Русские дворяне сегодня. Советские актеры - потомки дворянских родов (13 фото). Из истории вопроса

У нас все столповые дворянские роды от варягов и прочих пришельцев. М. Погодин.
«Наше Дворянство, не Феодального происхождения, а собравшееся в позднейшее время с разных сторон, как бы для того, чтоб пополнить недостаточное число первых Варяжских пришельцев, из Орды, из Крыма, из Пруссии, из Италии, из Литвы…» Историко-критические отрывки М. Погодина. Москва, 1846, с. 9

До того, как попасть в дворянские списки, господа России принадлежали к сословию боярства. Считают, что не менее трети боярских родов произошло от выходцев из Польши и Литвы. Впрочем, указания на происхождение того или иного дворянского рода порой граничат с фальсификацией.

В середине XVII века имелось примерно 40 тысяч служилых людей, в том числе 2-3 тысячи занесенных в московские родословные книги. Было 30 боярских родов, имевших исключительные права на высшие посты, в том числе на членство в царском совете, высшие административные места в основных приказах и важные дипломатические назначения.

Раздоры меж боярских родов, мешали управлять государством. Поэтому необходимо было создание рядом с древней кастой другого, более покорного и менее строптивого служилого класса.
Бояре и дворяне. Основное различие - у бояр имелись собственные вотчины, а у дворян - нет.

Дворянин должен был жить в своем поместье, вести хозяйство и ждать, когда царь призовет на войну или ко двору. Бояре и дети боярские могли являться на службу по своему усмотрению. А вот дворяне обязательно должны были служить царю.

Юридически поместье было царской собственностью. Вотчину можно было передавать по наследству, делить между наследниками, продавать, а поместье - нет. В XVI веке происходит уравнение в правах дворян и детей боярских. В течение XVI-XVII вв. положение дворян приблизилось к положению бояр, в XVIII веке обе этих группы слились, и аристократией России стало дворянство.

Тем не менее, в Российской империи имелись две разных категории дворян.
Столбовые дворяне - так именовались в России потомственные дворяне знатных родов, занесенные в столбцы - родословные книги до царствования Романовых в 16-17 вв., в отличие от дворян более позднего происхождения.

В 1723 г. в состав русского дворянства вошло финляндское «рыцарство».
Присоединение Прибалтийских провинций сопровождалось (с 1710 г.) оформлением остзейского дворянства.

Указом 1783 г. права российских дворян были распространены на шляхетство трёх украинских губерний, в 1784 - на князей и мурз татарского происхождения. В последней четверти 18 в. началось оформление донского дворянства, в начале 19 в. оформляются права бессарабского дворянства, а с 40-х гг. 19 в. - грузинского.
К середине 19 в. с русским дворянством уравнивается в личных правах и дворянство Царства Польского.

Впрочем, настоящих старинных польских дворянских родов только 877, а теперешних шляхетских родов по меньшей мере 80 тысяч. Эти фамилии, с десятками тысяч других подобных дворянских польских фамилий, получили свое начало в XVIII столетии, накануне первого раздела Польши, когда магнаты своих лакеев, конюхов, псарей и т. п. прислугу возводили в шляхетское достоинство, и таким образом образовали чуть не третью долю нынешнего дворянства Российской империи.

Сколько было дворян в России?
«В 1858 г. потомственных дворян было 609.973, личных и служащих - 276.809; в 1870 г. потомственных дворян было - 544.188, личных и служащих 316.994; дворян-землевладельцев, по официальным сведениям за 1877-1878 г., считалось в Европейской России 114.716». Брокгауз и Ефрон. Статья Дворянство.

Согласно Большой Советской энциклопедии (3 изд.), всего в Российской империи (без) Финляндии) крупной буржуазии, помещиков, высших чиновников и пр. обоего пола было: в 1897 г. - 3,0 млн. человек, в 1913 г. 4,1 млн. человек. Удельный вес социальной группы в 1897 - 2,4%, в 1913 - 2,5%. Прирост 1913 г. к 1897 г. - 36,7%. Статья СССР. Капиталистический строй.

Численность дворянства (мужского пола): в 1651 году - 39 тыс. человек, 108 тысяч в 1782 г., 4.464 тысячи человек в 1858 году, то есть за двести лет увеличилось в 110 раз, при этом численность населения страны лишь в пять раз: с 12,6 до 68 миллионов человек. Корелин А.П. Российское дворянство и его сословная организация (1861-1904 гг.). - История СССР, 1971, №4.

В XIX веке в России имелось около 250 княжеских фамилий, больше половины из них составляли грузинские князья, а 40 семей вели свою родословную от Рюрика (по легенде, в IX веке призванного «княжить на Руси») и Гедимина, великого князя литовского, правившего в XIV веке нынешней Западной Белоруссией («корнет Оболенский» принадлежал к рюриковичам, а «поручик Голицын» - к гедиминовичам).

С грузинами возникали ситуации ещё более забавные чем с поляками.

Так как в Петербурге боялись, чтобы князья опять не обратились к олигархической вольности, то стали князей считать бережно, а именно приказали каждому доказывать свое право на княжество. А стали доказывать - оказалось, что почти ни у кого из князей нет документов. Сделалась большая княжеская фабрика документов в Тифлисе, и к документам прилагались печати Ираклия, царя Теймураза и царя Бакара, очень похожие. Худо было то, что не поделились: на одни и те же владения оказалось много охотников. Тынянов Ю. Смерть Вазир-Мухтара, М., Советская Россия, 1981, с. 213.

В России графский титул введен был Петром Великим. Первый русский граф - Борис Петрович Шереметьев, возведенный в это достоинство в 1706 г. за усмирение астраханского бунта.

Баронство было самым мелким дворянским титулом в России. Большинство баронских родов - их было более 200 - было выходцами из Лифляндии.

Много старинных дворянских родов ведет начало от монгольских корней. Например, друг Герцена Огарев был потомком Огар-мурзы, выехавшего на службу к Александру Невскому от Батыя.
Знатный род Юшковых ведет родословную от ордынского хана Зеуша, перешедшему на службу к Дмитрию Ивановичу Донскому, Загоскины - от Шевкала Загоря, выехавшего из Золотой Орды в 1472 г. в Москву и получившего от Иоанна III вотчины в Новгородской области.

Хитрово - древний дворянский род, ведущий свое происхождение от выехавшего во второй половине XIV в. из Золотой Орды к великому князю рязанскому Олегу Иоанновичу Эду-Хана, по прозванию Сильно-Хитр, нареченного в крещении Андреем. Одновременно с ним выехавший брат его Салохмир-мурза принял крещение в 1371 г. под именем Иоанн и женился на сестре князя Анастасии. Он стал родоначальником Апраксиных, Вердеревских, Крюковых, Ханыковых и других. Род Гаршиных - старинный дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горшы или Гаршы, выходца из Золотой Орды при Иване III.

В. Арсеньев указывает, что Достоевские происходили от Аслан Мурзы Челебея, выехавшего в 1389 году из Золотой Орды: он был родоначальником Арсеньевых, Ждановых, Павловых, Сомовых, Ртищевых и многих других русских дворянских родов.

Бегичевы происхождение вели, естественно, от ордынца Бегича, ордынские предки имелись у дворянских семей Тухачевских, Ушаковых. Тургеневы, Мосоловы, Годуновы, Кудашевы, Аракчеевы, Кареевы (от Едигея-Карея, переехавшего в XIII веке из Орды в Рязань, крестившегося и принявшего имя Андрей), - все они имеют ордынское происхождение.

В эпоху Грозного татарская верхушка усилилась еще более.
Например, во время казанского похода (1552 г.), который в истории преподнесят как завоевание и присоединение Казанского ханства к Московскому государству, войско Иоанна Грозного включало в себя больше татар, нежели войско Едигера, правителя Казани.

Юсуповы происходили из ногайских татар. Нарышкины - от крымского татарина Нарышки. Апраксины, Ахматовы, Тенишевы, Кильдишевы, Кугушевы, Огарковы, Рахманиновы - дворянские роды из волжских татар.

Самое сердечное отношение к себе встретили молдавские бояре Матвей Кантакузин и Скарлат Стурдза, эмигрировавшие в Россию в XVIII веке. Дочь последнего была фрейлиной императрицы Елизаветы, впоследствии стала графиней Эдлинг. Графы Панины возводили родословную к итальянской семье Панини, приехавшей из Лукки еще в XIV веке. Каразины происходили из греческого рода Караджи. Чичерины свой род ведут от итальянца Чичери, в свите Софьи Палеолог приехавшего в Москву в 1472 году.

Род Корсаковых из Литвы (корсь - название балтийского племени, обитавшего в Курземе).

На примере одной из центральных губерний империи можно видеть, что роды иноземного происхождения составляли почти половину столбового губернского дворянства. Анализ родословных 87 аристократических фамилий Орловской губернии свидетельствует, что чужеземное происхождение у 41 рода (47%) - выезжие дворяне, крещенные под русскими именами, а местные корни у 53% (46) потомственных родов.

12 из выезжих орловских фамилий ведет генеалогию из Золотой Орды (Ермоловы, Мансуровы, Булгаковы, Уваровы, Нарышкины, Ханыковы, Елчины, Карташовы, Хитрово, Хрипуновы, Давыдовы, Юшковы); 10 родов выехало из Польши (Похвисневы, Телепневы, Лунины, Пашковы, Карякины, Мартыновы, Карповы, Лавровы, Вороновы, Юрасовские); 6 семей дворян из «немец» (Толстые, Орловы, Шепелевы, Григоровы, Даниловы, Челищевы); 6 - с корнями из Литвы (Зиновьевы, Соковнины, Волковы, Павловы, Масловы, Шатиловы) и 7 - из других стран, в т.ч. Франция, Пруссия, Италия, Молдавия (Абаза, Воейковы, Елагины, Офросимовы, Хвостовы, Безобразовы, Апухтины)

Историк, изучивший происхождение 915 старинных служилых родов, приводит такие данные по их национальному составу: 229 были западноевропейского (включая немецкое) происхождения, 223 - польского и литовского, 156 - татарского и другого восточного, 168 принадлежали к дому Рюрика.
Иными словами, 18,3% были потомки Рюриковичей, то есть имели варяжскую кровь; 24,3% были польского или литовского происхождения, 25% происходили из других стран Западной Европы; 17% от татар и других восточных народов; национальность 10,5% не установлена, лишь 4,6% были великороссами. (Н. Загоскин. Очерки организации и происхождения служилого сословия в допетровской Руси).

Если даже посчитать потомков Рюриковичей и лиц неизвестного происхождения за чистых великороссов, из этих выкладок все равно следует, что более двух третей царских слуг в последние десятилетия Московской эпохи было иностранного происхождения. В восемнадцатом веке пропорция иностранцев в служилом сословии возросла еще больше. - Р. Пайпс. Россия при старом режиме, с.240.

Русским наше дворянство было лишь по названию, но если кто-то решит, что в других странах ситуация была иная, тот сильно ошибётся. Польша, Прибалтика, многочисленные германские народности, Франция, Англия и Турция все управлялись пришельцами.

источник текста:

    Список дворянских родов, внесённых в Общий гербовник Российской империи Общий гербовник дворянских родов Российской империи свод гербов российских дворянских родов, учреждённый указом императора Павла I от 20 января 1797. Включает свыше… … Википедия

    Приложение к статье Общий гербовник дворянских родов Российской империи Общий гербовник дворянских родов Российской империи свод гербов российских дворянских родов, учреждённый указом императора Павла I от 20 января 1797. Включает свыше… … Википедия

    Титульная страница Алфавитного списка дворянских родов Могилёвской губернии за 1909 г. Список дворян Могилёвской г … Википедия

    - … Википедия

    Титульная страница Алфавитного списка дворянских родов Минской губернии за 1903 г. Список дворянски … Википедия

    Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи … Википедия

    Список княжеских родов Российской империи. В список включены: фамилии так называемых «природных» российских князей происходивших от прежних владетельных династий Руси (Рюриковичи) и Литвы (Гедиминовичи) и некоторые другие; фамилии,… … Википедия

    К числу более чем 300 графских родов (включая угасшие) Российской империи относятся: возведённые в графское Российской империи достоинство (к началу XX века не менее 120), возведённые в графское Царства Польского достоинство… … Википедия

В Дворянство Российской империи

Головиным, Мясоедовым, Абатуровым,
Кареевым, Кисловским, Кожиным,
Осоргиным, Пестриковым, Резановым,
Селивановым, Сипягиным, Сушковым,
Языковым и многим другим благородным
предкам моим посвящается.

Полный список дворянских родов Российской Империи (титулованное и столбовое дворянство)

Приходится видеть немало необоснованных претензий разных лиц на дворянство (при том, что оное в России не существует вот уже 100 лет), или на происхождение от того или иного дворянского рода, равно как и на дворянские титулы (некоторые из которых вообще никогда не принадлежали той или иной семье). Вот почему возникла идея данного списка, поскольку автору не удалось нигде обнаружить подобного, который был бы в достаточной степени полон и целиком логичен.

Этот список включает в себя лишь роды потомственных дворян, причём для начала будут приведены лишь титулованные роды (в том числе, роды получившие свой титул от иностранных государей и иностранные титулованные дворяне, при условии, что их титул был официально признан в России) или древние («столбовые», до 1685) роды Российской империи, то есть дворянские роды, входившие, соответственно, в V-ую и в VI-ую части родословных книг по губерниям, см. стр. Различия среди дворянства). Таким образом, данный список покрывает, вероятно, лишь около 15% дворянских родов (но по остальным информация значительно более доступна, т.к. роды, возникшие в XVIII и XIX вв. недавние, факт вхождения их в потомственное дворянство всегда прекрасно документирован и все их 2-6 поколений легко отслеживаются по дворянским родословным книгам соответствующих губерний).

Таким образом, не входят:


  • личные дворяне (которые не создавали собой рода),

  • потомственные дворяне первых четырёх частей родословных книг (получившие дворянство по пожалованию после 1685, или же за выслугу в армии или по гражданской службе, а также нетитулованные иностранцы),

  • нетитулованные дворяне Царства Польского и Великого Княжества Финляндского, которые, строго говоря, не входили в Российскую империю, а более-менее являлись относительно автономными государствами в личной унии с Россией (имеющими одного и того же монарха),

  • нетитулованные дворяне Кавказа и иных присоединённых после Петра I территорий.

Само собой, разные роды, носившие ту же фамилию, поставлены отдельно (во всяком случае, пока не будет точно установлена их связь), т.обр. видим несколько родов Бартеневых, несколько родов Головиных, несколько родов Левашовых, несколько родов Неклюдовых, и т.д. Также титулованные и нетитулованные ветви рода (или же один и тот же род, менявший титул — нпрм. графский род, становящийся княжеским) стоят отдельно, даже если не идёт речь о настоящем угасании рода. Отдельно же ставятся и две разных ветви рода, если они пользовались разными гербами.

Естественно, включены лишь титулы, официально признанные верховной властью России до 1917 г. Таким образом, пожалования титулами, произведённые претендентами на престол и самопровозглашёнными «императорами» после 1917 г., НЕ ВХОДЯТ , поскольку являются частными актами отдельных лиц, не являющихся правящими монархами (которые единственные могут присваивать какие-либо дворянские титулы).

Прим.

1. О дате возникновения (четвёртая колонка таблицы): идёт речь, в зависимости от случаев, о дате пожалования вотчины, либо о дате первого упоминания фамилии где-либо, либо о дате пожалования титула (в случае титулованных родов), либо о дате официального признания в России зарубежного титула рода.

2. Фамилии в России, в их современном смысле, стали появляться лишь в XVI в. Например, Иван Грозный (из московской ветви Рюриковичей) попросту не имел фамилии. Соответственно, в графе «фамилия» (вторая колонка таблицы) стоит иногда не собственно фамилия, а то наименование, под которым та или иная семья была известна, в качестве правящей в каком-либо уделе (например, князья Ростовские, князья Черниговские и прочие Рюриковичи).

3. Скобки стоят, когда существовало несколько вариантов написания (нпрм., графы Ржевусские или Ржевуские), то же касается дворянских предикатов «фон» (Германия) или «де»: многие роды немецкого или французского происхождения писались то так, то так, либо постепенно отказались от использования предиката (в таких случаях он стоит в скобках), либо, наоборот, постоянно использовали его (тогда он стоит без скобки). В как минимум двух случаях (графы Девиер и Фонвизины) изначальный предикат был включён собственно в ставшую русской фамилию.

4. Вопросительный знак стоит, когда какая-либо информация кажется ряду исследователей сомнительной или необоснованной.

NB! Если Вы увидели свою фамилию в этом списке , это вовсе не означает, что Вы принадлежите к данному дворянскому роду. По ряду причин, от того факта, что многие крепостные были записаны при освобождении под фамилией бывших владельцев до того факта, что одну и ту же фамилию могла носить и дворянская семья (получившая дворянство за выслугу или за какие-либо заслуги) и совершенно не связанные с ней простые однофамильцы. То же и с титулами — отдельные ветви той или иной семьи получали иногда от монарха титул и начинали собой новую, титулованную ветвь, тогда как остальные ветви оставались «просто» дворянами. Т.обр., были, к примеру, князья Путятины, графы Путятины, дворяне Путятины (и Путятины, вообще не обладавшие дворянством), и таких примеров очень много. Следовательно, без тщательных и серьёзных генеалогических поисков, основанных на документах, не приходится «автоматически» приписывать себя к той или иной известной дворянской семье, даже если Ваша фамилия — Голицын или Оболенский.

Напротив, если Вы НЕ увидели свою фамилию в этом списке , это совсем не означает, что Вы не принадлежите к какому-либо дворянскому роду — как сказано выше, подавляющая часть (более 4/5) нетитулованных российских дворянских родов возникло после 1685 и потому не входит в этот список.

Обо всех неточностях, ошибках или пропусках прошу сообщать на [email protected]!

Составитель: Лео Головин.

Сокращения

Б: боярский род, т.е. такой, в котором был хоть один боярин

БК: род включён в Бархатную Книгу (1687)

Г: род располагает гербом, но невнесённым в опубликованные части Гербовника

Гед: Гедиминовичи

ДД: род из древнего дворянства (до 1685), но не был включён в Бархатную Книгу

Р: Рюриковичи

У: угасший род (эта буква также для упрощения стоит для рода, который, например, перестал быть графским и стал княжеским, или же ещё в случае добавления новой части к фамилии, нпрм. кн. Белосельские стали при Павле I кн. Белосельскими-Белозерскими, чтобы сохранить угасший род Белозерских)

Все титулованные роды относятся к одной или нескольким из следующих 22 категорий :

Князья : УК: бывшие удельные князья (т.н. «природные князья», получившие титул как реальные правители, а не в результате пожалования почётного княжеского титула царём или императором), ПК : пожалованные князья, ИК : иностранные князья, признанные в России, либо россияне, получившие княжеский титул от иностранных государств, либо природные князья других стран, которым дозволено было пользоваться в России своим титулом, РК : российско-княжеские роды, КРИ : князья Римской Империи (Священной Римской империи германской нации), признанные в России, КП : польские княжеские фамилии, КТ : «князья татарские», т.е. произошедшие от татарских мурз, ГК : грузинские (кавказские) княжеские роды, причисленные к российскому дворянству после вхождения Грузии, Имеретии, Гурии, Карталинии, Кахетии, Мингрелии, Абхазии в состав Российской империи, признанные указом от 6 декабря 1850 (в отличие от немногочисленных российско-княжеских родов грузинского происхождения).

Графы : ПГ : пожалованные графы, РГ : российско-графские роды, ИГ : иностранные графы, признанные в России, либо россияне, получившие графский титул от иностранных государств, ГРИ : графы Римской Империи (Священной Римской империи германской нации), признанные в России, ГП : польские графские фамилии, ГФ : финские графские фамилии.

Бароны : ПБ : пожалованные бароны, РБ : российско-баронские роды, ИБ : иностранные бароны, признанные в России, либо россияне, получившие баронский титул от иностранных государств, ББ : балтийские баронские роды, внесённые в дворянские матрикулы до присоединения прибалтийского края к России, БРИ : бароны Римской Империи (Священной Римской империи германской нации), признанные в России, БП : польские баронские фамилии, БФ : финские баронские фамилии.

ИТ : герцоги, маркизы, баронеты и т.д., то есть роды, пожалованные несуществующими в России титулами и/или официально получившие соизволение на использование зарубежных титулов, не существующих в российских законах (которые признавали лишь три титула — князей, графов и баронов).

В СПИСКЕ БУДЕТ ОКОЛО 5000 РОДОВ, ПОКА ВНЕСЕНО ЛИШЬ ОКОЛО 3700, И СПИСОК ПОСЕМУ СОВЕРШЕННО НЕ ЗАКОНЧЕН!

Интервью потомка знаменитого дворянского рода Ольги Муравьевой о том, как воспитывали русского дворянина

В современном обществе заметно растет интерес к дворянской культуре, людей привлекают красивый образ жизни и манеры аристократии прошлого. Но русское дворянство - это явление намного более глубокое, чем только хорошие манеры и богатые имения. Это целая система нравственных ценностей, в которой понятия долга и чести стоят на первом месте. И прививали эти ценности человеку с раннего детства, именно поэтому, по признанию исследователей, русского аристократа можно выделить как особый тип личности, как человека необыкновенной честности и благородства. Об этом повествует известная книга «Как воспитывали русского дворянина», написанная потомком знаменитого дворянского рода Ольгой Муравьевой. Она пишет о том, что воспитание русских дворян строилось на своде определенных этических норм - в противоположность теперешнему воспитанию, которое якобы раскрывает индивидуальность. И она рассказала «Реальному времени» о понятии дворянской чести и семейных традициях дворян, а также о том, что из этого может быть применено в воспитании детей в нынешних семьях.

- Ольга Сергеевна, какие подходящие условия создались в Российской империи для того, чтобы в стране смогло появиться то самое русское дворянство со всеми его ценностями и идеалами, о котором идет речь в вашей книге ?

Еще в XVIII веке таких людей было очень мало. Средний культурный уровень дворянства того времени хорошо виден на примере произведений Фонвизина. Но именно тогда культурные вожди дворянства - Сумароков, Новиков и их сподвижники - задались целью вырастить из детей Простаковых и Скотининых настоящих утонченных кавалеров, образованных и просвещенных людей, рыцарей. На первый взгляд, это была одна из типичных русских утопий, но самое поразительное, что им это удалось. Каким образом? Механизм этот никем не описан. Конечно, были созданы учебные заведения для мальчиков и девочек, но в основном процесс воспитания происходил в семьях, своими усилиями.

Конечно, тогда было то, чего теперь нет - то, что называется обществом, то есть какая-то не очень большая группа людей, разделяющих одни и те же этические нормы, представления о воспитании и жизни. Также было одно немаловажное практическое обстоятельство - эти люди были обеспечены и, по российским понятиям, свободны. Свободны политически, идеологически и материально, когда нет необходимости все время выживать и думать о хлебе насущном.

Все эти факторы создали необходимые условия для появления русского дворянства. Но развитие шло, повторюсь, в основном благодаря своим личным усилиям. У дворян было убеждение, что нужно формировать свою личность. И дети, и молодежь, что видно по воспоминаниям и книгам, имели определенный настрой - выработать в себе нужные качества.

Семья дворян Лихачевых

Прежде чем перейти к обсуждению этических идеалов, которые были присущи дворянству, давайте также обсудим то, что вы назвали отсутствием необходимости думать о хлебе насущном. Именно в этом обвиняли дворянство революционеры: в их оторванности от нужд других слоев населения, в элитарности.

На самом деле деление общества на сословия – это естественное явление. Есть такая старая теория, которая у нас никогда не признавалась, потому что противоречила теории классовой борьбы, - это теория стратификации общества. Общество естественным образом делится на страты, и кто-то все равно будет внизу, а кто-то наверху. Но какие-то идеалы, знания, идеи, которые вырабатываются культурной элитой (если не нравится слово «элита», можно его заменить на «писатели, ученые, общественные деятели»), постепенно спускаются ниже и ниже по стратам и при этом слегка адаптируются. Так и идет культурный процесс, и постепенно люди, которые стояли ниже по условиям жизни и социальному положению, постепенно перенимают выработанные культурной элитой ценности.

Наши дворяне надеялись на это. Даже в пушкинские времена князь Владимир Одоевский, который принадлежал к одному из самых аристократических родов России - Рюриковичей, в свой салон приглашал людей из разных социальных слоев и общался с ними на равных. И это явление становилось повсеместным. В середине XIX века, когда сословные барьеры уже почти упали, в аристократические дома очень охотно приглашали разночинцев, потомков крепостных. И вообще, мы немного преувеличиваем разницу, которая тогда была между сословиями. Знаменитый актер Щепкин, который дружил с Пушкиным, был из крепостных. Жуковский - великий поэт, воспитатель наследника - был незаконнорожденным сыном пленной турчанки. Плетнев - ректор Московского университета - был из крепостных. То есть уже тогда людей, которые отличались дарованиями и успехами, принимали на равных в высшем обществе, никто на них свысока не смотрел.

Надеялись, что Россия пойдет по пути не революции, а культурной эволюции. Ведь в других странах так и было. Во Франции в 30-е годы XIX века уже пришло к власти третье сословие, у него была власть, деньги, но не было культуры, не было шарма и шика, которым дразнило и пленяло Сан-Жерменское предместье. Но французам не пришло в голову уничтожить это поместье и разогнать аристократов. Они учились. Это очень трогательно - читать воспоминания об этом. Какой-нибудь французский министр из простых тоже хочет организовать салон, приглашает в субботу гостей. В воскресенье выходит газета, где над ним издеваются: над тем, каким был его салон, как он себя вел, как была одета его жена, какие подавали кушанья. Но он не увольняет журналистов и не закрывает газету, но, стиснув зубы, все это читает, и через две недели снова приглашает гостей, постаравшись учесть все эти пожелания. В результате у них вся эта культура привилась. Сейчас, когда вы разговариваете с каким-нибудь интеллигентным человеком - французом или англичанином - совершенно невозможно понять, какого он происхождения. Я видела документальный фильм об Итоне - королевском элитарном колледже, и, глядя на ректора, я решила, что это герцог в пятом поколении. А он сказал, что является первым мужчиной в семье, кто учился после 14 лет.

Кадеты Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса

То есть это возможно. И у нас бы так было. И на стыке XIX и XX веков уже начиналось смешение. Каких-то крупных землевладельцев, богатых помещиков было очень мало. Основная масса дворян уже давно разорилась, и они жили как интеллигенты, где-то служили, преподавали, работали, зарабатывали своим трудом. Но за ними была культура, воспитанная поколениями. И люди из другой среды, которые вместе с ними работали и преподавали, ее перенимали. Я думаю, что все было бы хорошо, но не получилось. Почему - это уже не тема нашего интервью.

- Интересно, что деление общества на страты, например, в Индии считается божественным порядком.

Да, это не нами придумано. Вопрос не в том, чтобы всех смешать в винегрет. А в том, чтобы те, кто волею судьбы остаются внизу, имели достойную жизнь и возможность подниматься выше благодаря социальному лифту. И чтобы те, кто оказался наверху, были этого достойны.

«Было огромное чувство ответственности за судьбу страны»

- В Казанской губернии в начале XX века жила дворянская семья Молоствовых, им принадлежало поместье Долгая Поляна. Известно, что Владимир Молоствов, будучи предводителем дворянства, в годы революционных событий выступал перед рабочими, пытаясь объяснить им, что речь идет не о разделении благ, а о квалификации. Он говорил, что у дворянства есть квалификация управлять страной, потому что они были этому обучены. Тогда его словам никто не внял, более того, по дороге домой с собрания он погиб при странных обстоятельства.

Основной принцип в воспитании и жизни дворянина был таков - кому много дано, с того много спросится. Сейчас с некоторым изумлением читаешь про элитарные школы, в которых иногда непонятно что творится. Но даже если там ничего ужасного не происходит, у них совершенно другая установка - «кому много дано, тот может делать все, что хочет, тому все позволено». Не знаю, откуда они это взяли. В русской культурной традиции такого не было. В нашей стране всегда было иначе: дворяне строго воспитывали своих детей в этическом плане.

У дворян было совершенно особое отношение к службе. Потому что они считали, что имеют право принимать участие в управлении государством. При том, что поклонников действующего царя часто бывало не так много. Они критиковали и Александра, и Николая. Но это неважно - один царь, другой царь, главное: «Есть Россия, есть государство, за которое я отвечаю». Было огромное чувство ответственности за судьбу страны. Это, к сожалению, тоже ушло.

Смольный институт

- Но речь идет все же не обо всех представителях дворянства, а именно о лучших из них?

Может быть, это историческая шутка, но говорилось, что то, что мы называем русской культурной элитой - это было примерно 200 семей. Конечно, это большие семьи. Но, тем не менее, на всю Россию это немного, поэтому очень легко было их уничтожить. Конечно, дворянство было разное. Были люди малообразованные, не очень хорошо воспитанные. Хорошее общество - это выражение употребляли и Карамзин, и Пушкин, и Одоевский, имея в виду людей образованных, воспитанных и порядочных. Пушкин говорил, что хорошее общество может быть не только в высшем кругу, а везде, где есть люди честные, образованные и порядочные.

- Есть такое понятие как «дворянская честь». Что оно обозначает?

Это очень широкое понятие. Можно его, конечно, трактовать как чисто формальные вещи, из-за которых, к сожалению, часто случались дуэли. Но главное в том, что дворянин защищал свое человеческое достоинство. Причем это было даже у детей. Их учили, что нельзя позволить себя оскорблять и нельзя оскорблять другого. Пушкин говорил: «Предел низости - оскорблять и не драться». То есть если ты кого-то оскорбил, будь готов встать под пулю на дуэли. Тогда люди знали, что из-за недостойного нечестного поступка можно быть убитым, поэтому вели себя осторожно. За этим следовали чисто бытовые привычки. Честерфилд учит своего сына: если нанесено прямое оскорбление, тогда иди на открытую ссору. Но из-за каждого косого взгляда требовать сатисфакции было смешно и глупо. Поэтому поведение было сдержанным: человек воспитанный как бы не замечает того, что его должно раздражать.

Но, конечно, их не унижали так, как унижали людей в последующие эпохи. Они не привыкли к оскорблениям. На них не кричали, я уж не говорю про какие-то страшные вещи. И, конечно, они не привыкли, чтобы их оскорбляли вышестоящие. В советское время существовала правильная поговорка: нервный - это тот, кто кричит на начальство, а тот, кто кричит на подчиненных - не нервный, а хам. В дворянском обществе оскорблением считались такие тонкие вещи, на которые сегодня, возможно, не обратили бы внимания.

Я в свое время консультировала журналистов, которые снимали документальный фильм о дуэлях. Авторы фильма никак не могли понять: «Наталья изменила Пушкину с Дантесом?» Я говорю: «Нет». «Что же тогда?» «Ее репутация была поставлена под сомнение». «Из-за этого на дуэль? Так ведь убить могли!» И убили. Это сегодня трудно понять. И невозможно объяснить, почему нелепа версия, что Дантес пришел на дуэль в кольчуге. Дантес был человек ничтожный. Но если бы он пришел в кольчуге, опытные секунданты бы это заметили, и он был бы просто выброшен из общества, это была бы гражданская смерть. Но сейчас это не понятно. Что значит «выброшен из общества»? Люди вокруг воруют, обманывают, жульничают, и все им подают руку…

Дворянская семья

«Эти люди вели абсолютно безнадежную борьбу, прекрасно понимая, что она безнадежна»

- Как такое обостренное чувство собственного достоинства отражалось на повседневном этикете?

Этикет был формальным выражением этих этических постулатов. Поэтому когда сейчас учат каким-то внешним приемам, это мало что дает. Ведь все эти правила в конечном счете имеют под собой целое мировоззрение. Почему нужно пропускать женщину вперед? Почему нужно вставать, когда женщина с тобой говорит? Почему нужно вставать, когда с тобой заговорит старший по возрасту? - Чтобы выразить уважение. Детей учили: не садись на лучшее место, не бери первым лучший кусок. Вообще, человек воспитанный причиняет очень мало беспокойства окружающим. И хорошее воспитание было призвано упростить отношения между людьми. Чичиков и Манилов, которые долго топчутся перед дверью, стараясь пропустить другого - это люди невоспитанные.

Конечно, с таким чувством собственного достоинства жить в этом мире труднее, чем без него. Это вопрос философический: как настраивать людей - чтобы им жилось как можно легче или чтобы они жили достойно? Сейчас, конечно, чаще встречается установка: делай так, чтобы тебе было как можно легче и лучше. Это один стиль воспитания. Но у дворян был совсем другой. Приведу пример. Я как-то выступала в школе. Передо мной прошло много разных докладчиков, и они говорили, на мой взгляд, всякую ерунду. Когда очередь дошла до меня, я была очень зла и сразу спросила у родителей: «Есть ли что-нибудь, что для вас дороже благополучия ваших детей?». Они сказали: «Нет». Я сказала: «А вот для них было». И в этом принципиальная разница.

Это объясняет, почему зачастую главы дворянских семей шли на смерть, несмотря на то, что если бы они отступились от своих принципов и пошли на сотрудничество с советской властью, их родственникам жилось бы намного проще. Они, судя по всему, руководствовались таким принципом: кем же вырастут мои дети, если они будут видеть, как их отец или мать предали свои идеалы?

Да, конечно. Я видела последнюю кинопостановку «Белой гвардии» Булгакова. Чудовищная постановка, но я честно ее посмотрела, чтобы знать, о чем говорить. Речь не только о бытовых деталях. Авторы фильма не поняли самого главного: что эти люди вели абсолютно безнадежную борьбу, прекрасно понимая, что она безнадежна, но они не могли ее не вести, потому что для них это было единственно достойное поведение. Они не рассчитывали ничего получить, не рассчитывали выиграть, но они продолжали бороться, потому что иначе они не могли жить.

Смольный институт. Прием - экзамен на знание хороших манер. Выпускной альбом института 1889 года

- Такое поведение основано также на вере в Бога, в то, что есть иной мир, где восторжествует справедливость?

Многие дворяне были людьми религиозными. Но они не очень много писали об этом и не делали сильный акцент на религиозном воспитании. В основном, конечно, они были христиане, но для многих это была просто дань традиции. Как Пушкин писал Чаадаеву: «Почему наши священники не вхожи в хорошее общество? Потому что они носят бороду». Это была шутка. Но смысл ее в том, что священники были другого культурного уровня. Другая ситуация у католических священников: по европейским романам мы знаем, что кюре всегда был вхож в лучшее местное общество. У нас же в культурном отношении это было несоизмеримо. Но, как считают, в XX веке наметился некий союз интеллигенции с религией, появляются такие мыслители как отец Павел Флоренский, который был высочайшего интеллектуального уровня. Стало многое меняться, но… Беда была еще в том, что церковь являлась официальной частью государства, что очень плохо. Она выполняла во многом репрессивные меры, существовала духовная цензура, от которой очень страдали писатели и поэты. То есть этот разрыв между образованным обществом и церковью был обусловлен российской историей, и причиной тому послужили нововведения Петра Первого.

Роль религии в дворянской среде часто играло искусство, поэтическое переживание традиции. Дворяне могли не быть правоверными православными, не ходить на все церковные праздники, но эта сфере их интересовала, и через искусство они к этому выходили.

«Их не баловали: легкая одежда, прогулки в любую погоду, спорт»

Современные люди зачастую представляют дворян изнеженными созданиями. Каковым было физическое воспитание дворянина?

Это представление далеко от реальности. И в учебных, и в военных училищах была очень суровая подготовка. Академик Берг еще до революции окончил морской корпус, был гардемарином. И он говорил, что после такого обучения ничто в жизни никогда не казалось ему трудным. Например, в ноябре в Петербурге их заставляли прыгать в Неву в полном обмундировании с ружьями и выплывать. Все дворянские мальчики должны были уметь ездить верхом, уметь стрелять. Часто шли войны, и было много возможностей туда попасть. Существовали дуэли, а значит, нужно было уметь себя защитить. Известно, что Пушкин брал с собой на прогулку трость, полость которой была залита свинцом, при этом он все время ее подбрасывал и подхватывал - так он тренировал свою правую руку, чтобы она не дрожала, наводя пистолет.

В лицее - самом привилегированном учебном заведении - мальчиков учили грести, стрелять, ездить верхом. У них была обязательная гимнастика, прогулки в любую погоду. Особым шиком считалось одеваться легко в мороз. И сам император Александр Первый на свою ежедневную прогулку в Петербурге в любую погоду всегда выходил в одном мундире и треугольной шляпе.

Девушек тоже воспитывали строго. Они ездили верхом, обучались танцам, которые были очень сложными. Их не баловали: легкая одежда, прогулки. Они были закаленными физически.

Смольный институт. Катание с горки.Фото 1889 г.

В книге вы приводите пример с женами декабристов, которые поехали за своими мужьями в ссылку, и говорите, что это не было чем-то из ряда вон выходящим в то время.

Физические испытания были для них не самыми страшными. Во время войн в XVIII и начале XIX века очень часто офицеры везли в обозах всю семью, чтобы с ней не разлучаться - и жен, и детей. Условия в военных лагерях были далеки от роскоши, но тем не менее так поступали и Суворов, и Кутузов.

Среди дворян считалось неприличным жаловаться. У моей тети была подруга, которая до глубокой старости сохраняла ясность ума. Она, в частности, рассказывала историю, которая является образцом дворянского воспитания. Ее дочь была замужем за военным, они жили в разных городах, переезжали. И как-то во время одного из переездов внучек отправили пожить к бабушке в Ленинград. Внучки были двойняшки, восьмиклассницы. И вот, вспоминала их бабушка, одна говорит: «Я устала». Другая: «Я плохо себя чувствую». Бабушка потерпела это дня три, потом посадила их и сказала: «Так, если кто-нибудь заболел, ложитесь в постель, я вызову врача. А если нет, чтобы я никаких «устала» больше не слышала».

В своей книге вы приводите более страшные примеры из воспоминаний Кати Мещерской, которая в 12-летнем возрасте мужественно справлялась со слезами и жалобами, когда они с матерью оказались в полной нищете.

В тяжелой, мягко выражаясь, советской жизни детей все время готовили к тому, что в будущем их жизнь будет замечательной. Но дворян готовили к тому, что жизнь будет тяжелой. И действительно, есть ли человек, у которого в жизни не бывает каких-то тяжелых испытаний, потерь близких, неудач, разочарований? Их готовили к тому, что все это будет и что нужно все это перенести мужественно, не теряя своего достоинства.

Многие выдержали, когда настали самые страшные времена. Но не все, конечно. Я не говорю, что все поголовно дворяне были такими. Мы говорим о лучших людях. Но дело в том, что если в обществе есть представление о норме, то, хотя и не все до нее дотягивают, общество держится на определенном уровне. А когда нет представления о норме, то все рушится.

- Сейчас это представление есть?

Нет, никакого. И мы видим результат.

Смольный институт. Девочки на занятиях.

- А можно отследить, когда это представление о норме начало рушиться?

Во время работы в Пушкинском фонде мы часто обращаемся к журналам и газетам начального советского времени. И все замечают, что даже в самые страшные 30-е годы еще можно увидеть эти лица… Эти люди еще жили. А потом… У нас в университете был замечательный профессор, он поступил в университет в 1921 году и вспоминал про свои студенческие годы. Тогда уже была советская власть, но преподаватели были все еще те, досоветские. И он рассказывал о замечательных университетских традициях, о стиле отношений преподавателей и студентов. А в конце лекции, на которой я была, он говорит: «Когда я рассказываю об этом, всем это так нравится. А ведь теперь я профессор. А я так отношусь к своим студентам, как ко мне относились? Нет, не так. А можно к ним так относиться? Нет, нельзя». Почему? Потому что они другие. И с ними так нельзя.

«В массе своей интерес к дворянству поверхностный: «Ах, какое платье! Ах, какое имение!»»

- Кажется, что вместе с потерей дворянской культуры были утеряны и семейные традиции.

Конечно, дворянская семья была основой жизни ее членов. И по всем мемуарам мы видим, что для дворянского ребенка дом - это Эдем, обитель счастья. У меня сохранились фотографии моих далеких предков еще до революции. Большая семья, сестры съезжаются вместе летом, и невозможно понять, кто чей ребенок, дети сидят на коленях у мамы, тети, дяди. Я помню их рассказы. Все это исчезло. Очень трудно было это сохранить. Многие люди просто погибли. Была выставка в Москве «500 лет Дому Муравьевых», и там я познакомилась с дальними родственниками, увидела чудесные семейные фотографии: под абажуром в гостиной, на даче. И подписи: погибли в 17-м году, погибли в 18-м году. Очень многие погибли, многие уехали, 200 тысяч одних белых офицеров выехало, не родились их дети, их внуки и правнуки. Я уж не говорю про ссылки и лагеря… А скольких людей сломали! То есть им пришлось отказаться от своих принципов. У нас говорили про одну сотрудницу, которой сейчас уже нет на свете, что она всю жизнь искореняла в себе свою интеллигентность, чтобы не выделяться.

Когда в советском фильме появлялся герой, который дарил женщине цветы или не дай бог целовал руку, то знали точно, что это агент спецслужб. В лучшем случае - вор-рецидивист. Потому что положительные герои были всегда хамоваты. Мой папа, который в детстве все это застал, донес до меня частушку про стиль новых отношений, которой, видимо, интеллигенты отводили душу: «Я тебя, дуру, лопатой в шутку огрел по спине. Крикнувши: «Черт полосатый!», ты улыбнулася мне».

Отголоски старой семейной традиции дошли и до меня. Мои родители и семьи моих двоюродных братьев и сестер проводили вместе много времени. Снимали любительские фильмы, ходили в походы, играли. Мы с моей троюродной сестрой говорим иногда, что нам казалось, что это была нормальная жизнь. Но это были, оказывается, осколки разбитого вдребезги, уходящая натура. Я помню, когда ко мне из института приходила домой подруга, она говорила: «У тебя семья как в кино». Мы по вечерам вместе ужинали, обсуждали, что было у каждого в течение дня, делились, шутили, слушали вместе музыку, телевизор могли посмотреть, не все подряд, а какой-то фильм или концерт. Я вообще не понимала, как можно, если ты прочитал интересную книжку, не начать теребить остальных: «Прочитайте тоже!». Мама была очень хорошая хозяйка, но когда попадалась хорошая книжка, то папа говорил: «Ну, ребята, сегодня ужина не будет, мама читает». Какой-то ужин она, конечно, все равно сооружала, но она читала. Это и дает общность, есть о чем поговорить. Летом на даче в дождь играли в стихотворную чепуху, все ужасно хохотали. Будучи взрослой, я попыталась так развлечь своих друзей, ничего не получилось, потому что никто рифмовать не умеет.

И дети всегда могли присутствовать при общении взрослых. Нас никогда не выгоняли. Знаю, что во многих семьях от детей скрывали политические проблемы. От меня - никогда. Причем, я не помню, чтобы мне кто-то говорил, что об этом нельзя рассказывать в школе. Я как-то сама догадывалась и все знала.

Воспитанники юнкерского училища

Сегодня заметен интерес к дворянской культуре - об этом свидетельствуют и фильмы, которые снимаются о том времени, и различные балы, и уроки по этикету, и многое другое. Как вы оцениваете это?

В массе такой интерес очень поверхностный. Это, скорее, интерес к красивой жизни: «Ах, платье, ах, бал, ах, именье! Вот мне бы так!». А то, как дворяне жили на самом деле, мало кому понравится - такое самоограничение, такие требования к совести, достоинству, чести, долгу перед государством. Вот это не вызывает желание подражать, потому что это очень трудно.

А фильмы - это, как правило, ужасно. Лучше бы они не брались за это. Чудовищный фильм – «Последняя дуэль» про Пушкина. Я его посмотрела только потому, что обещала дать свои комментарии журналистке. Кошмар. «Белая гвардия» Булгакова - невозможно. Они не похожи на этих людей. С другой стороны, откуда им знать? Честерфилд пишет: «Если ты спросишь, как нам усвоить то, что ни я, ни ты не можем ни назвать, ни определить, я тебе скажу: наблюдая». А когда некого наблюдать, когда все уже ушли… И мы видим насколько легко молодые английские актеры играют аристократов, они абсолютно естественны, натуральны. Потому что у них это не ушло из реальной жизни, иногда они просто как с портретов сошли. Недаром они так хорошо поставили нашу «Войну и мир», потому что им легко это играть, они знают, как это было и есть. А у нас с этой задачей не справляются даже прекрасные актеры…

«Они ничего не смогли бы сделать, если бы остались»

- Часто русских дворян обвиняют в том, что они не боролись, что они бросили страну и уехали…

Основное качество аристократа - храбрость и простота. И говорить о том, что они не боролись… Знаете, есть такая поговорка - против лома нет приема. Что они могли сделать, когда с ними играли не по тем правилам, по которым они жили? Я не говорю сейчас про ответственность царского правительства, это другое дело. А вот люди, которые ни в какое правительство не входили, что они могли сделать?

Знаете, в перестройку известная экономист и журналист Лариса Пияшева на одной свободной телевизионной дискуссии как раз об этом сказала: «Я сама всегда обвиняла дворянство, интеллигенцию в том, что они так быстро сдались, уехали и бросили страну. А теперь я их понимаю, одна мысль: бежать». Они ничего не смогли бы сделать, если бы остались. Потому что сколько угодно примеров того, что сделали с теми, кто остался. За это их винить нельзя.

- Что сегодня собой представляет русское дворянство?

Дворянство как сословие уничтожено. Остались отдельные люди. Это уже совершенно не то. Многие на Западе, кто-то здесь. Но их нельзя называть дворянами, и умные люди никогда так себя не называют. Потомки дворян - да. Когда-то я познакомилась с князем Гагариным, который был предводителем Петербургского дворянства. В перестройку начались разговоры, что все может вернуться к дореволюционным порядкам. Но он был очень ироничный, умный человек и говорил: «Ну, какой я князь? Это смешно!» Ведь он и фамилию-то свою получил после перестройки, потому что всю жизнь скрывался. И он рассказывал, что помнит свое детство, какие-то подозрения, что что-то с ними не так, что нужно таиться, бояться. Конечно, в поведении его что-то такое сохранилось, он был человек обаятельный, остроумный, воспитанный. Но это отдельные люди, которых все меньше и меньше. И сказать, что это русское дворянство, нельзя. Потомки.

Если отойти от таких обозначений как «дворянство», «аристократия» и взглянуть просто на те качества, которые мы так ценим в лучших представителях этого сословия, то возникает вопрос: можно ли в современных условиях воспитать подобного человека, или среда не подходящая?

Наверное, можно, если поставить себе такую цель и постараться. Я иногда читаю детям лекции, им очень нравится слушать про дворянское воспитание. Те наши русские аристократы говорили, что они никому не подражают, потому что подражать им было некому. Я говорю детям: «Вам тоже некому подражать. Тем, кого сегодня называют знатью, подражать не нужно ни в коем случае. Вам остается быть самими собой». Немножко нужно, конечно, поменять акценты. Развить чувство собственного достоинства. Я всегда говорю детям: если вы выработаете в себе чувство собственного достоинства, унизить вас не сможет никто.

Конечно, не нужно только предаваться ностальгии. Что мы можем сделать сейчас? Все зависит от конкретных людей, если они ставят перед собой задачи. Особенно если такая счастливая ситуация, что муж и жена одинаково думают и хотят соответственно воспитать детей. Конечно, многие вещи ушли в прошлое. Но какие-то вещи, которые касаются нравственных принципов и поведения, можно возродить. Это тяжелый труд. Вверх карабкаться вообще труднее, конечно, чем спускаться. Но я думаю, что люди, которые хотят, многого могут добиться хотя бы для своих детей, друзей. А в масштабе страны, боюсь, что ничего нельзя сделать, ибо для этого нужно было бы объединить усилия многих и многих людей. Но в масштабе личности можно попробовать. В конце концов от тебя зависит, чем ты руководствуешься в своем выборе.

- Ольга Сергеевна, для наших читателей расскажите, пожалуйста, как вы связаны с русским дворянством.

Через папу. Кого-то из родственников я еще застала в живых. Я была поздний ребенок для отца. Моя тетя была намного старше его, и она в 1917 году окончила гимназию, помнила все. Другая моя тетя закончила Смольный, много перенесла - и тюрьмы, и ссылки, но сохранила в себе удивительные качества. Я просто обожала слушать их рассказы. Люди были образованные, рассказывали хорошо. Потом я стала филологом. Если бы не рухнула советская власть, вряд ли бы мне разрешили издать книжку про воспитание дворянина. Меня подруга уговорила: «Что ты все рассказываешь? Напиши книжку».

Наталия Федорова, фото предоставлены автором

Справка

Ольга Сергеевна Муравьева - потомок знаменитого дворянского рода. Старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук, заместитель председателя Пушкинской комиссии РАН, кандидат филологических наук. Автор книги «Как воспитывали русского дворянина» (Москва, 1995).

Несколько сотен русских дворянских фамилий могут свидетельствовать о происхождении их из южно-балтийского Поморья.

Как известно, несколько сотен русских дворянских фамилий имеет легенды о родоначальниках-основателях, «выезжих из Немец» или «из Прус». Эти указания равнозначны и могут свидетельствовать о происхождении из южно-балтийского Поморья. Так именовались русские роды, вынужденные покидать родные земли вследствие постепенного немецкого наступления на Прибалтику.

По всей видимости, переселение с южного и юго-восточного берегов Балтийского моря в Новгород и в Псков происходило на протяжении нескольких столетий, начиная со времени Рюрика. Оно стало завершаться лишь к тому моменту, когда крестоносцы полностью захватили Поморье и Пруссию. Выходцы оттуда получали прозвище «из Немец», указывавшее на выселение из земель, захваченных «немцами», или «из Прус» по названию области, которое сохранилось даже после немецкого завоевания.

Попытка представить, что генеалогическая приписка «из Немец» является более поздним вымыслом не может считаться успешной. Например, составитель двухтомника «История родов русского дворянства» П.Н.Петров указывал на то, что в XIII веке не существовало самостоятельного государства Пруссия, следовательно, неясно, откуда в России могли появиться «прусские подданные или прусская народность». По его мнению, впоследствии, во времена Ивана Грозного приписку «из Прус» якобы заменили на более соответствующую времени приписку «из Немец», будто бы указывавшую на немецких пленных, захваченных в ходе Ливонской войны. Но сам же автор пишет о том, что «таких выходцев-пленных можем мы насчитать меньше десятка, а родов «выезжих из Немец» целые сотни» (История родов русского дворянства / Под ред. П.Н.Петрова. Т.1. - СПб., 1886. - С. 13).

При этом около 8-10% средневековых дворянских и бюргерских фамилий из Мекленбургской области (Передняя Померания) находят прямые аналогии среди русских фамилий, в том числе таких же дворянских. Вот десяток наиболее показательных примеров:

.

Таким образом, не только Рюрик и Рюриковичи, но и многие другие русские роды происходили «от Немец», то есть с южно-балтийского побережья - из Мекленбурга и Померании. Но ещё больше русских фамилий соответствует мекленбургской топонимике (с прямыми аналогиями в российских топонимах):

Барковы (мекл. Barkow, Borkow)

Бибовы/Бибиковы (мекл. Bibow)

Брусовы/Брюсовы (мекл. Brusow)

Буровы (мекл. Burow)

Вельчины (мекл. Welzin)

Вицины (мекл. Witzin)

Волковы (мекл. Wolkow)

Глазовы (мекл. Glasow)

Дашовы/Дашковы (мекл. Daschow)

Дёмины (мекл. Demmin)

Зуровы (мекл. Zurow)

Иловы (мекл. Ilow)

Карловы (мекл. Carlow)

Карповы (мекл. Karpow)

Карпины (мекл. Carpin, Karpin)

Кладовы (мекл. Kladow)

Кобровы (мекл. Kobrow)

Кольцовы (мекл. Kolzow)

Красовы (мекл. Krassow)

Креховы (мекл. Kreckow)

Крюковы (мекл. Krukow, Kruckow)

Лубковы (мекл. Lubkow)

Луковы (мекл. Lukow, Luckow)

Лютовы (мекл. Lütow)

Мальцовы/Мальцевы (мекл. Malzow)

Масловы (мекл. Masslow, Maßlow)

Миловы/Мильцовы (мекл. Milow, Miltzow)

Мировы (мекл. Mirow)

Муховы (мекл. Muchow)

Неверины/Неверовы (мекл. Neverin, Neverow)

Перовы (мекл. Perow)

Плюшевы (мекл. Pluschow)

Пустовы (мекл. Pustow)

Пуховы (мекл. Puchow)

Раковы (мекл. Rakow)

Рубковы (мекл. Rubkow)

Рудовы (мекл. Rudow)

Роговы (мекл. Roggow)

Саловы (мекл. Salow)

Самковы (мекл. Samkow)

Старковы (мекл. Starkow)

Стасовы (мекл. Stassow)

Тетерины (мекл. Teterin)

Тутовы (мекл. Tutow)

Федоровы (мекл. Federow)

Шутовы (мекл. Schutow)

Что ещё может служить более убедительным доказательством прочных связей Руси с южно-балтийским побережьем? Естественно, наравне с многочисленными археологическими, антропологическими и письменными данными. Ну и конечно, в соответствие с исторической логикой и при фактическом отсутствии серьёзных контраргументов. Всё это однозначно указывает на исходный пункт варяжского переселения: южная Балтика (Мекленбург-Померания).

После этого можно навсегда забыть политические мифы о «скандинавском происхождении конунга Рюрика», которые не имеют под собой никаких научных оснований. Впрочем, особо упрямые «норманисты», скорее всего, продолжат свою песню. Они давно не обращают внимания на научные аргументы. Разве что путаются между собой в том, была ли «скандинавская экспансия» массовой или же на Руси оказалась только «элита» в виде дружины на нескольких драккарах. Но, как видим, не было ни того, ни другого. В действительности переселялись совершенно другие люди, с другого берега Балтийского моря.

Разумеется, это не исключает контактов Руси с близкой в культурном и этническом отношении Скандинавией. Во все времена народы связывала торговля. В летописях также есть сообщения о принятии отдельных викингов на русскую службу и об их участии в общественно-политической жизни древней Руси. Здесь нет ничего удивительного. Но, конечно, о происхождении Руси из Скандинавии это никак не свидетельствует. Пусть о нём рассуждают романтики, которые находятся под слишком сильным впечатлением от красочной скандинавской мифологии или от фильмов про викингов.

Тех варягов, от которых «прозвася Руская земля», летописец уверенно отличает и от скандинавов, и от иных в том числе славянских племён. То же самое делают и остальные исторические источники. Сами же они говорили о себе - «мы от рода Русского», прекрасно осознавая себя собственным народом.

http://rodrus.com/news/news_1283321667.html

(Археолог-лингвист А. М. Микляев проанализировал в округе Приильменья до сотни топонимов, включающих созвучие «-гост-; -гощ-», и допустил их широкое появление уже с VIII века. Археологические поиски в ранних слоях Новгорода и Ладоги также указывают на распространение с IX-X века посуды западнославянского типа, характерной для побережья Балтики, что может указывать как на развитые торговые связи, так и на миграцию в район Приильменья части западно-славянских племён.)