Николай лукич скалозубов. Депутат III Думы

Работая в Красноуфимском уезде, Н. Л. Скалозубов занимался собиранием сведений о народной культуре жителей уезда. Наиболее значительная его работа «Народный календарь: праздники, дни святых, особо чтимых народом, поверья, приметы о погоде, обычаи и сроки сельскохозяйственных работ» (1894). В основе работы материал, полученный от корреспондентов во многих населенных пунктах уезда. В течение 1890 г. автор ежемесячно рассылал местным корреспондентам листы-анкеты с указанием дат по числу дней месяца, в которые корреспондентами вписывались поверья, приметы, сроки сельскохозяйственных работ. Сбор материала осуществлялся при помощи добровольных корреспондентов статистического отделения Красноуфимской уездной земской управы. Всего автором были получены материалы из 36 населенных пунктов уезда от 57 корреспондентов. Целью предпринятого собирания материала и исследования являлось изучение «векового опыта крестьянина-хлебопашца... для характеристики естественных условий сельского хозяйства данной местности». Автором был собран и систематизирован значительный материал о сроках сельскохозяйственных работ, погодных приметах, поверьях, связанных с календарными датами. До настоящего времени публикация Н. Л. Скалозубова является одной из самых полных работ по календарным традициям Среднего Урала.

Богатая информация, касающаяся Нязепетровского завода и близлежащей территории, содержатся и в работе «Из заметок во время разъездов по Красноуфимскому уезду…»

Брагин С.Г.

Сборник материалов для ознакомления с Пермской губернию, Издание Губернского статистического комитета, Выпуск IV , Пермь, 1892 год. Н.Л. Скалозубов Из заметок во время разъездов по Красноуфимскому уезду, 1887 год

«... 6 Февраля. Село Поташка . Земский ямщик, крестьянин. Хорошо знаком с белянковскими башкирами. Почти вся Поташка пользуется белянковскими землями. Иные крестьяне своей земли не пашут, берегут, а покупают башкирскую, благо ее дешево купить можно. Есть башкиры богатые, но больше бедных. Бедные живут главным образом разными работами около русских крестьян, а отчасти доходами со своей земли. Они постоянно нуждаются в деньгах. Приходит осень, кончаются сроки кортомы земли – идет башкир к крестьянам снова продавать свою землю, а тогда кому она нужна? Продает за бесценок, лишь бы дали что-нибудь.

Скупают эти земли или свои же богачи - башкирцы или же русские крестьяне. Иные берут больше, чем сами обработать могут – лишнюю перепродают там, кто во время купить земли не успел, продают в тридорога. Купил за 3 рубля угол, продает за 10. Проест башкирец часть полученных денег, часть отдаст в подати – и опять гол. Идет к крестьянам просить работы. Зимой нанимается на летние работы. За уборку переезда хлеба ему дают 1 рубль деньгами, четвертку чаю да сколько-нибудь сахару. Рад башкирец. О будущем мало заботится: выпьет взятый в задаток чай или меняет на него муку, если есть.

Земля у башкир не поделена между домохозяевами, на что слезно жалуются бедные члены общества. Богатые забирают лучшие участки, оставляя для бедных негодные клочки. Богатые – сила. Бороться с ними нельзя.

Прежде, говорят, много споров из-за земли бывало. Приведет башкирец русского на горку, укажет ему кругом – иди, паши, паси – все мое! Пойдет русский пахать – выезжает орда башкир, грозит побить: земля их, а не того, кто ее продал. Практиковалась продажа земли «на собачий лай» - предлагалось занимать такое пространство земли, на каком слышно было лай собаки. Теперь говорят этого нет.

Лес башкирский в плачевном состоянии – почти весь вырублен, рубить лес продолжают и сейчас. Опять бедные жалуются – богатые могут вырубать очень много, а они, бедняки, нет.

Землю не удобряют. Земли много: выпахивается участок, переходят на залог (нетронутая, девственная почва).

Подати платят по числу ревизорских душ. Никакого отношения между количеством земли и величиною подати не соблюдается. Отсюда страшные жалобы на тягость платежей (12 руб. на душу), громадные неоплатные недоимки.

Белянковские башкиры все оседлы: но не очень далеко то время, когда они еще были кочевниками. С открытием весны все молодое выбиралось из деревень на волю, в лугах: жили в юртах, пасли скот. Мало помалу, может быть, с уменьшением земли, они осели и понемногу стали приобретать культурные привычки. Отоплялись избы прежде чувалами, представлявшими род камина, дрова ставились стоймя: пока горят – тепло и светло. Пищу готовить в них нельзя было. Для этого строились на улицах общественные печи. Навесом такая печь защищалась от дождя и снега. Теперь внутреннее устройство башкирского дома не отличается от устройства татарских домов. Дом сенями разделен на две половины: одна задняя с русской печкой – кухня, другая передняя с голландской – горница. Голландка ставится посередине стены и по обеим ее сторонам сделаны двери в сени. Занавеской горница делится на две половины – бабью и общую комнаты.

Может быть, сравнительно позднее приобщение к культурной жизни есть причина неуменья башкир устроить свое общественное хозяйство. Писаря и волостные старшины меняются у них часто, обыкновенно оставляя по себе очень дурную память. Дела в настоящее время сильно запущены, бумаги перемешаны, частью, должно быть потеряны, некоторые книги, ведение которых обязательно для волостных правлений, чисты за несколько лет. Вот образчик отношений к башкирам их непосредственного начальства.

При волости существует вспомогательная касса: капитал образуется отчислением 10% с дохода, получаемого с оброчных статей. Один башкирец вносит 3 р. денег, когда-то взятых им из этой кассы в ссуду, вносит старшина и просит квитанцию. Писарь дает башкирцу квитанцию. В последнее время старшину и писаря сменили. Стали проверять кассу – оказался недочет в 60 рублей; начали проверять квитанции – квитанция упомянутого башкирца оказалась разрешением волостного правления на продажу из общественного леса 200 лубков!

6 Февраля. Ближайший к деревне участок земли огорожен, назначен для выгона скота, под поскотину. Каркеева, Каяпова и Белянка как соседние деревни строят общую поскотину. Городьба поскотины раскладывается между домохозяевами по числу голов крупного скота, коров и лошадей (без сосунов). На голову скота приходится городьбы по 1 аркану (аркан – 7-10 саженям). Разверстка производится через 2-3 года.

Некоторые башкиры, в пределах поскотины, заводят себе перемены, толоки, соединяясь для этого по 2, по 3 домохозяина. В переменах хлеб родится лучше. Сеют тут года 3-4, а затем перемены разгораживают и переносят их на другое место.

Сеет башкирец не одинаково, каждый год разно: сколько семян хватит, сколько силы хватает. Пашут колесными сабанами об одном сошнике (с двумя сошниками выходят из употребления), в сабань запрягают двух лошадей. Однолошадники или нанимают лошадных работников для пахоты или принанимают лошадей и пашут сами, или же на весну покупают лошадь, обыкновенно старую, вспашут, заборонят, а осенью лошадь съедают. В первом случае плата за работу производится работой же: он скосит и уберет переезд, ему вспашут переезд. Скот держат для молока (эют), мяса (махан) и для продажи. Быка держит обыкновенно какой-нибудь богатый башкирец и пускает его в поскотину. Случка дикая.

Из коровьего молока приготовляют крут (творог). Кислое молоко варят в котле, где оно сгущается, тесто высушивается – получается крут на зиму. Делают из него похлебку. Из кобыльего молока летом делают кумыс. Зимой кумыса не делают, ибо скотина тогда скудно кормится.

Сенокосы разделены по душам, по числу копен сена, которое можно на них поставить.

При раскладке податей большую путаницу производят солдатские души. Накладывают их на родственников солдата, которые и должны нести повинности, соответствующие этим душам. Они получают за это сенокос по числу наложенных на них душ; но часто бывает, что прежний хозяин теперь солдат, продал свои покосы на несколько лет, так что настоящему плательщику податей ничего не достается.

9 Февраля. Д. Каипова . Подати прежде раскладывались по ревизским душам: года три тому назад начали раскладывать по работникам. Работником начинают считать парня, достигшего 17 лет (в Мошкаринском обществе с 15-ти лет). Приговор о предельных летах составляется на три года: ныне кончается срок первого приговора, теперь думают начинать брать подать с каждого лица мужского пола, достигшего 15 лет и до смерти.

Нищих ни в Белянке, не в Каиповой нет. В Каиповой, впрочем, ходит один старик – хлеба однако не берет, берет чай.

Сильно жалуются солдаты, возвратившиеся домой на своих односельчан. Требуют подати, а где им денег взять, пахотной земли не дают, дают лишь покосу на 1 душу. Здесь приходится встретиться с такой странностью: земли у башкир масса, русские крестьяне кортомят ее у них почти чуть не даром, а между тем бедняки жалуются, что общество отказывает им в земле.

10 Февраля. Д. Каркеева . Имел случай видеть чувал. В задней избе хозяина-башкирца в углу стоит печь - тройчатка: угол представляет из себя чувал – это совершенное подобие камина, в средине русская печь, а рядом, на другом углу усак - котелок с топкой под ним. Жена хозяина дома держала себя по-европейски, пила с нами чай, не закрывала лица. Ходит она в меховой шапке. Говорят их носят лишь старухи, чтобы тепло голове было; но за Уралом будто бы обычай носить шапки старухам.

Д. Старая Мошкара . Башкиры этой деревни не запомнят, когда они здесь поселились – давно, очень давно – и жили без особых приключений до сравнительно недавнего времени. Вдруг стали носиться слухи, что соседнее нязепетровское заводоуправление принимает меры к тому, чтобы согнать их с насиженного места: говорят, будто старики еще в 1754 году продали свои усадебные места в количестве 16875 кв. саж. заводу. Слухам веры не давали, а заводоуправление писало кому надо. В 1861 году Сенат решил дело в пользу завода. Башкиры молчали, сроки прошли, хлопотать уже было поздно. В 1876 году в Покров в деревню явились становой пристав, полицейские, заводские полесовщики. Становой пристав предъявил башкирцам требование завода, чтобы они убирались с чужой земли: полесовщики начали ломать крыши. Башкиры, и стар и млад, побежали, забрав пожитки, и сели на новые места. Много имущества растеряли, мелкая скотина почти вся погибла. Кое-как понастроили хат, по одной на несколько семей, понарыли землянок. Снег выпал. И теперь мошкаринцы недоумевают как это все вышло. Старые усадьбы и сейчас заводом ничем не заняты.

12 Февраля. Д. Новая Мошкара . В деревне довольно много учащихся. Школы нет. Учатся ребята или у своих родителей, если они грамотны, или у старика - грамотея. К нему бегают мальчики и девочки. Учатся только татарской грамоте и только читать: писать и сам учитель не умеет. Учиться бегают два раза в день – утром и вечером. Занимаются каждый раз по 1 ½ -2 часа. Такое распределение времени находят более удобным: ребята лучше, охотнее учатся – прибегут домой, поедят, побегают и опять в школу. Целый день сидеть в школе тошно, ребята балуются. Ученье обходится дешево. Учителю платят кто что может: каждую пятницу дают по 1-2-5 копеек за ребенка, зовут в гости, угощают чаем, маханом.

Всего больше и всего охотнее в Мошкаринском обществе говорят о мулле. Это самая интересная тема. Мулла закабалил общество. Жалуются на него и как на муллу, и как на человека, и как на арендатора общественной земли. Он не исполняет треб, потому что мало живет дома. Занятый торговлей, он постоянно ездит по ярмаркам. Требы приходится править азанче (пономарю). Хороший мулла обучает ребят своей деревни грамоте: здешним же башкирам приходится обращаться к полуграмотному учителю-старику. Один из зажиточных банкир здешней деревни на свой счет устроил школу, где-то на другом селении, у себя не решился – мулла плох. Мулла этот арендует у общества громадный участок земли, около ¾ всего надела, в несколько тысяч десятин. Платит за него обществу в год 150 руб. Большую часть участка перепродает по мелочам соседним русским крестьянам и часть своим же однообщественникам. Много земли лежит, не принося пользы никому, однако косить или пахать эти пустые участки он никому не позволяет. Земля отдается мулле по общественному приговору. На сходе большинство бывает за отдачу земли: это большинство – бедняки, закабаленные тем же муллой.

13 Февраля. Абтряково . По дороге из Ново-Юлдашевой в Юсупово и Абтряково, среди сосняков и березняков, начала попадаться лиственница. Лиственница в этих местах не редкость, ценится за свою древесину, стойкую против гниения.

Башкиры занимаются бортевым пчеловодством. Для устройства бортей выбираются сосна и лиственница. Работа производится летом. Дерево выбирается толстое, крепкое, здоровое. Бортевщик взбирается по стволу вверх, по ступенькам, вырубаемым в дереве. При влезании бортевщик поддерживается киреном -ремнем, который опоясывает с одной стороны дерево, с другой стан бортевщика. Посредством стамесок и маленького бортевого топорика выдалбливается дупло таких размеров: длина 1 ½ аршина, ширина вершков 7, глубина ½ аршина или 10 вершков.

Дно дупла делается немного вогнутым вглубь. Должея, закрывающая дупло, делается тоже из сухой сосны. Приготовленная таким образом борть сушится (с открытой должеей) год или два. В одном дереве делают одну, редко две борти. В высушенную борть садится вощина. Садить ее начинают 5 июня. Для вощины попарно на крест выделываются в дупло клиночки. Поставив вощину, дупло закрывают должеей и снаружи обвязывают берестой, чтобы не дуло в щели. Затем борть оставляется на волю Божию. Не во всякую борть сразу садится пчела. Другая борть ждет пчелы несколько лет. На первого Спаса приступают к выемке меда: для этого предварительно выкуривают пчел. Куревом служат высушенные березовые гнилушки. Открыв должею, дымом понемногу удаляют пчел снизу: часть их улетает, другие переходят вверх. Снизу соты подрезываются. В хорошие годы борть давала 1-1 ½ пуда меду. Нынче этого нет: редко собирают 1 пуд, чаще меньше. На зиму пчеле оставляют полпуда или пуд меду, смотря по силе. Чтобы ветром не очень качало бортевое дерево и не изломало его, верхушку обыкновенно обрубают. Весной смотрят борти и, если меду недостаточно, ставят пчелам полные соты. Бортевое пчеловодство считается башкирами более прибыльным, чем домашнее.

Мед отделяется от воска или выжиманием руками или же, из свежих сотов, простым сливанием: соты кладут на сетку, мед стекает в подставленный сосуд. Продают мед обыкновенно целыми сотами. В соседних с башкирами горных заводах соты продают по 6 руб. за пуд. Из пуда сот в хороший год получается лишь 4 фунта воску.

15 Февраля. Д. Белянка . Последние дни масленицы провел в Нязепетровском заводе. По улицам разгуливают ряженые, медведи, козы, мужики, наряженные бабами, верхом на лошадях, нагайками пугают лошадей, проезжающих по заводу. Меня вез башкирец, лошади были запряжены гусем: на площади, против церкви, нас остановила толпа пьяных, лошади перепугались нагаек, бросились в сторону и я едва добрался до земской квартиры.

В Белянке земская квартира у муллы З. Башкирский мулла не принадлежит подобно нашему священнику к привеллигированному сословию. Он приписан к крестьянскому обществу, платит подати наравне с другими, если только само общество не пожелает облегчить его подать. От своих прихожан не получает постоянного определенного содержания. Хотя по закону магометанскому мулла должен пользоваться десятиной, но это, конечно, не соблюдается. Закон же определяет и величину приношений мулле в разных случаях. Так после уразы, когда мулла прочтет положенные молитвы, прихожане должны принести ему с каждой живой души, мужской и женской, ячменя 10 фунтов, пшеницы 5 фунтов, изюму 10 фунтов или же, где которого из этих продуктов нет, соответствующую сумму денег. Здесь ячмень и пшеницу некоторые приносят, большинство же дает мулле после молитвы деньгами по 5 копеек после молитвы в недельный праздник (пятницу) некоторые дают мулле по грошу, по копейке. Во время курбан-байрама, когда каждый имеющий лишнюю скотину (кроме коней) колет ее (в воспоминание явления барана Аврааму при жертвоприношении Исаака), шкура поступает мулле.

Из коровьего молока делают айран и катык. Чтобы приготовить айран, варят молоко, вливают в кадушку, прибавляют туда закваски из старого айрана и оставляют на сутки: молоко сгущается, когда его разбавляют водой, взбалтывая особой мутовкой – получается айран. Готовится во всякое время года. Если же оставить вареное молоко дольше киснуть и не прибавлять воды, то оно сильно сгустится, тогда получается катык.

В Белянке в последнее время начали жаловаться на воров: тащат овечек, колоды (улья), летом в лесу подстерегают вылет роев из бортей, собирают их и продают или сажают в свои борти. Урман (лес) без волка не живет – башкирцы говорят.

17 Февраля. Д. Ташкинова. 29 ревизских душ, 21 двор. Поселились здесь в 1878 году. Большинство – крестьяне Утинской волости здешнего уезда: есть из Осинского и из Кунгурского. Переселились сюда потому, что на старых местах земли были плохи. Землю купили у башкир, считают около 600 десятин, платили за нее башкирам (белинковским вотчинникам) по 2 руб. на каждую душу, всего 1172 руб., кроме того по 3 руб. на каждого домохозяина-вотчинника. Кроме этого, ташкиновцы понесли много непредвиденных расходов. Когда нужно было собрать подписи под приговор, составленный башкирским обществом на продажу земли, многих башкир пришлось уламывать, просить чтобы они дали подписи. За тамгу брали кто по 1 рубль, кто по 3-5 рублей. На это ушло много денег. Земля поделена между домохозяевами поровну, но платежи разверстываются по ревизским душам. А так как переселенцы принесли с собой разное число ревизских душ, то теперь им приходится платить разно: один платит за 1 душу, другой за 2, третий за 3. Эта неравномерность платежей, несоответствие величины их с количеством земли у каждого хозяина вызывает сильный ропот между обиженными податью. Пока налоги считались и сходили с ревизской души, разговоров не было; теперь же, когда и до ташкиновцев дошел слух о сложении подушной подати, многодушники решили настаивать на изменении способа раскладки на платежи с количества владеемой каждым земли.

При дележе земли ташкиновцы решили чтобы участки, на которые теперь поделена земля, навечно остались в пользовании тех хозяев, которым они сейчас отведены. Это они сделали по совету какого-то грамотея: но ташкиновцы скоро, кажется, должны будут убедиться в неудобствах этого способа владения землей. Теперь есть семья, где между мужчинами произошел разлад, поссорились отчим с пасынком. За землю деньги заплатил отчим, пасынок следовательно не имеет права требовать себе участка. Он отделился от отчима и последний не дал ему земли, так что тот вынужден теперь вести хозяйство на кортомленной у башкир земле. Возможны случаи, подобные этому, на глазах у общества будут образовываться безземельники. Не подействует ли снятие подушной подати и перенесение налогов на землю на распадение сельской общины? Теперь, ведь, пасынок у ташкиновцев не будет нести подати, кроме мирской, обществу не будет интереса стараться о сохранении его податной способности, о наделении его землей и пасынку труднее будет ее добиться.

25 Февраля. Дер. Шокурово . Выехал в деревню через Перепряжу . Перепряжка, по видимому, богаче Шокуровой. Сельский писарь объясняет это тем, что перепряжковцы имеют большую возможность пользоваться лесом, потому что живут среди него.

В Шокуровой есть башкирцы-мещеряки. Старики сказывают, что мещеряки были когда-то рабами вотчинников, что у них в ушах были кольца, которые владельцы навешивали им вместо метки.

28 Февраля. Башкиры очень любят чай: пьют очень крепкий, такой крепкий, что у непривычного после одной чашки начинают трястись руки и ноги. За раз насыпают в чайник по 1/6 фунта. Чашки наливают прямо из чайника, водой мало разбавляют. Почти у каждого башкирца есть вески для чаю. Купит один чаю, узнает сосед, бежит с весками занять для себя.

Дер. Арасланкова . Сотский приглашает поехать на свадьбу, где пирует вся деревня. Отказываюсь, но за мною приезжают на лошади родственники жениха. В маленькой избе масса народу, все пьяны, бутылки с водкой одна за другой появляются на стол. Поют песни. Жениха нет. Празднуют никах . Жених должен быть так далеко, чтобы и собаками его не найти. Женщин нет. Девицу, выданную замуж. Обыкновенно один год родители держат у себя и уже по истечению года отпускают к мужу. Обряд, соответствующий венчанию, называется гакыт , празднование дня передачи жены мужу

Николай Лукич Скалозубов (иногда Сколозубов ; 29 октября 1861, Кострома - 19 февраля 1915, Курган) - губернский агроном, общественный деятель, депутат II и III Государственной думы от Тобольской губернии (1907-1912).

Биография

Ранние годы. Агроном

Николай Скалозубов родился 29 октября 1861 года в Костроме в мещанской семье. В 1881 году Николай окончил Костромское реальное училище, а в 1885 (или 1887; неверно, в 1858) - Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве; получил звание кандидата сельского хозяйства.

Скалозубов хотел получить место учителя естественной истории в какой-нибудь сельскохозяйственной школе, но получил отказ. В итоге, до 1892 года он работал страховым агентом и агрономом-смотрителем Красноуфимского уездного земства (Пермская губерния). Кроме того он был секретарём Красноуфимской уездной земской управы и статистиком того же уезда. Имел годовое жалованье в 1200 рублей.

В 1888 году Скалозубов, при поддержке директора местного реального училища Н. А. Соковина, организовал подворную перепись в Красноуфимском уезде. Был исследователем (1889) и пропагандистом кустарного крестьянского труда. Также читал курс сельскохозяйственной этимологии в уездном промышленном училище в Красноуфимске.

Работая в уезде, Н. Л. Скалозубов собирал сведения о народной культуре его жителей. Наиболее значительная его работа в этой области - «Народный календарь: праздники, дни святых, особо чтимых народом, поверья, приметы о погоде, обычаи и сроки сельскохозяйственных работ» (1894). В её основе материал, полученный от корреспондентов во многих населенных пунктах уезда: в течение 1890 года автор ежемесячно рассылал местным корреспондентам листы-анкеты, в которые они вписывались поверья, приметы и сроки сельскохозяйственных работ. Целью было изучение «векового опыта крестьянина-хлебопашца… для характеристики естественных условий сельского хозяйства данной местности».

Не меньший интерес для этнографов представляет и работа Скалозубова по народной медицине, в которой приведены народные способы лечения болезней и список лекарственных растений, используемых при этом. Изучал местные промыслы: в описании он расположил материал по уездам, отметил населенные пункты, распространенные в них промыслы, численность занимающихся крестьян и, что особенно ценно, приложил алфавитный и предметный указатели промыслов.

В Тобольске

С 1892 года Николай Лукич занял пост заведующего Пермского губернского статистического бюро. Уже через два года, в 1894, он переехал в Тобольскую губернию. По приглашению губернатора, в качестве вольнонаемного, а потом и правительственного агронома, Скалозубов организовал борьбу с кобылкой. С марта 1894 по январь 1906 года являлся тобольским губернский агроном.

В этот период, собрав во время ознакомительной поездки по губернии 135 образцов местной почвы, Скалозубов предложил ряд мер по улучшению её структуры и использования. В частности, его исследования способствовали распространению травосеяния среди местных крестьян, что позволило увеличить кормовую базу животноводства и сделать его менее зависимым от природных условий (например, засухи).

По его инициативе Н. Скалозубова в Тобольскую губернию были завезены ярославские быки и вологодские коровы: была даже выведена новая порода - курганская. Кроме того, для улучшения местной породы свиней были завезены крупные белые свиньи. Одновременно, Николай Лукич обращал внимание на важность механизации сельского хозяйства края и острую необходимость повышения технологического уровня аграрного производства. Он обосновывал необходимость переработки сырья, производимого в губернии, непосредственно на месте - с последующим вывозом уже готовой продукции.

Много внимания Скалозубов уделял развитию уральского и сибирского маслоделия: он непосредственно участвовал в организации маслобойных крестьянских артелей. При его поддержке эта отрасль достигла небывалых размеров - вывоз масла на мировой рынок поднялся с 4 до 100 тысяч пудов всего за 3 года.

Российская империя Гражданство

Бабасюк Николай Лукич (9 мая , село Кельня Летичевского уезда Подольской губернии - 6 апреля , Ленинград) - советский живописец и педагог, член Ленинградского Союза художников .

Биография

Бабасюк Николай Лукич родился 9 мая 1914 года в селе Кальня Летичевского уезда Подольской губернии на Украине. В 1927 окончил начальную школу на станции Клюквенная Красноярского края . В 1929 поступил в подготовительные классы Художественно-педагогического техникума в Иркутске . В 1930 был принят в техникум, который окончил в 1935 году. В том же году был принят в Иркутское отделение Союза художников. В 1936-1938 годах проходил срочную военную службу в Забайкальском военном округе и в Монголии. В этот период участвовал в выставках Восточносибирского края. В августе 1938 года демобилизовался и поступил в подготовительные классы при ВАХ в Ленинграде. В том же году женился на будущей однокурснице Шестаковой Вере Николаевне. В 1939 году у них родился сын Николай, который впоследствии также окончил ЛИЖСА имени И. Е. Репина и стал, как и родители, живописцем. В 1939 Н. Л. Бабасюк был зачислен на первый курс живописного факультета . Осенью того же года он вновь был призван в Красную Армию, участвовал в войне с белофиннами , был ранен. После демобилизации вернулся к учёбе в институте.

После окончания учёбы Н. Бабасюк в 1949-1951 годах продолжил работу в творческой мастерской Академии художеств под руководством А. М. Герасимова . Одновременно в 1949-1950 преподавал в Ленинградской СХШ , а с 1951 в ЛИЖСА имени И. Е. Репина. В 1949 году был принят в члены Ленинградского Союза советских художников . Участвовал в выставках с 1949 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Работал преимущественно в жанре историко-революционной и жанровой картины, а также портрета и пейзажа. Персональные выставки Н. Бабасюка состоялись в 1940 году в Академии художеств в Ленинграде (рисунки и акварели с финского фронта) и в 1965 году в Ленинграде в залах Союза художников, а затем в ДК имени И. Газа.

Среди произведений, созданных Н. Бабасюком, картины «Портрет писателя А. Прокофьева», «Прокладка кабеля» (обе 1945), «Выступление В. И. Ленина у Финляндского вокзала», «Молодая гвардия», «Портрет И. Сталина» (все 1950), «И. Сталин и К. Ворошилов на обороне Царицына», «Групповой портрет знатных людей Кировского завода», «Гурзуф», «Русский музей» (все 1951), «Хоста. Пейзаж» (1952), «Хоста. Малый Ахун» (1953), «Портрет пастуха Клюева» , «Карташёвка» (1955), «Гурзуф» (1956), «В. И. Ленин в Смольном» , «Портрет новатора Кировского завода Логинова» , «Портрет Героя Социалистического труда В. Я. Корасёва» (все 1957), «Портрет скульптора И. Крестовского» (1958), «Труженики войны (Прокладка кабеля через Ладожское озеро. 1942 год)» , «Энтузиасты Кировского завода» (обе 1960), «Портрет новатора Кировского завода Е. Савича» (1961), «В. И. Ленин», «Арсентьевна» (обе 1962), «Портрет художника Н. Е. Тимкова» (1963), «Кировцы. Групповой портрет», «Октябрьские костры» (обе 1964), «Вечный огонь» (1967), «В. И. Ленин», «Автопортрет» , «Рядовой Геннадий Ромашкин» (все 1971), «Вся власть Советам!» , «Портрет художника Н. И. Андрецова», «Портрет художника А. Н. Семёнова» (все 1972), «Портрет художника В. Ф. Загонека» (1973), «Революции солдат» (1975), «Осень», «Портрет студента Петко Татаринского» (обе 1978), «Водители тяжёлых машин» (1980) и другие.

Бабасюк Николай Лукич скончался 6 апреля 1983 года в Ленинграде на шестьдесят девятом году жизни. Его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Видео по теме

Выставки

Примечания

  1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С.8.
  2. Бахтияров, Р. А. Бабасюк Николай Лукич //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников - ветераны Великой Отечественной войны. СПб: Петрополис, 2014. С. 64.
  3. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915-2005. - Санкт-Петербург: «Первоцвет», 2007. - С.60.
  4. . - Л.: Военное издательство Наркомата обороны, 1945. - С.17.
  5. - Л.-М.: Искусство, 1951. - С.13.
  6. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. - Л.: Лениздат, 1951. - С.7.
  7. . - Л.: ЛССХ, 1953. - С.5.
  8. . - Л.: ЛССХ, 1956. - С.7.
  9. - Л.: Ленинградский художник, 1958. - С.6.
  10. 1917-1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. - Л.: Ленинградский художник, 1958. - С.8.
  11. // Вечерний Ленинград. 1957, 4 ноября.
  12. . - Л.: Художник РСФСР, 1963. - С.7.
  13. - Л.: Художник РСФСР, 1959. - С.6.
  14. Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. - Л.: Художник РСФСР, 1976. - С.14.
  15. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог . - Л.: Художник РСФСР, 1961. - С.8-9.
  16. Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог . - М.: Советский художник, 1960. - С.14.
  17. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог . - Л.: Художник РСФСР, 1964. - С.9.
  18. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года. Каталог . - Л.: Художник РСФСР, 1962. - С.8.
  19. Ленинград. Зональная выставка . - Л.: Художник РСФСР, 1965. - С.9.
  20. Третья республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. - М.: Министерство культуры РСФСР, 1967. - С.18.
  21. Наш современник. Каталог выставки произведений ленинградских художников 1971 года. - Л.: Художник РСФСР, 1972. - С.8.
  22. По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50 Летию образования СССР посвящается. Каталог. - Л.: Художник РСФСР, 1974. - С.9.
  23. Наш современник. Вторая выставка произведений ленинградских художников 1972 года. Каталог . - Л.: Художник РСФСР, 1973. - С.5.
  24. Наш современник. Третья выставка произведений ленинградских художников 1973 года. Каталог . - Л.: Художник РСФСР, 1974. - С.7
  25. Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С.11.
  26. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1978 года. Каталог . - Л.: Художник РСФСР, 1983. - С.5.
  27. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. - Л.: Художник РСФСР, 1983. - С.9.

Источники

  • Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб . Ф.78. Оп.5. Д.10.
  • Третья выставка работ художников ленинградского фронта . Л., Военное издательство Наркомата обороны, 1945. С.17.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л., Лениздат, 1951. С.7.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л-М., Искусство, 1951. С.13.
  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1953 года. Каталог . Л., ЛССХ, 1953. С.5.
  • Земская М. За правду жизни и большую мысль. К итогам осенней выставки ленинградских художников. // Смена, 1954, 18 декабря.
  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года. Каталог . Л., ЛССХ, 1956. С.7.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.6.
  • 1917 - 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.8.
  • И. Никифоровская. Итоги большой творческой работы // Вечерний Ленинград. 1957, 10 октября.
  • Е. Воеводин. Славные страницы революционной истории // Вечерний Ленинград. 1957, 4 ноября.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1959. С.6.
  • Шведова В. Над чем работают ленинградские художники // Художник. 1959, № 9.

7 iюня Кленовское .
Paeonia anomala L. Марьин корень в изобилии растет по лесам и в окрестностях Кленовской, Киргишан. Растение выкапывают и пересаживают в сады так же как Cyhripedium maeranthum. Sw. Где марьин корень растет, там змей нет.

Киргишанский ямщик, на мой вопрос, почему в Талице бедно живут, ответил: «Как бедно? Нет, хлебопашеством занимаются».

8 iюня Кленовское .
Тихий, теплый вечер. В волостном правлении сидят писаря, старшина. Входит встревоженный чем-то крестьянин.
— «Что сучилось»?
– «Да вот, сказывают моя около деревни бродит».
— «Что у неё на уме»?

— «Сунет,- долго ли»? «Виш теплынь-то какая – как порох». «Нельзя ли караул нарядить»?
Присутствующие уже знали, в чем дело. В комнату вошли старики – сторожа.

Каждый рассказывает то, что сам слышал о ней.

Она – это первая жена пришедшего крестьянина. По настоянию своего тестя, она пыталась отравить свою семью наговоренной солью, которою снабдил ее тесть.

Попытка не удалась, преступница была сослана в каторжные работы на 5 лет. И вот, говорят она здесь.
Какие то бродяги, рассказывает писарь, зашли ночью в караулку (у поскотины), один из них сказался богомольцем; этот богомолец видимо старался скрыть свое лицо; волосы подрезаны кружком, на шее платок; к огню садится спиной.

Товарищи пока отдыхали в сторожке, сильно смеялись над этим богомольцем.

«По деревне пробирался бродяга»,- говорит пришедший крестьянин,
— «подошел к дому вогульского старшины, просит у хозяйки яиц, хлеба, объявился беглым».

Хозяйка старшины – сестра каторжанки.

Баба спросила, как живет сестра, «вмести поди жили».
– Молчи баба, смотри, ни кому не говори, худо будет. Она здесь и к вам будет. Смотри она баба страшная, у не ум бродит мы ее сдерживаем…

Лесник рассказывал, при объезде леса вечером встретил у костра бродяг человек 10, сидят за чаем, у всех чашки налиты. Когда он слез с лошади и подошел к ним, один оставил чашку и лег ничком; лежал так пока лесник курил с ними.
– Что это у вас товарищ-то?
– «Да болен, виш лежит»…

Потолковали достаточно. Вспомнили старое; заключили, что это напрасная тревога, ничего дурного баба не сделает.

Идет она, очевидно, в артели, а в артели закон крепок.

Сам бродяга говорит, что её останавливают, хотя у нё ум бродит: за ними идет еще партия беглых, нужно и тем дать благополучную дорогу.

Раз было так: украл бродяга одежду у помощника писаря; здесь же, в Кленовской, его словили и хотели посадить в темную с другими, пойманными с ним бродяжками, но те возмутились
«запрете с нами, задушим, такой наш закон, он в артели был: кто слаб на этот счет, иди один, не вводи артель в напасть»…

В этот вечер решено быть на стороже. Нарядили потайных караульных к дому мужа каторжанки (он уже женат на другой); отдали приказ пожарным старостам осмотреть насосы, быть при волости ночью.

  • Недавно в Кленовской начали делить по душам землю; пока поделили только ближайшую к усадьбам – удворную. После дележа земли на пашнях, в поскотине ввелось обязательное трехполье. Некоторые из получивших землю – маломощны, они большей частью продают её богатым хозяевам своего десятка.
  • Есть такие которые рассчитывали сами пахать но силы не хватило, не пашут и городить не торопятся. Дело часто доходило до волостного суда.
  • При дележе делили так: заведомо неисправным хозяевам отводили землю в одном краю участка, а справные хозяева отгораживали свои поля, оставляя поля своих соседей за городьбой.

Николай Лукич Скалозубов

Николай Лукич Скалозубов – тобольский губернский агроном, инициатором основания Соколовской низшей сельскохозяйственной школы.

Родился 29 октября 1861 года в Костроме в мещанской семье. В 1874-1881 – учился в Костромском реальном училище, по окончанию которого поступил в Москве в Петровскую земледельческую и лесную академию, которую окончил в 1885 году. В мае 1886 – получил степень кандидата сельского хозяйства. Скалозубов хотел получить место учителя естественной истории в какой-нибудь сельскохозяйственной школе, но получив отказ, принял предложение на должность статистика Красноуфимской уездной земской управы Пермской губернии. С начала 1880-х активизировалась деятельность Пермского губернского земства в оказании агрономической помощи населению. Инициатором этих начинаний стал назначенный в 1880 году директором Красноуфимского реального училища Н.А. Соковин, в 1883 году впервые в России по его инициативе был создан институт агрономических смотрителей для оказания агрономической помощи крестьянским хозяйствам губернии. Попав в эту среду, Н.Л. Скалозубов активно включился в работу. Он организовал в уезде подворную перепись и опубликовал ее результаты в работе «Материалы для статистики Красноуфимского уезда Пермской губернии». В 1892 – он переезжает в Пермь и работает в Статистическом бюро Пермского губернского земства.

В 1894 году – получает приглашение из Тобольска занять должность губернского агронома. В Тобольской губернии он разворачивает активную деятельность. По его инициативе проводятся агрономические съезды, он много ездит по губернии, собирает сведения о ресурсах и хозяйственной жизни, вникает в организацию хозяйственной жизни местного крестьянства. В 1894 же году он был избран хранителем Тобольского губернского музея, которому он передал свои ботанические коллекции, собранные во время поездок по губернии. Кроме того, он много способствовал сбору этнографических коллекций, художественный отдел музея был создан так же при его живом участии. Сотрудничал в издании музея. Долгое время был хранителем музея. Н.Л. Скалозубов, кроме активной деятельности в музее, выступил инициатором основания Соколовской низшей сельскохозяйственной школы. На церемонии открытия он выступил с речью в которой ярко подчеркнул необходимость образования для развития сельского хозяйства и повышения благосостояния самих крестьян. Свою позицию он подкреплял реальной деятельностью – читал лекции в этой школе. Кроме того, он активно содействовал развитию и профессионального образования в Тобольске, пристально следил за судьбой Тобольской ремесленной школы. Подводя итог ее двадцатилетнему существованию, он подчеркивал, что «от правильно организованной технической школы мы вправе требовать большего…но если смотреть на нее, что будет гораздо правильнее, как на учебную мастерскую с приютом для сирот, то достигнутые результаты должны считаться удовлетворительными». Особо важным он считал то, что данная школа позволила детям сиротам получить такое образование, которое давало им возможность заработать средства к существованию и обеспечить себя честным трудом. Музей, по мнению Скалозубова, должен не удивлять публику, но учить и деятельность сотрудников музея должна быть четко спланирована в соответствии именно с этой целью. «Накопление материалов и фактов для познания края – это первая священная задача Музея. Но что далее, когда коллекции собраны, библиотека полна всевозможными сведениями о губернии? С этого времени начинается учебная деятельность Музея. Двери его должны быть широко открыты для всех. Все кому дороги успехи просвещения, должны быть самыми близкими друзьями Музея…».