Предложения со словом «самодержец. Готовимся к огэ по истории работа с документом (раздел Древность и Средневековье) Он был прежде всего разумный самодержец

МОСКВА, ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ

БОРИС, БАСМАНОВ.

Он побежден, какая польза в том? Мы тщетною победой увенчались. Он вновь собрал рассеянное войско И нам со стен Путивля угрожает. Что делают меж тем герои наши? Стоят у Кром, где кучка казаков Смеются им из-под гнилой ограды. Вот слава! нет, я ими недоволен, Пошлю тебя начальствовать над ними; Не род, а ум поставлю в воеводы, Пускай их спесь о местничестве тужит; Пора презреть мне ропот знатной черни И гибельный обычай уничтожить.

Басманов.

Ах, государь, стократ благословен Тот будет день, когда разрядны книги С раздорами, с гордыней родословной Пожрет огонь.

День этот недалек; Лишь дай сперва смятение народа Мне усмирить.

Басманов.

Что на него смотреть; Всегда народ к смятенью тайно склонен: Так борзый конь грызет свои бразды; На власть отца так отрок негодует; Но что ж? конем спокойно всадник правит, И отроком отец повелевает.

Конь иногда сбивает седока, Сын у отца не вечно в полной воле. Лишь строгостью мы можем неусыпной Сдержать народ. Так думал Иоанн, Смиритель бурь, разумный самодержец, Так думал и - его свирепый внук. Нет, милости не чувствует народ: Твори добро - не скажет он спасибо; Грабь и казни - тебе не будет хуже.

(Входит боярин.)

Привели гостей иноплеменных.

Иду принять; Басманов, погоди, Останься здесь: с тобой еще мне нужно Поговорить.

Басманов.

Высокий дух державный. Дай бог ему с Отрепьевым проклятым Управиться, и много, много он Еще добра в России сотворит. Мысль важная в уме его родилась. Не надобно ей дать остыть. Какое Мне поприще откроется, когда Он сломит рог боярству родовому! Соперников во брани я не знаю; У царского престола стану первый... И может быть... Но что за чудный шум?

(Тревога. Бояре, придворные
служители в беспорядке
бегут, встречаются и шепчутся.)

За лекарем!

Скорее к патриарху.

Царевича, царевича зовет!

Четвертый.

Духовника!

Басманов.

Что сделалось такое?

Царь занемог.

Царь умирает.

Басманов.

Боже!

На троне он сидел и вдруг упал - Кровь хлынула из уст и из ушей.

(Царя выносят на стуле;
всё царское семейство, все бояре.)

Подите все - оставьте одного Царевича со мною.

(Все удаляются.)

Умираю; Обнимемся, прощай, мой сын: сейчас Ты царствовать начнешь... о боже, боже! Сейчас явлюсь перед тобой - и душу Мне некогда очистить покаяньем. Но чувствую - мой сын, ты мне дороже Душевного спасенья... так и быть! Я подданным рожден и умереть Мне подданным во мраке б надлежало; Но я достиг верховной власти... чем? Не спрашивай. Довольно; ты невинен, Ты царствовать теперь по праву станешь, Я, я за всё один отвечу богу... О милый сын, не обольщайся ложно, Не ослепляй себя ты добровольно. В дни бурные державу ты приемлешь: Опасен он, сей чудный самозванец, Он именем ужасным ополчен... Я, с давних лет в правленье искушенный, Мог удержать смятенье и мятеж; Передо мной они дрожали в страхе, Возвысить глас измена не дерзала. Но ты, младой, неопытный властитель, Как управлять ты будешь под грозой, Тушить мятеж, опутывать измену? Но бог велик! Он умудряет юность, Он слабости дарует силу... слушай: Советника, во-первых, избери Надежного, холодных, зрелых лет, Любимого народом - а в боярах Почтенного породой или славой - Хоть Шуйского. Для войска нынче нужен Искусный вождь: Басманова пошли И с твердостью снеси боярский ропот. Ты с малых лет сидел со мною в Думе, Ты знаешь ход державного правленья; Не изменяй теченья дел. Привычка - Душа держав. Я ныне должен был Восстановить опалы, казни - можешь Их отменить; тебя благословят, Как твоего благословляли дядю, Когда престол он Грозного приял. Со временем и понемногу снова Затягивай державные бразды. Теперь ослабь, из рук не выпуская... Будь милостив, доступен к иноземцам, Доверчиво их службу принимай. Со строгостью храни устав церковный; Будь молчалив; не должен царский голос На воздухе теряться по-пустому; Как звон святой, он должен лишь вещать Велику скорбь или великий праздник. О милый сын, ты входишь в те лета, Когда нам кровь волнует женский лик. Храни, храни святую чистоту Невинности и гордую стыдливость: Кто чувствами в порочных наслажденьях В младые дни привыкнул утопать, Тот, возмужав, угрюм и кровожаден, И ум его безвременно темнеет. В семье своей будь завсегда главою; Мать почитай, но властвуй сам собою. Ты муж и царь; люби свою сестру, Ты ей один хранитель остаешься.

Феодор (на коленях) .

Нет, нет - живи и царствуй долговечно: Народ и мы погибли без тебя.

Всё кончено - глаза мои темнеют, Я чувствую могильный хлад...

(Входит патриарх, святители, за ними все бояре.
Царицу ведут под руки, царевна рыдает.)

Кто там? А! схима... так! святое постриженье... Ударил час, в монахи царь идет - И темный гроб моею будет кельей... Повремени, владыко патриарх, Я царь еще: внемлите вы, бояре: Се тот, кому приказываю царство; Целуйте крест Феодору... Басманов, Друзья мои... при гробе вас молю Ему служить усердием и правдой! Он так еще и млад и непорочен. Клянетесь ли?

Клянемся.

Я доволен. Простите ж мне соблазны и грехи И вольные и тайные обиды... Святый отец, приближься, я готов.

(Начинается обряд пострижения.
Женщин в обмороке выносят.)




Выбрать главу

Изучаемое время с точки зрения международных отношений Руси можно разделить на пять неравных хронологических отрезков.

Первый этап – 1471–1484 годы – время быстрого формирования территории и русской государственности, завязывания международных отношений, время спонтанных культурных отношений.

Второй этап – 1485–1494 годы – характеризуется резкой интенсификацией как экономических, так и культурных и политических связей и качественного перелома в них. Укрепился международный престиж Руси: титул ее государя – князя всея Руси – был признан рядом союзных держав.

Третий этап – 1495–1514 годы – почти исключительно был занят войнами за возвращение русских земель.

Четвертый этап – 1515–1522 годы – время наибольшей интенсивности экономических и политических связей на северо-западном направлении. Новый союз с Империей в 1514 году сопровождался признанием царского титула Василия III.

После 1522 года наступает некоторая стабилизация положения Руси в системе европейских международных отношений.

Не все задачи, поставленные правительством Ивана III, направленные на ликвидацию экономической и культурной отсталости в результате многовекового ордынского ига, последствий политического расчленения Руси между различными государствами, были выполнены. Русское государство еще не могло воссоединить в своих пределах всех русских земель.

Внешнеполитическая программа, сложившаяся на протяжении конца XV – начала XVI века, выполнялась в течение двух последующих столетий. То, чего не могла сделать Русь во времена Ивана III и Василия III, было осуществлено Россией XVII–XVIII веков.

А.Л. Хорошкевич

Приукрашивать облик Ивана III нет ни необходимости, ни возможности. Его образ не окружен поэтическим ореолом. Перед нами – суровый прагматик, а не рыцарственный герой. Каковы бы ни были личные переживания и чувства великого князя Ивана Васильевича, он умел их держать при себе, и они навсегда остались тайной для потомков, как, возможно, и для современников. Величественная и грозная фигура «господаря» заслоняет образ реального человека с его страстями и слабостями. Он был стратегом, дипломатом, законодателем, но прежде всего строителем нового Русского государства.

Он был прежде всего «разумный самодержец», как определил его величайший русский поэт. Сын своего времени, беспощадный с врагами, он был чужд изощренной жестокости Людовика XI и религиозного фанатизма Фердинанда Арагонского. Не романтическое вдохновение, а трезвый расчет, не сердечные влечения, а работа ума руководили им в главном деле его жизни – возрождении единства и независимости Русской земли. Сила ясного ума и твердость характера – вот его главное оружие в борьбе с многочисленными врагами.

Реализм был едва ли не важнейшей чертой Ивана Васильевича. Ему никогда не изменяло чувство меры – драгоценнейший дар практического деятеля. И его политика, труд его жизни, принесла свои плоды. История знает не многих деятелей, добившихся таких прочных и масштабных успехов, так повлиявших на судьбы своей страны. Обновленная, возрожденная великая Русская держава (в феодальном ее понимании) – главный итог многолетнего великокняжения первого государя всея Руси.

Ю.Г. Алексеев

Выдающийся результат деятельности Ивана III становится особенно ясным, сравнить состояние страны в начале его великого княжения с тем положением Русского государства, которое он оставил после своей смерти. Крупные успехи в области внешней политики не могли бы быть достигнуты, если бы они не сопровождались напряженной преобразовательной работой, коснувшихся почти всех сторон общественной и политической жизни страны. При этом Иван III не имел готового образца и действовал главным образом на основании собственного опыта. Созданный им фундамент русского государственного порядка оказался настолько прочным, что без больших изменений, пережив многие бурные десятилетия, просуществовал до реформ Петра Великого.

На основе, заложенной Иваном III, происходило все дальнейшее развитие Русского государства в течение XVI–XVII веков.

Действуя в очень трудных условиях, когда старый порядок обнаружил полную несостоятельность, а новый еще не сложился, Иван III не потерпел ни одной серьезной неудачи ни во внутренней, ни во внешней политике. Как государственный деятель, он соединял осторожность с большой настойчивостью. В этой черте проявилось его умение шаг за шагом подготовлять условия, необходимые для полного успеха задуманного предприятия. Борьбу с Новгородом он начал лишь на десятом году своего княжения. Сокрушив военное сопротивление этой боярской республики, он лишь через семь лет окончательно уничтожил новгородскую самостоятельность, не пролив при этом ни одной капли крови. Также без жертв Иван III сумел победить Ахмата, завершив этой победой вековую борьбу русского народа за национальную независимость. Только покончив с Новгородом, Иван III перешел к решительным действиям против тверского князя, у которого не осталось ни одного серьезного защитника. Наконец, лишь в последний период жизни, укрепив государственное единство и получив поэтому возможность распоряжаться всеми силами страны, Иван III начал борьбу с Литвой за отторгнутые русские земли.

Он был, прежде всего, „разумный самодержец“, как определил его величайший русский поэт. Сын своего времени, беспощадный с врагами, он был чужд изощренной жестокости Людовика XI и религиозного фанатизма Фердинанда Арагонского. Не романтическое вдохновение, а трезвый расчет, не сердечные влечения, а работа ума руководили им в главном деле его жизни – возрождении единства и независимости Русской земли. В психологическом облике первого государя всея Руси на первый план выступают такие черты, как осмотрительность, проницательность и дальновидность в сочетании с широким кругозором, стратегической масштабностью мышления и исключительной твердостью и последовательностью в достижении поставленных целей. Он не поражал воображения современников ни личной воинской доблестью, как его прославленный прадед, ни кровавыми театральными эффектами, как печально знаменитый внук. Он не отличался ни традиционным благочестием хрестоматийного князя русского Средневековья, ни нарочитым новаторством Петра Великого. Сила ясного ума и твердость характера – вот его главное оружие в борьбе с многочисленными врагами. Его можно назвать неутомимым тружеником, шаг за шагом идущим по избранному пути, преодолевая все преграды…
История знает не многих деятелей, добившихся таких прочных и масштабных успехов, так повлиявших на судьбы своей страны. Обновленная, возрожденная великая Русская держава (в феодальном ее понимании) – главный итог многолетнего великокняжения первого государя всея Руси».
Иван III добился дипломатического признания своего государства, начал борьбу за возвращение территорий, утраченных еще в XIII в. Он заложил основы централизованного управления, создал первые органы центрального государственного управления – Казну и Дворец. В 1497 г. Иван III утвердил новый свод законов – Судебник, заменивший Русскую Правду. Судебник впервые ограничивал переходы крестьян от владельца к владельцу одним сроком в году: неделя до и неделя после Юрьева дня (26 ноября). При Иване III территория Московского княжества увеличилась в 6 раз и составила 2,6 млн квадратных километров. Хотел Государь всея Руси забрать в казну часть церковных земель, но преодолеть сопротивление церкви не мог. Большую часть земель он закрепил за своим первым сыном от второго брака Василием, что стало важным фактором недопущения нового витка междоусобной борьбы.
В 1492 г. Иван Васильевич заключил с Ливонским орденом перемирие на шесть месяцев. За это время напротив ливонского форпоста Нарва на другом берегу реки Наровы был выстроен русский форпост, получивший название Иван-город. И кто знает, где бы проходила сейчас граница с Эстонией, если бы Иван Васильевич еще в XV в. об этом не позаботился?
Скончался Иван III в 1505 г., судя по описаниям, от инсульта, пережив вторую жену. При жизни многие его боялись, уважали, чтили и называли Иваном Великим.

2.2. Государственные деятели

2.2.1. Последний тысяцкий Василий Вельяминов

В период феодальной раздробленности, который продолжался и в условиях монголо-татарского ига, трудно кого бы то ни было назвать государственным деятелем. В XII-XV вв. настоящими государственными деятелями по определению в каждой из земель на северо-востоке европейской части Руси являлись два человека: глава светской власти – местный князь и глава церковной власти – местный архиепископ. Перед нами проходит череда колоритных правителей и святителей, которые постоянно упоминались в летописях, являлись главными актерами на исторической авансцене.
Между тем кроме первых лиц, светского и духовного, в каждом княжестве до определенного времени действовали должностные лица, которые вполне подходят под определение «государственный деятель».
Название «тысяцкий» в первый период русской истории не встречается, но существование его не ставится под сомнение.
Семья составляла двор, «дым», «десяток». Низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община. Названия общины – «мир», «сотня», «вервь» (от слова «веревка», которой измеряли землю при распределении внутри общины). Общины тяготели к погостам – торговым и административным центрам, на месте которых вырастали города. С городами были связаны понятия «полк» и «тысяча». Под такими названиями действовали ополчения, формировавшиеся в случае внешней опасности в тех или иных городах. Следует учесть, что население города или численность городского ополчения вовсе не обязательно составляли тысячу полноправных мужчин. «Десяток», «сотня», «тысяча» у многих народов обозначали уровни социальной или военной организации населения. На месте прежних племенных союзов формировались княжества («земли»).
Судя по всем источникам, тысяцкий был военным начальником земской рати (воев) в отличие от княжеской дружины. В мирное время тысяцкий наблюдал за порядком в городе; его функции можно сравнить с обязанностями современных мэров или глав администрации. Слово «тысяща» в русских летописях употреблялось и как обозначение определенной территории, округа, населенного пункта с прилегающей местностью. Круг обязанностей тысяцкого во многом совпадал с содержанием деятельности воевод. В конце XI в. в Киеве действовал тысяцкий (воевода) Ян Вышатич. В роли киевских тысяцких упоминаются Путята, Ратибор и др. Историк Бестужев-Рюмин считал, что тысяцкие были городские, земские и княжеские. Должность тысяцкого в Древней Руси была не наследственной, а выборной. Иногда это звание после отца занимал сын, но лишь в силу авторитетности рода и при наличии необходимых личных качеств.
С XIV в. бояре начали оседать по разным княжествам. Значение должности тысяцкого стало возрастать. Авторитет тысяцкого определялся поддержкой со стороны населения, что воспринималось как опасность, как политическая конкуренция не только боярами, но даже князьями. Вряд ли можно полностью отождествлять русских тысяцких с плебейскими трибунами у древних римлян. Но институт тысяцких в Московском княжестве постигла та же судьба.
Последним тысяцким в Московском княжестве стал Василий Васильевич Вельяминов. Его отец тоже был тысяцким. Впервые (1341) имя В. В. Вельяминова встречается в договорной грамоте Семена Гордого, которую он подписал вместе с его родными братьями в качестве свидетеля. Тысяцким В. В. Вельяминов стал в 1357 г. при загадочных обстоятельствах. На площади в Москве был найден труп тысяцкого Алексея Петровича Хвоста, на которого, по известиям летописей, бояре «ковали ков». А. П. Хвост за организацию «мятежа» изгонялся из Москвы (при Иване Ивановиче Красном). Но потом снова сделался тысяцким в Москве, несмотря на обещание Ивана Ивановича не принимать его обратно. Тогда-то бояре и убили его. Возник большой мятеж, и главные боярские фамилии вынудили удалиться в Рязань. В 1358 г. великий князь Иван Иванович призвал бежавших бояр к себе. Тогдашним «олигархам» было несложно найти путь к первому лицу в княжестве.
В. В. Вельяминов в звании тысяцкого и в числе любимцев Дмитрия Ивановича (впоследствии Донского) участвовал в его свадьбе, а жена тысяцкого была восприемницей одного из сыновей Дмитрия Ивановича. Великий князь Московский Дмитрий Иванович с детских лет оказался в водовороте политических событий и интриг. Он везде видел измену и подкоп под его власть. Через какое-то время всплыла история о том, что во время свадьбы Дмитрия Ивановича В. В. Вельяминов подменил пояс, который перешел к Василию Косому. Дмитрий Иванович болезненно отреагировал на такие действия своего бывшего любимца. Он заставил В. В. Вельяминова постричься в монахи. После смерти тысяцкого в 1374 г. преемник не был назначен. Должность тысяцкого упразднили.
Старший сын тысяцкого В. В. Вельяминова Иван, вероятно, мечтал занять место отца. После смерти отца он бежал в Тверь. Между тверскими и московскими князьями в это время шло упорное соперничество. Тверской князь Михаил Александрович пытался получить поддержку в Орде, участвовал в походах Великого княжества Литовского против Москвы, но в конце концов потерпел поражение. Иван Васильевич Вельяминов сделал неправильную ставку.
Во время битвы с татарами на берегах реки Вожи в 1378 г. москвичи поймали попа, у которого нашли мешок со «злыми зельями». В Москве заподозрили, что этого попа Иван Васильевич, сам во время вожской битвы находившийся еще в Орде, подослал, по-видимому, отравить кого-то (сочли, что должно быть, великого князя). Попа сослали, а Ивана Васильевича в 1379 г. поймали в Серпухове, куда он пришел из Орды, и привезли в Москву. После недолгого разбирательства он «мечом потят бысть на Кучкове поле». Историки считают, что это была первая публичная казнь в Москве. Летописи замечают, что прекрасная наружность казненного возбудила в зрителях сочувствие к нему. О том, в какой именно степени московские жители последней четверти XIV в. сожалели об утрате должности тысяцкого, защищавшего их интересы перед боярами и князем, летописи умалчивают.

2.2.2. Необыкновенные приключения итальянца в России

В советское время, в период одного из «потеплений», в рамках культурного сотрудничества с Италией появилась искрометная комедия «Необыкновенные приключения итальянцев в России» с популярным Андреем Мироновым в главной роли. Тогда СССР купил в Италии право выпуска легковых автомобилей по технологии итальянского автомобильного концерна «Фиат». В городе Тольятти возник автогигант, который стал выпускать серию автомобилей «Жигули». Упомянутая комедия была откровенной рекламой продукции Волжского автомобильного завода.
Приключения происходили с итальянцами в России еще в XV в., в годы правления Ивана III. Задолго до Петра I великий князь Московский Иван Васильевич стал приглашать на государственную службу иноземцев. По-видимому, проблемы с толковыми кадрами возникали у московского руководства еще в те стародавние времена. Заезжий итальянец, получивший в Москве имя Ивана Фрязина, сначала служил Ивану III в качестве монетного мастера. Затем он стал исполнять и разные другие поручения: ездил послом, вел переговоры, строил города. Его деятельность приобретала все более важный характер, что позволяет отнести Ивана Фрязина к числу государственных деятелей.


Аристотель Фиораванти руководит закладкой фундамента Успенского собора .

Наиболее важную услугу он оказал Ивану III в сватовстве Софии Палеолог. Это было не только большое государственное дело для Московского княжества, но событие общеевропейского значения. Фрязин поехал в Рим. Он религией интересовался мало. В Москве для порядка принял православие, а в Риме притворился католиком, вел активные переговоры с Папой Римским. Трудно сказать, в какой степени поведение Ивана Фрязина было санкционировано Иваном III. Папе Римскому он наобещал очень многое – по-видимому, то, что тот хотел от него услышать. Говоря современным русским языком, Иван Фрязин Папе «насвистел» и «развел» его. Во всяком случае, Папа отпустил Зою Палеолог в жены к великому князю Московскому, лелея обширные планы по утверждению католического влияния в русских землях.
По дороге из Рима Фрязин проезжал через Венецию. Здесь его осыпали почестями и подарками, так как он сказался важным боярином. Фрязина попросили взять с собой венецианского посла Тревизана и доставить его к хану в Орду. Фрязин согласился, но в Москве об этом ничего не сказал, желая отправить Тревизана тайком. Дело обнаружилось. Фрязин вместе с Тревизаном попали в тюрьму, откуда оба незадачливых итальянца, рискнувших совершить необычное путешествие по России, были выпущены уже после того, как возвратилось посольство, отправленное Иваном III в Венецию. Поступок Фрязина, вызвавший дополнительные разбирательства и выяснение отношений, в конечном счете имел благополучные последствия. По ходу расследования «необычайных приключений итальянцев в России» между Великим княжеством Московским и Венецией установились дипломатические отношения. Это имело огромное государственное значение, поскольку Московское княжество, освободившись от ордынского ига, восстанавливало свой государственный суверенитет, одним из важных этапов которого стало признание со стороны зарубежных государств.
Фрязин продолжал служить великому князю вместе со своим братом Антоном. Он продолжал выполнять различные серьезные поручения. Например, в 1517 г. он руководил укреплением псковских стен. Далее следы итальянца теряются.

2.3. Полководцы, военачальники

2.3.1. Стальные нервы Владимира Андреевича Храброго и Боброка-Волынского

…Упорная сеча продолжалась уже несколько часов. Куликово поле сотрясалось от топота лошадиных копыт. Лязг оружия пронизывал воздух. Каждую минуту пронзенные мечами и копьями с воплями падали на землю, уже устланную человеческими телами. Пешая русская рать уже лежала, как скошенное сено. Монголы теснили левое крыло русских войск, которым и отступать-то было некуда. Позади был Дон, а лодки, на которых можно было спастись, еще вчера оттолкнули от берега, чтобы не соблазнять малодушных. На Красном холме за битвой наблюдал Мамай. У русских же, как казалось, общее руководство отсутствовало, и воины дрались, руководствуясь принципом Святослава: «Мертвые сраму не имут».
Вдруг картина битвы переменилась. Это из дубравы в спину монголам ударил засадный (запасной) конный полк Владимира Андреевича Храброго и Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского. Свежие воины яростно били уставших монголов. «Второе дыхание» пришло и к основным русским силам, которые гнулись, но не сломались под натиском басурман. Куликовская битва завершилась полным разгромом кочевого воинства и бегством Мамая. Кто были эти полководцы, которые сказали свое веское «слово» в решающий момент исторического сражения?
Владимир Андреевич родился в 1353 г. и был внуком великого князя Московского Ивана I Калиты. Отец Владимира – князь Андрей Иванович, младший сын Ивана Калиты, поэтому Владимир Андреевич приходился Дмитрию Донскому двоюродным братом, был младше на три года. По завещанию великого князя Ивана II Красного Владимир Андреевич получил право на треть доходов с города Москвы и с великим князем Московским Дмитрием был связан договором. Он обязался служить Дмитрию Ивановичу без ослушания, «держать его в отца место» (признавал старшинство) и вместе с Дмитрием платил «ордынский выход». К 27 годам (1380) он имел немалый опыт боевых действий на стороне Москвы против князей Суздальского и Галицкого, против Ливонского ордена на защите Пскова (1369), против Великого княжества Литовского (1370, 1379), против Твери (1375). Владимир Андреевич, удельный князь Серпуховской и Боровский, был женат на дочери великого князя Литовского Ольгерда Елене. Литовская экспансия против русских земель отодвинула родственные чувства на задний план.
После Куликовской битвы, благодаря которой Владимир Андреевич и получил свое прозвище «Храбрый», его ратное служение продолжалось, так как время было грозовое. В 1382 г. он способствовал изгнанию из пределов Руси хана Тохтамыша, которому нанес поражение у Волока Ламского. В 1398 г. готовил войска к отражению нашествия Тимура, дошедшего до Ельца. Во время страшного набега Едигея в 1408 г. опытный полководец руководил обороной Москвы.
Историки высоко оценивают действия умелого полководца Владимира Андреевича Храброго. После смерти Дмитрия Ивановича Донского герой Куликова поля отбросил в сторону обычные для того времени амбиции и поддержал сына Дмитрия Донского Василия I. Своего племянника он почитал «за отца», признавал за старшего и выступал в роли верного подручника, всегда готового сесть на коня и защищать русские земли. Владимир Андреевич оставил после себя семь сыновей и добрую память.
Дмитрий Михайлович Боброк был сыном литовского князя Кориата-Михаила Гедеминовича и приехал служить московским князьям из Волыни. Начинал московским воеводой. К моменту Куликовской битвы Дмитрий Боброк-Волынский был опытным воином. Участвовал в походах на Рязань (1371), где наголову разгромил рязанцев при Скорнищеве. В результате походов против волжских булгар (1376) последние стали платить дань князю Московскому Дмитрию Ивановичу и князю Нижегородскому Дмитрию Константиновичу, тестю Дмитрия Ивановича. Вместе с Владимиром Андреевичем и Андреем Ольгердовичем Боброк участвовал в походе против Великого княжества Литовского (1379), когда были освобождены Трубчевск и Стародуб. Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский и Владимир Андреевич Храбрый были почти ровесниками. Можно представить себе, как эти молодые, по современным меркам (меньше 30 лет), военачальники зорко вглядывались и вслушивались в гул битвы, выбирая момент, чтобы скомандовать: «Вперед!». О судьбе Боброка-Волынского после Куликовской битвы сведений нет.

2.4. Лидеры политических, социальных движений

2.4.1. Жидовствующие

Ересь, известная под этим названием, появилась в Новгороде во второй половине XV в. и оттуда пришла в Москву. По словам летописцев, первым ее распространителем в Новгороде был еврей Схария, в 1471 г. приехавший из Киева и совративший в свою веру нескольких православных священников. В посланиях архиепископа Новгородского Геннадия и в «Просветителе» Иосифа Волоцкого сохранились односторонние и скудные сведения о существе данной ереси. Их взгляды включали в себя следующие моменты: отрицание монашества и духовной иерархии, отрицание поклонения иконам; неверие в таинство причастия, отрицание троичности Божества и божественности Иисуса Христа. Некоторые сторонники шли дальше в рационалистическом направлении, вплоть до отказа признавать бессмертие человеческой души. Собственно еврейский элемент не играл особенно видной роли в этом учении и сводился к некоторым обрядам. Ересь жидовствующих можно считать отражением на русской почве религиозного брожения, какое происходило в это время в Западной Европе. Там различных учений рационалистического толка было много.
Новгород в силу своего географического положения и экономических интересов постоянно подвергался западному влиянию. На протяжении длительного времени архиепископа в Новгороде выбирали; церковная жизнь отличалась некоторыми особенностями. Потеря политической независимости стимулировала желание сохранить самостоятельность хотя бы в духовной жизни. Распространение ереси сначала совершалось в тайне; еретики оставались по наружности православными.
В 1480 г. ересь проникла и в Москву. Великий князь Иван Васильевич привез из Новгорода книжных людей, понравившихся ему священников Алексея и Дениса, принадлежавших к числу жидовствующих. В Москве они, получив видные места протопопов Успенского и Архангельского соборов, повели деятельную пропаганду. В результате сложился довольно широкий кружок еретиков; из них самым заметным лицом был любимец великого князя дьяк Федор Курицын. Из духовенства московского многие примкнули к еретикам: архимандрит Симоновского монастыря Зосима, крестовые дьяки Истома и Сверчок и другие были на их стороне. Великий князь имел представление о мнениях еретиков и относился к ним благосклонно. Возможно, он до поры до времени радовался тому, что в Москве возникает что-то новое: а вдруг в результате получится и что-то полезное?
Официально существование ереси открылось лишь в 1487 г., когда в Новгороде несколько священников в пьяном виде стали хулить православную веру. Об этом донесли архиепископу Геннадию. Розыск подтвердил обвинение. Один из обвиненных, поп Наум, покаялся и рассказал архиепископу о ереси. Геннадий выступил главным борцом против ереси. Он обратился к другим епископам и с их помощью добился в 1488 г. созыва собора, положившего нераскаянных еретиков казнить «градскою казнию». Сложность ситуации заключалась в том, что поначалу у Геннадия не было особой поддержки со стороны верховного светского и духовного правительства, так как великий князь был расположен к предводителям еретиков, а митрополит Геронтий питал личную неприязнь к Геннадию. Упорный архиепископ добился созыва собора в 1491 г. Митрополитом стал Зосима. Собор осудил главнейших жидовствующих из среды духовных лиц, предал их анафеме и приговорил к заточению. В Новгороде это наказание, по распоряжению Геннадия, заменили для еретиков подобием аутодафе. Путем таких мер Геннадий подавил было ересь в Новгородской области, но ненадолго. Московские жидовствующие, пользуясь расположением великого князя, добились возведения своего человека в достоинство митрополита. Архимандритом Новгородского Юрьева монастыря назначен был жидовствующий Кассиан, который повел открытую борьбу с Геннадием. Быстрому развитию ереси помогало невежество православного духовенства и массы населения. В связи с окончанием пасхалии многие ждали конца света и легко воспринимали всякого рода слухи. Геннадий предпринял продолжение пасхалии, перевод Библии, стал заботиться о школах для подготовки духовных лиц. На борьбу с ересью вышел авторитетный Иосиф Волоцкий.
Страстные обличения Иосифа Волоцкого заставили еретика Зосиму покинуть митрополичий престол (17 мая 1494 г.). Однако против беспощадных гонений на еретиков выступили сторонники Нила Сорского и его учеников, известные под именем заволжских старцев, которые доказывали, что христианская истина может быть распространяема только мирным путем. Эту группу еще называли «нестяжателями», так как они выступали против того, чтобы церковь постоянно наращивала свои богатства. Возникла патовая ситуация, так как силы были примерно равны.
Дальнейшее зависело от позиции великого князя. Сначала он склонялся в сторону еретиков и недоброжелательно относился к фанатизму Геннадия и Иосифа Волоцкого. К тому же Иван III не отказался бы изъять часть церковного имущества на государственные нужды. На стороне жидовствующих была сноха великого князя Елена, жена его сына от первого брака Ивана Ивановича Молодого, рано ушедшего из жизни. Иван III даже сам короновал своего внука Дмитрия и в 1493 г. провозгласил его своим наследником. Его восшествие на престол означало бы отказ правительства от преследования еретиков.
В браке с Софьей Палеологу Ивана III родилось несколько детей, в том числе сын Василий Иванович. И Софья Палеолог хотела видеть на престоле своего сына. Партия Елены и Дмитрия в 1494 г. оказалась в опале. Сторонникам Софьи Палеолог не составило труда убедить великого князя в наличии заговора. Он сам продолжал править, а на его место уже нашлись претенденты! Этого великий князь потерпеть не мог. Предводители «партии Елены» частью были казнены, как Ряполовский, частью пострижены в монахи, как Патрикеевы.
В середине XVIβ. β Османской Турции Роксолана, привезенная в султанский гарем из Украины, сумела стать любимой женой Сулеймана Великолепного (Кануны). В угоду Роксалане султан распорядился удушить старшего сына, пользовавшегося большой популярностью в стране. Турецкий сюжет показывает, что влияние жен на поведение политиков, на их действия в отношении даже собственных родственников является весьма интересным сюжетом.
В 1502 г. Елена и ее сын оказались в заточении, а Василий объявлен наследником престола. Этот политический поворот предопределил и изменение церковной политики. Собор, созванный великим князем и открывший свои заседания 27 декабря 1504 г., проклял нескольких еретиков и приговорил их к казни. Дьяка Волка Курицына, брата Федора Курицына, Ивана Максимова и Димитрия Коноплева сожгли в Москве в клетках. Именно такая казнь в то время предписывалась для еретиков. Некрасу Рукавому в Москве отрезали язык, а затем сожгли в Новгороде вместе с архимандритом Кассианом и другими. Некоторые из еретиков были отправлены в тюрьмы, другие – в монастыри в заточение.
После этого удара ересь жидовствующих уже не смогла оправиться. Втайне остатки ее учения, вероятно, продолжали существовать еще некоторое время. Записанное историком Н. И. Костомаровым предание выводит от старинных жидовствующих позднейших молокан, однако вряд ли между этими двумя сектами существует реальная генетическая связь.
Борьба в конце XV – начале XVI в. между «партией Елены» и «партией Софии», между сторонниками различных религиозных воззрений выявила лишь один бесспорный результат. В российской политической системе, в которой все (или почти все) зависит от одного высшего лица в стране, побеждает тот, кто имеет «доступ к телу» первого лица в прямом и переносном смысле этого слова.

«…стал великим князем по завещанию отца, чего ранее не бывало. Справедливости ради скажем, что выбор в итоге одобрил и хан Тохтамыш. Отметим, что хан сменил гнев на милость не по доброй воле. Страшась приближавшихся из Средней Азии войск непобедимого Тамерлана, он ублажал своего данника: отдал ему Нижегородское княжество и даже не гневался, когда осмелевший… запросил в придачу ещё Муром с другими городами.

Новый князь правил Москвой осторожно и расчётливо долгих 36 лет.
И эти годы стали периодом укрепления власти великого московского князя. При нём мелкие князья начали забывать о своей прежней воле (насколько она была вообще возможна под ханской пятой) и постепенно превращались
в великокняжеских слуг. Москва чеканила свою монету, заставила ранее освобождённую от дани церковь участвовать в платеже ханского “выхода”. Хотя … не был, в отличие от своего отца, победителя Мамая, отважным воином, но показал твёрдость в отношениях с Великим Новгородом, прибрав к рукам его северные владения. Рязань, долго соперничавшая с Москвой при смелом князе Олеге, теперь подпала под влияние Москвы.

Время… оставило заметный след и в истории русской культуры. Именно при нём соборы в Кремле расписывал знаменитый Феофан Грек, прибывший из Византии сначала в Великий Новгород (его фрески там сохранились до нашего времени), а потом переселившийся в Москву».

  • Во втором абзаце найдите и запишите предложение, где описана ситуация, подтверждение которой приводится в дальнейшем тексте. Укажите не менее двух подтверждений данной ситуации.
  • Назовите московского князя, имя которого пропущено в тексте. Назовите отца этого князя.
  1. Из сочинения историка.

«Великим князем владимирским стал Александр Михайлович Тверской. Но однажды в Тверь пришёл ордынский отряд во главе с Чолханом. В один субботний день, не выдержав грабежей и насилий, учинённых ордынцами, тверичи перебили всех монголов в городе, включая самого Чолхана. В ответ монгольское войско при поддержке московских полков подавило восстание и разорило Тверскую землю. В итоге Тверь надолго потеряла своё былое величие, а тверской князь Александр Михайлович не только лишился великокняжеского титула, но и вынужден был бежать из отчизны сначала
в Псков, а потом в Литву. А позиции Москвы, как центра объединения русских земель, наоборот, укрепились.

Хан Узбек, в благодарность за подавление антиордынского восстания
в Твери, передал московскому князю ярлык на Владимирское княжение,
а также право сбора дани со всех русских земель. Проявляя внешнюю покорность, московский князь исправно платил дань, что, учитывая доверие хана московскому князю, укрепившееся после событий в Твери, привело к отсутствию разорительных набегов и обеспечило длительный мир в Московском княжестве. Как писал В.О. Ключевский, “в эти спокойные годы успели родиться и вырасти целых два поколения русских людей, не испытывающих безотчётного ужаса перед монголами. Позже они и вышли на Куликово поле”».

  1. Из сочинения историка.

«Восточное направление внешней политики Московского государства было обусловлено стремлением освободиться от ордынского владычества и сделать более безопасными южные и восточные районы страны. После того, как хан Большой Орды Ахмат совершил поход на Русь и был разбит под Алексиным, Русь перестала уплачивать дань. Через 8 лет, предварительно заключив союзное соглашение с Казимиром IV Польским
и Литовским, монгольское войско выступило в новый поход на Русь.

Осенним днём ордынские войска подошли к притоку реки Оки. Больше месяца стояли русские и монгольские войска на противоположных берегах. Ордынцы рассчитывали на помощь своего союзника великого князя Литовского. Однако Казимир не подошёл на помощь ордынцам, так как на южную часть Великого княжества Литовского совершил набег крымский хан Менгли-Гирей, враг Ахмата, а потому союзник московского князя. Войсками ордынского хана было предпринято несколько попыток переправиться через реку, но все они были отбиты московским войском. Необычно ранняя зима сделала положение, в котором оказалось войско ордынского хана, ещё более затруднительным: снег скрыл остатки травы, и кони ордынцев оставались без корма. Таким образом, обстоятельства противостояния складывались для Ахмата крайне неудачно, ему было трудно рассчитывать на успех. Хан утратил решимость вступить в бой с московским войском и повернул обратно. Так закончилось продолжавшееся 240 лет ордынское владычество».

  • Назовите московского князя, о котором говорится в тексте. Укажите век, к которому относятся описанные в тексте события.
  • Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведенными в тексте. Укажите не менее двух фактов, приведенных в подтверждение этого положения.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

20 августа великий князь выступил из Коломны и, пройдя границы своего княжества, стал на Оке, осведомляясь о движениях неприятельских <…> Видя все полки свои в сборе, князь велел переправляться через Оку; в воскресенье <…> 1 сентября переправилось войско, в понедельник переехал сам великий князь, и шестого сентября достигли Дона. Тут приспела грамота от преподобного игумена, благословение от святого старца идти …[на ордынцев] <…> Часу в двенадцатом начали показываться …[ордынцы]: они спускались с холма на широкое поле; русские тоже сошли с холма, и сторожевые полки начали битву, какой ещё никогда не бывало прежде на Руси: говорят, что кровь лилась, как вода, на пространстве десяти вёрст, лошади не могли ступать по трупам, ратники гибли под конскими копытами <…>».

  • Назовите сражение, о котором идёт речь. Укажите год, когда оно произошло. Каков был итог этого сражения?

«Несмотря на коварство, употребленное Иоанном к погибели опасного совместника, москвитяне славили его благость и единогласно дали ему имя Собрателя земли Русской и Государя-отца: ибо сей князь не любил проливать крови в войнах бесполезных, освободил великое княжение от грабителей внешних и внутренних, восстановил безопасность собственную и личную… и был правосуден…

Тишина Иоаннова княжения способствовала обогащению России северной. Новгород, союзник Ганзы, отправлял в Москву и другие области работу немецких фабрик. Восток, Греция, Италия присылали нам свои товары. (…) Милостивые грамоты Узбековы, данные великому князю, служили щитом для путешественников и жителей. Открылись новые способы мены, новые торжища в России: так, в Ярославской области (…) съезжались купцы Немецкие, Греческие, Итальянские, Персидские, и казна в течение летних месяцев собирала множество пошлинного серебра…».

  • Назовите московского князя, о котором идет речь в документе. Укажите период времени, к которому относится его княжение в Москве.
  • Почему автор называет его «Собирателем земли Русской»? Какие итоги его княжения позволили автору назвать это время «тишиной Иоаннова княжения»?

«Тогда великий князь… и брат его, князь Владимир Андреевич полки …[ордынцев] вспять повернули и начали бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя. И князья их попадали с коней… Тут рассыпались …[ордынцы] в смятении и побежали непроторёнными дорогами …, скрежеща зубами и раздирая лица свои, так приговаривая: “Уже нам, братья, в земле своей не бывать, и детей своих не видать… а в Русь ратью нам не хаживать и даней нам у русских князей не прашивать”. Вот уже застонала земля …[ордынская], бедами и горем наполнившись; пропала охота у царей и князей на Русскую землю ходить. Уже веселье их поникло. Уже по Русской земле разнеслось веселье и ликование. Преодолела слава русская хулу …[ордынцев]. Уже низвергнут Див на землю, а гроза и слава великого князя и брата его, князя Владимира Андреевича, по всем землям пронеслись. Стреляй, князь великий, по всем землям, рази, князь великий, со своей дружиной …Мамая за землю Русскую, за веру христианскую. В тот же день, в субботу, на Рождество святой Богородицы, разгромили христиане полки …[ордынцев] на Дону, на речке Непрядве. Уже …[ордынцы] оружие своё побросали, а головы свои склонили под мечи русские. И трубы их не трубят, и приуныли голоса их».

  • О каком событии повествует автор? В каком году оно произошло? Назовите московского князя, с деятельностью которого непосредственно связано описанное событие.
  • Каков был итог этого события?
  • В чём состоит его историческое значение?

Одним из важнейших событий русской истории конца XIV в. являлась Куликовская битва – первая крупная победа Московской Руси над Ордой.

  • В чём заключались важнейшие причины победы в Куликовской битве? Укажите не менее трёх причин.
  • Какие исторические деятели участвовали в Куликовской битве? Назовите не менее трёх участников битвы.

«О христианском (крестьянском) отказе. А христианам переходить из волости в волость, из села в село один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое – рубль, а в лесах – полтина. А который христианин проживёт на нём год да и пойдёт прочь, и он платит четверть двора, а два года поживёт да и пойдёт прочь, и он полдвора платит; а три года поживёт и пойдёт прочь, и он платит три четверти двора, а четыре года проживёт, и он весь двор платит».

  • Назовите государя, в период правления которого был принят данный документ.
  • Укажите название сборника законов, к которому относится представленный отрывок.

«Он был прежде всего «разумный самодержец», как определил его величайший русский поэт. Не романтическое вдохновение, а трезвый расчёт, не сердечные влечения, а работа ума руководили им в главном деле его жизни - возрождении единства и независимости Русской земли… Он не поражал воображение современников ни личной воинской доблестью, как его прославленный прадед, ни кровавыми театральными эффектами, как печально знаменитый внук. Его политической целью и вместе с тем опорой была Русская земля и её народ. Он первым осознал эту землю не собранием княжеских уделов, а единым великим государством, связанным исконной исторической традицией.

Развивающееся сознание исторического единства и суверенности Русской земли, всё более ясное и чёткое, проходит красной нитью через всю его самостоятельную политическую жизнь и принципиально отличает его от всех предшественников… История знает не многих деятелей, добившихся таких прочных и масштабных успехов, так повлиявших на судьбы своей страны. Обновленная, возрождённая великая Русская держава – главный итог многолетнего великокняжения первого государя всея Руси».

  • В чём видит автор главный итог его правления?
  • Что имел в виду автор, упоминая о «прочных и масштабных успехах первого государя всея Руси»? Укажите не менее двух положений.

Во второй половине XV – первой трети XVI в. завершилось объединение русских земель вокруг Москвы. На карте Восточной Европы возникло централизованное Русское государство – государство «всея Руси».

  • Назовите не менее трёх исторических деятелей этого периода.
  • Какие территории были присоединены к Московскому княжеству в этот период? Назовите не менее трёх территорий или городов, являвшихся центрами этих территорий.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

27 марта 1462 года на Руси стал править один из самых замечательных в истории государственных деятелей, князь Иван III, прозванный современниками Великим.

Князь Иван родился в Москве в 1440 году. Это было неспокойное время, время междусобиц. На радость Орде и Литве имеющие один язык и одну веру суздальцы воевали с новгородцами, а тверичи с рязанцами.

Молодому князю предстояло стать собирателем земель русских. За время своего правления, а как указывает летописец, «государь всея Русии быв на государьстве великом княженьи… лет 43 и 7 месяць, а всех лет живота его 65 и 9 месяц» Иван сделал Российское государство единым и независимым и втрое увеличил его территорию. Удивительно, что в Москве до сих пор нет ни одного памятника этому великому человеку. За исключением, разумеется, построенной его сыном колокольни Ивана Великого . Но речь-то о памятнике скульптурном.

Как известно в настоящий момент в России широко отмечается 400 летие династии Романовых. Подробнее мы писали об этом . Но эти роскошные празднества диссонируют с другой, скромной и негромогласной, но не менее важной датой. В прошлом году исполнилось 550 со дня восшествия на престол Ивана III. Несмотря на то, что он фактически является основателем государства, именно он сделал Москву столицей, освободил страну от ордынского ига, составил свод законов "Судебник", выстроил каменный Кремль , первым использовал символ двуглавого орла в качестве государственной печати, мы помним о нем довольно мало.

Почему при Романовых величайшие государственные достижения Ивана Третьего замалчивались, хорошо знают историки, ведь в отличии от их родословной, в родословной Ивана Васильевича сомневаться не приходится, его великими дедами были Дмитрий Донской и Витовт Литовский. Изображения первого русского царя нет на даже на скульптуре- колоколе в Великом Новгороде в честь тысячелетия Руси 862 - 1862. Но, ведь должны же потомки наши знать хотя бы то, что, спасая Москву от очередного пожара, Иван Великий приказал ничего не строить у Кремля ближе, чем на 200 шагов. В результате получилась площадь. Да такой красивой она получилась, что прозвали ее люди Красной .

Похоронен великий князь в Архангельском соборе Московского Кремля. В настоящее время ведутся разговоры об увековечивании памяти Ивана Васильевича. Например, есть предложение открыть ему памятник в Зарядье.

Тем более, что в Зарядье стоит церковь Зачатия Анны праведной , первое упоминание о которой относится как раз ко временам Ивана Великого - 1493 г. В храме есть придел св. Мины, а на день памяти этого святого - 24 ноября по новому стилю в 1480 году пришлось знаменитое бегство хана Ахмата от реки Угры и падение на Руси ордынского ига. С этой точки зрения, конечно, мемориал Ивану III Великому, политическому творцу победы на Угре, смотрелся бы рядом с Зачатьевской церковью очень уместно.


Московский скульптор Виктора Воробьев задумал поставить оригинальный памятник князю Ивану III своей работы на Лубянке . Установка этого монумента многое объяснило бы в непростой русской истории. Например, композиция, изображающая приезд в Москву будущей жены великого князя Софьи Палеолог. Брак с племянницей последнего византийского императора Константина XI придал Русскому государству новый геополитический статус. С тех пор Русь рассматривалась как преемница Византии.

Еще три фигуры в европейских одеждах — итальянские мастера — строители Кремля. Каждый держит в руках макет “своей” постройки. Аристотель Фиораванти, например, — Успенский собор . Новгородский колокол символизирует присоединение Новгорода, горняки — серебряные разработки и добычу первого серебра на Руси, конный всадник, трубящий в рожок, — появление первой общероссийской почты, Афанасий Никитин — путешественника, совершившего “хождение за три моря”.


Воинская история эпохи Ивана III в скульптурном изложении Виктора Воробьева — это три конных витязя — участники стояния на Угре, архиепископ Ростовский Вассиан Рыло, с иконой в руках благословляющий воинов, и еще одна троица конников —воюющих на западных рубежах страны. Особняком стоит фигурка с Судебником в руках. Это дьяк Федор Курицын — вольнодумец, дипломат, а также первый русский разведчик. Он занимался тайнописью и создавал собственные шифры. По замыслу скульптора, Курицын должен стоять лицом к известному зданию на Лубянке . Подчеркивая, так сказать, преемственность.

Но все эти персонажи лишь обрамление для самого памятника. Он стоит на постаменте, составленном из разных элементов кремлевской архитектуры и украшенном гербами городов и княжеств, вошедших в состав русского государства при Иване. Сам князь сидит на иноходце.

В планах скульптора — отливка модели конной статуи за собственный счет, а так же борьба за признание памятника властями. В комиссию Мосгордумы по монументальному искусству предложение о возведении монумента Ивану III уже поступило.

К годовщине восшествия князя на престол в Патриаршем дворце открывается выставка «Великий князь и Государь Всея Руси Иван Третий», на которой можно узнать много интересного о его личности и о русском Средневековье в целом.