Германия после Второй мировой войны. Образование ГДР и ФРГ. Поступь истории. Германия после Второй мировой войны Жизнь немцев после второй мировой

Результаты войны для Германии. Вторая мировая война закончилась для Германии трагически: уровень промышленного производства едва достигал одной трети довоенного; снизился уровень жизни; возникла нехватка горючего; упала покупательская способность денег.

Германия потеряла самостоятельность, ее территория была поделена на 4 оккупационные зоны. Для решения общих вопросов по Германии был создан Контрольный Совет в составе главнокомандующих войсками союзников.

Следуя решениям Крымской и Потсдамской конференций, союзники проводили в отношении Германии политику трех “Д”:

  • демилитаризации – ликвидация вооруженных сил Германии и их разоружение;
  • денацификация – запрещение нацистских организаций, отмена нацистских законов, наказание военных преступников;
  • демократизация – превращение Германии в демократическое, миролюбивое государство.

Так как западные государства и СССР по-разному относились к политике трех ”Д” и использовали оккупацию в своих целях, то проведение единой политики по отношению к Германии было невозможным.
Начало “холодной войны”, противостояние бывших союзников сделало неизбежным раскол Германии.

Раскол Германии. Опасаясь усиления “советской угрозы”, западные страны отказались от плана экономического ослабления Германии и перестали брать с нее репарации. В июне 1948 года была проведена денежная реформа, и рейхсмарку заменили дойчмаркой. Инфляцию остановили, “черный рынок” исчез, производство и строительство росло, формировалась рыночная экономика.

В ответ на денежную реформу в западных секторах, СССР взял в блокаду Западный Берлин. Это событие ускорило решение европейских стран создать западно-германское государство. Еще в декабре 1946 года объединились английская и американская зоны оккупации, а в начале 1947 года к ним присоединилась и французская зона.

Конституция Германской Федеративной Республики вступила в силу в мае 1949 года. По Конституции, Федеративная Республика Германии (ФРГ) объявлялась парламентской республикой. Высшей законодательной властью стал бундестаг – двухпалатный парламент. В отличии от Веймарской конституции, президент избирался не всеобщим голосованием, а на заседании бундестага и обладал ограниченными полномочиями. Глава правительства федеральный канцлер. Его кандидатура выдвигалась в качестве лидера победившей на выборах партии и утверждалась бундестагом.

Конституционный суд мог отменить любой закон, противоречащий конституции. Столицей ФРГ стал город Бонн.

В сентябре 1949 года лидер Христианско- Демократического Союза Конрад Аденауэр стал канцлером ФРГ.

7 октября 1949 года в советской зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика. Восточный Берлин стал столицей ГДР.

“Экономическое чудо”и его причины. Причины “немецкого чуда” – ускоренного развития экономики ФРГ:

а) материальная помощь в размере 3,6 миллиардов долларов, полученная от США в рамках “плана Маршалла”;

б) отсутствие военных затрат и армии до середины 50-х годов;

в) большое количество дешевой рабочей силы.

Особенно быстрыми темпами развивались в ФРГ машиностроение, электроэнергетика, химическая и сталелитейная промышленность.

Во внешней политике ФРГ склонялась на сторону США,и это укрепляло ее позиции на международной арене. В 1951 году на территории ФРГ был отменен оккупационный режим. В 1955 году ФРГ вступила в НАТО, а в 1957 году – в ЕЭС. Подошла к концу историческая вражда Франции и Германии. ФРГ отказывалась признавать ГДР и призывала бойкотировать ее всем международным сообществом. В 1956 году деятельность Германской Коммунистической партии была запрещена.

Социал-демократы у власти. В 1960-е годы канцлером ФРГ был Л. Эрхард. Затем к власти пришло правительство “Большой коалиции”, составленное из христианских демократов и социал-демократов. В программе Германской Социал-демократической партии конечной целью значилось построение демократического социализма

В 1969 году к власти пришло правительство “Малой коалиции” во главе с лидером социал-демократов В. Брандтом. Увеличилась зарплата и пенсии, на предприятиях были созданы производственные советы, ограничивающие самоуправство администрации.

Принципы реализации “новой восточной политики” правительства Брандта:

  • Отказ от “холодной войны”, уважение к реальному соотношению сил;
  • Нормализация отношений со странами Восточной Европы, пострадавшими от гитлеровской агрессии, в первую очередь с СССР и Польшей;
  • Признание Германской Демократической Республики.

В результате “Восточной политики” правительства:

  1. Были признаны послевоенные границы Восточной Европы.
  2. Были налажены межгосударственные отношения с ГДР.
  3. Было достигнуто соглашение о статусе Западного Берлина.

Все это означало окончание политики, именуемой “мюнхенское владычество”. Разразившийся в 1974 году экономический кризис затронул ФРГ гораздо меньше, чем другие страны.

Стало известно, что одна из сотрудниц В. Брандта была агентом разведки ГДР, и в 1974 году канцлер Брандт подал в отставку.

Сменивший его на этом посту социал-демократ Г. Шмидт продолжил политическую линию В. Брандта. В 1982 году, спустя 13 лет, к власти вновь пришли христианские демократы. Лидер ХДС Гельмут Коль стал федеральным канцлером. Его правительство уменьшило налоги и государственные расходы, приняло меры для ослабления роли государства в регулировании бизнеса и для стимулирования честной конкуренции. С 1983 года в стране начался экономический подъем.

Путь к единству немецкого народа. Гельмут Коль добился объединения Германии. Символ раскола Германии – “Берлинская стена” – была демонтирована в 1989 году.

12 сентября 1990 года состоялись переговоры по формуле “2+4” (ФРГ, ГДР + США, СССР, Великобритания, Франция). Был подписан договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. 3 октября 1990 года Германия объединилась. Г. Коль стал первым федеральным канцлером объединенной Германии.

В 1998 году к власти пришел социал-демократ Г. Шредер. Сегодня пост канцлера Германии занимает Ангела Меркель. В настоящее время экономика Германии развивается стабильно и динамично. И на Западе, и на Востоке Германия ведет взвешенную политику.

Первая мировая война

Одной из главных задач, которые поставили перед собой союзники после поражения Германии - денацификация страны. Все взрослое население страны прошло анкетирование, подготовленное «Контрольным советом по Германии». В анкете «Erhebungsformular MG/PS/G/9a» был 131 вопрос. Анкетирование было добровольно-принудительным.

Отказников лишали продуктовых карточек.

На основании опроса все немцы поделены на «не замешанных», «оправданных», «попутчиков», «виновных» и «виновных в высшей степени». Граждане из трех последних групп представали перед судом, который определял меру вины и наказание. «Виновные» и «виновные в высшей степени» отправлялись в лагеря для интернированных, «попутчики» могли искупить вину денежным штрафом или имуществом.

Понятно, что такая методика была несовершенной. Круговая порука, коррупция и неискренность опрашиваемых делали денацификацию малоэффективной. Сотням тысяч нацистов удалось избежать суда и по подложным документам по так называемым «крысиным тропам», а спустя всего несколько лет - занять видные должности в госаппарате ФРГ. Так, третий федеральный канцлер ФРГ Курт Георг Кизингер был членом НСДАП с 1933 года.

Союзники организовали в Германии масштабную кампанию по перевоспитанию немцев. В кинотеатрах непрерывно шли фильмы о зверствах нацистов. Ходить на сеансы жители Германии также должны были в обязательном порядке. Иначе могли лишиться все тех же продуктовых карточек. Также немцев водили на экскурсии в бывшие концлагеря и вовлекали в проводимые там работы. Для большинства гражданского населения полученная информация была шокирующей. Геббельсовская пропаганда в годы войны рассказывала им о совсем другом образе нацизма.

Демилитаризация

По решению Потсдамской конференции в Германии должна была пройти демилитаризация, включающая в себя демонтаж военных заводов. Принципы демилитаризации западные союзники приняли по своему: в их зонах оккупации не только не спешили демонтировать заводы, но и активно восстанавливали их, при этом стараясь повысить квоту выплавки металлов и желая сохранить военный потенциал западной Германии для будущей войны с СССР.

К 1947 году в английской и американской зонах только было скрыто от учета более 450 военных заводов.

Советский Союз был в этом отношении честнее. По данным историка Михаила Семиряги, за один год после марта 1945 года высшие органы власти Советского Союза приняли около тысячи решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Однако это количество не идет ни в какое сравнение с числом мощностей, разрушенных войной в СССР. Количество демонтированных немецких предприятий составило менее 14% от довоенного числа советских заводов. По данным Николая Вознесенского, тогдашнего председателя Госплана СССР, поставками трофейного оборудования из Германии было покрыто только 0,6% прямого ущерба СССР

Мародерство

До сих пор дискуссионной является тема мародерства и насилия в отношении мирного населения в послевоенной Германии. Сохранилась масса документов, свидетельствующих о том, что западные союзники вывозили ценное имущество граждан побежденной Германии буквально кораблями.

«Отличились» в сборе трофеев и некоторые советские офицеры. Так, у маршала Жукова, когда в 1948 году он впал в немилость, обнаружили и конфисковали 194 предмета мебели, 44 ковра и гобелена, 7 ящиков с хрусталем, 55 музейных картин и другие предметы роскоши. Всё это было вывезено из Германии.

Что касается солдат и офицеров Красной Армии, случаев мародерства по имеющимся документам было зарегистрировано не так много. Советские воины-победители скорее занимались прикладным «барахольством», то есть занимались сбором бесхозного имущества. Когда советское командование разрешило отправку посылок домой, в Союз поехали коробки со швейными иглами, обрезами тканей, рабочими инструментами. При этом отношение ко всем этим вещам было у наших солдат было довольно брезгливым. В письмах родным они оправдывались за все это «барахло».

Странные подсчеты

Самая проблемная тема - тема насилия над мирными гражданами, особенно над немецкими женщинами. Вплоть до перестроечного времени тема массового изнасилования немецких женщин не поднималась ни в СССР, ни самими немцами.

В 1992 году в Германии вышла книга двух феминисток, Хельке Зандер и Барбары Йор, «Освободители и освобожденные», где появилась шокирующая цифра: 2 миллиона.

Обоснование этой цифры оставляло большое поле для критики: данные основывались на учете в одной только немецкой клинике, а потом были помножены на общее количество женщин. В 2002 году вышла книга Энтони Бивора «Падение Берлина», в которой автор привел эту цифру, не уделив внимания ее критике, а источники данных были описаны фразами «один доктор сделал вывод», «видимо», «если» и «представляется».

По оценкам двух главных берлинских госпиталей, число жертв изнасилованных советскими солдатами колеблется от девяноста пяти до ста тридцати тысяч человек. Один доктор сделал вывод, что только в Берлине было изнасиловано примерно сто тысяч женщин. Причем около десяти тысяч из них погибло в основном в результате самоубийства. Число смертей по всей Восточной Германии, видимо, намного больше, если принимать во внимание миллион четыреста тысяч изнасилованных в Восточной Пруссии, Померании и Силезии. Представляется, что всего было изнасиловано порядка двух миллионов немецких женщин, многие из которых (если не большинство) перенесли это унижение по нескольку раз.

В 2004 году эта книга была издана и в России, подхвачена в качестве «аргумента» антисоветчиками, которые и распространили миф о невиданной жесткости советских солдат в оккупированной Германии.

На деле по документам такие факты считались «чрезвычайными происшествиями и аморальным явлением», за что следовало наказание. С насилием над мирным населением Германии боролись на всех уровнях, а мародеры и насильники попадали под трибунал. Так, в докладе военного прокурора 1-го Белорусского фронта о противоправных действиях в отношении гражданского населения за период с 22 апреля по 5 мая 1945 года есть такие цифры: по семи армиям фронта на 908,5 тысяч человек зафиксировано 124 преступления, из которых 72 изнасилования. 72 случая на 908,5 тысяч. О каких двух миллионах может идти речь?

Мародерство и насилие над мирным населением было и в западных оккупационных зонах. Наум Орлов своих мемуарах писал: «Охранявшие нас англичане катали между зубов жевательную резинку - что было для нас в новинку - и хвалились друг перед другом своими трофеями, высоко вскидывая руки, унизанные наручными часами…».

Осмар Уйат, австралийский военный корреспондент, которого вряд ли можно подозревать в пристрастности к советским солдатам, в 1945 году писал: «В Красной Армии господствует суровая дисциплина. Грабежей, изнасилований и издевательств здесь не больше, чем в любой другой зоне оккупации. Дикие истории о зверствах всплывают из-за преувеличений и искажений индивидуальных случаев под влиянием нервозности, вызванной неумеренностью манер русских солдат и их любовью к водке. Одна женщина, которая рассказала мне большую часть сказок о жестокостях русских, от которых волосы встают дыбом, в конце концов была вынуждена признать, что единственным свидетельством, которое она видела собственными глазами, было то, как пьяные русские офицеры стреляли из пистолетов в воздух и по бутылкам…».

Германия в 1945 году

На последнем этапе второй мировой воны территория фашистской Германии освобождалась всеми прогрессивными силами. Особая роль принадлежала Советскому Союзу, США, Великобритании и Франции. После подписания капитуляции в мае 1945 года нацистское правительство было отправлено в отставку. Управление страной передавалось Межсоюзническому контрольному совету.

Для совместного контроля над Германией страны-союзники разделили её территорию на четыре оккупационные зоны для перевода на рельсы мирной жизни. Разделение выглядело следующим образом:

  1. Советская зона включала Тюрингию, Бранденбург и Мекленбург;
  2. Американская зона составляла из Баварии, Бремена, Гессена и Вюртемберга-Гогенцоллерна;
  3. Британская зона охватывала Гамбург, Нижнюю Саксонию, Шлезвиг-Гольштейн и Северную Рейн-Вестфалию;
  4. Французская зона образовывалась из Бадена, Вюртемберга-Бадена и Рейнланд-Пфальца.

Замечание 1

В особую зону выделялась столица Германии город Берлин. Хотя он располагался на землях, отошедших к Советской оккупационной зоне, управление им передавалось Межсоюзнической комендатуре. В нём же расположился главный орган управления страной – Союзнической контрольный совет.

Управление оккупационными зонами проводили зональные военные администрации. Они выполняли властные полномочия до избрания временного правительства и проведения общегерманских парламентских выборов.

Образование ФРГ

В последующие три года происходит сближение западных зон оккупации (американской, британской и французской). Военные администрации проводит постепенное восстановление представительных органов (ландтагов), проводят реформы и восстанавливают историческое территориальное деление германских земель. В декабре 1946 года английская и американская зоны объединяются и образуют Бизонию. Были созданы единые органы управления и объединённый орган верховной власти. Его функции стал выполнять Экономический Совет, избранный ландтагами в мае 1947 года. он был наделён полномочиями принимать общие для всех земель Бизонии финансово-экономические решения.

На территориях, оказавшихся под контролем западных держав, стал осуществляться «план Маршалла».

Определение 1

План Маршалла – программа оказания помощи США европейским странам для послевоенного восстановления экономики. Получил название по имени инициатора – государственного секретаря США Джорджа Маршалла.

Он послужил объединяющим фактором. В Бизонии были созданы новые органы власти: Верховный суд и Совет земель (правительственная палата). Центральная власть была передана Административному Совету, отчитывающемуся о своих действиях Экономическому Совету. В 1948 году французская оккупационная зона присоединилась к Бизонии, образовав Тризонию.

Лондонская встреча шести стран-победительниц (США, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Бельгия и Франция) летом 1948 года завершилась принятием решения о создании отдельного Западногерманского государства. В июне этого же года на территории Тризонии была осуществлена денежная реформа и начала разработка конституции. В мае 1949 года была одобрена западногерманская конституция, закреплявшая федеративное устройство государства. На следующей сессии государств-победителей в июне 1949 года раскол Германии был признан официально. Новое государство получило название Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ФРГ вошли три четверти всех немецких территорий.

Образование ГДР

Параллельно проходило образование государства в Советской оккупационной зоне. Советская военная администрация (СВАГ) объявила о ликвидации Прусского государства и восстановила ландтаги. Постепенно вся полнота власти передавалась Немецкому народному конгрессу. СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии) инициировала в мае 1949 года принятие конституции советского типа. Был образован межпартийный Национальный фронт демократической Германии. Это послужило основой провозглашения 7 октября 1949 года восточногерманского государства ГДР (Германской Демократической Республики).

Совершенно понятно, что во время войны любая страна, которая в ней участвует надеется на то, чтобы одержать в ней победу.

Но далеко не в каждой войне за всю историю Нового и Новейшего времени речь шла об уничтожении побежденного государства. Чаше всего, мирные договоры предусматривали некоторую аннексию части территории потерпевшего поражение в пользу победителя, а также контрибуцию , на получение которой победителю можно было расчитывать лишь при том условии, что её будет кому выплачивать.
Хотя, конечно же, были и исключения. Например, разделы Речи Посполитой в XVIII веке , в результате которых это польско-литовское государство, образованное по Люблинской унии 1569 г. объединением Великого княжества Литвоского и Польского королевства, было поэтапно ликвидировано путем его расчленения соседями Пруссией, Австрией и Россией.

Другое дело, войны ХХ века .

По итогам Первой мировой войны политическая карта мира (и в особенности Европы) стала совершенно непохожей на ту, на которой были обозначены государственные границы по состоянию на 28 июня 1914 года. Были уничтожены Австро-Венгерская и Османская империи, Германская - потеряла значительные части своей территории (около 20%, не считая колоний). Россию же, скорее всего, ожидала судьба Турции или Австро-Венгрии, но она достаточно быстро сумела восстановиться хотя и под другим названием - СССР.

Вторая мировая война была логическим продолжением предшествующей ей мировой бойни начала ХХ века, но только более жестокой и направленной на частичное или полное уничтожение сошедшихся в ней государств. О гитлеровских планах глобального передела Европы и всего мира подробно расказывать не имеет особого смысла, они широко известны. К тому же в период 1938 - 1941 гг. они вполне успешно воплощались в жизнь: полностью была ликвидирована суверенная государственность всех стран, подвергшихся германской оккупации, да и полностью суверенными саттелитов Третьего рейха вряд ли можно назвать.

Ну а война Германии с Советским Союзом , начавшаяся 22 июня 1941 года велась на поное уничтожение его государственности и расчленение его территории без какого-либо потенциального предоставления самостоятельности любой из его частей (См.: план "Ост").

Разумеется, в ходе Второй мировой войны, страны Антигитлеровской коалиции , ставшие союзниками вопреки своим политическим устремлениям, в силу сложившейся политической ситуации (которая стала таковой во-многом по их вине (не забывая о пресловутом "пакте Молотова - Риббентропа" 1939 г., стоит вспомнить и о Мюнхенском соглашении 1938 г., развязавшем Гитлеру руки), даже в самые тяжелые годы войны должны были думать о том, как обезопасить мир от возможности повторения агрессии со стороны главного противника - Германии.

И, конечно же, в первую очередь эти мысли были направлены на то, чтобы уничтожить Германию как единое государство и не дать ей возможности развязать новую войну.

Планы о разделе Германии союзниками по Антигитлеровской коалиции стали разрабатываться ещё весной 1942 года , когда до Победы было ещё очень далеко.

Но прежде чем рассмотреть эти проекты, предлагаю вспомнить, как была разделена побежденная Германия в 1945 году согласно решениям Ялтинской конференции (февраль 1945 г.) , на которой было принято окончательное решение об оккупации Германии и разграничении оккупационных зон, что в итоге привело к её разделению в 1949 г. на ФРГ и ГДР (а также Западный Берлин).

Раздел Германии в 1945 году:

(Непонятным флагом на этой карте обозначена Саарская область Германии,
Являвшейся протекторатом Франции с 1947 по 1956 г.).

Если вам кажется, что с Германией в 1945 г. поступили слишком жестоко, то советую зайти под кат и прочитать, каковы были планы, предлагаемые и рассматриваемые союзниками по Антигитлеровской коалиции, предшествующиее окончательному плану, принятому на Ялтинской конференции и окончательно утвержденному в Потсдаме.

Первый (или по крайней мере один из первых) план о расчленении Германии после войны был разработан и предложен заместителем госсекретаря США Самнером Уэллесом весной 1942 года, после того, как США оказались втянутыми во Вторую мировую войну, стали союзниками СССР, а также после того, как стало понятно, что гитлеровский план быстрого завоевания СССР ("Барбаросса") провалился, что стало очевидным в ходе контрнаступления РККА под Москвой в декабре 1941 - феврале 1942 г., и что без СССР американцам войну с союзником Германии Японией выиграть никак не получится.

Самнер Уэллес


План Самнера Уэллеса предусматривал расчленение Германии на три государства в соответствии с историко-религиозными границами: Юго-Западную Германию (Бавария и Гессен) с преобладанием католического населения, Северную Германию (Ганновер и Вестфалия) и Восточную Германию (Пруссия и Саксония), в которых преобладают католики.
При этом вся территория Восточной Пруссии должна была перейти Польше.

На Тегеранской конференции 1 декабря 1943 года два совершенно разных плана по разделу Германии предложили президент США Ф. Д. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль.

Сталин, Рузвельт и Черчилль на Тегеранской конференции



По плану Рузвельта Германия должна была быть расчленена на пять государств: республику Ганновер, республику Гессен, республику Баварию, республику Саксонию и республику Пруссию. Восточная Пруссия опять-таки должна была полностью достаться Польше.

Черчилль предлагал передать Польше не только всю Восточную Пруссию, но и значительную часть Силезии, разделив Германию на Северную (разумеется, под контролем Англии), Западную (Вестфалию), которая также должна была находится под неусыпным контролем из Лондона. А большую часть южной Германии (Баварию и Гессен) обединить с Австрией и Венгрией в некую "Дунайскую конфедерацию".

На Тегеранской конференции Сталин выступил категорически против планов своих союзников, в особенности по поводу идеи Черчилля об образовании конфедерации из придунайских государств. Но при этом он согласился с необходимостью отделения от Германии Восточной Пруссии, однако, разделив её между Польшей и СССР.
Также Сталин высказал предложение по поводу послевоенных границ Польши, предусматривавшее компенсировать Польше потери её восточных воеводств, вошедших в состав СССР (УССР и БССР) в 1939 г. за счет разгромленной в будущем Германии. Это предложение Сталина, как и его идея о границе между Польшей и СССР в соответствии с так называемой "линией Керзона" , было принято.



Позиция Сталина была настолько весомой, что даже в плане Г. Моргентау, передача северной части Восточной Пруссии Советскому Союзу была учтена. Впрочем, о плане министра финансов США Генри Моргентау о разделе Германии стоит остановиться несколько подробнее.

Генри Моргентау


Этот план был утвержден в сентябре 1944 года на 2-й англо-американской конференции (без участия СССР) в канадском Квебеке.

Согласно ему Германия должна была быть уничтожена практически полностью. На её месте образовывались две Гемании: Северная (Ганновер, Мекленбург, Саксония и Тюрингия) и Южная (Бавария и Вюртемберг). Вся западная часть Германии (Ольденбург, Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн) передавались под международный контроль (как это было после Первой мировой войны, кагда по решениям Версальской конференции была образована Рейнская демилитаризованная зона), Саар переходил Франции, а вся Верхняя Силезия и большая часть Восточной Пруссии - Польше.


Но кроме этого, по плану Моргентау предполагалось лишить даже расчлененную Германию всей тяжелой промышленности и превратить её в аграрную страну.

Несмотря на то, что план Моргентау в конечном итоге был отклонен, действия британской и американской администрации в оккупационных зонах после 1945 года вполне соответствуют наиболее важным его пунктам (кроме территориальных).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что решения Ялтинской конференции, решившие судьбу послевоенной Германии, были самыми мягкими по отношению к поверженному противнику, если сравнивать их с теми, что предлагались Уэллесом в 1942 г., Рузвельтом и Черчиллем в 1943 г. и Моргентау в 1944 г.

Черчилль, Рузвельт и Сталин в Ялте (январь 1945 г.)


Конечно же, на протяжении 45 лет Германия была разделенной: сначала на четыре оккупационные зоны (кстати, я до сих пор не понимаю, за какие такие заслуги Франция получила собственную зону и приращение территоррии за счет Германии? Впрочем, это отдельная тема), а потом - с 1949 до 1990 г. - на два (а если считать Западный Берлин, то три) отдельных государства.

Вопрос о том, возможно было бы ли объединение Германии в 1990 году без доброй воли со стороны СССР является хотя и дискуссионным, но весьма интересным, особенно если вспомнить, что та же Англия выступала противником этого объединения.
Но несомненным, на мой взгляд, является то, что если бы в 1945 году был реализован не план, принятый в Ялте, а любой из тех проектов, которые предлагались США и Англией в 1942 - 1944 гг., но современной единой Германии не существовало бы до сих пор.

И напоследок объясню, почему меня заинтересовала эта тема .
Дело в том, что с учетом взаимовыгодных геополитических интересов я считаю Россию и Германию естественными союзниками в современном мире. Они таковыми являлись еще с середины ХIX века (в особенности после того, как была образована единая Германская империя). И корни двух глобальных катастроф - мировых войн 1914 - 1918 гг. и 1939 - 1945 гг. следует искать в причинах развала "Союза трех императоров" , после которого началось формирование двух противостоящих друг другу военно-политических блоков - Тройственного союза и Антанты. Ну а дальше последовало то, что вполне уместно назвать цепной реакцией.

Очень хотелось бы надеяться на то, что необходимость союза России и Германии будет осознана обеими странами в самом ближайшем будущем.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Германия после Второй мировой войны. Образование двух немецких государств

План

1. Послевоенное урегулирование германского вопроса

2. Период оккупации

3. Берлинский кризис 1948 г.и раскол Германии

1. Послевоенное урегулирование германского вопроса

Вопрос о судьбе Германии ЯВЛЯЛСЯ одним из центральных при обсуждении главами государств антигитлеровской коалиции путей послевоенного урегулирования. Лейтмотивом этих переговоров являлись идеи справедливого возмездия виновникам войны и защиты мирового сообщества от новой угрозы со стороны Германии. Уже на советско-английских переговорах в Москве в декабре 1941 г. обеими сторонами было заявлено о необходимости отторжения части территории рейха: восстановлении суверенной Австрии, возвращении Восточной Пруссии Польше и Судетской области Чехословакии, возможно - создании независимых государств в Рейнской области и Баварии. В американской администрации идея расчленения Германии имела как сторонников, так и противников. В октябре 1943 г. на Московской конференции США представили документ «Основные принципы капитуляции Германии», в котором речь шла лишь о «децентрализации» Германии, направленной на «уменьшение прусского влияния на рейх».

В ноябре 1943 г. американская и английская делегации выступили на Тегеранской конференции в поддержку наиболее жесткого решения германского вопроса. Предполагалось образование на территории Германии пяти автономных государств либо отторжение южногерманских земель для образования вместе с Австрией и Венгрией Дунайской федерации. Иную позицию занял Сталин, считавший, что радикальное расчленение Германии может стать лишь основой для новой вспышки немецкого национализма и реваншизма, тогда как искоренению милитаризма и нацизма в Германии больше будет способствовать послевоенное сотрудничество стран коалиции. 15 января 1944 г. британским правительством был внесен на рассмотрение союзников план разделения Германии на зоны оккупации. В нем впервые была обозначена та линя, которая потом стала границей между ФРГ и ГДР. На Квебекской конференции в сентябре 1944 г. Черчилль согласился и с планом послевоенной политики в отношении Германии, разработанным министром финансов США при Моргентау. Этот проект предполагал территориальное расчленение Тернии, сокращение ее промышленного потенциала и стимулирование аграрного производства под жестким международным контролем. Лишь по мере приближения окончания войны позиция США и Великобритании существенно смягчилась.

На Ялтинской конференции 1945 г. вопрос о территориальном расчленении Германии уже напрямую не ставился. Был лишь подтвержден проект формирования зон оккупации, причем из американской и английской зон выделялась территория для образования зоны оккупации Франции. В ялтинском коммюнике впервые была обнародована общая формула послевоенного урегулирования Германии - «демилитаризация и демократизация страны» Выполнение этих задач требовало денацификации политической системы Германии с предоставлением немцам права решить впоследствии вопрос о государственном устройстве и децентрализации (демонополизации) германской экономики как основы разрушения ее военно-промышленного потенциала. Поставленный советской стороной вопрос о взимании с Германии репараций не был решен, хотя справедливость такой компенсации материального ущерба признавалась всеми делегациями.

Окончательно германский вопрос решился на Потсдамской конференции, проходившей с 17 июля по 2 августа 1945 г. Конференция утвердила Декларацию о поражении Германии и коммюнике, подтвердившее принципы политики в отношении Германии, сформулированные в Ялте. Территория Германии, в том числе территория Берлина, была разделена на четыре зоны оккупации. При этом советская зона включала 40 % территории, 30 % населения и 33 % производственного потенциала. Для координации создавался Совет министров иностранных дел пяти держав (СССР, США, Франции, Великобритании, Китая), а также Контрольный совет главнокомандующих, совместные комендатуры в Берлине. Был закреплен принцип сохранения экономического единства Германии и право немецкого народа на создание единого демократического государства. Но характерно, что уже в текст Потсдамского соглашения было введено понятие «западные зоны».

Потсдамская конференция установила новые границы Германии: Восточная Пруссия была отдана Советскому Союзу, территория до Одера и Западной Нейсе - Польше, Судетская область возвращена Чехословакии, восстановлен суверенитет Австрии. Немцы, проживавшие на территории Польши, Чехословакии и Венгрии, подлежали депортации в Германию.

Вопрос о суммах и источниках репарационных выплат вызвал дискуссию. В итоге было принято предложение американской делегации, согласно которому репарации должны были взиматься каждым правительством в своей зоне оккупации, а также из германских активов за границей (в Болгарии, Венгрии. Румынии, Финляндии и Австрии). СССР отказался от изъятого в Германии золота в пользу западных держав, но получил право на 10 % промышленного оборудования из западных зон оккупации. Германский флот был разделен поровну между СССР, Великобританией и США. Окончательная сумма репараций не была определена, поскольку британская и американская делегации выразили сомнение в возможности Германии удовлетворить требования СССК

Союзный Контрольный Совет (СКС) в составе главнокомандующих оккупационными войсками СССР, США, Великобритании и Франции был создан в июне 1945 г. В первые месяцы своей работы СКС принял директивы «О ликвидации вермахта», «О роспуске немецких полувоенных организации», «О запрещении военного строительства в Германии», конкретизирующие комюнике Потсдамской конференции. СКС получил всю полноту власти на территории Германии. Его решения принимались на основе консенсуса с возмож-остью любой стороны использовать право вето. Но административное правление осуществлялось в оккупационных зонах автономно. Под контролем оккупационных властей воссоздавались местное самоуправление и немецкие политические партии. Как предварительный шаг по формированию единого германского правительства предполагалось создание центральных департаментов (финансов, транспорта, внешней торговли и промышленности), действующих под контролем СКС.

2. Период оккупации

германский война оккупация кризис

Сокрушительное поражение в войне поставило Германию на грань экономического и социально-психологического круга. Только потери вермахта составили 13,5 млн человек. Всего в годы войны Германия потеряла около десятой части населения. Многие города, особенно в восточной части страны, лежали в руинах. Большая часть промышленного оборудования была уничтожена бомбардировкой или демонтирована победителями. В 1946 г. промышленное производство составляло около 1/3 от довоенного уровня, на три десятилетия было отброшено сельское хозяйство. Экономика испытывала острую нехватку рабочих рук. Транспортная инфраструктура и энергосистема были полностью разрушены, межрегиональные торговые связи разорваны. Обычным явлением стала всеобщая спекуляция, господство «черного рынка» и пустые полки магазинов. Из-за военных разрушений и перемещения населения обострилась жилищная проблема. В 1945 г. уровень обеспеченности населения предметами первой необходимости в расчете на душу населения выглядел следующим образом: пара ботинок - на двенадцать лет, костюм - на пятьдесят лет, тарелка - на пять лет, одни пеленки - на пять лет. Большинство немцев голодали.

Материальные потери дополнялись полной дезорганизацией финансовой системы. Количество денег, находившихся в обращении, во много раз превышало наличные товарные резервы, а государственный долг с 27,2 млрд марок в конце 1938 г. возрос к маю 1945 г. до 377,3 млрд. Инфляция достигала 600 % по отношению к Довоенному уровню. Продолжительность рабочего дня составляла 16 и более часов, а заработная плата оставалась на уровне 1940 г.

Не менее разрушительные последствия имел психологический шок, охвативший немецкое общество. Характерными чертами умонастроений стали внутренняя опустошенность, апатия, озлобленное отвращение к политике, страх перед будущим. Сложнейшей проблемой было возрождение национального самосознания, новое понимание своего места в мире, решение вопроса виновности в войне. Формирование гражданских органов управления было чрезвычайно усложнено. Политическая активность масс оставалась минимальной. Большая часть прежней чиновничьей и политической элиты была обвинена в связях с нацистами и удалена с общественных должностей. Отсутствовало массовое движение Сопротивления, которое в аналогичной ситуации во Франции и Италии давало кадры для нового управленческого аппарата. Не смогли добиться согласия в вопросе о формировании немецких органов управления и союзники.

Уже в октябре 1945 г. американская администрация поставила вопрос о создании центральных немецких департаментов в соответствии с решениями Потсдамской конференции. Но эти предложения вызвали решительный протест со стороны Франции, добивавшейся максимальной децентрализации германского государства. Не имея возможности преодолеть французское вето, США внесли в СКС в ноябре 1945 г. предложение о создании центральных департаментов для трех или двух зон. Советская администрация, стремившаяся к сохранению дружественных отношений с Францией и испытывавшая недоверие к американцам, объявила это нарушением принципа четырехстороннего управления Германией и шагом к ее расколу. Управление процессом восстановления осталось всецело под контролем оккупационных властей.

Деятельность Советской военной администрации Германии (СВАГ) была осложнена необходимостью сочетать шаги по нормализации материального обеспечения населения и изъятию промышленного оборудования, товаров потребления, транспорта и сырья в счет репараций. С территории Германии было вывезено почти 22 тыс, вагонов «обозно-хозяйственного имущества» и более 73 тыс. вагонов «квартирного имущества», в том числе 154 вагона тканей и мехов и даже 24 вагона музыкальных инструментов. В СССР было отправлено свыше 2 млн голов скота. Демонтаж промышленного оборудования произошел на 3474 промышленных и хозяйственных объектах. Лишь с января 1947 г. было решено прекратить демонтаж и создавать на базе крупных предприятий советские акционерные общества, продукция которых поступала в СССР в счет репарации.

Офицеры СВАГ не имели опыта административной работы и ориентировались на жесткие методы управления, формирование упорядоченной хозяйственной системы. Особое место в структуре СВАГ занимали Служба безопасности и Управление пропаганды и цензуры. Большую активность в Восточной Германии проявляли также службы НКВД и СМЕРШ. В отличие от западных зон на востоке Германии вскоре были созданы и немецкие административные органы. Но их действия всецело определялись советской администрацией

Уже с конца 1945 г. в советской зоне оккупации были предприняты активные шаги по проведению экономической реформы. Конфискация промышленных предприятий у лиц, признанных военными и нацистскими преступниками, приобрела исключительно широкий характер. СВАГ организовала референдум о судьбе конфискованных предприятий, в результате чего они были объявлены народной собственностью. Таким образом, в государственный сектор экономики перешло около 60 % восточногерманской промышленности. Функционирование этого сектора стало осуществляться на принципах плановости, с предоставлением широких прав по самоуправлению заводским советам и профсоюзам.

В течение 1945-1946 гг. была осуществлена и аграрная реформа. 3,3 млн га земли, конфискованных у юнкеров и бауэров, вместе с хозяйственными постройками, скотом и 6 тыс. тракторов были переданы 560 тысячам безземельных и малоземельных крестьян. Эти земли составляли 33 % сельскохозяйственной площади восточной зоны. На них начали создаваться общинные объединения крестьянской взаимопомощи, а в 1949 г. все участки, переданные крестьянам в ходе реформы, были объявлены народной собственностью и стали основой для образования коллективных хозяйств («народных имений»).

Экономические преобразования в западных зонах изначально приобрели иную направленность. Несмотря на меньший масштаб разрушений, положение населения здесь было сложнее, нежели на востоке. Еще в последний период войны на юге Германии стали скапливаться массы беженцев. Сюда же устремились эмигранты из советской зоны, а также большая часть переселенцев из Чехословакии, Венгрии и Польши. Если в Восточной Германии в 1945 г. население составляло 17 млн немцев, то в западных землях - 44 млн. Впоследствии эта разница еще более усилилась.

Тяжелое положение немецкого населения заставило западную администрацию отказаться от широкомасштабного изъятия товаров и демонтажа оборудования в счет репараций, а также гарантировать получение немецкими рабочими заработной платы, независимо от остановки производства. Важным обстоятельством оказалось и то, что приток бесплатных немецких промышленных товаров фактически являлся демпинговым для «перегретой» американской экономики. Поэтому из западных зон вывозилось преимущественно СЬ1Рье, а также специальное оборудование научных лабораторий технических центров.

Оккупационные власти западных зон первоначально не имели четкого плана экономических мероприятий. Во всех трех зонах осуществлялись меры по конфискации имущества военных и нацистских преступников. Но подготовленные проекты национализации или формирования каких-либо централизованных управленческих структур в рамках той или иной зоны так и не были реализованы. К тому же сохранение «черного рынка» было выгодно для имевших прекрасное снабжение солдат и офицеров американского контингента.

Разный подход оккупационных властей к осуществлению стабилизационных мероприятий проявился в ходе Парижской сессии СМИД в мае 1946 г., где не были выработаны ни общие принципы заключения мирного договора с Германией, ни единые планы проведения экономических преобразований. Вскоре были сделаны и первые шаги к расколу оккупированной страны. Поводом стало усиление спекулятивного товарообмена между зонами, в ходе которого жители западных земель, стабильно получающие заработную плату и пособия, закупали в советской зоне более дешевые товары и продовольствие. С согласия администрации всех четырех зон 30 июня 1946 г. на границе между советской и западными зонами был введен режим строгого контроля за движением людей и товаров.

С лета 1946 г. ситуация в Германии стала быстро обостряться. В июле государственный департамент США объявил о намерении объединить американскую и британскую оккупационные зоны для обеспечения эффективности административного управления. Соглашение об образовании «экономической объединенной области» (Бизоний) было подписано в декабре 1946 г. В рамках объединенных оккупационных зон начала проводиться более скоординированная политика, направленная на восстановление экономической инфраструктуры, потребительского рынка, сбалансированного рынка труда. Значительную роль в этом процессе играли уже немецкие административные органы, в том числе Экономический Совет, а в его составе - Управление экономикой под руководством Л. Эрхарда. Все эти меры предпринимались без координации со СВАГ.

Разную направленность приобрели и политические изменения в восточных и западных землях Германии. Первоначально этот процесс происходил в русле Потсдамских соглашений. Последовала ликвидация НСДАП и ее «дочерних» организаций, германских вооруженных сил, офицерского корпуса, полувоенных организаций. К участию в политической деятельности и замещению гражданских должностей допускались лишь лица, «способные по своим политическим и моральным качествам помочь развитию демократических учреждений в Германии». В соответствии с принципами гражданского, расового, национального равноправия была реорганизована судебная система. В ноябре 1945 - октябре 1946 г. происходила работа Международного трибунала в Нюрнберге, в ходе которого к ответственности были привлечены нацистские и военные преступники. Создавалась система местных немецких комиссий по денацификации (шпрухкаммер), которые вместе с трибуналами союзников определяли степень виновности подозреваемых. Всего было выделено пять категорий таких дел («главных виновников», «обремененных виной», «менее обремененных», «попутчиков» и «незатронутых»). Уголовное наказание предполагалось преимущественно для первой категории, поэтому 95 % обвиняемых были оправданы или лишь частично поражены в правах.

Процесс денацификации и демократизации сочетался с формированием обновленной немецкой политической элиты. В восточной и западных зонах партийное строительство приобрело значительную специфику. Советская администрация разрешила в 1945 г. деятельность в восточногерманских землях четырех партий - Коммунистической партии Германии (КПГ), Социал-демократической партии Германии (СДПГ), Христианско-демократического союза (ХДС), Либерально-демократической партии Германии (ЛДПГ). Уже в 1948 г. при поддержке СВАГ были созданы Национально-демократическая партия (НДП) и Демократическая крестьянская партия (ДКП), призванные расширить социальную базу левого блока. Под влиянием СВАГ коммунисты получили преимущество при подборе кадров для новой полиции и судебно-прокурорских органов в советской зоне. КПГ оказывала решающее влияние на ход радикальной реформы системы образования, регламентацию деятельности творческой интеллигенции, выступила с инициативой аграрной реформы. В руководстве КПГ существовало сильное леворадикальное крыло под руководством Вальтера Ульбрихта, отстаивавшее ортодоксальные идеологические принципы и необходимость социалистического строительства в Германии. Лидер КПГ Вильгельм Пик занимал более умеренную позицию, заявляя в 1945- 1946 гг. об ориентации партии на создание парламентской демократической республики в масштабах всего немецкого государства.

Еще более жесткой была борьба леворадикального и умеренного течений в СДПГ. Первое из них возглавил берлинский Центральный комитет во главе с О. Гротеволем, второй - ганноверское бюро партии под руководством К. Шумахера, поддерживаемое администрацией британской зоны. Руководство СДПГ выступало за объединение с коммунистами и формирование единой общегерманской левой партии. Этот курс восторжествовал на Объединительном съезде КПГ и СДПГ в апреле 1946 г. Новая партия получила название Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Ее программа была ориентирована на решение насущных экономических проблем, «освобождение от эксплуатации и угнетения, нищеты, безработицы и империалистической военной угрозы», в перспективе - социалистическое строительство. Двумя равноправными председателями СЕПГ стали В. Пик и О. Гротеволь. Члены СДПГ, не поддержавшие программные установки единой рабочей партии, были исключены из ее рядов.

Группа Шумахера не признала результаты объединительного съезда. Правые социал-демократы воссоздали СДПГ в мае 1946 г. на съезде в Ганновере. Шумахер занял исключительно жесткую позицию по отношению к коммунистам и объединившимся с ними социал-демократам, считая первых «советской партией», а вторых - предателями немецких национальных интересов. Отказавшись от деятельности в восточных землях, СДПГ тем не менее выступала за пересмотр границы по Одеру - Нейсе и прекращение репарационных выплат в рамках всех зон оккупации. Шумахер был ярым противником сепаратизма и сторонником идеи единого, независимого немецкого государства. Но в послевоенных условиях он был готов смириться даже с расколом страны во избежание угрозы советского военно-политического присутствия. В области внутренней политики СДПГ заняла весьма радикальную позицию, добиваясь немедленного «введения социализма» путем полной экспроприации всей буржуазии. Сам К. Шумахер пользовался огромной личной популярностью как бескомпромиссный антифашист, десять лет проведший в нацистских лагерях. Его лидерство в западной социал-демократии было бесспорным.

Создание СЕПГ, сопровождавшееся расколом германского социал-демократического движения, привело к обособлению и западногерманского коммунистического движения. Западные оккупационные власти запретили создание единых коммунистических и социал-демократических организаций под эгидой СЕПГ. В апреле 1948 г. конференция западногерманских коммунистических организаций избрала собственное правление под руководством Макса Реймана. Окончательное отделение КПГ от СЕПГ произошло 3 января 1949 г. Важное место в послевоенной политической элите Германии заняли христианские демократы. Германия имела достаточно давние традиции христианского политического движения. Но в Веймарской республике ни католическая партия Центр, ни протестантская Немецкая народная партия не занимали лидирующих позиций. Ситуация начала меняться в 30-х гг., когда церковь превратилась в одну из ведущих оппозиционных сил в нацистской Германии. По окончании Второй мировой войны произошла консолидация христианско-демократического движения не только в Германии, но и в Италии, Австрии, Франции, Нидерландах, Бельгии. Христианская демократия начала развиваться на основе идеологического синтеза - либерально-демократическое видение путей государственного строительства сочеталось с традициями социального католицизма, идеологии «третьего пути развития». Христианская демократия, отказавшаяся от корпоративных идей социального католицизма, сохранила ориентацию на ценности социальной солидарности, представление об обществе как едином взаимосвязанном организме, о человеке как Божьем творении, его ответственности перед своей совестью и Богом. Христианско-демократические партии отказались от клерикализма, рассматривая христианство лишь как нравственно-этическую основу политики и строя свои программные установки на принципах прагматизма, выступая за гуманизацию и модернизацию общества. Консервативные ценности (порядок, стабильность, государство, семья, нация) в их программах оказались органично связаны с неолиберальными установками на стимулирование свободного рынка, обеспечение права личности на свободу самореализации.

Для Германии ренессанс христианской демократии был особенно важен. Христианская демократия сумела органично заполнить тот духовный вакуум, который образовался в разрушенной, разочарованной своим прошлым и сомневающейся в своем будущем стране, сохранить преемственность национальной идеи, сформулировать новые позитивные ценностные установки.

Общегерманская организация ХДС сформировалась в Берлине в июне 1945 г. Ее руководитель Андрас Гермес вскоре был вынужден уйти со своего поста под жестким давлением советской администрации. Его сменил профсоюзный лидер Якоб Кайзер. ХДС стала активным оппонентом левых партий по вопросам проведения экономических преобразований в советской зоне. После образования СЕПГ христианские демократы заняли особенно радикальную позицию. На втором съезде ХДС в Берлине в октябре 1947 г. Кайзер заявил о необходимости превратить партию в «волнорез против догматического марксизма и его тоталитарных тенденций». СВАГ предпринимала активные шаги по дискредитации ХДС, ограничению ее деятельности в восточногерманских землях. В адрес Кайзера были выдвинуты обвинения в шпионаже. Преследования вынудили Кайзера и ряд его коллег выехать в Западную Германию, руководителем партии, окончательно превратившейся в восточногерманскую, стал О. Нушке.

Лидером западногерманской христианской демократии стал Конрад Аденауэр, бывший мэр Кельна, уволенный в 1933 г. нацистами и назначенный на этот пост американцами при освобождении города. Когда Кельн перешел в британскую зону оккупации, Аденауэр вновь был уволен. Британские власти симпатизировали Шумахеру и не доверяли опытному и амбициозному Аденауэру, известному своими консервативными взглядами, приверженностью идее возрождения Германии. Аденауэр возглавил созданный 2 сентября 1945 г. на съезде в Кельне Христианско-демократический союз западных земель. При поддержке американских властей он начал активную работу по формированию ядра своей партии из авторитетных общественных деятелей и представителей влиятельных политических групп. Аденауэр отказался от «активистской» модели партийного строительства. Тактика ХДС предполагала привлечение поддержки максимально широкого круга избирателей и формирование на этой основе социальной базы новой демократической государственности. ХДС рассматривался как объединение «всех христиан» и «всех сословий», т. е. партия, отражающая интересы всех социальных групп и обеих христианских конфессий. При этом Аденауэр настаивал на жестком антикоммунистическом курсе ХДС, в равной степени отрицая как нацистский, так и марксистский идеологический экстремизм.

Поддержка ХДС со стороны оккупационных властей западных зон особенно возросла с конца 1946 г., когда в отношениях союзников начала быстро нарастать отчужденность, и раскол Германии становился все более вероятным. Аденауэр был одним из тех немецких политиков, кто открыто поддержал идею формирования западногерманского государства. Аденауэр не верил в германский дух, ненавидел прусские традиции и мечтал о возрождении величия Германии в лоне западной цивилизации. От рейнского сепаратиста Аденауэр проделал путь к активному защитнику идеи германского и, позднее, европейского федерализма. Надежным союзником ХДС в проведении такого политического курса стал Христианский Социальный союз, возникший в 1946 г. в Баварии как католическая христианская партия (в последствии - межконфессиональная). Лидером ХСС стал Франц-Йозеф Штраус. Разделяя общие принципы христианской демократии, поддерживая политическую программу Аденауэра, руководство ХСС стремилось сохранить автономию своего движения. В остальных западногерманских землях консолидация христианско-демократического движения произошла в 1947 г. Общепартийной программой стала Аленская программа ХДС британской зоны, принятая в феврале того же года.

Политические партии либеральной ориентации не сумели приобрести в послевоенной Германии столь же прочное положение, как левые и христианские демократы. Либерально-демократическая партия возникла в восточной зоне оккупации уже в 1945 г., но распространить свое влияние на всю территорию Германии она не сумела, оказавшись под жестким прессингом со стороны советской администрации. С начала 1946 г. началось формирование автономного политического движения либералов в западных зонах. На его основе в декабре 1948 г. была образована Свободная демократическая партия (СвДП). Ее лидером являлся Теодор Хейс. Программные установки СвДП первоначально были весьма эклектичны. В них сочетались национал-либеральные идеи и классические либерально-демократические ценности. СвДП стала оппонентом христианско-демократического блока и СДПГ, выступив против как конфессионализации, так и этатизации политики.

Выборы в земельные представительства (ландтаги), прошедшие в 1946 г., продемонстрировали примерное равенство ведущих политических сил в Германии. Даже в советской зоне оккупации выборы происходили в относительно демократической атмосфере. СЕПГ здесь сумела получить примерно столько же мест в составе ландтагов и земельных правительств, сколько ЛДПГ и ХДС вместе взятые. В западных зонах христианские демократы сумели возглавить 6 земельных правительств, социал-демократы - 5. Но уже вскоре начала проявляться и специфика восточногерманской и западногерманской политической элиты. Помимо прямого вмешательства оккупационных властей сказались региональные особенности самого немецкого общества.

Северная и Восточная Германия уже несколько десятилетий отличались организованностью рабочего движения, наибольшим в масштабах Германии влиянием коммунистов. Исторически здесь преобладала лютеранская политическая культура, ориентированная на высокую значимость государственного начала в общественной жизни, «прусским психологическим комплексом» - склонностью к централизованным формам политической и социальной деятельности, уважением к военной и государственной службе. Именно этот регион стал наиболее естественным оплотом для развития социалистической системы на немецкой земле. Западная и Южная Германия исторически являлись зоной сепаратистских движений, значительного влияния католицизма. Рейнские и баварские немцы обладали этнопсихологическими особенностями, существенно отличавшими их от этнического ядра немецкой нации. Массовое перемещение беженцев и иммигрантов в первые послевоенные годы также повлияло на поляризацию немецкого общества и его политической элиты. Многие немцы, не желающие мириться с коммунистической угрозой, бежали в западные земли. Возвращавшиеся из концлагерей и эмиграции коммунисты и левые социалисты, как правило, оказывались на востоке страны.

3. Берлинский кризис 1948 г.и раскол Германии

Уже в начале 1947 г. стало очевидно, что политический диалог союзников о путях развития Германии окончательно зашел в тупик. В ходе Московской сессии СМИД, проходившей в марте-апреле 1947 г., советская делегация возобновила требования по организации поставок текущей продукции в счет репараций. Ее оппоненты настаивали на прекращении репарационных изъятий и предоставлении немцам возможности восстановить экономическую систему.

Дискуссия не привела к какому-либо конкретному результату. Сорвалась и попытка проведения совещания представителей всех германских земель, посвященного выработке единой стратегии восстановительных мероприятий. Следующая Лондонская сессия СМИД состоявшаяся в ноябре-декабре 1947 г., завершилась также безрезультатно, даже без согласования места и времени следующей встречи.

Помимо жесткой позиции СССР в выплате репараций, обострение германского вопроса было связано с изменением внешнеполитического курса США. Принятие «доктрины Трумэна» и начало открытой конфронтации двух «сверхдержав» в первую очередь отразилось на судьбах европейских стран. США начали рассматривать Европу в контексте блоковой стратегии. Одним из первых шагов на этом пути стала разработка программы «восстановления и развития Европы» (план Маршалла). Принятый в июне 1947 г. и рассмотренный на Парижской конференции в июле.1947 г., этот план был утвержден в качестве закона США в апреле 1948 г. Первоначально ни Германия в целом, ни ее западные зоны не рассматривались в качестве участника программы экономической помощи. Ситуация изменилась в 1948 г.

В январе 1948 г. на совещании министров Бизоний было принято решение о проведении комплекса мер по подготовке экономической реформы в этих землях. Создавались верховный суд и центральный банк, расширялись функции Экономического совета и центральных управлений, объединенных в директорат. Был достигнут компромисс с французским правительством. После передачи под французское управление Саарской области в залог репарационных выплат Франция согласилась на присоединение своей оккупационной зоны к англо-американской. В феврале 1948 г. была образована Тризония. Саар же находился под контролем Франции до возвращения в состав ФРГ в 1957 г. по итогам референдума 1955 г.

В феврале-июне 1948 г. состоялось два раунда Лондонской конференции по германскому вопросу, на которой впервые не было советской делегации, но зато участвовали представители Бельгии, Голландии и Люксембурга. Конференция приняла решение о созыве Учредительного собрания для выработки конституции нового германского государства. В тот же период американская администрация приняла решение о распространении плана Маршалла на западные оккупационные зоны Германии. В соглашении по этому поводу оговаривалось, что возрождение экономики Западной Германии является частью плана европейского развития на принципах индивидуальной свободы, свободных учреждений, построении «здоровых экономических условий», прочных международных связей, обеспечения финансовой стабильности. Обеспечивались условия контроля американских специальных органов над ходом экономической реформы, снятие таможенных ограничений немецкого рынка, продолжение политики демонополизации. За первый год реализации плана Маршалла Западная Германия получила от США 2 422 млрд долл. (почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые, и почти в три с половиной раза больше, чем Италия). Но поскольку часть германской продукции сразу начала поступать в США в счет погашения долга, то в итоге на долю Германии пришлась не самая крупная часть американской помощи-в общей сложности около 10 % (6,7 млрд марок).

Ключевой проблемой для развертывания экономической реформы в Германии являлось создание «твердых денег», ликвидация гибельных последствий гиперинфляции. В Экономическом совете еще с 1947 г. продолжалась активная дискуссия сторонников создания централизованного планового хозяйства и монетаристов. Группа экспертов под руководством Людвига Эрхар-да подготовила проект финансовой реформы, призванной избавиться от огромной массы обесцененных денег. Сам Эрхард полагал, что проведение такой реформы следует сочетать с мерами по активному стимулированию производства и защите наиболее уязвимых групп потребителей, рядом дополнительных мер по стабилизации потребительского рынка и активизации потребительской и производственной мотивации. Первоначальные предложения американской администрации по проведению реформы во всех четырех зонах оккупации к 1948 г. оказались нереалистичны, и предполагаемые мероприятия готовились лишь в пределах Тризонии.

Денежная реформа в западных зонах началась 20 июня 1948 г. Официальное соотношение обмена было установлено в пропорции 10 рейхсмарок за одну новую немецкую марку (кроме того, каждый человек мог обменять 40 марок по курсу 1:1). Получить на руки можно было вначале лишь 5 % обмениваемой суммы. После проверки законности доходов налоговыми властями выдавалось еще 20 %, затем - 10 %. Остальные 65 % ликвидировались. Окончательная квота обмена составила 100 рейхсмарок за 6,5 немецких марок. Пенсии, заработная плата, пособия пересчитывались в соотношении 1:1. Все старые государственные обязательства аннулировались. Таким образом, огромная Денежная масса ликвидировалась. Появление «твердых денег» уничтожило «черный рынок» и подорвало систему бартерных сделок.

Через два дня после начала реформы был введен в действие пакет законодательных актов, отменявших централизованное планирование и освобождавших ценообразование. Но одновременно был сохранен ограничительный контроль над ценами на транспортные и почтовые услуги, основные продукты питания, жилье. Регулярно публиковались каталоги так называемых «уместных цен», учитывающих реальные издержки производства и «разумную прибыль». Была принята специальная программа «Каждому человеку» для обеспечения населения по сниженным ценам узкой номенклатурой самых необходимых товаров. Эрхард продолжал настаивать и на сохранении политики по пресечению крайних форм монополизма, развитии системы «государственного предпринимательства» (прямого участия государства в производстве товаров и услуг общественного значения, в развитии транспортной, энергетической, информационной инфраструктуры). Подобный экономический механизм рассматривался Эрхардом как «социальное рыночное хозяйство», отвечающее в равной степени интересам общества и личности.

Успешная экономическая реформа 1948 г. сопровождалась обострением политической ситуации в Германии. Несмотря на наличие сведений о подготовке обмена денежных купюр в западных зонах (западные губернаторы официально известили советскую сторону о предстоящей реформе только за два дня до ее проведения, но оперативные данные позволяли проследить весь ход подготовки) СВАГ не предприняла каких-либо мер, предупреждающих появление в Восточной Германии массы обесцененных старых марок, способной подорвать потребительский рынок. Правда, закрытая еще с 30 июня 1946 г. межзональная граница создавала определенную преграду, но исключением оставался Берлин, разделенный на четыре сектора. 24 июня советские войска блокировали Западный Берлин, прервав все сообщение с западными зонами. Эта акция носила в большей степени политический характер. Именно 24 июня в советской зоне была осуществлена собственная реформа, в ходе которой на старые марки были наклеены особые купоны. Экономическая опасность притока денежной массы с Запада была, таким образом, в значительной степени снята. Блокада же Западного Берлина являлась средством давления на западные державы с целью вынудить их к уступкам на переговорах. Итог акции оказался обратным.

Для спасения населения Западного Берлина США организовали воздушный мост. Ежедневно в город доставлялось 13 тыс. тонн продовольствия, что в три раза превышало уровень поставок в прежние месяцы. В качестве ответной меры западные державы ввели эмбарго на поставки товаров в советскую зону. После сложных переговоров 30 августа 1948 г. была достигнута четырехсторонняя договоренность об изъятии западной марки из Берлина. Но реализация ее затянулась по техническим причинам, а по мере оформления западногерманской государственности оказалась невозможной.

В разгар берлинского кризиса с 15 по 22 июля 1948 г. в Рюдес-хайме состоялось совещание министров-президентов западных земель, в ходе которого берлинский обер-бургомистр Эрнст Рейтер призвал к скорейшему созданию западногерманского государства-«ядра» с включением в него Западного Берлина. Участники совещания подтвердили решение о созыве Учредительного собрания к 1 сентября 1948 г. Но затем термины «Учредительное собрание» и «конституция» были сняты во избежание дискуссий о сепаратизме. Из представителей земельных ландтагов был сформирован Парламентский совет, получивший полномочия по разработке Основного закона западногерманского государства как временной конституции, призванной действовать до окончательного решения вопроса о воссоединении Германии.

В апреле 1949 г. Парламентскому совету был передан разосланный тремя державами «Оккупационный статут», закрепляющий контроль США, Великобритании и Франции над внешней политикой Западной Германии, ее внешней торговлей и зарубежными архивами, системой безопасности, а также конституционный контроль. 8 мая 1949 г. Парламентский совет принял Основной закон федеративной Республики Германии, одобренный военными губернаторами 12 мая (по совпадению в тот же день вступило в силу межсоюзническое соглашение о прекращении «блокады» Берлина и западной «контрблокады»). Торжественный акт обнародования Основного закона 23 мая стал днем образования ФРГ. Преобразование института военных губернаторов в институт Верховных комиссаров западных держав в Германии 20 июня закрепило предоставление Западной Германии ограниченного суверенитета.

Одновременно происходило и становление восточногерманского государства. Еще в 1947 г. в советской зоне начал функционировать Немецкий народный конгресс (ННК). В ходе его первого заседания в декабре 1947 г. была поставлена задача по развертыванию широкого народного движения за единую Германию. Второй ННК в марте 1948 г. выдвинул инициативу проведения референдума во всех немецких землях по поводу принятия закона о единстве Германии. Но одновременно был образован Немецкий народный совет, получивший полномочия по подготовке проекта конституции восточногерманского государства. Такой проект был подготовлен представителями СЕПГ и принят на заседании Немецкого народного совета 19 марта 1949 г. Третий ННК, состоявшийся 29- 30 мая 1949 г., утвердил конституцию Германской Демократической Республики и провозгласил ведущей политической силой межпартийный Национальный фронт демократической Германии. 7 октября 1949 г., когда была образована временная Народная палата, стал официальным днем образования ГДР. Раскол Германии завершился. Последняя Парижская сессия СМИД, работавшая в мае-июне 1949 г., не предотвратила этот процесс. Германский вопрос превратился в одну из наиболее сложных международных проблем послевоенной истории.