Антонина Кузнецова: «Здоровое питание — хорошая привычка»

На 32-й Цветаевский фестиваль поэзии я попала, можно сказать, случайно. Но день с участием народной артистки России Антонины Кузнецовой и ее спектаклем «Русский Париж» я точно не могла пропустить.

Для непосвященных: Антонина Кузнецова читает Цветаеву лучше самой Цветаевой. У нее звучный низкий завораживающий голос. Давно известно, что человеческий голос — лучший инструмент природы, но Кузнецова еще и владеет им — безукоризненно. Журналистам с ней трудно. Она соглашается на интервью, но топит «плавающих в теме». У меня никакой предварительной договорённости не было. Зашла, спросила: «Можно?» «Можно, только можно на улице, я покурю?» Двойной эстетический шок: и что согласилась мгновенно, и что голос свой не бережет. Вынесли два стула, сели напротив и разговаривали под редкие удары грома и небывало жаркое для Подмосковья солнце.

— Который раз вы приезжаете к нам на фестиваль?
— Я не помню, больше двадцати точно.

— Это объясняется приверженностью к стихам Цветаевой?
— Да.

— Когда вы впервые с ними познакомились? Это был самиздат?
— Нет, это был 1961 год, маленький синий сборник.

— Что вы почувствовали?
— Даже в нашем богатом русском языке не всё можно выговорить словами. Это оказался мой поэт, к моей душе, моему мироощущению, и я стала ей заниматься плотно.

— Вы стали делать программы на ее стихи?
— Нет. Я стала ее читать.

— Но программа-то всё-таки появилась? Когда вы решили другим рассказать, какой поэт замечательный?
— Постепенно, когда я уже знала ее поэзию, прозу и все остальное, что тогда было доступно, тогда сделала первую программу, потом вторую, потом третью.

— Помните, как первая называлась?
— «Моё святое ремесло».

— Происходит погружение в биографию?
— В саму суть стихов, личности и эпохи.

— Как публика реагировала на первый цветаевский вечер?
— Хорошо реагировала, так же как и сейчас хорошо реагирует. Я предпочитаю обходиться без сегодняшних штампов, что это было что-то ошеломляющее, потрясающее и так далее. Тогда меня не только слушали, но и слышали, то есть слышали ее, потому что я не себя показывала, а ее.

— Как удерживать в памяти столько текстов?
— Не знаю. Когда работаешь над чем-то долго, подробно и много, текст укладывается сам.

— Мне кажется, вы лучше всех читаете Цветаеву. Я вас впервые услышала по телевизору. Хорошо помню, он был включен в кухне как фон, я открыла глаза и пошла смотреть внимательно и пристально. Читать-то я читала Цветаеву, но чтобы другой человек читал так хорошо — для меня это было впервые.
— Простите за нескромное, но так и считается, что я читаю ее лучше всех. Почему я говорю об этом спокойно — в этом нет похвальбы. Те, кто слышал Цветаеву и знаком был с ней, думают так же. Например, Мария Осиповна Белкина, она с 1939 по 1941 год тесно общалась с Цветаевой; Анна Александровна Саакянц, с которой мы подружились и были подругами до последнего дня ее жизни. Она привела Белкину на мой концерт, и та сказала перед концертом: «Ой, Тонечка, знаете, я такая стерва, мне всё не нравится. Вы не обращайте внимания, мне всегда не нравится, но Аня сказала, вы читаете не так, вы читаете лучше всех». Я перед концертом ничего не соображала, восприняла как данность и пошла на сцену. После концерта ко мне подошло довольно много людей, сквозь них продиралась Мария Осиповна Белкина и говорила: «Пустите! Пустите, мне нужнее всего! Я имею право больше, чем вы!» Затем она обрушилась на меня и сказала: «Безукоризненно, Тонечка, ну безукоризненно!» С этого момента за мной этот шлейф и тянется, что я безукоризненно читаю Цветаеву.

— Сама Марина Ивановна читала великолепно.
— Не знаю.

— Записей не осталось?
— Нет.

— То есть вы не могли сравнить ее манеру чтения, ее интонацию…
— Нет. Все поэты читают плохо. Я не читаю так, как читала она, я читаю так, как она писала и что за этим стоит. «Безукоризненно» — это про суть стихов, а не про то, как она читала.

— У вас любимое слово «попробую», что вы попробуете сегодня?
— Это наш самый профессиональный глагол — попробовать. Попробую — это глагол жизни и профессии, а не так: «Ой, что я сегодня попробую!». Это мелочь. Попробую — это азарт новизны.

— Что нового вы делаете в жизни?
— Ничего нового не делаю. Читаю чтецкие программы, играю моноспектакли, и я профессор ГИТИСа, значит, преподаю.

— Ваши студенты читают стихи?
— Да.

— А совместные концерты вы делаете?
— Нет. Я иногда делаю им вечера в Доме актёра, еще где-то, если работы достаточно высокого уровня.

— Как долго надо работать над программой, чтобы она была «на уровне»?
— Зависит от автора, а вообще я работаю долго, год-другой. За это время обживается автор, его эпоха, его связи, его дыхание, его стиль. Все это в параллель с моей жизнью. Наконец, он для меня как будто живой. Я знаю все его реакции, оценки, как он здесь среагировал, как здесь. Он для меня живой человек и его герои тоже. Иногда на это уходит несколько лет. После этого я выстраиваю саму программу.

— Назовите несколько «самых ваших» авторов.
— Я не читаю не своих.

— У вас 30 сольных программ…
— 35.

— И все ваши. А можно временные рамки: от-до?
— Гёте. А самый последний по времени — Высоцкий, я читаю его баллады, которые не собирались быть песнями.

— В интернете есть эти записи?
— Понятия не имею, у меня нет интернета.

— В вашем интервью на радио «Свобода» прозвучало, что вы убежденный пешеход. Цитата: «Я убежденный пешеход, причем пешеход в длинное пространство, в необозримое, тогда я слышу и чувствую воздух, простор и тогда я слышу и время». Цветаева тоже была убежденным пешеходом.
— А у нас много таких точек соприкосновения.

— Может, вы что-то хотите сказать нашим читателям?
— Всё, что я хочу сказать, я обычно говорю на сцене. Из этого состоят все мои программы: из того, что я очень хочу сказать. Цветаева говорила: «У меня столько любвей!» или пишет Пастернаку: «Если ты не получишь от меня то-то, то-то, то все мои Гёты (замечательно!) пропадут». Я прочитала это в «Сводных тетрадях» совсем недавно, а говорила я так всегда.

— Гёте и Пастернак тоже были цветаевскими любовями.
— Да, мне даже пристраиваться не понадобилось: идут совпадения, совпадения.

Мнения:

Зрительница:
— Помню, как впервые услышала Антонину Кузнецову. Был включен телевизор, я чистила картошку. Я тогда училась в педагогическом колледже, у нас были занятия по специнструменту и музыкальные занятия, в том числе изучалось симфоническое произведение «Пер Гюнт», которое в момент чистки картошки и шло по телевизору. Оркестр исполнял музыку, а Антонина Кузнецова читала. Я отложила картошку, села и стала слушать. Через много лет я скачала этот спектакль, записала на диск и неоднократно смотрела. В позапрошлый фестиваль Антонина Кузнецова приезжала с этим же спектаклем, «Русский Париж», произвело большое впечатление. Она была требовательна к публике, заставила нас выключить мобильные телефоны, сказала, что с какого-то своего спектакля выгнала Пьера Ришара, потому что у него зазвонил телефон. С удовольствием пришла я и на сегодняшний спектакль. Всё очень понравилось. Самобытно, интересно, захватывает!

Зритель:
— Я ее впервые услышал на тех старых-старых цветаевских фестивалях, четвертом или пятом. Что поражает? Взять сегодняшний спектакль. Передается время, в которое мы не жили, но настолько все понятно и прекрасно! Поражает, как можно этот материал переработать, скомпоновать, чтобы было все четко, понятно и очень художественно. До глубины души меня это поражает.

Кузнецова не была бы собой, если бы не возмутилась в начале: «Как вы мне надоели со своими цветами, они шуршат! Хотя вы хотели как лучше». Она запрещает аплодировать на протяжении всего действа, но после спектакля ее буквально заваливают цветами и поцелуями. В следующий раз она обещала привезти программу по Набокову. Можно весь год прожить в предвкушении: привезёт? Не привезёт? Совпадёт? Не совпадёт?

Досье:

Антонина КУЗНЕЦОВА — народная артистка России, профессор кафедры сценической речи Российской академии театрального искусства (РАТИ/ГИТИС), педагог Международной школы Михаила Чехова, председатель Московского речевого центра при Союзе театральных деятелей России. Лауреат премии Москвы, кавалер ордена Почета и Золотой Пушкинской медали. В 1966-1969 годах — актриса Московского театра им. М.Н.Ермоловой, с 1969 — артистка Московской государственной академической филармонии (мастер художественного слова). Автор и исполнитель чтецких программ и моноспектаклей. Автор статей о Марине Цветаевой.

На Фриформ- форуме (мы называем его коротко 3Ф), в разделе "Мастера фриформа" появилась очередная статья. Против обыкновения её писала не я, а Алиска, давняя поклонница творчества Антонины Кузнецовой. Алиска известна (в узких кругах:-) не только собственными прекрасным вязанием (скоро увидите её работы в ЖМ), но и отличным слогом. Так что предоставляю ей слово!:-))

"Прекрасно, когда у твоего пути есть цель, к которой можно стремиться; но важна не эта цель, а сам путь". Урсула Ле Гуин.

Это один из часто цитируемых Антониной афоризмов. Она нередко советует новичкам в технике наборного кружева не бояться начинать, если цель уже определена. Главное на этом пути - анализировать приемы и приобретаемые навыки, экспериментировать и вырабатывать свой индивидуальный почерк и стиль.

Тоня Кузнецова. Абсолютно отдельная история в моей жизни. Люблю ее творчество, ее категоричность и цельность, ее четкие позиции в творчестве и в работе. Хочу презентацию этой мастерицы написать лично - духовно она мне близка и понятна. По очень многим вопросам. А ее цветовые гаммы, примененные в изделиях, мне просто помогали забыть страшные картинки из моей реальной жизни (профессия моя связана с расследованием тяжких преступлений). Был и такой период.




Мое знакомство с творчеством этого замечательного Мастера началось с «Дуплета». Не часто, рассматривая журнал с модными модельками, хочется поискать меленький шрифт, где указано имя автора изделия. Рассматривая ее топики, платья и юбки, желание узнать «кто ж так вяжет-то?» возникло сразу. Очень несложными, лаконичными и изящными показались мне ее изделия. Но вот повторить нечто подобное оказалось весьма не простым делом: возникли трудности как с подбором цвета пряжи, так и с композицией уже готовых мотивов. Потом я узнала от самой Антонины (она достаточно открытый человек и о себе писала на одном форуме вполне откровенно), что вязать вещи в технике сцепного или наборного кружева она начала в начале 2000-ных, когда информации о такой технике практически не было. И все ее наработки - результат собственного поиска и собственных проб и ошибок.

Осваивать новое «в вакууме», без общения с опытными мастерами дела, трудно. Это объективная реальность. Но у Антонины явно все получилось. И освоила, и собственный стиль наработала. Узнаваемый. Впервые ее работа (белое платье наборного кружева) была опубликована в «Дуплете» № 26. С тех пор «Дуплет» стал регулярно (или более-менее регулярно) публиковать ее работы к радости многих ее поклонников. В лихие 90-тые Антонина, занимавшаяся вязанием только в качестве хобби, оставила профессию (органический синтез новых веществ в исследовательской лаборатории) и начала заниматься трикотажем уже серьезно, желая не только получать удовольствие от любимого рукоделия, но и зарабатывать этим. Не самый легкий заработок...

Теперь у Тони есть и ученицы, и помощники, и огромное число благодарных поклонниц. Неизменным остается одно: по-прежнему в каждое изделие от Антонины Кузнецовой вкладывается частичка ее души, любовь к окружающему миру и гармонии в нем.

Вещи, сделанные руками человека, несут в себе энергетику мастера. То самое платье, из «Дуплета» № 26 оказалось наделенным уникальным свойством: новая хозяйка платья в нем троих детей выносила. И модель, которая демонстрировала платье, вскоре ушла в декрет. Вот такая энергетика…

Несколько высказываний необыкновенной Тони в инете приведу в этом топике ниже.

«Для успеха нужно стремиться делать то, что не делали другие, или хотя бы иметь "свое лицо", свой стиль, тогда все получится. Пожалуй, это главный и самый ценный совет, который я могу дать».

«Я просто не берусь делать вещи, в которых не уверена, а уверенность придает опыт и отработанная технология, которая включает в себя не только тонкости сборки, но и точность подбора пряжи и мельчайшие нюансы вывязывания мотивов».

«Так не бывает! Дано всем, многие "не берут". Просто выгляни в окно. Там у вас, наверно, что-нибудь цветет - свяжи его!»

«У мастеров нужно учиться, но не копировать, а синтезировать СВОЕ, анализируя их техники».

Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой (Б. Пироговская, 53/55)

н.а. России Антонина Кузнецова «В. Высоцкий. Разговор с Алисой о Времени и о Судьбе»

Кузнецова Антонина
Народная артистка России

Автор и исполнитель чтецких программ, профессор Российской академии театрального искусства, автор статей о Марине Цветаевой, эссеистка, - Антонина Кузнецова занимает особое место в ряду самых выдающихся мастеров искусств России. В 1966 году сразу после окончания с отличием Ярославского театрального училища, которое она нежно любила и по сей день поддерживает с ним связь, она стала артисткой Московского драматического театра имени Ермоловой. Вот что вспоминает актриса о том времени: «Я всё время играла девочек, мальчиков, девочек и всё время думала: а где же я-то? Что я скажу? Я уже хотела сказать… Не себя показать, а сказать». Поэтому параллельно активно нарабатывала чтецкий репертуар. А сказать молоденькой артистке уже тогда было что: прочитанные с 4-го класса серьёзные, классические и даже запрещенные книги (например, Эккермана «Разговоры с Гёте» или «Собачье сердце» Булгакова) после переосмысления требовали выхода наружу. Она всегда внутренне свободна и даже в застойные годы делала только то, что сама считала нужным, отметая списки рекомендованной (в виде, например, Ленинианы) литературы. Тогда, при «развитом» социализме, работать без оглядки на худсовет было непросто и чревато неприятностями. В 1968 году любовь к чтецкому делу привела её в Московскую филармонию, где тогда в литературно-чтецком отделе сложился очень сильный творческий коллектив: Дмитрий Журавлев, Яков Смоленский, Эммануил Каминка, Сурен Кочарян, Александр Кутепов, Юрий Мышкин. И по сей день Антонина Кузнецова служит в Московской филармонии. В Центральном доме художника у артистки вот уже много лет постоянный персональный абонемент.

Сейчас в репертуаре артистки свыше 30 (!) сольных программ по зарубежной и отечественной литературе, охватывающих период с 15-го по 20-го век. Все программы артистки удивительно разнообразны как по темам, так и по подбору материалов. Объединяет их одно – это всегда очень хорошая литература. По словам Антонины Кузнецовой, её «всегда интересовало духовно-душевное существование человека». Артистка в своих работах использует не только чисто литературный материал, но исторические и архивные документы, письма, воспоминания, что придает ее программам глубину и насыщенность.

Очень интересны и необычны ее концерты с симфоническими оркестрами: "Арлезианка" А.Доде-Ж.Бизе, "Пер Гюнт" Г.Ибсен-Э.Григ, "Метель" А.Пушкин-Г.Свиридов, «Евгений Онегин» А.Пушкин-С.Прокофьев, "Поэма без героя" А.Ахматова–И.Стравинский, Д.Шостакович и др. В этих программах главным все равно остается СЛОВО. Артистка постоянно в работе: каждый год появляются ее новые работы.

Со своими моноспектаклями Антонина Кузнецова проехала по всей стране. Вот только некоторые города: Нижний Новгород, Свердловск, Череповец, Вологда, Саратов, Калининград, Набережные Челны, Симбирск, Самара.

Все эти годы Антонина Михайловна Кузнецова преподаёт на актёрско-режиссёрском факультете РАТИ. За время работы на кафедре сценической речи подготовила многих актёров и режиссёров: Сергея Фролова, Олесю Железняк, Агриппину Стеклову, Ксению Караеву, Анну Ардову, Дмитрия Дюжева, Фёклу Толстую, Виктора Шамирова, Романа Самгина, Сергея Алдонина.

А ещё Антонина Кузнецова является педагогом Международной школы Михаила Чехова, проводит мастер-классы по поэтическому слову в Центре поддержки русских театров за рубежом. Бывала с моноспектаклями и мастер-классами в Лондоне, Болонье, Амстердаме, Брно, Париже, Праге, Женеве.

С 1992 года Антонина Кузнецова председатель Московского речевого центра при СТД РФ. В 1999 г. ей вручена «Золотая Пушкинская медаль». В 2001 году сонна тала лауреатом премии правительства г.Москвы в области литературы и искусства. В 2006 году награждена орденом «Знак почета».

А вообще ей просто нравится жить, она любит жизнь во всех её проявлениях и не перестает этой жизни удивляться. Ей интересно пробовать что-то новое и новое, пусть при этом ошибаться – это не страшно, когда есть азарт к жизни. Ведь ошибки - это малая расплата за счастье сделать что-то новое, необычное для себя.

В программе «Любви старинные туманы», с которой Антонина Кузнецова выступит в Концертном зале имени П.И.Чайковского, произведения Ги де Мопассана, М.Цветаевой, В.Набокова, Д.Самойлова, М.Булгакова.

В 1966 году она с отличием окончила Ярославское театральное училище и стала артисткой Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой. Актриса вспоминает о том времени: «Я всё время играла девочек, мальчиков, д...

Антонина Кузнецова – народная артистка России, лауреат Премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, автор и исполнитель чтецких программ, профессор Российской академии театрального искусства, автор статей о Марине Цветаевой, эссеистка.

В 1966 году она с отличием окончила Ярославское театральное училище и стала артисткой Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой. Актриса вспоминает о том времени: «Я всё время играла девочек, мальчиков, девочек и всё время думала: а где же я-то? Что я скажу? Я уже хотела сказать… Не себя показать, а сказать». Поэтому параллельно А. Кузнецова активно нарабатывала чтецкий репертуар. С детства она была увлечена чтением, интересуясь классической литературой, а также запрещенными в то время книгами («Разговоры с Гете» Эккермана, «Собачье сердце» Булгакова). В 1968 году любовь к чтецкому делу привела ее в Московскую филармонию, где в литературно-чтецком отделе сложился сильный творческий коллектив, куда входили Дмитрий Журавлев, Яков Смоленский, Эммануил Каминка, Сурен Кочарян, Александр Кутепов, Юрий Мышкин. Здесь Антонина Кузнецова работает уже более 45 лет. В течение многих сезонов артистка ведет персональный абонемент в Центральном доме художника, концерты которого собирают аншлаги.

В настоящее время в репертуаре А. Кузнецовой свыше 30 сольных программ, посвященных зарубежной и отечественной литературе XV–ХX веков. Все программы артистки удивительно разнообразны как по темам, так и по подбору материалов. Объединяет их одно – высочайший вкус и мастерство автора абонемента, предлагающего своим слушателям лучшие образцы мировой литературы. По словам Антонины Кузнецовой, ее «всегда интересовало духовно-душевное существование человека ». Именно поэтому в своих программах артистка обращается не только к литературным источникам, но и к историческим и архивным документам – письмам, воспоминаниям. Такое разнообразие придает ее программам глубину и насыщенность.

Всегда интересны концерты Антонины Кузнецовой с симфоническими оркестрами, где звучала музыка Ж. Бизе к пьесе А. Доде «Арлезианка», музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к поэме А. Пушкина «Метель», музыка С. Прокофьева к неосуществленному спектаклю «Евгений Онегин» по роману А. Пушкина, «Поэма без героя» А. Ахматовой с музыкой И. Стравинского и Д. Шостаковича и другие программы. Главенствующая роль отведена в них слову.

Со своими моноспектаклями Антонина Кузнецова выступала по всей России – в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Череповце, Вологде, Саратове, Калининграде, Набережных Челнах, Ульяновске, Самаре.

Много лет А. М. Кузнецова преподает на актерско-режиссерском факультете Российской академии театрального искусства. За время работы на кафедре сценической речи она подготовила многих известных актеров и режиссеров: Сергея Фролова, Олесю Железняк, Агриппину Стеклову, Ксению Караеву, Анну Ардову, Дмитрия Дюжева, Феклу Толстую, Виктора Шамирова, Романа Самгина, Сергея Алдонина.

Помимо этого Антонина Кузнецова преподает в Международной школе Михаила Чехова, проводит мастер-классы по поэтическому слову в Центре поддержки русских театров за рубежом. Артистка выступала с моноспектаклями и давала мастер-классы в Лондоне, Болонье, Амстердаме, Брно, Париже, Праге, Женеве. В 2011/13 по гастрольному проекту Министерства культуры она успешно выступала в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Словакии, Франции.

Описание фотографии

«Не могу отказаться от мороженого»

Антонина, труд актера требует много энергии, самоотдачи. Кто-то восполняет силы обильной пищей, кто-то - сном или общением с близкими. А как у вас?

Я давно заметила, что энергию черпаю не из пищи. Скажу даже больше: чем меньше ем, тем лучше себя чувствую. Это осознание пришло ко мне во время одного из постов - я регулярно их соблюдаю. А в какой-то момент решила, что и после окончания поста вполне могу прожить без мяса и другой тяжелой еды. Причем отчасти подтолкнули меня к этому… пельмени. Кто-то из друзей сказал, что пельмени перевариваются в организме человека около 20 часов! Не знаю, правда ли это. Но я от пельменей и от мяса вообще решила отказаться. Не пришлось даже прилагать усилий. Просто не хочется - и все.

А потом у меня дома сломалась плита. И подруга в шутку предложила стать сыроедом. Я заинтересовалась. Но, если честно, безапелляционность этого направления меня смутила. Как только появляются какие-то запреты, их тут же хочется нарушить. К тому же есть продукты, от которых я пока никак не могу отказаться. Я - сладкоежка, обожаю мороженое, а еще иногда балую себя чипсами… С сыроедением такие отступления несовместимы.

- Как к решению убрать из рациона тяжелую пищу отнеслась ваша семья?

Дочь Саша - в марте ей исполняется 11 лет - сама осознанно воздерживается от тяжелой пищи. Я не строжусь, в выборе дочь не ограничиваю. Она самостоятельно решает, чего ей хочется, а чего - нет. Хотя многие знакомые недоумевают: мол, ребенок - растущий организм, ему нужно есть все. Но Саша ни в росте, ни в развитии не отстает. Просто ей так больше нравится. Даже на бабушкины уловки не поддается, когда та старается накормить салатом с жирным майонезом или чем-то подобным. Вообще, конечно, самое простое - с детства ориентировать ребенка на здоровое питание. Тогда это войдет в привычку.

- После отказа от тяжелой пищи многие ощущают легкость, меняется цвет лица, уходит лишний вес…

У меня проблем с лишним весом никогда не было. Но многие друзья говорили, что после того, как я отказалась от мяса, похудела. Хотя в нашей профессии причин для похудения и без специального питания достаточно. Нервы, эмоции, переживания - вот вес и уходит.

Описание фотографии

«Между стиркой и уборкой я выбрала поспать»

- Как восполняете силы после спектакля? Многие усталость предпочитают заедать...

Иногда после спектакля усталости не чувствуешь - кажется, можешь сыграть еще. Такое происходит, когда на сцене с коллегами все складывается, зритель чутко реагирует на происходящее, получаешь большой эмоциональный заряд. Артистам всегда важно чувствовать отклик зала. Особенно когда во время спектакля происходят какие-то нештатные ситуации.

Помню, как-то во время спектакля «Без слов» пропал звук, а музыка там является одним из действующих лиц. Выходит звукооператор и объявляет зрителям, мол, технические неполадки. Все устранили буквально за 3–4 минуты, но для нас, актеров на сцене, они показались вечностью! Зато за это время мы так сроднились с залом! Этот спектакль и так всегда проходит хорошо. Но тогда зал долго аплодировал стоя и кричал «браво»!

А бывает, что спектакль проходит так, что ничего, кроме пустоты, не ощущаешь. Недавно нам пришлось играть спектакль «Всё о женщинах» (он рассчитан примерно на сотню зрителей) в Доме ученых Академгородка, который вмещает около тысячи человек. Как мы ни старались, диалог не получился. После таких спектаклей чувствуешь себя очень уставшим, совершенно без сил. Все-таки спектакль - это обоюдный обмен энергией зрителей и актеров.

Вы задействованы во многих спектаклях театра. Как вам при таком загруженном графике удается оставаться в отличной форме? Поделитесь секретом.

Это может прозвучать странно, но я научилась спать. Раньше, когда ребенок был еще маленьким, бабушка мне говорила: «Дочь спит, и ты спи». Но у меня не получалось. Выходило, что я вставала с Сашей рано утром, а спать ложилась только поздно вечером. Теперь могу прилечь днем. Для меня это восстанавливающий сон, после которого просыпаешься, как ребенок, незащищенным и открытым. Мне такое состояние очень нравится. Дочь даже шутит: «Между стиркой и уборкой мама выбрала поспать».

Еще мне кажется, что внешний вид во многом связан с внутренним состоянием. В состоянии одухотворенности женщина прекрасна! А еще когда влюблена - ведь в это время появляются легкость, обаяние, желание нравиться.

И конечно, женщину украшает материнство. Не могу судить, как выглядела со стороны в период беременности и первые годы материнства я сама, но глядя на знакомых, у которых недавно появились дети, вижу, насколько они преображаются. Причем это происходит не на уровне внешности - это какая-то другая привлекательность, особая энергия.

Блицопрос

Любимое блюдо: стручковая Фасоль, брокколи, цветная капуста, овощное рагу, тушеная капуста, гречка, постные драники, чечевица

Любимый отдых: посещение театра

Хожу и в свой театр, и в другие. Конечно, не все соответствует моим представлениям о том, каким должен быть театр. Но мне интересно.

Любимый момент в работе: репетиции

Это поиск, в котором рождается что-то новое. И для того, чтобы это новое родилось, нужно вложить немало сил.

Текст: Татьяна БУШМАКИНА

Фото: предоставлено театром «Красный факел»