Личностный конструкт как элемент структуры личности. Теория личностных конструктов. Характеристики личностных конструктов

Когнитивная теория личности, разработанная в 50-х гг. XX века, американским персонологом Д. Келли. Цель теории состоит в объяснении того, как личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события , управляет переживаемыми событиями.

Ключевым понятием, составляющим ядро личности, выступает понятие "конструкт личностный" – абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собств. опыте. Личность представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается. Валидность конструкта проверяется личностью с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться. Личностный конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя "образ Я".

Ведущие формальные свойства конструктов определяют типы их классифицирования:

1) диапазон применимости, включающий в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим, (все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться);

2) фокус применимости конструкта, специфичный для применяющего его человека;

3) степень проницаемости конструкта, по которой конструкты могут различаться.

Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Степень проницаемости и непроницаемости конструктов относительна. Проницаемость относится только к области пригодности конструкта – конструкт по определению непроницаем для опыта, выходящего за диапазон применимости. В зависимости от особенностей применимости выделяются основные и периферические конструкты. По степени устойчивости и неизменности различаются также основные и ситуативные личностные конструкты. По особенностям диапазона выделяются всесторонние и частные конструкты. Конструкты могут быть жесткими, т. е. дающими неизменный прогноз, либо свободными, позволяющими делать различные прогнозы при сходных условиях.

Совокупность личностных конструктов представляет собой систему, важнейшей характеристикой которой является ее относительная когнитивная сложность, выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь. Система формируемых личностью конструктов имеет сложную иерархию и множество подсистем.

Система конструктов организуется в пирамидальную структуру, в которой составляющие ее конструкты находятся либо в управляющей, либо в подчиненной позиции. Конструкт может быть и совершенно независимым. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе одной личности не обязательно занимают такое же положение в системе другой. Чем проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты личности, тем больше возможность изменения внутри структуры, в которую они входят. Если же у личности отсутствуют подчиняющие конструкты для интерпретаций и изменений, она психологически ригидна.

Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными (так, в качестве первичных конструктов могут использоваться жесты, выражения лица и пантомимические паттерны ). В качестве конструктов могут использоваться рисунки, цвета – все, что представляет интерес для экспериментатора.

Для измерения личностных конструктов в Т. л. к. разработан методический принцип "репертуарных решеток" и репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК).

В теории Келли активно используется понятие «роль» подразумевающее форму поведения, логически вытекающую из понимания личностью мыслей и поступков других людей, связанных с ней. Принятие роли требует, чтобы, по крайней мере, один из взаимодействующих индивидов осознавал, каким образом индивид интерпретирует явления или события. Роли не обязательно должны быть обоюдными, т. е. личности не нужно анализировать исполнителя роли для того, чтобы быть включенной в социальные отношения. Для исследования ролей личности Келли разработал репертуарный тест ролевого конструкта (РЕП-тест).

(от лат. constructio - построение) - создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, с помощью к-рого осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и отличии от других. Понятие Л. к. предложено Дж. Келли (см. когнитивного соответствия теории). По своему структурному содержанию Л. к. отражает характер интерпретации человеком элементов окружающего мира (событий, явлений, людей) как сходных между собой и в то же время отличных от других. Л. к. различаются по тому, насколько широка область их приложения: Л. к., применимые лишь в отношении определенного незначительного класса элементов, и Л. к., отражающие наиболее обобщенную оценку воспринимаемых объектов. По степени их устойчивости, неизменности различаются основные и ситуативные Л. к.


  • - Личностный конструкт - оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства, автор Дж. Келли - ...

    Психологический словарь

  • - - понятие современной методологии науки, подчеркивающее активность, конструктивность работы научного сознания при введении в состав концептуальных структур научного знания специфически научных понятий и...

    Философская энциклопедия

  • - понятие, вводимое гипотетически или создаваемое по поводу наблюдаемых событий или объектов по правилам логики с жестко установленными границами и правильно выраженное в определенном языке, не предполагающее...

    Новейший философский словарь

  • - КОНСТРУКТ - теоретическое или аксиматическое построение, концепт, схема, конфигуратор, диспозитив...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - англ. construct; нем. Konstru/ct. Понятие, являющееся средством научного анализа и обобщения. В ф е - номенологической социологии различают К первого и второго порядка...

    Энциклопедия социологии

  • - Схема в конструкторской документации, документ, на котором условными графическими обозначениями показаны составные части изделия и соединения или связи между ними. С. выполняются, как правило, без учёта масштаба...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ЛИ́ЧНОСТЬ, -и,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - констру́кт м. Нечно недоступное непосредственному наблюдению, но выведенное логически на основе наблюдаемых признаков...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ли́чностный прил. 1. соотн. с сущ. личность I, связанный с ним 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - констр"...
  • - л"ичностный; кратк...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Словарь синонимов

  • - индивидуальный, персоналистический,...

    Словарь синонимов

"личностный конструкт" в книгах

Личностный тест собаки

автора Бейкер Стивен

Личностный тест собаки

Из книги Как жить с собакой-невротиком? автора Бейкер Стивен

Личностный тест собаки За каждый положительный ответ на первый, второй, третий и седьмой вопросы добавляйте по пять очков. Вычитайте по пять очков за каждый утвердительный ответ на четвертый, пятый, шестой и восьмой вопросы. Если сумма будет положительной, ваша собака в

Из книги Антропологический код древнерусской культуры автора Черная Людмила Алексеевна

4. Личностный тип культуры XI–XIII вв

Схема (в конструкт. документации)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СХ) автора БСЭ

КОНСТРУКТ

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

КОНСТРУКТ - понятие, вводимое гипотетически (теоретическое) или создаваемое по поводу наблюдаемых событий или объектов (эмпирическое) по правилам логики с жестко установленными границами и правильно выраженное в определенном языке, не предполагающее обязательного

Личностный рост

Из книги Сталинские методы управления. Как стать вождем своей компании автора Молотов Сергей

Личностный рост Жуков, который после войны находился в опале, фактически был ссыльным маршалом, приставленным командовать малозначительным округом, писал о Сталине (1969): «Невысокого роста и непримечательный с виду, Сталин производил сильное впечатление. Лишенный

Часть 5 «Методичка жизни» Геннадия Петровича – «СуперЧеловек: Мой личностный рост – твой личностный рост»

Из книги Труд во имя автора Масленников Роман Михайлович

Часть 5 «Методичка жизни» Геннадия Петровича – «СуперЧеловек: Мой личностный рост – твой личностный рост» Доступно по дополнительному запросу на электронный адрес автора – super@msk –

3.5. Смысловой конструкт. Атрибутивный механизм смыслообразования

Из книги Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности автора Леонтьев Дмитрий Борисович

3.5. Смысловой конструкт. Атрибутивный механизм смыслообразования В предыдущих разделах мы описали два класса смыслообразующих структур, выступающих источниками производных смыслов, которыми наделяются объекты и явления действительности, попадающие в сферу их

3. Личностный подход

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

3. Личностный подход Личностный подход (один из принципов психологии) – это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность – это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его

Личностный вектор

Из книги Индивидуальные отношения [Теория и практика эмпатии] автора Курпатов Андрей Владимирович

Личностный вектор Четвертый вектор «открытой системы психологии» человека – это вектор личности. Личность – это результат социализации ребенка, или, иначе говоря, это человек как целостный процессуальный результат социальных отношений. Процесс формирования личности

Личностный рост

Из книги Лицо – зеркало души [Физиогномика для всех] автора Тикл Наоми

Личностный рост Люди с большими мочками уха склонны поддерживать других в их личностном росте. Эта особенность также указывает на интерес к уходу за растениями и животными. Если этот признак сочетается с чертой реформатора (квадратный лоб), то его обладатель готов

Личностный «реестр»

Из книги Добрая сила [Самогипноз] автора Лекрон Лесли М.

Личностный «реестр» Проставляйте отметки карандашом, чтобы потом можно было стереть написанное. Сначала оцените себя «сознательно», затем предложите подсознанию сделать то же с помощью идеомоторных методов. Вопросы следует формулировать примерно так: «Я действительно

Личностный подвал

Из книги Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста автора Козлов Николай Иванович

Личностный подвал - Голова - предмет темный и исследованию не подлежит, - сказал доктор. - Мудро! - закивала Федосья Ивановна, накрывая маленький столик и ставя на нем графинчик. Совершив экскурсию в театр душевно-переживательной самодеятельности, возвратимся к

Незнакомцы и «Я»: Личностный конструкт как основа для осмысления и клетка для разума

Из книги Я, опять я и мы автора Литтл Брайан

Незнакомцы и «Я»: Личностный конструкт как основа для осмысления и клетка для разума Представьте, что вы сидите в ресторане и наблюдаете за людьми вокруг. Вы замечаете, что один из двух мужчин за соседним столом – тот, что помоложе и ярче одет, – уже в третий раз

Личностный кризис

Из книги Истина или пропоганда автора Вандеман Джордж

Личностный кризис Рассказывают, что некий летчик, летавший на международных воздушных линиях, купил небольшую станцию техобслуживания, поскольку у него всегда было несколько свободных дней между полетами. Однажды он зашел за какой-то мелочью в скобяную лавку,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

Заключение

Литература

Введение

Название теории личности, предложенной Дж. Келли («personal construct theory» с английского языка на русский переводят двумя способами: «теория личных конструктов» и «теория личностных конструктов». В первом переводе акцент делается на том, что конструкты принадлежат конкретному человеку, ему лично. Во втором переводе подразумевается, что конструкт сформирован человеком как системное личностное свойство. Лучше использовать первый перевод («теория личных конструктов»), так как он выглядит более ясным и однозначным.

Теория личностных конструктов является подходом к пониманию людей, основанном на попытке войти в их внутренний мир и представить себе, как этот мир мог бы выглядеть для них с наиболее выгодной позиции. Так, если вы, расходитесь во мнениях с другим человеком, Джордж Келли мог бы предложить вам на минуту прекратить спор и сообщить вашему оппоненту, что вы готовы изложить спорный вопрос с его точки зрения и в его пользу, если он согласится сделать то же самое по отношению к вам. Это позволит установить глубоко субъективные и личные отношения с другим человеком и предоставит вам обоим возможность понять друг друга на более глубинном уровне, даже если вы не достигнете быстрого разрешения спора или не найдете базиса для соглашения. Термины, которые вы используете для понимания друг друга или для описания себя и своей позиции, получили название личностных конструктов или личностных конструкций; эти конструкты формируются на основе ваших собственных личных смыслов, а также смыслов, усвоенных вами в результате взаимодействия с вашим социальным окружением.

Вместо того чтобы перечислять совокупность базовых потребностей или определять конкретное содержание, составляющее нашу личность, теория личностных конструктов дает возможность каждому человеку самому представить конкретное содержание своей жизни и полагается на теоретические положения лишь затем, чтобы описать различные способы понимания того, каким образом это конкретное содержание обретает форму.

Для изучения системы конструктов личности Дж. Келли разработал новый психодиагностический метод - «технику репертуарных решеток». Келли рассматривал теорию личных конструктов и технику репертуарных решеток в неразрывном единстве.

В настоящее время репертуарные методики имеют широкую область применения.

При трудностях в общении методики позволяют выявить неблагополучные зоны общения, а также те особенности индивидуального сознания и самосознания личности, которые эти трудности и конфликты в общении порождают. Подобные диагностические задачи решают медицинские психологи и психотерапевты, оказывая помощь пациентам с нервозами и психопатиями.

Важным приложением техники репертуарных решеток является политические технологии и маркетинг. Особенно на начальном этапе исследования, когда исследователь еще четко не представляет установки обследуемых в отношении интересующей его реальности. Например если неясно, какие суждения имеют избиратели в отношении того или иного политического лидера. Репертуарный тест как раз и позволяет установить индивидуальные, уникальные конструкты, с помощью которых человек отражает окружающую его действительность.

К сожалению репертуарные методики пока не получили широкого распространения.

Во-первых, при расчете количественных показателей по репертуарной решетке используются сложные математические процедуры, слишком трудоемкие для ручного использования. Поэтому удобно применять лишь тот репертуарный тест, который имеет компьютерную версию.

Во-вторых, интерпретация математических процедур (корреляционный, факторный анализ и др.) требует от психолога определенных знаний. Это часто отпугивает психологов от применения репертуарных тестов.

Исходя из актуальности, объектом исследования данной работы является теория личностных конструктов Дж. А. Келли.

Предмет исследования контрольной работы - техника репертуарных решеток, как психодиагностический метод для изучения системы конструктов личности.

Целью и задачами данной работы является: изучение теории личностных конструктов Дж. Келли и его техники репертуарных решеток.

1. Теория личностных конструктов Дж. А. Келли

Теория личностных конструктов - когнитивная теория личности, разработанная в 50-х гг. XX в. американским персонологом Келли. Цель теории личностных конструктов состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями.

Основным понятием в теории личности Дж. Келли является понятие «конструкт». Вот что пишет о конструктах Дж. Келли: «Человек смотрит на мир через прозрачные трафареты или шаблоны, которые он сам создает, а затем пытается подогнать к тем реалиям, из которых состоит мир. Подгонка не всегда оказывается хорошей. Однако без таких шаблонов мир предстает перед ним в виде настолько неразличимой однородности, что он не в состоянии извлечь из него никакого смысла. Для любого человека даже плохая подгонка своих шаблонов к реальности полезнее их полного отсутствия. Будем называть эти шаблоны, применяемые опытным путем к истинному положению вещей, конструктами. Конструкты суть, способы истолкования мира. Это они дают возможность человеку, да и более низкоорганизованным животным тоже, выстраивать лично поведения - будь она точно сформулированной или обязательно отыгрываемой выраженной словесно или совершенно безмолвной, согласующейся или расходящейся с другими мнениями поведения, разумно аргументированной или прочувствованной нутром» [Келли Дж.,2000, с. 18].

Таким образом "конструкт личностный" - это абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте. Человек проявляет себя в конструкте как целостное существо, но через конструкт может проявляться и второстепенный фрагмент ума или души человека. Личность в Теории личностных конструктов представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. Конструкт не обязательно отражает психологическое свойство, это может быть физический признак («мало весит - много весит»), а также высказывание относительно объектов, не наделенных психикой, например, товаров из магазина. Чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается. Валидность конструкта проверяется личностью с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться. Личностный конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя "образ Я".

Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны (например, хороший - плохой). С их помощью человек упорядочивает окружающую его действительность, познает ее, выражает к ней отношение, планирует действия и проверяет их успешность. Каждый конструкт имеет два противоположных полюса: эмерджентный (полюс сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста). Для создания конструкта необходимы, по крайней мере, три элемента (явления или предмета), два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий - отличаться от первых двух. Сходство и различия должны присутствовать в пределах одного и того же конструкта. Выбор полюса конструкта называется в Теории личностных конструктов сложным выбором.

Конструкты могут иметь вербальный, словесный, или невербальный вид, могут осознаваться в большой или меньшей степени. Каждый человек обладает собственной уникальной системой конструктов. Эта индивидуальная система конструктов, отличаясь стабильностью, в то же время находится в постоянном движении, она как бы живет, дышит.

В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, в Теории личностных конструктов выделяются специфические типы личностных конструктов:

· упредительный, стандартизирующий входящие в него элементы;

· констелляторный, который может одновременно принадлежать различным областям, но является постоянным в своей области;

· предполагающий, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций и позволяющий личности быть открытой для нового опыта.

Ведущие формальные свойства конструктов определяют типы их классифицирования:

1) диапазон применимости, включающий в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим (все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться);

2) фокус применимости конструкта, специфичный для применяющего его человека;

3) степень проницаемости конструкта, по которой конструкты могут различаться.

Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Степень проницаемости и непроницаемости конструктов относительна. Проницаемость относится только к области пригодности конструкта - конструкт по определению непроницаем для опыта, выходящего за диапазон применимости.

В зависимости от особенностей применимости выделяются основные и периферические конструкты. Основные конструкты регулируют основную деятельность человека, периферические же конструкты могут меняться, не изменяя значительно основную структуру. По степени устойчивости и неизменности различаются также основные и ситуативные личностные конструкты. По особенностям диапазона выделяются всесторонние и частные конструкты. Конструкты могут быть жесткими, т. е. дающими неизменный прогноз, либо свободными, позволяющими делать различные прогнозы при сходных условиях.

Совокупность личностных конструктов представляет собой систему, важнейшей характеристикой которой является ее относительная когнитивная сложность, выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь. Система формируемых личностью конструктов имеет сложную иерархию и множество подсистем. Поскольку конструкт не усваивается извне, а всегда строится самим человеком, он всегда индивидуально определен, одноэкземплярен. Примеры личностных конструктов, которые человек использует с целью оценки повседневной жизни: "взволнованный-спокойный", "умный-глупый", "мужской-женский", "религиозный- нерелигиозный", "хороший-плохой" и "дружеский-враждебный". Система конструктов организуется в пирамидальную структуру, в которой составляющие ее конструкты находятся либо в управляющей, либо в подчиненной позиции. Конструкт может быть и совершенно независимым. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе одной личности не обязательно занимают такое же положение в системе другой. Чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты личности, тем больше возможность изменения внутри структуры, в которую они входят. Если же у личности отсутствуют подчиняющие конструкты для интерпретаций и изменений, она психологически фригидна.

Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными (так, в качестве первичных конструктов могут использоваться жесты, выражения лица и пантомимические паттерны). В качестве конструктов могут использоваться рисунки, цвета - все, что представляет интерес для экспериментатора.

В Теории личностных конструктов активно используется понятие «кроль», подразумевающее форму поведения, логически вытекающую из понимания личностью мыслей и поступков других людей, деятельностно связанных с ней. Принятие роли требует, чтобы, по крайней мере, один из взаимодействующих индивидов осознавал, каким образом другой индивид интерпретирует явления или события. Роли не обязательно должны быть обоюдными, т. е. личности не нужно анализировать исполнителя роли для того, чтобы быть включенной в социальные отношения. В теории личности Дж. Келли рассматриваются системы конструктов людей, изучаются общие и уникальные свойства этих систем, их структурные динамические и другие особенности для нормативной категории людей и при различных психических отклонениях. Для изучения системы конструктов личности Дж. Келли разработал новый психодиагностический метод - «технику репертуарных решеток». Как подчеркивал автор техника репертуарных решеток - это не столько перечень методик, сколько именно диагностический метод. В соответствии с ним психолог использует уже имеющиеся методики, или разрабатывает и применяет новые. Методики, выполненные в технике репертуарных решеток, называются по-разному: репертуарные тесты, репертуарные методики, тесты ролевых конструктов и т.д. Чаще перечисленные названия используются как синонимы.

Применение Теории личностных конструктов эффективно в понимании эмоциональных состояний личности, психического здоровья и психических нарушений, а также в психоконсультативной и психотерапевтической практике.

Исследования, проведенные Келли и его последователями, показали зависимость между когнитивной сложностью системы конструктов личности и способностью личности к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов и событий в их противоречивом единстве, что показывает возможность эффективного применения эксперимент, приемов и методов, разработанных в Теории личностных конструктов, как перспективных методов изучения личности и стимулирования личностного роста. В целом Теории личностных конструктов - оригинальное направление в теории личности, иллюстрирующее перспективный когнитивный подход к личности и механизмы ее исследования и развития, а также активно применяемые в практике методы ее изучения.

2. Техника репертуарных решеток

В теории личности Дж. Келли большое внимание уделяется тому, каким образом можно через систему конструктов можно оказать человеку психологическую помощь, способствовать саморазвитию его личности и повышению профессиональной успешности. Дж. Келли предложил психотерапевтический подход, названный им «терапией фиксированной роли».

Дж. Келли рассматривал теорию личных конструктов и технику репертуарных решеток в неразрывном единстве. Такой линии придерживались и его ближайшие последователи. Считалось, что правильно применять репертуарные методики может лишь тот психолог, который досконально разобрался в теории личных конструктов и стал ее приверженцем. Однако со временем связь между теорией личности и методом репертуарного тестирования стала ослабевать. Сегодня репертуарные методики активно применяют представители различных психологических школ. Психодиагностические процедуры способы обработки и интерпретации тест - результатов от этого только обогатились. Конечно, не пострадала и сама теория личных конструктов Дж. Келли.

Существует точка зрения, что технику репертуарных решеток целесообразно рассматривать в категориях экспериментальной психосемантики. Основанием для этого служит сходство концептуальных положений и методов количественного анализа данных. Репертуарные тесты имеют сходные черты с другими проективными методиками, использующими принцип субъективного шкалирования: семантический дифференциал Ч. Осгуда, Q-классификация В. Стефенсена, полярные профили (вербальные методики); цветовой тест отношений (невербальные методики).

Однако практика показывает, что изучение теории личных конструктов способствует более глубокому освоению техники репертуарных решеток. Более понятной становится терминология метода и теоретический контекст, в котором она возникла. Богатый психотерапевтический опыт Дж. Келли учит тому, как правильно сочетать диагностическую и консультативную деятельность.

Техника репертуарных решеток (ТРР) берет свое начало от теста Дж. Келли (1954). Репертуарные решетки относятся к разряду неформализованных вербальных психодиагностических методик, использующих принцип субъективного шкалирования. Применительно к общению, с помощью ТРР изучаются отношения личности в семье, в формальной и неформальной сфере общения, особенности самооценки и ценностные предпочтения, коммуникативная компетентность, творческие проявления.

ТРР находит свое применение как в научных исследованиях, так и на практике, медицинскими и социальными психологами при диагностике и психотерапии больных, в семейных консультациях, при подготовке руководителей, в группах социально-психологического тренинга.

Опыт использования ТРР свидетельствует о следующем:

Техника сочетает в себе достоинства стандартизированных тестов, позволяющих сравнивать обследуемого с «нормативной» личностью, и беседы, в которой легче понять индивидуальные особенности человека. Она отличается хорошей кросс-культурной валидностью, так как стимульный материал (элементы и конструкты) выявляются в ходе самого обследования.

В ТРР хорошо совмещается психодиагностика и психологическая коррекция, направленная на повышение адекватности восприятия личностью окружающих и самой себя. Испытуемый легко включается в обследование, в основе которого лежит диалог с экспериментатором о реальных людях и ситуациях. Высказывая конструкты, испытуемый проявляет себя, самовыражается, что создает положительный эмоциональный фон.

В то же время, нужно отметить, что техника репертуарных решеток пока недостаточно популярна среди психологов и нередко считается сложной для практического использования. Такая ситуация сложилась вероятно потому, что интерпретация результатов обследования по репертуарной методике, как и по другим проективным тестам, не является полностью формализованной и требует индивидуального подхода. Кроме того, при использовании репертуарных тестов требует важно, чтобы психолог не только владел методом беседы и был знаком с математической статистикой, но также имел в своем распоряжении компьютер с соответствующим программным обеспечением. Последнее обстоятельство чаще и является сдерживающим фактором, со временем вполне преодолимым.

Процедура репертуарного тестирования. Традиционная процедура репертуарного обследования состоит из трех этапов.

1) Выявление персонажей. Обследуемому в соответствии с перечнем методики предлагается назвать персонажи (или элементы по терминологии ТРР) из числа хорошо знакомых ему людей.

2) Выявление конструктов. Для каждого персонажа нужно назвать наиболее примечательное качество, сравнивая персонаж с двумя другими (пары для сравнения задаются методикой). Для каждого качества устанавливается его антоним. Качество и антоним образуют конструкт. Конструкты, как и персонажи, не должны повторяться.

3) Оценивание персонажей по конструктам. Все персонажи оцениваются по всем конструктам в балльной шкале. В результате оценивания получается матрица с оценками, имеющая размерность «число персонажей - число конструктов».

Интерпретации подлежат конструкты и описания (или портреты) персонажей по конструктам. По конструктам можно судить о неординарности, эгоцентричности суждений личности в отношении других людей. В психологических портретах проявляются конфликтные области общения, в компонентах «Я образа» удовлетворенность человека собой и ориентиры для саморазвития.

Материалом для интерпретации также служат количественные показатели репертуарной решетки, которые выявляются методами корреляционного, факторного и кластерного анализа. Данные статистические методы позволяют оценить структурные особенности социально-психологического восприятия личности, а именно: противоречивость-сбалансированность, ригидность-пластичность, аморфность-структурированность.

Как отмечал Дж. Келли, техника репертуарных решеток - это не жесткий алгоритм и не набор раз и навсегда заданных репертуарных тестов, а психодиагностический метод. Поэтому психолог должен уметь применять именно метод и разрабатывать конкретную репертуарную методику с учетом предмета диагностики и специфики обследуемого контингента. Процедура репертуарного тестирования может варьироваться довольно широко. Различия между методиками проявляются в перечнях персонажей, способах выявления конструктов и шкалах, которые применяются при оценивании персонажей по конструктам, т. е. на всех трех этапах репертуарного тестирования. конструкт личность психодиагностический

Отдавая предпочтение той или иной разновидности процедуры, рекомендуется принимать во внимание следующее.

1) Перечень персонажей следует тщательно продумать. Желательно, чтобы число персонажей не выходило за пределы 12-30. Если число персонажей становится меньше нижней границы, тогда снижается обоснованность статистических процедур, применяемых к матрице с оценками. Превышение 30-ти персонажей чрезмерно увеличивает время обследования.

При изучении личности в общения персонажи должны затрагивать различные сферы общения (круг близких, неформальную и формальную сферу общения, «Я образы» или компоненты Я-концепции). Например, перечень персонажей для взрослого обследуемого может быть такой: мать; отец; брат/сестра; жена/муж (близкие); друг; подруга; знакомый и знакомая, которые обследуемому не нравятся (неформальная сфера); руководитель и подчиненный, которых он ценит; руководитель и подчиненный, которых он не ценит (формальная сфера); «Я сейчас»; «Я подросток»; «Я в идеале» (Я-образы).

Хорошо, если персонажи количественно сбалансированы по модальности (число «положительных» персонажей примерно равно числу «отрицательных»), возрасту, а также по степени авторитетности, или референтности, для обследуемого.

2) Конструкты могут выявляться несколькими способами.

Метод свободной характеристики персонажа. Если испытуемый не настроился на внимательную работу с конструктами, он склонен называть первые пришедшие в голову ассоциации, а не существенные различия между людьми. Дж. Келли полагает, что уменьшить поверхность суждений обследуемого можно, если попросить его сравнивать персонажи между собой.

Парное сравнение персонажей.

Сравнение персонажа с двумя другими. Этот и предыдущий способы сходны. Но последний считается психометрически более обоснованным. Он учитывает как обобщающие суждения человека о других людях (испытуемый находит общее у двух персонажей), так дифференцирующие суждения (испытуемый сравнивает персонаж с другими). Если конструкты выявляются через сравнение, важно, чтобы персонажи, которые задействованы при сравнении были подобраны правильно. Важно однородность персонажей по возрасту, модальности (т.е. они должны или нравится обследуемому, или не нравится, ценится им, или не ценится), а также по степени авторитетности, или референтности, для обследуемого. Например, в репертуарной методике «Учащийся» при выявлении конструкта в отношении матери она сравнивается с отцом и преподавателем, которого подросток ценит.

Принимая во внимание достоинства последних двух способов выявления конструктов, их не всегда удобно применить в отношении детей. В самом деле, сравнение персонажа с двумя другими, требует достаточно развитого рефлексивного мышления. Ребенка уместнее попросить просто рассказать о персонаже, т.е. применить метод свободной характеристики.

Выявление конструктов наиболее трудный этап репертуарного тестирования. Испытуемому бывает трудно самому назвать конструкт, особенно в начале обследования, он нуждается в дополнительных пояснениях и помощи психолога. И наоборот, испытуемый называет сразу несколько конструктов и не знает на каком из них остановиться. В подобных ситуациях полезно ориентироваться на следующее.

Конструкт назван самим обследуемым. Ему при затруднениях можно помочь, но навязывать свои конструкты психолог не должен. Помогать испытуемому нужно, оживляя его ассоциации, снижая настороженность, перефразируя его вопросы, делая процедурные уточнения. Обследуемому следует объяснить, что от него не ждут логически совершенных, безукоризненных по своей психологической проницательности, «научных» конструктов. Главное, чтобы испытуемый пребывал в спокойном, достаточно сосредоточенном, но не зажатом, а искреннем и спонтанном состоянии.

Важно, чтобы психолог записал не первый названный конструкт, а наиболее примечательный для обследуемого. При этом понятен индивидуальный личностный смысл, который обследуемый вкладывает в конструкт. В конструкте испытуемый органично узнаваем, как бы живет в нем. Не следует торопиться записывать конструкт, который выражен слишком общими словами (например, «глупый - умный»). Ведь данное словосочетание разными людьми может трактоваться по-разному, причем важна именно трактовка. При выявлении конструкта психолог, таким образом, должен стремиться к единству формы и содержания в конструкте.

Иногда обследуемый формулирует конструкт очень образно, и это хорошо. Но стоящий за конструктом образ психологу должен быть понятен. Одна девушка своего молодого человека охарактеризовала так: «Грустный, как Иа-Иа». Причем данное качество, с точки зрения девушки, положительное. Это пример удачного конструкта, так как обследуемая в нем точно и понятно выразила свои отношения.

3) Для оценивания персонажей по конструктам чаще используются семи- и девятибалльные шкалы, или шкала Дембо-Рубинштейн. Семибалльная шкала уже достаточно градуированная. Предположим, имеется конструкт «пессимистичный - оптимистичный». При семибалльной шкале ему соответствуют следующие градации: «очень пессимистичный (1), пессимистичный (2), слегка пессимистичный (3), нечто среднее (4), слегка оптимистичный (5), оптимистичный (6), очень оптимистичный (7)». В повседневной жизни человек редко оценивает других с помощью большего числа градаций. Конечно, оценивание можно проводить и в стобалльной шкале. Однако, если два персонажа по некоторому качеству получили 90 и 95 баллов, то вряд за различиями в баллах стоит какой-то психологический смысл и поэтому вряд можно сказать, что измерение в этом случае выполнено с большей точностью.

При обследовании детей вполне приемлемы шкалы с меньшим числом градаций, например, трехбалльная или номинальная.

Психодиагностические показатели. Интерпретация тест-результатов по репертуарному тесту основана на качественных и количественных психодиагностических показателях. Качественные показатели основаны на экспертных умозаключениях психолога. По конструктам можно судить о неординарности, эгоцентричности суждений личности в отношении других людей. В оценках качеств других людей проявляются конфликтные области общения обследуемого, в компонентах «Я образа» его удовлетворенность собой и ориентиры для саморазвития.

Количественные показатели репертуарной решетки выявляются методами корреляционного, факторного и кластерного анализа. Данные статистические методы позволяют оценить структурные особенности социально-психологического восприятия личности, а именно противоречивость / сбалансированность, ригидность / пластичность, аморфность / структурированность.

С обзором количественных показателей можно ознакомиться по работе Ф. Франселлы и Д. Баннистер «Новый метод исследования личности». Показатели распределены авторами на группы когнитивной дифференцированности и когнитивной интеграции. Первая группа включает показатели: «интенсивность» определяется по сумме коэффициентов корреляции в решетке (Г. Келли, Д. Баннистер), «когнитивная сложность» характеристика развитости конструктов, которая чаще определяется экспертным способом (Дж. Биери, Дж. Бонарус), «согласованность» основывается на коэффициентах корреляции при ретестировании (Т. Хонес) и др. Второй группе принадлежат: «экстремальность оценок» характеризуется процентом экстремальных оценок решетки (П. Салмон), «артикулированность» учитывает наличие связующих конструктов между факторами или кластерами по конструктам (Ф. Маклуф-Норрис, Х. Джоунс), «сбалансированность» характеристика психологической согласованности конструктов, которая чаще определяется экспертным способом (А. Кжелдсен) и др.

Заключение

Дж. Келли основал свой подход на философии конструктивного альтернативизма, которая гласит, что любое событие для человека открыто для многократного интерпретирования. Келли сравнивал людей с учеными, постоянно высказывающими и проверяющими гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогноз будущих событий.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами.

Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Келли создал теорию, в которой все конструкты имеют определенные формальные диапазоны, также он описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стрежневой, периферический, жесткий и свободный.

Келли утверждал, что личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего. Келли заложил прочный гуманистический фундамент своей работы, приняв в качестве центрального положение о том, что люди способны к постоянному сотворению себя заново. Для Келли реальности органически присуща гибкость; в ней есть место для поиска, творчества и обновления.

В сущности, теория личностных конструкций представляет собой психологию понимания точки зрения индивидуума -- понимания, благодаря которому можно помочь ему решить, какие выборы являются для него оптимальными, учитывая его текущее положение дел.

Поскольку люди конструируют смысл своей жизни еще на самых ранних этапах индивидуального развития, позднее они часто не осознают, что существует множество способов изменить себя и свое отношение к миру.

Реальность оказывается не настолько неизменной, как нам свойственно полагать, если только мы найдем способы привнести в нее немного свободы. Люди могут реконструировать (переинтерпретировать, reconstrue) реальность.

Мы вовсе не вынуждены принимать окраску того угла, в который загоняет их жизнь, и это открытие часто приносит ощущение свободы. Келли предлагает взгляд на человека, как находящегося в процессе постоянного изменения, и согласно которому корнем всех проблем являются препятствия к изменению себя.

Таким образом, Келли создал подлинно гуманистическую теорию действия, преследующую цель открыть для человека постоянно изменяющийся мир, преподносящий ему как трудности для преодоления, так и возможности для роста.

Литература

1. Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. - Л., 1982.

2. Джордж Келли, Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели, в Сб.: Техники консультирования и психотерапии / Сост.: У.С. Сахакиан, М., «Апрель-пресс»; «Эксмо-пресс», 2000 г., с. 402-403.

3. Повякель Н. И. Теория личностных конструктов (Дж.А.Келли)

4. Похилько В. Н., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопр. психол. - 1984. - № 3 - С. 151-158.

5. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 256 с.

6. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1998. - 246 с.

7. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение): Пер. с англ. - СПб: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

8. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 157 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теория личностных конструктов Дж. Келли: концепции, принципы, формальные свойства, формулировки понятия личности. Поведение человека (мысли и поступки) и прогноз будущего. Применение реп-теста для оценки конструктов, интерпретирующих жизненные события.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Основы когнитивной теории. Конструктивный альтернативизм. Люди как исследователи. Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы. Личностные конструкты: модели для действительности. Формальные свойства конструктов. Личность.

    реферат , добавлен 24.02.2005

    Социальный конструктивизм как подход к изучению социально-психологических проблем с философских позиций. Его взаимосвязь с консультированием. Исследование механизмов образования конструктов. Понимание конструктов клиента в процессе консультирования.

    реферат , добавлен 24.04.2015

    Вклад когнитивной психологии в развитие психологической науки. Теория каузальной атрибуции. Система личностных конструктов человека. Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера. Основные достижения Жана Пиаже, значение его научной деятельности.

    реферат , добавлен 27.04.2013

    Характеристика психоанализа, как теории личности и психопатологии; метода терапии личностных расстройств; метода изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Исследование уровня сознания, структуры личности и инстинктов - движущей силы поведения.

    реферат , добавлен 28.05.2010

    Общая характеристика и роль метода беседы в исследовании личности. Основные типы и виды беседы, ее возможности и структура. Понятие вербального общения в процессе беседы. Классификация типов вопросов. Особенности невербального общения, его значение.

    реферат , добавлен 28.02.2011

    Психоаналитическая теория личности. Концепция личности Э. Фромма. Когнитивное направление в теории личности: Д. Келли. Гуманистическая теория личности. Феноменологическое направление. Поведенческая теория личности.

    реферат , добавлен 01.06.2007

    Понятие межличностной перцепции. Четыре основных функции межличностного восприятия. Физические и социальные характеристики субъекта восприятия. Теория каузальной атрибуции Г. Келли. Ошибки межличностного восприятия. Механизмы межличностной перцепции.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Изучение биографии Келли, который был выдающимся педагогом, ученым, теоретиком и занимал ключевые посты в американской психологии. Характеристика теории личности Келли, построенной на основе целостной философской позиции конструктивного альтернативизма.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Личность и ее отношения. Ценностные ориентации и установки личности. Структура и основные факторы субъективного благополучия личности. Уровни диспозиционной системы личности. Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций.

Термин, введенный в употребление Джорджем Келли и обозначающий способ, при помощи которого человек «конструирует» свой взгляд на окружающий мир. Личностный конструкт включает определение общих характеристик двух объектов или событий, отличающихся от третьего объекта или события. К примеру, вы считаете двух своих друзей достойными доверия, а третьего - ненадежным человеком. Таким образом, вы пользуетесь конструктом «надежность versus ненадежность» и разделяете людей по категориям. Эти категории образуют нашу личную конструкцию окружающего мира и помогают предсказывать события. Некоторые категории разделяются большинством людей, другие присущи только нам самим. Личностные конструкты могут изменяться, если человек сталкивается с противоречивой информацией, либо остаются стабильными в течение длительного времени и становятся частью нашей личности.

Личностный конструкт

Personal construct). Категория мышления, посредством которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненный опыт. По крайней мере три элемента необходимы для формирования конструкта - два из них должны восприниматься как схожие, а третий элемент должен восприниматься как отличный от этих двух.

Личностные конструкты

Personal constructs). Биполярные измерения смыслов, которые люди применяют по отношению к окружающему миру, чтобы осмыслено предвосхищать грядущие события. Конструкты являются биполярными и включают некоторую характеристику и ее противоположность. Примерами биполярных конструктов являются: "счастливый-ответственный", "сильный-уязвимый", "боязливый-разговорчивый" и др. Конструкты каждого индивидуума иерархически организованы.

Личностный конструкт

Словообразование. Происходит от лат. constructio - построение.

Специфика. Построен прежде всего на основе усмотрения схожести и различия между этими объектами.

ЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ

Центральное понятие в теории личности Джорджа Келли. Это общий термин для обозначения любого из способов, которыми индивид пытается воспринимать, понимать, предсказывать мир и управлять им; каждый из личностных конструктов индивида функционирует как гипотеза, возможный способ конструирования физического и социального окружения. Они могут изменяться, если вступают в противоречие с воспринимаемой информацией или фиксируются и включаются в структуру личности как ее базовые аспекты. См. репертуарный тест.

Личностный конструкт

лат. constructio - построение] - создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, с помощью которого осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и отличии от других. Понятие Л. к. предложено Дж. Келли. По своему структурному содержанию Л. к. отражает характер интерпретации человеком элементов окружающего мира (событий, явлений, людей) как сходных между собой и в то же время отличных от других. Л. к. различаются по тому, насколько широка область их приложения: Л. к., применимые лишь в отношении определенного незначительного класса элементов, и Л. к., отражающие наиболее обобщенную оценку воспринимаемых объектов. По степени их устойчивости, неизменности различаются основные и ситуативные Л. к. Совокупность Л. к. представляет собой систему, важнейшей характеристикой которой является ее относительная когнитивная сложность, выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь. Экспериментальные данные указывают на зависимость между когнитивной сложностью системы Л. к. человека и его способностью углубленно описывать, анализировать и оценивать воспринимаемые объекты в их противоречивом единстве. Метод Л. к. может быть использован вне его связи с когнитивной психологией, в рамках которой он был предложен, как сравнительно простой прием изучения процесса категоризации. М.Ю. Кондратьев

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с

«- Личностные конструкты обеспечивают человеку осмысление событий и явлений по различным основаниям.
- Личностные конструкты биполярны и дихотомичны (имеют два полюса: полюс сходства и полюс контраста).

- Конструкты имеют ряд характеристик:

а) диапазон применимости - широта ситуаций, где конструкт может использоваться;
б) фокус применимости - ситуации, в которых субъект всегда опирается на данный конструкт;
в) «проницаемость» («непроницаемость») для преобразований при объяснении и предсказании новых явлений. […]

Психически развитая личность имеет ряд характеристик:

Стремление оценивать свои конструкты и проверять правильность своих интерпретаций поведения и отношений к другим людям.
- Установка на изменение конструктов в случае их прогностической неэффективности.
- Желание расширять диапазон, объём и охват своей конструктной системы.
- Хорошо развитый репертуар ролей».

Маланов С.В., Методологические и теоретические основы психологии, М., Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2005 г., с. 186-187.

«Теория личности, названная нами психологией личностных конструктов, основывается на предположении, вокруг которого вращаются все остальные. Это предположение называется Фундаментальным Постулатом. Он, в свою очередь, дополняется одиннадцатью следствиями. Они также предположительны по своему характеру и дают основу для понимания большей части того, что следует за ними. Несмотря на трудность в осмыслении значений ряда предположений из-за краткости их перечисления, мы сочли приемлемым дать читателю возможность увидеть, что они собой представляют...

а. Фундаментальный постулат: Личностные процессы, в психологическом плане, направляются по тем каналам, в русле которых человек предвосхищает события.

б. Следствие об истолковании: Человек предвосхищает события через истолкование их повторений.

в. Следствие об индивидуальности: Люди отличаются друг от друга своим истолкованием событий.

г. Следствие об организации: Каждый человек через свойственный ему способ предвосхищения событий развивает систему истолкования, содержащую порядковые отношения между конструктами.

д. Следствие о дихотомии: Система истолкования человека состоит из ограниченного числа дихотомических конструктов.

е. Следствие о выборе: Человек выбирает для себя такую альтернативу в дихотомическом конструкте, через которую он предвидит больше возможностей для расширения и определения его системы.

ж. Следствие о диапазоне: Конструкт применим для предвидения только ограниченного диапазона событий.

з. Следствие об опыте: Конструктная система человека изменяется по мере того, насколько последовательно он истолковывает повторения событий.

и. Следствие о модуляции: Изменение системы истолкования человека ограничено проницаемостью таких конструктов, в пределах применимости которых находятся возможные варианты.

к. Следствие о фрагментации: Человек может последовательно использовать разнообразные подсистемы истолкования, которые при этом могут быть логически несовместимыми друг с другом.

л. Следствие об общности: Психологические процессы одного человека подобны психологическим процессам другого в той степени, в какой подобны их истолкования собственного опыта.

м. Следствие об общительности: В той степени, в какой один человек истолковывает конструкты другого, он может играть роль в социальном процессе, в который вовлечён последний.

Формальные аспекты конструктов:

Диапазон применимости. Диапазон применимости конструкта включает в себя все вопросы, по отношению к которым человек находит полезным его применение.

Фокус применимости. Фокус применимости конструкта составляют особые вопросы, применение которых человек найдёт максимально полезным. Это те элементы, из которых конструкт, вероятнее всего, был первоначально сформирован».

Джордж Келли, Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели, в Сб.: Техники консультирования и психотерапии / Сост.: У.С. Сахакиан, М., «Апрель-пресс»; «Эксмо-пресс», 2000 г., с. 402-403.