Российской образование у иностранцев проекты. Иностранные студенты в России: кто они и зачем приехали? Зачем студенты едут учиться за границу

Елена Оя

В этом году российские вузы получили более 96 тыс. заявок на обучение от иностранных граждан. Первые итоги вступительной кампании 2017/2018 предоставило RT Россотрудничество. Число желающих учиться в нашей стране более чем в шесть раз превысило количество выделяемых государством квот. В ведомстве отмечают, что несколько лет подряд фиксируют рост интереса к обучению в российских вузах. Большинство иностранцев учатся на платной основе. По словам ректора РУДН Владимира Филиппова, среди вузов по всему миру идёт серьёзная борьба за право обучать зарубежных студентов, которые приносят прибыль и университетам, и стране.

  • РИА Новости

Во время вступительной кампании 2017/2018 от иностранных граждан поступило более 96 тыс. заявок на обучение в России. Согласно установленным государством квотам, на бесплатное высшее образование ежегодно могут претендовать не более 15 тыс. иностранцев. Таким образом, число заявок в этом году более чем в шесть раз превысило количество доступных бюджетных мест. Такие данные RT предоставило Россотрудничество.

На сегодняшний день для учёбы в российских вузах уже отобраны более 12 тыс. иностранных граждан из 180 государств. Абитуриентам, которые успешно сдали экзамены, но не смогли набрать нужно количество баллов для попадания в квоту, предложили платное обучение.

В Россотрудничестве отметили, что уже несколько лет подряд наблюдается рост интереса иностранцев к обучению в нашей стране, причём как на бюджетной, так и на платной основах. По сравнению с прошлым годом количество желающих учиться в России выросло на четверть — в кампанию 2016/2017 учебного года, по данным на август, было подано более 70 тыс. заявок.

Также по теме


Студент и гражданин: Госдуме предлагают упростить для иностранных студентов получение паспорта за успехи в учёбе

В Государственную думу поступило предложение упростить процесс получения гражданства иностранными студентами российских вузов, которые...

Дёшево и комфортно

Чаще всего в Россию приезжают абитуриенты из стран СНГ, в частности Казахстана. Граждане этой страны по международному договору не обязаны проходить процедуру признания аттестата о среднем образовании.

Также обучением в России интересуются в Китае, Вьетнаме, Монголии и Индии. За последние несколько лет выросло число абитуриентов из Сирии. Связано это с тем, что три года назад в местных школах русский язык стал обязательным для изучения, сообщил RT заместитель директора по научной работе Центра социологических исследований Минобрнауки Александр Арефьев. Он выделил несколько основных причин роста спроса на российское образование.

«Во-первых, в странах СНГ, а именно оттуда приезжают больше всего студентов, сокращается число вузов, где можно обучаться на русском языке. К тому же из-за разницы валют, начиная с 2014 года, обучаться у нас стало очень выгодно. В среднем это обходится в 3-4 раза дешевле, чем в США или Европе. При этом значительно улучшились социально-бытовые условия для студентов и увеличилось количество англоязычных программ», — констатировал эксперт.

Арефьев предположил, что очень важную роль в популяризации отечественного образования сыграло и то, что за последние десять лет в стране резко сократилось число случаев проявления национализма и расизма.

  • РИА Новости

Сириец Терк Гайс, студент-второкурсник медицинского факультета РУДН, рассказал, что планировал поступать в российский вуз с раннего детства. Любовь к нашему образованию ему привил дядя, который учился здесь ещё во времена СССР. Молодой человек утверждает, что ни разу не пожалел о своём выборе.

«Россия — одна из красивейших стран мира, здесь комфортно. К тому же сейчас между нашими странами дружеские отношения. В моём желании поступать меня поддержала семья. Раньше здесь учился мой дядя, который всегда рассказывал о качестве российского образования. Потом в РУДН поступила и моя сестра. К сожалению, я окончил школу раньше, чем в сирийских школах ввели русский, и учил язык на подготовительных курсах перед поступлением. Русский язык очень сложный, и учиться на нём непросто», — говорит студент.

Для некоторых студентов решающим фактором в выборе страны для обучения становится язык. Студентка МГУ им. М.В. Ломоносова Марго рассказала RT, что приехала в Россию из Китая как раз из-за любви к русской речи.

«Всегда хотела учить русский язык. Он интересный и красивый. Но поступить в университет было сложно, особенно учитывая, что до поступления я учила язык всего год. Вступительные экзамены — история и русский. Было тяжело, но я сдала. Сейчас я учусь на факультете мировой политики, это курс опять же на русском языке — для иностранца это очень трудно, но интересно. Изначально сложно было и в обычной жизни. Что-то объяснить, куда-то пойти — страшно», — поделилась девушка.

При этом она отмечает, что ещё не определилась, останется ли в России после обучения или вернётся домой.

  • РИА Новости

По данным Министерства образования, сейчас в России обучаются около 300 тыс. иностранцев. В Россотрудничестве отмечают, что в основном они выбирают гуманитарный профиль, в частности, большой популярностью пользуются языковедение и литературоведение, но в то же время растёт спрос и на технические специальности.

За «платных» иностранцев

Лидером по количеству учащихся из других стран, что вполне закономерно, является Российский университет дружбы народов (РУДН). Ректор вуза Владимир Филиппов рассказал RT, что среди учебных заведений по всему миру идёт серьёзная борьба за право обучать зарубежных студентов, которые в основном учатся на платной основе и приносят немалую прибыль и вузам, и государству.

«Во многих странах мира статья доходов от иностранных студентов является одной из очень важных в национальном бюджете. Например, для Австралии это третья по объёму статья дохода. Студенты не только оплачивают обучение, но и тратят деньги на проживание. Это существенные суммы и, конечно, конкуренция увеличивается. Университеты борются за то, чтобы улучшить свои показатели в международных рейтингах. Поэтому особенно ценно, что спрос на российское обучение сейчас растёт», — считает глава РУДН.

По его словам, сегодня Россия входит в десятку государств с наибольшим количеством студентов-иностранцев. Ректор отмечает, что на государственном уровне реализуется целый ряд программ, призванных в ближайшее время значительно улучшить эти показатели. В частности, речь идёт о приоритетном проекте «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», который предполагает развитие дополнительных образовательных программ для школьников-иностранцев, будущих абитуриентов.

В утверждённом паспорте проекта говорится, что в случае успешной реализации к 2025 году количество иностранных учащихся в российских вузах достигнет 710 тыс. человек, а прибыль университетов от их обучения вырастет с 84 млрд рублей до 373 млрд.

Также в ближайшее время планируется упростить правила въезда и выезда иностранных студентов, трудоустройства и стажировок во время их обучения в России. По словам главы Ассоциации иностранных студентов в России Аду Яо Никэзы, нынешние нормы серьёзно осложняют жизнь студентов из-за рубежа.

«Кроме теории, которую дают российские вузы, нужна практика, стажировка, до которой иностранцев часто не допускают. Это важная составляющая полноценного обучения. Есть и другая проблема: срок действия учебной визы длится всего год. Каждый год студент должен стоять в очереди и проходить различные процедуры. Кто не успел — штраф, выдворение. Не решены проблемы с медицинской страховкой и трудоустройством, чтобы мы могли подрабатывать», — пояснил он.

  • Sergey Kovalev/Global Look Press

Руководитель Россотрудничества Любовь Глебова рассказала корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой о том, как Россия собирается увеличивать количество иностранных студентов.

Любовь Николаевна, сколько иностранцев ежегодно приезжает в Россию, чтобы получить бесплатное высшее образование?

— Последние три года РФ ежегодно приглашает по 15 тысяч иностранных граждан совершенно бесплатно учиться в наших вузах. В этом процессе задействовано более 400 российских университетов.

Проект «Социальный навигатор» медиагруппы «Россия сегодня» разработал первый интерактивный навигатор для иностранных абитуриентов "Лучшие университеты России: выбери свой". Он призван облегчить иностранным студентам выбор российского вуза.

В 2016 году мы впервые сделали набор совершенно открытым. Проанализировав, как это организовано у коллег из других стран, мы в этом году запустили процедуру открытой подачи заявок в электронной форме. В процедуре приема глобально ничего не изменилось, но она стала гораздо проще и прозрачнее (единое окно ввода данных, быстрая процедура отбора). Информационный портал позволяет убрать большое количество посредников, которые раньше "кружились" вокруг этого процесса.

Граждане 198 стран мира могут присылать свои заявки для обучения в российских университетах по самым разным специальностям (от медицинских до технических, включая ядерную физику). Отдельное направление выделено для русистов, лингвистов и филологов. Все, что связано с русским языком, сейчас крайне востребовано за рубежом.

Что нужно сделать иностранному гражданину, чтобы заявить о себе как о претенденте на российскую государственную квоту?

Как поступить в российский вуз: инструкция для иностранцев Как получить одну из 15 000 квот для иностранцев на бесплатное обучение в России и другие советы абитуриентам из-за рубежа – в новой инфографике сайт, подготовленной при поддержке Россотрудничества.

— Зарегистрироваться на портале www.russia.study. Процедура занимает около 20 минут, выполняется в два элементарных шага: иностранный гражданин подтверждает личность, а затем заводит электронную почту. Почти мгновенно приходит подтверждение. Почта нужна для того, чтобы в дальнейшем поддерживать быструю и надежную связь с потенциальным абитуриентом, а вот будет ли он оперативно на нее реагировать, зависит от его собственной заинтересованности в дальнейшем обучении.

После верификации у кандидата открывается доступ к анкете, в которую он заносит свои данные, информацию об образовании и личных достижениях, указывает желаемое направление обучения, а также пишет некое мотивационное письмо. Анкета попадает в общий список анкет по стране. Затем оператор той или иной страны (в каждой стране есть свой оператор) производит предварительный отбор кандидатов.

Не может получиться так, что некоторые не особо одаренные иностранные граждане займут места вполне перспективных российских абитуриентов? Предусмотрен ли какой-то конкурсный отбор?

— В большинстве стран мира есть представительства Россотрудничества — Российские центры науки и культуры, чьи представители на основании нескольких параметров (качественный аттестат, участие в Олимпиадах и прочие заслуги кандидата) обеспечивают предварительную оценку анкет претендентов. Наиболее успешных и талантливых молодых людей приглашают на очное или дистанционное собеседование. В случае с Сирией, например, сейчас возможен только дистанционный формат отбора. Между тем, студентов из Сирии мы непременно ждем, будем рады их видеть в российских университетах.

Финальный отбор проводит комиссия, в которую входят представители Российских центров науки и культуры, посольств, местных министерств образования и общественных организаций. Сейчас мы ведем переговоры с университетами, чтобы их сотрудники также входили в комиссию.

Этот год пилотный, и процедура отбора будет представлять собой собеседование или тестирование. Однако уже в следующем году мы планируем перейти к полноценной форме оценивания, на основании системы олимпиад и тестов. По каждой стране будет сформирован отдельный рейтинг. Еще одним элементом отбора станут олимпиады, которые проводят российские университеты на территории зарубежных стран. В настоящее время Россотрудничество работает над тем, чтобы сделать их адекватными и ранжируемыми относительно друг друга.

- Что делать претендентам, которые не прошли отбор?

— Даже если какому-то иностранному гражданину не будет предложена квота в рамках набора 15 тысяч абитуриентов, ему будет предложено учиться в российских университетах по контракту. С учетом того, что стоимость обучения во многих наших вузах сравнительно невысокая (в значительной части университетов она составляет 1000-1500 евро в год), многим будет интересен и такой формат.

На каком этапе в дело вступают сами университеты? Каким образом рекомендованный кандидат попадает в конкретный вуз?

— После того, как иностранный гражданин прошел отбор для учебы в рамках квоты, он выбирает себе 6 вузов, в которых он хотел бы учиться, и сам их ранжирует. Затем включается интересный механизм: каждый университет открывает свой "электронный кабинет" и делает выбор в пользу того или иного претендента. Если он не попал в первый предпочтительный вуз, его данные передаются во второй… Таким образом абитуриент может дойти до шестого университета. Если же ни один из шести вузов его так и не выбрал, Минобрнауки РФ предлагает альтернативный вариант обучения в каком-то другом университете. Поверьте, в этой цепочке никто не будет забыт.

Как Вы полагаете, Россия продолжает котироваться в мире, как страна с крепкой высшей школой? Какие мотивы бывают у людей, которые едут в Россию за высшим образованием?

— Во-первых, Россия дает качественное образование по инженерным специальностям, естественным наукам, математическим направлениям, филологии и русистики. Отдельный мотивационный пласт занимает медицинское образование, которое пользуется огромной популярностью за рубежом. Аналогичная ситуация с культурологией: русская музыка, театр, кино по-прежнему вызывают большой интерес у иностранцев. И, несмотря на то, что в российском образовании были тяжелые времена, оно продолжает цениться в мире, как фундаментальное, укорененное и междисциплинарное.

Во-вторых, учеба и жизнь в России дешевле, чем, например, в Европе. В-третьих, Россия для целого ряда стран является страной лидером. Многие люди, которые в настоящий момент в разных странах занимают руководящие посты, сами когда-то учились в России. Теперь, когда их дети достигли возраста абитуриентов, они с большой заинтересованностью смотрят в сторону российского образования, прекрасно понимая, что обучение в РФ дает широкий кругозор, полезные знакомства и правильные ориентиры. Это касается не только стран СНГ, но и развивающихся стран Азии и Африки, отдельных европейских стран, а также стран Латинской Америки.

- Какую пользу и выгоду, на Ваш взгляд, принесет этот проект российской стороне?

— В первую очередь он позволяет университетам и России обеспечить свое будущее, сделать правильные инвестиции. Качественные иностранные студенты, получившие российское образование, возвращаясь в свою страну, остаются лояльными к Российской Федерации. Если они погружаются в науку, то выстраивают тесные отношения с российскими образовательными и научными организациями. Самые же мотивированные и востребованные студенты остаются в России, продолжая учиться и работать здесь. По сути, мы привлекаем в Россию кадры, необходимые нашей экономике и системе образования.

Кроме того, квоты на бесплатное обучение в российских университетах распространяются не только на бакалавров, но и на магистров и аспирантов, а это уже прямой показатель академической мобильности, элемент студенческого обмена. Вузы налаживают контакты на международном уровне. Если же говорить об иностранных студентах, которые едут учиться не по квоте, а по контракту, то это вполне ощутимый заработок для университетов.

Чтобы учиться в России, нужен русский язык - далеко не самый простой язык в мире. Будет ли организована языковая поддержка иностранным студентам?

— В РФ при многих университетах функционируют подготовительные факультеты. Часть иностранных граждан, которые совсем не владеют русским языком (а таких ежегодно набирается примерно 4 тысячи человек), целый год занимаются там именно языковой подготовкой. Однако на каждого такого обучающегося уходит до 100 тысяч рублей в год. Государство теряет деньги, люди - время.

В связи с этим в будущем Россотрудничество предполагает совместно с российскими университетами создавать "выносные" подготовительные факультеты в разных странах мира, открывать там центры обучения русскому языку и центры тестирования.

- Много ли желающих воспользоваться российским предложением бесплатной учебы в наших вузах?

— Сейчас наблюдается высокая активность желающих стать российскими студентами: люди звонят, задают вопросы в соцсетях, регистрируются на портале. Пока наибольший интерес проявляют граждане стран СНГ, что вполне ожидаемо, поскольку информация о наборе студентов быстро разошлась в русскоязычной среде.

Набор иностранных граждан для бесплатного обучения в российских узах - проект ежегодный и долгосрочный. Понимая, что он является эффективным внешнеполитическим инструментом деятельности государства, хотелось бы в будущем увеличить количество квот.

Иностранные студенты в российских вузах

А.Л. Арефьев
(Доклад на 3-м всемирном форуме иностранных выпускников советских и российских вузов (Москва, ноябрь 2012 года )

За весь период существования Советского Союза и последующие 20 лет постсоветского развития Российской Федерации в советских и российских гражданских и военных вузах и других учебных заведениях, в том числе средних специальных, на различных курсах подготовки, переподготовки, повышения квалификации, учебно-производственных стажировках и т.д. обучалось в общей сложности более одного миллиона человек. Пик численности обучающихся иностранных граждан был достигнут в 1989/1990 году, когда в СССР проходили различную форму подготовки (гражданскую и военную, в системе высшего и среднего специального образования, стажировки и курсы повышения квалификации и т.д.) до 180 тысяч иностранных граждан (из них около 70% - в учебных заведениях РСФСР). В начале 1990-х годов в обучении иностранцев в России наступил спад, который стал постепенно преодолеваться в 2000-х годах. Тенденции изменения численности иностранных студентов, обучавшихся на дневных отделениях российских вузов (основная форма подготовки специалистов для иностранных государств в отечественной системе образования) на протяжении последних десятилетий наглядно отражена на рисунке 1.

Рисунок 1. Число иностранных студентов очной формы обучения в вузах РСФСР и Российской Федерации в 1990/1991 - 2010/20110 гг.

Переход от централизованной системы обучения иностранных граждан в советское время к большей свободе и рыночной (контрактной) форме подготовки кадров для зарубежных стран после распада СССР привел к резкому росту количества отечественных высших учебных заведений, занявшихся международным образованием. Достаточно сказать, что если до 1990 года иностранцы обучались в 250 вузах РСФСР, то к 2011 г. их количество увеличилось более чем в 3 раза (см. рис. 2).

Рисунок 2. Количество российских вузов, обучавших очно иностранных студентов 1990/1991 -2010/2011 гг.

Иностранные граждане обучались в 2010/1011 академическом году в 787 государственных, в том числе 562 государственных и 174 негосударственных вузов, что составляло почти 3/4 от общего числа всех российских вузов (1115).

Лидерами по очной форме обучения иностранных граждан являются РУДН и МГУ им. М.В. Ломоносова (см. табл. 1). Эти вузы являются ведущими по подготовке кадров для зарубежных стран ещё с советских времён: в 1989/1990 академическом году в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы насчитывалось 4,5 тысячи иностранных студентов, стажеров, аспирантов, в МГУ - 3,2 тысячи.

Таблица 1. Российские вузы с наибольшим числом иностранных студентов очной формы обучения в 2008/2009 -2010/2011 гг.

Наименование вузов

годы

2008/2009

2009/2010

2010/2011

1.Российский университет дружбы народов

2.МГУ им. М.В. Ломоносова

3.Санкт-Петербургский государственный университет

4.Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

5.Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

6.Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

8.Смоленская государственная медицинская академия

9.Российский государственный медицинский университет

10.Московский авиационный институт (технический университет)

Российская Федерация ежегодно выделяет 10 000 госстипендий (мест для бесплатного обучения). При этом почти половина стипендий приходится на долю выходцев из бывших советских республик, а другая половина предназначена представителям стран дальнего зарубежья (см. рис. 3).

Рисунок 3. Российские государственные стипендии для студентов из различных стран, выделенные в 2011/2012 академическом году, %

В советский период наибольшая доля получавших в СССР высшее образование являлись выходцами из социалистических стран Восточной Европы (прежде всего ГДР, Болгарии, Польши, Чехословакии) и Азии (прежде всего Вьетнама, Монголии, Китая и Афганистана), а также Кубы (см. рис. 4). Почти все они обучались по очной форме.

Рисунок 4. Доля иностранных граждан, получивших образование в советских вузах в 1950/1951-1985/1986 академических годах, по основным группам стран и регионам мира, %

В последний год существования СССР лидерами по числу своих студентов дневных отделений советских вузов были Монголия, Вьетнам, Афганистан, Куба и Болгария (см. таблицу 2).

Таблица 2. Страны-лидеры по числу своих студентов, обучавшихся в советских вузах по очной форме

Спустя 20 лет картина в этом плане значительно изменилась: наибольший удельный вес в иностранном студенческом контингенте очной формы обучения оказался у выходцев из бывших советских республик (см. рис. 5).

Рисунок 5. Из каких стран учились в России студенты в 2010/2011 году, %

По показателю численности студентов, стажеров, аспирантов, докторантов и т.п. очной формы обучения в 2010/2011 академическом году лидировали Казахстан (16616 чел.), КНР (16486 чел.), Туркмения (5297 чел.), Украина (4919 чел.), Индия (4515 чел.), Белоруссия (4229 чел.), Азербайджан (4166 чел.), Вьетнам (3628 чел.), Таджикистан (3556 чел.), (Узбекистан (3466 чел.). Ранее (в 2005/2006-2009/2010 годах) странами с наибольшим числом своих представителей на дневных отделениях российских вузов неизменно были КНР, Казахстан и Индия.

Подавляющее большинство иностранных студентов, желающих получить образование в России по очной форме, а именно 96,1%, предпочитает пользоваться услугами государственных вузов, в том числе на долю вузов Минобрнауки приходится почти 2/3 всего контингента иностранных учащихся очной формы подготовки.

Общее количество зарубежных стран, представители которых сегодня обучаются в российских вузах, довольно внушительно - 173 (в конце 1980-х годов в СССР обучались представители 150 стран). Шире всего национальный состав учащихся в РУДН - 146 стран. На втором месте - МГУ им. М.В. Ломоносова, где обучаются представители немногим более 80 стран.

Если в советский период более половины иностранных студентов изучало в СССР инженерно-технические специальности (см. рис. 6), то в 2010/2011 академическом году их совокупная доля была около 20% и почти равна доле обучавшихся на медицинских и экономических факультетах (см. рис. 6 и рис. 7). Можно также отметить, что по сравнению с 2009/2010 академическим годом число изучавших инженерно-технические специальности выросло на три тысячи человек, при этом наиболее востребованными являлись строительство и архитектура (изучали 4,1 тыс. человек или 3,5% всего иностранного студенческого контингента) и геология и разведка полезных ископаемых (2,7 тыс. чел. или 2,3%).

Рисунок 6. Специальности, которые изучали иностранные студенты в России в 1989/1990 академическом году, %

Рисунок 7. Специальности, которые изучали иностранные студенты в России в 2010/2011 академическом году, %

Число изучавших в 2010/2011 академическом году русский язык на краткосрочных курсах по сравнению с 2009/2010 годом увеличилось более чем в 1,5 раза (с 7,6 до 12,7 тыс. человек), а вот число изучавших русский язык как специальность по долгосрочным программам за минувший год сократилось вдвое (с 6,5 до 3,5 тыс. человек). Следует указать и на проявившуюся в последние годы тенденцию снижения уровня знаний русского языка у прибывающих в Россию абитуриентов, причем не только из дальнего, но и из ближнего зарубежья. Все чаще представителей СНГ, если они не являются соотечественниками, выросшими в русскоязычных семьях, приходится до начала учебы направлять на курсы русского языка или подготовительные отделения для того, чтобы они освоили язык обучения в минимально необходимом объеме.
Если в советский период почти все иностранные граждане обучались в российских вузах по 5-6-летним программам дипломированных специалистов, то в последние годы, в связи с присоединением России к Болонскому процессу, стала постепенно увеличиваться доля обучающихся по программам бакалавриата, а также магистратуры (см. рис. 8).

Рисунок 8. По каким программам учились иностранные граждане в вузах России в 2010/2011 учебном году, %

В последние годы в России опережающими темпами стала расти заочная форма обучения иностранных граждан по программам высшего образования (в том числе вечернее и дистанционное обучение, а также экстернат). Так, численность заочно получавших образование иностранцев в российских вузах в 2010/2011 академическом году составила 68,5 тысячи человек, увеличившись за минувшие 10 лет почти в 4 раза (см. рис. 9). И это явление не случайно, ибо для российской системы высшего образования последних лет стал характерен опережающий рост заочной формы обучения и "вытеснение" традиционной очного обучения (если в 1990/1991 академическом году 99% всех иностранцев обучались в российских вузах на дневных отделениях и лишь 1%-на заочных, то в настоящее время доля иностранцев-заочников возросла до 37%). Этот процесс начался с появлением негосударственных вузов, в которых именно заочное обучение стало доминирующим. Дело в том, что осуществлять заочное обучение для вузов (особенно негосударственных, не обладающих значительной материальной базой) в целом организационно легче, ибо это не требует строительства общежитий для студентов-заочников, дополнительных учебных аудиторий и лабораторий, библиотечных фондов, привлечения новых преподавателей (те, кто преподает на дневных отделениях, обычно преподают и вечерникам, заочникам, учащимся групп выходного дня и т.п.). В отличие от дневной формы обучения, заочники обычно не проходят производственно-учебной практики - одного из важных элементов учебного процесса, а сам объем получаемых ими знаний и количество основных учебных дисциплин, в том числе по специальности, на заочном обучении заметно ограничен. Общая стандартная временная продолжительность заочного, вечернего, дистанционного обучения составляет 5-6 лет (10-12 семестров), однако существуют и варианты обучения по сокращенным программам.

Рисунок 9. Число иностранных студентов-заочников в вузах России в 1990/1991-2010/2011 гг., тысяч человек

Многие российские вузы активно предлагают свои услуги по получению в заочной форме не только базового, но и второго высшего образования (на основе уже имеющегося у абитуриентов высшего или среднего специального образования). Получить заочно второе высшее образование можно за 2,5-3,5 года (за 5-7 учебных семестров). Наибольшим спросом российские дипломы о втором высшем образовании пользуются у представителей стран СНГ и Балтии (они составляют 9/10 всех иностранных студентов-заочников).

Количество вузов, в которых иностранные граждане проходили заочную подготовку, составляло в 2010/2011 академическом году заметно выросло - до 673, из которых 42 вуза обучали иностранных граждан только заочно, а 631 -и очно, и заочно (для сравнения: в 2009/2010 академическом году заочное обучение иностранных граждан осуществлялось в 604 вузах).

Характерно, что если для очного обучения почти все иностранные граждане предпочитают выбирать государственные вузы (более 96%), то в отношении заочной формы получения российского высшего образования доля выбирающих негосударственные вузы составляет около 40%, т.е. в 10 раз больше.

Лидирует по заочной форме обучения иностранных граждан негосударственная Современная гуманитарная академия (см. таблицу 3).

Таблица 3. Российские вузы - лидеры по общей численности иностранных граждан заочной формы обучения в 2009/2010-2010/2011 академических годах, человек

Наименование вуза / годы

2009/2010

2010/2011

1.Современная гуманитарная академия

2.Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

3.Российский государственный социальный университет

4.Брянская государственная сельскохозяйственная академия

5.Московский технологический институт «Всемирный технологический университет»

6.Московский государственный университет путей сообщения «МИИТ»

7.Тюменский государственный университет

8.Международный институт экономики и права

9.Московский новый юридический институт

10.Российский государственный университет туризма и сервиса

Среди стран бывшего СССР больше всего поступивших и обучавшихся на заочных отделениях российских вузов в 2009/2010 академическом году - из Белоруссии (24,6 тыс. чел.), Казахстана (11,5 тыс. чел.), Узбекистана (7,8 тыс. чел.), Украины (6,8 тыс. чел.) и Молдовы (3,0 тыс. чел.), а среди стран дальнего зарубежья - из Болгарии (477 чел.), Вьетнама (301 чел.), Китая (158 чел.), Германии (87 чел.), Италии (71 чел.), Израиля (69 чел.) и США (60 чел.).
Основные специальности, изучаемые иностранными гражданами на заочных отделениях российских вузов - экономика и управление, а также право (см. рис. 10).

Рисунок 10. Специальности, которые изучали иностранные студенты в Росси по заочной форме обучения в 2010/2011 академическом году, %

Первенство по всем формам обучения (очной + заочной) в российских вузах - у граждан Казахстана и Белоруссии (см. таблицу 4).

Таблица 4. Совокупная численность иностранных граждан, обучавшихся по очной и заочной формам (включая вечернее и дистанционное обучение, а также экстернат) в российских вузах в 2010/2011 академическом году по странам происхождения - основным "поставщикам" иностранных студентов в Россию, человек

Страны

Обучались очно+заочно, человек

Всего обучались очно+заочно, человек

Доля в совокупной численности всех иностранных граждан очной и заочной форм обучения в российских вузах в 2010/2011 академическом году, %

1. Казахстан

2. Белоруссия

4. Украина

5. Узбекистан

6. Азербайджан

7. Туркмения

8. Таджикистан

9. Молдова (включая ПМР)

11. Вьетнам

12. Армения

13. Монголия

14. Малайзия

15. Мьянма

Другие страны

Всего обучалось

Общая доля иностранных студентов, аспирантов, докторантов очной и заочной форм формы обучения в российской высшей школе, занимавшихся по программам, ведущим к получению российских дипломов о высшем образовании (tertiary education) составила в 2010/2011 академическом году среди российских студентов, аспирантов, докторантов (7194,0 тыс. чел.) 2,16%, а в только что закончившемся 2011/2012 году - оценочно 2,85% . Для сравнения: в 2009/2010 академическом году данный показатель составлял всего 1,95% (147,7 тыс. иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах по программам третичного уровня образования по отношению к 7580,2 тыс. российских студентов и аспирантов очной и заочной форм обучения). Столь значительный прирост удельного веса иностранных учащихся в общем студенческом контингенте отечественной высшей школы за последние три года был достигнут прежде всего благодаря сокращению численности самих российских юношей и девушек, обучавшихся в российской высшей школе, почти на миллион человек.

На ближайшие годы можно прогнозировать дальнейший значительный рост численности иностранных граждан, обучающихся в российской высшей школе по заочной форме и особенно с использованием дистанционных технологий. Этот рост будет происходить прежде всего за счёт выходцев из русскоязычных семей из стран СНГ ввиду их сужающихся возможностей получения высшего образования на русском языке в национальных вузах на родине. Представители стран дальнего зарубежья будут по-прежнему ориентироваться на получение подготовки в российской высшей школе по очной форме.

1 - К магистрам отнесены и иностранные граждане, обучавшиеся по 2-3-х летним программам второго высшего образования

К 2025 году в России будут учиться до 760 тысяч иностранцев. Об этом заявила министр образования и науки Ольга Васильева на форуме межрегионального сотрудничества РФ и Казахстана. Она подчеркнула: "В этом году у нас обучаются 273 тысячи иностранных граждан. У нас амбициозные планы".

По признанию самих иностранцев, российские вузы очень интересны для них по соотношению "цена-качество". Но мешают строгие миграционные требования, незнание русского языка, сложности с жильем. Комфортабельных общежитий мало, кампусов - пока тоже.

За границе ты можешь рассылать заявления в университеты почти круглый год, а у нас прием документов идет строго один месяц - с конца июня до конца июля, что ограничивает возможности потенциальных абитуриентов. В некоторых странах к этому времени у выпускников школ еще нет на руках документов об образовании.

Для того чтобы сделать учебу в России доступнее для студентов из-за рубежа, в законодательство вносятся поправки. В том числе и те, которые облегчат получение российского гражданства. "Облегчить миграционные условия для иностранцев - правильно, но это касается только тех, кто отлично окончит университет", - пояснила министр.

И первые шаги сделаны. Так, иностранным аспирантам, подготовившим диссертации, теперь предоставляется право защиты на иностранном языке. Если, конечно, такая возможность предусмотрена. Регистрация студенту-иностранцу дается на весь срок обучения, и продлевать ее каждый год не надо. Тут, правда, пока остается проблема: уехал на каникулы - считаешься выехавшим из страны. При возвращении снова придется идти в миграционную службу.

Наши вузы привлекательны для иностранцев. Но мешают строгие миграционные требования, незнание русского языка, сложности с жильем

Одна из проблем - знание русского языка. Одного года на подготовительном отделении, чтобы выучить "великий и могучий" , маловато. Все ректоры единодушны: первые два года для иностранных студентов - самые сложные. Есть предложение: учить русскому потенциальных студентов в их странах, на базе крупных вузов, чтобы они приезжали в Россию, уже владея языком. Среди других - обязать наши университеты готовить несколько версий сайта на разных языках, выдавать иностранцам гранты на оплату медицинской страховки, разрешить вставать на миграционный учет по Интернету...

Надо сказать, что у 15 тысяч иностранных студентов есть возможность учиться в российских вузах бесплатно и получать стипендию. На бесплатную учебу в пределах квоты и стипендии могут рассчитывать победители и призеры олимпиады "Время учиться в России", которая проводится в школах за границей уже пять лет.

Для тех, кто хочет получить российский диплом, создан специальный интернет-портал RUSSIA.STUDY , с помощью которого можно подать документы в наши университеты.

Многие вузы сами отбирают будущих абитуриентов за границей. Например, в этом году в Бишкеке побывали представители Балтийского федерального университета, Московского государственного университета дизайна и технологий, Тихоокеанского Юго-Западного госуниверситетов. Прямо на этих встречах можно было пройти тестирование по русскому языку.

Только что в Ереване закончилась презентация программ Южного федерального университета, а Санкт-Петербургский госуниверситет стал участником образовательной выставки в Ханое и Хошимине.

У наших студентов тоже есть возможность учиться бесплатно за границей. Как напомнила министр Ольга Васильева, с 2014 года запущена программа "Глобальное образование" для магистров, которые хотят учиться за границей. Уже выдано 516 грантов. 40 человек вернулись и работают. В этом году должны приехать еще 117 выпускников. На одного человека, в среднем, из федерального бюджета выделяется более 2 млн 700 тыс. рублей.

Между тем

Из каких стран к нам чаще всего едут?

Китай, Вьетнам, Сирия, Намибия, Южно-Африканская Республика, Нигерия, Афганистан, Монголия, Котд Ивуар, Колумбия.

Самые популярные специальности у иностранцев:

Лечебное дело, юриспруденция, стоматология, международные отношения, филология, строительство, нефтегазовое дело, фармация, лингвистика.

Кстати

Во всем мире сейчас идет борьба за студентов. Активно конкурируют за студентов Македония, Турция, Словакия, Румыния. Много бесплатных мест в вузах предоставляют Индия, Германия, Франция, Китай, ЮАР.

Компетентно

Владимир Филиппов, ректор РУДН:

Если иностранцы-отличники получат возможность оставаться работать в России, определенная конкуренция с нашими выпускниками, думаю, будет. Но она еще никому никогда не мешала. Иностранцы учатся у нас семь лет, включая подготовительное отделение, бакалавриат и магистратуру. Аспиранты еще больше - 10 лет. За это время они привыкают к стране и часто готовы остаться. Очевидно, что должна быть создана система привлечения на работу самых талантливых выпускников-иностранцев. В свое время у РУДН не было разрешения брать на учебу иностранцев из социалистических и капиталистических европейских стран. Но во Франции, Германии, Италии есть ассоциации иностранных выпускников РУДН. Получается, что они окончили наши вузы, а работать уехали именно в Европу?

Причем страны Запада берут на работу не только отличников, у них много других условий, расширяющих вход для иностранцев. Нам можно и нужно брать с них пример. Во многих странах есть понятие STEM-образование. Это естественные науки, технология, инженерия и математика. Например, в США выпускники этих специальностей нарасхват. Хотя сами американцы поступают на такие факультеты не очень охотно: ставка делается как раз на иностранцев. Посмотрите, кто делает сегодня науку в Америке? Прежде всего - индийцы и китайцы.

Упрощенное получение гражданства для отличников - только первый шаг. А если ты учился все годы на пятерки, но имеешь одну тройку по физкультуре? Или креативно мыслишь, но в дипломе есть четверки? Такие выпускники могут принести очень много пользы нашей стране.

Еще один важный вопрос - жилье. На Западе рынок аренды жилья давно существует, у нас только-только появился. В этом вопросе надо и далее убирать административные и бюрократические барьеры, работать совместно с миграционными структурами.

Татьяна Литвинова, проректор по учебной работе Первого МГМУ им. Сеченова:

Среди иностранных студентов традиционно востребованы "лечебное дело", "стоматология". Многие хотят специализироваться по направлениям хирургия и терапия, стать врачами общей практики. Часть выпускников- иностранцев остаются работать в России. Безусловно, среди них есть те, кто получает не только красный диплом, но и медаль "Преуспевшему". Это вузовская награда за отличную учебу, успехи в науке и общественной работе. В таких выпускниках работодатели всегда заинтересованы.

С этого года все выпускники- граждане России помисо документа об образовании должны получить допуск к профессиональной деятельности - пройти процедуру первичной аккредитацию. Для иностранных студентов она необязательна, но вместе с тем многие ее прошли.

В этом году мы выпустили 357 студентов из 35 стран мира. На программы специалитета приняли 748 иностранных граждан, на программы ординатуры - 82, аспирантуры - 16.

Борис Елисеев, ректор МГТУ ГА:

У нас число иностранных студентов за последние девять лет выросло в пять раз: если в 2008 году учился 81 иностранец, то сегодня - 485. Наглядная цифра: в мониторинге минобрнауки есть "пороговый" показатель международной деятельности - 4,02. Так вот у МГТУ ГА он - 8,09. Могли бы принимать больше, но и для россиян не хватает мест в общежитии. МГТУ ГА внесен в реестр ИКАО. То есть диплом признается всеми международными авиационными организациями, национальными авиапредприятиями. Поэтому никакие "двойные" дипломы нашим студентам не нужны. А соотношение цены и качества обучения не вызывает вопросов.

Хочу подчеркнуть: реестр ИКАО - важный элемент программы TRAINAIR PLUS. Он находится в режиме онлайн и подтверждается в зависимости от прохождения учебным заведением аттестационных процедур. Иностранцы, которые хотят получить качественное авиационное образование, четко отслеживают все эти вещи. У нас учатся студенты из 37 стран мира. Традиционно много из Африки, с Ближнего Востока, из Индокитая, Латинской Америки. В последние годы стали поступать граждане США, Израиля, Германии. Многие наши выпускники занимают сегодня высокие посты. Примеры? Пожалуйста: у нас получили образование гендиректор НИИ высоких технологий Вьетнама, гендиректор корпорации "Аэрокосмос" республики Перу, директор департамента минтранса Анголы, замглавы авиационного ведомства Республики Чад, ректор технологического института Малабара (Индия), первый проректор университета Конвенант (Нигерия)... Список можно продолжать долго.

Справка "РГ"

"Глобальное образование" это:

3 уровня подготовки - магистратура, ординатура и аспирантура;

5 приоритетных направлений обучения;

32 укрупненных блока специальностей и направлений подготовки;

288 ведущих зарубежных университетов в 32 странах мира;

Обучение не менее 718 граждан Российской Федерации в ведущих иностранных образовательных организациях.

Инфографика "РГ": Михаил Шипов/Ирина Ивойлова