Природа и человек в лирике фета сообщение. "русская природа в лирике фета" - сочинение. Изображение зимней природы

А.А.Фет был представителем тех поэтических сил, которые заявляли о своей приверженности теории «чистого искусства». Они провозглашали своё особое отношение к поэзии и считали, что стихи должны уводить читателя от треволнений повседневной жизни в мир «чистого созерцания». Их идеологические и эстетические позиции не были однозначными, а творения поэтов не всегда укладывались в рамки провозглашённой ими теории. Но в предисловии к сборнику «Вечерние огни» А.А.Фет писал: «Мы... постоянно искали в поэзии единственное убежище от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских». Многие произведения поэта-романтика подтверждают эти стремления, так как посвящены они теме природы и любви. Автору удалось не только запечатлеть прекрасные пейзажи, но и отразить своё восприятие мира, мимолётные ощущения и настроения, вызванные созерцанием природы. Примером такой констатации факта встречи с тем, что очаровывает душу, стало стихотворение «Шёпот, робкое дыханье...».

Лирический герой, будто художник-наблюдатель, рисует чудные картины, перечисляя те моменты, которые видит и слышит. Это «трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья». Ему дороги все мгновения и звуки ночи, которые отражают

Ряд волшебных изменений
Милого лица...

Казалось бы, ничего необычного не может быть в описании зари, но Фет соединил этот пейзаж с чувствами влюблённых, которые и встречают восход:

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

Поэт очень тонко чувствует связь психологического состояния человека с изменениями в природе. В каждом времени года есть свой посыл для душевных перемен:

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях...

И потому приходят особые, весенние мысли:

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.

Песни-стихи рождаются невольно, ими переполняется душа:

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Совсем иные чувства появляются в предчувствии, например, зимы:

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

Поэт отмечает мрачность мысли, которая соответствует тем сумеркам, когда тёмное время суток по продолжительности превышает день, свет:

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом...

Однако жизнеутверждающие силы сильнее грусти и тоски, и лирический герой отмечает, что «надежда в сердце тлеет...».

В стихах Фет стремился передать те чувства и переживания, которые наполняют душу человека при встрече с прекрасным, ведь его лирический герой способен жить в гармонии с окружающим миром.
Одним из лучших можно назвать стихотворение «Заря прощается с землёю...».

А.А.Фет, обладая даром живописца, увлечённо рисует пейзаж заката, как будто наносит кистью всё новые краски, воспроизводя увиденное детально: лес, покрытый мглою, и огни на вершинах, то есть отблески солнечных лучей на макушках деревьев. Поэт замечает, как незаметно потухают они и «гаснут под конец». А деревья будто стараются поймать своими венцами ласку тёплых лучей уходящего солнца. Глазу поэта видны те изменения, которые мог бы не увидеть другой человек, не обладающий таким чутким восприятием мира, не умеющий ценить красоту природы и радоваться минутам общения с нею.
А.А.Фет говорит о таинственном и великом смысле наступления ночи, когда и у деревьев своя, другая жизнь:

И всё таинственней, безмерней
Их тень растёт, растёт, как сон;
Как тонко на заре вечерней
Их легкий очерк вознесён!

Эти легкие очертания деревьев в сумерках кажутся поэту волшебными, одухотворёнными, ведь деревья, по его мнению, чувствуют вечность жизни – на земле и на небе. Философская тема Земли и Неба отражена в стремлении ввысь, в желании испытать полноту жизни, и в том, что можно понежиться под солнышком, и в том, что после заката появляется устремлённость к звёздам:

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, –
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Такая космическая, вселенская гармония не должна пугать человека. Это нормально и хорошо, если «заря прощается с землёю» до утра, а деревья (природа вообще) и человек, купаясь в золотом сиянии, пользуясь даже прощальной теплотой и светом, отдохнут немного в темноте и дождутся утренних лучей, встретят новую зарю.

Очень многим людям нравится стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом...», так как в нём поэт обратился к теме общности человека и природы. А.А.Фет произносит свой монолог, рассказывая любимой о состоянии своей души. Его стихи очень эмоциональны, потому что всё, что происходит в окружающем мире, вызывает у него восторг, воодушевление и желание нарисовать словами эти прекрасные картины просыпающейся весенней природы:

Лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой...

Автор признаётся, что его душа готова служить счастью дорогого человека, а это состояние соответствует тому, что происходит и с природой:
...отовсюду на меня весельем веет...
Солнце, которое «горячим светом по листам затрепетало», разбудило не только лес и птиц, но и поэта, вызвало у него желание петь, потому что «песня зреет». Это удивительное состояние может испытывать тот человек, который умеет ценить красоту природы, кто способен испытывать чувство любви.
Такие одухотворённые стихи о природе и особое мироощущение можно увидеть в творчестве А.А.Фета, и потому многие ценители поэзии считают его великим стихотворцем.

Рецензии

Дорогая Зоя,
Очень давно от Вас ничего не было слышно!
Надеюсь, все хорошо.
Хотела Вас поздравить с Днем учителя -
неутомимого труженика на ниве народного образования)))!
И пожелать Вам самого-самого доброго.
P.S. Вам не хотелось бы заглянуть ко мне и прочитать
новое эссе о Смердякове Достоевского "Вынести себя - нет сил"?
Мне всегда интересно Ваше мнение.

С искренним уважением,

Дорогая Зоя,
Спасибо большое, что Вы прочитали и поделились со мной Вашими мыслями.
Поделюсь и я с Вами своими мыслями. Но только заранее чувствую, что как бы не смею говорить о христианстве и православной церкви в силу того, что стою я только на пороге, но благодарна уже и за это.
Да весь "бунт" Ивана (не Смердякова!) Достоевского именно о том, что не может он смириться с несправедливостью этого мира, который "лежит во зле". Но веди Сам Господь отдает на смерть и муки своего единородного Сына. Даже Христос на кресте перед смертью "возопил громким голосом: "Боже Мой,Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"(Евангелие от Матфея, 27.46)
Этот мир и мы в этом мире - это СТРАШНАЯ ТАЙНА, и уж, конечно, она так просто логически не решается - "покаялся" - "спасёшься", а главное, - "будешь жить хорошо". Ходишь в церковь - значит всё в твоей жизни будет "отлично".
Этот мир давно отпал от Бога и мы в нём. Но Господь, всё равно присутствует в нашей жизни, и спасает нас... Но только это вопрос Веры, а не логики и математики.
Зоя, простите, но я чувствую, когда пишу это, то превышаю свою МЕРУ. Поэтому хотелось бы замолчать.
Недавно я закончила книгу Юрия Лощица "Дмитрий Донской".
Меня просто потрясло описание Куликовской битвы, через какие муки и сомнения прошел святой князь Дмитрий Донской и русские люди того времени. Сколько сил отдал Преподобный Сергий Радонежский, чтобы смирить распри между русскими князьями и вдохновить их на служение Руси. Книга написана на основе документов и автор очень осторожно работает с историческими источниками. Когда я читала её, то даже плакала, так это всё близко и созвучно нашему времени. Очень рекомендую.
Ещё раз простите и спасибо за разговор.
С искренним уважением,

А. А. Фет – русский поэт 19-го века, чьи мелодичные возвышенные стихи легли на музыку и стали известны даже как романсы. Поэт творил ради красоты, не касаясь политики. Центральное место в лирике Фета занимает русская природа.

Афанасий Фет использовал искусство как убежище от повседневной жизни. Стихи этого автора всегда посвящались любви и природе. Он был убежден, что искусство не должно касаться общественных дел и вообще окружающей действительности, принося исключительно эстетическое удовольствие, а не призывая к борьбе или противостоянию. Именно поэтому в творчестве А. А. Фета столь цельна и прекрасна природа.

Родную природу поэт изображает вдохновенно и очень эмоционально. В отличие от Некрасова, он не связывает ее с крестьянским трудом, а в отличие от Лермонтова – не отражает через нее чувства лирического героя. Природа у Фета живет сама по себе, одним своим существованием вызывая восторг и упоение.

Поэт любил изображать русскую природу в разные времена года, но чаще всего у него встречаются весенние образы. Стоит отметить, что Фет не изображает какие-то особо эффектные картины или явления. Он описывает самые привычные вещи, которые, однако, пропитаны радостью и жизнью. Его образы ощутимы, наполнены деталями, звуками и даже ароматами. Никто раньше не детализировал изображение природы с такой тщательностью.

Близость человека с природой у Фета выводит нас к близости со Вселенной. Его стихи постепенно начинают приобретать некую космическую направленность.

Манера изображения природы этого автора близка к импрессионистам. Он описывает увиденное, облекая свое впечатление, сиюминутный порыв души в слова. В своем творчестве Фет очеловечивает природу, наделяет ее душой, а люди при этом становятся всего лишь частицей этого живого мира.

В ЛИРИКЕ Ф.ТЮТЧЕВА

ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЕЧНОМ

Билет 9

ДИКИЙ ПОМЕЩИК

Дикий помещик - герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты "Весть", по глупости жаловался, что "очень уж много развелось... мужика", и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и "не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика". Тот пришел было в восторг ("чистый" воздух стал), но оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить. Однако он от своих "принципов" не отступал и в результате одичал, стал передвигаться на четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело "мужика изловить и водворить обратно". С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

В философской лирике Тютчева утверждаются величие мироздания, единство природы и внутреннего мира человека («мировой души»), вечные мучительные раздумья над вопросами бытия: о смысле жизни, о жизни и смерти, о взаимоотношении природы и человека, о внутренних противоре-чиях человеческой души. Далеко не всегда эти вопросы находят разрешение, но они волнуют читателя, заставляют его думать и переживать. Тютчев (1803-1973) – открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб его поэтических ассоциаций (представлений) поразителен:

Стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета широко известны. Это удивительные стихи, отличающиеся особой музыкальностью. М. Е. Щедрин писал: «...Романсы его распевает чуть ли не вся Россия». Фет - певец любви и природы, влюбленный в красоту окружающего мира, еще Тургенев говорил об этом. Но его интересует не только пейзаж, но и внутренний мир человека, взаимоотношения его с природой.Все его творчество можно разделить на два периода: первый, когда природа в его стихах изображается как стихия, которая соотносится с духовным миром человека; второй период охарактеризован разладом. Человек и природа уже не могут находиться в гармонии, потому что человек хочет быть вечным и прекрасным, как природа, но обречен на борьбу и смерть.

В одном из своих циклов, который называется «Снега», Фет вводит читателя в мир русской природы (суровые, занесенные снегом равнины, тройка, летящая по этим просторам, и т. д.)

Свежесть, естественность, богатство эмоционального внутреннего мира человека в лирике Фета обусловлены русской действительностью середины XIX в. В стихотворении «Печальные березы...» основным является образ березы, символизирующий именно русскую природу.


Предчувствие перемен взывало к новому человеку и новой человечности.

Оригинальность его стихотворений заключается в том, что, одушевляя природу, он вместе с этим соединяет ее с внутренним миром человека:

Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.

Природа (цветы спят) сливается с жизнью человеческой души (сердце цветет). «Цветущее» сердце в данном случае - символ этого слияния.

Фет воспринимает человека через то, что его окружает, и пытается говорить с ним на языке природы. Я давно хочу с тобою Говорить пахучей рифмой, Каждый цвет - уже намек, Ты поймешь мои признанья, Может быть, что весь пучок Нам откроет путь свиданья.

Фет дорожит мигом, его называли «поэтом мгновения». Он умел запечатлевать неуловимые моменты жизни природы. Он сам писал об этом:

Лишь у тебя, поэт, крылатый сердца звук Хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души, и трав неясный запах...

Человек органично входит в природу, он неотделим от нее. Любимая - это сама весна, сама Красота. И чувство любви у Фета подчинено природе: «Распахни мне объятья свои, Густолистый развесистый лес». В стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» радость любви неотделима от радости, разлитой в природе. Элементы пейзажа органично соединены с реалиями человеческой жизни и создают единую законченную картину. «Шепот, робкое дыханье» созвучны с «трелями соловья», в ночных тенях происходит «ряд волшебных изменений милого лица». В этом стихотворении нет ни одного глагола, и, тем не менее, поэт сумел передать всю остроту движения в природе, перечисляя лишь предметы и явления. Но все предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Ночь в этом стихотворении показана как смена мгновений, как поток событий, который разливается между человеком и природой. Последняя строка - «И заря, заря...» - звучит как высшее выражение чувства, это. свет любви. Особенностью стихотворений Фета является то, что любое состояние души или картины природы он рассматривает как часть одного бесконечного вселенского процесса.

Пейзажные зарисовки Фета сродни картинам импрессионистов. Это сходство заключается в том, что значимость мгновения жизни как бы увеличивается в объеме, фиксируется и начинает восприниматься как чудо. Также в стихах Фета есть стремление необычно показать обыкновенные вещи (падение звезды, цветение цветов), субъективность мировосприятия. В картинах природы преобладают светлые, жизнерадостные тона и яркие краски. Поэт видит в природе то, чего не замечали другие: он любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину, то есть переживает с нейвсе мгновения. В стихотворении «Фантазия» («Мы одни, из сада в стекла окон светит месяц... Тусклы наши свечи») прослеживается вера поэта в беспредельность жизни и природы, в гармоничное слияние с ней человека.

Вероятно, Фет видит в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений.

С созерцанием природы связаны и философские размышления поэта. Набпюдая жизнь окружающего мира, он задумывается над важнейшими вопросами человеческого бытия. Через природу Фет" постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В стихотворении «Учись у них - у дуба, у березы...» мы видим суровый зимний пейзаж, «жестокую пору». Деревья стойко переносят «холод, лютый»,порывы ветра, злую метель: «Они стоят, молчат», «...молчи и ты!» - обращается Фет к своему читателю, советуя нам так же стойко переносить все невзгоды судьбы. Как в жизни природы животворящая сила весны побеждает суровую зиму, так и в жизни человека горькие дни сменятся радостными и счастливыми:

Человек должен постоянно вглядываться в природу, учиться у нее й в то же время познавать себя и свои возможности. Лирический герой Фета всегда стремится слиться с запредельным, постичь гармонию и красоту мира, и к этому он призывает нас, своих читателей. Природа, в представлении Фета, - это мудрый советчик человека и лучший его наставник и учитель.

Гармония отношений человека и при- роды не перестает волновать нас и сейчас, поэтому стихи Фета всегда будут актуальны и современны.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Природа и человек в лирике А.А.Фета «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию…», – говорил поэт.

2 слайд

Описание слайда:

Афанасия Афанасьевича Фета можно назвать самым лиричным лириком XIX в. Фет - поэт субъективный, поэт неопределенных, недосказанных, смутных чувств, «получувств». Фета называют певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей. В его имении был удивительный розарий, дом утопал в цветах. Даже будучи старым, он писал о звездах, розах, «трелях соловья». Салтыков-Щедрин писал: «Стихи Фета дышат самой искренней свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия». Профессор Московского университета, давний поклонник Фета, Петр Кудрявцев, замечал: «Мне кажется, что Миллионы людей благодарны Афанасию Фету за то, что он обнажил перед нами красоту мира, красоту жизни и любви».

3 слайд

Описание слайда:

Природа становится у Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: «любо мне», «рад я». Эту любовь вызывает не экзотическая природа, а обычная, тихая: «зари осенней след», «густая крапива шумит под окном». Ни у кого из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, состояний природы, как у Фета. Острота восприятия природы складывает- ся в лирике Фета в богатстве эпитетов, метафор, передающих ароматы, звуки, цвета: «зеленая ива повисла шатром», «весны душистой нега», «ароматные цветы» и т.д. По мнению Фета, поэзии близки такие состояния души, которые далеки от рассудочной деятельности: «грезы», «сны», «бред неясный», «мечты», «фантазии» и т.д.

4 слайд

Описание слайда:

Стихотворение вызвало литературный скандал. Однако это стихотворение Фета высоко оценили Тургенев, Дружинин и Достоевский. В стихотворении два плана: первый – природа, второй – душевное состояние человека. Иллюстрация, созданная другом А. Фета Я. Полонским «Шепот, робкое дыханье…» Стихотворение безглагольное, в нем нет сказуемых, одни назывные предложения, одно восклицательное предложение. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое.

5 слайд

Описание слайда:

Вывод: В основе поэтики Фета – особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы. Природа у Фета почти никогда не существует сама по себе, отдельно от человека. Душа и мир в лирике Фета порою неразграничимы. Чувства лирического героя оказываются родственными исполненной глубокой духовности жизни природы, которая вносит в них красоту и гармонию и является источником счастья и сладкой боли. Творчество Фета – это новый этап в развитии русской романтической поэзии. В его стихах психологически точно переданы ощущения, настроения, оттенки душевных движений, которые знакомы и понятны читателю.

Фет - без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна - с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими "в каждый гвоздик душистой сирени", с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи, колышущейся от ветра, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль, или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанном жнивье. И русская зима с бегом далеких саней по блестящему снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле.

Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета. Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немало знал о растениях, птицах, животных. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса.

Можно, конечно, сказать, что все это - естественный результат хорошего знания природы человеком, который много лет прожил в непосредственной близости к ней. Да, многие поэты были помещиками и писали о природе. Но… Фет стремился к фиксации изменений в природе. Наблюдения в его стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем более конкретные отрезки сезонов .

Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин.

В ранних стихах Фета основная тема - наслаждение красотой, красоту же Фет видит, прежде всего, в простых явлениях природы:

…Соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки…

"Трепет жизни" - вот, что Фет умел улавливать так, как, пожалуй, никто другой из его современников. В росинке он умел разглядеть "весь солнца лик", в душевных движениях конкретного человека - "все мирозданье". Он был убежден, что человек носит в своей груди "огонь сильней и ярче всей вселенной". Огонь, который "ни времени не знает, ни пространства".

Описание природы, как бы откликающейся на настроение поэта, выбор отдельных впечатляющих деталей вместо связного описания, иногда некоторая неопределенность фабулы при тонкой прорисовке настроения - все это характеризует поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи с их свойствами. Лирическая эмоция как бы развивается в природе, заражая ее чувствами лирического "Я", объединяя мир настроением поэта.

Особенная манера Фета - одушевлять всю природу чувствами этого лирического "Я" .

Человеческие свойства в поэзии Фета могут быть приданы и таким явлениям, как воздух, мрак, цвет ("устал и цвет небес"), а с другой стороны - в тех же целях выражения лирической эмоции - живое существо может быть превращено в часть, орган очеловеченного поэтом единства.

Чувство поэта находит отклик во всей природе, оно одушевляет этот мир, "где воздух, свет и думы заодно", где

…в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Характерные эпитеты Фета, такие как "мертвые грезы", "серебряные сны", "благовонные речи" и т. п., не могут быть поняты в прямом смысле: они теряют свое основное значение и приобретают широкое и зыбкое переносное значение, связанное с основным по эмоциональной ассоциации.

Описание природы как бы откликается на настроения поэта-лирика. У Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку, - у Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом.

Вообще эпитеты и сравнения Фета иногда страдают некоторой слащавостью: девушка - "кроткий серафим", глаза ее - "как цветы волшебной сказки", георгины - "как живые одалиски", небеса - "нетленные как рай" и т. п.

В стихотворении "Глубь небес опять ясна…" признаки весны лишь самые общие: ясность неба, весенний воздух, прилет птиц, таяние снега. Тема весеннего возрождения природы воплощается в образы сказки о мертвой царевне, но лишь в виде самых общих символов: приближается жених, и спящая в гробу невеста начинает оживать. Это именно символы, а не просто олицетворения. В этом стихотворении под "невестой" прямо подразумевается весна. Вернее сказать, что здесь и жених, и невеста - символы оживающей весенней природы .

А в стихотворении "Пчелы" я обратила внимание на дерзкий образ распевающей пчелы, которая вползает в "гвоздик душистой сирени". Через смелое нарушение бытового правдоподобия Фет достигает эффекта передачи болезненно напряженных состояний в природе и человеческой душе. Кажется, что пчела вползает в ноющее сердце, и вот оно, пронзенное звенящим жалом, испытывает нарастающую боль: сперва ноет, а потом "пышет все боле и боле". Наступает момент полного соединения человека с природой и природы с человеком, когда уже нельзя понять "на цветах ли, в ушах ли звенит".

У Фета "цветы глядят с тоской влюбленной", "звезды молятся", "грезит пруд" и "дремлет тополь сонный". Всякие средостения между природой и человеком устранены, и в стихотворении "Сентябрьская роза", например, речь идет о розе и о женщине одновременно.

Во многих стихах А.А. Фета через состояние природы автор показывает нам состояние человеческой души .

В стихотворении "Узник" человек мечтает о свободе, и ее он видит в образе моря:

Бывалое горе

Уснуло в груди,

Свобода и море

Горят впереди.

В другом стихотворении молодость - это "новый, ранний снег всегда и чист и свеж!" Русский человек всегда был един с природой, считал себя ее частью, как звери и птицы. Именно это пытался нам передать Фет. Человек глядится в природу и познает ее законы и свои возможности. Природа - мудрый советчик человека и лучший его наставник. Фет пишет о высокой и таинственной близости человека и природы.

А.А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости.

Красоте и прекрасному Афанасий Афанасьевич поклонялся всегда. Тема его творчества - всесилие красоты и ее вечная власть над человеком. В своих последних стихах он поклонялся красоте больше, чем когда-либо.

Основные темы последнего выпуска стихотворений Фета "Вечерних огней" - природа, жизнь и смерть, любовь, красота, искусство. Это вечные темы лирики вообще и в большей мере также и философии. К финалу своего творческого пути Фет приходит на высшем этапе своей поэзии. Это не так часто встречается. Это можно назвать чудом - чудом фетовской поэзии, чудом личности Фета.

У Фета слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветовые впечатления. Это очень тонко подметил другой поэт, современник Фета А.К. Толстой: "Я, наконец, познакомился с его книгой - там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет - поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…" Все природные явления Фет воспринимает в единстве. Отсюда его выражения - "пахучая страсть", "устало все кругом: устал и цвет небес…" и т. п.

Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, их многокрасочных оттенков, их запахов, как у Фета. Обычно у Фета "трепету природы" отвечает согласный "трепет души". Поэт зорко наблюдает "человечное" в природе и "природное" в человеке и полную гармонию человека и природы.

Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый "звездный цикл": так много писал он о звездах. Вот одна из вершин "звездной лирики" Фета:

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал…

Поэт не передает своих "диалогов со звездами" (как в некоторых стихотворениях этого рода) и не просто чувствует свое родство с космической жизнью - он переживает необычайное состояния погружения в космическую глубину. Он показывает состояние человека, лежащего лицом к звездному небу, Млечному пути, его мировосприятие мироздания, единения со всем миром, раскрытое как ощущение растворения души в мире звезд, в космосе. Да и сам поэт признается, что:

…Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась.

Произведения Фета очень живописны и музыкальны. Одно у поэта тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть и живописным. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. "Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант..." - говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность .