Психология как наука презентация готовая. Презентация на тему "психология как наука". Взаимосвязь психологии с другими науками

Слайд 1.

Вопросы:


место в системе наук.
Исторические этапы развития
психологической науки.
Основные направления современной
психологии.
Понятие о методологии психологии.
Классификация методов в психологии, их
характеристика.

Вопрос 1.

Психология как наука: предмет, задачи,
место в системе наук.

психология

Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή -
„душа“; λόγος - „знание“) - наука,
изучающая недоступные для внешнего
наблюдения структуры и процессы с
целью объяснить поведение человека и
животных, а также особенности
поведения отдельных людей, групп и
коллективов.

психология

Психология - это наука изучающая
психическую деятельность человека,
влияние на нее внешних факторов и
взаимодействие между индивидами, на
основе детального поведенческого
анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних
факторов на психическую систему человека
и взаимосвязь между событиями и
эмоциональной активностью.

Предмет психологии:

явления, факты и закономерности
психической жизни человека, т.е.
его психика.
Под психическими явлениями
понимается внутренний,
субъективный опыт человека.

Задачи психологии:

научиться понимать сущность психических
явлений и их закономерности;
научиться управлять ими;
использовать полученные знания с целью
повышения эффективности тех отраслей
практики, на пересечении с которыми лежат
уже оформившиеся науки и отрасли;
быть теоретической основой практики
психологической службы.

Место психологии среди наук:

В современности психология имеет
статус самостоятельной
фундаментальной науки, имеющей
многообразные связи с другими
областями научных знаний.

Место психологии среди наук:

Гегель: психология занимает место на
одной из ступенек саморазвития духа.
О. Конт: психология не стала еще
позитивной наукой, а находится на
метафизической ступени.
Платон: психология – наука о
познавательных способностях человека.

Место психологии среди наук:

Б. М. Кедров выделяет два основных
научных объекта: природа (органическая и
неорганическая) и человек (человеческое
общество и мышление).
Психология имеет тесные связи и занимает
центральное место среди наук не только
как продукт всех других наук, но и как
возможный источник объяснения их
формирования и развития.

Б. Ф. Ломов о месте психологии в системе наук:

Б. Ф. Ломов о месте психологии в
системе наук:
Она является интегратором научных
дисциплин, объектом исследования
которых является человек.
Дифференциация психологии (на отрасли,
разделы) обусловлена ее отношениями с
другими науками. Особенно имеют
значение отношения психологии с
философией и математикой.

Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологии:

- с общественными науками - через социальную
психологию;
- с естественными науками - через психофизику,
сравнительную психологию и психофизиологию;
- с медицинскими науками - через патопсихологию,
медицинскую психологию, нейропсихологию и
психофармакологию;
- с педагогическими науками - через психологию
развития, педагогическую и специальную
психологию;
- с техническими науками - через инженерную
психологию.

Вопрос 2.

Исторические этапы развития
психологической науки.

Этапы развития психологии:

I этап - психология как наука о душе
(Демокрит, Лукреций, Эпикур, Платон,
Аристотель).
II этап - психология как наука о сознании
(Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц,
X. Вольфом, Д. Локк).
III этап - психология как наука о поведении
(В. Вундт, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов).
IV этап - психология как наука, изучающая
объективные закономерности, проявления и
механизмы психики.

Структура современной психологии:

Фундаментальный уровень психологии и ее
отраслей имеет общее значение для
понимания и объяснения психики и
поведения людей независимо от того, какой
деятельностью они занимаются, к какой
народности принадлежат и т.д.
Прикладной уровень науки обеспечивает
связь теории и практики посредством
эмпирического исследования. Практический
уровень обеспечивает внедрение результатов
исследования, анализ единичных фактов.

Уровни психологии:

Структура психологии также может
предполагать два уровня:
1. общая психология (изучает основные
свойства и общие закономерности психики
и сознания);
2. специальные отрасли психологии
(социальная, педагогическая, космическая
психология и т. д.).

Вопрос 3.

Основные направления
современной психологии.

Многочисленные отрасли психологии
можно классифицировать по различным
критериям.
1. Классификация на основе видов
деятельности: психология труда,
инженерная психология, космическая
психология, медицинская психология и
проч.

Направления современной психологии:

2. Классификация на основе
психологических аспектов развития
(возрастная психология: детская,
подростковая, юношеская,
геронтопсихология и др.; сравнительная
психология: зоопсихология, психология
человека; психология аномального
развития: изучает развитие психики при
патологии мозга и анализаторов).

Направления современной психологии:

3. Классификация на основе психологических
аспектов отношений людей в обществе
(социальная психология):
А) социальная психология больших групп (в
макросреде): психология религии, массовой
коммуникации и др.;
Б) психология личности (изучение
направленности личности, формирование
социальных установок и др.);
В) психология малых групп (психологическая
совместимость, межличностные отношения и
др.)

Направления современной психологии:

Общая психология – изучает наиболее
общие закономерности, методы изучения,
теоретические принципы, основные научные
понятия психологии.
Структура Общей психологии:
Познавательные процессы;
Психология личности;
Индивидуально-психологические
особенности личности;
Эмоционально-волевая сфера личности.

Вопрос 4.

Понятие о методологии психологии.
Метод – это путь, способ познания,
посредством которого познается
предмет науки (С. Л. Рубинштейн).

Методы научных приемы и
средства, исследований - это те
приёмы и средства, с помощью
которых ученые получают
достоверные сведения,
используемые далее для построения
научных теорий и выработки
практических рекомендаций.

Метод психологии - это способ познания
внутренних психических явлений через анализ
внешних психологических факторов.
Общая цель всех методов психологического
исследования заключается в точной
регистрации, выявлении, фиксации
психологических фактов, в накоплении
эмпирических, опытных данных для
последующего теоретического анализа.


группы методов:
Организационные методы: сравнительный
метод, лонгитюдный метод, комплексный
метод.
Эмпирические методы – это методы сбора
первичной информации: обсервационные
методы (наблюдение);
психодиагностические методы;
праксиметрические методы
(профессиограмма); моделирование;
биографический метод.

Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов:

Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4
группы методов:
Методы обработки данных:методы
количественного (статистический) анализа;
методы качественного (дифференциация
материала по группам).
Интерпретационные методы: генетический
метод, представляющий собой исследование
генетических связей (филогенетический,
онтогенетический, генетический и
социогенетический); структурный
(классификация, типологизация) метод:
психография.

И. Б. Гриншпун

И. Б. Гриншпун
неэкспериментальные (различные виды
наблюдения, опрос, анкетирование,
беседа, анализ продуктов деятельности);
- психодиагностические (различного рода
тесты);
- экспериментальные (метод
эксперимента и различные его
модификации).

Наблюдение - это планомерное,
целенаправленное, преднамеренное и
специальным образом организованное
восприятие явлений, результаты
которого в той или иной форме
фиксируются наблюдателем.

Метод наблюдения имеет достоинства:
- универсальный характер;
- гибкость наблюдения;
- «скромность» наблюдения;
- отсутствие искажения естественного
протекания психических процессов;
- богатство собираемых сведений.

Недостатки наблюдения:

большие временные затраты
уникальность и неповторимость
наблюдаемых явлений
субъективизм исследователя
трудность установления причины явления
сложность осуществления статистической
обработки данных
трудоемкость

«История психологии» - Темы рефератов. Вопросы для самопроверки. Лекция 1. История психологии: теоретические основания. Третий подход в определении предмета истории науки. История психологии. Нет ни одного факта в истории психологии, которому бы не предшествовали определенные причины. 3. Принципы и проблемы историко-психологического исследования.

«Психология групп» - Группа как целое; Тезис №4 (социальная психология). Тезис №5 (культурно-историческая психология). Культурно-историческая психология: Условия формирования одарённости. Целесообразнее исследовать не конкретных людей, а отслеживать групповую динамику. Тезис №3 (гештальт-психология). Группа «Тезис». Предмет исследования.

«Религия в современном мире» - Церковь. Буддизм. Признаки мировых религий. Группы религий. Буддизм учение о преодолении зла. Силы. Ислам – религия чистоты. Индуизм- исповедует 80 % жителей Индии. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной. Жизненной. Христианство – вера в спасение души человека. ТИПЫ религии.

«Психология развития» - Встреча с руководителем центра психолого-социологических исследований Марьяной Уле. Преподаватели кафедры: Достижения выпускающей кафедры: Занятие преподавателей кафедры психологии развития ПГУ с американскими студентами. Встреча с преподавателем кафедры психологии развития Майей Зупанюк. Вермонт, США).

«Общая психология» - Основные мыслительные процессы и действия. Восприятие. В акте восприятия присутствует определенное обобщение. Переключаемость – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой. Память – запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта. Таким может быть рисунок ребенка.

«Глобальные проблемы в современном мире» - Зеленые. 1.Каковы основные глобальные проблемы современности? Пути преодоления. Причины. Причины глобальных проблем. -Быстрый рост населения на Юге, -политика Севера- «Юг-сырьевой придаток». Нтп. Север-Юг. Понятие «глобальные проблемы». Глобальные проблемы современности. 2-я пол. 20 века. Выход. Условия недопущения ядерной войны.

«Предмет психологии как науки» - Жесты. Диалог. Реакции слушателя. Воображение. Чувства. Ощущения. Воля. Психология работает везде и всегда. Виды. Структура вербального общения. Поддержка. Вербальные и невербальные средства общения. Связность диалога. Память. Что такое психология. Набор всех наших качеств. Посмотрите внимательно на картинку.

«Психология» - Нос явно не выражен, "утиный", "картошкой" или слегка вздернут. Шея слабо или совсем не выражена, короткая, толстая. Длинные тонкие мускулы и кости. Можно сказать, что сангвиник беспокоен внешне, но спокоен внутри. Умственные способности меланхолика обычно столь же хорошие, сколь и неустойчивые.

«Методы психологии» - Место психологии в системе наук. Методы изучения человека. Срез – кратковременное наблюдение. Методы психологии. Психология - наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Выполните задание. Какие практические задачи способна решить военная психология? Отрасли психологии. Задачи психологии.

«Сознание в психологии» - Свойства сознания. Функциональная психология сознания. Сознание - форма отражения объективной действительности в психике человека. Структурная психология сознания. Современные представления о сознании. Аристотель: душа – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Психология как наука.

«Предмет психологии» - Виды внимания. Восприятие (перцепция) – воссоздание целостных образов объектов (предметов, ситуаций и т.д.). Наше прошлое было бы мертво для будущего. План лекций. Иллюзии восприятия – искаженное восприятие реальных предметов. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Тема 2. Чувственные формы освоения действительности.

«Предмет изучения психологии» - Уровни психического. Объект психологии. Гештальт. Я-концепция. Стимул-реакция. Опыт человека. Когнитивная карта. Направления познания природы психического. Методы психологии. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. Знание. Энциклопедический справочник. Бихевиоризм. Структура личности. Чувство неполноценности и компенсация.

Всего в теме 11 презентаций

доцент кафедры

Педагогики и медицинской психологии

Самойлова В.М.

Определение

психологии

Психология – наука, изучающая процессы активного отражения субъектом объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики.

Отличие житейского психологического знания от научного психологического

Конкретность – обобщенность

Интуитивность – рациональность

Ограниченность - широта

Уникальность и универсальность научного знания – ограниченность житейских представлений.

Специфика методов изучения.

Определение науки

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении, включающая в себя все условия и моменты этого производства:

понятийный и категориальный аппарат;

систему научной информации;

▫ методы научно-исследовательской работы;

сумму значений, выступающих в качестве предпосылки, средства, научного результата;

ученых с их знаниями, способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда;

научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование.

Характеристики научного знания

опосредованность;

обобщенность;

систематизированность

выражение в особом научном языке.

«О душе»

«Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия, стало быть, душа есть энтелехия такого тела»

«Если бы тело было глазом, то его душой было бы зрение»

Аристотель

Рене Декарт и его вклад в психологию

Рене Декарт ввел понятие рефлекса как ответа сложноорганизованной системы на внешнее механическое воздействие. В органических потребностях человека и животных Р.Декарт увидел аналог источника энергии машины. Части организма: его мышцы и сочленения суставов - напоминали механическое устройство.

Однако объяснить все поступки человека только механическими законами оказалось невозможным. Декарт вынужден был признать, что поведением человека на высших его уровнях является сознательным, разумным, волевым.

Объект и предмет психологии

Предмет психологии:

душа – в недрах религиозной философии;

сознание – в эпоху Просвещения и до конца XIX в.;

неосознаваемые психические процессы – с конца XIX в. и в начале XX в.;

поведение – с начала XX в. (с 1913 г.);

психика, деятельность людей – с 20 гг. XX в.;

личный опыт человека с 50-х годов XX в.

Объект психологии как науки - психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и

Задачи психологии

Разработка проблем методологии и истории психологии.

Изучение особенностей познавательной и практической деятельности человека.

Исследование

закономерностей

возникновения функционирования и развития психики.

Исследование закономерностей развития психики в животном мире.

Изучение условий возникновения сознания и его характеристик в исторической жизни общества.

Задачи психологии

Раскрытие психологических особенностей формирования человека как личности.

Обнаружение закономерностей развития психики детей под влиянием воспитания и обучения.

Рассмотрение процессов и способов связи между человеком и машиной.

Описание и объяснение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

ПСИХОЛОГИЯ – УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА! ПСИХОЛОГИЯ – УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА! Вашему вниманию предлагается краткое описание науки - психология, с целью ознакомления с ней. Корреспондент спрашивает директора сумасшедшего дома, какой тест является критерием для выписки. - Мы наливаем полную ванну воды, кладем рядом чайную ложечку и большую кружку и предлагаем освободить ванну от воды. Корреспондент улыбается и говорит: - Ну, любой нормальный человек возьмет кружку. - Нет, - говорит директор, - нормальный человек вытянет пробку. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ? Говоря простым языком, психология наука о душе. Границы психологии необъятны, а возможности колоссальные. ПСИХОЛОГИЯ – УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА! Психология работает везде и всегда: дома, на работе, на отдыхе, на учебе. Везде где есть человек, есть психология. Зная её, вы сможете лучше понимать себя и окружающих вас людей. - Рассказывайте, какие у вас проблемы? - Видите ли, меня никто не любит. Может, хоть ты поможешь мне, мерзкий жирный старикашка? ПСИХОЛОГИЯ – УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА! Психология это набор всех наших качеств. ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ВОЛЯ, ЧУВСТВА, ОЩУЩЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ. Психология это ДИАЛОГ, ЖЕСТЫ, МИМИКА. Психология это СЕМЬЯ, ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ. - Я хочу, чтобы вы совершенно откровенно рассказали мне о своей жизни, с самого начала. - Так вот, сначала я создал небо и землю... ТЕМПЕРАМЕНТ Изучая психику человека и его личность, психологи пришли к общему мнению, что понятие о личности можно облегчить путем определения её какой - либо классификацией. И так, зная тип темперамента, мы можем иметь примерное представление о личности человека ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей) характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность. Состоит из четырех основных типов: ТЕМПЕРАМЕНТ Холерик холерик (характеризующийся быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике) Флегматик флегматик (характеризующийся медлительностью, спокойствием, внешним слабым проявлением чувств) ТЕМПЕРАМЕНТ Меланхолик меланхолик (характеризующийся повышенной впечатлительностью и относительно незначительным внешним выражением чувств) Сангвиник сангвиник (характеризующийся живостью, быстрой возбудимостью и легкой сменяемостью эмоций) ВООБРАЖЕНИЕ Воображе́ние - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Настоящая сила воображения лежит во множестве утонченных моментов. ВООБРАЖЕНИЕ ВОССО ЗДА ЮЩЕЕ ПРОИЗВОЛЬ НОЕ (активное) МЕЧТА ТВОРЧЕСКОЕ НЕПРОИЗ ВОЛЬНОЕ (пассивное) ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка) , эмоциональная или аффективная (память «чувств») , образная и словесно-логическая. ВОЛЯ Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля - это способность человека управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. Воля - это осознанные действия человека, основанные на его личном мировоззрении. Воля - это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления). ОЩУЩЕНИЯ ОЩУЩЕНИЕ - психический познавательный процесс, отражение отдельных признаков и свойств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение - предпосылка для создания образов, их познания. Ощущения разнообразны и включают следующие виды: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые, болевые, осязательные, температурные, вибрационные ЧУВСТВА Не путать с: ощущением Чувство - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения. Это интересно В течении 30 секунд непрерывно смотрите на четыре точки в центре картинки. Теперь закройте глаза, откиньте голову назад и посмотрите навнимательно потолок. Посмотрите на Попробуйте быстро поморгать. картинку и скажите – кого вы А это коварный вопрос - Кого вы видите на этой картинке? видите? Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Значение и смысл слов, фраз Речевые звуковые явления Выразительн ые качества голоса Структура вербального общения Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%. Кинестика Невербальные средства общения изучают следующие науки: Таксика Проксемика Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший “алфавит” жестов можно разбить на 4 группы: ЖЕСТЫ эмблемы это специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывания, подергивания) адапторы это своеобразные заменители слов или фраз в общении. регуляторы иллюстраторы это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками. это жесты сообщения: указатели (“указывающий перст”), пиктографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы. Диалог – Диалог – естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения. подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения. ДИАЛОГ Диалог – Диалог – представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка первичная естественная форма языкового общения, классической формой речевого общения ДЛЯ ДИАЛОГА ХАРАКТЕРНЫ: 1 2 3 разговорная лексика и фразеология краткость, недоговоренн ость, обрывистость простые и сложные бессоюзные предложения 4 кратковремен ное предваритель ное обдумывание Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками В процессе речевого взаимодействия присходит передача информации от одного партнера к другому, которая может быть выражена в такой схеме: передача информации – (говорящий кодирует информацию в словах) (слушающий раскодирует слова, извлекает информацию) понимание информации. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции). Поддакивание (“ага”, “угу”, “да-да”, “ну”, кивание подбородком) “Эхо-реакция” - повторение последнего слова собеседника. “Зеркало” - повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов. “Парафраз” - передача содержания высказывания партнера другими словами. Уточняющие вопросы (“Что ты имел ввиду?” Оценки, советы. Эмоции (“ух”, “ах”, “здорово”, смех, скорбная мина) Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие: поддержка Обычно в слушании проявляется три такта: уяснение комментирование Виды слушания Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание. Активное слушание 1 виды 3 Эмпатическое слушание 2 Пассивно е слушание Спасибо за внимание! Думаем вам было интересно