Библиотерапия для детей. Библиотерапия, как метод психологической коррекции: список книг, кому полезна. Сочинение собственных произведений

На основе полученных ответов следует определить приоритетные жанры литературы и количество книг, обязательных к прочтению. Эта информация может быть полезна и в том случае, если библиотерапия будет назначена в качестве вспомогательной методики.

Отработка системы чтения

В процессе подбора книг для клиента А.М.Миллер рекомендует соблюдать следующие принципы:

  • Доступность изложения
  • Духовная близость главного героя читателю
  • Максимальное сходство описываемой ситуации с обстоятельствами, в которых находится клиент

Последнее условие имеет особую важность в случае личностного или межличностного конфликта.

На протяжении курса библиотерапии клиенту рекомендуется вести дневник читателя. Анализ записей, сделанных в дневнике, помогает проникнуть в специфику субъективной интерпретации литературных произведений, который основан на личном пристрастном восприятии, и может пригодиться как в целях диагностики, так и для оценки результатов коррекции. Для повышения эффективности терапевтического воздействия клиентам рекомендуется обязательно резюмировать прочитанный материал.

Если библиотерепия выбрана в качестве основного средства, то чтение книг следует выполнять с соблюдением установленной последовательности тем и последующей отработкой прочитанного материала. При этом рекомендуется максимум внимания обращать на специальные издания, а также литературу биографического и мировоззренческого характера.

Занятия в группе

При формировании группы следует учитывать уровень начитанности и читательские предпочтения каждого её участника. Группа должна включать от пяти до восьми человек. Специально для них следует подобрать небольшие по объему художественные произведения, которые будут читаться на групповых занятиях. После этого следует провести дискуссию, в ходе которой будет выявлена структура межличностных отношений, определится отношение к самому процессу чтения, а у малочитающих клиентов, возможно, появится интерес к литературе. Все это позволит участникам группы озвучить свои личные проблемы и переживания в опосредованной форме.

Неспецифические процессы психокоррекции

Психокорректирующие процессы, применяемые в библиотерапии, условно делятся на специфические и неспецифические.

Для неспицифических процессов характерна широта и общий характер воздействия на личность в целом и на конкретные её характеристики, к числу которых относятся следующие:

  • Спокойствие
  • Удовольствие
  • Уверенность
  • Психическая активность

Приобрести душевное спокойствие и внутреннее равновесие пациенту помогает правильно подобранная художественная и публицистическая литература.

Источником недостающего удовольствия служат книги с интересным, насыщенным событиями сюжетом. Они полезны людям, утратившим способность испытывать удовольствие от жизни и ощущающим обособленность от окружающего мира в результате погружения в свои личные проблемы.

Чувство уверенности в собственных силах лучше всего проявляется после чтения биографий и автобиографий великих людей, а также книг, в которых герои достойно выходят из сложнейших жизненных ситуаций.

Повышенную психическую активность стимулирует большинство из существующих литературных жанров. Она в свою очередь является источником здоровых психических реакций и способствует освобождению от переживаний, которые подавляют и травмируют.

Такой способ библиотерапии часто используется дополнительно к основным методикам. Как правило, неспецифическая библиотерапия предусматривает прочтение простых известных широкому кругу книг, гарантирующих ясное и глубокое понимание проблемы. С этой целью из числа художественных и публицистических произведений следует подобрать книги, пропитанные идеями гуманизма и духовности.

Специфические процессы психокоррекции

К числу специфических коррекционных процессов относятся следующие:

  • Контроль
  • Эмоциональная проработка
  • Тренировка
  • Разрешение конфликтной ситуации

Они предназначены для узконаправленного воздействия на личность и её конкретные психические процессы – мышление, деятельность, чувства.

Контроль

Контроль над конкретными психическими проявлениями может осуществляться посредством их усиления либо ослабления. Усиление достигается за счет повторения и детального воспроизведения каждого процесса. Ослабление достигается путем анализа либо вытеснения другими воспоминаниями и эмоциями. Такой подход может влиять на состояние личности при переживаниях различной интенсивности.

Сам процесс контроля слагается из нескольких этапов:

  • Осознание ситуации
  • Понимание механизма воздействия на неё ауто- и гетеропсихогенных факторов
  • Осознание роли своей личности в формировании данного состояния
  • Осознание своего отношения к проблемам первостепенной важности

Читая книги, герои которых — выдающиеся личности, клиент невольно отождествляет их эмоциональные переживания со своими. Это помогает ему глубже понять личные особенности, глубже осознать собственные ошибки, взглянуть на свою жизнь взглядом другого человека. Книга предоставляет клиенту уникальную возможность, находясь наедине с самим собой, основательно проанализировать свое эмоциональное состояние.

Эмоциональная проработка

Главное назначение эмоциональной проработки – помочь человеку открыто проявить свои эмоции и сравнить их с эмоциональными проявлениями других людей. Разумеется, этот процесс происходит при контроле и поддержке со стороны опытного психолога.

Данная методика помогает клиенту научиться оптимально действовать и реагировать в конкретной ситуации, избегая слишком агрессивных или, наоборот, слишком слабых эмоциональных реакций.

Тренировка

В процессе тренировки клиент воспроизводит в своем воображении диалоги между героями книги и возможные альтернативные действия (в сравнении с поступками героев) с учетом собственных особенностей характера (застенчивость, вспыльчивость и т.д.). В результате он получает знания об альтернативных способах поведения и переживания окружающей действительности. При этом клиент не подвергается осуждению со стороны и травмирующему оценочному подходу.

Разрешение конфликта

На этапе разрешения конфликта необходимо синтезировать эффект, полученный в ходе контроля и эмоциональной проработки, с навыками, приобретенными в ходе тренировки.

Чтение произведений, сюжет которых максимально приближен к ситуациям из жизни самого клиента, помогает ему увидеть возможный выход и правильно отреагировать эмоционально. Во многих случаях это позволяет свести к нулю эмоциональный конфликт.

Такой вид психотерапии характеризуется высокой интенсивностью и требует активного участия специалиста. Психокорректор составляет перечень книг, наиболее актуальных для данного клиента и соответствующих его индивидуальной проблеме и личностным характеристикам. Эти книги должны стимулировать понимание характера проблемы, причин её возникновения.

Перед началом занятий клиент получает небольшую инструкцию, в которой указано, что именно из предложенного списка литературы требует его особого внимания, что можно пропустить, что сопоставить с личным опытом, в чем следует убедиться на практике. После прочтения клиентом книги с ним проводится беседа, в которой обсуждаются следующие вопросы:

  • Что оказалось самым интересным из прочитанного?
  • Какую практическую пользу получилось извлечь?
  • Что вызвало недоверие или заставило сомневаться?
  • Что осталось непонятным?
  • Каково отношение клиента к отдельным персонажам?

Область применения

Библиотерапия используется не только в качестве основного метода, но и как вспомогательный процесс. Во втором случае она способствует решению конкретных узконаправленных задач – коррекция отношений между родителями и детьми, коррекция поведения при эмоциональных сбоях и т.д.

Еще одной полезной функцией библиотерапии является возможность использовать дополнительный материал для ведения дискуссии в группе или на индивидуальных сеансах с психологом.

Помимо перечисленных сфер применения данная методика может также служить одним из способов косвенной диагностики, что очень важно в психотерапевтической практике.

«ЧТЕНИЕ - ЛУЧШЕЕ ЛЕЧЕНИЕ:

ПРИМЕНЕНИЕ БИБЛИОТЕРАПИИ В БИБЛИОТЕКЕ».

(Опыт Вялковской библиотеки. Руководитель Людмила Плешивцева)

«Открываю томик одинокий -
Томик в переплете полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.

Пусть он думал и любил иначе
И в столетьях мы не повстречались…
Если я от этиx строчек плачу,

Значит, мне они предназначались»

Библиотерапия - лечение словом. Помните у Александра Сергеевича Пушкина такие строки: «Как мысли черные к тебе придут! Откупори шампанского бутылку, иль перечти «Женитьбу Фигаро». О пользе шампанского с Пушкиным можно поспорить, но в остальном он был, безусловно, прав: во все времена люди замечали положительное влияние книги на здоровье и настроение человека, особенно - пораженного каким-либо тяжелым, подчас неизлечимым, недугом. Книга в нашем сознании - это, прежде всего, хранительница знаний, передающая духовные традиции, культуру и искусство от поколения к поколению, соединяющая людей разных времен и народов посредством слова. Книга обладает еще одной уникальной способностью – врачевать людские души и тела. В воздействии художественного слова на человека много общего с тем влиянием, которое оказывает на людей музыка. И это не случайно. Композитор Скрябин утверждал, что музыка жива мыслью. То же можно сказать и о литературе: ее основа - мысль, облеченная в наиболее выразительную и действенную словесную форму. Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно возрастающими темпами производства, лавинообразно увеличивающимся объемом информации. Сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой функции – библиотерапевтической, и именно библиотеки должны предоставлять каждому «лекарство для души».

Библиотерапия как самостоятельное направление работы возникла на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения.

Наиболее оптимальным является определение библиотерапии, предложенное Юлией Дрешер (доктор педагогических культур, изучает библиотерапию). По ее мнению, библиотерапия - это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень. Кроме этого, анализируя различные определения библиотерапии, Ю. Дрешер подытоживает: «В литературе встречается множество определений библиотерапии, отличающихся частностями, но единых в том, что это область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения личных проблем».

Библиотерапия - краткий экскурс в историю. Использование книги и чтения в психотерапевтических целях имеет давнюю историю. Уже первое упоминание о библиотерапии относится к 1300 г. до н.э. Над входом в книгохранилище Рамсеса II, близ Фив, было высечено «Аптека для души». Греческие легенды, пьесы и поэмы вызывали чувство радости, жалости, страха и т.д., оказывая тем самым лечебное воздействие на человека. Древние греки ассоциировали понятие «книга» с понятием «душевное здоровье» и считали библиотеки «лекарством для души». Авиценна – ученый, философ, врач – в «Книге исцеления» писал «о трех средствах в руках врача», и первым из них было слово. В 1927 г. в Каирском госпитале Аль-Мансур чтение Корана являлось частью лечебного процесса. Английский врач Т. Сайденген, практиковавший в XVIII в., выписывал своим больным популярную в то время книгу Сервантеса «Дон Кихот».
С начала XIX в. лечебное чтение получило распространение в Америке. Бенджамин Раш (на фото ) стал первым американцем, который рекомендовал чтение для лечения больных (1802 г.) и душевнобольных (1810 г.). Систематические исследования в области библиотерапии стали проводиться еще в XIX столетии. Пионером в сфере библиотерапевтических изысканий по праву считаются США (1916 г.). Родоначальником библиотерапии как науки стал шведский невропатолог Яроб Билстрем. Первые шаги к практическому применению библиотерапии в СССР сделаны в 1927 г. М.З. Вельковским – врачом психоневрологического института в г. Харькове, который открыл в санатории «Березовские воды» первый кабинет по библиотерапии. Проблема библиотерапии актуальна в наши дни, когда социокультурная ситуация в мире характеризуется нарастанием количества экономических, экологических и прочих кризисов. Точно подобранная книга, вызывающая положительные эмоции, не менее важна, чем умело подобранное лекарство.

Библиотерапевтический процесс в условиях библиотеки. В свете теории библиотерапии библиотечное обслуживание рассматривается как часть библиотерапевтической практики. В условиях библиотеки библиотерапевтический процесс имеет две формы: индивидуальную и групповую. Индивидуальная библиотерапия направлена на развитие и коррекцию личности, которые происходят в самом процессе чтения. Специально подобранная книга может стимулировать развитие человека, отвлечь от горьких переживаний, помочь разобраться с проблемой. К индивидуальным формам библиотерапии относятся составление плана чтения, подбор литературы, индивидуальные беседы, которые учитывают характер проблемы читателя, уровень начитанности. Групповая библиотерапия направлена на стимулирование ответной реакции читателя на прочитанную книгу. Коррекция и развитие личности происходят не только в процессе чтения рекомендованной литературы, но и в большей степени в ходе подготовленного диалога, обсуждения прочитанного произведения, организованного в группе. Формы групповой библиотерапии:

1. Литературные встречи с элементами игротерапии.

2. Библиотечные уроки.

3. Литературные викторины.

4. Театрализованные библиотечные праздники.

5. Кружки громкого чтения.

6. Литературные вечера.

7. Театр книги.


Сказкотерапия как одно из направлений библиотерапии.
Для любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства. Можно даже отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. Для детей часто - это сказка. Поэтому в последнее время стала развиваться сказкотерапия. Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческого бытия. «Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь, посетила ли вас тревога о судьбе России, придут ли ваши мысли черные о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной», - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу… Она - как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл ее - как тонкий и благоуханный мед, запах родной земли, зной родного солнца, дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее…» - так определил неисчерпаемое значение и целебную силу русской сказки философ И.А.Ильин.

Актуальной проблемой является вопрос определения круга чтения с целью библиотерапевтического воздействия в условиях библиотеки. Ведь далеко не каждая книга может быть рекомендована с библиотерапевтической целью. Найти книгу для делового чтения легче, чем отыскать художественную литературу по душе. Для человека, подверженного стрессу, чтение художественной литературы - порой единственный спасательный круг. На использование в библиотерапии именно художественной литературы указывает Ю. Дрешер. Массовое чтение в транспорте - наглядный пример того, как усталые люди интуитивно прибегают к библиотерапии. К сожалению, нередко они читают низкопробную литературу. Но если человек отдыхает за чтением случайной книги - что ж, и это неплохо. Хотя разве можно сравнить такое занятие с чтением книги, духовно близкой? Вопрос в том, как найти читателю любимую книгу - его книгу и какие книги следует «прописывать» читателям в различных стрессовых ситуациях? Одни книги могут стать как бы своеобразным универсальным лекарством, другие помогут в состоянии усталости, одиночества, психологического дискомфорта, при отсутствии дружбы, любви, понимания, самоуважения; третьи полезны в ситуации апатии, отсутствия поддержки; четвертые помогут разобраться в себе, подростку - пережить критический возраст и т.д. В качестве одного из основополагающих библиотерапевты избрали принцип: «Конкретную книгу - конкретному пациенту в конкретное время». Влияние художественных произведений особенно сильно потому, что оно сохраняет у читателя приятное чувство свободы выбора решения, а не подчинения воле другого человека.

ЭТО интересно: В 2013-м году Минздрав Великобритании утвердил программу, по которой лечащий врач может прописать пациенту... книгу. В рекомендованный список входят 30 жизнеутверждающих образцов психологической литературы. Теперь терапевты «назначают» их своим пациентам. Для каждой конкретной психической проблемы - своя книга, которую легко можно отыскать в британских библиотеках.

Сказкотерапия, разработанная Людмилой Плешивцевой, включает следующие книги:

Бернер С. Карлхерн упрямится

Григорьева Е. Дом без крыши

Жутауте Лина. Фердинанд и Пуш

Лежебока, жадина и другие воспитательные сказки

Носова Л. Просыпайся, солнышко

Серебряная метель. Большая книга рождественских приключений

Сказки от капризов

Сонные сказки

Уильямс М. Плюшевый заяц, или как игрушки становятся настоящими

Фарбаржевич Игорь. Земляничный дождик

Наша библиотека подключилась к проекту Вялковской библиотеки и составила список книг для широкой аудитории наших читателей, которые мы включили в собственный курс библиотерапии.

Для детей и подростков:

Бахревский В. Чудеса за порожком (6+)

Бонд М. Медвежонок Паддингтон (0+)

Булычёв К. Девочка с Земли (12+)

Габова Е. «Двойка» по поведению» (12+)

Кестнер Э. Мальчик из спичечной коробки (12+)

Кротов В. Червячок Игнатий и его чаепития (6+)

Крюкова Т. «Костя+Ника» (12+)

Крюкова Т. Сказки Почемучки (6+)

Кулот Д. Три весёлых друга (0+)

Леванова Т.С. Аквамариновая звезда (6+)

Наумова И. Господин Куцехвост и иностранный шпион (6+)

Нильсон М. Цацики идёт в школу (6+)

Усачёв А., В.Чижиков. Планета кошек (6+)

Усачёв А., Д.Трубин. Путешествие в Мышляндию (6+)

Для взрослых:

Веллер М. Гонец из Пизы

Вильмонт Е. Черти-что и сбоку бантик

Ким Л. Аня Каренина

Колочкова В. Благословение святого Патрика

Кузнецова Ю. Где папа?

Метлицкая М. Верный муж

Нестерова Н. Ищите кота

Поляков Ю. Гипсовый трубач, или Конец фильма

Романова М. Солнце в рукаве

Рубина Д. Высокая вода венецианцев

Трауб М. Соня и Александра

Чемберлен Д. Спасительный свет

Ханика Т. Скажи, Красная Шапочка!

Благодарим Людмилу Плешивцеву за предоставленные материалы для статьи и сотрудничество!

В жизни каждого человека случаются ситуации, когда одно сказанное слово может вознести до небес либо больно ударить о землю. Словами можно выразить всю гамму чувств и эмоций, испытываемых нами в самых разных ситуациях, а написанные на бумаге они превращаются в великое чудо – книги.

Согласно исследованиям, проведенным в Европе, примерно 60% людей, испытывающих психологические проблемы, начинают увлеченно читать книги, что приводит к снижению уровня стресса и улучшает состояние без приема антидепрессантов. Психологи давно отметили эту особенность, поэтому библиотерапия, или лечение чтением, становится распространенной практикой лечения неврозов и депрессий.

Библиотерапия – метод психологической коррекции эмоционального состояния больного с помощью чтения специально подобранной библиотерапевтом художественной литературы. Идея лечить книгой не нова, еще в Греции врачеватели рекомендовали больным хандрой почитать свитки о приключениях мореплавателей или эпические саги о подвигах полубогов.

На Востоке издавна особая роль отводилась чтению священной книги Коран, которая не только лечила, но и вдохновляла на праведную жизнь. В просвещенной Франции чтение было одним из главных увлечений дворянства и владеющих грамотой простолюдинов, даже известный философ Жан-Жак Руссо советовал скучающим аристократам обратить свой взор на книгу, дабы избежать застоя в умах и душах.

Термин «библиопсихология» впервые был применен известным русским просветителем и писателем Н. А. Рубакиным, который в 1916 году основал свою школу библиотерапии при Женевском педагогическом институте.

Идея объединить литературоведение с психологией, разработать методическую основу, позволяющую повысить лечебно-терапевтический эффект библиотерапии, появилась у него не случайно. Изучая результаты исследований зарубежных коллег, наблюдая за применением оздоровительного чтения в лечебницах, автор пришел к выводу, что метод работает тем эффективнее, чем точнее соответствует содержание книги потребностям больного.

Чем может помочь лечебное чтение

В современном обществе тенденция к индивидуализации усиливается, разрушаются традиционные семейные связи, человек все больше чувствует себя одиноким, иногда даже сознательно отстраняется от окружающих, замыкается в себе. Депрессии, отсутствие интереса к жизни и суицидальные настроения, особенно среди молодежи, становятся нормой.

Прием антидепрессантов и седативных препаратов часто не дает длительного эффекта, поэтому все большее внимание специалисты уделяют чтению. С точки зрения психотерапевтов, современная библиотерапия как практическая дисциплина может помочь пациентам в решении таких проблем, как:

  • Осознание особенностей психофизиологических реакций на внешние раздражители.
  • Расширение кругозора, изменение взгляда на сложившуюся ситуацию, которая беспокоит пациента.
  • Снятие психологического напряжения, выход из стрессовой ситуации, избавление от чувства вины, стыдливости, закомплексованности.
  • Налаживание отношений с окружающими, выстраивание продуктивного взаимодействия с лечащим специалистом.
  • Формирование рационального отношения к заболеванию, снятие излишней замкнутости, побуждение к обсуждению заболевания без излишней эмоциональности.
  • Развитие образного мышления и воображения.

Психологи утверждают, что библиотерапия для детей является уникальным и незаменимым методом мягкого воздействия на мышление, особенно когда малыш длительное время находился в стрессовой ситуации. Сейчас это направление обособилось и получило название .

В процессе игры с педагогом ребенок получает информацию о том, что другие уже сталкивались с подобной проблемой и смогли ее преодолеть. С помощью данной методики стимулируется воображение малышей, дается стимул для развития их личности и творческого потенциала.

Области практического применения дисциплины

Библиотерапия тесно связана с такими науками, как валеология, литературоведение, психотерапия, педагогика и медицина, а применяемые ею методы лечения могут исцелять не только душу, но и тело. Механизм лечебного воздействия слова в библиотерапии исследовал основоположник психоанализа З. Фрейд, он сделал важный вывод о взаимосвязи между подсознанием, речью и состоянием тела.

Знаменитый физиолог Павлов говорил о том, что мысль, продуцируемая мозгом, порождает вполне конкретные физико-химические процессы, непосредственно влияющие на состояние организма. Слово, с точки зрения библиотерапии, – метод щадящей немедикаментозной коррекции, позволяющий заменить благоприятное воздействие окружающей среды чтением книги.

Область применения библиотерапии достаточно широка, она имеет три основных направления: лечебное, психогигиеническое или реабилитационное. Как реабилитационное средство библиотерапия незаменима при работе с людьми, получившими инвалидность разной степени тяжести и испытывающими сложности с адаптацией к нормальной жизни.

В качестве лечебного направления она ориентирована на помощь людям, страдающим неизлечимыми заболеваниями или находящимся в стрессовой ситуации, затяжной депрессии. Психогигиеническое направление нацелено на работу с неблагополучными категориями граждан, выполняя прежде всего профилактическую функцию, а также с людьми, испытывающими проблемы с общением и самоутверждением.

На этапе становления эта дисциплина практиковалась как метод коррекции только в психиатрических лечебницах под контролем психотерапевтов. Далее, с развитием методологической базы, ее стали применять в реабилитационных центрах, домах престарелых, детских домах, дошкольных и школьных учреждениях, пенитенциарной системе.

Одна из важнейших функций данной науки состоит в том, чтобы помочь пациенту найти способ самоутвердиться, сформировать адекватную оценку себя как личности, научить планировать свою жизнь, помочь в развитии и самосовершенствовании. Особое внимание метод уделяет подрастающему поколению: разработана целостная система, согласно которой упражнения, выполняемые родителями совместно с детьми, помогут восстановить отношения, улучшить микроклимат в семье, объяснить на примере литературных героев, как правильно себя вести.

Так как же лечат книгой

Процесс лечебного чтения в библиотерапии довольно сложен и состоит из нескольких этапов. На первом этапе психолог тщательно изучает проблемы пациента, определяет, будет ли это групповая терапия или пациенту необходим собственный план чтения. Далее специалист по библиотерапии подбирает книги согласно рекомендациям психолога.

Особое внимание уделяется художественному содержанию произведения, образу и характеру главных героев, их духовной близости пациенту, переживаниям и терзаниям, переживаемым действующими лицами. Не рекомендуется предлагать для чтения «ужастики», философские трактаты, любовные и детективные романы, некоторые книги о приключениях.

Специалистами по библиотерапии разработан список авторов, произведения которых рекомендованы для чтения, среди них такие известные классики русской литературы, как Толстой, Тургенев, Пушкин, а также известные западные писатели. Чтение литературы, посвященной морально-бытовым вопросам, а также жизнеописанию отдельных известных личностей, оказывает особое, вдохновляющее влияние, поэтому ей отводится особая роль при подборе книг для чтения.

Специалист по библиотерапии обязательно должен учесть такой немаловажный фактор, как психологическое состояние пациента. По методике библиотерапии, не рекомендуется назначать перевозбужденным пациентам чтение книг о приключениях или войнах, депрессивным – о путешествиях.

Согласно методу библиотерапии, для каждого пациента разрабатывается отдельный план чтения из четырех частей, включающий не менее семи книг на четыре недели. Чтобы заинтересовать человека и настроить на работу, ему предлагают почитать литературу, не имеющую отношения к конфликтной ситуации.

Затем подбираются три книги, тематика которых полностью соответствует проблеме пациента, основная цель – дать читателю прочувствовать ситуацию со стороны, осознать, что любую трудность можно преодолеть. Третья часть призвана закрепить полученный терапевтический эффект, а четвертая – поддержать и вдохновить клиента.

В процессе чтения больной делает заметки о действиях героев, отмечает непонятные или спорные, с его точки зрения, моменты, выделяет страницы, которые вызвали неприятие или внутренний протест. После прочтения каждой книги с пациентом проводится специальное собеседование, цель которого – выяснить, насколько человек проникся духом произведения, правильно ли осознал суть сюжетной линии, смог ли выделить самое главное для себя.

Занятия и само чтение могут проводиться в кабинете специалиста, но библиотерапия в библиотеке, среди стеллажей и читальных столов, может оказать на человека дополнительное дисциплинирующее воздействие.

У лечения методом библиотерапии есть свои сторонники и противники, большое число как довольных, так и разочарованных пациентов. Одним из главных аргументов против библиотерапии является ее субъективность: сложно подобрать именно ту книгу, которая даст наилучший терапевтический эффект.

На данный момент также нет официальной статистики, которая подтвердила бы действенность библиотерапии или дала почву для сомнений в пользе его применения. Во всяком случае специалисты едины во мнении, что чтение, бесспорно, положительно влияет на общее развитие, и необходимо приложить усилия, чтобы популяризировать его. Автор: Наталья Иванова

«Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции», - писал В. М. Мясищев.

Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности:

· измененные - для их нормализации;

· нормальные - для их уравновешивания.

Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия.

Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура

Методику библиотерапии можно разделить на несколько этапов:

1. Самоподготовкапсихокорректора.

Она включает в себя составление собственной библиотерапевтической рецептуры, т.е. списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения. Для начала берется несколько жанров по 2-3 названия. Со временем рекомендуется расширение рецептуры по жанрам и количеству книг. Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов.

В начале работы это поможет начинающему библиотерапевту обращать внимание клиента на соответствующие тексты. Желательно иметь большинство книг в отдельной библиотечке для того, чтобы клиенты могли легко найти эту книгу при отсутствии ее в собственности. Кроме того, в таких книгах можно разрешать клиенту делать пометки на полях, что облегчает диагностику клиента.

Сложное слово “ библиотерапия” , состоящее из двух слов: библио - и терапия – (от греч. слов: biblio – книга и therapeia – забота, уход, лечение) отражает сложность понятия, стоящего за ним. Оно означает соединение в единый комплекс, по меньшей мере, трех областей знания. Одна принадлежит наукам, изучающим инструмент библиотерапии – книгу (книговедение, литературоведение, библиография), другая – наукам о душе человека, на которую библиотерапия направлена (психиатрия, психотерапия, реабилитология), третья – наукам о чтении, связывающим обе воедино и обеспечивающим действенность библиотерапии (психология чтения, педагогика чтения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сложное слово “библиотерапия”, состоящее из двух слов: библио - и

терапия – (от греч. слов: biblio – книга и therapeia – забота, уход, лечение) отражает сложность понятия, стоящего за ним. Оно означает соединение в единый комплекс, по меньшей мере, трех областей знания. Одна принадлежит наукам, изучающим инструмент библиотерапии – книгу (книговедение, литературоведение, библиография), другая – наукам о душе человека, на которую библиотерапия направлена (психиатрия, психотерапия, реабилитология), третья – наукам о чтении, связывающим обе воедино и обеспечивающим действенность библиотерапии (психология чтения, педагогика чтения). Синтез разных научных и практических областей, заключенный в понятии “библиотерапия”, определяет разные подходы к этому явлению. Известны разные психотерапевтические школы (гештальттерапия, психодрама, трансактный анализ и др.), творческое освоение которых обогащает отечественную библиотерапию. Если подойти к ней с библиотечной позиции, то в ней можно различить библиотерапию управляемую (директивную) и библиотерапию спонтанную. Под управляемой библиотерапией понимают целенаправленную деятельность библиотекаря по использованию книги для коррекции психологического состояния читателя. К объекту деятельности в этом случае часто относят людей с ограниченными возможностями или находящихся в неординарных состояниях – в момент болезни, депрессии, стресса – и нуждающихся в помощи. Спонтанная библиотерапия – это самопроизвольное, психологически благотворное воздействие книги на читающую личность без участия посредника (читатель сам себе психолог). В этом случае многое зависит от художественной состоятельности книги, совпадения ее проблематики с проблемой, волнующей читателя. Как считают психологи, любая хорошая книга несет в себе терапевтический заряд. Уже само по себе наслаждение чтением является мощным источником гармонизации личности. Книга способна выводить читателя за пределы привычной для него эмпирической реальности в мир духовных сущностей и ориентиров. В ней заложена возможность реверсии – смены ролей, при которой обычно происходит перенаправление собственной потребности человека на другой объект, переключение его внимания с эгоистических переживаний на переживания иного порядка. Давая знания чужого опыта душевной жизни, внушая то или иное настроение, наводя на размышления, книга расширяет сферу сознания, подсказывает путь движения мысли от безысходности к созидательной активности. Однако для реализации заложенных в литературе возможностей необходим определенный труд и творчество читателя, которым тот должен овладеть.
Что касается целенаправленной деятельности, связанной с душевным оздоровлением людей, то здесь специалисты чаще всего используют методы саморегуляции: от приемов снятия стрессовых состояний посредством соответствующих книг до способов переживания сильных позитивных чувств. Людям с ограниченными физическими возможностями библиотерапия раскрывает возможности духовные, творческие, компенсирующие дефицит тех, что утрачены человеком, и перенаправляющие деструктивную энергию в конструктивную.Остановимся более подробно на библиотерапии в сфере детского чтения.
Как происходит библиотерапевтический эффект в сознании ребенка, наглядно показал А.Чехов в рассказе “Дома”. Герой рассказа, семилетний мальчик, пробует курить. Узнав об этом, отец стал умно и логично говорить ему о вреде курения. Но тщетно, слова отца не трогали сына. Тогда отец сочинил сказку о том, как прекрасный принц, единственный сын короля, погиб оттого, что много курил. Король не смог этого вынести и тоже умер. Все королевство погибло. Сопережив трагедию, наглядно представив ее ужасы, мальчик сказал: “Не буду больше курить”. Такого же рода реакция описана в сказке Дональда Биссета “Про малютку-автобус, который боялся темноты”. Маленький автобус выезжал только днем, ночью осмелиться никак не мог и потому отказывался. Мама рассказала ему сказку о том, как сама темнота сначала боялась автобусов, но вот однажды сквозь нее промчался автобус. Сначала один. Потом другой. И темноте понравилось: “Немножко щекотно, но очень мило”. Не успела мама закончить историю, как малютка-автобус сказал: “Ладно, поеду”. В обоих случаях терапевтический эффект был спроецирован взрослыми, которые использовали для этой цели сочиненные ими истории. Характерно, что там и там решение об изменении своего поведения принимали сами дети.
В библиотерапии применительно к детям специалисты выделяют несколько направлений. Одно из них “рецептурное”, когда книга применяется узко целенаправленно для ликвидации определенного заболевания или дефекта, как в случаях, приведенных выше. Другое – “мотивационное”, нацеленное на мобилизацию духовных сил ребенка, на успокаивающий и отвлекающий эффект. Его задача – создать эмоционально положительный фон жизнедеятельности читателя, вывести его из угнетенного состояния путем формирования нового взгляда на мир. Грустному ребенку, например, рассказывают захватывающий фантастический сюжет или что-то другое, выходящее за рамки привычного восприятия. Слабой стороной рецептурного и мотивационного вариантов библиотерапии является то, что активность в них принадлежит взрослому. Что касается ребенка, то он в этих случаях выполняет преимущественно роль созерцательного “пациента”.
Более действенными вариантами библиотерапии признаны те, которые строятся на активном включении самого ребенка в размышления о прочитанном произведении. В этих случаях специалисты опираются на творческий потенциал личности, на способность к продуктивному чтению, на собственную литературно- художественную деятельность ребенка. Как утверждает библиотечный психолог О.Кабачек, переход от репродуктивной деятельности к продуктивной (творческой), смена позиций от потребителя к созидателю производит переворот в сознании человека. Библиотерапия в этом аспекте – не столько лечение, сколько профилактика психологических и нравственных “болезней”, предупреждение деструктивного поведения, формирование терпимости, милосердия и душевной теплоты. Согласно опросам родителей, проведенным в Российской государственной детской библиотеке, почти у всех нынешних детей наблюдаются психологические трудности. Наиболее частыми из них являются конфликтность и агрессивность, уход в мир фантазии, тревожность, вялость и бездеятельность, протестные реакции. Читая художественное произведение, читатель проигрывает определенные жизненные сценарии, модели поведения и взаимоотношений людей, погружается в их внутренний мир, примеряет его на себя. Это ставит его в активную позицию по отношению к происходящему. Размышления детей о конкретном произведении активизируются обычно умелой постановкой вопросов со стороны руководителя чтением. Вопросы касаются как самих произведений, поведения и состояния персонажей, так и реальных жизненных ситуаций. Разговор о книге сливается воедино с разговором о жизни. Этот метод получил название “метод дельфина”: обсуждение книги устремляется то в глубину произведения, то выныривает на поверхность, к жизненным реалиям. Интересный пример такого рода мы нашли в опыте одного из детских садов Петербурга. Речь в нем идет об использовании стихотворения “Доктор Айболит” К.Чуковского для воспитания в детях силы воли и упорства в достижении целей. Примером такой личности для детей послужил сам доктор Айболит, который, не задумываясь, спешит на помощь больным зверям, живущим в Африке, и преодолевает на своем пути множество препятствий. Воспитатель спрашивает детей, почему доктор, не задумываясь, принял решение отправиться в Африку? Что заставляло его и в ветер, и в снег, и в град мчатся туда? Какие черты характера проявил он при этом? Что могло бы случиться, если бы доктор не поехал в Африку? Разговор о докторе Айболите переходит постепенно к разговору о таких важных качествах характера человека, как целеустремленность, способность сосредотачиваться (И одно только слово твердит Айболит; “Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!”), стремление выполнить задуманное до конца. И далее дети приводят примеры из своего опыта, как они справлялись с ситуацией неуспеха, какие трудности им удавалось преодолевать, какие черты доктора Айболита они хотели бы иметь у себя. Как видим на этом примере, метафорический язык художественных образов переводится на бытовой язык ребенка, с проекцией на человеческий характер. Такого рода деятельность открывает читателю дверь в мир книги и одновременно дверь в самого себя и окружающих его людей. На материале художественных произведений ребенок учится жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей. Это утверждают и родители, полагая, что использование поступков книжных героев в воспитательной стратегии является продуктивным средством для их детей.
Эффект оздоровительного воздействия литературных героев объясняется тем, что они несут в себе мощный ценностный потенциал. Все характерное, что свойственно ребенку или взрослому человеку в жизни, в персонаже сгущено до образа, до типа, до символа. Литературные герои помогает читателю пережить и осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, милосердия и искушения, поражения и победы. В отличие от живых людей они созданы творческим сознанием писателя: облагорожены его умом, “одушевлены” его сердцем, одухотворены его фантазией. Художнику дано острее ощущать красоту или безобразие человека и передать это людям. Показывая вереницу разных типов, он негласно интерпретирует их поведение в соответствии с гуманными нормами человеческого общежития. И в зависимости от масштаба личности автора, его таланта, глубины проникновения в характер человека, герой или открывает читателю что-то важное для него в жизни или оставляет его равнодушным.
Опыт библиотерапевтов показывает, что профилактическая терапия, нужная для всех детей, более всего нужна детям с акцентуацией характера, отвергнутым сверстниками, детям, имеющим физические недостатки, не умеющим общаться, оказавшимся в конфликте с родителями, учителями, друзьями, а также художественно одаренным детям, не отвечающим общепринятым стандартам ни в поведении, ни в учебе.
Как утверждают специалисты, коррекция состояния читающего ребенка и благотворное воздействие хорошей книги на его эмоциональный мир может происходить в случаях:
· Если читатель силой воображения способен в процессе чтения “оживлять” персонажей и относиться к ним как реально существующим лицам.
· Если книга вызовет в нем душевный отклик и сопереживание судьбе героев.
· Если ребенок через чтение обретает возможность осознать свои собственные переживания или отдельные его аспекты.
· Если книга помогает увидеть разные модели поведения людей в ситуации, сходной с той, в какой очутился читатель, и найти в ситуации новые смыслы.
· Если ребенок в момент чтения проявит способность выйти за рамки внешних аналогий и осознать глубинные, затрагивающие жизненные смыслы.
· Если в процессе чтения или в результате его у ребенка происходит смена эгоистических установок и открытие ценности других, духовно родственных ему людей.
Как видим, все названное предполагает умение читать и связано с развитием способности эмоционально реагировать на прочитанное, размышлять, ставить себя на место персонажа, видеть за внешним – внутреннее, разгадывать метафорический смысл текста.
Однако эффект библиотерапии зависит не только от способностей читателя. Как уже было сказано, он во многом определяется уровнем читаемого произведения, его художественной состоятельностью, идейной направленностью. Трудно ждать благотворного влияния книги на ребенка, если она несет в себе разрушающее внутренний мир человека начало: поэтизацию агрессии, смерти, нетерпимости, страха, хаоса и т.п.
В нахождении способов решения читающими детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Этот аспект библиотерапии получил название СКАЗКОТЕРАПИИ. Ее теорию разработали отечественные психологи В.Я.Пропп, Л.Выготский, М.Бахтин. Технологию практического применения раскрыли Д.Соколов, Т. Зинкевич-Евстигнеева, А.Михайлова, Дрешер и др. В библиотечной работе сказкотерапию используют библиотечные психологи О.Кабачек, Е.Самохина, школьный библиотекарь Буслаева и др.
Причины, по которым сказкотерапия в детской аудитории стала ведущей, состоят в следующем:
· Сказка – любимый детьми жанр, к ней они обращаются в раннем возрасте, когда идет активное развитие речи, выстраивается поведение, формируются ценностные ориентации.
· Сказка импонирует детскому сознанию, в котором весь мир одушевлен и чудесен.
· Сказка несет в себе важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.
· Сказка включает в себя символы, метафоры и аналогии, которые обеспечивают свободу интерпретаций и выбора.
· Сказка, раскрывая разные жизненные сценарии, формы поведения и взаимодействия героев, побуждает читателя делать самостоятельные выводы.
· Сказка предлагает читателю альтернативное понимание жизни, дает разные точки зрения на один и тот же предмет.
· Сказка побуждает читателя идентифицировать себя с положительным героем, разделять его судьбу, перевоплощаться в него и тренировать себя в этой роли.
· Сказка дает персонифицированные эмоции: герои становятся носителями определенного отношения к себе со стороны читателей, формируют позиции
“люблю, не люблю”, “хочу, не хочу быть таким”.
· Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста.
· “Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. И становится неким духовным оберегом детства” (А.Михайлова).
· Сказка, отражающая глубинную устойчивость бытия, неизменные ценности, дает точку опоры в любом социуме и особенно в стремительно изменяющемся, каким является российский социум в настоящее время.
В сказкотерапии, как в частном аспекте библиотерапии, можно выделить те же направления: рецептурное, мотивационное и развивающее.
К рецептурному направлению чаще всего относят сказки, сочиненные самим психологом или педагогом и ориентированные на разрешение конкретного физиологического или психологического дискомфорта читателя. Такие сказки содержатся в книгах “Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку” И.В.Вачкова (1989),“Сказки звездной страны Зодиакии” и “Путь к волшебству” Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой (1998), “Практикум по креативной терапии” Т.Д.Зинкевич -Евстигнеевой и Т.М.Грабенко (2001), “Сказки и сказкотерапия” Д.Соколова (1999), многие книги профессора медицины А.В.Гнездилова и др. Полезные сказки, адресованные родителям дошкольников, создала методист И.Лущенко (“Психологические сказки для детей и взрослых”. Пермь, 2001). В их основе – умение словом помочь ребенку восстановить нарушенное равновесие в психике, вызванное энурезом, заиканием, страхом темноты и одиночества. В рамках данных направлений сказкотерапии рассматривается также технология оказания психологической помощи при переживании утрат, экстремальных состояний, акцентуаций характера ребенка.
Интересен в этом плане опыт В.Сухомлинского. Родоначальник теории стимулов, в том числе стимула чтения, он не отделял психологической помощи ребенку от его воспитания. Для облагораживания души ребенка он использовал как известные сказки, так и свои собственные, сказки-притчи, нацеленные на развитие гуманных черт в личности ученика. Так, в притче “Материнское счастье” он рассказал, как во время града гусыня спрятала под крыло гусят. Когда выглянуло солнце, они побежали на травку, и никто не сказал: “Мама, что с тобой?”. И только самый маленький гусенок спросил: “Почему у тебя изранены крылья?”. Она тихо ответила: “Все хорошо, мой сын”. Если дети поймут, почему израненная мама ответила, что у нее все хорошо и поймут, почему сказка называется “Материнское счастье”, и не только поймут, но и откликнутся сердцем на боль и радость мамы-гусыни и поддержат маленького гусенка в его внимании к матери – это и будет библиотерапией в воспитательном смысле слова.
Богатый материал по использованию сказки в диалоге с детьми о них самих руководитель чтения найдет в книге А.Михайловой “Современный ребенок и сказка: проблемы диалога” (М., 2002 г.) В разговоре о предательстве и муках совести она использует сказку А. Погорельского “Черная курица”. Сказка Андерсена “Гадкий утенок” рассматривается сквозь призму терпимости, преодоления одиночества и духовного роста человека, трудного и радостного превращения из гадкого утенка в прекрасного лебедя. Автор книги считает, что начинать разговор о сказках с детьми целесообразно с диагностики: выяснить, вызывает ли герой сочувствие, как дети относятся к нему, как они представляют его себе. Из ответов станет ясно, на каком уровне осмысления и эмоциональных реакций находятся дети и на какие “этажи” их можно поднимать. Автор предостерегает взрослых не упустить время, когда ребенок сам тянется к сказке. “Но это время, – говорит она, – проходит, и нам надо успеть. Успеть сохранить чуткость к чуду превращения. Чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения. К таинственным сказочным чудесам, оберегающим наших детей”.
Важно заметить, что в терапевтической работе с детьми используются и сказки, сочиненные самими детьми. В этом случае рецептурное, мотивационное и творческое направление сказкотерапии сливаются воедино. Процесс, а не только результат литературного творчества, важен для гармонического развития ребенка. В этом плане заслуживает внимания специалистов опыт студии “Воспитание искусством” при РГДБ. Студия расположена в Комнате сказок с росписью стен, символизирующих разные человеческие чувства и состояния: печаль, нежность, ярость, глупость, темнота, свет. Как основной метод здесь используют обсуждение сказки на основе погружения в нее. Обсуждение строится на анализе причин поступков героев, на движении мысли детей внутрь сюжета, среды, в которой живут герои, на формировании желания стать похожими на положительных персонажей и нежелании походить на отрицательных. Главным терапевтом, помогающим излечить многие детские “болезни”. в этой деятельности становится метафора сказки, разгадывание которой происходит с проекцией на сегодняшний день. Активно используются в студии сказки, сочиненные самими детьми. Детям не читают наставления, их не принуждают говорить о своих проблемах. Идет разговор о персонажах, в познании которых ребенок самостоятелен. Познание совершается в результате собственных открытий: “Это про меня”. Когда дети сочиняют свою историю или сказку, то они имеют возможность повысить свою самооценку, решить проблему так, как им самим кажется это наиболее естественно, то есть принять решение. Так снимаются трудности в общении, изживаются школьные неврозы.
Аналогичный способ коллективного излечивания душевных ран детей на материале сказок разработан психологом И.В.Вачковым, автором нескольких книг по библиотерапии, в частности, учебного пособия “Основы технологии группового тренинга” (М., 2000). В его опыте интересно творческое задание, над которым дети работают коллективно. Участникам группы предлагается вспомнить о какой-либо трудности или проблеме, с которой они столкнулись в последнее время. Далее им говорят: “Выберите сказочного персонажа, который мог бы столкнуться с такой же проблемой. Назовите его”. Затем участники должны придумать завязку сказки, в которой герой встречается с проблемой, похожей на ту, что волнует автора. Зачины сказок рассказываются по кругу. На этом этапе становится понятен смысл трудностей каждого. Носители схожих проблем объединяются в группы и совместными усилиями продолжают начатую сказку. Дети становятся психотерапевтами друг для друга, ибо ищут выход вместе. Важно в этом случае и название сказки, и ее тема, и действия героя, и его отношение с остальными персонажами, и выбранный путь, и волшебные средства, которые использует герой. Последующее обсуждение сказок вместе с руководителем эмоционально захватывает группу, позволяет уточнить “болевые точки”, тревожащие группу, искать и находить “свет в конце туннеля”. В коллективную деятельность включается рисование детей с последующим обсуждением рисунков. Занятия обычно сопровождаются музыкой.
Как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не она одна используется в качестве терапевтического средства. Огромные возможности для душевного здоровья детей имеет поэзия. Показательны строчки из стихотворения Расула Гамзатова: “Я слышал, что стихами Авиценна писал рецепты для больных людей”. Аллегоричность, художественная емкость слова, ритм, рифма и другие черты поэтических произведений способны эмоционально заражать, подчинять себе, одухотворять и возвышать. Как говорил Гоголь: “Благоухающими устами поэзии навевается на души то, чего не внесешь в них никакими законами и никакой властью!”. Об этом написана книга О.И.Даниленко “Душевное здоровье и поэзия” (СПб., 1996 г.) Автор ее раскрывает значение поэзии в укреплении душевного здоровья людей, показывает, как поэзия может помочь человеку в трудную минуту. В книгу включена “Антология поэтических произведений, обладающих психопрофилактическим потенциалом”. Вот некоторые названия разделов: “Душа обязана трудиться”, “О одиночество, как твой характер крут!”, “Болящий дух врачует песнопенье”, “Над собой умей смеяться”. Хотя книга создана в расчете на взрослого читателя, из нее много почерпнет для себя руководитель детского чтения. Часть стихов Антологии окажется пригодной и для детей, особенно для старших подростков. Примечателен эпиграф к книге: “Поэзия, как ангел утешитель, спасла меня. И я воскрес душой”. Эти слова Пушкина мог бы отнести к себе пятнадцатилетний юноша из Челябинска, которого “спас” Пастернак. “Сильное потрясение, говорит он, я испытал, когда впервые влюбился. И мне впервые отказали. Ужасно хотелось выплакаться в плечо другу, который бы понял и пожалел. Но такого друга не было, но был “Марбург”. Пастернак меня понял. Прежде, чем я понял себя. В себе я, может быть, и разобрался бы, но ощутить сопричастность природы, города, всего мира моим переживаниям, открыть в них поэзию – мне без Пастернака не удалось бы. Мучительный отказ любимой пробудил в Пастернаке шестое чувство – он увидел окружающую его действительность другими глазами – глазами первооткрывателя. И он, и я ощутили себя “вторично родившимися”. Пастернак – благодаря соединению с природными стихиями, я – благодаря “Марбургу”. Убедительный пример действенности поэзии на девочку-подростка показал писатель А.Лиханов в повести “Сломанная кукла”. Стихи древнего армянского поэта Грегора Нарекоци вызвали у героини боль, слезы и чувство просветления одновременно, желание что-то круто изменить в своей жизни. Известно, что в книжных магазинах Италии продают “терапевтическую поэзию” – сборники стихов, оформленные в стиле лекарственной упаковки. Этот же опыт распространен в Великобритании, Франции, Германии.
Следует заметить, что вызвать терапевтический эффект способны и стихи, сочиненные самими детьми, ибо многие их стихи посвящены размышлениям о жизни, душевном состоянии, одиночестве, духовных исканиях и несут в себе гуманистический потенциал, поднимающий и одухотворяющий читателя. К таким, например, поэтическим сборникам относится сборник “Новые имена” (М., 2002), в котором представлено поэтическое творчество юных поэтов Санкт-Петербурга.
Разговор о библиотерапии как средстве поднятия жизненного тонуса ребенка будет далеко не полным, если мы не коснемся роли смехового воспитания. Его лечебные свойства общеизвестны. Смех улучшает кровообращение, снимает боль. Способность смеяться – это сугубо человеческое качество. Жизнь без смеха, как показал писатель Д. Крюсс в произведении “Тим Талер или проданный смех”, полна драматизма. Смех несет в себе не только высмеивающую функцию, но и свободу человеческого духа. Универсальная функция его состоит в том, что он очищает представление о жизни от односторонности и дидактизма. В работах М.М.Бахтина и Д.С.Лихачева раскрывается сущность смеховой культуры как “второй правды о мире”. Смех, как утверждают они, дитя противоречий, несоответствий между видимостью и сущностью. Без смеха, как говорят сами дети, “человек станет злой”, “скучный и неинтересный”. Достоевский считал смех самой верной пробой души: “Иной характер долго не раскусишь, а рассмеется человек как-нибудь искренне, и весь характер его вдруг окажется как на ладони”. Сатирик Михаил Задорнов считает, что смех движет человека к решению проблем. Вот почему “радостное чтение” стало все чаще входить в систему библиотечной работы с детьми как средство против уныния и скуки, пробуждения в ребенке жизненных сил. Показательный пример такого рода деятельности дали екатеринбургские библиотекари, создав и реализовав программу “Радостное чтение”. Хотя эту программу они и не отнесли к библиотерапии, но по существу их работа с детьми носит терапевтический, жизнеутверждающий характер. Уже само название рубрик программы (“Трынцы-брынцы, бубенцы”, “Нам сегодня весело”, “Все наоборот” и др.) говорит о ее направленности. Подбор литературы, тематика занятий с детьми, характер общения с ними – все ориентировано на подъем настроения детей. Не случайно именно веселые книги, такие как “Приключения Незнайки и его друзей”, “Денискины рассказы”, многие произведения В.Голявкина, Л. Давыдычева, Г. Остера и др. пользуются неизменным спросом детей.
Терапевтическими свойствами может обладать для ребенка и познавательная книга. В частности, книги и статьи по психологии, обращенные к самому ребенку. Исследования, проведенные в РГДБ, показали, что именно к психологической литературе подростки обращаются чаще всего, когда хотят найти подсказку, как быть в той или иной трудной ситуации. Она знакомит подростков с основными психологическими понятиями, подсказывает им пути становления личности, приводит жизненные примеры, мобилизует на самопознание и творческую самореализацию. К таким книгам можно отнести популярные книги И.В.Вачкова “Психология для малышей, или сказка о самой душевной науке”, “Королевство разорванных связей или психология общения для девчонок и мальчишек”, “Приключения во Внутреннем Мире, или Психология для старшеклассников”. К ним можно присоединить книгу американского рок-музыканта Ди Снайдера “Практическая психология для подростков, или как найти свое место в жизни” (М., 1999), ставшая своего рода бестселлером (об этой книге см. также “ШБ” № 5 за 2003 г.). В книге представлен широкий круг проблем, более всего интересующих детей этого возраста. Полезной для подростков в плане их самосознания будет и книга В.Яровицкой “Моя первая книга по психологии” (М.,2000). Нашла широкое признание у старших подростков и их родителей книга известного психолога Б.Спока “О жизни и любви простыми словами” (М., 1999). Непосредственно в адрес страдающих подростков, не уверенных в себе, малоконтактных написана книга А.М.Прихожан “Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе” (М., 1997). В ней подросток найдет разнообразные задания, которые позволят не только разобраться в себе, но и преодолеть комплекс неудачника.
Интересный методический аспект библиотерапии разработали студенты Тюменского государственного института культуры и искусств, воспользовавшись опытом психолога А. Копытина (Копытин А. Основы арт-терапии. СПб., 1999). Они создали Музей личных качеств человека. В музее есть экспонаты Страха, Любви, Мышления и др. Каждому экспонату дается характеристика, графический или символический портрет, поиск способов борьбы или развития этого качества, предлагаются произведения, где это качество изображено. Эта игровая методика может быть использована и в детской библиотеке.
Мы рассказали о том, как библиотерапия ищет и находит ключ к душе читателя. В этом ее большое методологическое значение для всей системы руководства чтением и детей, и взрослых, системы, имеющей судьбоносное значение для нравственного оздоровления детей и общества в целом. Начавшись когда-то ручейком в больницах, церквях, тюрьмах, библиотерапия к нашему времени превратилась в оздоровительную реку, в которую может окунуться каждый, кто не утратил интереса к чтению и кто хотел бы остаться Человеком, в каком бы бесчеловечном мире он ни жил.
Издатель серии “Библиотека психологии и психотерапии” Леонид Кроль, рекомендуя одну из книг серии, сказал: “Книга растает, обернется маревом, вольется в воздух и с ним войдет в легкие, пройдет через сердце и только слабый прощальный укол напомнит, что она была”. Слабый прощальный укол, произведенный хорошей книгой – это и есть библиотерапия: прививка доброты, терпимости, жизнестойкости против страха, неудач, жестокости, бесчеловечности.


Список литературы:

Балашова Е. Искусство, которое защищает: Компенсаторные механизмы подросткового чтения //Библиотека в школе, 2001, №7 (1-15 апр.) С.3,5.
Библиотерапия: задачи, подходы, методы. Сб. статей / Сост.О.Л.Кабачек. – М., БМЦ, 2001.- 128 с.
Библиотечный психолог: грани творчества / Сост. О.Кабачек.– М.: Школьная библиотека, 2002 – 230 с.
Бурно М. Терапия творческим самовыражением.-М.: Медицина, 1989.-304 с.
Буслаева Т. Метод сказкотерапии в библиотеке// Школьная библиотека.– 2001 – ,№ 6. – с.32
Дрешер Ю.Кого и как лечит книга //Библиотека, 1999, №3, с.68-70
Кабачек О. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики //Психолог в детской библиотеке: Проблемы, методика, опыт.: Сб.метод. материалов. М.: РГДБ,1994. –с.22-42.
Карпова И. Библиотерапия. Книга врачующая // Искусство в школе, 1997, №1 .с.40-42.
Опрышко Л.В. Библиотерапия и подросток // Чтение – основа всестороннего развития личности подростка. Тюмень: Вектор Бук, 2002.- с. 97-106.
Харьюзова Л.Н. Компенсаторное или оптимистическое чтение подростков //Чтение – основа всестороннего развития личности подростка. Тюмень: Вектор Бук, 2002. –с. 94-97.