Классификации психотехнологий в психологии. Тема: Понятие о психотехнологии. Теоретический и практический уровни психотехнологии. Психотехнологии: к проблеме определения понятия

Глава 2

Деконцентрация в общем массиве психотехник 2.1. Классификации психотехник Весь массив психотехнических приемов можно упорядочить, вводя классификацию, по меньшей мере, по трем критериям. Первый из них - это функциональное предназначение психо- техники. Можно выделить превентивные, оперативные и реабили- тационные психотехники. Превентивные психотехники используются для упреждающей подготовки к действию факторов, подлежащих смягчению или ней-трализации. Чаще всего в превентивных целях используются г ле-дующие техники: Аутогенная тренировка, разработанная И.Шульцем, и ее по-следующие модификации. Аутогенная тренировка применяется для опережающего формирования образа предстоящего действия, кото-рое предстоит совершить, или состояния, которое надлежит сфор-мировать в будущем. В АТ-погружении могут быть также созданы суггестивные или аутосуггестивные установки на преодоление не-желательных функциональных состояний. Суггестивное программирование будущих ситуаций и вариан-тов поведения в них. Биообратные связи (biofeedback), основанные на принципе съема различных физиологических параметров {кожный потенциал, ритмы ЭЭГ, частота сердечных сокращений и т.д.), их компьютерной обработки, представления в виде динамичного визуального или звукового образа. Сознательное управление динамикой этого об-раза означает сознательное управление соответствующим парамет-ром, а значит, и целенаправленное формирование заданного со-стояния. Методика биообратных связей, помимо терапевтического применения (компенсации параличей, парезов, лечения фобий и т.д.), использовалась и для превентивной подготовки операторов. Предполагалось, что методика облегчает овладение навыками само-регуляции. Набор психотехник для оперативных нужд до появления дКВ и основанных на ней приемов был ограничен и в основном сводился к использованию различных психофармакологических средств {на-пример, амфетаминов для работы в режиме непрерывной деятель-ности, при усталости и монотониях), функциональной музыки, пода-чи суггестивной информации а скрытом виде («двадцать пятый кадр», суггестивные приказы по периферии зрения или в подпороговом звуковом диапазоне), стимуляции биологически активных точек и т.д. Реабилитационные психотехники предназначены для снятия последствий перегрузок, стрессов, травматических переживаний. В основном они представляют собой модификации AT (не столько в ауто-, сколько в гетеросуггестивном режиме), голотропного и сво-бодного дыхания, различных видов медитации или псевдомедита-ции. Второй критерий - действующее начало приема, запускающее процесс. Эти начала разделяются на аутогенные, гетеросуггестив ные, информационные, техногенные, физико-химические. Аутогенные психотехники опираются на сознательные усилия оператора. Главным действующим началом здесь является воля. Волевые усилия могут быть приложены и к ощущениям (усиление сенсорного шума в техниках повышения чувствительности к подпороговым стимулам и в отдельных видах алертного гипноза), и к об-разам {основной массив техник AT), и к управлению внешними об-разами, отражающими различные физиологические параметры {техники биообратных связей), и к движениям и позам тела {голотропное и свободное дыхание, йогические асаны), и непосредст-венно к наличному состоянию (прямое волевое управление). Гетеросуггестианые техники предполагают наличие человека-суггестора. Его воля, речь, поведение, телодвижения, позы и дру-гие компоненты воздействия в совокупности и образуют действую-щее начало гетеросуггестивного воздействия. Но главными здесь являются механизмы эмпатии и трансферта. К этим техникам отно-сятся классический гипноз, использующий для формирования кана-ла управления (раппорта) метафоры сна, алертный гипноз, опи-рающийся на противоположные метафоры повышенной бдительно-сти и включенности в окружающую среду, эриксоновский гипноз, основанный на использовании лично значимых для пациента мета-фор состояния, и т.д. Информационные психотехники могут быть выделены в от-дельную группу по признаку перехода управления к информации, хранящейся на различных информационных носителях. Информа-ционное воздействие отличается от суггестивного тем, что оно не опосредуется человеком (янтры, архетипические изображения, аб-страктные статичные или динамичные картины, тексты, построен-ные по правилам НЛП, и т.д.) Техногенные психотехники используют в качестве основного действующего начала различные технические системы и соответст-вующие им способы кодирования информации, В основном это раз-личные виды биообратных связей, системы, формирующие органи-зованные цветовые и звуковые стимулы, идр. Физико-химические методы управления состоянием, строго го-воря, не могут быть отнесены к собственно психотехникам, но они зачастую являются элементом более обширных психотехник и пси-хотехнологий. Самодостаточными физико-химическими средствами управления состоянием являются, например, препараты амфетаминового ряда, обеспечивающие высокую работоспособность в тече-ние длительного времени, или же модулированные электромагнит-ные излучения, способные оказать стимулирующее или угнетающее воздействие на психику. Примером химических агентов, включаю-щихся в более обширные техники, являются психотомиметики, фор-мирующие измененные состояния сознания (мескалин, псилоцибин, ЛСД, диссоциативные наркотики и т.д.). Третий критерий - состояние, которое должно стать резуль- татом использования данной психотехники. Динамику психическо-го состояния в результате психотехнического воздействия можно разделить на две группы - изменения в рамках нормального со- стояния сознания (ИСС) и изменения, ведущие к формированию измененных состояний сознания. Надо сказать, что изменения в рамках НСС вызывают практиче-ски все психотехники, осуществляя сдвиг в сторону мобилизации, релаксации, обострения чувствительности и т.д. По направленности сдвигов в рамках НСС можно выделить ре-лаксационные, мобилизационные, сенсибилизирующие {к каким-либо воздействиям), катарсические и прочие виды психотехник. Результатом сдвигов могут быть состояние повышенной ясности сознания, снятие напряженности, изменения функционального со-стояния в желательную сторону и т.д. ИСС образуют огромную область, классификация в которой весьма затруднительна. Как правило, классификации носят генети-ческий характер и определяются через прием, спровоцировавший данный вид ИСС. В психотехническом пространстве деконцентрация занимает свое место. Она может функционально использоваться и для пре-вентивных, и для оперативных, и для реабилитационных нужд. В качестве превентивной подготовки плоскостная дКВ включается в технологии развития навыков восприятия подпороговых стимулов, объемная дКВ может применяться для подготовки к работе в усло-виях, требующих повышенной бдительности и включенности в ок-ружающую среду, что роднит ее с алертным гипнозом. Но наиболее эффективна дКВ для оперативных задач, посколь-ку, в отличие от AT или медитативных техник, она не предполагает для своего осуществления выхода из деятельности, что характерно для AT и медитации. ДКВ позволяет снимать напряжения, нежела-тельные эмоциональные состояния (страх, раздражение и т.д.), рез-ко расширять возможности восприятия и переработки информации. Этим определяется и особый эффект оперативного использования дКВ. Помимо того, что дКВ можно применять непосредственно «на поле боя», эта форма психотехники допускает и обучение деконцентративным приемам непосредственно в производственных условиях или же в процессе тактико-технической подготовки. Реабилитационные возможности дКВ определяются близостью ее плоскостного варианта к AT. Плоскостная дКВ преодолевает ог-раничения, существующие для AT. На дКВ не влияют колебания ар-териального давления и иные соматические расстройства, относя-щиеся к противопоказаниям для AT. Однако надо отметить, что при отсутствии противопоказаний реабилитационный эффект различ-ных модификаций AT более выражен, чем дКВ. Деконцентрация принципиально аутогенна по своей природе, поскольку она осуществляется вопреки основному организмическому процессу и требует постоянного волевого усилия. Деконцен-трация не может быть вызвана односторонними техно- и фармакогенными воздействиями, хотя для особо внушаемых людей возмо-жен и суггестивный вариант формирования этого состояния. Состояния, формируемые на основе дКВ-приемов, колеблются в широком диапазоне от состояний релаксации и мобилизации до ИСС различного типа. Можно выделить и область, в которой приемы дКВ становятся неадекватными. Это область концентративных состоя-ний, состояний суженного сознания и суггестивных управляемых состояний. Таким образом, среди прочих психотехник дКВ занимает до-вольно обширную область как по признаку его использования, так и по результатам воздействия. Это место дКВ определяется начальной фазой развития техники. Очевидно, что по мере созревания область дКВ будет подвергаться дальнейшей фрагментации и родственные связи между различными формами станут столь же сомнительными, как и связь между классическим гипнозом и AT, хотя в начале 20-х годов их родственность не вызывала сомнений. Однако режде всего следует рассмотреть, как формируются состояния, близкие к дКВ в естественных условиях. 2.2. Деконцентрация в естественных условиях ДКВ формируется как целенаправленная техника, однако суще-ствуют ее аналоги и в естественных условиях. Ее проявления доста-точно разнообразны. Вкратце рассмотрим два примера - дКВ в па-тологии и дКВ как реакция на хронические экстремальные условия. ДКВ при шизофрении Расстройства внимания при шизофрении часто сопровождают-ся явлениями, близкими к дКВ. Пациенты описывают свои состоя-ния следующим образом: «Кажется, что мое внимание захватывает все, хотя я и не интересуюсь чем-либо особенно... Разговаривая с вами, я могу слышать скрип ближайшей двери и шумы, доносящиеся из коридора».«Мне в голову одновременно приходит слишком много мыслей. Я не могу рассортировать их». Здесь мы видим, как в сфере внимания отражается одна из главных характеристик состояний сознания при шизофрении - де-иерархизация смыслов. ДКВ как адекватная реакция на хронически действующие экстремальные факторы При работе с контингентами добровольцев, принимавших уча-стие в локальных вооруженных конфликтах, сопровождавших рас-пад СССР, автором было обращено внимание на вполне определен-ные сдвиги в состоянии сознания у бойцов, не имевших предвари-тельной специальной военной подготовки. Эти сдвиги, характерные именно для добровольцев, но не для кадровых офицеров, происхо-дили непосредственно в ходе боевых действий, продолжались в промежутках между боевыми столкновениями и довольно быстро заканчивались после завершения военной фазы конфликта или выхода добровольца из состава действующих формирований. Состояние этих бойцов характеризуется следующими особен-ностями. Внимание теряет сфокусированный характер, становится диффузным, не выделяющим отдельные детали, но выявляющим значимые характеристики окружающего фона. Решения принимают, опираясь именно на это иррациональное восприятие, и непосредст-венно отражают экстремальную среду, минуя рациональный анализ. Лица с таким типом реагирования представляют для непосредст-венного командования определенные трудности, поскольку жесткое управление их поведением становится невозможным. Их действия оказываются более эффективными, если они принимают решения самостоятельно, хотя при этом часто нарушаются стандартные инст-рукции для штатных и нештатных ситуаций. Этот контингент представляет определенные трудности для на-чинающего психолога, поскольку обычный тестовый инструмента-рий (психометрические тесты, опросники) оказывается малозначи-мым для реальной оценки состояния и возможностей. Такие пара-метры внимания, как концентрация и избирательность резко сни-жаются по отношению к норме. Зато возрастает валидность проек-тивных тестов, результаты которых не искажаются рациональными мотивами. Изменения сферы внимания носят адаптивный характер. Стрессовая напряженность в этих случаях снижается за счет вытес-нения из сознания реально наблюдаемых угроз и их актуального или потенциального воздействия. Безусловно, мы имеем дело с деконцентративными состояния-ми, затрагивающими не только сферу внимания, но глубинные ме-ханизмы оценки окружающей среды, самооценки и формирования стратегии адаптации к экстремальным условиям. Стратегия адапта-ции тесно связана с феноменом коллективного сознания, нередко наблюдаемого в хронических экстремальных условиях, для которого характерно отождествление себя с другими членами коллектива и коллективом в целом. События, происшедшие с кем-либо из това-рищей, воспринимаются как случившиеся лично с этим человеком. Это также является одним из факторов снижения стрессовой на-пряженности и повышения эффективности реальной деятельности. При этом субъективная значимость как опасных, так и благоприят-ных для выполнения боевой задачи условий деятельности стано-вится одинаковой. Снижение уровня напряженности, однако, не приводит к возврату в исходное состояние, но переводит в особое состояние, при котором нескоцентрированность внимания не вле-чет за собой обычных негативных последствий. Окружающая среда и собственные действия в ней начинают восприниматься как единое целое, при этом поступающая информация не членится на отдель-ные элементы, что затрудняет рациональное объяснение и обста-новки, и собственных решений. Снижение чувства опасности позво-ляет совершать действия, находящиеся за гранью допустимого рис-ка, но, в силу «вписанности» бойца в окружающую среду, адекват-ные боевой обстановке. Близость описанной феноменологии к состояниям дКВ, форми-руемым в лабораторных условиях при использовании соответ-ствующих психотехник, достаточно очевидна для разработчика. 2.3. Деконце трация и релаксация Техника аутогенного погружения, разработанная И.Шульцем, использует в качестве базового приема мышечную релаксацию и расширение сосудов (также за счет релаксации сосудистой муску-латуры), субъективным коррелятом которых является ощущение тяжести и тепла. Есть, правда, и другие разновидности AT, использующие метафоры алертного гипноза и направленные на быструю мобилизацию. Для них базовым приемом становится повышение мышечного тонуса, провоцируемого формированием образов легко-сти и прохлады в теле. ДКВ не предполагает для начала процесса изменения состоя-ния мышечной релаксации. Однако релаксация может рассматри-ваться как один из приемов, провоцирующих дКВ. По крайней мере, переживание исчезновения или растворения тела может рассмат-риваться как редуцированная форма соматической дКВ, поскольку есе дифференцированные соматические ощущения уравниваются в переживании «исчезновения» - достаточно специфическом и от-нюдь не сводящемся к иллюзии исчезновения тела или его фраг-ментов. Детальный анализ самоотчетов обычно показывает наличие фонового переживания, лишенного четких границ, размеров и т.д. Вместе с тем, в АТ-погружении сохраняется возможность воспри-ятия и целенаправленного формирования различных зрительных и слуховых образов, дифференцирующихся во времени (отсюда и развернутые сценарии прохождения различных ситуаций в АТ-2, использующие естественный процесс дифференциации образов от начальной неопределенности «растворения тела» до сложно орга-низованных сцен). Второй точкой соприкосновения AT и дКВ является облегчен-ный переход от визуальной и соматической дКВ к мышечной релак-сации и просоночному состоянию. Лица, ранее практиковавшие AT, конечно, более предрасположены к такому переходу, чем те, кто не располагает таким опытом. По нашим наблюдениям, лица с опытом AT, как правило, путают технику и последствия дКВ с AT. ДКВ, рассматриваемая как начальная фаза вхождения в релак-сацию, обладает определенными терапевтическими преимущества-ми для пациентов с плохо развитым воображением или пугающихся новых необычных ощущений. Превентивная дКВ помогает преодо-леть этот барьер страха или неразвитого воображения. Страх по-давляется перегрузкой сферы внимания, не оставляющей резервов для сознательного выделения эмоциональных состояний. Возмож-ность же распределить внимание по полю восприятий делает из-лишним формирование специальных визуальных или соматических образов. И наоборот, для тех, у кого возникают трудности с дКВ, но об-легчен вход в состояние АТ-погружения, AT может помочь ускорить обучение технике дКВ. В этом случае обучаемые входят в АТ-погружение, формируют воображаемое поле зрения и распределя-ют внимание по этой воображаемой картинке. Навык, сформиро-ванный в такой искусственной ситуации, переносится на условия нормального бодрствования. Эти феномены взаимного усиления последствий применения AT и дКВ выдают их глубокую родствен-ность. Мы можем постулировать наличие некоего базового приема, дифференциацией которого является и дКВ, и AT. Он сводится к уравниванию стимулов - целенаправленно производимому в дКВ или возникающему как косвенный результат в AT. В основе этих приемов лежит фундаментальная метафора русской физиологии - учение о фазах парабиоза. Уравнительная и парадоксальная фазы являются фундаментом описания и динамики AT, и динамики дКВ. ДКВ более абстрактна, чем AT, С самого начала в дКВ речь идет не о фиксации определенных соматических или визуальных образов, а о работе со вниманием. AT представляется более специализирован-ной техникой. Она содержит в себе значительно меньше потенций для порождения столь большого множества различных психотехни-ческих линий, чем дКВ. Можно даже сказать, что это одна из многих техник, к которым можно подойти, начав движение от дКВ. 2.4. «Плоские» и «объемные» состояния и их соответствия процедурам традиционного и алертного гипноза При плоскостной дКВ в поле восприятия разрушаются все це-лостные объекты, исчезает их смысловая, семантическая сторона. Семантическая энергия покидает сферу дифференцированного вос-приятия и может быть направлена в сознание в чистом виде с его специфическим «углублением» (в этом случае мы можем говорить о формировании медитативного состояния сознания) либо равномер-но распределена по всему полю восприятия. При этом «уплощен-ное» поле восприятия доминирует и возникает особое переживание «плоского сознания», которое с трудом поддается описанию, но легко опознается как состояние десемантизации поля восприятия, специфической семантической отстраненности от внешнего мира, превращенного в однородный фон. Внутренний мир при этом актуализируется, и его смыслы обретают новую глубину. Этот опыт глубокой интроверсии особенно интересен для выраженных экст-равертов, которые зачастую не могут представить себе, что такое интроверсия. Объемная дКВ отличается от плоскостной и по процедуре ини-циации, и по характеру инициируемого состояния. Десемантизируется внутренний мир, а внешний, наоборот, становится насыщенным смыслами, которые усиливаются повышенной интенсивностью вос-приятий. Фон, обретая видимый смысл, становится не средством отстранения от окружающей среды, а средством втягивания в нее. Объемная дКВ таким образом экстравертирует психику оператора. Эти эффекты позволяют построить процедуры расширения личного опыта для специализированных индивидуумов: экстравер-ту плоскостная дКВ позволяет понять внутренний мир интроверта, а интроверту объемная дКВ помогает осознать, как ориентируется в мире и в себе экстраверт. Интересны соответствия плоскостной и объемной дКВ проце-дурам классического и алертного гипноза. При традиционном гипнозе, использующем метафоры сна, клю-чевым моментом установления раппорта является уравнительная фаза, когда разрушаются организованные структуры психики, нахо-дящиеся под контролем внешнего мира или воли пациента. Именно этот момент, предшествующий погружению в сон, является наибо-лее благоприятным для создания новых структур психики, находя-щихся под контролем суггестора. Таким образом, дКВ является не-явной, но необходимой составляющей традиционного гипноза. В данном случае речь идет о плоскостной дКВ Иначе обстоит дело с эриксоновским гипнозом и суггестивны-ми техниками на основе НЛП, когда суггестор «подстраивается» под индивидуальный поведенческий язык гипнотизируемого и исполь-зует его для формулирования суггестивных сообщений. Здесь ста-дия дКВ не наблюдается. Процедура алертного гипноза прямо противоположна тради-ционному формированию суггестивного состояния. Пациентам да-ются команды на фоне интенсивной физической работы усиливать свое включение в окружающую среду, формировать состояние по-вышенной активности и бдительности. По нашему мнению, ключе-вым моментом установления суггестивного контроля здесь стано-вится формирование объемной дКВ, при которой введение новых элементов, в частности суггестивных команд, становится частью общей перцептивной картины и не выделяется в качестве отдельно-го фиксируемого фрагмента. 2.5. Де концентрация на поле зрения при закрытых глазах Визуальную деконцентрацию можно производить не только при открытых глазах, но и при закрытых. В этом случае поле визу-ального восприятия представляет собой динамический набор цве-товых пятен. ДКВ при этом имеет неизбежно плоскостной характер, но плоскостность ее определяется не специальным целенаправлен-ным приемом, а природой самого объекта дКВ. Поле зрения при закрытых глазах в бодрствующем состоянии лишено объемных ха-рактеристик. Но, подчеркнем, только в бодрствующем состоянии. Переход к просоночному состоянию сопровождается появлением дополнительных пространственных измерений. Строго говоря, мо-мент появления сновидных образов и есть появление третьего из-мерения в поле зрения. Третье измерение добавляется включением в зрительное поле пространства спонтанного воображения, именно по этой оси глубины и возникают проекции внутреннего простран-ства - образы сновидений. Наблюдение этих образов при дКВ по-зволяет осуществить осознанный переход в сновидение и сохране-ние в сновидении бодрствующего осознания. Обычно попытка «рассмотреть» возникающие образы приводит к разрушению самого процесса перехода, поскольку внимание «схлопывается» либо на возникшем образе, либо на самом факте его появления. Фиксация появления сновидных образов восстанав-ливает положения «я» в психическом пространстве. Если же со-стояние дКВ сформировано до начала погружения в сон и оно то-тально, т.е. включает в себя и все наличные, и все имевшие место с начала дКВ, и все вновь возникающие психические содержания, то такого «схлопывания» удается избежать. В этом случае переход в сновидение происходит без специальной фиксации в сознании фак-та перехода. Наблюдение перехода и знание того, что такой переход происходит, однако, сохраняются, поскольку это знание само явля-ется элементом поля восприятия, по которому произведена дКВ. Тем самым формируется парадоксальное состояние, несомненно, отно-симое к классу измененных, когда сновидная динамика сочетается со знанием о реальном нахождении во времени и пространстве, а пластичность чувственной ткани сновидения - с активной позици-ей, позволяющей сохранять или изменять основные характеристики сновидной картинки.

Для современной России развитие технологий воздействия стало актуальным в связи с изменениями в политической, экономической и социальной сфере, которые наша страна претерпела за последние десять лет. Активное развитие прикладных аспектов этих технологий в последнее время обусловлено, на наш взгляд, сочетанием трех факторов: наличием демократической политической системы, устанавливающей правила «политической игры», по крайней мере, внешне; определяющей ролью государственных структур как в политической, так и экономической сфере; существенным влиянием политико-финансовых групп как на государственные структуры, так и на политическую систему в целом.

Победа Б.Ельцина на выборах Президента России в 1996 г. и поражение блока «Отечество – Вся Россия» на выборах в Государственную Думу в 1999 г. наиболее ярко продемонстрировали эффективность прикладных технологий воздействия на общественное мнение*.
Остановимся более подробно на одной из таких прикладных технологий, получившей название «нейролингвистическое программирование» (НЛП).

НЛП: возможности и ограничения

Нейролингвистическое программирование появилось в 70-е годы XX века благодаря Джону Гриндеру, ассистенту профессора лингвистики в университете Калифорнии в Санта Крузе, и Ричарду Бэндлеру, студенту психологии в том же университете. Д.Гриндлер и Р.Брэндер предприняли попытку систематизации и формализации техник, которые использовали в своей терапевтической деятельности три известных психотерапевта: Фриц Перлз, один из основоположников гештальт-терапии, Вирджиния Сатир, известный терапевт в области семейных проблем, и Милтон Эриксон, гипнотизер и психотерапевт.

В дальнейшем имели место попытки применения (нередко успешные) тех или иных техник НЛП в терапевтической деятельности, гипнозе, рекламе, коммуникативной сфере и других областях.

Под слоганом «НЛП» подаются как психотерапевтические технологии лечения фобий (для чего собственно и использовали оригинальное НЛП его создатели), так и аутотренинговые технологии внутреннего развития личности, как методы терапевтического гипноза, так и методы создания рекламных текстов, как технологии разработки стратегии развития коммерческих фирм, так и приемы предвыборной борьбы.

Путаницу увеличивает поддерживаемая «мистическая» составляющая имиджа НЛП как основной тайной технологии ЦРУ и КГБ, масонов и хилеров, с помощью которой якобы можно мгновенно зомбировать как конкретного человека, так и целые нации. Некоторые считают НЛП лишь средством для прикрытия недостатка профессионализма, сомнительным психотерапевтическим методом, используемым психологами-любителями, и т.п. Не разделяя этих оценок, автор статьи в то же время далек и от восторженного отношения к НЛП.

Рассмотрим возможности и ограничения некоторых приемов НЛП применительно к воздействию на общественное мнение.

«Терапевтические» истоки НЛП, несомненно, наложили на него определенный отпечаток. Если в психотерапии пациент сам приходит к терапевту, внимательно относится к его высказываниям, заинтересован в конечном результате и, как правило, стремиться ему помочь, то в избирательной кампании ситуация существенно отличается: избиратель не стремиться содействовать успеху психологического воздействия на него самого и не заинтересован в навязывании ему того или иного решения, а его внимание приходится завоевывать.

Кроме того, в НЛП многие приемы предполагают, что объект воздействия воспримет реализацию приема полностью, от начала и до конца. В материалах же предвыборной агитации так же, как и в рекламе, объект воздействия нередко воспринимает лишь первую часть реализации приема, другие же его части, возможно, оказываются невоспринятыми как в силу нежелания самого объекта, так и в силу тех или иных особенностей ситуации.

НЛП создавалось исходя из возможности непосредственного и прямого общения, коммуникации с объектом воздействия – личностью или аудиторией. В избирательных кампаниях основной объем коммуникаций происходит опосредованно – с помощью технических каналов массовой коммуникации. Эти каналы накладывают свою специфику на передаваемую информацию. Например, для печатных изданий характерна обратимость потока информации: прочитав определенную часть материала и почувствовав необычные формы его подачи, избиратель может вернуться к предыдущей части и обнаружить факт попытки оказать на него воздействие.

В НЛП же нередко используются нетрадиционные формы употребления слов и создания псевдологических предложений, которые объект воздействия не успевает обдумать на рациональном уровне за счет быстрой скорости коммуникации, замещения старой информации новой и т.д. Кроме того, достаточно важной частью методик НЛП является вычленение предпочтительных каналов и ведущих систем (визуальных, аудиальных, кинестетических) у объекта воздействия и последующая «подстройка» к ним.

Для эффективности применения многих приемов НЛП особенно важно четко отслеживать реакцию аудитории, чтобы оперативно реагировать на нее. Иначе говоря, стандартным контекстом для НЛП является наличие быстрой обратной связи.

В случае воздействия на общественное мнение в ходе предвыборной борьбы в качестве такой связи, как правило, выступают различные формы социологических исследований, которые позволяют выявить реакцию общественного мнения на то или иное воздействие лишь через некоторое время, причем нередко не в режиме мониторинга, а с той или иной существенной задержкой. Это также снижает эффективность применения некоторых приемов НЛП.

Следует отметить, что каждое из вышеперечисленных ограничений отнюдь не ставит под сомнение эффективность всего НЛП, а лишь показывает, в каком контексте тот или иной метод будет эффективен, а в каком – нет. Такие методы, как «метафоризация», «рефрейминг», «милтон-моделирование», «моделирование выбора» и некоторые другие, в адаптированном виде довольно эффективно используются в коммуникативном управлении избирательными кампаниями.

Наиболее ярким примером эффективного применения психотехнологий в избирательной кампании стала «информационная война», организованная на выборах в Госдуму в 1999 г. против блока «Отечество – Вся Россия» и его лидеров Евгения Примакова и Юрия Лужкова.

Как нами манипулируют

К началу 1999 г. в правящей элите на первый план стала выдвигаться фигура Ю.Лужкова, позиция которого во многом строилась на критике предыдущего курса, «молодых реформаторов» и пр. Вокруг созданного им движения «Отечество» начался активный процесс консолидации региональной элиты и чиновничества. Ю.Лужков рассматривался как один из наиболее перспективных потенциальных кандидатов в Президенты России.

Назначение Е.Примакова председателем Правительства символизировало ослабление власти Б.Ельцина, а позиция критики сложившейся при нем системы власти, занятая московским мэром, казалась беспроигрышной.
Вместе с тем, назначение председателем Правительства В.Путина, резкая активизация исполнительной власти, создание блока «Медведь» значительно изменило политическую картину, которая стала складываться не в пользу блока «Отечество – Вся Россия», образованного на базе движений «Отечество» и «Вся Россия».

Изменение ситуации позволило организовать широкомасштабную «информационную войну» против ОВР с помощью государственных печатных и электронных средств массовой информации, заставившую Ю.Лужкова и Е.Примакова перейти в разряд «защищающихся». Результатом этих мер стало существенное отставание ОВР от «Медведя» на выборах в Государственную Думу в декабре 1999 г. (24,3% против 13,3%) и исчезновение шансов на приход к власти групп, связанных с Ю.Лужковым и Е.Примаковым.

Одним из ярчайших элементов «информационной войны», оказавшей столь серьезное влияние на исход голосования, стали телепередачи Сергея Доренко на канале ОРТ. По данным комплексного исследования, проведенного консалтинговой группой «Управление PR» в 1999 г., около трети от общего числа поменявших свое отношение к Ю.Лужкову, Е.Примакову, блоку «ОВР» в худшую сторону изменили свое мнение после передач С.Доренко. Более того, необходимо учитывать, что значительная часть респондентов, изменивших свое мнение к худшему, не призналась в том факте, что на них повлияли передачи С.Доренко, и считала, что и ранее их отношение к Ю.Лужкову было отрицательным. В связи с этим процент изменивших свое мнение к худшему становится еще больше.

Проанализируем основные методы воздействия, применявшиеся в передачах С.Доренко.

1. Метод «повторения». Он состоит в повторении той или иной темы, информации, символа, слова и т.д. Например, в передаче 4 октября 1999 г. С.Доренко использовал понятие «семья» по отношению к Ю.Лужкову 51 раз. В одной из передач тема «костюмов Скуратова» поднималась 12 раз, из них 6 раз приводилось якобы точное их количество – «четырнадцать костюмов». В начале передач нередко перечислялись главные темы, которые будут обсуждаться в ее середине, а в конце они назывались еще раз («Но я хотел бы вернуться…»).

Более того, часто упоминались темы предыдущих передач или анонсировались будущие темы, как, например, в следующем отрывке из передачи С.Доренко: «Теперь,как мы и обещали в прошлой программе, о «циклопе» Церетели в городе Марбелья в Испании». В одной из передач были даже кратко приведены части предыдущих передач.

2. Метод «наклеивания ярлыков». Он имеет своей целью создание негативного отношения к обозначаемому им объекту. При этом используются различные стереотипы, предрассудки, негативные оценки, с которыми связывается («наклеивается ярлык») необходимый объект. Ярлык квалифицирует этот объект как что-то, чего аудитория боится, что ненавидит, к чему испытывает отвращение, находит подозрительным или нежелательным и т.д. На Ю.Лужкова, его родственников и приближенных наклеивался ярлык «мафиозной семьи» (при этом, правда, необходимо отметить, что это скорее было ответом на попытки наклеить аналогичный ярлык на Б.Ельцина).

Одной из линий контрпропаганды против Ю.Лужкова было обвинение в проведении незаконных операций с помощью предпринимателя А.Батурина, который якобы использовал совпадение своей фамилии с фамилией жены Ю.Лужкова. При этом А.Батурин описывался как «член мафиозной семьи», после чего этот ярлык переносился на Ю.Лужкова. Для этого использовались следующие фразы: «Мы спрашиваем с него за порядок в городе, мы просим его прекратить вакханалию воровства в его мафиозной семье, но все напрасно.

Он все твердит одно и то же, все повторяет про свою жену, да вдобавок называет себя – член семьи моей жены»; «Это, Юрий Михайлович, не по-нашему, не по-сицилийски. Мы с вами, как два дона, дон Серджио и дон Джорджио, мы не должны трогать тему вашей жены»; «Семью Лужкова, я имею в виду, разумеется, как и обычно, семью в сицилийском смысле, охраняет и защищает одна тысяча и два человека».

3. Методы «связывания» и «использования многозначных понятий и образов». Метод «связывания» направлен на создание у целевой аудитории необходимого отношения (позитивного, негативного, специализированного) к тому или иному объекту («новый объект») и состоит из двух этапов:

1) поиск объекта («старый объект») с уже сформированным к нему отношением со стороны целевой аудитории, причем критерием поиска выступает потенциальная возможность для создания связки «нового объекта» со «старым объектом», а также наличие такого отношения к «старому объекту», которое совпадает с требуемым отношением к «новому объекту»;

2) связывание «старого объекта» с «новым объектом» на основе одного из методов «связывания». В результате «связывания» двух объектов («старого» и «нового») часть свойств, характеристик, оценка, прошлые и будущие действия или поведение переходят от «старого объекта» к «новому» (проецируется со «старого объекта» на «новый»).

Основным фактором, влияющим на эффективность методов группы, является наличие устойчивого отношения к «старому объекту», присущего значительной части целевой аудитории. В качестве объектов могут выступать персоны, организации, идеологии, моральные ценности, основные потребности человека, ценности общества, товары, программы и т.д.

На глубинном уровне в качестве объектов могут использоваться разнообразные архетипы, мифы, стереотипы массового сознания и т.п. Если имеет место негативное отношение к «старому объекту», то в случае эффективного связывания оно в определенной мере проецируется и переносится на «новый объект». Если имеет место позитивное отношение к «старому объекту», то в случае эффективного связывания это отношение также в определенной мере проецируется и переносится на «новый объект». Например, в качестве положительных ценностей могут быть задействованы дом, семья, дети, наука, материнство, здоровье, любовь, счастье, свобода, мир, христианство, демократия, национальный флаг.

Основой метода «использования многозначных понятий и образов» служит использование понятий и образов, которые имеют многозначную интерпретацию. В результате этого могут достигаться следующие цели:

1) при получении информации с многозначными понятиями и образами различные целевые аудитории по-разному воспринимают ее через свою собственную интерпретацию, что позволяет формировать положительное (отрицательное) отношение и поддержку (отторжение) сразу у нескольких аудиторий, несмотря на то, что каждая из них вкладывает в полученную информацию различное, нередко противоположное значение;

2) при результативном применении метода, аудитория, достраивая и додумывая полученную многозначную информацию, самостоятельно формулирует предложенные ей темы в более близкой для себя форме, что позволяет существенно увеличить эффективность используемых тем и образов;

3) запланированные результаты могут быть достигнуты без высказывания тех или иных обвинений, предположений, конкретной оценки объектов. Во-первых, это оставляет возможность для «переинтерпретации» информации в будущем, исходя из требований новой ситуации, а во-вторых, выводит передаваемую информацию из сферы действия юридических законов, не позволяя предъявить источнику информации обвинение в неправомерном ее использовании.

Одна из линий опровержения контрпропаганды, направленной против Ю.Лужкова, строилась на доводах, что А.Батурин не является родственником супруги мэра. Для нейтрализации этих доводов С.Доренко использовал следующие фразы: «А член семьи лужковской жены, это кто? А это сам Лужков и есть, он себя так иносказательно называет. Ведь у лужковской жены семья с ним, верно? Я так понимаю.

У лужковской жены только с Лужковым семья, верно? Раз женщина взрослая и замужем, то ее семья – это которая у нее с мужем, правильно? Правильно. Значит, Лужков и есть член семьи своей жены. Экий путаник у нас, этот член батуринской семьи». Таким образом, Ю.Лужков назывался «членом батуринской семьи», а словосочетание «батуринская семья» одновременно означало как семью жены Лужкова – Батуриной, так и «семью» предпринимателя А.Батурина, за счет чего и происходило «связывание» мэра с А.Батуриным.

4. Метод «проблема – решение». В общей форме этот метод направлен на создание у целевой аудитории необходимого отношения к тому или иному объекту (позитивного, негативного, специализированного) и установки на осуществление определенных действий (воздержание от осуществления определенных действий) непрепятствие осуществлению действий.

В рассматриваемом нами случае этот метод использовался для формирования у избирателей негативного отношения к Ю.Лужкову и установки на воздержание от голосования за него. Основной и важнейшей частью метода является определенная угроза (проблема). В качестве угрозы (проблемы) может использоваться угроза потери жизни, здоровья, статуса, семьи, друзей, комфорта, процветания и т.д. Формирование состояния с негативным или позитивным отношением к тому или иному объекту происходит с помощью связывания того или иного объекта с угрозой (проблемой) или избавлением от нее. Если основной целью применения данного метода является создание негативного отношения к одному из объектов, то этот объект связывают с угрозой, если же позитивного – то с избавлением от этой угрозы.

В случае с С.Доренко в качестве угрозы использовались взрывы в Москве, которые связывались с Ю.Лужковым, и на которого и «переносилась» вина за них: «Должен заметить, что стройку Андрея Батурина действительно охраняет не простая милиция, ее охраняют старшие офицеры милиции. У московского мэра не хватило милиции, чтобы вовремя проверить все подвалы домов перед страшными взрывами, но стройку человека, который называет себя двоюродным братом жены мэра, охраняют майоры».

В другой передаче в качестве проблемы фигурировала необходимость для московской милиции работать «по двенадцать часов, без выходных»:

Сейчас, когда идет наша передача, московская милиция в очередном усиленном режиме. Смены по двенадцать часов, без выходных. Трудно офицерам и солдатам, рядовым. А дело все в том, что пока наши милиционеры образ жизни ведут самый прекратительный, как говорила героиня Лескова, и надрываются в защите москвичей, есть резервное подразделение милиции, которое могло бы выручить братьев по оружию, но оно занято – защищает семью Лужкова. В нем одна тысяча и два человека. Прошу оценить это число».

5. Метод «моделирования условий выбора» в форме «ложный выбор». Данный метод воздействия имеет одноименный аналог в НЛП. Суть метода «ложный выбор» состоит в предложении такого набора вариантов выбора, каждый из которых приводит к необходимому результату. В одной из передач С.Доренко озвучил следующий текст: «Мы не можем с точностью утверждать, какие именно милиционеры оцепляют подмосковные леса в те дни, когда Юрий Лужков отправляется охотиться в имение своего сына Михаила Юрьевича.

Местные жители в тех краях говорят, что кругом стоит ОМОН. Возможно, они наивные люди и принимают за ОМОН ту самую отборную тысячу лужковской охраны. Возможно, ничего они не путают, и для охраны лужковской семьи, когда она отправляется в лес, и вправду снимают со службы подразделение ОМОНа». В этом тексте телезрителю предлагался выбор между ОМОНом и «отборной тысячей охраны», но при этом каждый из этих вариантов был связан с «оцеплением подмосковных лесов» для Ю.Лужкова.

К сожалению, объем статьи не позволяет рассмотреть другие методы воздействия, использованные С.Доренко. В целом же можно утверждать, что его передачи стали ярким примером эффективного применения прикладных технологий воздействия на общественное мнение в одной из наиболее жестких и неоднозначных с моральной точки зрения форм.

В заключение хотелось бы отметить, что, лишь обладая знанием об особенностях использования различных прикладных технологий воздействия, можно эффективно осуществлять нейтрализацию «негативных» PR-кампаний, успешно реализовывать технологии коммуникативного управления избирательными кампаниями и социально-политическими процессами.

Теоретический и практический уровни психотехнологии

Психотехнология как система категорий, принципов и моделей, описывающих психическую реальность, человеческое существо или социальную группу как развивающуюся целостность, сориентированная на практическую работу с индивидуальной психикой или групповой психологией, и включающая в себя конкретные методы, приемы, умения и навыки по целенаправленному преобразованию личности и группы.

Два уровня психотехнологий: теоретический и практический. Теоретический уровень психотехнологии как представления, концепции и модели о сущности, структуре, факторах психики, личности, социальной группы, движущих силах их развития и целях, задачах, способах, этапах психологического регулирования.

Практический уровень психотехнологии как, применение этих теоретических конструкций, – системой навыков и умений регулирования.


Тема: Соотношение видов и психотехнологий и практической деятельности психолога

Психологические технологии и основные виды практической деятельности психолога

Психологическая диагностика как технология как специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответствующих методов происходит сбор информации о личности или группе (семье) с целью постановки психологического диагноза.

Технология психопрофилактики как система психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды.

Технология развития как целенаправленный процесс, направленный на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и индивидуальными возможностями человека.

Технология психологического консультирования как обусловленная проблемой и ситуацией клиента, целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального отреагирования, прояснения смысла, рационализации этой проблемы и нахождения вариантов ее решения.


Тема: Психотехнологии в образовательном процессе

Использование различных видов психотехнологий в образовании. Ориентация на ребенка, как основа применения психотехнологий в образовании.

Технология социально-психологической реабилитации детей и подростков как системный, целенаправленный процесс их возвращения, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Технология психологического сопровождения как комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.

Психотехнологии психологического сопровождения семьи и семейного воспитания. Многообразие психологических практик в работе с родителями.
Тема: Психотехнологии психологического консультирования в коррекции нарушений детско-родительских отношений

Декларируемые и скрытые причины обращения к консультанту. Позиция психолога в ходе консультации . Психолог – нейтральный советчик. После выслушивания клиента, разрабатывает совет или рекомендацию. Психолог – программист. После рассказа клиента разрабатывает программу воздействия на психологическую проблему клиента. Психолог-слушатель. Психолог-зеркало. Клиент нуждается в том, чтобы нейтральный человек объяснил, что происходит с клиентом. Психолог-катализатор. Клиент все понимает правильно в своей жизненной ситуации, но ничего не делает. Психолог активизирует позицию клиента. Правило выбора позиции психолога.


Тема: Рефлексия профессионального опыта в целях совершенствования консультирования учащихся и родителей

Требования к подготовке психолога-консультанта. Требования к личности консультанта. Способность к рефлексии как профессионально-значимое качество личности консультанта.Рефлексия своего и чужого профессионального опыта. Супервизия как внутренняя позиция и необходимое условие развития способности к рефлексии. Влияние выбора психотерапевтического подхода консультанта на акцент рефлексивной деятельности. Рефлексия собственного жизненного опыта как средство глубокого понимания клиентов в психологическом консультировании .


Тема: Консультирование субъектов образовательного процесса по вопросам оптимизации учебного процесса

Консультирование участников образовательного процесса: педагогов, администрации, воспитанников по вопросам оптимизации учебного процесса. Основные причины обращения педагогов к консультанту: проблема взаимоотношений с учащимися. Трудности детей в освоении учебного предмета. Проблемы конфликтов с администрацией. Проблемы личных взаимоотношений.


Тема: Особенности проектирования психологически безопасной образовательной среды в современной школе: содержательный и процессуальный аспекты

Структурная модель психологически безопасной образовательной среды. Принципы создания психологической безопасности образовательной среды. Основные подходы к понятию «психологическая безопасность». Критерии психологической безопасности образовательной среды. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды. Экспертный подход к оценке образовательной среды. Методы диагностики психологической безопасности образовательной среды.


Тема: Психологическая безопасность образовательной среды

Психологический анализ проблем безопасности. Структура и задачи психологии безопасности. Психолого-педагогические характеристики образовательной среды. Типы и структура образовательной среды. Особенности современной образовательной ситуации и образовательная среда. Подходы к определению понятия «психологическая безопасность образовательной среды». Психологическая защищенность и референтность как показатели психологической безопасности образовательной среды. Межличностное взаимодействие и психологическая безопасность образовательной среды. Педагогическое общение и психологическая безопасность образовательной среды. Психологические риски в образовательной среде. Угрозы, существующие в образовательной среде. Теоретические основы концепции психологической безопасности образовательной среды.


2014 -> Легкая атлетика и материнство: тренировка, беременность и рождение ребенка Бег на средние и длинные дистанции и его влияние на женские гормоны и плотность костей Кармен Леон
2014 -> Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования казанская духовная семинария г. Казани республики татарстан казанской епархии русской православной церкви

г.Ярославль, 1998г.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Отделение практической психологии
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Под редакцией Владимира Козлова

г.Ярославль, 1998г.
ББК 88.4 + 53.57

УДК 159.98

Психотехнологии в социальной работе./Сб. под ред.

Козлова В.В. – Ярославль: МАПН, 1998 – 201 с.

Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии.

Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы.

Козлов В.В., 1998


СОДЕРЖАНИЕ

Козлов Владимир

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ………………………………………………………..6

Албегова Ирина

ТЕХНИКИ АДАПТАЦИИ К КРИТИЧЕСКИМ СИТУАЦИЯМ…………18

Антонова Любовь, Козлов Владимир

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ВХОЖДЕНИЯ В РСС НА СКОРОСТЬ СЕНСОМОТОРНОЙ РЕАКЦИЙ.…………………………………………….24

Белякова Юлия, Тумаркин Денис

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПСИХОТЕХНИК В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ…………………..28

Веремеенко Наталия, Цыганенко Майя

НОВОЕ ОБЩЕСТВО - НОВЫЕ ЦЕННОСТИ………………………………33

Гаврищук Елена

СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА………………………………………………38

Геперле Ирина, Козлов Владимир

ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ НА ДИНАМИКУ ТРЕВОЖНОСТИ И ОДИНОЧЕСТВА…………………….42

Глухова Ольга

ВЛИЯНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ПОКАЗАТЕЛИ

ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ПЕДАГОГИЧЕСКИ

ЗАПУЩЕННЫХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….65

Голубкова Елена

САМОУБИЙСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ………………………………………………..68

Гусева Елена, Заярная Ирина, Муляр Андрей

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕНСИВНЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ В ТЕРАПИИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКОВ…………………………………………..73

Жедунова Ирина, Киселев Игорь

О ПРОЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ…………………80

Жукова Ирина

ВЛИЯНИЕ ВХОЖДЕНИЙ В РСС НА ДИНАМИКУ ВНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………………………82

Капустин Андрей

ЛЮДИ И ДЕНЬГИ………………………………………………………………85
Киселев Юрий

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОДУХОВНЫЙ КРИЗИС….90

Ковшиков Михаил

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОБЩЕСТВЕ И АРМИИ………………………………….101

Ковшиков Михаил, Смирнова Светлана

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………..108

Кудеринов Т.К., Баклыкова И.В., Паршина Е.В., Сыздыкова А.К.

К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

И ПСИХОТЕРАПИИ………………………………………………………….114

Мазилов Владимир

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПОИСКИ НОВОЙ МЕТОДОЛОГИИ………………………………………………………………116

Мазилов Владимир

ПСИХОЛОГИЯ: ШИЗОФРЕНИЯ, КАК И БЫЛО СКАЗАНО………….140

Малеева Ирина

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗГЛЯДА НА СМЕРТЬ………………….174

Непомилуева Елена

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С БЕЗРАБОТНЫМИ………………………………………………………………180

Смирнова Юлия

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ НА РЕАКТИВНУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ………………………183

Черничкина Вера

НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ…..…187

Щербаков Александр

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИМИДЖ ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА………191

Яшков Александр

НОВАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЯРОСЛАВЛЕ…………...196

Никольская Инна

ИМИДЖ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА…………………………………200

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПСИХОТЕХНОЛОГИИ.

Козлов Владимир, ЯрГУ

В настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в универ­ситетах и специальных учебных заведениях. Они могут профессионально помогать всем нуждающимся решать проблемы, возни­кающие в их повседневной жизни. В первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям; инвали­дам; детям, лишенным нормального семейного воспитания; лицам с психическими расстройствами; алкоголикам; нарко­манам; больным СПИДом; семьям из групп “риска”; лицам с девиантным поведением). Они не только снимают социаль­ную напряженность, но и участвуют в разработке законода­тельных актов, призванных полнее выразить интересы раз­личных слоев населения.

На исходе второго тысячелетия в России после ры­ночных реформ, которые не только улучшили прежнюю “плохую” жизнь при коммунистах, но и довольно таки успешно понизили и без того невысокий уровень жизни, остро стоит во­прос не только о социально незащищенных слоях населе­ния, но и о жизни среднего класса. Он благодаря экономическому реформированию приблизился вплотную к черте бедности. Долгосрочные задержки выплаты зарплат, со­кращение пособий, задержка стипендий студентам, бесконеч­ные обещания Правительства привели к социальной напря­женности. Обострение социально-психологической напряжен­ности в условиях политической нестабильности и экономического кризиса делают особенно актуальным вопрос о практической деятельности социальных работников, методо­логии и технологиях её осуществления.

В истории развития любой страны можно найти связь между формами, видами социальной работы и возникающими социальными проблемами. И хотя в России социальная ра­бота как профессиональная деятельность (в западном пони­мании) только начинает развиваться, отдельные её виды и формы имеют длительное историческое развитие (например, патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т.д.). Поэтому, занимаясь пробле­мами социальной работы на разных уровнях, важно активно использовать существующий опыт помощи различным груп­пам населения. Следует учитывать, что существуют особенности в организации социальной работы и в использо­вании отдельных её методов, обусловленные спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же соци­альным проблемам.

Особого внимания требуют, с одной стороны, технология воздействия, оказание социальной помощи на индивидуально-личностном уровне взаимодействия с клиентом, и с другой - глобальные социальные программы социальной помощи нуж­дающимся в ней гражданам.

Профессиональная подготовка социальных работников в России делает первые шаги. Социальная работа как деятель­ность (особенно как непрофессиональная, добровольческая) уже длительное время существует в России. К непрофессио­нальной деятельности относятся различные виды добровольческой помощи и взаимоподдержки, которые явля­ются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности от­дельных субъектов и социальной практики в целом в любом обществе .

Основой профессиональной работы выступают отношения “социальный работник - клиент” (клиентом может выступать и общество, и социальная группа, и индивид). Мы можем выделить следующие уровни объек­тов социальной работы:


  • конкретный человек

  • различные социальные группы (по профессиональному признаку, по возрасту, по половому признаку и др.)

  • конкретное общество

  • всё человечество
Реализация этих отношений может идти по двум направлениям: социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с индивидом или группой (психосоциальная работа).

Для российского общества в настоящее время жизненно важно развивать и структурную социальную работу, и деятельность социальных работников с применением психологических техник и технологий. Важно, чтобы оба эти направления взаимодополняли друг друга.

Социальный работник как субъект специфической деятельности должен владеть немалым арсеналом умений и навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педаго­гики, права. Знания и умения в сочетании с соответствующими личностными качествами и способностью к творчеству могут рассматриваться как готовность к профессиональной деятельности.

В самом общем виде суть социальной работы заключается в регуляции правовых и экономических отношений человека с обществом, оказание помощи в решении личностных проблем .

Цель социальной работы: сохранять комфортное, дос­тойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме.

Объектом социальной работы является, как мы указывали выше, человек и различные общности. В сло­жившейся экономической и социальной ситуации в нашей стране помощь в основном направлена на тех, кто находится в самой тяжелой и безвыходной ситуации: многодетные семьи, беженцы, безработные, пенсионеры, инвалиды. В настоящее время забота государства о слабо защищенных слоях населе­ния почти совсем исчезла. Пособия приходят с большим опо­зданием, а их размер просто смехотворен.

Использование психотехнологий в социальной работе на уровне объектов касается индивида и групп. Что касается уровней общества и всего человечества, автор данной статьи достаточно скептически относится к организации социальной работы на данных уровнях. Особенно в современном обществе.

Вопрос методологии социальной работы чрезвычайно важен, т.к. он является основным вопросом организации науки и профессиональной деятельности.

Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усилива­ется гуманистическая направленность социальной деятельно­сти в целом, которая ориентируется не только на защиту от­дельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку. Растет общественное призна­ние социальной работы как профессии. Социальная работа многогранна и уникальна. Она связана с человеком в целом - в его биологическом, социальном и ду­ховном параметрах. Обусловлена совокупностью взаимосвя­занных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.

Объектом социальной работы является человек. Субъек­том социальной работы выступает тоже человек. Поэтому доминирующими были и остаются отношения “специалист - клиент”. Для эффективной профессиональной деятельности социальному работнику необходимы знания психологии, чтобы грамотно наладить контакт с клиентом.

Но успешный социальный работник должен быть не только в какой-то степени профессиональным психологом, но и пси­хотерапевтом. Социальная работа является макси­мально интегративной дисциплиной. Если посмотреть на социаль­ную работу как на вид деятельности, то можно заметить, что эта профессия соединяет в себе множество знаний и навыков из других областей. Действительно, есть специалисты, спе­циализирующиеся строго в своей области. Но социальная ра­бота пытается уйти от этого узкого подхода. Она видит человека и понимает его как целостное существо, которое в конкретной ситуации испытывает трудности определенного ха­рактера. Когда мы говорим о том, что социальный работник должен быть психологом и психотерапевтом, то не имеем в виду профессиональную деятельность в качестве психолога или психотерапевта, а о профессиональных функциях, компонентах профессиональной деятельности социального работника. Это чрезвычайно важно , т.к. любая профессия, в том числе и социальная работа, имеет сферу компетентности.

Одновременно с этим нам хочется отметить, что для эффективной социальной работы в диадах «профессионал- личность» и «профессионал-группа» психологическая и психотерапевтическая компоненты являются исключительно важными, если не сказать основными.

В соответствии с этой логикой именно основные методологические принципы российской психологии и являются ведущими для формирования методологии социальной работы.

Как мы уже писали (Козлов, 1997), в приложении к социальной работе, методология психологии приобретает новые черты и особенности.

В прикладном аспекте социальной работы, каковыми является

интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ), методология имеет частный и конкретный характер. Но и при этом наблюдается преемственность с общенаучными и психологическими традициями.

Современная социальная работа в своем развитии приближается к формированию своей научной парадигмы. По нашим представлениям сам процесс этого формирования изменит наши понятия о смысле социальной работы, о ее содержании и механизмах.

На наш взгляд, научная парадигма социальной работы должна быть соизмерена с обыденностью человеческого существования и инструментально адаптирована к его проблемам жизни в обществе.

Мы уже описали те методологические принципы, которые могут стать некоторой базой для формирования парадигмы интегративных психотехнологий. Мы предполагаем, что они могут быть рассмотрены как принципы для формирования системы практической социальной работы на уровне «профессионал – клиент».

По этой причине хочется напомнить основные из них:

Первый принцип - целостный подход, который подразумевает системный анализ предмета науки. Принцип целостности постулирует понимание человека как живой, открытой, сложной, многоуровневой самоорганизующееся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и генерировать новые структуры и новые формы организации.

Второй принцип - генетический рассматривается исходя из положений теории диссипативных структур (Никлис Г., Пригожин И., 1990). Неравновесные (диссипативные) структуры проявляют следующие свойства: избирательная неустойчивость, вероятностный отбор состояний, "режим обострения" в ходе эволюции системы , а также автономность, независимость собственной эволюции системы от начальных условий ее возникновения.

Третий принцип - принцип обусловленности, проявляется в следующих моментах при работе с клиентами:

Неравновесное состояние системы воздействует на линейную область, т.е. следствие влияет на вызвавшую его причину. Клиент в зоне дисбаланса может интерпретировать факты биографии из точки кризисного состояния и содержание интерпретации будет обусловлено неравновесным состоянием системы и искажать линейную область;

Четвертый принцип - принцип позитивности обозначает центрированность специалиста и клиента на положительном опыте.

Использование принципа позитивности также обусловлено тем фактом, что человек, сонастроенный с положительными состояниями, является существом с высокой жизненной энергией, степенью самоактуализации, проявленности в жизни, в творчестве, в социуме.

Пятый принцип - принцип соотнесенности - необходимость учета интенсивности действия психотехнологии с уровнем сензитивности психики клиента на структуру, содержание и форму воздействия.

Шестой принцип - принцип многомерности истины - любое объяснение и понимание индивидуальной психической реальности, а также социально-психологических закономерностей групп и сообществ всегда будет неполным, а значит и неистинным.

При любом объяснении и понимании будет ряд неучтенных переменных, влияющих на поведение человека или группы и выведенные закономерности в индивидуальной психической реальности, групповом пространстве будут справедливы лишь при определенных условиях и с определенной (неопределенной) вероятностью.

Поэтому любое объяснение и понимание человека и групп может претендовать на жизнь и истинность.

Для нас важно как в научном, так и в прикладном аспектах , применение в социальной работе интенсивных интегративных психотехнологий. Поэтому мы хотим более подробно остановиться на содержании, структуре и стратегических моментах именно этого направления.

Как известно, понятие интеграции было введено в обиход европейской психологии Карлом Густавом Юнгом. Он понимал под интеграцией следующее:

а) осознание конфликта между фрагментами сознания;

б) принятие конфликтующих сторон как равных по значимости.

Смысл интеграции заключается в том, чтобы та область сознания, которая вытеснялась, подавлялась личностью, бо­лее не отвергалась. На уровне фрейдовской карты интеграция означает принятие и осознание того материала психической реальности, который изгонялся из сферы Эго в бессознательное при помощи защитных механизмов (подавление, вытеснение).

Интегративными психотехнологиями называются системы воздействия на личность, которые способствуют большей её целостности. Понятие “интеграции” в интегративных психотех­нологиях было введено Джимом Ленардом (основателем дви­жения вайвейшн). Джим Ленард понимал под интеграцией присоединение части к целому, где целым является сознание, личность, а частью вытесненный комплекс. До Д. Ленарда в ин­тенсивных психотехнологиях было популярно понятие “высвобождение” , которое содержательно близко к понятию “катарсис” в психоанализе. Д.Ленард предложил целостную пси­хотехнологию, которую обозначил как вайвейшн.

Понятие интеграции было более глубоко разработано среди психологов трансперсонального направления (С.Гроф, Р. Ассаджиоли, К. Уилбер, А. Маслоу).

Под интегративными психотехнологиями (“психе” - душа, “технос” - умение, навык, мастерство, “логос” – понятие, учение) понимаются совокуп­ность концепций, методов, умений, навыков для достижения большей целостности и непротиворечивости личности, сознания, пове­дения и деятельности.

Интенсивность психотехнологий вы­звана следующими причинами:

Огромным массивом кризисных состояний личности, высо­кой репрезентацией кризисной личности в социуме;

Сжатием времени, убыстрением и уплотнением энергоин­форма-ционных процессов в обществе и индивидуальном сознании;

Проявленной потребностью быстрого и эффективного, точ­ного и безопасного разрешения проблем личности за счет расширения ресурсов самоосознания и рефлексии.

Интенсивные интегративные психотехноло­гии появились в начале 90-х годов в России в соответствии с теми проблемами, которые возникли перед социумом и личностью.

Интенсивные интегративные психотехнологии работают на следующих уровнях психики как живой, открытой системы:

а) физическом и психофизиологическом (работа с физическими, соматическими последствиями стрессов и стрессогенных ситуаций);

б) психологическом (разрешение внутриличностных проблем, личностная трансформация, психотерапия, достижение интеграции личности);

в) разрешение социально-психологических проблем личности (проблемы коммуникации и социальной интеракции, социаль­ной адаптации, проявленности в общественных связях и отно­шениях);

г) разрешение проблем самоактуализации (расширение личностной свободы выбора; открытие внутренних, витальных, интеллектуальных, эмоциональных ресурсов; нахождение глу­бинной мотивации человека и приобретение права личностью проявить свою индивидуальность);

д) удовлетворение потребности личности в трансцендирова­нии (нахождение психодуховных измерений личности, опреде­ление ответов на основные вопросы человеческого бытия и принятие права на “воплощенное” существование, “примирение человека с Богом”, просветление и “второе” рождение).

Интенсивные интегративные психотехноло­гии удовлетворяют качествам системности, многомерности, целостности.

Высокая адаптивность интенсивных интегративных психо­технологий (ИИПТ) обеспечивается следующими факторами:

Огромной предисторией использования (40 тысячелетий) методов и техник трансформации и интеграции личности;

Тесной связью с эмпирическими техниками самоинтеграции, которые используются людьми в обыден­ной жизни без теоретического осмысления;

Высокой мерой научности.

В ИИПТ существует огромное концептуальное поле, а также выверенные психофизиологические, социально-психологические, психологические исследования внутри картезианской пара­дигмы науки, что отвечает принципу научности. Теории и кон­цепции ИИПТ обладают огромным разнообразием подходов (юнгианский глубинный анализ, психосинтез Р.Ассаджиоли, расширенная карта бессознательного Станислава Грофа, спектр сознания К. Уилбера, концепция целостностей психической реальности В. Козлова, кластерная теория интеграции М. Щербакова, матричная теория С. Всехсвятского, информационная теория И. Пригожина и др.).

Теоретический пласт ИИПТ обладает следующими качествами:

Высокий динамизм;

Открытость;

Губчатость;

Тесная связь с практикой.

Теоретические представления при всем многообразии под­ходов и направлений имею ряд общих свойств:

Нелинейность и многомерность пространства, времени и че­ловеческого сознания;

Голографическая, холономная интерпретация психики;

Расширенные карты бессознательного;

Технологическое разрешение проблем с опорой на эмпирические практики ;

Холистическая ориентированность трансформации.

Теория ИИПТ имеет следующие истоки:

Теософические (даосизм, буддизм, чань-буддизм, изотерическое направления мировых религий, философский мистицизм);

Холономная парадигма науки, сформированная в атомной физике и теории систем (теория относительности А. Эйн­штейна, исследования Дэвида Бома и Карла Прибрама - голографическая модель мозга, теория шнурка Джефри Чью, теория диссипативных структур И. Пригожина).

Психолого-философские теории трансперсональной ориентации (Ст.Гроф, К.Уилбер, Ч.Тарт, Р.Дасс, Т.Маккена и др.)

Личностно-ориентированные психологические теории (У.Джеймс, З.Фрейд, В.Райх, О.Ранк, К.Г.Юнг, К.Роджерс, А.Маслоу, Ф. С. Пёрлз и др.).

Психотехнологии мы можем рассматривать на следующих уровнях:

Работа с телом (шаманские психотехники, ориентированные на тело; телесно-ориентированные психотехники, направ­ленные на расширение осознания тела и телесности; фоку­сированная работа с телом в стилях: массаж (китайские, японские, европейские техники); райхианские техники; роль­финг; различные статические позы; динамические движения; ци-гун; тайцзыцю­ань; телесные медитативные практики; синтетический мас­саж; сегментарный массаж; биоэнергетика Боаделла; су­фийские техники балансировки энергии; трансовые танцы; ритуальные практики; холистический палсинг; система рейки; випассана; пранаяма и др.).

Индивидуально-психологический уровень (ребефинг; вай­вейшн; холотропное дыхание; свободное дыхание; транзактный анализ; психосинтез; юнгианский анализ; суггестивные техники; аутотренинг; тренинги релаксации; тех­ники переформулировки; игротехники; регрессия возраста; реинкарнационная терапия; различные дыхательные техники погружения; направленная визуализация; биографический метод; медитация; работа со снами; мандалотехника; тера­пия искусством (боди-арт, медитативная живопись и др.).

Социально-психологический уровень (коммуникативные тре­нинги; тренинги сензитивности; тренинги встреч; психодраматическое обыгрывание; ролевые игры; тренинг любящих взаимоотношений; гештальт; различные форматы работы: процессы “глаза в глаза”; суфийские ритуальные иг­ротехники; обряды; групповые песнопения; групповые риту­альные взаимодействия; групповая динамика).

Психодуховный аспект (буддистские и даосские техники са­моисследования; трансцендентальные медитации; дзогчен; пси­хотехники дзень; глубинный опыт различных сессий из психоделических погружений и погружений в расширенное состояние сознания; молитвенные практики; практики ас­кезы; депривационные практики; направленные визуализа­ции и идентификации; различные инициации).

Интенсивные интегративные психотехнологии, как пра­вило, используют различные уровни измененного состояния сознания и для этого имеется колоссальный инструментарий по изменению состояний сознания.

Конечно, было бы неуместно говорить об интегративных психотехнологиях как о часто применяемом методе социаль­ной работы с клиентами. Естественно эти техники совер­шенно неуместны, когда человеку необходимо оказать мате­риальную помощь или осуществить небольшую юридическую консультацию по тому или иному вопросу. Но, когда речь идет о проблемах в семье, на работе, личностных проблемах (навязчивые страхи, физический дискомфорт, затянувшийся стресс), здесь уже можно использовать весь арсенал новых техник, чтобы облегчить ситуацию клиента.

При работе с клиентами, мы в первую очередь сталкива­емся со следующими моментами:

Во-первых - сам клиент, кто он? Ребенок, взрослый, мужчина, жен­щина - социально-демографический статус, возраст, образование и др.;

Во-вторых - проблемное поле , в чем проблема клиента? Внутренние психологические факторы, нарушения психического здоро­вья, социальная дезадаптация в виде конфликта в семье, на работе, различные фобии и др.

В-третьих - проблема выбора психотехнологии, каким образом сис­тему человеческой психики, которая находится в дисбалансе, привести в состояние гармонии, интегрировать проблему?

Первый и второй момент, задается, как правило, ситуацией социальной работы. Третий же момент является наиболее проблематичным и требует больших знаний и опыта соци­ального работника.

Для того, чтобы эффективно выбрать стратегию взаимо­действия с клиентом и методы воздействия на него, на на­чальном этапе нужно провести углубленное собеседование, при необходимости с применением психодиагностических ме­тодик. То есть первый этап взаимодействия с клиентом для выбора правильной стратегии заключается в более глу­боком проникновении в личность клиента , расширении пред­ставлений о проблемном поле клиента.

Для того, чтобы разрешение личностных проблем было эффективным, нужно соблюдать следующие условия:

Сонастроенность на состояние клиента;

Эмпатия;

Позитивная ориентация;

Незастревание на проблемном поле клиента.

При работе с клиентом есть одна очень существенная трудность, которая тормозит разрешение проблемы. Эта трудность связана с тем обстоятельством, что клиент уже нормально живет со своей проблемой, он прочитал много ли­тературы о ней, некоторые даже наслаждаются сознанием собственной ущербности, и если резко разрешить их диском­фортную ситуацию, то они начнут искать в себе новую “болячку”, чтобы сосредоточить на ней все свое внимание. Поэтому здесь многое зависит от умения социального работ­ника создать притягательный образ жизни без этой проблемы, заставить клиента захотеть лишиться этой проблемы и забыть её. При работе особенно важно точно определить проблемное поле, не жалеть времени, чтобы вникнуть в проблему клиента, так как от этого зависит психическое и социальное «выздоровление» человека.

В то же время , как показывает опыт, часто адаптивные возможности личности к трансформации Эго, изменению цен­ностных ориентаций, направленности, мотивационно-потреб­ностных структур ограничены. Также ограничены возможно­сти социальной ниши, в которой обитает клиент, к восприятию и адаптации его трансформации. Ломаются старые стерео­типы коммуникации, ролевые ожидания, что часто приводит к частичной, а иногда полной дезадаптации личности. Человек уходит с работы, расстается с семьей и т.п.

Все это выдвигает требования к качеству взаимодействия специалиста с клиентом. Стратегия этого взаимодействия должна иметь системный характер и учитывать:

1. Особенности личности клиента;

2. Структуру и содержание материала, который интегрируется личностью;

3. Возможности и ограничения психотехник, используемых в процессе взаимодействия;

4. Обеспечение обратной связи;

5. Возможности системы поддержки и отслеживания в со­циуме.

Первый пункт выдвигает следующие требования:

Обязательное индивидуальное собеседование при групповой форме работы;

Соблюдение “закона восьми” (на одного специалиста не должно быть больше восьми клиентов);

Владение специалистом профессиональными психологическими знаниями и навыками для исследования личности.

Второй пункт обладает чрезвычайной важностью в страте­гии взаимодействия. Если специалист не представляет слож­ной внутренней архитектоники материала, интегрируемого личностью, то это, как правило, приводит к методологическим ошибкам, потере эффективности трансформационной работы, иногда к деструктивным изменениям в личности клиента.

Вне сомнения, можно надеяться на интуицию, спонтанность сознания и внутреннюю мудрость человеческой психики. Но опыт показывает, что опора на профессиональные знания и элементарные научные представления о психическом делают качество взаимодействия гибче, многограннее и, самое глав­ное, в возможном соответствии с внутренней картиной проис­ходящего.

Третий пункт предполагает, что специалист по социальной работе имеет не только теоретические представления о психотехниках, но и владеет ими. В психоанализе является закономерностью то, что прежде чем психоаналитик приступает к работе с клиентами, он проходит сам психоанализ. Мы считаем, что прежде, чем социальный работник приступит к работе с использованием различных психотехник, он сам должен их пройти, испытать их во внутренней работе с самим собой. Это выдвигает требование к учебным программам в вузе и программам переподготовки в их особой практической психотехнической ориентированности.

Четвертый пункт предполагает то, что социальный работник должен иметь время и возможности для получения обратной связи от своих клиентов. В профессиональном отношении вуз обязан формировать навыки проведения рефлексивного, чуткого, открытого собеседования с клиентом.

Пятый пункт является чрезвычайно сложным в организационном аспекте в силу дефицита времени социального работника и высокой плотности трудового графика. Одновременно он является определенным критерием эффективности работы и способом контроля за процессом социализации клиента.

Все пять пунктов в их синтезе открывают широкие возможности в повышении эффективности, корректности и точности социальной работы.

В психотехнологическом обеспечении социальной работы в настоящий момент больше вопросов, чем ответов. Существует огромное количество моделей и подходов. Это показывает, что эта тема в социальной работе является перспективным как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Список литературы.

1. Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исслед . внутр. мира: Пер. с англ. - М, Издательство Трансперсон. Ин-та, 1994, - 338 с.

2. Козлов В.В. Истоки осознания - М., 1997 -363 с.

3. Козлов В.В. , Бубеев Ю.А. Измененное состояние сознания: психология и физиология. М., 1997 - 197с.

4. Козлов В.В.. Парадигма интегративных психотехнологий. /Психологический пульс Ярославля// Сб. под ред. В.В.Новикова –М., Ярославль,1998 – С.140-156.

5. Козлов В.В. Три аспекта психотехнологий в социальной работе. Психотехнологии в социальной работе. / Сб. под. ред. Козлова В.В. - Ярославль, 1997, с. 9 -19.

6. Пути за пределы “эго” . Под ред. Роджерса Уолша и Фрэнсис Воон. - М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. - 318 с.

7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. / Общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986.- 432 с.

8. Ребенок и пространство. Семь шагов к истине. / Сб. под. ред. В.В. Козлова. - М:, 1996. -197 с.

9. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Том 1. - М., “Три Л”, 1996. -208 с.

10. Фромм Э. Человек для себя. /Пер. с англ. и послесл. Л.А. Чернышевой. - Мн. : “Коллегиум”, 1992- 253 с.

11. Этюды о новой психотерапии / Под ред. В.В. Козлова. - Мн., 1995 - 192 с.