Взгляды иосифлян. V3: Политические и правовые учения в период ранних буржуазных революций. Смотреть что такое "иосифляне" в других словарях

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. В.Н. Татищев в «Истории Российской» убеждал, что невозможность демократии в России, в основном, вытекает из:
многонациональности государства
низкой культуры населения
обширности территории государства
религиозности населения

2. Государство в теории Макиавелли означает:
политическое состояние общества
отношения властных и подвластных
наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений закона
все ответы верны

3. Кто в Древнем Китае выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа), суровые наказания?
Шан Ян
Моцзы
Конфуций
Лаоцзы

4. Найдите ложное суждение. В «Повесть временных лет» включен рассказ о том, что:
род киевских князей восходит к варяжскому князю Рюрику
Рюрик был призван южными славянами в целях служить воеводой
Рюрик объявляется отцом киевского князя Игоря
все князья братья и всем им в равной мере вменяется в обязанность подчиняться великому князю в Киеве

5. Какое из суждений является ложным? Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:
как непосредственная действительность в виде индивидуального государства (внутреннее государственное право)
в отношениях между государствами как внешнее государственное право
в субъективной свободе (частное право)
во всемирной истории

6. Кто был идейным вдохновителей иосифлян?
Н. Сорский
И. Волоцкий
В. Патрикеев
С. Кормчий

7. Основные произведения раннего христианства:
Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Евангелия
послания апостолов
все ответы верны

8. Как интерпретируют фашизм представители франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер)
идеология движения средних классов – тоже неверный
случайное локальное явление, результат действия «выдающихся демонических личностей типа Муссолини и Гитлера»
следствие самодовлеющих психических феноменов, «ложного сознания», порожденного современной «технической культурой»
выражение реакционных тенденций монополистического капитализма

9. В «Капитале» К. Маркса право трактуется чаще всего как:
результат экономических, политических, духовных свойств индивида
стержень отношений между индивидами и классами в сфере идеологии
машина политического господства, инструмент диктатуры класса свободных собственников
определенная форма производственных отношений, которая не слита с последними, а вторична по отношению к экономической структуре общества

10. В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня:
Ламайя
Ма-ат
Сидора
Исида

12. Какой тактики придерживалось общество «Народная воля»?
индивидуальный террор
политический диалог
политический компромисс
политико-экономическое сотрудничество

14. В чем видит основную причину происхождения государства Марк Туллий Цицерон?
слабость людей
страх перед враждебно настроенными соседними народами
врожденная потребность людей жить вместе
вес ответы верны

15. В экономическо-философских рукописях 1844 года» К. Маркс анализирует понятия «отчужденный труд», «самоотчуждение труда», порождающих, согласно его точки зрения, эксплуатацию, разделение общества на классы и борьбу между ними. Для К. Маркса «отчужденный труд» — это:
труд рабочего не на себя, а на буржуа
неквалифицированный труд
овеществленный труд
двенадцатичасовой труд

16. Чьи интересы отстаивали Ж. Ру, Т. Леклерк, Ж. Варле — авторы программы «бешенных»?
зарождавшегося пролетариата, сельской бедноты
мелкой, радикально настроенной буржуазии
зажиточных крестьян и ремесленников
республикански настроенного дворянства

17. Наиболее видным представителем буржуазно-либеральной теории государства и права в России был:
С.А. Муромцев
М.М. Ковалевский
Б.Н. Чичерин
все ответы верны

18. В каком труде Ф. Энгельс дал систематический марксистский анализ первобытнообщинных отношений?
«Немецкая идеология»
«Происхождение семьи, частной собственности и государства»
«Наброски к критике политической экономики»
все ответы верны

20. Наихудшим злом пифагорейцы считали:
бедность
анархию
народовластие
безграмотность

21. Лидером какого направления в I Интернационале был М.А. Бакунин?
большевистского
меньшевистского
анархистского
национал-социалистского

22. Кто был представителем западников?
П.В. Анненков
Ю.Ф. Самарин
К.С. Аксаков
все ответы верны

23. Какой из диалогов не относится к творчеству Платона?
«Апология Сократа»
«Протагор»
«Законы»
«Народ»

24. Кто не был представителем славянофильства?
К.С. Аксаков
И.В. Киреевский
Ю.Ф. Самарин
П.В. Анненков

25. Что имел в виду А.Н. Радищев, называя «зверским обычаем, знаменующим сердце окаменелое и души отсутствие совершенное».
правление Петра I
междоусобные войны времен Киевской Руси
патриархальную русскую семью
крепостное право

  • Тест ответы (Шпаргалка)
  • Реферат - Проблема зависимости от массовых многопользовательских ролевых онлайн игр (MMORPG) и ее лечения (Реферат)
  • Ответы на тест (i-exam.ru) по Экологии (Документ)
  • Шпаргалка - Краткие ответы к экзамену (Шпаргалка)
  • Тест - нелинейная регрессия (Шпаргалка)
  • Презентация - Влияние массово-многопользовательских ролевых онлайн-игр на человека (Реферат)
  • Тест - Реконструкция (Шпаргалка)
  • Шпаргалки по ИППУ (Шпаргалка)
  • Тест по КПЗС (Шпаргалка)
  • n1.doc


    • Автором какого термина является О. Конт? Социологи я

    • В «Капитале» К. Маркса право трактуется чаще всего как: определенная форма производственных отношений, которая не слита с последними, а вторична по отношению к экономической структуре общества


    • В «Сказании о царе Константине» И.С. Пересветов доказывает, что главная причина захвата Константинополя турками состояла в: засилии византийских вельмож, которые «измытарили» государство, ограбили его казну, брали «посулы…. с правового и виноватого»

    • В «Слове о полку Игореве» автор использовал новый политический термин - «господин». Это термин отражает: идею единовластия, получившую глубокую разработку в период образования Русского централизованного государства

    • В Германии в эпоху просвещения строить юридическую науку на светской основе первым начал: С. Пуфендорф

    • В Древней Персии отход от ранних мифических представлений в сторону более рациональных воззрений связан с именем: Заратустры (Зороастры )

    • В истории русской политической и правовой мысли второй половины XVIII в. «Наказ» депутатам Екатерины II вошел как наиболее концентрированное выражение теории: просвещенного абсолютизма

    • В каком произведении изложена концепция даосизма?«Дао дэ цзин »

    • В каком произведении Тита Лукреция Кара говорится о договорном характере государства и права? «О природе вещей»

    • О граде божием»

    • В каком сочинении Аврелий Августин разрабатывает основные положения христианской философии? «О граде божием»

    • В методе средневекового политико-юридического мышления, разрабатывавшемся в рамках богословской схоластики, был весьма велик удельный вес религиозного: Догматизма

    • В отличие от представителей юридического позитивизма С.А. Муромцевым в основу понятия права положены: правоотношени е

    • В период реформ Петра I в России складывается официальная идеология абсолютизма. В основу всех официальных объяснений происходящих перемен была положена доктрина: «общего блага »

    • В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма демократии при которой: господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов

    • В учении какого узбекского мыслителя, поэта XV в. проводится мысль о необходимости централизованной, просвещенной монархии? А. Навои

    • В чем видел причину происхождения и главную основу политической власти и государства Л. Гумплович? завоевание, порабощение одних племен другими

    • В чем видит основную причину происхождения государства Марк Туллий Цицерон? врожденная потребность людей жить вместе

    • В чем смыл социологического позитивизма (вторая половина XIX в.)? исследование права в тесной связи с другими социальными явлениями (органическая теория государства, теория насилия, социолого-психологические концепции и т.д .)

    • В чем смысл идеи «всесвящества» М. Лютера? каждый верующий оправдывается перед богом лично, становясь священником самому себе и вследствие этого не нуждается более в услугах духовенства

    • В чем смысл теории конвергенции Дж. Гелберта, Р. Арона, П. Сорокина? синтез двух противоположных - капиталистической и социалистической систем

    • В чем смысл юридического позитивизма (вторая половина XIX в.)? рассмотрение права как самодовлеющую форму в отрыве от его содержания


    • В.И. Ленин представлял себе социалистическое государство как: унитарное государство, построенное на основе принципа демократического централизма

    • В.Н. Татищев в «Истории Российской» убеждал, что невозможность демократии в России, в основном, вытекает из: обширности территории государства

    • Важнейшим произведением Ибн Халдуна является: «Сборник проповедей»

    • Важнейшим средством свержения царизма В.И. Ленин считал: вооруженное восстание

    • народного суверенитета

    • Взгляды Ж.Ж. Руссо на государство и право были несравненно радикальнее политических идей Вольтера, Ш. Монтескье. Он сделал основным принципом своей теории идею: народного суверенитета

    • Во «Временном Уставе Товарищества» К. Маркса основной целью классовой борьбы пролетариата провозглашалась: ликвидация классового господства

    • Во времена крестьянского восстания Е.И. Пугачевым предполагалось создать: казацкое государство во главе с «хорошим мужицким царем »

    • Вольтер считал, что социальное зло коренится в отсутствии просвещения и невежестве. Всю силу своей острой, как меч, сатиры, пафос обличения («Раздавите гадину») он направлял против: католической церкви

    • Высшей ступенью в развитии политической мысли во Франции XVIII в. было учение утопического революционного коммунизма Г. Бабефа, сформулированное в программе: «Заговор во имя равенства »

    • Г.Еллинек выдвинул наряду с социологическим понятием государства юридическое понятие государства. Это - снабженная первоначальной властью господства корпорация или юридическая личность оседлого народа

    • Главным средством «промывания мозгов» в примитивном государстве, по Спенсеру, выступает: религия

    • Значительным шагом вперед в науке о государстве и праве стала разработанная Б. Спинозой методология политико-юридических явлений. Трактуя государство и право как систему естественных сил, органично выходящую в более общий механизм мироздания, он применил __________ подход. Натуралистический

    • Как вы понимаете идею секуляризации монастырских земель на Руси в XVI в? передача монастырских земель в руки государства

    • Как вы понимаете принцип недеяния в даосизме? осуждение антинародной активности властителей и богатых

    • Как вы понимаете термин «нирвана»? состояние высшей просветленности

    • Какая идея является центральной в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса? в ходе коммунистической революции пролетариат устанавливает свое политическое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии

    • Какая идея является центральной в творчестве Фр. Ницше? борьба воль за власть

    • Какая из аналогий принадлежит Г. Спенсеру? Государство есть: биологический организм

    • Каково предназначение человеческого (позитивного) закона по Ф. Аквинскому? силой и страхом принуждать людей (создания по природе несовершенные) избегать зла и достигать добродетели

    • Какое из определений наиболее точно и полно характеризует предмет истории политических и правовых учений? Предметом истории политических и правовых учений является: история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий

    • Какое из суждений является ложным? Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: в субъективной свободе (частное право )

    • Какое из суждений является ложным? Историю Древнего Рима принято делить на три периода: христианский (до 1453 г.)

    • Какой вид властвования по Цицерону является уродливым? власть толпы тирания единоличного владыки господство клики

    • Какую часть населения Г. Гегель называет пауперизированной? не имеющую возможность бороться с чрезмерной бедностью

    • Ключевую роль в арсенале диалектики как метода исследований истории политических и правовых учений играет принцип: историзма

    • Когда в Древней Греции возникла государственность? в I тысячелетии до н.э.

    • Кого бы вы причислили к когорте «семи мудрецов»? Фалес

    • Кому А.М. Курбский посвятил «Историю о великом князе Московском»? Ивану IV

    • Кому принадлежит изречение: «Платон мне друг, но больший друг - истина»? Аристотелю

    • Кто автор идеи государственного суверенитета Франции? Ж. Боден

    • Кто был идейным вдохновителей иосифлян? И. Волоцкий

    • Кто в 1882 году перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса? В.Г. Плеханов

    • Кто в Древнем Китае выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа), суровые наказания? Шан Ян

    • Кто в поэмах Гомера («Илиада», «Одиссея») выступает в качестве верховного заступника всеобщей справедливости (дике), сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд? Зевс

    • Кто объявил Фр. Ницше своим предтечей? идеологи фашизма и национал-социализма

    • Кто такие иосифляне? сторонники сохранения за церковью всех ее земельных владений

    • Кто является автором богословского трактата «Наставление в христианской вере» (1536 г.)? Ж. Кальвин

    • Кто является автором произведения «Утопия»? Т. Мор

    • Кто является автором революционного документа - Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (утверждена 4 июля 1776 г.)? Т. Джефферсон

    • Кто является автором теории «Москва - третий Рим»? Филофей

    • Кто является организатором и руководителем Международного Товарищества Рабочих - I Интернационала? К. Маркс и Ф. Энгельс

    • Кто является основателем философской школы (Ликей) в Афинах? Аристотель

    • Кто является пионером применения историко-материалистического метода специально к анализу происхождения правовых понятий, законов, правосудия (сочинение «Экономический детерминизм К. Маркса»)? П. Лафарг

    • Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки нового времени - Stato. Что означает данный термин? Государство

    • Назовите древнейшую часть памятника права XI - XIII вв. «Русская правда». Правда Ярослава

    • Назовите кредо юридического позитивизма. Формализ м

    • Назовите политический идеал автора «Утопии». Демократизм

    • Назовите политический идеал М. Робеспьера. демократическая республика

    • Назовите представителя движения свободного права (социологической юриспруденции). Г. Канторович

    • Назовите яркого представителя бюргерской ереси в Англии? Дж. Уиклиф

    • Найдите ложное суждение. В структуре гражданского общества Г. Гегель выделяет такие сословия: криминальное (воры, рецидивисты)

    • Найдите ложное суждение. Недовольство крестьян существующим строем вылилось в крестьянскую войну по руководством И.И. Болотникова (1606-1607 г.г.). Двигаясь к Москве, Болотников рассылал «листы», в которых излагались основные цели восстания: установление республиканского правления

    • Найдите ложное суждение. В «Повесть временных лет» включен рассказ о том, что: Рюрик был призван южными славянами в целях служить воеводой

    • Найдите неверное суждение. Навеян духов Просвещения и перекликается с индивидуализмом школы естественного права краеугольный принцип социальных воззрений И. Канта: в своем поведении человек должен руководствоваться велением материальных потребностей

    • Направление общественной мысли в XVI в. получило название «гуманизм». Подберите исторический синоним к этому слову. идеология Возрождения

    • Определяющую роль во всем мировоззрении пифагорейцев, носившем во многом мистический характер, играло их учение о: числах

    • Опыт Парижской Коммуны позволил К. Марксу и Ф. Энгельсу разработать важное положение о: пролетарском государстве нового исторического типа

    • Основателем какого направления в теории политики, государства и права является О. Конт? Позитивизм

    • Под «отчуждением труда» К. Маркс понимает отделение пролетариата от средств производства, от орудий труда, принадлежащих буржуа и потому противостоящих рабочему как враждебная ему сила

    • Представителем какого направления в правоведении был Г. Еллинек (1951 - 1911)? дуалистическая теория государства

    • Приверженцем какого направления в теории политики, государства и права является И. Бентам? Утилитаризм

    • Распределяющая справедливость по Аристотелю исходит из принципа «геометрического равенства», что означает: деление общих благ по достоинству, пропорциональному вкладу и взносу того или иного члена общения

    • Свою теоретическую и практическую деятельность Г.В. Плеханов начал как: революционный народник

    • Согласно какому мифу о божественном происхождении и характере земной власти персона императора является точкой связи с высшими, небесными силами? Древнекитайском у


    • Согласно позиции Б. Спинозы, рассвета могут достигнуть лишь те государства, которые устроены на: республиканско-демократический

    • Согласно Р. Штаммлеру, науки о духе оперируют с помощью закона: целесообразности

    • Согласно чей концепции власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших? Конфуци й

    • Т. Кампанелла в своем сочинении «Город солнца» приходит к выводу, что причиной всех зол в обществе является: частная собственность

    • Ф. Лассаль (1825 - 1864) - организатор Всеобщего германского союза, порицая бесправное положение трудящихся в буржуазном обществе, эксплуатацию работников, искал выход в: социальной солидарности

    • Целью государства высшего типа, по Спенсеру, является: благо индивида, защита его интересов

    • Ч. Беккария является родоначальником «классической школы» в теории: уголовного права

    • Что в переводе с арабского означает «ислам»? предание себя богу, покорност ь

    • Что в переводе с древнеиндийского означает «Будда»? просветленны й

    • Что изучает история политических и правовых учений? закономерности исторически возникающего и теоретически развивающегося знания о праве и государстве

    • Что имел в виду А.Н. Радищев, называя «зверским обычаем, знаменующим сердце окаменелое и души отсутствие совершенное». крепостное право

    • Что означает санскритское слово «веды»? знание

    • Что означает слово «софистика»? стремление обязательно выиграть спор, хотя бы с помощью словесных ухищрений и логических передержек

    • Что понимает под словом «благодать» автор «Слова о законе и благодати»? то, что лежит в основе Нового завета, синоним истины

    • Что послужило поводом для создания в 1049 г. «Слова о законе и благодати»? окончание строительства оборонительных сооружений в Киеве

    • Что предлагал Н.М. Карамзин для смягчения крепостного права? обуздать жестокость господ

    • Что является, по Аристотелю, критерием уравнивающей справедливости гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания? «арифметическое равенство »

    • Что, по мнению Р. Иеринга, лежит в основе права? эгоистические интересы (материальные и духовные )

    • Чьи взгляды были подвергнуты К. Марксом разгрому в «Критике Готской программы»? Ф. Лассаля

    • Чьи интересы отстаивал А. Гамильтон? торгово-промышленной буржуазии и плантаторов-рабовладельцев

    • Чьи интересы отстаивали Ж. Ру, Т. Леклерк, Ж. Варле - авторы программы «бешенных»? зарождавшегося пролетариата, сельской бедноты

    • Чьи интересы отстаивали идеологи жирондистов: Ж. Бриссо, Ж. Кондорсе? средней и части крупной буржуазии, настроенной радикально

    • Чьи сочинения («О правлении властителей», «Сумма теологии») являются своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии средних веков? Ф. Аквинского

    • Ш. Монтескье призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Эта идея была использована при создании: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституции 1791 г.

    И. получили по имени главы движения Иосифа Волоцкого. Вначале И. выражали интересы удельно-княжеской оппозиции и выступали против великокняжеской власти. На соборе 1503 И. добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, с к-рым выступили т.н. , поддержанные Иваном III. На соборе 1504 И. добились осуждения новгородско-московских "еретиков" и жестокой расправы над ними. С этого времени И. поддерживали теорию о божеств. происхождении царской власти, выдвинутую Иосифом Волоцким, после смерти Иосифа Волоцкого И. возглавил Даниил, бывший с 1522 по 1539 митрополитом "всея Руси". Во главе с Даниилом И. продолжали ожесточ. борьбу с "еретиками" и нестяжателями, добились суда над Вассианом Косым и Максимом Греком. Противоеретич. Даниила, направленная против выделявшегося в реформац. движении 1-й пол. 16 в. народного течения, носила обнаженно классовый, политич. . Выступая против еретич. движений, Даниил отождествлял критику православных догм со стороны "еретиков" с нападками на политич. строй. Представляя собой контрреформацию на рус. почве, И. приняли активное участив и в церк. соборах сер. 16 в., осудивших Матвея Башкина и Феодосия Косого. В борьбе с "еретиками" И. стремились перенять исп. инквизиции. Взгляды И. восторжествовали в борьбе со взглядами нестяжателей и были до сер. 16 в. теорией господствующей церкви.

    Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 271; Рыбаков Б. А., Воинствующие церковники XVI в., "Антирелигиозник", 1934, No 3; Будовниц И. У., Русская публицистика XVI века, М.–Л., 1947; Зимин Α. Α., О политической доктрине Иосифа Волоцкого, "Тр. Отд. др.-рус. лит-ры. [Ин-т рус. лит-ры]", 1953, т. 9; Лурье Я. С., Краткая редакция "Устава" Иосифа Волоцкого – памятник идеологии раннего иосифлянства, там же, 1956, т. 12; Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века, M.–Л., 1955; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, ч. 1, гл. 2; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV – первой половине XVI вв., М., 1960, с. 210–11, 259–60; Лурье Я. С., Идеологическая в русской публицистике конца XV – нач. XVI вв., М.–Л., 1960.

    В. Корецкий. Москва.

    Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

    ИОСИФЛЯНЕ

    ИОСИФЛЯНЕ - представители религиозно-политического направления в Русской православной церкви . 15-16 в., сторонники и последователи Иосифа Волоцкого. Видные представители: митрополиты Макарий, Даниил, старец Филофей, архиепископ Феодосии и др. Иосифляне выступали за союз церкви и государства, начиная с укрепления и защиты духовного авторитета главы государства (теории о божественном происхождении царской власти, Москва - Третий Рим) и кончая участием в решении ряда социальных проблем (помощь нищим, голодающим). Во защиты церковно-государственных устоев добивались жестокой расправы с еретиками, требовали от православных строгого соблюдения церковных обрядов и установлений. Иосифляне боролись против попыток нестяжателей ликвидировать или ограничить церковное землевладение, подкрепляя свою позицию ссылками на богатством и процветанием содействовать укреплению позиции церкви. Со временем иосифлянство превратилось в официальную идеологию Русской православной церкви.

    Лит.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15-нач. 16 в. М.-Л., 1960.

    E. H. Бутузкина

    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


    Смотреть что такое "ИОСИФЛЯНЕ" в других словарях:

      - (осифляне), церковно политическое течение в русском государстве конца 15 середины 16 вв. Идеолог Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно монастырское землевладение … Современная энциклопедия

      - (осифляне) церковно политическое течение в Русском государстве кон. 15 сер. 16 вв., идеолог Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно монастырское землевладение … Большой Энциклопедический словарь

      - (осифляне), последователи Иосифа Волоцкого, выступавшие в конце 15 середине 16 вв. с критикой нестяжателей. Отстаивали незыблемость церковных догматов, необходимость церковно мо настырского землевладения. Защищали тезис о богоустановленности… … Русская история

      Иосифляне - (осифляне), церковно политическое течение в русском государстве конца 15 середины 16 вв. Идеолог Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно монастырское землевладение. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      У этого термина существуют и другие значения, см. Иосифляне (значения). Иосифляне (Осифляне) последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно политического течения в Русском государстве в конце XV середине XVI веков,… … Википедия

      - (осифляне), церковно политическое течение в Русском государстве конца XV середины XVI вв., идеолог Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно монастырское землевладение. Первоначально были… … Энциклопедический словарь

      Осифляне, представители церковно политического течения в Русском государстве в конца 15 16 вв., выражавшие интересы воинствующей церкви. Своё название получили как последователи Иосифа Волоцкого (См. Иосиф Волоцкий). Экономической основой … Большая советская энциклопедия

      Осифляне, представители церк. политич. течения в Рус. гос ве в кон. 15 16 вв., выражавшие интересы воинствующей церкви. Свое назв. получили как последователи Иосифа Волоцкого. Экономич. основой влияния И. являлось крупное монастырское… … Советская историческая энциклопедия

      Иосифляне - (15 16 века) последователи Иосифа Волоцкого, сторонники церковного землевладения и владения Церковью другой собственностью. Их противниками были нестяжатели последователи Нила Сорского. Причислив и Иосифа Волоцкого, и Нила Сорского к лику святых … Православный энциклопедический словарь

      иосифляне - иосифл яне, ян, ед. ч. янин, а … Русский орфографический словарь

    ИОСИФЛЯНЕ, сторонники особого направления русской общественной мысли (конец 15-16 века), получившего название по имени своего главного вдохновителя - Иосифа Волоцкого. Термин «иосифляне» употреблял князь А. М. Курбский; в научной литературе он появился во 2-й половине 19 века.

    Первоначально иосифляне выступали сторонниками идеи господства духовной власти над светской. Правитель, по мысли Иосифа Волоцкого, - земной человек и простой исполнитель Божией воли, поэтому ему надлежит воздавать «царскую честь, а не божественную». Если на престоле утверждался тиран, то ему не следовало повиноваться, ибо он «не Божий слуга, но диавол, и не царь, но мучитель». Сближение Иосифа Волоцкого с великим князем московским Иваном III Васильевичем обусловило изменение взглядов иосифлян на природу великокняжеской власти. Признав её божественный характер, Иосиф Волоцкий заявил о необходимости подчинения правителю всех институтов государства и Церкви, при этом «священству» отводилась высокая миссия - исполнять роль духовного наставника государя.

    В церковной полемике рубежа 15-16 веков о монастырском землевладении, развивавшейся на фоне упадка внутренней дисциплины общежительных обителей, иосифляне, в отличие от своих идейных противников - нестяжателей (смотри также Нил Сорский), сторонников скитнической формы монашества, выступили за сохранение монастырей и обновление их внутренней жизни на основе обязательного введения строгого общежительного устава. Утверждение строгого общежития, по мнению иосифлян, позволяло совместить рост монастырских владений с принципами личного монашеского нестяжания и отречения от мира. Позиция иосифлян по вопросу о монастырском землевладении возобладала на соборе 1503 года, а позднее была подтверждена собором 1531. Для иосифлянских монастырей было характерно придание особого значения институту старчества: каждый молодой монах состоял под началом опытного инока, что усиливало духовную преемственность между учителем и учеником (Иосиф Волоцкий - Кассиан Босой - Фотий Волоцкий - Вассиан Кошка). Иосифляне активно занимались монастырским строительством, возводили и украшали храмы, собирали иконы и книги. Иосиф Волоцкий пригласил для росписи монастырского Успенского собора (смотри Иосифо-Волоцкий монастырь) лучших живописцев - Дионисия и его сыновей Феодосия и Владимира; в монастыре хранились иконы работы Андрея Рублёва, существовали скрипторий и литературная школа. Иосифляне выступали против крайностей аскетизма и видели идеал иночества не в отрыве от внешнего мира, а в активной деятельности во всех сферах общественной жизни. Монашество, по их мнению, должно было влиять на все государственные институты, поддерживать великокняжескую власть, воспитывать будущих архипастырей, вести культурно-просветительскую и миссионерскую работу, противостоять ересям (так, на соборе 1504 одержала верх иосифлянская позиция в отношении еретиков - «рать и нож», казни и заточение).

    В начале 16 века иосифляне занимали Ростовскую (Вассиан Санин), Коломенскую (Митрофан), Суздальскую (Симеон) и другие кафедры. При митрополите Московском Данииле многие иерархи русской Церкви придерживались проиосифлянских позиций [епископы Акакий Тверской, Вассиан Коломенский (Топорков), Савва Смоленский, Иона Рязанский, Макарий Новгородский]. Митрополит Даниил, в прошлом игумен Иосифо-Волоцкого монастыря, активно поддерживал политику объединения русских земель, проводимую великим князем московским Василием III Ивановичем, обосновал с церковно-канонической точки зрения развод великого князя с С. Ю. Сабуровой, венчал его с Е. В. Глинской. Волоцкие монахи участвовали в крещении будущего царя Ивана IV Васильевича, руководили чином погребения Василия III Ивановича, выступали главными обвинителями на процессах Максима Грека и Вассиана (Патрикеева), М. С. Башкина и Феодосия Косого. В 1540-50-е годы, когда митрополитом Московским стал Макарий, близко примыкавший к иосифлянам, все важнейшие церковные посты заняли его единомышленники. На Стоглавом соборе (1551) иосифлянское большинство (архиепископ Феодосий Новгородский, епископы Савва Крутицкий, Гурий Смоленский, Трифон Суздальский, Акакий Тверской, Никандр Ростовский, Феодосий Коломенский, Киприан Пермский) окончательно отвергло нестяжательскую программу, предложенную А. Ф. Адашевым и Сильвестром, и утвердило принцип неотчуждаемости церковных земель. Благодаря деятельности митрополита Макария и его «дружины» были составлены «Великие Четьи-Минеи» - свод «всех чтомых» на Руси житийных и учительных произведений, распределённых по дням года, проведена канонизация более 30 русских святых (на соборах 1547-49), созданы грандиозные памятники архитектуры, прославляющие мощь Русского государства (например, Василия Блаженного храм). К иосифлянам был близок монах псковского Елеазарова монастыря Филофей, сформулировавший и обосновавший в своих сочинениях политическую концепцию «Москва - третий Рим».

    В целом союз иосифлянской Церкви с государством сохранялся до 2-й половины 16 века. Позднее практика крупного монастырского землевладения, идеи неотчуждаемости церковного имущества вошли в противоречие с идеологией формирующегося самодержавия. Отголоском иосифлянской церковно-политической доктрины в русской истории 17 века стала политика патриарха Никона, приведшая его к конфликту с царём Алексеем Михайловичем.

    Лит.: Будовниц И. У. Русская публицистика XVI в. М.; Л., 1947; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. М., 1958; он же. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV - XVI вв.). М., 1977; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI в. М., 1960; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI в. М.; Л., 1960; Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1974. Т. 28; Замалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.). Л., 1987; Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991; Ольшевская Л. А. История создания Волоколамского патерика, описание его редакций и списков // Древнерусские патерики. М., 1999.

    Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников.

    ИОСИФЛЯНЕ - сто-рон-ни-ки осо-бо-го на-прав-ле-ния русской об-щественной мыс-ли (конца XV-XVI веков), по-лу-чив-ше-го название по име-ни сво-его главного вдох-но-ви-те-ля - Ио-си-фа Во-лоц-ко-го.

    Тер-мин «Иосифляне» упот-реб-лял князь А.М. Курб-ский ; в на-учной литературе он поя-вил-ся во 2-й половине XIX века

    Пер-во-на-чаль-но иосифляне вы-сту-па-ли сто-рон-ни-ка-ми идеи гос-под-ства ду-хов-ной вла-сти над свет-ской. Пра-ви-тель, по мыс-ли Ио-си-фа Во-лоц-ко-го , - зем-ной че-ло-век и про-стой ис-пол-ни-тель Бо-жи-ей во-ли, по-это-му ему над-ле-жит воз-да-вать «цар-скую честь, а не бо-же-ст-вен-ную». Ес-ли на пре-сто-ле ут-вер-ждал-ся ти-ран, то ему не сле-до-ва-ло по-ви-но-вать-ся, ибо он «не Бо-жий слу-га, но диа-вол, и не царь, но му-чи-тель». Сбли-же-ние Ио-си-фа Во-лоц-ко-го с великим князем мо-с-ков-ским Ива-ном III Ва-силь-е-ви-чем обу-сло-ви-ло из-ме-не-ние взгля-дов Иосифа на при-ро-ду ве-ли-ко-кня-же-ской вла-сти. При-знав её бо-же-ст-вен-ный ха-рак-тер, Ио-сиф Во-лоц-кий зая-вил о не-об-хо-ди-мо-сти под-чи-не-ния пра-ви-те-лю всех ин-сти-ту-тов го-су-дар-ст-ва и Церк-ви, при этом «свя-щен-ст-ву» от-во-ди-лась вы-со-кая мис-сия - ис-пол-нять роль ду-хов-но-го на-став-ни-ка го-су-да-ря.

    В цер-ков-ной по-ле-ми-ке ру-бе-жа XV-XVI веков о мо-на-стыр-ском зем-ле-вла-де-нии, раз-ви-вав-шей-ся на фо-не упад-ка внутренней дис-ци-п-ли-ны об-ще-жи-тель-ных оби-те-лей, иосифлян, в от-ли-чие от сво-их идей-ных про-тивни-ков - не-стя-жа-те-лей (смотри так-же Нил Сор-ский), сто-рон-ни-ков скит-ни-че-ской фор-мы мо-на-ше-ст-ва, вы-сту-пи-ли за со-хра-не-ние мо-на-сты-рей и об-нов-ле-ние их внутренней жиз-ни на ос-но-ве обя-зательного вве-де-ния стро-го-го об-ще-жи-тель-но-го ус-та-ва. Ут-вер-жде-ние стро-го-го об-ще-жи-тия, по мне-нию иосифлян, по-зво-ля-ло со-вмес-тить рост мо-на-стыр-ских вла-де-ний с прин-ци-па-ми лич-но-го мо-на-ше-ско-го не-стя-жа-ния и от-ре-че-ния от ми-ра. По-зи-ция иосифа по во-про-су о мо-на-стыр-ском зем-ле-вла-де-нии во-зоб-ла-да-ла на со-бо-ре 1503 года, а поз-днее бы-ла под-тверж-де-на со-бо-ром 1531 года. Для ио-сиф-лян-ских мо-на-сты-рей бы-ло ха-рак-тер-но при-да-ние осо-бо-го зна-че-ния ин-сти-ту-ту стар-че-ст-ва: ка-ж-дый мо-ло-дой мо-нах со-сто-ял под на-ча-лом опыт-но-го ино-ка, что уси-ли-ва-ло ду-хов-ную пре-ем-ст-вен-ность ме-ж-ду учи-те-лем и уче-ни-ком (Ио-сиф Во-лоц-кий - Кас-си-ан Бо-сой - Фо-тий Во-лоц-кий - Вас-си-ан Кош-ка). Иосифляне ак-тив-но за-ни-ма-лись мо-на-стыр-ским строи-тель-ст-вом, воз-во-ди-ли и ук-ра-ша-ли хра-мы, со-би-ра-ли ико-ны и кни-ги. Ио-сиф Во-лоц-кий при-гла-сил для рос-пи-си мо-на-стыр-ско-го Ус-пен-ско-го со-бо-ра (смотри Ио-си-фо-Во-лоц-кий мо-на-стырь) луч-ших жи-во-пис-цев - Дио-ни-сия и его сы-но-вей Фео-до-сия и Вла-дими-ра; в мо-на-сты-ре хра-ни-лись ико-ны ра-бо-ты Ан-д-рея Руб-лё-ва, су-ще-ст-во-ва-ли скрип-то-рий и литературная шко-ла. Иосифляне вы-сту-па-ли про-тив край-но-стей ас-ке-тиз-ма и ви-де-ли иде-ал ино-че-ст-ва не в от-ры-ве от внеш-не-го ми-ра, а в ак-тив-ной дея-тель-но-сти во всех сфе-рах об-щественной жиз-ни. Мо-на-ше-ст-во, по их мне-нию, долж-но бы-ло вли-ять на все государственные ин-сти-ту-ты, под-дер-жи-вать ве-ли-ко-кня-же-скую власть, вос-пи-ты-вать бу-ду-щих ар-хи-пас-ты-рей, вес-ти куль-тур-но-про-све-ти-тель-скую и мис-сио-нер-скую ра-бо-ту, про-ти-во-сто-ять ере-сям (так, на со-бо-ре 1504 года одер-жа-ла верх ио-сиф-лян-ская по-зи-ция в от-но-ше-нии ере-ти-ков - «рать и нож», каз-ни и за-то-че-ние).

    В начале XVI века иосифляне за-ни-ма-ли Рос-тов-скую (Вас-си-ан Са-нин), Ко-ло-мен-скую (Мит-ро-фан), Суз-даль-скую (Си-ме-он) и другие ка-фед-ры. При митрополите Мо-с-ков-ском Да-нии-ле многие ие-рар-хи русской Церк-ви при-дер-жи-ва-лись про-ио-сиф-лян-ских по-зи-ций [епи-ско-пы Ака-кий Твер-ской, Вас-си-ан Ко-ло-мен-ский (То-пор-ков), Сав-ва Смо-лен-ский, Ио-на Ря-зан-ский, Ма-ка-рий Нов-го-род-ский]. Митрополит Да-ни-ил, в про-шлом игу-мен Ио-си-фо-Во-лоц-ко-го монастыря, ак-тив-но под-дер-жи-вал по-ли-ти-ку объ-е-ди-не-ния русских зе-мель, про-во-ди-мую великим князем мо-с-ков-ским Ва-си-ли-ем III Ива-но-ви-чем, обос-но-вал с цер-ков-но-ка-но-нические точ-ки зре-ния раз-вод великого кня-зя с С.Ю. Са-бу-ро-вой, вен-чал его с Е.В. Глин-ской. Во-лоц-кие мо-на-хи уча-ст-во-ва-ли в кре-ще-нии бу-ду-ще-го ца-ря Ива-на IV Ва-силь-е-ви-ча , ру-ко-во-ди-ли чи-ном по-гре-бе-ния Ва-си-лия III Ива-но-ви-ча, вы-сту-па-ли главными об-ви-ни-те-ля-ми на про-цес-сах Мак-си-ма Гре-ка и Вас-сиа-на (Пат-ри-кее-ва), М.С. Баш-ки-на и Фео-до-сия Ко-со-го. В 1540-1550-е годы, ко-гда ми-тро-по-ли-том Мо-с-ков-ским стал Ма-ка-рий, близ-ко при-мы-кав-ший к иосифлянам, все важ-ней-шие цер-ков-ные по-сты за-ня-ли его еди-но-мыш-лен-ни-ки. На Сто-гла-вом со-бо-ре (1551 год) ио-сиф-лян-ское боль-шин-ст-во (ар-хи-епископ Фео-до-сий Нов-го-род-ский, епи-ско-пы Сав-ва Кру-тиц-кий, Гу-рий Смо-лен-ский, Три-фон Суз-даль-ский, Ака-кий Твер-ской, Ни-кандр Рос-тов-ский, Фео-до-сий Ко-ло-мен-ский, Ки-при-ан Перм-ский) окон-ча-тель-но от-верг-ло не-стя-жа-тель-скую про-грам-му, пред-ло-жен-ную А.Ф. Ада-ше-вым и Силь-ве-ст-ром, и ут-вер-ди-ло прин-цип не-от-чу-ж-дае-мо-сти цер-ков-ных зе-мель. Бла-го-да-ря дея-тель-но-сти митрополита Ма-ка-рия и его «дру-жи-ны» бы-ли со-став-ле-ны «Ве-ли-кие Че-тьи-Ми-неи» - свод «всех что-мых» на Ру-си жи-тий-ных и учи-тель-ных про-изве-де-ний, рас-пре-де-лён-ных по дням го-да, про-ве-де-на ка-но-ни-за-ция бо-лее 30 русских свя-тых (на со-бо-рах 1547-1549 годов), соз-да-ны гран-ди-оз-ные па-мят-ни-ки ар-хи-тек-ту-ры, про-слав-ляю-щие мощь Русского государства (например, Ва-си-лия Бла-жен-но-го храм). К иосифлянам был бли-зок мо-нах псков-ско-го Елеа-за-ро-ва монастыря Фи-ло-фей, сфор-му-ли-ро-вав-ший и обос-но-вав-ший в сво-их со-чи-не-ни-ях по-ли-тическую кон-цеп-цию «Мо-ск-ва - тре-тий Рим».

    В це-лом со-юз ио-сиф-лян-ской Церк-ви с го-су-дар-ст-вом со-хра-нял-ся до 2-й половине XVI века. Позд-нее прак-ти-ка круп-но-го мо-на-стыр-ско-го зем-ле-вла-де-ния, идеи не-от-чу-ж-дае-мо-сти цер-ков-но-го иму-ще-ст-ва во-шли в про-ти-во-ре-чие с идео-ло-ги-ей фор-ми-рую-ще-го-ся са-мо-дер-жа-вия. От-го-ло-ском ио-сиф-лян-ской цер-ков-но-по-ли-тической док-три-ны в русской ис-то-рии XVII века ста-ла по-ли-ти-ка пат-ри-ар-ха Ни-ко-на, при-вед-шая его к кон-флик-ту с ца-рём Алек-се-ем Ми-хай-ло-ви-чем.

    Дополнительная литература:

    За-ма-ле-ев А. Ф. Фи-ло-соф-ская мысль в сред-не-ве-ко-вой Ру-си (XI- XVI вв.). Л., 1987;

    Книж-ные цен-тры Древ-ней Ру-си: Ио-си-фо-Во-ло-ко-лам-ский мо-на-стырь как центр книж-но-сти. Л., 1991;

    Оль-шев-ская Л. А. Ис-то-рия соз-да-ния Во-ло-ко-лам-ско-го па-те-ри-ка, опи-са-ние его ре-дак-ций и спи-сков // Древ-не-рус-ские па-те-ри-ки. М., 1999.