Что чувствует человек когда его обижают. Обида с точки зрения психологии. Медицинское решение проблемы обидчивости

Обида душит, обида живет в сердце, обида мучает... Обида- психологическая реакция на раздражитель, часто просто на слово или взгляд. Для людей, которые не умеют обижаться или затаивать обиду на долгое время, со стороны, длительные, черные обиды в душе другого кажутся странной заморочкой и непонятным явлением. И часто мы не понимаем, какую боль причиняем другим, как обижаем их и как такие обиды помнятся потом годами. Соседствуя друг с другом, общаясь, люди, не испытывающие обид, даже представить себе не могут, в каких состояниях может находиться очень обидчивый человек.

Я - человек не обидчивый. Нет, ну не то, чтобы меня нельзя обидеть. Конечно, если мне сделать больно, то я обижусь. Но ненадолго. Таких людей, как я, обычно называют незлопамятными. В детстве, этой моей особенности, очень удивлялась мама. Она всегда с упоением рассказывала, как я, расстроившись и разругавшись, убежав от всех на свете с обиженными воплями, уже через 10-15 минут возвращалась назад и вела себя так, как будто ничего не случилось. Мама всегда говорила, что я - очень разумный ребенок, который умеет утихомиривать свои обиды. Но она ошибалась - я просто их забывала. Не через силу воли, а просто потому, что я такой человек.

Более того, мне, через свои свойства, наоборот, всегда казалось, что все остальные люди тоже не могут долго обижаться, как и я. Конечно, можно вспылить, можно обидеться, но это обязательно быстро проходит. Даже если обида ну очень большая, разве можно ее таить в себе больше нескольких часов?

Моя мама, наоборот, от природы очень обидчивый человек. Мне всегда было жаль ее, потому, что много людей действительно оставляли в ее сердце раны: они говорили ей неприятные вещи, обижали ее, бросали в ее сторону недобрые взгляды. В каждом мамином рассказе, в каждом ее слове, мне тоже чудилась обида. Не за себя, за маму. Внимательно слушая ее рассказы, в моей душе тоже поднималось какое-то дикое ощущение черной обиды. Такое, которого я никогда не испытывала за себя. Когда дико обидно, до слез, до черноты, до тошноты...

Это болезненное ощущение чужой обиды, переживание за другого человека, давало мне представление о том, что же такое сильная обидчивость. Но, не удивительно, что чужие обиды я забывала еще быстрее, чем свои. Когда мама, после нескольких месяцев или лет начинала рассказывать ту же историю обиды, я обычно просто махала рукой - ох, ты еще помнишь? Она не могла избавиться от этого ощущения горькой обиды в душе.

Интересно, что никогда в жизни мне не приходил в голову вопрос: почему мама это все так четко помнит - до мелочи, до эмоции во взгляде, до слова? Я не придавала этому значения, относилась к этому поверхностно, как ко всему на свете. Может быть, думала я - она просто вспоминает эти обиды изредка. И я даже представить себе не могла, что такое состояние обиды у нее не волнообразное, а постоянное - обидчивость ее не прерывается, а душит, мучает, лежит тяжелым камнем на сердце постоянно.

Мое открытие - откуда берутся обидчивые люди?

Что такое обида, я узнала из маминых рассказов, еще, будучи очень маленькой девочкой. Но, что на самом деле значит ОБИДА, тяжелое чувство в душе, я поняла совсем недавно. По-настоящему прочувствовать это, понять человека, которого мучают обиды, я смогла только после тренинга по системно векторной психологии Юрия Бурлана . А ведь понять равно помочь.

То, что не все люди одинаковы - наблюдаемо и известно давно. Но вот в чем именно эта разница лежит, где ее корни, понять мне удалось только на тренинге. Оказывается, есть такие люди - обладатели анального вектора . У них есть определенные врожденные черты характера. Такие люди (в развитом состоянии) очень большие чистюли - женщины хорошие хозяйки, мужчин в народе по заслугам называют "мастер - золотые руки". Они же очень упорные и все любят делать до конца, до точки. От природы эти же люди обладают хорошей памятью - они могут рассказывать целые истории о своем детстве, помня все в мельчайших подробностях. Для меня, человека, не обладающего ни одной из этих характеристик, было легко узнать в них свою маму. Я - контрарный по свойствам человек, обладатель кожного вектора . Таких свойств, как у нее, у меня нет, но есть множество других: ловкость и быстрота, умение хорошо считать и мгновенно ориентироваться, где выгодно, логический склад ума. А еще - слабая память на давние события. То, что было вчера, я помню очень хорошо, а вот детство - слабовато. И не будь сегодня в интернете проекта "Одноклассники" вряд ли могла бы вспомнить своих друзей по школе даже по именам. Кожного человека тоже можно обидеть, но из-за своей слабой памяти, а также гибкой натуры, он очень быстро это забывает.

Единственное, чего кожный человек не забывает - это если его обсчитали или провернули с ним невыгодную сделку. Но это уже совсем ...

Итак, человек с анальным вектором заложник своей хорошей памяти. С одной стороны - это прекрасное свойство, которое позволяет ему выучиться и стать настоящим специалистом своего дела, помнящим множества деталей. Но в тоже время, он имеет свойство, и копить плохие воспоминания, обиды. Он их настолько ярко запоминает и, как будто бы консервирует - в точности, в мельчайших деталях помнит всю историю обиды, как будто бы она произошла не 20 лет назад, а вчера.

Читайте о том, как может ребенок часто обижаться и к чему это приводит .

Если же анальный человек обладает еще одним вектором, зрительным , то ситуация с обидами на человека в душе может быть еще более удручающей. Зрительный вектор очень эмоциональный, такой человек способен раскачиваться на своих эмоциях. Положительных, как например, радость, счастье, любовь, или же, отрицательных - в страхах. Соединившись в одном человеке, анальный и зрительный вектора, создают уникальную личность. С одной стороны - это поистине золотой человек, чистый, интеллигентный, красивый душой, но с другой стороны, очень часто, - настоящий заложник частых, сильных обид, которые выливаются в тяжелейшие, мучительные, полные горьких слез, страдания. Причем эти обиды происходят на самые обычные вещи, которым другие люди, например, вот такие кожные, как я, вообще не придают значение. Они обижаются часто, обижаются на слово или даже просто на взгляд.

Люди, которые часто и сильно обижаются, - это чаще всего обладатели двух векторов: анального и зрительного.

Недавно я была в аквапрке. Как известно, душевые в аквапарках раздельные, а вот раздевалки общие, с отдельными кабинками для переодевания. И вот я, уже переодевшись в свою одежду, стою, сушу волосы. Как всегда, голова полна своих мыслей... Досушила - повесила длинный шланг от фена на крючок. Выключить фен нельзя, он будет жужжать положенное время. Иду к своему шкафчику. Краем глаза отмечаю, что около ящичка напротив стоит мужчина в плавках и берет одежду для переодевания. В этот момент шлаг от моего фена сваливается и начинает биться об стенку. С мыслью "вот дуреха" и выражением усталости на лице, мне приходится вернуться и повесить его обратно. Решив проблему с необузданным шлангом, я возвращаюсь к шкафчику. Он, как назло не открывается, и это уже начинает меня бесить. Я злюсь. За спиной слышу голос:
- Простите, девушка, я Вас чем-то обидел?
- О чем Вы?
- Вы так на меня посмотрели! А потом куда-то убежали, с таким выражением лица! Это из-за меня?
Раньше, до тренинга по системно-векторной психологии, я бы только хмыкнула и подумала, что он идиот. А, возможно, нахамила бы в ответ. Но сегодня я понимаю, что это очень чувствительный, несчастный анально-зритльный человек, который утопает в обидах. Ему очень тяжело жить, под гнетом своих обид, которые возникают от одного взгляда. И добавить ему еще одну я не хочу. Единственный способ, спасти ситуацию - это искренне извиниться перед ним.
- Что Вы, что Вы! Нет! У меня просто фен упал, я возвращалась его повесить.
Мужчина опускает голову, и я понимаю, что он не верит мне. Я буквально чувствую его обиду, которая формируется. Мне так жаль его, я не хочу, чтобы он обижался. И я всеми силами пытаюсь исправить ситуацию:
- Извините, ради Бога. У меня просто такое выражение лица всегда, как будто я чем-то недовольна. Это так получается само собой, когда я задумываюсь. Простите меня, если я Вас задела. Я даже не увидела Вас раньше, до того, как Вы со мной заговорили. Простите, извините меня.
Мужчина берет вещи и идет в кабинку для переодевания, но прежде чем ее закрыть, говорит мне:
- В любом случае, желаю Вам всего самого лучшего, хорошего дня и удач в жизни. Не обижайтесь на меня...

Проблема тех, кто окружает сильно обидчивого человека, в том, что они часто не замечают, когда обижают его словом, делом или взглядом. Мы часто болтаем что-то, не придаем значения своим словам. А потом вдруг узнаем, что оказывается, человек затаил обиду. На одно слово или взгляд - вложив в них, какие-то большие смыслы, которых на самом деле и в помине не было. Пройдет год, а может быть и 20, и только тогда нам может открыться тайна - оказывается все это время человек не просто помнил это событие, а сохранил его в памяти, как живое, и затаил обиду, горькую-черную, размер которой просто невозможно себе представить.

А ведь у людей с анальным вектором есть еще одна особенность - это склонность к жестокости. Не удивительно, что именно они не просто затаивают обиду, не просто злопамятны, они еще и мстительны. Именно люди с анальным вектором могут годами вынашивать план мести, как они опозорят обидчика, или отплатят ему такими же невыносимыми страданиями, такой же обидой. Не факт, что они воплотят этот план в жизнь. Но и не факт - что нет.

Жить в паре с таким человеком порой просто невыносимо. Если муж или жена часто затаивают обиду, это очень сложная, конфликтная ситуация. Тяжелая атмосфера, которая сохраняется в такой семье, действует на всех, в том числе, и на развитие, становление детей. Кроме того, очень часто затаенные обиды отражаются болезнями на самом человеке, который их копит. Поэтому человек, склонный к обидам, нуждается в помощи.

Не в уговорах не обижаться, а именно в настоящей, психологической помощи. Только это поможет ему справиться со своими обидами в душе.

Не живите обидами и не давайте жить обидами своим близким!

Причины обид человека лежат глубоко в подсознании. Избавить человека с анальным вектором от его горьких обид просто так нельзя. Особенно, от тех, которые живут в сердце уже долгие годы - на родителей, на братьев или сестер, на друзей, на себя...

Моя мама, помнящая обиды 20 лет, познакомившись с системно-векторной психологией, совершила удивительное открытие: оказывается, все это время она только терзала себя, нанося ущерб своему здоровью. Те же люди, на которых она обижалась, имеют другие свойства и зачастую были не виноваты ни в чем. Это именно мама вложила в их слова, в их взгляды те смыслы, на которые потом обижалась. Это прозрение помогло ей взглянуть на мир иначе и больше не зацикливаться на обидах.

Конечно, можно сочувствовать и сопереживать, как делала я в свое время с мамой. И на какое-то время, от того, что он поделится с вами, ему станет легче. Если, конечно, вы сами не являетесь обидчиком. Но, как бы там ни было, обида, гадость такая, не отпускает анального человека и уже в скором времени опять поднимается в душе настоящей чернотой, пожирающей собой все мысли анального человека. Единственный способ избавления от таких, застарелых, обид - это понимание себя, своей природы, природы своих желаний, их направленности, своей реализованности. Поэтому если у вас есть знакомый, а может самый родной человек, слишком обидчивый, не теряйте ни минуты - тащите его на тренинг по системно-векторной психологии, там его избавление. Этот же тренинг очень неплохо пройти тем, кто хочет наконец-то научиться общаться со слишком обидчивыми людьми, например, в коллективе или в семье. Как не нажить в их лице врага, как не нанести обиду - всему этому можно научиться там же, на лекции по анальному вектору по системно-векторной психологии. Тем более, что именно эта лекция абсолютно бесплатная и доступна всем желающим. Для получения доступа на нее, достаточно просто зарегистрироваться или кликнуть на этот баннер:

Данный тренинг проходят в онлайн режиме и доступен абсолютно всем в любой точке планеты. Вводные лекции, по кожному и анальному вектору, - бесплатны, все остальные - 10-12 лекций о других векторах, подаются на платной основе. Дополнительный материал, рекомендуемый после прохождения тренинга, можно черпать в статьях специалистов, которые тоже окончили данный курс и проходят практику жизнью, каждый день работая в направлении углубления своих знаний. Чтобы регулярно получать их статьи, подпишитесь на нашу рассылку в форме внизу - в каждом выпуске мы стараемся подобрать для наших читателей множество материалов на разнообразные темы.

Фото: Iakov Filimonov/Rusmediabank.ru

«Что это за девушка, если она никогда не обижается и не капризничает?» – думают некоторые мужчины и потакают женским прихотям, считая их одним их побочных эффектов близких отношений. А женская половина и рада стараться, выдумывая новые обиды. А между тем обидчивость вовсе не признак женского очарования, она свидетельствует о низком уровне эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Человек со зрелым и развитым не обладает такой чертой как обидчивость. Он склонен прощать и корректировать свое поведение, если оно кого-то задевает.

Иначе обстоит с тем, у кого эмоциональный интеллект не развит. Вот тогда на лицо и постоянная обидчивость, и плаксивость, и капризность, и т.д. Каждый из нас может и должен повышать свой эмоциональный интеллект и становиться зрелой ответственной за свои слова и поступки личностью.

Как проявляется обида

У каждого свои способы показать обиду, некоторые личности просто фору могут дать тем, кто еще не умеет обижаться, настолько изощренные она порой приобретает формы. Какие, например?

молчанка;
надутые губы;
слезы и вздохи;
ответные негативные проявления (например, отказ от помощи, прогулки, привычных ритуалов, грубость и т.д.);
мщение;
поиски доказательства справедливости;
демонстрации и публичные выступления;
привлечение дополнительных свидетелей и арбитров.

Нужно отличать ситуативную обиду , которая вызвана негативным поведением партнера и служит для корректировки его поведения и длится недолго, от . Возможно, человек не может или не хочет как-то иначе донести до партнера свое видение ситуации и разъяснить ему, что именно его огорчило и обидело. И на какое-то время надувает губы и становится в позу: замолкает, демонстративно не общается и не здоровается и т.д. Это ситуативная реакция. Она неопасна, а порой даже необходима.

Но бывает и другая ситуация. Когда обида приобретает хронический характер и вызвана даже вполне адекватным поведением жертвы (именно так выглядит тот, кого накрывает чувством вины). Вот с такой обидой необходимо что-то делать. Иначе она уничтожит и ваши отношения, и ваше здоровье, и вашу личность.

Почему человек так реагирует

родом из детства, когда ребенок учился взаимодействовать с родителями, он манипулировал ими и проверял на прочность, повергая в состояние вины и добиваясь своего. Привычка достигать желаемого с помощью манипулятивного поведения в виде обиды переходит во взрослую жизнь.

Обиженый не уверен в себе, и ему хочется наказать того, кто его обидел, показать ему свою истинную ценность, заставить быть внимательным, проявить заботу и любовь. Человек с адекватной самооценкой никогда не будет выманивать внимание и оценку с помощью манипуляций, вроде обиды. Они ему не нужны, потому что он знает себе цену и не унижает себя обидами.

Незрелый в эмоциональном плане человек не знает, как правильно реагировать на неадекватное поведение партнера, на его обидные слова, решения и т.д. И предпочитает замыкаться в себе и раздувать пожар из искры и щепки. Как правило, резкие слова близких нас людей срываются с губ в минуты эмоциональной усталости, от нехватки обратной связи, от скуки, от невозможности сказать прямо то, что нас волнует. То же самое и с обидой, всегда легче обидеться, чем добраться до истоков беспокойства и развеять туман взаимного непонимания. Так реагирует тот, кто не научился коммуникации, не хочет утруждать себя эмпатией или толерантностью. Ищет легких путей в общении. А в итоге получает осложнения, стоп-общение и множество других негативных последствий вплоть до одиночества.

Это проявление инфантилизма, то есть неспособности брать на себя ответственность за свою жизнь и ожидания, что ее возьмет на себя кто-то другой. Обиды возникают из неоправданных ожиданий, придуманных идеальных отношений и других фантазий об окружающих людях.

Это проявление нарциссизма, повышенной любви к себе, желание поставить себя во главу угла и быть пупом земли.

Никому не нравится быть виноватым, и он всячески избегает этого состояния. И если поначалу старается исправиться, то при постоянном применении обиды в качестве средства коммуникации, люди психологически отодвигаются от того, кто вгоняет их в чувство вины, расстаются с ним и ищут более комфортных объятий.

Как справляться с обидой

Обида разрушает людей и человеческие отношения. И с ней надо бороться. Как?

Не копить ее. Стараться сразу и по возможности корректно разрешать все конфликты. «Для этого нам придется пойти на унижение!» – так думают некоторые люди и с упорством, достойным лучшего применения, стараются стоять на своем и отворачиваться, закрываясь в свою раковину. И пилят, пилят опилки, а заодно и свою нервную систему. Но разъяснение обстановки ничего общего не имеет с унижением. Наоборот, способность отпускать обиды и исключать их из своей жизни – проявление высокого уровня эмоционального интеллекта.

Избегать . Обиды возникают там, где кто-то что-то недоговаривает и реагирует спонтанно, порой сам себе не умея объяснить причины своих поступков. Если приобрести хорошую привычку объяснять друг другу причины своего недовольства, то обижаться не придется. Всегда лучше сказать чего ты хочешь, что тебе нравится или не нравится, чем надувать губы и ставить другого человека в неудобное положение виноватого.

Думать о других. Ставить себя на место другого человека и пробовать понять его поведение. Когда больше думаешь о другом, не остается времени на жалость к себе и накопление негатива.

Развивать эмоциональный интеллект.

Н.И. Поздняков

Введение

В Священном Писании и святоотеческом наследии большое внимание уделено борьбе против грехов, наиболее опасным и коварным из которых является гордость. Если человек более или менее успешно преодолевает в себе чревоугодие, блудную страсть, сребролюбие, печаль, гнев, уныние и даже тщеславие – его подстерегает грех гордости. Проявления гордости многоаспектны: это и превознесение себя и своих дел выше прочих, и пренебрежение, презрение по отношению к другим людям, и морализаторство, стремление поучать, и неспособность признавать свои ошибки, и упорство в собственных заблуждениях, и неумение просить прощение, и многое другое, в частности – обиды на ближних.

Исследование чувства обиды (обиженности) и вообще обидчивости как качества души человека весьма актуально, интересно и полезно. Во-первых, несмотря на то, что обида – одна из древнейших проблем, она не потеряла остроты до наших дней. Во-вторых, обида – это не просто чувство, это целая гамма чувств, своеобразное психофизиологическое и душевное состояние, отличающееся устойчивостью и длительностью. В-третьих, во многих случаях, особенно в бытовой и нецерковной практике, обиды расцениваются как обычное, весьма распространённое и вполне нормальное явление. Более того, некоторые люди считают обиду началом формирования характера, вырабатывания воли, развития чувства чести и личного достоинства человека, толчком к самореализации. Разрушительное же начало, содержащееся в обиде и, подобно невидимой радиации, разъедающее душу человека, обычно не принимается во внимание. Или даже считается полезной «прививкой» для поддержания «психологического иммунитета», по ложному принципу: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть» (!)

В-четвёртых, при кажущейся простоте святоотеческой духовной практики во многом остаётся сложным и открытым вопрос о правильном анализе и рассуждении при поиске способов преодоления обид, о правильном их разрешении с точки зрения христианской нравственности вообще и православной психологии в частности.

В-пятых, вопрос важен именно в наше время ещё и потому, что нынешняя идеология через средства массовой информации (СМИ) усиленно культивирует многие ложные ценности, которые являются питательной средой и катализатором всевозможных обид. Всячески раздуваются: корпоративная честь, ложно понимаемое «достоинство» личности, самореализация любой ценой, «правила игры», «права человека», индивидуализм, потребительские инстинкты и рыночная психология. Многочисленные отступления и нарушения этих искусственных правил и догм, частое несоответствие их друг другу, постоянная борьба вокруг них порождают систему непрерывных обид, невротизирующих общество и разделяющих людей.

«Немирный дух, поразивший в последние годы как общество в целом, так и множество отдельных его членов, пытается сегодня, как бы узаконить некоторые, ставшие привычными, грехи против ближнего: мстительность, осуждение, недоверие, недоброжелательность, ненависть» .

Люди верующие более устойчивы, но обиды мешают и им, потому что не дают правильной молитвы, для которой необходимы:

  • внимательность и искренность,
  • сокрушение о своих грехах и покаянное смирение,
  • примирение со всеми и прощение всех обид.

Православие сегодня вновь становится стержнем духовной жизни общества, оказывающим влияние на облик России, её традиции и уклад жизни. Сегодня 75% молодежи признает православие основой русской культуры. Более 58% молодых людей не согласны с тем, что для России будет лучше, если влияние русской православной церкви уменьшится. Важно понимать, что таково мнение россиян в возрасте от 15 до 30 лет, являющихся будущим российского общества.

8% участников исследования отнесли себя к воцерковленным православным, 55% – к невоцерковленным православным. 33% молодых людей, вне зависимости от вероисповедания, заявили о положительном отношении к Русской Православной Церкви и лишь 4% – об отрицательном.

Причина вреда – в самолюбии. Святые отцы вырывали из сердца этот продукт гордыни, а светское искусство, наоборот, всячески взращивает и культивирует его под благовидными вывесками «гордости» и «чести». «Погиб поэт! – невольник чести», – а ведь здесь Лермонтов не вполне точен: если в жизни Пушкин и бывал иногда «невольником чести», то кончина его была истинно христианской, в покаянии и всепрощении.

Другой известный пример – из песни: «Мужчины, мужчины, мужчины к барьеру вели подлецов!» Звучит вроде бы красиво. А если разобраться по существу – это их самих влекли к барьеру гордыня и жажда мести. И где гарантия, что на дуэли восторжествует справедливость?

И ещё об одном следует помнить: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (), – это относится не только к добрым делам, но и к злым. Значит, не просто с огнём, а с геенским пламенем играет тот, кто оскорбляет человека: «А кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» (). Оскорбляя человека, оскорбляют Бога, и дело возмездия уже не в руках обиженного, а выше: «Мне отмщение, и Аз воздам» (). После такого обетования не должно сердце давать место обидам.

Клевета также возмущает мир нашей души, она основана на лжи, раздувании недостатков, искажении и перетолковывании добрых дел и качеств в дурную сторону. Наибольшую опасность представляет не фантастическая ложь, а правдоподобная клевета, умело увязанная с ситуацией и характерными чертами очерняемого человека, причём не важно с какими – положительными, отрицательными или нейтральными. Пытаясь опровергнуть измышления в свой адрес, человек тратит массу энергии, ума, нервов, добиваясь в итоге мизерного результата, а чаще всего – обратного эффекта.

В отношении клеветы архимандрит пишет: «У северных народов был обычай: когда у человека долго не заживала рана, гноилась, в ней появлялись черви, то эту рану давали лизать псам. Псы своими языками вылизывали её, и рана быстро очищалась. Так клеветники устами своими очищают наши души от грязи и от гноя грехов» .

Замечания – это не оскорбления, но и к ним мы бываем нетерпимы. Даже если замечание по сути справедливо, нас коробит сам факт замечания, его форма, его «тон», да и вообще – «кто бы делал замечания, на себя посмотри!». Тем не менее, мы и сами делаем другим замечания, любим замечать непорядок у других. Как здесь не вспомнить вновь Нагорную проповедь Спасителя, где говорится о сучке в глазе чужом и о бревне в собственном!

Важно помнить: мы охотнее всего делаем другим замечания и укоры по поводу именно тех грехов, которые нам самим свойственны. И наоборот, как сказал В. Гюго: безупречный не упрекает, ему просто незачем упрекать, он живёт на более высоком духовном уровне: он прощает. А прощает он по двум причинам: во-первых, имеет любовь к ближнему, во-вторых, сознаёт своё собственное несовершенство.

4.3. Проявление пренебрежения, презрения, усиленного внимания к другому

Читая святоотеческую литературу, почти совсем не встречаем эти понятия, разве что иногда говорится о презрении к врагу рода человеческого. Прикасаясь же к искусству светскому или просто живя в современном обществе, тотчас видим целый клубок страстей, где презрение, пренебрежение сплошь и рядом ведут к переживаниям и драмам.

Человек ставит вас ниже себя, не считается с вами, пренебрегает вашим мнением. Довольно редко это выражается открыто, обычно мы чувствуем скрытое пренебрежение, отчего не менее обидно. Пренебрежение выражается в форме равнодушия, холодности, отчуждения, предпочтения другого, а не вас, в невнимании к вашим делам. «Вот, полчаса холодности терплю», – обижается Чацкий на Софью; «Свою прочитал, а мою даже не разрезал», – горько досадует Треплев на Тригорина в пьесе «Чайка» А.П.Чехова.

«Когда меня не почтили, не оценили, чего-то лишили или унизили, то я в душе возмущаюсь и осуждаю людей, которые не хотят почитать моего идола – моего «я». Сам я ему поклоняюсь и поэтому считаю, что вправе ждать того же от окружающих» .

Классический пример – притча о блудном сыне. Но не о нём самом здесь речь – о его старшем брате. Услышав в доме веселье и узнав причину (возвращение младшего брата), «он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка» (). Почему же не обрадовался старший сын вернувшемуся в отчий дом брату, почему обиделся? Потому что место в сердце, свободном для радости, уже заняла расторопная зависть, а радости и зависти не ужиться вместе .

Характеру самолюбивому, склонному к зависти, трудно выносить внимание к кому-либо другому, а не к нему. Возвратившийся блудный сын явился радостью для отца и серьёзным испытанием для брата, который тут же продемонстрировал весь набор греховных состояний обиженности: 1) гордость, потому что «пение и ликование» не в его честь; 2) гнев – «он осердился и не хотел войти»; 3) осуждение – «этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами»; 4) зависть – «ты заколол для него откормленного телёнка». К этому можно добавить и неуважение к отцу, и отсутствие братской любви (он говорит не «мой брат», а «этот сын твой»), и стремление придать обиде некий «социальный» вес: «чтобы мне повеселиться с друзьями моими».

Нам тяжело переносить чужое пренебрежение, оттого что мы имеем очень завышенную самооценку, ни на чём не основанную (разве что на гордости). Пусть получил человек какое-то образование – это ещё ни о чем не говорит. Весь вопрос – как учился и чему научился. Допустим, делает какое-то дело – вытачивает гайки или пишет романы, так опять вопрос: может быть, зря, в убыток работает или просто себя тешит? Никто от его труда как будто счастливым не становится. Гордиться-то и нечем! Понятно, что и отчаиваться не стоит, потому что Бог зря жизнь не даёт, но «перетряхнуть» своё самолюбие, свой гонор, перевести взгляд со своих интересов на нужды других людей очень душеполезно.

Ведь нас обижает не только пренебрежение к нашей персоне, но также и невнимание к нашим занятиям и увлечениям. У нас, например, все стены завешаны картинами – а гость ноль внимания! Мы любим поговорить о рыбалке, а знакомый пришёл и весь вечер твердит о своей машине, – тоска! Поэтому особенно приятно, если кто-то разделит наши восторги именно по поводу нашего увлечения. Добрая половина (если не больше) практических советов Д. Карнеги основана именно на такой льстивой тактике. В данном случае возможная обида предотвращается лестью – но доброкачественно ли такое «лечение»?

4.12. Обида на обижаемого

Мирская гордость, среди многообразных проявлений, иногда доказывается и обнаруживается гневом на того, кому сделана несправедливость, и ожиданием, чтобы он сам умолял о прощении — сравнительно редкий, но вернейший признак гордости , т.е. мы обижаемся на реакцию обиженного нами же человека, причём совсем не обязательно эта реакция бывает агрессивная или неприязненная по отношению к нам – но мы всё равно недовольны, считая эту реакцию «неправильной», «неадекватной». Например, мать грубо выговорила сыну за малую провинность, он обиделся и замкнулся, а она, усматривая в этом неповиновение и враждебность, распалилась в гневе и обиде ещё больше: «Ишь! Обиделся! На кого обижаешься? На мать обижаешься?!». Это и обида на обиженного, и пример взаимной обиды. Довольно распространена и другая, более тонкая, ситуация: обидчик ждёт от своей жертвы обычного ответного раздражения, злобы, и готов вести войну далее – и вдруг в ответ ни слова, смирение и доброта! В одном ироническом стихотворении А.К. Толстого по этому поводу есть очень верное замечание: «Добра за зло испорченное сердце – ах! не простит». Слова Дмитрия Карамазова также могут быть в какой-то мере пояснением: «Она мне простить не может, что я её благородством превзошёл». Очень показателен в этом отношении рассказ А. Платонова «Юшка», герой которого своей кротостью вызывал злобу у обывателей.

Обида на обижаемого – признак сильной, развитой гордости и одновременно – указание на то, что сама гордость — явление сложное, подчас очень изощрённое. Если, например, в обиде на нечуткость видна «гордость-превозношение», то поводом обиды на обижаемого может быть своеобразная «гордость-зависть», пожалуй, наиболее страшная и саморазрушительная для личности.

Можно с большой долей вероятности предположить: в таких случаях чувство зависти обижающего происходит от интуитивного или явного осознания того, что обижаемый не такой как он, что обижаемый морально выше него. Казалось бы, надо радоваться, что Господь посылает обидчику такого человека – но нет, гордость не позволяет! Прояснить ситуацию может честный ответ на вопрос самому себе: так что же конкретно он мне сделал такого, на что я обиделся? Однако надо признать, что часто человек, находящийся в состоянии обиды на обижаемого, просто не способен задать сам себе такой вопрос или, находясь в сильном раздражении и считая себя правым, не считает нужным задумываться об этом.

В упоминавшемся уже рассказе А. Платонова «Юшка» подобная ситуация развивалась таким образом: «У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или по двору на ночлег, взрослый человек говорил ему: «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?» И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его» .

5. Пути к преодолению обиды

Можно и дальше продолжать многочисленные примеры причин всевозможных обид, но надеемся, что указаны всё же основные – по «степени тяжести». Учтём и то, что, как правило, в «чистом» виде чётко определённых причин обид не бывает, чаще всего какой-либо повод вызывает целый комплекс обид, каждая из которых отталкивается от своей конкретной причины, усматриваемой в первичном поводе обиженной стороной (причины, о которой, кстати, обидчик может и не догадываться).

Возьмем, к примеру, ссору бывших друзей и сослуживцев: Троекурова и старого Дубровского (А.С.Пушкин «Дубровский»). На первый взгляд, в нашей классификации этому случаю нет прямого соответствия. Однако не трудно усмотреть здесь и оскорбление (случай на псарне), и непризнание авторитета, и пренебрежение, и даже измену (старой дружбе). Как видим, настолько многообразны, изощрённы и коварны причины обид человеческих, что воистину мощным всеоружием Божиим надо обладать, чтобы противостоять всем хитросплетенным поводам для обиды. Тут нужны и «пояс истины, и броня праведности, и щит веры, и шлем спасения, и меч духовный» ().

Между тем, к сожалению, существует целый слой людей, которые просто живут обидами, они иначе не могут, потому что привыкли оперировать завышенными требованиями к другим и очень заниженными – к себе. И поскольку требования всё растут, а реализация их не наступает – возникает патологический фон обиды эгоистической натуры на всё и вся. «В ход идут известные принципы: «весь мир во зле лежит», «человек человеку – волк», «каждый умирает в одиночку» и другие подобные самооправдания. Так и хочется сказать по-простому: ну и не лежи во зле! не будь волком! не умирай в одиночку! Не послушает. Привык. Закоснел. Более того – удобно. Когда такой «обиженный» заводится в семье или коллективе, то все окружающие как-то смущаются, тушуются, чувствуют перед ним некую «вину» и неловкость, заискивают порой, в чём-то стесняют себя, уважая его «ранимость». А он-то и рад втайне, получая моральное преимущество, принимая все это как должное и укрепляясь в своей «обиженности» .

Часто приходится слышать мнение: «Ах, она такая ранимая!», «Он такой ранимый!», – иными словами, при этом молчаливо предполагается, что с нами можно и грубить, и хамить – мы, примитивные, выдержим, а вот он (или она) – структура тонкая, хрупкая, чуть что – обижается. Однако, по многочисленным наблюдениям, «ранимость» – это не что иное, как хорошо развитая обидчивость, не более того. Задумаемся: святые были «ранимыми»? Вопрос абсурдный. Прежде всего, они не были обидчивыми, они вообще не знали, что такое обида, они умели прощать – и вопрос «ранимости» даже не возникал: «Не смутихся и не возглаголах!». Можно сказать: в той или иной степени ранимы все, а вот быть необидчивыми умеют немногие.

Вообще, необидчивость – поистине дар Божий, большая редкость среди людей (мы, конечно, не говорим о патологической невосприимчивости, «толстокожести»). Например, Ф.М. Достоевский писал об Алёше Карамазове: «Обиды никогда не помнил. Случалось, что через час после обиды он отвечал обидчику или сам с ним заговаривал с таким доверчивым и ясным видом, как будто ничего и не было между ними вовсе. И не то чтоб он при этом имел вид, что случайно забыл или намеренно простил обиду, а просто не считал ее за обиду (курсив мой – Н.П.), и это решительно пленяло и покоряло детей» .

Вопрос прощения обиды и обидчика очень непростой. Часто мы говорим: «Я всё простил, но забыть не могу» или «Простить-то я простила, но забыть – сверх моих сил». Но представим себе: а что, если нам самим Господь на Страшном Суде скажет: «Прощаю, но не забуду» – будет ли это прощением? И может ли Господь так сказать? В земной жизни Иисуса Христа люди слышали только: «Прощаются тебе грехи твои», «Вера твоя спасла тебя», «И Я не осуждаю тебя», – и ни разу — что простил, но не забудет.

Что касается домашней атмосферы, можно порекомендовать следующее. Прежде всего, желательно не доводить ситуацию до возникновения обиды. И конечно, бороться с обидами в себе самом. Также важно стараться разбирать вместе с детьми причины конфликтов. Ребенок может и должен терпеть скорби – это путь всех людей, но итогом детских переживаний должен быть духовный опыт, а не разъедающие сердце обиды. «Необходимо обращать внимание детей на внутренний мир, приучать их вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного, чувствовать то, что он должен чувствовать» . И самое главное – не поощрять самолюбия, тщеславия, гордости, самолюбования. Больше заботиться о других, чем о своем «Я». И глагол «обидел» произносить о себе, покаянно, и никогда не пользоваться его возвратной формой «обиделся». Очень важной формой борьбы с обидчивостью является почти полностью утраченная сейчас атмосфера домашних бесед, семейного устного чтения, когда нравственные вопросы и коллизии прочитанного переплетаются с жизнью, обсуждаются и разбираются сообща. Не менее важна в семейном укладе привычка просить друг у друга прощение и даже такая, казалось бы, мелочь, как пожелание друг другу доброго утра и спокойной ночи.

Заключение

1. Состояние обиды в психическом смысле аномально, в духовном смысле – греховно.
2. Греховность обиды – сложная, комплексная, обязательно содержащая гордость.
3. Преодоление состояния обиды (и обидчивости вообще) – необходимость нравственной жизни христианина.
4. Преодоление обиды возможно только с помощью Божией.

Главный вывод можно сформулировать таким образом: обида – ропот на Господа, поругание образа Божия в человеке: и в самом себе, и в обидчике. Это страшная нравственная тяжесть, суровое искушение – поэтому долг христианина – не доводить отношения до обид, прежде всего не обижать человека, а свою личную обидчивость вырывать с корнем. Для этого необходимо ориентироваться в основных причинах обид, выявлять механизм действия каждой причины в себе самом и широко использовать святоотеческую духовную практику по преодолению обид, их последствий и самой обидчивости.

Список использованной литературы

1. Священник Сергий Николаев. Если тебя обидели. – М. Даниловский благовестник, 1998.

2. Добротолюбие. Т.2. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895.

3. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Апокалипсис Мелкого Греха. – СПб: СПб Благотв. общ. во имя Св. Ап. Павла, 1997.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: «Питер», 2001.

5. Архимандрит Амвросий (Юрасов). О вере и спасении. Вопросы и ответы. – Иваново: Свято-Введен. жен. мон.,1998.

6. Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В.Куликова. – СПб: «Питер», 2001.

7. Протоиерей . Нравственное богословие для мирян. – М.: изд. Донского мон., «Правило Веры», 1994.

8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: «ВЛАДОС», 1995.

9. «Сколько раз прощать брату моему…» / газета «Нечаянная радость» 26 декабря 1997. – Гатчина: изд. Павловского собора.

10. Протоиерей Вл. Свешников. Очерки христианской этики. – М.: «Паломникъ», 2000.

11. Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М.: «Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003.

12. Хорни Карен. Сбр.соч. в 3 т. Т. 3. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. – М.: «Смысл», 1997.

13. Священник Константин Островский. Жизнь равна вечности. Уроки спасения. – Красногорск: Успенский храм, 1998.

14. Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. Репр. – М.: МТЦ «АКТИС», 1991.

15. Путь к совершенной радости. Сост. А. Раков, Б. Семенов. – СПб: АО «СПб типография № 6», 1996.

16. Преподобного отца аввы Иоанна. Лествица. — СПб: Тихв. Усп. муж. мон., 1995.

17. Духовные цветы, или выписки из писаний отцов подвижников о духовной жизни. – Москва-Рига: Благовест, 1995.

18. Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы. – М.: Правосл. Братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001.

19. Поздняков Н.И. Обиды наши. / «Морская газета» 4, 11 сентября 1999 г. – СПб – Кронштадт: изд. ЛенВМБ.

20. Православный молитвослов. – М.: «Отчий дом», 2002.

21. Архимандрит . Проповеди. — М.: изд. Моск. подв. Св.-Тр.-Серг. Лавры, 1997.

22. Сухинина Н.Е. Шашлык для старшего брата. «Русский Дом» № 6, 2003.

23. Платонов А.П. Происхождение мастера. Повести, рассказы. Сост. М.А. Платонова. – Кемерово: Кемеровское книжное изд.,1977.

24. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. – М.: «Художественная литература», 1988.

25. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Сборник статей. – М.: изд. Моск. Патр., 1991.

26. Войди в радость мою. Благочестивые размышления православного христианина о своей душе. – М.: «Светильник», 1996.

27. Василевская В. Учение Ушинского о воспитании / в кн.: . Наша и наши дети. – М.: «Мартис», 1993.

Н.И.Поздняков старший научный сотрудник Военно-морского института радиоэлектроники им. А.С.Попова

Печатается по решению Научно-исследовательской лаборатории
христианской (православной) педагогики ГОУ ВПО РГПУ им. А.И.Герцена
Покровские образовательно-просветительские листки. Вып.29, СПб.: НЕСТОР, 2008. – 26 с. ISSN 5-303-00204-7 © Нестор

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Если вы заметили, что в отношениях или вы, или ваш партнер постоянно стали испытывать это чувство, то, скорее всего, проблема где-то глубже. Мы можем бурно реагировать на какие-то мелкие недочеты (грязная тарелка на столе или не приготовленный вовремя обед), однако корень проблемы будет один - неудовлетворенные ожидания . И вот с этим и надо работать, вместо того чтобы очередной раз устраивать скандал из-за разбросанных носков.

Обида помогает разобраться с ситуацией

Этот пункт плавно вытекает из предыдущего. Вы заметили, что стали часто обижаться, и поняли, что что-то не так. Начинаем разбираться в ситуации. Что вызвало у вас такую реакцию? Почему вы обиделись? Может, человек не хотел вас задеть и вы сами «приняли огонь на себя»? В любом случае конструктивно разобраться с обидой - это уже значительно облегчить себе жизнь , главное - быть честным с самим собой.

Обида помогает избавиться от токсичных отношений

Нормальному человеку не нравится находиться в негативных эмоциях. Вот и мы для того, чтобы избежать обиды, начинаем задумываться над «профилактическими мерами» . Например, точно обговариваем то, что хотим получить в итоге, выражаем свои мысли яснее, дабы исключить недопонимания, и т. д. Такое избегание обиды является конструктивным и избавляет нас от лишних переживаний.

Обида на работе позволяет понять, что с нами обходятся несправедливо и нужно восстанавливать свои права

Самое главное, что дает нам обида, - это прощение . Мы никуда не денемся от проживания даже негативных эмоций, поэтому единственное, что мы можем с этим сделать, - понять, почему они возникают, и простить обидчика. Конечно, переступить через серьезные обиды довольно сложно, но, как сказал Нельсон Мандела, «Обижаться и негодовать - это все равно что выпить яд в надежде, что он убьет твоих врагов». Помните, что не нас обижают, а мы обижаемся, и для того чтобы простить своего обидчика, достаточно встать на его место и подумать, зачем он вас обидел. Может, это и не была цель его поведения, а если нас специально хотели обидеть, то тем более нет смысла тратить свои силы на общение с таким человеком. Прощая и забывая конфликтную ситуацию, мы делаем свою жизнь полнее и позитивнее.

Может, у вас есть свои варианты, как простить обидчика? Делитесь с нами в комментариях.

Обида в психологии - сильное деструктивное чувство, обладающее разрушительным действием. Обижаясь, люди отказываются от общения с близкими, меняют отношение окружающих к себе, наносят вред собственному здоровью. Она оставляет после себя боль и опустошённость, которые будут преследовать долгое время: дни, недели, даже годы. Когда боль понемногу успокаивается, в воспоминаниях вдруг вновь всплывают обидные слова, жесты, взгляды - и состояние возвращается, причём с былой силой. Чтобы избежать подобных ситуаций, надо учиться трансформировать негативные реакции, избавляться от накопленных вредных для гармонии установок.

Состояние обиженности возникает, когда один при общении произносит или совершает поступки, выходящие за рамки дозволенного по мнению другого. Характеризуется такими состояниями:

  • неприязнь;
  • раздражение;
  • душевная боль;
  • досада;
  • ощущение предательства;
  • желание нанести такую же травму собеседнику;
  • исключительно субъективная оценка ситуации из-за блокировки сознания;
  • злость.

В психологии основа обиды - это состояние после неоправдавшихся ожиданий от собеседника:

  • реальных - я ожидал, что ты выполнишь данное обещание;
  • мнимых - я думал, ты поступишь так, а не по-другому.

Реакция наступает независимо от характера ожиданий. Далее она идёт по одному из путей: прорывается наружу или прячется внутри личности. Первый путь в большинстве случаев приводит к конфликтам, второй - ко внутреннему и длительной холодности по отношению к обидчику.

Пока один из участников конфликта обижается, второй испытывает чувство вины. Если этого не происходит, состояние обиженности становится бесполезным. Чувство обиды невозможно испытать по отношению к тому объекту, который не сможет отреагировать: животные, незнакомые, неодушевлённые объекты. Не вызовут чувства обиды и те, кто точно избежит угрызений совести, откажется исправлять ситуацию. Их слова оставят скорее реакцию злости, досады, оскорбления.

Как справляться с обидами?

Реакция на неприятную ситуацию зависит от типа личности:

  • лица с повышенной экспрессивностью, холерики, активные экстраверты выплёскивают эмоцию на оппонента. Возникшее недопонимание влияет на отношения, может поссорить, сделать врагами;
  • лица меланхоличного склада предпочитают держать негативную реакцию внутри, давят на совесть оппонента скрытыми рычагами. Ощущение несправедливости собеседника вызывает депрессию. Конфликт может не нести яркой негативной окраски, но обижаться такие люди могут годами, скрывая свой взгляд на произошедшее и не пытаясь исправить ситуацию.

Психология личной обиды: как возникает это чувство и чем оно чревато?

Основой личных негативных реакций считаются неверные представления о собеседнике, сравнение своей картины мира с его мировоззрением.

У каждого индивида с течением времени формируется собственный набор представлений об окружающем пространстве. Хорошо, если допустимые модели поведения у собеседников примерно совпадают. Разногласия, при необъективной оценке, приводят к реакции: «я думал, ты сделаешь это по-другому», «считаю твои слова неправильными».

Причины возникновения условно делятся на три группы:

  1. Неосознанная манипуляция из-за неумения прощать. Распространённая причина обид по мнению психологов.
  2. с целью вызвать у собеседника чувство вины, а затем получить желаемое.
  3. Обманутые ожидания. Если воспринимать свою картину мира как единственно верную, то ожидания, связанные с другими людьми, рано или поздно не оправдаются. Поводы могут быть как значительные, так и пустяковые. Коллега забудет подбросить до дома («А ведь я его несколько раз подвозил! Он должен был предложить мне то же самое!»), приятель из социальных сетей забыл поздравить с днём рождения («А я его поздравлял. Внесу в особый список, потом его именины специально проигнорирую!») - так случается обида.

Если человек постоянно обижается, психология сулит ему такие последствия:

  • утрата общения с окружающими. Мало того что не все друзья готовы испытывать вину за чью-то деструктивную логику, пытаясь восстановить отношения. Может случиться, обидчик расскажет другим о конфликте, после чего они станут сторониться обиженного;
  • не каждый готов разбирать причины агрессивного поведения другого, угадывать, обиделся ли тот на что-то, а если да - то на что конкретно. Большинству просто не до этого. Обиженному приходится держать разрушительную эмоцию внутри, не понимая, как выбраться из ситуации;
  • обида (невысказанная - в особенности) подрывает физическое здоровье, так как напрямую связана с нервной системой. Переживания из-за потери гармоничного общения с близкими, задетых собственных интересов могут отразиться на физическом состоянии.

Обида с точки зрения психологии

Как отмечает психолог-гипнолог Никита Валерьевич Батурин , это одна из наиболее частых причин обращения за консультацией. Бывает, человек формулирует свою проблему совершенно иначе, неверно выстраивая причинно-следственные связи. На консультации выясняется: причиной сложившейся ситуации стала именно обида. Поэтому при серьёзных трудностях взаимодействия с окружающими рекомендуется обращаться за помощью к специалисту.

Психология обиды выделяет несколько видов этого чувства:

  • Мнимая - основана на осознанном желании манипулировать близким человеком, привлечь к себе его внимание. Присутствует точный расчёт: «сейчас я покажу, что со мной нужно обращаться по-другому, а он загладит вину, например, сделает приятный сюрприз». Этим часто злоупотребляют дети, требуя таким образом у родителей желаемое;
  • Случайная - происходит при возникновении разногласий между собеседниками. Вместо аргументированного спора, появляется негативная реакция. Разговор тут же меняет направление: начинаются попытки загладить вину, получить прощение, случается конфликт или общение просто прекращается;
  • С ошибочным вектором - например, сестру родители наградили сладким подарком за «пятёрки» в дневнике, а брат учится неважно, поэтому остался без подарка. Вместо того чтобы извлечь урок, подтянув оценки, брат начинает обижаться на сестру, ведёт себя соответствующим образом по отношению к ней. Она, несмотря на отсутствие вины, испытывает угрызения совести;
  • Скрытая - не проявляется внешне. Причин для этого бывает много: человек не готов признаться себе, что испытывает это чувство, он воспитан с установкой «обижаться - это плохо», просто не хочет конфликтовать в конкретный момент и т. д. Рано или поздно эмоция найдёт выход. Но всё время, пока она внутри, человек раз за разом переживает мельчайшие подробности конфликта, продолжая давать нагрузку нервной системе.

В психологии чувство обиды - , характерное для большинства людей. Но одни обижаются редко по действительно серьёзным поводам, а другие делают это своим стилем жизни. Они готовы искать поводы во всём, а затем покорно ждать, когда мир принесёт извинения и благотворно повлияет на их самооценку.

Психосоматика возникновения чувства обиды

Данная эмоция провоцирует болезни и сбои во всех системах организма. Пострадать может наиболее уязвимый орган.

Агрессия, как составляющий компонент любой негативной реакции, редко находит выход в полном объёме. Часть остаётся внутри до момента, пока человек не избавится от воспоминаний о ситуации, переключив внимание на другие темы. Находясь внутри, агрессивная реакция разрушительно влияет на:

  • нервную систему: головные боли, дискомфорт в области солнечного сплетения, проблемы с позвоночником;
  • эндокринную систему: нарушается гормональный баланс на фоне переживаний, что провоцирует другие болезни.

Чаще всего, как утверждает психология, обидчивые люди страдают Сердечная мышца принимает на себя удар любых переживаний. Невысказанная или незавершённая обида обостряет хронические заболевания, добавляет новых. Например, гинекологические проблемы вплоть до бесплодия с невыясненной причиной, возможно, связаны с недомолвками между партнёрами. Нередко появляются депрессии, угнетённые состояния. Особенно сложные случаи трансформируют накопленный негатив в онкологические заболевания или попытки суицида.

Избежать особенно серьёзных состояний поможет вовремя начатая работа с характером. Психолог-гипнолог Никита Валерьевич Батурин утверждает: никогда не поздно начать строить гармоничную личность:

Позитивные и негативные проявления чувства обиды

По своей природе такая реакция является лишь одним из многих чувств, на проявление которых способен человек. Но влияние на взаимоотношения с окружающим миром настолько разрушительны, что рекомендуется избавляться от обидчивости, сводить её к минимуму.

Негативные проявления:

  • портит отношения с близкими;
  • делает обидчивого человека невыносимым;
  • формирует отрицательный образ среди знакомых и коллег;
  • влияет на физическое состояние;
  • отнимает много времени.

Любопытно: для самой «жертвы» в этой дурной привычке нет ничего отрицательного. Почему человек обижается на пустяки? Психология даёт ответ: это простой и действенный способ манипулировать окружающими. Обиделся - получил желаемое. Цель достигнута.

На самом деле, позитивные проявления этих реакций заключаются в другом:

  • шанс выявить свои слабые места. Слова, действия ранят тогда, когда они задевают за живое. Можно ли как-то защитить, проработать, укрепить ослабленный «бастион» личности, чтобы избежать повторения? Кстати, это один из способов отвлечься: начать прорабатывать способы защититься в будущем;
  • защитная реакция от боли Появляется передышка, время переключиться с самого факта расставания на ощущение несправедливости;
  • один из способов очиститься от накопившегося негатива. В процессе избавления от отрицательных установок личность расчищает «завалы» досады, злости, негодования и уныния, которые незаметно накапливались.

Зачем избавляться от чувства обиды?

Обидчивость в психологии, если в ней нет признаков осознанной дурной привычки, - это, по сути, субъективная оценка чужих жизненных убеждений. Из-за того, что кто-то думает по-другому, не оправдывает ожиданий, страдает жертва. Ответственность за страдания в большинстве случаев лежит на ней самой.

Избавление от ощущения обиды приносит в жизнь:

  • спокойствие;
  • облегчение души;
  • физическое здоровье;
  • психоэмоциональное благополучие;
  • вдохновение и успех.

Нет смысла тратить своё время на досаду и злость по поводу того, что близкий или коллега чего-то не сделал или сделал это по-своему. При первых признаках появления нужно брать ситуацию под контроль и избавляться от деструктивных эмоций.

В процессе избавления немаловажным будет провести анализ происходящего, чтобы в будущем не допускать повторения. Например, если близкий человек не сделал подарок по случаю какой-то даты, нужно разобраться, почему это произошло. Он забыл? Значит, в следующий раз стоит напомнить ему заранее, желательно, в мягкой форме, чтобы и он не обиделся.

Как простить обиду?

Обидчивость - это в психологии приобретённое свойство характера. Мы учимся этому у окружающих нас взрослых людей, перенимаем как дурную привычку, а затем долго ищем способы избавиться от неё.

Два совета жертвам:

  • выбросить эти переживания из сердца;
  • научиться прощать.

Тому, кто всю жизнь привык обижаться на окружающих, манипулировать ими осознанно или неосознанно, следовать этим советам сложно. Клиенты психологов зачастую недопонимают, что имеется в виду под, казалось бы, простыми фразами.

Долой обиду из сердца

Для этого есть хорошее упражнение: эмоциональная изоляция. Оно основано на простом примере. Обидчик воспринимается жертвой как источник конфликта. Если она видит его ежедневно без возможности изолироваться физически (допустим, коллеги, работающие в одном кабинете), нужно стараться выключить любые эмоции по отношению к обидчику. Блокнот, ручка, бумага на столе не вызывают никаких эмоций. Такое же нейтральное равнодушие нужно формировать по отношению к обидчику. Возможно, сначала будет сложно. Но со временем ссора, основанная на субъективном восприятии, забудется, конфликт будет исчерпан. Нейтралитет - лучший помощник для желающих избавиться от негативных последствий общения.

Как добиться нейтралитета? Проработать конфликтную ситуацию один раз с собой или психологом, прийти к выводу: негативная реакция вызвана неоправданными ожиданиями по отношению к оппоненту, который никак не мог достичь поставленной планки. Отпустить обидчика вместе с его внутренним восприятием мира, нормами, установками.

Чем поможет психолог: научит, как тренировать стрессоустойчивость. Эмоциональная стабильность - залог

Учимся прощать

Прощение - осознанное состояние, искреннее, всегда идёт из сердца. Только такое глубокое чувство действительно помогает справляться с конфликтами быстрее, а также контролировать ситуацию, вовремя пресекая попытки обидеть и желание обидеться.

Чтобы научиться прощать, нужно ежедневно работать со своими жизненными установками и менять их. Делать это можно в любом состоянии, даже если на тот момент никакой обиды на сердце нет.

Пять шагов к умению прощать и любить:

  1. Жить в гармонии со своими эмоциями.
  2. Уметь отпускать прошлое, жить сегодняшним днём.
  3. Контролировать состояния, выбирать их осознанно («Я выбираю прощение, а не месть»).
  4. Извлекать уроки из каждой ситуации и пользоваться ими в будущем.
  5. Прощать себя, дарить окружающим любовь и свет.

Чем поможет психолог: Для каждого шага существуют обучающие упражнения. Хорошо помогает письменное изложение собственных взглядов, позиций, установок с последующим разбором. Если есть твёрдое желание пойти по этому пути, запишитесь на консультацию к психологу Никите Батурину . С его помощью легче научиться избавляться от обид.

Как помочь своему ребенку справиться с обидой?

Принято считать, что обижаться свойственно людям начиная с возраста 2–3 лет. Это период начала активного взаимодействия личности с окружающим миром. Малыш узнаёт, какие эмоции ему доступны, для чего они, как проявляются. Он может не только обидеться, но и продемонстрировать свою реакцию. Если окружающие взрослые вовремя не подскажут, что с ним происходит, а просто будут из раза в раз заглаживать свою вину подарками, ребёнок научится манипулировать.

Умение осознанно обижаться остаётся до взросления. Обида - в какой-то мере «детское» чувство, которое не растёт вместе с обладателем. Взрослые обижаются на окружающих как пятилетние дети.

Ответственность за такое поведение лежит на плечах родителей, опекунов, учителей. Чтобы человек не вырос обидчивым, психология даёт несколько советов воспитателям маленьких детей.

  1. Нельзя игнорировать эмоции ребёнка. Объясняйте, проговаривайте каждую реакцию. Обиженному ребёнку необходимо спокойно рассказать суть происходящего. Если он пытается склонить к покупке любимой сладости или игрушки - спокойно объясняйте, почему покупка невозможна. Чем чаще игнорировать чувства ребёнка, тем дольше и сложнее будет путь избавления от дурных эмоциональных привычек.
  2. Нельзя запрещать детям проявлять эмоции. Ведь что такое обида в психологии? Это деструктивное чувство, разрушающее внешние связи, лишающее внутренней гармонии. Его нельзя прятать внутри, «потому что не принято обижаться». Чем раньше привить человеку привычку трансформировать негативные реакции в жизненный опыт, тем легче ему будет во взрослой жизни.
  3. Наказание за проявление подобных реакций провоцирует желание отомстить.
  4. Учите детей прощать. Сделать это можно при помощи книг, фильмов, историй. Лучший способ - это, конечно, собственный пример.

Говорят, к которому нужно готовиться психологически. Выстраивать гармоничную личность нужно затем, чтобы позже легко привить эти качества детям. Личный пример был и остаётся лучшим учителем.

Обида в детском возрасте - не только отрицательная эмоция. Это прекрасная возможность научиться самоанализу, контролю поведения. Ребёнок учится делать выводы, выстраивать стратегию поведения. Поэтому не стоит бояться детских эмоций, бороться с ними. Нужно лишь правильно подбирать ключи к сердцу малыша.

Подводя итоги, можно сказать: обида тоже лекарство, нужна лишь правильная дозировка. Если это не манипуляция и недурная привычка добиваться желаемого, то негативную реакцию на слова или действия можно рассматривать как одно из чувств, свойственных личности. Чем выше эмоциональный интеллект, тем больше пользы извлекается из обидных ситуаций. После самоанализа такая личность стремится быстрее избавиться от негативных последствий. Это путь к успеху, гармонии с собой и окружающим миром.