Что значит среда заела. «Среда заела» или клиническая картина низкой самооценки. Розы «заела» тля. Подскажите, что делать

«СРЕДА ЗАЕЛА...» (ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМСКОГО ВРАЧА В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ»)

Шилина Виктория Михайловна

студент 2 курса группы С-21 ГБОУ СПО «Белореченский медицинский колледж», г. Белореченск

E - mail : lena .3363@ mail . ru

Мальцева Елена Александровна

научный руководитель, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, г. Белореченск

Каждый из нас хоть раз в жизни слышал выражение «среда заела». Оно взято из повести И.С. Тургенева «Переписка» и обозначает «трагическое подчинение человека лежащим вне его обстоятельствам жизни», употребляется для характеристики определенных мировоззренческих позиций. Не секрет, под влиянием среды, пагубно воздействующей на человека, не только герои литературных произведений превращаются в апатичных обывателей, но и современные молодые люди, не имеющие нравственного стержня в себе, предают идеалы юности и становятся рабами «золотого тельца». Успокоение и мечты о сытой жизни убивают талант, энергию, мечту, веру в высокое. Исследователи людей, подвергшихся влиянию среды, утверждают: «Вылечить такую личность нельзя, а вот самому измениться можно». Именно такого героя мы встретили на страницах рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

Величайший русский писатель-классик, практиковавший в качестве врача до конца жизни, в своих произведениях дал научно оправданное отображение психических и телесных страданий человека, сумел с исключительным реализмом нарисовать внутренний мир как больного, так и самого врача.Знания, полученные в университете и практической деятельности, позволили ему сделать это с максимальной точностью. Чтобы понять человеческую психологию и верно изобразить душевный мир героев, ему пришлось соединить в себе опыт литератора и врача.

Вслед за Гоголем, имевшим дар «выставлять ярко подлость жизни, уметь очертить с такой силой пошлость пошлого человека, чтобы вся эта мелочь, которая ускользает из глаз, бросилась бы крупно в глаза всем» . Чехов в рассказе «Ионыч» показывает, как под влиянием окружающей среды могут угасать духовные задатки человека. Эта проблема стала ключевой в его творчестве.

Понимая трагизм мелочной действительности, Антон Павлович не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования» . Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности. Постепенная деградация личности привела доктора Старцева к полному нравственному опустошению и погружению в мир обывательщины. Мы в своем исследовании пытались понять: что послужило причиной такого падения: среда, в которую погружается человек, или же его личностные качества?

В выборе темы решающую роль сыграл личный мотив, так как я решила связать свою дальнейшую жизнь с медициной. Мне интересно сравнить писательское видение этой проблемы и взгляд современной молодежи на роль сельского врача, его место в современном обществе. Так ли губительно влияние среды на не сформировавшегося еще человека? На мой взгляд, эти вопросы были и будут актуальны всегда.

Антону Павловичу всегда были интересны люди, чья «идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки, упорство, стремление к намеченной цели, богатство знаний и трудолюбие, фанатичная вера в науку» делали их в глазах народа сподвижниками, олицетворяющими нравственную силу. Он не раз восхвалял врачей-тружеников в своих рассказах («По делам службы», «Случай из практики»). Нарисовав множество образов русских врачей-интеллигентов, Чехов рассказал и о том, как под влиянием окружающей действительности могут постепенно угаснуть в человеке его лучшие задатки. Он презирал обывателей, живущих в своем «футлярном мирке». Опасно моральное разложение, равнодушие, обывательский образ жизни. Именно таким и стал доктор Дмитрий Ионович Старцев.

Как же из доктора Старцева получился просто Ионыч? Мастер реалистического рассказа при помощи деталей, композиции, пейзажа, портретных характеристик проследил линию жизни героя, который сначала достиг материального благополучия, а потом пришел к моральной деградации. Однообразие жизни губернского города, праздность его жителей, духовная нищета, стремление к материальному благополучию - звенья одной цепи. Безделье разлагает человека, превращает его в существо, полностью замкнутое на быте. Желание жить спокойно, без хлопот - единственная цель существования этих людей. Примером такого бессмысленного бытия в рассказе служит семья Туркиных. Там не происходит никакого развития, труда над собой. Хозяйка пишет бездарные романы, а дочка играет на фортепиано весьма посредственно, шутки же отца плоские и избитые . Так что талантливость самой образованной семьи в городе на поверку мнимая. Даже любовь Старцева к глупенькой, но не лишенной поэзии девушке не смогла пробить толщу душевной рутины. Проблески нежности и наитие мечты исчезли так же быстро, как появились в счастливую, но кратковременную пору его жизни. Под очарованием любви он способен был на глупость (свидание на кладбище), на поэтическое восприятие мира. Но даже здесь мы чувствуем пустоту. А дальше сплошная проза, неприкрытая, жестокая правда жизни, в которой рисуется постепенное очерствение души молодого доктора, превращающегося в толстого, грубого, жадного Ионыча. Чехов сумел мастерски подметить особое настроение души, вызываемое прозябающим существованием.

По мнению Чехова, причина такого превращения - обывательская среда. Слишком мал тот духовный багаж, с которым он попадает в нее, именно «скудость человеческого запаса и не дает Старцеву сопротивляться» . А ведь в начале рассказа перед нами талантливый врач с высокими идеалами и помыслами, с желанием чего-то незаурядного, он еще иногда напевает: «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…» . Тогда Дмитрий Ионыч всеми силами старался быть полезным людям, он почти не бывал в городе и все время отдавал работе. Она и составляла для него смысл жизни, ради нее он готов был пожертвовать свободным временем, отказывался от развлечений. Не зная отдыха, он проживал однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу совсем не раздражающими его. Трудолюбие для Чехова - один из важных показателей духовности человека. Ну, и что плохого в том, что человек хочет заработать? Что желает одновременно служить в земстве и иметь большую практику в городе? Но врожденная способность к труду постепенно превращается в жажду наживы. Главным развлечением доктора становится пересчитывание денег по вечерам. Он много работает, но им движет уже не долг врача, а стремление к деньгам. Больные перестают его интересовать как люди, нуждающиеся в помощи. Ионыч видит в них только выгодных и невыгодных клиентов. Зачем ему одному столько денег? В театры и на концерты он не ходит. Он и сам не может этого объяснить. Один день его похож на другой, год сменяется следующим, ничего не меняется. Неизменность, обыденность жизни объясняет нам краткость рассказа. Важные события, в корне меняющие жизнь, происходят очень редко. Автор подчеркивает: всего за 4 года произошло его физическое и духовное ожирение: «голос у него изменился, стал тонким и резким», «так как горло заплыло жиром», «характер стал тяжелым и раздражительным» . Автор акцентирует: произошла самая страшная для человека потеря – потеря живого духовного начала, растрачено ценнейшее время. Человек сам несет ответственность перед обществом и самим собой за нерациональное использование жизни.

Путь от Старцева к Ионычу - обыкновенное, типичное явление русской действительности. Не случайно действие рассказа происходит в провинции. Российская «глубинка» в литературе всегда была воплощением мещанской среды, затягивающей человека в тину материальных интересов, убивающей в человеке духовное начало. Чехов подчеркнул не только силу среды, но и внутреннюю неспособность самого человека, не вступающего в борьбу со средой.

Из молодого энергичного человека, который мог бы сделать много полезного в жизни, преобразить мир, получается жирное и обрюзгшее существо, апатичное и равнодушное ко всему, для которого жизнь превратилась в хрустящие бумажки. Он вполне осознает свое моральное падение и не сопротивляется ему. Нет ничего тоскливее и бесполезнее, чем жизнь таких ионычей.

К сожалению, реалии нашего времени говорят о том, что подобного рода молодые люди - явление распространенное и в современном мире, таком далеком от Чехова. Желающих жить за счет других, тех, кто подчиняет свои потребности только достижениям материальных благ, достаточно и среди моих сверстников. А ведь жить в мире, где происходит постепенное обнищание души, ослабление воли и здоровой человеческой активности, опасно и страшно. Чехов негодовал: просто быть сытым недостаточно для счастья. Не «среда заела», говорит нам писатель, а человек не пытается бороться с ее влиянием! Рассказом «Ионыч» Чехов как будто обращается к нам всем с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать свои идеалы и любовь, беречь в себе человека. Надо, чтобы у каждого счастливого за дверью стоял человек с молоточком и напоминал, сколько в мире еще несчастных.

Мы провели небольшое исследование с использованием анкетирования. В опросе приняло участие 90 человек. Это студенты 1-2 курсов Белореченского медицинского колледжа в возрасте от 16 до 19 лет. Конечно, многие хотят помогать людям, быть полезными обществу, видеть положительный результат своего труда, но романтика молодости уступает прагматизму. Желания заработать больше денег, жить в большом городе и пользоваться всеми благами цивилизации у нашей молодежи не отнять. И все же хочется верить, призыв Чехова не замыкаться на своих мелких делах и проблемах, не быть равнодушным к судьбам других будет услышан представителями современного социума. Писатель предупреждает: нельзя подчиняться губительной среде, иначе произойдет духовное отупление. Героя Чехова настигла новая форма общественной болезни - деградация личности. Даже если надежды на успех в борьбе с этим явлением нет, бороться с ионычами в себе необходимо. Никто до Чехова и после него не смог так точно и лаконично уместить на нескольких страницах человеческую жизнь.

Список литературы:

1.Ежемесячные литературные приложения к журналу «Нива», 1898, № 9, сентябрь, стлб. 1-24. Подзаголовок: Рассказ Антона Чехова.

2.Строка из романса М.Л. Яковлева на слова Дельвига.

3.Художественное мастерство Чехова-прозаика. - [Электронный ресурc] - Режим доступа. - URL: http\\сsochinenie-classic.ru (дата обращения 19.10.2013).

4.Чехов А.П.. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Сочинения в 18 томах. Т. 10 М., «Наука» 1986. - 323-344 с.

5.Чехов А.П. Ионыч. М.: Художественная литература, 1981. - 447 с. (Б-ка классики. Рус. класич. лит-ра).

Ср. Вся трагедия для каждого из нас, мужчины или женщины, состоит в том, что мы не вовремя явились. Прежде, в сороковых годах, говорили: среда заела... П. Боборыкин. Из новых. 8, 10. Ср. Он был заеден средою и стал резок, но он все таки был… …

«Среда заела» - СРЕДА ЗАЕЛА выражение из пов. И. С. Тургенева Переписка, означающее трагич. подчинение человека лежащим вне его обстоятельствам жизни. Во 2 й пол. 19 в. употреблялось для характеристики определ. мировоззренч. позиции, исходящей из убеждения о… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Среда. Процессы развития и разрушения омонимии внутри самой лексико семантической системы языка, не связанные с живыми и активными иноязычными заимствованиями, охватывают весь строй соответствующего языка. В формулу Ж. Вандриеса: «Омонимия… … История слов

Толковый словарь Ушакова

1. СРЕДА1, среды, вин. среду, мн. среды, средам, жен. 1. Вещество, заполняющее пространство, и окружающие тела или явления; сфера (научн.). Воздушная среда. Воздух является средой, в которой распространяется звук. Преломляющая среда. Упругая… … Толковый словарь Ушакова

- (иноск.) общество, въ которомъ мы живемъ; условія жизни, которыя окружаютъ насъ. Ср. Какая, однакожъ, загадочная, запутанная среда! Какіе жестокіе неумолимые нравы! До какой поразительной простоты формъ доведенъ здѣсь законъ борьбы за… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

среда - I ы/, вин.; среду/; мн. сре/ды; ж. 1) Вещество, заполняющее какое л. пространство и обладающее определёнными свойствами. Воздушная среда/. Распространение света в однородной среде. Преломляющие среды. Фильтрующие среды. Питательная среда/. (жид … Словарь многих выражений

- (иноск.) общество, в котором мы живем; условия жизни, которые окружают нас Ср. Какая, однако ж, загадочная, запутанная среда! Какие жестокие неумолимые нравы! До какой поразительной простоты форм доведен здесь закон борьбы за существование.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

1. СРЕДА, ы, вин. среду; мн. среды; ж. 1. Вещество, заполняющее какое л. пространство и обладающее определёнными свойствами. Воздушная с. Распространение света в однородной среде. Преломляющие среды. Фильтрующие среды. Питательная с. (жидкая или… … Энциклопедический словарь

СРЕДА, ы, вин. среду, мн. среды, сред, средам, жен. 1. Вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что н. Воздушная с. Питательная с. (жидкая или твёрдая смесь веществ, на к рой выращиваются микроорганизмы; также перен.: условия … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Бесы. Приключения русской литературы и людей, которые ее читают , Батуман Элиф. "Лишний человек", "луч света в темном царстве", "среда заела", "декабристы разбудили Герцена"… Унылые…
  • Бесы Приключения русской литературы и людей которые ее читают , Батуман Э.. "Лишний человек", "луч света в темном царстве", "среда заела", "декабристы разбудили Герцена"… Унылые…

Место жительства в Москве определяет образ жизни семейных пар в очень значительной степени. Новые спальные районы привязывают людей к машине и коляске, старые «спальники» - к кухне и бутылке водки, Садовое кольцо - к клубам и ночной жизни, Бульварное кольцо - двухуровневым студиям и экзотическим путешествиям. Нет, разумеется, так ведут себя далеко не все обитатели этих районов, однако нет сомнений в том, что типичный образ жизни засасывает многих. Именно поэтому хорошие психологи постоянно советуют как можно скорее выбираться из «проблемных» районов вроде Лианозова или Гольянова, дабы свести к минимуму риск прожить «не свою» жизнь. Мне, как обычному перовскому мальчику, все эти толкования ещё недавно казались откровенными глупостями (что, впрочем, совершенно не влияло на желание максимально быстро сменить ареал обитания), однако пара неожиданных встреч с друзьями юности заставила меня резко переменить своё мнение.

За девушкой Леной в классе, который я оканчивал, бегали практически все. Кто-то с большим успехом, кто-то абсолютно без него. Шутливая манера общения, постоянная улыбка и, разумеется, яркие зелёные глаза привели не к одному десятку драк и любовных записок. Небольшой период близкого общения с Леной в начале первого курса я ещё долго вспоминал с особой теплотой и был уверен, что уж у кого-кого, а у Ленки точно всё должно быть хорошо.

«Привет, сто лет не виделись! Ты же здесь вроде больше не живёшь, как тебя к нам занесло?» - знакомый голос заставил меня обернуться по дороге от метро к родительскому дому. «Ленка! Да вот к маме приехал...» - начал я, улыбаясь. Обернувшись, я просто растерялся: полная, неважно одетая, с густо наложенным дешёвым макияжем девушка ничем не походила на Ленку из романтической юности. Это потом, из беседы, я узнал, что она вышла замуж в 22, родила в 23, живёт с родителями, что мужа недавно уволили с не слишком перспективной работы, что цены растут вместе с дочкой и что они собирались на отдых в Турцию , но теперь эту чудесную идею придётся отложить. «А что ты удивляешься, у нас все так живут, - услышал я недоумение во всё том же «голосе из детства». - А ты разве иначе?..» Ответить что-то к месту мне оказалось крайне непросто.

Мой друг Дима всегда был «на обочине» класса: учился невесть как, общался невесть с кем, ничем особенным не выделялся. Новость о том, что Дима поступил на заочное отделение какого-то заборостроительного института, стала последним известием о нём на долгое время. Потом кто-то рассказывал, что он вроде переехал в центр, в квартиру умершей бабушки. «Наверное, торгует чем-нибудь... Знаешь, сколько наших на рынках работает», - сказал мне один приятель, любивший повздыхать об упущенных перспективах. В том числе и Диминых.

«Привет, как дела? Отлично выглядишь! Чем занимаешься? Я вот углем торгую - муторное, надо сказать, дельце...» - высунувшееся из окна «Мерседеса» лицо Димы дорого светилось естественным загаром. «Да всё ничего, пишу помаленьку. А ты откуда такой яркий?» - улыбнулся я, садясь в распахнувшуюся дверь не самого дорогого, но весьма достойного детища немецких автопромышленников. Сразу после этого в беседе я узнал, что Дима только что вернулся с горно-лыжных «покатушек» в австрийском Зольдене, чтобы закончить затянувшийся ремонт с перепланировкой бабушкиной жилплощади на Чистых Прудах, что торговля углем, хоть и утомляет, приносит хороший доход, что девушки у него нет, но он дружит с несколькими моделями из «Модуса». «Здорово, будем общаться - у нас ведь столько общих друзей, - сказал мне Дима при прощании в одном из популярных питейных заведений. - Не знаешь, как там они все, кстати?..» Ответить что-то к месту мне оказалось крайне непросто.

Чехова часто называют врагом пошлости. В своих рассказах и пьесах он предостерегал читателей от того, что случилось с доктором Старцевьш в рассказе "Ионыч". А случилось то, что определяют избитым выражением "среда заела". Однако стоит проанализировать рассказ и задуматься, действительно ли можно объяснить моральное падение Старцева только лишь воздействием окружающей действительности.

Некоторые литературные критики проводят аналогии между Дмитрием Старцевым и Чацким. Только в "Горе от ума" герой вырвался из окружающего общества и сохранил свое достоинство, а в "Ионыче" произошло иное - герой остаемся жить в том обществе, убожество которого ясно сознает. Он остается "по инерции", ется в эту жизнь и сам становится ее участником. Старцев, как и Чацкий, начинает испытывать раздражение против окружающих, пробует даже протестовать, в чем то кого-то убеждать. Но его протесты просто растворяются в окружающей атмосфере, их принимают вполне равнодушно, не обращая на инакомыслие Старцева ни малейшего внимания.

Говоря "среда заела", нужно учитывать и еще один немаловажный фактор время. Чехов испытывает своего героя не одной лишь обстановкой пошлости, по и тем обстоятельством, что обстановка эта остается неизменной изо дня в день, из года в год. Любой протест бессилен перед ходом времени и мало-помалу сходит на нет.

С течением времени любой человек в городе С. превращается в заведенную механическую куклу: как Иван Петрович с его плоскими шутками, как Вера Иосифовна с романами о том, чего никогда не бывает в жизни, как Котик, терзающая рояль, как Пава со своим нелепым номером. Лишь поначалу все это кажется интересным и даже оригинальным; но проходит время, а шутки, романы, пассажи на рояле и реплика Павы остаются неизменными. Ничего, кроме тоски и раздражения, это уже не вызывает. А ведь Туркины - самая "талантливая" семья в городе! Легко представить себе остальных его жителей.

Превращение Дмитрия Старцева в Ионыча закономерно, хотя этого и можно было избежать, хотя бы уехав из города. Но Старцев не уезжает. И вот к концу рассказа он из скромного доктора, ходившего пешком к своим пациентам, превращается в "языческого бога" на тройке с бубенчиками. Он, раньше клеймивший "тупых и злых" обывателей, сам стал принадлежать к их разряду. Туркины остались в своей пошлости неизменны, Старцев же деградировал, то есть скатился гораздо ниже даже их уровня. Это произошло незаметно и для него самого.

Но только ли вина закостенелого общества в том, что Старцев стал его частью? Может быть, есть в этом немалая доля собственной вины доктора? Может быть, переломным моментом в его жизни стала неудача в любви? Любовь к Котику была для него "единственной радостью". А волшебная ночь на кладбище, пусть не принесла ожидаемого, зато осталась неповторимой, запомнилась на всю жизнь. Действительно, эта ночь была единственным событием, которое не повторялось, не было рутинным, скучным, повседневным.

К сожалению, отказ Котика Старцеву был предрешен. Она ведь тоже была частью города С., тоже действовала по некой заложенной в ней программе. Катерина Ивановна считает жизнь в городе пустой и бесполезной, а между тем, она - часть этого города и мыслит теми же категориями, что все окружающие. Она хочет бежать от общества, от Старцева, ведь он в ее глазах обыкновенный, ничем не примечательный человек. Она потом осознала свое заблуждение, но, увы, было уже слишком поздно. Когда она влюбляется в него, его превращение в Ионыча уже почти завершилось.

Если подводить итоги, решать, кто же виноват в жизненной неудаче Старцева, то нельзя однозначно и безапелляционно сказать "среда заела". Нет, среда определила лишь форму, в которой должно было протекать существование Ионыча. Среда дала ему новые ценности, предложила наиболее выгодные суррогаты счастья. Но немалую роль в деградации Ионыча играл фактор времени, поскольку все люди в борьбе со временем бессильны. Человеком в тех условиях, в которые попал Старцев, оставаться было крайне трудно. Иллюзии, убеждения, юношеские идеалы часто разбиваются о реальную жизнь. Изначально хороший, добрый, любящий человек превращается в Ионыча - жадного, толстого, одинокого и скучного.

Чехов, показав, что затянутый в трясину пошлости человек сам становится пошлым обывателем, не прощает своему герою его падения. Своим рассказом автор призывает читателя всячески подавлять в себе Ионыча. Даже если надежды на успех почти нет, бороться с Ионычем в себе необходимо. Стремление сопротивляться деградации, сохранять в себе чистоту, нравственность, развивать интеллект - вот простая истина, которую утверждает Чехов не только в рассказе "Ионыч", но и во всех своих произведениях.