Лучшим объектом реставрации 2017 года по итогам голосования на портале «Активный гражданин» выбрали особняк усадьбы фон Рекк, известный также как дом со львами. Дом появился на Пятницкой в 1897 году по заказу Вильгельмины Рекк - жены главы «Товарищества Никольских рядов» и основателя Московского торгово-строительного акционерного общества Якова Рекка. После прихода к власти большевиков особняк национализировали: в нем разместился Замоскворецкий райком партии. Затем помещения сдавали в аренду.
За пять лет внутренней реставрации здания обновили окна, двери и паркет, а также лепной гипсовый декор с золочением и серебрением и живопись.
Усадьба Остафьево
Усадьба Остафьево в Щербинке, принадлежавшая князьям Вяземским, - один из немногих сохранившихся образцов подмосковной русской усадьбы конца XVIII - начала XIX века. Долгое время здесь жил автор «Истории государства Российского» Николай Карамзин.
Реставрация здесь началась еще в 2011 году. Над главным домом восстановили бельведер, который вернул архитектурному ансамблю дворцовый вид. Печи облицевали изразцами, а в помещениях воссоздали архитектурный декор. В овальном зале особняка обновили мрамор, правда, искусственный, и полуциркульное окно. Здание также приспособили для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, был восстановлен парк с беседкой «Храм Аполлона» и оборудован конференц-зал.
Дом в Денежном переулке
В доме в Денежном переулке, построенном в 1887 году, жили купец Николай Боль и владелец одного из крупнейших музыкальных издательств в дореволюционной России Карл Гутхейль. После событий 1917 года в особняке расположилась организация «Новая Москва», а затем - коммунальные квартиры. В конце 80-х годов здание передали МИД. Через 20 лет особняк оказался в аварийном состоянии. Реконструкцию дома начали только в 2016 году: специалисты отремонтировали фасад, кровлю и полы, восстановили лепнину и отделку помещений, а также заменили проводку и систему вентиляции.
Флигель усадьбы купца Гусева и жилой дом купца Баулина
Усадьбу на Большой Полянке построили в 1822 году для купца Марка Гусева. В середине XIX века здесь размещались чайный магазин, винный погреб и водочный завод, а в 1880 году - аптека Карла Феррейна. К 1999 году здание оказалось изношено на 58 %.
Дом же купца Николая Баулина на Николоямской улице в 2012 году и вовсе частично признали руинами. Из истории здания известно, что в его основании располагались каменные палаты с подвалом конца XVIII века. В 1860-х годах дом перешел к Николаю Баулину, который открыл поблизости фабрику по производству платков. Во времена СССР здание разделили на жилые квартиры. Теперь дому вернули историческую планировку со сводчатыми помещениями и парадную лестницу со ступенями из доломита.
Оба здания приспособили под современное использование по программе льготной аренды «1 рубль за 1 квадратный метр».
Усадьбу на Петровском бульваре построили во второй половине XVIII века по заказу статского советника Евграфа Татищева. После Октябрьской революции главный дом стал поликлиникой, потом туда переехал НИИ рефлексотерапии. В ходе реконструкции воссоздали главную лестницу, цилиндрические своды и лепной декор, а также отреставрировали мраморные колонны здания.
Усадьба в Петроверигском переулке
Городская усадьба, известная как бывший дом Петра Боткина, в 1803 году была литературным салоном, который посещали Карамзин, Жуковский и дядя Пушкина. Во время пожара 1812 года значительная часть усадьбы пострадала, а в 1832-м объект продали чаеторговцу Петру Боткину - именно при нем усадьба стала центром культурной и общественной жизни столицы. После революции дом национализировали: в то время тут преподавали курсы Коминтерна и вели подготовку личного состава Красной армии. Позднее усадьбу и вовсе превратили в детский сад. Реставрационные работы провели в главном доме и дополнительных корпусах.
Гражданская архитектура
Кокоревское подворье и Историческая библиотека
Кокоревское подворье - гостиница с магазинами и оптовыми складами - построено в начале 1860-х годов меценатом Василием Кокоревым. В ХХ веке здание передали оборонному ведомству, тогда же надстроили несколько этажей.
В ходе реставрации Государственной публичной исторической библиотеки специалисты восстановили фасад и внутренние помещения, а также обновили техническую базу библиотеки.
Культовое зодчество
В этой категории премию присудили ансамблю Донского монастыря XVI–XIX века. Власти отметили реставрацию усыпальницы Голицыных, которая расположена в церкви Михаила Архангела. Также среди победителей оказались восстановленная колокольня в Рождественском монастыре и церковь Рождества Христова в Варварине.
Садово-парковое искусство и ландшафтная архитектура
Цветники ВДНХ и усадьба Нескучное
Лучшими объектами садово-паркового искусства в этом году признали работу ландшафтных архитекторов и дизайнеров над цветочными партерами ВДНХ. Специалисты возродили цветники площадью 20 тысяч квадратных метров, украшавшие выставку в 1954 году.
Внимания также удостоился ансамбль усадьбы Нескучное - здесь восстановили два кирпичных и один каменный мост, перекинутые через большой овраг в первой трети XIX века.
Монументальное искусство
Памятники Пушкину и Горькому
Памятник Пушкину создал Александр Опекушин в 1880 году. Реставрация скульптуры началась в апреле 2017 года - ее на следующий день после прошедшей на Пушкинской площади акции против коррупции. При этом власти города , что в закрытии памятника сразу после митинга нет никакой политической подоплеки. Саму скульптуру очистили от пыли, сажи и копоти, удалили поверхностную мастиковку, закрывавшую неровности и дефекты металла, а на поверхность скульптуры нанесли специальный состав для выравнивания цвета и устранения бликов. Каменному Пушкину сохранили зеленый цвет и даже искусственно состарили.
Также в этом году на свое историческое место - на площадь Тверская Застава - вернулся памятник Максиму Горькому. Монумент установили в сквере напротив Белорусского вокзала еще в 1951 году, а в 2005-м решили перевезти в «Музеон» из-за изменения схемы движения на площади. Скульптуру отчистили от продуктов коррозии, воска и лакокрасочного покрытия. Также реставраторы устранили дефекты поверхности.
Археологическое наследие
Белый город и Китайгородская стена
Фрагмент фундамента стены Белого города, которую в XVIII веке разбирали для строительства особняков, обнаружили десять лет назад и тогда же законсервировали. Кирпичная стена конца XVI века, крашенная белой известью, стала третьим крепостным сооружением после Кремля и Китай-города. В 2017 году на Хохловской площади устроили музей под открытым небом, поместив часть стены под стекло.
Еще одну древнюю стену XVI века - Китайгородскую - нашли при строительстве парка «Зарядье». Сейчас она представлена в подземном пространстве пешеходного перехода через Москворецкую набережную.
Промышленная архитектура
Окружную железную дорогу и здания станций, построенные в 1903–1908 годах в стиле московский модерн, начали реконструировать в 2012 году. К тому времени большая часть построек была утрачена. Среди оставшихся зданий восстановили двухэтажный вокзал на станции Воробьевы Горы и комплекс построек станции Канатчиково.
Путеводитель по архитектурным стилямПервый из сохранившихся планов здания датируется 1803 годом. Тогда эти земли принадлежали секунд-майору П.А. Бахтину. Стоявший здесь одноэтажный деревянный жилой дом с хозяйственными постройками сгорел в пожаре 1812 года. А в 1836 владение купила титулярная советница Ирина Маркова. В 1896 году она заказала С.В. Шервуду новое здание в стиле эклектики с классическими и древнерусскими элементами.
Через год еще недостроенный особняк купила жена московского купца Минна Рекк. Она сразу же начала строить двухэтажное здание по новому проекту С.В. Шервуда. Так Пятницкую украсил дворец в стиле модерн. Тогда же появились стерегущие здание львы - бодрствующий и спящий.
После революции особняк фон Рекк национализировали. Здесь в 1921-1924 годах работала Розалия Землячка.
А пилон рядом с домом со львами сообщает, что 19 июня 1918 года в этом здании в работе собраний партийных ячеек заводов Замоскворецкого райкома принял участие В.И. Ленин.
Долгое время помещения здесь сдавали в аренду. А в апреле 2012 года права на управление особняком фон Рекк получило Министерство энергетики РФ, которое начало реставрацию дома со львами.
Дом Я.А. Рекка, учредителя Московского торгово-строительного акционерного общества
В начале ХХ века стала оживать старая дворянская Москва, сто лет тому назад представлявшая собой живописное множество усадеб, окруженных садами и парками. В те времена застройка центральных улиц Москвы - Поварской, Никитской, Бульварного кольца, полностью состояла из таких уютных особняков.
1. Вечером дожидаясь автобуса в конце Большой Никитской, залюбовалась элегантным особняком напротив. Показалось даже, что при вечернем освещении он выглядит ещё наряднее, чем днём. История его возникновения в этом месте очень интересна - в ней переплетаются история московского градостроительства и судьбы его строителей и жильцов.
2. Особняк в стиле модерн был возведён в тот короткий период в истории города, когда в центре Москвы вновь стали строить комфортабельные виллы-усадьбы. В это время получили распространение новые тенденции в застройке города. Широко развивалось доходное жилищное строительство, поэтому большинство зданий строилось высотой 4-5 этажей. В противовес этому направлению возникла идея возвращения к комплексной усадебной застройке центра. Её автором был известный московский меценат и предприниматель конца ХIХ-начала ХХ века Савва Иванович Мамонтов (1841-1918). Об этом удивительном человеке, прожившем яркую жизнь, - неудачливом бизнесмене, растратчике и даже арестанте, но при этом великом меценате, основателе театров и опер, надо почаще вспоминать и в наши дни. Его вклад в развитие русского искусства огромен. Главной идеей его жизни был приоритет прекрасного над бытовым.
Илья Репин. Портрет железнодорожного магната и мецената искусств Саввы Ивановича Мамонтова, 1878
В 1889 году группа московских предпринимателей во главе с Мамонтовым решила организовать "Северное домостроительное общество", чтобы построить в центре города первоклассную гостиницу (Метрополь) и несколько городских вилл-особняков на продажу. Идея возводить богатое жилье с целью последующей перепродажи пришла в Москву из Западной Европы. С.И. Мамонтов выбрал для первых построек Общества стиль модерн, который мог привлечь богатых заказчиков, уже повидавших постройки модных европейских архитекторов Франции и Бельгии.
Сначала Северное домостроительное общество собиралось провести конкурс на проекты нескольких домов-особняков, но он по каким-то причинам не состоялся, и проекты были заказаны главному архитектору общества Л.Н. Кекушеву. Воплотить эти планы в жизнь не удалось, чему помешал арест Мамонтова в 1899 году за растрату "железнодорожных" денег на нужды искусства.
3. Однако мысль о возведении богатых особняков в центре Москвы получила дальнейшее развитие в деятельности "Московского Торгово-строительного акционерного общества", которое в 1889 году учредил молодой, энергичный и богатый предприниматель Я.А. Рекк. Целью Якова Рекка было "украсить Москву стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы". За годы деятельности общества Рекка было построено немало особняков в стиле модерн и в неоклассическом стиле. Исторический центр стал строительной площадкой для нового поколения городских усадеб. Яков Рекк работал с лучшими архитекторами своего времени - Кекушевым, Лазаревым, Валькотом, Шехтелем. На протяжении 1903-1904 года шло строительство. Новые особняки заняли углы на пересечении Поварской и ограничивающих территорию переулков. Стилистически здания объединяли приемы модерна, но при этом выглядели они по-разному. В этом состоял коммерческий замысел Я.А. Рекка: особняки предлагались покупателям на выбор.
Учредитель Московского Торгово-строительного акционерного общества, ведущей строительной компании начала ХХ века Яков Рекк
4. Проект собственного дома Рекк мог заказать кому угодно. Но выбрал архитектора Густава Гельриха, по проекту которого и был возведён особняк на Большой Никитской в 1902-1903 годах. Густав Гельрих родился 15 сентября 1878 года. Окончил Политехнический институт в Ганновере и мог бы работать в Европе, но в 1901 году переехал в Москву и до начала Первой мировой войны успел возвести здесь более 30 значительных построек. Многие из доходных домов Г.А. Гельриха относятся к лучшим образцам московского модерна. Член Московского архитектурного общества с 1906 года, в 1908 году представлял свои проекты на Международной художественной выставке в Санкт-Петербурге. Владел собственным доходным домом на Малой Дмитровке. После 1914 года его следы теряются - скорее всего он либо покинул Россию, либо был интернирован, поскольку сохранял немецкое подданство.
Русский архитектор немецкого происхождения, крупный мастер московского модерна Густав Гельрих
5. Позже дом у Рекка перекупили текстильные магнаты Красильщиковы, и он был несколько перестроен архитектором И.В. Рыльским в 1913 году. Но даже перестройка не смогла скрыть благородства его форм и отделки.
6. Особняк в стилистике декоративного франко-бельгийского модерна украшает затейливый растительный декор в виде букетов цветов, листьев, лент и ниспадающих драпировок.
7. Концентрация лепного декора усиливается в верхней части левого эркера над главным входом в здание и правого фасадного выступа.
8. В центрах этих лепных панно помещены маски в обрамлении цветов и стеблей растений.
9. Главным акцентом особняка является чешуйчатый куполок над левым эркером.
12. Решётки тоже выполнены в стилистике модерна.
13. В настоящее время здесь находится резиденция посла Египта. И поэтому посмотреть внутренний интерьер не представляется никакой возможности.