Когда можно будет зайти в андреевскую церковь. Андреевская церковь (Киев). Предыстория Андреевской церкви



Андреевская церковь в Киеве.

Андреевскую церковь часто называют лебединой песней выдающегося мастера отечественной архитектуры Бартоломео Растрелли. Возвышается она на одной из круч Старокиевской горы. С ее террасы открывается неповторимый вид на древний Подол, заднепровские дали, новые жилые массивы.



На месте, где ныне стоит Андреевская церковь в Киеве, в XIII-XVII веках сменили друг друга несколько сооружений, носивших имя «Крестовоздвиженская церковь». Последняя из церквей сгорела в 1677 г. и с того времени "святое место" обозначалось лишь большим деревянным крестом (о котором говорили, что его поставил еще апостол Андрей).


Андреевский собор. Фото: Серафим Сергеевич Гончаров, 11 лет, Киев, Украина



Деревянная Андреевская церковь появилась на холме лишь в 1690 г. Андреевская церковь была смонтирована из материалов, оставшихся от разобранной Богоявленской церкви из Братского монастыря, где начиналось большое каменное строительство.


Это сооружение долго не выдержало и в 1724 г. развалилась "от великих ветров". В 1735 г. магистрат снова собрался было строить на этом месте церковь, но помешала русско-турецкая война - гора была занята бастионом.


Нынешняя Андреевская церковь была построена по заказу императрицы Елизаветы Петровны, которая собиралась разместить в Киеве свою летнюю резиденцию.


Иван Петрович Аргунов. Портрет императрицы Елизаветы Петровны



Токке Луи (Tocque Louis) (1696-1772) Императрица Елизавета Петровна


Сразу после визита Елизаветы в Киев (во время которого она собственноручно заложила Андреевскую церковь) появился первый проект, созданный в 1745 г. архитекторами Иоганном Шеделем и Даниилом Дебоскетом. Но императрица отклонила его, и Андреевскую церковь начали строить по проекту, выполненному в 1748 г. Бартоломео Растрелли. Исполнителем работ был московский архитектор Иван Мичурин.


Ротари - Портрет архитектора Бартоломео Растрелли


После длительной задержки, вызванной нежеланием киевского духовенства снимать "андреевский" крест, летом 1749 г. началось строительство Андреевской церкви, и уже через три года было завершено. Мичурин внес много дополнений в проект Растрелли - в частности, добавил ступеньки на паперть (Растрелли собирался сделать пандус) и построил двухэтажное здание - стилобат, в котором к 150-летию Елизаветы Петровны (в 1859 г.) был сооружен алтарь в честь ее небесной покровительницы - великомученицы Елизаветы.


Интерьер Андреевской церкви был создан в 1753-55 гг. Иконостас, кафедру и надпрестольную сень спроектировал собственноручно Растрелли, а резьбу выполняли киевские мастера (Иосиф Домаш, Христофор Орейдах, Андрей Карловский, Матвей Мантуров). Картины для иконостаса Андреевской церкви написали русские художники Иван Вишняков и Алексей Антропов, возглавлявший "малярную бригаду".


Выбор веры князем Владимиром. Картина неизвестного художника на стене Андреевской церкви



П. Борисполец. Проповедь апостола Андрея, 1847г.


После смерти Елизаветы Андреевской церковью никто не интересовался, она была освящена лишь в 1767 г., но служба в ней так и не проводилась, потому что, во-первых, Андреевской церкви не был назначен приход, а во-вторых, Андреевская церковь быстро пришла в аварийное состояние из-за оползней склонов холма, несовершенства дренажной системы, дождей и ветров. Несколько ремонтов на протяжении следующих 120 лет не улучшили ситуации, так как из-за нехватки средств ни разу не проводились в необходимом объеме. К тому же, во время последнего ремонта (после удара молнии в 1891 г.) пропорции центрального купола Андреевской церкви были искажены. К счастью, в 1900 г. архитектор Владимир Николаев возвратил Андреевской церкви прежний вид.


В 1915 г. после очередных оползней здание Андреевской церкви снова дало трещины, ликвидированные только после капитального ремонта дренажной системы холма в 1926 г. Сейчас Андреевская церковь реставрирована в соответствии с первоначальными чертежами Растрелли.


Существует легенда, по которой место, где теперь течет Днепр, было морем. Когда св. Андрей пришел в Киев и поставил на горе, где сейчас стоит Андреевская церковь, крест, то все море ушло вниз. Но некоторая часть его осталась и спряталась под Андреевской горой. Когда позже здесь построили Андреевскую церковь, то под престолом открылся колодец.


В Андреевской церкви нет колоколов, так как, по легенде, при первом же ударе вода проснулась бы и залила бы не только Киев, но и все Левобережье. Жемчужина барокко - Андреевская церковь заложена в 1744 г. в связи с приездом Елизаветы І в Киев. Андреевская церковь построена в 1749 - 1754 гг. по проекту В.В.Растрелли на Андреевской горе, в начале Андреевского спуска. Это единственная в Украине сохранившаяся работа архитектора. Строительством руководил зодчий И.Мичурин.


Однокупольный пятиглавый храм Андреевская церковь имеет форму креста, в углах которого размещены декоративные башни на массивных столбах, которые играют роль своеобразных контрфорсов.


Снаружи контрфорсы украшены пилястрами и укрыты тремя парами колонн с капителями коринфского ордена. К Андреевской церкви со стороны улицы ведет крутая чугунная лестница.


Вся масса Андреевской церкви опирается на двухэтажный дом-стилобат с восьмью комнатами на каждом этаже, стены которого представляют собой фундамент церкви. Вокруг Андреевской церкви - балюстрада, с которой открывается живописная панорама Подола и Днепра.

Расположена на крутом правом берегу Днепра , над исторической частью города - Подолом . Вниз от неё идёт Андреевский спуск , соединяющий верхний город с нижним.

Андреевская церковь
укр. Андріївська церква
Страна Украина
Местоположение Киев
Адрес Киев , Андреевский спуск , 23
Конфессия православие
Автор проекта Бартоломео Растрелли
Строитель Иван Мичурин
Строительство - годы
Архитектурный стиль архитектура барокко
Сайт andriyivska-tserkva.kiev.ua
Медиафайлы на Викискладе

В настоящее время - постоянное представительство Вселенского патриархата в Украине. Литургии проводят священнослужители Константинопольской православной церкви .

История

Церковь была сооружена по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1749-1754 годах местными зодчими под руководством московского архитектора Ивана Мичурина на месте, где, по преданию, апостолом Андреем Первозванным во время его путешествия на север был воздвигнут крест (согласно «Повести временных лет » и другим). Оригиналы чертежей Андреевской церкви хранятся в венской Альбертине . На месте церкви ранее находился деревянный Янчин монастырь , который был уничтожен в 1240 году.

В оформлении церкви принимали участие художники Иван Вишняков с учениками (25 икон), И. Роменский, И. Чайковский (иконы на оборотной стороне иконостаса), а также Алексей Антропов , расписавший кафедру , купол , ряд икон иконостаса и образов в алтаре . Символическая композиция в нижнем ярусе иконостаса изображает семь таинств . Среди икон сцена проповеди апостола Андрея среди киевлян киевского художника П. Бориспольца и картина И. Эггинка, на которой святой князь Владимир выбирает веру. На обратной стороне иконостасной стены изображены символические картины, в частности, сцена поклонения царей Царю небесному (вероятно, кисти Григория Левицкого). За престолом - образ Тайной вечери , выполненный Антроповым. В интерьере отличаются изящными линиями собор для проповедей с балдахином, который поддерживают два ангела. Кафедру украшает резьбы и росписи, иллюстрирующие евангельские притчи . В этом сооружении сплелись достижения европейского искусства, воплощённые Растрелли, и украинских художественных традиций с их лиризмом, ясностью форм и красок.

В 1968 году церковь в качестве музея открыли для посетителей. В мае 2008 года в секретариате президента Виктора Ющенко было решено передать Андреевскую церковь с баланса Национального заповедника «София Киевская» Украинской автокефальной православной церкви. Церковь входит в состав Национального заповедника «София Киевская».

Состояние Андреевской церкви заметно улучшилось после капитальных работ по укреплению склона, на котором расположено здание, и капитальной реконструкции дороги Андреевского спуска. Эти и другие работы были выполнены перед Евро-2012 . Склон под Андреевской церковью был укреплён по специальному проекту анкерами , а грунт армирован полимерными материалами. Деревья и кустарники были полностью удалены. Таким образом, склону был придан первозданный вид, и улучшен обзор Андреевской церкви с северной и восточной сторон. Однако в охранной зоне Андреевской церкви и Андреевского спуска продолжают строить дома, что ухудшает состояние памятника.

Описание

Двухэтажный подклет (стилобат) держит внешне лёгкое здание высотой 46 м. Фасад однокупольного храма с пятиглавым окончанием украшают колонны, пилястры , богатая лепка, исполненные в стиле растреллиевского барокко . Окна и двери декорированы

Андреевская церковь расположена в центре Киева на Андреевском спуске (Андреевский спуск, 23), на Андреевской горе. Церковь имеет помпезную внутреннюю отделку и роскошный интерьер.

Образ церкви-нецеркви, или церковь-дворец в состоянии вечного ремонта

Образ Андреевской церкви зафиксировался в моей памяти после просмотра искрометной советской комедии, созданной по мотивам произведения, не менее скандального, чем история самой церкви, - "За двумя зайцами" (хотя о скандальности пьесы, откровенно отобранной Старицким у Нечуя-Левицкого, возможно мало кто знает). Помните, как герой Олега Борисова Голохвастов, поднимается, закрывая цилиндром растерзанную штанину, по лестницам Андреевской церкви ("... в церкви ждет поп..."), а над макушками храма возвышается облако грачей после громкого звона? Все выглядит довольно правдоподобно, как для художественного фильма, но колоколов в Андреевской церкви никогда не было...

Согласно легенде, записанной летописцем Нестором, в 1 веке нашей эры апостол Андрей Первозванный намеревался совершить путешествие в Рим из Крымского Херсонеса. Но маршрут первоапостола был довольно странным: не на запад, а на север. Андрей поднялся вверх по Днепру и добрался до Ладожского озера. Во время одной из остановок на Днепре, Андрей поднялся на холмы и сказал ученикам: "Видите ли гори сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий бити й церкви многи Бог воздвигнути имать". Сказав это, Андрей установил на холме деревянный крест. Уже после Нестерового опуса легенда об Андрее обросла кучей домыслов (подлегенд), но пророческие слова первоапостола об основании Киева никто не опровергал. Поэтому четко был определен холм, на котором стоял Андрей со своими учениками. Сейчас он называется Андреевской горой.

На Андреевской горе, начиная с 13 века, стояло немало церквей. Большинство из них были посвящены воздвижению Креста Господнего (видимо, все-таки не того, что установил апостол Андрей). Все они были деревянными. Первая Андреевская церковь, построенная около 1690 года, тоже была деревянной и не крепкой, ведь простояв несколько десятилетий, разрушилась от сильного ветра. В 1724 году на ее месте поставили большой крест (Андреевский).

В 1744 году Киев посетила Елизавета Петровна. Поговаривали, что императрица хотела устроить в Киеве свою резиденцию, или даже, по установкам своего мужа (Алексея Разумовского), перенести столицу в Киев. Но не случилось ни того ни другого. Хотя Киев императрице понравился. Понравились легенды об этом древнем городе, а особенно легенда об апостоле Андрее. Возможно, поэтому Елизавета приказала соорудить на Андреевской горе церковь и даже приняла участие в закладке краеугольного камня будущего храма.

Андріївська церква на початку ХХ та на початку ХХІ століть

В 1745 году известные архитекторы Иоганн Шедель и Даниил Дебоскет (де Боскет) разработали проект Андреевской церкви. Но проект не понравился Елизавете и был отклонен. Новый проект был заказан Франческо Бартоломео Растрелли. Один из главных питерских архитекторов закончил работу над проектом церкви в 1748 году. А через год началось строительство храма. Строительными работами руководил московский архитектор Иван Мичурин.

Строительство храма продолжалось пять лет. Существует легенда, о том, что во время строительства в церкви открылся колодец, спрятанный под горой. Каким-то образом колодец удалось законсервировать, но пусть только ударит первый колокол на церкви - бездонная кладезь сразу откроется и затопит не только Подол, но и все Левобережье. Поэтому колоколов на церкви нет. Легенда эта возникла не на пустом месте, ведь под церковью действительно был источник. И самой большой ошибкой Растрелли и Мичурина, было то, что они не отвели этот источник до строительства. Он стал источником (извините за тавтологию) всех бед Андреевской церкви.

История церкви - это история бесконечных ремонтов, которые начались сразу после завершения строительства и были вызваны оползнями из-за плохого дренажа. Церковь не имела собственный приход, поэтому и не имела постоянного притока средств на ремонт. А средств катастрофически не хватало, поэтому ни один из ремонтов не был полностью завершен. В храме не проводились богослужения, ведь он был постоянно закрыт на ремонт. Большим бедствием для церкви, которая возвышалась над всей окружающей застройкой и была высотной доминантой этой части Киева, были молнии. В 1891 году молния попала в центральный купол церкви и очень повредила ее.

В ходе ремонта купола деревянные элементы перекрытия было решено заменить на металлические. Но работу сделали настолько халтурно, что хрупкие барочные очертания купола были искажены. "Не то блин, не то гриб" - так писали о куполе тогдашние газеты. Киевская община активно запротестовала против такого вида купола и в 1900 году, под руководством архитектора Владимира Николаева на основе первых фотоизображений церкви первоначальный облик главного купола Андреевской церкви восстановили. Храм наконец заработал по назначению. Но недолго... В 1915 году после очередных оползней церковь в нескольких местах треснула. Ее снова закрыли на ремонт.

В первые годы советской власти церковь передали в распоряжение новозарожденной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Богослужения в церкви возобновились в 1926 году после капитального ремонта дренажной системы Андреевского холма и продолжались они снова недолго. В 1930 году большевики заставили "самораспуститься" УАПЦ, а всех священников казнили.

В 1968 году Андреевскую церковь сделали филиалом историко-культурного заповедника "София Киевская". Сейчас это церковь-музей, в которой периодически совершают богослужения представители УАПЦ. Храм находится будто бы в общей собственности заповедника "София Киевская" и УАПЦ. Между ними идут постоянные споры. Но ремонтные работы, которые регулярно повторяются, продолжаются и сейчас.

Если взглянуть на историю Андреевской церкви, то, как настоящая церковь, она почти не функционировала. Ремонты повторялись за ремонтами, а потом пришел советский антирелигиозный период. Запланированная как дворец церковь превратилась в церковь-музей и как храм практически никогда не функционировала. Сейчас из нее наконец хотят сделать настоящий храм, но, по мнению ученых, это грозит церкви большими неприятностями, ведь могут быть закопчены роскошные интерьеры. Да и имеет ли ценность Андреевская церковь как объект культа? Видимо, все-таки ее историко-архитектурная ценность значительно больше.

Андреевская церковь состоит из двух частей - собственно церкви и стилобата. Стилобат имеет два этажа и служит основой комплекса церкви. В нем восемь комнат на каждом этаже. В древности стилобатой называли повышенные цокольные этажи зданий или повышенные площадки, которые служили для поднятия храма над окружающей застройкой. Высота Андреевской церкви без стилобата - 46 метров (с ним 60 метров). Длина церкви - 32 метра, ширина - 23. Одноглавый храм имеет пятиглавое завершение и форму креста в плане. На углах этого креста расположены декоративные башни на массивных столбах, которые играют роль контфорсов.

Снаружи храм имеет сверхроскошное барочное убранство. Вокруг расположена терраса с обзорными площадками, но из-за постоянных ремонтных работ доступ к этим площадкам ограничен.

Интерьер храма был создан в 1753-1755 годах. По стилю он более подобен рококо, чем барокко. Резьбу выполняли украинские мастера, а живопись - команды российских художников под руководством Ивана Вишнякова и Алексея Антропова.

Следует отметить, что интерьер Андреевской церкви отличается необычайной роскошью и больше напоминает убранство дворца, чем храма.

Текст и фото Романа Маленкова

Андреевская церковь в Киеве (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Андреевская церковь, заложенная в 1744 году на крутом берегу Днепра к приезду Елизаветы I, - единственная сохранившаяся в Киеве постройка работы известного архитектора В. В. Растрелли. Построенный в стиле барокко храм имеет форму креста, в центре возвышается единственный купол, а четыре угла украшают декоративные башенки с маковками поменьше.

Андреевскую церковь часто называют лебединой песней выдающегося мастера отечественной архитектуры Бартоломео Растрелли. Возвышается она на одной из круч Старокиевской горы на месте бывшего бастиона Старокиевской крепости.

Андреевская церковь - одна из самых ярких построек стиля барокко, который распространился в отечественной архитектуре и искусстве в конце XVII - середине XVIII в. Придя с запада, этот стиль подвергся влиянию местных традиций и приобрел своеобразные национальные черты.

Для барочных сооружений характерны парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты. Все эти черты присущи Андреевской церкви.

Чтобы поставить храм на вершине холма, строители возвели под ним стилобат в виде двухэтажного жилого здания, примыкающего к срезу кручи. Его завершает огражденная балюстрадой паперть, куда ведет с улицы широкая чугунная лестница. Андреевская церковь - крестообразная в плане постройка, вытянутая по оси запад - восток. Ее размеры 31 х 20 метров, высота - 47 метров. Высота стилобата (с фундаментами) - 15 метров. Внутри церковь перекрыта одним большим куполом диаметром 10 метров. Однако снаружи это пятиглавый храм: четыре декоративные малые главки поставлены на контрфорсы, размещенные по диагонали здания, что создаёт эффект традиционного пятиглавия храма. Силуэт церкви построен на контрасте между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами, направляющими движение архитектурных масс ввысь. В оформлении фасадов впервые объединены лепной декор и чугунное литье.

За всю свою историю время, когда она выполняла свою прямую функцию, можно пересчитать на пальцах одной руки. Неудачное местонахождение и, вследствие этого, угроза постоянных сдвигов - вот те причины, которые ставили Андреевскую на границу полного уничтожения. Уже в1787 году, после смерти Елизаветы, храм приходит почти в полное запустение. Лишь вмешательство русской императрицы Екатерины спасло церковь.

Живописность фасадов усиливает яркая раскраска: на бирюзовом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, карнизы, сверкают позолотой чугунные капители, картуши, по граням темно-зеленого купола извиваются золоченые гирлянды.

Хотя вся живопись Андреевской церкви написана на религиозные сюжеты, она по манере исполнения представляет собою светские картины с характерными для стиля барокко эффектными позами, нарядными одеждами, обилием бытовых деталей, пейзажами и натюрмортами. Это реалистичное, жизнеутверждающее искусство, лишенное религиозного аскетизма. Живопись органично связана с резьбой, лепным декором и архитектурными формами здания.

Легенды Андреевской церкви

Адрес: Киев, ул. Андреевский спуск, д. 23.

Андреевская — это один из выдающихся образцов архитектуры XVIII века, выполненных в стиле барокко. Она является самым узнаваемым и посещаемым туристическим объектом Киева.

Основной эффект, который производит Андреевская церковь в Киеве , - это гармоничное соединение всех ее частей в одном едином порыве ввысь. Глядя на нее создается впечатление, что она едва касается земли. Этот памятник архитектуры знатоки рекомендую рассматривать в разное время суток. Для этого можно поселиться недалеко, например в отеле Premier Hotel Rus https://hotelrus.phnr.com/ и прогуляться к храму на рассвете и закате.

Предыстория Андреевской церкви

Летописцем Киево-Печерского монастыря Нестором в «Повести временных лет» поведана история о том, как Андрей Первозванный, направляясь с учениками в Рим, остановился на ночлег на Днепровской круче. Здесь он установил деревянный крест и предрек, что на этом месте воссияет Божья благодать и вырастет великий город с многочисленными храмами.

С XIII века на этом месте, называемом Андреевской горой, возводилось множество деревянных, а затем каменных церквей, стертых с лица земли временем, природными катаклизмами, войнами и пожарами. А первый храм, посвященный апостолу, был возведен в 1690 году и простоял недолго. В 1724 году на его месте был установлен большой деревянный крест.




История киевской Андреевской церкви

Андреевская церковь должна была стать частью будущей Киевской резиденции императрицы Елизаветы, состоявшей из храма и Царского дворца, спроектированных одним из выдающихся зодчих XVIII столетия - придворным архитектором Ф.-Б. Растрелли. Непосредственно самим строительством Андреевской церкви руководил талантливый российский И. Мичурин.

Закладка первого камня в фундамент будущей церкви, на которой присутствовала коронованная особа, состоялся осенью 1744 года. Так как место строительства располагалось на холме, подмываемом подземными водами, предварительно были проведены большие работы по их отводу, а также сконструирован массивный каменный ленточный фундамент (стилобат), который планировалось совместить с двухэтажными покоями священников и папертью.

Для осуществления замысла Растрелли к выполнению проекта были привлечены лучшие специалисты. К примеру, чугунные украшения фасадов и плиты пола отливались на заводах Тулы, а детали иконостаса и иконы были заказаны Петербургским мастерам.

В августе 1767 года церковь была освящена, но императрица Елизавета до этого дня не дожила. Впоследствии царский двор перестал интересоваться судьбой Андреевской церкви.




Архитектурный шедевр

В плане помещение церкви имеет форму креста. Центральный купол оригинальной формы окружают 4 изящные башни с меньшими главами на вершинах. Первоначально купола имели небесно-голубую окраску, но в ходе реставрационных работ в 70-е годы XX столетия их цвет был заменен на благородный малахитовый.

В соответствии с творческой манерой Ф. -Б. Растрелли, пышность декора нарастает снизу вверх, завершаясь великолепием рельефных деталей маковок и бани. Благодаря этому здание церкви кажется легким и стройным.

Стены храма богато украшены вычурной позолоченной лепниной и деталями из бронзы, обрамляющие французские окна-люкарны. Ко входу ведет широкая чугунная лестница, которая до XIX века была деревянной.

Во внутреннем убранстве храма особо выделяется великолепный иконостас пурпурного цвета, на фоне которого золоченые карнизы и пилястры выглядят особенно эффектно. Неизменно восхищают чудесные росписи свода и иконы в роскошных рамах.

За годы своего существования здание Андреевской церкви неоднократно получало повреждения от оползней, затоплений, ударов молнии, ураганных порывов ветра. Многочисленные реставрации негативно отразились на ее архитектуре. Только после нахождения в 1974-1979 годах чертежей Растрелли храм снова обрел задуманные его создателем внешние архитектурные формы и большую часть внутреннего убранства.

Андреевская церковь не одно столетие вызывающая всеобщее восхищение своей изысканной самобытностью, без сомнения была и остается редким примером гармоничного слияния природного ландшафта и архитектуры созданной человеческим гением.