Наука и образование в эпоху застоя презентация. Художественная культура периода «застоя. VI. Этап информации о домашнем задании

Разделы: История и обществознание

Цели:

  • создать условия для понимания того, что культура и духовный климат во второйполовине 60-х - начале 80-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции;
  • уяснить, что, несмотря на значительное влияние государства на все стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в рамках партийных директив;
  • уяснить, каково было состояние литературы и искусства в 60-х-80-х гг., а также суть диссидентского движения;
  • воспитания эмоционально-ценностного отношения к памятникам культуры, расширение культурного кругозора учащихся.

Предварительная работа – опережающие задания по творческим группам

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  • Раздаточный и дидактический материал.
  • Презентация (Приложение ).

Понятия: диссидент, правозащитник, «деревенщики», критический реализм, «экология культуры», интеллектуальное (авторское) кино, авторская песня, художники - неформалы, московский концептуализм, соц-арт

Ход урока (презентация)

I. Организационный момент

Цель: готовность к уроку, раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

II. Подготовка учащихся к основному этапу работы

Цель: Создать условия для мотивации учения и для понимания цели учебного занятия

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Цель: создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала через работу творческих групп.

Основной вопрос Деятельность учителя Деятельность учащихся
Культура и духовный климат во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. Проблемный вопрос:

Доказать, что несмотря на то, что данный период в истории называют «эпохой застоя», культура развивается, появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера различных направлений в искусстве изображали свое видение картины мира

Организация работы по изучению основных вопросов темы:

Мини-лекция
Поиск фактов с целью ответа на поставленный вопрос через работу творческих групп

Учащиеся заполняют таблицы по ходу изложения «Основные черты»

Литература

1 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Театральное искусство

2 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Киноискусство

3 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Изобразительное искусство

4 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Музыкальное искусство

5 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Смеховая культура

6 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

IV. Этап проверки понимания изученного

Цели:

  • установить правильность и осознанность изученного материала;
  • выявить возможные пробелы осмысления изученного через опрос.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организация работы по определению степени усвоения учащимися во время изучения нового материала Учащиеся отвечает на вопросы:
  • Какие темы преобладали в литературных произведениях?
  • С чьим именем связано движение в защиту памятников истории и культуры.
  • Какое название получило движение в СССР в защиту прав и свобод граждан?
  • Почему в 1965-1968 гг. в СССР зародилось диссидентское движение?
  • Кто из известных деятелей культуры в 70-е начале 80-х гг. оказался за границей? Как вы думаете почему?
  • Каковы ваши личные впечатления от музыки, кино, живописи, литературы, театра, смеховой культуры 1960-х - начале 1980-х гг.?

V. Этап обобщения знаний

Цель: создать условия для формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, формирования у них обобщенных понятий.

Таблица для заполнения по ходу урока:

Основные черты Основные идеи
Литература Размышления о духовном мире современника и ответственности человека за свой моральный выбор. Раскрытие былых ценностей крестьянского мира.
Театральное искусство Компенсировал отсутствовавшую публичную политическую дискуссию.
Киноискусство Новые художественные средства и новые подходы к осмыслению прошлого через прошлое и современность.
Изобразительное искусство Воспроизведение на плоскости холста и в концептуальных инсталляциях мир идей, а не мир вещей, и главной идеей была свобода.
Музыкальное искусство Творческое самовыражение. В песнях поднимались философские и социальные проблемы.
Смеховая культура Социальный подтекст. Менялись тональность показа советской действительности.
Диссидентское, правозащитное движение Свобода человека рассматривалась как высшая ценность. Неприятие строя подавлявшего такую свободу

Вывод: Духовный климат конца 1960-х - начала 1980-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции, которые усугублялись серьезными сбоями в работе экономических механизмов и трудностями в социальной сфере.

Весь «послеоттепельный» период развития культуры насыщен яркими событиями. Интенсивно протекала духовная жизнь, сформировалось общее культурное поле заинтересованного интеллектуального взаимодействия. Культурная жизнь сама по себе была общественным явлением, в творческой среде вырабатывались общественно значимые идеи и ценности, становившиеся достоянием самой широкой аудитории.

VI. Этап информации о домашнем задании

Цель: создать условия для понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Инструктаж по выполнению домашнего задания. Задания:
1. А. А. Лёвандовский, Ю.А. Щетинов Россия в XX - начале XXI века, п.66 «Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965-1985 гг.»
2. Дополнительный материал – опережающее задание.
Проведение соцопроса:
  • Какие важные события в жизни вашей семьи связаны с периодом правления Л.Брежнева?
  • Каким было материальное положение вашей семьи в период 1964-1982 гг.?
  • Ощущала ли ваша семья рост благосостояния народа в этот период? В чем конкретно для вас он проявлялся?

VII. Этап подведения итогов и рефлексия

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации.

Оценка эффективности работы на уроке.

Ф.И. ученика _____________________

Сделайте, пожалуйста, четыре метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете результаты, то метка ставится в поле «0», если выше, то выберите подходящий балл – от 1 до 5.

В этот период были сделаны большие капиталовложения в гарантированное жизнеобеспечение на долгую перспективу: созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, проведены крупномасштабное улучшение почв и обширные лесопосадки. Стабильной стала демографическая обстановка с постоянным приростом населения около 1,5 % в год. В 1982 г. была разработана и принята государственная Продовольственная программа, ставящая задачу обеспечить полноценное питание всем гражданам страны. По основным реальным показателям эта программа хорошо выполнялась. В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объёмам производства промышленности и сельского хозяйства. В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России в те годы увеличилось на 12 млн человек. Также имел место ввод в эксплуатацию при Брежневе 1,6 млрд кв. метров жилой площади, благодаря чему бесплатным жильём было обеспечено 162 млн чел. Предметом гордости советского руководства был постоянный рост обеспеченности сельского хозяйства тракторами и комбайнами, однако урожайность зерновых была значительно ниже, чем в промышленно развитых капиталистических странах. В то же время в 1980 году производство и потребление электроэнергии в Советском Союзе выросло в 26,8 раза по сравнению с 1940 годом, тогда как в США за тот же период выработка на электрических станциях увеличилась в 13,67 раза. В целом для оценки эффективности сельскохозяйственного производства необходимо, разумеется, учитывать климатические условия. Тем не менее в РСФСР валовой сбор зерна (в весе после доработки) был в полтора-два раза выше, чем после Перестройки, схожие пропорции просматриваются и в поголовье основных видов скота.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

План урока. 1.Кризис официальной идеологии. 2.Движение диссидентов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». 4.Развитие художественной культуры. 5.Система образования. 11 класс (профильный уровень) Автор презентации: Агалакова Е.В. учитель истории ГБОУ СОШ № 1324 (797)

1.Кризис официальной идеологии. 2.Движение диссидентов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». 4.Развитие художественной культуры. 5.Система образования. План урока.

Докажите двойственный характер советской культуры в период «Застоя»? Задание на урок.

Разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью привел к тому, что население перестало доверять властям. Люди стали терять веру не только в конечную веру, но и стимулы к труду. В 80 г. коммунизм так и не был построен и власти выдвинули новую концепцию- «дальнейшего совершенствования развитого социализма».Это означало начало серьезного кризиса официальной идеологии. 1.Кризис официальной идеологии. Л.И.Брежнев и М.А.Суслов.

В н.60-х гг.часть интеллигенции, осознав идейный кризис коммунистической идеологии, начала говорить об обновлении марксизма-ленинизма. Вскоре в стране возникло диссидентское движение. Оно включало 3 направления: правозащитное, национальное и религиозное. Диссидентство было представлено либерализмом(А.Сахаров) и национализмом (А.Солженицын). Сахаров выдвинул идею конвергенции - объединения социализма и капитализма. 2.Движение диссидентов. А.Д.Сахаров

Солженицын выступал за возрождение национального государства. В 1965 г.диссиденты выступили в защиту А. Синявского и Ю.Даниэля, опубликовавших свои произведения за границей. В 1969 г.возникла инициативная группа защиты прав человека (С.Ковалев), в 1975-гру-ппа во главе с Ю. Орловым. В 1975 г.капитан 3-ранга В.Саблин поднял мятеж на корабле «Сторожевой.» За измену Родине он был расстрелян. 2.Движение диссидентов. В.Новодворская в тюрьме.

В диссидентском движении власти видели влияние Запада и выдвинули тезис об обострении классовой борьбы. Диссидентов стали представлять как «агентов влияния» Запада, или как шпионов. В 70-е гг. усилилась борьба с буржуазной культурой. Из репертуаров театров изымались пьесы зару-бежных авторов, отменя-лись концерты известных исполнителей, запрещался прокат западных кинофильмов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». Идеологическая диверсия. Плакат 70-х годов.

Власти требовали от деятелей культуры «золотой середины»-отказа от «очернительства» и от «лакирования действительности». Предписывалось создавать произведения на производственную тематику с положительным героем-партийным руководителем. В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества С. Бондарчука, Ю.Озерова, Т. Лиозновой, А.Тарковского, Э.Рязанова, Л.Гайдая и др. 4.Развитие художественной культуры. С.Бондарчук в роли П.Безухова.

В театре свой взгляд на жизнь предлагали Г.Товстоногов, А.Эфрос, М.Захаров, О.Ефремов, Г.Волчек и др. Огромной популярности достигли актеры, Е.Лебедев, К.Лавров, С.Юрский, О.Басилашвили, В.Тихонов, Р.Плятт, Т.Доронина и др. В то же время ряд деятелей культуры иммигрировали за границу - В.Аксенов, А.Солженицын, И.Бродский, А.Тарковский, М. Растропович, Г.Вишневская и т.д. 4.Развитие художественной культуры. А.Калягин в роли В.И.Ленина. «Так победим!» МХАТ.

Советский балет ставший лучшим в мире гордился М. Плиссецкой, М. Лиепой, .Васильевым, Н. Павловой, в то же время остались за границей и получили там признание Р.Нуриев, М. Барышников, А.Годунов. Оперное искусство было представлено И. Архиповой, В. Атланото вым, З.Соткилавой, Е.Образцовой, Т.Синявской, Б. Штоколовым. Архитектурные достиже- ния были связаны с именами В.Вучетича, Л. Кребель, Н.Томской и др. 4.Развитие художественной культуры. В.Вучетич. Комплекс на Мамаевом кургане.

Характерной чертой культуры 60-70-х гг. стал расцвет авторской песни. Он был связан с творчеством мэтров жанра - Б.Окуджавы, Ю. Визбора, А. Городницкого,Ю.Кима, А.Галича и более молодых авторов - В.Высоцкого, В.Егорова, А. Суханова. Огромной популярности на советской эстраде получили А.Пугачева, И.Кобзон, Э. Пьеха, Л. Лещенко, М.Криста-линская, М. Магомаев, В.Леонтьев, С. Ротару, Э. Хиль. 4.Развитие художественной культуры. В.Высоцкий. Б.Окуджава. Ю.Ким.

Дальнейшее развитие получила система образования. В 1974 г.был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, но при этом качество образования снизилось, т.к. не было отбора в старшие классы школы. За 20 лет число ВУЗов выросло в 1,8 раза. Ежегодно они выпускали 1 млн.специалистов. В то же время многие задачи реформы 1974 г.не были достигнуты из-за катастрофической нехватки ресурсов. 5.Система образования. Лекция в МИЭТ.

Проверочный тест 1.Концепция развитого социализма была провозглашена и обнародована: А) Н.С.Хрущевым Б) Л.И.Брежневым В) К.У.Черненко Г) Ю.В.Андроповым 2. В «искажении нашей действительности, проповеди упадничества» был обвинен писатель, автор повести «Один день Ивана Денисовича»: А) А.И. Солженицын Б) Ф.А.Абрамов В) В.П.Астафьев Г) В.М. Шукшин 3. Отстаивая собственные оценки и суждения, выступая против идеологического давления на деятелей культуры, оказался на чужбине режиссер фильмов «Сталкер», «Андрей Рублев», «Солярис» и др.: А) Э.А.Рязанов Б) А.А.Тарковский В) А.С. Михалков-Кончаловский Г) Г.Э.Климов 4. Академик, лишенный всех государственных наград и высланный в г.Горький за протест ввода советских войск в Афганистан: А) А.И.Солженицын Б) М.В.Келдыш В) П.Л.Капица Г) А.Д.Сахаров 5. Группу содействия выполнения Хельсинских соглашений в СССР, созданную в 1976 г. в Москве, возглавлял профессор: А) А.Д.Сахаров Б) С.А.Ковалев В) А.Д.Синявский Г) Ю.А.Орлов 6. Признанным лидером «магнитофонной революции» в 70-е годы был: А) И.Д.Кобзон Б) В.С.Высоцкий В) А.А.Вознесенский Г) Э.Хиль 7. В 70-е годы наибольшей популярностью у советских людей пользовался многосерийный фильм режиссера Т.М.Лизновой «Семнадцать мгновений весны» по роману писателя: А) А.И.Солженицына Б) Ю.С.Семенова В) В.В.Ерофеева Г) В.П.Аксенова 8. Концерты этого известного артиста-сатирика всегда проходили с аншлагом. Однако, подчиняясь давлению со стороны властей, в 70-е годы был вынужден прекратить включать в выступления В Москве критические миниатюры: А) М.М.Жванецкий Б) А.И.Райкин В) З.И.Высоковский Г) З.Е.Гердт


ПЛАН Проявление экономической реформы в сельском хозяйстве Проявление экономической промышленности Уровень жизни народа Диссидентское движение – антинародных действий реформы протест в против

Суть консервативного курса нового руководства определяется словом «стабилизация» , которое стало символом брежневской эпохи. Но достичь этой цели не удалось, ведь система потеряла сразу два важных стимула развития экономики: ü Страх перед репрессиями со смертью Сталина ü Энтузиазм и романтическую веру с устранением Хрущева.

В СЕНТЯБРЕ 1965 ГОДА БЫЛА ПРОВОЗГЛАШЕНА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА В сельском хозяйстве: Повышение закупочных цен на продукцию; Перераспределение национального дохода в пользу сельского хозяйства; Развитие социальной сферы села; Итог: существенных изменений в аграрной политике не произошло, производство сельскохозяйственной продукции продолжало отставать, государство вынуждено было закупать хлеб за границей.

В СЕНТЯБРЕ 1965 ГОДА БЫЛА ПРОВОЗГЛАШЕНА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА В промышленности: Переход от административных к экономическим методам управления; Переведение предприятий на хозрасчет, расширение их самостоятельности, материальное стимулирование трудящихся в зависимости от результатов их труда; Осуществлялась централизация управления экономикой, 95 % предприятий Украины снова были подчинены Москве;

ХОД РЕФОРМЫ: На первом этапе проведения реформы обеспечивались относительно высокие темпы развития промышленности. Экономисты называли 1966 -1970 года «золотой» пятилеткой. В Украине основные производственные фонды и общий объем промышленного производства возросли в 1, 5 раза, а национальный доход – на 30% Однако в начале 1970 -х годов темпы возрастания замедлились, симптомы краха реформы. появились

ПРИЧИНЫ ПРОВАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ: Реформа не касалась основ административно-командной системы, не имела комплексного характера, не меняла структурную, инвестиционную политику; Партийно-государственный аппарат не мог, да и не хотел отказываться от привычных методов управления экономикой;

Усилилась бесхозяйственность и безответственность, все больше заявляла о себе коррупция, организованная преступность и «теневая» экономика Таким образом, в 1970 -1980 гг. народное хозяйство вступило в полосу кризиса. В Украине все заметнее проявлялась преобладание топливных и сырьевых отраслей. На потребительский рынок работало менее 30% мощностей украинской промышленности (тогда как в развитых странах этот показатель достигал 50 -60% и более)

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАРОДА В течение 60 -80 годов наблюдалось определенное возрастание благосостояния народа, повышение заработной платы. Но это благосостояние было относительным: по уровню жизни Украина в 80 -х гг. находилась среди стран, занимавших 50 -60 -ые места в мире. К тому же это благосостояние обеспечивалось за счет продажи национальных природных богатств – нефти, газа, угля, леса. Существовал острый дефицит промышленных и продовольственных товаров, очереди стали позорной приметой жизни народа.

В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ВЫДЕЛЯЛИСЬ ТАКИЕ ЧЕРТЫ: Укрепление политической монополии КПСС, сосредоточение всей власти в ее руках, Отсутствие реальной органов самоуправления, власти у народного Рост бюрократического аппарата, Сворачивание демократии, Нарушение гражданских прав и свобод, Осуществление репрессий

Как протест против антинародных действий партийногосударственного аппарата приобретает силу диссидентское движение. В Украине диссидентское движение ставило целью свободное развитие украинской культуры и языка, обеспечение гражданских прав. Ядром украинского диссидентства стали «шестидесятники» .

В 1950 -1960 гг. основным проявлением диссидентства стали протесты, обращения к руководителям страны. Распространялась бесцензурная литература – «самиздат» , где печатались произведения И. Дзюбы, Е. Сверстюка. В 1959 г. Во Львове возник Украинский рабоче-крестьянский союз во главе с Л. Лукьяненко, который требовал выхода УССР из состава СССР и создания независимой социалистической Украины. По доносу группу арестовали, Л. Лукьяненко получил 15 -летний срок заключения. В 1964 -1967 гг. на западно-украинских землях действовала подпольная организация «Украинский национальный фронт» , которая ставила целью утверждения самостоятельного демократического украинского государства. В 1970 -1974 гг. в Львове издавался самиздат «Украинский вестник» , главным редактором которого был В. Черновол.

В диссидентском движении в течение 1960 -1972 гг. приняло участие около тысячи человек. Несмотря на малочисленность, оно было моральной и идеологической угрозой советской системе. В 1980 -е гг. диссидентское движение активизировалось. Благодаря деятельности его представителей вызревала идея о необходимости преобразований во всех сферах жизни, о необходимости образования собственного независимого украинского государства.