Характер консультирования. Психологическое консультирование. Основные этапы психологического консультирования

психолога-консультанта.

Иногда психологу-консультанту недостаточно того, что о себе и о своей проблеме рассказал в исповеди клиент. Для того, чтобы сделать более правильные выводы и сформулировать обоснованные рекомендации относительно сути и решения проблемы клиента, психологуконсультанту иногда бывает нужна дополнительная информация о нем.

В этом случае, прежде чем формулировать свои выводы и заключения, психолог-консультант проводит дополнительную беседу с клиентом или другими лицами, имеющими отношение к проблеме, возникшей у клиента, и способными представить полезную для консультирования информацию.

О том, что психолог-консультант собирается беседовать с другими лицами о проблеме клиента, он должен заранее поставить в известность самого клиента и спросить у него на это разрешение.

Иногда для принятия решения о проблеме клиента психологу-консультанту может понадобиться провести дополнительное обследование клиента при помощи ряда психологических тестов. В этом случае консультант должен объяснить клиенту необходимость проведения такого обследования, указав, в частности, в чем оно будет состоять, сколько времени на него понадобится, как оно будет проходить и какие результаты оно может дать. Важно также заранее сказать клиенту о том, как, где и кем могут быть или реально будут использованы результаты его психологического обследования.

Если клиент не дает согласие на проведение психологического тестирования, то психологконсультант не должен на этом настаивать. Вместе с тем он обязан – если это на самом деле так – предупредить клиента о том, что его отказ участвовать в психологическом тестировании может затруднить осмысление его проблемы и нахождение ее оптимального решения.

Основные этапы психологического консультирования

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации

уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.

Процедуры психологического консультирования

Под процедурами психологического консультирования понимаются группы объединенных по целевому назначению приемов ведения психологического консультирования, с помощью которых решается одна из частных задач психологического консультирования. От продуманности процедур психологического консультирования непосредственно зависит его результативность.

Поскольку процедуры обычно связаны с конкретными этапами психологического консультирования, то мы будем их выделять и рассматривать в связи с теми этапами, которые были выделены и описаны в предыдущем параграфе.

На первом этапе психологического консультирования, как правило, не выделяются и не применяются никакие специальные процедуры.

На втором этапе применяются процедуры встречи с клиентом, общего, эмоциональноположительного настроя клиентана проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с клиентом.

Процедура встречи клиента включает в себя специальные действия, совершаемые психологомконсультантом во время встречи клиента, включая его приветствие, проводы на место, где он должен будет находиться во время проведения консультации. К этой процедуре относится также выбор самим психологом-консультантом места своего расположения по отношению к клиенту во время начала разговора с ним, приемы установления психологического контакта консультанта с клиентом, первые слова, которые произносит психолог-консультант, начиная свой разговор с клиентом. В следующей главе, названной «Техника психологического консультирования», мы подробнее, с соответствующими примерами рассмотрим указанные приемы.

Данная процедура включает в себя и другие конкретные приемы и действия, при помощи которых психолог-консультант с самого начала консультации старается произвести на клиента наиболее благоприятное впечатление и создать у него обеспечивающее успех консультации настроение.

Большинство клиентов, которые обращаются в психологическую консультацию, имеет психологические барьеры и комплексы, которые препятствуют нормальному общению с людьми, в том числе и с психологом-консультантом. Особенно сильно отрицательное действие подобных барьеров и комплексов проявляется в незнакомой обстановке, например при первой встрече психолога-консультанта с клиентом, в ожидании непростого разговора клиента с незнакомым человеком – консультантом – о своих, глубоко личных проблемах.

Для нейтрализации возможного отрицательного действия комплексов и снятия психологических барьеров используется процедура «снятие психологических барьеров». При применении этой процедуры психолог-консультант с помощью специальных действий и приемов успокаивает клиента, создает для него ситуацию психологической безопасности, раскрепощает его, вселяет в него уверенность, вызывает доверие к себе.

Общий эмоционально-положительный настрой клиента на предстоящую консультацию обеспечивается не только при помощи описанной выше процедуры – она в основном только преднастраивает клиента, успокаивает его, – но также посредством применения особой

процедуры, преследующей указанную цель. В рамках данной процедуры можно, в частности, применять специальные приемы, поднимающие настроение у клиента, вызывающие у него позитивные эмоциональные переживания.

На третьем этапе психологического консультирования активно работает процедура так называемого эмпатического слушания, а также процедуры активизации мышления и памяти клиента, процедуры подкрепления, прояснения мысли клиента и психодиагностические процедуры (их мы рассмотрим далее, в пятой главе учебника).

Процедура эмпатического слушания включает в себя два взаимосвязанных момента: эмпатию и слушание, которые в данном случае взаимно друг друга дополняют. Слушание заключается в том, что, отрешившись на время от собственных мыслей и переживаний, психолог-консультант полностью сосредоточивает свое внимание на клиенте, на том, что он говорит. Задача эмпатического слушания заключается в достаточно

глубоком, эмоциональном понимании клиента – таком, которое позволило бы психологуконсультанту лично воспринять и до конца понять все то, о чем ему говорит клиент, а также приобрести способность думать и переживать происходящее так же, как его переживает сам клиент (эмпатический момент слушания).

Во время эмпатического слушания клиента психолог-консультант психологически отождествляет себя с клиентом, но одновременно, оставаясь в своей роли, продолжает думать, анализировать, размышлять над тем, что ему говорит клиент. Это, однако, размышления особого рода – такие, в процессе которых психолог-консультант, вживаясь в образ клиента, переживая и чувствуя то, что он говорит, психологически оценивает и пытается понять не себя в образе клиента, а клиента в его собственном образе. Это и есть то, что называется эмпатическим слушанием. Оно представляет собой основную процедуру второго этапа психологического консультирования.

Процедурой активизации мышления и памяти клиента называется система приемов, в результате применения которой активизируются, становясь более продуктивными, когнитивные процессы клиента, в частности его память и мышление, связанные с обсуждаемой проблемой, с поиском ее оптимального практического решения. Клиент в результате применения данной процедуры начинает точнее и полнее вспоминать события, факты, имеющие отношение к его проблеме, открывает для самого себя и внимательно слушающего его психолога-консультанта то, что раньше было скрыто от сознания.

К процедуре активизации мышления могут быть отнесены такие приемы, как подтверждение слушающим, в данном случае психологом-консультантом, точки зрения говорящего – клиента, выражение определенного, чаще всего положительного, отношения к тому, о чем он сообщает, оказание клиенту практической помощи в случае возникновения у него затруднений в правильном оформлении высказывания. Сюда же можно отнести заполнение психологом-консультантом неоправданных, вводящих в замешательство самого клиента пауз в его речи для обеспечения ее связности и снятия психологических барьеров, постановка перед клиентом наводящих вопросов, напоминающих ему о том, что следует говорить дальше, стимулирующих память и мышление клиента.

Процедура подкрепления заключается в том, что, слушая клиента, психолог-консультант время от времени – чаще всего тогда, когда сам клиент ищет поддержку со стороны консультанта – словами, жестами, мимикой, пантомимикои и другими доступными экстра и паралингвистическими

средствами выражает согласие с тем, что говорит клиент, одобряет, поддерживает его.

Процедура прояснения психологом-консультантом мысли клиентасостоит в том, что консультант время от времени вступает в диалог с клиентом в процессе выслушивания его исповеди в тех случаях, когда мысль клиента ему не совсем понятна или неточно выражена самим клиентом, проясняет вслух для себя мысль клиента или помогает ему более точно ее сформулировать. Необходимость использования этой процедуры чаще всего возникает тогда, когда очевидно, что сам клиент не вполне доволен тем, что и как он говорит психологуконсультанту.

На четвертом этапе проведения психологического консультирования могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация. Все эти процедуры связаны с доведением до сознания клиента тех

советов и практических рекомендаций, которые вместе с ним вырабатывает психологконсультант. Цель соответствующих процедур заключается в том, чтобы добиться максимально полного и глубокого понимания клиентом тех выводов и решений, к которым приходит психологконсультант, а также в том, чтобы мотивировать клиента на выполнение этих решений.

Убеждение – это процедура, основанная на логически безупречно аргументированном доказательстве клиенту правильности того, что ему в результате длительной работы с ним предлагает психолог-консультант. Убеждение включает в себя аргументы, факты, логику доказательства, понятную, доступную и достаточно убедительную для клиента.

Разъяснение – это процедура, включающая в себя развернутое, конкретное изложение, объяснение клиенту тех мыслей, которые в связи с его проблемой возникают у психологаконсультанта. Здесь психолог-консультант сознательно ведет диалог с клиентом таким образом, чтобы стимулировать разнообразные вопросы к себе с его стороны и дать на эти вопросы обстоятельные ответы. Предлагая эти ответы, психолог-консультант одновременно внимательно наблюдает за клиентом и ищет с его стороны очевидные подтверждения того, что клиенту понятно то, что ему говорят.

Под процедурой, называемой «поиск взаимоприемлемого решения», имеется в виду следующее. Нередко в процессе проведения психологического консультирования возникает такая ситуация, когда клиента не устраивают предложения консультанта. В этом случае необходимо искать иное, более приемлемое для клиента решение его проблемы.

Данная процедура включает в себя такие приемы, как предложение альтернативных вариантов решения, оставление за клиентом права окончательного выбора того решения, которое его устраивает, уточнение, прояснение деталей того, что не устраивает клиента в предлагаемом решении, предложение клиенту самому высказаться по поводу возможного решения его проблемы.

Следующая процедура – «уточнение деталей» – связана с разъяснением клиенту мелких, но существенных подробностей, связанных с выполнением совместно выработанных психологомконсультантом и клиентом практических рекомендаций. Для того чтобы убедиться в том, что клиент не только правильно понял его, но и хорошо знает, что делать, как воплощать в жизнь полученные рекомендации, психолог-консультант задает клиенту вопросы и на основе его ответов определяет правильность понимания клиентом того, что они обсуждают. Если что-то в понимании клиентом обсуждаемых вопросов не вполне устраивает психолога-консультанта, то он предлагает клиенту дополнительное разъяснение своих мыслей, причем старается сделать это максимально конкретно и практически ориентированно.

На пятом, заключительном этапе психологического консультирования применяются те же процедуры, которые использовались на четвертом этапе. Однако на этот раз они в основном касаются оценок ожидаемой эффективности практического выполнения клиентом тех советов, которые он получил от консультанта. Здесь специальной является процедура укрепления у клиента уверенности в том, что его проблема обязательно будет решена, а также готовности сразу же после завершения консультации приступить к практическому решению своей проблемы. На данном этапе также могут применяться приемы убеждения, внушения, эмоциональноположительного стимулирования и ряд других.

Упражнения

1. Что вы как практикующий психолог-консультант будете делать на каждом из пяти этапов психологического консультирования?

2. Допустим, что вы как психолог-консультант встречаете в помещении психологической консультации клиента. Проведите процедуру встречи клиента с кем-либо, вспомнив и использовав все, что в этом случае должен делать хорошо подготовленный психолог-консультант.

3. Предположим, что вы уже встретили клиента в психологической консультации и проводили его на свое место. Выполните да лее все те практические действия, которые следует предпринять психологу-консультанту до

начала исповеди клиента, включив в частности в эти действия процедуру снятия психологических барьеров у клиента, процедуру его общего эмоционального настроя на психологическую консультацию.

4. Предположим, что исповедь вашего клиента уже началась. Продемонстрируйте на практике процедуру эмпатического слушания клиента. Покажите, как работает процедура активизации


Для того чтобы психологическое консультирование было достаточно успешным, т. е. давало максимально возможные положительные результаты, в процессе проведения консультирования необходимо соблюсти ряд условий.

Раскроем суть и поясним эти условия.

Условие 1. Человек, обращающийся за помощью к психологу-консультанту, должен иметь реальную, а не вымышленную проблему психологического характера, а также явно выраженное желание как можно скорее ее решить. Выше мы уже говорили о том, что некоторые люди идут на прием к психологу-консультанту не потому, что у них на самом деле есть сложная проблема, которую они во что бы то ни стало хотят решить, а, например, просто из праздного любопытства или с явным намерением что-то доказать психологу-консультанту, то есть намерением, весьма далеким от желания что-либо изменить в самих себе. Психолог-консультант таким людям вряд напрямую сможет чем-то существенно помочь, за исключением, быть может, снижения их амбиций и самоуверенности.

Если же у человека есть реальная проблема, но он ее не вполне осознает и, как следствие этого, не выражает желания от нее избавиться, то такому человеку психолог-консультант сможет помочь лишь в том случае, если в результате беседы с ним у клиента произойдет осознание собственной проблемы и возникнет желание как можно скорее от нее избавиться. Если же клиент достаточно хорошо знает свою проблему, но ничего не хочет менять ни в своей психологии, ни в поведении, то такому человеку вряд ли чем-либо существенно поможет даже достаточно опытный психолог-консультант.

Условие 2. Консультант-психолог, к которому за практической помощью обратился клиент, должен иметь опыт проведения психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку. В связи с этим психологическое консультирование аналогично в некотором роде врачебной практике. От психолога-консультанта, как и от врача, прежде всего требуется не навредить клиенту и сделать все от него зависящее, чтобы консультирование прошло успешно.

Условие 3. По количеству затрачиваемого на него времени психологическое консультирование должно быть достаточно длительным для того, чтобы психолог-консультант смог до конца понять и найти оптимальное решение проблемы, волнующей клиента, а также успешно ее решить вместе с самим клиентом. Здесь также имеется в виду время, необходимое для того, чтобы проконтролировать шаги, направленные на решение проблемы, дать оценку получаемых результатов и довести начатое дело до конца, т.е. получить то, что полностью удовлетворило бы как клиента, так и консультанта-психолога.

Иногда клиенту, который, естественно, имеет меньше опыта решения психологических проблем, чем консультант, может показаться, что положительного результата в консультировании нет или получаемый результат совсем не такой, на который рассчитывал клиент. Психолог же со своей стороны может быть убежден, что дело сделано вполне правильно и нужный результат налицо. Тогда перед консультантом-психологом возникает дополнительная задача – доказать клиенту, убедить его в том, что проблема решена вполне удовлетворительно. Иногда, напротив, клиенту кажется, что дело сделано хорошо, хотя сам психолог-консультант полагает, что начатая работа еще не доведена до своего логического завершения. В данном случае психологу-консультанту необходимо не только постараться убедить в этом клиента, но сделать все от него зависящее для того, чтобы проблема клиента была полностью решена. В этом случае прекращать процесс консультирования можно только по взаимной договоренности психолога и клиента. Если же психологическое консультирование практически прерывается до ранее намеченного срока его окончания, т.е. до получения требуемого результата, то психолог-консультант обязан предупредить об этом клиента, а также сообщить ему о возможных последствиях этого решения.

Условие 4. Клиент должен строго соблюдать полученные от психолога-консультанта рекомендации. В противном случае проблема клиента вряд ли будет решена, и советы консультанта клиенту останутся для последнего лишь благим пожеланием, но не руководством к действию.

Условие 5. Психологическое консультирование должно проводиться в подходящей, благоприятствующей ему обстановке. О том, какой должна быть эта обстановка, специально будет сказано дальше, а сейчас следует заметить, что в большинстве случаев психологическое консультирование должно проводиться в обстановке кон

фиденциальности, оно должно не разделять, а сближать между собой психолога-консультанта и клиента, снимать напряженность у клиента, позволять ему быть вполне открытым и откровенным в общении с психологом-консультантом.


Навигация

« »

Психологическое консультирование

Введение. 3

1. Сущностьпсихологического консультирования. 5

2. Принципы психологического консультирования. 9

3. Этапы психологического консультирования. 13

Заключение. 17

Список использованной литературы.. 19


Введение

Актуальность выбранной темы работы обуславливается, тем, что психологическое консультирование, как профессиональная деятельность появилось сравнительно недавно и до сих пор находится на стадии развития. Однако степень его влияния на людей и общество стремительно увеличивается. Увеличивается количество людей, обращающихся за помощью к психологу-консультанту. Проблематика, с которой обращаются люди, чрезвычайно разнообразна. Это проблемы отношений, партнерских. Это трудности во взаимодействии с миром, людьми. Это трудности с самим собой. А также проблемы работы.

Таким образом, востребованность и потенциальные возможности консультанта сегодня охватывают все сферы человеческой жизни и становятся практически неисчерпаемыми.

Психологическое консультирование включает в себя множество различных направлений работы с людьми, в которых участвуют профессиональные психологи или используются психологические знания. Таким образом, первой составляющей этого вида профессиональной деятельности является теория и практика психологического консультирования. Вторая составляющая включает в себя знание специфики профессиональной деятельности, которая оказывает огромное влияние, как на психологию человека, так и на условия, в которых осуществляется консультирование. Консультантам-психологам приходится работать в режиме индивидуального и массового (коллективного) консультирования субъектов и объектов деятельности. Каждый из них требует от психолога особых знаний и навыков, особенно знаний этапов и принципов реализации психологического консультирования.

Цель работы является исследование этапов и принципов реализации психологического консультирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие, цели и задачи психологического консультирования.

2. Охарактеризовать принципы психологического консультирования.

3. Определить этапы психологического консультирования.

Теоретическую основу работы составили учебные пособия по психодиагностике и психологии управления.

1. Сущность психологического консультирования

Психологическое консультирование - это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия. Совместная работа психолога и клиента на уровне подсознательной сферы обеспечивает, наряду с восстановлением "психической иммунной системы", восстановление иммунитета и улучшение самочувствия.

В сочетании с биоэнерготерапией, психологическое консультирование широко используется в лечении таких заболеваний, как депрессия, невроз, синдром хронической усталости, а также психосоматических заболеваний.

Консультация психолога может быть полезна всем взрослым людям, которые ощущают:

· беспокойство, стр

ахи или бессилие;

· раздражительность;

· плохое настроение, апатию;

· бессонницу

· суицидальные мысли

· игровую и другие зависимости

· чувство неудовлетворения жизнью, работой, семейным положением, самим собой.

Психологические консультации часто необходимы подросткам:

· которые чувствуют себя непонятными в своем окружении и семье;

· страдают от недостатка уверенности в себе;

· испытывают затруднения в общении со сверстниками;

· сомневаются в своих способностях;

· боятся будущего, тревожатся по поводу своей внешности и сексуальных отношений.

· испытывают дефицит любви.

· страдают от разного рода страхов, плохо учатся, часто болеют.

Психологические консультации могут помочь семьям и супружеским парам:

· которые испытывают сложности и конфликты во взаимоотношениях друг с другом, с детьми, с родителями;

· а также тем, кто решил расстаться и наладить вновь свою личную жизнь.

За несколько встреч с психологом, совместными усилиями, можно более ясно сформулировать проблему, взглянуть на нее с разных сторон и четко определить границы ее влияния на жизнь.

Нередко уже после первой психологической консультации клиенту становятся понятны причины происходящего и ясны пути выхода из кризисной ситуации, человек начинает лучше ориентироваться в происходящем, а в дальнейшем, уже сам успешно преодолевать трудности.

В наш "прогрессивный" век, когда наряду с техническим прогрессом процветают различные зависимости, страхи, конкуренция, что ведёт к стрессу и различным психосоматическим заболеваниям, потребность в квалифицированной психологической помощи велика. Но, не смотря на то, что на Западе психолог или психоаналитик является, чуть ли не семейным доктором, у нас, в России, психологическое консультирование развито слабо.

Во-первых, многие люди думают, что сами справятся со своими проблемами и трудностями, а, дотянув до хронического заболевания или невроза, получают результат несвоевременного обращения к врачу.

Во-вторых, столкнувшись единожды с так называемыми "психоаналитиками", "психологами" или "целителями" знают, как не просто найти хорошего специалиста. В этой области, как ни в какой другой, формальные профессиональные регалии психолога не способны обеспечить успех. Исцеление души не является чисто технической проблемой. Психологическая помощь - это совместная душевная работа, требующая времени и желания стать здоровым и счастливым.

В-третьих, некоторые думают, что психологическое консультирование - простая, ни к чему не обязывающая и не приводящая беседа, наподобие бесед с друзьями и коллегами. Это является распространённым заблуждением, так как беседа - один из способов или методов нахождения причин заболевания или проблемы. Уже во время беседы опытный психолог начинает лечение, в частности на уровне работы с подсознательной сферой.

Настоящий, эффективно практикующий психолог всегда чувствует искреннее желание помочь пациенту, который очень часто оказывается не на столько болен, как он думает сам или не болен вообще.

Человек, обращающийся к психологу за психологической помощью, формулирует свой вопрос, в котором отражена его основная проблема и пожелания, связанные с тем, чего он хотел бы достичь в ходе работы. Форма и содержание запроса бывают разнообразными.

Но требования, обращенные к психологу, содержащие пожелания изменить кого-то или что-то во внешней ситуации клиента или предполагающие, что за клиента все сделает специалист, или что клиенту порекомендуют что-то очень быстрое и эффективное, не оправдают его надежд. Фразы наподобие: "От меня ушел муж: сможете его вернуть!"; "Меня преследуют странные мысли: сделайте так чтобы их не было"; "Загипнотизируйте меня, я хочу проснуться другим человеком", не относятся к образу действия профессионального психолога. Клиент, жаждущий всемогущего целителя, скорее всего, разочаруется в психологе-консультанте. Не "по адресу" также запросы, подразумевающие чисто фармакологическое решение: "У меня бессонница, назначьте мне, пожалуйста, лекарства", а также запросы, которые, в силу их сложности, должны сопровождаться специализированной медицинской помощью (психиатрическим лечением и пр.). Неадекватно выглядит также запрос на виртуальный контакт с психологом: "Проведите со мной эффективную работу через Интернет или по телефону"! Это равносильно тому, чтобы виртуально сходить к стоматологу или гинекологу. Многие не понимают, что психолог, - это тоже врач, который лечит, прежде всего, душу человека, а тело автоматически приходит в состояние бодрости и здоровья, если достигается душевный покой и гармония.

Психолога нельзя "нанять" как нанимают, например, гувернера или личного водителя, определив для него обязанности или поставив "задачу" и устраниться от личного участия. Психологическая работа - это именно работа, где клиент и психолог сообща ищут решения, это - общее дело, требующие сотрудничества. Необходимо присутствие клиента, он должен быть личностно вовлечен в процесс и готов к тому, что работа, связанная с исследованием и изменением себя не является легкой. От психолога потребуется профессионализм, а от клиента - определенная активность: заинтересованное участие в происходящем и готовность включаться в развивающийся процесс исцеления.

О деятельности любого человека говорит результат! О деятельности врача, психолога и биоэнерготерапевта говорят здоровые, счастливые и улыбающиеся лица людей, которые достигли результатов в познании себя и самосовершенствовании.

О "волшебных" превращениях", об исцелении души и тела, об изменениях в личной жизни и бизнесе, о нахождении своей "половины" и гармонизации отношений с окружающим миром, о разрешении своих проблем и нахождении пути выхода из кризисной ситуации можно говорить только тогда, когда есть совместная деятельность заинтересованного клиента и профессионализм психолога-консультанта.

2. Принципы психологического консультирования

Основными принципами психологического консультирования называются условия, без которых психологическое консультирование не может состояться. Три необходимых составляющих психологического консультирования это - консультант, человек и терапевтические отношения между ними. К каждой из этих трех составляющих предъявляются особые условия, без которых ее участие в процессе психологического консультирования будет неэффективно.

Первое условие эффективного консультирования - личность консультанта. Поскольку личность консультанта является его орудием труда, ее полнота и целостность приобретают важное значение для эффективности консультирования.

Консультант должен обладать следующими свойствами личности: - проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; - чувствительность к установкам и поведению других людей; - эмоциональная стабильность и объективность; - способность вызывать доверие других людей; - уважение прав других людей; - проницательность; - отсутствие предубеждений; - самопонимание; - сознание профессионального долга.

Обобщая эти требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант - прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта.

Следующее важное качество личности консультанта - самопонимание. Для консультанта очень важно в процессе психотерапии отдавать отчет в своих собственных эмоциях и переживаниях. Очень важно реалистично относиться к себе, иметь адекватную самооценку и адекватное отношение к жизни вообще. Неумение услышать, что творится внутри нас, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жертвой удовлетворения в процессе консультирования своих неосознанных потребностей. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности.

В психологическом консультировании существует специальный термин, обозначающий важное качество хорошего консультанта - аутентичность (греч. Authentikys - подлинный).

Сомнения в искренности и честности консультанта могут вызвать у человека недоверие к нему и ощущение его ненадежности. Если у консультанта нет внутренней готовности, решать проблему человека, ему лучше перенести встречу или отказаться от работы вообще. Аутентичный консультант позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент чувствует враждебность. Человек должен доверять консультанту лично и как профессионалу.

Эмпатия является непременным условием консультирования. Слово происходит от греческого «pathos» (сильное и глубокое чувство близкое к страданию) с префиксом «em» - означающим направление внутрь. Эмпатия - чувство, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нем. Главной чертой эмпатии является реальное эмоциональное присутствие консультанта. Более того, здесь происходит процесс слияния, в котором изменяются как консультант, так и человек. Таким образом, проявление эмпатии означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания человека, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир человека и понять смысл разных событий в этом мире.

Такое «вхождение» должно быть безоценочным, не разделяющим содержание иного мира на правильную и неправильную, хорошую и плохую части. Безоценочная установка консультанта позволяет человекам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства - злобу, страх, враждебность, тревогу, радость, - человек имеет возможность лучше услышать и понять себя. Эмпатическое понимание можно показать человеку самыми разными способами - молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая какую-нибудь историю, и т.п.

Можно предположить, что следующим основным принципом психологического консультирования является психологический контакт. Доверительный контакт консультанта и человека, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к человеку, является неотъемлемой, а, по мнению многих профессионалов, - существенной составляющей психологического консультирования. Существуют так же термины «рабочий альянс», «рабочий союз», «рабочие отношения». Рабочий альянс представляет собой те аспекты взаимоотношений между консультантом и человеком, которые фиксируются в консультативном контракте: имеется в виду договоренность работать в определенном режиме с целью избавления человека от его психологических проблем. Рабочий альянс превалирует, когда человек откровенно рассказывает о своих мыслях и чувствах и анализирует их совместно с психотерапевтом. Специфика консультативного контакта меняется от одного человека к другому. Характер консультативного контакта зависит от теоретической ориентации консультанта. Несмотря на такое разнообразие подходов к существу консультативного контакта, большинство специалистов едины во мнении, о его важности в процессе консультирования.

Существуют еще некоторые важные принципы психологического консультирования, имеющие отношение к личности человека. Это принципы, которые указывают пределы эффективности психотерапии. Эти условия касаются особенностей человека и его объективных возможностей по принятию помощи со стороны консультанта.

1. Напряжение, вызванное конфликтом, должно быть болезненнее для индивида, нежели стресс от попытки разрешить этот конфликт. Чаще всего за консультацией обращаются люди в кризисные, переломные моменты своей жизни, когда имеющиеся механизмы адаптации не срабатывают, а устоявшееся мировоззрение рушится под ударами судьбы.

2. Обстоятельства, с которыми приходится сталкиваться индивиду, не настолько неблагополучны и неизменны, чтобы он не смог при желании контролировать или изменить их.

3. У индивида есть возможность выразить свои противоречивые эмоции во время запланированных бесед с консультантом.

4. Он способен выражать это напряжение и конфликты вербально либо иными средствами. Осознанная потребность в помощи предпочтительна, но не необходима.

5. Он в достаточной степени независим эмоционально, а также физически от непосредственного семейного контроля.

6. Он не страдает от чрезмерной неустойчивости, особенно органического происхождения.

7. Он обладает достаточным интеллектом - средним или высоким, - чтобы справиться со своей жизненной ситуацией.

8. Подходит по возрастному критерию - достаточно взрослый для независимых поступков и достаточно молодой, чтобы сохранить некоторую гибкость при адаптации.

Таким образом, принципы психологическогоконсультирование нужно рассматривать через ряд условий, предъявляемым к трем составляющим психологического консультирования: консультант, человек и консультативный контакт, соблюдение которых позволяет провести психологическое консультирование максимально эффективно.

3. Этапы психологического консультирования

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности. Слово «Этап» обозначает отдельный момент, стадию в развитии чего-либо. В представлениях различных авторов об этапах психологического консультирования много общего, однако, наблюдаются и некоторые различия, связанные в основном с подробностью и логичностью, полнотой изложения. Следует заметить, что в реальном психологическом консультировании редко возникает возможность до конца и последовательно выполнять требования какой-либо одной модели. Но ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультанта к консультативному процессу.

Важно отметить, что каждый этап психологического консультирования характеризуется определенными процедурами психологического консультирования. Под процедурами психологического консультирования понимаются группы объединенных по целевому назначению приемов ведения психологического консультирования, с помощью которых решается одна из частных задач психологического консультирования. От продуманности процедур психологического консультирования непосредственно зависит его результативность.

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с человеком по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о человеке, которую можно получить от третьих лиц, например от человека предприятий, руководителя организации, коллег по работе. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации. На первом этапе психологического консультирования, как правило, не выделяются и не применяются никакие специальные процедуры.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает человека, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с человеком. То же самое со своей стороны делает человек. Человекдолжен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить человеку максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования, о своей квалификации, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о границах конфиденциальности. Не следует вселять в человека надежду на помощь, которую психолог не в силах оказать. Результатом этой части беседы должно стать осознанное решение человека о вступлении в процесс консультирования. Это обычно хорошо видно как на вербальном, так и на невербальном уровнях.На втором этапе применяются процедуры встречи с человеком, общего, эмоционально-положительного настроя человека на проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с человеком. Данная процедура включает в себя и другие конкретные приемы и действия, при помощи которых психолог-консультант с самого начала консультации старается произвести на человека наиболее благоприятное впечатление и создать у него обеспечивающее успех консультации настроение.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь человека и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему человека. Основное содержание данного этапа составляет рассказ человека о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика человека, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы человека и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы человека и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6-8 ч. На третьем этапе психологического консультирования активно работает процедура так называемого эмпатического слушания, а также процедуры активизации мышления и памяти человека, процедуры подкрепления, прояснения мысли человека и психодиагностические процедуры.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о человеке и его проблеме, на данном этапе вместе с человеком вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. На этом этапе психолог-консультант должен помочь человеку сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для человека является наиболее подходящим. На четвертом этапе проведения психологического консультирования могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация. Все эти процедуры связаны с доведением до сознания человека тех советов и практических рекомендаций, которые вместе с ним вырабатывает психолог-консультант. Цель соответствующих процедур заключается в том, чтобы добиться максимально полного и глубокого понимания человеком тех выводов и решений, к которым приходит психолог-консультант, а также в том, чтобы мотивировать человека на выполнение этих решений.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и человек договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация человеком полученных им практических советов и рекомендаций. Завершающий этап психологического консультирования включает в себя следующие моменты: подведение итогов консультации и расставание с человеком. Подведение итогов в свою очередь содержит краткое повторение результатов консультации, сути проблемы, ее интерпретации и выработанных рекомендаций по решению проблемы. По желанию человека эти рекомендации могут быть предложены ему не только в устной, но и в письменной форме. Важно также, подводя итоги проведенной психологической консультации, совместно с человеком наметить продуманную программу реализации выработанных рекомендаций, отметив в ней следующее: что, как, к какому конкретному сроку, и в какой форме должно быть сделано человеком. Желательно, чтобы время от времени человек сообщал психологу-консультанту о том, как идут дела и как решается его проблема. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и человек в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и человек могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз.

На пятом, заключительном этапе психологического консультирования применяются те же процедуры, которые использовались на четвертом этапе. Однако на этот раз они в основном касаются оценок ожидаемой эффективности практического выполнения человеком тех советов, которые он получил от консультанта. Здесь специальной является процедура укрепления у человека уверенности в том, что его проблема обязательно будет решена, а также готовности сразу же после завершения консультации приступить к практическому решению своей проблемы. На данном этапе также могут применяться приемы убеждения, внушения, эмоционально-положительного стимулирования и ряд других.

Таким образом, этапы и сопровождающие их процедуры направлены на достижение целей, которые стоят перед психологическим консультированием.

Заключение

В заключение работы подведем обобщающий итог.

Психологические консультирование - практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям, нуждающимся в этой помощи, со стороны профессионально подготовленных специалистов, психологов-консультантов.

Психологическое консультирование - это процесс профессионального взаимодействия между психологом-консультантом и человеком - работающим человеком (руководитель, член коллектива, коллектив) с целью эффективного осуществления адекватной и эффективной работы.

Назначение психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь человекам понять и прояснить собственные взгляды на их жизненное пространство и научить их достигать собственных, самостоятельно определяемых целей посредством осуществления сознательного выбора и решения проблем эмоционального и межличностного характера. Целями психологического консультирования являются: - облегчение изменения поведения; - совершенствование способностей человека устанавливать и поддерживать взаимоотношения; - увеличение продуктивности человека и его способности к преодолению трудностей; - помощь в процессе принятия решений; - способствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей человека

Психологическое консультирование в процессе своего развития проходит ряд последовательных этапов, которые характеризуются, своими задачами, целями и процедурами психологического консультирования.

Этапы психологического консультирования - последовательные шаги в проведении психологического консультирования, рассчитанные на достижение частных целей консультирования, которые преследуются в его процессе. К этапам психологического консультирования относятся, в частности, настрой человека на исповедь, выслушивание психологом-консультантом исповеди человека, прояснение сути проблемы человека, поиск и формулирование рекомендаций по ее практическому решению.

Психологическое консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению. способствует развитию личности. В консультировании акцентируется ответственность человека, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение человека. Сердцевиной психологического является «консультативное взаимодействие» между человеком и консультантом, основанное на принципах гуманистической философии.

Список использованной литературы

1. Алешина Ю.Е. Специфика психологического консультирования//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. - № 1.2. Вересов Н.Н.Психология управления, учебное пособие. - М., 2001.3. Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование. - М., 2001.4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999.5. Кубра М. Управленческое консультирование. - М., 1992.6. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. - М., 1999.7. Ревенко Н.В. Психология управления. - СПб., 2001.8. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.


Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999. - С. 37.

Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - С. 126.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. - С. 58.

Мэй Р. Указ. соч. С. 61.

Алешина Ю. Е. Специфика психологического консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. - №1. - С.22-33.

Для обеспечения результативности и эффективности психологического консультирования необходимо соблюдать следующие его принципов:

Принцип доброжелательного и безоценочном отношение к клиенту, что предполагает проявление эмоциональной теплоты и уважения, умения принять клиента таким, какой он есть, не оценивая и не осуждая его нормы и ценности, стиль жизни и поведение;

Обеспечение конфиденциальности встречи. Этот принцип означает, что психолог сохраняет в тайне все, что касается клиента, его личных проблем и жизненных обстоятельств (кроме случаев, предусмотренных законом, о чем клиент предупреждается психологом)

Принцип добровольности, что означает, что клиент сам обращается к психологу, поскольку субъективно испытывает трудности в своей жизни и мотивирован к восприятию психологической помощи;

Принцип профессиональной мотивированности консультанта означает, что он защищает интересы клиента, а не других лиц или организаций, не принимает сторону ни одного из участников конфликта, избегает предвзятого отношения;

Принцип отказа психолога от советов или рецептов. Задачей является усиление ответственности клиента за то, что с ним происходит, побуждение его к активности в анализе проблем, в поиске выхода из кризиса;

Розмежування личных и профессиональных отношений. Психолог не может вступать с клиентом в любые личные отношения. Психолог не может устанавливать дружеские отношения с клиентом, а также оказывать помощь друзьям или родственникам.

Реализация принципов психологического консультирования возможна при таких условиях (по Р.С.Немовим) :

1. Клиент, обращающийся к психологу, должен иметь реальную проблему психологического характера и осознаваемое желание как можно быстрее ее решить.

2. Консультант-психолог, к которому обратились за помощью, должен иметь опыт психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку.

3. Затраты времени на консультирование должны быть достаточными для понимания и поиска оптимального решения проблемы, которая волнует клиента, а также для успешного его преодоления совместно с клиентом.

4. Клиент должен точно соблюдать предоставленных психологом-консультантом рекомендаций.

5. Создание благоприятного и соответствующего психологическому консультированию климата.

Виды психологического консультирование

Поскольку психологического консультирования потребует разные люди и обращаются за помощью по различным проблемам, то психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются за психологической помощью.

Выделяют следующие виды психологического консультирования :

Интимно-личностное консультирование;

Семейное консультирование;

Психолого-педагогическое, психолого-управленческое консультирование;

Деловое консультирование.

Интимно-личностное консультирование осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, которых хотел бы избавиться клиент; личностных отношений со значимыми людьми; по поводу различных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями.

К семейного консультирования прибегают при выборе жены или мужа, с целью предупреждения и разрешения конфликтов в внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками по поводу решения текущих внутрисемейных проблем (распределение обязанностей, экономические вопросы семь "и т.д.), до и после развода.

Психолого-педагогическое консультирование предусматривает обсуждение консультантом и клиентом вопросам обучения и воспитания детей, повышение педагогической квалификации взрослых, совершенствование педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами.

Последняя разновидность консультирование следует отличать от рекомендаций, предоставляемых учителям, ученикам, родителям, администрации и т.д., сущность которых сводится к тому, что психолог советует прибегать к конкретным действиям, изменений поведения, отношений с целью воздействия на других участников учебно-воспитательного процесса. На это указывают Г. С. Абрамова, М. П. Матвеева и др , .

Деловым называется консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров.

продолжительностью сотрудничества психолога и клиента различают :

o разовую консультацию. Это консультация, продолжительностью 45- 60 мин. Она проводится в случаях, когда клиент обратился к психологу по поводу проблемы, с которой ему, прежде всего, нужна помощь других специалистов; когда психолог информирует клиента по вопросам, относящимся к его компетенции; когда клиент обращается к психологу при поддержке решение, которое он собирается принять в отношении определенной жизненной ситуации; когда клиент вдруг прийти не может;

o краткосрочное консультирование. Продолжается в течение 3-4 встреч. Чаще всего проводится в случаях, когда клиент нуждается в консультации просветительско-рекомендательного характера или с диагностической целью;

o среднесрочное консультирования. В течение 10-15 встреч осуществляется значительная психокоррекционная работа;

o длительное консультирования. Психолог работает с клиентом в течение года.

Проведение психологического консультирования выдвигает ряд требований к психологу-консультанту. Так, в частности, человек, который занимается психологическим консультированием, должна иметь высшее психологическое образование, достаточный практический опыт работы в роли психолога-консультанта, подтвержденный соответствующими сертификатами. Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен быть наделен рядом специальных личностных качеств: любить людей, быть проницательным, добрым, терпеливым, ответственным и коммуникабельным. Р.Мей отмечал, что главное у психолога-консультанта - это "доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности" .

Интервью как основной метод психоконсультирование

Основным методом психологического консультирования, по Г. С. Абрамовой, является интервью . Интервью - это метод психологического консультирования, оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений по проблеме клиента. Оно направлено на то, чтобы в процессе обсуждения различных тем сделать более динамичным отношение человека к различным свойствам его психической реальности. Интервью предлагает оказания влияния с помощью вопросов и специальных задач, которые раскрывают активные и потенциальные возможности другого человека.

Обычно описывают пошаговую модель интервью , :

1 шаг - "Привет" - стадия интервью, на которой происходит структурирование, достижения взаимопонимания. Продолжается первая стадия от нескольких секунд до десяти минут и завершается достижением между клиентом и психологом соответствии позиций. На этой стадии психолог демонстрирует клиенту свою позицию во взаимодействии.

Консультант по отношению к клиенту может занимать такие позиции:

Позиция "над клиентом", когда мудрый, опытный, сильный консультант протягивает руку помощи слабому, дезадаптированных, неопытному клиенту;

Позиция "на равных", когда исчезла дистанция между консультантом и клиентом, консультирование принимает форму будничной разговора;

Позиция "советника", при которой консультант выступает в роли лица более компетентной в проблеме клиента и помогает ему разобраться в ней.

Последняя позиция консультанта является наиболее эффективной. Она соответствует указанным принципам и характеризуется отсутствием оценок, отказом от прямого воспитательного давления, созданием атмосферы доверия, сочувствия и доброжелательности.

В процессе консультирования позиция психолога может меняться.

2 шаг - "В чем проблема?". Эта стадия интервью начинается по сбору информации о контексте темы, происходит выделение проблемы, решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей другого человека.

3 шаг - "Чего вы хотите достичь?". На этой стадии психолог квалифицирует запрос клиента, ориентируясь на строение его психической реальности и ее возможную модальность. Происходит формулирование проблемы для клиента и определения вектора желаемых изменений в проблеме клиента.

4 шаг - "Что еще можно сделать?». Это стадия, на которой происходит поиск альтернативных решений.

5 шаг - "Будете ли вы это делать?" заключается в обобщении всех предыдущих шагов и в переходе от обучения к действию. Психолог усилий для изменения мыслей, действий и чувств клиента в его повседневной жизни, вне ситуации интервью.

Слово «принцип» происходит от лат. principium - основа, начало и означает основное, исходное положение какой-ли­бо теории, учения; руководящая идея, основное правило дея­тельности. Принципы психологического консультирования суть правила работы, возникшие из опыта практической дея­тельности людей в этой области. В нашем описании принци­пов психологического консультирования мы будем придержи­ваться того порядка, который некогда задала Ю.Е. Алешина . Естественно, что там, где будем считать необходимым, мы будем расширять и дополнять эту схему. Итак, приступим

к изложению основных принципов психологического кон­сультирования.

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиен­ту. В истории отдельной культуры или всего человеческого сооб­щества могут наступать такие времена, когда типичной формой отношения одного человека к другому становится недоброжела­тельность. Недоброжелательность следует рассматривать как невротический защитный механизм, возникающий у человека в качестве реакции на попытку оскорбить его, унизить, лишить человеческого достоинства.

Человек защищается от травмирующих переживаний, свя­занных с такого рода систематическими воздействиями, через идентификацию, отождествление себя с обидчиком, агрессо­ром, недоброжелателем. В результате он сам становится недоб­рожелателем, обидчиком, агрессором. Позиция недоброжела­теля, обидчика, агрессора как бы узаконивается, признается единственно правильной. Подробно о механизмах образования подобного рода психологических защит и их влиянии на харак­тер жизни в сообществе рекомендуем ознакомиться по книге К. Бассиюни «Воспитание народоубийц» . Подобного рода защитные механизмы могут возникать в массовом мас­штабе в сообществах, которые переживают серьезные потрясе­ния, когда требуется максимальная концентрация усилий мно­гих людей на одном. Уникальность, личностность человека как бы игнорируется, не замечается. На первый план выходит то, насколько человек способен осуществлять некую узкую функ­цию - роль солдата, исполнителя приказов. Отсюда недоброже­лательность ко всему «не имеющему отношения к делу», ко всему личностному, уникальному, субъективно важному как внутри себя, так и в других людях. В условиях войны, стихий­ного бедствия такая позиция может быть оправдана. Но плохо, когда такой подход к человеку закрепляется надолго. Плохо, если и после прекращения экстремальных ситуаций человек по-прежнему продолжает рассматриваться как средство, т. е. в узко функциональном плане - как рабочий, солдат, исполни­тель. Ко всему человеческому в человеке принято относиться недоброжелательно. Смысл жизни человека в таком случае как бы выхолащивается из жизни. Люди - хорошие защитники, солдаты, рабочие, инженеры, но они не живут в том смысле,


в котором можно говорить о жизни людей. Их жизнь подобна жизни механизмов, пчел, муравьев. Они как бы отложили на­стоящую жизнь до лучших времен, и, похоже, что эти времена вообще никогда для них не наступят. Хорошие солдаты, но плохие люди. К сожалению, эта болезнь чрезвычайно актуаль­на и для нашей страны. Еще А.С. Пушкин отмечал недоброже­лательство как черту современного ему общества . «В народе выражается она насмешливостью, в высшем кругу невниманием и холодностию», - писал он. Именно в этом он ви­дел причину, почему иностранному дипломату так трудно чув­ствовать себя в русском обществе. Доброжелательность - та ат­мосфера, в которую должен быть погружен клиент на приеме у консультанта. Здесь важно личностное, то, что в иных отно­шениях высмеивается, игнорируется. Здесь серьезно относят­ся к тому, что в других местах серьезно не воспринимается. Здесь важно не внешнее - карьера, деньги, обязанности, а внут­реннее - то самое, что в других случаях называют ерундой, от чего отмахиваются, чего боятся, чего предпочитают не заме­чать. На самом деле это не ерунда, это и есть самое важное, то, что составляет ткань жизни человека - его субъективное. На­оборот, карьера, деньги, престиж, рутинные повседневные обя­занности, ограничивающие поле реальной душевной жизни че­ловека, - это и есть ерунда, они мешают человеку решать его субъективные проблемы личностного роста.

С доброжелательностью тесно сплетается безоценочное от­ношение к человеку. Это значит, что, общаясь с человеком, мы не выдвигаем по отношению к нему условий ценности. Например, я бы тебя уважал, если бы ты принадлежал к той же политической, религиозной ориентации, что и я, проис­ходил бы из благополучной семьи (или наоборот), имел бы другой цвет волос, глаз, форму носа, знал бы иностранные языки и т. д. Мы пытаемся понять, принять и полюбить дру­гого человека таким, каков он есть, мы не берем на себя роль воспитателя, инженера человеческих душ, не стремимся по­догнать его под некий симпатичный нам стандарт человека. Мы благоговеем перед чудом непохожести, уникальности. Это не значит, что мы не имеем права в процессе консульти­рования стремиться к изменениям. Речь идет об ограничении себя относительно того личностного качества, которое так свойственно гражданам тоталитарных режимов, - социаль-

ной роли идеолога, педагога на общественных началах. Суть этой личностной позиции можно было бы выразить следую­щим образом: «Меня уже переделали, теперь давай я тебя пе­ределаю: через 20 минут ты будешь абсолютно все понимать, избавишься от своих ничтожных проблем и будешь абсолют­но счастливым, таким же, как я. Если же ты со мной не со­гласен, то ты мой враг и я не хочу иметь с тобой ничего обще­го». По сути здесь происходит игнорирование другого человека, упрощение его сущности, отрицание его уникаль­ности, самостоятельного пути развития. Так готовят челове­ка к роли солдата, послушного раба опытного манипулятора людьми, к роли механизма, но не к роли человека. Психолог не должен идти по такому пути. Призвание психолога-кон­сультанта - делать скорее из солдат и механизмов людей, чем из людей солдат или наделенные сознанием механизмы. Практика показывает, что люди, как правило, разочаровыва­ются, когда в психологической консультации вместо психоло­га они сталкиваются с идеологом-педагогом на общественных началах, объясняющим людям, как им надо жить. Такого рода помощи вокруг и так много. Интуитивно они ищут чего-то принципиально нового, того, что поможет им самим ре­шить свои проблемы.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип означает, что психолог во время работы ориенти­руется не на социально принятые нормы и правила и не на те нормы и ценности, которые симпатичны ему лично, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых яв­ляется клиент. Он центрирован на клиенте, а не на своих правилах. Люди ценят свою автономию, уникальность и склонны противостоять попыткам, расправиться с этими свойствами своей природы. Если мы начнем «читать мо­раль» клиенту, то человек замкнется, не сможет быть ис­кренним и открытым. Похоже, он так делал уже не раз, поче­му и защитил свою личностность, почему и не удовлетворили его советы окружающих, почему, собственно, он и пришел к нам, надеясь услышать нечто иное. Выстраивая работу с клиентом, мы должны исходить из его ценностей, из его принципов и идеалов. В предлагаемых вариантах улучше­ния жизни он должен видеть реализацию своих ценностей,

желаний, своих представлений о правильном поведении в этом мире. На более поздних этапах работы с клиентом, когда будет установлено доверие, психолог-консультант мо­жет сделать ценности и идеалы клиента объектом своего воздействия в том случае, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека. Естест­венно, что это предполагает уже высокую степень осознания клиентом того, что на данном этапе его ценности и идеалы являются препятствием на пути личностного роста и эффек­тивного функционирования в окружающем мире.

3. Осторожное отношение к советам. Ю.Е. Алешина формулирует этот принцип более строго - как запрет давать советы вообще. В пользу этого она приводит следующие аргументы:

v Гарантированный совет другому дать невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема.

v Советуя, консультант берет на себя ответственность за про­исходящее, что не способствует развитию личности кон­сультируемого и его адекватному отношению к действи­тельности; у клиента формируется пассивное и поверхност­ное отношение к происходящему.

v Любые неудачи в реализации совета обычно приписывают­ся консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происхо­дящих событиях.

В дополнение к этому В.В. Столин выдвигал в пользу отказа от конкретных рекомендаций в процессе психологиче­ского консультирования следующие аргументы:

v До прихода в психологическую консультацию клиент имел гораздо более времени для рационального осмысления сво­ей ситуации, чем имеет психолог; на этом фоне совет психо­лога чаще всего будет выглядеть как скороспелый.

v Хотя клиент и обращается в консультацию чаще всего за советом, он может неосознанно бояться именно прямых со­ветов, ведь принять такой совет - значит в какой-то степе­ни признать себя некомпетентным в собственной жизни.

равдан. Так А.Ф. Копьев считает, что особенно на начальных этапах консультирования допустимо советовать, так как это вполне органично жанровой природе разговора и избега­ние советов со стороны консультанта сделало бы общение искус­ственным. Совет может выступать здесь в роли:

■ поддержки, сочувствия клиенту;

■ наиболее удобной актуализации в сознании клиента нрав­ственных норм;

■ индикатора для обнаружения клиентом игнорируемых форм поведения.

Н.В. Самоукина полагает, что советовать в психоло­гическом консультировании можно в случаях, если:

■ клиент находится в кризисной, опасной для его жизни си­туации и в данный момент не способен принимать реше­ния;

■ клиент закрыт для диалога, а его действия наносят психо­логический ущерб близким; совет психолога в этом случае может быть изложен в директивной форме, буквально как предписание, рецепт;

■ если клиент активен, действует и нуждается только в ква­лифицированной информации типа «как делать».

Ошибкой Н.В. Самоукина считает стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет, поскольку со­вет сбивает внимание клиента с анализа самого себя, закрыва­ется движение клиента по пути к самому себе. Она полагает, что если клиент открыт для диалога, то следует воздерживать­ся от совета.

Таким образом, мы видим, что психологи-консультанты пы­таются в той или иной форме ограничивать себя от дачи советов и если все-таки приходится их давать, то они делают это созна­тельно, отслеживая психологический смысл данного консуль­тативного действия и соизмеряя его результаты со своими кон­сультативными целями. Они имеют четкое представление о желательных и нежелательных последствиях советов в пси­хологическом консультировании и регулируют свою деятель­ность по даче советов в соответствии с этими представлениями

и последствиями советов в каждом конкретном консультатив­ном случае. Это мы и называем осторожным отношением к со­ветам.

4. Разграничение личных и профессиональных отно­шений. Здесь имеется в виду то, что психологу-консультанту не рекомендуется переходить с клиентом на дружественные отношения и пытаться оказывать профессиональную помощь своим друзьям и близким. Это связано с явлениями переноса и контрпереноса. Под переносом здесь понимается склонность клиента переносить (проецировать) на специалиста, оказы­вающего воздействие, и свои отношения с ним свои отноше­ния со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; под контрпереносом - склонность специалиста, оказывающе­го воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на от­ношения с клиентом. Человеческие отношения находятся под влиянием внутренних, личностных потребностей человека, которые он чаще всего не осознает и которые проявляются в феномене переноса. Установление тесных личных отноше­ний между консультантом и клиентом приводит к тому, что они как близкие люди начинают удовлетворять те или иные эмоциональные потребности и желания друг друга и кон­сультант уже не может сохранять объективную и отстранен­ную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента. Крайним вариантом такой ситуации явля­ются сексуальные отношения, которые несовместимы с кон­сультированием. В такой ситуации консультирование лучше переадресовать другому консультанту. Консультирование друзей и близких опасно тем, что может разрушить типич­ные формы межличностных отношений и отдалить людей друг от друга.

Р.-А.Б. Кочюнас обращает внимание на недопусти­мость сексуальных контактов с клиентами, так как консуль­тирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преиму­щество может использоваться в целях эксплуатации. У клиен­тов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом заканчивается любое профессиональ­ное консультирование и психотерапия.