Наш дом – планета Земля. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Конспект занятия в старшей группе. Земля – наш общий дом Нетрадиционное занятие земля наш общий дом

Елена Амелько
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Планета Земля - наш дом»

Интегрированное занятие в старшей группе

Тема : «Планета Земля – наш дом »

Образовательная область : Ребёнок и природа. Ребёнок и общество. Искусство (рисование)

Программные задачи :

формировать представления детей о модели Земли в виде глобуса ;

углубить знания о карте, акцентировать внимание, что большая часть Земли покрыта водой ;

развивать мышление, воображение, память, речь, внимание;

воспитывать познавательный интерес к природе , стремление и навыки бережного отношения к ней.

Предварительная работа : чтение детской энциклопедии «Планета Земля » , рассматривание иллюстраций «Береги природу» , дидактические игры, разучивание стихотворений, рассматривание карты мира и Беларуси, труд с детьми на экологической тропе, наблюдения в природе.

Материалы и оборудование : глобус; карта мира; карта Беларуси; картинки одежда, обувь; мяч; два обруча; фонарик; картинки экологических цепочек; гуашь; палочки для рисования; влажные салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель приносит в группу глобус :

На столе передо мной

Закружился шар земной.

Арктика, экватор, полюс…

Уместил всю землю… . (глобус)

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть глобус, задавая вопросы :

Что изображает глобус? (Планету Земля )

Какую форму имеет Земля ? (форму шара) Земля – огромный шар . Он вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды.

Воспитатель, используя фонарик, демонстрирует смену дня и ночи на Земле . – Посмотрите на глобус, он крутится вокруг себя, вокруг своей оси. Если представить, что наш фонарик – Солнце, то его лучи могут осветить только одну сторону глобуса – Земли : куда попадают лучи – там день, на противоположной стороне – ночь, а так как Земля постоянно вращается , вокруг своей оси, происходит смена дня и ночи.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что большая часть земного шара покрыта водой : океанами, морями, реками, озерами. Кроме воды есть материки – твердая земля , суша, где живут люди. Так же на поверхности Земли расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.

Как вы думаете, каким цветом изображены на глобусе моря, реки, океаны? (голубым и синим) . Горы? (коричневым) . Леса? (зеленым) . Пустыни? (желтым)

Наш дом родной, наш общий дом

Земля , где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг :

Тут речка. Там – зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где – то снег лежит горой,

А где – то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть.

Одно у них названье есть :

Леса и горы, и моря –

Все называется Земля !

Глобус неудобно брать с собой в путешествие, поэтому люди изобрели карту, по которой можно найти дорогу в любую страну мира.

Кому больше всего нужны карты? (морякам, рыболовам, летчикам и космонавтам, геологам и строителям, туристам и путешественникам)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карту мира.

Воспитатель сообщает детям, что на земле есть холодные и жаркие края.

В этих краях разный климат : в холодных краях – холодная и длинная зима, а лето холодное и прохладное, в жарких краях зимы нет, жаркое лето, в средней полосе – не очень холодная зима и нежаркое лето.

Игра «Собери вместе»

Воспитатель предлагает детям выбрать и разложить картинки с изображением различных предметов, одежды, обуви, которые необходимы людям на Севере и на Юге. Дети объясняют свой выбор.

Воспитатель : ребята, на карте есть много стран, но есть одна страна, которая похожа на кленовый лист. Как вы думаете, что это за страна? (Беларусь)

Воспитатель : в какой стране мы живем? (Беларусь.) Кто мы с вами? (беларусы)

Воспитатель показывает карту – макет Беларуси.

Кто знает, какой самый главный город нашей страны? (Минск.) Это наша столица.

Воспитатель показывает на карте, где находится Минск, обращая внимание, что он в центре карты.

Ребята, как вы думаете, что обозначают голубые линии и пятна на карте? (реки и озера)

Воспитатель : у нас много красивых озер и рек, и нашу страну называют «синеокой» .

Стихотворение (читает ребенок) :

Небо чистое и голубое,

И березовый чистый рой –

Беларусь моя, синеокая,

Беларусь моя – родной дом.

Игра с мячом «Один - много» .

В море не одна акула, а много… (акул, не один морской конек, а много… (морских коньков, не один дельфин, а много… (дельфинов, не одна водоросль, а много… (водорослей) ; в пруду не один карась, а много… (карасей, не одна кувшинка, а много (кувшинок) ; в реке не одна щука, а много… (щук, не один окунь, а много… (окуней, не один ерш, а много… (ершей) и т. д.

Воспитатель : каким цветом на карте обозначают лес? (зеленым, обращая внимание детей на преобладание на карте зеленого цвета.

Воспитатель : Почему мы называем лес богатством? (лес очищает воздух, дает кислород, из леса изготавливают мебель, делают бумагу, книги, в лесу растет много растений, живут птицы и животные.)

Игра «Экологические цепочки»

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, составить экологические цепочки из картинок с изображением различных растений и животных. Побеждает команда, которая составит больше экологических цепочек.

Физкультминутка

Вот Земля , наш общий дом. (Поднимая руки кверху, разводят в стороны)

Много есть соседей в нем.

И пушистые козлята, (Приставляют указательные пальцы обеих рук к голове)

И веселые котята, (Прыгают)

И извилистые речки, (Соединяют ладони вместе, выполняя волнообразные движения)

И кудрявые овечки. (Вращают указательными пальцами вокруг ушей)

Травка, птички и цветы, (Приседают)

И, конечно, я и ты. (Встают, показывая на себя и на соседа)

В этом славном доме нужно

Жить со всеми очень дружно. (Кладут руки друг другу на плечи)

Никого не обижать.

Всех соседей уважать. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель : дети, представьте, что на Земле исчезли все водоемы , рыбы, животные.

Словесная игра «Что было бы, если бы…»

Что было бы, если бы на Земле исчезли все насекомые?

Что было бы, если бы высохли все водоемы?

Что было бы, если бы все животные стали травоядными?

Что было бы, если бы на Земле исчезли все леса ?

Воспитатель обобщает, что человек – это часть природы. Что бы вырасти счастливыми, гармоничными людьми, в окружении различных животных и растений, радуясь солнышку, нужно уметь дружить с природой. А как стать ее другом? (Дети высказывают свои предложения)

Воспитатель предлагает детям изготовить природоохранительные знаки.

В конце занятия дети , держа знаки в руках, читают стихи «Земля – наш общий дом » .

Я очень удивилась,

Узнав, - Земля – наш общий дом !

Живут в нем звери, птицы,

И мы с тобой живем.

Земля – наш дом огромный ,

В нем много этажей

Для жителе подводных

И для лесных ужей.

Для всех квартир хватило :

Для буйволов и коз,

Для сов и крокодилов,

Для зайцев и стрекоз.

Земля – наш дом огромный ,

И пусть сооружен

Он не из плит бетонных,

Но суть совсем не в том.

А в том, что мы – соседи,

И мы должны сберечь

Оленей и медведей.

Об этом наша речь!

Итог занятия .

Как называется наша планета ? (Земля )

Как называется наша страна? (Беларусь)

У нас много озер и рек, значит, она какая? (синеокая)

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Земля – наш общий дом»

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

2. Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

3. Закрепить понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже – вода, свет, воздух.

4. Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

Материал: мяч, символы (человека, животных, рыб, птиц, насекомых, растений), карта Земли, глобус, стихи, загадки, символы (солнце, воздух, вода),

карусель с ленточками, карточки из альбома «Береги живое» (1 и 2 часть).

Словарная работа : глобус, планета Земля, заповедник, суша, живая – неживая природа.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.

Ход занятия:

Ребята! Я предлагаю вам отправиться в мир природы.

Как вы думаете, что такое мир природы? (это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения).

Этот мир такой разнообразный и неповторимый.

А сейчас мы с вами поиграем. Для этого надо встать в круг. Игра называется «Живая и неживая природа». Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, рыбы и т.д.) и неживой (небо, земля, камни и т.д.) природы.

У каждого человека есть свой дом, у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом (выкладываю на доске символы).

Ребята, а как можно назвать наш общий дом? (земля). Вывешиваю карту Земли.

Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

Что это такое? (глобус)

Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем много узнать о нашей планете, например, какой формы Земля? (круглая, похожая на шар)

Есть ли на нашей планете суша? (да)

Каким цветом она обозначена на глобусе? (коричневым, светло – коричневым, жёлтым, зелёным)

Много ли на нашей планете воды? (больше, чем суши)

Каким цветом она обозначена на глобусе? (синим, голубым, белым)

Наша планета самая красивая из всех планет.

Какие ещё планеты вы знаете? (Венера, Марс, Юпитер, Меркурий и др.), но жизни на этих планетах нет, потому что нет воздуха и воды.

Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Дайнеко (читаю):

«Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём,

Природою родной земли

Зовётся этот дом».

Природа имеет важное значение в жизни каждого человека, ведь кроме красоты и прекрасного настроения она даёт человеку то, без чего жить невозможно. А что именно вами подскажут загадки:

«Ну – ка, кто из вас ответит?

Не огонь, а больно жжёт,

Не пекарь, а печёт?» (солнце)

Вывешиваю символы.

Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (нет)

Почему? (ответы детей)

«Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, и всё же

Без него прожить не можем» (воздух)

А без воздуха можем мы прожить? (нет)

Почему? (воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут).

Почему на картинке ничего не изображено? (потому что воздух – невидимый). Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.

Следующая загадка:

«Меня пьют, меня льют, всем я нужна, кто такая я...?» (вода)

Правильно. Вода для всех сегодня такая обычная и привычная.

Сможем мы прожить без воды? (нет)

Почему? (ответы детей)

Без воды невозможно существование всего живого:

«Повсюду, где бежит вода,

Цветёт земля, цветёт страна…»

Вот что даёт природа всему живому для жизни: это воздух, солнце, вода. Раз ярко светит солнце, журчат ручьи и вокруг свежий воздух, я предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Карусель» с ленточками. Под музыку и стихи, дети, взявшись за ленточки, вращают карусель. Карусель останавливается на станциях «Дикие животные», «Ядовитые грибы и растения», «Лекарственные растения» и др., где дети называют, что относиться к каждой группе.

Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше.

Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев и т.д.?

Конечно, нет. Человек живёт в природе, от природы зависит его жизнь.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.)

А всегда ли человек помогает природе?

Может ли он губить природу? Как? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух и т.д.)

Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек, не учитывая законы природы, наносил огромный вред животному и растительному миру.

Но человек умеет исправлять свои ошибки, и в нашей стране создали заповедники.

Что такое заповедник? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, птицы, рыбы охраняются государством. Место, где природа имеет право жить по своим законам. Это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, которым каждый может гордиться.

Что запрещается делать в заповеднике? (рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотиться на животных)

А что разрешается делать? (дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам)

Человек на Земле умный и сильный, и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на планете Земля.

«Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой,

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек»

В тебя мы верим – не солги,

ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу Вас, сберегу!»

Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. Человеком – Великаном.

А сейчас я вам раздам карточки и мы вспомним правила поведения в природе.

Как надо правильно себя вести во время отдыха на речке, в лесу, на лугу (дети выходят с карточками и рассказывают по ним правила).

А ещё, ребята, мы с вами знаем много пословиц о природе, давайте их назовём.

Сегодня, ребята, я решила посвятить вас в «Юные друзья природы». Друг природы – это человек, который любит, бережёт и охраняет её. Вручаю вам медаль «Юные друзья природы».

Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Почему? Что будете для этого делать?

Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия?

Какие будут ваши действия или как вы поступите, если увидите, что ваши друзья, соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки (ответы детей).

Молодцы! Спасибо за занятие!

Использованная литература:

1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т. «Программа воспитания

и обучения в детском саду» - М.: Просвещение.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе. Экология» - Учитель, 2008.

4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Минск: Асар, 1996.

5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

6. Николаева С.Н. «Юный эколог».

Задачи :

Расширять представление детей о том, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;

Закрепить понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же : вода, солнце, воздух;

Развивать у детей познавательный интерес к природе, воображение, образное мышление;

Формировать стремление беречь свой общий дом , как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;

Развивать экологическую культуру дошкольников;

Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, природе;

Воспитывать интерес изучению природы Кубани.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Земля - наш общий дом»

Задачи :

Расширять представление детей о том, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;

Закрепить понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же : вода, солнце, воздух;

Развивать у детей познавательный интерес к природе, воображение, образное мышление;

Формировать стремление беречь свой общий дом , как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;

Развивать экологическую культуру дошкольников;

Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, природе;

Воспитывать интерес изучению природы Кубани.

Материалы и оборудование : мультимедийная установка, слайды, (человек, животные, рыбы, птицы, насекомые, растения, вода, солнце, воздух, символические изображения, глобус, стихи, загадки, мяч.

Словарная работа : глобус, планета Земля , заповедник, суша, живая и неживая природа.

Предварительная работа : рассматривание презентации «Планета – Земля » , иллюстраций из альбома о природе, дидактические игры, загадывание загадок, заучивание стихотворений, пословиц, чтение художественной литературы о природе.

Ход занятия:

1. Организационная часть. (На фоне тихой музыки воспитатель читает стихотворение)

Слайд № 1-3 (Осенний лес) Быть может, вся природа -

Мозаика цветов?

Быть может, вся природа -

Быть может, вся природа -

Лишь числа и черты?

Быть может, вся природа -

Желанье красоты?.

К. Бальмонт

Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

(Ответы детей)

– Я предлагаю, вам отправиться вместе со мной в загадочный и интересный мир природы. Как вы думаете, что это такое?

Дети : Это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения.

2. Основная часть.

Воспитатель : Этот мир такой разнообразный и неповторимый, загадочный и до сих пор не изученный. Но вы, же уже много знаете об окружающем нас мире. И сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Живая и неживая природа» с помощью нашего интерактивного оборудования.

Дети по очереди нажимают на картинки (живой – птицы, растения, рыбы, животные и т. д. и неживой природы – камни, небо, земля , песок, сосулька ит. д.) правильный ответ смайлик улыбается, ответ не верный – смайлик грустит) (Приложение 1)

Воспитатель : У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного то же и у насекомых, цветов и деревьев есть дом. (Выкладываются на доске символы) . А как можно назвать наш общий дом ? (Ставится глобус) .

Слайд № 5 (Земля из космического корабля)

Дети : Земля .

1-й ребенок : Наше общежитие – Земля ,

А ещё научнее – планета.

Никому, нельзя, ребята

Забывать когда-нибудь про это!

2-й ребенок : Наше общежитие – моря,

Родники, ручьи, озёра, реки-

Родина, короче, говоря

Данная однажды и навеки…

Слайд № 6 (Солнечная система)

Воспитатель : Наш общий дом – это планета Земля , которая вращается вокруг солнца. Что это такое?

Дети : Это глобус.

Воспитатель : Глобус – это макет нашей планеты. Глобус придумали и сделали люди для того, чтобы дети имели представление о нашей Земле , как планете. Какой формы наша планета?

Дети : Она похожа на мяч, шар, она круглая…

Слайд № 7 (планета Земля - крупно )

Воспитатель : - Ребята, а почему глобус окрашен в разные цвета?

Перечислите их.

А как вы думаете, каким цветом обозначена суша?

Каким цветом вода?

А чего больше на нашей планете суши или воды?

Дети : Суша тёмная, зелёная, жёлтая, светло-коричневая, коричневая.

Дети : Вода обозначена, синим и голубым цветом.

Дети : Воды больше, чем суши.

Слайд № 8 (планета Земля из космического корабля)

Воспитатель : Планета Земля - самая красивая планета в нашей солнечной системе. Земля - это общий чудесный дом для всех. Она единственная планета, на которой есть жизнь. Обратите внимание на экран. Планету окружает голубая оболочка. Как вы думаете, что это?

Дети : Это воздух, которым мы дышим.

Воспитатель : Конечно, без воздушной защиты не было бы и жизни на Земле .

Ребёнок : И. Дайненко

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живут в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

Воспитатель : Природа кроме красоты и прекрасного настроения, даёт человеку то, без чего жизнь невозможна. Узнаем, ответив на загадки :

Не огонь, а больно жжёт.

Не пекарь, а печёт.

Дети : Солнце. (Выставляются символы : солнца, воды, воздуха) (Приложение 1)

Воспитатель : Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, и всё же

Без него прожить не можем.

Дети : Воздух

Воспитатель : Меня пьют, меня льют,

Всем я нужна, кто такая я?

Дети : Вода.

Воспитатель : Вот, что даёт природа всему живому для жизни.

Слайды № 9 – 14 (Солнце. Вода : океан, море, река, ручей, роса, дождь, айсберг, снег. Воздух).

Воспитатель : - А сейчас поиграем в игру «Летает, плавает, передвигается по суше» .

Как вы думаете, сможет человек жить один на Земле , без животных, птиц, растений, насекомых, деревьев? Конечно, нет. От природы зависит жизнь человека.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Дети : Да, зависит. Потому, что люди оберегают животных, сажают леса, очищают реки, кормят птиц, создают заповедники.

Слайды № 15 – 20 (Фото природы и редких животных и птиц Краснодарского края, фото детей группы, сажающих растения, кормящих птиц с родителями)

Воспитатель : Люди могут приумножать природу, а могут погубить оставшееся. Но человек может исправлять свои ошибки и как вы правильно сказали, создаёт заповедники. А сейчас мы с вами вспомним правила поведения в природе. (показ рисунков)

Если только захотите

Вы природе помогать,

Лучше правила учите, -

Чтобы их не забывать!

(Инсценировка стихотворения)

1-й ребенок : В лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Из рогатки не стрелять, -

Ты пришёл не убивать.

2-й ребенок : Ветки дуба не ломать,

Мусор с травки убирать.

Бабочки пускай летают.

Но кому они мешают.

3-й ребенок : Огонь – враг леса, он хитёр, -

Не разводи в лесу костёр!

4-й ребенок : Не рви цветы и не топчи траву,

Не обрывай с кустов листву.

Не мни зелёную былинку,

В лесу ходи лишь по тропинке.

5-й ребенок : В лесу всем птицам помогай,

А птичьих гнёзд – не разоряй!

6-й ребенок : Муравьиный дом в глуши,

Ты его не тормоши.

Муравьишкам помоги –

Домик их огороди.

7-й ребенок : Не обижай в лесу зверей.

Вести себя достойно просим…

В лесу, запомни, -

Мы лишь гости!

Воспитатель : О Земле – матушке , русский народ сложил много пословиц и поговорок.

А давайте сейчас поиграем в игру «Дополни пословицу» .

(воспитатель называет первую часть, дети концовку)

Без хозяина Земля - круглая сирота .

Накорми Землю - она накормит тебя .

Рощи да леса - родного края краса.

Судьба природы - судьба Родины.

Без дождя и трава не растёт.

3. Заключительная часть.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Чтобы сберечь нашу планету Земля , надо быть умными и добрыми.

Есть одна планета - Сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы – только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету, -

Ведь другой такой на свете нету!


Конспект

Логопедического занятия по коррекции ОНР

с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий

(подготовительная группа)

Тема: «Земля – наш дом, мы хозяева в нем»

Цель: уточнить, закрепить и расширить представления детей о планете Земля, о месте человека на этой планете и его взаимодействии со всем окружающим.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развивать общие речевые навыки;

Совершенствовать навык самостоятельного построения умозаключений;

Развивать связную речь;

Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением;

Развивать офтальмокинез;

Развивать зрительное внимание и память;

Совершенствовать звуковой и слоговой анализ;

Развивать буквенный синтез, осуществлять профилактику дисграфии, формируя образ

Слова.

Образовательные задачи:

- совершенствовать умение грамотно строить предложение, отвечать «полным ответом»;

Закрепить знания о понятиях «звук», «буква»;

Совершенствовать умение образовывать слова с противоположным значением;

Развивать навык чтения.

Воспитательные задачи:

- воспитывать познавательный интерес к занятию, игре;

Воспитывать умение слушать и слышать обращенную речь;

Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы;

Формировать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего

Занятия.

Оборудование: компьютер, экран для проекций, мяч, конверты с буквами, конверты с картинками к стихотворению, презентации для занятия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент .

Логопед: Сегодня в детский сад почтальон принес конверт. На нем написано «Детям группы Цветики» и изображено какое-то существо. Как вы думаете, кто это?

Дети: Это Лунтик.

Логопед: Открываем конверт. А тут письмо. (Во время чтения логопедом письма на экране появляются картинки)

«Здравствуйте, ребята. Я, думаю, вы узнали меня. Я – Лунтик. (На экране – картинка - Лунтик) Живу я на Луне. Я случайно оказался на вашей планете . (На экране – Лунтик появляется на планете Земля) Здесь у меня появилось много замечательных друзей, и мне очень понравилась ваша планета . (На экране – картинка – Лунтик и его новые друзья) Но, к сожалению, мое пребывание на ней подходит к концу и мне надо возвращаться обратно. А еще я узнал, что скоро вы пойдете в школу, но я не знаю, что такое школа и зачем туда надо ходить. Расскажите мне, пожалуйста, об этом, и еще я хотел бы узнать больше о вашей чудесной планете. Свое сообщение отправьте мне, пожалуйста, с первым спутником, который полетит к Луне. Заранее вас благодарю! »

  1. Логопед: Дети, давайте поможем Лунтику и расскажем ему, что же такое школа.

Инсценировка «Что такое школа?»

(Дети по цепочке читают стихотворение, на каждую строчку которого на экране появляется картинка, соответствующая смыслу произносимой фразы).

Что такое школа?

Это много классов, много света.

В классах учатся ребята.

Школа знаньями богата.

Приглашает всех учиться,

Только просит не лениться.

  1. Логопед: А на какой же планете находится наша школа?

Дети: Наша школа находится на планете Земля.

Логопед: Как называются жители нашей планеты?

Дети: Жители нашей планеты называются земляне.

Логопед: Правильно. А теперь внимание на экран. Прочитайте предложение, которое там появилось.

Дети: « Земля – наш общий дом».

Логопед: Да, ребята, наш дом планета Земля. Мы, люди, живем на ней. А кто еще живет вместе снами на планете Земля?

Дети: Птицы, рыбы, животные, насекомые, растения.

Логопед: Правильно. Вместе с нами на планете земля живут растения, рыбы, насекомые, птицы, различные животные. (На экране появляются называемые существа и объекты) Подумайте и скажите: кто важнее всех в этой жизни на планете Земля?

Инсценировка «Кто важнее всех на земле?»

1 ребенок : Я - солнышко, самое главное. Всем нужно мое тепло.

2 ребенок: Я – вода, главнее. Без меня вы погибнете от жажды.

3 ребенок: Я - воздух, все живое дышит. Без меня не было бы жизни, я самый важный.

4 ребенок: Я – почва. Я самая важная. Без меня ничего не вырастет.

5 ребенок: Я – растение, земли украшение. Я главнее, я на тебе расту.

6 ребенок: Я – насекомое. Я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян.

7 ребенок: Я – заяц, травоядное животное. Тебя, растение, съем, значит, я важнее.

8 ребенок: Я хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

9 ребенок: Я – человек, могу управлять водой и ветром, распахать землю, посадить растения, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.

Логопед: Так кто же самый главный на нашей планете? (Выслушиваются ответы детей)

  1. Логопед: Да, дети, на планете Земля мы все зависим друг от друга. Поэтому надо жить дружно и беречь природу. Солнышко согревает нашу землю. Давайте пальчиками покажем и расскажем об этом.

Пальчиковая гимнастика:

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки.

Солнышко, солнышко

Разбросай колечки.

Мы колечки соберем.

Золоченые возьмем.

Покатаем, поваляем.

И назад тебе вернем.

  1. Логопед: Солнце светит для всех на нашей планете. Давайте немного поиграем в игру «Солнце светит для всех». (Дети встают в круг, логопед - в центр этого круга)

Логопед: Я бросаю мяч и называю слово, а вы, возвращая мне его обратно, должны назвать слово с противоположным значением.

Игра с мячом «Солнце светит для всех».

Солнце светит и для бедных и для богатых, для злых и для ….., для грустных и для …., для больных и для…., для маленьких и для …., для ленивых и для …., для высоких и для…., для друзей и для…., для старых и для …, для трусливых и для…..

  1. Логопед: Продолжим наш разговор о планете Земля. А какую геометрическую форму имеет планета Земля?

Дети: Земля имеет форму шара.

Логопед: Почему Землю называют голубой планетой?

Дети: Потому что на ней много воды.

Логопед: Правильно на планете Земля много воды. Это океаны, моря, реки и озера. А на суше живут люди. На планете Земля живут разные народы и говорят они на разных языках, например, японцы на японском. А как вы думаете, на каком языке говорят французы? англичане? китайцы? (Выслушиваются ответы детей) А на каком языке говорим мы с вами?

Дети: Мы говорим на русском языке.

Логопед: В детском саду вы научились чисто и красиво говорить, правильно произносить все звуки, познакомились с русской азбукой. Давайте расскажем про это стихотворение.

(Дети по строчке (или хором) читают стихотворение)

«Много звуков есть на свете…»

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Звуки четко произносим,

Слушаем внимательно.

Буквы правильно читаем,

Пишем их старательно.

  1. Логопед: В космосе кроме нашей планеты солнце освещает и другие планеты и космические объекты. Назовите, какие планеты и космические тела и объекты вы знаете?

Дети: Марс, Венера, Сатурн, кометы, спутники….

Логопед: Правильно. Но все эти планеты находятся так далеко от нас, что рассмотреть их можно только в телескоп. Для этого надо иметь хорошее зрение. А чтобы зрение было хорошим надо делать гимнастику для глаз.

Глазодвигательное упражнение «Индеец Зоркий глаз».

Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы; вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Широко открыли глаза (5 секунд), закрыли (5 секунд). Быстро поморгать глазами в течение 10 секунд.

  1. Логопед: Вокруг Солнца в космосе вращается много планет и космических тел. В этих конвертах названия некоторых из них. Но все буквы перепутались. Давайте, попробуем вернуть их на место.

Игра «Собери слово».

Дети вынимают из конвертов буквы и складывают слова МАРС, ЛУНА, ЗЕМЛЯ, САТУРН, ракета, спутник. (После того, как дети сложат слова и прочитают их, на экране появляются картинки-изображения данных объектов .)

  1. Логопед: Посмотрите на экран. Что это за кружочки на нем появились? Как называются эти кружочки? (На экране появляется звуковая схема слова Сатурн)

Дети: Звуковая схема.

Логопед: Посмотрите внимательно на картинки-изображения на экране и скажите, какой картинке соответствует эта звуковая схема.

Дети: Это слово САТУРН.

Логопед: Правильно. Назовите каждый звук в этом слове. (Дети по очереди называют звуки в слове Сатурн и дают им характеристику: гласный или согласный, если согласный, то глухой или звонкий, твердый или мягкий.)

  1. Логопед: О космических телах и объектах люди узнают, не только глядя в телескопы, но и сами совершают космические путешествия. Как называются люди, летающие в космос?

Дети: Люди, летающие в космос, называются космонавтами.

Логопед: Правильно. А каких людей берут в космонавты?

Дети: В космонавты берут только самых сильных, выносливых, умных людей.

Логопед: Покажите и расскажите, что для этого нужно делать.

Речь с движением «Готовимся в космонавты».

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (бегут на месте)

Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседают и встают)

И гантели поднимать. (изображают упражнения с гантелями)

Станем сильными, и завтра (руки на поясе)

Всех возьмут нас в космонавты. (маршируют на месте)

  1. Логопед: Молодцы, ребята. А сейчас посмотрим, хватит ли у вас терпения и выносливости для того чтобы выполнять эти упражнения достаточно долго.

Игра «Выполни упражнение»

Логопед: Я буду называть слова, и показывать упражнение 1 раз, а вы должны повторить это слово и выполнить упражнение столько раз, сколько слогов в произнесенном мною слове.

(Несколько детей по очереди проговаривают слова и одновременно выполняют упражнения) : ЗЕМ – ЛЯ, ПЛА – НЕ – ТА, РА – КЕ – ТА, КОС – МОС, КО – МЕ – ТА,

ЗВЕЗ – ДЫ, ЧЕ – ЛО – ВЕК.

  1. Логопед: Правильно, для того чтобы стать покорителем космоса надо много и хорошо учиться и заниматься спортом. И это у вас еще все впереди. А сейчас мы можем пока только помечтать, глядя в темное ночное небо, полное звезд.

Мнемотехника «Космонавт»

(Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу Логопед читает стихотворение, сопровождая его показом на экране картинок таблицы, появляющихся по мере прочтения каждой строчки. Затем таблица убирается. Детям раздаются конверты с набором картинок, и предлагается разложить их в той же последовательности, как они появлялись на образце. Далее логопед еще раз читает стихотворение, и затем опрашивается несколько детей. Как вариант: произнесение детьми по очереди каждой строчки стихотворения с опорой на таблицу.)

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

  1. Логопед: Молодцы. Я думаю все, о чем вы рассказали мы, можем написать Лунтику.

Он прислал вам вот эти маленькие подарки с пожеланием:

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудут.

Пусть будет добрым ум у вас

И сердце добрым будет!


Му ниципальное автономное учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»

города Новотроицка Оренбургской области

Конспект обобщающего занятия

по теме:

«Земля- наш общий дом»

Составитель:

Шухлина Людмила Александровна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

МАУ ДО «ЦРТДЮ г. Новотроицка»

г. Новотроицк 2016 г

Обобщающее занятие по теме «Земля- наш общий дом»

т/о «Занимательная экология»- 2 год обучения

Возраст обучающихся- 4класс

Тип занятия: занятие- проект

Форма проведения: презентация проекта

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, стенд с работами обучающихся по теме занятия, раздаточный материал.

Познавательная цель: Создание условий для формирования нравственных основ экологический культуры обучающихся.

Развивающая цель : Создание условий для развития у обучающихся умения самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации для формирования умения проектно- конструкторской деятельности.

Воспитательная цель : воспитание бережного, гуманного отношения к окружающей природе, экологического мировоззрения и чувства ответственности за будущее Земли.

Задачи:

- привлечь внимание обучающихся к проблемам охраны окружающей природной среды;

- формировать представление обучающихся об экологической грамотности.

- обучить правилам и приемам защиты проекта.

Формирование УУД:

Личностные действия : внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.

Регулятивные действия : определять цель своей деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценивать выполнение своего задания.

Познавательные действия : самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, ставить проблему и решать ее, наблюдать и самостоятельно делать простые выводы в ходе работы над проектами.

Коммуникативные действия : соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, адекватно реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблем.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

Введение в тему.

Педагог: Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Надеюсь, я выражу мнение всех ребят, что мы очень рады видеть вас у нас в гостях!

Начать наше сегодняшнее занятие мне бы хотелось с небольшого видеоролика.

(видео - ролик “Земля- наш общий дом”)

II . Определение темы занятия.

Педагог : Посмотрев видео – ролик и вспомнив материал, который мы изучали на предыдущих занятиях, кто может сказать, о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии?

(ответы обучающихся)

/Слайд 1/ Земля- наш общий дом - тема занятия.

Педагог: Правильно! C егодня мы будем говорить о нашем общем доме, в котором мы живем,о том, что планете нашей угрожает опасность. Ведь «Планета Земля – наш общий дом» и все мы должные ее беречь, заботиться о ней.

Педагог : Мы с вами закончили большую интересную, очень познавательную тему, которая называется «Экология планеты Земля».

Педагог: Скажите какую работу мы с вами уже провели работая над данной темой?

Ответы детей:

    изучали проблему защиты окружающей среды в различных источниках;

    делали небольшие доклады по данной теме

    провели конкурс рисунков “Сохраним свою планету”

    написали сочинение на тему «Земля - наш дом родной»

Педагог : Хорошо, ребята. Все ваши работы представлены на нашем стенде. И сегодня цель нашего занятия обобщить, закрепить те знания, умения, которые мы не только приобрели, но добыли путём личных исследований, представленных в нашем экологическом проекте «Земля- наш общий дом».

II I Утверждение тематики проекта.

Педагог : Скажите ребята, в вашем понимании, что такое дом?

Ответы детей : где приятно, безопасно, уютно.

Педагог : Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитатели водных просторов имеют дом?

Ответы детей: Да.

Педагог : Где их дом?

Ответы детей: в небе, в земле, в воде, среди лесов, полей, льдов и снега.

Педагог : Каким одним словом можно назвать их дом?

Ответы детей : природа

Педагог : Скажите, а какое значение имеет человек к природе?

И вообще является ли природа нашим домом?

Ответы детей : люди часть природы. И оттого как мы относимся к природе зависит ее будущее состояние.

IV. Актуализация знаний. Реализация проектной деятельности.

Педагог : Мы с вами живем в 21 веке. Человечество может гордиться своими достижениями в области науки, техники, искусства, медицины, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

Педагог : Скажите, что обозначает это слово?

Ответы детей : ЭКОЛОГИЯ – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей среде.

/Слайд 2/ (Что такое экология)

Педагог: Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт.

Ответы детей:

Педагог : Скажите, без чего невозможна жизнь на планете земля?.

Ответы детей: Без солнца, воздуха, воды, почвы

/Слайд 3/ (Жизнь на планете Земля невозможна без: воздуха, воды,солнца, почвы)

Педаго г: Давайте проследим связь между природой и жизнедеятельностью человека. И в этом нам помогут наши эксперты, которые тщательно исследовали каждый вопрос.

(представление экспертов)

Педагог : Слово имеют эксперты в области солнца:

/Слайд 4/ (эксперты по солнцу)

/Слайд 5/ Солнце.

1 уч-ся: Солнце – это огненный шар, это звезда, представляющая собой сгусток раскалённого газа.

2 уч-ся: Внутри него, в ядре, в самом сердце солнца происходит постоянное движение между частицами водорода, которые при столкновении друг с другом образуют гелий.

3 уч-ся: В результате этого оно богато теплом и светом, что очень важно для нас и всего живого.

1 уч-с я: Кто скажет чем же для нас так важно Солнце?

/Слайд 6/ (Значение солнца для человека)

Ответы детей:

    Смена дня и ночи.

    Смена времён года.

    Рост и развитие растений.

    Настроение и работоспособность.

    Отдых (купаемся, загораем).

2 уч-ся : Но солнце нас не только радует, но и пугает:

/Слайд 7/ (Интересные факты)

    Стали не редки случаи облучений, которые приводят к заболеванию кожи.

    Участились пожары.

    От высокой температуры и жары у пожилых людей не выдерживает сердце.

    Грядёт глобальное потепление, изменяется климат Земли.

3 уч-ся. Мы тоже взволнованы этими проблемами и своё отношение мы выразили в рисунках, представленных на нашем стенде (показывает рукой) С этой выставкой мы планируем познакомить всех желающих, посещающих Центр дополнительного образования, чтобы они тоже прониклись этой важной проблемой.

Педагог : Спасибо ребята за интересные факты. Есть какие то вопросы к нашим экспертам.

Педагог : Прежде чем я приглашу следующих экспертов нашего проекта отгадайте загадку. О чём они поговорят с вами?

В морях и в реках обитает и часто по небу летает

А как наскучит ей летать на землю падает опять (вода)

С нами поделятся своими знаниями эксперты по воде (представление экспертов)

/Слайд 8/ (Эксперты по воде)

1уч-ся Вода – самое обычное и в тоже время самое удивительное вещество на Земле. Её химическая формула проста Н2О. Она состоит из водорода, кислорода и минеральных солей. Но именно от её запасов зависит климат нашей планеты. Без воды жизнь не возможна.

/Слайд 9/ (состав воды)

2 уч-ся

Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде! Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!

3 уч-ся .Водяные пары нежно окутывая Землю, сохраняют тепло, как ватное одеяло. Только вода без труда переходит из одного состояния в другое и наоборот.

1уч-ся . Кто скажет: Чем для нас важна вода?

/Слайд 10/ (вопрос:Чем для нас важна вода?)

Ответы детей:

    В воде обитает множество животных – это их дом.

    Вода моет: людей, машины, города, фабрики……

    Вода – это дорога (корабли, баржи.)

    Вода нам нужна дома.

    Вода – врач (очищает кровь и выводит вредные вещества).

    Вода – отдых (снимает стресс, усталость, напряжение

/Слайд 11/( запасы воды)

2 уч-ся Учёные подсчитали, что 98% всех запасов воды составляет солёная вода. 2% - ледники в Антарктиде и всего лишь 0,02% - это запас пресной воды, которая так необходима нам.

3 уч-ся : Нам не безразлична эта проблема. Тому свидетельство наши сообщения по теме: «Вода- источник жизни на земле», которые размещены на нашем стенде.

/Слайд 12/ (интересные факты из сообщений обучающихся)

Педагог : Есть вопросы к экспертам по воде? Спасибо экспертам. Какой же сделаем вывод?

Ответы детей : берегите воду.

ФИЗПАУЗА «Приведём планету в порядок»(Музыка на слайде)

Педагог : прежде, чем мы продолжим слушать следующих экспертов, предлагаю вам немного отдохнуть и помочь привести нашу планету в порядок. Что нам для этого понадобится? Какие предметы?

/Слайд 13/ . (ведро, тряпка, метла, совок, грабли)

Педагог : А лично для вас что потребуется? (фартук, платок перчатки и хорошее настроение)

Все готовы? Начинаем! (дети показывают движениями, как привести в порядок планету).

- Завязали платок-бандану.

- Надели фартук и перчатки.

Посмотрите, кто-то уронил бумажку, поднимите. Справа, слева, впереди.

Взяли метлу. Подметём улицу. Хорошо метём, чисто.

Возьмите грабли, причешите травку. Зелёная, пушистая, красивая.

Налейте в ведро воды. Намочите тряпку, полощем её, хорошенько отожмите.

- Протрите небо, облака, солнышко.

Посмотрите, ничего не забыли? Нет. Ай да молодцы!

Какая красота! Солнышко ярче улыбается и вы улыбнитесь друг другу.

Педагог: Подумайте, о чем дальше пойдет речь?

Мы его не замечаем

Мы о нём не говорим

Просто мы его вдыхаем

Ведь он нам необходим (воздух)

Педагог : Сейчас мы выслушаем экспертов которые нам расскажут о проблемах воздуха: (3 человека)

/Слайд 14/ (эксперты по воздуху.)

1уч-ся .Что бы понять на сколько важен человеку воздух сравним: без солнца человек будет жить, но будет болеть и голодать, без воды сможет прожить только 5 дней, а без воздуха? (песочные часы)

/Слайд 15/ (значение воздуха для человека)

Проведём эксперимент : зажмите нос, сколько вы продержитесь? (одну-две минуты).

2уч-ся .Воздух это атмосфера, это воздушная оболочка, которая защищает нашу землю от избытка тепла и холода, от солнечной радиации и метеоритов. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели, а лучи солнца сожгли всё живое.

3.уч-ся Человеку необходимо для дыхания 600литров кислорода только на один день. Но в процессе деятельности человека происходят загрязнение воздуха. За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5миллиардов тонн.

1 уч-ся Скажите: Какие источники загрязнений вам известны?

Слайд 16 (вопрос:Какие источники загрязнений вам известны?)

Ответы детей :

    Фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу из труб ядовитые газы, сажу, пыль.

    Автомобили выделяют выхлопные газы.

    Мусор выделяет вредные вещества.

    Уничтожаются леса, цветы, травы.

Педагог : Какой сделаем вывод?

Ответы детей : берегите воздух

2 уч-ся Эту проблему мы отразили в своих книжках-самоделках, где исследовали интересующие нас вопросы.

(дети показывают присутствующим книжки- самоделки)

Педагог : По таинственным законам, непонятным до сих пор,

Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.

Баклажаны синие рядом с желтой дынею.

А земля – черным – черна, а земля для всех одна.

Педагог : Наши эксперты в области почвы исследовали эту проблему и сейчас поделятся своими знаниями.

/Слайд 17/ (Почва)

1уч-ся. Почва – природное богатство. Почва – это верхний плодородный слой земли, обладающий плодородием, образование которого происходило в течении длительного времени в процессе взаимодействия растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа.

2 уч-ся: Почва пронизана корнями растений. На одном квадратном метре почвы обитает более тысячи разных видов живых организмов. Это: кроты, дождевые черви, клещи, насекомые и их личинки.

/Слайд 18/ (значение почвы)

3 уч-ся : Кто скажет: Почему же почва это богатство?

Ответы детей:

    От неё зависит урожай, а значит питание не только людей, но и животных, насекомых.

    Почва – среда обитания (это дом).

    Благодаря почве наш глаз радует зелёная растительность, которая успокаивает и расслабляет.

Педагог : есть вопросы к нашим экспертам.

V Обобщение.

Педагог : Ребята, какой вывод можно сделать из всего услышанного?

Ответы детей : В природе всё взаимосвязано. От нашего отношения к природе зависит ее будущее.

Педагог: Проблема защиты окружающей среды актуальна всегда и решается на государственном уровне. Президентом России был подписан указ и 2013 год в России официально был объявлен Годом охраны окружающей среды, с целью максимального вовлечения людей в охрану окружающей среды.

/ Слайд 18/ (экологический календарь)

Разработан специальный экологический календарь. Экологический календарь - один из способов привлечения внимания людей к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам, как на территориях отдельных регионов, так и на всем земном шаре. В дни, отмеченные в календаре, в разных уголках Земли проходит обсуждение данных проблем, поиск путей их решения, проводятся различные природоохранные мероприятия. 20 марта – 5 июня – Общероссийские дни защиты от экологической опасности.

Педагог : Какие даты экологического календаря вы помните:

Ответы детей:

21 марта – Всемирный день Земли

1 апреля – Международный день птиц

5 июня – Всемирный день окружающей среды. День Эколога

Педагог : Ребята, а вы считаете себя знатоками природы. Ее защитниками?

VI. Самостоятельная работа в группах.

Педагог: Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живём на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились, притёрлись друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются природные законы.

В ходе игры мы повторим законы природы, узнаем о том, как сохранить природные богатства для себя и для тех, кто будет жить на Земле после нас.

/Слайд 19/ (Игра: Знатоки природы)

1 задание.

«Слово рассыпалось»

Из букв разрезной азбуки составить слова и объяснить их значение:

ЕЧОЛКЕВ - человек, ИРПОРАД - природа

Это и будет название ваших команд.

2задание.

А сейчас узнаем какие вы знатоки природы.

/Слайд 20 / (тест «Знатоки природы»)

Тест «Знатоки природы»

Выберите правильный ответ и составьте слово из полученных букв.

Тест(распечатать каждой команде или вывести на слайд)

1) Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

и) из-за пожаров и стихийных бедствий

б) из-за изменения климата на Земле

э) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей

2) Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

а) прозрачные

ж) бесцветные

к) чистые

3) От чего загрязняется вода в реках и озёрах?

ы) от использования воды в быту

р) от использования воды в производстве

о) от слива сточных вод заводов и фабрик

4) Что люди делают для спасения живой природы?

л) создают заповедники, ботанические сады

п) создают бульвары и скверы

м) создают фермы, пасеки и птицефабрики

5) Что такое заповедники?

о) это участки земли, где всякая природа неприкосновенна

ъ) это участки земли, где выращивают редкие растения

в) это участки земли, где обитает много зверей, птиц и насекомых

6) Овраги портят землю. Как уменьшить этот вред?

н) засыпать землёй

г) посадить на склонах деревья

ф) превратить овраг в свалку

7) Все знают, чем опасен автомобиль. Как уменьшить количество выхлопных газов?

ь) ходить пешком

и)ставить на автомобили специальные фильтры

ц) сажать деревья

8) Вокруг городов необходимо большое количество деревьев, для чего?

а) для красоты

я) для очищения воздуха

в) чтобы селились птицы и животные

Педагог : Какое получилось слово? (ЭКОЛОГИЯ)

3 задание.

Игра: «Это зависит от каждого из нас » .

Педагог: После произнесенной мной фразы вы должны поднять соответствующую табличку – «хорошо»- красную , «плохо»- зеленую

Загрязн ять вод у и воздух заводами и фабриками

Оставлять мусор в лесу

Развешивать кормушки и домики для птиц

- Заниматься б раконьерство м

+ Ставить о чистительные фильтры на трубах заводов

+ Сажать деревь я

Разруш ать памятник и природы и культуры

Оборудовать и очищать места отдыха

Ломать растения, срывать цветы

Оберегать и подкармливать животных и птиц

Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда

4 задание.

Собери пословицу.

У вас на столах лежат листочки с пословицами первая часть пословицы, написана в левом столбике, а вторую часть вам надо отыскать во втором столбике. Прочитайте и поясните, почему так говорят.

/Слайд 21/ (Пословицы)

Не высок лесок, а от ветра защита.

Возле леса жить - голоду не видать.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам

Растение - берегам спасение.

VI I. Итог занятия.

Педагог : Да, ребята, Земля наш общий дом.

Пока мал человек, этот дом кажется ему необъятным, удобным и надёжным. Взрослея, осознаёшь, что дому нужен заботливый хозяин. Что ясное небо и чистый дождь, ветер, безбрежный океан и тихий ручеёк, вековой лес и самая малая травинка, всякий зверь и птица, рыба и букашка – всё нуждается в любви и понимании. Всё должно жить.

Но жизнь не может быть полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей.

/Слайд 22/ (стихотворение о Земле)

Мы речь свою ведем о том,

Что вся Земля – наш общий дом -

Наш добрый дом, просторный дом -

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Педагог : А как вы, ребята, будучи еще юными защитниками природы можем ей помочь?

Ответы детей: соблюдать правила поведения в природе, сажать деревья,не мусорить и т.д.

Педагог : Ребята, вы хорошо защитили сегодня свой проект «Земля- наш общий дом», убедили друг друга в важности данной проблемы.

VIII . Рефлексия

Что для вас было самым трудным в данном проекте?

Каково ваше мнение, достигнута ли конечная цель проекта?

Кого бы вам хотелось, поблагодарить из ребят?

Педагог : А сейчас, давайте все встанем в круг, чтобы посмотреть друг другу в глаза, передать друг другу свою доброту. Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, помогает им. Добрый человек – любит природу, сохраняет ее и учит других соблюдать правила экологического поведения.

Звучит Песня о доброте на экране. Дети исполняют песню вместе с педагогом взявшись за руки.

Педагог : Так давайте же встав сегодня на этот путь «Дорогу добра», не сворачивать с него, и освещать своим, пусть маленьким солнышком – своей заботой, эту землю. Берегите себя и все то, что вас окружает. Учите этому своих сверстников, друзей, родственников и знакомых.

Педагог : всем детям дарит эмблемку «Защитник природы».

с правилами нахождения в природе.

Список используемой литературы .

1.Кулинич Г.Г. , Сценарии общешкольных и клубных мероприятий:

1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

2.Иллюстрированная энциклопедия природы:- «Эксмо»Филипп Кларк. Лора Хауэлл. Сара Хан, 2011.

3.Планета Земля: -Научно- популярное издание«Эксмо», 2014.

4. Ю.А.Школенко Эта хрупкая планета. – М.: ВАКО, 2012.