Написать имена существительные 3 склонения. "Три типа склонения имён существительных". е склонение. Мужской род

169. Произнесите слова. Запишите данные слова буквами.

[й"эл"], [пыл"], [ноч"], [мыш], [дв"эр"].

  • Что общего в написании данных имён существительных? Укажите их род, выделите окончание.

Обратите внимание! Вы записали имена существительные 3-го склонения .

170. Прочитайте.

Хитрость, шалость, жестокость, искренность, скромность, скупость, жадность, справедливость, стыдливость, лживость, совесть, достоинство, благородство.

  • Можете ли вы объяснить, какое качество или чувство обозначает каждое из этих слов? Какие из этих слов вы могли бы поставить рядом со словом совесть ? Почему?
  • Выпишите имена существительные 3-го склонения. По каким признакам вы их определили?
  • Составьте текст-рассуждение на тему «Что такое совесть?».

171. Прочитайте. Докажите, что данные слова - имена существительные 3-го склонения.

Сельдь, метель, пыль, ночь, цепь, кость, ель.

  • Образуйте от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1-го склонения. Запишите слова парами по образцу. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Образец. Сельдь (3-е скл.) - селёдка (1-е скл.), метель (3-е скл.) - метелица (1-е скл.).

172. Прочитайте.

Тень, день, бровь, червь, рысь, гусь, пристань, конь, болезнь, июнь, камень, медаль, журавль, площадь, тетрадь, писатель, прорубь, голубь, жёлудь, ячмень.

  • Что общего в написании данных имён существительных? Как определить, какие из них относятся к 3-му склонению?
  • Выпишите сначала имена существительные 3-го склонения, а затем - 2-го склонения.

173. Прочитайте. Спишите.

      Золотой метелью
      Мчится жёлтый лист.
      Жалобной свирелью
      Слышен ветра свист.
      (Ф. Глинка)

  • Обсудите, являются ли выделенные слова именами существительными 3-го склонения. Как это определить?
  • Продолжите формулировку определения: «Чтобы узнать, относится ли имя существительное к 3-му склонению, надо...»

Падежные окончания
имён существительных 3-го склонения

Падежи

Вопросы

Женский род

Окончания

кто?
что?

рожь, мышь,
площадь

(нулевое)

кого?
чего?

ржи , мыши ,
площади

кому?
чему?

ржи , мыши ,
площади

кого?
что?

рожь, мышь,
площадь

(нулевое)

кем?
чем?

рожью , мышью ,
площадью

о ком?
о чём?

о ржи , о мыши ,
о площади

174. Прочитайте таблицу на этой странице. Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже?

  • В каких падежах имена существительные 3-го склонения имеют одинаковые окончания? Назовите эти окончания.

Обратите внимание! Ударные и безударные окончания имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково . По ударным падежным окончаниям имён существительных 3-го склонения можно проверять написание безударных падежных окончаний имён существительных этого же склонения: в глуш[ и́ ] - в про́руб[ и ] .

175. Просклоняйте, пользуясь таблицей, данные имена существительные: радость, речь, мысль .

  • Запишите все падежные формы этих имён существительных, выделите их окончания.

И. п. что? - речь, радость, мысль

Р. п. чего? - реч[ и |, радост[ и ], мысл[ и ]

  • Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имён существительных.

176. Расскажите по данной таблице, какие признаки имеют имена существительные каждого склонения.

  • Выберите из словаря омонимов учебника по одному имени существительному каждого склонения. Запишите эти слова и в скобках укажите их склонение.

177. Прочитайте. Пользуясь таблицей упр. 176 и памяткой «Как определить склонение имени существительного», определите склонение имён существительных в данных сочетаниях слов.

      Капля дождя.
      Букет сирени.
      Иней на ветке ели.
      Письмо от дедушки.
      Варенье из вишни.
      Русский пейзаж.

пе йза́ж

178. Прочитайте.

      Любили тебя без особых причин
      За то, что ты - внук,
      За то, что ты - сын,
      За то, что малыш,
      За то, что растёшь,
      За то, что на маму и папу похож.
      И эта любовь до конца твоих дней
      Останется тайной опорой твоей.
      (В. Берестов)

  • Как вы поняли главную мысль стихотворения?
  • Найдите имена существительные в единственном числе. Объясните, как определить их склонение.

179. Прочитайте. Спишите.

1. На землю опустилась ночь. 2. Над рекой появился туман. 3. Луна осветила окрестность.

  • Объясните, как определить склонение и падеж имён существительных в данных предложениях.

180. Прочитайте.

В ущелье гор тревога. Кричит птичка - скалистый поползень. Что случилось?

На отвесной скале гнездо поползня. В нём маленькие птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень юлой крутится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поползень зашёлся криком. Вот уже зелёное тело изогнулось в воздухе вопросительным знаком. Ещё немного - и гюрза заползёт в гнездо.

И тут случилось чудо: маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем своим маленьким птичьим тельцем. Змея сорвалась со скалы.

(Н. Сладков)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Закончен ли текст? О чём можно сказать в заключительной части? Озаглавьте текст.
  • Составьте план текста. Подготовьтесь написать по плану изложение. Выпишите трудные для написания слова.
  • Напишите изложение. Проверьте себя.

Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.

Первое склонение

К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а , –я в именительном падеже.
Пример: весточка , яблоня , юноша .

Второе склонение

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о и –е в именительном падеже.

Пример: ученик , герой , звено , сердце .

Третье склонение

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. Пример: площадь , ель.

Существительные женского рода, единственного числа в именительном падеже, которые оканчиваются на шипящий звук, пишутся с мягким знаком на конце слова.

Пример: ночь, брош ь, рож ь .

Итак, для того, чтобы определить склонение имени существительного, надо определить его род. Затем выделяем окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определяем склонение.

Например:

Суббота – она, моя – существительное женского рода с окончанием –а в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное суббота 1-го склонения .

Яблоко – оно, мое – существительное среднего рода с окончанием –о в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное яблоко 2-го склонения .

Радость – она, моя – существительное женского рода с мягким знаком на конце, в именительном падеже единственного числа, окончание нулевое. Следовательно, существительное радость 3-го склонения .

Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

Например:

1-е склонение

ИП рекá – рéчка

РП реки – рéчки

ДП рекé – рéчке

ВП реку – речку

ТП рекой – речкой

ПП о реке – о речке

Три склонения имен существительных

Изменение слова по числам и падежам

называется склонением.

Рассмотрим склонение имен существительных

по падежам.

Как же определить падеж имени существительного? Для этого надо найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. По этому вопросу и предлогу определить падеж.

Пример:

Скакал заяц по болоту. → скакал по (кому? чему?) болоту.

Существует шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Разберем все падежи по порядку.

Имя существительное:

  • в именительном падеже отвечает на вопросы кто? что? (есть). Пример: Высоко в небе летит самолет. → летит (что?) самолет (ИП);
  • в родительном падеже отвечает на вопрос кого? чего? (нет), употребляется с предлогами от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме. Пример: Трудно жить без друга. → жить без (кого?) друга (РП);
  • в дательном падеже отвечает на вопрос кому? чему? (дать), употребляется с предлогами к, по. Пример: К причалу подошло парусное судно. → судно подошло к (чему?) причалу. (ДП);
  • в винительном падеже отвечает на вопрос кого? что? (вижу), употребляется с предлогами через, про, в, на, за. Пример: Сорвет дятел шишку на ели, принесет её на березу. → дятел сорвет (что?) шишку. (ВП);
  • в творительном падеже отвечает на вопрос кем? чем? (доволен), употребляется с предлогами над, между, с, за, под. Пример: Шевельнул бородкой гном. → гном шевельнул (чем?) бородкой. (ТП);
  • в предложном падеже отвечает на вопрос о ком? о чем? (думать), всегда употребляется с предлогами при, о, об, в, на. Пример: И в ельнике грустно, и в поле так пусто. → грустно (в чем?) в ельнике. (ПП).

Итак, как изменяются имена существительные, давайте просклоняем пару существительных, например птица и сосна.

Именительный падеж: кто? - птица , что? - сосна ;

Родительный падеж: кого? - птицы ?, чего? - сосны ;

Дательный падеж: кому? - птице ?, чему? - сосне ;

Винительный падеж: про кого? - птицу , про что? - сосну ;

Творительный падеж: с кем? - с птицей , с чем? - с сосной ;

Предложный падеж: о ком? - о птице , о чем? - о сосне .

В именительном падеже, имя существительное в предложении является главным членом предложения и никогда не употребляется с предлогом.

Мой отец построил красивый дом.

В винительном падеже - второстепенным членом предложения и употребляется и с предлогом и без него.

Через поселок проходит узенькая тропинка. → проходит через (кого? что?) поселок. (ВП)

В винительном падеже имена существительные с предлогами в, на отвечают на вопросы на что? во что? (куда?)

Мои друзья пошли на дискотеку. → пошли (куда? на что?) на дискотеку.

В предложном падеже с теми же предлогами отвечают на вопрос в чем? на чем?

Грибы росли на пригорке. → росли (где? на чем?) на пригорке.

Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.

Первое склонение:

Существительные женского и мужского рода с окончаниями , в именительном падеже.
Пример: весточк а , яблон я , юнош а .

Второе склонение:

существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями и в именительном падеже. Пример: ученик , герой , звен о , сердц е .

Третье склонение:

существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. Пример: площад ь , ел ь , ноч ь .

Итак, для того, чтобы определить склонение имени существительного, надо определить его род. Затем выделяем окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определяем склонение.

Например:

Суббот а - она, моя - существительное женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное суббота 1-го склонения .

Яблок о - оно, мое - существительное среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное яблоко 2-го склонения .

Радост ь - она, моя - существительное женского рода с мягким знаком на конце, в именительном падеже единственного числа, окончание нулевое. Следовательно, существительное радость 3-го склонения .

Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

Например:

1-е склонение

ИП рек á - рéчк а

РП рек и - рéчк и

ДП рек é - рéчк е

ВП рек у - речк у

ТП рек ой - речк ой

ПП о рек е - о речк е

Правописание безударных падежных

окончаний имен существительных

1, 2 и 3-го склонения.

Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания , в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение : -ой (-ей ) памятк ой , деревн ей .

2-е склонение : -ом (-ем ) год ом , пол ем .

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см. ). Затем определить склонение (как определить см. ). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Пример:

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .

Озер о (оно, мое) - существительное среднего рода, имеет окончание , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание . Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл ., ) в озер е .

Еще один способ проверить окончание существительного - вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в рек е , в озер е .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в

предыдущей статье .

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

Окончания:

1-е склонение : , .

2-е склонение : , .

3-е склонение : .

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овц ы - 1-е склонение .

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Окончания:

1-е склонение : .

2-е склонение : , .

3-е склонение : .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озер у - 2-е склонение .

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание , в дательном - окончание .

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание .

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

Окончания:

1-е склонение : , .

2-е склонение : , .

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цапл ю - 1-е склонение .

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

1-е склонение : -ой (-ей ).

2-е склонение : -ом (-ем ).

3-е склонение : .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочк ой - 1-е склонение .

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

1-е склонение : .

2-е склонение : .

3-е склонение : .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осен и - 3-е склонение .

Открытый урок в 4 классе "Б"

Дата: 17. 10. 2017 г.

Предмет: русский язык

Тема: Три типа склонения имён существительных.

Цель:

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия типы склонения имён существительных;

Создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умение анализировать познавательный объект;

Создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой, парной, индивидуальной и фронтальной работы.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Структура урока:

    Организационный момент – 1 мин

    Минутка чистописания - 2 имнуты

    Актуализация знаний- 5 мин

    Постановка учебных задач – 1мин

    Решение задач -15 мин

    Физминутка - 2 мин

    Практическая работа -10 мин

    Итог урока. Рефлексия- 3 мин

    Домашнее задание. -1 мин

Ход урока.

1. Орг.момент: психологический настрой (игра "Добрый день!") 1 мин

* Добрый день всем девчонкам! (машут рукой)

* Добрый день всем мальчишкам!

* Добрый день всем, кто любит свою Родину!

* Добрый день всем, кому нравится сегодня погода за окном класса!

Настроение каково?

Все такого мнения?

Все без исключения!

Тогда мы можем начинать, присаживайтесь.

2. Минута чистописания: а) оформление записи в тетрадях: 2 мин

Семнадцатое октября.

Классная работа.

б) прописать буквы Дд, Гг

в) Какое слово будем писать узнаете, если восстановите стихотворение.

На помощь придёт,

Плечо, как всегда подставит.

Для отговорок слов не найдёт

И от проблем избавит.

Отгадка (4 буквы, первая и последняя есть в минутке чистописания)

Какая орфограмма встретилась в слове друг?

Пропишите это слово.

3. Актуализация знаний: а) фронтальный опрос: 5 мин

Что вы можете сказать о слове "друг" с точки зрения морфологии? (Друг - это имя существительное)

Докажите свое утверждение.

Что такое имя существительное?

б) групповая работа с кластером.

Вспомните и впишите грамматические признаки имени существительного в прямоугольники

бывает ­­­­­______

бывает ­­­­­______

изменяется по


изменяется по

роль в предложении

бывает ­­­­­_____,

имя существительное


г) работа с листом оценивания:

6 правильных признаков - "5" баллов

5 названных признаков - "4" балла

4 - "3" балла

менее 4 - "2" балла

3. Постановка темы и целей: а) фронтальный опрос: 1 мин

Глядя на кластер, скажите, всё ли мы знаем про имя существительное?

Скажите, как иначе можно назвать изменение имён существительных по падежам? (склонение)

Охарактеризуйте слово "друг" как часть речи (имя существительное, одушевлённое, ед.ч., м. р.)

Как вы считаете, это существительное склоняемое или несклоняемое?

Можете ли вы определить, какого именно склонения данное существительное? (нет)

Почему? (не знаем по каким признакам это делать)

Сделайте вывод, что мы должны узнать на уроке, чему научиться?

4. Изучение нового материала: а) работа в парах. 15 мин

Прочитайте слова. Найдите в них общее.

Красота, героизм, смелость, воля, эгоизм, терпение, жадность, мужество, честность.

Что означают эти слова? (качества человека). Все ли они положительные?

Разделите данные имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу:

окончание -а,-я

 окончание

окончание -о,-е

 окончание

Кто сидит слева выделяет окончание, кто справа - определяет род. Затем вместе заносят в таблицу.

б) самопроверка и самооценка:

Назовите существительные, которые вы отнесли к 1 группе.

Назовите существительные, которые вошли во 2 группу.

Какие слова составили 3 группу?

"5" баллов, если нет ошибок

"4" балла - 1 ошибка

"3" балла - 2-3 ошибки

"2" балла - более 3 ошибок

в) фронтальный опрос:

По каким признакам вы группировали существительные? (по их роду и окончанию)

С помощью рода и окончания мы можем определить склонение имени существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения (появляется возле каждой цифры слово "склонение")

Сделайте вывод, какие имена существительные относятся к 1 склонению, ко 2 и 3 склонению?

Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного в единственном числе, в именительном падеже?

Можно ли сразу определить склонение имени существительного в косвенном падеже?

г) работа в группах: составьте алгоритм определения склонения имени существительного в косвенном падеже в предложении: В человеке всё должно быть прекрасно. (надо поставить это существительное в именительный падеж, узнать его род, выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение существительного)

5. Физминутка. "Спортивная зайка" 2 мин

6. Закрепление пройденного материала 10 мин

Задание 1.

Прочитай слова. Распредели по типу склонения в три столбика (работа по цепочке по 1 слову).

У: Пользуемся алгоритмом.

Доброта, внимание, скромность, справедливость, отвага, уважение, дружба, мир, щедрость, любовь, ласка, сочувствие, забота, мужество, чуткость.

У: Мы записали много слов обозначающих положительные качества человека. Будьте и вы добры к окружающим вас людям.

Задание 2.

К данным словам, подберите антонимы, напишите, определите склонение (индивидуальная работа)

У: Что такое антонимы? (слова противоположные по смыслу)

Злость - … (доброта)

грубость - … (вежливость)

жадность - … (щедрость)

У: Я бы хотела, чтобы по жизни вас сопровождали такие слова, как доброта, вежливость, щедрость.

Оценка по критериям:

1. Орфографически - правильно записаны все слова - 1 балл

2. Правильно записаны все антонимы - 2 балла (если не все - 1, не справился - 0)

3. Правильно определены типы склонений - 2 балла

Суммируйте все баллы, поставьте оценку за эту работу в лист оценивания.

7. Итог урока.

Какую цель ставили на уроке?

Достигли ли мы её?

Я придумала для вас сложное задание, чтобы это проверить. Попробуйте выяснить, слово, какого склонения я задумала, задав мне только один уточняющий вопрос.

а) Я задумала слово с нулевым окончанием в именительном падеже (это слово мужского или женского рода?)

б) Я задумала слово мужского рода (это слово с окончанием –а или –я в начальной форме?)

в) Я задумала слово женского рода (у этого слова нулевое окончание в именительном падеже?)

Учащиеся задают вопросы, делают выводы.

Может быть у вас возник вопрос, для чего нам необходимо знать склонение имён существительных?

Об этом мы узнаем на следующем уроке.

8. Оценивание.

Посчитайте все баллы по листу оценивания.

Вид задания

Составление кластера

Работа по таблице

Подбор антонимов и определение склонения

15-14 баллов -"5"

13-12 баллов -"4"

11-9 баллов- "3"

9. Д/З стр. 51 упр. 135

Склонение имён существительных

Склонение - это изменение имён существительных (и других именных частей речи) по падежам и числам .

В российском языке

  • два числа:единственное (окно, парта ) и множественное (окна, парты );
  • 6 падежей (по школьной программке).
  • Вопросы падежей

    Именительный

    Родительный

    кого? чего?

    Дательный

    кому? чему?

    Винительный

    кого? что?

    Творительный

    Предложный

    о ком? о чём?

    Как найти падеж имён существительных (и других именных частей речи) ?

    Чтоб найти падеж имени существительного, необходимо задать к нему вопрос от слова, к которому это существительное относится: думаю (о ком?) о маме , нет (чего?) дождя .

  • Потом нужно, используя таблицу «Падежи. Вопросы падежей» (см. выше), поглядеть, какому падежу соответствует данный вопрос: думаю (о ком? ) о маме - предложный падеж; нет (чего? ) дождя - родительный падеж.
  • Примечания:

    Каждому падежу соответствуют два вопроса (1-ый - для одушевлённых существительных, 2-ой - для неодушевлённых).

  • Наименования падежей и падежные вопросы следует заучить, так как умение определять падеж - одно из важных базисных умений для изучающих российский язык.
  • Как найти склонение имён существительных?

    Все существительные есть возможность поделить на семь групп, у каких будут однообразные окончания (формы) при склонении по падежам и числам, т.е. существует семь типов склонения существительных :

    1-е склонение

    Существительные дамского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я

    весна , земля , линия , дядя , властелина , грязнуля

    2-е склонение

    Существительные мужского рода с нулевым окончанием

    домО , крайО , мячО , планетарийО

    Все существительные с окончаниями -о, -е

    окно , поле , подозрение - с.р.; волчище , подмастерь е - м.р.

    3-е склонение

    Существительные дамского рода с нулевым окончанием

    мамаО , дочьО , ночьО , степьО

    Разносклоняемые существительные (имеют окончания различных склонений)

    10 существительных среднего рода на -мя (окончание -я);

    существительные путь, дитя

    время, бремя, стремя, племя, пламя (полымя - устар.), знамя, темя, семя, имя, вымя ; путь, дитя

    Существительные, склоняющиеся по адъективному типу (так именуемые субстантивированные существительные)

    Существительные, образованные от прилагательных и причастий путём перехода из одной части речи в другую

    рядовой, запятая, животное, дежурный, столовая, мороженое

    Немного существительных , склоняющихся по местоимённому типу

    Существительные, образованные от местоимений путём перехода из одной части речи в другую или склоняющиеся, как местоимения

    ничья, кабельтов (единица измерения)

    Неизменяемые существительные

    Существительные, не имеющие окончаний (их падеж и число определяют по контексту)

    ехать (в чём?) в такси (П.п. ед.ч.), припаркованы (что?) такси (И.п. мн.ч.); пальто, кофе, радио, кино

  • Чтоб найти склонение имени существительного, его нужно поставить в исходную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа) и найти, к какому типу склонения из 7 вышеназванных это существительное относится.
  • В том случае существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из типов склонения: сани, штаны, ножницы .
  • Примечания:

    Существительное человек имеет различные корешки в единственном и множественном числе (человек - люди ), потому имеет различные типы склонения в единственном и множественном числе:

    человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
    люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

  • Большая часть существительных распределяются по первым трём типам склонения.
  • Типы склонения следует заучить, так как умение определять склонение - одно из базисных умений для изучающих российский язык.
  • См. Морфологические нормы. Особенности склонения существительных.

    Эталоны склонения имён существительных

    1-е склонение

    Единственное число

    Множественное число

    Матерью(-ою)

    Няней(-ею)

    Арией(-ею)

    2-е склонение. Мужской род

    Единственное число

    Множественное число

    Жеребцов

    Жеребцам

    Жеребцов

    Жеребцами

    О жеребце

    О жеребцах

    2-е склонение. Средний род

    Единственное число

    Множественное число

    Строения

    Строения

    Построек

    Строения

    Зданиями

    О зданиях

    3-е склонение

    Единственное число

    Множественное число

    Разносклоняемые существительные

    Единственное число

    Множественное число

    Временам

    Временем

    Периодически

    Способами

    О времени

    О временах

    Субстантивированные существительные (мужской, дамский и средний род)

    Единственное число

    Множественное число

    Дежурный

    Столовая

    Животное

    Дежурные

    Столовые

    Животные

    Дежурного

    Столовой

    Животного

    Дежурных

    Столовых

    Животных

    Дежурному

    Столовой

    Животным

    Дежурным

    Столовым

    Животным

    Дежурного

    Столовую

    Животное

    Дежурных

    Столовые

    Животных

    Дежурным

    Столовой

    Животным

    Дежурными

    Столовыми

    Животными

    О дежурном

    О столовой

    О животном

    О дежурных

    О столовых

    О животных

    Упражнения к теме «Склонение имён существительных »

    Упражнение 1. Обусловьте склонение существительных.

    Супруга, дитя, книжка, бедолага, сирота, злюка, время, дедушка, воин, косуля, слониха, жаба, акула, тихоня, стремя, мачеха, Бетси, буржуа, имя, семя, существо, домишко, пальто, ничтожество, какао, кофе, окно, божество, животное, страшилище, штаны, сирокко, депо, портье, конферансье, гусь, ножницы, гусак, гусыня, родитель, доктор, директор, письмо, подмастерье, лошадка, жеребец, голосище, кость, гость, ножик, дрожь, такси, вилы, авеню, рояль, шампунь, диагональ, тюль, вуаль, жалюзи, макароны, ясли, толки, нападки, носилки, часы, тряпьё, зверьё, мёд, фарфор, бархат, конопля, деньги, день, каникулы, похороны, сластёна, неженка, заводила, умница, кутила, плакса, домина, гостиная, столовая, ванная, горничная, мороженое, жаркое, сани.

    Упражнение 2. Укажите ряд существительных, которые не относятся ни к одному из 3-х склонений.

    1) Эскимо, конфета, безе, леденец;

    2) полюшко, окно, радио, кресло;

    3) сирота, знамя, акция, Дон;

    4) имя, пирожное, лото, амплуа.

    Упражнение 3. В каком ряду все выделенные слова - существительные в форме вини-тельного падежа?

    1) Остаться у ворот , положить в корзину , звено цепи , впереди лес ;

    2) труд крестьянина , испить чаю , книжка друга , служба родине ;

    3) серёжка в ухе , живут братья , вижу в стороне , капитаны команд ;

    4) люблю Воронеж , читали романы , погладить лисёнка , прыгнет на сту-пеньку .

    Упражнение 4. В каком ряду все слова - существительные 1-го склонения?

    1) Умница, птица, знамя, мама;

    2) силища, вишня, парнишка, воевода;

    3) дочь, дочка, мышь, мышка;

    4) мания, Коля, Николай, полюшко.

    Источники:

  • Глава «Род, число, падеж и склонение имён существительных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Раздел «Склонение имён существительных» на веб-сайте morpher.ru
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое имя существительное?
  • Какие существительные имеют параллельные формы мужского и дамского рода?
  • Как найти род неизменяемых существительных (слова класса жалюзи, какао)?
  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании имён существительных?
  • Как меняется имя существительное?
  • Какие есть разряды имён существительных?
  • Какие существительные употребляются исключительно в единственном либо только во множественном числе?
  • Каковы орфоэпические нормы постановки ударения в именах существительных?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы потребления и образования имён существительных»?
  • Каковы особенности собственных имён существительных?
  • Какова синтаксическая роль имени существительного?
  • Как различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?