Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У" план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему. Конспект фронтального занятия в подготовительной группе. Звук и буква И Пальчиковая гимнас

Конспект занятия на тему «Закрепление знаний о звуке «А» и букве «А»

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия,проведенного студенткой 505 группы дефектологического факультета МПГУ Ястребовой Т.В. в группе №8 для детей с общим недоразвитием речи ДОУ№1043 Южного учебного округа г.Москвы

Цель: закрепить знания детей о звуке А и букве А.

Задачи:

1. Закрепить вырабатывание четкого произношения звука «а».

2. Закрепить умение вырабатывать множественное число существительные с окончанием А

3. Развивать слуховое внимание, употребление звука А изолированно, в слогах, в словах.

4. Закрепить выделение звука А из ряда гласных.

5. Закрепить знания о букве А.

6. Развивать мелкую моторику.

Оборудование:

Кукла, символ (карточка) звука «А», красный квадрат, карточка с буквой «А», картинки.

I. Организационный момент (3 минуты)

Логопед: - Вопросы к детям по теме фрукты. Сядет тот, кто правильно ответит на мой вопрос.

2. Введение в тему занятия: (2 минуты)

Логопед: Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, аист, арбуз, август

II. Основная часть.

3. Артикуляция звука . (4 минуты)

Логопед:- Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Логопед:- Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА». (на доску вывешивается картинка девочки с куклой)

4.Логопед: – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный квадрат– это символ всех гласных звуков, в том числе и звука «А». Так мы его будем обозначать.

5. Логопед: Кукла Аня приготовила вам игру, она называет Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:(3 минуты)

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

му-ма-му

на-ну-на

та-то-та

солнце, май, лицо, улица, зонт, палец

6. Логопед: – Кукла Аня забыла название картинок, давайте вместе поможем ей их вспомнить. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их, скажите, где звук А в начале или в конце. (3 минуты)

(на доску вывешиваются картинки и схемы: в начале или в конце слова звук)

Мышка, кошка, аист, арбуз, абрикос, автобус, слива, апельсин, книга, ангел, акула, жираф. Улитка, пчела.

7.Физкультарная минутка (3 минуты)

Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.

(ножки топать, после рукой показать в сторону) Аист отвечает: «Топай правой ногой, топай левой ногой.

(топнуть левой ногой, топнуть правой ногой) Шагни правой ногой, шагни левой ногой, вот тогда придешь домой! (шагнуть правой ногой, шагнуть левой ногой, ходьба на месте)

Логопед: Ребята, в каких словах вы услышали звук «А»,назовите их.

6. Образование множественное числа существительных с окончанием «А» (4 минуты)

Логопед: - Ребята, давайте поиграем в игру, «Один и много»

Я вам буду вывешивать картинку в единственном числе, а вы должны будете найти пару этой картинки,где много этих предметов. (например: окно - окна)

Дом - дома;

Лицо - лица;

Поезд – поезда;

Стекло – стекла;

Рог - рога;

Глаз - глаза;

Жеребёнок - жеребята;

Доктор - доктора;

Ребенок – ребята;

Котёнок - котята;

Ведро - ведра;

Яйцо - яйца;

Кольцо – кольца;

Слонёнок – слонята.

8. Знакомство с буквой «А». (2 минуты)

Логопед:- Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Логопед:- Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

Логопед:- Давайте вместе нарисуем букву А волшебным карандашом в воздухе.

9.Индивидуальная работа (4 минуты)

Логопед: Выкладывание буквы «А» из палочек.

Давайте попробуем сложить вместе.

10. Итог занятия, оценка детей. (1 минута)

Логопед:- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Санькова Христина Викторовна

Занятие №_____

Тема «Звук А»

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить детей со звуком [А], научить четко произносить звук [А], запомнить его артикуляцию, учить слышать его и выделять из ряда других звуков, учить определять направление звука в пространстве, учить выделять звук [А] в ударной позиции в начале слова..

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, слухового восприятия и внимания, фонематического слуха, мышления, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Предметные картинки, в названии которых есть изучаемый звук, рабочие тетради, контейнер с карандашами, зеркало на каждого ребенка, символы звуков (квадратики), погремушка.

Ход занятия

1. Оргмомент. Упражнение «Откуда раздался звук?»

Дети закрывают глаза. Логопед звенит погремушкой, а дети должны рукой указать, откуда слышен звук.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство со звуком [А].

Логопед предлагает детям прослушать ряд слов, при этом голосом выделяет звук [А] во всех этих словах.

Логопед: Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?

Логопед показывает детям и объясняет артикуляцию звука [А]: Когда мы произносим звук [А], то:

Губки в спокойном состоянии;

Ротик широко открыт;

Язычок спокойно лежит во рту;

Горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок руки детей лежат на горлышке).

После показа и объяснения логопеда дети правильно произносят звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.

4. Характеристика звука [А].

Логопед рассказывает детям о том, что звук [А] гласный (его можно петь, т.к. воздух на своем пути не встречает преграду). Для обозначения всех гласных звуков используется красный квадратик .

Логопед знакомит детей с символом звука [А]: девочка укачивает куклу и поет ей: ААА...

5. Фонетические упражнения.

а) произнести вслед за логопедом на плавном длительном выдохе:

Девочка укачивает куклу: аааааааа...

б) произнести вслед за логопедом отрывисто:

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? – А-А-А...

в) произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько раз логопед хлопнет в ладоши.

6. Упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [А]».

Логопед произносит разные звуки, а дети хлопают в ладошки тогда, когда услышат звук [А]:

а, у, о, а, а, п, а к, в, а, а...

7. Упражнение «4-й лишний»:

Логопед просит детей назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]): Апельсин, артист, суп, астроном.

8. Игра «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».

Логопед читает детям стихотворение и просит их договорить последнее слово в нем, а затем назвать первый звук в этом слове. Дети выполняют соответствующие движения.

Он большой, как мяч футбольный, Руки - полукругом перед собой.

Если спелый - все довольны. Поглаживают правой рукой животики. Так приятен он на вкус,

И зовут его - ... (арбуз)

9. Физминутка

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

10. Упражнение «Внимательные ушки»:

Логопед читает стихотворение и просит детей ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].

Что везешь, Автомашина? При перечислении фруктов дети пра-

Все, что есть на букву А: вой рукой последовательно загибают

Вот арбузы, апельсины, пальчики левой руки.

Абрикосы и айва.

11. Пальчиковая гимнастика.

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук

Много нас, а он один. в кулачок.

Эта долька - для ежа, Левой рукой поочередно загибать паль-

Эта долька - для стрижа, чики правой руки.

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

12. Работа в тетради.

Дети рисуют в антенну в тетрадях.

13. Итог занятия.


Татьяна Масасина
Конспект фронтального занятия «Звук [а]»

Тема : Звук [а] .

Цель : практическое усвоение четкого произношения звука [а] в речи ; выделение звука на слух из ряда звуков , слогов, слов.

Ход занятия:

1. Орг. Момент. Сядет тот, кто назовет части суток по порядку (времена, года, дни недели) ….

2. Предметные картинки : арбуз, астра, апельсин, аквариум, антилопа.

Назовите, что изображено на карточках. Какой первый звук вы слышите ?

3. Характеристика звука .

Звук тянется , поется, гласным зовется. Обозначаем красным квадратом.

4. Правильное произношение звука А

Хоровое проговаривание.

Индивидуальное.

2 полоски : длинная и короткая. А___

а а а а а а а …

5. «Поймай звук » . В потоке звуков : а, о, у, ы, о, а, у, и, а, о, ….

В потоке слогов : ам, ос, ко, уд, ав….

В словах : астра, суп, кино, алфавит…

6. «Запомни» . Запомнить и воспроизвести.

Акула – аптека, азбука – астра, арбуз – аптека – автобус, айва – Анна – Африка.

7. Итог. Какой звук мы учились правильно говорить? Дайте характеристику звуку [а] .

Оценка деятельности детей.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме «Звук У (знакомство)». Цель: Познакомить.

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [А], буква «А» Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: "Звук [а], буква А" Цель: знакомство со звуком [а],.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР «Звук [С] и буква С» Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: «Звук и буква С». Цели и задачи: Коррекционно-образовательные.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук Н» Конспект занятия в старшей логопедической группе: Звук «Н» Программное содержание: 1. Познакомить детей со звуком «Н». 2. Научить характеризовать.

Конспект фронтального занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе с ТНР «Звук [У]» Цель: формирование навыков элементарного звукового анализа; развитие фонематического слуха. Задачи: 1. Уточнить понятие «звук». 2. Познакомить.

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Звук и буква И»


Описание: конспект для логопедов подготовительно логопедической группы детей с ОНР

Тема: «Звук и буква «И»

Цель: актуализация представлений о звуке и букве «И».
Задачи:
закрепить представление об артикуляционном образе звука [И];
совершенствовать умение характеризовать звук по схеме;
учить выделять звук [И] из ряда гласных, слогов, слов;
развивать фонематическое восприятие;
совершенствовать навык определения позиции звука [И] в слове;
закрепить представления о зрительном образе буквы «И»;
совершенствовать навыки звукового анализа;
развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;
развивать мелкую моторику.
совершенствовать навык образования множественного числа существительных.

Оборудование: мнемотаблица загадки «Ослик», предметные картинки (ослик, ива, апельсин, индюк, коньки, калитка, сидящий человек), экран, план-схема описания гласного звука, мнемотаблица «Звук и буква», магнитные буквы, цветные магнитные круги, индивидуальные зеркала на подножке, звуковые линейки, кассы букв, таблички для печатания, прищепки.

Ход занятия:

I. Организационный момент:
Учитель-логопед: - Сядет тот, кто вспомнит слова, начинающиеся на звук [А] или [У].

II. Основная часть:
Учитель-логопед: - Ребята, посмотрите на мнемотаблицу и отгадайте загадку:
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(Ослик)

Учитель-логопед: - К нам на занятие пришел ослик Иа. Какой первый звук вы слышите в его имени? Ослик хочет проверить, что вы знаете о звуке [И].

Артикуляция звука [И]:
Учитель-логопед: - Ребята, ослик Иа предлагает вам взять зеркала и посмотреть на свои органы артикуляции, когда вы произносите звук [И] (раздаются зеркала). Предлагается произнести звук [И] и рассмотреть артикуляцию.
Учитель-логопед: - Посмотрите в зеркало. Произнесите протяжно: и-и-и. Почувствуйте, что делают губы, зубы, язык, голосовые складки.

Характеристика звука [И]
Учитель-логопед: - Расскажите ослику о звуке [И]:
1. Звук [И] - гласный, «живет» в красном домике.
2. Произносится с участием голоса (можно ощутить вибрацию голосовых складок).
3. Звук [И] можно петь, тянуть.
4. Обозначается красным кругом.
5. Губы растянуты в улыбке.

6. Воздух свободно выходит изо рта - калитка в заборе открыта.

Учитель-логопед: - Молодцы. Раз, два, три - зеркала все убери.

Игра «Поймай звук»
Учитель-логопед: - Ребята, Иа хочет проверить, насколько вы внимательны. Ослик будет произносить ряд звуков, слогов и слов. А вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [И]. Приготовились. Начали:
У, А, И, А, У, О, И, О, У, И.
ИК, ОМ, ИМ, АТ, КИ, ИТ.
ЕЛЬ, ИВА, ЯБЛОКО, ИНДЮК, КАЗАК, ИГОЛКА, СЛИВА, КАША, МЫШЬ, ФИЛИН.

Игра «Один-много»:
Учитель-логопед: - Ослик Иа принес мячик. Я назову предмет и брошу мяч. Кто его поймает, называет предметы, когда их много:
носок - носки, чулок - чулки, замок - замки, мелок - мелки, песок - пески, комок – комки, лепесток – лепестки, воротник - воротники.

Учитель-логопед: - Какой звук вы слышите в конце каждого слова?

Игра «Определи место звука в слове»
Учитель-логопед: - Ребята, Иа принес для вас картинки (выставляет предметные картинки). Назовите, что это. Что общего между этими словами? (Во всех словах есть звук [И]).
Учитель-логопед: - Ребята, давайте покажем Иа, как вы умеете работать со звуковыми линейками. Определим место звука [И] в слове индюк/ коньки/ апельсин.

Динамическая пауза:
(Пальчиковая гимнастика «Апельсин» под песню Е. Железновой «Мы делили апельсин»).
Учитель-логопед: - Апельсин - любимый фрукт ослика Иа. Споём ослику песенку про апельсин и поможем себе пальчиками:

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа, Загибание пальчиков, начиная с большого.
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас беда!!! Сжимают кулаки и прижимают их к груди.
Разбегайтесь кто куда!!! Перебирают пальцами по столу.
Зубкова Л.

Зрительный образ буквы «И»
Учитель-логопед: - Ребята, повторим по схеме: «Звук мы говорим и слышим, букву видим мы и пишем».


Учитель-логопед: - Какой буквой обозначается звук [И]? (Буквой «И»). Посмотрите - это буква «И». На что она похожа? (Предлагается рассмотреть картинки «На что похожа буква И»).



Повторим стихотворение про букву «И»:
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В. Степанов

Учитель-логопед: - Из скольких элементов состоит буква «И»? Запомните, что «И» – «правая» буква (предлагается рассмотреть мнемотаблицу «Левые и правые буквы»).
Учитель-логопед: - Найдите букву «И» у себя в кассе.
Учитель-логопед : - Нарисуйте букву «И» в воздухе (сидя и в полный рост).
Учитель-логопед : - Построим из пальцев букву «И»:
Указательные пальцы,
Словно столбики застыли.
Средний левый чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.

Учитель-логопед: - Сконструируйте букву «И» из прищепок.
Учитель-логопед: - Молодцы. Раз, два, три – в домики все убери.

Звуковой анализ и печатание слова из букв кассы:
Учитель-логопед: - Ребята, ослик приготовил для вас загадку:
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит,
Никому не говорит.
(Ива)

Учитель-логопед: - Напечатайте из букв кассы слово «ИВА». Кто хочет выйти к доске и сделать звуковой анализ слова «ИВА»? Остальные выполняют самостоятельно. Теперь проверяем, у всех также?

III. Итог занятия:
Учитель-логопед: – Молодцы, ребята. Ослику Иа очень понравилось у вас в гостях!
Учитель-логопед: - Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили? Какой буквой он обозначается? На что похожа буква «И»?
Учитель-логопед: - Иа приготовил для вас домашнее задание на стр. 6 в рабочей тетради «Пишем и читаем» (Коноваленко). Еще выучите загадку про ослика по мнемотаблице.

Поощрение детей. Прощание.

Организация: МАДОУ №9

Населенный пункт: г. Оленегорск

Обобщение пройденного материала о гласных и согласных звуках и буквах.

Образовательные:

1. Закреплять графические, зрительные образы гласных и согласных букв.

2. Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках.

3. Продолжать закреплять умение определять количество слогов в слове.

4.Упражнять в звуковом анализе слов.

5.Закреплять умения в составлении простых, с красивыми словами, с маленьким словом предложений.

Развивающие :

1.Развивать речь, внимание, мышление.

2.Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

1.Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

2.Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

1.Музыкальное сопровождение для подвижной игры «Внимание»

2.Словесный (вопросы, объяснение).

3.Наглядный (предметные картинки, интерактивный стол).

4.Игровой (подвижная игра)

5.Практический (упражнения).

Наблюдение за работой детей, помощь, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: предметные картинки, плакат «Разные буквы»

Раздаточный материал: карточки с кружками, предметные картинки, схемы для составления предложений, буквы.

Интеграция с другими образовательными областями.

1.Физ. культура: подвижная игра

2. Здоровье: проверка соблюдения правил рассаживания за столами.

3.Социализация: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить приходить друг другу на помощь.

4.Труд: помощь в раздаче раздаточного материала для занятия, уборка своего места.

5.Коммуникация: развивать речь, желание говорить красиво, правильно,

внимательно слушать друг друга и не перебивать.

I. Организационный момент.

(Л): – Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

(Л): - Вставайте в круг. Посмотрите на меня и не отвлекайтесь. Мы с вами уже большие и сегодня мы покажем нашим гостям, чему мы с вами научились. А чтобы наш язычок хорошо работал, сделаем зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости, (дети надули щечки)

С ними худые – лишь кожа да кости. (втянули щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (широкая улыбка)

Поцеловать они всех потянулись. (имитация поцелуя)

Утром проснулись – в улыбочку губы, (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы. (язычок двигается - между верхней губой и зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи,

С нижними зубками тоже мы дружим.

II. Введение в тему занятия.

(Л): - Сегодня вам предстоит пройти трудные испытания. А помогать двигаться от одного испытания к другому нам помогут вот эти разноцветные стрелоки.

(Л): - Я сегодня утром пришла в детский сад и увидела вот такую картину. Как вы думаете, что здесь изображено? (Буквы)

(Л): - Выберите только те буквы, с которыми вы знакомы.

(Л): - Вы знаете, что буква – это графическое изображение звука. А как вы определили, что это буква, а не звук? (Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим)

(Л): - Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

(Л): - Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные можно пропеть – нет преграды, а согласные нельзя пропеть – мешает язык, зубы, губы)

(Л): - Согласные звуки, на какие делятся (На мягкие и твердые, звонкие и глухие)

(Л): Молодцы, вы все правильно сказали.

1. Игра «Живая стрелочка» (назови первый, последний звук в слове)

(Л): - Сейчас я проверю, как вы умеете определять звуки в начале и в конце слова и давать характеристику звуку. Вставайте в круг.

(Л): - «Стрелкой» будет каждый из вас по очереди. Первый в круг встанет …(Ребенок встает в центр круга и изображает «стрелочку». Ребенок кружиться вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Остальные дети, взявшись за руки идут по кругу со словами:

Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!

Сделай круг и обернись,

А теперь остановись!

Ребенок останавливается и указывает на одного из детей. На кого указала «стрелка», достает из сумки «стрелки» картинку, определяя в нем первый и последний звук и дает ему характеристику.

(Л): - Хорошо, и с этим задание вы справились.

(Л): - Вставайте в рассыпную.

2. Подвижная игра «Внимание» (раздели слова на слоги)

(Л): - Когда услышите сигнал «Внимание», смотрите на выставленную картинку и если в слове 1 слог (строитесь в колонну по одному), если 2 слога (парами по 2 человека), если 3 слога (по 3 человека), если 4 слога (по четыре человека). Не забывайте прохлапывать слово.

3. Игра на интерактивном столе «Звуковые схемы»

(Л): - Подходите все к столу. Внимательно посмотрите и скажите, что на нем изображено? (Звуковая схема) Подумайте и скажите, какая картинка подходит к этой схеме? Почему?

4.Звуковой анализ слова (у каждого ребенка разные слова, в зависимости от возможностей)

(Л): Молодцы, а сейчас проходите за столы и выложите каждый свою звуковую схему по картинке. Выбирайте картинки и за работу.

(Л): Спрашивает: Прочитай слово, ведя пальцем по каждому звуку. Сколько гласных, согласных звуков? На каком месте стоит звук ….? На третьем месте, какой звук? Сколько слогов в слове? Почему?

5.Предложение по схеме

(Л): - А сейчас по этой картинке придумайте предложение и выложите его по схеме.

(Л): Работает с каждым индивидуально.

(Л): Спрашивает: Прочитай предложение, ведя пальцем по каждому слову. Сколько слов в предложении? На каком месте стоит короткое слово ….? На третьем месте, какое слово?

6. Угадай букву

(Л): - Умнички, это было очень трудно, но вы справились. Подходите ко мне, повернитесь спиной к гостям.

(Л): - Я буду рисовать букву у вас на спине, а вы попробуйте угадать букву и выложить ее из различных предметов, которые находятся у вас на столах.

III. Итог занятия.

(Л): - Чем мы сегодня занимались?

(Л): - Какое задание было трудное?

(Л): - Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?