Символика кораблей в м с китая. ВМФ Китая: состояние и перспективы. Международный опыт и сотрудничество

В последние годы на фоне ударных темпов роста экономики в КНР происходит модернизация вооруженных сил. За прошедшие десять лет военный бюджет КНР в долларовом выражении удвоился и составил по данным Стокгольмского института исследования проблем мира в 2014 году — 216 млрд. долларов. Для сравнения: расходы США на оборону составляли — 610 млрд. долларов, а России – 84,5 млрд. долларов.

Вместе со стратегическими ядерными силами, сухопутными войсками и авиацией активно развивается и военно-морской флот. Начиная с 90-х годов, военно-морской флот Народно-освободительной армии Китая активно пополнялся за счёт закупки боевых кораблей в России. Но в последние несколько лет эта практика ушла в прошлое. В КНР ежегодно передаются флоту несколько крупных боевых кораблей собственной постройки, в том числе дизельные и атомные подводные лодки, фрегаты и эсминцы с управляемым ракетным оружием.

С учётом иностранного опыта, разработаны и серийно строятся на китайских предприятиях: ракетные катера, фрегаты, эсминцы и большие десантные корабли. При этом в Китае считают, что в деле укрепления обороноспособности страны «все средства хороши». При проектировании боевых кораблей китайцы не брезгуют идеями и техническими решениями, добытыми с помощью «технического шпионажа». Современные эсминцы, корветы и большие десантные корабли, построенные в последнее время в КНР, представляют собой причудливую смесь советских и западных технологий с национальным китайским колоритом.

В настоящее время Китай уходит от имевшей в прошлом место практики закупки боевых кораблей за рубежом, предпочитая тратить финансовые ресурсы и создавать рабочие места внутри страны, обеспечивая заказами собственные судостроительные верфи. В последние годы в России китайцы покупают не боевые корабли целиком, а лишь некоторые узлы, оборудование и вооружение. В основном это современные противокорабельные и противовоздушные системы. В тоже время в КНР активно ведётся создание собственных аналогов. В отличие от прошлых лет, теперь это не «китаизированные» копии, а зачастую оригинальные разработки, созданные многочисленными китайскими НИИ.

На тихоокеанском направлении конкуренцию ВМФ НОАК из флотов региональных держав могут составить только боевые корабли Морских сил самообороны Японии . Но трудно себе представить, что руководство Японии решится на обострение отношений с КНР без поддержки и одобрения США. Таким образом, основным потенциальным противником по-прежнему является 7-й оперативный флот ВМС США . Штаб командующего 7-м американским флотом расположен в военно-морской базе Йокосука (Япония).

В составе 7-го флота на постоянной основе присутствует, как минимум, один атомный авианосец типа «Нимиц» и десять крейсеров и эсминцев УРО типа «Тикондерога» и . В авианосную ударную группу так же обычно входят несколько многоцелевых атомных подводных лодок. Американские ракетные крейсера, эсминцы и АПЛ, помимо другого оружия, несут так же крылатые ракеты BGM-109 Tomahawk с дальностью пуска в модификации Tomahawk Block IV до 1600 км. На борту авианосца типа «Нимитц» имеется 48 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет».

За прошедшие 20 лет китайские ВМС превратились из флота прибрежного плавания, основной задачей которого была оборона побережья, в полноценный океанский флот. Текущей целью ВМФ НОАК является построение ближнего оборонительного периметра, который Китай выстраивает вдоль своего морского побережья. В КНР его называют «первая островная цепь». Он включает в себя Южно-Китайское, Восточно-Китайское и Желтое моря.

Дальний периметр обороны простирается в открытый океан, на расстояние до 1500 морских миль от берега. Главная цель присутствия китайского военного флота в этой зоне – противодействие иностранным боевым кораблям-носителям крылатых ракет, а также авианосцам, на которых базируется ударная палубная авиация.

Главным образом, перед китайским флотом стоит задача защиты побережья КНР, вдоль которого в благоприятных климатических условиях проживает большая часть населения и расположено около 70% промышленных предприятий. Это хорошо видно по тому, как на территории КНР прикрыты средствами ПВО административно-промышленные и оборонные объекты.

Схема расположения РЛС и ЗРК на территории КНР (синие ромбы – РЛС, цветные фигуры – ЗРК)

Кроме того с недавнего времени морская компонента китайских СЯС — ПЛАРБ типа 094, которые несут 12 баллистических ракет JL-2 с дальностью действия 8 000 км, стали вести боевое патрулирование в районах контролируемых китайскими надводными силами и авиацией.

Китайские военно-морские силы состоят из 3 оперативных флотов: Северного, Восточного и Южного. По состоянию на начало 2015 года в составе ВМФ НОАК имелось - 972 корабля, в том числе: один авианосец, 25 эскадренных миноносцев, 48 фрегатов и 9 атомных и 59 дизельных подводных лодок, 228 десантных кораблей, 322 патрульных корабля береговой охраны, 52 минных тральщика и 219 вспомогательных судов .

Как уже говорилось, в XXI веке китайский военный флот из прибрежного стал океанским. В 2002 году эскадра ВМФ НОАК совершила первое в истории китайского военного флота кругосветное плавание по Тихому, Индийскому и Атлантическому океану. В 2012 году ВМФ НОАК получил первый авианосец, что ознаменовало новый этап развития. Всё это демонстрирует усиление роли флота в деле обеспечения безопасности страны. К тому же китайский флот всё больше становиться инструментом политического влияния и весомым аргументом в многочисленных территориальных спорах с соседями.

Надводный флот. Эсминцы, фрегаты и корветы

В 70-90-е годы в КНР велось строительство эсминцев пр. 051 типа «Люйда», которые представляли собой переработанный в КНР советский пр. 41. В отличие от СССР, где по этому, не слишком удачному проекту был построен всего один корабль, верфи КНР сдали китайскому флоту 17 эсминцев. Последний из кораблей, достроенный по проекту 051G, поступил в состав Южного флота в 1993 году. Если верить справочникам, то большая часть китайских эсминцев этого проекта до сих пор формально находится в составе флота.

ЭМ пр. 051

Основным ударным оружием ЭМ пр. 051 являлся противокорабельный комплекс HY-2 (C-201) с дальностью пуска в модернизированном варианте до 100 км. Ракета HY-2 создана на базе советской ПКР П-15 и в данный момент считается устаревшей в виду необходимости заправки жидким топливом и агрессивным окислителем, дозвуковой скорости полета и низкой помехозащищённости.

Пуск ПКР HY-2

По всей видимости, ПКР этого типа будут отправлены в отставку вместе с носителями, не модернизированными ЭМ пр. 051 в течение ближайших нескольких лет.

Пуск ПКР YJ-83

К началу 2000-х часть кораблей этого проекта были модернизированы по проекту 051G. Ранее установленные 2х3 ПУ ПКР HY-2 были заменены на более современные — 4х4 ПУ ПКР YJ-83(C-803) с дальностью пуска 160 км. Это достаточно современная ракета с активной радиолокационной ГСН и турбореактивным двигателем разгоняется на заключительном этапе полёта до сверхзвуковой скорости.

В 1994 и 1996 годах в состав китайского флота вошли два эсминца пр. 052 (типа «Люйху»). По сравнению с ЭМ пр. 051 они были крупнее, лучше вооружены и имели большие дальность плавания и мореходность. Корабли предназначались для нанесения ударов противокорабельными ракетами по надводным кораблям противника, противолодочной обороны, а также для огневой поддержки десанта и обстрела береговых целей. Для самообороны на них есть ЗРК ближней зоны HQ-7, созданный на базе французской противовоздушной системы Crotale. Основным средством борьбы с надводными целями является противокорабельный комплекс YJ-83 с шестнадцатью ПКР.

ЭМ пр.052

Проектирование этих эсминцев велось в начале-середине 80-х, во времена улучшения отношений между КНР и западными странами. При создании эсминцев китайцы рассчитывали на американскую, британскую и французскую техническую помощь. Однако после событий на площади Тяньаньмэнь и последовавшего за этим западного эмбарго на поставку вооружения и технологий двойного назначения рассчитывать пришлось на свои силы. Это существенно увеличило сроки постройки кораблей и ограничило серию.

Первыми надводными боевыми кораблями в составе китайского флота, способными наносить по настоящему эффективные удары по АУГ на значительном удалении от своего берега, стали поставленные из России эсминцы пр. 956Э, вооруженные сверхзвуковыми ПКР П-270 «Москит». Первый корабль «Ханьчжоу» передан КНР в конце 1999 года, а второй «Фучжоу» в конце 2000 года. В 2005-2006 годах боевой состав ВМФ НОАК пополнили ещё два эсминца «Тайчжоу» и «Нинбо», построенные по усовершенствованному проекту пр. 956ЭМ. В общей сложности эти четыре эсминца, способные действовать в океанской зоне, несут 32 ПКР с дальностью пуска до 120 км и максимальной скоростью около 2,8М.

Китайские эсминцы пр. 956Э и 956ЭМ

С поставленными из России эсминцами пр. 956Э связан инцидент, произошедший 1 апреля 2001 года в 100 км от китайского острова Хайнань. Американский самолёт радиоэлектронной разведки ЕР-3Е «Эйриз II», осуществлявший наблюдение за этими кораблями, при попытке его вытеснения из района учений столкнулся в воздухе с китайским истребителем-перехватчиком J-8II . В результате столкновения китайский самолёт упал в море, а его пилот погиб. Американский «электронный шпион» под угрозой применения оружия был посажен на аэродроме Линшуй на китайском острове Хайнань.

Впоследствии американская сторона принесла извинения за инцидент и выплатила денежную компенсацию вдове погибшего китайского пилота. Китайцы смогли детально ознакомиться с американской разведывательной и шифровальной аппаратурой, установленной на ЕР-3Е «Эйриз II». Лишь в июле 2001 года ЕР-3Е фактически в виде металлолома был возвращен в США на борту российского транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании «Полет».

В советском и российском флоте эсминцы пр. 956 имели сомнительную славу кораблей с очень капризной, предъявляющей высокие требования по грамотности эксплуатации и техническому обслуживанию, главной энергетической установкой. Однако опыт применения этих эсминцев в ВМФ НОАК демонстрирует то, что при надлежащей исполнительской дисциплине, регулярном обслуживании и ремонте – это вполне надёжные и дееспособные боевые корабли.

Дальнейшим развитием китайских эсминцев флота проект 051В (типа «Люхай»). Китайские кораблестроители при сохранении функционального назначения корабля, за счёт увеличения геометрических размеров корпуса попытались существенно увеличить дальность плавания и автономность.

Эсминец «Шеньчжень» проекта 051В

Опыт оказался не слишком удачным, был построен всего один корабль – «Шеньчжень», переданный ВМФ НОАК в 1999 году. Тем не менее, этот эсминец активно участвовал в ряде длительных походов. В 2000 году он посетил ряд портов в Африке, а в 2001 году посетил порты Великобритании, Германии, Италии и Франции. Его главным ударным оружием, так же как и на ЭМ пр. 051G, являются 16 ПКР YJ-83 в 4х4 ПУ.

В 2007 году в состав китайских ВМС ступили два эсминца пр. 051С: «Шеньян» и «Шицзячжуан». При сохранении архитектурно-конструктивных черт проекта 051В главный упор при создании этих кораблей был сделан на усиление их противовоздушных систем. Основным назначением эсминцев пр. 051С является обеспечение ПВО оперативных соединений надводных кораблей.

Эсминец пр. 051С

Особенностью эсминцев пр. 051С является наличие пусковых установок ЗРС С-300Ф («Риф-М») российского производства. Всего на борту имеется шесть ПУ с 48 готовыми к пуску ЗУР с дальностью до 90 км и высотностью до 30 км.

Проект 052 послужил базой для ряда более совершенных в плане оборудования, вооружения и мореходных качеств кораблей. Эсминцы проектов 052В и 052С стали гораздо крупнее своего «предка». Основным отличием пр. 052В и пр. 052С стало функциональное назначение кораблей, имеющих много общего в плане корпуса и энергетической базы.

Эсминцы пр. 052В (типа «Гуанчжоу») несут 16 ПКР YJ-83, ПВО корабля обеспечивается двумя ПУ ЗРК «Штиль» с дальностью поражения воздушных целей до 50 км. Головной корабль «Гуанчжоу» и, последовавший за ним «Ухань», вступили в строй в 2004 году.

ЭМ пр. 052С

Эсминцы пр. 052С – это корабли, созданные для обеспечения групповой ПВО эскадры надводных кораблей. По этому проекту построено два эсминца, вступившие в строй в 2004-2005 годах. Они вооружены ЗРС китайского производства HQ-9, которая создана на базе российской C-300Ф. Количество ПУ ПКР YJ-62 (C-602) на борту сократилось до восьми. Впрочем, YJ-62 по сравнению с ПКР YJ-83 имеет значительно большую зону поражения (400 против 160), но YJ-62 имеет дозвуковую скорость полёта, что существенно увеличивает её уязвимость от средств ПВО.

Пуск ПКР YJ-62

Ракета поступила на вооружение ВМФ НОАК в 2004 году. При её создании использовались технические решения советской КР Х-55, образцы ракеты и техническая документация были получены от Украины.

Вершиной эволюции китайских эсминцев на сегодняшний день является «иджисоподобный» пр. 052D, он имеет новую многофункциональную РЛС с активной фазированной антенной решеткой, а также современную интегрированную систему управления вооружением.

ЭМ пр. 052D

Благодаря увеличению длины и ширины, на борту размещены 64 модуля ПУ вертикального пуска (две УВП по 32 ячейки) с ЗУР HQ-9А, ПКР с увеличенной дальностью стрельбы и КР для поражения целей на суше. Таким образом, в составе китайского флота в ближайшее время появятся универсальные корабли, способные выполнять широкий спектр задач, включая нанесение ударов крылатыми ракетами по береговым объектам.

Фрегаты являются самым многочисленным классом крупных боевых кораблей в составе ВМФ НОАК. Наряду с эсминцами они способны решать задачи противолодочной обороны, борьбы с надводными кораблями, уничтожать воздушные цели в ближней зоне ПВО корабельных групп и обеспечивать защиту экономической зоны КНР. На долю фрегатов китайского флота приходится около18% от общего количества ПКР, размещённых на боевых кораблях ВМС КНР.

В период с 1986 по 1993 годы на базе советского СКР пр. 50 строились фрегаты пр. 053 (типа «Цзянху»). Главным их назначением была борьба с надводными кораблями в прибрежной зоне КНР. Для этого на фрегатах имелось две спаренные ПУ ПКР HY-2.

Между собой фрегаты различных серий пр. 053 отличались составом бортового оборудования, средствами связи и навигации, а так же различными вариантами артиллерийского вооружения. Часть фрегатов в первой половине 2000-х была перевооружена ПКР YJ-83 4х2 ПУ.

Фрегат пр. 053

Фрегаты первых модификаций пр. 53 в настоящее время считаются устаревшими, их справедливо критикуют за неэффективные ПКР, отсутствие ЗРК и площадки для вертолета. Частично эти недостатки устранены в модернизированном фрегате УРО пр. 053Н2 («Цзянху-3»). Конструктивно-архитектурный вид корабля был видоизменен и внешне он стал напоминать фрегаты следующего поколения. По этому проекту было построено семь фрегатов.

Фрегат пр. 053H2G

В 1990-1994 годах была построена серия из четырёх фрегатов пр. 053H2G. В состав вооружения кораблей этого типа входит 3х2 ПУ ПКР YJ-82 (C-802) и ЗРК ближней зоны HQ-61, в кормовой части предусмотрена площадка для противолодочного вертолёта.

Фрегат пр. 053H3

С 1995 по 2005 годы было построено 10 фрегатов пр. 053H3 (типа «Цзянвей-2»). Эти корабли вооружены ближним ЗРК HQ-7 с 8 ЗУР и 2 ПУ по 4 ПКР YJ-83.

С 2002 года на верфях Китайской государственной кораблестроительной корпорации ведётся строительство фрегатов УРО пр. 054. Этот проект разработан для замены устаревших фрегатов пр. 053H. В кораблях пр. 054 внедрён ряд технических решений, характерный для современных кораблей этого класса, на них были использованы технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности, установлены вертикальные ПУ ЗУР.

Пуск ЗУР HQ-16 с борта китайского фрегата 054A

По состоянию на середину 2013 года в состав китайского флота судостроительными предприятиями, расположенными в городах Шанхай и Гуанчжоу, передано 2 фрегата пр. 054 и 15 фрегатов пр. 054A. На фрегатах, построенных по улучшенному проекту 054A, устаревшие ЗРК HQ-7 заменены на ЗРК HQ-16 (32 ЗУР, 2х16 ВПУ), который является аналогом российского комплекса «Штиль-1». На фрегате имеется вертолётная площадка и ангар. Главным противокорабельным оружием являются 8 ПКР YJ-83 в двух четырёх зарядных ПУ.

В феврале 2013 года в строй вступил первый корвет пр. 056. Проект этого корабля был разработан на базе экспортного корвета типа Pattani для ВМС Таиланда. Потребность в патрульном корабле прибрежного плавания с мощным ударным вооружением и хорошими условиями обитаемости для экипажа, с водоизмещением в пределах 1300-1500 тонн назрела ещё в 80-е годы.

Корвет пр. 056

Корпус корвета выполнен с использованием элементов, обеспечивающих снижение радиолокационной заметности. Корабли пр. 056 являются первыми боевыми кораблями модульной конструкции, разработанными в КНР. Это позволяет в случае необходимости достаточно легко менять состав оборудования и вооружения, без внесения изменений в основную конструкцию корвета. Подбор модулей позволяет создавать различные варианты на основе одного корпуса. Разработаны и предлагаются потенциальным покупателям следующие версии корвета: патрульная, противолодочная, ударная, с усиленными системами ПВО, штабная и многоцелевая.

В типовой состав вооружения многоцелевой версии, помимо торпедного и артиллерийского вооружения, входит новый китайский ЗРК ближней зоны HHQ-10 с дальностью пуска 9000 м и 2х2 ПУ ПКР YJ-83. На ближайшее десятилетие в КНР для защиты побережья и охраны экономической зоны запланирована постройка более 50 «стелс-корветов» пр. 056 в различной конфигурации.

Подводный флот

Подводные силы ВМФ НОАК являются одними из крупнейших в мире (по количеству ДЭПЛ первые) и занимают третье место после США и России. В настоящее время в боевом составе ВМС КНР насчитывается около 70 субмарин . Китайские подводные лодки несут около 15 % имеющихся в ВМФ НОАК ПКР, приблизительно 80% торпед и 31% минного вооружения.

Вначале 60-х, несмотря на начавшееся ухудшение отношений в КНР, была передана документация ДЭПЛ пр. 633. Строительство этих подлодок по пр. 033 велось в КНР до 1983 года. Всего было построено 84 лодки этого типа, часть из них поставлена на экспорт. В настоящее время лодки пр. 633 являются устаревшими. В ходе строительства и эксплуатации ДЭПЛ пр. 033 неоднократно модернизировались. На них устанавливались батареи повышенной емкости, французские гидроакустические комплексы и современное радиоэлектронное оборудование. Но состав основного оборудования и вооружения особых изменений не претерпел. Почти все субмарины этого типа выведены из боевого состава ВМФ НОАК, некоторое количество их может использоваться в учебных целях.

ДЭПЛ пр. 035

На базе ДЭПЛ пр. 033 в КНР строились лодки пр. 035 (типа «Мин»). От предыдущего проекта «Мин» отличается другой конструкцией корпуса и энергоустановки. Всего с 1975 по 2000 годы было построено 25 ДЭПЛ пр. 035. В настоящее время количество лодок этого проекта в составе китайского флота оценивается в 20 единиц. Модернизированные лодки обозначались как пр. 035G и 035В. На них установлены французские пассивные ГАС и усовершенствованная система управления огнём. Против современных боевых кораблей лодки пр. 035 ограниченно дееспособны в прибрежных районах, они также могут привлекаться в скрытных минных постановок. Часть лодок используется в качестве учебных и опытовых для испытания новых образцов вооружения.

Последним достижением китайских инженеров в области создания дизель-электрических подводных лодок стали ДЭПЛ пр. 039 (типа «Сун»). Эта лодка создавалась с учётом собственного и частично советского опыта, также использовались элементы архитектуры французской субмарины типа Agosta.

ДЭПЛ пр. 039

Особое внимание при создании этого китайского проекта было уделено снижению уровня акустической сигнатуры и повышению ударных характеристик. Корпус китайской ДЭПЛ покрыт специальным противоакустическим плиточным покрытием, как на российских лодках пр. 877.

Создание и доводка лодки шли тяжело. Из-за серьёзных ошибок в расчётах и новизны многих технических решений, шумность и некоторые другие характеристики первой лодки не соответствовали запланированным. Большие нарекания вызывали работа аппаратуры БИУС и ГАС.

Первая лодка пр. 039, спущенная в мае 1994 года, проходила испытания, доработку и устранение недостатков в течение 5 лет. Руководство КНР приняло решение не строить лодки этого типа, пока головная субмарина не достигнет удовлетворительного уровня боевых и эксплуатационных характеристик. Только после доработки проекта, получившего обозначение пр. 039G, была заложена серия из 15 лодок, последняя из которых вступила в строй в 2007 году.

В целом ДЭПЛ пр. 039G соответствуют уровню французских и немецких лодок середины 80-х годов. Кроме торпед разного типа из стандартных 533 мм торпедных аппаратов возможен подводный запуск ПКР YJ-82 с дальностью 120 км. Эта китайская ПКР по своим характеристикам близка к американской UGM-84 Harpoon ранних модификаций.

Начало серийного строительства и принятие на вооружение в КНР лодок типа «Сун» заставило американских адмиралов пересмотреть свои взгляды на возможности судостроительной отрасли КНР по созданию современных субмарин и на степень «китайской подводной угрозы».

Происшествие, случившиеся 26 октября 2006 года, подтвердило, что опасения американцев по поводу усиления возможностей подводного флота КНР вполне обоснованы. Тогда китайской подводной лодке пр. 039G, оставшись незамеченной, удалось приблизиться на дистанцию торпедного залпа к американскому авианосцу «Китти Хок», который находился в этот момент в международных водах Южно-Китайского моря. После этого лодка демонстративно всплыла неподалёку от американской эскадры. Китайская субмарина не была обнаружена противолодочными силами АУГ вплоть до момента ее всплытия.

Моральное и физическое устаревание лодок пр. 033 и 035, а так же неопределённость с новой лодкой собственной разработки вынудили китайское руководство начать закупку ДЭПЛ в России. Первые две лодки пр. 877 ЭКМ поступили в 1995 году. За ними в 1996 и 1999 годах поступили ещё две лодки пр. 636. Отличием ДЭПЛ пр. 636 от пр. 877 ЭКМ является применение новых технологий снижения шумности и современного бортового оборудования.

Погрузка торпеды 53-65КЭ на ДЭПЛ пр.877ЭКМ ВМФ НОАК

В начале 2000-х было объявлено о заказе в России ещё восьми лодок пр. 636М, которые были «заточены» под ПКР 3M54Э1 Club-S , запускаемые в подводном положении с глубины 30-40 м. ПКР Club-S с дальностью действия до 300 км представляют собой экспортный вариант российского ракетного комплекса «Калибр-ПЛ». Ракета оснащена активной помехозащищённой радиолокационной ГСН, которая осуществляет захват цели на дальности около 60 км.

Большую часть своего пути к цели она проходит на высоте 15-20 м на крейсерской дозвуковой скорости. На дальности около 20 км от цели ракета начинает разгон до скорости около 3М, при этом она выполняет зигзагообразный противозенитный манёвр. В случае атаки крупных надводных целей возможен залповый запуск нескольких ПКР, которые будут атаковать цель с разных направлений.

В 2004 году в КНР начались испытания подводной лодки пр. 041 (типа «Юань»). «Китайские товарищи» попытались воплотить в этом проекте лучшие качества российского проекта 636М с учетом собственных возможностей. Изначально лодку планировалось оснастить вспомогательной воздухонезависимой энергетической установкой. В состав боекомплекта «Юань» входят ПКР YJ-82 или CX-1, запускаемые через торпедные аппараты.

ДЭПЛ пр. 041

Судя по всему, превзойти российские лодки пр. 636М китайской субмарине пр. 041 не удалось. Во всяком случае, пока ничего о массовом строительстве этих лодок для ВМФ НОАК не слышно. В тоже время пр. 041 активно предлагается на экспорт.

В 1967 году в КНР была заложена первая китайская торпедная АПЛ пр. 091 (типа «Хань»), формально в строй она вошла в 1974 году. Но устранение многочисленных дефектов, в том числе и в ядерной энергоустановке заняло ещё 6 лет, и к несению боевой службы лодка приступила только в 1980 году.

АПЛ пр. 091

Всего до 1991 года китайский флот получил пять АПЛ этого типа. Несмотря на модернизацию ряда агрегатов, бортового оборудования и вооружения лодки этого типа к началу XXI века безнадёжно устарели. Введение в состав вооружения наиболее свежих атомоходов ПКР YJ-8Q не сильно усилило их возможности по борьбе с надводными кораблями противника. Поскольку запуск ракет возможен только в надводном положении, а по уровню шумности АПЛ пр. 091 в 2,5-2,8 раза уступают зарубежным лодкам аналогичного класса. Несколько АПЛ типа «Хань» всё ещё находятся в составе ВМС, но время их ушло и эти первые лодки с ядерными реакторами, ставшие «учебной партой» для нескольких поколений китайских подводников, вскоре уйдут в прошлое.

В начале 2007 года в строй вступила головная многоцелевая АПЛ пр. 093 (типа «Шань»). Она была разработана для замены устаревших АПЛ пр. 091. По своим основным характеристикам эта китайская лодка примерно соответствует советским многоцелевым атомоходам пр. 671РТМ. По состоянию на начало 2014 года в составе ВМС КНР было две АПЛ пр. 093, поступление ещё двух построенных по усовершенствованному проекту ожидается в ближайшее время.

АПЛ пр. 093

АПЛ пр. 093 имеют возможность запускать через торпедные аппараты противокорабельные крылатые ракеты YJ-82, находясь в подводном положении. Также имеется информация, что на этих АПЛ используются новые YJ-85 (С-705) с дальностью пуска до 140 км. На ПКР YJ-85, в зависимости от модификации, применяются активные радиолокационные или инфракрасные ГСН. Коррекция курса на маршевом участке полёта происходит по сигналам спутниковой системы позиционирования.

Согласно десятилетней программе, ожидается, что в ближайшие 10 лет будет построено ещё 6 лодок типа «Шань». Кроме того, в КНР ведётся проектирование АПЛ нового поколения, которые по своим характеристикам должны вплотную приблизиться к российским и американским атомным субмаринам.

Проведем анализ современного боевого состава и боевого потенциала ВМС НОАК с различных позиций, а именно: При этом факторы влияния природно-климатических условий, организации боевой службы, использования плавучего тыла и передовых пунктов базирования, технической надежности оружия и вооружения не учитываем. Расчетные материалы по указанным выше направлениям анализа вынесены в приложение.

Подведем итог анализа, отразив результаты графически – см. рис. 3 и 4.

Рис. 3. Показатели состояния боевого корабельного состава. Боевой корабельный состав



Рис. 3. Возрастные категории боевого корабельного состава



Рис. 3. Показатели состояния боевого корабельного состава. Новейшие и современные корабли (в скобках - удельный вес в рассматриваемой структуре)


Так, "осредненное стандартное водоизмещение корабельного состава" составляет величину порядка 1000 т., а аналогичная величина "по экипажу" - 68 чел., что свидетельствует о "прибрежной ориентации" китайского флота в целом.

Как пример этого, отметим, что в структуре боевого корабельного состава количественное преобладание имеют малые БНК - ракетные и патрульные катера, удельный вес которых составляет 51.9% и на долю которых приходится 1/5 часть противокорабельного ракетного потенциала китайского флота.

Корабли же морской зоны – эсминцы и фрегаты, а так же подводные лодки составляют 4.7, 7.9 и 13.8 процентов соответственно.

При этом обновление корабельного состава осуществляется с преимущественным уклоном строительства кораблей морской и океанской зоны. Так, из 121 боевого корабля, построенного в последние 10-15 лет, на долю десантных кораблей приходится 38.0%, подводных лодок - 27.3%, фрегатов – 13,2% и эсминцев - 10,7% "новостроя".

Между тем, безнадежно старыми являются всё то ничтожно малое количество противоминных кораблей Китая – 46 ед. (95.8%), что делает противоминную оборону не то, чтобы низкоэффективной, а эфемерной …. Аналогичные выводы распространяются и на устаревшие и старые малые БНК (96,6%)…..


Рис. 4. Боевой авиационный состав



Рис. 4. Возрастные категории боевого авиационного состава


Помимо этого отметим, что в составе флота устаревшими и старыми кораблями являются 18 эсминцев (55,2% кораблей данного класса), 33 фрегата (67,3%) и 40 десантных кораблей (46.5%).

В итоге и в целом, очевидно, что:

  • большая часть боевого корабельного состава представлена устаревшими и старыми кораблями, что ставит под сомнение их боевую ценность;
  • дисбаланс в современном военно-морском строительстве Китая – преимущественное строительство морских и океанских кораблей, "при забвении" сил прибрежной обороны, обеспечивающих "своей повседневной рутиной" действия морских и океанских кораблей.
Боевой авиационный состав ВМС НОАК в большинстве своем представлен самолетами устаревших и старых конструкций – 82.7%, а в "функциональном выражении": истребительной – 43,5% ЛА (232 истребителя), бомбардировочной – 22.5% (120 самолетов), и истребительно-бомбардировочной и штурмовой (19.5% или 104 машины) авиацией.

Состояние же авиапарка боевых самолетов китайского флота может быть определено как:

  • бомбардировочная авиация – все машины старых и устаревших конструкций;
  • - истребительная авиация на 86,2% (200 ЛА) представлена так же самолетами старых и устаревших конструкций,
  • истребительно-бомбардировочная авиация, почти на половину (46.1%) – самолеты старых конструкций.
"Бросается в глаза" ничтожно малый состав базовой патрульной авиации – 12 самолетов БПА старой конструкции, что делает результативность воздушной разведки и патрулирования весьма сомнительной, без привлечения самолетов разведки и ДРЛО Военно-воздушных сил Китая…

Таким образом, современные Воздушные силы ВМС НОАК так же в подавляющем большинстве (82.7%) представлены самолетами старых и устаревших конструкций, что делает их боевую ценность сомнительной.

Обновление авиапарка ВМС НОАК, равно как и рассмотренного выше корабельного состава, осуществляется, прежде всего, в обновлении ударной и истребительной авиации: в числе 88 новых и современных самолетов, построенных или приобретенных в последнее время, состоят 56 истребителей-бомбардировщиков (63.6% поступлений) и 32 истребителя (36.4%).

Проанализируем географическую проекцию боевого потенциала ВМС НОАК по зонам дальности.

При этом операционные зоны определены удаленностью от береговой черты, а именно: прибрежная - до 200 миль; ближняя морская - от 200 миль до 500 миль, морская - от 500 миль до 1000 миль, и океанская - свыше 1000 миль. Географически, раздел ближнеморской и морской операционных зон проходит по рубежу: юго-западная акватория Японского моря - восточная оконечность о-ва Кюсю – южная часть о-ва Лусон и дельта р. Меконг. А раздел ближнеморской и прибрежной операционных зон проходит по рубежу: западное побережье Корейского п-ова – восточное побережье о-ва Тайвань – "середина" Индокитайского п-ова. Таким образом, прибрежная и ближнеморская операционные зоны фактически охватывают акватории Желтого, Восточно-китайского и Южно-китайского морей.

Отнесение того или иного БНК, ПЛ или ЛА к какой-либо операционной зоне выполнено методом экспертных оценок, без учета возможностей дозаправки в походе (полете). При этом в качестве примерных критериев "зональности" боевого средства использованы водоизмещение, автономность и оперативный радиус. Так, условно принимаем, что БНК или ПЛ водоизмещением менее 1.5-2.0 тыс. т. и автономностью менее 10 сут. не является океанским кораблем и может быть кораблем морской или иной зоны плавания, в зависимости от оперативного радиуса. "Зональность" же летательного аппарата определяется величиной оперативного радиуса.

При этом, оперативный радиус определен как: для БНК или ПЛ - показатель, равный 40% от "паспортной" дальности плавания, а для самолетов – показатель, равный 30% от "паспортной" дальности полета.

Принятая в расчетах "разница между процентовками" предопределена физическим различием между плаванием и полетом. Так, потеря 20% дальности плавания корабля может быть предопределена погодными условиями, маневрированием корабля и т.п. субъективными факторами. В случае же самолета, к данным факторам следует добавить и возможную необходимость барражирования ЛА в районе боевых действий, поскольку самолет, в отличие от корабля, "не может стоять на месте"…



Рис. 5. Распределение (в процентах) боевого потенциала ВМС НОАК по операционным зонам, 2006 г.


Примечание

Внутренняя линия – потенциал океанской операционной зоны. Средняя линия- потенциал в морской зоне. Крайняя линия – потенциал в ближнеморской зоне. Линия периметра диаграммы – прибрежная операционная зона (100% боевого потенциала).

Расчет показателей боевого состава и боевого потенциала ВМС НОАК вынесен в приложение, а результат отражен на рис. 5. Проанализируем полученный результат. При этом фактор напряженности использования сил и средств флота не учитываем.

Так, очевидно, что для действий в прибрежной зоне может быть задействовано 100% боевого состава и боевого потенциала китайского флота. Но уже для оперирования в ближнеморской зоне может быть привлечено меньше половины (45.6%) боевых самолетов и исключает возможность применения до 20% БНК. А для действий в морской операционной зоне могут быть задействованы до? боевого корабельного состава и 14% боевых самолетов.

Таким образом, по итогу 2006 г. китайский флот пока сохраняет боевую структуру , ориентированную на действия в прибрежной и ближнеморской операционных зонах.

Между тем, необходимо отметить, что за первое шестилетие XXI века, ВМС НОАК удалось существенно увеличить потенциал своего силового присутствия в морской операционной зоне – см. табл. 54.

Рассмотрим боевой потенциал военно-морских сил Китая с позиций боеготовности – достигнутого или нормативно-заданного состояния сил флота, характеризующего их способность начать военные действия и/или приступить к выполнению боевых задач в установленные сроки . Для этого введем в оборот "коэффициент сил постоянной готовности - КСПГ" - показатель, отражающий удельный вес боеготовых сил, в общем количестве сил и средств флота.

Очевидно, что величины "КСПГ" можно определить посредством анализа данных фактической готовности ПЛ, БНК или ЛА, возможности чего мы лишены. Поэтому, мы изначально полагаем, что величина "КСПГ" принимается в рамках (0.4-0.6) для БНК и ПЛ, и (0.75-0.85) для летательных аппаратов .

Произведем расчет значений данных величин реализуемого боевого потенциала ВМС НОАК – см. таблицу 55 (данные округлены в большую сторону).



Таблица 55. Величины реализуемого боевого потенциала ВМС НОАК в зависимости от реализации показателя сил постоянной готовности


Примечание

В состав АПЛ не включена ПЛАРБ "Ся" в силу ее опытно-экспериментальной эксплуатации.

Таким образом, Военно-морские силы Китая одновременно могут использовать две-три АПЛ и порядка 33 - 50 ДЭПЛ, 12-18 эсминцев, 20-30 фрегатов и до 200 малых БНК, а Морская авиация Китая может использовать порядка 30-34 бомбардировщиков, 78-88 истребителей-бомбардировщиков, до 200 истребителей и 9-10 самолетов базовой патрульной авиации.

В итоге и в целом заметим, что современные Военно-морские силы Китайской Народной Республики количественно обеспечены силами и средствами для создания благоприятного операционного режима в пределах зоны, ограниченной "первой цепью островов - о-ва Рюкю и Филиппинских", что говорит о выполнении первого этапа "Стратегии активной обороны".

Качественная же сторона реализации этого этапа, рассмотрена нами ниже, в третьей главе работы.

Китайская Народная Республика уже стала региональной державой и теперь стремится в мировые лидеры. Одним из способов достижения подобных целей является развитие вооруженных сил в целом и военного флота в частности. В течение нескольких последних лет китайское командование и судостроение запустили ряд смелых программ, результатом которых должно стать обновление корабельного состава ВМС. Определенные результаты уже были получены. Так, к настоящему времени судостроение смогло выйти на достаточно высокие темпы выпуска новой техники.

Несколько дней назад закончилось первое полугодие 2017-го, что позволяет подвести некоторые итоги. В контексте китайского военного кораблестроения можно отметить заметные успехи количественного и качественного характера. В течение шести последних месяцев промышленность завершила строительство, испытала и передала заказчику несколько новых крупных кораблей разных классов. Рассмотрим последние достижения Китая, новые приобретения его военно-морских сил и текущие работы китайского судостроения.

Эсминец типа «052D».

С начала текущего десятилетия судостроение ВМС выполняет заказ по строительству эсминцев типа «052D». В общей сложности планируется построить 13 подобных кораблей. До начала 2017 года были построены и введены в боевой состав флота четыре корабля такого типа. В январе этого года пятый корабль серии завершил прохождение испытаний и был принят флотом. По имеющимся данным, еще четыре эсминца в настоящее время проходят испытания и в обозримом будущем войдут в состав ВМС. На второе полугодие 2017-го запланирована сдача трех кораблей. Последний из заказанных эсминцев, не так давно спущенный на воду, должен начать службу в 2019 году.

Корабли типа «052D» имеют полное водоизмещение 7,5 тыс. т и оснащаются комбинированной энергетической установкой, включающей дизельные и газотурбинные двигатели. Они способны развивать скорость до 31 узла и проходить на одной заправке топливом до нескольких тысяч миль. Эсминец несет универсальную пусковую установку с 64 ячейками для ракет различных типов. Корабль может нести противокорабельные, противолодочные, крылатые и зенитные ракеты нескольких типов. Также предусматривается применение пусковой установки для зенитных ракет HHQ-10. Эсминцы оснащаются 130-мм артиллерийской установкой и торпедными аппаратами. Имеется авиационная группа в виде одного вертолета.

Серийный фрегат «Тип 054».

Еще более крупной и амбициозной является программа строительства многофункциональных фрегатов проекта «054A» , стартовавшая в конце прошлого десятилетия. К настоящему времени несколько китайских заводов успели построить и передать флоту 26 подобных кораблей. Еще два находятся на разных стадиях строительства. Последние на данный момент фрегаты были введены в состав ВМС в двадцатых числах июня. После их передачи промышленности осталось достроить только два корабля. Их передадут в следующем году, в результате чего имеющийся заказ будет полностью выполнен.

Фрегаты типа «054A» представляют собой надводные корабли длиной 134 м с водоизмещением чуть более 4 тыс. т. Они оснащаются комбинированной силовой установкой на основе четырех дизельных двигателей и способны разгоняться до 27 узлов. Фрегат несет одну универсальную пусковую установку с 32 ячейками для ракет разного назначения. Для использования противокорабельных ракет C-803 предлагаются две отдельные установки. Артиллерия представлена системами калибром 76 и 30 мм. Имеется комплекс противолодочного вооружения в виде торпедных аппаратов, пусковых установок для ракет и бомбометов. Корабль может нести вертолет.

Один из кораблей типа «056».

С 2013 года ВМС НОАК эксплуатирует корветы проекта «056». Базовый проект получил определенное развитие, в результате чего в серию пошли корабли типа «056A» . Корветы двух модификаций строятся до сих пор. По разным данным, командование флота планирует получить до 50-60 кораблей этого семейства, из которых построено более 30-35. Не так давно флот получил очередные корабли семейства, относящиеся к модификации проекта с литерой «A».В планах на этот год имеется сдача пяти корветов, из которых три уже стали предметом акта о приемке. Еще два корабля проходят испытания и до конца года начнут службу.

Проектом «056» / «056A» предусматривается строительство кораблей водоизмещением около 1500 т и длиной 90 м. Корветы комплектуются парой дизельных двигателей, позволяющей им развивать скорость до 25 узлов. Корабль несет всего четыре противокорабельные ракеты YJ-83, а также одну пусковую установку зенитных ракет FL-3000N с боекомплектом в виде восьми изделий. Также имеются 76-мм и 30-мм артиллерийские установки и два строенных торпедных аппарата. В корме располагается вертолетная площадка.

Некоторые программы строительства кораблей отличаются сложностью и длительностью реализации, из-за чего в рассматриваемый период получены лишь ограниченные результаты. Так, некоторые крупные корабли, представляющие особый интерес для ВМС КНР, пока не успели войти в состав флота, хотя и были спущены на воду.

Перспективный авианосец после спуска на воду.

Самое важное и значимое событие в таком контексте произошло 25 апреля. На воду был спущен первый авианосец проекта «001A» . Этот корабль, в отличие от предыдущего авианосца «Ляонин» типа «001», был полностью построен силами китайской промышленности, хотя и с использованием заимствованных наработок. В настоящее время корабль, имя которого до сих пор не публиковалось, остается у причальной стенки и достраивается. На завершение строительства и проведение испытаний уйдет несколько лет. В боевой состав флота корабль включат только в 2020 году.

Новый китайский авианосец будет иметь длину 315 м и полное водоизмещение на уровне 70 тыс. т. Известно об использовании котлотурбинной энергетической установки, работающей на четыре гребных винта. Из-за этого максимальная скорость останется на уровне аналогичных кораблей – до 30-31 узла. Авианосец сможет нести до полусотни летательных аппаратов разных классов и типов, а также обеспечивать их постоянную боевую работу.

25 июня состоялась торжественная церемония спуска на воду другого крупного корабля. Головной эсминец проекта «055» был заложен около трех лет назад, а теперь был выведен из цеха и поставлен к стенке для достройки. Ранее состоялась закладка еще трех кораблей такого типа. Головной эсминец будет передан военно-морским силам только в следующем году. Остальные строящиеся корабли пополнят боевой состав позже, в конце десятилетия.

Спуск на воду головного эсминца типа «055».

По имеющимся данным, эсминцы проекта «055» представляют собой дальнейшее развитие идей, заложенных в предыдущих проектах семейства «054». Повышать технические, боевые и эксплуатационные характеристики предлагалось за счет наращивания размеров и водоизмещения, что позволило получить заметный прирост доступных объемов. Увеличение длины до 180 м привело к росту водоизмещения до 10 тыс. т. Тип энергетической установки неизвестен, но есть основания предполагать применение комбинированной системы с дизельными и газотурбинными двигателями, при помощи которых корабль сможет развивать скорость более 30 узлов.

Перед надстройкой и позади нее эсминцы «055» должны нести по одной универсальной пусковой установке с 64 ячейками на каждой. По разным данным, корабль сможет нести противокорабельные, противолодочные, крылатые и зенитные ракеты различных типов. Одним из главных ударных средств может стать перспективная противокорабельная ракета YJ-100 с дальностью полета до 800 км. Ракетное вооружение будет дополнено артиллерийскими системами калибров 130 и 30 мм, а также отдельным зенитным комплексом HQ-10 с собственной пусковой установкой. В кормовой части корабля предусматривается ангар на два вертолета.

15 июня состоялась церемония спуска на воду очередного универсального десантного корабля типа «071» . Это уже пятый корабль своего проекта. Согласно известным планам, на достройку корабля уйдет несколько месяцев, после чего он выйдет на испытания. Сдача УДК запланирована на следующий год. Он пополнит уже существующую группировку из четырех однотипных кораблей. Известно, что в настоящее время китайская промышленность строит еще один такой корабль, которому предстоит начать службу в конце десятилетия.

Судно комплексного снабжения проекта «901».

УДК типа «071» имеют полное водоизмещение 25 тыс. т при общей длине 210 м. Они способны развивать скорость до 25 узлов и показывать дальность плавания порядка 10 тыс. миль. Корабли вооружаются 76-мм и 30-мм артиллерийскими установками, а также крупнокалиберными пулеметами и системами постановки помех. УДК «071» способны брать на борт до двух десятков бронемашин разных типов или до 800 бойцов с оружием. Ангар и кормовая площадка обеспечивают работу четырех вертолетов. В доковой камере может разместиться до четырех десантных катеров.

Параллельно со строительством боевых кораблей ведется постройка вспомогательных и специальных судов. 5 июня китайские кораблестроители спустили на воду второе судно комплексного снабжения, построенное по проекту «901» . Согласно имеющимся сведениям, в обозримом будущем это судно будет достроено и выведено на испытания. Завершить все необходимые работы планируется в следующем году. Еще в прошлом году на воду спустили головное судно этого проекта, которое к настоящему времени было достроено и выведено на испытания. Согласно разным источникам, в ближайшее время оно пройдет все проверки и пополнит состав ВМС.

Разведывательное судно типа «815A».

Проект «901» является одной из самых интересных разработок китайского судостроения. Техника этого типа является одними из самых крупных судов китайского флота, а кроме того, может претендовать на место в списке крупнейших судов снабжения в мире. По имеющимся данным, водоизмещение таких судов достигает 45-50 тыс. т. Для перевозки максимально возможного количества грузов используется корпус особо крупных габаритов. В частности, его ширина превышает 30 м. Судно снабжения оснащается четырьмя газотурбинными двигателями суммарной мощностью 150 тыс. л.с. и способно развивать скорость до 25 узлов.

Согласно разным оценкам, суда типа «901» могут брать на борт боеприпасы, топливо и иные грузы, что позволяет им действовать в составе ордеров и снабжать другие корабли необходимыми припасами. Возможно, новейшие крупные суда в будущем станут сопровождать авианосные ударные группы ВМС НОАК, ядром которых будут корабли типа «001A».

В январе военно-морские силы Китая получили очередной разведывательный корабль семейства «815» . Шестой корабль серии был построен по проекту «815A» и отличается от предшественников повышенными характеристиками и улучшенными возможностями. Таким образом, в составе китайских ВМС имеется уже шесть кораблей семейства «815». Планы по строительству новых разведчиков остаются неизвестными. Длина кораблей семейства составляет 130 м, водоизмещение – 6 тыс. т. Точные сведения о составе бортового оборудования отсутствуют. Известно, что корабль «815A» может нести радиолокационные станции и средства радиотехнической разведки.

30 марта состоялся спуск на воду нового гидрографического судна типа «636A» . Это уже шестой корабль своего проекта (седьмой, если учитывать единственное судно типа «636»). В связи со специфическими задачами, технические подробности проекта не раскрываются. Очевидно, что на борту нового судна и его предшественников присутствует значительное число специальных систем, необходимых для исследования океана и решения особых задач, в том числе на больших глубинах. Судно имеет длину 130 м и водоизмещение менее 5900 т.

Гидрологическое судно проекта «636A».

26 июня на воду спустили перспективное разведывательное судно-катамаран . По известным данным, судно водоизмещением 5 тыс. т предназначается для отслеживания подводной обстановки и поиска подлодок противника. Решать такие задачи предлагается при помощи набора гидроакустических станций, в составе одной из которых имеется буксируемая антенная решетка. Применение катамаранной схемы позволило повысить мореходность в сложных условиях, а также, вероятно, дало некоторые преимущества, связанные с решением основных задач. Останется ли новое судно-разведчик единственным представителем своего типа или будут строиться его «систешипы» – неизвестно.

Нетрудно подсчитать, что за первое полугодие 2017 года китайская судостроительная промышленность передала военно-морским силам 6 кораблей нескольких классов и типов. При этом речь идет о кораблях малого и среднего водоизмещения. До конца текущего года флот должен будет получить еще шесть кораблей трех типов. В этом году были или будут спущены на воду несколько кораблей, которые должны быть достроены и переданы флоту только в обозримом будущем. Так, 8 кораблей и судов должны поступить на службу в следующем году, а головной авианосец нового проекта передадут флоту еще позже.

Разведывательное судно-катамаран.

Как видим, китайское судостроение вышло на высокие темпы производства, и ставит новые для себя рекорды. Всего за несколько месяцев удалось сдать заказчику или подготовить к достройке с последующими испытаниями значительное число достаточно крупных и мощных кораблей. Так, только в этом году в боевой и вспомогательный состав войдет около дюжины кораблей и судов. Значительная часть выполняемых заказов, ожидаемо, продолжит выполняться в следующие годы.

Китайская Народная Республика имеет свои интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что вызывает беспокойство со стороны третьих стран. Другие государства Тихого океана, интересы которых затрагивает деятельность Китая, развивают свои армии и флоты, а китайское командование реагирует на это соответствующим образом. Как следствие, в течение нескольких последних лет китайское судостроение работает в полную силу и параллельно наращивает промышленный потенциал. Строятся все новые и новые корабли, отличающиеся от предшественников большими размерами и повышенными боевыми характеристиками.

Приведут ли такие события к новой гонке вооружений в регионе – пока остается только гадать. Однако уже сейчас ясно, что Китай имеет желание обновлять свои ВМС, а кроме того, располагает необходимыми для этого возможностями. Результат взаимодействия таких желаний с подобными возможностями можно наблюдать уже сейчас.

Традиции флота Поднебесной уходят корнями в глубокую старину, им уже много веков и даже тысячелетий. Но в современном мире былые успехи мало кого интересуют, разве что историков. Сегодня в клуб стран, имеющих самые мощные военно-морские силы, входит Китай. ВМФ этой страны находится, по разным оценкам, на третьем (в некоторых аспектах - на втором) месте в мире. По общему тоннажу он уступает только американскому флоту, но по боевым возможностям отстает от российского. Уверенное первенство он держит по численности личного состава. Это характерно для всех называющихся Народно-освободительной армией Китая.

Китайский флот в первой половине XX века

Потерпев поражение от Японии в 1895 году, страна погрузилась в долгий междоусобный хаос. Страна испытывала период технической и социальной отсталости, она переживала волнения, восстания, и потому роль ведущей морской державы в регионе играть не могла. Бюджет был скудным, в техническом отношении оснащались слабо. В 1909 году была предпринята попытка модернизации: вместо четырех флотов (Северного, Кантонского, Шанхайского и Фучжоуского) их стало три - Северный, Центральный и Южный. В составе каждого из них оказался один линкор и несколько (до семи) крейсеров, которые скорее соответствовали стандартам Реформировалась, хотя и медленно, система управления и инфраструктура. Затем правительство продекларировало намерение усилить ВМФ и спустить на воду десятки современных кораблей, но затея провалилась, опять же, по бюджетным причинам. Удалось построить только по три крейсера и эсминца. После этого флот пополнялся лишь один раз, когда в его состав вошли реквизированные в ходе Первой мировой войны австро-венгерские и германские корабли, случайно посетившие Китай. ВМФ этой страны практически не модернизировался с того времени до окончания Второй мировой.

Становление флота КНР

В том, чтобы у Китая был мощный и современный флот, не была в послевоенном мире заинтересована ни одна страна, кроме Советского Союза, считавшего новообразованную КНР своим региональным союзником в Азии. Первыми его единицами стали доставшиеся от ВМС республики Гоминьдана устаревшие корабли, в том числе потопленная японцами, поднятая и отремонтированная канонерская лодка «Хэ Вей». ВМФ Китай строил заново, и без внешней помощи ему было не обойтись. И советские товарищи ее оказали. Тысячи военных советников, высококвалифицированных и имеющих боевой опыт, сделали все, чтобы вырастить грамотные кадры. Уже осенью 1949 года было основано Далянское училище офицеров флота. Помимо этого была развернута программа боевого судостроения, сначала на основе проектов, разработанных в СССР. После передачи китайской стороне Порт-Артура в распоряжении НОАК оказалось огромное количество военной техники, в том числе и кораблей. К исходу Корейской войны американцы вынуждены были признать, что в регионе появился новый лидер - Китай. ВМФ этой коммунистической страны пока по боевой мощи сильно уступал флоту США, базирующемуся на Гавайях, но в прибрежной зоне представлял определенную опасность.

Схема организации

Структура флота, принятая еще в 1909 году, советскими специалистами была признана оптимальной. Он был условно разделен на три части: Северную, Южную и Восточную с главными портами базирования в Циндао, Чжаньтяне и Нинбо соответственно. В указанных городах размещены управленческие структуры и штабы. Помимо этого командование флота стало отдельным (по признаку родов войск), хотя и подчинялось общему руководству НОАК. Оно было структурировано по надводному, подводному, прибрежному и авиационному направлениям. Корабли ВМФ Китая в основном были советской постройки, поэтому знание русского языка для морского офицера стало обязательным. Подражание советским военным порядкам находило выражение и во внешнем виде.

Форма и погоны

Советские военные мундиры послевоенной поры, особенно морские, отличались некоторым щегольством, которое можно даже назвать старорежимным. Золотые погоны, черные кителя и погоны с просветами вызывали ностальгию по дореволюционным временам и будили гордость за славных предков. Офицерские знаки различия ВМФ Китая унаследовали этот позднесталинский шик. На погонах, как и на советских, есть просветы, у старших офицеров их два, а у младших один. Расположение звездочек и их величина соответствует принятым в ВМФ СССР званиям от младшего лейтенанта до адмирала. Некоторая национальная специфика сохранена для младших чинов. Воинские звания ВМФ Китая отличаются от советских и российских по причине особенностей транскрипции, но общая структура субординации сохранена.

Матросы

Форма флотского рядового состава ВМФ КНР практически полностью повторяет российскую. Та же тельняшка, только с более широкой верхней полоской. Бескозырки тоже очень похожи, несмотря на иероглифические надписи. Неизвестно, каким образом застегиваются брюки: у русских матросов с петровских времен пуговицы традиционно пришиты по бокам, там, где на обычных штанах карманы. Скорее всего, китайским морякам такие тонкости неведомы, как и значение трех полосок на воротнике-гюйсе. А они - в честь трех побед Флота Российского (Гангут, Чесма, Синоп).

Китайские военные моряки очень опрятны, форма сидит на них хорошо, обувь начищена, медь пряжек надраена. Все как у наших. Знаки различия несколько отличаются формой шевронов.

Деятельность министра товарища Линь Бэна

Китайским военным морякам в основном удалось избежать разрушительных процессов, в ходе «Культурной революции» захлестнувших весь Китай. ВМФ участвовал в подавлении Уханьского бунта 1967 года, но на этом его роль в маоистских преступлениях ограничилась. «Большой скачок» не удался, и сразу же после его неудачного финала стараниями министра обороны Линь Бэна началась модернизация технической базы. Примерно пятая часть всего военного бюджета расходовалась на флот. В течение седьмого десятилетия XX века число субмарин выросло до сотни (в 1969 году их было всего 35), вдесятеро увеличилось количество ракетоносцев (их стало двести). Началась разработка стратегических ядерных подлодок.

Это был важный шаг в развитии китайской военно-морской мощи, но шло оно пока по экстенсивному пути.

Восьмидесятые

Командующий ВМФ Китая Лю Хуацин, занимавший свой пост с 1980 года, был близким другом товарища Он сумел убедить фактического главу государства в том, что общее направление военно-морской стратегии следует несколько изменить в пользу качества модернизации ВМФ Китая. Состав многочисленных боевых кораблей внешне выглядел очень внушительно, но в техническом отношении они вряд ли могли соперничать с американскими или советскими современными эсминцами и ракетными крейсерами. Образовательный уровень морских командиров следовало повысить. Направленность доктрины нужно было своевременно повернуть от пассивно-прибрежной деятельности в пользу операций на открытых океанских просторах. Для этого необходимы ракеты, запускаемые с кораблей, такие, какие есть у флотов СССР и США. В 1982 году был осуществлен первый запуск МБР с борта китайского ракетоносца. В 1984-1985 годах корабли флота КНР посетили с дружескими визитами три соседние страны. Успехи скромные, но прогресс был налицо.

В последнее десятилетие третьего тысячелетия в мире произошли процессы, изменившие общую расстановку сил. Если во времена Мао Китай проявлял экспансивные устремления в отношении СССР, то после его распада накал притязаний практически сошел на нет. Среди многих причин снижения напряженности на восточных границах России главной является небывалый экономический рост в КНР, ставшей «всемирной мастерской». Перенасыщение химическими предприятиями, грозящими стать техногенными бомбами для густонаселенных городов, постоянно растущий объем производства и другие факторы привели к изменению страны.

Об обороне китайское руководство продолжало заботиться, но упор делался уже на высокотехнологичные средства, способные защитить страну, ее экономику и население от внешних угроз. К тому же оставалось насущной проблема Тайваня и других спорных территорий.

Недостроенный «Варяг» - невостребованный более никем, был недорого приобретен для нужд китайского флота. Сегодня он стал первым и пока единственным авианосцем ВМФ КНР.

Современный состав флота

В настоящий момент ВМФ Китая представлены следующими единицами:

Авианосцы - 1 («Ляонин», бывший «Варяг», самый крупный китайский корабль - его водоизмещение составляет примерно 60 тыс. тонн).

Подводные ракетоносцы - 1 («Ся», проект 092), в достройке или завершены еще несколько (не менее четырех) проектов «Цзинь» (094) и «Тэнг» (096).

Многоцелевые атомные лодки - 6 шт. (проектов «Кинь», «Хань» и «Шань»).

Дизельные ПЛ - 68 шт.

Противолодочные корабли - 116 шт.

Ракетные эсминцы -26 шт.

Ракетные фрегаты - 49 шт.

Ракетные катера - 85 шт.

Торпедные катера - 9 шт.

Артиллерийские катера - 117 шт.

Танкодесантные корабли - 68 шт.

Катера на воздушной подушке - 10 шт.

Радиоуправляемые рейдовые тральщики - 4 шт.

Большие десантные корабли на воздушной подушке «Бизон» - 2 шт. (предположительно их может быть и 4).

Плюс более тысячи летательных аппаратов разных типов, составляющих военно-морскую авиацию.

Общее водоизмещение кораблей КНР превышает 896 тыс. тонн. Для сравнения:

927 тыс. тонн.

Американские ВМС - 3, 378 млн. тонн.

Личный состав

Правительства США и Японии главным образом выражают озабоченность ростом могущества ВМФ Китая. Фото кораблей, выстроившихся в кильватерную колонну, с пугающими комментариями время от времени печатаются в журналах и публикуются новостными сайтами. Но не эти образцы, в своем большинстве устаревшие и уступающие американским, служат главным жупелом. Большое впечатление производит цифра, обозначающая количество китайских моряков и военнослужащих, находящихся на береговых базах. По разным данным, она примерно равна 350 тысячам человек.

Среди них:

Морских пехотинцев - 56,5 тыс.

В составе Прибрежных Сил - 38 тыс.

В Морской Авиации еще 34 тыс. военнослужащих.

Это, конечно, много. Американских моряков куда меньше - их всего 332 тысячи.

Русский и китаец - братья навек?

Современный мир устроен так, что государства, отстаивая свои интересы, вынуждены объединяться и «дружить против» кого-то, кто тоже, как правило, не одинок. Общность позиций по поводу многих мировых проблем способствует военно-политическому сотрудничеству РФ и КНР. Совместные учения ВМФ России и Китая в последний год проходили в двух отдаленных друг от друга морях - в Средиземном и Японском. Эта демонстрация готовности к взаимопомощи и согласованным действиям отнюдь не означает, что в случае военного конфликта одна страна непременно поддержит другую путем прямого вмешательства. Если Китай захочет вернуть себе остров Тайвань или отторгнуть часть территории Вьетнама (а это тоже стратегический союзник России в Юго-Восточно-Азиатском регионе), то вряд ли дождется не только помощи, но и сочувствия от «Северного соседа». Другое дело - совместные операции на море против пиратов и террористов. Впрочем, КНР - страна миролюбивая, как и Россия.

В гости? Добро пожаловать!

После средиземноморских военно-морских маневров моряки КНР посетили с дружественным визитом российскую землю. Корабли ВМФ Китая в Новороссийске отсалютовали двадцать одним орудийным залпом, береговые батареи Цемесской бухты ответили тем же.

Моряки обоих флотов приняли участие в праздничных мероприятиях, посвященных 70-летней годовщине победы над германским фашизмом.

Местом встречи заместителей командующих ВМФ России (А. Федотенкова) и Китая (Ду Цзинчэня) стал 34-й причал городской набережной. Церемония, несмотря на официальность, отличалась сердечностью. По всей видимости, маневры «Морское взаимодействие - 2015» прошли успешно. Наверное, это не последние совместные учения ВМФ России и Китая.

  • Морская пехота Китайской Народной Республики
  • Численность 215 000 человек Участие в Первый кризис в Тайваньском проливе
    Китайско-вьетнамская война
    Сражение у островов Спратли
    Командиры Действующий командир Вице-адмирал Шень Цзиньлун Известные командиры Чжан Айпин
    Е Фэй
    Лю Хуацин
    Чжан Динфа
    У Шэнли

    В феврале 2013 года заместитель начальника Генштаба НОАК Цзи Цзяньго отметил, что в настоящее время угроза безопасности Китая главным образом исходит с моря . Ранее политкомиссар Академии военных наук НОАК генерал Вен Цонгрен заявлял: "Китай должен прорвать блокаду со стороны международных сил против своей морской безопасности. Только когда прорвем её, сможем вести речь о подъёме Китая. Чтобы подъём был стремительным, Китай должен пройти через океаны и выйти из океанов в своем будущем развитии" .

    История

    С 1980-х годов значительно увеличилась зона действия ВМФ НОАК . Если раньше основной его задачей была оборона побережья, то к концу XX в. он стал превращаться в океанский флот.

    Организация

    Структура

    Северный флот Восточный флот Южный флот
    1-я база АПЛ

    2-я флотилия подводных лодок

    12-я флотилия подводных лодок

    22-я флотилия подводных лодок

    42-я флотилия подводных лодок

    2-я база АПЛ

    32-я флотилия подводных лодок

    72-я флотилия подводных лодок

    1-я флотилия эскадренных миноносцев

    10-я флотилия эскадренных миноносцев

    1-я флотилия быстроходных штурмовых судов

    1-я эскадра десантных кораблей

    1-я флотилия кораблей боевой поддержки

    3-я флотилия эскадренных миноносцев

    6-я флотилия эскадренных миноносцев

    1-я флотилия корветов

    16-я флотилия быстроходных штурмовых судов

    21-я флотилия быстроходных штурмовых судов

    5-я флотилия десантных кораблей

    2-я флотилия кораблей боевой поддержки

    2-я флотилия эскадренных миноносцев

    9-я флотилия эскадренных миноносцев

    11-я флотилия быстроходных штурмовых судов

    26-я флотилия быстроходных штурмовых судов

    6-я флотилия десантных кораблей

    3-я флотилия кораблей боевой поддержки

    2-я морская авиационная дивизия

    5-я морская авиационная дивизия

    3-й отдельный авиационный полк

    6-й отдельный авиационный полк

    Учебный полк

    Корабельное вертолётное крыло

    4-я морская авиационная дивизия

    6-я морская авиационная дивизия

    4-й отдельный авиационный полк

    8-я морская авиационная дивизия

    9-я морская авиационная дивизия

    7-й отдельный авиационный полк

    4-я радарная бригада

    11-й ракетный полк береговой обороны

    12-й ракетный полк береговой обороны

    2-й полк ПВО

    Полк электронной борьбы

    2-я радарная бригада

    13-й ракетный полк береговой обороны

    Полк электронной борьбы

    2-я бригада наблюдения

    3-я радарная бригада

    46-й ракетный батальон береговой обороны

    Учебная база Флота Северного моря База поддержки Чжоушань

    Морской гарнизон Xiamen

    База поддержки Гуанчжоу

    База поддержки Yulin

    Морской гарнизон Beihai

    1-я бригада морской пехоты

    164-я бригада морской пехоты

    Боевой состав

    Shenyang J-8 H Китай Китай 24 Истребитель-перехватчик Chengdu J-7 Китай Китай 30 Истребитель-бомбардировщик JH-7/7A Китай Китай 120 Истребитель-бомбардировщик Xian H-6 Китай Китай 36 30 H-6G и 3 H-6DU Китай Китай 7 Бомбардировщик/Разведчик Nanchang Q-5I Китай Китай 60 Штурмовик Hongdu JL-8 Китай Китай Пакистан Пакистан 12 Учебно-боевой самолёт Y-8 21 4 Y-8, 4 Y-8JB, 3 Y-8X, 4 Y-8J. 6 Y-8W Y-9 4 4 Y-9JB SH-5 Китай Китай 3 Многоцелевой самолёт-амфибия Ка-28 Россия Россия 19 Противолодочный вертолёт Z-8 Китай Китай 27 20 Z-8/Z-8A, 4 Z-8JH, 2 Z-8S и более одного Z-8 AEW Z-9C Китай