Сепаратная денежная реформа и блокада Берлина – начало раскола Германии. Берлинский кризис Экстремизм – крайняя форма традиционализма

До 70-х гг. XIX в. в Германии не было единой денежной системы, свыше 20 государств и княжеств имели различные виды денежных систем. Основаны они были в первую очередь на серебряном монометаллизме, лишь в Бремене был золотой талер. Остальные денежные единицы (фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты) базировались на параллельной и двойной системах биметаллизма, т.е. в обращении были золотые и серебряные монеты, а стоимость между золотом и серебром устанавливал рынок или государство. Кроме того, в обращении находились также банкноты и бумажные деньги.

Политическое объединение немецких земель и образование в 1871-1873 гг. Германской империи привело к созданию единой денежной системы, основанной на золотом монометаллизме: была введена новая денежная единица - рейхсмарка с золотым содержанием в 0,358423 г чистого золота.

С началом Первой мировой войны были отменен золотомонетный стандарт и прекращен размен банкнот Рейхсбанка на золото. Денежная система Германии стала главным источником финансирования войны. Во время и особенно после войны активно использовалась бумажно-денежная эмиссия, что вызвало гиперинфляцию в стране: осенью 1923 года объем бумажных денег в обращении достиг 496 квинтиллионов марок, а рейхсмарка обесценилась в 1,6 трлн. раз по сравнению с довоенным уровнем. В 1924 году была проведена денежная реформа: новая рейхсмарка обменивалась в соотношении 1:1 трлн. старых. Был введен золотодевизный стандарт, что означало установление валютной зависимости Германии от стран-победительниц: новая рейхсмарка обеспечивалась на 40% золотом и иностранной валютой.

В период мирового денежно-кредитного кризиса 1929-1933 гг. золотодевизный стандарт в Германии был отменен и установлена система неразменных кредитных денег.

В годы Второй мировой войны денежная система Германии была занята ее финансированием. Законом 1939 года было введено новое покрытие банкнот Рейхсбанка - казначейские векселя. Во время войны количество денег в обращении возросло с 10,4 до 73 млрд. марок, т.е. более чем в б раз. Кроме того, на оккупированных территориях были выпущены оккупационные марки в объеме 84 млрд. марок.

После войны в экономике Германии царил хаос, территория, как и Берлин, была разделена на 4 оккупационные зоны (американская, английская, французская и советская). 21 июня 1948 года западные оккупационные власти провели сепаратную денежную реформу, поделившую (экономически) Германию на две части. В соответствии с реформой была введена новая денежная единица - немецкая марка (Дойче Марк). Право обмена одному человеку старых марок на новые было следующим: в пределах 60 марок обмен производился в соотношении 1:1, а остальные - в соотношении 10:1. В таком же соотношении были переоценены вклады в кредитных учреждениях, причем половина из них была затем зачислена на блокированные сче­та, 70% которых потом аннулировали. Таким образом, в целом переоценка денег была произведена в соотношении 6,5 новых марок к 100 старым. В мае 1949 года после принятия Конституции ФРГ в стране в соответствии с требованиями Бреттон-Вудской системы был установлен золотодолларовый стандарт, курс немецкой марки к доллару составил 3,33 марки за доллар США.

28 сентября 1949 года в период массовой девальвации валют немецкая марка также была девальвирована, ее курс был снижен до 4,20 марки за доллар США. В 1953 году ФРГ вступила в Международный валютный фонд (МВФ), который исходя из этого паритета зафиксировал золотое содержание марки в 0,211588 г чистого золота. В 1976 году МВФ отменил золотые паритеты, и немецкая марка потеряла связь с золотом. В стране установилась система не разменных на золото кредитных денег. Таким образом, до введения евро в 2002 году денежной единицей ФРГ являлась немецкая марка, которая состояла из 100 пфеннигов. В обращении находились банкноты Бундесбанка достоинством в 1000; 500; 200; 100; 50; 20; 10; 2 и 1 марку, а также монеты в 10; 5; 2 и 1 марку, 50; 10; 5; 2 и 1 пфенниг.

Наличный и безналичный оборот

Большую роль в регулировании денежного обращения в Германии сыграла антиинфляционная денежная политика Немецкого федерального банка, основная цель которой - обеспечение стабильности валюты. Данная цель была определена Конституцией страны и законами о Немецком федеральном банке 1957 и 1992 гг.

В соответствии с этим с 1975 года в ФРГ проводилось таргетирование, т.е. центральный банк устанавливал денежные ориентиры изменения показателей налично-денежной массы и затем кредитными рычагами регулирует находящуюся в обращении денежную массу. Так, в 1996 году денежный ориентир был установлен в пределах от 4 до 7% по агрегату М3, и денежная масса по этому агрегату возросла с 1257,7 до 1315,9 млрд. марок в течение 1996 года, или на 4,6%.

В 1995 году были установлены такие же пределы колебания денежной массы, однако и в первом и в четвертом кварталах они были превышены и составили соответственно 12% и 8,1%. Это объяснялось главным образом сильным ростом числа сберегательных вкладов и вкладов до востребования. На 1997 и 1998 гг. совет Немецкого федерального банка установил денежные ориентиры в пределах от 3,5 до 6,5%.

8 марта 1996 года во Франкфурте-на-Майне - крупнейшем финансовом рынке Германии на базе электронно-вычислительного центра EAF создано новое поколение EAF-2, представляющее собой более экономичную и менее рискованную систему расчетов. В 1996 году через систему EAF/EAF-2 было произведено около 19 млн. полностью автоматизированных перечислений на сумму свыше 153 410 млрд. марок, т.е. в среднем ежедневно 614 млрд. марок.

В сентябре 1996 года Бундесбанк в «Информационном письме о Европейском валютно-экономическом союзе» выступил с инициативой создания европейской автоматизированной системы расчетов ТАРГЕТ, в связи с чем центральные банки ЕС начали работу с Европейским валютным институтом по осуществлению данного проекта. В четвертом квартале 1996 года, центральные банки и Европейский валютный институт обсуждали также вопрос об участии в системе ТАРГЕТ центральных банков ЕС, не входящих в валютное пространство «евро», а также задачи будущего Европейского центрального банка.

Безналичный оборот ФРГ, кроме того, включает электронные деньги, которые приобретают все большее значение в национальном и международном обороте. Преимущество отдается «Ield-Karte», число которых к 1997 году достигло 58 млн. и продолжало постоянно расти.

В годовом отчете за 1996 год Бундесбанк отмечал, что расширение действия электронных денег затрагивает функции центрального банка как эмиссионного, валютного и расчетного центра, а также как участника надзора за деятельностью кредитных учреждений. Причем, отмечал далее Бундесбанк, эта тенденция характерна и для национальных и для мировых рынков, а также для Европейского валютного института и Банка международных расчетов в Базеле, который представляет собой центр 10 центральных банков.

Валютное положение Германии накануне введения евро

Платежный баланс Германии, который определяет валютное положение страны, сводился почти постоянно с положительным сальдо. Например, в 1996 году активное сальдо платежного баланса составило 34 626 млн. марок, что стало результатом активности внешнеторгового баланса (98 588 млн. марок). В то же время негативное воздействие на платежный баланс оказали услуги (52 327 млн. марок) и переводы (54 870 млн. марок). Баланс движения капиталов был сведен с положительным сальдо в 20 891 млн. марок.

В результате длительной активности платежного баланса золотовалютные резервы Бундесбанка к началу 1997 года составили 116 642 млн. марок, в том числе золото в сумме 13 688 марок. Активность платежного баланса и высокие золотовалютные резервы обеспечили прочные позиции марки на мировом рынке. Немецкая марка, первая из западноевропейских валют, получила полную обратимость 29 декабря 1958 года.

Сравнительно низкие темпы инфляции, почти стабильный платежный баланс и устойчивое валютное положение в условиях длительного запрета на производство и покупку вооружений стимулировали внешнеторговую экспансию концернов Германии и неоднократную ревальвацию марки.

Так, в рамках Бреттон-Вудского соглашения были проведены ревальвации марки в 1961 года на 5% к доллару США, в 1969 году - на 9,3%, в 1971 году - на 13,57%. Ревальвации марки ФРГ были проведены также в 1973 и 1976 гг., но не к доллару США, поскольку произошел крах Бреттон-Вудской системы, а к специальным правам заимствования - СДР.

Немецкая марка заняла господствующее положение в Европейской валютной «змее» (1971 год), на основе которой в 1979 году была создана Европейская валютная система. Почти ежегодно в ее рамках проводится ревальвация марки. На долю марки приходится 33% «корзины» ЭКЮ. В связи с этим Европейскую валютную систему (ЕВС) часто называют «зоной марки».

Внешняя стоимость немецкой марки к валютам ЕВС характеризовалась следующими данными (в 1972 году - 100):

  • французский франк - 212,3;
  • итальянская лира - 541,4;
  • голландский гульден - 111,9;
  • бельгийский и люксембургский франк - 148,5;
  • австрийский шиллинг - 97,3;
  • испанская песета - 422,3;
  • датская крона - 175,9;
  • финская марка - 235;
  • ирландский фунт - 282,6;
  • португальское эскудо - 1198,4.

Внешняя стоимость немецкой марки с 1972 года по август 1997 года возросла также по отношению к доллару США (на 74,9% и к английскому фунту стерлингов (на 156%), но снизилась по отношению к японской иене (на 67%) и швейцарскому франку (на 69%), что повысило конкурентоспособность товаров Германии на рынках этих стран.

С 1 января 1999 года была реализована программа третьего этапа Маастрихтских соглашений и введена новая валюта в Европе «евро», немецкая марка, 50-летие которой отмечалось в июне 1998 года уступила свое место этой новой денежной единице.

По материалам книги "Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова" - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 622 с.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ

До 70-х гг. XIX в. в Германии не было единой денежной системы, свыше 20 государств и княжеств имели различные виды денежных систем. Основаны они были в первую очередь на серебряном монометаллизме, лишь в Бремене был золотой талер. Остальные денежные единицы (фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты) базировались на параллельной и двойной системах биметаллизма, т.е. в обращении были золотые и серебряные монеты, а стоимость между золотом и серебром устанавливал рынок или государство. Кроме того, в обращении находились также банкноты и бумажные деньги.

Политическое объединение немецких земель и образование в 1871-1873 гг. Германской империи привело к созданию единой денежной системы, основанной на золотом монометаллизме: была введена новая денежная единица – рейхсмарка.

С началом Первой мировой войны были отменен золотомонетный стандарт и прекращен размен банкнот Рейхсбанка на золото.

В 1924 г. был введен золотодевизный стандарт, что означало установление валютной зависимости Германии от стран– победительниц: новая рейхсмарка обеспечивалась на 405 золотом и иностранной валютой.

В период мирового денежно-кредитного кризиса 1929-1933 гг. золотодевизный стандарт в Германии был отменен и установлена система неразменных денег.

После Второй мировой войны в экономике Германии царил хаос, территория, как и Берлин, была разделена на четыре оккупационные зоны. 21 июня 1948 г. западные оккупационные власти провели сепаратную денежную реформу, поделившую 9экономически) Германию на две части. В соответствии с реформой была введена новая денежная единица – немецкая марка.

В мае 1949 г. после принятия Конституции ФРГ в стране в соответствии с требованиями Бретон-Вудской системы был установлен золото-долларовый стандарт, курс немецкой марки к доллару составил 3,33 марки за доллар США.

В 1976 г. в стране установилась система не разменных на золото кредитных денег. В настоящее время денежная единица Германии является немецкая марка, которая состоит из 100 пфеннигов.

Проблемы мирного урегулирования в Центральной Европе (1945-1949 гг.). Возникновение двух германских государств (стр. 65-119)

1. Срыв западными державами Потсдамских решений в западных зонах оккупации и последовательное претворение их в жизнь советской стороной в своей зоне (стр. 66-83)

2. Обсуждение германских дел на международных встречах представителей четырех держав (стр. 83-104)

3. «Берлинский кризис» и завершение западными державами раскола Берлина и Германии (стр. 105-119)

Подготовка западными державами сепаратной денежной реформы (стр. 107-109)

Одним из важнейших средств, которое могло способствовать полному расчленению Германии и Берлина и послужить одновременно предлогом для завершения и формального провозглашения сепаратного западногерманского государства, западные державы рассматривали проведение сепаратной денежной реформы.

Советская сторона последовательно и настойчиво выступила за проведение единой денежной реформы во всех зонах, считая, что немцы должны принять в ней активное участие, и [стр. 107] настаивала на создании для этой цели общегерманского финансового департамента и центрального немецкого эмиссионного банка. Стремясь решить этот чрезвычайно важный для немцев вопрос на согласованной с западными державами основе, советские представители были готовы принять американское предложение о печатании новых денежных знаков в Берлине при условии осуществления единой денежной реформы немецкими финансово-банковскими органами под наблюдением Контрольного совета.

Однако, несмотря на все усилия советской стороны, достичь соглашения о проведении единой денежной реформы в Германии не удалось. Финансовый советник Клея Додж уже с 1946 г. вынашивал идею проведения сепаратной денежной реформы. Клей с серьезной миной делал в Контрольном совете вид, что якобы ищет пути, чтобы договориться об общегерманской денежной реформе, а на деле, как впоследствии признался он сам, уже в октябре 1947 г. в США начали тайно печататься (под условным названием операции «Big Dog») новые денежные знаки . 30 вагонов таких денежных знаков были в том же году доставлены в Западную Германию .

L. Clay. Entscheidung in Deutschland, S. 240.

См. В. Н. Высоцкий. Западный Берлин и его место в системе современных международных отношений. М., 1971, стр. 138.

На закончившемся в Лондоне в начале июня 1948 г. совещании западные державы окончательно приняли решения об экономическом и политическом расколе Германии, создании сепаратного западногерманского государства, его будущей политической структуре. Вслед за этим они провели в июне 1948 г. в своих зонах оккупации сепаратную денежную реформу. Тем самым была создана одна из решающих предпосылок для превращения оккупационных зон трех западных держав в сепаратное западногерманское государство.

Планам раскола Германии и возрождения германского милитаризма была подчинена и политика западных держав в берлинском вопросе. В течение 1945-1947 гг. в западных секторах Берлина из городского самоуправления были изгнаны антифашисты, созданы сепаратные экономические органы, деятельность которых все больше подменяла работу Общеберлинского магистрата. Постепенно в западных секторах было введено особое судопроизводство, организована своя полицейская служба и другие сепаратные органы. Одновременно западные державы шаг за шагом дезорганизовывали работу Межсоюзнической комендатуры в Берлине. 23 июня сепаратная денежная реформа была распространена на западные секторы Берлина. Вслед за экономическим расколом города был осуществлен и его [стр. 108] политический раскол. После демонстративного отказа американского коменданта полковника Хаули обсуждать стоявшие на повестке дня комендатуры вопросы 16 июля 1948 г. она прекратила свою работу.

Все это, в частности сепаратная денежная реформа, которая угрожала дезорганизацией экономики в советской зоне, заставило советскую сторону в целях ограждения интересов советской зоны и ее населения от пагубных последствий политики западных держав принять соответствующие контрмеры, в том числе усилить контроль на границе с западными секторами Берлина и на коммуникациях, связывающих их с Западной Германией. Однако одновременно было заявлено о готовности советской военной администрации сделать все необходимое, чтобы не пострадали интересы западноберлинского населения, в частности обеспечить снабжение Западного Берлина необходимыми товарами.

Хотя меры советской стороны носили ответный и защитный характер и были введены временно, западные державы подняли шумную пропагандистскую кампанию об «усилении агрессивности Кремля», о «блокаде Берлина» и т. п.

В ответ на полностью оправданные и законные действия СВАГ они спровоцировали так называемый «берлинский кризис». Под предлогом, что западные секторы Берлина блокированы и их жителям угрожает голод, военными властями западных держав был создан между ними и Западной Германией «воздушный мост».

Цель всей этой акции заключалась в том, чтобы обострить международную обстановку и под ее покровом форсировать создание сепаратного западногерманского государства и подготовку почвы для сколачивания агрессивного Североатлантического блока. Таким образом, летом 1948 г. положение в Берлине и в Германии в целом все больше осложнялось. Создалась чрезвычайно острая обстановка. Над городом и Германией нависла реальная угроза завершения западными державами раскола, над миром - опасность серьезного международного конфликта. [стр. 109]

Кризис назревал давно, со времени разделения Берлина на 4 сектора. Непосредственным прологом к нему стало проведение западными державами в своих оккупационных зонах сепаратной денежной реформы. Реформа была нужна, так как Германия была завалена абсолютно обесценившимися рейхсмарками. СССР выступал за проведение реформы во всех зонах одновременно, путем создания общегерманского финансового департамента и центрального эмиссионного немецкого банка.

Как пишет в своих мемуарах Л. Клей, с октября 1947 г. в США начали тайно печататься новые немецкие марки и к концу того же года 30 вагонов новых денежных знаков были в условиях большой секретности доставлены в Западную Германию. Готовились к проведению денежной реформы и в советской зоне, но американцы сработали оперативнее. Сепаратная денежная реформа в западных зонах и распространение ее 23 июня 1948 г. на западные секторы Берлина резко обострили обстановку в Германии. Поток обесцененной валюты грозил хлынуть в советскую зону, вызвать инфляцию и дезорганизацию экономики. В качестве защитной меры СВАГ объявила о запрещении ввоза в советскую зону, а соответственно, и в Берлин, как старых, так и новых «западных» марок. В советской зоне была срочно введена своя марка.

В ночь с 23 на 24 июня 1948 г. советские войска начинают блокаду Западного Берлина, отрезав связывавшие его с Западной Германией железнодорожные, водные и автомобильные пути. Прекратилось снабжение города электроэнергией и продовольственными товарами из советской зоны. Маршал Соколовский открыто заявил, что эти «технические трудности» будут иметь место до тех пор, пока США, Англия и Франция не откажутся от своего проекта создания «трех-зонного правительства». Оккупационные власти Тризонии ответили контрмерами, запретив западногерманским фирмам торговлю с советской зоной.

Итак, в Германии появились две валюты, сложились «двойные» цены, разрушались основы свободного передвижения населения и товаров, разрывались традиционные экономические связи. Сталин посчитал введение в обращение немецкой марки в западных секторах Берлина удобным поводом для блокады, а затем и для присоединения западной части города к советской зоне оккупации. Ведь Западный Берлин был анклавом внутри советской зоны, отстоявшим от ближайшей точки английской зоны на 260 км. Но одним из основных мотивов блокады (как в дальнейшем, и при возведении стены в 1961 г.) стали прозападные настроения многих восточных немцев.

Пропаганда стран Запада начала массированную атаку против «агрессивных намерений» СССР. В правящей элите США нашлись люди, которые выдвинули лозунг «Берлин стоит войны!». В штабе генерала Л. Клея строились планы прорыва блокады с помощью танков. По указанию министра обороны США Дж. Форрестола в Англию были срочно переброшены 90 бомбардировщиков дальнего радиуса действия. Им же была вынесена на рассмотрение действующим президентом США Г. Трумэном инициатива по использованию атомного оружия для разрешения Берлинского кризиса. Трумэн не поддался атомному психозу, но 20 июля 1948 г. он твердо заявил, что союзникам нельзя отказываться ни от Западного Берлина, ни от создания западногерманского государства.

Конфронтационное мышление тогдашних лидеров -- Сталина и Трумэна, а также их союзников -- толкало всех на поиск военных путей разрешения конфликта. На блокаду Западного Берлина советскими войсками Запад ответил неординарно -- созданием «воздушного моста». На протяжении 318 дней, до 12 мая 1949 г., снабжение Западного Берлина обеспечивалось по воздушному мосту, организованному США и Англией. Это была эффективно действующая Система, по которой транспортными самолетами в Западный Берлин было переброшено около 1,5 млн т продовольствия, медикаментов, стройматериалов, угля и много другого.

Всего было осуществлено 195 тыс. рейсов. В среднем через каждые 3 минуты в Западном Берлине приземлялся самолет западных союзников. На Пасху 15-16 апреля 1949 г. был устроен демонстративный «пасхальный парад», когда американские и английские самолеты взлетали беспрерывно. В течение 24 часов они совершили 1344 рейса и доставили в Западный Берлин 12 тыс. т грузов.

Конечно же, западноберлинцы с нетерпением ждали эти рейсы. Однако преодоление блокады с помощью воздушного моста в историографии часто изображается односторонне -- как успешная и героическая акция, которая спасла жителей Западного Берлина от голода, то есть как моральная победа Запада. Весьма распространена и точка зрения, согласно которой именно советская блокада развеяла последние сомнения западных стран относительно необходимости создания западногерманского государства.

Однако здесь возникает ряд вопросов: кто больше виноват в Берлинском кризисе 1948 г. -- СССР или Запад? Почему ни советскими, ни западными политиками не были использованы более адекватные в той ситуации меры? В результате блокады Берлин оказался в центре мировых интересов, проблемой начал заниматься Совет Безопасности ООН. 12 мая 1949 г. по приказу советского руководства блокада была снята. Но до сих пор неизвестна ее настоящая цель: или принуждение союзников к общей политике в германском вопросе или -- как сказал Сталин своим собеседникам Пику и Гротеволю -- изгнание союзников из Берлина.

Но Берлинский кризис обострил до предела международную ситуацию, стал одним из первых крупных кризисов холодной войны. Он ясно показал, что США и их союзники не могут изменить политику СССР в Восточной Германии, а СССР не может повлиять на политику, проводимую США и их союзниками в Западной Германии. Возник тупик, и последними логическими шагами, которые предопределили раскол Германии, стали создание СССР и его союзниками Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г., а в апреле 1949 г. Организации Североатлантического договора (НАТО) под эгидой США.

Таким образом, одной из главных предпосылок раскола Германии стала «холодная война». Хотя формально союзники и не отменяли решений, принятых в Потсдаме, но на деле в каждой зоне проводилась политика, отвечавшая геополитическим интересам Вашингтона, Лондона, Парижа и Москвы.

Определенную роль в расколе Германии сыграла и формирующаяся немецкая политическая элита западной и восточной зон оккупации. И та, и другая прекрасно понимали, что вывода оккупационных войск и свободных демократических выборов в обозримом будущем не будет. Обе хорошо осознавали, что они «не поместятся» на одном политическом пространстве единой Германии. Так, в общем-то, и произойдет в 1990-м г., ну а в конце 1940-х гг. одна часть политической элиты западных зон начинает ориентироваться на идеи «Объединенной Европы»; другая -- на идеи возрождения рейнского сепаратизма. Приверженцами «европеизма» были известные ученые и политики: философ Карл Ясперс (1883-1969), историк Ханс Ротфепьс (1891-1976), лидер ХДС Конрад Аденауэр, один из лидеров социал-демократии Карло Шмид (1896-1979)и др.

Еще в мае 1945 г. крупный немецкий промышленник Ф. Тиссен и некоторые другие «рейнские политики» опять выдвинули идею создать из части Западной Германии небольшое «независимое Рейнское государство» под покровительством Франции. Надо сказать, что К. Аденауэр от этого «второго рождения» рейнского сепаратизма сразу дистанцировался. Свою прозападную и федералистскую позицию, которой он придерживался до конца, Аденауэр сформулировал уже 5 октября 1945 г., заявив в одном из интервью, что лучше всего было бы как можно быстрее образовать из трех западных зон федеративное государство и тесно связать его с экономикой Франции и Бельгии.

Опять заявил о себе и баварский сепаратизм. Так, в программе Баварской партии, которая была принята в июне 1949 г., фигурировало требование создания «самостоятельного, жизнеспособного баварского государства». В 1947-1948 гг. обсуждалась и идея «нейтрализации Германии» под эгидой ООН.

Немецкая политическая элита советской зоны в массе своей была воспитана в правоверном коммунистическом духе, мыслила категориями мировой революции, находилась в постоянном страхе перед сталинскими репрессиями и единую Германию могла представлять только «советской социалистической республикой». Но, поскольку в условиях оккупации западной части страны англо-американо-французскими войсками это было невозможно, видела свою номенклатурную выгоду в создании на востоке Германии «первого немецкого государства рабочих и крестьян».

Сепаратная денежная реформа и блокада Берлина – начало раскола Германии.

Классификация консерватизма и либерализма (Белл).

Экстремизм – крайняя форма традиционализма.

Либертализм – человек единоличный хозяин своей жизни, может делать с ней всœе, что захочет, пока не вмешивается в жизнь других.

Общество – механизм из индивидов, упор на индивида. Крайняя форма – анархолибертализм. Максимальная свобода рынка.

Либерализм .

К. XIX-начало XX – рубеж эволюции традиционного либерализма. Он эволюционирует в сторону позитивной роли государства.

Кризис 1929-1933 – кризис традиционного либерализма. Включение в либерализм кейнсианства. Традиционно к либералам относят ХД (Италия), ШНП (Швейцария), СВДП (ФРП). Сейчас либералы делают упор на государство благосостояния.

1. Либеральные консерваторы – свобода рынка и право отдельного индивида распоряжаться своей жизнью

2. Консервативные консерваторы

3. Либеральные либералы – большие расходы на гос. программы, защита прав и свобод человека

4. Консервативный либерал – смешанная экономика.

14. Политическое и социально-экономическое развитие Великобритании в 1945-1979-х гᴦ. XX в.

Итоги IIМВ двойственные:

· Потери в 3 раза меньше, чем в IМВ

· Военные действия не территории Великобритании не велись

· Небольшое падение производства

· Вырос внешний долг

· Потеряна часть торгового флота

· Ухудшилась связь с колониями

· 1/3 убитых рыбаки и моряки

· Распалась правящая коалиция

1945 – выборы, консерваторы – Черчилль ʼʼДекларация политики мистера Черчилляʼʼ

Лейбористы – программа реформ, государство всœеобщего благосостояния при расширении гос. регулирования.

Премьер-министр – Клемент Эттли

16. Политическое и социально-экономическое развитие ФРГ в серединœе 40-х 50-х годах.

Широкие массы населœения деморализованы. Германия разделœена на 4 зоны оккупации.

Берлин поделœен на 4 сектора. Для управления страной создан четырехсторонний Союзный контрольный совет и зональные администрации.

Их задачи:

· Денацификация

· Демилитаризация

· Демократизация

· Декартелизация

Низкий уровень промышленного производства.

1945 – 12% от уровня 1936ᴦ.

Процветание черного рынка. Германия превращалась в общество примитивного натурального обмена.

Массы немецкого населœения были выселœены с территорий, отошедших к Польше, из Судет и Венгрии => сельская местность перенаселœена.

Г. Моргентау (министр финн. США) и Р. Ванситарт (брит. политик) – превратить Германию в аграрное государство, ослабить как противника США и Англии.

Единомышленники Трумэна – сохранение достаточно сильной Германии – взяли верх.

Франция хотела максимального ослабления Германии. В стране объявлен ʼʼполитический карантинʼʼ.

1946 – восстановление КП Германии.

СДПГ – О. Гротеволь. Воссоздана в 1945ᴦ.

ПЦ взяла курс на создание новой организации, основанной на биконфессиональной базе –ХДС. К.Аденауэр – председатель ХДС британской зоны.

1946 – в Баварии появляется ХСС, ʼʼсодружествоʼʼ с ХДС.

1947 Аленская программа ХДС . Требования ʼʼсоциализацииʼʼ ключевых отраслей промышленности, соучастия рабочих в управлении предприятиями.

1947 – во Франкфурте-на-Майне образовано ʼʼРабочее содружествоʼʼ трех зон.

1949 – Федеральный союз германской промышленности.

Объединœение немецких профсоюзов – Г.Бёклер.

Выборы в ландтаги 1946-1947гг:

ХДС/ХСС – правительства в 6 землях

СДПГ – правительства в 5 землях

В первые послевоенные годы было неясно, кто возьмет верх: консервативные или демократические силы.

Решение Потсдамской конференции – ликвидация монополистических структур германской экономики. 1946 – ʼʼОпекунское соглашениеʼʼ (Англия) во главе с Г.Динкельбахом. Под его контролем находились декартелированные шахты и металлургические заводы Рура. Некоторые концерны взяты под контроль оккупационных властей, а впоследствии возвращены прежним владельцам.

Аграрная реформа. Ограничена. Малая доля земли отдана переселœенцам.

Не была последовательно проведена денацификация. Ее осуществляли те же судьи и прокуроры, что служили при Гитлере.

1945-1946- суровая зима, США предлагают создать общегерманский экономический орган.

1 января 1947 – двухзональное экономическое объединœение Бизония (Англия и США). Французская зона присоединилась в 1949 году.

5 июня 1947 – обнародован план Маршалла. США боялись, что в условиях лишений и нищеты населœение повернется к коммунизму.

В магазинах появилось продовольствие, почти исчез черный рынок, деньги снова имели значимость.

В ответ в советской зоне введена своя марка => обострение проблемы Берлина.

24 июня 1948 – советские оккупационные власти блокировали всœе желœезнодорожные, шоссейные и водные пути, ведущие с запада к Берлину.

СЩА и Англия ответили воздушным мостом.

Май 1949 – советское руководство сняло блокаду Берлина, т.к. она не умела успеха и западные товары всœе равно поступали в Берлин.

Осень 1948 – образован Парламентский совет из представителœей ландтагов (по требованию западных держав). Представлял не всю Германию. Задача – Конституция. Рассматривалась временной и была названа Основным законом . США, Англия и Франция оставляли за собой право контроля над внешней политикой и внешней торговлей Германии - ʼʼОккупационный статутʼʼ. Контроль над Руром – особый международный комитет.

14 августа 1949 – первые выборы в бундестаᴦ. ХДС/ХСС – 139 мандатов, СДПГ – 131 мандат, СвДП (Свободная демократическая партия) – 52 мандата͵ Баварская партия – 17, Немецкая партия – 17, КПГ – 15.

Сепаратная денежная реформа и блокада Берлина – начало раскола Германии. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сепаратная денежная реформа и блокада Берлина – начало раскола Германии." 2017, 2018.