Казанский авиационный институт был образован на базе аэродинамического отделения Казанского государственного университета решением Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности 5 марта 1932 года.
В начале институт состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет (первый декан - К. А. Архипов).
В 1945 году в институте была организована первая в вузах страны кафедра реактивных двигателей, на заведование которой был приглашен будущий академик В. П. Глушко - основоположник отечественного ракетного двигателестроения. В числе первых ее преподавателей были С. П. Королев, впоследствии главный конструктор ракетно-космических систем страны, профессор Г. С. Жирицкий, именем которого назван один из кратеров Луны.
В 1951 году в институте был открыт новый факультет авиационного приборостроения (первый декан - В. В. Максимов). В 1952 году был создан факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - В. И. Поповкин).
В середине 1950-х годов набрали полную силу и завоевали всесоюзную известность научные школы: устойчивости движения, прочности авиационных конструкций, оптимальных процессов, авиационного двигателестроения, прогрессивных технологических процессов и др. Свидетельством признания их авторитета явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению ученой степени доктора наук.
Сегодня КНИТУ-КАИ - признанный в России и за рубежом современный образовательный и научно-исследовательский комплекс, который готовит высококвалифицированные кадры для наукоемких отраслей промышленности. За 85-летнюю историю в КНИТУ-КАИ сложились традиции, позволяющие университету занимать высокие позиции среди технических вузов России. Модернизируется материально-техническая база, совершенствуется учебный процесс, укрепляются связи с производством, развивается международное сотрудничество. КНИТУ-КАИ становится центром притяжения - университетом, соответствующим лучшим мировым образцам.
Научный потенциал университета составляют: 7 научно-исследовательских институтов, 1 факультет, 45 кафедр, 11 научно-образовательных центров, 2 колледжа, 1 бизнес-инкубатор, 48 научно-исследовательских лабораторий. Здесь трудятся более 3000 преподавателей, научных работников и инженеров, в том числе свыше 120 докторов наук и профессоров, среди них 17 академиков и членов-корреспондентов РАН, Академии Наук Татарстана и Международной академии наук высшей школы, более 700 докторов и кандидатов наук.
Электроника, радиотехника и системы связ
Информатика и вычислительная техника
Экономика и управление
Авиационная и ракетно-космическая техник
Формы обучения
72|2|27Уровни образования
16Приемная комиссия КНИТУ-КАИ
schedule Режим работы:
Пн., Вт., Ср., Чт., Пт. c 09:00 до 17:00
Последние отзывы КНИТУ-КАИ
Стас Иванов 01:21 21.02.2016Учусь в ИЭУиСТ на очном отделении, а также поступил в ВШТМ (школа второго высшего образования) на заочное, специальность менеджмент. Все очень нравится, особенно практика, частые мастер-классы и публичные выступления ведущих экономистов и маркетологов. Всем рекомендую. Не считаю, что нужно переплачивать деньги в КФУ, образование в ИЭУиСТ даже лучше, индивидуальный подход к каждому студенту.
Анонимный отзыв 15:34 11.01.2016
Учусь на втором курсе в ИЭУиСТ. Поступила изначально на очное отделение. В первые 3 месяца уже разочаровалась,что выбрала именно его. Пары неоднократно отменялись, некоторые преподаватели узнавали,что должны вести у нас пары,спустя месяц. Со второго перевелась на заочное отделение,т.к. сделала вывод,что на очном-лишняя трата денег. Да и тут не лучше. Мало того, что обещали сессию в октябре, расписания не составили до сих пор, а уже январь! Такого наплевательского отношения, по моим опросам, ...
Общая информация
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»
Филиалы КНИТУ-КАИ
Лицензия
№ 02096 действует Бессрочно с 20.04.2016
Аккредитация
Нет данных
Результаты мониторинга Минобрнауки для КНИТУ-КАИ
Показатель | 18 год | 17 год | 16 год | 15 год | 14 год |
Показатель эффективности (из 6 баллов) | 6 | 7 | 7 | 7 | 6 |
Средний балл ЕГЭ по всем специальностям и формам обучения | 68.03 | 66.84 | 64.99 | 61.14 | 64.94 |
Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет | 73.51 | 71.49 | 68.61 | 63.78 | 68.24 |
Средний балл ЕГЭ зачисленных на коммерческой основе | 57.79 | 59.30 | 58.60 | 56.66 | 60.67 |
Средний по всем специальностям минимальный балл ЕГЭ зачисленных на очное отделение | 52.02 | 46.41 | 48.99 | 45.93 | 46.31 |
Количество студентов | 9630 | 9842 | 9583 | 9804 | 10225 |
Очное отделение | 6902 | 7105 | 6870 | 7185 | 7287 |
Очно-заочное отделение | 170 | 204 | 322 | 426 | 636 |
Заочное отделение | 2558 | 2533 | 2391 | 2193 | 2302 |
Все данные |
Казанский Государственный Технический Университет имени А.Н.Туполева | |
---|---|
(КГТУ им. А.Н.Туполева ) | |
Оригинальное название | Казанский Государственный Технический Университет имени А.Н.Туполева |
Год основания | 5 марта |
Президент | Дегтярёв Геннадий Лукич |
Ректор | Гортышов Юрий Федорович |
Расположение | Казань |
Юридический адрес | 420111, Казань ул. К. Маркса, 10 |
Сайт | http://www0.kai.ru |
Казанский государственный технический университет имени А.Н. Туполева (тат. Казан дәүләт техника университеты , Qazan dəwlət texnika universitetı ), бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году, статус университета получил в 1992 году.
История
Казанский авиационный институт был образован на базе аэродинамического отделения Казанского государственного университета решением Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности 5 марта 1932 года.
В начале институт состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет(первый декан - Архипов К. А.).
С первых дней существования института велась интенсивная научно-исследовательская работа. Её возглавлял Николай Гурьевич Четаев , создавший в стенах института научную школу общей механики. В 1940 году Н. Г. Четаев переведен на работу в Москву на должность зам. директора (с 1944 г.- директор) института Механики АН СССР, в 1943 году был избран членом - корреспондентом АН СССР.
С 1933 года институт один из первых среди авиационных вузов страны начал издавать сборники научных статей, получивших название «Труды КАИ», регулярно выпускавшиеся и ставшие авторитетным научным изданием. В 1933 году начались защиты кандидатских диссертаций преподавателями института, первым защитился Г. В. Каменков, ставший впоследствии ректором КАИ, с 1949 г. - проректор, ректор МАИ. В 1937 году состоялись первые защиты докторских диссертаций Г. В. Каменковым, Х. М. Муштари , И. Г. Малкиным. Вместе с теоретическими исследованиями в институте успешно велись и конструкторские разработки. В 1933-1939годах в ОКБ КАИ создана серия одно- и двухмоторных самолетов, в которых были воплощены новые для того времени идеи и конструктивные решения (зависающие элероны, убирающиеся шасси, упругое крыло и др.). На этих самолетах был установлен ряд официальных рекордов.
В 1939 году в КАИ открыт моторостроительный факультет(первый декан - Чусляев А. А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей стал С. В. Румянцев, впоследствии ректор КАИ, затем зам. министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы.
В годы Великой Отечественной войны на площадях института работал ряд подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ, Летно - исследовательского института (ЛИИ), Научно - исследовательского института ГВФ, а также весь состав Харьковского авиационного института. В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ работали ведущие ученые - аэродинамики А. А. Дородницин, С. А. Христианович, В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем.
В 1945 году в институте была организована первая в вузах страны кафедра реактивных двигателей, на заведование которой был приглашен будущий академик В. П. Глушко - основоположник отечественного ракетного двигателестроения, в числе первых ее преподавателей были С. П. Королев, впоследствии главный конструктор ракетно - космических систем страны, профессор Г. С. Жирицкий, именем которого назван один из кратеров Луны.
В 1951 году в институте был открыт новый факультет авиационного приборостроения, (первый декан - Максимов В. В.), в 1952 году был создан факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - Поповкин В. И.).
В середине 50-х годов набрали полную силу и завоевали всесоюзную известность научные школы: устойчивость движения, прочности авиационных конструкций, оптимальных процессов, авиационного двигателестроения, прогрессивных технологических процессов и др. Свидетельством признания их авторитета явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению ученой степени доктора наук.
В 1958 году было принято решение о выпуске в стране новой научной серии журналов «Известия высших учебных заведений», издание одной из серий - «Авиационная техника» было поручено институту. Этот журнал и сегодня распространяется в 30 странах мира (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Япония и др.), а также полностью переводится на английский язык и издается в США под названием « Soviet Aeronautic». В 1967 году за большие заслуги в подготовке инженерных кадров и развитие научных исследований институт награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1972 году был открыт факультет вычислительных и управляющих систем (первый декан - Кожевников Ю. В.). В 1973 году институту было присвоено имя выдающегося советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. В марте 1982 года в честь 50-летнего юбилея институт был награжден орденом Дружбы народов.
В 1987 году впервые в вузах города на альтернативной основе состоялись выборы ректора института. Им стол профессор Г. Л. Дегтярев, возглавляющий университет и поныне. В 1991 году в институте основан новый факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства (первый декан - Сиразетдинов Т. К.).
Став техническим университетом, КАИ значительно расширил спектр направлений и специальностей высшего образования. В 1995 году в университете создан гуманитарный факультет (первый декан - Сабирова Д. К.), в 2000 году - факультет физико - математической подготовки (первый декан - Гараев К. Г.), в 2003 году - факультет экономической теории и права (декан Хасанова А. Ш.) и факультет психологии и делового администрирования (декан Габдреев Р. В.).
В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов основан институт авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ). Первый директор- Дрегалин А. Ф. В институте (ИАНТЭ) и на всех факультетах действует многоуровневая система подготовки специалистов, которая включает в себя подготовку специалиста - инженера (5 - 5,5 лет обучения), бакалавриат (4 года) и магистратуру (6 лет).
В 2003 году на базе радио технического факультета был образован институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ), директор Щербаков Г. И.
КГТУ (КАИ) им. А. Н. Туполева сегодня - крупный многоотраслевой учебно - научный комплекс. В составе университета работают 11 филиалов в городах Татарстана и Поволжья: Волжске, Альметьевске, Бугульме, Зеленодольске, Елабуге , Набережных Челнах, Чистополе, Нижнекамске, Заинске, Лениногорске, Вятских Полянах. Сегодня в КГТУ(КАИ) на всех факультетах и в филиалах обучается около 15000 студентов.
В 1992 году был создан Центр Непрерывного образования (ЦНО) - первый директор Ватолин А. К. В структуре ЦНО - Институт повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров (создан в 1994 г., первый директор-Сабирова Д. К.), факультет предвузовской подготовки (создан в 1989 г.,первый директор - Одиноков М. Ю.), 25 центров и 4 группы подготовки. Повышение квалификации ведется по 63 программам, получение второго высшего образования - по 9 программам.
Научный потенциал университета составляют: 58 кафедр, 57 отраслевых и проблемных лабораторий, 10 научно - технических центров, 3 университетских НИИ, экспериментально - опытное производство.
Здесь трудятся более 3000 преподавателей, научных работников и инженеров, в том числе свыше 120 докторов наук и профессоров, среди них 17 академиков и членов - корреспондентов РАН, Академии Наук Татарстана и Международной академии наук высшей школы, более 700 докторов и кандидатов наук.
Международные связи КГТУ - КАИ зародились в 1937 году, когда группа преподавателей - сотрудников ОКБ - КАИ выезжала во Францию для ознакомления с производством на авиационных заводах фирмы «РЕНО». С 1947 по 1955 год в КАИ обучались иностранные студенты и аспиранты из Албании, Болгарии, Венгрии, Китая, Северной Кореи, Польши, Румынии, Чехословакии.
После сорокалетнего перерыва, с 1996 года в КГТУ вновь возобновилась подготовка иностранных студентов и аспирантов. К настоящему времени по разным программам здесь прошли обучение студенты из Турции, Ливана, Сирии, Иордании, Кореи, Индии, Пакистана, Китая, Палестины, Ливии, Германии, США. Активно развиваются научные и образовательные связи с университетами Бразилии, Германии, Испании, Китая, Ливии, США, Франции и других стран. Координацию взаимодействия с международными научными и образовательными центрами осуществляет Управление международных связей.
В составе научно-исследовательской части университета: НИИ физико-химических процессов, НИЦ проблем прочности, НИЦ прикладной радиоэлектроники, НИИ проблем Светомузыки, более 50 научно-исследовательских лабораторий и студенческих КБ, технопарк.
На базе университета функционируют: Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан, Головной аттестационный центр по сварке для Республики Татарстан, Марий Эл, Чувашии; научно-исследовательский центр CALS-технологий и управления качеством; Региональный инновационный научный центр Республики Татарстан и отделение Агентства Республики Татарстан по поддержке малого предпринимательства; филиал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства.
В 2001 году на ассоциативной основе был создан Открытый Технический Университет Татарстана. По мимо нашего университета в него вошли Камский политехнический институт, шесть техникумов, шесть НИИ и КБ. Такое содружество позволяет решать ряд важных задач, в частности, реализацию концепции непрерывного образования. Кроме того, у соучредителей открытого университеты более широкие возможности для переподготовки преподавателей и специалистов, повышения их квалификации, решения научно-технических проблем, вопросов трудоустройства выпускников и подбора кадров.
КГТУ-КАИ сегодня крупный учебно-научно-инновационный комплекс, уверенно занимающий место среди лучших технических университетов России.
Организация
Университет готовит специалистов по следующим специальностям:
Институт авиации, наземного транспорта и энергетики
- Материаловедение и технология материалов
- Энергетика теплотехнологий
- Двигатели внутреннего сгорания
- Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели
- Технология машиностроения
- Оборудование и технология сварочного производства
- Конструирование и производство изделий из композиционных материалов
- Самолето- и вертолетостроение
- Авиационные двигатели и энергетические установки
- Техническая эксплуатация ЛА и двигателей
- Ракетные двигатели
- Теплофизика
- Авиационная и ракетно-космическая теплотехника
- Автомобили и автомобильное хозяйство
- Сервис транспортных и технологических машин и оборудования
- Безопасность жизнедеятельности в техносфере
- Защита в чрезвычайных ситуациях
- Менеджмент высоких технологий
- Системы автоматизированного проектирования
Институт радиоэлектроники и телекоммуникаций
- Технология и предпринимательство
- Физика и техника оптической связи
- Радиотехника
- Проектирование и технология радиоэлектронных средств
- Нанотехнологии в электронике
- Многоканальные телекоммуникационные системы
- Средства связи с подвижными объектами
- Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
- Бытовая радиоэлектронная аппаратура
- Радиоэлектронные системы
Физико-математический факультет
- Физическая электроника
- Физика
Факультет автоматики и электронного приборостроения
- Стандартизация и сертификация
- Электрооборудование автомобилей и тракторов
- Электрооборудование летательных аппаратов
- Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации
- Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
- Приборостроение
- Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы
- Биотехнические и медицинские аппараты и системы
- Оптико-электронные приборы и системы
- Управление и информатика в технических системах
- Инженерная защита окружающей среды
- Управление качеством
Факультет технической кибернетики и информатики
- Прикладная математика и информатика
- Информационные системы (по каф. АСОиУ)
- Организация и технология защиты информации
- Комплексная защита объектов информации
- Информатика и вычислительная техника (по каф. КС)
- Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
- Информационная безопасность телекоммуникационных систем
- Информатика и вычислительная техника (по каф. АСОиУ)
- Автоматизированные системы обработки информации и управления
- Информатика и вычислительная техника (по каф. ПМИ)
- Проектирование и технология электронных средств
- Проектирование и технология электронно-вычислительных средств
Инженерно-экономический институт
- Менеджмент
- Экономика
- Коммерция (торговое дело)
- Менеджмент организации
- Прикладная информатика (в экономике)
Институт социальных технологий
- Менеджмент организации
- Связи с общественностью
Факультет психологии и делового администрирования
- Психология
- Управление персоналом
Факультет экономической теории и права
- Юриспруденция
- Мировая экономика
Ссылки
- Официальный Сайт Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева (КАИ).
- Новый официальный сайт Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева (КАИ). - Информация о вузе, подробная структура КГТУ, страницы кафедр и подразделений, справочная информация, данные приемной комиссии, направления научно-исследовательской деятельности, форумы, фотогалерея
- Неофициальный сайт студентов ИРЭТ - Лекции, меточические пособия, учебники, а также примеры решений контрольных, курсовых и т.д.
Координаты : 55°47′49.4″ с. ш. 49°06′50.8″ в. д. / 55.797056° с. ш. 49.114111° в. д.
В течение 1940-1945 гг. в Казани при мотостроительном заводе работал В.П.Глушко, возглавляя сначала специальную группу, а затем ОКБ по жидкостным ракетным двигателям. По его инициативе в 1945 году КАИ была организована первая в стране кафедра ракетных двигателей, в числе первых преподавателей который был С.П.Королев, впоследствии - Главный конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.
Казанский государственный технический университет имени А.Н.Туполева, до 1992 года носивший название Казанский Авиационный Институт имени А.Н.Туполева, был образован 5 марта 1932 года на базе аэродинамического отделения КГУ.
Вначале институт состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет (первый декан – Архипов К.А.), созданы первые кафедры сохранившиеся по сей день: аэродинамики, высшей математики, теоретической механики, сопротивления материалов, физики и химии.
Особенностью образования КГТУ-КАИ является сочетании унаследованных от Казанского университета традиций, характеризующихся глубиной и фундаментальностью учебного процесса, с практической и прикладной направленностью современного знания.
Возглавляет вуз доктор технических наук, профессор, действительный член Академии наук РТ, действительный член международной академии наук высшей школы, заслуженный деятель науки и техники РТ, Заслуженный деятель науки РФ Геннадий ДЕГТЯРЕВ
.
Наиболее востребованными являются следующие специальности, по которым ведется обучение в вузе - все специальности факультета технической кибернетики, специальность «многоканальные телекоммуникационные системы» института радиоэлектроники и телекоммуникаций; специальности, связанные с эксплуатацией автомобилей, все специальности экономического и гуманитарного факультетов.
Между тем, в связи с кризисом в аэрокосмическом комплексе страны, авиационные специальности мало востребованы. Растет потребность в специалистах по информатике и вычислительной технике, средства связи, менеджмент и сервису техники.
Трудоустройство выпускников осуществляется путем заключения договоров с профильными предприятиями. Около 60% выпускников работают по специальности, остальные 40% трудоустраиваются достаточно легко в родственных областях техники, технологии или массовых коммуникаций. Создано кадровое агентство.
На данный момент в КГТУ-КАИ обучается около 26 тысяч студентов различных форм обучения. Количество выпускников с красным дипломом составляет примерно 15 % от выпуска (150-160чел.).
Конкурс при поступлении в вуз колеблется от 2 до 12 человек на место в зависимости от специальности.
В числе выдающихся выпускников вуза:
Силаев И.С. – первый премьер–министр Российской Федерации;
Губанов Б.И. – главный конструктор ракетно-космической системы «Энергия – Буран»;
Симонов М.П. - генеральный конструктор ОКБ им.П.О.Сухого, Герой России.
Садовников В.Г. – генеральный директор НПО «Воткинский завод» – конструктор ракеты СС-20;
Белугин В.И. – директор Федерального ядерного центра России;
Матросов В.М. – академик РАН, президент академии нелинейных наук, директор института математического моделирования;
Алемасов В.Е. – академик РАН, ведущий ученый в области ракетных двигателей.
Все перечисленные лица, а также другие выдающиеся выпускники постоянно интересуются жизнью вуза и принимают активное участие в решении учебных, научных проблем и социальных вопросов.