Порядок присвоения воинских званий. Очередное звание Присвоение званий офицерам запаса

Некоторые проблемы распространения статуса военнослужащих на граждан, пребывающих в запасе, ранее были рассмотрены в статьях К.В. Фатеева*(1) и С.В. Корнишина*(2). Данными авторами были подняты вопросы о несовершенстве статуса граждан, пребывающих в запасе, опосредованном несовершенством регламентирующего его законодательства. В частности, указанными авторами было установлено, что граждане, пребывающие в запасе, "не несут военную службу в полном смысле, и статус военнослужащих не может распространяться на них во всем своем объеме… в отношении их можно говорить лишь о некоторых правах, обязанностях и частично - ответственности военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации"*(3).

Тема, поднятая К.В. Фатеевым и С.В. Корнишиным, является на сегодняшний день одной из самых актуальных. По этой причине вопросы статуса граждан, пребывающих в запасе, нуждаются в детальном исследовании, а нормы законодательства, содержащего его элементы, - в существенных изменениях и дополнениях.
В настоящей статье автором будет рассмотрен один из вопросов распространения статуса военнослужащих на граждан, пребывающих в запасе, - присвоение воинских званий.
Как указано в ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания. При этом, гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. Вместе с этим гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.
Напомним, что для пребывания в запасе в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:
а) рядовой или матрос - пять месяцев;
б) младший сержант или старшина 2 статьи - один год;
в) сержант или старшина 1 статьи - два года;
г) старший сержант или главный старшина - три года;
д) прапорщик или мичман - три года;
е) младший лейтенант - два года;
ж) лейтенант - три года;
з) старший лейтенант - три года;
и) капитан или капитан-лейтенант - четыре года;
к) майор или капитан 3 ранга - пять лет;
л) подполковник или капитан 2 ранга - шесть лет.
Гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной, первое воинское звание офицера может быть присвоено Министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке:
а) имеющему высшее профессиональное образование, - лейтенанта;
б) имеющему среднее профессиональное образование, - младшего лейтенанта.
Очередное воинское звание гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, может быть присвоено:
а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:
- до старшины или главного корабельного старшины включительно - военным комиссаром;
- до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно - военным комиссаром субъекта Российской Федерации;
б) офицеру: до полковника или капитана 1 ранга включительно - Министром обороны Российской Федерации.
Очередное воинское звание может быть присвоено гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации:
а) до старшего лейтенанта включительно - при положительной аттестации;
б) от капитана или капитан-лейтенанта до полковника или капитана 1 ранга включительно - при прохождении им военных сборов на должности, соответствующей очередному воинскому званию, и сдаче соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной (военной службы на соответствующих офицерских должностях).
Конечно, все указанное выше в какой-то степени целесообразно, однако насколько правомерно - остается под вопросом, на который автор статьи постарается ответить.
Для этого рассмотрим несколько очень важных моментов.
Во-первых, согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ одним из общих условий присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий является сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы. Из этого следует, что воинские звания при увольнении с военной службы сохраняются, т.е. остаются неизменными.
Во-вторых, согласно п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с законодательством определяется служебно-правовое положение военнослужащих. Отсюда следует, что присвоение воинского звания - это элемент исключительно прохождения военной службы и вне военной службы существовать не может.

В-третьих, в подтверждение вышесказанного п. 1 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы гласит, что очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему. Таким образом, для присвоения воинского звания необходимо наличие нескольких условий:
- наличие статуса военнослужащего;
- фактическое занятие воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему;
- истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании.
Только при наличии вышеуказанных обстоятельств или условий гражданину может быть присвоено как первое, так и очередное .

Однако в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ граждане, призванные на военные сборы, не являются военнослужащими. Согласно п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В п. 27 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333, уточняется, что на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обороны.
Граждане, призванные на военные сборы, исполняют лишь некоторые из обязанностей, возложенных на военнослужащих, что обусловлено назначением военных сборов.
В указанной выше норме должен быть отражен ограниченный характер распространения статуса военнослужащих на граждан, призванных на военные сборы, так как в полном объеме им могут обладать только военнослужащие, которые исполняют особый вид федеральной государственной службы - военную службу. Это подтверждает, в частности, тот факт, что социальные гарантии и компенсации предоставляются только военнослужащим в связи с особым характером обязанностей, возложенных на них*(4).

В соответствии с п. 15 Положения о проведении военных сборов граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы. Таким образом, они не проходят военную службу, а лишь исполняют обязанности военной службы и статус военнослужащих не может распространяться на них в полном объеме.
В отношении граждан, призванных на военные сборы, можно говорить лишь об отдельных правах, обязанностях и частично об ответственности военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В-четвертых, согласно п. 6 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы в срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. В указанный срок засчитывается:
а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;
б) время приостановления военной службы;
в) время пребывания в запасе.
Возникает вопрос, каким образом время пребывания в запасе может засчитываться в срок военной службы в присвоенном воинском звании?
Как указано выше, в срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. Таким образом, время пребывания в запасе приравнивается к времени нахождения на военной службе. Между тем согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Однако граждане, пребывающие в запасе, не проходят военную службу ни по призыву, ни в добровольном порядке (по контракту), они лишь исполняют некоторые обязанности военной службы и только лишь в период прохождения военных сборов.

В-пятых, неправомерным в связи с вышесказанным представляется также норма п. 29 Положения о проведении военных сборов, в котором говорится, что время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.
Продолжительность военной службы - это составная часть выслуги лет, представляющая собой исчисляемое в календарном и льготном порядке суммарное время нахождения военнослужащего на военной службе, учитываемое при решении различных вопросов прохождения военной службы, а также при предоставлении социальных гарантий военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Однако время прохождения военных сборов не является временем нахождения военнослужащего на военной службе, поэтому норма о том, что время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы, является логически неверной и неправомерной.

Таким образом, изложенные выше доводы свидетельствуют о том, что ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы противоречит иным положениям законодательства, регламентирующим вопрос присвоения воинских званий, что представляет собой правовую коллизию.
Из указанного выше можно сделать вывод о том, что в нормативных правовых актах, регламентирующих военную службу, порядок ее прохождения, а также некоторые вопросы нахождения граждан в запасе и прохождения военных сборов, содержатся серьезные ошибки, касающиеся зачета времени прохождения военных сборов в общую продолжительность военной службы и присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе. Присвоение воинских званий - это, как мы выяснили, элемент военной службы. Только при наличии статуса военнослужащего и прохождении военной службы возможно говорить о присвоении гражданину воинского звания.
Что касается зачета времени прохождения военных сборов в общую продолжительность военной службы, то выше нами было установлено, что военная служба и прохождение военных сборов - это разные правовые явления, которые порождают различные правовые последствия, поэтому одно в другое входить не может.
В советский период отечественной истории военная служба делилась на действительную военную службу и военную службу в запасе. Военнообязанные, которых призывали на военные сборы, проходили военную службу в запасе. В этой связи вопросов о правомерности присвоения воинских званий гражданам, проходившим военную службу в запасе, не возникало.
С принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" было введено разграничение военной службы: прохождение военной службы по призыву - как исполнение воинской обязанности и прохождение военной службы путем добровольного поступления (по контракту) - как исполнение конституционного долга по защите Отечества. Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе для граждан, проходивших военную службу по призыву и по контракту, были отнесены к исполнению воинской обязанности гражданами Российской Федерации.
В настоящее время, как было указано выше, воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в частности, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе*(5). Таким образом, прохождение военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, не является формой прохождения военной службы, а является формой исполнения воинской обязанности.

Р.А. Закиров,
старший лейтенант юстиции,
кандидат юридических наук

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Фатеев К.В. О военных сборах и правовом статусе граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения военных сборов // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 8.
*(2) Корнишин С.В. Можно ли считать военнослужащими граждан, призванных на военные сборы? // Рос. юстиция. 1999. N 12.
*(3) Там же.
*(4) Фатеев К.В. Указ. соч.
*(5) См. п. 1 ст. 1 и ст. 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Госдума приняла в первом чтении законопроект, позволяющий офицерам в запасе получать очередные воинские звания без ограничений . Согласно законопроекту, находящиеся в запасе ВС РФ граждане смогут получить не два, как сейчас, а шесть и более очередных воинских званий. Таким образом, считает один из авторов документа, первый заместитель председателя думского комитета по обороне Алексей Сигуткин, находясь в запасе, можно будет пройти путь от лейтенанта до полковника и выше.

Напомним, что по действующему законодательству (закон РФ "О воинской обязанности и военной службе") очередные воинские звания могут быть присвоены гражданам, пребывающим в запасе, только не более двух раз. При этом солдат, матрос, сержант, старшина, прапорщик и мичман могли дослужиться до старшины, главного корабельного старшины включительно военным комиссаром; или же до старшего прапорщика, старшего мичмана включительно военным комиссаром субъекта Российской Федерации. Офицеры - до майора, капитана 3 ранга включительно - командующим войсками военного округа; или же до полковника, капитана 1 ранга включительно - министром обороны Российской Федерации.

Документ, который рассматривают депутаты, предлагает и еще одно нововведение - разрешить предоставлять очередные воинские звания в запасе, даже если кандидат на повышение военные сборы не проходил . Правда, как отмечают разработчики, такое возможно в случае, если образование, квалификация и опыт работы гражданина в запасе соответствует требованиям, которые предъявляются к кандидатам на замещение воинской должности, предусмотренной штатами военного времени.

Где готовят офицеров запаса?

Основной источник накопления офицеров запаса - военные кафедры. Военные кабинеты появились в России в 1926 году, когда для подготовки командных и инженерно-технических кадров решением Советского правительства при гражданских вузах и техникумах была введена допризывная подготовка. Опыт показал, что военные кабинеты, преобразованные в кафедры, могут выпускать командиров запаса среднего звена, и в 1930 году была введена высшая вневойсковая подготовка . В 1937-1939 годах характер обучения на военных кафедрах вновь изменился - перешли к обучению одиночных бойцов.

В годы Великой Отечественной войны вся деятельность военных кафедр была подчинена требованию о всеобщем обязательном военном обучении, они стали учебными пунктами районных военных комиссариатов. В 1944 году на военных кафедрах вновь стали готовить офицеров запаса.

К 1990 году в Советском Союзе было 441 учебное заведение, где готовили офицеров запаса. При распаде СССР в ряде вузов и во всех средних специальных учебных заведениях военное обучение студентов было прекращено. К 2008-2009 году военные кафедры планируется оставить только в 30-35 гражданских вузах России.

Вы офицер запаса если:

- вы подписали контракт по программе обучения офицеров запаса, закончили военную кафедру в вузе, прошли учебные военные сборы, успешно закончили сам вуз, и вам присвоено офицерское звание;
- вы демобилизованы из рядов вооруженных сил в офицерском звании.

После окончания военной кафедры и вуза обычно присваивается звание офицера. Офицеров запаса призывают на службу в армию сроком на 2 года.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

1. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
Указом Президента РФ от 19 марта 2007 г. N 364 пункт 2 статьи 22 настоящего Положения изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.
2. Для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:
рядовой, матрос - пять месяцев;
младший сержант, старшина 2 статьи - один год;
сержант, старшина 1 статьи - два года;
старший сержант, главный старшина - три года;
прапорщик, мичман - три года;
младший лейтенант - два года;
лейтенант - три года;
старший лейтенант - три года;
капитан, капитан-лейтенант - четыре года;
майор, капитан 3 ранга - четыре года;
подполковник, капитан 2 ранга - пять лет.
3. Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами.
Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются.
Указом Президента РФ от 19 марта 2007 г. N 364 в пункт 4 статьи 22 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.
4. Срок военной службы в воинском звании лейтенанта для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военно-учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается два года.
5. Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании исчисляется со дня присвоения воинского звания.
6. В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе.
В указанный срок засчитывается:
а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;
б) время приостановления военной службы;
в) время пребывания в запасе.
7. При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность (должность) одновременно, а при невозможности одновременного оформления - со дня назначения на высшую воинскую должность (должность), ему присваивается очередное воинское звание, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании, при условии, что для этой воинской должности (должности) штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
При этом воинское звание высшего офицера присваивается с учетом требований пункта 3 настоящей статьи.
8. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно обучающемуся по очной форме обучения в военно-учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, очередное воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в присвоенном воинском звании независимо от воинской должности (должности), которую он занимал до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру.
9. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера, занимавшему до поступления в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание полковника, капитана 1 ранга или высшего офицера, очередное воинское звание до полковника, капитана 1 ранга включительно присваивается в соответствии с занимаемой до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинской должностью (должностью) по истечении срока выслуги лет в присвоенном воинском звании.
10. Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности).
11. Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга.
12. Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).
13. Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается рядовому (матросу), замещающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).
14. Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание.
15. Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста не засчитывается в срок военной службы в присвоенном воинском звании.

Наконец-то нашёл разработанный политуправлением Минобороны и рекомендованный для Вооружённых Сил ритуал празднования одного из основных событий в жизни любого военнослужащего - обмывания присвоения очередного (внеочередного ) воинского звания .
(за более чем 20 лет службы каких только вариантов я не видел, но всё больше доморощенных... а ведь в любом деле должен быть порядок! )

Уверен, он прекрасно подойдёт и для офицеров Войск гражданской обороны и МЧС, Внутренних войск и МВД, Погранвойск и ФСБ-МГБ, Железнодорожных войск МПС, а также всем сотрудникам любой "силовой" структуры, которые носят на плечах погоны и регулярно меняют на них звёздочки, ромбики и т.п.

Порядок
проведения офицерского собрания с повесткой дня
"Присвоение очередного воинского звания"

1. Офицер, которому присвоено очередное воинское звание, обязан :
- назначить место, время проведения офицерского собрания и форму одежды (желательно повседневную, но если офицер – командир высокого ранга или непосредственных начальник, то подчинённые могут надеть и парадную в знак уважения );
- пригласить на собрание офицеров, которых пожелает (своего непосредственного начальника и офицеров своего структурного подразделения – безусловно );
- назначить на собрание ведущего (желательно офицера в более младшем воинском звании и по возможности малопьющего );
- прибыть за полчаса до назначенного времени в установленное место в парадной форме одежды (погоны и звёзды – согласно воинскому званию, в котором офицер служил до присвоения очередного звания );
- проверить меню-раскладку, выход продуктов, увар, наличие посуды (и обязательно – гранёного стакана ), ложек, вилок, сервировку столов;
- по прибытии офицеров своего подразделения и других офицеров – встречать их, при этом показывая им, где находятся места для курения, чистки обуви, умывания и т. д.;
- по прибытии начальников от командира подразделения и выше подавать команду: "Товарищи офицеры! " и докладывать: "Товарищ полковник! Офицерский состав такого-то подразделения на офицерское собрание собран. Командир такого-то подразделения (должность ) подполковник Иванов ";
- сопроводить начальника до почётного места во главе стола и подать команду: "Товарищи офицеры! Прошу к столу ";
- занять место справа от своего непосредственного начальника.
2. Офицеры, прибывшие на офицерское собрание, обязаны соблюдать тишину и быть всегда готовыми к действию.
3. Непосредственный начальник офицера, которому присвоено звание, обязан (если нет более старшего командира или начальника ):
- проверить наличие гранёного стакана, фурнитуры (звёзд), спиртных напитков и за состоянием здоровья своего подчинённого;
- в наступившей тишине собственноручно налить подчинённому полный стакан водки (!), опустить в него звёзды согласно присвоенному званию.
4. Офицер, которому присвоено звание, принимает строевую стойку, поднимает стакан на уровень груди и докладывает: "Товарищ полковник! Товарищи офицеры! Командир такого-то подразделения (должность ) подполковник Иванов. Представляюсь по случаю присвоения мне очередного воинского звания полковник ". Выпив водку до дна, ставит стакан, вынимает изо рта звёзды, принимает строевую стойку и докладывает: "Полковник Иванов ". Начальник объявляет: "Нашего полку прибыло! Привести форму одежды в порядок ". По этой команде два офицера в более младшем звании прикручивают по одной очередной звезде на оба погона непосредственно на плечах офицера, потом каждый из присутствующих на торжестве офицеров собственноручно наливает в свою посуду водки (!) ровно столько, насколько он уважает и чтит "вновь испечённого" полковника. Все выпивают первый тост произвольно, чокаясь и до дна (но без тостов и комментариев ).
Второй тост для поздравления предоставляется начальнику.
Третий тост также объявляет начальник: "Товарищи офицеры! За тех, кого с нами нет ". Офицеры пьют молча, стоя, не чокаясь, до дна.
Далее начальник передаёт право вести офицерское собрание ведущему .
Четвертый тост (коллективный ) он предоставляет всем офицерам в воинском звании, в котором ранее состоял виновник торжества. Они поочередно характеризуют офицера, предъявляют жалобы и претензии, если таковые есть, объявляют недостатки, которые необходимо устранить и не допускать в новом звании и сделать вывод – отпускают они его в новое качество или нет Отпустить из коллектива подполковников ".
Пятый тост (коллективный ) предоставляется всем офицерам в воинском звании, равном новому званию виновника торжества. Они поочередно характеризуют офицера, предъявляют жалобы и претензии, если таковые есть, объявляют недостатки, которые необходимо устранить и не допускать в новом звании и сделать вывод – принимают они его в новом качестве или нет . После этого тот из офицеров, кто в звании дольше всего, объявляет коллективное решение и предлагает тост: "Принять в коллектив полковников ".
Далее ведущий предоставляет тосты офицерам поочерёдно в зависимости от должности, звания, возраста.

Примечание :
В случае если офицер, которому присвоено звание, человек непьющий, ему разрешается заменять водку слабоалкогольными напитками.
Другим присутствующим водку можно заменять другими напитками только после третьего тоста.

Сокращённый вариант

Товарищи офицеры! Подполковник Иванов.
Представляюсь по случаю присвоения мне очередного воинского звания "полковник"!
(иногда добавляется - "Приказ Министра № … от … ")

Полный стакан водки (250 грамм) с 3 звёздами на дне выпивается до дна, звёзды не глотаются (!), а остаются во рту, после чего аккуратно и точно выплёвываются на заранее подготовленный погон или на погон на одном из плеч.

Товарищи офицеры! Полковник Иванов.