Страх перемен в жизни психология. Психология жизненных перемен. Влияние страха перемен на жизнь человека

Описание темы:
3 подтемы: речевой этикет; деловой этикет; этикет был всегда

Этикет - это не просто правила поведения, которые приняты и поддерживаются в определенной группе людей. Это способ самоидентификации общества, возможность создать определенный стиль поведения, который принято считать подобающим. И для того, чтобы вписаться в любое общество, необходимо учитывать правила этиката.

Речевой этикет

Именно речь отличает человека от животного. Способность делиться своими мыслями позволила нашему виду достигнуть небывалого доминирования на планете. Слово - одновременно мощный, могущественный и очень опасный инструмент, который может как принести великое благо, так и существенный вред.

Речевой этикет - это способ держать слова под контролем и применять их так, как это принято и уместно в определенном обществе. Каждый микросоциум - это отдельная лингвистическая вселенная, где есть свои законы и особенности. В суде, в банке, на светском рауте, на сталепрокатном заводе, на молодежной вечеринке, - в каждом случае существует определенный речевой этикет, который следует соблюдать. Иначе человек будет выглядеть по меньшей мере странно.

Потому каждому необходимо учиться двум ключевым основам мастерства речевого этикета: понимать особенности социума, в котором ты находишься и уметь контролировать свою речь в соответствии с этими особенностями.

Деловой этикет

Правила поведения в современном обществе выходят далеко за пределы базовых норм приличия. Деловой этикет - это целая система понятий и норм о том, как подобает себя вести человеку в деловой среде. Манеры, речь, внешность, допустимые способы ведения бизнеса, - все эти категории охватываются деловым этикетом.

Ключевой особенностью делового этикета является четкое распределение ролей: каждый участник делового процесса на разных его этапах может занимать различные позиции, и вести себя должен соответствующим образом. Роли подчиненного, руководителя, представителя компании, клиента, партнера и прочие обычные для делового мира позиции, из которых приходится действовать участникам экономических отношений, имеют определенные нормы, которых принято придерживаться. Несоблюдение делового этикета может быть не просто воспринято с осуждением, но и стать причиной вполне ощутимых финансовых убытков.

Также следует отметить, что деловой этикет - понятие многогранное. Ведь речь идет не только о правилах поведения для отдельных людей, но и для компаний в целом. Этикет регулирует нормы, которых должны придерживаться юридические лица, чтобы достойно существовать в экономической среде. В этом случае правила этикета формируют своеобразную «матрешку», где правила для коллектива накладываются на индивидуальные правила для отдельных людей.

Знание и соблюдение делового этикета - необходимые элементы любого бизнес-взаимодействия в современном обществе.

Этикет был всегда. Правила хорошего тона

Человечество задавало общепринятые правила поведения на протяжении тысяч лет. Сами правила менялись, трансформировались исторические условия, но сам факт присутствия правил этикета всегда был незыблемым.

Простой пример: еще каких-то двести лет назад женщина в брюках была чем-то невозможным и неприемлемым, а при встрече было принято снимать шляпы и кланяться. Сегодня же женщины повсеместно ходят в брюках, а шляпы носят лишь единицы. Однако сам факт наличия правил, регулирующих стиль одежды, нормы поведения и приемлемые речевые обороты в том или ином обществе всегда были.

Исходя из этого, следует понимать, что бунтовать против этикета - бессмысленно. Общество всегда имело свойство относиться негативно к тем, кто игнорирует общепринятые нормы. А значит, наиболее эффективный и простой способ взаимодействия с любым обществом - это игра по его правилам.

Приемы и методы формирования мотивов нравственного поведения младших школьников

Уже давно доказано, что моральные мотивы человека руководят его нравственными поступками, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель должен постоянно вести целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А потому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.

Основными приемами и методами, посредством которых учитель направляет и организует деятельность младшего подростка, являются обычно задания или проблемные ситуации, которые он ставит перед учеником. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и замыслом учителя, воспитателя2.

Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания со стороны родителей). Учителю, совместно с родителями ученика, важно добиться сформированное у ребенка внутреннего контроля, т. е. осознанного и самостоятельного принятия решения.

Педагогический смысл деятельности учителя по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуются самостоятельность принятия решения и нравственный выбор самого ребенка.

В педагогической практике существуют самые различные приемы и методы нравственного воспитания младших школьников. Их так много, что сложно представить единую классификацию.

Наиболее последовательной представляется классификация Г.И. Щукиной, в которой выделяются следующие группы методов:

Разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в Интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) учеником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов, так как трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде всего ясного понимания значения этого качества.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ библейских притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, примеры, анализ известных для школьников ситуаций, разрешение совместно со взрослыми ситуативных задач, встречи с уважаемыми людьми и т. д.

В младших классах часто используется рассказ на этическую тему . Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. При этом надо помнить, рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.

Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на обучающихся. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Разъяснение применяется только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить.

Не малую роль играет и внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения.

В работе с младшими школьниками широко применяется этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.

Пример этического поступка — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а живое слово — второй. Пример этического поступка или действий дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Но данный метод в современной школе более эффективен только в начальных классах.

В последнее время становится популярным и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.

Учитывая психофизические особенности младших школьников, одним из эффективных методов остается наглядность . В условиях использования информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе метод наглядности приобретает иной смысл: учитель должен учитывать увлечение большинства младших школьников компьютерными играми, возможностью использования Интернета, просмотра телепередач различной тематики. Поэтому уже с начальных классов некоторые телевизионные передачи уместно обсуждать со школьниками, использовать специализированные компьютерные программы в учебно-воспитательном процессе.

Наглядность предполагает и использование возможностей театра, кино, музеев, выставочных галерей и т. д. Не в каждой местности есть такие возможности, но совершение экскурсий по селу (городу), в природу, проведение творческих встреч с уважаемыми людьми — это под силу любому учителю начальных классов.

Итак, мы проанализировали только некоторые методы формирования мотивов нравственного поведения младших школьников. Учителю важно помнить, что только комплексное использование различных методов, единство действий школы и родителей может дать позитивные результаты воспитания младших школьников.

Правила делового этикета педагога, или Размышления об авторитете учителя

Словарь педагогических терминов так трактует понятие воспитанность — умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях. Отсюда и воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. Воспитанность подразумевает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле воспитанность является неотъемлемым качеством интеллигентности, которая проявляется по отношению к людям, животным, окружающей природе.

Обратимся только к некоторым общепринятым нормам этики.

Этические правила знакомства и представления.

Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим. Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой, кроме исключительных случаев, например, женщина — студентка, а мужчина — профессор. Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас, постарайтесь смотреть собеседнику в глаза с доброжелательной улыбкой. В случае представления первым подает руку человек, которому представили другого; женщина протягивает руку мужчине, старший — младшему. Когда представляют мужчину, он должен встать. Дама встает лишь в случае знакомства с гораздо более старшей женщиной или с пожилым и уважаемым мужчиной. В обществе (в гостях, театре, на работе) людей знакомит хозяйка (хозяин) дома или руководитель предприятия или офиса (директор). При приветствии в компании ни в коем случае не здоровайтесь в первую очередь со своими друзьями, старыми знакомыми, оставляя без внимания всех остальных. Если вы пришли с женой, то, как правило, вас должна представить жена, а не вы ее. Она также первой здоровается с хозяйкой и хозяином. Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию. Среди ровесников вполне допустимо при знакомстве называть только имя.

Правила обращения . Всегда помните, что способ обращения к собеседнику может сыграть решающую роль в дальнейшем поддержании ваших взаимоотношений. Обращение может быть:

— официальным (товарищ, гражданин, господин, по фамилии, имени, отчеству);

— интимным (дорогой Сергей, милая Оля);

— доверительным (уважаемые коллеги, друзья);

— шуточным (детское прозвище или безобидная кличка).

Тут все зависит от конкретных обстоятельств. И в первую очередь от того, в каких отношениях вы находитесь с данным человеком. Обращение на «вы» в любых случаях свидетельствует о вашей собственной культуре. Это вежливое местоимение чаще всего употребляется при общении с незнакомыми и малознакомыми людьми, в официальной обстановке, при общении в офисе, педагогов с родителями (и наоборот), с особо уважаемыми или официальными лицами. Обращение «на ты» допустимо только среди хорошо знакомых людей, ровесников или хороших друзей, в непринужденной доверительной беседе старшего по возрасту с младшими.

Правила приветствия. Международный этикет приветствий, как правило, одинаков: в разной форме разными способами желать друг другу доброго дня, утра или вечера, здоровья, трудовых успехов, добра и благополучия. Формулу приветствия выбирайте ту, что наиболее подходит к данной ситуации. В приветствии постарайтесь выразить доброжелательность и симпатию. Слова произносите четко, не спешите. Не забудьте об улыбке во время приветствия, если в данной ситуации она уместна. Первым здоровается мужчина с женщиной, более молодой — со старшим, проходящий — со стоящим на месте. Первой здоровается женщина, идущая в обществе мужчин, с женщиной, идущей в одиночестве или с другой женщиной. Приветствие (как и прощание) обычно сопровождается жестами: рукопожатием, поднятием руки, кивком головы, поклоном. В современном обществе приветствие и прощание с сопровождением пожатия руки одобряется только в официальных случаях. Но если эта форма приветствия вам нравится, помните: рукопожатие не должно быть ни излишне крепким (особенно с женщиной), ни безжизненным. Подавайте руку свободным и уверенным жестом. Рукопожатие должно быть коротким. Если, войдя в комнату, где находится несколько человек, вы хотите обменяться рукопожатием с одним человеком, этикетом предполагается обязательно протянуть руку и всем остальным. При встрече на улице женщина, здороваясь, может не снимать перчатку (варежку снимают все), мужчина обязательно должен это сделать. Когда мужчину представляют женщине, она первой предлагает ему руку. Старшим по возрасту и женщинам кланяются, слегка наклоняясь и привстав с кресла. Если вы находитесь в обществе дамы, привставать не надо. Нарушением этикета считаются шумные приветствия.

Искусство вести беседу . Этим искусством учителю надо владеть в совершенстве. Во-первых, научитесь слушать вашего собеседника, не перебивая его. Слушая собеседника, старайтесь смотреть ему в глаза или на предмет, на который он сам обращает ваше внимание. Подтверждайте свой живейший интерес к чьим-либо высказываниям легкими кивками головы или какими-ни- будь словами-замечаниями. Ни в коем случае не спешите возражать и спорить, не выслушав говорящего до конца. Никогда не следует обрывать или перебивать говорящего, отворачиваться от него, смотреть на часы, зевать, рыться в карманах или сумке, вступать параллельно в разговор с другим человеком. Если собеседник злоупотребляет вашим вниманием, можно вежливо извиниться и сказать, что вы сейчас, к сожалению, заняты и разумнее перенести разговор на другое время. В случаях, где в беседе участвуют несколько человек, тема должна быть интересной и понятной для каждого из собеседников. Не следует затрагивать в подобных ситуациях специальные вопросы. Не считается вежливым рассказывать в обществе сенсационные, но не достоверные новости. Некрасиво говорить намеками, понятными лишь отдельным собеседникам. Не стоит предаваться длительным воспоминаниям о прошлом, увлекаться бесконечными монологами. Избегайте замечаний, которые могут ранить чувства собеседника, не злоупотребляйте колкостями. Очень важно следить за тем, как собеседник реагирует на ваши слова. Ведь обидеть можно не только текстом, но и подтекстом. В спорах тщательно выбирайте формулировки, доказательные факты. Аргументированность, выдержанность, ровный тон диалога, отсутствие нервозности и повышенного тона — залог успеха в споре или дискуссии. Старайтесь соблюдать элементарное уважение к собеседнику в любой ситуации. Беседы во время еды не должны портить аппетита окружающим. Говорите всегда по существу вопросов, наблюдайте, слушает ли вас собеседник. Неплохо иногда похвалить его рассуждения. Некрасиво перебивать собеседника, особенно если он преклонного возраста. Не стройте из себя всезнайку. Если возможно, постарайтесь заранее подготовиться к намеченной беседе, поинтересуйтесь увлечениями вашего собеседника. Не следует в целях поддержания разговора забрасывать собеседника вопросами анкетного характера. Испытанным средством снятия напряжения в споре или простой беседе является юмор. Однако помните, что излишний юмор, остроты и анекдоты не всегда уместны. Помните, что затянувшаяся беседа по одной проблеме мало эффективна, цените свое время и время собеседника.

Нормы поведения на улице . Выходя из дому, проверьте, взяли ли вы с собой все необходимые вещи, оглянитесь на квартиру (комнату или дом) — все ли в порядке? Осмотрите свой костюм, проверьте, все ли у вас в порядке. Главное правило поведения на улице — не доставлять неудобств и неприятностей окружающим. Находясь на улице, держитесь правой стороны. Старайтесь при ходьбе не задевать окружающих. Не ходите по тротуару против движения. Несите свои вещи так, чтобы не мешать шагающим навстречу, т. е. держите их в правой руке и идите в этом случае справа. Не следует часто оборачиваться и оглядываться вслед проходящим женщинам (случайным знакомым), тем более если вы идете с дамой. Не останавливайте приятеля, который идет не один. Старайтесь не курить на улице. Не ходите большой компанией. Если вы торопитесь и вам необходимо обогнать идущего впереди, то обходят его слева, при этом не забудьте произнести: «Позвольте пройти», «Будьте добры», «Извините». Если вам необходимо остановиться на улице со знакомым человеком, отойдите в сторону. Недопустимо протискиваться сквозь толпу, работая локтями. Если вы случайно заденете кого-либо или наступите кому-то на ногу, вежливо извинитесь. Будьте внимательны на улице, чтобы не попасть в неловкое положение, не заметив знакомых, не ответив на их приветствие, а, кроме того, не забывайте о правилах дорожного движения. Если вас на улице о чем- то спросят, отвечайте вежливо, коротко и ясно. Двигаясь в людном месте, неприлично жевать (даже если это будет жевательная резинка). Нельзя входить с мороженым в автобус, троллейбус, трамвай, метро. Назначив кому-нибудь встречу — никогда не опаздывайте. Старайтесь не чихать в общественных местах — в крайнем случае воспользуйтесь носовым платком (чихнув, извинения не просят). Будьте аккуратны на улице — не сорите. Не привлекайте внимания окружающих слишком громким разговором. Невежливо делать замечания в адрес прохожих по поводу их внешнего вида. Как можно интеллигентнее старайтесь вести себя в присутствии детей — любой из взрослых людей, желает он того или нет, влияет на поведение находящегося рядом с ним ребенка.

Поведение в учебном заведении . Всегда помните, что вокруг вас не только дети, но и подростки, взрослые люди. Не стоит быстро ходить по коридору, излишне бояться представителей администрации. Будьте собраны, вежливы и учтивы.

Существует несколько общих правил делового этикета педагога:

1. Пунктуальность. Нужно уметь рассчитывать время, необходимое для того, чтобы вовремя приезжать (приходить) на работу. Учителю, как правило, желательно это делать не позже чем за 15-20 минут до начала урока.

2. Собранность и аккуратность. Ритм педагогического труда требует от учителя особой сосредоточенности, порядка на рабочем столе, в деловом портфеле (сумке).

3. Не говорите лишнего. В любой организации есть свои секреты, а в педагогической аудитории принято вести себя учтиво, но без лишних разговоров (обсуждений, возмущений и т. д.).

4. Хороший язык общения. Помните, что именно учителя характеризует чистая и грамотная речь.

5. Умение общаться. Это искусство, а в учебном заведении со своими коллегами, обучающимися и их родителями — искусство вдвойне!

6. Внешний вид учителя. Помните, на вас ежеминутно смотрят десятки глаз людей самого разного возраста: уважайте «в себе самого себя», но и не забывайте, что вы просто женщина или мужчина (стройность, походка, внешний вид, умение себя преподнести и т. д.). В любой ситуации вы должны выглядеть должным образом. И все же, педагогическая этика подразумевает особые требования к одежде учителя (но не уподобляйтесь «человеку в футляре»).

Авторитет учителя — особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет учителя-воспитателя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру и т. п. Истинный авторитет — это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть младшими товарищами учителя.

Немаловажную роль при этом играют высокий уровень профессиональной компетенции педагога, глубокая интеллигентность, личная гражданская позиция.

В общем, когда слова А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» сочетаются с высоким профессионализмом и человеколюбием, тогда педагог и может рассчитывать на педагогический авторитет.

Афоризмы об этике, нравственности и этикете

Как я люблю сочетание приятного с полезным (Н. Богословский).

Всего одно правило этикета может запирать будущее или вдруг пропустить в него. У каждого свое. Почему все сразу думают об умении пользоваться столовыми приборами? (Е. Ермолова).

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного (Ян Амос Каменский).

Качают все свои права, столетия спешат смениться. Но, если дама не права, мужчина должен извиниться (А.В. Иванов).

Манеры до некоторой степени указывают на характер человека и служат внешней оболочкой его внутренней природы (Н. Шелгунов).

Многословие всегда неприятно (М. Сервантес).

Наши манеры, как и наши лица, пусть даже самые прекрасные, должны отличаться друг от друга (Антони Эигли Купер Шефтсбери).

Не переделать насмешника, хитреца, лгуна, крючкотвора, интригана (Хуан Юнъ-Цзяо).

Не спрашивайте воспитанного человека, что он о вас думает: не заставляйте его лгать (Е. Кащеев).

Нужно очень немногое, чтобы отличаться утонченностью манер, и очень многое, чтобы отличаться утонченностью ума (Жан де Лабрюйер).

Распущенность в манерах всегда влечет за собой распущенность принципов (С. Смайлс).

Только человек благородный по происхождению или хорошо воспитанный способен хранить тайну (Жан де Лабрюйер).

Уважение других дает повод к уважению самого себя (Р. Декарт).

Уважения мы оказываем ровно столько, сколько его требуют (С. Джонсон).

Учтивые манеры оттеняют достоинства и придают им приятность (Жан де Лабрюйер).

Хорошее воспитание — это способность переносить плохое воспитание других (Пшекруй).

Хорошие манеры — лучшая защита от плохих манер тех, кто нас окружает (Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд).

Больше слез было пролито из-за невоспитанности мужчин, чем из-за их безнравственности (X. Хатауэй).

В получении наград не будь впереди других. В совершении добрых дел не будь позади других. Получая от других, не бери больше положенного тебе. В добрых делах не делай меньше доступного тебе (Хун Цзычен).

Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания (К. Ушинский).

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы (А. Чехов).

Все люди судят о нас по нашей наружности и манерам и только немногие — по нашим душевным качествам (Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд).

Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других (М. Мон- тенъ).

Дурные манеры: есть без ножа и разговаривать вилкой (Леонард Луис Левинсон).

Если мы хорошо воспитаны, то не страдаем ни от каких ограничений в наших чувственных удовольствиях (Б. Мандевиль).

Если ты невоспитан и молчишь, то воспитан, если же воспитан и молчишь, то прекрасно воспитан (Теофраст).

Если ты неуч и молчишь, то ведешь себя умно, если же учен и молчишь, то глупо (Теофраст).

Если человек в состоянии существовать без пугала, значит он по-настоящему благовоспитан и умен (У. Хэзлитт).

Гармония важна и в правилах хорошего тона (Л. Сухорукое).

Ведите себя так, чтобы вам не смогли испортить настроение (Г. Александров).

Есть умная, есть глупая манера разговора. Одно и то же сказано, одни и те же произнесены слова, а сразу видно — умница или глупец [И. Шевелев).

Нравственность — это разум сердца (Г. Гейне).

Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов (Д. Дидро).

Нравственность — основа всех человеческих ценностей (А. Эйнштейн).

Во всякой морали дело идет о том, чтобы открывать либо искать высшие состояния жизни, где разъятые доселе способности могли бы соединиться (Ф. Ницше).

Вся нравственность человека заключается в его намерениях (Жан-Жак Руссо).

Высочайшая возможная стадия нравственной культуры — когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли (Ч. Дарвин).

Высшая нравственность требует некоторой свободы для безнравственности (В. Соловьев).

Главное условие нравственности — желание стать нравственным (Сенека Младший).

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне (И. Кант).

Если ваши нравственные устои вгоняют вас в тоску, знайте: ваши нравственные устои никуда не годятся {Роберт Льюис Стивенсон).

Если хочешь заложить основы нравственного чувства, не следует наказывать. Нравственность есть нечто до такой степени святое и возвышенное, что ее нельзя унижать и ставить на одну доску с дисциплиной (И. Кант).

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное (В. Белинский).

Есть моральная тактичность, которая у гуманного человека сказывается во всех его поступках и которой не имеет злой человек (Д. Дидро).

Желание иметь этику тем настойчивее понуждает к своему удовлетворению, чем настойчивее потерянность человека, будь то очевидная, будь то утаиваемая, разрастается до неизмеримости (М. Хайдеггер).

Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник — стало быть, надо для жизни нравственное занятие (Ф. Достоевский).

Закон материального мира — равновесие; закон мира нравственного — справедливость (В. Гюго).

Интерес к вопросам этики — свидетельство запоздалого умственного развития (О. Уайльд).

Каждый человек проявляет в нравах то, что с помощью убеждения глубоко укоренилось в его душе (Э. Роттердамский).

Абстракция — это смерть для этики, ибо этика есть живое отношение к живой жизни (Л. Швейцер).

Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек (В. Белинский).

Без нравственного смысла все правила нравственности ненадежны (Н. Пирогов).

Без совести и при большом уме не проживешь (М. Горький).

В многообразии и жестокости этических запретов проявляются крайняя моральная неразборчивость и ханжество (Гилберт Кит Честертон).

В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их (В. Ключевский).

Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами (А. Швейцер).

Каждый человек должен быть блюстителем нравственности — но только своей, а не чужой (Б. Тойши- беков).

Конечная цель морали должна заключаться в том, чтобы дать наибольшую возможность осуществить идеалы (Жан Мари Гюйо).

Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед (Аристотель).

Людям необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме человеческая мораль (Клод Адриан Гельвеций).

Мораль и этика — это садовые ножницы, которыми мы можем облагораживать хаотично растущие кусты наших страстей и желаний (С. Клюев).

Нам необходимо подняться до духовности, являющейся этической, и до этики, включающей в себя всю духовность (А. Швейцер).

Не надо быть чересчур нравственным, иначе ты рискуешь предаться самообману. Твоя цель должна быть выше нравственности. Надо быть не просто хорошим, а хорошим ради чего-нибудь (Г. Торо).

Никакие благодеяния не могут укротить дурной нрав (Эзоп).

Никакое возмещение морального ущерба не может компенсировать моральную ущербность (С. Янковский).

Общая культура — это то, что позволяет человеку чувствовать всей душой солидарность с другими во времени и пространстве — как с людьми своего поколения, так и с ушедшими поколениями и с поколениями грядущими (Ланжевен).

Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше ее быть не может (Дюамель).

Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании (Дистервег).

Душа культуры — это культура души (Гофмиллер).

Русские пословицы и поговорки о морали, нравственности и вежливости

Из всех страстей зависть самая отвратительная.

Жадный сам себе покоя не дает.

Лучше по миру собирать, чем чужое брать.

Говорить без дела, что по воде писать.

Гол, да не вор, беден, да честен.

Бедность крадет, а нужда лжет.

Бедность учит, а счастье портит.

Биться, драться — не ума набираться.

Бог видит, кто кого обидит.

Вор, что заяц: и тени своей боится.

Всяк правды ищет, да не всяк ее хранит.

Говорит по секрету, а выдает всему свету.

Как вор ни ворует, а тюрьмы не минует.

Ленивые руки не родня умной голове.

Лесть да месть дружны.

Лучше свой кусок, чем чужой пирог.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Ахи да охи не дадут подмоги.

Законы святы, да законники супостаты.

Почитай старших — сам будешь стар.

Пословицы и поговорки русского народа о приличии, вежливости и обычаях

Не осуди в лаптях: сапоги в санях.

Невежа и бога гневит.

Не дорого ничто, дорого вежество.

Не в том дело, что жена спесива, а в том, что муж не вожеват (не радушен).

С поклону голова не заболит.

Поклоном поясницы не переломишь.

Поклониться — вперед пригодится.

От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.

Честное слово и буйну голову смиряет.

Чин чина почитай, а меньшой садись на край!

Что в людях ведется, то и у нас не минется.

Ни от чего человеческого не отрекаются.

Не стыдно молчать, когда нечего сказать.

Не умеет к ставцу (чашке) лицом сесть.

Как витютень (дикий голубь), ни очей, ни речей.

Я не отпел, а ты не отслушал. Я не отпел, а ты шапку надел.

Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.

Не лезь наперед: не стать бы назади.

Не суйся, буки, наперед аза! Не лезь наперед отца в петлю!

На пороге не стоят. Через порог руки не подают.

Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

В чужом доме не указывают.

Гость — невольный человек, где посадят, тут и сядет.

Шей по росту: полы отопчешь, подол обобьешь.

Хорошо кресло старому, колыбель малому.

Когда играют, тогда и пляши. Когда торг, тогда и с возом.

Готовь летом сани, а зимой телегу.

Женатые на посиделки не ходят.

Женатого с посиделок веретеном гонят.

Не пой худой песни при добрых людях.

Не к лицу бабке девичьи пляски.

Старого учить, что мертвого лечить.

Боязнь перемен и проблемы, связанные с адаптацией к новым условиям. Основные симптомы проявления этого страха и методы борьбы с надвигающимся чувством беспокойства от изменений в жизни.

Влияние страха перемен на жизнь человека


Фобии любого происхождения представляют собой защитную реакцию организма. Как бы там ни было, эта реакция основывается на чувстве самосохранения, страхования себя от неприятных ощущений и переживаний. Именно поэтому нельзя сказать, что страх перемен - это исключительно плохое чувство.

В некоторых случаях подобные ощущения помогают принимать взвешенные решения, объективно оценивать свои шансы на успех в каком-то начинании, критически относиться к своим возможностям и правильно реагировать на ситуацию. Очень часто страх перемен в жизни предотвращает необдуманные поступки, которые могли бы привести к негативным последствиям. Он добавляет каплю здравого смысла и прагматичности в оценке внешних факторов.

Иногда перемены становятся действительно поворотными моментами в жизни, кардинально меняют восприятие или взаимодействие с этим миром. Поэтому очень важно относиться к ним со всей серьезностью. В отдельных случаях такие изменения нельзя повернуть вспять и решить по-другому, часто решение принимается один раз и навсегда. Так, страх помогает не допустить фатальных ошибок, о которых человек будет жалеть всю свою оставшуюся жизнь.

С другой стороны, перемены - это шаг к любым изменениям, прогрессу или движениям в жизни. Следует понимать, что застыть в ожидании активных действий со стороны других людей или соблаговоления судьбы можно очень надолго. Только посмотрев страху в лицо, получится научиться управлять собственной жизнью, ставить цели и добиваться успеха. Возможно, некоторые из шагов будут неверными, но эти ошибки естественны и всего лишь прибавляют опыт.

Счастье и успех очень редко плывут в руки тем, кто не рискует и не прикладывает никаких усилий. Только череда попыток сможет обеспечить результат, а неудачи следует воспринимать как учебные моменты, нюансы, которые нужно учесть в следующий раз.

Много успешных людей на пути к вершине в своем деле переживало неоднократные падения. Часто им приходилось рисковать всем, переезжать далеко или принимать другие важные решения, а в результате они нашли то, к чему стремились. Иногда страх парализует волю человека, влияет на возможность трезво оценивать ситуацию и ставит множество преград на пути к поставленной цели. Только преодолев его, можно уверенно шагать навстречу будущему и не бояться никаких обстоятельств.

Сомнения способны доставлять существенные трудности в социальной жизни индивида, препятствовать дружеским, романтическим отношениям, созданию семьи, продвижению по карьерной лестнице. Человек привыкает к устоявшимся условиям, вписывается в рутинное расписание суток и очень резко реагирует на попытки поменять что-либо.

Некоторые социальные взаимодействия требуют перемен, например, формирование дружеских, любовных отношений, женитьба, появление детей. Обычно для счастья они являются сопутствующими, но боязнь может нивелировать все планы и оставить человека в одиночестве на долгое время.

Основные причины развития страха перемен


Корень этой проблемы лежит глубоко в подсознании, возможно, он там с детских лет. В какой-то момент естественные защитные механизмы, которые не позволяют человеку принимать необдуманные решения, блокируют путь к новой жизни. Индивид испытывает комфорт только в знакомой обстановке, рутинных ситуациях, а любые изменения провоцируют гамму негативных реакций.

Причиной страха может быть психотравмирующая ситуация, которая буквально «выбила из колеи» и значительно изменила образ существования. Такие перемены надолго остаются в детской памяти как худшее событие, что изменило их мировоззрение. Малыши оценивают все, что было до этого, хорошо, а после - плохо. Например, трагедия в семье, развод родителей в корне меняют восприятие этого мира для ребенка. Они сталкиваются с мощным внешним фактором неизвестного происхождения, который рушит их идеалы, нормальный и слаженный быт.

Такие ощущения могут оставаться очень надолго и причинять настоящие неприятности во взрослой жизни. После такого психотравмирующего фактора человек пытается воссоздать консервативные, постоянные условия, которые не меняются, и только так он может ощущать себя комфортно. Любое внешнее воздействие воспринимается как нежелательное, даже если оно несет позитивные изменения.

Кроме этого, причиной развития подобного страха могут быть личностные особенности каждого человека. Учитываться могут примечательные признаки, которые вероятнее всего поспособствуют боязни нового.

Черты характера, на фоне которых чаще развивается страх перемен:

  • Консервативность . Склонность к идеологической привязанности к устоявшимся ценностям, традициям, условиям настоящей жизни, нежелание менять что-либо.
  • Нерешительность . Подозрительность, неуверенность в выборе следующих шагов или принятии важных решений, мнительность.
  • Тревожность . Постоянное ощущение надвигающейся опасности, напряжение и невозможность открыть для себя что-то новое.
  • Низкая самооценка . Ощущение себя неспособным совершить любые перемены в жизни. Часто человек считает, что нет необходимости менять все к лучшему, ведь и существующие обстоятельства его устраивают.
  • Неспособность нарушить зону комфорта . Если индивид создает вокруг себя барьер для защиты от внешних влияний, ему самому придется столкнуться с трудностью пересечения этой границы.
Часто причиной формирования боязни перемен может служить не слишком удачный опыт или провальная попытка изменить что-то к лучшему. Обыватель сразу же опускает руки и считает свои шансы на успех крайне низкими.

Более того, после такого не хочется пробовать еще раз, особенно если прошлые попытки сопровождались ощущением дискомфорта. Это происходит из-за того, что восприятие человека буквально застывает на одном неудачном моменте, не афишируя много положительных. Такое однобокое суждение может вызвать страх перед переменами в жизни.

Признаки наличия страха перемен у человека


Этот вид страха имеет схожие принципы с другими фобиями, он часто возникает перед соответствующими событиями или ситуациями. Например, человек вполне нормально вел холостяцкий способ жизни или встречался с кем-нибудь, не догадываясь о страхе перемен. В какой-то момент речь зашла о свадьбе, и симптомы проявились налицо.

Без особо веских на то причин индивид начинает панически бояться женитьбы (замужества) и всячески сопротивляться этому. Естественно, никаких весомых и уважительных причин для себя он не находит, но все равно ощущает непреодолимый дискомфорт перед новой жизнью.

В целом страх перед предстоящими изменениями можно поделить на две категории: боязнь перемен во внешних условиях бытия, боязнь изменения самого человека.

Много важных решений и перемен в жизни влечет за собой изменение условий окружающей среды, отношений с друзьями, знакомыми и близкими, новым набором обязанностей или прав. Человек в таком состоянии воспринимает все новое как дополнительный груз, к которому необходимо привыкнуть. Не всегда настрой столь оптимистичен, и начинается внутренняя борьба за восстановление прежних идеалов, стабильность и консерватизм.

Если обыватель осознает, что надвигающиеся перемены могут изменить его самого, такой страх приобретает довольно большую силу. Внутренний комфорт ценится гораздо больше, чем внешняя обстановка. Чувствительный человек будет воспринимать это как угрозу ему самому, попытку изменить характер, чувства, привычки. Часто присутствует ощущение, что он теряет себя, возможность контролировать свою жизнедеятельность.

Ярким примером второй категории страха считается рождение ребенка. С момента, когда женщина узнала о беременности, груз огромной ответственности сразу развешивает соответствующие ярлыки, подсознание обосновывает массу запретов и выстраивает новую схему жизни, к которой она не готовилась. Беременность может сопровождаться довольно сильным страхом перемен, так как появление малыша - крайне важное и ответственное событие.

В ситуации надвигающихся перемен человек начинает примерять на себя предстоящие роли, пытается выстроить представление о том, что будет и насколько все поменяется. Для людей, которые боятся изменений в жизни, эти процессы доставляют настоящий дискомфорт.

Как и многие другие фобии, страх перед переменами может сопровождаться соматическими проявлениями:

  1. Одышка;
  2. Ощутимое учащенное сердцебиение;
  3. Кардиалгия (боль в сердце);
  4. Дрожь;
  5. Рассеянность;
  6. Ступор;
  7. Головокружение или боль в висках;
  8. Повышенное потоотделение;
  9. Онемение кончиков пальцев.
Эти симптомы неспецифичны и могут проявляться при многих других состояниях и заболеваниях. Однако именно с их помощью можно диагностировать фобии у человека.

Внутренние психические признаки могут варьироваться в зависимости от индивида и способа его реагирования на страх. Обычно симптоматика колеблется от рассеянности и тревоги до панической атаки с негативными последствиями.

Как преодолеть страх перемен


Каждое новое событие в жизни, которое чревато любыми изменениями, кроет в себе как негативные, так и позитивные моменты. Иногда невозможно предугадать, какими будут последствия, но ведь, не попробовав, узнать результат не получится. Это не значит, что нужно бездумно рисковать и испытывать судьбу на прочность, но открытость к новому способна изменить жизнь к лучшему.

Людям, которым такие ощущения действительно мешают достигать целей и жить полной социальной жизнью, следует знать, как преодолеть страх перемен. Поскольку данная патология не входит в основной перечень тяжелых заболеваний, ее не следует лечить фармакологически. Препараты могут только усугубить симптоматику и даже вызвать зависимость у таких чувствительных личностей.

Основные методы борьбы со страхом перемен представляют собой психологические приемы. Они позволяют правильно оценить предстоящие изменения, сформулировать тактику поведения и разобрать на кусочки причины столь неприятных ощущений.

Часто боязнь перемен доставляет немало хлопот и дискомфорта самому пациенту, который вполне критически относится к своему состоянию. Поэтому следует обратить внимание на очень простые, но эффективные методы влияния на этот вид фобий:

  • Списки . Любое предстоящее событие имеет свои плюсы и минусы. Для правильной оценки можно записывать их в две отдельные колонки. Формулируя свои мысли и возможные последствия перемен, можно осознать, что на самом деле все совсем не так, как казалось на первый взгляд.
  • Ловить момент . Следует понимать уникальность каждого шанса и возможности. Если сейчас удивительным образом сошлись все шансы на успех, очень нежелательно его упускать. Другой возможности может и не быть.
  • Анализ . Если есть страх перед новыми переменами, возможно, когда-то были подобные ситуации. Когда человек осознает, от чего отказывается или отказался, и что могло бы быть, если бы не трусость, заметно улучшаются шансы на игнорирование фобии в настоящем.
  • Ориентация . Зачастую, когда индивид боится перемен, он видит только их негативную сторону, причем, замечает это только со своей точки зрения. Чтобы правильно оценить свою ситуацию и как можно объективней поступить, можно посмотреть на все глазами другого. Представив себя на его месте, можно избавиться от страхов и увидеть реальную картину происходящего.
  • Планы . Человеку необходимо точно определить для себя, нужно ли ему избавляться от страха перемен. В большинстве случаев к психологам обращаются те, кто допустил серьезные ошибки в жизни из-за своего страха. Рекомендовано определить для себя начало периода без боязни, расписать наперед то, что предстоит побороть, и неуклонно следовать плану.
  • Посмотреть страху в лицо . Иногда стоит включать трезвый прагматичный ум и смело идти вперед, не обращая внимания на эмоциональные проявления. Рано или поздно симптомы исчезнут, а шанс не окажется упущенным.
Важно понимать, что нельзя все время крутиться в одном колесе, не допуская к себе внешние факторы. Жизнь слишком ценна, чтобы тратить ее впустую и проживать без изменений. Иногда люди сами жалуются на то, что им быт не слишком нравится, но продолжают делать одно и то же со дня на день. Такая противоречивость в собственных суждениях не позволяет двигаться вперед и покорять новые горизонты.

Как избавиться от страха перемен - смотрите на видео:


Жизнь редко делится на черные и белые цвета. Любые перемены могут нести в себе как негативные последствия, так и позитивные результаты, а их соотношение представляет собой гамму жизненных красок. Если человек живет со страхом перемен, то он даже не открывает всю их палитру, вместо того чтобы рискнуть и попробовать.

С егодня мы попробуем взглянуть на вещи с точки зрения психологии. Поскольку все остальное я уже перепробовал, а счастья и достатка у моих многочисленных украинских последователей не прибавилось. Что-то тут не так. Я всегда утверждал, что менталитет общества играет определяющую роль в его развитии. Но что такое общественный менталитет? Некое психологическое общее, образованное из миллионов индивидуальных психологических составляющих. И, можно предположить, что оно имеет те же усредненные психологические черты, присущие отдельной личности.

В современной психологи принято выделять пять основных черт психики человека. Чтобы не вдаваться в специфическую терминологию, просто скажем, что любому из нас присущи пять определенных качества, каждое из которых мы проявляем в одну сторону или другую, имеет избыток или недостаток его.

Скажем, такая черта, как невротизм. Люди у которого его полно, испытывают стресс, легко пугаются и расстраиваются, склонны к драме, резким переменам настроения. А те, у кого его мало, проявляют эмоциональную стабильность. И сказать, что тут хорошо, а что плохо, невозможно; это зависит от обстоятельств. Оказавшись в незнакомой и опасной обстановке лучше быть невротиком и шарахаться от всего непонятного. Иначе можно получить дубьем по голове или укус в ногу. Потому, кстати, у советских людей так широко развился невротизм, как эволюционная адаптация к условиям жизни, где легко можно было загреметь под фанфары.

Все пять черт важны и заложены в нас биологически. Экстраверсия определяет нашу способность к социализации, соглашательность — способность прийти к согласию, решать конфликты, находит консенсус, сознательность — определяет наше поведение в быту и работе, нашу способность само-организовываться и раскладывать мир по полочкам, а открытость к новому опыту позволяет нам мыслить творчески, нестандартно и рисковать, если нужно.

Преобладание той или иной черты определяет возможности человека. Например, одной из причин, почему женщинам труднее делать карьеру в бизнесе и политике, является биологически заложенная в них соглашательность, стремление избежать конфликта и найти компромисс. Иначе бы дети просто бы не выживали. Но в дико конкурентном мире бизнеса и политики чаще требуются агрессивные и конфликтные лидеры, и эти черты больше присущи мужчинам, а у женщин они воспринимаются обычно негативно. Конечно, если изменить правила игры, то изменятся и требования к ее участникам. Но имеется то, что есть на данный момент.

Понятно, как все в человеке, его психологические черты, хотя и заложенные от рождения, способны меняться под воздействием внешних факторов. Для того они у нас и появились, чтобы мы могли гибко менять модель нашего поведения согласно обстоятельствам. Человека можно и даже нужно изменить, но для этого требуется либо огромное количество сознательных усилий самого человека, либо экстраординарные обстоятельства, которые обычно меняют нас в худшую сторону. Как, например пост-травматических стрессовое расстройство. Идеально же было бы создать систему, в которой каждый из нас имел бы возможность найти свою нишу, которая бы позволяла проявиться именно тем чертам, которые у нас есть.

Важно ведь не просто дать человеку все возможности, а только те, которые он в состоянии использовать. Женщина, в которой преобладают невротизм, соглашательность и сознательность, будет идеальной матерью и учительницей, но не делайте ее менеджером в инновационной сфере, из писателя-интроверта не выйдет харизматический вождь массового политического движения, пусть даже его открытость к новому зашкаливает. Перефразируя автора аж трех российских гимнов, «люди всякие нужны, люди всякие важны». Им только нужно дать возможность заниматься тем, к чему у них душа лежит.

Как это сделать? Исходя из классической фразы — если вы кого-то любите, дайте им свободу. Люди все разные, и централизованно дать каждому то, что ему необходимо, невозможно. Отсюда необходимость в свободном рынке и свободном предпринимательстве, где у любого имеется возможность найти то, что ему подходит, а не горбатиться на заводе подшипников, только потому, что Министерство плановой экономики сделало сей завод градо- и образ жизни- образующим предприятием.

Единственным способом избежать решения проблемы удовлетворения запросов, поставленных сочетанием индивидуальных психологических черт, это жить в условиях дефицита товаров и сервисов первой необходимости. Когда речь заходит о простом выживании, все эти черты и предпочтения идут к черту, жрать то хочется всем. Объективно, любая система или идеология, незаинтересованная в личности, будет все сводить к выживанию, будь это физическое выживание, или расы, или нации, или культуры, или еще чего, главное, чтобы личность и ее червяки не принимались во внимание. У нас война (кризис, коррупция), а вы со своими ______(нужное вписать). Не время заниматься личной ерундой.

Почему так важна свобода личности, особенно в современном технологическом мире? Потому, что иначе в обществе возобладают носители сознательного типа мышления. А разве это плохо, вероятно, удивитесь вы? Разве не лучше для всех, если в обществе преобладают и его определяют люди, склонные к дисциплине, трудолюбию, способные к четкой категоризации мира, умением все аккуратно раскладывать по полочкам и ящичкам. Как говаривали в Италии, зато при Муссолини поезда ходили по расписанию.

Все это работает только при условии, когда человек сознательного типа имеет дело с тем, что досконально знает. Еще Сократ заметил, что специалисты прекрасно знают предмет своих занятий и абсолютно бестолковы в других вещах, часто перенося свои навыки в непонятную для них сферу деятельности. Суди, дружок, как писал очередной невольный инструмент российского империализма, не выше сапога. Современным же примером может служить любимый мной российский антрополог и популяризатор науки Станислав Дробышевский. Нет ничего лучше, чем слушать его лекции о наших предках, поражаться его знаниями и умением использовать это знание, чтобы все разложить по антропологическим и эволюционным полочкам. Но как только он выходит из зоны своей компетенции, и начинает говорить о современной Украине или США, обнаруживается, что раскладывать по полочкам без полноценной и проверенной информации не получается. Ученый, который так прекрасно разбирается в жизни древних приматов, не особо понимает динамику современного общества. И это невероятно интересный ученый, а не просто бухой чернорабочий.

Сознательность, доведенная до предела, в сочетании с повышенным невротизмом, это питательная среда для авторитаризма и тоталитаризма. Берем народ с повышенной сознательностью, поднимаем его невротизм войной и экономической депрессией, остается только найти харизматичного лидера, который станет эти качества раздувать до предела, в результате поучаем нацизм или коммунизм. И для этого совершенно необязательно людей обманывать и пугать, достаточно развивать и поддерживать в них невротизм и сознательность, подавляя открытость к новому. Сознательность не жалует новое, ведь у нее нет еще полочки, на которую можно это новое положить, поэтому люди с повышенной сознательности оказываются политически консервативными. И экономически консервативными, и социально. Что, понятно, иногда полезно, а иногда вредно.

Так же и открытостью к новому опыту. Как не все йогурты одинаково полезны, так и не все новое хорошо. Новый вирус, например, может накосить жертв, и без карантина тут не обойтись. Возможно, что культура коренного населения, жившего охотой и собирательством тысячелетиями действительно бесценна, но искать ей применение посреди современного мегаполиса было бы наивно. Новое всегда по определению рискованно. Новое искусство рискует не найти поклонников, новый бизнес рискует не найти покупателей, новизна опасна и ненадежна. Поэтому у сварщиков занятость близится к 100%, у актеров и художников наверное не более 5, поскольку всем понятно, чем занимается сварщик, а чем занимается богема часто не знаете и она сама. Зато у этих пяти процентов состоявшихся творческих людей есть все. То же самое в бизнесе. По крайней мере при свободном рынке. Но высокий риск окупается потенциальным крупным выигрышем. Поэтому я бы не стал советовать своим детям подаваться в творческие профессии или крупный бизнес. Это лотерея, где везение играет определяющую роль.

С точки зрения биологи и психологии в человеческом обществе разделение идет не по классовому или этническому принципу, а по преобладающему психологическому типу, грубо говоря между сознательностью и открытостью, в котором преимущество всегда за сознательностью, потому что даже самое выдающееся изобретение гения, открытого для нового опыта, требует инфраструктуры сознательности, чтобы идея стала продуктом, доступным широким слоям потребителей. На что эфемерны стихи, и те требуют, помимо печатной индустрии и сети книжных магазинов, еще и читателей, которых способна произвести только образовательная система.

Но сознательность есть враг инновации. Поэтому в централизованных государственных экономиках трудно создавать новое. Задачей государства и есть уменьшение рисков, и если оно занимается инновациями, то будьте уверены, то в военных целях. Идеология самого государства тут роли не играет. И молоток, и скрипка имеют свою функцию, которую они выполняют. Хотя, возможно, кто-то сподобится совместить молоток и скрипку, но это будет такая открытость к новому опыту, что ой.

Вывод. Когда мы говорим об обществе, мы обязаны сознавать, что оно состоит из людей, в которых в разных пропорциях намешаны 5 основных психологических черт, каждая из которых необходима, но в разумных пределах. Иначе возникает психическое расстройство. И то, как устроено общество, будет определять преобладающий психологический тип. Нужно понимать, что при любом режиме, в любой ситуации всегда будут люди, которых данная ситуация устраивает, так как соответствует из личному коктейлю в голове. Всегда будут те, кто ностальгирует по стране, которую потеряли, и те, кому и сейчас прекрасно жить. И будут вечные диссиденты, которым никогда ничем нельзя угодить. Это все в порядке вещей.

Современное постиндустриальное общество, в отличие и аграрных и индустриальных предшественников, где на одного поэта-аристократа приходилось 95 сознательных крестьян, а на художника-сюрреалиста 30 сознательных рабочих, полагается на творцов, открытых новому опыту. Критическая масса которых может появиться только в условиях свободы мысли и свободы предпринимательства. Экстраверсия и соглашательность полезны только в условиях доверия к людям и институтам власти. Иначе их заменяет невротизм, который, в свою очередь, может превратить такую полезную черту, как сознательность, в нетерпимость и ненависть. И тогда уже сознательность, занятая поиском врагов, не в состоянии создать условий для открытости к новому опыту, без которого нет инноваций.

Ошибочно считать, что достаточно удовлетворить основные потребности людей в еде, жилье и тепле, и не считаться с их психологическим состоянием. Потому что рано или поздно, в той, или — упаси господь! – другой манера, а считаться с этим придется.