Дрейк Фрэнсис, знаменитый английский пират: биография, основные открытия. Фрэнсис дрейк железный пират королевы Фрэнсис дрейк годы жизни

знаменитый корабль Дрейка - галеон «Golden Hind»

Если вкратце охарактеризовать этого человека, то его судьба весьма необычна. В юношестве он стал капитаном корабля, а впоследствии удачливым морским пиратом. Затем он стал мореплавателем и совершил второе кругосветное плавание после Фернана Магеллана. И после всего этого он был произведен в адмиралы и разгромил непобедимую испанскую армаду. Речь идет о легендарном Фрэнсисе Дрейке — английском мореплавателе и вице-адмирале.

адмирал Фрэнсис Дрейк

Фрэнсис Дрейк родился в Англии в поселке Тависток, графства Девоншир в семье фермера в 1540 году. Мальчик с самого детства мечтал о дальних морских походах и известности. Дорогу к своим грезам Фрэнсис начал в 13 лет нанявшись юнгой на . Юноша оказался смышленым моряком и уже скоро он стал старшим помощником капитана. Позже, когда Френсису исполнилось 18 лет, он приобрел небольшой барк, на котором стал перевозить различные грузы. Но обычные морские перевозки не приносили особого богатства, чего не скажешь о пиратстве и работорговле. Они давали больше прибыли, а посему Фрэнсис Дрейк в 1567 году в качестве командира корабля во флотилии своего дальнего родственника Джона Хокинса отправился в дальний поход к Африке за рабами а оттуда в Вест-Индию, где мореплаватели промышляли грабежами и захватом испанских кораблей. Во время этого плавания молодой мореплаватель получил огромный опыт сопряженных с грабежами и нападением на торговые корабли испанской короны. Вернувшись в Англию, о нем сразу заговорили как об удачливом капитане.

Вскоре, в ноябре 1577 года, Фрэнсис Дрейк вышел на корабле из порта Плимут и направился во главе экспедиции в Тихий океан к берегам Америки, целью являлось приведение под английскую корону новых земель а также завладение испанскими кораблями и их ценными грузами. На этот раз под командованием Дрейка находилось уже пять кораблей. Корабль Дрейка под названием «Pelican» был вооружен 18 орудиями и имел три мачты. По парусному вооружение стотонное судно относилось к галеону. При сравнительно небольших размерах, корабль Дрейка обладал хорошими мореходными качествами. Историки говорят, что даже сама королева Елизавета благословила эти корабли и преподнесла памятные подарки.

Морской поход начался удачно. К концу января 1578 года корабли Дрейка прибыли к побережью Марокко, где англичане захватили город Могадар. Получив в качестве вознаграждения большое количество различных ценных товаров, морские пираты направились к берегам Америки, где занялись разбойным грабежом. Во время этого на нескольких кораблях Дрейка назрел бунт. Некоторые моряки решили сами заняться пиратством. Однако мятеж был подавлен. Оставив два самых прохудавших корабля, и заново сформировав команды, Фрэнсис Дрейк отправился к проливу Магеллана. Успешно миновав пролив, парусники вышли в открытый океан, где сразу же попали в сильный шторм. Разбросанные корабли Дрейка так больше и не смогли собраться в эскадру. Один корабль разбился о скалы, другой течением снова затащило в пролив, и его капитан принял решение самостоятельно возвратиться в Англию. А корабль Дрейка, который к тому времени получил новое название за прекрасные мореходные качества, понесло далеко на юг.

корабль Дрейка «Золотая Лань»

Галеоны как тип судна возникли в 17 веке в Испании, когда неуклюжие каракки и небольшие каравеллы уже не подходили для дальних морских походов. Английский галеон, каким был корабль Дрейка, был более вместительным и имел более мощное вооружение. Кормовые надстройки были высокими, но более изящными за счет сильно зауженной к верху форме. Часто из кормовых помещений делались выходы на открытые галереи. Транец, как правило, создавался прямым. Корма галеонов часто обладала роскошным убранством в виде позолоченного орнамента. Форштевень тоже имел свои декорации. Парусное вооружение галеона состояло из двух рядов прямых парусов на первых двух матчах и большого латинского паруса на бизань-мачте. На бушприте, как правило, устанавливался прямой парус под названием блинд. Впервые на кораблях как у Дрейка появились орудийные палубы, располагавшиеся под главной палубой. Корпус корабля был несколько уже, чем у его предшественника каракки, а обводы корабля — более плавными, что способствовало улучшению маневренности и повышению скорости хода.

Корабль Дрейка «Pelican» был построен на верфи Альбурге, а оба вооружения (парусное и артиллерийское) были установлены в его родном городе Плимуте. Парусный корабль имел длину 21,3 м, ширину 5,8 м, осадку 2,5 м и водоизмещение 150 тонн. Перед длительными морскими походами корабль Дрейка принимал раскраску испанского галеона, состоящую из орнамента из красных и желтых ромбиков. Первоначально на корме корабля находился рисунок пеликана, но после переименования на носу появилась фигура лани, полностью отлитой из золота.

Но вернемся к великим географическим открытиям Фрэнсиса Дрейка. Итак, успешно миновав Магелланов пролив, корабль Дрейка двинулся на юг. Сам того не осознавая, он сделал важное открытие. Выяснилось, что Огненная Земля вовсе не является выступом известного Южного материка, а всего лишь есть крупный остров, за которым продолжается открытый океан. Впоследствии данный пролив между Антарктидой и Южной Америкой был назван в честь его имени.

Далее корабль Дрейка направился на север, обирая и захватывая по пути прибрежные города. Особенно удачный «клад» ждал английских корсаров в Вальпараисо. В этом порту разбойники напали на стоявший в гавани , загруженный золотом и редчайшими товарами. Но самое главное на испанском корабле оказалась неизвестная морская карта с описанием западного побережья Северной Америки.

Дрейк не только занимался грабежом испанских колоний, он прошел вдоль побережья Америки гораздо севернее испанцев. В середине июня корабль Дрейка причалил к берегу для ремонта и пополнения запасов. И между делом он решил исследовать район, где ныне располагается город Сан-Франциско, объявив его владением английской королевы, и нарек его Новый Альбион.

Путешествие вдоль западного побережья Америки оказалось весьма успешным. Когда корабль Дрейка был перегружен большим количеством золота и драгоценностей, капитан подумал о возвращение на родину. Однако проследовать через Магелланов пролив он не посмел, осознавая наличие там испанских кораблей. Тогда Дрейк решил отправиться в неизвестный путь через Южный Океан и погода ему в этом благоприятствовала. Вскоре корабль Дрейка достиг Марианских островов. Простояв на ремонте несколько дней в индонезийском Целебесе, капитан продолжил плавание.

26 сентября 1580 года Дрейк и его корабль благополучно прибыли в порт Плимут. Здесь его встретили с почестями. Даже сама королева Елизавета пришла на корабль и прямо здесь произвела бесстрашного мореплавателя в рыцари. И эта награда была заслуженной, ведь корсар привез «добычу», которая в несколько раз превосходила годовой доход британской казны.

Кроме титула Френсис Дрейк был назначен мэром Плимута, стал инспектором королевской комиссии, которая проводила регулярные проверки кораблей британского военного флота. А в 1584 году был избран почетным членом палаты общин.

В период с 1585 по 1586 годы сэр Фрэнсис Дрейк снова командовал вооруженным британским флотом, направленным против испанских колоний в Вест-Индии. Именно благодаря оперативным и умелым действиям Дрейка выход в море испанского флота короля Филиппа II был отложен на год. А в 1588 году он приложил свою тяжелую руку к окончательному разгрому непобедимой испанской армады. К сожалению, это был закат его славы.


Френсис Дрейк (Francis Drake) родился в 1540 году в местечке Тависток, графства Девоншир, в семье бедного деревенского священника Эдмунда Дрейка. В некоторых источниках утверждается, что в юности его отец был моряком. Дед Френсиса был фермером, владевший 180 акрами земли. Мать Френсиса была из рода Милвэй, но ее имя мне не удалось найти. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Френсис был старшим.

Френсис рано покинул родительский дом (предположительно в 1550 году), поступив юнгой на небольшой торговый корабль, где он быстро овладел искусством судовождения. Трудолюбивый, настойчивый и расчетливый, он приглянулся старому капитану, у которого не было семьи и который полюбил Френсиса как родного сына и завещал свой корабль Френсису. В качестве торгового капитана Дрейк предпринял несколько длительных путешествий в Бискайский залив и Гвинею, где он выгодно занимался работорговлей, поставляя негров на Гаити.

В 1567 году Дрейк командовал кораблем в эскадре известного в те времена Джона Хоккинса, грабившего с благословения королевы Елизаветы I побережье Мексики. Англичанам не повезло. Когда после страшной бури они отстаивались в Сан-Хуане, на них напала испанская эскадра. Только один корабль из шести вырвался из западни и после трудного плавания добрался до родины. Это был корабль Дрейка...

В 1569 году он женился на девушке по имени Мэри Ньюман, о которой мне не удалось ничего узнать. Известно лишь, что брак оказался бездетным. Мэри умерла двенадцать лет спустя.

Вскоре после этого Дрейк совершил два разведочных плавания через океан, а в 1572 году организовал самостоятельную экспедицию и совершил очень удачный набег на Панамский перешеек.

Вскоре среди далеко не добродушных пиратов и работорговцев молодой Дрейк стал выделяться как самый жестокий и самый удачливый. По свидетельству современников "это был властный и раздражительный человек с бешеным характером", жадный, мстительный и крайне суеверный. В то же время многие историки утверждают, что не только ради золота и почестей предпринимал он рискованные плавания, что его привлекала сама возможность побывать там, где еще не был никто из англичан. Во всяком случае, географы и моряки эпохи Великих географических открытий обязаны именно этому человеку многими важными уточнениями карты мира.

После того как Дрейк отличился в подавлении ирландского восстания, он был представлен королеве Елизавете и изложил свой план набега и опустошения западных берегов Южной Америки. Вместе со званием контр-адмирала Дрейк получил пять кораблей с экипажем из ста шестидесяти отборных матросов. Королева поставила одно условие: чтобы оставались в тайне имена всех тех знатных джентльменов, которые, как и она, дали деньги на снаряжение экспедиции.

Дрейку удалось скрыть истинные цели экспедиции от испанских шпионов, распространив слух, что он направляется в Александрию. В результате этой дезинформации испанский посол в Лондоне дон Бернандино Мендоса не принял мер для преграждения пути пирату в Западное полушарие.

13 декабря 1577 года флотилия - флагманский корабль "Пеликан" (Pelican) водоизмещением 100 тонн, "Елизавета" (80 тонн), "Морское золото" (30 тонн), "Лебедь" (50 тонн) и галера "Христофор" - покинула Плимут.

Во времена королевы Елизаветы I официальных правил обмера судов не существовало, и поэтому размеры корабля Дрейка в разных источниках не совпадают. Путем сопоставления сведений Р. Хоккель приводит следующие данные: длина между штевнями - 20,2 метров, наибольшая ширина - 5,6 метров, глубина трюма - 3,03 метров, высота борта: на миделе - 4,8 метров, в кормовой части - 9,22 метров, в носовой части - 6,47 метров; осадка - 2,2 метров, высота грот-мачты 19,95 метров. Вооружение - 18 пушек, из них по семь пушек на каждом борту и по две на баке и корме. По форме корпуса "Пеликан" представлял переходной тип от каракки к галеону и был хорошо приспособлен для длительного морского плавания.

Каюта Дрейка была отделана и обставлена с большой роскошью. Посуда, которой он пользовался, была из чистого серебра. Во время еды его слух услаждали своей игрой музыканты, а за креслом Дрейка стоял паж. Королева послала ему в подарок благовония, сладости, вышитую морскую шапку и зеленый шелковый шарф с вышитыми золотом словами: "Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог".

Во второй половине января корабли достигли Могадара, портового города в Марокко. Взяв заложников, пираты обменяли их на караван всевозможных товаров. Затем последовал бросок через Атлантический океан. Разграбив по пути испанские гавани в устье Ла-Платы, флотилия 3 июня 1578 года стала на якорь в бухте Сан-Хулиан, в которой Магеллан расправился с бунтовщиками. Ракой-то рок довлел над этой гаванью, ибо и Дрейку также пришлось подавить вспыхнувший мятеж в результате чего был казнен капитан Даути. Кстати тогда же "Пеликан" был переименован в "Золотую Лань" (Golden Hind).

2 августа, бросив два пришедших в полную негодность судна, флотилия ("Золотая Лань", "Елизавета" и "Морское Золото") вступила в Магелланов пролив и прошла его за 20 дней. После выхода из пролива корабли попали в жестокий шторм, разметавший их в разные стороны. "Морское Золото" погиб, "Елизавета" был отброшен обратно к Магелланову проливу и, пройдя его, он вернулся в Англию, а "Золотую Лань", на котором был Дрейк, занесло далеко на юг. При этом Дрейк сделал невольное открытие, что Огненная Земля не выступ Южного материка, как считалось в то время, а архипелаг, за которым простирается открытое море. В честь первооткрывателя пролив между Огненной Землей и Антарктидой был назван именем Дрейка.

Как только утих шторм, Дрейк взял курс на север и 5 декабря ворвался в гавань Вальпараисо. Захватив стоявший в гавани корабль, груженный винами и слитками золота на сумму 37 тысяч дукатов, пираты высадились на берег и разграбили город, забрав груз золотого песка стоимостью в 25 тысяч песо.

Кроме того, на корабле они нашли секретные испанские карты, и теперь Дрейк продвигался вперед не вслепую. Надо сказать, что до пиратского набега Дрейка испанцы чувствовали себя на западном побережье Америки в полнейшей безопасности - ведь ни один английский корабль не проходил Магеллановым проливом, и поэтому испанские корабли в этом районе не имели охраны, да и города не были подготовлены к отпору пиратам. Идя вдоль берегов Америки, Дрейк захватил и разграбил многие испанские города и поселения, в том числе Кальяо, Санто, Трухильо, Манту. В панамских водах он настиг корабль "Карафуэго", на котором был взят груз баснословной ценности - золото и серебро в слитках и монеты на сумму 363 тысячи песо (около 1600 кг золота). В мексиканской гавани Акапулько Дрейк захватил галеон с грузом пряностей и китайского шелка.

Затем Дрейк, обманув все надежды своих врагов, не повернул обратно на юг, а пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам. Отремонтировав корабль в районе Целебеса, он взял курс на мыс Доброй Надежды и 26 сентября 1580 года бросил якорь в Плимуте, совершив второе после Магеллана кругосветное плавание.

Это было самое доходное из всех путешествий, которые когда-либо совершались, - оно дало доход 4700% прибыли, около 500 тысяч фунтов стерлингов! Чтобы представить себе грандиозность этой суммы, достаточно привести для сравнения две цифры: боевые действия по разгрому испанской "Непобедимой армады" в 1588 году обошлись Англии "всего" в 160 тысяч фунтов, а годовой доход английской казны в то время составлял 300 тысяч фунтов. Королева Елизавета посетила корабль Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари, что было большой наградой - в Англии насчитывалось всего 300 человек, имевших это звание!

Испанский король Филипп II потребовал наказания пирата Дрейка, возмещения ущерба и извинений. Королевский совет Елизаветы ограничился туманным ответом, что испанский король не имеет морального права "воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать..."

В 1585 году Дрейк женился вторично. На этот раз это была девушка довольно богатого и знатного рода - Элизабет Сиденхэм. Чета переехала в недавно купленное Дрейком поместье Бакланд Абби (Buckland Abbey). Сегодня там находится большой момнумент в честь Дрейка. Но, как и в первом браке, детей у Дрейка не было.

В 1585-1586 годах сэр Френсис Дрейк снова командовал вооруженным английским флотом, направленным против испанских колоний Вест-Индии, и так же, как и в прошлый раз, возвратился с богатой добычей. Впервые Дрейк командовал таким большим соединением: у него в подчинении был 21 корабль с 2300 солдатами и матросами.

Именно благодаря энергичным действиям Дрейка был на год отсрочен выход в море "Непобедимой армады", что позволило Англии лучше подготовиться к военным действиям. Неплохо для одного человека! А дело было так: 19 апреля 1587 года Дрейк, командуя эскадрой из 13 небольших кораблей, вошел в гавань Кадиса, где готовились к отплытию корабли "Армады". Из 60 кораблей, стоявших на рейде, он уничтожил 30, а часть оставшихся захватил и увел с собой, в том числе и громадный галеон водоизмещением 1200 тонн.

В 1588 году сэр Френсис приложил свою тяжелую руку к полному разгрому "Непобедимой армады". К сожалению, это было зенитом его славы. Экспедиция к Лиссабону в 1589 году закончилась неудачей и стоила ему расположения и милости королевы. Взять город он не смог, а из 16 тысяч человек в живых осталось только 6 тысяч. Кроме того, королевская казна понесла убытки, а к таким вопросам королева относилась очень плохо. Похоже, что счастье покинуло Дрейка, и следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами уже стоила ему жизни.

Все в этом последнем плавании складывалось неудачно: в местах высадки оказывалось, что испанцы были предупреждены и готовы к отпору, сокровищ не было, а англичане несли постоянные потери в людях не только в боях, но и от болезней. Адмирал также заболел тропической лихорадкой. Почувствовав приближение смерти, Дрейк поднялся с постели, с большим трудом оделся, попросил своего слугу помочь ему облачиться в доспехи, чтобы умереть как воину. На рассвете 28 января 1596 года его не стало. Через несколько часов эскадра подошла к Номбре-де-Диосу. Новый командующий Томас Баскервиль приказал поместить тело сэра Френсиса Дрейка в свинцовый гроб и с воинскими почестями опустить в море.

Поскольку у сэра Френсиса Дрейка не оказалось детей, чтобы наследовать его титул, он был передан племяннику, которого тоже звали Френсис. Тогда это казалось курьезом судьбы, но впоследствии стало причиной многих казусов и недоразумений.

Добавлено: 17.05.2011 г.

В начале пути

Фрэнсис Дрейк (Francis Drake) родился в 1540 г. (в 1543 по другим данным) на ферме близ Тавистока в Девоншире (Tavistock, Devonshire). Он был старшим из 12 детей в семье небогатого сельского священника Эдмунда Дрейка (Edmund Drake). По всей видимости, Эдмунд Дрейк каким-то образом с морем был связан - вероятнее всего, он проходил службу корабельным священником.

Уже в возрасте 9-10 лет Фрэнсис Дрейк поступает юнгой на торговый корабль, совершавший рейсы в континентальную Европу. В юном возрасте Дрейк столь прекрасно зарекомендовал себя, что уже в 1561 г. получает в наследство от старого капитана свой первый корабль 50-тонный Юдифь (Джудит).

В 1561-1567 г. Дрейк в качестве капитана-владельца судна ведет торговую деятельность, в том числе и торговлю рабами (по тем временам бизнес сам по себе вполне легальный). В 1567 г. он принимает участие в экспедиции Джона Хокинса (John Hawkins) в Вест-Индию. Предприятие закончилось катастрофой. В гавани Сан-Хуан-де-Улоа (современная Мексика близ Веракрус), куда англичане зашли для того чтобы оправиться от сильного шторма, их заперла и разгромила испанская эскадра. Из пяти английских кораблей в Англию вернулась лишь Юдифь Дрейка.

(Впрочем, Хокинс тоже уцелел - он еще сыграет свою роль в судьбе Дрейка).

Здесь необходимо заметить, что эта экспедиция Хокинса сама по себе не была пиратской в нынешнем смысле этого слова. Англичане везли в Вест-Индию рабов для продажи. Но так как Новый Свет испанцы считали своей вотчиной, им такая деятельность понравиться не могла.

Так или иначе разгром в Сан-Хуан-де-Улоа стало знаковым событием для Френсиса Дрейка. Он становится непримиримым врагом испанцев.

Королевский корсар.

В конце 60-х, начале 70-х годов ХVI века Дрейк на двух маленьких кораблях - Паша и Лебедь охотится за испанскими караванами и грабит испанские корабли в Карибском море (а заодно собирает информацию об испанцах и набирается опыта)

4 июля 1569 г. Дрейк женился на Мэри Ньюмен (Mary Newman). Этот брак был бездетным. Мэри Ньюмен умерла через 12 лет.

В 1572 году Дрейк предпринимает первые наземные операции по захвату и грабежу населенных пунктов на Панамском перешейке от Атлантического до Тихоокеанского побережья (а заодно и сухопутных караванов). Особых доходов эти предприятия Дрейку не принесли, но его имя становится широко известным.

В 1572 г. Фрэнсис Дрейк получает от королевы Елизаветы лицензию на приватирскую деятельность.

В 1573 г. в кооперации с французским пиратом Гийомом Ле Тетю (Guillaume Le Testu) Дрейк совершил набег на испанский серебряный караван. В ходе вылазки пираты потеряли более тридцати человек, в том числе и братьев Дрейка - Джона и Джозефа. Но добыча была очень значительной. Это позволило Дрейку по возвращению домой приобрести поместье и стать судовладельцем трех кораблей.

Железный пират.

По совету Джона Хокинса Френсис Дрейк поступает на королевскую службу, участвует в усмирении ирландского восстания 1575 г., обзаводится нужными знакомствами и связями, тогда же Дрейк был рекомендован государственному секретарю Фрэнсису Уолсингему (Francis Walsingem) и представлен королеве. Он получил возможность изложить Елизавете I свой план экспедиции к западному побережью Америки и получил поддержку.

Конечно, участие английской королевы, а также других «сильных мира сего» спонсоров экспедиции Дрейка старательно скрывалось.

13 декабря 1577 г. Френсис Дрейк во главе эскадры из 5 кораблей на флагманском Пеликане (Pelican) вышел из Плимута в свой самый известный поход. К этому времени его уже окружала слава «железного пирата», опытного навигатора и прекрасного военно-морского тактика.

Доподлинно не известно, какие главные цели ставились перед экспедицией Дрейка двором Елизаветы I - Англия была в состоянии мира с Испанией, и участие государства в предприятии Дрейка не афишировалось.

Зато хорошо известны итоги этого плаванья.

26 сентября 1580 года Золотая Лань (Golden Hind) , закончив свой кругосветный переход, бросила якорь в Плимуте. Помимо чисто материальной добычи (а это почти 2 годовых бюджета Англии), были и другие не менее важные исторические и политические итоги этого плаванья. Королева Елизавета I 4 апреля 1581 года на борту Золотой Лани произвела Фрэнсиса Дрейка в рыцари.

По словам историка Дж. М. Трэвэлиэна (G. М. Trevelyan.) «Это было самое важное рыцарство, когда-либо дарованное английским государем, ибо оно было прямым вызовом Испании и призывом к народу Англии обратиться к морю и искать свою силу там»

Сэр Фрэнсис Дрейк купил поместье в Букленде (Buckland Abbey, Devon) - рыцарское звание обязывало иметь свой замок, был избран мэром Плимута, назначен инспектором королевской военно-морской комиссии, а в 1584 г. стал членом палаты общин британского парламента.

В феврале 1585 г. Дрейк женился на 20-летней Элизабет Сайденхэм (Elizabeth Sydenham), происходившей из богатого и знатного рода. Впрочем, и этот брак был бездетным.

Адмирал королевского флота

В 1585 - 1586 г. Дрейк командовал большим соединением из 21 корабля. Под его командованием находилось 2300 солдат и матросов. Вице-адмиралом Дрейка был известный капитан Мартин Фробишер (Sir Martin Frobisher). Поход в Вест-Индию, разграбление Картахены и Сан-Аугустина на Кубе принесли Англии более 300 тыс. фунт. ст. и около 240 орудий.

Еще один знаменательный поход был совершен Дрейком в апреле 1587 г. Во главе эскадры из 13 кораблей он внезапно напал на испанский Кадис, где формировалась знаменитая Непобедимая Армада. Флотилия Дрейка потопила и сожгла 30 из 60 кораблей испанцев, в том числе 40-пушечный 1000-тонный испанский галеон, еще один крупный галеон испанцев был взят на абордаж во внутренней гавани Кадиса. В завершении этого похода был разрушен замок Сагриш, потоплено и захвачено около 50 мелких каравелл и других мелких судов, а также захвачена каракка Сан Фелипе, возвращавшаяся из Ост-Индии с богатым грузом.

По всеобщему признанию этот поход Дрейка как минимум на год отодвинул нападение Непобедимой Армады на Англию, что, несомненно, позволило последней лучше подготовиться к вторжению испанцев.

Конечно же, сэр Фрэнсис Дрейк был непосредственным и активным участником разгрома Непобедимой Армады (132 корабля!) в 1588 г. На своем корабле Возмездие (Revenge) он участвовал в сражениях у Плимута, при Портленде, у острова Уайт, близ Кале и при Гравелине.

Выдающуюся роль Фрэнсиса Дрейка в противостоянии с Испанией отмечали даже противники и враги Англии. Римский папа Сикст V писал: «Слышали, как Дрейк со своим флотом навязал бой Армаде? С каким мужеством! Думаете, он выказал хоть какой-то страх? Он - великий капитан!»

По всей видимости, после этого удача отвернулась от сэра Френсиса Дрейка. Его последующие походы и предприятия были или малоудачными, или просто провальными.

Свое последнее плаванье сэр Фрэнсис Дрейк совершил совместно с Хокинсом в Вест-Индиию. Однако подготовленные и многому научившиеся за последние годы испанцы, сумели дать отпор англичанам. Особого успеха это плаванье не имело. Более того эскадра англичан страдала от тропической лихорадки и дизентерии.

В ноябре 1595 на рейде Сан-Хуана (остров Пуэрто-Рико) после тяжелой болезни умер Джон Хокинс. А 28 января 1596 г. в Номбре-де-Дьос (там, где в 1572 был ранен в ногу) скончался от дизентерии и сам Фрэнсис Дрейк.

Летописец пишет, что, почувствовав приближение смерти «железный пират» облачился в доспехи, чтобы принять смерть как положено воину и рыцарю.

Под залпы корабельных орудий свинцовый гроб с телом сэра фрэнсиса Дрейка опустился на дно моря.

Фрэнсис Дрейк - мореплаватель, первооткрыватель и любимый корсар английской королевы. Его подвиги и путешествия заставляли многих стремиться в бескрайние просторы океана. Однако лишь единицам удалось достичь того уровня богатства и известности, которым обладал Фрэнсис Дрейк.

Биография

Будущий мореплаватель родился в Средней Англии, в семье зажиточного фермера. Дрейк Фрэнсис был старшим ребенком в многочисленной семье. Как старшему сыну ему прочили дело отца, но сердце юного Фрэнсиса принадлежало морю. Уже в 12 лет он становится юнгой на торговом корабле одного из своих многочисленных родственников. Прилежное и быстрое обучение морским наукам выделило его из сверстников. Хозяину так понравился юный Дрейк Фрэнсис, что, умирая, он оставил бывшему юнге корабль в наследство. Так в свои 18 лет Дрейк становится капитаном собственного корабля.

Первые плавания

Поначалу, как и все капитаны торговых судов, Дрейк Фрэнсис возил различные грузы коммерческого назначения в Британское королевство. В 1560 году дядя Дрейка, Джон Хокинс, обратил внимание на катастрофическую нехватку рабочих рук на плантациях Нового Света. Идея привлечь американских аборигенов к принудительному труду не увенчалась успехом - индейцы работать не желали, не боялись пыток и смерти, а их родственники имели неприятную привычку мстить белым людям за похищенных и замученных краснокожих.

Другое дело - рабы. Их можно было завозить с Черного континента, покупать за безделушки, продавать или обменивать. Для нас, живущих в 21 веке, эти слова звучат кощунственно. Но для англичанина 16 века это был всего лишь бизнес - такой же, как и любой другой.

Торговля живым товаром

Законы Нового Света позволяли торговать только теми рабами, которые поставлялись Торговым Домом Севильи. Но спрос на рабов значительно превышал возможности этой коммерческой организации, а колонисты терпели большие убытки. Владельцы плантаций чая, кофе, хлопка и табака готовы были платить хорошие деньги за дешевую рабочую силу.

Хокинс решил рискнуть. Он поделился своим замыслом с несколькими торговыми предприятиями, и те дали ему денег для начала работы. Уже первый рейс в Новый Свет с живым товаром с лихвой окупил вложенные в предприятие средства. Хотя считалось, что в действиях Хокинса нет ничего предосудительного, старый моряк прибегал к пушкам и ружьям, когда какой-либо губернатор не соглашался с методами его работы. Налоги с предприятия исправно вносились в казну Англии. Несколько рейсов из Африки в Новый Свет сделали Хокинса и его покровителей очень богатыми людьми.

Предприятие Хокинса-Дрейка

В третье плавание Хокинс взял своего племянника и как обычно направился к берегам Африки за живым товаром. К этому времени Дрэйк Френсис был опытным капитаном, плавал в и пересекал Атлантику вместе с бывалым контрабандистом Джоном Ловелом. Совместная экспедиция закончилась трагически - корабли корсаров застала буря, эскадра сбилась с курса, причем флагманский корабль пострадал больше остальных. Джон Хокинс решил стать на ремонт и направились в порт Сан-Хуан-де-Улуа, находящийся на территории Гондураса. Следом за ним отправился и Фрэнсис Дрейк. Что он открыл - так это крайне недружелюбный прием, который оказал этот городишка двум мореплавателям. Пушки порта недвусмысленно предупредили, что приближаться очень опасно, а переговоры с местными властями не увенчались успехом. В это время на горизонте показались паруса испанской береговой эскадры. Контрабандистам пришлось вступить в неравный бой. Корабль Фрэнсиса Дрейка «Лебедь» менее пострадал во время шторма, и корсару удалось скрыться от преследователей, бросив компаньона на произвол судьбы.

Добравшись до английских берегов, Дрейк всем рассказал, что его дядя погиб в неравном бою. Но уже через несколько недель корсара ждала неприятная встреча: как оказалось, Хокинсу удалось выжить, и он с несколькими спасшимися матросами смог вырваться из гондурасской ловушки. Неизвестно, о чем разговаривали дядя и племянник, но уже через несколько лет они организовали новую экспедицию и стали снова совершать рейды в Новый Свет.

Пират Фрэнсис Дрейк

После этого случая Дрейк поклялся отомстить испанской короне за неудачный гондурасский рейд. Он постоянно преследовал испанские суда, причинив короне немалый ущерб. О том, насколько испанцы были обеспокоены постоянными нападениями Дрейка, свидетельствует тот факт, что за голову английского пирата было назначено вознаграждение в 20 тыс. дукатов. Его первая экспедиция возмездия вышла из Портсмутских доков в 1572 году. На двух кораблях - «Лебедь» и «Паша» - направился в Новый Свет и сумел захватить колумбийский порт Номбре де Диос. Здесь ему удалось ограбить несколько испанских кораблей и захватить богатую добычу. Затем Дрейк пересек Панамский перешеек, чтобы увидеть Тихий океан.

Наверное, вид бескрайнего пространства побудил пирата создать определенные планы, которые он смог осуществить несколькими годами позже.

Война с Ирландией

В это время на родине бравого капитана вспыхнула война. Ирландия сделала очередную попытку обрести свою независимость. Дрейк соглашается поступить на службу графу Эссексу и принимает участие в морских сражениях против ирландцев. В его эскадре находились три правительственных фрегата, с помощью которых он нападал на прибрежные ирландские поселки и топил корабли противника. За службу в правительственном флоте Дрейк Фрэнсис был представлен королеве как лучших из капитанов.

Направление - Южная Америка

Неизвестно, на первой ли встрече дерзкий капитан изложил свои планы королеве Елизавете или это произошло во время одной из последующих встреч. Дрейк напирал на то, что гегемонию Испании в Новом Свете нужно разрушить, а побережье южноамериканского континента идеально подходит для этой цели. Он собирался разрушить испанские колонии, расположенные в этой части света и сложить к ногам Елизаветы огромную добычу. Английская королева нашла предложение Дрейка очень интересным и даже выделила ему пять правительственных кораблей.

Кругосветная экспедиция

В декабре 1577 года начал свою трехлетнюю экспедицию Фрэнсис Дрейк (1577 - 1580). Его корабли взяли курс на Южную Америку. После сражения возле Рио-де-ла-Плата он отправился дальше на юг и на двух кораблях обогнул Патагонию. После нескольких стычек с туземцами ему удалось достичь пролива Магеллана, который был открыт в 1520 году. Во время шторма он потерял из виду второе свое судно, которое, в конце концов, вернулось к английским берегам самостоятельно. А флагманский корабль «Золотая лань» продолжал свой путь вокруг света.

Другие берега

На тихоокеанских берегах Южной Америки Дрейк основательно разграбил богатые порты Перу и Чили, захватывая торговые суда и нагружаясь добычей. Самой большой его удачей был захват великолепного испанского судна «Нуэстра сеньора де Консепсьон» - лучшего корабля испанской эскадры. Захваченное Дрейком судно перевозило богатейший груз золотых и серебряных слитков, который оценивался в 150000 фунтов - баснословные по тем временам деньги. Понимая, что обозленные испанцы будут поджидать его на обычных маршрутах, Дрейк решил обогнуть Тихий океан и вернуться домой новой дорогой. Пополнив свои запасы в 1579 году, он двинулся на запад.

Во время плавания Дрейк наносил на карту острова и береговые линии, налаживал отношения с туземцами, тем самым закладывая основы для торговли Англии с азиатскими странами.

Встреча в Англии

Почти трехлетнее плавание подошло к концу. В сентябре 1580 года Дрейк прибыл в Плимут. Он привел в порт не только свое судно, но и захваченный испанский корабль, переименованный в «Какафуэго». Королева очень тепло приняла Дрейка, ведь его пиратские вылазки ощутимо пополняли ее казну. торжественно поднялась на борт «Золотой Лани» и произвела капитана Дрейка в рыцари. Так пират получил титул сэр Фрэнсис Дрейк, а также, по утверждениям современников, он снискал личную благосклонность королевы и был ее фаворитом.

Карьера корсара не окончилась после такого триумфа. 1585 год застал его в Карибском море, где он командовал флотом из 25 кораблей Ее Величества. Он захватывает богатый город Сан Доминго и привозит на английское побережье табак и картофель. Карьера капитана Дрейка завершилась в 1595 году после неудачной попытки захватить Лас-Пальмас. В том сражении погиб дядя Дрейка - Джон Хокинс, а сам капитан, заболев малярией, отправился домой. Но, к сожалению, болезнь прогрессировала, и знаменитый пират умер в Портобелло. Его смерть стала счастливым днем в Испании, где известие гибели Дрейка встречали колокольным звоном.

Трудно переоценить тот вклад, который внес в историю сэр Фрэнсис Дрейк. Что он открыл, можно найти на любой карте мира. Среди множества нанесенным им изображений береговых линий и мелких островов красуется большой пролив между Южной Америкой и Антарктидой. Этот пролив на всех картах мира носит имя Френсиса Дрейка - знаменитого пирата и корсара Ее Величества.

Фрэнсис Дрейк (Francis Drake ) — один из наиболее известных английских пиратов. Второй человек после Магеллана совершивший кругосветное плавание.

Ранние годы Фрэнсиса Дрейка

Родился Фрэнсис примерно в 1545 году в городе Тенвистон графства Девоншир. Семья была небогатая и многодетная, кроме Фрэнсиса у Эдмунда Дрейка родилось еще одиннадцать детей. Отец Фрэнсиса в прошлом был моряком.
Поскольку Фрэнсис был старшим ребенком он рано начал помогать отцу и примерно в 10 лет устроился юнгой на небольшой торговый корабль. Пытливый мальчишка ловко справлялся с работой и схватывал на лету основы судовождения, чем очень приглянулся старому капитану. Поскольку капитан был его родственником и не имел детей, он завещал свой корабль Фрэнсису.
В 16 лет Фрэнсис Дрейк стал собственником 50-тонного барка Юдифь . О первых года плавания Дрейка известно мало, мы знаем лишь о том, что он принимал участие в работорговле во время пиратской экспедиции Джона Лоувела .

Первые экспедиции и первые неудачи Дрейка

В конце 1567 года Фрэнсис Дрейк принял участие в экспедиции другого своего родственника Джона Хокинса , богатого арматора, планировавшего разграбить испанские крепости на побережье Мексики.
Но экспедиция была крайне неудачной. Очень долго англичане не могли захватить невольников или даже ограбить какое-нибудь португальское работорговое судно. Когда им удалось загрузить достаточное количество невольников, они долго не могли продать их испанским плантаторам. Английские корабли попали в сильную бурю, а когда, они зашли в гавань, для ремонта выход блокировала эскадра сопровождающая Серебряный флот. Из шести английских кораблей только кораблю Дрейка удалось уйти без потерь. Смотрите более подробный отчет об этой экспедиции в биографии Джона Хокинса .
Вернувшись в Англию, Дрейк женился на Мэри Ньюман , после чего ушел на нескольких кораблях в Карибское море, на разведку. Но все походы до экспедиции 1672 года носили разведывательный характер, поэтому никаких документов об этих похода Дрейка не сохранилось.
В мае 1672 года Фрэнсис Дрейк вновь отправляется через океан, за Cеребряным караваном . В эту экспедицию англичане вышли на двух небольших судах и уже по пути в Америку англичане ограбили несколько испанских кораблей. Достигнув Панамского перешейка, экспедиция совместно с пиратами Джеймса Ренса напала на город Номбре-де-Диос , но захватить город им не удалось, к тому же Дрейк был ранен в ногу. Несмотря на это Дрейк еще несколько месяцев крейсировал вдоль побережья, грабя испанские суда.
Наконец, англичане высадились на берег и попытались захватить караван с серебром. По глупой случайности, вместо каравана с серебром отряд Дрейка захватил караван с продовольствием. Взбешенный Дрейк ограбил колонию Вента-Крус . Выйдя в моря, англичане встретили французских пиратов под командованием Гийома Ле Тетю , с которыми повторно напали на серебряный караван, в этот раз удача улыбнулась пиратам. Добыча была столь велика, что пираты не смогли унести все за один раз, поэтому часть добычи были вынуждены спрятать на месте. Прочесывая лес, испанцы нашли Ле Тетю и застрелили. Пригрозив пытками одному из пиратов, испанцы нашли спрятанное серебро. Дрейку повезло больше, он благополучно добрался до своих судов. Захваченную добычу поделили между англичанами и французами, вскоре Дрейку повстречалось испанское судно с продовольствием. Теперь у Дрейка было продовольствие и крепкое судно, англичане двинулся домой.
Добыча, захваченная в экспедиции, была столь велика, что Дрейк после выплаты всех процентов смог приобрести поместье и три корабля. Но из похода не вернулось около 30 человек, среди них были два родных брата Фрэнсиса.

Кругосветное плавание

Фрэнсис Дрейк руководил подавлением ирландского восстания, за что был представлен королеве Елизавете I. Эту аудиенцию он использовал, чтобы изложить королеве свой проект нападения на испанские колонии в Тихом океане. Королева одобрила план, но поставила одно условие, скрыть имена людей, предоставивших финансы для данной экспедиции. Дрейк пошел на хитрость, никто из команды не знал об истинной цели экспедиции, пока они не достигли берегов Южной Америки.
В поход вышло три корабля. Когда пираты пересекли океан, они остановились в бухте Сан-Хулиан , в которой Магеллан расправился с бунтовщиками. Дрейку здесь же пришлось казнить своего друга, капитана Томаса Доути по подозрению в подготовке мятежа. После чего здесь же флагман экспедиции был переименован в Золотую Лань .
Выйдя из Магелланова пролива , корабли попали в жестокий шторм. Один из кораблей погиб, второй был отброшен назад к проливу, и пройдя через него в обратном направлении, корабль вернулся в Англию. Золотую Лань Дрейка отнесло далеко на юг, здесь капер сделал открытие, что Огненная Земля остров, а не часть Южного материка как думали раньше. Пролив между Огненной Землей и Антарктидой позднее был назван именем Дрейка.
Когда шторм стих, Дрейк двинулся вдоль побережья. Поскольку до этого времени ни один из европейских кораблей, кроме испанских никогда не бывал на тихоокеанском побережье, испанские крепости, расположенные на побережье, были беззащитны, а нападения Дрейка были столь внезапны и неожиданны, что почти всегда заканчивались удачей. Испанцы ожидали, что Дрейк будет возвращаться в Англию через Магелланов пролив и выставили эскадру, но Дрейк обманул врагов, пересек Тихий и Индийский океаны, обошел Африку и почти через три года вернулся в Англию.
Это была самая доходная экспедиция в истории. Дрейк привез из Америки золота и драгоценностей на сумму 500 тысяч фунтов, чтобы представить себе размеры данной суммы следует сказать, что затраты Англии в борьбе с Непобедимой армадой , обошлась в 160 тысяч фунтов, а годовой доход английской казны составлял 300 тысяч фунтов. Прибыль на каждый вложенный фунт составила 4700%.
Королева прибыла на борт корабля Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари. Дрейк был избран мэром Плимута и преуспел и на этой должности. Жители этого портового города еще 300 лет с благодарностью вспоминали своего мэра, когда пользовались питьевой водой.

Победа над Непобедимой армадой

После возвращения Фрэнсис Дрейк совершил еще одну удачную экспедицию в Вест-Индию. Ему удалось ограбить столицу Эспаньолы Санто-Доминго и один из крупнейших испанских городов Картахену. В экспедиции принимал участие 21 корабль и более двух тысяч солдат.
Филипп II объявил Дрейка главным врагом Испании. Испания стала готовить огромный флот для высадки армии на английский берег.
Дрейку удалось подойти с небольшой эскадрой к испанскому порту, где находилось порядка 60 кораблей. Благодаря использованию брандеров, ему удалось поджечь порядка 30 кораблей. Сам Дрейк взял на абордаж испанский галеон водоизмещением 1200 тонн. Эта вылазка почти на целый год задержала выход готовящейся Непобедимой армады . В победе над армадой главным союзником англичан стал ветер, который разметал испанские корабли и не дал возможности высадить десант.
Попытка Дрейка захватить Лиссабон окончилась провалом. Казна понесла огромные убытки, что принесло Дрейку немилость королевы.

Последнее плавание

Ко времени последней экспедиции, испанцы сумели извлечь опыт из предыдущих набегов и смогли наладить защиту крепостей и основных приисков. Болезни сопровождали эту экспедицию, и косили солдат и матросов. Не избежал этой участи и сам Фрэнсис Дрейк . Он заболел дизентерией и 28 января 1596 умер. Его тело поместили в свинцовый гроб и сбросили в море.