Щербатов михаил михайлович история российская. Биография. О чем надо знать

Преобразования царя-новатора шли с невиданным размахом: стремительно развивалась промышленность (особенно – металлургия), военное и морское дело; наука, дипломатия. Россия укрепляла свои позиции «на всех рубежах и фронтах», переходя от старозаветного застоя к положению мощной державы, с которой отныне все в мире вынуждены будут считаться всерьез.

Все это требовало огромного притока молодых, энергичных и образованных людей. Но этих людей – людей новой формации – еще надо было обучить. Старые системы образования и воспитания для таких масштабных задач совершенно не годились, и потому нужно было придумывать новые схемы.

Это поразительно, но Петру Великому в очень сжатые сроки удалось найти и «мобилизовать» целую плеяду блестящих педагогов и наставников с такими же незашоренными взглядами, как и у него самого. Эти новаторы, по сути, и стали основателями современной педагогики.

Семь педагогических фактов, которые потрясли Россию

Факт 1 . В стране впервые появилась периодическая пресса, в частности – вышла в свет первая газета «Ведомости», был налажен достаточно массовый для тех лет выпуск светской оригинальной и переводной литературы. Для того чтобы печатное слово стало доступно всем желающим, был введен гражданский алфавит.

И, пожалуй, самое главное и неслыханное – контроль над образованием переходит от церкви к государству. Это касается даже созданных впоследствии архиерейских школ, где обучались служители церкви.

Факт 2. В 1698 году государство открывает первую «русскую» или гарнизонную школу в Преображенском полку. Отныне дети самых простых солдат и матросов получают возможность научиться грамоте, счету, артиллерийскому делу. С 1721 года такие школы были созданы в каждом полку. То есть, по сути, каждый ребенок «низшего сословия» получал неплохие стартовые возможности. Школы назывались «русскими» потому, что преподавание там велось на русском языке.

Факт 3. В 1701 в Москве открылась артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Руководил ею математик и астроном Яков Брюс. Школа делилась на две ступени: в нижней обучались письму, чтению и счету, а в верхней изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, черчение, фортификацию и артиллерию.

По сути это было первое реальное училище в Европе, причем – государственное и бесплатное, в котором ежегодно обучалось до 500 человек. Таких училищ в России затем было создано еще немало. Для сравнения: открытое в 1708 году в Галле (Германия) подобное заведение было частным и имело всего 12 слушателей.

Факт 4.
В 1707 в Москве открыта Хирургическая школа при военном госпитале. Там впервые за всю историю Руси начали выпускать дипломированных врачей. В курс дисциплин входили: анатомия, хирургия, фармакология, латынь и рисование. Обучение велось преимущественно на латыни, а теоретическая подготовка сочеталась с практикой в госпитале.

Трудно переоценить это событие для страны, где до того население было начисто лишено квалифицированной медицинской помощи. Кстати, сначала будущих врачей обучали иностранцы, но очень скоро им на смену пришли «отечественные кадры».

Факт 5. В начале XVIII века открываются первые государственные общеобразовательные школы. В 1714 году по всей империи рассылается указ об открытии «цифирных училищ», задача которых – подготовка квалифицированного персонала для государственной и военной службы. Дети всех сословий (за исключением крепостных) проходили там грамоту, письмо и арифметику, а также начала точных наук.

В 1718 году подобных училищ было уже 42. Неплохой прогресс для страны, в которой еще недавно о светских школах никто и не слыхал… Правда, зачисление в «цифирки» нередко шло в добровольно-принудительном порядке: нужное количество желающих постигать книжную премудрость набиралось не всегда.

Факт 6. В 20-х годах XVIII века создается прообраз современных профтехучилищ. В 1721 году на Урале открывается первая горнозаводская школа под руководством ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева. Сюда принимали и детей обедневших дворян, и люд попроще.

Юноши, уже работающие на заводе или в шахте, могли при желании приобрести хорошую рабочую специальность и стать мастерами, а еще они получали приличную общеобразовательную подготовку. Позже подобные школы были открыты при всех уральских государственных заводах.

Факт 7. Для жизнеспособности системы образования Петром I было сделано еще немало нужного и актуального для своего времени: проведена реформа духовного обучения, открыты школы для подготовки канцелярских служащих, кадетские корпуса для дворянских детей, широко распространились иностранные пансионы и т.д.

Это важно. Конечно, жизнь в России никогда не была легкой и безоблачной для всех, но благодаря усилиям царя-реформатора и его единомышленников дети всех сословий, кроме крепостных, получали реальную возможность обеспечить себе лучшее будущее, чем у своих родителей. Для этого требовались лишь способности и желание учиться. При этом в вопросах образования Петр I был так же крут нравом и нетерпим, как и во многих других.

Яркий пример тому – Школа математических и навигационных наук в Москве. Будущих моряков, инженеров и артиллеристов не только учили бесплатно, но и выплачивали им «кормовые» деньги, то есть стипендию, однако за прогулы грозил немалый штраф, а за побег – и вовсе смертная казнь.

«Птенцы гнезда Петрова» в образовании

Те люди, которые создавали новую педагогику России, имели взгляды, очень схожие с идеями французского Просвещения: они задумывались о воспитании и обучении свободного и счастливого гражданина своего Отечества, который служит стране и народу, благодаря своему осознанному выбору. Каждый из таких педагогов привнес в систему образования свои ноу-хау.

Так, Иван Тихонович Посошков (1652-1726), автор педагогических сочинений «Завещание отеческое сыну» и «Книги о скудости и богатстве», стремился объединить идеи современной государственной школы и духовные ценности древнерусского воспитания.

Он же создал весьма смелый для своего времени проект об открытии общедоступных школ для крестьянства. Талантливый мыслитель-самоучка был уверен, что просветить русский народ невозможно без всеобщей грамотности, и настаивал на создании системы доступных каждому общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Другой соратник Петра – Леонид Филиппович Магницкий (1669-1739) – произвел настоящую революцию в точных науках. В 1703 году он написал самый популярный в России учебник «Арифметики», и постоянно разрабатывал свои собственные оригинальные методики обучения. Именно благодаря Магницкому математика в русских школах изучалась последовательно – от простого к сложному, причем теория тесно увязывалась с практикой, а математические расчеты – с профессиональной подготовкой.

Кроме того, именно Магницкий предложил широко использовать в процессе обучения наглядные средства (макеты, таблицы, схемы и т.д.). Известный математик и теоретик был еще и практикующим педагогом – долгое время он преподавал в Школе математических и навигационных наук в Москве.

Глава «ученой дружины» Петра I, Феофан Прокопович (1681-1736), был известным церковным деятелем, что совершенно не помешало ему стать активным проводником петровских реформ вообще и светского образования в частности.


Феофан Прокопович

Он написал «Букварь» для школ, и другие остро необходимые учебные пособия, настаивал на научном характере обучения и расширении числа предметов, сделал многое для того, чтобы библиотеки в учебных заведениях стали обязательными, и содействовал широкому распространению школьных театров. Также Феофан Прокопович был видным благотворителем: на свои средства он открыл частную школ для сирот и бедных детей.

Василий Никитич Татищев (1686-1750) – ученый, педагог и государственный деятель, был смелым реформатором. Он делил науки на нужные (домоводстве мораль, религия), полезные (письмо, языки, верховая езда) и вредные (ворожба, чернокнижие и т.д.).

Кроме того, именно Татищев способствовал становлению в России истории как науки, став автором многотомной «Истории Российской» и других трудов. Как и другие реформаторы «петровского призыва», он был человеком очень многосторонним: именно по инициативе Татищева в 1721 г. была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть профессиональных учебных заведений.

В «ученую дружину» Петра Великого входило еще немало одаренных и ярких людей, благодаря инициативе которых стала возможна реализация самой смелой мечты царя-реформатора на ниве образования: в 1724 году в Петербурге была открыта Академия наук, благодаря которой российская наука и педагогика вышли на качественно новый уровень.


Здание Петербургской академии наук

Деятельность Академии тесно связанна с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), «Петром I от науки», который с честью поддержал высокие стандарты, заданные преобразователем России. О том, что сделал Ломоносов и его соратники для дальнейшего развития педагогики, об их взаимодействии с властями, о реформах Екатерины II и об открытии Московского Университета, мы расскажем в следующий раз.

22 июля с.г. исполняется 272 года со дня рождения одного из основоположников русского консерватизма, известного государственного деятеля, историка, публициста и философа Михаила Михаиловича ЩЕРБАТОВА

Щербатов Михаил Михайлович (22 июля 1733, Москва - 12 декабря 1790, Москва) - видный государственный деятель, историк, публицист и философ, принадлежал к числу наиболее заметных представителей зарождавшегося русского консерватизма второй половины XVIII века.

Наиболее известными его трудами были: многотомная "История Российская от древнейших времен", "О повреждении нравов в России", "Путешествие в землю Офирскую", "О Турецкой войне", "Краткая повесть о бывших в России самозванцах" и др. М.М. Щербатов получил хорошее домашнее образование, знал историю, философию, литературу, медицину; собрал к концу жизни библиотеку, насчитывавшую 15 000 томов. Как и все образованные люди того времени, он знал французский язык, но помимо этого, также овладел немецким, итальянским и другими языками. С 1767 года до конца жизни Щербатов находился на государственной службе. Был депутатом Уложенной комиссии от Ярославского дворянства (1767), членом Частной комиссии о среднем роде людей, камер-юнкером; членом Комиссии о коммерции (1770), камергером (1773); президентом Камер-коллегии, сенатором (1779).

В 1768 году он получил должность историографа и был назначен герольдмейстером Сената. В качестве политического идеала для Щербатова выступала английская ограниченная монархия с идеей разделения властей. Определенный аналог этому идеалу он находил в допетровской Руси, когда, по его мнению, самодержавие ограничивалось в пользу такого аристократического органа, как Боярская дума. Оценка личности Петра I в трудах Щербатова была неоднозначна. В очерке "Рассмотрение о пороках и самовластии Петра Великого" (1782) он не соглашался с "хулителями великого монарха", считавшими, что сделанное Петром можно было сделать с меньшими потерями и более гуманными средствами, хотя и за больший срок. По мнению Щербатова, без "иностранных заимствований и самовластия Петра" для просвещения России понадобилось бы гораздо больше времени, а внешнеполитические противники, между тем, могли бы завоевать страну. К тому же личные пороки, грубость и жестокость самодержца были обусловлены жестокостью времени. Петра "нужда заставила быть деспотом". В работе "О повреждении нравов в России" Щербатов критиковал массовые злоупотребления, допускаемые властями: взяточничество, казнокрадство, угодничество. Критике подверглись и методы Петра I, который выдвигал "людей незнатных", что привело к государственному кризису. Щербатов пытался показать и положительные, и отрицательные стороны петровской модернизации. Он писал о переменах, которые произвели в России реформы Петра I, обращая при этом внимание не только на перемены в политической или военной областях, но и в области культуры, отмечая, что, благодаря европеизации, "мы подлинно в людскости и в некоторых других вещах, можно сказать, удивительные имели успехи и исполинскими шагами шествовали к поправлению нашей внешности".

После воцарения Екатерины II Щербатов принимал участие в работе Уложенной комиссии 1767-1771 гг. Он высказывался за отмену положения Табели о рангах и за расширение прав российского дворянства. Однако он отнюдь не был чисто "дворянским" идеологом, заботившимся, как склонны думать некоторые советские исследователи, только о своих "узкосословных интересах". В отношении приписных крестьян, принадлежащих купцам и работающих у них на фабриках, он полагал необходимым, переписав, оставить на своих местах, но больше покупать не разрешать. Что касается тех крестьян, которые числились при фабриках, то он предлагал "мало помалу стараться их и вольными сделать, давая вольность в награду за добрые нравы и за лучшее знание искусства". Щербатов выступал за сохранение крепостного права, мотивируя это тем, что крестьяне, будучи необразованными, не смогут распорядиться предоставленной им свободой. Щербатов полагал, что проблемы, связанные с крепостничеством могут быть решены, но не путем его уничтожения, а благодаря изменению отношения к крестьянам со стороны помещиков.

Незадолго до смерти Щербатов создает работы, в которых отражены его взгляды на государственное устройство: "Разные рассуждения о правлении" и "Размышления о законодательстве вообще". Он выделяет четыре формы правления: монархическую, деспотическую (или самовластную), аристократическую и демократическую. Считая монархический способ правления наиболее приемлемым, Щербатов замечает, что идеальный монарх - тот, который "почитая себя отцом народа, не старается, отвергая законы, ввести самовластие, не разделяет свои интересы с интересами государства, знает великое искусство избирать себе в советники таковых людей, которые сопрягают усердие к их государю с любовию к отечеству и законам". Однако большинство правителей, будучи подверженными различным "страстям", не могут отвечать данной характеристике. Аристократическое же правление не приемлемо для России. Неумение или нежелание людей подавлять в себе чрезмерное честолюбие и себялюбие, а также жажда власти "порождает происки, партии, ненависти и другие злы, иже суть не отделены от сих страстей". Демократическое правление "снедает свои недры, разделяяся на разныя партии, которыя разные смутныя поджигают, яко корабль на волнующемся море - хотя часто искусством кормщика от потопления избегает, но чаще еще и погибает иногда и у самой пристани". Отвергая самовластный способ правления, Щербатов писал, что это "есть мучительство, в котором нет иных законов и иных правил, окромя безумных своенравий деспота (самовладетеля)". Изложенные во второй работе взгляды на российское законодательство, явились результатом практической работы Щербатова в различных государственных учреждениях. Поскольку создание новых законов требует досконального изучения предмета, то, считает Щербатов, наилучший способ есть, "чтоб законы сочинялись немногими честными людьми, разумными, исполненными сведения, трудолюбивыми и искусившимися в делах". Сравнивая законы при различных формах правления, Щербатов подчеркивает преимущество монархии, которая, "имея свои основательные законы и сохраняя все установленные,... хранит жизнь, честь, имение и спокойствие своих граждан".

Идеи о государственном устройстве получили развитие в созданной Щербатовым утопии "Путешествие в землю Офирскую г-на С... шведского дворянина". Офирское государство является монархическим. В его основе лежат "непременные законы", опирающиеся на нравственные устои. Гражданин этого государства "чтит, во-первых, добродетель, а потом - закон, а после - царя и вельмож". Все люди государства делятся на "естественных" и "гражданских". Помимо естественных свобод, человек обладает определенными обязанностями по отношению к обществу. Народ в Офире должен чтить и выполнять законы; отношения внутри общества строятся на принципах уважения друг к другу и, прежде всего, к монарху. При этом нужно помнить и о собственном достоинстве: "Почитай и люби своего государя, но чтобы почтение и любовь твоя к нему состояли не в тщетном раболепстве и не в надежде получить от него награждение, но в благе, которое ты от него всему обществу ожидаешь". Общество разделено на несколько иерархических сословий, а жизнь каждого гражданина регламентирована. На вершине этой пирамиды находится царь, который среди остальных дворян является только "первым среди равных". Далее - средние помещики и купечество. Самый низший класс составляли крестьяне. Хотя они и не свободны, законодательство утопического государства предписывает обращаться с ними по-человечески: "Не будь жесток к рабам твоим; служащих тебе не оставь без довольнаго пропитания и одежды; живущих на твоих землях не отяготи излишними податьми и работою, и не оскорби их жестокими наказаниями...".

Наследие Щербатова в наши дни все больше привлекает внимание отечественных и зарубежных исследователей русской консервативной мысли, которые посвящают ему книги и статьи, а его государственная деятельность недавно стала темой первого специального диссертационного исследования.

Сочинения:

О повреждении нравов в России князя М. Щербатова и Путешествие А. Радищева. Факсимильное издание. М., 1984.

Щербатов М.М., о нем

1. Брикнер А.Г. Князь М.М.Щербатов как член Большой комиссии // Исторический вестник. 1881. N 9;

2. Пыпин А.Н. Полузабытый писатель XVIII века // Вестник Европы. 1896. N 11;

3. Федосов И.А. Из истории русской общественной мысли XVIII столетия. М.М. Щербатов. М., 1967;

4. Артемьева Т.В. Михаил Щербатов. СПб., 1994;

5. Шанский Д.Н. Что должно историку: М.М. Щербатов и И.Н. Болтин // Историки России. XVIII - начало ХХ века. М., 1996;

6. Мусихин Г.И. Традиционализм и реформы: сравнительный анализ взглядов М. Щербатова и Ю. МЈзера// Исследования по консерватизму. Реформы: политические, социально-экономические и право. Материалы международной научной конференции. Пермь, 1997. Вып. 4;

7. Гаврилова Л.М. Русская историческая мысль и медальерное искусство в эпоху Екатерины II. СПб., 2000;

8. Артемьева Т.В. Новая Атлантида Михаила Щербатова // Вопросы философии. 2000. N 10;

9. Дмитриева И.А., Щербатов Михаил Михайлович // Историки России. Биографии. М., РОССПЭН, 2001;

10. Калинина С.Г. Проблемы реконструкции биографии князя М.М. Щербатова // Архив русской истории. 2002. Вып. 7;

11. Польской С.В. Филопатрис и Фенелон (к вопросу об истоках политических взглядов князя М.М. Щербатова) // Эволюция консерватизма: европейская традиция и русский опыт: Материалы международной научной конференции. Самара, 26-29 апреля 2002 года. Самара, 2002;

12. Калинина С.Г. Разработка М.М. Щербатовым проекта училища для купечества // Города Европейской России конца XV - первой половины XIX века. Материалы международной научно-практической конференции 25-28 апреля 2002 года. Тверь-Кашин-Калязин. Тверь, 2002;

13. Калинина С.Г. Неизданные документы о работе М.М. Щербатова в Герольдмейстерской контрое // Генеалогия на русском севере: история и современность. Сборник статей международной научной конференции, посвященной 5-летию Архангельской региональной общественной организации "Северное историко-родословное общество". Архангельск. 15-18 сентября 2003 года. Архангельск. 2003.

14. Калинина С.Г. Государственная деятельность М.М. Щербатова: идеи и практика. 1767 - 1790 гг. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2004.

http://www.pravaya.ru/ludi/450/4148

Служба

Щербатов как историк

Щербатов был историком и публицистом, экономистом и политиком, философом и моралистом, человеком поистине энциклопедических познаний. В «Истории Российской от древнейших времён» (доведена до ) подчеркивал роль феодальной аристократии, сводя исторический прогресс к уровню знаний, наук и разума отдельных личностей. В то же время труд Щербатова насыщен большим количеством актовых, летописных и др. источников. Щербатовым были найдены и опубликованы некоторые ценные памятники, в том числе «Царственная книга», «Летопись о многих мятежах», «Журнал Петра Великого» и др. По мнению С. М. Соловьева , недостатки трудов Щербатова были результатом того, что «он стал изучать русскую историю, когда начал писать её», а писать её он очень торопился. До самой своей смерти Щербатов продолжал интересоваться политическими, философскими и экономическими вопросами, излагая свои взгляды в ряде статей.

Русской историей стал заниматься под влиянием Миллера , о чём он сам говорит в предисловии к I т. «Истории российской». На основании 12-ти списков, взятых из разных монастырей, и 7-и собственных, не имея никакой предварительной подготовки, он взялся за составление истории. Тогда же начинается усиленная издательская деятельность Щербатова. Он печатает: в г., по списку патриаршей библиотеки, «Царственную книгу»; в г., по повелению Екатерины II - «Историю свейской войны», собственноручно исправленную Петром Великим; в г. - «Летопись о многих мятежах»; в г. - «Царственный летописец ». Собственная его история несколько замедлилась вследствие необходимости к летописным источникам присоединить и архивные, до него никем, кроме Миллера, не тронутые. В г. он получил разрешение пользоваться документами московского архива иностранной коллегии, где хранились духовные и договорные грамоты князей с середины XIII в. и памятники дипломатических сношений с последней четверти XV в.

Щербатову ещё при жизни приходилось защищать свой труд от общих нападок, особенно против Болтина . В г. он напечатал «Письмо к одному приятелю, в оправдание на некоторые скрытые и явные охуления, учиненные его истории от г. ген.-майора Болтина», что вызвало ответ Болтина и отповедь, в свою очередь, Щербатова, напечатанную уже после его смерти, в г. Болтин указывал на ряд ошибок Щербатова: 1) в чтении летописи, вроде превращения «стяга» в «стог», «идти по нем» в «идти на помощь» и т. д. и 2) на полное незнакомство Щербатова с исторической этнографией и географией. Действительно, его история очень страдает в этом отношении. Щербатов не сумел ориентироваться в древней этнографии, а ограничился пересказом известий по французским источникам да и то «толь смутно и беспорядочно, - по его собственному заявлению, - что из сего никакого следствия истории сочинить невозможно». Но дело в том, что этот вопрос был наиболее тёмным, и только Шлецеру удалось внести туда некоторый свет.

В обработке летописи Щербатов, несмотря на всю массу промахов, в которых его упрекали, сделал шаг вперёд сравнительно с Татищевым в двух отношениях. Во-первых, ввел в учёное пользование новые и очень важные списки, как синодальный список Новгородской летописи (XIII и XIV вв.), Воскресенский свод и др. Во-вторых, он первый правильно обращался с летописями, не сливая показания разных списков в сводный текст и различая свой текст от текста источников, на которые он делал точные ссылки, хотя, как замечает Бестужев-Рюмин, его способ цитировать по № отнимает возможность проверки. Как и остальные наши историки XVIII в., Щербатов ещё не различает вполне источника от его учёной обработки и потому предпочитает, например, Синопсис - летописи. Не по силам ещё Щербатова выбор данных; послушно следуя за источниками, он загромождает свой труд мелочами. Много добра русской истории Щербатов принёс обработкой и изданием актов. Благодаря его истории и «Вивлиофике» Новикова наука овладела первостепенной важности источниками, как духовными, договорными грамотами князей, памятниками дипломатических сношений и статейными списками посольств; произошла, так сказать, эмансипация истории от летописей, и указана была возможность изучения более позднего периода истории, где показания летописи оскудевают или совсем прекращаются. Наконец, Миллер и Щербатов издали, а частью приготовили к изданию много архивного материала, особенно времён Петра Великого. Полученный из летописей и актов материал Щ. связывает прагматически, но его прагматизм особого рода - рационалистический или рационалистически-индивидуалистический: творцом истории является личность. Ход событий объясняется воздействием героя на волю массы или отдельного лица, причём герой руководствуется своекорыстными побуждениями своей натуры, одинаковыми для всех людей в разные эпохи, а масса подчиняется ему по глупости или по суеверию и т. п. Так, например, Щербатов не пытается отбросить летописный рассказ о сватовстве византийского императора (уже женатого) - на 70-летней Ольге, но даёт ему своё объяснение: император хотел жениться на Ольге с целью заключить союз с Россией. Покорение Руси монголами он объясняет чрезмерной набожностью русских, убившей прежний воинственный дух. Согласно со своим рационализмом Щ. не признает в истории возможности чудесного и относится холодно к религии. По взгляду на характер начала русской истории и на общий ход её. Щербатов стоит ближе всего к Шлецеру. Цель составления своей истории он видит в лучшем знакомстве с современной ему Россией, то есть смотрит на историю с практической точки зрения, хотя в другом месте, основываясь на Юме, доходит до современного взгляда на историю как науку, стремящуюся открыть законы, управляющие жизнью человечества. У современников история Щербатова не пользовалась успехом: её считали неинтересной и неверной, а самого Щербатова -лишённым исторического дарования (имп. Екатерина II).

Щербатов как публицист

В 70-х гг. Щербатов написал ряд публицистических статей и заметок, а в конце 80-х гг. сочинение «О повреждении нравов в России», где резко критиковал политику правительства и нравы придворной среды. В написал утопический роман «Путешествие в землю Офирскую», в котором изложил свой идеал государства, полицейского по сути, опирающегося на дворянство, процветающего за счёт труда подневольных рабов.

Щербатов интересен, главным образом, как убежденный защитник дворянства. Его политические и социальные взгляды недалеко ушли от той эпохи. Из его многочисленных статей - «Разговор о бессмертии души», «Рассмотрение о жизни человеческой», «О выгодах недостатка» и др. - особый интерес представляет его утопия - «Путешествие в землю Офирскую г. С., швецкого дворянина» (не закончено). Идеальное Офирское государство управляется государем, власть которого ограничена высшим дворянством. Остальные классы, даже рядовое дворянство, доступа к высшей власти не имеют. Необходимости для каждого гражданина принимать участие в правлении, обеспечения личной свободы Щербатов не знает. Первым сословием является дворянство, вступление в которое запрещено. Оно одно обладает правом владеть населёнными землями; рекомендуется даже (в статье по поводу голода в 1787 году) всю землю отдать дворянам.

Военную службу он рекомендует организовать по типу военных поселений , что позднее было сделано в России и потерпело полное фиаско. Рассудочность века наложила сильную печать на него. Особенно характерны взгляды его на религию офицеров: религия, как и образование, должна быть строго утилитарной, служить охранению порядка, тишины и спокойствия, почему священнослужителями являются чины полиции. Другими словами, Щербатов не признает христианской религии любви, хотя это не мешает ему в статье «О повреждении нравов в России» нападать на рационалистическую философию и на Екатерину II как на представительницу её в России. До чего сам Щербатов проникся, однако, рационализмом, видно из его мнения, что можно в очень короткий срок пересоздать государство и установить на целые тысячелетия незыблемый порядок, в котором нужны будут только некоторые поправки.

См. также

Примечания

Литература

  • Иконников В. С. , «Опыт русской историографии»
  • Иконников В. С. , «Ответ генерал-маиора Болтина на письмо кн. Щербатова». - СПб., 1789.
  • Соловьев С. М., «Критика примечания на Историю Щербатова». - СПб., 1793-1794.
  • Соловьев С. М., «Архив» (т. II, пол. 2)
  • Соловьев С. М., «Современное состояние русской истории как науки» // Московское обозрение. - 1859. - № 1.
  • Бестужев-Рюмин, «Русская история», т. I. - СПб., 1872.
  • Мякотин В. А. Дворянский публицист Екатерининской эпохи // «Русское богатство». - 1898.
  • Чечулин Н. Д. Русский социальный роман XVIII в.
  • Федосов И. А. Из истории русской общественной мысли XVIII столетия: М. М. Щербатов. - М., 1967.
  • Артемьева Т. В. Михаил Щербатов . - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1994. - 92 с. - (Мыслители России). - ISBN 5-288-01163-X
  • Милюков П. Н. Главные течения русской исторической мысли / П. Милюков; Гос. публ. ист. б-ка России . - М .: ГПИБ, 2006. - 400 с. - 500 экз. - ISBN 5-85209-166-9 (в пер.) (1-е изд. - М., 1898)

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Щербатов М. М. Письмо к вельможам правителям государства, соч. сенатора кн. М. М. Щербатова // Русская старина. - 1872. - Т. 5. - № 1. - С. 1-15.
  • Бугров Д. В. «Надежда» в Антарктиде: загадки офирской утопии князя М. М. Щербатова // Известия Уральского государственного университета. - 2006. - № 47. - С. 275-291.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 22 июля
  • Родившиеся в 1733 году
  • Умершие 12 декабря
  • Умершие в 1790 году
  • Историки России
  • Философы России
  • Русские генеалоги
  • Писатели-фантасты Российской империи
  • Члены Академии Российской
  • Почётные члены Санкт-Петербургской академии наук
  • Щербатовы
  • Персоналии:Ярославская область
  • Депутаты Уложенной комиссии
  • Мемуаристы Российской империи
  • Писатели-фантасты России

Wikimedia Foundation . 2010 .