В чем значение думы рылеева смерть ермака. Подробный анализ "смерти ермака" рылеева. Константин Фёдорович Рылеев

План
Введение
Дума «Смерть Ермака» основана на реальных исторических событиях.
Основная часть
Ермак объят думой:
а) размышления о своей жизни и жизни товарищей;
б) Ермак не осуждает товарищей, перешедших на службу царю.
Ермаку противопоставлен Кучум.
Гибель Ермака.
Заключение
Автор, восхищаясь героизмом Ермака, не согласен с тем, что тот принял подарок от царя. В этом Рылеев видит причину гибели героя.
Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» основана на реальных исторических событиях.
Казак Ермак Тимофеевич играл важную роль в присоединении к России Сибири в эпоху Ивана Грозного. Он разбил армию хана Кучума, но сам Кучум бежал в степи. Ночью он неожиданно напал на лагерь Ермака, казаки сражались мужественно, но им пришлось «уступить силе и внезапности удара». Они вынуждены были бежать, но путь к спасению был один: вплавь через Иртыш. По преданию, была гроза и шторм, и Ермак погиб в волнах бурной реки.
К.Ф. Рылеев рисует в своей думе именно такую ситуацию - страшную, бурную ночь:
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали...
Автор показывает, как «на диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой», в то время как спали его воины. Ермак думает о жизни своей и своих товарищей, была ли она правильной. Многие его казаки- люди отчаянные, в прошлом преступники, перешедшие на службу к царю. Но Ермак, а с ним и автор, не осуждает их, а, напротив, восхищается. Он считает, что «все преступленья буйной жизни» смыты кровью врагов, и теперь эти люди не щадят своей жизни за более высокую цель - «за Русь святую».
«... Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы - не праздно в мире жили!»
Ермак еще не знает, что впереди ждет героев страшная гибель: нападение Кучума. Смелому и мужественному казаку Кучум противопоставлен как человек низкий и подлый - он нападает исподтишка.
Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой...
В страшной битве пала дружина Ермака, так и «не обнажив мечей». Ермак плывет по бушующей реке, напрягая силы, но «сила року уступила». Автор считает, что виною гибели Ермака стал «тяжелый панцирь - дар царя». Герой погиб, променяв свою свободу на верную службу самодержавию. Для декабриста Рылеева проблема личной свободы особенно важна, служить царю и служить России для него не одно и то же. Восхищаясь героизмом Ермака, его службой на благо России, он не согласен с тем, что герой принял от царя дорогой подарок и в этом видит одну из причин его гибели.

Кондратий Фёдорович Рылеев (1795-1826) был поэтом, общественным деятелем и одним из руководителей декабристского восстания.

Не поэт, а гражданин

Вольнодумец, романтик и революционер. С 1823 года входил в Северное общество декабристов. Позже возглавил его самое радикальное направление, выдвигая идеи республиканского общественного строя. Был одним из пяти декабристов - руководителей движения, которых казнили после восстания.

Рылеев принял свою участь без гнева и злобы, не отказался от своих взглядов и убеждений, больше старался спасти своих товарищей, нежели себя. Шёл на казнь спокойно, с уверенностью, что гибнет за правое дело.

Творчество поэта

Творчество Рылеева, насыщенное идеями свободы и всеобщего равенства, получило неод-но-знач-ную оценку у его современников. Великий А. С. Пушкин скептически отзывался о его "Думах". Но Рылеев сам всегда позиционировал себя прежде всего гражданином, а уж после поэтом. В творчестве он выражал свою гражданскую позицию смело и по-юношески горячо. Для потомков его стихи служат не только литературным, но и историческим памятником. Творчество Рылеева имело большое значение для революционеров XIX и XX веков. В нём они получали пример того, как надо жить ради идеи и быть готовыми умереть за неё.

Вместе с Александром Бестужевым Рылеев издавал альманах «Полярная звезда». В нём декабристы печатали свои произведения. Там также было напечатано несколько стихотворений Пушкина. Через 30 лет после восстания декабристов А. Герцен начал издавать альманах, который назвал так же, отдав тем самым дань уважения декабристам и выражая приверженность их идеям.

Как и другие декабристы, Кондратий Фёдорович своё твор-че-ство ори-ен-ти-рова-л на Г. Р. Дер-жа-ви-на. Это по-э-зия классического стиля, ей свойственны воз-вы-шен-ные и се-рьез-ные темы. Легкомысленная поэзия, которая услаждает слух, но не несёт в себе никаких моральных принципов или идей, была чужда ему. В центре по-э-зии Ры-ле-е-ва - гражданские идеи. Её особенностью также является то, что он при-ё-мами, свойственными ро-ман-ти-че-ской поэзии, изоб-ра-жал ге-ро-ев, которые были далеки от романтических идеалов. Подобный ге-рой - Ермак из думы "Смерть Ермака" Рылеева. Анализ этого произведения показывает, что автор изложил в нём свои идеалы и убеждения.

Кто такой Ермак

Одним из самых из-вест-ных ка-за-ков в российской ис-то-рии является ата-ман Ермак Тимофеевич. Он, в отличие от бунтовщиков Разина и Пугачёва, воевавших против представителей власти, послужил Отечеству. Конечно, покоряя Сибирское ханство, Ермак преследовал свои корыстные интересы. Грабёж во время войны не является злодейством, к тому же подобные действия поддерживались нападающим государством. Своим походом Ермак положил начало завоевания и присоединения Сибири к России.

Таким образом, Ермак - довольно разносторонний персонаж. Он и вольный казак, и воин, действующий во славу своего государства. Поэтому его образ привлёк Рылеева.

Казак на берегу реки

В анализе "Смерти Ермака" Рылеева необходимо отметить, что автор демонстрирует романтический уклон в думе. Увлечённое описание природы и философские раздумья главного героя являются подтверждением этому. В начале думы поэт описывает сильную бурю, разыгравшуюся ночью. На берегу реки Иртыш одиноко сидит Ермак. Казака мучает вопрос: правильно ли живут он и его друзья? Многие казаки в недалёком прошлом были отчаянными разбойниками, но после перешли на царскую службу.

В анализе думы Рылеева "Смерть Ермака" следует показать, что Ермак не осуждает друзей, а восхищается их мужеством и удалью. Он уверен, что казаки искупили свои прошлые преступления, исполняя царскую волю, не щадя собственной жизни. Казак обращается к спящим товарищам, надеясь, что они услышат его, но их сон крепок. Анализ "Смерти Ермака" Рылеева наталкивает на мысль, что Ермак Тимофеевич предчувствует скорую гибель.

Гибель дружины

В процессе анализа "Смерти Ермака" Рылеева становится очевидным, что мужественному и бесстрашному атаману Ермаку автор противопоставляет подлого и коварного хана Кучума. Хан не рассматривается как достойный противник Ермака и его дружины. Он трусливо нападает на спящих казаков, остерегаясь вступить с ними в честный бой. Кучум и его люди убивают почти всю дружину. В анализе произведения Рылеева "Смерть Ермака" необходимо сказать о том, что отважные воины погибли, даже не взяв в руки оружия.

Единственный путь спасения - воды Иртыша. Но те-перь бур-ная при-ро-да - не без-молв-ный сви-де-те-ль происходящих событий. Она ста-новится во-пло-ще-ни-ем злого рока. Ужасный шторм, сильнейший ветер и проливной дождь делают реку смертельно опасной. В анализе стихотворения Рылеева "Смерть Ермака" необходимо указать, что силы природы ополчились на героя.

Смерть Ермака

Ермак вступает в неравную борь-бу с при-ро-дой, подобно героям ан-тич-ных тра-ге-дий. Здесь он сражается с неспра-вед-ли-во-стью. Но как человек может бороться со стихией? К тому же на нём слишком тяжкие до-спе-хи, подаренные Иваном Грозным. У Ермака не остаётся сил на сопротивление. Он тонет, увлекаемый вниз царским подарком.

Анализ "Смерти Ермака" Рылеева даёт представление о том, что именно считает автор причиной гибели своего героя. Несомненно, тяжёлые латы погубили Ермака. Принявший от царя дорогой подарок, казак погиб. Он променял свою свободу и убеждения на верную службу самодержавной власти. Как декабрист, Рылеев ставил проблему личной свободы особенно высоко. Он не считал службу царю и службу России тождественными понятиями. В анализе произведения Рылеева "Смерть Ермака" следует показать, как, восторгаясь героизмом Ермака Тимофеевича и его службой на благо родного государства, поэт негодует, видя, что казак не ценит свободу. Нет, не река погубила Ермака, а дары царские.

Поэт заканчивает думу описанием бушующей стихии. Знакомые читателю стро-ки те-перь приобретают иной от-те-нок. Анализ "Смерти Ермака" Рылеева помогает понять, что фи-нал думы на-по-ми-на-ет по-хо-ро-ны павшего воина. Но в траурной процессии участвует только природа.

Данное произведение, написанное в 1822 году, быстро приобрело невероятную популярность. Критиками был многократно выполнен анализ думы Рылеева. "Смерть Ермака" была фрагментарно положена на музыку, став песней, широко распространённой в народе.

К.Ф.РЫЛЕЕВ.

ДУМА «СМЕРТЬ ЕРМАКА».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


«… образ смерти благородный

Не смоет грозная вода,

И будет подвиг твой свободный

Святыней в памяти народной

На все грядущие года»

(Н.П.Огарёв)

Кондратий Фёдорович Рылеев 1795-1826


Задачи:

образовательные :

познакомить с личностью поэта; вспомнить события исторической эпохи начала 19 века;

дать понятие жанра «думы», признаки жанра; своеобразие жанра думы в творчестве К.Ф.Рылеева;

уметь анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей;

формирование навыка работы с текстом, иллюстрациями;

совершенствовать навык осознанного чтения;


Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

А слушаем внимательно .


Цифровой диктант

2.Рылеев окончил кадетский корпус

3.Поэт не служил в действующей армии.

4.Рылеев был членом Северного тайного общества.

5.Он мечтал о неограниченной монархии в России.

6.Поэт стал одним из организаторов восстания на Сенатской площади.


Цифровой диктант

7.Ранние поэтические опыты Рылеева относятся к 1813-1814 годам.

8.Рылеев никогда не писал оды.

9.Популярность поэту снискала сатира «К временщику».

10.Думы – любимый жанр поэта.

11.В 1822 году в печати появляется 15 дум.

12.Публикации дум в журналах привлекли к себе внимание литературной общественности.


  • С 1817, переведенный в Россию, Рылеев служил в Воронежской губернии. Как и другие передовые офицеры, он тяготился аракчеевскими порядками в армии, поэтому в 1818 ушел в отставку и переехал в Петербург (1820).
  • В 1821 - 1824 Рылеев служил заседателем уголовной палаты, в 1824 поступил в Российско-американскую компанию правителем канцелярии.

В 1825 написал поэму "Войнаровский", содержащую пропаганду политических идей декабристов; в ней выражено кредо Рылеева: "Я не поэт, а гражданин".


  • Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина.
  • В крепости продолжал писать стихи, накалывая их иголкой на кленовые листы, – они были переданы на волю Е.П.Оболенскому через сторожа.

Казнён 13 (25) июля 1826 в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с П. И. Пестелем , С. И. Муравьёвым-Апостолом , М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским


  • Жанр думы самим Рылеевым объяснялся как “элегии о героях”. Центральное место в думах занимают образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина.
  • Думы совмещает лиричность, романтические пейзажи (вечер или ночь, тёмные тучи, блеск луны, вой ветра, молнии и т.п.) и бурные страсти героев трагедий.
  • Думы схожи по композиции и языку, так как

Рылеев не заботится о раскрытии индивидуальных черт своих героев, он унифицирует их, создавая обобщённый образ русского человека.

Цель цикла - "напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории...".



АНАЛИЗ ДУМЫ.

- Понравилась вам дума «Смерть Ермака»?

- Какова тема этого произведения?

-Какому событию она посвящена?


Словарная работа:

А) «тать презренный» - (вор, заслуживающий презрения);

Б) «И ветры в дебрях бушевали»

(Дебри – места, заросшие непроходимыми лесами);

В) «С вождём покой в объятьях сна

Дружина храбрая вкушала»

(Вкушать – ощутить, испытать).


Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.


Из предложенного списка выберите словосочетания, которые автор использует для создания картины природы в думе. В чём своеобразие этой картины?

Сияло солнце

Дождь шумел

Во мраке молнии летали

Ревела буря

От ветра листья трепетали

Звенели капли дождевые

Гром гремел

Чуть колыхалася волна

Ветры в дебрях бушевали


- О чём думает Ермак в ночь перед боем? Как вы понимаете слова героя: «И мы- не праздно в мире жили»?

  • Как погибла дружина Ермака Тимофеевича?
  • В чём видит автор причину гибели и кого осуждает за это?

Творческая работа

Составление цитатного плана

  • 1 – буйство стихии

( Буря; мрак; страна суровая, угрюмая; берег дикий; «ко славе страстию дыша»…)

  • 2 – мысли героя

( «товарищи его трудов»; «нам смерть не может быть страшна»; «и мы – не праздно в этом мире жили»…)


Творческая работа

Составление цитатного плана

  • 3 – подлость врага

( «роковой удел»; жертва; Кучум=буря; «как вор презренный»; «пала грозная дружина»…)

  • 4 – гибель Ермака

( «душа отвагою полна»; «сила року уступила»; «тяжёлый панцирь – дар царя стал гибели его виною»…)

  • 5 – затишье

( Луна; «носились тучи»; «молнии ЕЩЁ сверкали»; «гром… ЕЩЁ гремел»…).


Работа с иллюстрациями к думе «Смерть Ермака».

- Какой эпизод из думы изобразил художник Дехтерёв? Чтение эпизода.

- Кто нарисовал картину «Покорение Сибири Ермаком»? Подтвердите цитатами из думы.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака».

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно

Думы, которые создавались на реальных жизненных событиях, наиболее интересны для читателей. Из таких творческих работ мы узнаем про настоящие исторические события, которыми наполнены былые времена. Одной из таких дум является великая работа «Смерть Ермака». Ее создателем становится К.Ф. Рылеев. Именно главный герой – казак Ермак Тимофеевич сыграл очень важную роль в тяжком процессе объединения Сибирского края и России.

Эти исторические действия происходили во времена правления Ивана Грозного. Казак Ермак смог уничтожить войско хана Кучума, хотя сам хан бежал. А ночью, хан устроил внезапный набег на поселение казаков, и последним пришлось отступать.

Переходя через реку, казак Ермак погиб в бурной и смертельной реке. Именно ночь отступления казаков автор изображает со всеми грозными стихиями природы – сверкали молнии, беспрерывно шумел дождь, буря витала над землей.

Многие казаки в своей былой жизни были преступниками, но теперь они верны службе царю. Ермак размышляет над тем, что все эти казаки уже давно смыли свои провины кровью врагов. Ведь теперь, они стоят на смерть и отдают свою жизнь за святую Русь.

В это время он еще не знает, что впереди их ждет тяжелая битва. Ведь ночью, хан Кучум, тайно нападает на лагерь казаков и те, падают в бою, даже не сразившись.

Такой подлый и низкий персонаж, как хан Кучум, противопоставлен сильному и могучему казаку Ермаку. Во время отступления, славный герой не смог перейти реку и осилить бурный гнев водной стихии. Он тонет. А виной всему тяжелый панцирь, который был даром царя.

Казак погибает, защищая родную землю и служа России. Именно ей, а не царю. Это очень важная деталь, которую подчеркивает автор в своей думе.

Тема: К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака».

Цели:

Познакомить с личностью поэта; вспомнить события исторической эпохи начала 19 века; дать понятие жанра «думы»; развивать навыки литературоведческого анализа стихотворения.

Создать условия для развития яркой образной связной устной и письменной речи, логического мышления, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы и представлять их.

Способствовать воспитанию патриотизма, любви к родине, коллективизма, формированию навыков исследовательской работы.

Тип урока : изучения нового материала, литературоведческого анализа

Ход урока

И мы – не праздно в этом мире жили.

К.Рылеев

I. Организационный момент.

II . Этап целеполагания.

Сообщение темы урока и его целей (выведение целей совместно с учениками, каждый из учеников ставит перед собой определенную цель, которая должна быть достигнута в ходе урока).

II I . Основная часть урока

1. Деление на группы (у учеников уже имеется большой опыт работы в группах, поэтому деление происходит согласно их умениям и интересам, с помощью такого деления достигается успешность каждого ученика, т.к. они первоначально могут заняться тем, что хорошо умеют, а затем попробовать что-то другое, т.е. научиться новому).

Учитель озвучивает основную сферу деятельности группы:

Сегодня мы работаем в группах. На некоторое время вы станете историками, биографами и литературоведами. Прошу вас определиться и занять соответствующие места. Нам предстоит работа с различными источниками информации: книга, интернет, аудиозапись, поэтому каждый из вас сможет выбрать интересный для него вид деятельности.

Прежде, чем приступить непосредственно к анализу текста литературного произведения, мы должны познакомиться с его автором, исторической эпохой, в которую оно создавалось, узнать особенности жанра и услышать выразительное чтение данного произведения. Поэтому «историки» дадут нам сведения о России начала 19 века и исторической личности, ставшей героем думы, «биографы» расскажут о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева, «литературоведы» раскроют жанровые особенности думы и подготовятся к выразительному чтению произведения.

2. Работа в группах

Ребята работают с книгой, словарями, интернетом, находя нужную информацию. Другие в этот момент создают презентацию, наполняя ее найденной информацией. Два человека из группы литературоведов готовят выразительное чтение думы (у них есть возможность прослушать аудиозапись).

3. Представление презентаций

(Кроме исторической справки о Ермаке)

По одному представителю от группы выступают, учитель по ходу заполняет таблицу, которая одновременно появляется и в тетрадях учеников, записывается определение жанра думы.

Историческая эпоха начала 19 века

Биография поэта

Недовольство правящей властью

Создание тайных обществ

Поражение

Свободомыслие

Член Северного общества

Вдохновитель и организатор восстания

Казнь

Посмотрите на содержание таблицы, что вы можете сказать? (Информация похожа в первой и второй колонке).

Как думаете, почему?

Действительно, мы можем сделать вывод о том, что история и судьба отдельного человека связаны.

Почему К.Ф. Рылеев пишет свое произведение именно в жанре думы?

4. Выразительное чтение думы.

Ребята, прочитайте первые строки думы. Можете предположить, как события будут развиваться дальше?

Давайте послушаем думу целиком, а затем ее проанализируем.

5. Анализ произведения

Помогут лучше понять думу наши «историки», которые расскажут нам об исторической основе данного произведения.

А теперь давайте выделим в тексте думы микротемы и озаглавим их, для каждой микротемы выпишите ключевые слова (работа в группах). Вы поработаете в группах, а затем мы сравним, что нам удалось выяснить, чтобы ничего не упустить важного.

Анализ работы групп.

- Какова тема и идея думы Рылеева, какие чувства стремится передать автор читателю?

О чем думает Ермак в ночь перед битвой? Как вы понимаете слова героя: "И мы - не праздно в этом мире жили!"?

Как погибла дружина Ермака? В чем видит автор причину ее гибели и кого осуждает за это? Какие взгляды Рылеева проявились в думе?

6. Сравнительный анализ (дума в других видах искусства)

У художника Б. Дехтерева есть картина «Смерть Ермака», посмотрите и скажите, какой эпизод на ней изображен. Найдите и зачитайте строки.

Дума Рылеева стала очень популярной в народе и на ее слова была написана песня, которая стала народной. Давайте ее послушаем и сравним с думой.

7. Прослушивание народной песни «Смерть Ермака»

В чем увидели сходства и различия?

III. Заключение.

Мы познакомились с интересным произведением Кондратия Фёдоровича Рылеева. Давайте еще раз вспомним его жизнь и жизнь его героя. Какой можно сделать вывод?

Какими качествами должен обладать настоящий человек?

Перечитаем эпиграф. Давайте в своей жизни возьмем его за правило. Ведь жизнь любого человека должна быть значима не только для него, но и для других.

IV . Домашнее задание

В качестве домашнего задания предлагаю два вопроса, на один из которых вы должны письменно ответить:

1. «Героизм русского народа в литературе»;