Его Императорского Величества, был назначен начальником штаба в г.Николаев, ставший после падения Севастополя главной морской базой России на юге. Тогда же он был назначен главным командиром Черноморского флота и военным губернатором Николаева и Севастополя, который, по Парижскому мирному договору, был возвращен России. Так как России после поражения в войне запрещалось иметь на Черном море военный флот, Григорий Иванович досадовал: "Надо же было мне попасть на свою должность в такое время". Кроме того, ему пришлось столкнуться лицом к лицу с взяточничеством, казнокрадством и прочими проявлениями бюрократического аппарата, на борьбу с которым у Бутакова уходило много времени. Перегруженный административными и хозяйственными заботами, Бутаков не оставлял занятий по военно-морским вопросам. Он находил время для выходов в море с целью разработки основ пароходной тактики, начатой им еще в 1854 году по предложению Корнилова. Тогда, Бутаков составил по поручению Корнилова для своих пароходов краткое описание "эволюций", т.е. таких поворотов и захождений кораблей, какие необходимы для занятия наиболее выгодного положения во время боя и на переходе. После Крымской войны правительство начало систематическую постройку железных паровых военных кораблей. Новый флот требовал новой тактики ведения боя, и именно такая тактика раньше, чем в других странах, была разработана в России. Изучив боевые свойства паровых кораблей, Григорий Иванович выступил как теоретик парового военно-морского флота, поставив вопрос о новой тактике, что нашло отражение в его книге "Новые основания пароходной тактики" (1863). За этот труд, переведённый на различные языки и ставший пособием для моряков разных стран, Академия наук присудила Г.И. Бутакову полную Демидовскую премию.

Он разработал и издал также "Правила маневра парового корабля", "Книгу эволюционных сигналов" и "Свод морских военных сигналов", получившие признание во многих флотах мира. Вводимые Бутаковым прогрессивные методы боевой учебы основывались на принципах: готовить флот не для смотров и парадов, а для боя, исход которого зависит от выучки экипажей; больше плавать, проводить практические занятия; главное в обучении и воспитании - развитие у матросов смелости, инициативы и находчивости. Бутаков учил не слепой, безрассудной отваге, а именно смелости, соединенной с самообладанием, четким глазомером, научным мышлением и ориентировкой. Он также изобрел новый способ сигнализации в тумане, компас с наклонной стрелкой. Многие положения его трудов используются и поныне.

22 года (1838-1860) Бутаков прослужил в Черноморском флоте, а в начале 1860 года его перевели на Балтийский флот начальником Практической эскадры винтовых кораблей, которую создали для подготовки моряков парового флота. Это назначение дало ему возможность всесторонне проверить свое исследование законов вращения винтовых судов. Контр-адмирал заставил серьезно учиться морскому делу всех. На кораблях были введены офицеры-дальномерщики, приборы для измерения дальности, для передачи с мостика на батарею данных о прицелах, учреждены сигналы для сообщения на другие корабли о скорости. Экспериментируя, контр-адмирал добился того, что разнотипные корабли научились двигаться согласованно. 5 сентября 1860 года его за отличную службу наградили орденом Станислава 3-й степени с мечами. Назначенный весной 1861 года начальником Практической эскадры винтовых канонерских лодок, Бутаков использовал их для проверки своих идей. В приказе от 11 июля 1861 года он сформулировал основные задачи обучения: превратить эскадру в стройную силу и изучить все финские шхеры, в которых эскадре предстояло действовать. К концу кампании лодки хорошо держались в строю и совершали сложные маневры. Следующим летом Бутаков усложнил обучение, занявшись маневрированием при таранных ударах. За кампанию 1862 года моряки научились решительно действовать в шхерах, уверенно осуществляли все преобразования. Без преувеличения можно сказать, что плавание 40 канонерских лодок в 1861-1862 годах было для Балтийского флота своего рода событием.

В начале 1863 года Г.И. Бутаков был назначен военно-морским атташе в Англию и Францию. Этот пост он занимал до 1867 года. 28 октября 1866 года Григорий Иванович был произведен в вице-адмиралы с назначением начальником эскадры броненосных судов Балтийского моря. При открытии Всемирной Парижской выставки 1867 года он был избран председателем международной экспертной морской комиссии.

6 февраля 1867 года вице-адмирала назначили начальником Балтийской эскадры броненосных судов. Чтобы за кампанию сделать эскадру боеспособной, он применил новую систему боевой подготовки. В отличие от парусного флота, для технически сложных кораблей следовало до начала кампании готовить экипажи на берегу, затем на стоянке, после чего следовала одиночная подготовка корабля на рейде и в море. Лишь потом можно было начинать эскадренные учения. В июне, закончив подготовку одиночных кораблей, эскадра собралась на Транзундском рейде. К концу кампании разнородные броненосные корабли научились удерживаться в строю. Летом 1868 года флагман усложнил подготовку. Две канонерские лодки переоборудовали в суда для таранных учений. Бутаков считал необходимым учить артиллеристов, чтобы они могли действовать исходя из требований боя. Моряки успешно стреляли с ходу по неподвижным треугольным щитам, учились попадать в щиты движущиеся. В первый месяц кампании 1869 года Бутаков практиковал крейсерства, при которых суда, двигаясь полным ходом, по очереди огибали суда, стоявшие на рейде, выписывая сложные восьмерки. Флагман добивался слаженности в маневрах отрядов однотипных судов. Когда в 1870 году на вооружение поступили нарезные орудия, Бутаков ввел учения по стрельбе во время качки.

Создавая в морской учебе экипажей обстановку, близкую к боевой, Бутаков заставлял офицеров и матросов под ядрами плавать на шлюпках, приучая к свисту и разрыву снарядов. Он был также инициатором специальных "военно-морских игр" и составил для них правила. Для поощрения состязающихся Бутаков добился ежегодного ассигнования 1500 рублей на покупку призов. Особенно интересны были введенные им гонки парусных шлюпок без пользования рулем. По окончании каждой гонки Бутаков разбирал ошибки в управлении и поощрял особенно отличившихся. Однажды он даже велел салютовать шестью орудийными залпами шестерке мичмана Федотова за то, что она отлично управлялась при "гонке без рулей". В короткое время Григорий Иванович поднял боевую подготовку своей эскадры до такой высоты, что иностранные державы посылали своих морских офицеров учиться у него. В эскадре Бутакова был воспитан С.О. Макаров, тогда офицер "Русалки", ставший впоследствии гордостью российского флота. Император Александр II ценил Бутакова, и на смотре 1869 года царь подошел к Григорию Ивановичу и сказал: "А тебя благодарю прежде всех и поздравляю моим генерал-адъютантом. Я уверен, что ты останешься таким, каким я тебя всегда знал". При этом Государь снял с Его Императорского Высочества великого князя Алексея Александровича аксельбант и надел его собственноручно на плечо Григория Ивановича.

Большое внимание Бутаков уделял развитию минного дела. России всегда принадлежало первенство в развитии и применении минного оружия. На эскадре Бутакова в 1867 году была устроена первая лаборатория минных опытов под руководством лейтенанта Терентьева. Делались опыты с подведением гальванических мин под негодные суда, испытывались мины для заграждения. С 1873 года для отражения минных атак начали применять введенные Бутаковым на некоторых кораблях электрические прожекторы. Велись теоретические занятия, и, наконец, 1 октября 1874 года в Кронштадте были открыты Минный офицерский класс и Минная школа для нижних чинов. По проекту Бутакова в 1874 году впервые оснастили броненосный фрегат "Петропавловск" противоминной артиллерией. Десять лет, с 1867 по 1877 г. Г.И. Бутаков командовал эскадрой броненосных кораблей. Бутаков пришел к выводу, что "типы военных судов устаревают иногда прежде окончательной достройки их", и был недоволен российским кораблестроением, резко критиковал его.

Хотя Григорию Ивановичу 16 апреля 1878 года и дали чин адмирала, почти одновременно он был фактически понижен в должности - назначен начальником береговой и морской обороны крепости Свеаборг. Вскоре главный начальник флота и морского ведомства великий князь Константин Николаевич и вовсе отстранил адмирала от дел, и тот два года прожил на своей финляндской даче, занимаясь воспитанием детей. "Скоро в этом флоте не останется ни одной личности", - писал об отставке Бутакова один из его бывших сослуживцев. В начале 1881 года адмирал все же был назначен на должность главного командира Петербургского порта, но уже в следующем году получил новую отставку. Причиной этого стала его непримиримая борьба со взяточничеством в кораблестроении. Управляющий Морским министерством И.Шестаков, его давний друг, на этот раз ничем ему не помог. В марте 1882 года Бутаков был снят с поста и назначен в Государственный совет, куда определяли обычно престарелых сановников. Адмирал тяжело переживал свое увольнение, которое знаменовало для него не только уход от флотской работы, но и непризнание его принципов подготовки флота. Отдав всю жизнь России, он остался не у дел, поселился на даче в Финляндии, переводил с английского языка научные статьи, писал стихи. 31 мая (12 июня) 1882 года он скончался от апоплексического удара по дороге домой после заседания Государственного совета. Похоронен адмирал был на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре. На могиле установили бюст работы скульптора М.А. Чижова, который в 1920-е годы был снят с постамента и передан в Музей городской скульптуры Ленинграда.

Этот человек имел множество добродетелей: мужество, боевые заслуги, ученые труды, безупречную честность, был идеалом нравственного начальника, но потомки забыли адмирала. Надгробный памятник Г.И. Бутакову на массивном скульптурном постаменте, украшенном морскими якорями в ограде цепей, находится в полном запустении: стерлись надписи, а бюст, выполненный М.А. Чижовым, так и не восстановлен. Средства на этот памятник собирала вся семья русских моряков Балтийского флота. Адмирал принадлежал "к людям, которые умеют служить и жить, какой бы мундир они ни носили, не льстя, не кривя душой, не принося интересов дела в жертву другим интересам", - отмечалось в некрологе. Поэтому кончина Григория Ивановича была большим горем для всех русских моряков, которые считали его своим любимцем. Небольшая табличка напоминает и о том, что род Бутаковых закончился мученичеством: его жена Амалия Арсеньевна , урожденная Рождественская, была зверски убита большевиками в 1917 году вместе с их сыном контр-адмиралом Александром Григорьевичем Бутаковым (1861-1917), командиром крейсера "Аврора" (07.1914-02.1916), который был расстрелян на дамбе Финского залива в Кронштадте. Существует свидетельство, что его труп скатился с обрыва и принял сидячее положение. Жители не могли захоронить расстрелянных, потому что долго не решались подойти к месту, где фигура адмирала с развивающейся седой бородой как бы сторожила убиенных. А неподалеку похоронен и брат Г.И. Бутакова - вице-адмирал Иван Иванович Бутаков (1822-1882). Многие из рода Бутаковых были связаны с морем, всю жизнь служили Отечеству. С исчезновением таких династий, ушла и славная морская Россия.

Талантливый русский флотоводец Г.И. Бутаков вошел в отечественную историю как герой Севастопольской обороны и основоположник тактики российского парового броненосного флота. Служивший на флоте в период перехода от парусного к паровому броненосному флоту, он первым заложил теоретические основы тактики паровых судов, и иностранные военные теоретики, несмотря на всю свою надменность и самоуверенность, вынуждены были признать приоритет русского адмирала. Стиль его оригинальных приказов, человечное отношение к матросам, независимая позиция в отношении высшего начальства, - все это напоминает Суворова, Нахимова. Бутаков соединял в себе героическую отвагу морского офицера, высокую образованность и организаторский дар флагмана-начальника с неутомимой научной пытливостью и способностью к широким научным обобщениям. Значение деятельности адмирала Г.И. Бутакова для русского военно-морского флота трудно переоценить. Горячий патриот своей Родины, проникнутый глубокой верой в русский народ, он весь свой организаторский талант и знания посвятил русскому военно-морскому флоту.

"...В военное время, - писал Бутаков, - риск есть необходимость; прибавлю, что в мирное время нужно выучиться рисковать, чтобы в военное время получить уверенность и крепость нервов"...

Русский адмирал, флотоводец, участник первой обороны Севастополя в 1854-1855 годах, военный губернатор Севастополя.

Родился 27сентября 1820 года в Риге. На одиннадцатом году жизни в мае 1831 года Григорий Иванович поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, который окончил в 1837 году и в чине мичмана был назначен на «Силистрию» флаг-офицером к знаменитому адмиралу М.П. Лазареву.

В мае 1838 года Бутаков участвовал в высадке десантов у берегов Абхазии, за что был награжден двумя орденами с надписью «За храбрость». С сентября 1838-го по август 1840 года на шхуне «Ласточка» ходил в Эгейском море, а в 1844-м на шхуне «Вестник» - в Средиземном море.

В апреле 1843 года Бутаков был произведен в лейтенанты. Уже тогда обнаружилась склонность его к техническим усовершенствованиям в области морского дела: придумал особый способ «туманных сигналов», изобрел оригинальную разновидность брашпиля. Адмирал Лазарев заинтересовался этими изобретениями, велел сделать модель бутаковского брашпиля и даже поставить ее в модельной Адмиралтейства.

Осенью 1846 года Г.И. Бутаков получил в самостоятельное командование тендер «Поспешный». Летом 1847 года Бутаков приступил к выполнению большого и ответственного задания адмирала Лазарева - описи берегов Черного моря и составлению подробной его лоции. Эта работа продолжалась до 1850-го, и результатом ее явилась изданная в 1851году «Лоция Черного моря». В 1850 году Г.И. Бутаков был произведен в капитан-лейтенанты.

Бутаков служил на флоте в то время, когда паровое судостроение еще только зарождалось. В 1851-м Бутаков был назначен командиром строившегося парохода «Дунай». С тех пор его служба проходила на паровых судах, за исключением короткого периода командования бригом «Аргонавт», и постепенно он вырастает в крупнейшего специалиста в области использования парового военного флота. 3 декабря 1852 года капитан-лейтенант Г.И. Бутаков был назначен командиром лучшего на Черноморском флоте 11-пушечного пароходофрегата «Владимир».

В октябре 1853 года началась Крымская война. 5 ноября во время очередного выхода в море пароходофрегат «Владимир» встретил в районе Пендераклии турецкий 10-пушечный пароход «Перваз-Бахри». По приказу Корнилова «Владимир» вступил в бой с неприятельским пароходом. Заметив, что у турецкого парохода нет носовой и кормовой артиллерии, Бутаков, избегая бортового огня противника, стал держать свой пароходофрегат в кильватер кораблю противника. Всякий раз, когда последний пытался ввести в дело свою бортовую артиллерию, Бутаков неизменно занимал выгодное для себя положение за кормой противника и вел по нему огонь из бомбических пушек.

Корнилов видя, что бой затягивается, приказал ускорить захват или потопление турецкого парохода. Бутаков дал приказание увеличить ход и, подойдя к «Перваз-Бахри» на дистанцию около 100м, открыл из всех орудий огонь картечью. В результате трехчасового боя противник, имея большие потери в личном составе и значительные повреждения, был вынужден прекратить огонь и спустить флаг. 7 ноября 1853 года «Перваз-Бахри» был приведен в Севастополь, отремонтирован и вступил в строй под названием «Корнилов».

Во время осады Севастополя войсками противника значительную поддержку русским батареям оказали пароходофрегаты, действовавшие под общим руководством командира «Владимира» Г.И. Бутакова. Своими искусными действиями Бутаков активно помогал защитникам Севастополя. Умело используя удобные позиции у берега, Бутаков со своего «Владимира» громил укрепления противника.

До последнего дня обороны Севастополя Бутаков оставался на «Владимире» и активно участвовал в отражении штурмов противника. В ночь на 31августа 1855 года Бутаков, по приказу адмирала Новонильского, снял команду со своих пароходофрегатов и затем затопил их.

Вскоре по окончании Крымской войны Г.И. Бутаков, произведенный в контр-адмиралы, был назначен заведывающим морской частью в Николаеве и военным губернатором Николаева и Севастополя. Перегруженный различными административными и хозяйственными заботами, Бутаков, однако, не оставлял занятий по интересующим его военно-морским вопросам. Он находил время для выходов в море с целью разработки основ пароходной тактики, начатой им еще в 1854-м. Независимость паровых судов от ветра и свобода их маневрирования, постепенное введение на них более современных орудий, - все это требовало разработки совершенно новой тактики морского боя, новых правил построения и совместного маневрирования военных пароходов. Однако только лишь после перевода на Балтийский флот он мог вплотную заняться разработкой вопросов пароходной тактики.

С 1860-го Бутаков почти до конца своей службы находился на Балтийском флоте, где он сначала командовал эскадрой винтовых кораблей, затем в 1861-1862 годах эскадрой винтовых лодок, а с 1867-й по 1877-й - эскадрой броненосных кораблей. С 1863г. по 1867г. Бутаков находился в Англии и Франции в качестве военно-морского атташе.

В 1863 году вышел в свет капитальный труд Г.И. Бутакова «Новые основания пароходной тактики». За этот труд Академия наук присудила Бутакову Демидовскую премию. Работой Бутакова заинтересовались и за границей, и она была переведена на французский, английский, итальянский и испанский языки.

28 октября 1866 года Г.И. Бутаков был произведен в вице-адмиралы. К этому времени он пользовался уже мировой славой всеми признанного ученого, опытного флотоводца, моряка с безупречной репутацией. 6 февраля 1867 года он был назначен начальником Балтийской эскадры броненосных судов. Всю свою неутомимую энергию он направил на совершенствование боевой подготовки, уделял самое серьезное внимание вопросам артиллерийской подготовки эскадры.

Система артиллерийской подготовки на эскадре Бутакова строилась по строго разработанному плану, начиная со стрельб одиночного корабля по неподвижному щиту, затем по буксируемому и, наконец, стрельба на ходу по движущейся цели. Большое внимание уделялось дальномерному делу. Бутаков требовал, чтобы помимо пользования имеющимися дальномерными приборами во всех случаях выходов в море велось беспрерывное определение расстояний специально выделенными офицерами, сигнальщиками, матросами. Для передачи расстояний до цели на кораблях эскадры Бутакова были установлены циферблаты с передвигаемыми стрелками. Из других нововведений следует отметать широко внедренное в практику артиллерийской подготовки применение так называемых «учебных стволов»: для начального обучения артиллерийского расчета стрельбе в канал орудия вставлялся ствол винтовки. Благодаря этому достигалась экономия снарядов.

Чрезвычайно большое внимание Бутаков уделял и развитию минного дела. России всегда принадлежало первенство в развитии и применении минного оружия. На эскадре Бутакова в 1867 году была устроена первая лаборатория минных опытов под руководством лейтенанта Терентьева. Делались опыты с подведением гальванических мин под негодные суда, испытывались мины для заграждения. Велись теоретические занятия, и, наконец, 1 октября 1874 года были открыты Минный офицерский класс и Минная школа для нижних чинов.

Таким образом, броненосная эскадра Бутакова стала с течением времени центром, где сосредоточивались исследования его способнейших учеников в области военно-морского искусства. К этому времени приоритет русской военно-морской науки был бесспорным. Иностранные морские офицеры и адмиралы ездили в Россию, учиться искусству войны и тактики у образцовой русской броненосной эскадры.

16 апреля 1878 года Бутаков был произведен в адмиралы и назначен начальником береговой и морской обороны Свеаборга. В начале 1881-го он был назначен главным командиром Петербургского порта.

На посту командира Петербургского порта адмирал Бутаков оставался верен своим принципам: он боролся с злоупотреблениями и стремился поднять инициативу подчиненных, какое бы скромное место они ни занимали. В одном из приказов Бутаков писал: «Считаю не лишним объявить по вверенному мне управлению, что я желал бы, чтобы техники всякого рода, при обсуждении совместно со мною технических вопросов, помнили, что в этих случаях я являюсь только техником, в большей или меньшей степени, а не начальником, а они - техниками, а не подчиненными. Поэтому я прошу их не стесняться теми взглядами, которые я выражаю, и отстаивать свои воззрения, как равный с равным, до окончательного моего решения. После него мы, конечно, становимся вновь начальником и подчиненными».

Подобные выступления адмирала Бутакова не могли не вызвать гнева высшего начальства. В марте 1882г. Г.И. Бутаков был назначен членом Государственного Совета. Но этот «почетный перевод» был воспринят Бутаковым как своего рода сдача его в архив. Он крайне болезненно реагировал на это назначение, которое знаменовало для него не только уход от живой флотской руководящей работы, но и непризнание его принципов подготовки флота. Вскоре он серьезно заболел и 31мая 1882 года умер от апокалипсического удара.

Появление паровых железных кораблей и новой боевой техники потребовало разработки новой тактики ведения боя и тщательного изучения тактических свойств корабля. Расчеты и перестроений, определение маневренных элементов корабля, разработка были поставлены на научную, математическую основу. Вопросам тактического маневрирования был посвящен ряд работ иностранных военно-морских теоретиков, но все эти работы были несовершенны и поверхностны. Наиболее глубокими и исчерпывающими были труды талантливого русского адмирала Г. И. Бутакова - основоположника тактики парового броненосного флота.

Уже со времени появления первых паровых судов Бутаков внимательно следил за тем, как менялись в связи с этим тактические приемы. Еще в 1854 г. по поручению начальника штаба Черноморского флота В. А. Корнилова Бутаков составил наставление по производству эволюций для пароходного отряда Черноморского флота, а с 1860 г. в должности командующего практической Балтийского занялся проверкой разработанных им эволюций на практике.

В апреле 1861 г. Бутаков издал работу «Несколько отрывков из опыта начальных оснований азбуки пароходной тактики» , содержавшую паровых кораблей и эволюционные сигналы. Тогда же им было начато исследование законов боя, которым он доказал, что для того, чтобы таранить корабль противника, необходимо проникнуть внутрь его . Развив и дополнив свои исследования, Бутаков издал в 1863 г. «Новые основания пароходной тактики» ; этот капитальный труд по вопросам маневрирования паровых кораблей сохранил свою ценность до сих пор.

«Основной идеей моей тактики,-писал Бутаков в предисловии к этому труду,- служит то, что пар должен сделать в морской тактике такой же переворот, какой произошел в сухопутной тактике в конце прошлого столетия. От паровых судов можно и следует требовать мгновенности и внезапности перестроений, поворотов и захождений. Удовлетворить же этим требованиям можно лишь при твердом знании коренных законов этих действий».

В основу исследования вопросов маневрирования Бутаков положил открытый им характер движения винтового корабля на циркуляции . Он нашел, что на циркуляции винтовой корабль движется по кривой, близкой к окружности, или по касательной к ней. Отсюда он вывел геометрически обоснованные законы циркуляции и, опираясь на них, разработал и привел в стройную систему правила перестроений соединений паровых кораблей, снабдив их многочисленными пояснительными чертежами, детально разработал тактические особенности каждого строя, определил правила перестроений из одного строя в другой, предложил впервые простой и удобный способ этих перестроений.

Труд Бутакова , не имевший себе равных по тщательности анализа, сжатости и ясности изложения, имел огромный успех. Переведенный сразу же на ряд европейских языков он сделался настольным руководством по маневрированию во всех флотах. На его основе была составлена в 1869 г. под руководством самого Бутакова книга эволюционных сигналов .

Бутаков был не только выдающимся теоретиком в вопросах морской тактики. Большого внимания заслуживает и его практическая деятельность: он руководил боевой подготовкой эскадры броненосных кораблей Балтийского флота, которой командовал в 1867-1877 гг.

«В наше время, - писал Бутаков в одном из своих приказов, - войны будут внезапны, энергичны... а сражения необычайно кратки. Поэтому готовиться к ним необходимо всегда, постоянно, безотлагательно, немедленно; готовиться к тому получасу, для которого мы, можно сказать, существуем и в который нам придется показать, что Россия содержит флот не без пользы».

Широко поощряя личную инициативу и развитие индивидуальных способностей каждого из своих подчиненных, Бутаков постоянно стремился создать для повседневной боевой подготовки обстановку, максимально приближавшуюся к боевой.

Он проводил на своей эскадре таранные бои, для чего выделил , на которых лично по очереди обучал своих командиров искусству нанесения таранных ударов. Большое значение Бутаков придавал также артиллерийской подготовке эскадры, рассматривая применение тарана и артиллерии в их гармоническом сочетании.

Трудность подготовки осложнялась большим разнообразием артиллерийских систем, находившихся в то время на вооружении флота. Поэтому каждая идея, каждая творческая мысль, направленная на разрешение различных вопросов, связанных с использованием артиллерии, находила горячую поддержку и энергичную помощь адмирала. Бутаков первым ввел на кораблях эскадры, «систему аппаратов автоматической стрельбы» Давыдова , «учебные стволы» для начальной подготовки , предложенные в 1870 г. Акимовым , специальные циферблаты с передвигающимися стрелками для обозначения дистанций до цели, заменившие голосовую передачу от дальномеров к орудиям.

Большое число стрельб, проведенных кораблями последовательно по неподвижным, а затем по движущимся целям, и, наконец, стрельбы на ходу по движущемуся щиту обеспечили высокую артиллерийскую подготовку эскадры.

Период после характерен интенсивным развитием на русском флоте. В создании новых образцов мин принимали участие такие талантливые русские изобретатели, как вице-адмирал А. А. Попов , лейтенант С. О. Макаров и другие. Большую роль в разработке способов использования минного оружия и в подготовке первых специалистов-минеров сыграл Г. И. Бутаков . С этой целью в 1867 г. на броненосной эскадре под руководством Терентьева были начаты опыты по использованию мин для подрыва корпусов непригодных судов, по постановке минных заграждений и проведению . Особенно широкое распространение получила практика учебных ночных минных атак паровыми и гребными катерами.

Учебные минные атаки не только способствовали приобретению личным составом катеров практического опыта по использованию минного оружия и изучению его фактических свойств. Они вызвали появление противоминной артиллерии как средств борьбы против минных атак. Орудия противоминных калибров устанавливались с таким расчетом, чтобы иметь предельно возможные горизонтальные и вертикальные углы обстрела. К таким орудиям относились установленные Г. И. Бутаковым в 1874 г. на десять четырехфунтовых орудий, заряжавшихся с казенной части. Орудия эти были установлены на специально сделанных, выступающих за борт площадках, вследствие чего горизонтальные углы обстрела достигали 137°.

В результате длительных опытов, проведенных на эскадре Бутакова , был создан , оказавшийся более надежным средством борьбы против , чем все известные в то время тралы. Он состоял из дюймового длиною 40 м, к концам и середине которого с помощью с поплавками были прикреплены грузы. Длина штертов определялась глубиной, на которой должен был работать трал. Практическое траление с помощью этого трала показало, что он безотказно захватывал всякое препятствие на заданной глубине.

Таким образом, на эскадре Бутакова разрабатывалась и совершенствовалась не только тактика минного оружия, но и : трал и противоминная артиллерия.

Особенно адмирала радовали проявление лихости, смелости, инициативы и находчивости, в которых он видел залог боевого успеха.

С целью приучить личный состав к свисту и разрыву снарядов Бутаков во время каждой из практических стрельб посылал офицеров и матросов на пересекать линию огня.

Инструкции и приказы Бутакова по эскадре характерны своей содержательностью, глубиной и размахом мысли. Они являлись неоценимым тактическим пособием для подчиненных ему командиров.

Бутаков уделял исключительно большое внимание вопросам тактической подготовки командного состава, призывал командиров к всестороннему изучению качеств своих кораблей и сознательному управлению ими.

Придавая большое значение овладению техникой, Бутаков указывал, что «каждый морской офицер должен быть лучшим матросом и лучшим своего судна, чтобы иметь нравственное право требовать от подчиненных своим примером всего того, что им приходится исполнять» . Бутаков приказал укомплектовать на некоторых кораблях эскадры штат машинной и кочегарной команды механиками-кондукторами и юнкерами для управления машинами без помощи матросов, он требовал, чтобы старшие офицеры были в состоянии полностью заменить командиров кораблей. Бутаков был инициатором разработки военно-морских игр , составлял для них правила и лично ими руководил.

Огромную по своему значению работу, тесно связанную со всей системой боевой подготовки флота, проделал адмирал Бутаков по изучению финских . Появление малых винтовых кораблей, предназначенных в первую очередь для береговой обороны, создавало широкие возможности для использования их в шхерных районах. Взаимодействие отрядов таких кораблей с береговыми укрепленными пунктами являлось важнейшим составным элементом в обороне побережья, в том числе в обороне Кронштадта и Петербурга. Но для создания такой обороны нужно было прежде всего изучить шхерный район, на что и обратил внимание Бутаков . Во время плаваний эскадры по приказанию Бутакова личный состав занимался описанием шхер, промером глубин на и другими гидрографическими работами.

Обобщив опыт плавания в шхерах, Бутаков решительно отверг неправильный взгляд, будто шхеры доступны лишь для малых кораблей и что плавание в них на глубокосидящих

кораблях связано с неоправданным риском. Чтобы доказать на деле неправильность такого взгляда, Бутаков предпринял смелый поход отряда в шхеры.

Шхерные фарватеры благодаря стараниям Бутакова сделались обычными путями для движения не только винтовых канонерских лодок, но и всех других броненосных кораблей. Открытие и изучение новых шхерных фарватеров облегчили создание устойчивой обороны Финского залива, особенно в период первой мировой войны 1914-1918 гг.

Адмирал Г. И. Бутаков применял разнообразные приемы и методы боевой подготовки для воспитания в личном составе высокой воинской дисциплины, чувства долга и ответственности за свои действия и поступки, физической выносливости и моральной устойчивости, инициативы и смелости, знания морской службы и любви к морю. Боевая подготовка строилась также с учетом того, что Балтийский флот должен был готовить кадры моряков для возрождающегося Черноморского флота .

В самое короткое время уровень боевой подготовки кораблей Балтийского флота был доведен до высокой степени совершенства.

Эскадра Бутакова являлась «умственной лабораторией флота» , его система боевой подготовки дала русскому флоту ряд образованных командиров и в их числе известного русского флотоводца - вице-адмирала С. О. Макарова.

Формы и методы боевой подготовки, разработанные адмиралом Бутаковым , в основе которой лежала идея перехода от выполнения менее сложных задач к более сложным и от одиночной подготовки к групповой с охватом всего комплекса задач, связанных с подготовкой флота к войне, не утратили своего значения и в настоящее время. Боевыми успехами моряков в войне 1877- 1878 гг. русский флот во многом был обязан своему выдающемуся учителю Г. И. Бутакову .