Главная мысль притчи что важнее. Лучшие притчи о смысле жизни. Притча «Что побеждает»

Выполнив экзегетическую часть работы, следует определить принципы толкования притчи, которые, по мнению автора, должны исходить из следующих аспектов:

Определить цель Евангелия от Луки

Определить цель притчи и согласовать ее с целью Евангелия

Важность отношений между Рассказчиком и слушателями

Историко-религиозный контекст

Согласовать значение притчи с другими книгами Нового Завета

Значение притчи касательно Ветхого Завета

Учитывая все вышеперечисленные аспекты, необходимо определить, придерживаясь какого метода или принципа следует интерпретировать притчу. Например, некоторые богословы считают, что любая притча имеет «одну теологическую идею» Dodd C.H. The parables of the kingdom. - New York: Charles Scribner`s Sons, 1961. - C.7.

Лезов С. (Юлихер) Попытка понимания: Избранные работы. М. -Спб.: «Университетская книга», 1998. - С.425.

Верклер Г.А. Герменевтика Принципы и процесс толкования Библии Мичиган: «Гранд Рапидс», 1995. - С.121.. Следует согласиться с таким мнением за исключением маленького замечания. Позже мы коснемся дополнительных тем, которые могут наблюдаются в притче. Подобные темы никак нельзя обходить стороной, особенно в нашем случае, где в притче затронуто достаточно много тем.

В общем, следует отличать главную идею притчи от ее значения и дополнительных тем. В связи с этим, представим в логической последовательности от общего к частному цели притчи:

Главная цель - спасти всех грешников

Частная цель - спасти сребролюбивых фарисеев

Конкретная цель - указать фарисеям на их опасное состояние перед Богом

Использование дополнительных тем притчи богословами для утверждения определенных концептов в систематическом богословии имеет место в богословских работах. Эриксон М. Христианское богословие Спб.: «Библия для всех», 1999. - С.446, 660, 861, 994 Райри Ч. Основы богословия М.: «Духовное возрождение», 1997. - С.624. Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию Спб.: «Библия для всех», 1994. - С.367 Buswell J.O. A Systematic Theology of the Christian Religion, Michigan: “Grand Rapids”, 1977. - C.306. Berkhof L. Systematic Theology Michigan: “Grand Rapids”, 1993. - C.679, 689,735. Pannenberg W. Systematic Theology V-2 Michigan: “Grand Rapids”, 1994. - C. 183. Но целью данной работы не было исследовать темы, которые касаются главной идеи притчи, поэтому мы их позже только перечислим.

Главная идея притчи

На основании экзегетического исследования и определенных принципов толкования следует определить центральную теологическую идею притчи и о богаче и Лазаре.

Эта притча отличается от других притч тем, что Христос рассказал ее без дополнительного толкования. Например, Христос прямо не говорит что с чем сравнивается, Он не говорит: «А теперь вам необходимо понять, что жизнь богача это жизнь сребролюбивых фарисеев..» Как уже отмечалось ранее, по предположению Рассказчика слушатель должен был сопоставить себя с одним из героев, причем притча рассчитана на сообразительного слушателя и построена определенным образом. Чтобы определить главную идею притчи следует придерживаться следующей определенной логической последовательности:

1. Цель написания Евангелия от Луки. В первой части работы мы определили, что цель написания Евангелия от Луки в следующем: представить Христа, Который пострадал, умер и воскрес ради спасения грешных людей. Кульминационный стих всего Евангелия от Луки, по нашему мнению, это «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (19:10).

2. Цель написания притчи «О богаче и Лазаре». На основании экзегетического исследования мы выявили, что целью Христа в данной притче было призвать фарисеев к покаянию и принятию Мессии для спасения их душ. Откуда мы можем это видеть? Притча, состоящая из трех частей имеет неопределенный конец, который состоит из диалога Авраама с богачом. Речь шла о пяти братьях.

Вопрос о пяти братьях повис в воздухе или другими словами остался открыт. Наверное, поэтому Иеремиас назвал эту притчу «О шести братьях». Jeremias J. The Parables of Jesus. - Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, USA 1954. - C. 186. Но, по мнению автора, притчу следовало бы назвать «О богаче и пяти братьях» по той лишь причине, что притча имеет главную цель и вступительную. Вступительная цель - указать фарисеям на их негативный образ жизни, как результат неверия (иллюстрация жизни богача), а главная цель - призвать их к покаянию и вере. По этой причине и, следовательно, по причине наименования данной работы будем называть исследуемую притчу, как притчу «О богаче и пяти братьях».

Таким образом, видим, что цель притчи легко согласуется с целью Евангелия, а именно: объединяющий элемент - это спасение, разница лишь в том, что во всем Евангелии прослеживается спасение всех людей, а в притче - спасти конкретных людей (сребролюбивых фарисеев).

3. Важность отношений между Рассказчиком и слушателями. Здесь следует напомнить, что контекст притчи определяет ее предназначение. Именно в контексте притчи мы видим фарисеев, которые были сребролюбивы (Лук. 16:14). Такого рода притчи рассчитаны на сообразительных слушателей, поэтому дополнительные разъяснения были бы излишними. Таким образом, можно увидеть, что есть определенная категория людей, которая прямо отождествляется с главным героем притчи и тех персонажей, которые с ним солидарны.

Итак, сребролюбивые фарисеи, денег ради которые были готовы нарушить мицву милосердия и любви, тем самым свидетельствовали о своей вере.

Отношение между Рассказчиком и слушателями можно проследить в третьей части притчи. Как было указано выше, темой последнего разговора Авраама с богачом была о том, как донести Евангелие до пяти братьев. Вывод был сделан устами Авраама о том, что всякие попытки как либо донести истину Божию до их сердца не оправдаются, не будут успешны. В беседе было оговорено два метода, по которым можно было бы обрести спасение. Это Слово Божье и чудо Божие, но ни то ни другое не изменит их сердца, по словам Авраама, если не уверуют. Воскрешение из мертвых - это единственное чудо, которое, по мнению богача, возможно, подействовало бы на сердца его братьев. Но и здесь он ошибся.

Таким образом, сюжет притчи не имеет развязки или другими словами завершенного конца. Эпизод с нищим Лазарем является завязкой Понятие завязки и развязки в притче использовано из лекций профессора Ван Дер Вата, пребывание в аду богача обостряет сюжет и беседа богача с Авраамом является кульминацией, которая ни к чему не приводит. Чем закончилась жизнь пяти братьев? Это вопрос, который должен был задать себе каждый слушатель. Следовательно, ключевой сценой всего аггадического повествования является разговор богача с Авраамом, другими словами вопросы и ответы, которые открывали реальную картину жизни пяти братьев.

Главные слушатели это сребролюбивые фарисеи, которые по идее должны были сами развязать эту притчу. Но все дело в том, что они не принимали Того, Кто рассказал им ее, фарисеи смеялись над Христом (Лук.16:14). Это видно из ответов Авраама. Смысл рассуждения сводится к словам Авраама, который свидетельствует о неверии пяти братьев и о наличии Слова Божьего у этих братьев, которое никак не влияло на их жизнь (31 стих).

4. Связь между ВЗ и НЗ в свете притчи. В контексте притчи Христос говорит о законе: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.» (Лук.16:16-17).

В контексте притчи сказано, что фарисеи смеялись над Христом (Лук.16:14). Причина такого смеха - они не верили в Священное Писание, которое говорит о Христе. Теперь становится понятно, почему Христос прежде сказал о том, что ни одна йота не пропадет из закона. Но закон до Иоанна, а Иоанн как мы знаем проповедовал покаяние и прощение грехов (Мф.3:8). Из 30 стиха притчи видим, что богач, озабоченный житием своих братьев, говорит: «…но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Из этого следует, что фарисеи прекрасно знали Иоанна и тему его проповедей. Они знали, что необходимо покаяться в своих грехах.

Из семантического исследования слов мы увидели, что богач одевался в царскую одежду, но не был царем, следовательно, это говорит о его гордости и роскошь неумеренную. «Одежда есть знак потерянной человеческой невинности, лишение первобытного блаженства и приобретение бедности человеческой; ибо в состоянии невинности праотцы наши ходили наги». Силвестра Приточник Евангельский Въ Синодальной Тиопграфии Москва, 1997, -С. 523. Кавказский Архиепископ Кавалер Силвестр продолжает: теперь же человек имеет нужду в одежде в доказательство нашего падения и греховной наготы и потому славиться своею одеждою есть не что иное, как гордиться своею бедностью, своим падением, своим отступлением от Бога (там же). Силвестра подводит итог исследованию жизни богача и говорит, что внешняя излишность есть знак внутренней легкомысленности. Силвестра Приточник Евангельский. - С. 524.

Те фарисеи, которые любили деньги больше чем закон Бога, они становились богатыми и автоматически нарушали заповеди Божьи о любви к ближнему. И причина такого поведения, как мы выяснили раньше - сребролюбие, при возникновении которого автоматически появляется неверие Св. Писанию и, следовательно, Христу.

Христос через притчу как раз хотел показать не спасительную веру фарисеев и призвать их к покаянию и истинной вере.

В результате, слова Авраама: «У них есть Моисей и пророки, пусть их слушают» являются не только пожеланием к пяти братьям, но и призывом к фарисеям обратиться к Слову Божьему. Другими словами Христос ставит фарисеев перед фактом (их отношение к деньгам) и перед выбором - либо поверить Писанию и Ему, либо продолжать жить так, как они живут, зная, чем такая жизнь закончится. Таким образом через текст притчи Христос пытается донести до слушателя следующее - невозможно иметь одинаковое отношение и к деньгам и к Богу (Лук.16:13).

Следует отметить, что речь идет именно о тех фарисеях, которые пренебрегали Св. Писанием (смотри истор. контекст), следовательно, смеялись над Христом и были равнодушны к нищим по причине сребролюбия.

4. Согласование значения притчи с другими книгами НЗ. Тему сребролюбия затрагивают и другие авторы НЗ. Например, история с богатым юношей, которая записана в Евангелии от Матфея 19:16-26 тоже представляет нам яркий пример того, о чем заботятся богатые люди. Юношу объяла печаль от слов Христа, потому что имел большое имение (19:22). Иначе говоря, кто любит богатство, тот не может служить Богу и любить ближнего и ничто на земле так не господствует над умом и сердцем человека, как богатство.

Апостол Павел в послании к Тимофею пишет, что «корень всех зол - сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры…» (Тим.6:10). Как видно из слов Апостола Павла, те, кто привязываются к деньгам, вместе с этим теряют истинную спасающую веру в Бога. Пример Анании и Сапфиры из Деяний Апостолов является ярким примером, когда люди всем сердцем прилепились к деньгам, что повлекло за собой смелость солгать Духу Святому и, следовательно, их смерть (Деян.5 глава).

Итак, притча о богаче и Лазаре, а точнее «О богаче и пяти братьях» имеет одну главную теологическую цель, направленную к первым слушателям, где Бог действует следующим образом:

1. Он приоткрывает внутренний мир человека (через диалог), чтобы показать реальное положение вещей

2. Он дает возможность измениться (нищие у ворот богатых есть всегда)

3. Бог действует как Судья

Второй пункт действия Бога показывает для чего нужна была эта притча в тот настоящий момент. Все сказанное Христом в свое время имело место и смысл - изменить сердца людей через покаяние и принятие Его истин. Через эту притчу открывается возможность спастись сребролюбивым фарисеям, для спасения которых дано три варианта свидетельства, как мы видим из притчи:

3 Священное Писание, 2. Нищие, 3. Чудеса

Три достаточно весомые свидетельства даны были фарисеям, которые больше возлюбили деньги. Коснемся немного третьего свидетельства, которое просил богач в беседе с Авраамом - это чудо. Если посмотреть жизнь Иисуса Христа в целом через четыре Евангелия, то можно увидеть, что в притче есть намек на воскресение Христа. Это мы можем видеть опять же из диалога богача с Авраамом. Речь идет о том, чтобы Авраам послал Лазаря на землю для свидетельства пяти братьям. Авраам отказал, утверждая, что в чудо братья не поверят, потому что не верят в Писание. Позже Христос воскрешает Лазаря, брата Марфы и Марии. Кашовская Н. Новый Библейский Словарь Библейские персонажи Спб.: «Мирт», 1999. - С.192. После этого чуда фарисеи опять искали убить Христа (Иоанн11:47-57). Мало того, когда воскрес Сам Христос, фарисеи заплатили воинам за дезинформацию (Мф.28:11-13). Таким образом, фарисеи так и не поверили в чудо воскресения Христа, намек которого уже был приведен в притче о богаче и пяти братьях.

4. Элементы значения притчи, касающиеся ВЗ.

Слова Авраама, обращенные к богачу, это не конечный приговор, его слова дают свободу выбора. 29 стих: Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть их слушают. Это своего рода пожелание Авраама - слушать Слово Божье. Далее, 31 стих - это условное предложение: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мертвых воскрес, не поверят». Другими словами, Священное Писание в центре внимания в ответных рассуждениях Авраама. Учитывая, что диалог богача с Авраамом в притче происходит за линией смерти, автор показывает, что Моисей и пророки это вневременные понятия, несмотря на то, что книги Моисея и пророков были написаны во времена ВЗ.

Упоминание Моисея и пророков Авраамом повторяется в 29 и 31 стихах. Священное Писание (Моисей и пророки), так же устная форма Еврейской традиции тоже были в наличии у фарисеев, где сказано, что «сладострастие, вожделения, страсть к любым телесным наслаждениям… - лишают человека жизни в мире этом и будущем» (Трактат Авот, смотри истор. контекст).Отсюда можно заключить, что жизнь, которую проводили эти пять братьев на земле направляла их прямо в ад. Причины такого направления это сердца братьев, которые не способны были поверить в чудо и тем более принять Слово Божье. Как говорит Даррель, текст учит нас, что знамения сами по себе не имеют ценности и влияния, если сердце человека не правильно настроено, испорчено. Darrell L.B. Baker B. Exegetical commentary of the NT Luke V-2 Grand Rapids, Michigan, 1996, - C. 1378.

В Ветхом Завете материальные блага были обещаны Богом только праведникам, и поколение праведников должно было быть благословенным в этом смысле слова, как замечает Хаберсон. Habershon A.R. The study of the Parables Michigan: Grand Rapids, 1975. - C. 292. Естественно, что фарисеи себя считали праведниками не мало не сомневаясь, иначе они не смеялись бы над Христом (Лук.16:14). Они были богаты, так же как и Авраам. На фоне такого понимания благословения Богом евреев, Христос рассказывает притчу. Можно представить себе противоречие, которое возникло среди фарисеев. Почему возникало такое противоречие? Потому что те же фарисеи прекрасно понимали, что такое обещанные материальные блага Богом, но не особо рассматривали то, что эти материальные блага были обещаны праведникам. А слово праведникам включает в себя хотя бы проявление милостыни бедным людям (Втор.24:14-15), не говоря уже о предупреждениях Устной Традиции евреев (смотри истор. контекст).

Но почему Христос выбрал Авраама, отвечающего на вопросы богача? Личность Авраама в данной притче играет очень важную роль.

Известно, что Авраам жил в Ветхозаветные времена. Возникает вопрос: Как спасались люди, которые жили во времена Ветхого Завета, в том числе и Авраам? Кстати, Авраам жил в то время, когда закон, речь о котором идет в тексте и контексте притчи, еще не был дан Богом.

Авраам как известно признан двумя авторами Нового Завета, как отец веры. Например, «Верою Авраам повиновался идти в страну, которую имел получить в наследие..» (Евр.11:8). «И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божьим»» (Иак.2:23). Другими словами, Авраам представлен авторами НЗ, как глубоко верующим человеком, несмотря на то, что он был весьма богат. Кроме того, Авраам не просто веровал в Бога, но в обетование Божье. Обетование Божье Аврааму гласит, что Бог благословит его потомство, в котором благословятся все племена земные (Быт.12:3). И, действительно, как толкует Апостол Павел: «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано «и потомкам», как-бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос» (Гал.3:16). Итак, Авраам верил в обетование Божье, другими словами, в обещанного Богом Мессию. Следовательно, как в Ветхом Завете люди спасались верою во Христа, так и в Новом Завете спасение приобретается верою в Мессию.

Через столь краткий анализ жизни Авраама видно, что благословенные Богом люди и, следовательно, рассчитывающие на спасение, это не те, кто имеет много богатства, но те, кто искренне всем сердцем веруют во Христа как Мессию. Но, фарисеи как раз думали по другому (смотри повествоват. анализ).

Таким образом, из текста притчи мы видим, как Христос переворачивает понимание фарисеев благословенного Богом человека и проклятого Богом человека. Борьба идет между материальным и духовным пониманием благословения. Если фарисеи привыкли все измерять деньгами, то им трудно переключиться на то, на что акцентирует Христос во взаимоотношении с Богом и с ближним.

Итак, текст притчи учит нас, что люди, привязанные к богатству никак не могут служить Богу. И здесь важно понимать, что само богатство не является злом и быть богатым это вовсе не грех, и Христос не осуждает фарисеев за то, что они богаты. Здесь необходимо провести грань между богатством как таковым и богатством как средство обольщения. Именно богатство является тем предметом, к которому сердце человеческое быстрее всего привязывается и в этом состоит опасность.

Но призыв остался призывом в этой притче, развязку которой должен был сделать сам слушатель.

Притча - это небольшой рассказ, имеющий некий глубокий философский смысл. Она заставляет задуматься о чём-то важном, жизненном. Наиболее распространены в народе притчи о смысле поскольку это та тема, которая волнует всех людей испокон веков. Старые, принесённые из прошлого века рассказы ценятся как более мудрые, в них чувствуется опыт предыдущих поколений. Однако не стоит недооценивать современные притчи о смысле жизни, они не менее востребованы. Всё потому, что без разницы, когда описываемая ситуация происходила, главное - смысл.

Рассказам не обязательно быть длинными, некоторые притчи о смысле жизни короткие, как спичка, и прочесть их можно успеть ещё до того, как она догорит. Однако это не мешает им нести некий посыл, который одним поможет определиться с тем, для чего мы живём, а другим просто даст пищу для размышлений. Ниже в качестве примеров предоставлены некоторые известные и интересные притчи о смысле жизни.

Пример: «Осёл и колодец»

Упал осёл в колодец и стал призывно кричать, привлекая внимание хозяина. Тот действительно прибежал, но доставать питомца не спешил. В его голову пришла «гениальная» идея: «Колодец высох, его давно пора было закопать и создать новый. Осёл тоже старый, нового пора заводить. Засыплю-ка я колодец прямо сейчас! Сразу 2 полезных дела сделаю».

Сказано - сделано, пригласил мужчина соседей, и начали они дружно закидывать колодец и находящегося внутри ослика землёй, не обращая внимания на крики бедного животного, догадавшегося что к чему.

Вскоре осёл замолчал. Любопытно стало людям, почему он притих, заглянули они в колодец и увидели такую картину: каждый ком земли, что опускался сверху на спину, ослик сбрасывал с себя, а потом приминал копытами. В итоге, когда мужчины продолжили, животное окончательно добралось до верха и выбралось.

Жизнь посылает людям много неприятностей, сравнимых с комьями земли. Можно ныть и кричать о том, как плоха и а можно попытаться стряхнуть землю и примять её, чтобы подняться. Главное - не сидеть сложа руки и что-то делать.

Чему учат притчи


Каждая притча учит чему-то своему. Например, приведённая выше даёт понять, что никогда нельзя сдаваться, даже в тех случаях, когда ситуация кажется безнадёжной, а также что для достижения положительного результата нужно всего-то хорошенько думать и постараться найти выход. Чаще всего именно такой смысл и вкладывают в эти небольшие философские рассказы те, кто способен на это. Некоторые притчи пришли к людям прямиком от мудрецов, некоторые просто придуманы обычными людьми, но в любом случае глубинный подтекст есть в любой притче, а потому читать их иногда бывает крайне полезно.

Кроме этого, конечно, притчи помогают разобраться с добром и злом, любовью и симпатией, верой в Бога, религией в целом, со смыслом жизни и с другими интересующими проблемами.

Пример: «Жизнь и кофе»

Однажды выпускники престижного колледжа зашли в гости к своему мудрому профессору, некогда многому их обучившему. Постепенно разговор зашёл о жизненных трудностях, и тогда преподаватель предложил ребятам кофе. После согласия мужчина ушёл, а вскоре вернулся с кофейником и уставленным разнообразными чашками подносом. Одни были красивыми и дорогими, сделанными из хрусталя или фарфора, другие - простые и неказистые, пластмассовые, дешёвые.

Посмотрите, что вы выбрали, - начал профессор, когда каждый из его учеников взял по чашке. - Вы все взяли лишь самые красивые и привлекательные чашки, оставив дешёвые на подносе. Это и есть источник ваших бед - вы стремитесь получить всё лучшее для себя. Но главное не то что снаружи, а что внутри. От красоты чашки не зависит вкус кофе, а именно он является вашей главной целью. Задумайтесь: кофе - это наша жизнь, а деньги, общество, работа - это всего лишь чашки. Мы стремимся к самой красивой чашке, забывая наполнять её содержимым. Но ведь она служит всего лишь средством, помогающим поддержать жизнь. Главное - кофе и его вкус.

Чем притчи полезны

Из примера выше сразу понятно, что притчи могут нести поистине масштабную мысль. Действительно, наши жизни сравнимы с кофе. Люди пытаются заработать огромные деньги, стремятся жить в роскошных домах, красиво и дорого одеваться, ищут себе спутников жизни не по любви, а по другим качествам вроде богатства и громкого имени и т.д. При всём этом человек не понимает, что счастье совсем не в красивой чашке (а также в фантике, если сравнивать с конфетами), а в содержимом. Наверняка многие слышали, что богатые люди чаще всего несчастливы. У них есть всё, поэтому они просто не знают, чего им ещё надо. Зато бедные, живущие в скромных хижинах люди могут быть настолько довольными своими жизнями, что просто поражаешься.

Кстати, в притчах и тому подобных философских рассказах очень любят сравнения. Даже в обоих приведённых выше примерах жизни сравниваются с чем-то/кем-то. Это происходит для лучшего восприятия человеком смысла.

В каком возрасте лучше начать изучать притчи


Конкретного ответа на этот вопрос нет, однако чем старше человек, тем он мудрее, а потому и настоящий смысл, который авторы хотели донести до читателя, понять ему проще. некоторые притчи настолько легки для восприятия (чаще всего благодаря пресловутому сравнению, о котором говорилось ранее), что их способен осознать абсолютно любой человек, даже самый далёкий от философии.

Чаще всего притчи начинают интересовать вместе с приходящим в голову вопросом о смысле жизни. У кого-то это может быть в 15 лет, у кого-то в 30, но факт остаётся фактом: именно притчи помогают найти ответы на интересующие жизненные вопросы. Причём совершенно любые, поскольку касаются они почти всех направлений.

Восток - дело тонкое

Чаще всего людей интересуют не обычные, а о смысле жизни. Происходит это потому, что именно на Востоке большее количество мудрецов и мастеров, в отличие от других народов, а значит, именно оттуда стекаются полноценные рассказы, созданные истинными мастерами своего дела. Не всегда, конечно, это правда, поскольку назвать притчу «восточной» может любой автор, будь он из Лондона или России, но всё же зачастую люди верят, что читают именно восточную притчу, отчего автоматически доверяют ей сильнее, чем другим вариантам подобных рассказов.

Пример: «Бабочки и ответы»

Подлетели однажды к горящей свече три прекрасные бабочки, полюбовались некоторое время на огонь и стали рассуждать о его природе и смысле. Первая решилась подлететь чуть ближе, и вскоре она вернулась.

Огонь светит, - оповестила она.

Другая бабочка решила не отставать от первой, поэтому тоже решила подлететь к свече. Только приблизилась к огню она ближе первой подруги, чтобы лучше понять, что к чему, а потому немного подпалила крыло.

Огонь жжётся! - воскликнула она, вернувшись к ждущим её «девушкам».

Третья бабочка тоже отправилась к свече, правда, оказавшись смелее всех, она залетела прямиком в огонь. Она уже не вернулась, но свою мечту - познать, в чём сила и природа огня - она исполнила. К сожалению, оставшимся бабочкам она уже не могла поведать истину.

Притчи и смысл жизни

Все ищут истинную ценность человеческого существования на Земле. Однако, как видно из приведенного выше примера: знания - это мощная сила. Чаще всего бывает, что те, кто ничего не знают, говорят, а те, кто точно знают правду, молчат. Мёртвые, например, знают смысл жизни, но они не могут поведать его земным людям, как бы они сами этого ни хотели.

Все притчи так или иначе затрагивают смысл существования, но точного ответа они вряд ли дадут любопытным. Лишь намёки, подсказки, которые каждый воспримет по-своему и разовьёт в полноценную идею, мысль. Не у каждого это получится, правда, некоторые посчитают, что все притчи - это полный бред, но, возможно, когда-нибудь они всё-таки задумаются над этим вопросом.

Много лет коллекционирую мудрые, красивые, поучительные истории. Удивительно, но авторы большинства этих шедевров неизвестны. Вероятно, глубина и внутренняя красота этих миниатюр превращает их в современный фольклор, передаваемый из уст в уста. Предлагаю вашему вниманию десять лучших притч о смысле жизни и том важном, что позволяет сверять жизненные ориентиры, отличать подлинное величие и духовное богатство от ограниченного мирка повседневной суеты, хотя порою и выглядящего торжественно и пышно. Выбрал на свой вкус, конечно.

Полная банка.


Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
- Полна ли банка? - спросил профессор студентов.
- Да, полна, - ответили студенты.
Тогда он открыл пакет с горохом и высыпал его содержимое в большую банку, немного потряс её. Горох занял свободное место между камнями.
- Полна ли банка? - ещё раз профессор спросил студентов.

- Да, полна, - ответили они.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

Самое ценное

Один человек в детстве был очень дружен со стариком-соседом.
Но время шло, появился колледж и увлечения, затем работа и личная жизнь. Каждую минуту молодой мужчина был занят, и у него не было времени ни вспомнить о прошлом, ни даже побыть с близкими.
Однажды он узнал, что сосед умер - и неожиданно вспомнил: старик многому научил его, стараясь заменить мальчику погибшего отца. Ощутив свою вину, он приехал на похороны.
Вечером, после погребения, мужчина зашёл в опустевший дом покойного. Всё было так, как и много лет назад…
Вот только маленькая золотая коробочка, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь, исчезла со стола. Подумав, что её забрал кто-то из немногочисленных родственников, мужчина покинул дом.
Однако через две недели он получил посылку. Увидев на ней имя соседа, мужчина вздрогнул и открыл коробку.
Внутри лежала та самая золотая коробочка. В ней оказались карманные золотые часы с гравировкой: «Спасибо за время, что проводил со мной».
И он понял — самым ценным для старика было время, проведённое со своим маленьким другом.
С тех пор мужчина старался как можно больше времени уделять жене и сыну.

Жизнь измеряется не количеством вдохов. Она измеряется количеством моментов, которые заставляют нас задержать дыхание. Время утекает от нас каждую секунду. И его нужно тратить прямо сейчас.

Следы на песке (христианская притча).

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе? Господь отвечал:
— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.

Мечта.

Управляя самолётом на одном из маршрутов, пилот обратился к своему другу-напарнику:
— Взгляни вниз на это прекрасное озеро. Я родился неподалёку от него, вон там моя деревня.
Он указал на маленькую деревушку, которая, точно на насесте, расположилась на холмах неподалёку от озера, и заметил:
— Я родился там. Ребёнком я часто сидел у озера и ловил рыбу. Рыбная ловля была моим любимым занятием. Но в то время, когда я был ребёнком, ловящим рыбу в озере, в небе всегда летали самолёты. Они пролетали над моей головой, и я мечтал о том дне, когда я смогу сам стать пилотом и управлять самолётом. Это было моей единственной мечтой. Теперь она исполнилась.
И теперь я каждый раз смотрю вниз на это озеро и мечтаю о том времени, когда я уйду на пенсию и снова отправлюсь ловить рыбу. Ведь моё озеро так прекрасно…

Хромой котёнок.

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
- От 30 до 50 рублей, - ответил продавец.
Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.
- У меня только 20 рублей сейчас, - грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, - с надеждой попросил он продавца.
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.
- Скажите, а что с этим котенком? - спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. - Это на всю жизнь, так сказал ветеринар. - добавил мужчина.
Тогда мальчик почему-то очень заволновался.
- Вот его-то я и хотел бы приобрести.
- Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, - сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.
- Нет, я не хочу брать его даром, - напряженным голосом произнес ребенок.
- Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, - твердо добавил он.
Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.
- Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята.
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами.
Ребенок взглянул на продавца.
- Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза… Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.
- Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

… В действительности, не столь важно КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, какой вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь тот, кто идет К вам, в то время как весь мир уходит ОТ вас, и есть - настоящий Друг.

Чашки кофе.

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.

Твой крест (христианская притча).

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у него:
— Можно, я выберу себе иной крест?
Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит:
— Выбирай.
Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился: «Каких только здесь нет крестов — и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие». Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и, наконец, нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит:
— Боже, можно мне взять этот?
— Можно, — ответил Бог. — Это твой собственный и есть.

Стакан в вытянутой руке.

Профессор начал свой урок с того, что взял в руку стакан с небольшим количеством воды. Он поднял его таким образом, чтобы все его увидели, и спросил студентов:
— Как вы думаете, сколько весит этот стакан?
— 50 грамм, 100 грамм, 125 грамм, — отвечали студенты.
— Я действительно не узнаю, пока не взвешу его, — сказал профессор, — но мой вопрос таков: что бы произошло, если я бы его держал, как сейчас, в течение нескольких минут?
— Ничего, — сказали студенты.
— Хорошо, а что бы случилось, если я бы его держал, как сейчас, в течение часа? — спросил профессор.
— Ваша рука начала бы болеть, — сказал один из студентов.
— Вы правы, ну а что бы произошло, если бы я его держал весь день?
— Ваша рука бы онемела, у вас было бы сильное мышечное расстройство и паралич, и на всякий случай пришлось бы поехать в больницу.
— Очень хорошо. Но пока мы тут обсуждали, изменился ли вес стакана? — спросил профессор.
— Нет.
— А что же заставляет болеть руку и вызывает мышечное расстройство?
Студенты были озадачены.
— Что мне надо сделать, чтобы всё это исправить? — снова спросил профессор.
— Поставьте стакан, — сказал один из студентов.
— Точно! — сказал профессор. — С жизненными проблемами всегда так. Только подумай о них несколько минут и они с тобой. Подумай о них подольше, и они начнут зудеть. Если думать ещё дольше, они тебя парализуют. Ты ничего не сможешь сделать.
Важно думать о проблемах в жизни, но ещё важней уметь отложить их: на конец рабочего дня, на следующий день. Так ты не устаёшь, просыпаешься каждый день свежий и сильный. И ты можешь управлять любой проблемой, любого рода вызовом, идущим с тобой по пути.

Всё в твоих руках (восточная притча)

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

Хрупкие подарки (притча от М.Широчкиной).

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Не спорю, каждый человек в праве иметь свое мнение.
Но если бы все люди тоже пытались найти себя, а не занимались, чем придется и к чему они вообще не предрасположены, и задавали бы себе чуть побольше вопросов, быть может, в нашей стране все было бы немножко иначе, чем сейчас. Я имею ввиду, не было бы практически полного безразличия к тому, что происходит. Ведь нашу страну разваливают! У нас нет собственной промышленности, мы ничего не производим, живем только за счет нефти…что делают с образованием, я вообще молчу…И при том всем вроде как все равно. Полная апатия какая-то. Нет, я, конечно, понимаю, что каждому своя рубашка к телу ближе…но не до такой же степени! Впрочем…я часто думаю, что же можно сделать? Сама ведь по сути говорю большей частью. Безусловно, есть люди, которым тоже все это не нравится, но тем не менее, тех, кто живет по принципу «Dont worry, be happy», думаю, все-таки больше…Я не знаю, как заставить других людей задуматься, заставить их делать что-то. А Вы…что Вы думаете об этом?

Знаете, я еще хотела спросить. Я знаю, мой вопрос может показаться наивным, но, как сказал Ремарк:»Наивность, это дар а не недостаток»)). В общем, вы не думали о том, чтобы заняться литературным трудом? Я имею в виду, не думали ли Вы о карьере писателя? Или, может быть, Вы уже где-нибудь печатаетесь? Блог, это, конечно, замечательно…Но как сказать, не совсем то. Вы представитель молодого МЫСЛЯЩЕГО поколения и по-моему, очень даже неплохо пишете (конечно, я Вам не судья, и вообще не имею никакого морального права давать Вам оценку, т. к. у меня нет гуманитарного образования. Хм…пока нет…)Просто я очень люблю литературу, и то, что я прочла у Вас в блоге: Ваши рассуждения, размышления, притчу о крыльях, — мне понравилось. Если уж совсем по-честному, единственное, что немножко не нравится, это некоторые пунктуационные ошибки и слово «ровняться» в Вашей «Первой записи». Оно ведь пишется через а, от слова равный…А так, я по-прежнему в восторге). Надеюсь, Вы не обидетесь на то, что я сейчас сказала.)

Так вот. Мне просто очень обидно, что в наше время так мало людей, которые бы …как сказать…занимались бы нравственным воспитанием общества, что ли. Нет сейчас писателей, современных писателей, которые бы пользовались популярностью и всеобщим уважением и в своих произведениях освещали бы важные вопросы, заставляли бы людей анализиравать свои поступки и т. д. Ведь кто такие все эти дашковы и маринины? Так, серенькая литературка для чтения в электричке…Из всех людей, занимающихся творческой деятельностью, я считаю, только Задорнов ставит своей целью хоть как-то повлиять на людей, на их патриотические чувства)) А из современных писателей..говорили, что Акунин неплохо пишет…Врочем, много чего говорят, а сама я, к сожалению, не читала. А Вы читали? Поделитесь своими впечатлениями, если читали?
И поэтому я думаю, таким людям как вы, которым не все равно, которые не согласны плыть по течению, нужно нести свои мыси в массы! (Как бы пафосно и глупо это не звучало))) И безусловно, не все с Вашим мнением согласятся, и конечно, найдутся те, кто будет против, но тем не менее, люди задумаются. Я думаю, неприменно задумаются! Ведь что такое «Метро 2012 «, «Гарри Поттер», романы Вебера и Коэльо? Мне кажется не более, чем увлекательное чтиво…хотя, мое знакомство с вышеперечисленными вещами ограничивалось лишь пролистыванием книжек, стоящих на магазинных полках…но все же, в один ряд в произведениями Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского им никогда не стать. Быть может, это однобоко с моей стороны читать только классическую литературу, но я считаю, что жизнь коротка, и лучше успеть прочесть что-то более стоящее.

Почти нет в современной литературе настоящих, глубоких вещей, а если есть то они не популярны. По крайней мере, мне не попадались)) А очень хочется, чтобы были. В общем, надеюсь, что основную мысль я донесла. Мне будет очень интересно узнать Ваше мнение.

И…надеюсь, Вас еще не утомило мое письмо, и Вы прочтете его до конца…)) Наверное, это сранно, когда незнакомая девушка просто так вот берет и начинает писать…Может это потому, что я уже на протяжении лет этак трех-четырех время от времени «впадаю в деперссняк» ввиду того, что не не знаю, а чувствую, что пока не тем занимаюсь по жизни. Или, быть может, пока не нашла то свое в той сфере, с которой связана моя жизнь сейчас. А Вы, Вы очень позитивно смотрите на мир. Не зацикливаетесь на простых вопросах, а решаете их. Потому мне интересно Ваше мнение. Короче, я надеюсь, что Вы хотя бы смеяться надо мной не будете, читая мое «сочинение»))

Можно я Вам последний вопрос задам?) Вы говорите, что поняли, чего хотите и, тем не менее, находитесь в поисках себя. Не совсем понимаю…Разве найти себя, это не значит понять, чего ты хочешь? Что вы имели в виду?

P.S. Обещаю это будет последний вопрос. Вот Вы прочли мое письмо. Сколько бы лет Вы мне дали?)) Просто моя мамочка цитирует мне пушкинское «блажен кто смолоду был молод» и говорит, что в моем возрасте нужно думать совсем о другом. Неужели я такая старая?;)) Надеюсь, я Вас не сильно утомила…


С притчами я знакома довольно таки давно, но вот весь глубинный смысл притчи я поняла несколько лет назад. Так что же такое ПРИТЧА?

Обращаюсь в Википедии.

При́тча (англ. preach - проповедь) - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

Я полюбила притчи за то, что с их помощью можно дать такую раскладку текущей проблемы, что все становится просто и ясно как дважды два.

Мне нравится использовать притчи в своей работе . Вот пришел человек со своей проблемой - он не знает где вход, а где выход. Он запутался. Он в тупике. А ты ему притчу соответствующую рассказала и человеку становится понятно к чему ты все это говоришь. Человек понимает эту притчу. Человек начинает видеть выход из своей проблемы .

Не спорю, что все проблемы решаются с помощью притчи, но многие - да. Ведь проблема, по сути, это тупик для одного человека, который в упор не видит двери-выхода. А ты ему посветила притчей в нужном направлении и все, человек идет в этому выходу.

У меня в работе есть несколько любимых прич, которые я использую чаще всего. Они - универсальны (как я их называю), так как охватывают наиболее встречающиеся жизненные проблемы.

Я эти притчи помещу ниже, но вывод делайте каждый сам.

Притча первая - "Два монаха" (даосская притча).

Возвращались как-то старый и молодой монахи в свою обитель. Путь их пересекала река, которая из-за дождей сильно разлилась. На берегу стояла хорошо одетая женщина, которой срочно нужно было перебраться на противоположный берег к больному ребенку, но она не могла обойтись без посторонней помощи.

Обет строго-настрого запрещал монахам прикасаться к женщинам. Молодой монах, заметив женщину, демонстративно отвернулся, а старый подошел к ней, посадил себе на спину и перенес ее через речку. Весь оставшийся путь монахи хранили молчание, но у самой обители молодой монах не выдержал:

Как ты мог прикоснуться к женщине!? Ты же давал обет!

На что старый, повернув улыбающееся лицо, ответил:

Я перенес эту женщину и давно оставил на берегу реки, а ты до сих пор ее несешь на себе.

Притча вторая - "50 лет вежливости".

Одна пожилая супружеская пара праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала:
- Вот уже 50 лет, как я, стараясь угодить своему мужу, всегда отдавала ему горбушку с хрустящей корочкой, оставляя себе мякиш. А сегодня я хочу, чтобы эта корочка достался мне.

Она намазала себе маслом верхнюю половину хлеба, а мякиш отдала мужу. Вопреки ее ожиданиям, он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость! Вот уже более пятидесяти лет я не ем нижнюю половину хлеба, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе потому что ты ее так любишь.

Притча третья - "Притча о старике, мальчике и осле".

Однажды старик и мальчик путешествовали на осле. Мальчик вел осла, а пожилой человек ехал на осле верхом. Когда они проходили мимо небольшой деревни, несколько деревенских людей пронзительными голосами стали кричать: "Посмотрите на этого старика, который эксплуатирует этого бедного мальчика! Что за негодяй!"

После того как они прошли деревню, пожилой человек сказал: "Нам лучше поменяться, иначе в следующей деревне нас тоже будут оскорблять". И они поменялись, пожилой человек стал вести осла, а мальчик ехал верхом. Но в следующей деревне они тоже подверглись критике: "Посмотрите на этого эгоистичного мальчика, не уважающего своего престарелого деда! Он не даёт пожилому человеку ехать верхом на осле".

Тогда они оба решили пойти пешком, но в следующей деревне люди стали кричать: "Посмотрите на этих двух глупых людей! У них есть осел, но они предпочитают идти пешком!"

Тогда старик повернулся и сказал мальчику: "В действительности, не важно, что ты делаешь, – люди всё равно будут тебя критиковать".

Согласитесь, что в этих трех притчах заключаются многие наши проблемы:

1) Мы любим грузиться проблемами и таскать их на себе (в себе) очень долгое время. А некоторые таскают, холят и лелеют свои проблемы всю жизнь. Счастлив тот, кто во время умеет скидывать с себя проблемы.

2) Мы любим во многих моментах жизни "вежливо"молчать, переступая через свои интересы, с целью угодить другим. Молчать с самыми близкими нами людьми вместо того, чтобы проговорить проблему, решить ее и забыть о ней. Вот так вот и живут тысячи Саш и Наташ несчастливо всю свою семейную жизнь, вежливо, но тупо переступая свои интересы вместо того, чтобы поговорить начистоту и ясно выразить свою позицию, желания и интересы.

3) Мы любим думать о том, что о нас подумают другие. Мы опасаемся, мы прогибаемся, мы, со временем, теряем себя только потому, что боимся выглядеть смешно и глупо в глазах окружающих. Мы теряем себя только из-за того, чтобы казаться лучше. Но ДАЖЕ В ЭТОМ СЛУЧАЕ найдутся те, которые будут нами недовольны. Для всех ты никогда мил не будешь. Смысл ломать себя?