Игры на тему орфография. Орфографические игры на уроке английского языка. Игра «Add consonants. Игровые задания на уроках русского языка
















Задание 7 Среди предложенных рядов найдите два слова, которые пишутся с НН: а)бережё…ный, верчен…ый, вульканизирован… ый, вишен..ик; б) бадминтоон…ый, выветрен…ый, вишен…ый, долглждан…ый; в) довершён…ый, балован…ый, венчан…ый, разглажен…ый; г)современ…ый, гостин…ый, жасмин…ый, глушен…ый.


Задание 8 В каком ряду во всех словах удвоенная согласная? а) бестсел…ер, интел…игент, ал…егория, диалем…а; б) гал…ера, кол…едж, кирил…ица; в) ат…ракцион, нарцис…, кар…икатура, палас…; г) ил…юзион, ком…едия, идил…ия, хок…ей; д) режис…ёр, суф…икс, гал…ерея, цнл…офан.




Задание 10 Среди рядов слов найдите тот, в котором все слова пишутся с «не» раздельно: А)(не)был, (не)годуя, (не)красив, а дурен, (не)ряха; Б) (не)нависть, (не)начатое вовремя дело, (не)учила, (не)образованный, (не)кого; В) (не)сделав, (не)кожаный, (не)горячий, (не)умеха; г) (не)солёные, а жареные грибы, (не)умелый, (не)настье, (не)погода, (не)когда; Д) (не)прочитанная вчера книга, (не)стремится, (не)дорогой, а дешёвый, (не) (у)кого.





Задание 14 Определите, чем занимались люди данных профессий: стряпчий, городовой, половой, шкипер, жокей, кормчий, городничий. А)Рулевой, ведущий судно; б)строитель, архитектор в)чиновник по судебному надзору; г)слуга в трактире; д)командир несамоходного судна; лицо, ответственное за палубное имущество; е)наездник на скачках; з)начальник города.

Игра «Буква заблудилась»

Цель : учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.

Описание . Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Закричал охотник: «Ой!

Д вери гонятся за мной!».

На виду у детворы

Крыс у красят маляры.

Куклу выбросив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый л ук

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался д ом.

Посмотрите-ка, ребятки:

Р аки выросли на грядке!

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно в рачей.

Мы собирали васильки -

На головах у нас щ енки.

Старый дедушка Пахом

На коз е скакал верхом.

Жучка буд ку не доела:

Неохота, надоело.

На пожелтевшую листву

Роняет лев свою листву.

Мама с б очками пошла

По дороге вдоль села.

Миша дров не напилил,

Печку к епками топил.

Синеет море перед нами,

Летают м айки над волнами.

Л. Шибаев

Игра «Типография»

Цели: расширять словарный запас детей; развивать смекалку, мышление, эрудицию.

Примечание . Педагог может предложить детям любое ключевое слово по буквенному составу и по толкованию, соответствующее тому или иному возрасту детей.

Описание . В игре принимают участие две команды по 8 человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта отличаются от другого по цвету. Команды выстраиваются шеренгами одна против другой, у каждого игрока карточка с буквой, которую он должен запомнить. Учитель называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, маг, торг и другие. Участники команд, буквы которых входят в называемое учителем слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные. Например, из слова «пилка» можно составить слова: капли, лапки, пачки, липка. Из слова «приток» - портик, тропик и другие. Для каждого класса выбираются слова, по уровню сложности соответствующие возрасту школьников.

Игра «Слова по теме»

Цели : развивать логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллективной и состязательной работы детей.

Примечание . С каждой возрастной категорией заданные темы усложняются учителем.

Описание . Учитель предлагает детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Дом, где я живу», «Наша школа», «Прогулка в лес», «В продовольственном магазине». Тот, кто начинает игру, называет все слова, которые он может припомнить (слова, не относящиеся к теме, не записываются). Затем учитель предлагает другим детям дополнить этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто назвал большее количество слов, а также тот, кто добавил к уже названным словам последнее.

После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.

Игра «Пятерки»

Цели : учить объединять слова в обобщенную тему, развивать умение взаимодействовать с членами команды.

Описание . В игре могут участвовать 25-30 человек. По числу участников надо подготовить карточки со словами (или рисунками) на определенные темы: «Растения», «Животный мир», «Школьные принадлежности», «Транспортные средства» и другие. На каждую тему отбирается по 5 слов или картинок. Карточки перемешиваются, раздаются играющим. Задачи играющих: объединиться в группы по 5 человек, чтобы в каждой группе у всех были карточки на одну тему. Отыскать среди всех играющих обладателей карточек с нужными словами (или картинками) совсем не просто. Первая пятерка, правильно подобравшая слова (картинки) и явившаяся к учителю, получает шесть очков, вторая - пять очков и т. д.

Темы, по которым должны объединяться пятерки, учитель может объявить, когда все карточки розданы. Но можно темы и не называть - пусть ребята сами догадаются. Игра будет труднее, но зато интереснее.

Игра «Поиграем в слова»

Цель : расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.

1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:

2. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые

Ответы. 1) лис; 2) мел; 3) лук; 4) порт; 5) гол; 6) гимн.

Примечание : можно предложить выполнение заданий командам, можно применять эту форму для индивидуальной работы учащихся.

Игра «Парад грамотеев»

Задание: определите, всё ли в этих высказываниях правильно; приведите все предложения в порядок.

Кот стремительно мчался на одной ноге.

Она так испугалась, что бросилась в обморок.

На картине изображен ученик средних лет.

Его правая щека весело улыбалась.

Навстречу шел отец. Девочка и собака радостно залаяли.

Младшая сестра носила на голове платок, старшая - ботинки.

Он сел на коня и поехал пешком.

Он лег в постель и уснул изо всех сил.

Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.

У моего друга курносый нос, плавно переходящий в шею.

Некоторые обезьяны висят на деревьях вверх головой.

Когда туман рассеялся, князь увидел татаро-монгольское иго.

Охотник широко закрыл глаза и выстрелил.

Мы спали, но нам не спалось.

Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.

Мальчик облизался до ушей.

Мой любимый уголок природы - солнце.

На крыше было много голубей, человек сорок.

На переменках мы катались по перилам с первого на третий этаж.

Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.

Миша долго смотрел в зеркало, пока не узнал своего лица.

Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.

Раздался выстрел, и его ранило в правую голову.

В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.

Северный океан очень ледовитый.

Над своей теорией Дарвин работал, как зверь.

Лицо у него было овальное, как прямой угол.

В своих сапогах я чувствовал себя как дома.

У Вовы синяк под глазом, который ему очень к лицу.

У него была шпага с одним патроном.

Сестра любит помогать свой сестре Тане, когда она ест шоколад.

Я так люблю книги, что даже их читаю.

Наконец мы увидели березовую рощу, где стояли одни дубы.

Мне приходили в голову разные мысли, но лучшие остановились на банке земляничного варенья.

Он очень испугался, и душа у него ушла в ботинки.

Я быстро стоял на одном месте.

За многочисленными веснушками на его лице нельзя было рассмотреть черты его характера.

У него из-под черных кудрей выглядывали белые зубы.

Неожиданно он услышал чей-то взгляд.

Оля съела бублик вместе с собакой, которая бежала рядом.

И тогда он взял нож и застрелился.

За кустом белело что-то синее.

Он узнал ее по родинке на правом носу.

Уснув, сидя на лошади, Сергей весело пел песню.

Уши у него торчат кто куда.

Самым любимым временем года у него были каникулы.

Мысли как назло не хотели думать.

Было мне так холодно, что я вспотел.

Слева лес редкий, но дремучий.

Сначала у него вспотел лоб, а потом только показалась шишка.

На меня напала мысль.

У Сережи зачесались руки на коленях.

Саша вышел под громкое мычание всего класса.

Он сильно ударился головой, после чего долго хромал.

Игра «Соберите слова»

Задание: соедините слова столбиков так, чтобы появились новые слова.

Задачи с буквами и словами «Вниз по лесенке»

Задание: подберите слова по мере увеличения их буквенного количества (то есть возрастания ступенек лесенки) и получите словарную лестницу.

гривость

дуванчик

нтермедия

снователь

стребитель

боснование

ипровизация

бозреватель

спользование

бщественница

скусственность

прометчивость

зобретательство

тносительносгь

носказательность

врагоукрепление

Игра «Дружная семья»

Цели: закрепить понятие о частях речи, упражнять в составлении примеров (слов), обозначающих все части речи.

Описание. «Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Например, литература. Его нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слово (часть речи).

Л - ли — частица.

И - или - союз.

Т - триста - числительное.

Е - ехать - глагол.

Р - радостно - наречие.

А - а - союз.

Т - тот - местоимение.

У - у - предлог.

Р - розовый - прилагательное.

А - ах - междометие.

Другой пример со словом - трудолюбие.

Т - ты - местоимение.

Р - разве - частица.

У - удивляться - глагол.

Д - десять - числительное.

О - ох - междометие.

Л - легко - наречие.

Ю - юла - существительное.

Б - без - предлог.

И - или - союз.

Е - елейный - прилагательное.

Игра «Найдите числительные»

Задание: прочитайте забавные стихотворения Ванды Хотомской. Укажите числительные: сколько их, в каких словах встречаются?

Есть у нас три сестри цы.

Вы не знаете их?

Как бы мне ухитри ться

Рассказать о троих.

У одной, что в Стри жове,

Над окошком жил стри ж.

Стри чь она мастерица -

Приходи к ней, малыш!

У другой, что в Устри цах,

Никаких устри ц нет,

Но зато осетри ну

Подают на обед!

А у третьей, в Быстри це,

Быстри на на реке,

И резвятся три тоны

По ночам на песке.

У просто го сторожа -

Не просто рный дом:

Часто в нем стоножка

Бродит под сто лом.

Дорожит сто ножка

Чисто тою ног

И сто личной ваксой

Чистит сто сапог.

Вместо двух непросто

Вычистить все сто ,

Сразу сто лько обуви

Не носил никто!

У просто й сто ножки

Сто ит постоять,

Можно у сто ножки

Опыт перенять!

Перевод Л. Кондратенко

Игра «Кто больше составит слов?»

Цели : расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.

Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом виляет, все следы заметает».

В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.

(Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)

Цели :

  • расширить знания школьников о словарях,
  • показать их многообразие и назначение каждого,
  • закрепить навыки работы со справочной литературой,
  • научить составлять мини-словарики.

Ход игры

  1. Узнать слова по определениям
  2. Объяснить значения и происхождения слов
  3. Составить определения
  4. Объяснить значения фразеологизмов
  5. Назвать омонимы

Библиотекарь : Вы часто слышите: читай внимательно, не пропускай страниц, не забегай вперед. А представьте себе книгу, которую можно начать читать с середины, потом заглянуть в конец, затем вернуться к началу, а вместе с ней читать еще несколько таких же книг. Догадались, как они называются?

(Ответы)

Словари бывают разные. Есть словари, которые рассказывают нам о великих людях, о исторических событиях или о явлениях природы,или о изобретениях. Такие словари называются энциклопедическими. А есть словари,которые помогают нам правильно написать слово, поставить ударение, объяснить значение слова. Такие словари называют языковые или лингвистические.

А какие языковые словари знаете вы?

Есть “Орфографический словарь (показ) он помогает нам правильно написать слово.

Словарь ударений (показ) он нам поможет понять как же правильно говорить творог или творог, туфля или туфля. И чем ирис отличается от ириса, а атлас от атласа.

Есть словари “Толковые (показ) они нам объясняют, толкуют значения слова. А вы думаете: много в нашем языке иностранных слов? (Ответы)

Обычно мы считаем, что иностранные слова это те слова, которые нам непонятны. Если я скажу предложение “Девочка пила чай и ела бутерброд с колбасой” вы поймете, о чем речь? А между тем бутерброд, колбаса,чай эти слова пришли к нам из других языков. Каких можно узнать, если посмотреть “Словарь иностранных слов”

Иногда нам интересно узнать, как появились названия почему кошку назвали кошкой, а слона слоном. В этом нам поможет “Этимологический словарь” . Он рассказывает о происхождение слов. Мы можем узнать например, что конфетой раньше называли лекарство. А джинсами паруса из крепкой ткани”

Наше первая встреча с “Толковым словарем” задание следующее я буду читать определения, а вы называете предмет

  1. Красящая жидкость для писания (чернила)
  2. Прозрачные краски растворимые на воде и картина, написанная такими красками (акварель)
  3. Тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков (альбом)
  4. Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-либо кусков цветной бумаги или материи (Аппликация).
  5. Вращающаяся модель земного шара (Глобус)
  6. Чертеж поверхности Земли и других космических тел (Карта)
  7. Кусочек специально обработанной резины для стирания написанного (Ластик)
  8. Деревянная палочка со стержнем из углерода (Карандаш)
  9. Длинная коробка для ручек, карандашей, перьев (Пенал)
  10. Сшитые листы чистой бумаги в обложке ш
  11. Книга для обучения,по какому либо предмету (учебник)
  12. Тетрадь, где преподавателями контролируются успехи учеников (Классный журнал)

Команды отвечают по очереди. Правильный ответ балл.

Библиотекарь .: Наши команды получают по конверту. В них вы найдете отрывки их хорошо вам известных стихотворений и сказок. Вы должны используя лежащие у вас на столе словари объяснить значение и происхождения выделенных слов. Если называете автора и название произведения,то получаете дополнительный балл.

1-я команда

“ Жил да был бутерброд с колбасою “

“ Утром брату помогала, он с утра конфеты ел ”

“Оглянись Кузька, он бы увидел, что ни огонь за ним гонится, а низко–низко летит в ступе Баба-Яга”

2-я команда

“ Испек рассыпчатый пирог”

“Нужно выселить лягушку”

“ У лукоморья дуб зеленый ”

Ответы

1-я команда

Бутерброд – Ломтик хлеба с сыром, маслом, колбасой. Слово пришло к нам из немецкого языка и означает “хлеб с маслом” (Чуковский “ Бутерброд”)

Конфета – Кондитерское изделие в виде плитки, шарика, батончика. Итальянское слово конфета когда то было заимствовано из латинского языка, в котором означало “ лекарство” (Барто “ Помощница”)

Баба- Яга – В русских сказках злая старуха - колдунья. От древнерусского глагола ягать, что значит кричать, ругаться (Александрова “ Кузька”)

2-я команда

Пирог – Печеное изделие из раскатанного теста с начинкой. Произошло от слова “ пир”, и сначала пирогом называли праздничный хлеб (Хармс “ Я захотел устроить бал”)

Лягушка – Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыгания. Первоначально это название звучало немного иначе: лягуха, а образовано оно от существительного ляга, что значит “ нога”.Свое название лягушка получила за длинные ноги. (Барто “ Проверка”)

Лукоморье – в старину так называли морской залив. Слово лукоморье образовано от слова “ лука” (или лук ), которое имеет значение “ кривой, изогнутый”. Получается, что лукоморье – изгиб море. (Пушкин “ Отрывок из поэмы “ Руслан и Людмила”)

Библиотекарь: Сейчас вам предстоит отгадать загадки. А отгадав составить определения отгаданных слов.

1-я команда

“ Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И квадратной головой” (Компьютер)

“ Внутри он холодный, холодный
Его открывает голодный (Холодильник)

“ Я видал его не в клетке,
Не в гнезде и не на ветке.
Он на столике стоял
Все, что слышал, повторял” (Магнитофон)

2-я команда

Жмешь на кнопки (не баян)
Говоришь (не рация)
И летит за океан
Информация! (Телефон)

“ Живет в нем вся вселенная
А вещь обыкновенная” (Телевизор)

“ Мы день не спим.
Мы ночь не спим
И день и ночь
Стучим, стучим (Часы)

Библиотекарь “Бить баклуши”, “ Толочь воду в решете”, “Давать жару” Как называются такие выражения? (Ответы) Правильно они называются фразеологизмы. А что такое фразеологизмы? Кто даст определение?(Ответы) Сейчас нам предстоит встретиться с “Фразеологическим словарем”

Я прочитаю вам один интересный рассказ. Затем каждая команда получит по отрывку из этого рассказа. Ваша задача отметить все фразеологизмы, какие вы встретите и объяснить их значение.

1-я команда

“Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет , где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны- известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится другая, третья. Того и гляди утащат среди белого дня из под носа.

2-я команда

“Спорили сороки стрекотали, а сыр под кустом лежал Откуда. ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл .И поделом сорока м: не надо было ворон считать

Предварительные итоги.

Библиотекарь :.Сейчас я прочту одно веселое стихотворение. А вы должны сказать, что в нем необычного.

“Сев в такси спросила такса
За проезд какая такса?
А водитель - денег с такс
Не берем совсем
Вот так-с!” (Ответы)

Библиотекарь :. Правильно в этом стихотворение слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Такса - установленная плата и Такса - порода собак. Кто знает как называются такие слова? (Ответы ). Они называются омонимы.

  1. И колючий зверек, и прическа (Ежик)
  2. И монета и верхушка дерева (Крона)
  3. И потемнения на лице и образования на Солнце (Пятна)
  4. И фрукт и боксерская принадлежность (Груша)
  5. Огромная змея и часть саней (Полоз)
  6. И почтовая и денежная единица Германии до2000 года.(Марка)
  7. Титул монарха в восточных странах и ход в шахматах (Шах)
  8. И болезнь и обитатель водоемов (Рак)
  9. И спортивный инвентарь и овощ (Лук)
  10. То что у нас под ногами и одна из планет солнечной системы (Земля)

Правильный ответ балл.

Подведения итогов. Награждения.

Литература

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/ Под ред.Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995.- 383с.: ил. (с.
  2. Жуков В.П, Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка- М.: Просвещение, 1989-383с.
  3. Елкина Н.В, Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: Академия развития,1997-224с
  4. Загадки.Скороговорки. Любимые стихи/ Составитель В.И.Лунин –М.: АСТ- ПРЕСС, 1999 – 368 с,ил.
  5. Ожегов. Толковый словарь русского языка – М.: Азъ, 1992 -960с.
  6. Ушакова. Этимологический словарик школьника-СПб.: Издательский Дом “Литера”,2007.-96

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

1.Проверьте Незнайку.

Незнайка играл в слова, составляя из двух слов одно. Проверьте, правильно ли он

составил слова?

Пол+осы=полосы

Кол+осы=колоссы

Вол+осы-волосы

Зуб+ь+я=зубья

Дуб+ь+я=дубья

2.Кто быстрее исправит ошибки. (Тема: Большая буква)

На карточках текст с ошибками.

Задание: Как можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании прописной буквы.

3.Прочти предложение. (Тема: Падежные окончания.)

Из альбомного листа изготовляются карты, на которых записаны предложения, но вместо существительных помещены соответствующие рисунки.

Задание: читая предложение, учащиеся по рисункам называют имена существительные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание.

4. «Выбери три слова» (Игра используется для закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор : подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

рыбка

вьюга

чулок

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

5 . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

6. Игра «Бал»

Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания.

Игровая задача: Помоги предложениям попасть на Бал.

В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его спряжение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?

Материалы:

На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.

В мае цветет черемуха Мама подарила сыну книгу Ласточки возвращаются из Африки Заяц кормится корой дерева Сестра приехала к брату Саша написал письмо Лисица спряталась за кустом и т.д. Ч а с о в о й В (чем?) мае цветет (что?) черемуха. и т.д.

7. Игра «Найди окончание»

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.

“Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц”.

Материалы:

Карточки

  • Собирай по ягодк... – найдешь кузовок.
  • Капля по капл... и камень долбит.

Без букваря и грамматик... не учатся и математик...

8. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

9 . Игра «Командная игра-цепочка»

Дидактическая задача: Дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже.

Игровая задача: Сделать цепочку как можно длиннее.

  • Слушаю музыку, маму...
  • Пишу диктант, письмо,...
  • Строят башню, дом,... и т.д.

10.Игра «Твердый – мягкий»

Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

11.Игра: Будь внимателен.


Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное, живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!

12.Игра: Словознайкин, дай ответ.

Цель: определить уровень развития детей, развивать память, мышление, речь.
Детям предлагается за определенное время вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок и четверостиший, в которых встречаются слова и заданное правило – «Правописание слов с сочетаниями жи, ши». Например:
Пословицы и поговорки:
Жизнь дана на добрые дела.
Шила в мешке не утаишь.
Поспешишь –людей насмешишь.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь.
Загадки:
Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжие,
А зовут их…(лыжами).

Он высокий и пятнистый

С длинной, длинной шеей,

А питается он листьями,

Листьями деревьев (жираф)
Четверостишье:
Шила шубку – сшила юбку,
Шила шапку – сшила тапку!
Хорошая швея Наташа!

13.Игра: Замени букву.

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

Дочка ручка
бочка речка
ночка свечка
кочка печка
точка почка
тучка дочка
тачка ночка

14.Игра: Назови один предмет.

Цель: отработка способов проверки безударных гласных.
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.
Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т. д.

15.Игра: Большая буква.
Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах.
Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек.
Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т. е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.

Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква
Выросла выше букв – подруг У строчки в начале,
Смотрят с почтением Чтобы начало мы замечали.
На букву подруги, Имя, фамилия
Но почему? Пишутся с нею,
За какие заслуги? Чтобы заметнее быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Буква расти не сама захотела, Имя твое
Букве поручено важное дело: Имя улицы, города.
Ставиться в слове Буква большая -
Не зря и непросто Совсем не пустая,
Буква такого высокого роста.

В букве большой -
Уважения знак.(С. Измайлов)

16.Игра: Пол-минутки для шутки.

Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных.
Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении Ю. Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь.
Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных - клички, а остальные выполняют эту работу в тетради.
Жили - были дед, да баба
С маленькою внучкою.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкою,
А Хохлатой они
Звали жеребенка,
А еще у них была
Курица Буренка,
Собачонка Мурка,
А еще два козла,-
Сивка и Бурка.

17.Дидактическая игра «Будь внимателен».
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное, живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!


ИГРА - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. Новейший философский словарь

  • игра - О скрываемых (обычно неблаговидных) действиях, поступках. Бессовестная, большая, гадкая, грязная, двойная, двусмысленная, дипломатическая, дьявольская, змеиная, искусная, коварная, лживая, лицемерная, лукавая, недобросовестная, неискренняя, нечистая... Словарь эпитетов русского языка
  • Игра - Форма свободного самовыражения человека, предполагающая реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Словарь по культурологии
  • игра - игра́ игра́ть, диал. грать; укр. гра, iгра́, гра́ти, блр. граць, ст.-слав. игрь παίγνιον (Супр., Еuсh. Sin.), играти παίζειν (Супр.), болг. игра́, игра́я "играю", сербохорв. ѝгра "пляска, игра", ѝграти, и̏гра̑м "плясать, играть", словен. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • ИГРА - ИГРА - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др. Большой энциклопедический словарь
  • Игра - I Игра́ вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. И. сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. Большая советская энциклопедия
  • игра - Игра, игры, игры, игр, игре, играм, игру, игры, игрой, игрою, играми, игре, играх Грамматический словарь Зализняка
  • игра - ИГР’А, игры, мн. игры, ·жен. 1. только ед. Действие по гл. Играть. Дети думают только об игре, забывая об уроках. Игра положена в основу воспитания в детских домах. Игра в лапту. Игра в шахматы. Игра в тенис. Театральная игра. Игра в великодушие. Толковый словарь Ушакова
  • игра - См. играть Толковый словарь Даля
  • ИГРА - ИГРА - англ. play /game; нем. Spiel. 1. Непринудительная, свободная деятельность (в противоположность утилитарно-практической); является формой самовыражения субъекта, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии... Социологический словарь
  • игра - игра I ж. 1. Процесс действия по гл. играть I 1. 2. Результат такого действия; занятие для развлечения, отдыха, укрепления здоровья и т.п. || Какой-либо вид, способ такого занятия, основанный на определённых условиях, подчинённый определённым правилам. Толковый словарь Ефремовой
  • игра - Видимо, восходит к греческому agos – "восхваление божества пением и пляской". Этимологический словарь Крылова
  • игра - См. азартные игры. Большой юридический словарь
  • ИГРА - ИГРА – одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности (см. Эстетика [ЭСТЕТИКА]), т.е. неутилитарной, совершаемой ради нее самой и доставляющей, как правило, ее участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие, радость. Новая философская энциклопедия
  • игра - -ы, мн. игры, игр, ж. 1. Действие по глаг. играть (в 1 знач.). || Деятельность, занятия детей. Представляя, что она рвет с дерева какие-то американские фрукты, Любочка сорвала на одном листке огромной величины червяка, с ужасом бросила его на землю ---. Малый академический словарь
  • игра - ИГРА -ы; мн. игры, игр; ж. 1. к Играть (1, 3-6 зн.). И. детей прекратилась. Вмешаться в детскую игру. И. с ребёнком, собакой. И. на скрипке, на рояле. Виртуозная и. пианистки. Слушать игру духового оркестра. И. актёра в роли Отелло прекрасна. Толковый словарь Кузнецова
  • игра - сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
  • игра - ИГРА, ы, мн. игры, игр, играм, ж. 1. см. играть. 2. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Шахматная и. Спортивные игры. Азартные игры. Опасная и. (перен.: о рискованном предприятии). 3. Комплект предметов для такого занятия. Толковый словарь Ожегова