Задание 7 Среди предложенных рядов найдите два слова, которые пишутся с НН: а)бережё…ный, верчен…ый, вульканизирован… ый, вишен..ик; б) бадминтоон…ый, выветрен…ый, вишен…ый, долглждан…ый; в) довершён…ый, балован…ый, венчан…ый, разглажен…ый; г)современ…ый, гостин…ый, жасмин…ый, глушен…ый.
Задание 8 В каком ряду во всех словах удвоенная согласная? а) бестсел…ер, интел…игент, ал…егория, диалем…а; б) гал…ера, кол…едж, кирил…ица; в) ат…ракцион, нарцис…, кар…икатура, палас…; г) ил…юзион, ком…едия, идил…ия, хок…ей; д) режис…ёр, суф…икс, гал…ерея, цнл…офан.
Задание 10 Среди рядов слов найдите тот, в котором все слова пишутся с «не» раздельно: А)(не)был, (не)годуя, (не)красив, а дурен, (не)ряха; Б) (не)нависть, (не)начатое вовремя дело, (не)учила, (не)образованный, (не)кого; В) (не)сделав, (не)кожаный, (не)горячий, (не)умеха; г) (не)солёные, а жареные грибы, (не)умелый, (не)настье, (не)погода, (не)когда; Д) (не)прочитанная вчера книга, (не)стремится, (не)дорогой, а дешёвый, (не) (у)кого.
Задание 14 Определите, чем занимались люди данных профессий: стряпчий, городовой, половой, шкипер, жокей, кормчий, городничий. А)Рулевой, ведущий судно; б)строитель, архитектор в)чиновник по судебному надзору; г)слуга в трактире; д)командир несамоходного судна; лицо, ответственное за палубное имущество; е)наездник на скачках; з)начальник города.
Игра «Буква заблудилась»
Цель : учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.
Описание . Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Закричал охотник: «Ой!
Д вери гонятся за мной!».
На виду у детворы
Крыс у красят маляры.
Куклу выбросив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый л ук
С длинными усами!
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался д ом.
Посмотрите-ка, ребятки:
Р аки выросли на грядке!
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно в рачей.
Мы собирали васильки -
На головах у нас щ енки.
Старый дедушка Пахом
На коз е скакал верхом.
Жучка буд ку не доела:
Неохота, надоело.
На пожелтевшую листву
Роняет лев свою листву.
Мама с б очками пошла
По дороге вдоль села.
Миша дров не напилил,
Печку к епками топил.
Синеет море перед нами,
Летают м айки над волнами.
Л. Шибаев
Игра «Типография»
Цели: расширять словарный запас детей; развивать смекалку, мышление, эрудицию.
Примечание . Педагог может предложить детям любое ключевое слово по буквенному составу и по толкованию, соответствующее тому или иному возрасту детей.
Описание . В игре принимают участие две команды по 8 человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта отличаются от другого по цвету. Команды выстраиваются шеренгами одна против другой, у каждого игрока карточка с буквой, которую он должен запомнить. Учитель называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, маг, торг и другие. Участники команд, буквы которых входят в называемое учителем слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные. Например, из слова «пилка» можно составить слова: капли, лапки, пачки, липка. Из слова «приток» - портик, тропик и другие. Для каждого класса выбираются слова, по уровню сложности соответствующие возрасту школьников.
Игра «Слова по теме»
Цели : развивать логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллективной и состязательной работы детей.
Примечание . С каждой возрастной категорией заданные темы усложняются учителем.
Описание . Учитель предлагает детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Дом, где я живу», «Наша школа», «Прогулка в лес», «В продовольственном магазине». Тот, кто начинает игру, называет все слова, которые он может припомнить (слова, не относящиеся к теме, не записываются). Затем учитель предлагает другим детям дополнить этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто назвал большее количество слов, а также тот, кто добавил к уже названным словам последнее.
После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.
Игра «Пятерки»
Цели : учить объединять слова в обобщенную тему, развивать умение взаимодействовать с членами команды.
Описание . В игре могут участвовать 25-30 человек. По числу участников надо подготовить карточки со словами (или рисунками) на определенные темы: «Растения», «Животный мир», «Школьные принадлежности», «Транспортные средства» и другие. На каждую тему отбирается по 5 слов или картинок. Карточки перемешиваются, раздаются играющим. Задачи играющих: объединиться в группы по 5 человек, чтобы в каждой группе у всех были карточки на одну тему. Отыскать среди всех играющих обладателей карточек с нужными словами (или картинками) совсем не просто. Первая пятерка, правильно подобравшая слова (картинки) и явившаяся к учителю, получает шесть очков, вторая - пять очков и т. д.
Темы, по которым должны объединяться пятерки, учитель может объявить, когда все карточки розданы. Но можно темы и не называть - пусть ребята сами догадаются. Игра будет труднее, но зато интереснее.
Игра «Поиграем в слова»
Цель : расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.
1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:
2. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые
Ответы. 1) лис; 2) мел; 3) лук; 4) порт; 5) гол; 6) гимн.
Примечание : можно предложить выполнение заданий командам, можно применять эту форму для индивидуальной работы учащихся.
Игра «Парад грамотеев»
Задание: определите, всё ли в этих высказываниях правильно; приведите все предложения в порядок.
Кот стремительно мчался на одной ноге.
Она так испугалась, что бросилась в обморок.
На картине изображен ученик средних лет.
Его правая щека весело улыбалась.
Навстречу шел отец. Девочка и собака радостно залаяли.
Младшая сестра носила на голове платок, старшая - ботинки.
Он сел на коня и поехал пешком.
Он лег в постель и уснул изо всех сил.
Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.
У моего друга курносый нос, плавно переходящий в шею.
Некоторые обезьяны висят на деревьях вверх головой.
Когда туман рассеялся, князь увидел татаро-монгольское иго.
Охотник широко закрыл глаза и выстрелил.
Мы спали, но нам не спалось.
Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.
Мальчик облизался до ушей.
Мой любимый уголок природы - солнце.
На крыше было много голубей, человек сорок.
На переменках мы катались по перилам с первого на третий этаж.
Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.
Миша долго смотрел в зеркало, пока не узнал своего лица.
Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.
Раздался выстрел, и его ранило в правую голову.
В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.
Северный океан очень ледовитый.
Над своей теорией Дарвин работал, как зверь.
Лицо у него было овальное, как прямой угол.
В своих сапогах я чувствовал себя как дома.
У Вовы синяк под глазом, который ему очень к лицу.
У него была шпага с одним патроном.
Сестра любит помогать свой сестре Тане, когда она ест шоколад.
Я так люблю книги, что даже их читаю.
Наконец мы увидели березовую рощу, где стояли одни дубы.
Мне приходили в голову разные мысли, но лучшие остановились на банке земляничного варенья.
Он очень испугался, и душа у него ушла в ботинки.
Я быстро стоял на одном месте.
За многочисленными веснушками на его лице нельзя было рассмотреть черты его характера.
У него из-под черных кудрей выглядывали белые зубы.
Неожиданно он услышал чей-то взгляд.
Оля съела бублик вместе с собакой, которая бежала рядом.
И тогда он взял нож и застрелился.
За кустом белело что-то синее.
Он узнал ее по родинке на правом носу.
Уснув, сидя на лошади, Сергей весело пел песню.
Уши у него торчат кто куда.
Самым любимым временем года у него были каникулы.
Мысли как назло не хотели думать.
Было мне так холодно, что я вспотел.
Слева лес редкий, но дремучий.
Сначала у него вспотел лоб, а потом только показалась шишка.
На меня напала мысль.
У Сережи зачесались руки на коленях.
Саша вышел под громкое мычание всего класса.
Он сильно ударился головой, после чего долго хромал.
Игра «Соберите слова»
Задание: соедините слова столбиков так, чтобы появились новые слова.
Задачи с буквами и словами «Вниз по лесенке»
Задание: подберите слова по мере увеличения их буквенного количества (то есть возрастания ступенек лесенки) и получите словарную лестницу.
гривость |
дуванчик |
||
нтермедия |
снователь |
||
стребитель |
боснование |
||
ипровизация |
бозреватель |
||
спользование |
бщественница |
||
скусственность |
прометчивость |
||
зобретательство |
тносительносгь |
||
носказательность |
врагоукрепление |
Игра «Дружная семья»
Цели: закрепить понятие о частях речи, упражнять в составлении примеров (слов), обозначающих все части речи.
Описание. «Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Например, литература. Его нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слово (часть речи).
Л - ли — частица.
И - или - союз.
Т - триста - числительное.
Е - ехать - глагол.
Р - радостно - наречие.
А - а - союз.
Т - тот - местоимение.
У - у - предлог.
Р - розовый - прилагательное.
А - ах - междометие.
Другой пример со словом - трудолюбие.
Т - ты - местоимение.
Р - разве - частица.
У - удивляться - глагол.
Д - десять - числительное.
О - ох - междометие.
Л - легко - наречие.
Ю - юла - существительное.
Б - без - предлог.
И - или - союз.
Е - елейный - прилагательное.
Игра «Найдите числительные»
Задание: прочитайте забавные стихотворения Ванды Хотомской. Укажите числительные: сколько их, в каких словах встречаются?
Есть у нас три сестри цы.
Вы не знаете их?
Как бы мне ухитри ться
Рассказать о троих.
У одной, что в Стри жове,
Над окошком жил стри ж.
Стри чь она мастерица -
Приходи к ней, малыш!
У другой, что в Устри цах,
Никаких устри ц нет,
Но зато осетри ну
Подают на обед!
А у третьей, в Быстри це,
Быстри на на реке,
И резвятся три тоны
По ночам на песке.
У просто го сторожа -
Не просто рный дом:
Часто в нем стоножка
Бродит под сто лом.
Дорожит сто ножка
Чисто тою ног
И сто личной ваксой
Чистит сто сапог.
Вместо двух непросто
Вычистить все сто ,
Сразу сто лько обуви
Не носил никто!
У просто й сто ножки
Сто ит постоять,
Можно у сто ножки
Опыт перенять!
Перевод Л. Кондратенко
Игра «Кто больше составит слов?»
Цели : расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.
Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом виляет, все следы заметает».
В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.
(Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)
Цели :
- расширить знания школьников о словарях,
- показать их многообразие и назначение каждого,
- закрепить навыки работы со справочной литературой,
- научить составлять мини-словарики.
Ход игры
- Узнать слова по определениям
- Объяснить значения и происхождения слов
- Составить определения
- Объяснить значения фразеологизмов
- Назвать омонимы
Библиотекарь : Вы часто слышите: читай внимательно, не пропускай страниц, не забегай вперед. А представьте себе книгу, которую можно начать читать с середины, потом заглянуть в конец, затем вернуться к началу, а вместе с ней читать еще несколько таких же книг. Догадались, как они называются?
(Ответы)
Словари бывают разные. Есть словари, которые рассказывают нам о великих людях, о исторических событиях или о явлениях природы,или о изобретениях. Такие словари называются энциклопедическими. А есть словари,которые помогают нам правильно написать слово, поставить ударение, объяснить значение слова. Такие словари называют языковые или лингвистические.
А какие языковые словари знаете вы?
Есть “Орфографический словарь ” (показ) он помогает нам правильно написать слово.
“Словарь ударений ” (показ) он нам поможет понять как же правильно говорить творог или творог, туфля или туфля. И чем ирис отличается от ириса, а атлас от атласа.
Есть словари “Толковые ” (показ) они нам объясняют, толкуют значения слова. А вы думаете: много в нашем языке иностранных слов? (Ответы)
Обычно мы считаем, что иностранные слова это те слова, которые нам непонятны. Если я скажу предложение “Девочка пила чай и ела бутерброд с колбасой” вы поймете, о чем речь? А между тем бутерброд, колбаса,чай эти слова пришли к нам из других языков. Каких можно узнать, если посмотреть “Словарь иностранных слов”
Иногда нам интересно узнать, как появились названия почему кошку назвали кошкой, а слона слоном. В этом нам поможет “Этимологический словарь” . Он рассказывает о происхождение слов. Мы можем узнать например, что конфетой раньше называли лекарство. А джинсами паруса из крепкой ткани”
Наше первая встреча с “Толковым словарем” задание следующее я буду читать определения, а вы называете предмет
- Красящая жидкость для писания (чернила)
- Прозрачные краски растворимые на воде и картина, написанная такими красками (акварель)
- Тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков (альбом)
- Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-либо кусков цветной бумаги или материи (Аппликация).
- Вращающаяся модель земного шара (Глобус)
- Чертеж поверхности Земли и других космических тел (Карта)
- Кусочек специально обработанной резины для стирания написанного (Ластик)
- Деревянная палочка со стержнем из углерода (Карандаш)
- Длинная коробка для ручек, карандашей, перьев (Пенал)
- Сшитые листы чистой бумаги в обложке ш
- Книга для обучения,по какому либо предмету (учебник)
- Тетрадь, где преподавателями контролируются успехи учеников (Классный журнал)
Команды отвечают по очереди. Правильный ответ балл.
Библиотекарь .: Наши команды получают по конверту. В них вы найдете отрывки их хорошо вам известных стихотворений и сказок. Вы должны используя лежащие у вас на столе словари объяснить значение и происхождения выделенных слов. Если называете автора и название произведения,то получаете дополнительный балл.
1-я команда
“ Жил да был бутерброд с колбасою “
“ Утром брату помогала, он с утра конфеты ел ”
“Оглянись Кузька, он бы увидел, что ни огонь за ним гонится, а низко–низко летит в ступе Баба-Яга”
2-я команда
“ Испек рассыпчатый пирог”
“Нужно выселить лягушку”
“ У лукоморья дуб зеленый ”
Ответы
1-я команда
Бутерброд – Ломтик хлеба с сыром, маслом, колбасой. Слово пришло к нам из немецкого языка и означает “хлеб с маслом” (Чуковский “ Бутерброд”)
Конфета – Кондитерское изделие в виде плитки, шарика, батончика. Итальянское слово конфета когда то было заимствовано из латинского языка, в котором означало “ лекарство” (Барто “ Помощница”)
Баба- Яга – В русских сказках злая старуха - колдунья. От древнерусского глагола ягать, что значит кричать, ругаться (Александрова “ Кузька”)
2-я команда
Пирог – Печеное изделие из раскатанного теста с начинкой. Произошло от слова “ пир”, и сначала пирогом называли праздничный хлеб (Хармс “ Я захотел устроить бал”)
Лягушка – Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыгания. Первоначально это название звучало немного иначе: лягуха, а образовано оно от существительного ляга, что значит “ нога”.Свое название лягушка получила за длинные ноги. (Барто “ Проверка”)
Лукоморье – в старину так называли морской залив. Слово лукоморье образовано от слова “ лука” (или лук ), которое имеет значение “ кривой, изогнутый”. Получается, что лукоморье – изгиб море. (Пушкин “ Отрывок из поэмы “ Руслан и Людмила”)
Библиотекарь: Сейчас вам предстоит отгадать загадки. А отгадав составить определения отгаданных слов.
1-я команда
“ Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И квадратной головой” (Компьютер)
“ Внутри он холодный, холодный
Его открывает голодный (Холодильник)
“ Я видал его не в клетке,
Не в гнезде и не на ветке.
Он на столике стоял
Все, что слышал, повторял” (Магнитофон)
2-я команда
Жмешь на кнопки (не баян)
Говоришь (не рация)
И летит за океан
Информация! (Телефон)
“ Живет в нем вся вселенная
А вещь обыкновенная” (Телевизор)
“ Мы день не спим.
Мы ночь не спим
И день и ночь
Стучим, стучим (Часы)
Библиотекарь “Бить баклуши”, “ Толочь воду в решете”, “Давать жару” Как называются такие выражения? (Ответы) Правильно они называются фразеологизмы. А что такое фразеологизмы? Кто даст определение?(Ответы) Сейчас нам предстоит встретиться с “Фразеологическим словарем”
Я прочитаю вам один интересный рассказ. Затем каждая команда получит по отрывку из этого рассказа. Ваша задача отметить все фразеологизмы, какие вы встретите и объяснить их значение.
1-я команда
“Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет , где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны- известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится другая, третья. Того и гляди утащат среди белого дня из под носа.
2-я команда
“Спорили сороки стрекотали, а сыр под кустом лежал Откуда. ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл .И поделом сорока м: не надо было ворон считать ”
Предварительные итоги.
Библиотекарь :.Сейчас я прочту одно веселое стихотворение. А вы должны сказать, что в нем необычного.
“Сев в такси спросила такса
За проезд какая такса?
А водитель - денег с такс
Не берем совсем
Вот так-с!” (Ответы)
Библиотекарь :. Правильно в этом стихотворение слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Такса - установленная плата и Такса - порода собак. Кто знает как называются такие слова? (Ответы ). Они называются омонимы.
- И колючий зверек, и прическа (Ежик)
- И монета и верхушка дерева (Крона)
- И потемнения на лице и образования на Солнце (Пятна)
- И фрукт и боксерская принадлежность (Груша)
- Огромная змея и часть саней (Полоз)
- И почтовая и денежная единица Германии до2000 года.(Марка)
- Титул монарха в восточных странах и ход в шахматах (Шах)
- И болезнь и обитатель водоемов (Рак)
- И спортивный инвентарь и овощ (Лук)
- То что у нас под ногами и одна из планет солнечной системы (Земля)
Правильный ответ балл.
Подведения итогов. Награждения.
Литература
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/ Под ред.Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995.- 383с.: ил. (с.
- Жуков В.П, Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка- М.: Просвещение, 1989-383с.
- Елкина Н.В, Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: Академия развития,1997-224с
- Загадки.Скороговорки. Любимые стихи/ Составитель В.И.Лунин –М.: АСТ- ПРЕСС, 1999 – 368 с,ил.
- Ожегов. Толковый словарь русского языка – М.: Азъ, 1992 -960с.
- Ушакова. Этимологический словарик школьника-СПб.: Издательский Дом “Литера”,2007.-96
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
1.Проверьте Незнайку.
Незнайка играл в слова, составляя из двух слов одно. Проверьте, правильно ли он
составил слова?
Пол+осы=полосы
Кол+осы=колоссы
Вол+осы-волосы
Зуб+ь+я=зубья
Дуб+ь+я=дубья
2.Кто быстрее исправит ошибки. (Тема: Большая буква)
На карточках текст с ошибками.
Задание: Как можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании прописной буквы.
3.Прочти предложение. (Тема: Падежные окончания.)
Из альбомного листа изготовляются карты, на которых записаны предложения, но вместо существительных помещены соответствующие рисунки.
Задание: читая предложение, учащиеся по рисункам называют имена существительные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание.
4. «Выбери три слова» (Игра используется для закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор : подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
рыбка | вьюга | чулок | подъезд | склад | ворона |
||
дубки | варенье | чучело | съемка | град | ворота |
||
гриб | ручьи | чум | подъем | клад | воробей |
5 . Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород | парк | море | школа | столовая | зоопарк |
гря-ки | доро-ки | пло-цы | кни-ки | хле-цы | кле-ка |
кали-ка | бере-ки | фла-ки | обло-ки | пиро-ки | марты-ка |
реди-ка | ду-ки | ло-ки | тетра-ка | сли-ки | тра-ка |
морко-ка | ли-ки | остро-ки | промока-ка | голу-цы | реше-ка |
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
6. Игра «Бал»
Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания.
Игровая задача: Помоги предложениям попасть на Бал.
В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его спряжение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?
Материалы:
На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.
В мае цветет черемуха Мама подарила сыну книгу Ласточки возвращаются из Африки Заяц кормится корой дерева Сестра приехала к брату Саша написал письмо Лисица спряталась за кустом и т.д. Ч а с о в о й В (чем?) мае цветет (что?) черемуха. и т.д.
7. Игра «Найди окончание»
Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.
Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.
“Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц”.
Материалы:
Карточки
- Собирай по ягодк... – найдешь кузовок.
- Капля по капл... и камень долбит.
Без букваря и грамматик... не учатся и математик...
8. Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
9 . Игра «Командная игра-цепочка»
Дидактическая задача: Дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже.
Игровая задача: Сделать цепочку как можно длиннее.
- Слушаю музыку, маму...
- Пишу диктант, письмо,...
- Строят башню, дом,... и т.д.
10.Игра «Твердый – мягкий»
Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.
Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».
Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.
11.Игра: Будь внимателен.
Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное, живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!
12.Игра: Словознайкин, дай ответ.
Цель: определить уровень развития детей, развивать память, мышление, речь.
Детям предлагается за определенное время вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок и четверостиший, в которых встречаются слова и заданное правило – «Правописание слов с сочетаниями жи, ши». Например:
Пословицы и поговорки:
Жизнь дана на добрые дела.
Шила в мешке не утаишь.
Поспешишь –людей насмешишь.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь.
Загадки:
Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжие,
А зовут их…(лыжами).
Он высокий и пятнистый
С длинной, длинной шеей,
А питается он листьями,
Листьями деревьев (жираф)
Четверостишье:
Шила шубку – сшила юбку,
Шила шапку – сшила тапку!
Хорошая швея Наташа!
13.Игра: Замени букву.
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать
орфографическую
и
фонетическую
зоркость, внимательность, логическое мышление.
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.
Дочка ручка
бочка речка
ночка свечка
кочка печка
точка почка
тучка дочка
тачка ночка
14.Игра: Назови один предмет.
Цель: отработка способов проверки безударных гласных.
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.
Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т. д.
15.Игра: Большая буква.
Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах.
Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек.
Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т. е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.
Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква
Выросла выше букв – подруг У строчки в начале,
Смотрят с почтением Чтобы начало мы замечали.
На букву подруги, Имя, фамилия
Но почему? Пишутся с нею,
За какие заслуги? Чтобы заметнее быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Буква расти не сама захотела, Имя твое
Букве поручено важное дело: Имя улицы, города.
Ставиться в слове Буква большая -
Не зря и непросто Совсем не пустая,
Буква такого высокого роста.
В букве большой -
Уважения знак.(С. Измайлов)
16.Игра: Пол-минутки для шутки.
Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных.
Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении Ю. Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь.
Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных - клички, а остальные выполняют эту работу в тетради.
Жили - были дед, да баба
С маленькою внучкою.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкою,
А Хохлатой они
Звали жеребенка,
А еще у них была
Курица Буренка,
Собачонка Мурка,
А еще два козла,-
Сивка и Бурка.
17.Дидактическая игра «Будь внимателен».
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное, живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!
ИГРА - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. Новейший философский словарь