Ударные слова в точках перемены ритма примеры. Ударение. Вопросы для самопроверки

Хотите откровение? Любой, даже самый посредственный текст, можно сделать читаемым взахлеб. И сделать это очень просто. Секрет кроется всего в одном слове: ритм. В этом месте Вы уже должны быть достаточно заинтригованы, чтобы устроиться поудобнее и сконцентрировать внимание на статье. Что ж, не будем откладывать. Сегодня я познакомлю Вас с одним очень мощным орудием копирайтера, которое реально наполняет тексты жизнью и делает их гораздо более простыми и удобными для восприятия. Готовы? Тогда поехали.

Что такое ритм текста

Вы наверняка часто сталкивались с понятием ритма в музыке (тыц-тыц-ты-ды-дыц) или в танце (квик-слоу-квик-квик-слоу). У каждого текста тоже есть свой ритм, и он может быть либо динамичным, либо монотонным.

Возьмем для наглядного примера музыку. Когда ритм монотонный, нас клонит ко сну. Когда музыка живая, мы, наоборот, находимся «в тонусе». С текстом все то же самое. Когда текст монотонный, то он утомляет читателя и справляется со своей задачей гораздо хуже.

Давайте я продемонстрирую это на примере монотонного “канцелярского” текста.

В соответствии с данным пунктом договора исполнитель не имеет права использовать материалы по своему усмотрению, вне зависимости от формы представления данных материалов (печатном, электронном, сканированном виде и др.). В случае нарушения исполнителем данного пункта договора, исполнитель обязуется выплатить заказчику компенсацию в размере 200% суммы, оговоренной в Приложении А к настоящему договору. При этом заказчик может выдать исполнителю письменное разрешение на использование отдельных фрагментов материалов, указанных в п.2.1.3, и только в этом случае исполнитель имеет право использовать вышеупомянутые фрагменты по своему усмотрению, если иное не указано в письменном разрешении заказчиком.

Абзац получился большой, но в нем всего 3 предложения. Эти предложения достаточно увесистые и примерно одинаковой длины.

А теперь давайте рассмотрим еще один пример.

Я думал как большинство. Я искренне полагал, что существует “волшебная таблетка”, которая сделает меня богатым и счастливым. Но я ошибся. Всеобщее заблуждение привело к тому, что я скупил все курсы по успеху от известных коучей. Но результата это не дало. Никакого. Я читал, проникался, но ничего не делал и, само собой, ничего не получал. Как можно было быть таким наивным?! Даже обидно.

Немного научного подхода

Если взглянуть на упрощенные рисунки ритмов каждого текста, то получится следующая картина.

Упрощенный рисунок ритма первого и второго текстов.

Первый текст можно сравнить с монотонным покачиванием лодки на волнах. Большинство людей от такого расслабляются, сладко зевают и засыпают. Аналогичным образом дело обстоит и с текстами.

Обратите внимание: в первом случае предложения длинные, но даже если они будут короткие, и при этом одинаковые, рисунок ритма все равно будет монотонным и утомляющим.

Рисунок второго ритма больше похож на шторм: никогда не знаешь, откуда ударит волна, и какой она будет. В итоге такой ритм всегда держит читателя «в тонусе». Это важно по двум причинам:


  1. Снижается вероятность того, что читатель устанет и прекратит чтение.

  2. Внимание читателя при перемене ритма концентрируется по-новой, и он воспринимает информацию лучше.

Другими словами, когда у Вас ритм текста постоянно изменяется, то Ваш текст читают дольше и внимательнее. Следовательно, текст гораздо лучше справляется о своей задачей: продает, убеждает, информирует.

Формирование ритма текста

Теперь, когда значимость ритма осознана, самое время разобраться, как его формировать. Здесь все просто. Смотрите:

Предложения делятся по своей длине условно на три группы:


  1. Маленькие (1-4 слова)

  2. Средние (5-10 слов)

  3. Большие (11-23 слов)

Если предложения больше 23 слов, их лучше упрощать или разбивать на более мелкие.

При формировании ритма Вы просто чередуете предложения и разных групп, не допуская 3-кратного (и более) повтора одной группы. В итоге на выходе у Вас динамичный текст, простой и удобный для восприятия. При этом не забываем об особенностях публикации текстов в соответствующей среде: (интернет, печатная реклама и т.д.).

Секретная техника: ударные слова в точках перемены ритма

Эта техника гораздо сильнее и сложнее, чем просто чередование ритма. Детально я ее описывать в этой статье сегодня не буду, может, остановлюсь на ней более подробно в следующих материалах. Подпишитесь на обновления блога, чтобы ничего не пропустить.

С помощью этой техники вызывается особый словесный резонанс. На практике это позволяет даже самый скучный и посредственный текст превратить чуть ли не в бестселлер. Утрированно, конечно, но потенциал у этой техники действительно очень большой. Суть ее заключается в размещении ударных слов (тех, на которые падает интонационное ударение) в точках перемены ритма. При такой расстановке слов внимание и концентрация читателя на тексте максимальны.

Этим приемом часто пользовались авторы знаменитых детективов: Агата Кристи, Джеймс Хедли Чейз, Артур Конан Дойл, а также многие русские классики. К слову, именно поэтому многие копирайтеры читают не только профессиональную, но и художественную литературу.

Резюме

Итак, если Вы хотите, чтобы Ваши тексты луче решали поставленную перед ними задачу, избегайте монотонного ритма. Для прокачки навыков размещения ударных слов читайте художественную литературу русских и зарубежных классиков.

И пусть Ваши тексты решают поставленную задачу!

Кроме сегментных, в речевом потоке выделяются суперсегментные единицы. К ним относятся ударение и интонация.

Ударение – это выделение какими-то средствами одного из слогов в слове. В зависимости от того, с помощью какого средства выделяется слог, различают следующие типы ударений:

1. Музыкальное ударение – слог выделяется изменением высоты тона ударного гласного (в сербском, китайском, литовском)

2. Силовое (динамическое) ударение – ударный слог выделяется большой силой выдоха. Таким традиционно считается русское ударение.

3. Количественное (долготное) ударение – ударный слог выделяется продолжительностью гласного (в русском, немецком языках).

Ударение выполняет основную функцию цельнооформленности слова, то есть объединяет звуки в единый звуковой комплекс – слово, хотя может выполнять и смыслоразличительную функцию: пи’ли – пили’, о’кна – окна’, про’пасть – пропа’сть.

Типы ударения.

1. словесное ударение

2. фразовое (синтагматическое)

3. выделительное:

а) логическое;

б) эмфатическое

Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные – безударные. Словесное ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова. С помощью ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое – фонетическое слово. Ударение главным образом характеризуют гласные, но ударным является весь слог, который или произносится с большей силой или выделяется своим качеством.

Фонетическая природа ударения.

Фонетических средств, которыми в любом языке может характеризоваться ударный слог, четыре:

1. длительность

Всякий ударный гласный, как показал Л.В. Щерба, длиннее первого предударного

в полтора раза. Однако длительность является только одним из основных, но не

единственным свойством русского ударения.

2. сила звука , с помощью которой выделяется ударный слог. Силовое ударение является физиологическим результатом усиления мускульного напряжения, что отражается акустически на общей громкости звука.

3. качество гласного , которое может быть абсолютным его признаком и состоит в том, что гласный произносится ясно и четко, что придает ему акустически особый тембровый характер.

4. высота тона , выделяющая ударный слог. Такое ударение носит название музыкального. В русском языке словесного музыкального ударения нет.

Место ударения в слове.

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему. Такое ударение называется свободным.

1. смыслоразличительная;

2. цельнооформленность.

При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте; такое ударение называется неподвижным формообразовательным : делать, делаю, делаем, делаете, делал и т.д.

В русском языке большая часть слов имеет неподвижное ударение.

В словах с подвижным формообразовательным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Например: рука, руки, руки, ручной и т.д.

Подвижность ударения внутри одной морфемы встречается очень редко: дерево,

деревья; колос, колосья; озеро, озёра.

Фразовое ударение объединяет слова в одну синтагму, чаще всего оно падает на второе слово: Роняет лес / багряный свой убор//

Серебрит мороз/ увянувшее поле//

Логическое ударение – это выделение во фразе слова, важного в смысловом отношении.

Фразовое ударение может совпадать с логическим, а может и не совпадать: ДАЙТЕ мне книгу – Дайте МНЕ книгу – Дайте мне КНИГУ.

Интонация

Это вторая суперсегментная единица. Это ритмико-мелодическая сторона устной речи, служащая средством выражения синтаксической связи между словами и частями фраз и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания.

Компоненты интонации:

1. Мелодика

6. Интенсивность

7. Сила звучания в речи отдельных слов.

Интонация передает коммуникативное предназначение предложения, высказывания: Дождь идет. Дождь идет? Дождь идет!

Мелодика

Если наблюдать за уровнем речи, то заметно изменение основного тона звучания во фразе.


Вы были в кино? Вы были в кино? Вы были в кино?

Виды тона: ровный, с небольшим понижением к концу фразы

восходящая (повышения)

нисходящая (понижения)

восходяще-нисходящая

нисходяще-восходящая

Мелодика оформления предложения по цели высказывания: повествовательная – ровная с небольшим повышением к концу фразы; вопросительная восходящая, нисходящая восходяще-нисходящая; побудительное – разные виды мелодики.

Тембр речи

Это окраска речи. Она зависит от эмоционального состояния говорящего (гнев, радость). Тембр оформляет предложения по эмоциональной окраске (восклицательное-невосклицательное).

Темп речи

Темп речи – скорость протекания речи (быстро, медленно, средний темп, очень быстро). От темпа зависит количество звучащей информации в единицу речи.

Ритм речи

Ритм речи. Это чередование ударных и безударных слогов (долгих и кратких). Особенно важен для поэтической речи.

Паузы.

Это перерывы в речи. В процессе говорения говорящий произносит не сплошной набор звуков, а постоянно делает паузы. Паузы облегчают процесс общения, помогает передать смысл сказанного. Как он уехал? Как/ он уехал!?

Речевые паузы по длительности неодинаковы. Длительные паузы помогают в устной речи отделить друг от друга. Менее длительные паузы прозводят внутрифразовое членение речи.

Век живи/век учись. Еще менее длительные паузы производят внутрисинтагматическое членение

Дух мнимого превосходства чужд людям / хорошо воспитанным // стремление показать / что ты выше кого-нибудь/признак бестактности/душевной невоспитаннсти.

Внутрифразовое членение – выделение речевых тактов-синтагмов.

Паузы помогают отличить одну фразу от другой при тождестве слов.

Женя чувствовала / сестра просто так не уступит.

Женя / чувствовала сестра / просто так не уступит.

Интенсивность

Это сила произношения, которая связана с усилением или ослаблением выдоха. Важную роль играет в ораторском искусстве, при общении с большой аудиторией.

Изменение силы звучания отдельных слов в речи.

В потоке речи слова произносятся не с одинаковой силой. Во фразе одно слово имеет усиленное ударение. Фразовое ударение обычно находится в конце фразы. В синтагме также есть ударение, оно меньшей силы, чем фразовое, и также чаще всего находится в конце синтагмы. В потоке речи бывает еще и логическое ударение, оно выделяет самое важное по смыслу слово.

В процессе общения составные элементы интонации взаимодействуют друг с другом, и от этого интонация может изменяться. Интонация бывает законченной и незаконченной. Законченная интонация – в конце фразы. Внутрифразовая интонация – незаконченная.

Если враг не сдается / его уничтожают //

Незаконченная интонация имеет несколько функций: оформляет предложение по цели высказывания, оформляет эмоциональную окраску.

Функции перечислительной интонации.

1. Перечислительная (в однородных членах);

2. Бессоюзная;

3. Сопоставительная (в бессоююзном предложении сопоставительного типа); Чем уже круг, тем уже наши мысли.

4. Обусловленности (в бессоюзном предложении на границе); Лес рубят-щепки летят.

5. Пояснительная (при обобщающих словах и в бессоюзном предложении); Перед нами стоит задача убрать урожай без потерь.

6. Инттонация вводности или выделения Однажды,это было осенью, мы отправились в поход.

7. Звательная (при обращении).

Таким образом, интонация помогает правильно высказать и понять мысль. Интонация – это единица, средство устной речи. На письме она тесно связана со знаками препинания, но полного тождества нет. Я оглянулся и, увидев приближающуюся машину, побежал. Но в большинстве случаев знака препинания и интонация совпадают.

Истинная любовь к народу немыслима без любви к языку // Языку мы учимся с детства / и должны учиться непрерывно / до следующих дней своей жизни //

Фонетические слова в свою очередь делятся на слоги.

Слог – это единица фонетического членения речи. Слог – наименьшая произносительная единица.

Существует несколько теорий слога.

1. Эспираторная теория определяет слог как звукосочетание, произносимое одним выдыхательным толчком.

2. Сонорная теория определяет слог как сочетание более звучного звука с менее звучным, вершиной слога является гласный.

3. Теория мускульного напряжения определяет слог как группу звуков, произносимых одним импульсом мускульного напряжения речевого аппарата.

Теория мускульного напряжения Л.В. Щербы. С артикуляционной точки зрения слог не делим, т.к. произносится одним импульсом мускульного напряжения речевого аппарата при этом выделяются:

1. сильноначальные согласные (примыкают к началу гласного) год

2. сильноконечные согласные (в конце примыкают к гласному) в ол я

В современном языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И. Аванесовым.

Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком речевого выдоха, это отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью.

По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. Звучность – это слышимость звука на расстоянии. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный – слоговой звук, остальные – неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, [и] может быть и неслоговым: юбилей [йу-би-лей]. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают самые звучные из согласных – сонорные.

По степени звучности можно обозначить: гласные – 4, – 3,5, сонорные – 3, звонкие шумные согласные – 2, глухие согласные – 1.

Основной закон строения слога – это закон восходящей звучности. В слоге звуки расположены от менее звучного к более звучному. Граница слогораздела находится в месте наибольшего спада звучности. Слогораздел – это реальная или потенциальная граница между слогами.

Ка-пля пра-вда бо-чка спу-стить

14 134 134 224 24 114 114 1141

Принципом восходящей звучности обусловлен ряд особенностей слогораздела.

1. один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к следующему гласному: [за-ро-дыш];

2. группа интервокальных согласных отходит к следующему гласному, если она состоит из

а) шумных согласных: [ку-пцы];

б) сонорных согласных: [ва-лна];

в) начинается шумным и заканчивается сонорным согласным: [су-кно]

3. [й] и сонорный согласный отходит к предшествующему слогу: [тай-га], [кан-в’эрт].

Слогораздел и правила переноса слова с одной строки на другую могут не совпадать. Правила переноса строятся на нескольких принципах, и перенос слова по слогам – это только один из этих принципов. Так, слово сестра может быть перенесено тремя способами: се-стра, сес-тра, сест-ра , а слогораздел в этом слове один: [с’и-стра].

Слогораздел связан и с морфологическим членением слова: он зависит от стыка морфем и характера этого стыка, т.е. приходится ли слогораздел на стык приставки и корня, корня и суффикса.

Типы слогов.

1. по конечному звуку:

открытые закрытые

(гл.) (согл.)

2. по начальному звуку:


прикрытие неприкрытые

(согл.) (гл.)

3. по отношению к ударению

ударные безударные

а – слог, открытый, неприкрытый, безударный;

ктер – слог, закрытый, прикрытый, ударный.

Логика устной речи – развивает умение доносить мысль в звучащей речи. Владение логикой речи дает возможность передавать в звучании мысли автора, заключенные в тексте, помогает организовать текст, чтобы точно и осмысленно воздействовать на зрителя.

В основу правил логического чтения текста положены особенности русской интонации и грамматики русского языка.

Произнося какой-либо текст, мы стремимся к тому, чтобы он был, прежде всего, понят адресатом, дошел смысл высказывания . Смысл высказывания это первичная логика текста, заложенная в интонировании. В письменной речи функцию интонирования выполняют знаки препинания. Они позволяют читателю понять первичную логику, уровень смысла текста. В этом разделе мы будем говорить только о первичной логике смысла, так как существует еще уровень значения текста – это подтексты, образы, скрытые не проявленные мысли автора. Пунктуация на письме в устной речи заменяется приемами голосового интонирования. Существуют определенные законы и правила устной речи, правила интонирования знаков препинания, которые усваиваются носителями языка вместе с языком. Когда мы говорим свой текст, мы не задумываемся над тем, где надо поставить паузу или повысить голос. Свой текст – это наша мысль, вербально озвученная. Логика этой мысли нам понятна, и наша интонация следует этой логике. Сложнее приходиться с чужими текстами, логика которых внутренне нами не присвоена. Учителю в своих уроках часто приходится использовать чужие тексты: читать отрывки из художественной литературы, публицистики, документов и т.д. Эти привнесенные тексты выступают как аргументы в речи учителя, и хотелось бы, чтобы их смыслы были понятны ученикам. Знание логических законов устной речи поможет педагогу наиболее эффективно применять цитирование авторских текстов, сделать их понятными и убедительными для ученика.

Речевые такты и логические паузы. Их выделение в звучащей речи.

Смысл любого текста понимается нами не из отдельных слов, а из групп слов, которые называются речевыми тактами (звено, синтагма). Деление текста на речевые такты необходимо для оформления мысли, это способ организации устной речи, при котором максимально передается смысл высказывания. Слова в предложении группируются вокруг подлежащего, сказуемого, обстоятельств и т.д., образуя смысловые группы. Речевые такты могут состоять из одного или нескольких слов, дополняющих или относящихся к подлежащему, сказуемому и т.д., могут представлять собой законченную мысль или только часть мысли. Все слова в речевом такте произносятся слитно, на одном дыхании. Иногда речевой такт представляет собой законченную мысль. Значительно чаще оно является лишь частью мысли.

Речевые такты отделяются друг от друга логическими паузами соединительными и разделительными. Обычно, знаки препинания указывают на необходимость паузы, но логических пауз в предложении может быть гораздо больше, чем знаков препинания. Логические паузы имеют большое значение для точности передачи мысли, и могут выражаться в виде просто остановки – пауза остановки , а могут быть выражены в виде изменения тона голоса – интонационные паузы . Эти изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное разнообразие речи. При логическом разборе текста, паузы на письме обозначаются:

    / - соединительная интонационная пауза ставится между речевыми тактами или тесно связанными по смыслу предложениями. Требует повышения голоса.

«Зеленоватые волны, / взбегая на желтый песок, / сбрасывали на него белую пену».

    // - более длительная соединительно-разделительная пауза остановки. Тоже требует повышения голоса.

«Зеленоватые волны, / взбегая на желтый песок, / сбрасывали на него белую пену, // она с тихим звуком таяла на горячем песке, / увлажняя его».

    /// - разделительная пауза остановки ставиться между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками. Требует понижения тона.

«С этими словами он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. /// Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распечатал письмо».

    ‘ – люфтпауза (воздушная) для добора воздуха. При помощи люфтпаузы выделяется смысловое слово, на которое хотят особо обратить внимание.

Обязательные логические паузы, не отмеченные знаками препинания :

    Логическая пауза ставится между группой подлежащего и группой сказуемого, если подлежащее не выражено местоимением. В простых нераспространенных предложениях, которые состоят из подлежащего и сказуемого, пауза не нужна.

- «Притихшие ученики / слушали внимательно».

- «Они слушали внимательно».

- «Ученики слушали».

- «Идет дождь./ Колокол звонит./ Пришла Маша».

    Между двумя подлежащими и двумя сказуемыми перед соединительным союзом «И», «ДА», разделительным союзом «ИЛИ», «ЛИБО».

- «Елена распечатала письмо / и прочла».

- «Полное разорение / да нищета царили вокруг».

- «Им оставалось погибнуть / либо сдаться на милость победителя».

    В инверсированных предложениях. В русском языке обычный, прямой порядок слов в предложении таков: подлежащее перед сказуемым, определение перед определяемым словом, дополнение после слова, к которому оно относится. Нарушение прямого порядка слов называется - инверсией (обратным порядком, перестановкой), а предложение с нарушением порядка слов - инверсированным .

В инверсированных предложениях требуется иная расстановка логических пауз, чем в предложениях с прямым порядком слов.

Предложения с прямым порядком слов:

1 2 3 4 5

Вид городка / открывался за ближайшим курганом.

1 2 3 4 5

Продуктовый обоз / прибыл в конце недели.

Логическая пауза ставится на границе между группами подлежащего и сказуемого. При перестановке слов в этих фразах выделились пояснительные слова при глаголе, уточняющие место и время действия ("за открытым окном"), а подлежащее и сказуемое оказались в одном речевом такте.

Инверсированные предложения:

4 5 3 1 2

За ближайшим курганом / открывался вид городка.

4 5 3 1 2

В конце недели / прибыл продуктовый обоз.

Иногда в инверсированных предложениях не только изменяется место логических пауз, но и появляется необходимость в дополнительной паузе.

Предложение с прямым порядком слов :

1 2 3 4 5 6

Наш попутчик / занял место у окна не случайно.

Инверсированное предложение :

6 1 2 3 4 5

Не случайно / наш попутчик / занял место у окна.

    На месте пропущенного слова, которое подразумевается и легко может быть восстановлено, требуется логическая пауза. Эта пауза необходима вне зависимости от того, имеется ли в тексте знак тире, указывающий обычно на такой пропуск. Длительность паузы зависит от протяженности пропущенного слова или слов.

- « Во всем доме / тишина».

- «Идет направо - / песнь заводит,

Налево - / сказку говорит».

    На пояснительных словах при глаголах. Если имеется несколько групп пояснительных слов при глаголе, уточняющих место, время действия, то даже при отсутствии запятых каждая такая группа отделяется от следующей паузой.

- "Однажды осенью / я возвращался из Бахчисарая / в Ялту / через Ай-Петри».

- «Хаджи Мурат / прожил неделю в укреплении / в доме Ивана Матвеевича».

    Паузами и ударением выделяется слово, произносимое иронически, с обратным смыслом.

- «День выдался / на редкость / «удачным»».

    Паузами и ударением выделяется цитата или название.

- «На двери / висела табличка /«Контора / Рога и копыта»».

Психологические паузы

Кроме логических пауз, передающих логико-грамматический смысл фразы, существуют психологические паузы . Она не подчиняется законам логического чтения текста, а относятся к области словесного действия. Психологические паузы не подчиняются грамматике и логике, а зависит от исполнительских задач, эмоционально интерпретирует текст. Логическая пауза пассивна и бездейственна, она служит уму, а психологическая пауза богата внутренним содержанием, она дает мысли жизнь. На письме такая пауза может быть обозначена многоточием.

Виды психологических пауз:

    пауза припоминания,

    пауза умалчивания,

    пауза волнения,

    пауза напряжения

«Весной 19… (психологическая пауза припоминания) 14-го года он гостил у нас в имении» (И.Бунин «Холодная осень»)

«Я никого не люблю и … (психологическая пауза волнения) уже не полюблю». (А. Чехов «Дядя Ваня»)

«Жена его… (психологическая пауза умалчивания) впрочем, они были совершенно довольны друг другом». (Н. Гоголь «Мертвые души»)

Паузы, поставленные не на свое место, разрушают смысл высказывания. В то же время, психологические паузы, умышленно поставленные неправильно, дают определенную трактовку образа. Если пауз слишком много, речь становится прерывистой, рубленной, появляется многоударность, которая несвойственна живой речи. Речь утяжеляется, становится сложной для восприятия, так как выделяются не только главные слова, а и второстепенные. Поэтому очень важно правильно определить место логических и психологических пауз.

Хотите откровение? Любой, даже самый посредственный текст, можно сделать читаемым взахлеб. И сделать это очень просто. Секрет кроется всего в одном слове: ритм. В этом месте Вы уже должны быть достаточно заинтригованы, чтобы устроиться поудобнее и сконцентрировать внимание на статье. Что ж, не будем откладывать. Сегодня я познакомлю Вас с одним очень мощным орудием копирайтера, которое реально наполняет тексты жизнью и делает их гораздо более простыми и удобными для восприятия. Готовы? Тогда поехали.

Что такое ритм текста

Вы наверняка часто сталкивались с понятием ритма в музыке (тыц-тыц-ты-ды-дыц) или в танце (квик-слоу-квик-квик-слоу). У каждого текста тоже есть свой ритм, и он может быть либо динамичным, либо монотонным.

Возьмем для наглядного примера музыку. Когда ритм монотонный, нас клонит ко сну. Когда музыка живая, мы, наоборот, находимся «в тонусе». С текстом все то же самое. Когда текст монотонный, то он утомляет читателя и справляется со своей задачей гораздо хуже.

Давайте я продемонстрирую это на примере монотонного “канцелярского” текста.

В соответствии с данным пунктом договора исполнитель не имеет права использовать материалы по своему усмотрению, вне зависимости от формы представления данных материалов (печатном, электронном, сканированном виде и др.). В случае нарушения исполнителем данного пункта договора, исполнитель обязуется выплатить заказчику компенсацию в размере 200% суммы, оговоренной в Приложении А к настоящему договору. При этом заказчик может выдать исполнителю письменное разрешение на использование отдельных фрагментов материалов, указанных в п.2.1.3, и только в этом случае исполнитель имеет право использовать вышеупомянутые фрагменты по своему усмотрению, если иное не указано в письменном разрешении заказчиком.

Абзац получился большой, но в нем всего 3 предложения. Эти предложения достаточно увесистые и примерно одинаковой длины.

А теперь давайте рассмотрим еще один пример.

Я думал как большинство. Я искренне полагал, что существует “волшебная таблетка”, которая сделает меня богатым и счастливым. Но я ошибся. Всеобщее заблуждение привело к тому, что я скупил все курсы по успеху от известных коучей. Но результата это не дало. Никакого. Я читал, проникался, но ничего не делал и, само собой, ничего не получал. Как можно было быть таким наивным?! Даже обидно.

Немного научного подхода

Если взглянуть на упрощенные рисунки ритмов каждого текста, то получится следующая картина.

Упрощенный рисунок ритма первого и второго текстов.

Первый текст можно сравнить с монотонным покачиванием лодки на волнах. Большинство людей от такого расслабляются, сладко зевают и засыпают. Аналогичным образом дело обстоит и с текстами.

Обратите внимание: в первом случае предложения длинные, но даже если они будут короткие, и при этом одинаковые, рисунок ритма все равно будет монотонным и утомляющим.

Рисунок второго ритма больше похож на шторм: никогда не знаешь, откуда ударит волна, и какой она будет. В итоге такой ритм всегда держит читателя «в тонусе». Это важно по двум причинам:

  1. Снижается вероятность того, что читатель устанет и прекратит чтение.
  2. Внимание читателя при перемене ритма концентрируется по-новой, и он воспринимает информацию лучше.

Другими словами, когда у Вас ритм текста постоянно изменяется, то Ваш текст читают дольше и внимательнее. Следовательно, текст гораздо лучше справляется о своей задачей: продает, убеждает, информирует.

Формирование ритма текста

Теперь, когда значимость ритма осознана, самое время разобраться, как его формировать. Здесь все просто. Смотрите:

Предложения делятся по своей длине условно на три группы:

  1. Маленькие (1-4 слова)
  2. Средние (5-10 слов)
  3. Большие (11-23 слов)

Если предложения больше 23 слов, их лучше упрощать или разбивать на более мелкие.

При формировании ритма Вы просто чередуете предложения и разных групп, не допуская 3-кратного (и более) повтора одной группы. В итоге на выходе у Вас динамичный текст, простой и удобный для восприятия. При этом не забываем об особенностях публикации текстов в соответствующей среде: (интернет, печатная реклама и т.д.).

Секретная техника: ударные слова в точках перемены ритма

Эта техника гораздо сильнее и сложнее, чем просто чередование ритма. Детально я ее описывать в этой статье сегодня не буду, может, остановлюсь на ней более подробно в следующих материалах. Подпишитесь на обновления блога, чтобы ничего не пропустить.

С помощью этой техники вызывается особый словесный резонанс. На практике это позволяет даже самый скучный и посредственный текст превратить чуть ли не в бестселлер. Утрированно, конечно, но потенциал у этой техники действительно очень большой. Суть ее заключается в размещении ударных слов (тех, на которые падает интонационное ударение) в точках перемены ритма. При такой расстановке слов внимание и концентрация читателя на тексте максимальны.

Этим приемом часто пользовались авторы знаменитых детективов: Агата Кристи, Джеймс Хедли Чейз, Артур Конан Дойл, а также многие русские классики. К слову, именно поэтому многие копирайтеры читают не только профессиональную, но и художественную литературу.

Резюме

Итак, если Вы хотите, чтобы Ваши тексты луче решали поставленную перед ними задачу, избегайте монотонного ритма. Для прокачки навыков размещения ударных слов читайте художественную литературу русских и зарубежных классиков.

И пусть Ваши тексты решают поставленную задачу!

Например:

«Ты взял яблоко?». Если мы хотим узнать, кто взял яблоко, мы выделяем слово « ты ».

Если имеются противопоставления, то и местоимение будет ударным.

Например:

«Если ты не пойдешь в гости, то и менятам не будет».

Одно из ударных слов является основным ударным словом всей фразы, остальные ударные слова выделяются в меньшей степени.

Одни слова в речевом потоке выделяются наиболее сильно, другие - слабее, третьи - слабее, четвертые могут совсем не выделяться.

Например:

«Собираясь уходить / и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал: // «если завтра приду за вами, / поедете на вокзал, / прочитать лекцию ///».

В первом такте мы выделим слово « уходить », во-первых, потому что оно стоит в конце такта, во-вторых, потому, что оно вбирает в себя смысл всего высказываемого в такте - « уходя ».

Во втором такте незначительно выделяется слово « руку » - потому что оно стоит в конце такта и, кроме того, слова « пожимая руку » означают « прощание ».

Подчеркнем в нашем примере наиболее выделяемое слово: самое ударное тремя чертами, менее выделяемое - двумя, еще менее выделяемое - одной чертой.

Получается следующее:

«Собираясь уходитьи пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал: // «если я завтра придуза вами, /поедете на вокзал/ прочитать лекцию».//

Итак, получился целый комплекс ударений - сильных, средних и слабых. «Так же как в живописи существуют тона, полутона, светотень, так точно в искусстве речи существуют целые гаммы разных степеней ударений, которые надо скоординировать так, чтобы малые ударения не ослабляли, а, напротив, сильнее выделяли слово, чтобы они не конкурировали с ним, а делали одно общее дело по строению и передаче трудной фразы». (Слова К.С. Станиславского, цитируемые по книге М. Кнебель «Слово в творчестве актера»).

То же самое мы наблюдаем при ударении звука в слове.

Например:

В слове « кабинет » третий слог « нет » - ударный, второй « би » - предударный, первый « ка » - слабый.

Можно сказать, что степень ударения в слове различна: наибольшая на ударном слоге, средняя - на предударном, меньшая - на слабом.

Иногда ударение настолько незначительно, что гласный звук вообще выпадает, не произносится (в слове « папоротник » звук [о] в третьем слоге выпадает).

Чтобы узнать, какие слова являются главными в речевом такте, можно также попытаться отбросить слова, без которых можно обойтись, и оставить как бы скелет фраз. Этот прием называется « скелетирование » текста.

Ударное слово является основным центром мысли.

Для нахождения логического центра мысли недостаточно одного разделения фразы на речевые такты - смысловые ударения в каждой отдельной фразе определяются только тогда, когда найдена связь между всеми фразами, которые объединяются одной главной темой.

В зависимости от нее в каждой фразе определяются логические центры, т.е. слова, которые раскрывают эту тему.

«Ударные слова - это только придорожные вехи, по которым находит себе верный путь к уху и сердцу зрителя логическая мысль. Не зная мысли, которую ты хочешь сказать, не найдешь «главного» слова в фразе» (Н.Горчаков «Режиссерские уроки К.С. Станиславского»).

Поэтому никогда не следует начинать работу над текстом с отыскания подлежащих или сказуемых, требующих ударений согласно правилам грамматики.

Возьмем простую фразу « Дай мне яблоко ». По правилам грамматики логическое ударение должно быть на сове « яблоко », однако могут быть разные обстоятельства, меняющие смысл фразы, и тогда центр будет меняться, например: « даймне яблоко », « дай мне яблоко ».

Упражнение:

Разбейте текст на речевые такты, расставьте паузы, ударения.

« Хождение по мукам? Нет, так будет неправильно сказать. Были, были муки. И сомнения были, холодные, колючие. И, бывало, схватывало за горло отчаяние.

Все было, но зато и минуты восторга, необыкновенного, полного счастья, когда вдруг где-нибудь на дороге, во мраке, встретишь незнакомого, но родного человека, и он распахнет перед тобой все богатства своей души, непокоренной, красивой русской души и спросит: «Как же быть, товарищ

(Б.Горбатов, «Непокоренные»).

Методические указания для осмысления выразительной, логически правильной речи.

Каждый текст, выбранный студентом, должен подвергаться логическому анализу.

Основные принципы логического анализа текста.

1. Фразы должны быть разделены на речевые такты грамматическими и логическими паузами (слова в них объединяются по смыслу).

2. В каждой фразе исполнителем должны быть четко выделены главные по смыслу слова.

3. В длинных фразах, в больших периодах группа главных слов должна отделяться от группы слов второстепенных для соотнесения отдельных частей фразы.

4. Более важные по смыслу фразы должны быть выделены (т.е. должно быть логическое соотношение фраз в целом).

5. Исходя из понимания основной идеи анализируемого произведения, следует выяснить и выделить узловые пункты всей линии действенного развития содержания.

Учащемуся нужно уметь пронести основную мысль через все фразы текста. Это главное условие овладения перспективой литературного произведения.

Чтец должен протянуть нить развивающейся авторской мысли через цепь отдельных фраз, проследить так называемую логическую перспективу каждой части произведения и всего произведения в целом от логического слова.

Овладеть логической перспективой - значит увидеть сквозь отдельные фразы развивающуюся мысль и выразить ее в звучании.

Чтобы проследить развитие мысли, нужно, анализируя отдельные предложения, установить внутреннюю связь между ними.

«Между всеми этими выделяемыми и невыделяемыми словами надо найти соотношение, градацию силы, качество ударения и создать из них звуковые планы и перспективу, дающие движение и смысл фразе». (К.С. Станиславский, собр. соч., т. 3, стр. 125).

Если мы имеем дело не с отдельными предложениями, а со связным текстом, то ударения будут располагаться в каждом предложении в зависимости от связи его с остальными.

Степень «выделяемости» слова и длительность пауз зависят от контекста.

Донесение логической перспективы дает возможность правильно донести идею произведения.