Под каким мостом пролетел чкалов. Единственный лётчик, который смог пролететь мост на реактивном самолёте. Коммунальный мост Новосибирска

С именем Валерия Чкалова связана красивая легенда о полете под ленинградским мостом Равенства. Нет никаких документальных подтверждений, что полет действительно был. Между тем в Петербурге живет женщина, которая утверждает: это не просто городская легенда.

Она лично знала ту, ради которой Чкалов решился на сумасбродный поступок.

«При мне не летал…»

Противники романтической легенды о полете Валерия Чкалова под мостом Равенства (позже – Кировский, ныне – Троицкий мост) буквально по дням разложили жизнь летчика в 20-х годах и пришли к выводу: если он действительно летал под мостом, то это могло произойти только до 1925 года. Но в личном деле Чкалова ни одного выговора по данному эпизоду не зафиксировано. Кроме того, не нашлось ни одного свидетеля полета, хотя дело происходило средь бела дня. Есть версия, что полет под мостом придумали в курилке во время съемок фильма «Валерий Чкалов», когда ломали голову над любовной линией. Режиссеру Михаилу Калатозову история якобы понравилась, и он вписал ее в сценарий. Даже вдова Чкалова Ольга Эразмовна на вопросы любопытствующих неизменно отвечала: «При мне не летал...»

При ней действительно не летал. Но до знакомства с будущей женой в жизни Чкалова была другая девушка – тоже Ольга. Она родилась в многодетной семье – у нее было еще три сестры и четыре брата. Мама Татьяна Иосифовна была домохозяйкой, отец Иван Александрович работал в банке мелким служащим.

Жили Александровы бедно.

– Мой муж Георгий, который был братом Ольги, рассказывал, как он ходил по подъезду и просил у соседей деньги на еду, – вспоминает Надежда Николаевна, невестка Ольги Александровой. – Чтобы дети в дальнейшем могли себя прокормить, мой будущий свекор привил им любовь к ручному труду: девушки шили, а ребята занимались ремонтом обуви.

В домашнем архиве Надежды Николаевны хранится одна-единственная фотография, на которой семья ее мужа почти в полном сборе: улыбающиеся братья, симпатичные сестры. Неудивительно, что от женихов у девушек не было отбоя.

– Девочки любили прогуливаться вместе по Невскому проспекту, – рассказывает Надежда Александрова. – К ним частенько подходили молодые люди, хотели познакомиться. Однажды у Тучкова моста Ольга встретила Чкалова. Тогда он еще был обычным летчиком.

«Ты не герой!»

Валерий Чкалов стал частым гостем в квартире Александровых. Если семья садилась за стол, непременно приглашали поужинать и Валерия. Олина мама часами стояла у плиты, чтобы прокормить такую ораву – у Надежды Николаевны до сих пор хранятся противни, на которых ее будущая свекровь пекла пирожки с капустой и ватрушки. Валерий очень привязался к Татьяне Иосифовне.

– Печку топили дровами, – рассказывает Надежда Александрова. – Они хранились в подвале. И Валерий, когда приходил в гости, сразу брался за хозяйство – рубил и носил дрова. Матери он нравился. Она его называла «мой помощник».

Все шло к тому, что Валерий вот-вот сделает девушке предложение. Но Ольга металась между ним и другим ухажером, который служил в НКВД. И в результате сделала выбор не в пользу летчика.

– Мне кажется, Ольга руководствовалась исключительно меркантильными соображениями, – предполагает Надежда Николаевна. – Семья жила впроголодь, она просто поняла, что выбирает между Чкаловым с его неустойчивым характером и человеком, имеющим стабильную работу и хорошую зарплату. И прагматично выбрала второго ради будущего своих детей.

Конечно, Чкалову решение любимой девушки не понравилось. Их объяснительный разговор проходил на повышенных тонах. Тогда-то Ольга в сердцах и бросила роковую фразу: «Ты не герой!» После этих слов Валерий Чкалов попросил девушку прийти на разводной мост Равенства, считавшийся в те годы самым длинным в городе. И Ольга пришла, думая, что там состоится их расставание. Но то, что произошло дальше, не могло присниться ей даже в кошмарах.

– Оля ждала Чкалова на середине моста, – рассказывает Надежда Николаевна. – А его все не было и не было. И вдруг она увидела летящий прямо на нее самолет. Оля испугалась ужасно – решила, что Чкалов хочет покончить с собой, а заодно убить и ее. Она потом рассказывала, что от страха так вцепилась в перила, что не могла даже кричать, только дрожала. Когда самолет (по одной из версий, это был одноместный истребитель Fokker D.XI. – Ред.) приблизился, она закрыла глаза, думая, что это конец. А Чкалов нырнул под мост и полетел дальше. У Ольги руки просто приклеились к перилам – к ней подошел какой-то мужчина, чтобы помочь, и даже он не сразу смог их оторвать. Он проводил ее до дома. Олю трясло. А когда впоследствии состоялась их встреча с Чкаловым, он ей сказал: «Ты хотела подвига? Я его совершил». Расстались они не очень хорошо, со взаимными обвинениями: Ольга обвинила Чкалова в том, что он мог ее убить, а он сказал, что из-за нее его отстранили от полетов.

Любимчик Сталина

Судьбы Валерия Чкалова и Ольги Александровой сложились по-разному. Чкалов стал народным героем после того, как совершил два беспосадочных перелета из Москвы в Петропавловск-Камчатский и из Москвы в Ванкувер. Сталин лично встречал возвращающиеся самолеты и очень благоволил дерзкому летчику. В браке с Ольгой Эразмовной у Чкалова родились трое детей. А Ольга Александрова, по рассказам Надежды Николаевны, так и не нашла в браке свое счастье. Ее муж рано умер – упал с лестницы и разбил голову. Замуж она больше не вышла.

Всю жизнь проработала портнихой на швейной фабрике. Когда Надежда Николаевна вошла в их семью, Ольга Ивановна была уже на пенсии. Жила отдельно, но часто заходила к брату Георгию в гости. Чкалова вспоминала редко и лишь однажды рассказала своей невестке о его полете под мостом. Возможно, она до конца жизни жалела о неправильном выборе. Как-то она обронила горькую фразу: «За деньгами погонишься – ничего не получишь». Ольга Александрова скончалась в 1990 году в возрасте 84 лет от сердечного приступа в своей квартире – всего в 15 минутах ходьбы от того самого моста, который навсегда развел ее с Валерием Чкаловым.

Досье

Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года. За пьяную драку и нарушения дисциплины несколько раз приговаривался военным трибуналом к лишению свободы. Но каждый раз восстанавливался в рядах Красной армии. Его первый беспосадочный перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский, стартовавший 20 июля 1936 года, длился 56 часов. Второй полет, из Москвы в Ванкувер, состоявшийся год спустя, продолжался 63 часа. Погиб Чкалов 15 декабря 1938 года во время испытаний. Причина – неисправный самолет. Но, по версии родных, это было преднамеренное убийство. Урна с прахом Валерия Чкалова захоронена у Кремлевской стены.

Отвергающие идею полета Чкалова под мостом ссылаются на то, что в то время совершить такое технически было невозможно. Но это не так.

– Военные летчики Георгий Фриде и Алексей Грузинов пролетели на гидросамолетах под всеми мостами Невы, – рассказывает историк авиации петербуржец Владимир Иванов. – Причем было это еще в начале XX века. А в 1940 году летчик Евгений Борисенко для впечатляющих кадров фильма «Валерий Чкалов» несколько раз пролетел под Кировским мостом. Но сам Чкалов, на мой взгляд, не мог этого сделать. Я читал его медкарту: острота зрения правого глаза у него была 0,7, левого – 0,8. С таким зрением сложно вписаться в пролет моста. У Чкалова за последние пять лет его жизни было 7 аварий. И все – вблизи земли. Причина именно в неважном зрении.

Мост, под которым пролетел Валерий Чкалов Кто в нашей стране не знает, что Чкалов пролетел под Троицким мостом над Невой? Если не из книг, то из знаменитого кинофильма Михаила Константиновича Калатозова Но мало кому известно, что в чкаловские времена Троицкий мост в Ленинграде был мостом Равенства. И под этим самым мостом Равенства Валерий Павлович Чкалов никогда не пролетал Убедиться в этом совсем не сложно. Достаточно внимательно и беспристрастно взглянуть на биографию В.П. Чкалова и историю отечественной авиации. По документам, конечно, а не по фальсифицированным материалам советских публикаций. Возьмем исходные данные: утверждается, что Чкалов пролетел под мостом в 1928 г., а в ряде источников, что в 1927-м. Во всех написано, что сделал это Чкалов на истребителе Fokker D.XI, на глазах у своей будущей жены Ольги Эразмовны. За «лихачество» был серьезно наказан командиром полка И. Антошиным – посажен на гауптвахту! О дате пролета В Подольске в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО) хранится личное дело знаменитого пилота В.П. Чкалова № 268818. Оно давно рассекречено и сегодня доступно для всестороннего изучения. В личном деле, как и положено, есть послужной список летчика. Из него и многих прочих документов следует, что в 1928 г. красвоенлет В.П. Чкалов служил в «15-й Авиаэскадрилье» Брянской авиабригады и в Ленинград ни разу не прилетал. Неофициально совершить такой полет он тоже не мог. Ни на одном из стоявших на вооружении бригады истребителей долететь без посадки и дозаправки до Ленинграда и вернуться обратно было НЕВОЗМОЖНО 1928 г. категорически отпадает! 19 января 1929 г. перед Чкаловым во второй раз любезно распахнулись двери тюремной камеры. Его тюремный дневник и по сей день хранится в мемориальном музее легендарного летчика в г. Чкаловске Нижегородской области, где с ним легко можно ознакомиться. Из армии Чкалов был демобилизован. Пролететь под мостом в 1929 г. он не мог. Рассмотрим другие даты. О том, что Чкалов совершил полет под мостом в 1924 г., не говорит ни один источник. Все понимают, что только пришедший в строевую часть летчик выкинуть подобный трюк был не в состоянии. 1925-й…В Санкт-Петербурге, где я живу, три уникальные библиотеки: Российская Национальная, библиотека Академии Наук и Центральная Военно-Морская. В купе три этих огромных книгохранилища имеют в своих фондах все, что когда-либо публиковалось о Валерии Павловиче в нашей стране. Любой желающий может заглянуть в них и самолично убедиться: во всех своих многочисленных интервью и книгах на вопрос о том, когда и как ее муж под мостом в Ленинграде летал, вторая жена Чкалова – Ольга Эразмовна. ради которой, по фильму, Валерий Павлович под мостом Равенства пролетел, всегда отвечала: «При мне не летал…». Кстати. Валерий Павлович и Ольга Эразмовна познакомились в последний день 1924 г.! В своей последней книге «Жизнь Валерия Чкалова" iM 1979) Ольга Эразмовна написала: «…это случилось в 1925 году» что противоречит ее собственным словам, всем официальным утверждениям и личному делу В.П. Чкалова. «В 1925 г. демобилизован по суду» – из личного дела № 268818. Вот еще одна выписка из этого документа: «ПРИГОВОР ИМЕНЕМ РСФСР.. Выездная сессия 16 ноября (1925 года)… рассмотрев в открытом заседании в расположении 1-й эскадрильи… дело за №150 по обвинению гражданина Чкалова Валерия Павловича … признала доказанным: 7-го сентября 1925 г в г. Ленинграде гр. Чкалов, состоя в должности военлета 1-й эскадрильи… и будучи обязанным явиться на аэродром для совершения учебного группового полета к 3 часам дня. явился к указанному времени в совершенно пьяном состоянии, вследствие чего не только не мог лететь, но и вообще вел себя недопустимо, кричал, шумел и т.д., чем и обращал на себя внимание присутствовавших на аэродроме. Будучи арестованным, а затем отправленным на автомобиле с летчиками Благиным и Богдановым домой, Чкалов в пути был очень недоволен, что его отправили с аэродрома и не дали ему полететь на аппарате, громко выражал свое неудовольствие криками и жестикуляцией… Означенными действиями Чкалов дискредитировал авторитет и звание командира-бойца Красной Армии, т.е. совершил преступление, а потому выездная комиссия ВТ ЛВО ПРИГОВОРИЛА гр. Чкалова Валерия Павловича к лишению свободы со строгой изоляцией на ОДИН год, не поражая в правах. Принимая во внимание первую судимость Чкалова, добровольную службу в Красной Армии, молодость и пролетарское происхождение, снять строгую изоляцию и срок лишения свободы Чкалову понизить до ШЕСТИ месяцев». Приговор Чкалов обжаловал, но ответное «Определение» гласило: «Приговор оставить в силе». Пьянство в нашей стране – явление привычное. А в авиации РККАФ тех годов вообще повальное и повсеместное – наследие гражданской войны, когда за неимением бензина приходилось заправлять моторы истрепанных аэропланов-гробов смесью спирта и эфира. В 1-й Краснознаменной эскадрилье из молодого военлета Валерия Чкалова быстро сделали пьяницу. Как это произошло, достаточно подробно описано в книге его дочери В В. Чкаловой «Валерий Чкалов. Легенда авиации» (М 2005). За пьяные дебоши сажали на гауптвахту или давали пятнадцать суток. А тут 6 месяцев тюрьмы!.. Остается только догадываться, сколь выдающимися были попойки Чкалова. Накипело, видать, у командования… 1926-й… В 1926-м В.П. Чкалов практически не служил. Сначала сидел в "исправдоме", как называлась тогда тюрьма, а потом обивал пороги кабинетов военачальников и военкоматов, пытаясь восстановиться на воинской службе. Настойчивость увенчалась успехом. Как следует из его личного дела: «…в 1926 г. принят обратно в Кр. Ар. в 1-ю эскадрилью…». После восстановления Чкалов вел себя «тише воды и ниже травы», в этот период у него только положительные характеристики. В том году Чкалову было не до хулиганских полетов под мостами. Да и когда он вновь начал летать, Нева уже была скована льдом А. как утверждается, Чкалов летел над водой. 1926 г. отпадает. 1927-й… С января до весны на Неве лед. Первый квартал отпадает. 24 марта Чкалов во время учебного боя попадает в аварию на истребителе «Фоккер» Д-ХІ: «Столкновение в воздухе, после чего спланировал». Следует служебное разбирательство. Чкалов, естественно, временно отстранен от полетов. В мае на него затребована очередная служебная характеристика, и уже в июне летчика отправили на обучение в Липецк. Откуда, естественно, он прилететь к ленинградскому мосту Равенства не мог никоим образом. Ко всему изложенному стоит добавить, что в 1927 г. Чкалов уже был женат на О.Э. Чкаловой, а она, как отмечено выше, всегда утверждала, что ее муж под мостом над Невой «при ней не летал». Получается, что В.П. Чкалов мог пролететь под мостом Равенства лишь в 1925 г. О серьезном наказании Знаменитый «батя» – И.П. Антошин, командир 1-й Краснознаменной эскадрильи, ни за какой пролет под мостом Чкалова НЕ НАКАЗЫВАЛ! Он в своих воспоминаниях (см.: И. Антошин «Первые полеты в эскадрилье», М. 1969) вообще о пролете Чкалова под мостом над Невой ни словом не упоминает. Более того, он всю жизнь утверждал, что слышал об этом пролете лишь от третьих лиц. После ареста Чкалова в ноябре 1925 г. Антошин был направлен для дальнейшего прохождения службы в Туркестан. Итак, при Антошине Чкалов под мостом Равенства не летал. Тем более в 1928 г. Ошибочно утверждается, что В.П. Чкалов пролетел под мостом на истребителе Fokker

В.П. Чкалов (второй слева) среди коллег. Первый слева – механик Иванов

В личном деле В.П. Чкалова НИКАКИХ наказаний за пролет под мостом не зафиксировано. Там много наказаний фигурирует: – «Взыскания по суду и дисциплинарные, объявленные в приказе по части и выше: 2 раза судился судом Военным трибуналом. Подвергался неоднократно дисциплинарным взысканиям»… – Будучи членом РКСМ, был «исключен на 6 месяцев за недисциплинированность». Данных о восстановлении в РКСМ в личном деле нет… Много наказаний… Но наказания за несанкционированный полет над Ленинградом и пролет под мостом среди них нет. Вообще! Ни в каком году его службы! В личном деле В.П. Чкалова НИКАКИХ наказаний за пролет под мостом не зафиксировано. Там много наказаний фигурирует: – «Взыскания по суду и дисциплинарные, объявленные в приказе по части и выше: 2 раза судился судом Военным трибуналом. Подвергался неоднократно дисциплинарным взысканиям»… – Будучи членом РКСМ, был «исключен на 6 месяцев за недисциплинированность». Данных о восстановлении в РКСМ в личном деле нет… Много наказаний… Но наказания за несанкционированный полет над Ленинградом и пролет под мостом среди них нет. Вообще! Ни в каком году его службы! О свидетелях пролета Под мостом можно пролететь только днем. Среди бела дня у Летнего сада, Петропавловки, на набережных всегда полно народа. Должно было быть множество очевидцев. Но их нет. Ни одного! Официально зарегистрировано, что нашлось 106 человек, тащивших с В.И. Лениным бревно на субботнике Там дата была известна, когда Ленин бревно тащил, лжепомощникам легко было врать А вот свидетелей пролета Чкалова под мостом нет! Никаких Ни настоящих очевидцев, ни «сыновей лейтенанта Шмидта. Ибо точной даты пролета под мостом НЕ СУЩЕСТВУЕТ Ни одной! Пролет самолета под мостом что тогда что сейчас – явление сногсшибательное, сенсация! О таком событии должны были писать все газеты. Вот петроградские газеты в 1916-м взахлеб сообщали о пролете морского летчика л-та Г.А. Фриде под Троицким мостом на самолете М-5. А осенью 1916 г. с восторгом описывали пролет морского летчика л-та А.Е. Грузинова под всеми мостами сразу!!! В 1940 г. ленинградские газеты с таким же восхищении писали о пролетах под Кировским мостом летчика Северного управления ГВФ Евгения Борисенко во время съемок фильма «Валерий Чкалов». Борисенко пролетел под Кировским мостом на самолете LU-2 четыре раза. Два – в первый съемочный день, два – во второй. А вот о полете под мостом Чкалова НИКОГДА не писала НИ ОДНА ленинградская газета, ни один городской журнал. Об описаниях пролета Все бытующие в литературе описания пролета Чкалова под мостом над Невой (а их всего 3-4) датированы много позднее 1940 г. То есть, приведены авторами, видевшими фильм «Валерий Чкалов». И все эти описания пересказывают кадры из фильма… Ни один из авторов свидетелем того пролета не был. О бдительном ОГПУ и командовании ВВС ЛенВО Для пролета под мостом Равенства Чкалову нужно было строить заход со стороны Смольного. Утверждается, что он несколько раз примеривался к мостовому пролету. То есть, крутился над Смольным, над Литейным, где размещалось руководство ОГПУ, над Шпалерной, где тюрьма была ОГПУ, и домом Политкаторжан, в котором проживала вся верхушка большевистской власти города. За подобным полетом должно было последовать разбирательство в ОГПУ, как минимум. А не собирался ли морально неустойчивый летчик Чкалов, исключенный из РКСМ, сын пароходовладельца – социально чуждого элемента, Смольный бомбить? По партийцам-ленинцам стрелять? Не хотел ли за свой арест мстить, злобу вымещать? Ничего подобного не произошло. Не было такого разбирательства. Следом за Троицким идет мост Дворцовый. После пролета под мостом Равенства Чкалов сразу же должен был переводить машину в набор высоты. Как раз напротив Дворцовой площади, где с первых лет советской власти размещается штаб ВВС ЛенВО. Соответственно. Чкалов должен был делать это и при пробных заходах. Неужели никто из командования ВВС ЛенВО так и не поинтересовался. что это за истребитель ревет у них под окнами, грубейшим образом нарушая запрет на полеты над Ленинградом военных самолетов? Но никаких сведений о наказании Чкалова за этот пролет в его личном деле нет. Не встречал я ничего подобного и в отчетной документации ВВС ЛенВО. О волшебной силе искусства Тщательное и всестороннее изучение библиотечных фондов позволяет сегодня со стопроцентной точностью утверждать, что до 1939 г. НИКАКИХ публикаций о пролете В.П. Чкалова под каким бы то ни было мостом не существовало. Первый рассказ о пролете В.П. Чкалова под, заметьте, «Троицким» мостом появляется… в «Роман-Газете» № 13/1939. Журнал опубликовал повесть начинающего литератора Г. Байдукова под названием «О Чкалове», представлявшую собой литературный вариант киносценария «Валерий Чкалов». В этом описании Чкалов осуществляет пролет под мостом из высоких летных побуждений. Красочное, подробное описание пролета завершается фразой о том, что усталый, но довольный собою летчик возвращается домой к любящей жене. Как тут вновь не вспомнить утверждение самой О.Э. Чкаловой, что при ней Чкалов под мостом не летал. Из «Роман-Газеты» описание пролета перекочевало во все остальные книги, включая изданную О.Э. Чкаловой от имени самого В.П. Чкалова книгу «Высоко над землей. Рассказы летчика» (1939 г.) Но вернемся к сценарию. Режиссера изначальный сценарий не устраивал. Там не было главного, без чего хороший кинофильм существовать не может, – любовной линии. Невнятными были и причины изгнания Чкалова из рядов ВВС. Сценарий пропагандистского фильма неоднократно перерабатывали, но Михаилу Калатозову (настоящая фамилия – Калатозишвили) он не нравился. Каким образом в фильме сцена пролета обрела рыцарско-героический облик – ради сердца любимой женщины! – установлено из первоисточника. Выдающийся историк, летчик-истребитель ВВС ВМФ, участник ВОВ Николай Андреевич Гончаренко успел в свое время отыскать участников той съемочной группы. И они ему рассказали, кто был автором этого сюжетного поворота: Однажды в курилке, во время перерыва в съемках, летчики, консультировавшие фильм, рассказали подробности о том, как еще в царское время пилоты пролетели под Троицким мостом. Об этом в среде авиаторов ходили легенды. Калатозов сидел с нами и внимательно слушал этот рассказ. Уже на следующий день по его видению сценарий был переделан в очередной раз. Теперь Чкалова выгоняли из ВВС за хулиганский полет под мостом, совершенный для завоевания сердца любимой». С тех пор эта выдумка режиссера и пошла «в народ». Вроде того, как кадры «штурма Зимнего» из фильма Эйзенштейна «Октябрь» стали выдавать за документальную хронику. Знаменитый летчик и друг Чкалова Георгий Байдуков, главный автор киносценария, по сути, создатель мифа о «пролете под мостом», потом признался: «Мне об этом рассказал сам Чкалов!..». Что не удивительно, ведь Г. Байдуков в Ленинграде не служил и сам этого видеть не мог… Под таким мостом через реку Вялка пролетел В,П. Чкалов 26 февраля 1930 г.

О правде жизни В 1939 г., уже после гибели В.П. Чкалова, в издательстве «Детская литература» ЦК ВЛКСМ выпустил весьма интересную книгу: Валерий Чкалов, Герой Советского Союза «Высоко над землей. Рассказы летчика». Предисловие Ольги Эразмовны Чкаловой. В нем Ольга Эразмовна своей собственной рукой описала, как, когда и при каких обстоятельствах В.П. Чкалов пролетел под мостом. И под каким мостом: «Однажды утром – это было несколько лет тому назад в Ленинграде – Валерий Павлович вернулся после полета. Он поздоровался со мной и с сыном и каким-то странным чужим взглядом обвел комнату. Так смотрит человек, который только что пережил большую опасность и еще не верит, что он снова в родной, знакомой обстановке – С тобой что-нибудь случилось? Он быстро провел рукой по лбу и улыбнулся: – Ничего, пустяки. Иди на работу, опоздаешь, вечером расскажу. На деле «пустяки» эти выглядели так. Самолету грозила неизбежная гибель. Зимний туман придавил его к земле, крылья обледенели, кругом был лес. Невдалеке железнодорожный мост, по которому шел поезд, преграждая путь к единственному и жалкому подобию посадочной площадки. И Валерий Чкалов посадил самолет на этот маленький спасительный островок, пролетев …под аркой железнодорожного моста». В своей последней книге Ольга Эразмовна была более откровенна: «Как-то ему с механиком поручили перегнать самолет из Новгорода. И вдруг снова авария! Он вернулся домой в синяках. – Не верится, что я дома, живой, – сказал он мне, когда я пришла из школы. Впервые я увидела, что у Чкалова сдали, как говорится, нервы. Вылетев из Новгорода, он попал в сложные метеорологические условия. Самолет обледенел, и нужную высоту набрать было невозможно. Лететь пришлось низко, над самым лесом. Под крылом тянулось железнодорожное полотно. Подошел момент, когда Валерий понял, что нужно совершить вынужденную посадку. А сесть некуда. Можно попытаться сесть на верхушки деревьев – есть шанс сохранить собственную жизнь, но этот вариант Валерий отклонил сразу. Уже тогда он выработал у себя принцип – за жизнь машины бороться, как за свою собственную, до последнего. Пока Валерий размышлял, вдали показался поезд. Неожиданно впереди мелькнул мост. До него оставалось уже рукой подать. Выход один – нырнуть под мост и сесть. Чкалов нырнул, но сесть за мостом помешал семафор. Через мгновенье они с механиком лежали на земле среди самолетных обломков. Специальная комиссия установила, что, если бы летчик попытался избрать иной вариант для вынужденной посадки, машина врезалась бы в железнодорожную платформу и гибель экипажа была бы неизбежной» (О.Э. Чкалова «Жизнь Валерия Чкалова», М. 1979). Мост сей стоит близ станции Вялка, что находилась на 225-км пути Октябрьской железной дороги Ленинград-Москва. В документах это событие выглядит далеко не так красиво, как в рассказах Ольги Эразмовны. В 1929 г. В.Л. Корвин (по матери, первая фамилия, по отцу – Кербер) в собственной квартире спроектировал и построил само- лет-амфибию. Во время гражданской войны с 1919 г. он состоял в рядах Донского гидроавиадивизиона белых, работал на таганрогрском авиазаводе, где ремонтировали самолеты Добрармии. После войны Корвин оказался в Ленинграде, где предложил свой проект гидросамолета, но его не приняли – к конструктору у советской власти доверия не было. И тогда он начал строить машину в своей квартире. Ему помогал выпускник Института путей сообщения В.Б Шавров. Когда работа подошла к концу, у Корвина появились опасения, что ему, бывшему белогвардейскому офицеру, органы зачтут постройку летательного аппарата, как попытку подготовки теракта против руководителей города и страны. Тогда создатель самолета предложил своему помощнику Шаврову выдать самолет за свой, после чего обратиться в Осоавиахим Северо- Западной области с ходатайством о финансировании завершающих работ. Шавров с удовольствием согласился. Амфибия получила индекс Ш-1 (фото на заставке) и мотор «Вальтер» в 85 л.с., купленный на деньги Осоавиахима. Самолет оказался удачным. Шавров мгновенно стал знаменитым авиаконструктором, правда, до конца жизни так и не сумел создать ни одной своей серийной машины. Корвин всего этого не увидел. Его арестовали. Госиспытания проводили в Москве. Пилотировал самолет летчик-испытатель Б.В Глаголев. В феврале 1930 г. он перегонял самолет домой, в Ленинград, но из-за отвратительной погоды застрял в Боровичах. Через несколько дней Глаголева отозвали в Москву, а Осоавиахиму Северо-Западной области предложили забрать свою машину самим Ленинградский Аэроклуб-музей Осоавиахима Северо-Западной области, чьим работником был тогда Чкалов, отправил его за самолетом вместе с механиком Ивановым. Иванов, как и Валерий Павлович, был большой любитель выпить (через несколько лет его уволят из Осоавиахима за регулярные пьянки). То ли у них с собой было, то ли они хорошо посидели в вагоне-ресторана, но когда поезд добрался до Боровичей, им море было уже по колено. Невзирая на снегопад, почти полное отсутствие видимости и очень низкую облачность, они сели в самолет и, вопреки советам не лететь, взлетели. Вначале все шло хорошо, но чем дальше они улетали от Боровичей, тем хуже становилась погода. Подняться выше облаков Чкалов даже не пытался – он не владел искусством полета по приборам. Он мог ориентироваться только по земле. И потому ему приходилось прижимать машину все ниже и ниже к земле, чтобы не потерять из виду полотно железной дороги. Ко всему прочему, началось обледенение. Через некоторое время они уже летели на бреющем. Валерий Чкалов любил впоследствии рассказывать об этом своим слушателям «А как-то раз в мглистый день я вынужденно поставил обледеневшую амфибию на дыбы в десятках шагов перед мчавшимся паровозом, перепрыгнул через него и, не задевая лыжами покрытых снегом крыш теплушек, скрылся за хвостом поезда в морозной мгле». Паровоз мчался вперед, освещая пространство мощной фарой Ее свет удалось вовремя заметить. Зато, перескочив поезд, экипаж Ш-1 наконец-то осознал, что с каждой минутой они нагоняют поезд, идущий перед ними на Ленинград. И тусклый свет красных фонарей его последнего вагона они вовремя заметить не сумеют. При всем своем желании! Надо было садиться. Стали искать место для посадки. У очередного железнодорожного моста мелькнул подходящий бережок. Полянка позволяла осуществить посадку, но заходить на нее следовало со стороны моста железной дороги. Сделав разворот, Чкалов повел амфибию на посадку, стремясь пролететь над полотном как можно ниже, чтобы иметь побольше пространства для пробега. Двигатель уже был выключен, когда неожиданно на мост из леса выскочил очередной поезд. Столкновения можно было избежать, лишь нырнув под мост. Иного выхода не было Благополучно вписались в пролет. Но сесть на бережок замерзшей речушки уже не получалось. Требовалось идти на повторный заход. Включив мотор, Чкалов положил машину в вираж, одновременно пытаясь набрать высоту. Но обледеневший самолет упорно не шел вверх. Впереди по курсу виднелась железнодорожная платформа и торчал семафор. Чкалов выбрал семафор. (Позднее комиссия, расследовавшая причины катастрофы, установит, что удар о платформу был бы для экипажа смертельным). Удар крылом о семафор развалил машину на куски. Экипаж выбросило в снег. Они чудом остались живы. Очухавшись от перенесенного, Иванов со Чкаловым перебинтовали друг друга и пешком отправились на станцию Вялка.. По факту аварии самолета было заведено уголовное дело. В ходе следствия экипаж оправдали. В летную книжку В.П. Чкалова № 279, выданную Главным Управлением Гражданского Воздушного Флота при Совнаркоме СССР (ГУГВФ) 10 июля 1933 года, эта катастрофа занесена с формулировкой: «Виноваты метеоусловия». Рассказывать о своих неудачах не станет ни один летчик, а поведать о пролете под мостом, видимо, очень хотелось. Скорее всего, Чкалов рассказывал о своем пролете с изрядной долей фантазии, заменяя истинное место действия на вымышленное, более эффектное. Что называется, «травил аэродромные байки». Сменить мост через Вялку на Троицкий было несложно. Каждый авиатор в те годы знал о феноменальных пролетах под невскими мостами летчиков морской авиации Фриде и Грузинова.

В Ленинград, пишет А. Соловьев, Валерий Павлович Чкалов впервые попал в 1924 году, после окончания Серпуховской авиашколы. Для дальнейшего прохождения службы его направили в 1-ю Краснознаменную истребительную авиаэскадрилью. В эскадрилье из молодого парня быстро сделали пьяницу. Как это произошло, достаточно подробно описано в книге дочери Чкалова «Валерий Чкалов. Легенда авиации».
Есть «советские легенды», которые до сих пор привыкли воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Как, например, что «Чкалов пролетел в Ленинграде под мостом». Этот эпизод старшее поколение помнит по фильму «Валерий Чкалов». Упомянул недавно об этом и корреспондент нашей газеты Юрий Малёкин в статье о знаменитом питерском летчике Владимире Господе. В ответ мы получили письмо от Александра Соловьева, с 1991 по 1996 г. работавшего директором Ленинградского государственного музея авиации. По сведениям Соловьева, «народный герой» под мостом на Неве никогда не летал. Мало того, опираясь на архивные документы, он приводит сенсационные факты, рисующие пилота в не слишком, мягко говоря, благоприятном свете…
Период до красноармейской службы Чкалова и его автобиография в военном личном деле отсутствуют. Зато есть множество документов о пьянстве, дисциплинарных взысканиях, судебных приговорах Военного трибунала. Вот всего лишь одна выдержка из его личного дела: «отношение к работе инертное, общественным авторитетом не пользуется… Особо ценных военно-технических качеств не имеет. Практический опыт и служебный стаж – малый. Революционных заслуг и подвигов не имеет, политически развит слабо, в общественной жизни и культурно-просветительной работе активности не проявляет… страшно грубый, не любит и не признает никакого начальства, на службу опаздывает, пьян­ствует, вследствие чего теряет авторитет красного командира… 1 ноября 1925 г. Командир отряда н/отр. военлет Король»…
Как служил «герой» в Ленинграде
Пьянство в нашей стране – явление привычное. За пьяные дебоши сажали на гауптвахту или давали пятнадцать суток. А Чкалов получил шесть месяцев тюрьмы! Остается только догадываться, сколь выдающимися были попойки Чкалова. Накипело, видать, у командования…
Выдающиеся попойки
3 января 1929 года Чкалов был арестован и по приговору «суда в закрытом заседании» осужден на один год лишения свободы. Из РККА Чкалов был демобилизован окончательно и бесповоротно. Кому нужен подслеповатый летчик?
Второе пришествие многопьющего авиатора в Ленинград, точнее – в Троцк (так называлась тогда Гатчина), состоялось в 1926 году. Тюрьма. Досрочное освобождение. Несколько месяцев безработицы. Обивание порогов кабинетов военачальников ВВС… Наконец Чкалова восстановили в ВВС РККА. И вот характеристика от 26 мая 1927 года: «…Мало выдержан во взаимоотношениях с другими… находился в отпуске по причине неврастении, употребляет спиртные напитки неумеренно… Имеется незначительный шизоидный статус, выражающийся в недостаточной выдержанности». От безмерного употребления всякой дряни зрение у летчика слабеет.
Парню 25 лет, ничего делать, кроме как летать и пить водку, он не умеет. А на руках молодая жена (уже вторая) с младенцем. То ли надоумил кто, то ли сам догадался, то ли к нему из органов люди пришли – неведомо. Но факт остается фактом – Чкалов после освобождения становится… сотрудником ОГПУ.
Сотрудник ОГПУ?
В Ленинграде чекисты устраивают Чкалова летчиком-инструктором «Аэроклуба-АЭРОМУЗЕЯ». Не знаю, хорошо выявлял «врагов народа» в Ленинграде Чкалов или не очень, но подслеповатого, списанного медкомиссией летчика восстанавливают в РККА и переводят на летно-испытательную работу в НИИ ВВС. Там тоже «врагов народа» следовало выявлять!
Чкалова направляют в Ленинградский ОСОАВИАХИМ выявлять «врагов народа». Это был третий период жизни Чкалова в нашем городе.
Личное дело в НКВД закрыто для историков

Но уже в 1933 году в его характеристике записано: «дисциплину Красной армии не переваривает, внутренне разболтанный и разложившийся командир. По всем данным подлежит изъятию из ВВС РККА». В этом же году Чкалов был переведен в резерв и снова демобилизован из армии.

А в 1938 году Чкалов – уже комбриг! Но как мог получить столь высокое звание человек, в Красной армии не служащий? Да еще «чуждый, внутренне разболтанный и разложившийся»? Почему продолжает носить военную форму? Ответ на этот во­прос находится быстро, когда выясняется, как полностью звучало звание Чкалова: «комбриг войск НКВД».

Вся последующая жизнь и деятельность Чкалова, за исключением его участия в знаменитом перелете через Северный полюс и испытаний самолетов-истребителей конструкции Н. Н. Поликарпова, достоверно не известна. Его личное дело сотрудника НКВД по нашему законодательству доступно только его родным. Исследователей и историков к нему не допускают.

О «полете под мостом»

Это звание соответствовало общевойсковому званию «генерал-полковник». Чем был обусловлен столь высокий карьерный рост сильно пьющего сотрудника ОГПУ-НКВД, остается только догадываться...

Тем не менее в ряде источников утверждается, будто Чкалов все-таки пролетел под мостом в 1928 году, а в ряде источников, что в 1927 году. На самолете-истребителе Фоккер D-ХI. На глазах у будущей жены Ольги Эразмовны.

Из рассказа членов съемочной группы к/ф «Валерий Чкалов»: «Первоначальный сценарий фильма нашему режиссеру Калатозову не нравился. Однажды в курилке, во время перерыва в съемках, летчики, консультировавшие фильм, рассказали о том, что еще в царское время какой-то пилот пролетел под Троицким мостом. Калатозов сидел с нами и внимательно слушал этот рассказ. Уже на следующий день по его требованию сценарий был переделан. Теперь Чкалова выгоняли из ВВС за хулиганский полет под мостом, совершенный для завоевания сердца любимой. Это была гениальная находка режиссера Калатозова…»

Под мостом можно пролететь только днем. Среди бела дня на набережных всегда полно народа. Должно было быть множество очевидцев. Но их нет. Ни одного!

Однако вторая жена Чкалова во всех своих интервью на все вопросы всегда отвечала, что «при ней не летал». Как следует из военного личного дела Чкалова, в 1928 году он проходил службу в Брянской авиабригаде и в Ленинград ни разу не прилетал. Совершить пролет под мостом в 1928 году он не мог. Не мог он этого сделать и в 1927 году – проходил обучение в Липецке. В 1926 году Чкалов вообще не летал – он отбывал уголовное наказание.

от редакции

Ни одна ленинградская газета периода 1924–1928 годов о таком пролете не писала. В 1940 году газеты с восторгом писали о пролетах под Кировским мостом Евгения Борисенко во время съемок фильма «Валерий Чкалов». А вот сам реальный Чкалов ни под каким мостом в Ленинграде никогда не летал!

Конечно, у этой статьи могут быть и противники. Что ж, каждый имеет право на свой взгляд. Многие герои уже пали в наших глазах и очень не хотелось бы множить их число. Тем не менее…

3 июня (по некоторым источникам – 4 июня) 1965 года весь Новосибирск был взбудоражен необычайным происшествием. Горожане друг с другом делились новостью: в городе был повторен трюк, который проделал 30 лет назад (не то в 1927 году, не то в 1928 году) Валерий Чкалов в Ленинграде, а именно: пролёт под одним из городских мостов!

Было ли на самом деле такое (пролёт на истребителе под Троицким мостом) осуществлено Чкаловым или нет – история, прямо скажем, умалчивает. Про это мы знаем только из фильма «Валерий Чкалов», а вот в Новосибирске это было реальное действие. Причем это было сделано не на том допотопном истребителе И-5 (1) , на котором в свои годы летал Чкалов, а на достаточно современной для того времени машине, тем более — реактивной: на истребителе МиГ-17. И совершил это военный летчик Валентин Привалов.

В тот день многие видели, как краснозвездный серебристый боевой самолет на огромной скорости снизился к водной глади Оби так низко, что за ним расходились волны как за катером, и в этом положении влетел точно в створ центральной арки (30 на 120 метров) Коммунального Моста. До следующего моста, по которому как раз шел товарный поезд, оставались считанные секунды, но истребитель успел взмыть «свечой» и – бесследно растворился в облаках. Оглохшие и онемевшие свидетели фантастического зрелища по обе стороны Оби дружно зааплодировали…

Истребители МиГ-17; на самолете такого типа в 1965 году летал Валентин Привалов:

Коммунальный мост Новосибирска

Как позднее выяснилось, это был МиГ командированного в Новосибирск капитана ВВС летчика-снайпера Валентина Привалова. Тогда ему было 30 лет, и он имел репутацию признанного аса, хотя коллеги его меж собой иронично звали Валетом.

Родился Валентин в Подмосковье, детство его выпало на военное время. Еще в школе занимался в аэроклубе. После училища служил в морской авиации, в Калининграде и Заполярье, был награждён орденом Красной звезды. Позже был переведён в г.Канск Красноярского края. В июне 1965-го в составе звена из 4-х МиГов Привалов был откомандирован на проходившие в СибВО учения – на полигоне около Юрги зенитные дивизионы проводили тренировочные стрельбы. Возвращаясь с задания в Толмачёво, Валентин и пролетел под Коммунальным мостом. (Для справки: размер арки приблизительно 30 на 120 метров, размах крыльев МиГ-17 – 9,6 метра).

Пролет МиГ-17 под Коммунальным мостом, по одной версии снимок был сделан иностранным фотокорреспондентом, случайно оказавшимся в удачном месте в удачное время…

Вспоминает Анатолий Максимович Рыбьяков , майор авиации в отставке:

«С третьего разворота он снизился, и прошёл под мостом. Скорость – где-то 400 км/ч. Был ясный, солнечный день. Люди на пляже купались, загорали, и вдруг – грохот, и самолёт взмыл вверх свечой, избегая столкновения с железнодорожным мостом. Ясно было, что такое не скроешь. Прилетел маршал авиации Савицкий, устроили расследование. Спрашивали у Привалова, какие мотивы у него были. Он отвечал, что писал два рапорта об отправке во Вьетнам, но они остались без ответа. Потому и решил пролететь под мостом, чтобы обратили внимание. Оценивали этот поступок по-разному. Молодые лётчики – как героизм, старшее поколение – как воздушное хулиганство».

Привалова могли жёстко наказать, вплоть до трибунала, но всё-таки помиловали. Известно, что министр обороны СССР маршал Малиновский лично поучаствовал в его судьбе, и прислал телеграмму приблизительно такого содержания:

«Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили. Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части».

Приблизительно, потому что народная молва упорно дописывает к телеграмме еще одну строчку:

«Командиру полка объявить выговор».

А еще ходили слухи, что от наказания лётчика спас звонок в Москву первого секретаря Новосибирского Обкома КПСС Горячева, бывшего в хороших отношениях с Л.И. Брежневым.

И хотя Привалов так и не был отправлен во Вьетнам, дальнейшая его карьера была в целом успешной. Он был переведён в Горьковскую область (в некоторых источниках утверждается, что дальнейшую службу Привалов проходил в Кубинке), дорос до подполковника, был и командиром эскадрильи, и заместителем командира полка, но в 1977-м году из-за болезни сердца был вынужден уйти на «гражданку».

(Visited 4 359 times, 1 visits today)

В июне 1965 года летчик из полка ПВО Валентин Привалов пролетел на самолете МиГ-17 под Коммунальным мостом через реку Обь в Новосибирске …

Перед этим он сам вплавь обследовал расстояние между опорами моста. Причем Чкалов аналогичный пролет делал на винтовом самолете, а не реактивном...

Его арестовали за воздушное хулиганство, но Малиновский, тогдашний министр обороны приказал допустить лётчика к полётам
Слышал про этот случай в детстве, но никогда не видел фото, вот в фэйсбуке нашлось пошерстил в поиске, нашлось побольше:

"В 1960-х годах летчик «от Бога» — Валентин Привалов сумел успешно посадить реактивный истребитель МиГ-17 с заклинившим рулем высоты! А в другой раз «приглянулся» Валентину мост через Обь близ города Новосибирска. Это было какое-то наваждение, так захотелось пролететь под ним. И вот 3 июня 1965 года после тренировочного полета он вышел из плотной облачности прямо на мост. Сбросив скорость до 700 километров в час, МиГ-17 скользил в метре над водой. Привалов прошел впритирку к фермам железнодорожного моста и свечой ввинтился в облачность. Так был совершен единственный в мире пролет под мостом на реактивном самолете.

Арест последовал незамедлительно — прямо на следующий день. Разбор полета и, мягко говоря, разнос не заставили себя ждать. Однако никто не хотел брать на себя принятие окончательного решения о судьбе летчика. Поставил точку в этом деле тогдашний министр обороны СССР маршал Р. Малиновский. От него в часть пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили. Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части» "Капитан Валентин Привалов по прозвищу «Валет».

Родился Валентин в Подмосковье, детство его выпало на военное время. Еще в школе занимался в аэроклубе. После училища служил в морской авиации, в Калининграде и Заполярье, был награждён орденом Красной звезды. Позже был переведён в г.Канск Красноярского края.

В июне 1965го в составе звена из 4-х МиГов Привалов был откомандирован на проходившие в СибВО учения - на полигоне около Юрги зенитные дивизионы проводили тренировочные стрельбы. Возвращаясь с задания в Толмачёво, Валентин и пролетел под Коммунальным мостом. (Для справки: размер арки приблизительно 30 на 120 метров, размах крыльев МиГ-17 - 9,6 метра).

Вспоминает Анатолий Максимович Рыбьяков, майор авиации в отставке:

«С третьего разворота он снизился, и прошёл под мостом. Скорость - где-то 400 км/ч. Был ясный, солнечный день. Люди на пляже купались, загорали, и вдруг - грохот, и самолёт взмыл вверх свечой, избегая столкновения с железнодорожным мостом. Ясно было, что такое не скроешь. Прилетел маршал авиации Савицкий, устроили расследование. Спрашивали у Привалова, какие мотивы у него были. Он отвечал, что писал два рапорта об отправке во Вьетнам, но они остались без ответа. Потому и решил пролететь под мостом, чтобы обратили внимание. Оценивали этот поступок по-разному. Молодые лётчики - как героизм, старшее поколение - как воздушное хулиганство».

История пролетов под мостами между тем имеется: "По получившей широкое хождение легенде, Чкалов пролетел под Троицким мостом в Лениграде. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полет повторил летчик Евгений Борисенко!

Слухи о полете под мостом довольно быстро разлетелись по стране, и вслед за Валерием Павловичем во время вооруженного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 году летчик Э. Лухт, трижды награжденный орденами Красного Знамени, личным боевым оружием, золотыми часами и прочими знаками отличия тех лет, пролетел под мостом через Амур в Хабаровске, следом за ним этот на первый взгляд бесполезный и опаснейший трюк, повторили летчик того же авиаотряда А.Святогоров, а также И.П.Мазурук и М.В.Водопьянов.

В годы войны аналогичный трюк выполнил летчик Рожнов. Уходя от преследования в небе, он пролетел под железнодорожным мостом, сохранив жизнь себе и экипажу.