Блок и серебряный век. Александр Блок. Стихи о Прекрасной Даме. Серебряный век русской поэзии. Огромное число написанного связано со служебной деятельностью Блока: после революции он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но

Великая эпоха, изменившая на многие десятилетия менталитет целых народов, внесла также значительные корректировки и в окружающий экстерьер и интерьер человека. Отголоски строгих форм, минимально заполненное пространство – это все является частью конструктивизма. До сих пор во многих квартирах встречаются его элементы. Можно ли назвать конструктивизм в интерьере востребованным в современном мире, насколько он удобен и кому подходит? В этой публикации «Дом Мечты» постарается ответить на все вопросы.

Конструктивизм в интерьере

«Мы наш, мы новый мир построим»

Именно так можно охарактеризовать все те эмоции и порывы, которые двигали нашими предками в России после революции. Все, что хоть как-то отображало царскую Россию, стало считаться мещанством. Основная задача, вкладываемая в конструктивизм, заключалась не в красоте исполнения, а в функциональности. В те годы в Европе свою популярность набирал , он и стал основой для создания пролетарского конструктивизма. И несмотря на то, что спустя несколько лет стиль конструктивизм в дизайне интерьера и архитектуре стал считаться буржуазным, неугодным, так как в моду вошел сталинский неоклассицизм, он имеет свою жизнь и в нашем современном мире. Также конструктивизм стал прародителем , минимализма и других стилей.

Чтобы иметь четкое представление о данном направлении, давайте рассмотрим основные черты стиля конструктивизм в интерьере, что ему свойственно и что его определяет.

Конструктивизм: ничего лишнего

В духе стиля конструктивизма – отсутствие в интерьере какого-либо декора. Как уже было написано выше, задачей данного стиля было показать прогресс того времени, акцентировать внимание человека на функциональности предметов, даже если это шло иногда в разрез с удобством. Считалось, что человек может привыкнуть к любой обстановке. Для создания дизайна интерьера достаточно было линейки, циркуля и карандаша, чтобы очертить основные линии будущего интерьера. Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник – задавали не только форму мебели, но и самого пространства. Ничего не надумано, все лаконично и просто.

Стиль конструктивизм в интерьере

Настроение интерьера в стиле конструктивизм

Назвать скучным стиль конструктивизм в интерьере нельзя. Скорее он похож на декорации к фантастическому фильму. Большие светлые окна от потолка в пол, или полное их отсутствие, естественное освещение – все это основные правила конструктивизма.

Отделка интерьеров периода конструктивизма очень проста. Стены гладкие, покрашены в светлые чистые цвета, которые расширяют пространство. Чаще всего это белый цвет, желтый, металлический. Но могут быть и акценты красного, синего или зеленого цвета. Особое внимание уделяется освещению. Благодаря свету можно не только акцентировать внимание на некоторых зонах, но и менять атмосферу интерьера.

Мебель в стиле конструктивизм

«Вот это стул, на нем сидят»

До революций и войн отношение к мебели было больше как к роскоши. Ее украшали, делали резной, с необыкновенным орнаментом и так далее. Конструктивисты предложили совершенно новый взгляд на предметы мебели. Отбросив все лишнее, оставили только прямое предназначение. Кстати, простота мебели также стала очень удобной и при ее изготовлении. Люди, потерявшие во время войн дома и привычный комфорт, нуждались в обычных вещах. И фабрикам было выгодно выпускать продукцию в больших количествах. А это стало возможно лишь после того, как сама продукция претерпела значительные изменения, то есть лишилась абсолютно всех декоративных деталей. Стул стал просто стулом, кровать – просто кроватью. Шкаф, избавившись от и резных элементов декора, имеет свое продолжение и в современном интерьере. Его легко узнать по обнаженности конструкции, многочисленным полкам вдоль стены.

При изготовлении мебели в стиле конструктивизм используются простые материалы: пластик, стекло, недорогие виды дерева, металл. Обивка изготавливается из синтетических материалов, искусственной кожи.

Советский конструктивизм в интерьере

Из прошлого в настоящее

Современный интерьер, оформленный в стиле конструктивизм, не сильно отличается от стиля 20-х годов прошлого века. Все тот же и строгость. Изменения претерпел только потолок. Его стали делать либо натяжным, либо использовать . Единственным декоративным элементом, который допускается в интерьере конструктивизма, стал плакат. Современная мебель обновилась подсветкой, что только добавило ей функциональности.

Вот несколько современных вариантов интерьера в стиле конструктивизма:

  • спальня: вместо обычной кровати – , встроенный шкаф с подсветкой, плазменный или жидкокристаллический ;
  • кухня: встроенная бытовая техника, точечные светильники. Ничего лишнего, никаких салфеток, ленточек на шторах;
  • кабинет: встроенная мебель, удобное кресло, многофункциональный стол, светильник над столом.

Кому будет удобно жить в таком интерьере

Интерьер дома или квартиры в стиле конструктивизма не дает полной расслабленности, он скорее настраивает на работу или на желание заняться самопознанием и развитием личных качеств. Может именно поэтому в наше время ему отдают предпочтение люди с острым умом и большим интеллектом.

Еще один тип людей, которым подходит стиль конструктивизм – это экспериментаторы. Большой плюс подобного эксперимента в том, что он не требует значительных затрат.

Также элементы конструктивизма можно использовать, имея малогабаритную квартиру. Эти нехитрые приемы позволят и впустить в нее воздух и свет.

Конструктивизм в интерьере фото

Изначальный подход к конструктивизму в интерьере, который звучит как «главное форма и функциональность, а человек подстроится» – не сработал. Для многих людей важно приходить домой, где комфортно и уютно. Тем не менее, принципы, которые были заложены в интерьер в стиле конструктивизма, дали возможность развитию новых направлений в дизайне: это и модульные системы, и встроенная мебель, а также многофункциональная мебель с элементами трансформации. И это только начало, а дальше будет больше!

Пестрота нынешних интерьерных фантазий вызывает желание обратиться к простым и изящным формам. Хочется, чтобы помещение было удобным, просторным и красивым? Тогда обратите внимание на стиль конструктивизм в интерьере. Именно он стал основой для большинства функциональных дизайнов, начиная хай-теком и заканчивая контемпорари. Сегодня мы расскажем, как самостоятельно оформить комнату или квартиру в конструктивных и практичных образах.

История этого направления началась, примерно, 100 лет назад. В это время в жилом пространстве господствовали романтические и вычурные идеи модерна, с его флористическими изысками и нервными линиями. Искусственно создаваемые излишества вполне ожидаемо утомили художников, архитекторов, да и простым обывателям перестали казаться приятным окружением. Стало несомненным, что деконструкция ведет к хаосу. Появился спрос на уравновешенность форм, правильную геометрию, гармонию линий и пропорция. Для идеологов арт-деко универсальным решением стала волна, которая легла в основу стиля. Западная Европа и Англия более тяготели к законченным формам куба и квадрата. Появление конструктивной композиции, объединяющей все элементы интерьера в одно целое, стало естественным завершением художественных поисков.

Так и появился конструктивизм, с его лаконичностью, строгой геометрией и, доведенным почти до абсолюта, функционалом. Каковы базовые правила стиля, которые помогут оформить дом или квартиру в духе конструктивизма?

  • В основе дизайна лежит принцип целесообразности. Каждый элемент оформления должен быть обусловлен практической необходимостью. Если вы запланировали установить диван, то его размеры должны быть рассчитаны, исходя из ваших потребностей, а количество стульев в столовой или кухне - точно соответствовать числу садящихся за трапезу. Светильник имеет абажур только потому, что он позволяет свету рассеиваться и не вредить глазам, а ковер возле кровати лежит только для того, чтобы ногам не было холодно.
  • Архитектура конструктивизма тяготеет к большим, просторным помещениям. Лишние перегородки убираются, а их место занимают передвижные модули, которые можно установить в любом месте, уединившись там, где хочется.
  • Активно устраиваются и используются стеновые ниши. Они исполняют роль шкафов или стеллажей, в них устраиваются уголки отдыха или встроенные места хранения.

  • Декоры и орнаменты не присущи конструктивизму. Мало того, особенно ревностные идеологи и основатели стиля заявляли, что узоры и украшения приравниваются к преступлению против милой их сердцу практичности. То есть, если вы все-таки положили ковер под ноги, то он должен быть однотонный, немаркий и гармонирующий с основным тоном помещения. Абажуры должны быть молочно-белые или полупрозрачные, цвет мебели и текстиля - максимально приближенные к натуральным.
  • В конструктивизме горячо приветствуются все современные материалы и технологии. Стекло, бетон, металл являются фаворитами стиля. Недаром именно этот дизайн стал родоначальником хай-тековских интерьеров. Из традиционных материалов место нашлось натуральным волокнам и тканям. Дерево, лен, джут, бамбук вполне могут быть использованы для оформления комнат и помещений в стиле конструктивизм.

  • Поощряется использование в оформлении современных композитных материалов. Например, на пол можно положить керамогранит, а стену или нишу оформить искусственным камнем.
  • Выбирая предметы обстановки, следует отдавать предпочтение четким линиям, прямым плоскостям и геометрически правильным конструкциям. Прямоугольные соединения особенно характерны для конструктивизма, хотя в этом стиле можно встретить и скругленные линии, например, подлокотники кресел или светильники.
  • Один из узнаваемых элементов стиля - подсветка. Она используется в сугубо практических целях, чтобы дополнить свет потолочной люстры или напольных торшеров. Однако, этот элемент придает совершенно особенное настроение помещению. Сказать, что разноцветные огни нужны лишь с целью осветить пространство, означает, покривить душой. Подсветка стала функциональным украшением интерьеров в стиле конструктивизм. Световой декор помогает смягчить строгий характер дизайна, придать ему больше теплоты и жилого уюта.

  • Цветовая гамма конструктивизма базируется на ахромных цветах. Белый, черный, серый задают тон, который дополняет сдержанная бежево-коричневая гамма природного происхождения. Оживляют впечатление красный, синий, желтый цвета. Их используют в чистом виде, слегка осветляя или, напротив, углубляя. Грязные и сложные оттенки, популярные в других современных образах, для конструктивизма не применяются, так как нарушают концепцию чистоты линий, цветов и пропорций.
  • Современное прочтение конструктивизма более мягкое, по сравнению с оригинальным стилем. Сейчас в этих интерьерах можно встретить картины, стеклянные или каменные декорации, правда, лаконичных и простых форм. Допускается разнообразие отделки, комбинация материалов в одном помещении, оформление стен в разных образах. Не предъявляются жесткие требования и к архитектуре. Конструктивизм может быть реализован и в обычной квартире, с ее обилием перегородок. Их вовсе не обязательно сносить для того, чтобы приблизиться к стилистической достоверности.

  • Если говорить об исторических параллелях, то в истории русского дизайна образы раннего советского периода как раз и несли в себе черты конструктивизма. Достаточно взглянуть на плакаты 20-30-ых годов, чтобы получить представление о ярких образцах стиля.

Стиль конструктивизм в интерьере гостиной

Эта комната, как визитная карточка, много скажет о настроении и характере дома. Поэтому конструктивизм в гостиной часто выбирают натуры собранные, целеустремленные. Они точно знают, какой должна быть их жизнь. Простой, лаконичный и практичный конструктивизм им по душе. Плюс этого стиля и в том, что он подойдет для оформления помещения любого размера и конфигурации. Всему найдется применение, каждый сантиметр пространства будет служить одной-единственной цели - созданию практичного и удобного интерьера. Что необходимо сделать, чтобы оформить гостиную в стиле конструктивизм?

  • Определитесь с архитектурой помещения. Прежде, чем приступать к отделке, распланируйте функциональные зоны, сколько их будет. Как можно чаще задавайте себе вопрос - зачем? Если для лучшего функционала требуется перегородка или стойка, не нужно стесняться. В конструктивизме главным правилом является практическая польза.

  • Есть желание придать комнате больше простора и воздуха? Тогда воспользуйтесь современными наработками и материалами. Стеклянные панели, раздвижные акриловые перегородки, зонирование с помощью вертикальных конструкций - все это поможет расширить границы стандартного восприятия помещения, не противореча базовым принципам стиля.
  • После того, как определитесь с особенностями конструктива пространства, необходимо выбрать цветовое решение. Для небольших помещений со сложной геометрией предпочтительнее будут светлые тона. Вовсе необязательно выбирать белый или серый. Хорошо подойдет серебристый, оттенок зеленоватого стекла, бежевый или молочный металлик. Сразу расставьте световые акценты, запланировав встроенную подсветку. Для маленького помещения это отличный способ зрительно расширить пространство. Оригинально будет выглядеть разнонаправленные светильники. Например, потолочная и напольная подсветка создадут красивый дизайн, который станет настоящей изюминкой комнаты.
  • Допускаются самые разнообразные отделочные материалы, независимо от их цены. Недорогой ламинат также уместен, как и паркетная доска из натурального массива, а искусственный камень выглядит не хуже настоящего. Стены можно красить, оформлять панелями и накладками. Единственное, о чем нужно помнить - о единстве концепции. Конструктивизм означает строгое соотвествие каждого элемента выбранной идее.

  • Стиль требует гладких, ровных фактур. Откажитесь от рыхлых и шершавых материалов, отдавайте предпочтение хорошо отшлифованным и полированным. Возьмите за образец металл, вот к такой гладкости и единству должна стремиться отделка. Тем более, что это делает уборку проще и экономнее.
  • Мебель выбирайте простых, удобных форм. Декор, вычурность, избыточность исключены. Никаких веселеньких расцветок или резных ножек быть не должно. Лаконичные очертания, надежные крепления, долговечность и прочность - вот что такое мебель для гостиной в стиле конструктивизм.
  • Бунтари могут отыграться, остановив свой выбор на необычных расцветках столов, стульев и диванов. Они должны в обязательном порядке гармонировать с окружающей цветовой гаммой, этого достаточно. Так что полукресла алого цвета и угольного оттенка тиковый диван вполне могут составить обстановку гостиной в красно-черных тонах.
  • Постарайтесь, чтобы на поверхностях и плоскостях было как можно меньше деталей. Стеклопакеты не разбиваются импостом, дверные полотна не украшаются фигурными филенками, мебельная фурнитура сдержанная, лаконичная, в идеале - встроенная. Цельнокроеные фасады, интегрированные места хранения - вот особенности оформления пространства вашей конструктивистской гостиной.
  • Часто идут споры о том, можно ли украшать такие интерьеры картинами, фотографиями и прочими художественными излишествами. Современные дизайнеры склоняются к мысли о том, что оригинальный постер или плакат не нарушит идеи стиля. Если он интегрирован, например, в качестве фотообоев, то такое решение и вовсе выглядит практичным и стилистически верным.

Пусть вас не удивляет тот факт, что находится множество желающих применить на кухне базовые принципы конструктивизма. Такой подход позволяет любое по размеру помещение наполнить нужным функционалом, сделать удобным для жизни. Какие приемы помогут придать кухне стилистическую достоверность?

  • Выбирайте современные отделочные материалы для оформления. Если вам нравится керамическая плитка, то пусть она будет крупного формата, гладкой фактуры, с минимальными перепадами высот. Швы лучше сделать скрытыми, чтобы они не нарушали единство.
  • Обратите внимание на скинали из закаленного стекла. Они отлично подходят для оформления рабочей поверхности или функциональных ниш.

  • Кухонный гарнитур должен быть максимально лаконичным. Отсутствие украшений, ровные фасады, единое рабочее пространство, в которое интегрирована мойка и варочная поверхность, пропорциональность частей и сдержанная цветовая гамма отличают кухонный гарнитур выбранного стиля. Ручки лучше сделать в плоскости дверей, а внутреннее пространство сделать функциональным по максимуму. Используйте для этого встроенные модули хранения, задействуйте внутренние поверхности дверей и выдвижные корзины.
  • Обеденная зона может быть снабжена трансформируемой мебелью. Откидной стол, складные стулья, выдвижные элементы вполне согласуются с общей стилистической концепцией. Если же место позволяет, то мебель можно выбрать основательную, прочную, устойчивую. Дубовый стол из тщательно обработанного и полированного дерева, с ровными, прямоугольными ножками и раздвижной столешницей станет хорошим образцом практичного дизайна.

  • Конструктивизм всегда оставался неравнодушен к футуризму, металлическим элементам, современным технологиям. Поэтому любые бытовые приборы из стекла и металла, новинки техники будут очень уместны. Индукционная варочная панель, программируемые приборы, сенсорные краны и единая панель управления приблизят образ кухни к идеалу.
  • Декоры и украшения здесь не нужны от слова совсем. Оживит дизайн простая посуда из качественного фарфора, керамики или стекла, диодная подсветка, настенные часы сложного дизайна.
  • Текстиль следует выбирать из натуральных материалов, узоры и принты нежелательны, а вот цвет ткани может быть весьма насыщенным - бордо, хвойная зелень, жемчужный перламутр. Очень хорошо выглядят элементы натуральных, неброских расцветок. Натуральный лен, беж, шоколадный или серебристый отлично дополнят любой образ стиля.

Стиль конструктивизм в интерьере можно использовать для спальни, детской комнаты, холла, кабинета. Последние несколько сезонов подарили впечатляющие образы ванной комнаты, студии и даже лофта, выполненные в чертах конструктивизма. Это доказывает, что дизайн не собирается сдавать свои позиции, он имеет внутренние ресурсы для развития в современных условиях. Направление успешно выдерживает конкуренцию со многими модными трендами, активно утверждая свои идеи, привлекая новых поклонников четкостью, лаконичностью и силой создаваемых образов.

Стиль конструктивизм – авангардистский стиль в искусстве, архитектуре, получивший развитие в 20-30-х годах XX века. В переводе с французского — constructivisme и лат. constructio – построение. Основа данного стиля является не композиция, а конструкция.

Отличительной чертой конструктивизма является строгость линий и форм, множество геометрии и монолитность общего облика.

Основа стиля

Конструирование — один из основных этапов любого проектирования, основанный на точных расчетах всех составляющих. В период зарождения стиля в основе используемых материалов стали новые — стекло, железо, бетон.

Конструктивизм в интерьере не терпит приблизительных расчетов и расположения объектов. В нем должно быть все продумано — объем, форма, место и назначение каждого предмета. При этому не должно быть ничего лишнего, загромождающего пространство — каждая деталь четко знает свое место. Все доводится до такой простоты, что предметы мебели, такие как диван или кровать становятся просто предметами для сидения или сна. Никаких излишеств и роскоши.

Конструктивизм напрочь лишен нотки романтики и таинственности. Все предметы интерьера компактны, с четким каркасом и своей функцией.

Так, основными требованиями стиля в интерьере квартиры или дома являются:

  1. Каждый предмет мебели должен выполнять какую-то функцию. Не допускается «просто красивое кресло» или лишний стул — их количество строго выверено с числом людей, сидящих на них. Абажур у светильника должен лишь потому, что он не дает свету вредить глазам. А назначение торшера в углу — подсвечивать читающему на диване.
  2. Чаще для оформления помещений требуется наличие большого пространства. Чтобы отделить помещения друг от друга используются передвижные модули, а вот глухие перегородки, делящие пространство на много маленьких, убираются. Но дизайнеры с успехом оформляют даже самые маленькие квартирки в этом стиле.
  3. Основными цветами этого направления является белый, серый и черный цвета, из теплых — оттенки бежевого. Допускаются акценты в виде красного, синего или желтого цветов.
  4. Стиль конструктивизм в интерьере не терпит декора и узоров, особенно на стенах. Также ему не присущи яркие цветовые решения (допускаются лишь акценты в виде основных цветов). Так вся мебель, ковер и светильники должны быть однотонными, близкими к натуральным, природным оттенкам.
  5. Предполагается использование только современных материалов и технологий. Бетон, стекло, металл, безусловно основные отделочные материалы. Но вполне могут быть использованы дерево, лен, бамбук, но в небольших количествах.
  6. Предметы интерьера, включая мебель, должны иметь строгие, четкие линии, прямые плоскости и правильные формы.
  7. Основное преимущество этого направления в дизайне — его бюджетность и малозатратность. Нет никаких лишних деталей в интерьере и лишнего декора, требующего дополнительных финансовых вложений.

Какие цвета используются в стиле конструктивизм

Как мы уже сказали, основными цветами для оформления помещения являются бежевые оттенки, белый и серый. Основное правило стиля — однотонность. Однако, допускаются и яркие акценты наряду с основной монохромной гаммой: например, белый+серый+красный, белый+черный+желтый, темно-серый+зеленый+бежевый.


Акцент — на потолок с подсветкой и бежевые тона

Стиль не предполагает использование больше, чем три оттенка. Причем, все цвета должны быть «чистыми», без примеси пограничных оттенков.

Освещение

Стиль подразумевает основным источником света — естественный свет от окна. Особенно ценятся большие французские окна в пол, или панорамные окна. Даже межкомнатные двери желательно сделать стеклянными, чтобы свет от окна проникал в другие помещения. Кстати, шторы в конструктивизме под запретом, разве что если они будут совсем не заметными и легкими. А вот жалюзи вполне разрешены.


Используется подсветка, выделяющая зоны и подчеркивающая простые линии интерьера

Что касается искусственного света, то при его распределении учитывается необходимость каждого светильника. Даже люстра располагается там, где она больше всего нужна (и это не обязательно центр комнаты). Кстати, все светильники и люстра обязательно должны иметь правильную геометрическую форму.

Кстати, активно используется современная подсветка — она либо подчеркивает строгость линий, либо наоборот — смягчает их.

Отделка

Этот стиль по праву называется экономичным и бюджетным. Отделочные материалы не требуют каких-то больших затрат, в отделке приемлемы стекло, металл, бетон. Яркие детали разрешено делать из пластика. А вот дерево встречается редко, тем более, что его фактура далека от однотонных оттенков, которые приветствуются в конструктивизме. Разрешается разбавить интерьер хромированными деталями, например, ручками, каркасами светильников или мебели.

В качестве напольного покрытия разрешено использовать керамическую плитку и керамогранит, ламинат с не сильно выраженной фактурой, полимерные покрытия.

Для стен лучше выбирать краску, либо декоративную штукатурку, либо обои без рисунка. Для потолка выбирайте любые отделочные материалы без фактуры и рисунка: натяжной потолок, покраска или оклеивание обоями.

Лаконичность конструктивизма требует использования простого текстиля с природным намеком.

Мебель

Мебель в конструктивном интерьере не обладает лишними деталями и декором. Мебель и все предметы интерьера носят лишь самую простую функцию: на ней спят, сидят, отдыхают. Всё. Поэтому простые, лаконичные формы, простота, компактность и функциональность — вот основные требования, которым должна удовлетворять вся мебель.

Во время зарождения конструктивизма как стиля, люди нуждались в простых вещах и простой мебели, так как война отняла у них многое, включая дома. Поэтому массовое производство мебели в то время стало возможным лишь после изменения внешнего вида выпускаемой продукции, отказа от лепнины и лишнего декора. Мебель стала просто мебелью, а не украшением интерьера.

Кстати, в современном конструктивизме активно используются стеновые ниши, выполняющие функцию и стеллажей, и шкафов, встроенных мест хранения.

Самый известный поэт Серебряного века Александр Александрович Блок

Почему я выбрала именно этого поэта?

Среди поэтов Серебряного века многие получили известность и славу. Но из всех них мне больше запомнился Александр Александрович Блок. Я выбрала его по нескольким причинам.

Во-первых, в его стихах присутствуют таинственные и не каждому понятные образы, которые и заинтересовали меня. Чего только стоят стихотворения «Незнакомка» и «Плачет ребёнок…». Во-вторых, как и многие его соотечественники, он не остался равнодушным к периоду революции, что тоже нельзя не отметить. В-третьих, меня тронуло то чувство, с которым Блок пишет о Родине. Называя свою страну нищей, он все равно признает, что милей России не найти ему лучшей родины.

Творчеством Блока восхищались многие поэты. И, думаю, они восхищались не зря.

Яркие моменты творчества в жизни Блока.

Блок творил на рубеже двух миров. Он оказался последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические искания всего XIX века, и вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.

За двадцать лет, что отделяют первые серьёзные стихи Блока от «Двенадцати» и «Скифов», содержание его поэзии и сама его творческая манера претерпели глубокие изменения. Отрешенный от реальной жизни, казалось бы, целиком погруженный в свои смутные душевные переживания, каким Блок начал свой литературный путь, вырос в истинно великого национального поэта, творчество которого овеяно историческими, социальными, житейскими бурями его грозного, переломного, революционного времени.

Если сравнить юношескую лирику Блока с его зрелыми стихами, на первый взгляд может показаться, что перед нами два разных поэта. Вот, к примеру, характерные для юного Блока стихи, говорящие о переживаниях уединенной души и похожие на торжественные молитвы с затемненным смыслом:

“ Я их хранил в пределе Иоанна,

Недвижный страж, - хранил огонь лампад.

И вот-Она, и к Ней-моя Осанна-

Венец трудов-превыше всех наград…”

А вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал он тринадцать лет спустя, размышляя о судьбах матери-родины:

“ Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней”.

Разительные перемены, происшедшие в творчестве Блока, были продиктованы самой жизнью, самим ходом исторической действительности, определившей направление жизненного и литературного пути поэта. Путь этот был сложным и трудным, исполненным многих и резких противоречий, но прямым и неуклонным. Сам Блок очень верно и точно сказал, что это был «путь среди революций».

В юношеской лирике Блока («Стихи о Прекрасной Даме») всё овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда. Всё в этой лирике робко и темно, зыбко и туманно, подчас неуловимо: только намек весенней песни, только клочок светлого неба, какие-то отблески, какие-то клики.… И всё это-знаки нездешних надежд на вселенское непостижное чудо, на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее «спасти мир» и возродить человечество к новой, идеально-совершенной жизни:

“Вхожу я в тёмные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад…”

Эта тема ожидания и предчувствия каких-то чудесных перемен господствовала в юношеской лирике Блока. Поэт уже тогда чувствовал неясную тревогу, ловил её «знаки», уже и тогда замечал, что вокруг него растёт «буря жизни», но ещё страшился этой бури и пытался укрыться от неё в идеальный мир своей мечты и фантазии, где нет ни слёз, ни мук, ни крови, а только музыка, розы, лазурь, улыбки, сказки и сны.

Даже свои «земные», вполне реальные переживания и впечатления юный Блок пытался перетолковать в духе мистической веры, как нечто «сверхреальное». Впрочем, живое чувство истинного поэта подчас сопротивлялось этому и упрямо прорастало сквозь зыбкую оболочку условного, мифологизированного мира, в котором он пребывал. Конкретно-чувственное, эмоциональное, непосредственное ощущение жизни всё более властно проникало в лирику Блока.

Подъём освободительного движения в России не прошел бесследно и для Блока. В обстановке революционных событий 1904-1905 годов прежнее равнодушие его к общественно-политической жизни сменилось жадным интересом к широко развернувшейся народной борьбе за свободу. Революционные события отразились в целом ряде произведений Блока. На его стихах о городе лежат багровые отсветы, символизирующие всё сильнее овладевающую им тревогу. Багрово-красный цвет, которым, в представлении поэта, окрашен внешне нарядный, а внутри подгнивший мир «сытых», воспринимается как символ революции.

Революция 1905 года была глубоко пережита Блоком и сыграла громадную, можно сказать, решающую роль в его жизни и судьбе. Она вывела поэта из состояния уединения и созерцательности, в котором он долго пребывал, показала ему лицо быстро меняющейся жизни, пробудила в нём чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за своё писательское дело.

На смену мистическим видениям в таинственных храмах приходят реальные, неприкрашенные картины человеческого горя:

“Мы встретились с тобою в храме

И жили в радостном саду,

Но вот зловонными дворцами

Пошли к проклятью и труду.

Мы миновали все ворота

И в каждом видели окне,

Как тяжело лежит работа

На каждой согнутой спине…”

Внимание Блока всё больше привлекают «новые люди», поднимающиеся на арену истории «из тьмы погребов», - люди-труженики, творцы завтрашнего дня. В поэте просыпается чувство общественной активности. Сам он ищет гражданской отваги, и гневно обличает тех, кто остается слеп и глух к запросам жизни:

“Я вижу: ваши девы слепы,

У юношей безогнен взор,

Назад! Во мглу! В глухие склепы!

Вам нужен бич, а не топор”!

Блок не щадит и самого себя-за то, что ему не хватает отваги, за то, что, искренне скорбя о нищих и бедных, он и хочет и не смеет «убить»:

“ Отомстить малодушным, кто жил без огня,

Кто так унижал мой народ и меня!

Кто запер свободных и сильных в тюрьму,

Кто долго не верил огню моему.

Кто хочет за деньги лишить меня дня,

Собачью покорность купить у меня…”

Обращение поэта к теме родины, её исторического пути, её грядущей судьбы было связано для него с переживанием подъёма и поражения первой русской революции. В июле 1905 года было написано прекрасное стихотворение «Осенняя воля», в котором уже зазвучал основной тон всей патриотической лирики Блока:

“Приюти ты в далях необъятных,

Как и жить и плакать без тебя”! -

Восклицал он, обращаясь к России. Он говорил о родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, со щемящей болью и светлой надеждой.

Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, серые избы, костры на лугах, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, пламенные хороводы и лихие гармоники, фабричные трубы и гудки, заводы и города.… Такова блоковская Россия.(1,5-19)

Критика произведений другими поэтами.

МЛ. Волошин: «Поэма “Двенадцать” является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя ни самому себе, ни своим приёмам, ни формам, Блок написал глубоко реальную и - что удивительно - лирически-объективную вещь. Говорят, что Блок - большевик, что он дружен с большевистскими заправилами, но не думаю, чтобы он мог быть большевиком по программе, по существу, потому что какое дело такому поэту, как Блок, до остервенелой борьбы двух таких далёких ему человеческих классов...».(3,1)

В.В. Маяковский: «Творчество Александра Блока - целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого.

Славнейший мастер-символист Блок оказал огромное влияние на всю современную поэзию. Блок честно и восторженно подошёл к нашей великой революции, но тонким, изящным словам символиста не под силу было выдержать и поднять её тяжёлые реальнейшие, грубейшие образы. В своей знаменитой, переведённой на многие языки поэме “Двенадцать” Блок надорвался».(3,1)

Е.Г. Эткинд: «Сквозь контрастность просвечивает призрачность незнакомки. Это не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе.

Это стихотворение - о прозе и поэзии, о противоположности и единстве враждебных и трагически родственных друг другу стихий, о преображающей силе поэтической фантазии, в каком-то высокодуховном смысле близкой преображающему влиянию вина, - но, хотя поэт и кончает стихотворение словами: “Ты, право, пьяное чудовище. / Я знаю: истина в вине”, его опьянение, его “вино” иное, чем то, которым дурманят себя “пьяницы с глазами кроликов”.(5,1) Сила этого поэтического, то есть иносказательного, вина в том, что оно сквозь мёртвую прозу пошлости позволяет видеть поэтическую сущность мира - мира единого, целостного».(3,1)

Иванов-Разумник: «...Снежная буря революции начинается с первых же строк поэмы. И с первых же строк её чёрное небо и белый снег - как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе.
“Чёрный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек...”(4,1)

Чёрный вечер, Белый снег.
Вся поэма в этом. И на этом фоне, сквозь белую снежную пелену поэт рисует чёрными чёткими штрихами картину “революционного Петербурга” конца 1917 года.
И вот на этом фоне, под нависшим чёрным небом, под падающим белым снегом - “идут двенадцать человек”... О, поэт нисколько не “поэтизирует” их! Напротив. “В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз!”»(3,1)

Г.В. Иванов: «…В “Стихах о России” - почти всё совершенно. Как же, спросят нас, ведь это не сплошь новые стихи? Куда же делись промахи и срывы, которые были в ранних стихах Блока? Да, и более всего безукоризненное мастерство поэта сказалось именно в плане книги. Выбор стихов сделан так, что мы иначе и не решаемся определить его как “провидение вкуса”.

В книге двадцать три стихотворения, и почти каждое - новый этап лирического познания России. От первых смутных и горьких откровений до заключительных строк:

“И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли”.(2,1)

Каким нам запомнился Блок?

А.А. Блок был поистине одним из самых известных поэтов Серебряного века. Интеллигентный, мудрый, душевный, таинственный, революционный и вместе с тем романтичный и нежный, он остался в памяти у миллионов, а, возможно, и большего числа людей. Его произведения могут перенести читателя и на широкие просторы русской земли, и в период революции, и даже погрузить в таинственную и загадочную атмосферу. Работая над своим докладом, я выяснила кое-что новое о Блоке. Раньше я даже подумать не могла, что такой поэт как Блок мог жить в своем придуманном мире мечтаний и фантазий. По сути это была лишь иллюзия, которой он долго и упорно жил. И все же бурные события того времени, перемены в обществе заставили «повзрослеть» поэта и дали толчок новому, совершенно другому этапу его творчества.

Важно ли молодым людям нашего времени читать произведения Блока? Я уверена, что да. Ведь читая его стихотворения, каждый сможет найти для себя какие-то заветные строки, будь то влюбленный юноша или юный мыслитель, узнать события из нашей истории, да и просто расширить свой кругозор. Хотелось бы, чтобы люди не забывали о творчестве великого поэта, а современная молодежь проявляла больше интереса к его произведениям.

Список литературы.

1.Александр Александрович Блок Стихотворения и поэмы: Учеб. пособие для старшего школьного возраста/А. Столова, Н. Ветлугина, Л. Моргунова и др. - М.: Издательство «Литература артистикэ», 1978-183с.

2. http://er3ed.qrz.ru/blok-rodina.htm

3. http://lit-helper.com/p_Tvorchestvo_A_A__Bloka_v_kritike_i_literaturovedenii

4. http://stihi-rus.ru/1/Blok/34.htm

5. http://www.loveparadise.ru/poem-111.html

Александр Блок

К моменту кризиса символизма в 1910 г. Блок был единственным из символистов, кто пользовался широкой популярностью. Александр Александрович Блок (1880, Санкт-Петербург – 1921, Петроград), представитель младшего поколения русских символистов, один из самых музыкальных и трагичных поэтов XX в., а также драматург и критик, занимает уникальное место в истории русской литературы. Поэт прошел сложный путь, характерный для художников рубежа веков. В 1902 г. он сблизился с кругом петербургских символистов во главе с Д. Мережковским и З. Гиппиус, которые в 1903 г. опубликовали его стихи в журнале «Новый путь». Своих первых почитателей Блок нашел в Москве, в кружке «Аргонавтов», дружба-вражда с А. Белым, лидером «Аргонавтов», продолжалась у Блока всю жизнь.

Прототип первого символистского цикла стихотворений, опубликованного под названием «Стихи о Прекрасной Даме» (1904), – Л. Менделеева, ставшая женой Блока. «Стихи о Прекрасной Даме» выявили влияние идей Вл. Соловьева. Прекрасная Дама – Вечная Женственность, Душа Мира, Вечная Тайна, открытие которой приведет к Истине. Долг поэта – молитвенное служение, духовное восхождение, необходимое для лицезрения Ее Красоты. В сборнике ощутимы настроения тревоги, духовного напряжения, ожидания ясного «призыва» и поиски «ответа» и «разгадки».

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

Для основных принципов структурной модели цикла существенными оказались группы образов: «Бог» и «небо»; «Ты», «Она», «Прекрасная Дама»; «природа»; «поэт», которые вовлечены в космическую жизнь и жизнь «города» . В последующем творчестве эти образы обогащаются новыми смыслами и значениями. Сквозным лейтмотивом поэзии Блока стала идея о воплощении Вечной Женственности, имеющей то божественные черты, то демонические, искаженные уродством самой жизни и психологией современника. Поэтический миф Вечной Женственности, созданный Блоком, имеет два полюса – культ Прекрасной Дамы и образы Незнакомки (стихотворение «Незнакомка» и одноименная пьеса) и Катьки (поэма «Двенадцать»). Сквозь призму Вечной Женственности поэт воспринимает и родину, ее судьбу.

Сборники стихотворений «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Ночные часы» (1911), «Стихи о России» (1915), циклы стихов «Ante Lucem», «Распутья», «Пузыри земли», «Город», «Фаина», «Заклятье огнем и мраком», «Вольные мысли» (написаны свободным стихом), «Кармен», «Родина» (1907–1916), «Ямбы» отражают сложный путь Блока от романтического дуализма и мистицизма ранней поэзии к воплощению трагических коллизий русской истории, этапы преодоления иррациональности и импрессионистичности изображения и обращения к социальной действительности, переход от личного к общезначимому. Юный Блок – ученик и последователь романтизма, самостоятельно открывший возможности символа для передачи глубин духовной жизни «внутреннего человека», зрелый Блок – оригинальный поэт со своей темой о России и Любви, поздний Блок – трагический поэт, который не только предчувствует, но и видит непоправимый разрыв «связи времен», ведущий к умалению человеческой свободы и свободы художника.

Оживленную дискуссию в среде символистов вызвала поставленная Вс. Мейерхольдом в Театре Комиссаржевской пьеса Блока «Балаганчик» (1906), направленная против иллюзионизма и лжемистицизма. Пьеса была воспринята как отступничество от заветов символизма. А. Белый даже вызывал Блока на дуэль. «Балаганчик» Блок объединил еще с двумя пьесами: «Король на площади» и «Незнакомка» (обе – 1906), создав драматическую трилогию, выявляющую суть «маскарадной эпохи» и ее «трагическую вину» в смешении «планов бытия». Именно Блок выразил противоречивый дух Серебряного века и определил его доминирующий цвет – цвет серебра. Он возникает в образах «Снежной маски» и «Фаины», в снежной вьюге поэмы «Двенадцать».

В лирических произведениях Блок развивает традицию «чистой поэзии», восходящую к В. Жуковскому, М. Лермонтову, Я. Полонскому и А. Фету. На музыкально-стиховую ритмику поэзии Блока определенное воздействие оказал городской романс. Самый пронзительный из символистов, лирик и романтик, Блок стал и самым трезвым реалистом во взгляде на современного человека:

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Свои первые три тома лирики Блок назвал «трилогией вочеловечивания». Стихотворения о чистом почитании Девы Марии, Царицы Чистой, иконы «Нечаянная радость» (одноименный сборник 1906 г.) соседствуют с воссозданием, вослед за В. Брюсовым, жизни большого города, где люди разобщены, а высокое профанируется, снижается до своей противоположности: Вечно Женственное превращается в образ Незнакомки.

Представляет интерес Блок и как комментатор своей же поэзии. В статье «Безвременье» (1906), анализируя психологию. и философию современного человека, потерявшего чувство праздника Рождества Христова и, как следствие этого, ощущение теплого очага, собственного дома, автор цитирует свои же стихи и Погружает их в неожиданный контекст.

Там, в ночной завывающей стуже,

В поле звезд отыскал я кольцо.

Вот лицо возникает из кружев,

Возникает из кружев лицо.

Вот плывут ее вьюжные трели,

Звезды светлые, шлейфом влача,

И взлетающий бубен метели,

Бубенцами призывно бренча.

С легким треском рассыпался веер,

Разверзающий звездную месть,

Но в глазах, обращенных на север,

Мне холодному – жгучая весть.

Автор пишет: «На сквозняках безлюдных улиц эти бродяги точно распяты у стен. Они встречаются глазами, и каждый мерит чужой взгляд своим и еще не видит дна, не видит, где приютилась обнищавшая душа человеческая. Только одежды взвиваются в лохмотьях снежной пыли. Кажется, эти люди, как призраки, поднимутся вместе с бурей в черную пропасть неба, точно полетят на крыльях. <…> Исчезает лицо, и опять кутается в снежное кружево, и опять возникает мечтой о бесконечной равнине. <…> Горе тому, кто заглядится в стеклянный, астральный взор. Он обречен на игру случайностей, на вечное кружение среди хлопьев, улетающих во мрак» . Позже в поэме «Двенадцать» такая же вьюга, сметающая все и всех на своем пути, будет кружить и несчастного Петьку-убийцу, одного из двенадцати, готовых разрушить последние человеческие пристанища, хранящие тепло очага: «Закрывайте етажи, / Нынче будут грабежи», – и стрелять в Христа, который движется «поступью надвьюжной» с «кровавым флагом».

С точки зрения Вечной Души и Вечно Женственного разрабатывается основная тема лирики Блока – тема России, Родины. В цикле «На поле Куликовом» поэт говорит о неразделимости собственного пути и русской истории:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Воссоздавая решающий момент русской истории – битву в 1380 г. на Куликовом поле, Блок самоотождествляет себя и русского воина:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. – Молись!

Для раскрытия пути России, который проходит под знаком ее женственной и жертвенной души, – «Какому хочешь чародею / Отдай разбойную красу…» – Блок синтезирует различные уровни бытия: конкретно-исторический, символический и метафизический. Образы «разбойной красы» и «острожной тоски» сливались у поэта с чувством и ужаса, и любви:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые

Как слезы первые любви!

Русская душа многолика и неуловима: «Грешить бесстыдно, непробудно, / Счет потерять ночам и дням, / И, с головой, от хмеля трудной, / Идти сторонкой в божий храм…». Говоря о купце, отмаливающем грехи, поэт знает, о чем мечтает его «герой»: «…И на перины пуховые / В тяжелом завалиться сне…»:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

Поэт хочет до конца пройти путь, не боясь всех испытаний, вместе с родиной:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Современникам была близка поэзия Блока и особенно его основной лейтмотив – Родина и Прекрасная Дама, в ее многочисленных ликах и даже личинах. Поэт угадал нечто глубоко спрятанное в русской душе, ее принципиальную антиномичность – свободу, переходящую в мятеж и грабеж, и возвышенную любовь, заканчивающуюся кощунством. Сам Блок в конце жизни о России сказал трагические слова:

Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью.

Свою философию творчества и символистское миропонимание Блок выразил в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910), на которую гневно обрушился Брюсов. Эта статья является образцом художественно-символистского мышления. «Символистом можно только родиться», – утверждает Блок. И поэтому правильно понять символиста может только символист. Солнце «наивного реализма» уже закатилось и «осмыслить что бы то ни стало вне символизма нельзя». Быть настоящим художником, по Блоку, «значит выдержать ветер из миров искусства, совершенно не похожих на этот мир, только страшно влияющих на него; в тех мирах нет причин и следствий, времени и пространства, плотского и бесплотного, и мирам этим нет числа» . Для Блока эти миры не иллюзия, а реальность, которой и живет художник.

Блок выделяет две стадии символизма, которые онтологически противостоят друг другу. Символисту позволено все, он совершенно свободный творец-теург, т. е. «обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие» , он вдохновляется лучезарным взором, или золотым и лазурным мечом, пронзающим все миры и достигающим сердца поэта. Это взор соловьевской «Лучезарной Подруги», имя которой дал сам «учитель» (так Блок называет Вл. Соловьева), взор Софии Премудрости Божией. Миры, пронизанные взором-мечом, окрашены для поэта в пурпурно-лиловые тона. «Золотой меч, пронизывающий пурпур лиловых миров, разгорается ослепительно – и пронзает сердце теурга». Но этой встрече мешают другие силы, «как будто кто – то, ревнуя теурга к Заревой ясности… внезапно пересекает золотую нить зацветающих чудес; лезвие лучезарного меча меркнет и перестает чувствовать в сердце». Вторая стадия символистского действа-творчества противоположна первой. Гаснет пурпур, все застилается «сине-лиловым сумраком». Этот цвет, по мнению Блока, символизирующий особое состояние сознания и души, потерявшей путеводную нить, передал в своих живописных полотнах М. Врубель. Если бы, говорит Блок, он сам имел дар живописца, то переживание этого момента он изобразил бы так: «…в лиловом сумраке необъятного мира качается огромный белый катафалк, а на нем лежит мертвая кукла с лицом, смутно напоминающим то, которое сквозило среди небесных роз» . Происходит подмена, дьявольское обольщение, живое заменяется мертвым подобием. Ужас этого состояния и составляет главный страх поэта-символиста. Волшебный, полный значений и смыслов мир превращается в балаганчик, населенный двойниками-оборотнями, жизнь становится искусством (искусственной), появляется Незнакомка – «красавица-кукла, синий призрак, земное чудо».

О Незнакомке Блок пишет так: «Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено» . Таково современное состояние символизма, художник творит «не живое, не мертвое».

По Блоку, искусство – «ноша», «искусство есть Ад». «Из мрака этого Ада выводит художник свои образы», и в этом же мраке и темноте, он, тоскуя по угасшему золотому лучу, «сходит с ума и гибнет» . Блок вспоминает об участи М. Лермонтова, Н. Гоголя, М. Врубеля, В. Комиссаржевской. Современники Блока знали и о безумии Ф. Ницше. Предельная эстетизация, по сути, апокалипсических настроений, предчувствие конца искусства и жизни были свойственны эпохе в целом (трактат об искусстве Л.Н. Толстого; судьба ушедшего «в народ» и растворившегося там поэта-символиста А.М. Добролюбова).

В сокровенных напевах музы Блок слышал «Роковую о гибели весть». Уже в 1908 г. Блок отмечал: «…в сердцах людей последних поколений залегло неотступное чувство катастрофы, вызванное чрезмерным накоплением реальнейших фактов, часть которых – дело свершившееся, другая часть – дело, имеющееся свершиться… во всех нас заложено чувство болезни, тревоги, катастрофы, разрыва» . Символисты, убежден Блок, «пережили безумие иных миров, преждевременно потребовав чуда», и наказаны за это. Поэт призывал своих собратьев по перу к подвигу мужества и послушания, трезвению духа: «Мой вывод таков: путь к подвигу, которого требует наше служение, есть – прежде всего – ученичество, самоуглубление, пристальность взгляда и духовная диета. Должно учиться вновь у мира и у того младенца, который живет еще в сожженной душе» .

Блок глубже всех символистов вскрыл главное противоречие символистского метода и способа мышления: противоборство в душе художника двух начал – божественного и демонического. Эту антиномичность знали и французские символисты. Эллис писал, что Ш. Бодлер умел прозревать во всех явлениях «два ряда отражения, отражения двух ликов, лика Мадонны и лика Сатаны» .

В поэме «Возмездие» поэт выразил свое творческое кредо и цель творчества:

Жизнь – без начала и конца.

Нас всех подстерегает случай.

Над нами – сумрак неминучий,

Иль ясность божьего лица.

Но ты, художник, твердо веруй

В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить все, что видишь ты.

Твой взгляд – да будет тверд и ясен.

Сотри случайные черты -

И ты увидишь: мир прекрасен.

В «Итальянских стихах» (1909) нашли отражение поездки в Западную Европу и любимую им Италию. Символически-романтическая драма «Роза и крест» (1913) отражает поиски Блоком синтеза надреальных и исторических смыслов в духе французского символизма и средневекового мышления с отголосками розенкрейцерства. Песня Гаэтана «Радость – страданье одно» отражает и стремление в создаваемом мифе о рыцаре включить мысль Ф. Достоевского о страдании как (необходимом моменте в достижении человеческого достоинства (и тем самым возможного счастья на земле), и осознание трагедии человека-рыцаря.

Многоцветная палитра и музыкальна ткань блоковской поэзии, насыщенная смелыми метафорами и вечными образами-символами, возвышенность романтически настроенной души, чутко улавливающей все обертоны мировой и космической жизни, сменяются трагическим гротеском и автоиронией. Цикл «Пляски смерти» – апофеоз «страшного мира», который лишь притворяется живым: «Как тяжко мертвецу среди людей / Живым и страстным притворяться!» В этот цикл вошло известное стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» о мертвенном круговращении: «Умрешь – начнешь опять сначала, / И повторится все, как встарь». Космическая жизнь лишена смысла: «Миры летят. Года летят. Пустая / Вселенная глядит в нас мраком глаз. / А ты душа, усталая, глухая, / О счастии твердишь, – который раз?».

В 1916 г. Блок был призван в армию. Служил в Белоруссии, на Полесье. Н. Гумилев об этом сказал: «Это то же самое, что есть жареные язычки соловьев». После февральской революции 1917 г. в качестве редактора поэт входил в Чрезвычайную комиссию по проверке политических преступлений царского правительства. По следам этой работы им было написано документальное исследование «Последние дни старого режима» (1919) . Октябрьский переворот воспринял как космически необходимую очищающую грозу. Драматизм его восприятия отражен в поэме «Двенадцать», произведении, которое завершает русскую классическую литературу и открывает первую страницу истории русской советской литературы.

Интерпретация поэмы «Двенадцать» включает, по крайней мере, две полярные точки зрения: по одной из них Христос освящает деяния двенадцати новых апостолов революции – красногвардейцев, идущих «державным шагом» по Петрограду, и тем самым поэма является оправданием революции. По иной интерпретации Христос, в которого двенадцать стреляют сквозь вьюгу, чтобы уничтожить все самое светлое и святое, восходит на Голгофу с кровавым флагом и символизирует путь страданий России. По этой трактовке автор поэмы «Двенадцать» разоблачает лжеценности новоявленных апостолов, выявляет антихристианскую суть революции, оправдывающую убийства и замахивающуюся на весь мир («Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем»). Символизм поэмы проявлен и на уровне ее структуры – двенадцати глав, и на уровне содержания – Петруха, убивающий Катьку из-за ревности, носит такое же имя, как и апостол Павел. Амбивалентность прочтения продиктована структурной сложностью поэмы, ее полифоничностью, предполагающей различные толкования, и личной тревогой, пронизывающей произведение. A.M. Пятигорский отметил: «Всю жизнь предчувствовавший и предвещавший революционную катастрофу Блок все ж таки несколько удивился, когда обнаружил, что убивать будут не только шлюху и «буржуя на перекрестке» из «Двенадцати», но и некоторым образом его самого» .

Свои воззрения на судьбы Европы и Азии в момент «крушения старого мира» Блок выразил в поэме «Скифы» (1918). Поэма «Возмездие» (1910–1921), в основе которой лежит биографическое начало, осталась незаконченной. Идея возмездия вызревала у Блока через углубление социальных тем (цикл «Город», 1904–1908) и осмысление страшного мира (цикл «Страшный мир», 1908–1916). В зрелой лирике Блока противопоставляется прошлое и настоящее, «прекрасный» и «страшный» миры, рай и inferno. «Страшный мир» осмысливается как аД. Подчеркивается не только небожественная, но кощунственная и богоборческая суть «здешней жизни»: «…В напевах твоих сокровенных <…> / Есть проклятье заветов священных»; «И была роковая отрада / В попираньи заветных святынь»;"«Он разучился славить бога / И песни грешные запел»; «Собираюсь бросить злобный вызов / Небесам…»; «Был он только литератор модный, / Только слов кощунственных творец». Добру рая противостоит зло, высшей Истине противопоставлена ложь inferno, или «страшного мира». Победить зло реально можно, считал Блок, только став «вочеловеченным». В «Ямбах» утверждается цель жизнетворчества:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

Е. Кузьмина-Караваева чувствовала, что Блок – «символ всей нашей жизни, даже всей России символ». Она говорила поэту: «Перед гибелью, перед смертью Россия сосредоточила на вас все свои самые страшные лучи, – и вы за нее, во имя ее, как бы образом ее сгораете» .

В литературно-критическом наследии Блока, его публицистике ставятся вопросы творчества («О реалистах», 1907; «Стихия и культура», 1909; «О современном, состоянии русского символизма», 1910; «О назначении поэта», 1921), формулируется проблема отношений народа и интеллигенции, интеллигенции и революции («Интеллигенция и революция», 1918; «Катилина», 1919). Блок первым указал на качественное изменение системы ценностей в современном мире («Крушение гуманизма», 1919). Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось глубоким кризисом и душевной депрессией поэта. Одними из последних стихов Блока были стихи, посвященные Пушкину и воспетой им свободе. В своей речи о Пушкине, произнесенной за полгода до смерти, поэт говорил: «Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю – тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем: жизнь потеряла смысл» .

Лирика Блока обладает силой гипнотического внушения, чистая тоническая метрика, образы-символы, наделенные полисемантическими обертонами, оказали значительное воздействие на последующую русскую поэзию. Блок стал символической фигурой в русской культуре первой четверти XX в. М. Цветаева вручила ему свои произведения на одном из поэтических вечеров и посвятила ему стихи. Приехав в Петербург, С. Есенин первым делом пошел к Блоку. А. Ахматова послала ему журнал со своей публикацией, в «Поэме без героя» назвала Блока «трагическим тенором эпохи». Н. Клюев пишет ему письмо с просьбой объяснить суть современной культуры. В. Маяковский ему одному подает руку в революционные дни: «Здравствуйте, Александр Блок!» И. Северянин дарит ему свою книгу с надписью «Поэт!..». Вл. Ходасевич о поэзии Блока скажет: «…в ней очень рано и очень верно расслышали, угадали, почуяли «роковую о гибели весть». Блока полюбили, не понимая по существу, в чем его трагедия, но чувствуя несомненную ее подлинность» .

Блок, пройдя через многие творческие и жизненные испытания, сохранил любовь к жизни и человеку. Он создал неповторимый художественный мир. Музыкальная основа его лирики, блоковские образы родины стали золотым достоянием Серебряного века. Предчувствия Блока, рассыпанные в дневниковых записях, сбылись самым катастрофичным образом, как и его уверенность в пророческом смысле всего происходящего.

Сочинения

Блок А. Л. Собрание сочинений: В 8 т. М.; Л., 1960–1963.

А. Блок, А. Белый: Диалог поэтов о России и революции. М, 1990.

Литература

Авраменко А. П. Блок и русские поэты XIX века. М, 1990.

Александр Блок: Новые материалы и исследования. Т. 92. М.,1980.

Громов П. Л. Блок, его предшественники и современники. Л., 1986.

Клинг О. А. Александр Блок: структура «романа в стихах». Поэма «Двенадцать». М., 1998.

Максимов Д. Поэзия и проза А. Блока. Л., 1975.

Минц З. Г. Блок и русский символизм. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Из книги Некрополь автора Ходасевич Владислав

Гумилев и Блок Блок умер 7-го, Гумилев - 27-го августа 1921 года. Но для меня они оба умерли 3 августа. Почему - я расскажу ниже.Пожалуй, трудно себе представить двух людей, более различных между собою, чем были они. Кажется, только возрастом были они не столь далеки друг от

автора

3. 13-й блок 3-аб. Наложение 13 блока библейских событий на фантомные и частично реальные европейские события 925-1053 гг н. э.3-в. Их оригинал из подлинной истории XIII-XVII веков н. э.Начиная с этого момента, а именно, с начала X века н. э., мы вступаем в частично достоверный, но пока

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

А был ли прав Александр Блок? "Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,- С раскосыми и жадными очами!" Александр

Из книги От Ленина до Андропова. История СССР в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Александр Блок Вопрос 10.1Какие люди требуются для управления Россией?Блок об этом писал в мае 1917 года в своем дневнике. Три качества.Вопрос 10.2В дневниковой записи Блока от 1917 года мы встречаем следующие слова: «кто спускается, тот проваливается».Объясните, пожалуйста, их

Был ли «Черный блок»? С осени 1915 года, начав «новый курс», царь обрушился на министров, осмелившихся иметь свое мнение. Из восьми министров, подписавших августовское письмо, были уволены двое, вскоре та же судьба настигла остальных шесть. Вот и представляется случай

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Основание Пушкинского Дома, 1905 год Александр Блок, Николай Измайлов Впрочем, 1905 год памятен России не только Кровавым воскресеньем и разгромом флота в Цусимском проливе; в этом же году в Петербурге был основан Институт русской литературы (ИРЛИ), более известный как

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Знаменитые писатели автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Александр Александрович Блок (16.11.1880 – 07.08.1921) Русский поэт.Книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная Радость», «Снежная маска», «Земля в снегу», «Ночные часы», «Стихи о России», «За гранью прошлых лет», «Седое утро»; циклы стихов «Распутья», «Пузыри земли»,

Из книги Тайны смертей русских поэтов автора Куропаткина Марина Владимировна

Александр Александрович Блок. Опустошенное сердце Серебряный век в руcской литературе – особенный период. Он отмечен творчеством таких замечательных поэтов, как Валерий Брюсов, Андрей Белый и, конечно, Александр Блок. Удивительно талантливый и многогранный литератор,

Из книги История русской литературы ХХ в. Поэзия Серебряного века: учебное пособие автора Кузьмина Светлана

Александр Блок К моменту кризиса символизма в 1910 г. Блок был единственным из символистов, кто пользовался широкой популярностью. Александр Александрович Блок (1880, Санкт-Петербург – 1921, Петроград), представитель младшего поколения русских символистов, один из самых

Из книги Хлыст [Секты, литература и революция] автора Эткинд Александр Маркович