Этруски и Рим: гордость и ненависть двух цивилизаций в одном невероятном археологическом открытии. Тайны этрусков, которые не дают покоя ученым предшественники Древнего Рима Термины русский и славянин

Римская культура ранней эпохи развивалась на местной, латинской основе, но подвергалась воздействию более культурных народов, в первую очередь греков, а затем этрусков.

Римляне говорили на латинском языке, который обогащался за счет греческих и этрусских слов. Возможно. Уже в VIII в. до н. э. они пользовались письменностью. Об этом рассказывают античные авторы, но никаких письменных памятников этого времени не сохранилось. Древнейшая латинская надпись датируется концом VII. до н. э. Латинский алфавит сложился на основе греческого, но в передаче греческой письменной традиции участвовали этруски.

В IV до н. э. были введены в Риме сценические игры по образу этрусков исполнявшиеся профессиональными артистами - гистрионами, а также демонстрации одноактных пьес, ателлан, изобретенных кампанцами и названных так по кампанскому городу Ателла.

До сих пор ученые не раскрыли многих загадок этрусков. Неизвестно, откуда пришел этот народ в Италию, к какой расе он относился. Многие надписи на памятниках так и не удалось расшифровать, хотя этруски использовали греческий алфавит.

Расцвет культуры этрусков пришелся на то время, когда в Греции царило эпоха архаики. Этрурия тогда была сильной морской державой, а ее жители - прекрасными мореплавателями и войнами. Римом первоначально управляли этрусские цари, хотя вскоре их оттеснили римляне. Но даже после того, как Этрурия была покорена Римом, а ее население смешалось с римским, этрусская культура еще долгое время имела большое значение.

Представление об архитектуре этого государства дают главным образом некрополи, которые археологи обнаружили возле городов Этрурии - Вертулонии, Церы, Популонии, Вульчи и др. Города мертвых, состоящие из множества величественных гробниц, играли для этрусков не меньшую роль, чем для древних египтян.

Большинство этрусских гробниц найдены в XIX столетии, причем не профессиональными археологами, а любителями и охотниками за сокровищами. Так, патер Реголини и генерал Галасси открыли одно из самых интересных захоронений в Цере. Гробница представляет собой сооружение из плит, вытесанных из туфа, в виде длинного коридора со сводом в форме пирамиды. К средней его присоединены две круглые камеры. Когда они зашли в гробницу, они увидели на ложе тело женщины в богатых одеждах. На сосудах, стоящих рядом, исследователи прочитали ее имя - Лартия. К сожалению, воздух, проникший вместе с ними в помещение, мгновенно превратил тело Лартии в прах.

Гробницы этрусков имели круглую форму: в древности круг символизировал небо. Потолок гробницы представлял собой свод, образованный рядами нависающих друг над другом камней. Хотя такой ложный свод фактически не опирался на стены, он был достаточно крепким. Поэтому не совсем ясно, с какой целью во многих гробницах ставился столб в середине погребальной камеры. Возможно, он имел символическое значение, представляя собой так называемую космическую ось, соединяющую небесное пространство с земным и подземным.

На близость к египетской культуре указывает и форма многих гробниц, представляющих собой насыпанные курганы, по форме отдаленно напоминающие пирамиды египетских фараонов.

К великому сожалению, не сохранилось ни одного храма, построенного этрусками. В отличие от гробниц они сооружались из кирпича - сырца или дерева, поэтому не могли быть долговечными. Но то, как выглядели эти храмы, известно: они имели квадратную форму и с трех сторон окружались колоннами. Этрусский храм стоял на подиуме. Через портик открывался вход одновременно в три храмовых помещения. В основе подобных сооружений лежал ордер, называемый тосканским или этрусским. Он являлся вариантом дорического ордера но, в отличие от последнего, имел более массивные пропорции и базу.

С традициями этрусской архитектуры связан италийский тип жилого дома. Его композиционным центром является атрий - большой зал с отверстием прямоугольной формы в центре перекрытия.

Крыша этрусского храма украшалось ярко раскрашенными терракотовыми масками сатиров, силенов, менад, Медузы горгоны. Они предназначались для отпугивания нечистой силы - злых духов и демонов, которые могли проникнуть в храм.

В отличие от греческих римские храмы имели более устойчивый и прочный вид. Они были не так изящны и красивы, как греческие: вероятно, этруски большее значение придавали тому, что внутри, а не снаружи. Боги Этрурии разделялись на несколько триад, главной среди них была триада, состоящая из Тинии, Уни и Менервы, анологичных Зевсу, Гере и Афине в Греции и Юпитеру, Юноне и Минерве в Риме.

Именно этруски создали первый римский храм, который жители Древнего Рима считали главной своей святыней, - храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии. Он был построен из недолговечных материалов, поэтому римляне постоянно ремонтировали его. Тем не менее, сооружение в целости и сохранности простояло довольно долго, до V в. н. э., когда вождь вандалов Гензерих сорвал с храма часть его позолоченной крыши.

Благодаря этрускам у римлян появилась и эмблема - статуя легендарной волчицы, вскормившей основателей Великой империи - Ромула и Рема. Талантливые этрусские мастера отлили ее из бронзы.

Города этрусков пока еще не раскопаны. Но известно, что жители Этрурии одними из первых среди других народов начали создавать города с регулярной планировкой. Этруски обладали прекрасными инженерными способностями. Они строили мосты, арки, дороги. Об их архитектурных талантах говорят ворота, игравшие огромную роль в жизни этрусков: они являлись завершением крепостных стен и защищали от вторжения чужеземцев. Таковы ворота, называемые аркой Августа в Перудже. Над пространством арки между колоннами размещены щиты - символы неба.

Период, когда талантливые мастера - этруски строили храм на Капитолийском холме и создавали бронзовую волчицу, стал завершающим в их истории. К этому времени былое могущество Этрурии осталось в прошлом. Близость конца отразилось и в искусстве, более мрачном и трагичном, чем прежде. Гробницы, как и раньше, походили на жилища живых - дома с предметами быта, одеждой, оружием. Но теперь эти вещи стали попросту бутафорскими, их нельзя взять в руки, отделить от стен, с которыми они составляют единое целое.

К III в. до н.э. большинство городов Этрурии находились уже под властью Рима. Римляне заселяли земли, на которых с давних времен жили этруски, постепенно смешавшиеся с римским населением и забывшие свой язык.

Древняя цивилизация этрусков была хорошо известна ученым. Об их истории писали еще римский император Клавдий, в XV веке - монах-доминиканец Аннио де Виттербе, а сто лет спустя - ирландец Томас Демпстер. Этрускам был посвящен и ряд научных трудов, увидевших свет в XVIII веке. Однако только после открытий в Тоскане этрусская цивилизация предстала во всей своей мощи и неповторимой красоте.

Весной 1828 года недалеко от Тосканы произошло знаменательное событие. Неожиданно во время пахоты бык по самое брюхо провалился в глубокую яму. Он сломал передние ноги, и до слез расстроенному хозяину не оставалось ничего другого, как пристрелить несчастное животное. Но, вытаскивая тяжелую тушу из провала, он обратил внимание, что тот расходится в разные стороны. Недолго думая, крестьянин взялся за лопату и в тот же вечер принес домой мешок драгоценностей. Когда он вывалил на стол золотые вазы и кубки, серьги, кольца и браслеты, его жена потеряла дар речи. Как выяснилось позже, таинственный провал был древней этрусской гробницей, которая оказалась не ограбленной!

Нежданная удача Люсьена Бонапарта

Как всегда бывает с золотом, скрыть находку не удалось. Вскоре Информация о сокровищах дошла до хозяина здешних мест - Люсьена Бонапарта, князя Канино, родного брата Наполеона Бонапарта. Он быстро навел порядок: разогнал крестьян-кладоискателей и взял дело в свои руки. За два года он умудрился вскрыть сотни гробниц, не оставив в Тоскане ни одного целого захоронения. За это время он собрал около двух тысяч античных ваз, сотни золотых украшений, статуэток и сосудов. Часть своей коллекции Люсьен Бонапарт продал музеям Франции, Англии, Германии и Италии. Собственно, с этих находок и началось научное изучение этрусков - таинственных предшественников Древнего Рима.

Как оказалось, «сокровища Люсьена Бонапарта» были добыты в некрополе Вульчи - одного из самых богатых и значительных городов Древней Этрурии. В начале XIX века здесь насчитывалось около шести тысяч гробниц. Сейчас их сохранилось не более десятка - все остальные уничтожены кладоискателями.

«Этрусские Помпеи» - такое название получил город Спина, адриатический порт этрусков. Известно, что товары сюда стекались чуть ли не со всех концов тогдашнего мира. Этрурия вывозила отсюда вино, хлеб, а также железные и бронзовые изделия. Сам город активно торговал солью, добывавшейся в его окрестностях. В древности порт располагался в трех километрах от моря, с которым его соединял специально прорытый канал. Однако к I веку н. э. Спина... исчезла.

Спустя два тысячелетия мало кто верил, что удастся разыскать город. Но в 1913 году итальянское правительство приняло план осушения болот и лагун поблизости от средневекового городка Комаккьо. Мелиорация сулила вернуть городу былое благополучие, и осушение началось в 1919 году. Но едва прорыли первые каналы, как появились гробницы, очень схожие с этрусскими погребениями. На них обратили внимание, и вскоре мелиорация ушла на второй план, уступив место археологии. Надо отдать должное Муссолини: главной целью он считал возрождение могущества Римской империи, поэтому не жалел денег на раскопки. К 1935 году было открыто более 1200 гробниц, а число обнаруженных находок оказалось столь велико, что под их хранение пришлось выделить целый дворец в Ферраре (ныне Феррарский национальный музей археологии, в котором хранится одна из лучших этрусских коллекций).

После проведенных раскопок не было сомнения, что этот некрополь принадлежит Спине. Но куда же делся сам город- порт? Прерванные из-за Второй мировой войны поиски возобновились лишь в 1953 году и спустя три года увенчались успехом: Спина была все-таки найдена! Произошло это благодаря лишь одному человеку - будущему директору Феррарского музея Нерео Альфиери.

Когда он случайно узнал, что некий инженер из РавеннЫ проводит аэрофотосъемку трассы будущего осушительного канала, то сразу же помчался к нему. На полученных цветных снимках он сразу же увидел в километре от церкви Санта-Мария геометрически правильные контуры древнего города. Отчетливо прослеживались не только городские кварталы, но и широкий искусственный канал протяженностью около трех километров. С высоты птичьего полета Спина поразительно напоминала Венецию.

При последующих аэрофотосъемках Альфиери получил четкий план города с каналами, кварталами и площадями. Площадь, которую занимала Спина, составляла примерно 350 гектаров, население - до полумиллиона человек. Первые же раскопки дали замечательные результаты: были найдены фундаменты домов, тысячи расписных ваз века до н. э. и множество других находок. Так, с помощью аэрофотосъемки удалось, вернуть город-призрак из небытия и получить его карту до начала раскопок.

Наследие великого народа

От этрусков сохранилось много исторических памятников: остатки городов, некрополи, горбатые каменные мостики и водосбросы, оружие, домашняя утварь, фрески, статуи и более 10 тысяч надписей VII-I вв. до н. э. Достаточно хорошо известна и история этрусков, а также причины гибели их цивилизации. Не до конца ясно лишь происхождение этого народа, называвшего себя расенами. Греки именовали его тирренами или тирсенами, а римляне - тусками или этрусками. Последнее название и вошло в науку. Основная область обитания этрусков расположена на северо-западе Средней Италии. В Средние века ее стали называть Тосканой, и это имя сохранилось до наших дней.

Влияние этрусков на Рим несомненно. Искусные металлурги, судостроители, торговцы и пираты, они плавали по всему Средиземноморью, усваивали традиции различных народов. Мы знаем, что римляне приобрели от этрусков уникальные знания в строительстве, гидравлике и ирригации, именно этруски изобрели якорь и легион - знаменитую боевую единицу армии, архитектуру храмов, различную ремесленную технику и гадание по печени жертвенных животных, вспышке молнии и удару грома.

Этруски, занимались земледелием, скотоводством и обработкой металлов, особенно меди и железа. Здесь в отрогах Аппенин с поверхности земли и в шахтах добывались медь, серебро, цинк и железо. Свои города они обносили мощными стенами из огромных каменных блоков. В них имелись водопровод и канализация. Вода подавалась из источников по выложенным камнем трубопроводам и глиняным трубам. Этруски прославились созданием открытых каналов и подземного дренажа, укрепляли оползни подпорными каменными стенами. Достаточно указать, что Большая римская клоака - подземный сточный канал, построенный в VI в. до н.э. при этрусском царе Тарквинии, безотказно действует и поныне.

Основатели Вечного города

Господствующее положение в этрусском обществе занимала военно-жреческая знать. Влиятельные семьи гордились своим богатством и принадлежностью к древним родам. Об этом свидетельствуют их роскошные гробницы с фресками й дорогими изделиями. В период своей независимости Этрурия являлась федерацией двенадцати самостоятельных городов-государств, каждый из которых управлялся царем-лукумоном. Власть царя была пожизненной, но не наследственной.

Главными божествами этрусского пантеона были Тин, Уни и Минерва. Тин соответствовал римскому Юпитеру, а богиня Уни - Юноне. В образе Минервы отчетливо видны черты греческой Афины - покровительницы ремесел и искусств. Большую роль в религии играло и представление о мрачном загробном царстве Аита, который соответствовал греческому Аиду.

На погребальных тризнах в жертву богам приносили пленных. Предполагается, что этруски заставляли их биться между собой или травили зверями. Именно поединки рабов на похоронах знати привели к рождению гладиаторских игр, столь любимых в Древнем Риме.

Кроме многочисленных высших богов, этруски поклонялись также добрым и злым демонам, которые изображались на фресках в виде фантастических птиц и животных, а иногда и людей с крыльями за спиной. При этом добрые демоны, лазы, считались у них покровителями домашнего очага и представлялись в виде молодых женщин с крыльями за спиной. Этруски не только научили римлян многим полезным вещам, но и сами стали частью этого общества - к I веку н. э. они окончательно ассимилировались с Римом и навсегда исчезли из истории.

Евгений Яровой


Народ, населявший земли современной итальянской Тосканы чуть больше двух тысячелетий тому назад, называвший себя «расены», оставил следы удивительно быстрого расцвета, а еще – множество необъясненных загадок. Недостаток письменных и материальных исторических свидетельств, значительный временной период, отделяющий современность от эпохи этрусков не позволяют пока досконально изучить жизнь представителей этой цивилизации, но известно, что и на античные народы, да и на современный мир, этруски оказали весьма заметное влияние.

Возникновение и исчезновение цивилизации этрусков

Этруски появились на Апеннинском полуострове в IX веке до н.э. и уже через три столетия представляли собой развитую цивилизацию, которая могла гордиться высоким уровнем мастерства ремесленников, успешным земледелием, а также наличием металлургического производства.


Цивилизация Вилланова, первая из культур железного века на территории Италии, рядом ученых считается ранним этапом существования этрусков, другие же отрицают преемственность между двумя культурами, признавая версию об изгнании представителей Вилланова этрусками.
Происхождение этрусков – один из вопросов, вызывавших споры среди историков еще с античных времен. Так, Геродот утверждал, что этот народ пришел на Апеннины из Малой Азии – эта версия и сейчас имеет наибольшую популярность.


Тит Ливий предполагал, что родина этрусков – Альпы, и народ появился благодаря миграции племен с севера. Согласно же третьей версии, этруски ниоткуда не приходили, а жили на этой территории всегда. Четвертая версия – о связи этрусков со славянскими племенами – считается в настоящее время псевдонаучной, несмотря на свою популярность.
Интересно, что сами этруски предвидели закат и гибель своей цивилизации, о чем писали в своих книгах, позднее утерянных.


Причинами исчезновения народа называют как ассимиляцию с римлянами, так и воздействие внешних факторов – в частности, малярию, которая могла быть завезена в Этрурию путешественниками с Востока и распространялась благодаря комарам, во множестве населявших болотистые земли Италии.
Сами этруски молчат о своей истории – их язык несмотря на довольно успешную дешифровку надписей на надгробиях тем не менее продолжает оставаться неразгаданным.

Взаимодействие этрусков с другими народами

Как бы то ни было, около тысячи лет существования цивилизации этрусков оставили любопытные следы. Этрурия находилась в исключительно благоприятном с точки зрения природных ресурсов регионе. Здесь в изобилии встречались строительный камень, глина, олово, железо, росли леса, были разведаны залежи угля. Этруски, помимо высокого уровня развития земледелия и ремесел, преуспели и в пиратском деле – они слыли отличными кораблестроителями и держали в страхе суда других племен. Этому народу приписывают, помимо прочего, изобретение якоря со свинцовой перекладиной-штоком, а также медного морского тарана.


Однако взаимодействие этрусков с древними народами Средиземноморья не носило характер противостояний – напротив, жители Этрурии охотно перенимали ценности Древней Греции и особенности ведения быта. Известно, что древнегреческий алфавит был заимствован сначала этрусками, а от них – римлянами. Несмотря на то, что этрусский язык ученые пока не могут перевести, записан он тем не менее греческими буквами – как на табличках из города Кортоны, обнаруженных в 1992 году.


Считается, что ряд слов, употребляемых и современным человеком, имеют этрусское происхождение. Это, в частности, «персона», «арена», «антенна» (в значении «мачта»), «литера» и даже «сервис» (означало «раб, слуга»).
Этруски были большими любителями музыки – под звуки флейты, чаще всего двойной, они и готовили, и воевали, и отправлялись на охоту, и даже наказывали рабов, о чем пишет с некоторым возмущением греческий ученый и философ Аристотель.


Тоги, украшения, строительство городов и цирков

Вероятно, под музыку они и одевались – интересно, что знаменитая римская тога с пурпурной каймой ведет свою историю именно от этрусков. Этот большой кусок ткани, как правило, из шерсти, появился благодаря эволюции от украшенных орнаментом плащей этрусских вождей.


Женщины носили пышные юбки и лифы на шнуровке, а кроме того, очень любили украшения – впрочем, как и мужчины. Сохранились браслеты, кольца, ожерелья этрусков, сделанные из золота. Особого мастерства этрусские мастера добились в создании фибул – застежек из золота чрезвычайно тонкой работы, которыми скрепляли накидки.


Отдельного упоминания заслуживает этрусское искусства строительства городов, оказавшее большое влияние на архитектуру Рима и античности в целом. В VII веке до н.э. возникло явление Двенадцатиградия – союза крупнейших этрусских городов, среди них Вейи, Клузий, Перузия, Ватлуна и другие. Остальные города Этрурии подчинялись ближайшему из входивших в Двенадцатиградие.


Начало строительства города этруски начинали с символического обозначения границы – ее должны были очертить запряженные в плуг бык и телка. В городе обязательно размещались три улицы, трое врат, три храма – посвященные Юпитеру, Юноне, Минерве. Ритуалы строительства этрусских городов – Etrusco ritu – переняли римляне.


Есть также предположение, что знаменитые древнеримские дороги, существующие и поныне, например, Виа Аппиа, были построены не без участия этрусков.

Этрусками был возведен самый большой ипподром Древнего Рима – Циркус Максимус, или Большой Цирк. По легенде, первые состязания в гонках на колесницах были проведены царем Тарквинием Приском, который был родом из этрусского города Тарквинии в VI веке до н.э.


Что же касается боев гладиаторов – это древняя традиция берет начало из этрусской культуры жертвоприношений, когда пленным воинам стали давать шанс выжить вместо того, чтобы принести их в жертву богам.


Смешение разных культур, взаимное влияние миров Древней Греции, Древнего Рима и Этрурии друг на друга приводили к обогащению опыта разных народов и одновременно к потере самобытности каждого из них. Этруски в античном мире – одна из важнейших составляющих, без них история человечества была бы иной.
Долгое время этрускам приписывали создание Капитолийской волчицы – знаменитой бронзовой скульптуры. Тем не менее, радиоуглеродный метод исследований показал, что произведение было создано не ранее XI века, а фигурки близнецов появились начиная с XV века. Впрочем, современными учеными развенчаны и

Предшественниками римлян, которые населяли территорию современной Италии в VI веке до н.э., были племена этруски. О происхождение этого народа современным историкам фактически ничего не известно.

У них была своя самобытная культура и верования. Культура этрусков очень напоминала культуру древних греков, однако не была настолько развита и многогранна. Многие элементы искусства племен этрусков позже сыграют значительную роль в формировании искусства древних римлян.

Этруски в совершенстве владели искусством мореплавания. Они умели строить надежные корабли, что давало им возможность торговать с государствами Средиземноморского побережья – Древней Финикией , Египтом, Грецией.

Подобно древним финикийцам, этруски также не чуждались пиратства и торговлей захваченными людьми. В Древней Греции существовал миф о том, что мореплаватели - этруски, в жажде наживы похитили самого бога Диониса.

Государственное устройство и быт Этрусков

Во главе каждого города этрусков стоял царь, который отвечал за решение социальных и политических проблем горожан. Также в обществе была выделена аристократическая прослойка. Высшим сословием считались полководцы, которые возглавляли войско и совершали периодические захваты соседних земель.

О быте этрусков, мы можем иметь представление благодаря археологическим раскопкам на территории Италии. Археологами были найдены погребальные камеры, которые в точности повторяли модель их жилого дома. Они были высечены в скале и состояли из нескольких помещений.

Саркофаги для умерших имели элементы художественной росписи. В погребальных камерах были обнаружены кувшины из глины, бронзовые вазы и другие предметы быта, что говорит о верованиях этруссков в загробную жизнь.

Культура и религия древних Этрусков

Этруски славились умением производить керамические изделия и ювелирные украшения. Керамические изделия этруски создавали по примеру древних греков, однако вносили свои элементы: нестандартная форма и черное покрытие, которое имитировало металл.

В изготовлении украшений применялись самые разнообразные материалы: стекло, медь, дерево, золото и серебро. Женщины предпочитали украшения, выполненные в греческом стиле.

Для детей создавали специальные подвески - амулеты, которые охраняли их от злых сил. Некоторые ювелирные украшения этрусков сохранились и до наших дней.

Также весьма развитыми были и религиозные представления этрусков. Весь мир они ассоциировали с храмом, верхняя часть которого была небом, а нижняя – царством мертвых.

Религиозные верования этрусков напоминали мифологические представления древних римлян: самым уважаемым и почитаемым был верховный бог Тин, который римлянами будет переименован в Юпитера, владычица всего живого на земле – Туран, была прототипом древнеримской Венеры.

Этруски очень часто прибегали к гаданиям. В отличие от других племен, где прорицанием имели право заниматься только жрецы, в племенах этрусков эти могли заниматься все желающие. Инструментами для гадания были птицы, камни, а также печень животных, которая, по мнению этрусков, носила божественный характер.